Место и роль дружбы в системе ценностных ориентаций современной молодежи

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,06 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Место и роль дружбы в системе ценностных ориентаций современной молодежи














Место и роль дружбы в системе ценностных ориентаций современной молодежи

Введение

Институт дружбы является неформальным. Дружба как социальный институт - предмет изучения социологии, этнографии и исторических наук, которые прослеживают взаимодействие дружбы с такими общественными институтами, как семья, родство и соседство, историческую эволюцию социальной роли друга и соответствующих нормативных представлений.

Как отмечает Н.Н. Обозов, если понимать дружбу только как непосредственную эмоциональную привязанность, то человечество отнюдь не обладает в этом отношении ни монополией, ни приоритетом. Какие-то индивидуальные отношения и эмоциональные привязанности существуют уже у животных. Нередко такая «дружба» бывает весьма прочной и нежной. Она может связывать и особей, стоящих на разных ступенях существующей в стаде иерархии, и даже представителей разных видов. История дружбы подразумевает нечто совсем другое - становление дружбы как особого социального института, обладающего специфической ценностью и регулируемого системой нравственных норм. История эта включает две автономных, хотя и взаимосвязанных, линии развития: первая - эволюция представлений о степенях человеческой близости (по оси «свой - чужой»); вторая - динамика представлений о функциях дружбы на базе разграничения инструментальных и экспрессивных отношений [25, c.21-22].

Цель курсовой работы - раскрыть теоретические основы изучения социального института дружбы.

Глава 1. Теоретические основы изучения социального института дружбы

.1 Понятие социального института дружбы

Основой развития общества есть формирование налаженных правовых контролируемых и стабильных социальных взаимодействий <#"justify">Тип дружеских отношенийОсновные характеристики данного типа дружбыПричины прекращения отношенийотношения знакомстваЧеловек становится знакомым благодаря сложившимся обстоятельствам. Отношения знакомства поддерживаются, если они отвечают критерию: соответствие общения принятым в обществе нормам этикета. Это взаимодействие человек рассматривает как полезный ресурс.Выявление таких качеств знакомого и их проявление в поведении, наличие которых инициирует у другого человека желание прекратить общение.отношения с приятелемЧеловек определяется в качестве приятеля, если общение и организация совместной деятельности, для всех участников взаимодействия характеризуется наличием удобства и позитивной эмоциональной составляющей.При игнорировании системы ценностей человека, его интересов.отношения с другом (или подругой), без сексуальной коннотацииПредполагаются те же виды деятельности, которые были возможны со знакомыми и приятелями, но с большей эмоциональной, материальной и временной взаимоотдачей. Большее значение приобретают личностные характеристики человека.Утрата доверия в отношениях вследствие поведения, отклоняющегося от норм дружеского общения, которых должны придерживаться общающиеся.отношения с близким другом (или близкой подругой), без сексуальной коннотацииОтношения основаны на взаимном материальном и нематериальном обмене. Предполагается высокая степень доверия между близкими друзьями, что исключает опасения обличения перед другими людьми.Утрата доверия в отношениях вследствие поведения, отклоняющегося от норм дружеского общения, которых должны придерживаться общающиеся. При этом повторное рассмотрение поведения может позволить сохранить общение.дружба ценностный молодежь

В целом, при анализе дружбы как ценностной ориентации молодежи, А.С. Ковалевой были выявлены два типа правил взаимодействия:

) характерные для всех типов дружеских отношений:

) специфичные для нескольких или одного типа дружбы.

При этом применение этих правил варьируется в зависимости от типа дружеского взаимодействия: следование правилам регулируется уровнем доверия в отношениях.

Поскольку дружеские отношения развиваются в пространстве и времени, то автором выявлены способы влияния социально-экономического уровня развития общества, в целом, и условий проживания молодых люден (в крупном городе) на способы формирования межличностных отношении между ними (дружеского взаимодействия), связанных с реализацией их жизненных стратегий [20, c.131].

С этой целью предложена типология дружеского взаимодействия, основанная на принципе дифференциации дружбы в зависимости от масштабов ее пространственной локализации: контактные, локальные, глобальные (табл. 2).

Таблица 2

Пространственная локализация дружеских отношений

Место проживания друга%В одном городе53В одном районе города21В другом городе13В одном доме7В другой стране6

В результате Ковалевой А.С. были выявлены две группы обстоятельств завязывания дружеских отношении.

Первая группа обстоятельств, основная, обусловлена общностью сферы занятости. Так, основными местами знакомства девушек и молодых людей являются школа и университет. По данным анкетирования студентов, проведенного автором, девушки познакомились со своими друзьями в университете (43%), в школе - 28%; у молодых людей основными местами знакомства с друзьями являются школа и университет: 37% и 21%, соответственно.

Вторую группу обстоятельств составляют дружеские и родственные сети, посредством которых осуществляется знакомство с друзьями. По материалам анкеты, знакомство респондентов с друзьями и близкими друзьями через дружеские и родственные сети варьируется от 3 до 5% [20, c.180].


Таблица 3

Способы проведения досуга молодежью (в будние дни)

ДевушкиМолодые людинет ответа33в гости28посещение досуговых учреждений23посещение досуговых учреждений25гуляем15в университет16в гости13по-разному11в университет5гуляем7в библиотеку4никуда6разное4нет ответа5в магазины3поездка за город2

Таблица 4

Способы проведения досуга молодежью (в выходные дни)

ДевушкиМолодые людипосещение досуговых учреждений38посещение досуговых учреждений45нет ответа29по-разному20в гости8в гости13разное8поездка за город6гуляем6веселое времяпровождение5в магазины5нет ответа4поездка за город4гуляем2отдыхаем2в парк2

Наряду с этим, дифференциация способов общения в инфраструктуре города позволяет молодых людям проводить ранжирование вариантов взаимодействия с друзьями по степени предпочтения (табл. 5).

Таблица 5

Ранжирование способов общения с друзьями, при возможности выбора

ДевушкиМолодые людирангспособ общениярангспособ общения1непосредственное общение (лицом к лицу)1непосредственное общение (лицом к лицу)2по е-мейлу2по мобильному телефону3при помощи стационарного телефона3другое4по мобильному телефону4по е-мейлу5по обычной почте5по обычной почте6при помощи стационарного телефона

Таким образом, основой особенностью формирования дружеских отношений в молодежной среде является варьирование друзьями степени значимости их взаимопонимания в зависимости от степени близости их взаимодействия. На основании полученных данных, исследователем Ковалевой А.С. выявлена следующая тенденция: по мере становления и развития дружбы в отношениях происходит смещение акцента с этических норм к более личностным. Так, на первом этапе общения - при отношениях знакомства - предполагается взаимоуважение; на втором этапе - отношения хороших знакомых и приятелей - значимым становится наличие общих интересов (в качестве основы для дальнейшего взаимодействия); и на третьем этапе - основное значение в отношениях с друзьями и близкими друзьями приобретают искренность и готовность к взаимопомощи (то есть, качества, ожидаемые от близких людей и не являющиеся обязательными этическими правилами).

По мнению С.Н. Иконниковой, дружба признается величайшей социальной и нравственной ценностью большинством людей, считающих ее при этом ценностью очень редкой. Дружба - это близкие взаимоотношения, основанные на глубокой личной привязанности и симпатии, нa единстве взглядов, интересов и жизненных целей, которые выражаются в стремлении к длительному разностороннему общению [14, c.102].

Изучая дружбу как ценность молодого поколения, С.А. Сергейко и О.В. Валетова отмечают, что чем многограннее человек, тем труднее ему найти другого, который был бы созвучен с ним во всех отношениях. Отсюда известная дифференциация дружеских отношений, когда с одним из друзей нас связывают общие интеллектуальные интересы, с другим воспоминания молодости, с третьим - эстетические переживания. Каждое из таких отношений имеет свои границы, которых люди предпочитают не переходить. Однако это не мешает дружбе быть глубокой, искренней и устойчивой. В дружбе большое значение имеют индивидуальные моральные качества человека: бескорыстие, преданность, честность, искренность, верность, прямота. Бескорыстие делает отношения между друзьями благородными и чистыми, а взаимную помощь и поддержку - свободной от соображений выгоды. Дружба предполагает готовность помочь другу любой ценой, даже пойти на жертву. Искренность, честность и прямота позволяют друзьям делиться между собой самыми сокровенными мыслями и мечтами. В этом случае каждым из друзей живет жизнью и своего друга: радуется его успехам и огорчается его неудачам, советует, помогает, поддерживает и успокаивает. Преданность и верность означают, что в трудную минуту друг не оставит в беде и найдет возможность помочь и поддержать. Можно с уверенностью сказать, что многие жизненные неудачи, тем более трагедии, случались именно потому, что в трудную минуту у человека не оказалось рядом настоящего друга, который смог бы взять на свои плечи часть той тяжести, которая оказалась непосильной для одного. Взаимное уважение друзей определяется и мерой их взаимной требовательности, которая делает дружбу активной, преобразующей человека силой, не позволяющей мириться с личностными недостатками и требует их исправления. Настоящая дружба - в стремлении видеть друга сильным, умным, культурным. При благоприятных условиях взаимная требовательность и взаимопомощь могут привести к большим творческим успехам, которые были бы невозможны, если бы каждый из друзей действовал в одиночку. И в этом глубокий общественный смысл и нравственная ценность дружбы [31, c.44-46].

В отношении современной молодежи С.А. Сергейко и О.В. Валетова отмечают, что потребность дружбы особенно сильна в юности. Дело в том, что уже само наличие друга нравственно возвышает личность, поднимает ее авторитет. Дружба является косвенным показателем того, что человек кому-то нужен, интересен, дорог. Но есть и более важные причины: в откровенном обмене мнениями с друзьями, в обсуждении жизненных целей и планов у юноши или девушки формируются убеждения, идет процесс самопознания и самоопределения личности, остро и предметно ставятся задачи самовоспитания. В дружбе реализуются интересы к своему внутреннему миру и к миру сверстников. Дружба дает человеку определенные права и накладывает на него обязанности, исполнение которых предоставляет возможность иногда впервые испытать себя, узнать себе цену как личности. Способность человека к настоящей дружбе - показатель его высокой нравственной ценности [31, c.44-46].

Кроме того, С.Н. Иконникова отмечает следующие факты. Друзья близки. У них много общего. Однако они не во всем подобны друг другу. Это люди, имеющие свои индивидуальные особенности, и между ними возможны, даже неизбежны некоторые противоречия, столкновения и споры. И все же различие в индивидуально-психологических особенностях, в характерах и увлечениях настоящих друзей не разъединяет, наоборот, даже усиливает их взаимную привязанность, ибо каждый из друзей имеет возможность увидеть в друге достоинства, которыми, возможно, не обладает сам, и стать духовно богаче, сильнее, лучше [14, c.108-109].

Естественно, что личные качества для дружбы имеют большое значение; особенно отрицательные. И в этом плане не каждый человек может быть настоящим другом или иметь друзей. И это понятно, ибо общение, допустим, с эгоистом, себялюбцем, лицемером или чванливым человеком вряд ли может быть кому-либо приятным. Не представляет интереса и человек ленивый, малокультурный и ничем не интересующийся, ибо духовное общение с ним просто неинтересно.

Необходимо также отметить, как изменились ценностные ориентации дружбы в современную эпоху? Мы часто слышим, что массовое общество разрушило или подорвало основы человеческого общения, сделало его стандартным, менее интенсивным, менее человечным. Некоторые социологи считают, что в современном обществе, где конкретный человек теряет свою индивидуальность, растворяясь в массе, глубокая и длительная дружба невозможна. Американский футуролог А. Тофлер писал, что условия современной жизни - высокая социальная мобильность, частые перемены места жительства, работы - делают личные отношения непостоянными, ненадёжными и эфемерными. Люди, так же как вещи и места, проходят через нашу жизнь не задерживаясь. Чаще всего мы вступаем с окружающими нас людьми в поверхностные, деловые отношения. Сознательно или нет, мы строим наши отношения с людьми на функциональной основе.

В условиях городской жизни, особенно в современном мегаполисе, всё усложняется. Человек, стремящийся чего-то достичь, должен беречь время, и это сказывается на неутилитарном общении: банкет для налаживания отношений с «нужными людьми», деловые обеды и ужины - это совсем не то же самое, что дружеское застолье. Каждый человек хочет, чтобы его любили не за что-то, а ради него самого. Если мы замечаем, что друзья обращаются к нам преимущественно в момент нужды, нам становится обидно. Дружеские отношения ценны прежде всего потенциально, они дают уверенность в том, что нам есть с кем поделиться и есть к кому обратиться за помощью. Реальная потребность в этом возникает не часто, в зависимости от конкретных обстоятельств. Но это не значит, что в остальное время мы забываем или перестаём любить своих друзей. Дружба просто ждёт своего часа. Однако наша актуальная потребность в душевной близости или практической помощи возникает у людей не в одно время, порождая чувство обиды и непонятости. Но так было во все времена.

Необходимое условие дружбы - вера в друга и взаимная терпимость. Дружеские отношения возглавляют список важнейших ценностей и условий личного счастья, именно дружеские отношения часто считаются даже более важными, чем семейно-родственные связи. Из 40 тысяч американцев, ответивших на анкету популярного журнала, свыше половины сказали, что в кризисной ситуации обратились бы к друзьям раньше, чем к членам собственной семьи.

У нашей молодёжи потребность в дружбе ещё сильнее. Даже при сравнительно редких встречах и большом расстоянии дружеские отношения, как правило, считаются наиболее интимными и психологически важными, наличие близких друзей служит важнейшим условием субъективного благополучия. Люди, как и прежде, ставят тепло человеческого общения выше заработка, приглашают в дом не «нужных», а близких людей и предпочитают задушевную беседу увлекательной видеокассете. Глубокие чувства и отношения потому и ценились во все времена, что они никому и никогда не давались даром [16, c.30].

Итак, дружба является главной составляющей человеческой жизни. Она нужна нам, так как каждый человек испытывает потребность в близком по духу человеке, который мог бы находиться с ним как в горе, так и в радости. Пусть ценности людей со временем меняются, но если дружба настоящая, она была, есть и будет вопреки всему.

Заключение

В рассмотрении места института дружбы в системе ценностных ориентаций молодежи, мы последовательно шли по следующему пути:

рассмотрели понятия «ценности» и «ценностные ориентации»;

определили систему ценностных ориентаций современной молодежи;

раскрыли место института дружбы в системе ценностных ориентаций современной молодежи.

В итоге можно сделать следующий вывод. Дружба - это одно из проявлений любви к человеку, единства между людьми, душевного резонанса друг с другом. Утверждение исключительности, несравненности друга равносильно признанию его абсолютной ценностью. Существуют пределы, существует некий порог, который никто не должен переступать. Дружба целиком базируется на оценочных критериях и на справедливости. Как только они утрачиваются, дружба прекращается. Дружба сегодня ассоциируется прежде всего с духовной близостью, потребность в которой безгранична. С возрастом иерархия ценностей меняется, но дружба всё же занимает одно из первых мест у современной молодежи.

Список литературы

Алексеева В.Г. Ценнoстные opиентации как фактop жизнедеятельнoсти и pазвития личнoсти // Психoл. жуpн. - 2004. - Т.5. - № 5. - С.63-70.

Андpеева Г.М. Сoциальная психoлoгия. - М.: Аспект Пpесс, 1996. - 253 с.

Андреев Ю.П., Коржевская Н.М. и др. Социальные институты: содержание, функции, контроль. - М.: Академия, 2009. - 288 c.

Безрукова О.Н. Социология молодёжи: Учебно-методическое пособие. - СПб.: С. -Петерб. гос. ун-т, 2004. - 135 с.

Бубнoва С.С. Ценнoстные opиентации личнoсти как мнoгoмеpная нелинейная система // Психoл. жуpн. - 2009. - № 5. - С.38-44.

Вoйцехoвский К. Pазвитие личнoсти и ценнoсти // Мopальные ценнoсти и личнoсть / Пoд. pед. А. И. Титаpенкo, Б. O. Никoлаичева. - М.: Изд-вo МГУ, 2004. -С.247-154.

Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие. - М.: Академический Проект: Трикста, 2006. - 256 с.

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 2008. - 244 с.

Гареев Э.С., Дорожкин Ю.Н. Молодежь индустриальной России: жизненные и социально-политические ориентиры // Социологические исследования. 2007. N1. - С.70-73.

Гладарев Б. Социологический анализ дружбы: перспектива сетевого подхода / В сборнике науч.статей / под ред. О.В. Хархордина. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. - С.114-187.

Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 2006. №6.- C.13 - 16.

Гудечек Я. Ценнoстная opиентация личнoсти // Психoлoгия личнoсти в сoциальнoм oбществе: Активнoсть и pазвитие личнoсти. М., 2009. - 88 c.

Иконникова C.H. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. - М.: МГУ, 2009. - 144 с.

Калугин Д. История понятия «дружба» - от Древней Руси до XVIII в. / В сборнике науч.статей / под ред. О.В. Хархордина. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. - С.187-290.

Кирьянов В.И., Сергеева О.В. Социология коммуникации: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. - 56 с.

Климoв Е. А. Oбщечелoвеческие ценнoсти глазами психoлoга-пpoфессиoведа// Психoл. жуpн. - 2012. -Т.24. - № 4. - С.230-136.

Ковалева А.С. Анализ межличностных отношении в молодежной среде в рамках теории социального капитала (на примере современной России) / Под ред. В.К. Потёмкина, М.В. Исаченко // Материалы научной сессии кафедры социологии и управления персоналом: сборник статей аспирантов. - СПб.: СПбАУП, 2005. - 188 с.

Ковалева А.С. Статус вещи в социальной организации совместного проживания друзей / Под. ред. Т.Д. Бенедиктовой // "Объять обыкновенное...": Повседневность как текст по-американски и по-русски: Материалы VI Фулбрайтовской гуманитарной летней школы (Ясная Поляна, 1-8 июня 2003 г.). - М.: Издательство Московского университета. 2004. - 176 с.

Ковалева А.С. Теоретические и методологические аспекты исследования межличностных отношении в молодежной среде: Препринт. - СПб.: Изд-во СП6ГУ-ЭФ. 2005.- 210 с.

Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. - М.: Наука, 2008. - 134c.

Кон И.С. Дружба. 4-е издание, доп. СПб.: Питер, 2005. - 310 с.

Кроль В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для технических вузов - М.: Высш. шк., 2005. - 354 с.

Макаренко А. С. Сочинения. Т. 4. - М., 1958.- 494 с.

Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - М.: Инфра, 2008. - 174 с.

Орлов С.В. Молодежь и ее ценностные ориентации // Современная молодежная политика (Правовые аспекты реализации). Сборник научных статей. М.: Научно-исследовательский центр при Институте молодежи, 2012. С. 54-58.

Осипов Г.В. и др. Социология. - М.: Академия, 2005. - 251 c.

Плюснин Ю.М. Каких друзей мы себе выбираем? (Социобиология дружбы) // Природа. 1993. № 9. - С.20-25.

Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М.: Инфра-М, 2009. - 324 c.

Рощин Е. Понятие «дружба» в контексте международных отношений / В сборнике науч.статей / под ред. О.В. Хархордина. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. - С.290-424.

Сергейко С.А., Валетова О.В. Значение феномена дружбы // Психология и педагогика. 2012. №3. - С.43-48.

Смелзер Н.Дж. Социология. - М.: МГУ, 2004. -543 c.

Социальное качество российской молодёжи на рубеже веков: материалы Всерос. науч.-проект. конф, 21-23 марта 2012. - Барнаул, 2012. - С.56-59.

Социологический словарь. М.: Академия, 2010. - 488 с.

Социологический словарь. Н. Аберкромби, Г. Хилл (пер. с англ.). - М.: Экономика, 2005. - 410 с.

Социология молодежи: Учебник. / под ред. ВТ. Лисовского. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2006. - 232 с.

Социология. Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, 2-е издание. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 388 с.

Тихoмиpoв O.К. Пpoфессиoнальнoе станoвление личнoсти. - Яpoславль, 2006. - С.68-95.

Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.

Федорова К. Разговоры друзей, разговоры о друзьях, разговоры о дружбе / В сборнике науч.статей / под ред. О.В. Хархордина. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. - С.81-114.

Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Наука, 2006. -320 c.

Хархордин О., Ковалева А. Градации близости в современной российской дружбе / В сборнике науч.статей / под ред. О.В. Хархордина. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009.- С.48-80.

Хархордин О.В. Дружба: классическая теория и современные заботы / В сборнике науч.статей / под ред. О.В. Хархордина. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. - С.11-48.

Шапаpь В.Б., Poссoха В.Е. Нoвейший психoлoгический слoваpь. - Изд. 2-е - Poстoв н/Д.: Феникс, 2006. - 808 с.

Шеpкoвин Ю. А. Пpoблема ценнoстных opиентации и массoвые инфopмациoнные пpoцессы // Психoл. жуpн. - 2007. - Т.3. - № 5. - С.235-145.

Похожие работы на - Место и роль дружбы в системе ценностных ориентаций современной молодежи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!