Маргинальность: виды, формы существования и социальные последствия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,98 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Маргинальность: виды, формы существования и социальные последствия

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена особенностями социальных процессов в российском обществе. В результате перехода от одной социальной системы к другой общество оказалось в ситуации, что вполне можно условно назвать маргинальной, потому что в ее основе лежит промежуточное, пограничное положение самого общества.

Анализ феномена маргинальности в условиях отсутствия единой шкалы ценностей, массовой десоциализации, кризиса идентичности требует от исследователей адекватной оценки реального состояния современного российского социума. В связи с этим понятие маргинальности приобретает качественно новое содержание и требует своего уточнения. Полисемантичность слова придает ему двойную интерпретацию - оно может означать как пограничное состояние (маргинальность-переходность), так и периферийное (маргинальность-периферийность) положение социального субъекта. Маргинальность рассматривается чаще всего как явление негативное, характеризующее периферийное положение маргиналов, хотя ее деструктивный тип не является определяющим для всего феномена в целом, а является лишь одной из форм ее проявления в мире, наряду с конструктивным. Поэтому важно не просто фиксировать факт наличия маргиналов в социальной структуре общества, а учитывать различия внутри самих маргиналов.

Несмотря на интерес, который вырос в последнее время по отношению к исследуемому феномену со стороны различных общественных наук, необходимо отметить, что маргинальность как проблема социальной философии разработана недостаточно. Не раскрыты ее объективные основания; слабо изучены формы проявления в условиях современных трансформационных процессов, происходящих в обществе. Кроме того, не исследованы положительные стороны данного явления как одного из возможных факторов влияния на установление гражданского согласия. Необходимость исследования этих вопросов и обусловливает интерес к заявленной проблеме.

Маргинальность занимает промежуточное положение, находясь на стыке разных гуманитарных дисциплин, в результате чего она чаще исследуется фрагментарно, что приводит к ее недооценке как явления специфического по своему характеру. Социально-философский аспект исследования маргинальности допускает рассмотрение ее объективных оснований как следствия эксцентричной природы человека, раскрытие сущности данного явления позволяет выявить истинную роль и место маргинальности в обществе. В условиях трансформации российского общества чрезвычайно возрастает деструктивная направленность процессов маргинализации, что существенно повышает актуальность исследования маргинальности, факторов и форм ее проявления в России.

Степень научной разработанности темы исследования характеризуется, с одной стороны, давней традиции в изучении маргинальности как социального явления в работах американских и западноевропейских исследователей, а с другой - практическим отсутствием подробной концепции маргинальности применительно к условиям современной российской действительности.

Над проблемой маргинальности работали Г.В.Ф. Гегель, Э.. Дюркгейм, Г. Зиммель, К. Маркс, Г. Маркузе, Р.Е. Парк, Э. Стоунквист, М. Фуко, М. Хайдеггер, Т. Шибутани. Среди отечественных исследователей данного феномена можно отметить А.И. Атоян, Т.В. Вергун, А.А. Галкина, Л.Н. Гумилева, Е.Д. Игитханян, В.Л. Каганского, И.В. Казаринова, И.И. Кального, В.И. Мельникова, И.П. Попову, Е.Н. Старикова, Н.М. Харченко и пр.

Маргинальность всегда интересовала исследователей и выступала объектом социального познания. Уже Г. Зиммель изучал социальный тип чужака как человека, находящегося в группе, но не вполне принадлежащего ей. Отправным пунктом для самой постановки проблемы маргинальности стало изучение процессов миграции, начато американским социологом Р. Парком. Он ввел понятие "маргинальная личность" для обозначения культурного статуса и самосознания иммигрантов, оказавшихся в ситуации необходимости адаптации к новому для них образу жизни. Р. Парк и Э. Стоунквист, продолживший исследования маргинальной личности, стали родоначальниками концепции культурной маргинальности. Вслед за ними отмеченную концепцию развивали А. Антоновский, Р. Хинрикс. Но, в отличие от своих предшественников, они сосредоточили внимание на психосоциальном влиянии на личность двойственности социального статуса и роли, возникающие при конфликте культур. Основоположниками статусно-ролевой концепции маргинальности среди американских исследователей выступили Х. Дики-Кларк, Р. Мертон, Э. Хьюз, Т. Шибутани.

В целом наработанный опыт свидетельствует о том, что сформировались три концептуальные парадигмы маргинальности. Это концепции этнокультурной маргинальности, структурной маргинальности, маргинальности социальной роли. Разнообразие концепций свидетельствует о многогранности данного явления и сложности его однозначного определения.

Специфика отечественных исследований маргинальной проблематики связана с переходным периодом развития общества и промежуточным положением личности в этом обществе. Маргинальность долгое время считалась исключительно порождением капиталистического общества. Но уже в середине 80-х годов данный феномен стал осознаваться как атрибут советской действительности (А.А. Галкин, Е.Н. Стариков). Позже изучалась проблема маргинальной личности (Н.А. Навджавонов, Ю.М. Плюснин) обосновывалась необходимость особой отрасли знания - социомаргиналистики (А.И. Атоян) исследовались национально-этнические процессы и проблемы маргинализации социальных групп (В.В. Браницкий, Н.А. Фролова).

В целом в отечественной научной литературе сформировалось три подхода к маргинальности: социально-философский, социологический и культурологический, в которых нашли свое отражение этнокультурная, структурная и статусно-ролевая концепции. Феномен маргинальности начал находить свою "легализацию" в сфере гуманитарного знания и занимать особое место среди общих проблем общественного развития. Главным в определении понятия "маргинальность" становится образ переходности, соответствующей специфике современной ситуации, хотя маргинальность все еще воспринимается как сугубо отрицательное явление.

Целью исследования является рассмотрение маргинальности и анализ ее проявления в социальной действительности современной России.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

. Рассмотреть основные научные подходы к анализу понятия маргинальности.

. Изучить сущность и топологию маргинальности.

. Охарактеризовать маргинальность как реальность российского социума.

Объект исследования - маргинальность как особое состояние личности и общества.

Предмет исследования - формы проявления маргинальности в условиях трансформационных процессов современного российского общества.

Теоретико-методологической основой исследования является диалектический метод, интервальный подход, сравнительно-исторический метод, метод компаративистики и системный подход. Широко были задействованы общелогические приемы анализа и синтеза.

Теоретическое и практическое значение исследования. Для понимания современных процессов и умение прогнозировать возможное развитие страны необходимо знать сущностную природу маргинальности, понять ее как целостное явление, не ограничиваясь изучением отдельных ее сторон. Результаты исследования могут быть использованы в разработке спецкурсов по социальной философии, политологии, социологии и культурологии.

1. Основные научные подходы к анализу понятия маргинальности

маргинальность идентичность общество российский

Современные общественные и социальные условия приводят к проблеме изменения и преобразования социальной идентичности. Вопросы об идентичности появляются, поскольку существует много идей, которые способны объединять и разделять людей. Люди определяют самотождественность в различных системах идей и смыслов, и ответы на вопрос об идентичности отличаются друг от друга.

Автором понятия "маргинальность" считается американский социолог Роберт Парк (1864-1944 гг.), который впервые использовал его применительно именно миграции в своем эссе "Человеческая миграция и маргинальный человек". Роберт Парк исследовал развитие городской среды (в частности, иммигрантских сообществ в американских городах) и расовых отношений межкультурного взаимодействия, в результате чего сформировалось представление о типе "человека, находящегося на грани" двух культур. У Р. Парка понятие маргинальности (от лат. - margo - край, граница) означает положение индивидов, находящихся на грани двух разных культур, и служит для изучения последствий неадаптированности мигрантов, особенностей положения мулатов и других "культурных гибридов".

Исследовательские позиции Р. Парка определяет его "классическая" социально-экологическая теория. Общество рассматривается как организм и "глубоко биологический феномен", который, помимо социального (культурного) уровня, имеет так называемый биотический, что является основой экологического порядка. В экологическом порядке выделяется макроуровень (пространственное расположение институтов) и микроуровень (способность человека передвигаться, пространственное взаимодействие, миграция). Таким образом, основой экологического порядка является миграция как коллективное поведение. По мнению ученого, социальные изменения основываются на глубинных, биотических преобразованиях и связаны, прежде всего, с физической, пространственной, а затем и с социальной, мобильностью. Социальные перемещения, изменения социоэкономического статуса является предметом теории социальной дистанции; исследования культурной мобильности позволили Р. Парку сформулировать понятие маргинального человека.

В его теории маргинальный человек является иммигрантом, это "полукровка", что существует одновременно "в двух мирах". Главное, что определяет природу маргинального человека - чувство моральной дихотомии, раздвоения и конфликта, когда старые привычки уже отброшены, а новые еще не сформированы. Это состояние связано с периодом переезда, перехода, определяемого как кризис. Р. Парк отмечает, что периоды перехода и кризиса в жизни большинства людей можно сравнить с теми, которые испытывает мигрант, когда он покидает родину, чтобы искать удачу в другой стране. Но в случае маргинального человека период кризиса является относительно непрерывным, поэтому он имеет тенденцию превращаться в тип личности. Далее Р. Парк указывает, что в природе маргинального человека "моральное смятение", которое вызывают культурные контакты, проявляет себя в более явной форме, поэтому процесс изучения этих явлений там, где происходят изменения и слияние культур позволит лучше понимать процессы цивилизации и прогресса.

В описании "маргинального человека" Р. Парк часто обращает внимание на психологические аспекты и описывает комплекс черт личности, которые свойственны маргинальной человеку: серьезные сомнения в своей личной ценности, неопределенность связей с друзьями и постоянный страх быть отвергнутым, склонность избегать ситуаций неопределенности, чтобы не рисковать унижением, болезненная застенчивость в присутствии других людей, одиночество и чрезмерная мечтательность, излишнее беспокойство о будущем и боязнь каких-либо рискованных действий, неспособность наслаждаться и уверенность в том, что окружающие люди обращаются с ним несправедливо.

В то же время Р. Парк связывает концепцию маргинального человека не с личностным типом, а с социальным процессом. Он рассматривает маргинального человека как "побочный продукт" процесса аккультурации в ситуациях, когда люди разных культур и разных рас сходятся, чтобы продолжать совместную жизнь, и исследует процесс не с точки зрения личности, а общества, частью которого он является.

Р. Парк доходит выводу, что маргинальная личность воплощает в себе новый тип культурных взаимоотношений, возникающих на новом уровне цивилизации в результате глобальных этносоциальных процессов. "Маргинальный человек - тип личности, который появляется в то время и в том месте, где из конфликта рас и культур начинают появляться новые сообщества, народы, культуры. Судьба вынуждает этих людей существовать в двух мирах одновременно и вынуждает принять в отношении обоих миров роль космополита и чужака. Такой человек неизбежно становится (по сравнению с непосредственным культурной средой) индивидом с более широким горизонтом, более утонченным интеллектом, более независимыми и рациональными взглядами. Маргинальный человек - всегда более цивилизованное существо". Таким образом, рассмотрение проблем маргинальности Р. Парком связано с "культурологическим подходом".

Э. Стоунквист описывает маргинальное положение социального субъекта, участвующего в культурном конфликте и находящегося "между двух огней". Такой индивид находится на краю каждой культуры, а не принадлежит ни одной. Объектом внимания Э. Стоунквиста есть типичные черты личности и проблемы, связанные с ее приспособляемостью и неприспособляемостью, а также социологическое значение маргинального человека. Он рассматривает маргинального человека как ключевую личность (key-personality) в контактах культур. Маргинальная среда - это область, где две культуры переплетаются. В центре этого переплетения маргинальный человек, который пытается стать лидером "между двух огней". Э. Стоунквист определяет маргинального человека в терминах личности или группы, которые движутся из одной культуры в другую, или в некоторых случаях (например, в результате женитьбы или в силу образования) соединяются с двумя культурами. Он находится в состоянии психологического балансирования между двумя социальными мирами, один из которых, как правило, доминирует над другим.

Э. Стоунквист, описывая внутренний мир маргинального человека, применяет следующие психологические характеристики, отражающие степень остроты культурного конфликта:

дезорганизованность, ошеломленность, неспособность определить источник конфликта;

ощущение "неприступной стены", неприспособленности, невезучести;

беспокойство, тревожность, внутреннее напряжение;

изолированность, отчужденность, непричастность, неудобство,

разочарование, отчаяние;

разрушение "жизненной организации", психическая дезорганизация, бессмысленность существования;

эгоцентричность, честолюбие, агрессивность.

Исследователи отмечают близость его характеристик "маргинального человека" и определенных Э. Дюркгеймом характерных черт общества, находящегося в состоянии аномии, как следствия разрыва социальных связей. Следует отметить, что если Р. Парк рассматривает маргинальную личность как человека на рубеже двух культур и двух обществ, который никогда не будет принят в новое общество, и останется в нем личностью с расщепленным сознанием и расстроенной психикой, то Э. Стоунквист считал, что процесс адаптации может привести к формирование личности с новыми качествами. Это важный момент в позитивном ракурсе рассмотрения проблем маргинальности. Процесс "трансформации социального, психического и эмоционального аспектов личности", по мнению ученого, может занимать около 20 лет. Э. Стоунквист выделял три фазы эволюции "маргинального человека":

индивид не осознает, что его собственная жизнь охвачена культурным конфликтом, он лишь "всасывает" доминантную культуру;

конфликт перебивается осознанно - именно на этой стадии индивид становится "маргиналом";

успешные и неуспешные поиски приспособления к ситуации конфликта.

Таким образом, концепция маргинальности сначала была представлена как концепция маргинального человека. Р. Парк и Э. Стоунквист, описывая внутренний мир маргинала, являются основоположниками традиции психологического номинализма в понимании маргинальности в американской науке. Американская "традиция" акцентирует внимание на культурном конфликте при переходе от одной социальной общности к другой как источника формирования маргинального типа личности.

В то же время формируются и новые подходы, например Э. Хьюз считал, что маргинальность следует рассматривать как продукт не только расовых и культурных смешений, но и социальной мобильности: "маргинальность ... может существовать везде, где происходит достаточное социальное изменение и обусловливает появление людей, находящихся в позиции неопределенности социальной идентификации, и сопровождающими ее конфликтами лояльности и разочарования (фрустрации) личностных или групповых стремлений". Э. Хьюз отметил важность переходных фаз, которые переводят нас от одного образа жизни к другому, от одной субкультуры к другой, т.е. он расширил концепцию, рассматривая как маргинальную любую ситуацию, в которой личность идентифицируется с двумя статусами или референтными группами, но нигде не принимается полностью.

Феномен маргинальности, определенный в таком широком смысле, появляется, когда многие участвуют в жизни высокомобильного и гетерогенного общества. Э. Хьюз определил, что социальные изменения и восходящая мобильность имеют тенденцию быть причиной маргинальности для членов любой группы.

В социальной психологии механизм маргинальности исследовался Т. Шибутани, который рассматривает маргинальность в контексте социализации личности в изменяющемся обществе. Центральным моментом в его понимании маргинальности является доминирование социальных изменений, трансформации социальной структуры, которые приводят к временному разрушению согласованности. В результате человек попадает в ситуацию, когда требования нескольких эталонных для него групп противоречат друг другу, и удовлетворить их одновременно невозможно, в отличие от ситуации в стабильном обществе, когда эталонные группы в жизни личности подкрепляют друг друга. Это, как считает Т. Шибутани, и является источником маргинальности.

Т. Шибутани определяет понятие маргинального статуса личности как ключевое в понимании маргинальности: маргинальный статус - это позиция, где воплощаются противоречия структуры общества. Такой подход позволяет отойти от традиционного акцентирования на социально-психологических характеристиках маргинальной личности. Т. Шибутани считает, что комплекс психологических черт маргинального человека, который был предложен Р. Парком и Э. Стоунквистом, можно применить к ограниченному числу лиц, обязательного взаимоотношения между маргинальным статусом и личностными расстройствами не существует. Часто маргинальные группы формируют свое собственное сообщество и принимают собственные ценности жизни. Невротические симптомы развиваются чаще всего у тех, кто пытается идентифицировать себя с высшим сословием и бунтует, когда их отвергают.

В то же время маргинальный статус потенциально является источником невротических симптомов и депрессий, в тяжелых случаях может приводить к самоубийству. Позитивный вариант решения маргинальной ситуации для личности - это высокая творческая активность. Т. Шибутани отмечает, что "в любой культуре наибольшие достижения осуществляются при быстрых социальных изменениях, и крупные взносы были сделаны именно маргинальными людьми".

Можно сделать вывод, что существует несколько основных подходов к исследованию маргинальности: с одной стороны, главное - это личность на границе двух культур и комплекс социально-психологических последствий: дисгармония, потеря самоидентификации, разные траектории поиска себя, с другой стороны, маргинальность рассматривается в связи с объективными социальными условиями. Такой подход реализован в исследовании американского социолога Н. Дики-Кларка. Он считал, что понимание маргинальности только как продукта культурного конфликта является упрощением, поскольку "подчиненные группы" часто усваивают культурные стандарты "доминирующих групп". Н. Дики-Кларк следующим образом формулирует свое понимание маргинальной ситуации: определенные группы или индивиды занимают определенные позиции в обществе, т.е. они включены в систему общественных отношений, с одной стороны, а с другой - принадлежат к определенной культурной страте. Между этими двумя позициями группы или индивида должно быть соответствие. Н. Дики-Кларк отмечает, что такое соответствие зачастую отсутствует, например, в случае этнических меньшинств, которые активно усваивают культурные ценности доминантной группы, или исключаются ею (или не полностью включаются) из системы социальных отношений. Это позволяет говорить о том, что индивид, группа находятся в маргинальной ситуации. Таким образом, Н. Дики-Кларк углубляет понимание структуры маргинального конфликта, разнообразия факторов, создающих маргинальную ситуацию, включая в нее различные уровни (измерения).

В немецкой традиции характерен подход к маргинальности в области социальной структуры как к общественной позиции, которая характеризуется высокой социальной дистанцией относительно доминантной культуры "основного общества". Эта позиция находится обычно на низшей ступеньке иерархической структуры (в этом смысле "на краю") общества, а социальная категория людей, которые находятся в маргинальном положении, здесь обозначается как окраинная группа, к которой относятся, в частности, этнические меньшинства и иммигранты. Описываются такие отличительные черты поведения и установок маргиналов, как бедность контактов, разочарованность, пессимизм, апатия, отклоняющееся поведение и пр..

Дж. Б. Манчини обобщает, синтезирует различные теоретические подходы и позиции к маргинальности. Прежде всего, один из выводов: концепция маргинальности уже не существует как унитарная, в ней выделились три направления, три типа - культурная, структурная и маргинальность социальной роли. Культурная маргинальность - в ее классическом определении относится к процессам кросс-культурных контактов и ассимиляции. В основе этого типа маргинальности - взаимодействие систем ценностей двух культур, в которых участвует индивид, результатом которых становится двусмысленность, неопределенность статуса и роли.

Маргинальность социальной роли возникает в следующих случаях: в случае неудачи в попытке отнести себя к позитивной референтной группе; пребывания в роли, которая лежит между двумя рядом расположенными ролями; членство в группах, которые определяются как маргинальные.

Структурная маргинальность относится к политическому, социальному и экономическому бессилию некоторых лишенных избирательных прав и/или поставленных в невыгодное положение сегментов внутри общества.

Дж. Б. Манчини предлагает систему измерителей степени маргинальности. Крайняя степень маргинальности - это душевная дезорганизация и/или суицид. Для определения степени маргинальности как состояния индивида, Дж. Б. Манчини вводит понятия сущностной и процессуальной маргинальности, которые определяют "природу" маргинальности тех или иных социальных субъектов. Разница между ними - в степени статичности или динамичности маргинальной позиции, которую занимает индивид или группа. Первый вид маргинальности связан с положением в структуре, когда индивид становится маргиналом "по определению". Второй вид, замечает Дж. Б. Манчини, основывается на перемещении между двумя группами, когда личность пытается двигаться из одной социальной позиции к другой. В этом случае маргинальность имеет место, когда в процессе движения из группы "подающего" к группе "принимающего" - положительной референтной группы, личность еще имеет корни в бывшей, но еще не полностью принята в новой группе. Очевидно, сущностная и процессуальная маргинальности обобщают в себе признаки, в первом случае, культурной и структурной, а во втором - социально-ролевой маргинальности.

Интересной и конструктивной, на наш взгляд, является попытка многих авторов соотнести маргинальный статус личности с кризисом идентичности. Необходимым элементом успешного и благополучного существования личности в обществе является социокультурная идентичность, которая формируется в процессе социализации и обеспечивает для индивида полноценную вовлеченность в "своих" социокультурных отношений. Однако, в последние годы сформировалась совсем другая социокультурная ситуация, в которой более адекватной и удобной обнаруживается обратная для социокультурной идентичности позиция - позиция кризиса идентичности, а владение жесткой идентичностью не рассматривается однозначно положительно.

Таким образом, центральным моментом в его понимании маргинальности является доминирование социальных изменений, трансформации социальной структуры, которые приводят к временному разрушению согласованности. В результате человек попадает в ситуацию, когда требования нескольких эталонных для него группы противоречат друг другу, и удовлетворить их одновременно невозможно, в отличие от ситуации в стабильном обществе, когда эталонные группы в жизни личности подкрепляют друг друга. Часто маргинальные группы формируют свое собственное сообщество и принимают собственные ценности жизни. Невротические симптомы развиваются чаще всего у тех, кто пытается идентифицировать себя с высшим сословием и бунтует, когда их отвергают. В то же время маргинальный статус потенциально является источником невротических симптомов и депрессий, в тяжелых случаях могут приводить к самоубийству. Позитивный вариант решения маргинальной ситуации для личности - это высокая творческая активность. Шибутани отмечает, что "в любой культуре наибольшие достижения

. ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ МАРГИНАЛЬНОСТИ

Общественные трансформации способствовали возникновению социально-политических и экономических отношений качественно нового типа. Переходное российское общество характеризуется динамичностью, несформированностью социальной структуры, которая отличается от структуры развитых обществ. Незавершенность трансформационных процессов предопределяет распространение неопределенности собственной социальной позиции, неадаптированности, низких показателей социального самочувствия. Трансформация коснулась не только основы политической и экономической сферы, но и повлияла на ценностно-нормативную сферу. В оценках ученых и политиков современное российское общество нередко заслуживает эпитет "маргинальное".

Изменение социальной позиции без последующего обретения новой и обусловленная этим утрата прежних связей, норм, моделей поведения фиксируется в понятии "маргинальность". Маргинальность - термин, при помощи которого в социологии обозначают переходный, структурно неопределенный статус того или иного индивида или социальной группы. Соответственно, люди, которые по каким-то причинам не примыкают или не могут примкнуть к тому или иному слою общества, называются маргиналами. Понятие маргинальности тесно связано с социальной мобильностью, так как любой человек, переходящий из одного слоя в другой, на какой-то момент обязательно становится маргиналом, что обычно связано с болезненными психологическими переживаниями. Обычно состояние маргинальности не является длительным, хотя существуют вынужденные или сознательные маргиналы (бомжи, алкоголики, разного рода радикалы и т. д.), которые находятся в нем длительное время.

В основе природы маргинального человека - чувство моральной дихотомии, пребывания "в двух мирах" одновременно, раздвоения и конфликта, когда старые привычки отброшены, а новые - еще не сформированы.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается "культурным гибридом", разделяющим жизнь и традиции двух различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение. Однако маргинализация далеко не всегда приводит к "оседанию на дно". Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве.

Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов ( через наследование, государственную и военную службу и т.п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности. Обычно всплеск предпринимательства оказывается проявлением кризиса. Исследования в США показали, что около четверти основателей новых фирм были безработными. "Новая предпринимательская волна" в России также может быть объяснена подобными причинами.

Выделяют следующие основные виды маргинальности:

собственно социальная маргинальность (например, группы, которые порвали связь с прежним слоем, но еще не присоединились к новому слою);

экономическая маргинальность, которая сводится в основном к феномену безработицы, как вынужденной, так и намеренной (в последнем случае безработный живет на деньги, выплачиваемые ему в качестве пособия государством или иными структурами);

политическая маргинальность, при которой индивидов не устраивают существующие формы политической жизни;

религиозная маргинальность, при которой человек находится вне конфессий и не может совершить выбор в пользу одной из них.

Некоторыми учеными рассматривается также биологическая маргинальность, связанная с нарушением здоровья; этническая маргинальность, то есть принадлежность к одному из национальных меньшинств; возрастная маргинальность, возникающая в результате разрыва между поколениями; криминальная маргинальность. Процесс активного возрастания массовой маргинальности, которая характеризует не столько конкретных индивидов, сколько все общество в целом, называется маргинализацией.

Различают три традиции в объяснении маргинальности:

. Маргинальность социальной роли - возникает: в случае неудачной попытки вхождения в положительную референтную группу; членство в группах, определяемых как маргинальные (некоторые профессиональные группы, например, целители); пребывание в роли, которая находится между двумя смежными ролями, социальных группах, функционирующих за пределами социальной организации (например, цыгане, бездомные и т.д.).

. Структурная маргинальность - социальные группы, которые потеряли свои права и возможность их реализации или находятся в несколько худших условиях, вследствие политического, экономического и социального неравенства.

Рассмотрим более подробно структурную маргинальность, основы исследования которой заложены европейской традицией.

Структурная маргинальность характеризует две разные позиции индивида или социальной группы в социальной структуре общества. Это либо промежуточная позиция между структурными элементами, или низкая в социальной иерархии. В структурной маргинальности различают маргинальность - переходность и маргинальность - периферийность.

Маргинальность, которая понимается как переходность (граничность) - это состояние на грани, возникающее в процессе перехода индивида из одного социального статуса в другой. Обязательно предусматривается, что это не просто переход, а состояние незавершенности этого перехода, пребывания на границе двух статусов. При этом индивид остается полноправным элементом социальных отношений. Маргинальность - переходность возникает как следствие:

процессов социальной мобильности, не связанных со структурными изменениями в обществе;

процессов перехода от сложившейся социальной структуры общества к новой.

Этот тип структурной маргинальности можно характеризовать как с деструктивной, так и с конструктивной позиции.

Маргинальность - периферийность характеризует пребывание в низкой позиции в социальной иерархии или за пределами (на границе) функционального центра полиструктурной системы социальных связей. Периферийная маргинальность предполагает потерю социальных связей. Нисходящая социальная мобильность образует социальные группы "на краю" социальной структуры. Для таких элементов в социологии используют понятие: "низший класс", "аутсайдеры", "деклассированные", "бездомные" и т.п..

Процесс маргинализации сопровождается потерей личностью идентификации с определенной социальной группой и изменением социально-психологических ориентаций. Это предопределяет социальные перемещения определенной части индивидов. Однако "вхождение" в новую социальную группу происходит не мгновенно, иногда - это длительный процесс. У индивида формируется субъективная самооценка собственных возможностей в зависимости от самооценки ситуации; определяется стратегия поведения.

Исследование разнонаправленных стратегий поведения позволило выделить три типа потенциальной маргинальности.

. Первая группа - консервативная (стабилизирующаяся). Члены этой группы ориентируются на сохранение собственного социального статуса, в частности профессионального. Такой группе присуща нулевая потенциальная маргинальность.

. Вторая группа - ориентированная вниз. Индивиды готовы к понижению статуса, к выполнению менее квалифицированного труда. Такая потенциальная маргинальность отмечается отрицательным (минусовым) значением.

. Третья группа - прогрессивная. Индивиды ориентированы на позитивные изменения, повышение социального статуса. Они выбирают новую профессию, более квалифицированную и высокооплачиваемую. Это - потенциальная маргинальность с положительным значением.

Каждой группе соответствует своя стратегия поведения. Первой - стратегия стабилизации, а второй и третей - противоположно направленные стратегии. Соответственно - стратегия снижения и повышения статуса, которые двигают всю социальную структуру общества и влияют на общее направление и интенсивность социальных перемещений, характер стратификации и степень маргинализации общества.

В маргинальности различают естественную, связанную со спонтанной социальной мобильностью. Она присуща всем обществам и, как правило, ограничена, не касается основы существующей стратификационной системы. В отличие от нее, присвоенная маргинальность имеет принудительный характер и сопровождается снижением социального статуса целых социальных групп и слоев, вызывает значительные разрушения традиционных социальных сообществ, дезинтеграционные процессы в социальной структуре превращают общество в аморфную массу, "атомизированных" индивидов. Российскому обществу в значительной степени присуща присвоенная маргинальность, в основе которой лежат радикальные общественно-экономические и политические изменения. Такой тип можно определить как экстремальный, когда индивиды или группы лишаются своих традиционных социальных позиций, что вызвано войной, революцией, структурными сдвигами в экономике и т. п.

Таким образом, маргинальность - это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно-неопределенного социального состояния субъекта. Людей, по разным причинам выпадающих из привычной социальной среды и неспособных примкнуть к новым общностям (зачастую по причинам культурного несоответствия), испытывающих большое психологическое напряжение и переживающих своеобразный кризис самосознания, называют маргиналами. Выделяются три измерения процесса маргинализации: экономическое - маргинализация как "относительная депривация", отстранение от деятельности и потребления; политическое - поражение в гражданских/политических правах, лишение права выборов; отстранение от участия в обычной политической деятельности и от доступа к формальному политическому влиянию; социальное - маргинализация как потеря общественного престижа: деклассирование, стигматизация.

3. маргинальность как реальность российского социума

Исследование маргинальности в современных обществах, которые трансформируются, приобрело широкую актуальность и не только с чисто теоретической точки зрения, учитывая необходимость уточнения и конкретизации самого понятие, соотнесение его с реалиями современности, но и учитывая распространение деструктивных проявлений в среде маргинальных групп и потребности конструктивной адаптации социальных общностей, находящихся на периферийных или промежуточных позициях в социальной структуре общества.

Социоструктурные трансформации в постсоветских обществах способствовали возникновению новых социальных позиций, масштабным процессам социальной мобильности, которая для преобладающей части населения имела нисходящее направление. Переходное российское общество характеризуется динамичностью, несформированностью социальной структуры, которая отличается от структуры развитых обществ. Интенсивные изменения повлияли на ценностно-нормативную сферу, внутренний мир личности. В оценках ученых и политиков современное российское общество нередко заслуживает эпитет маргинальное.

В отечественной социологии получил распространение рассмотрение маргинальности в контексте развития общественных отношений, как проявление отношений социально-поляризованного общества, а не только как следствие этнокультурного конфликта. Под маргинальностью понимают

ситуацию, которая возникает при взаимодействии различных социальных групп, нередко тех, которые конфликтуют;

статус, обусловленный принадлежностью к двум или более таких групп;

субкультуры, которые образуются в сфере их взаимодействия.

Маргинальность интерпретируется как следствие значительной социальной дистанции между группами, проявляется в различиях между целями, которые они преследуют, ресурсами, которыми они реально обладают, или механизмами, обеспечивающими их интеграцию. С другой стороны, маргинальность рассматривается как следствие длительного и всеобъемлющего взаимодействия социальных групп, обусловленное разделением труда или другими объективно действующими факторами.

Взаимодействие различных социальных групп приводит к расшатыванию их нормативно-ценностных систем, что сопровождается нарушением социальной регуляции поведения, проявлением асоциальности, негативным психическим состоянием индивидов.

Переосмысление маргинальности в контексте современной ситуации в России дало основания С.С. Макееву выделить два уровня анализа маргинальности.

Во-первых, можно рассматривать маргинальность как проекцию общей маргинальной ситуации, характерной для российского общества в целом и отдельных социальных групп на границе двух социальных структур. При этом маргинальную ситуацию ученый определяет как систему внешних и внутренних условий существования, которая возникает вследствие широкомасштабных качественных неэволюционных общественных изменений, которым присуще изменение государственного устройства, трансформация социальной структуры и ценностно-нормативной системы мировосприятия. Это - структурная маргинальность, причиной которой является исключения индивидов и социальных групп из системы производственной деятельности, отстранение от выполнения общественных и политических функций, потребления духовных ценностей.

В России многочисленная безработица, обнищание значительной части населения, массовое изменение социального и профессионального статуса обусловливают маргинальную ситуацию.

Во-вторых, маргинальность - проявление пребывания личности в маргинальном статусе, что обусловлено индивидуальными обстоятельствами, но все же под влиянием маргинальности в первом значении. То есть это - культурная (субъективно-психологическая) трактовка маргинальности, которая заложена представителями американской социологии.

Социальная и социально-психологическая маргинальность описывают различные феномены: не всегда социальный маргинал имеет признаки социально-психологической маргинальности. Основанием для социально-психологической маргинальности в современном российском обществе является его подвижность и хаотичность в культурном, политическом и экономическом смысле.

Понятие "новые маргинальные группы" связывалось очередь с кризисом занятости, вызванной научно-технической революцией (индустриализацией). Основным источником возникновения и пополнения таких групп является нисходящая социальная мобильность социальных групп, которые постепенно теряют свои социальные позиции в социальной структуре общества. В среде новых маргинальных групп И.П. Попова выделяет два типа:

социальные группы, которые потеряли свой социальный статус и не имеют возможности получения нового статуса соответствующего новым потребностям;

группы, которые приобрели новый социальный статус, который существенно отличается от предыдущего, но не имеют возможности его адекватного функционального обеспечения в силу отсутствия действенных механизмов на уровне общества.

На основе обобщения существующих подходов к определению социальной маргинальности и его характеристик И.П. Попова выделяет критерии социальной маргинальности.

Во - первых, маргинальность связана с мобильностью, с перемещением в социальном пространстве, поэтому основной критерий, который определяет социальную маргинальность личности или группы - наличие состояния, связанного с периодом перехода и определенное как кризисное.

Во - вторых, неопределенность, невключенность, или частичная включенность в социальные структуры и группы. В современных исследованиях анализируется на основе неопределенности самоидентификации с общепринятыми в обществе социальными группами.

Отдельно можно анализировать такой критерий социальной маргинальности, как статусная несогласованность, что свидетельствует о противоречиях в статусных позициях, возникающие в результате изменения социального положения индивида или группы. На социально-психологическом уровне проявляется как несогласованность притязаний индивида и референтной группы, к которой он стремится.

Исследование социальной маргинальности предполагает выяснение степени маргинальности. Этот вопрос достаточно подробно разрабатывалось Дж. Манчини, который определял зависимость степени маргинальности от значимости социальной ситуации для личности. Высшая степень маргинальности проявляется как полная дезадаптация, дезорганизация или даже суицид.

И.П. Попова дополняет показатели степени социальной маргинальности: объективными показателями - обусловленность "внешними обстоятельствами, продолжительность, неизменность ситуации, ее "фатальность" (отсутствие возможности изменить ее или ее составляющие в положительном направлении)" и субъектно-объективными - перспектива и "степень адаптированности; самооценка вынужденности или добровольности социальной дистанции в изменении социального положения, повышение или понижение социально-профессионального статуса, преобладание оптимизма или пессимизма в оценке перспектив".

Маргинализация личности - это отрыв (добровольный или принудительный) от определенного социального статуса, культурных норм и ценностей, стиля жизни и тому подобное. М.А. Шульга выделяет две особенности процесса маргинализации: добровольное изменение идентичности, обусловленное саморазвитием личности при условиях стабильного общества, в противном случае изменение идентичности личности происходит в связи с социальными изменениями, это - принудительное выталкивание с социальной позиции и связанного с ней образа жизни, ценностно-нормативной системы. Первый случай связан с психологической готовностью к новым статусам и ролям, с планированием изменений, а второй воспринимается индивидом как трагедия, внешнее негативное вмешательство, что противоречит его желанию.

Маргинализация является прямым следствием структурных изменений, связывается с потерей самоидентификации в обществе. Маргинальное состояние присуще значительной части российского населения. Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые черты. Глобализация, урбанизация, массовые миграции, интенсивные взаимодействия между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, влияние на населения средств массовой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов людей.

Главное отличие современного российского общества от западного заключается в том, что в России маргиналы составляют большинство, а не меньшинство населения. Изоляция и низкая социальная активность, будучи последствиями бедности, выступают и основными ее источниками. Вытеснение людей из экономической сферы, социальная изолированность приводят к отсутствию механизмов влияния общественности на процесс принятия решений.

Фактическое бессилие и бесправие, отсутствие действенных механизмов реализации собственных социальных, экономических и политических интересов - продуктивный фон массовой маргинализации населения в современном российском обществе.

Однако еще Р. Парк в своих исследованиях указывал, что кроме негативных социально-психологических характеристик и функций маргинал воплощает новый тип культурных отношений, не только существует на границе двух культур, а одновременно является их носителем, "чужаком" и "космополитом", относительно более цивилизованным человеком. Концепцию маргинального человека Р. Парк связывал с культурным взаимодействием, которое основывается на новом уровне цивилизации в результате глобальных этносоциальных процессов.

Маргинальный человек неизбежно становится индивидом с более широким мировоззрением, утонченным интеллектом, более независимыми и рациональными взглядами. В современном обществе человеку приходится осваивать новые профессии, приобретать новые навыки, виды деятельности, менять свое отношение к социальным явлениям, расширять границы своего общения.

Но в современных характеристиках маргинальности, обычно, преобладают негативные аспекты. В частности, культурная маргинальность связывается с потерей предыдущей системы ценностей и неопределенностью новых ценностно-нормативных основ существования. Этот процесс можно экстраполировать на российское общество.

"Культурный шок" переживает все российское общество благодаря трансформации ценностно-нормативной системы, характерной для советского общества, личность лишается привычных ориентиров.

Большая часть населения соглашаются с тем, что сегодня многое из того, во что верили их родители, рушится на глазах (79%), проблема в том, что большинство людей вообще ни во что не верят (76%), не хватает настоящей дружбы, как бывало ранее, - на всю жизнь (68%), в настоящем беспорядке и неопределенности трудно понять, во что верить (68%), все так быстро меняется, что не понимаешь, каким законам следовать (68%), раньше люди лучше себя чувствовали, так как каждый знал, как поступить правильно (61%), человеческая природа такова, что войны и конфликты будут всегда (58%).

В характеристиках окружающей среды тоже прослеживается негативная динамика и преобладают нелестные оценки: большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе (71%), пойти на нечестный поступок ради выгоды (65%), никому не доверять (50%), большинство людей в душе не любят обременять себя ради того, чтобы помочь другим (57%).

Одним из весомых факторов маргинализации в обществах, которые трансформируются, становится массовая безработица. Оно обуславливает распространение неформальной занятости, нелегитимных способов получения дохода, что только углубляет степень маргинализации и социального исключения определенных слоев общества в России. Юридические и социальные гарантии не распространяются на данную категорию. Это приводит, в частности, к кризису профессиональной идентификации и увеличение латентной идентичности.

Трудовая миграция за пределы России возникает также как способ преодоления экономической маргинальности, но при этом не преодолевается социальная маргинальность в целом, в частности может добавляться ее культурный тип.

Среди основных маргинальных групп современного российского общества называют: обедневшие слои населения, безработные, "элитная" группа населения, старики, молодежь, мигранты и др.

Таким образом, перспективным с теоретической и практической целесообразности является анализ транзитивной социальной реальности в категориях маргинальности, что позволит выделить новые смысловые грани данного явления, определить его роль и значение в процессах трансформации социальной структуры. Своеобразие подходов к исследования маргинальности и понимания ее сущности во многом определяются спецификой конкретной социальной действительности и тех форм, которые данное явление в ней приобретает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие маргинальности многозначно. Его смысловое поле охватывает моральные, юридические, социальные, межличностные и философские контексты. В целом типология маргинальности опирается на разграничение двух ее типов.

. Комбинированные пограничные состояния или статусы (социальные, политические, экономические или культурные) - предельные маргиналы.

. Депрессивность статуса (социального, политического, экономического или культурного) - периферийные маргиналы.

Необходимо отличать социальную маргинальность от маргинальности социумам. Первое - это маргинальность, обусловленная социумом, определенными его чертами. Второе - это маргинальность социума. В этом случае маргинальность социума сравнивается с маргинальностью индивида, т.е. рассматривается периферийная или предельная маргинальность различных сообществ. Оценка явления как маргинального зависит от системы социальнопространственных координат, от критериев оценки, от принятых в группе норм. Поэтому следует задавать критерия оценки маргинальности, принятой в том или ином случае.

Со временем осуществляются модификации маргинальности. Можно определить такие аспекты модификации маргинальности: интернационализация, маргинализация окружения, информатизационная маргинальность, маргинализация политической сферы.

Маргинальность переживает сейчас весьма своеобразный момент: продолжая причислять к ее жертвам все нежелательные элементы, общество ощущает, как подрываются изнутри его глубинные устои, основательно расшатанные экономическими процессами. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействия между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей.

Маргинальность не возникает вне резкого реального или
вымышленного столкновения с окружающим миром. Уход в маргинальность предполагает два совершенно различных маршрута:
либо разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного, совершенно иного мира;

либо постепенное вытеснение (или насильственный выброс) за пределы законности.

В любом варианте, будь то результат "свободного" выбора или же следствие процесса деклассирования, который провоцируется напуганным обществом, маргинал обозначает не изнанку мира, а как бы его омуты, теневые стороны. Общество выставляет отверженных напоказ, дабы подкрепить свой собственный мир, тот, который считается "нормальным" и светлым. Наличие значимых маргинальных слоев становится серьезной угрозой для общественной морали, социального развития страны.

На современном этапе общественных трансформаций кризисное состояние социума нельзя объяснить только макросоциальными (культурными, экономическими, политическими) причинами. Кризис порождает себя и выступает как необходимый механизм самоорганизации жизнедеятельности и коммуникации людей. Процесс социальной трансформации разрушает или значительно деформирует основные идентичности, которые сложились до кризиса.

В условиях тотального смешения социокультурных связей, которые позволяли обществу быть единым, кризис личностной и социальной идентичности уже не воспринимается ни обществом, ни личностью как нечто аномальное, как то, от чего следует поскорее избавиться, а становится способом существования, образом и стилем жизни. Происходит этап приспособления, адаптации личности к кризису социальной идентичности, поскольку в условиях кризиса любая социокультурная рамка не обеспечивает гарантий благополучия и успешности.

Таким образом, маргинальность носит противоречивый характер. И может иметь разную окраску, может быть оценено как негативно, так и позитивно. Маргинал может представлять и отбросы, "дно" общества, но и может быть на острие общественных преобразований. Поэтому в маргинальную ситуацию могут попадать разные индивиды, с различным направлением жизненной перспективы и, таким образом, с разным личным вкладом в общую "кладовую" общественного развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Акопян Н. Маргинальность как одна из основных характеристик трансформирующегося общества / / 21-й век. - 2009. - № 1. - С. 150-165.

2.Бевзенко Л. Маргинализация в переходном обществе. Связь с социальным успехом / / Социология: теория, методы, маркетинг.- 2010. - № 3. С. 170-172.

.Галсанамжилова А. Н. К вопросу о структурной маргинальность в российском обществе / / Журнал социологии и социальной антропологи. - 2011. - № 4. - С. 160-169.

.Голенкова З. Т., Игитханян Е. Д., Казаринова И.В. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации / / Социс. - 2009. - № 8. - С. 12-17.

.Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. - М.: Эксмо, 2010. - 316 с.

.Дахин В.Н. Государство и маргинальность//Свободная мысль. - 2007. - № 4. - С. 11-16.

.Зиммель Г. Экскурс о чужаке / Г. Зиммель // Социологическая теория: История, современность, перспективы: альманах журнала Социологическое обозрение. - СПб., 2008. - С. 7-13.

.Ильин В. И. Социальное неравенство. - М.: Академия, 2010. - 480 с.

.Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузов. - М.: NOTA BENE, 2011. - 269 с.

.Карпикова И.И. Экономическая маргинализация и формирование трудового потенциала.// Человек и труд. - 2011. - № 2. - С. 28-32.

.Коктыш К.Е. Закономерности и динамика развития социальных онтологий // Полис. - 2010. - № 3. - С. 9-14.

.Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. - М.: Наука, 2011. - 134 c.

.Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов - М.: Юнити, 2011.- 479 с.

.Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А-Я Словарь-справочник/ Пер. с англ. - М.: Гранд, 2009. - 602 с.

.Маргинальность в современной России. Коллективная монография. - М.: Московский общественный научный фонд, 2010. - 156 с.

.Мельник С.Н. К проблеме теоретического осмысления маргинальности.//Вестник института психологии, педагогики и социальной работы ДВГУ. - 2009. - № 1. - С. 30-36.

.Осипов Г.В. и др. Социология. - М.: Академия, 2012. - 251 c.

.Попова И. П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) / / Социологические исследования. - 2009. - № 7. - С. 62-71.

.Прибытков И. Мы - не маргиналы, маргиналы - не мы? / / Философская и социологическая мысль. - 2010. - № 11-12. - С. 70-86.

.Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 2008. - 562 с.

.Социология. Учебник для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. В.Н. Лавриненко - М.: ЮНИТИ, 2010. - 447 с.

.Социология в России. / Под ред. В.А. Ядова. - М.: Издательство института РАН, 2011. - 696 с.

.Социологический энциклопедический словарь. / Под ред. ак. РАН Г. В. Осипова. - М.: Инфра-М, 2008. - 468 с.

.Тощенко Ж.Т. Социология. - М.: Прометей, 2011. - 474 с.

.Хьюз Э.Ч. Изучение институтов // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. - Сер. 11. - Социология. - 2011. - № 4. - С. 118-126.

.Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Наука, 2009. -320 c.

.Цыба В. Философско-диалектический и социально-психологический измерения демократических преобразований / / Социально-психологическое измерение демократических преобразований в Украине / Под ред. Максименко С.Д., Цыбы В.Т., Шайгородского Ю.Ж. и др.. - К.: Украинский центр политического менеджмента, 2011. - С. 32-51.

.Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2009 539 с.

.Шульга М.А. Маргинальность как кризис идентичности / / Социология: теория, методы, маркетинг. - 2010. - № 3. - С. 38-44.

.Шульга М.А. Национальная и политическая маргинализация в условиях системного кризиса / / Социология, теория, методы, маркетинг. - 2011. - № 1. - С. 26-31.

.Эверетт В. Стоунквист Маргинальный человек. Исследование личности и культурного конфликта (Автореферат диссертации с примечаниями 1961 г.). - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. - 179 с.

.Ядов В.Л. Социологические исследования. - М.: Юристъ. 2011. - 534 с.

.Mancini BJ No owner of soil: The concept of marginality revisited on its sixtieth birthday / / Intern, rev. of mod. sociology. New Delhi, 1988. Vol 18. № 2. P. 183.

.Park RE Human Migration and Marginal Man / / American Journal of Sociology. - 1928. - Vol. 33. - № 6. - R. 882-893.

Похожие работы на - Маргинальность: виды, формы существования и социальные последствия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!