Культура студенчества

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,9 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Культура студенчества

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

Кафедра социологии и политологии





Курсовая работа

по дисциплине «Основы социологии»

на тему: «Культура студенчества»

Выполнил:

студент гуманитарного факультета

Группы С-12-1б

Кочергина С. Ю.

Проверил:

Старший преподаватель кафедры

Социологии и политологии

Широян С. Ш.


Пермь, 2013 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Культура студенчества

.2 Особенности культуры студенчества, как отдельной социальной группы

.3 Особенности культуры студентов гуманитарных и технических специальностей

Глава 2. Культура студентов. Социологические исследования

.1 Исследование А.В. Соколова и И.О.Щербаковой

.2 Исследование А.В. Соколова. Духовный мир студенческой молодежи

.3 Исследование Т.Г. Исламишиной, О.А. Максимовой. Жизненные установки студентов

Заключение

Список литературы

Введение

Формирование культуры студента - одна из важнейших проблем современного мира. Технические, социальные преобразования современного общества коснулись всех областей человеческой деятельности, в том числе и такой деятельности как общественная коммуникация, посредством которой, человек, в нашем случае студент, окультуривается. В процессе образования человек взаимодействует с огромным количеством людей, которые делятся своим культурным опытом, в результате восприятия которого, человек как бы обретает «культурный слой».

Данная тема особенно актуальна, потому как именно культура формирует личности членов общества, тем самым регулируя их поведение в обществе. Задача воспитания из студента не просто профессионально подготовленного специалиста, но и культурного человека, имеющего широкие духовные интересы, всегда относилась к числу приоритетных задач системы высшего образования. Главной целью профессионального образования является подготовка студента к будущей деятельности. Как известно, в современном обществе важна не только профессиональная подготовленность человека, но и его культурная образованность. И поэтому профессиональное образование должно развивать в обучаемом объекте его личные культурные качества.

Основной целью данной работы является изучение особенностей культуры студенчества, как отдельной социальной группы, а также изучение особенностей культуры студентов гуманитарных и технических специальностей. Для достижения цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:

·Изучить специальную литературу по рассматриваемой проблеме;

·Рассмотреть понятие и сущность культуры с точки зрения социологического подхода;

·Выявить особенности культуры студентов как отдельной социальной группы;

·Изучить культуру студентов гуманитарных и технических специальностей и выявить уровень их культуры;

·Рассмотреть и проанализировать социологические исследования, соответствующие теме курсовой.

Объектом курсовой работы является студенческая молодежь.

Предметом курсовой работы является культура студентов, её влияние на формирование личности.

Глава 1. Культура студенчества

социологический культура студенчество молодежь

Культура - понятие многообразное. Толкование понятия «культура» существует в нескольких вариантах, потому как рассматривается оно с точки зрения разных подходов (философский, антропологический, социологический и т.д.)

С точки зрения социологии, культура является духовно-материальным фундаментом, на котором возникло и развивается человеческого общество. В социологическом словаре можно найти следующие определения понятия «культура»: «Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

Культура в широком смысле - это процесс формирования надындивидуального бытия, неподвластного отдельному человеку и проявляющегося в выработке общечеловеческих, общезначимых ценностей, норм, принципов социального общежития (Э. Дюркгейм). Культура в узком смысле - это деятельность социокультурных институтов и конкретных учреждений культуры, в которых происходит процесс накопления, воспроизводства, трансляции и приращения культурных достижений как социума в целом, так и отдельных социальных групп и личностей (образование, наука, искусство; школы, НИИ, музеи и т.п.).

В социологии существуют три взаимосвязанных подхода в изучении культуры:

·предметный, изучающий содержание культуры как системы ценностей, норм и значений или смыслов, т.е. способов регуляции жизни в обществе;

·функциональный, выявляющий способы удовлетворения человеческих потребностей или способы развития сущностных сил человека в процессе его сознательной деятельности;

·институциональный, исследующий типические единицы или устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

1.2 Особенности культуры студенчества, как отдельной социальной группы

Социологи первыми среди обществоведов увидели в молодежи как социальной группе присущие только ей культурные черты, специфические интересы, ценности и нормы поведения, заговорили об особых проблемах молодежи, имеющих, прежде всего социальные корни.

Существует множество определений понятия «молодежь», данные социологами. Одно из наиболее ранних и самых распространенных определений (1962 г.) дал советский и российский социолог <#"justify">Громов И.А., Иконникова С.Н., Лисовский В.Т.. Молодежь в обществе // Человек и общество: социальные проблемы молодежи: учен. Записки ЛГУ. Л.,1969. Вып. 6. С. 8.

Социология молодежи: учебник / под ред. проф. В.Т. Лисовского. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996. 460 с.

Соколов А.В. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества / А.В. Соколов, И.О. Щербакова // Социологические исследования. - 2003. - № 1. - С.115-123.

Исламишина Т.Г. Дифференциация ценностных ориентаций студентов / Т.Г. Исламишина, О.А. Максимова, Г.Р. Хамзина // Социологические исследования. - 1999. - № 6. - С. 132-136.

Парамонова С.П. Молодые политехники: штрихи к портрету поколения / С.П. Парамонова; Перм. Гос. Техн. Ун-т. - Пермь, 2003. - 131 с.

Социология молодежи: учеб.пособие / под ред. Ю.Г. Волкова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001. - С. 150-158.

Фаустова Э.Н. Культура студенческой молодежи: Социально-философский аспект / Э.Н. Фаустова. - М.; Изд-во МГУ, 1991. - 136с.

Социология, культурология. Понятие культуры. <http://www.grandars.ru/college/sociologiya/ponyatie-kultury.html>

Естественные, гуманитарные и технические науки, их структура и проблематика. <http://www.biosense.ru/bsens-777-2.html>

Р.В. Сергеев. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа. <http://www.vestnik.adygnet.ru/files/2010.2/948/sergeev2010_2.pdf>

Похожие работы на - Культура студенчества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!