линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.
При международных перевозках на терминалы завозятся грузы, требующие выполнения таможенных формальностей, подгруппировки и хранения, причем необходимость осуществления тех или иных логистических операций определяется видом груза, размером партий (отправки), расстоянием перевозки, временем грузопереработки и т.п. Размеры мелких отправок колеблются от нескольких килограммов до трех - пяти тонн. Зарубежными транспортно-экспедиторскими фирмами широко применяются операции сортировки грузов и комплектования отправок для ритейлеров с помощью высокомеханизированных (автоматизированных) сортировочных линий с автоматическим сканированием штрих-кодов на коробках, пакетах, контейнерах.
Линейные (магистральные) перевозки между терминалами могут осуществляться различными, видами транспорта и по разным схемам. При перевозках автомобильным транспортом используются обычно большегрузные автопоезда, работающие по регулярным линиям по установленному расписанию. Загрузка на терминале производится, как правило, в вечернее время, а движение автопоезда осуществляется ночью, чтобы утром прибыть в пункт (терминал) назначения под разгрузку.
Качество терминальных перевозок характеризуется высокой скоростью доставки грузов и эффективным использованием транспортных средств.
В отличие от складских предприятий, выполняющих функции складирования и хранения грузов, на терминалах, наряду с грузонакоплением, основной функцией является грузопереработка, связанная с разукрупнением и укрупнением партий грузов, формированием и расформированием отправок по направлениям перевозки, переработкой тарно-штучных грузов (мелких и крупных партий, мелко-, средне- и крупнотоннажных контейнеров), упаковкой и пакетированием, маркировкой грузов, выполнением комплекса сервисных и коммерческо-деловых услуг.
2. Терминалы нового поколения
В условиях развития рыночных отношений, увеличения товарообмена и расширения хозяйственных связей меняется традиционно сложившееся в России представление о терминале как о складе с минимумом функций, связанных с переработкой и накоплением грузов. Оно заменяется понятием многофункционального терминального комплекса как крупного транспортно-распределительного логистического центра с широким спектром оказываемых услуг и представляющим собой комплекс инженерно-технических сооружений с временным технологическим оборудованием.
2.1 Основные элементы современного терминального комплекса
Терминальные комплексы нового поколения имеют в своем составе:
специализированные автоматизированные складские помещения для хранения и переработки грузов;
контейнерные терминалы;
площадки для отстоя подвижного состава;
помещения для выполнения таможенных функций органами Государственного Таможенного комитета и сопутствующие службы;
филиалы банков и центры сертификации;
транспортно-экспедиционные и брокерские фирмы;
страховые компании;
центры оптово-розничной торговли и бизнес центры;
административные помещения и офисы клиентов, включая инофирмы, торговые представительства;
службы охраны и безопасности;
почту, телеграф и другие виды коммуникаций;
вычислительные и информационно-логистические центры;
центры технического обслуживания подвижного состава автотранспорта;
комнаты отдыха и гостиницы;
пункты питания;
магазины оптово-розничной торговли и демонстрационные залы;
аналитические исследовательские центры;
реабилитационно-оздоровительные комплексы.
Такой терминальный комплекс может занимать территорию от 60 до 100 га и больше, иметь достаточно свободные проходы и проезды между зданиями, удобную планировку. Складские корпуса воздвигаются из легко монтируемых сборно-разборных и быстровозводимых металлоконструкций с высотой помещений 9,5-12 м, что позволяет осуществлять многоярусное хранение грузов в стеллажах под европоддоны.
Эффективное функционирование логистических транспортно-распределительных систем осуществляется путем оптимизации управления и планирования товароматериальных и связанных с ними информационных и финансовых потоков на основе системного подхода и согласования экономических интересов всех участников логистической системы.
Современный грузовой терминал является предприятием, осуществляющим разнообразную деятельность, включая продажу такой услуги, как перевозка, обработку и хранение грузов, оказание множества дополнительных услуг, в том числе транспортировку груза. При осуществлении своей деятельности терминал взаимодействует с перевозчиками, клиентами, посредниками, таможней, банком и рядом других контрагентов.
2.2 Технологические процессы, протекающие на терминалах
Технологический цикл грузового терминала состоит из следующих технологических процессов: импорт, экспорт и транзит.
Импорт включает выгрузку груза, размещение груза на складе с последующей выдачей клиенту.
Экспорт включает продажу перевозки отправителю груза, прием груза на склад, доставку его со склада и его загрузку.
Транзит является совокупностью первых двух процессов, зачастую с добавлением промежуточных операций.
Основные технологические процессы сопровождаются рядом вспомогательных, таких как:
отслеживание состояния и подготовка тары;
оказание разнообразных услуг клиентам, начисление оплаты и
поддержка функционирования разветвленного складского хозяйства;
выявление неисправностей при перевозках, в том числе розыск груза и идентификация груза без маркировки;
осуществление таможенного контроля складов временного хранения.
2.3 Современные информационные технологии и автоматизированные системы
Столь многофункциональная деятельность, протекающая на терминалах, невозможна без применения современных информационных технологий и автоматизированных систем. Использование таких систем позволяет уменьшить сроки и повысить качество обработки грузов. Это достигается благодаря более полному контролю исполнения технологического цикла и уменьшению потерь и нарушений при обработке груза.
С уменьшением затрат связаны следующие факторы:
исключение ошибок при расчете сумм за услуги;
полный контроль оплаты при выдаче груза;
своевременное уведомление клиентов;
своевременное выявление залежалых и отказных грузов;
полный учет оказанных скидок.
С увеличением доходов связаны такие факторы, как:
увеличение грузооборота за счет уменьшения времени обработки грузов;
привлечение новых клиентов и перевозчиков за счет улучшения качества обслуживания;
улучшение качества принимаемых решений за счет полной и оперативной информации.
Расчетный срок окупаемости таких систем составляет полтора-два года. Системы подобного рода строятся на основе единой интегрированной базы данных и охватывают весь технологический цикл терминала. Они позволяют проводить учет, прохождения груза, тары и документов по всем этапам технологического цикла, управлять складами и осуществлять автоматизированный обмен информацией с внешними информационными системами контрагентов.
К типовому составу подсистем системы автоматизации технологического цикла грузового терминала относятся:
)импорт;
)экспорт;
)транзит;
)управление складами;
Сам факт заказа и реализации, столь крупных технологических систем позволяет сделать следующие выводы:
российские транспортные предприятия, в частности грузовые терминалы, начинают испытывать необходимость в крупных корпоративных технологических системах;
применение западных грузовых систем зачастую неэффективно по различным причинам, в частности в силу их дороговизны, слабой технической поддержки и неадаптированное к российской реальности;
аналогичные системы могут быть созданы российскими разработчиками.
Развитие терминальной системы международных перевозок грузов в России должно проводиться с учетом внедрения принято Государственной инновационной программы «Терминал». Эта программа направлена на создание национальной системы транспортно- экспедиторского обслуживания, обеспечивающей на ее территорий быстрое продвижение грузов от отправителей получателям грузов, включая экспортно-импортные грузы. В рамках программы «Терминал» должна быть создана: сеть терминалов непосредственно самими транспортно-экспедиторскими предприятиями бывшего транспорта; общего пользования, а также различными ведомствами.
Транспортные терминалы, и в первую очередь наиболее крупные из них, предназначенные для использования в интермодальных; транспортных системах, относятся к числу таких объектов экономической инфраструктуры, которые по ряду причин должны создаваться при участии и под контролем государства. Такими причинами следует считать:
очевидное влияние сооружения транспортного терминала общую экономическую, а в ряде случаев и социальную и экологи кую ситуацию на данной территории;
неизбежное изменение транспортных потоков, перераспределение грузов и видов деятельности между видами транспорта и транспортными предприятиями в зоне тяготения терминала;
изменение картины поставок и сбыта определенных групп товаров;
необходимость решения вопросов землеотвода, что, как правило, невозможно без участия органов власти.
Практика рыночного развития экономики в России привела к массовому сооружению и реконструкции складских и терминальных комплексов. Сегодня в стране действуют тысячи терминалов различной мощности и специализации. По мере стабилизации экономики терминалы станут естественным элементом инфраструктуры для внутреннего транспортного рынка.
.4 Общие принципы государственной поддержки развития терминальных систем
Общие принципы государственной поддержки развития терминальных систем сводятся к следующим:
органы управления, ответственные за развитие терминальных систем (министерство транспорта), имеют генеральный план - общую схему развития терминальных объектов, которой они руководствуются, принимая конкретные решения;
система государственной поддержки носит комплексный характер, сочетая финансовую поддержку, косвенные экономические стимулы, политическую, правовую поддержку и другие механизмы;
финансовая поддержка носит частичный характер, т.е. государство не финансирует те или иные проекты в полном объеме;
средства государственной поддержки предоставляются, как правило, с широким применением конкурсно-контрактных условий;
органы государственного управления, как правило, не участвуют в реализации проектов непосредственно.
В последнее время наблюдается повышенный интерес к системам управления складами, ориентированными, прежде всего, на оптимизацию внутренних товарных и транспортных потоков. Часто такие системы называют логистическими системами третьего уровня. Использование этих систем позволяет:
повысить точность учета товарных запасов до 99,97%;
до 98% поступивших заказов отгружать в день их поступления;
увеличить пропускную способность склада примерно на 25%;
повысить производительность труда примерно на 10%;
ускорить оборачиваемость товарных запасов;
сократить накладные расходы на закупках;
снизить расходы на персонал благодаря эффективной организации всех процессов и полному контролю над работой персонала.
3. Основные критерии выбора размещения и оценки грузового терминала
Одна из типичных проблем, с которыми сталкиваются организации - выбор хорошего места размещения терминала логистики.