Креативность - определение, феноменология, структура

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,56 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Креативность - определение, феноменология, структура















Курсовая работа

Креативность - определение, феноменология, структура

Оглавление

Введение.

. Характеристика креативности

.1 Отношение к творчеству в различные эпохи

.2 Понятие креативности

. Общая характеристика подходов к изучению креативности

. Концепции креативности

.1 Концепции креативности как части интеллекта

.1.1 Концепция редукции (переход) творчества к интеллекту

.1.2 «Теория инвестирования» Р. Стернберга

.2 Концепции креативности, как творческой способности, не зависящей от интеллекта

.2.1 Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса

.2.2 Концепция М. Воллаха и Н. Когана

.2.3 Концепция Я.А. Пономарева

.2.4 Концепция А. Медника

.3 Концепции креативности с позиции своеобразия личностных особенностей

.3.1 Концепция Ф. Баррона

.3.2 Концепция А. Маслоу

.3.3 Д.Б. Богоявленская

Заключение

Библиографический список

Введение

В нашем столь динамично изменяющемся мире такое слово как «креативность» является не просто психологическим термином, не только характеризует работы и творческие достижения художников, изобретателей, ученых, но и становится насущной потребностью людей с активной жизненной позицией. Об этом же говорит К. Роджерс: «Я считаю, что существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Именно эта потребность оправдывает разработку теории творчества - природы творческого акта, условий его осуществления и средств, способствующих его успешному развитию». [20, c. 74-79]

Находить новые решения старых задач, создавать оригинальный продукт в разных сферах деятельности - это требование сегодняшнего дня. Хотя так было не всегда.

Впервые понятие «креативность» в 1922г. стал использовать Д. Симпсон. Он обозначил этим термином способность отказываться от стереотипных способов мышления.

С появлением в психологии понятия «креативность» закономерно стало возникать множество вопросов, на которые нужен был ответ: что такое креативность, как диагностировать креативность, каково соотношение между творчеством и креативностью, зависит ли креативность от наследственности (генетики), интеллекта, среды, а также чем отличается креативность мужского и женского полов и еще множество других вопросов.

Как отмечает Г. Адлер, «креативность - уникальное состояние человеческого ума - станет в первой половине нового столетия ресурсом, от критической массы которого будет зависеть все» [3, c. 14]

Революция в изучении креативности началась во второй половине XX века. Исследованием этой области психологии в разное время занимались как отечественные.

В современном психологическом словаре креативность - это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны,
продукты деятельности, процесс их создания (Современный психологический словарь, 2007) и это только одно из множества определений креативности.
Несмотря на широко представленные в психологической литературе исследования, посвящённые изучению креативности, у психологов остаётся еще много вопросов, касающихся этой темы. Это связано с тем, что креативность представляет собой достаточно закрытую область способностей человека. Как отмечает Д.Б. Богоявленская, принципиальная спонтанность творческого процесса делает его практически неуловимым для естественно -научных методов. Эта спонтанность проявляется как в невозможности прогнозировать момент озарения и творческого решения, так и в неопределенности (неожиданности) самого предмета творчества, творческой идеи… [6, c. 50]

Цель работы - изучение Креативности, ее определений, феноменологии, структуры.

Объект - феномен креативности;

Предмет - определения, структура и феноменология креативности.

Теоретическое значение курсовой работы заключается в том, что результаты данной работы позволяют систематизировать полученные из разных источников знания.

Практическое значение курсовой работы заключается в том, что её материалы могут быть использованы в психологической и педагогической деятельности, для организации лекций и семинаров, уроков, а также для самообучения студентов интересующихся данной темой.

1. Характеристика креативности

Об общности ума следует судить

лишь по изобретательности

и количеству мыслей,

которые два человека извлекают

из одной и той же вещи.

Клод Адриан Гельвеций

.1 Отношение к творчеству в различные эпохи

креативность интеллект редукция инвестирование

Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно привлекало внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры. Хотя отношение к творчеству в различные эпохи изменялось кардинально. В Древнем Риме в книге ценился лишь материал и работа переплетчика, а автор был бесправен - не преследовались ни плагиат, ни подделки.

Платон поместил поэтов и художников в шестой круг реальности, поскольку, как он утверждал, они занимаются только внешним проявлением вещи, а не самой реальностью. Однако в своем позднем диалоге «Пир» он описывает истинных художников, тех, кто дает жизнь новой реальности. Они - те, кто расширяют человеческое сознание [17, c. 25].

В Средние века и значительно позднее творец был приравнен к ремесленнику, а если он дерзал проявлять творческую самостоятельность, то это не поощрялась. Творец должен был зарабатывать на жизнь иным путем: Мольер был придворным обойщиком, да и великого Ломоносова ценили за утилитарную продукцию - придворные оды и создание праздничных фейерверков.

И лишь в XIX в. художники, литераторы, ученые и прочие представители творческих профессий получили возможность жить за счет продажи своего творческого продукта. Как писал А.С. Пушкин, «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». При этом рукопись ценили только как матрицу для тиражирования, для производства массового продукта.

В XX веке реальная ценность любого творческого продукта также определялась не вкладом в мировую культуру, а тем, в какой мере она может служить материалом для тиражирования (в репродукциях, телефильмах, радиопередачах и т. д.) [11, c. 141].

Интерес к творческой личности возникает в XX веке и связан он с поиском человеком своего места в окружающем мире. Первоначально объектами исследований стали выдающиеся ученые и деятели искусства: художники, поэты, писатели. Разгадать загадку творческих способностей пытались не только ученые. Первыми, кто стал исследовать особенности творческой личности, явились не столько психологи, сколько литераторы, историки, искусствоведы, которые, так или иначе, касались проблемы творца и его творения. Как отмечает Р. Мэй: «Человек может обладать талантом независимо от того, использует он его или нет; талант как таковой, вероятно, может быть дан и «никчемному» человеку. Однако творчество проявляется только в деятельности» [17, c. 85]. Исследователи анализировали высказывания, письма, рукописи, картины. Изначально способности к творчеству считали уделом избранных, исключительным и уникальным феноменом. Такая позиция была равносильна признанию, что для творческой личности нужны какие-то особые психологические законы и правила.

Главное в творчестве - не внешняя активность, а внутренняя - акт создания образа идеального мира. Особенность протекания творческого процесса как ментального акта, который выделяют практически все исследователи, является его бессознательность, спонтанность, невозможность его контроля со стороны воли и разума, а также изменение состояния сознания. Второй основной особенностью творческого акта - явилась независимость от внешних причин. Существует большое разнообразие подходов к определению этапов, стадий, фаз творческого процесса. Среди ученых занимавшихся этим вопросом можно назвать: Лезина Б.А., Энгельмейера П.К., Блоха А.М., Левинсона-Лесинга Ф.Ю., Якобсона П.М., Пономарева Я.А., Уоллеса Г.. Возможно, поэтому неоднократно предпринимались попытки по созданию (построению) «теории творчества». И на рубеже XIX и XX веков стала формироваться наука, которая впоследствии была названа «психологией творчества». Однако тогда ее не решались отнести к числу научных дисциплин, посчитав просто набором фактов и случайных эмпирических данных, взятых без всякой системы и метода из области физиологии нервной системы, невропатологии, истории литературы и искусства.

Идея о существовании объективных законов творческой деятельности человека, которые могут быть вскрыты и использованы в отдаленном будущем в целях повышения творческого потенциала, казалась маловероятной [19, c. 570].

Стоит отметить, что в начале ХХ века многие научно-психологические школы (бихевиоризм, структурализм) не развивали новых идей для изучения креативности. Гештальт-психологи анализируя творческое мышление говорили, что креативные идеи изначально плохо определяются и могут возникать как предчувствие (интуиция). В своих исследованиях они практически не вышли за рамки определений и механизмов интуиции.

Психоанализ изучал творческую активность по отдельным примерам творцов и их творений. И хотя такой подход подвергался критике, т.к. большинство субъектов исследования уже покинули этот мир и возникали объективные сложности с описанием и измерением их творческого процесса, Фрейд основывался на идее, что творчество - это напряжение, возникающее между осознанной реальностью и неосознанными желаниями и побуждениями. В подтверждение этих идей Фрейд анализировал творчество Леонардо да Винчи, его побудительные мотивы [24].

Таким образом, трудности, связанные с ранними попытками изучения творческих способностей, привели к временному выпадению креативности из набора психологических проблем.

Но стоит отметить, что отношение человека к творчеству претерпело существенные метаморфозы. И от непонимания и неприятия творца и его творения изменилось на практически философское отношение к творчеству. Ведь как отмечает Р. Мэй: «Творчество - это встреча глубоко сознательного человека с его миром» [17, c. 23].

.2 Понятие креативности

Интерес психологов к изучению креативности в 60-х годах XX века приводит к появлению большого количества определений креативности, тогда их насчитывали более 60.

Они были разделены на шесть типов:

гештальтистские, описывающие креативный процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего;

инновационные, в которых креативность оценивается по новизне полученного продукта;

эстетические (экспрессивные), делающие упор на самовыражение творца;

психоаналитические (динамические), где креативность описывается в терминах взаимоотношений (Оно, Я, Сверх - Я);

проблемные, определяющие креативность через ряд процессов решения задач (Гилфорд, креативность как дивергентное мышление);

определения не попавшие ни в один из вышеперечисленные, в том числе и весьма расплывчатые.

Нужно отметить, что за прошедший период, а это без малого пятьдесят лет, количество определений креативности уже сложно оценить. Активно изучаемая психологами, социологами, педагогами креативность размывается как понятие. Таким образом, целесообразно, говоря о понятии креативность привести множество определений.

По мнению Немова, креативность - это способность, склонность человека к творческому мышлению, которое может проявляться в различных областях деятельности [18, c. 364].

Э. Фромм определяет креативность как способность удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях; нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта [25, c. 37].

Барышева Т.А. и Жиганов Ю.Б. понимают креативность как - системное (многоуровневое, многомерное) психическое образование, которое не только включает интеллектуальный потенциал, но и связанно с мотивацией, эмоциями, уровнем эстетического развития, экзистенциальными, коммуникативными параметрами, компетентностью и так далее.

Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, считалось, что креативность зависит от уровня его развития, то есть высокий уровень интеллекта предполагал высокий уровень развития творческих способностей и наоборот. Но после проведенных исследований были сделаны вывод, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью лишь до определенного предела и слишком высокий интеллект может препятствовать креативности. В настоящее время креативность рассматривается ни как сводимая только к интеллекту функция целостной личности, а как способность или как особенность личности (Личности креативе), зависящей от целого комплекса ее характеристик.

Одним из создателей теории креативности стал Дж. Гилфорд [9, c. 14] Он выделяет шесть основных параметров креативности:

1.способность к обнаружению и постановке проблем;

2.способность к генерированию большого количества проблем;

.семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей;

.оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;

.способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

.способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, т. е. способность увидеть в объекте новые признаки, найти их новое использование.

В своей теории Дж. Гилфорд определяет креативность как совокупность личностных характеристик. По его мнению, креативность опирается на разные умственные операции и в основе дивергентное мышление.

Понятие креативности в зарубежной литературе можно охарактеризовать обобщающим высказыванием Р. Холлменна: «Креативность представляет собой сплав восприятий, осуществленных новым способом (Э. Маккеллар), способность находить новые связи (Л. Кюби), возникновение новых отношений (К. Роджерс), появление новых сочинений (Г. Меррей), предрасположение совершать и узнавать новшества (Г. Лассуэль), деятельность ума, приводящая к новым прозрениям (К. Жерар), трансформация опыта в новую организацию (Ф. Тейлор), воображение новых констелляций значений (И. Гизелин)» [4, c. 521-525].

Другим наиболее общим принимаемым большинством современных зарубежных исследователей определением креативности является ее рассмотрение как способности создавать продукт (Т. Амабайл, Ф. Баррон, Т. Любарт, Д. Маккинон, Р. Оксе, Р. Штернберг), который обладает новизной и при этом соответствует контексту, в котором он находится [14].

В отечественной психологии можно встретить такое понимание креативности как процесс или деятельность.

Так В.Н. Козенко рассматривает креативность как «потребность в исследовательской деятельности, которая присуща каждому человеку от рождения и проявляется в форме рефлекса: «Что с этим можно сделать?».

Креативность рассматривается как относительно не зависимый фактор одаренности [12]. С.И. Макшаров и Н.Ю. Хрящева (Макшаров С.И., Хрящева Н.Ю., 1994;1995) определяют креативность как способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта.

М.А. Холодная отмечает, что креативность рассматривается в узком и широком значении. Креативность в узком значении - это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивности, по Дж. Гилфорду), отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной степени правильных идей относительно одного и того же объекта. Креативность в широком смысле слова - это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем (М. Валлах), способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд) [27].

Говоря о традиционных взглядах на креативность, отраженных в современных исследованиях, А.В. Морозов отмечает, что она «рассматривалась как личностная категория, и споры в основном велись по поводу уточнения ее трактовки, а именно: креативность как дивергентное мышление (Дж. Гилфорд, О.К. Тихомиров), или интеллектуальная активность (Д.Б. Богоявленская, Л.Б. Ермолаева-Томина), или как интегрированное качество личности (Я.А. Пономарев и др.)» [16, c. 296]

Ф. Баррон и Д. Харрингтон, по итогам исследования в области креативности (с 1970 по 1980 г.), обобщили полученные данные:

Креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.

Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, адекватность задаче и еще одно свойство, которое может быть названо пригодностью - эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент.

Креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, экономике, свежее решение социальных проблем и другое [23, c. 123-132]

Психологи выделяют различные виды креативности:

Торренс П.

наивная (присущая детям);

культурная (преодоление опыта, стереотипов здравого смысла). Чекчентмихали, Фельдман, Стенберг, Лубарт

интеллектуальная;

художественная;

предпринимательская (авторы выделяют эти виды т.к. считают креативный процесс специфичным для разных сфер знаний и деятельности).

Боден М.

историческая (достижения оказавшие влияние на культуру и общество);

личностная (проявляется в обыденных жизненных ситуациях).

коммуникативная (проявляется при сотрудничестве, способность аккумулировать творческий опыт других) [15].

креативность таланта;

креативность самоактуализации (распространена гораздо шире и имеет более тесную связь с личностью, проявляется не только в очевидных продуктах творчества, но и в своеобразном чувстве юмора и в склонности что - либо делать творчески) [10].

невербальная;

вербально - символическая;

вербально - семантическая;

- вербально - ассоциативная;

- креативности как творческое отношение к жизни.

Из всего вышеизложенного можно заключить, что креативность включает в себя множество составляющих, а исследователи этого феномена добавляют все новые и новые нюансы. В понимании разных авторов креативность это:

дивергентное мышление;

способность к творчеству;

системное психическое образование;

уровень творческой одаренности;

потребность в исследовательской деятельности;

интеллектуальная активность;

интегрированное качество личности, и это далеко не полный список.

Таким образом, стоит отметить, что в науке наблюдается устойчивая тенденция к расширению понятия креативности и однозначно сказать, что же такое креативность, а так же определить ее структуру нельзя. Но все же полученные данные позволяют констатировать следующее: - креативность это особенность личности, ее склонность к творчеству, осознанию своего опыта, которая может проявляться как в творческих достижениях, так и в особенности процесса восприятия окружающей нас действительности.

2. Общая характеристика подходов к изучению креативности

Не вызывает сомнений, что феномен креативности - многоуровневое, сложное, системное явление, что и выражается во множестве теоретических и практических направлений в ее изучении.

Научный подход (научный метод) - это совокупность основных способов и методов решения задач с целью получения новых знаний, обобщение и углубление понимания совокупности фактов и теорий в любой области науки.

В вопросе подходов к изучению креативности также как и в определении сущности креативности нет однозначности, но можно выделить подходы наиболее часто встречающихся в научной литературе.

Анализируя литературу первыми можно отметить два направления в изучении креативности: креативность как психический процесс и креативность как творческое отношение в жизни.

Как отмечают Дерманова И.Б. и Крылова М.А. известно, что модель интеллекта Д. Гилфорда включает в себя три составляющие: содержание, операции и результат. В число операций он включал дивергентное мышление, а содержание может быть образным, символическим, и поведенческим. С. Медник же рассматривает творчество как широту ассоциаций.

Следует так же взять во внимание и другой подход зарубежных психологов к вопросу изучения креативности. Они выделяют четыре основных направления:

креативный процесс (как способность), так П. Торренс понимает креативность как дисгармонию между чувствительностью к проблемам и дефицитом знаний, а Х. Гейвин определяет ее как способность необычным способом получать нестандартный продукт;

креативный продукт. П. Джексон и С. Мессик выделили четыре критерия креаттивного продукта:

. оригинальность (статистическая редкость);

. осмысленность ( редкий способ использования обычного предмета);

. трансформация (степень преобразования начального материала на основе преодоления конвергентных ограничений);

. объединение (выражение новой идеи в сжатой форме, через создание единства и связанности элементов опыта).

креативная личность,

психологи выделяют несколько особенностей личности креативов. А. Олах отмечает характерные черты творческих людей:

. независимость (собственные стандарты важнее стандартов групп, независимость оценок и суждений);

. открытость ума (готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному);

. высокая толерантность к неопределенным и не разрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

. развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Характеристики творческой личности, которые были определенны западными учеными, получили свое подтверждение в отечественной психологии.

креативная среда, как сфера, формирующая требования к продукту творчества.

Выдающийся отечественный пианист Г. Нейгауз отмечает, что хотя гениев и таланты создать нельзя, можно создать культуру, и чем она шире и демократичнее, тем легче произрастают таланты и гении.

В настоящее время можно говорить о сложившейся традиции понимания креативности как способности, отражающей глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения, выходить за пределы известного; как интегрального свойства личности, воплощающего ее творческие возможности (Сергейчик Л.И.) (Барышева Т.А., Жиганов Ю.А., Каменская В.Г., Мельникова И.Е., Анохин П.К., ит.д.). Среди отечественных исследователей креативности, поддерживающих подход к интерпретации креативности как «интегративной способности, вбирающей в себя целые системы взаимосвязанных способностей элементов», можно выделить А. В. Хуторского.

Дружинин отмечает, что в психологии существует как минимум три основных подхода к проблеме креативности (творческих способностей). Они могут быть сформулированы следующим образом:

. Креативность часть интеллекта, высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень креативности (творческой способности) и наоборот чем выше креативность тем выше интеллект. Творческий процесс как специфическая форма психической активности несуществует. Эта точка зрения, которой придерживаются практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и др.).

. Креативность (самостоятельный фактор) как творческая способность, не зависящая от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я.А. Пономарев, А. Медник, М. Воллах, Н. Коган). Наиболее развитой концепциейэтого подхода является «теория интеллектуального порога» Э.П. Торренса: если IQ ниже среднего, интеллект и креативность образуют единый фактор, при высоком IQ творческая способность становится независимой величиной [22]

. Креативность с позиции своеобразия личностных особенностей. Интеллектуальная одаренность необходима, но она не является достаточным условием творческой активности личности. Главную роль в детерминации (влияние) творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу и др.).

Основными чертами креативной (творческой) личности эти исследователи считают:

когнитивную одаренность;

чувствительность к проблемам;

независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

Отдельно как 4. подход можно выделить концепцию Д.Б. Богоявленской [6]. В нем креативность - это интегральная характеристика личности, обусловленная взаимодействием когнитивно-интеллектуального и мотивационно-личностного фактора.

Д.Б. Богоявленская вводит понятие «креативная активность личности». Она полагает, что эта активность определенной психической структурой, присуща креативному типу личности. А творчество является ситуативно не стимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям.

Из выше сказанного, можно сделать вывод, что с расширение понятия креативности в науке увеличилось и число подходов к изучению этого феномена.

3. Концепции креативности

У слова Концепция есть два определения:

. Общее представление или общий замысел,
касающийся какого-либо исследования или научной публикации.
. Система взглядов ученого на что-либо, его индивидуальный способ понимания каких-либо фактов явлений, событий, процессов. [18].

.1 Концепции креативности как части интеллекта

.1.1 Концепция редукции (переход) творчества к интеллекту

Концепция редукции творчества к интеллекту - это концепция, согласно которой уровень развития способностей определяется уровнем развития интеллекта.

Айзенк [2] опираясь на значимые, но не высокие корреляции IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, высказал предположение, что креативность является компонентом общей умственной одаренности.

Одно из исследований на которое ссылается Айзенк в 1926 году провели Л. Термен и К. Кокс. Проанализировав биографии 282 западноевропейских знаменитостей, они попытались оценить их IQ на основе достижений в возрасте от 17 до 26 лет. Оценивался не только интеллект, так же учитывались и творческие достижения, и хотя правильность выводов ставилась под сомнение, результаты получили широкую известность и вошли во многие учебники психологии [5]. Было проведено сравнение возрастных показателей приобретения знаний и навыков у знаменитых людей с аналогичными данными выборки обычных детей. Оказалось, что IQ знаменитостей значительно выше среднего (158,9).

Наибольший интерес представляют результаты Калифорнийского лонгитюда, (1921). Термен и Кокс отобрали из учащихся 95 школ Калифорнии 1528 мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 12 лет с IQ равным 135 баллов. Контрольная выборка была сформирована из учащихся тех же школ. Выяснилось, что дети с IQ выше среднего опережают своих сверстников в уровне развития в среднем на два школьных класса. Исследования составили три среза, последняя проверка была осуществлена Д. Фельдманом через 60 лет после начала. Отметим, что отобранные Терменом учащиеся, отличались ранним развитием (рано начали ходить, говорить, читать, писать и др.). Все интеллектуальные дети успешно адаптировались в обществе, но не проявили себя как исключительно талантливые творцы в области науки, литературы, искусства. Никто из них не внес существенного вклада в развитие мировой культуры. Таким образом, можно быть интеллектуалом и успешно адаптировались в обществе, но это не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуалом и не стать творцом.

.1.2 «Теория инвестирования» Р. Стернберга

Одной из последних по времени возникновения концепций креативности является так называемая «теория инвестирования» Р. Стернберга и Д. Лаверта [21]. Креативность с точки зрения Стернберга - способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. По Стернбергу, творческие проявления определяются шестью основными факторами:

) интеллектом как способностью;

) знанием;

) стилем мышления;

) индивидуальными чертами;

) мотивацией;

) внешней средой.

Интеллектуальная способность является основной. Для творчества необходима независимость мышления от стереотипов и внешнего влияния. Творческий человек самостоятельно ставит проблемы и автономно их решает. Следует отметить, что в данном случае автор подменяет проявление творчества его социальным принятием и оценкой. Стенберг считает, что проявление креативности невозможно, если отсутствует творческая среда.

Данные выводы были сформулированы по результатам исследований испытуемых в возрасте от18 до 65 лет.

.2 Концепции креативности, как творческой способности, не зависящей от интеллекта

.2.1 Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса

Креативность - как универсальная познавательная творческая способность приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда [9]. Гилфорд внёс незаменимый вклад в исследование креативности, он выделил 16 факторов характеризующих креативность. Среди них - беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени), гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую) и оригинальность (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых) мышления, а также любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других), иррелевантность (логическая независимость реакций от стимулов). В 1967 году Гилфорд объединил эти факторы в общем понятии «дивергентное мышление», которое отражает познавательную сторону креативности.

Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией.

Конвергентное мышление - это решение задачи, на основе множества условий и нахождением единственно верное решение.

Рис. 1. Схема процесса конвергентного мышления.

Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях»[9].

Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Общий интеллект не включается в структуру креативности.

Рис. 2. Схема процесса дивергентного мышления

Он выделил четыре основных параметра креативности:

) оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

)семантическая гибкость - способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;

)образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

)семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.

На этой основе были разработаны тесты исследования способностей (ARP), преимущественно дивергентной продуктивности. (Тест легкости словоупотребления: «Напишите слова, содержащие указанную букву»; Тест на использование предмета: «Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета»; Составление изображений: «Нарисуйте заданные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция…»)

Так же как и Гилфорд рассматривает креативность Тэйлор - не как единый фактор, а как совокупность способностей, каждая из которых может быть представлена в той или иной степени.

Дальнейшее развитие эта программа получила в исследованиях Торренса [22].

Креативность Торренс определяет как способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии, а творческий акт делит на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. В Модель креативности Торренс включил такие параметры как: легкость - как быстрота выполнения тестовых заданий, гибкость - как число переключений с одного класса объектов на другой, оригинальность - как минимальная частота встречаемости данного ответа и точность. Точность оценивается по аналогии с тестами интеллекта. В данном подходе критерием являются характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность, а не качество результата. Торренсом даже была предложена теория «интеллектуального порога»: при IQ ниже 120 баллов интеллект и креативность образуют единый фактор. При коэффициенте интеллекта выше 120 творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами.

Нужно отметить, что Гилфорд впервые предложил исследовать креативность с помощью обыкновенных тестов «карандаш-и-бумага». Это сделало возможным проведение исследований на обыкновенных людях. Однако, ряд исследователей критиковали быстрые тесты как неадекватные способы измерения креативности. Были и такие кто считали, что беглость, гибкость, оригинальность не улавливают сущности креативности, а исследование творческих способностей обычных людей не может помочь понять природу исключительных примеров креативности.

.2.2 Концепция М. Воллаха и Н. Когана

М. Воллах и Н. Коган дали наиболее последовательную критику работ Гилфордом, Торренсом. Полагая, что использование моделей теста интеллекта для измерение креативности приводит к тому, что тесты креативности просто диагностируют IQ, как и обычные тесты интеллекта. Авторы высказываются против лимита времени и атмосферы соревновательности, они отвергают такой критерий креативности, как точность. По мнению Воллаха и Когана, а также таких авторов, как П. Вернон и Д. Харгривс для проявления творчества нужна непринужденная, свободная обстановка.

В нашей стране в исследованиях, проведенных А. Н. Ворониным лабораторией психологии способностей Института психологии РАН, на студентах колледжа, получены аналогичные результаты: фактор интеллекта и фактор креативности являются независимыми.

.2.3 Концепция Я.А. Пономарева

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев [19]. Креативность исследуется как процесс, в котором выделяются различные фазы, уровни и типы творческого мышления:

фаза - сознательная работа (подготовка интуитивного проблеска новой идеи);

фаза - бессознательная работа (инкубация направляющей идеи);

фаза - переход бессознательного в сознание (перевод идеи решения в сферу сознания);

фаза - сознательная работа (развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка).

По результатам исследования умственного развития детей и решения задач взрослыми Пономарев составил схему уровневой модели центрального
звена психологического механизма творчества.
Внешние границы этих сфер можно представить как абстрактные пределы (асимптоты) мышления. Снизу таким пределом окажется интуитивное мышление (за ним простирается сфера строго интуитивного мышления животных). Сверху - логическое (за ним простирается сфера строго логического мышления компьютеров) [19].

Рис. 3. Схема центрального звена психологического механизма творческого акта по Я.А. Пономареву.

В качестве измерения креативности Пономарев предлагает рассматривать разность уровней структуры психологического механизма (задача всегда решается на более высоком уровне структуры психологического механизма, чем тот, на котором приобретаются средства к ее решению).

3.2.4 Концепция А. Медника

Несколько иная концепция лежит в основе разработанного А. Медником теста RAT (тест отдаленных ассоциаций).

Медник рассматривает креативность как творческий процесс, в котором присутствует как конвергентная, так и дивергентная составляющие. Согласно этой концепции креативность - это переконструирование элементов в новые комбинации, согласно поставленной задаче, требованиям ситуации и некоторым специальным требованиям. Суть творчества по Меднику заключается в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций.

Рис. 4. Схема процесса творческого мышления по С. Меднику.

.3 Концепции креативности с позиции своеобразия личностных особенностей

.3.1 Концепция Ф. Баррона

Многие исследования креативности «личностного» направления, а среди них следует выделить Баррона, изучают роль мотивации в творческом процессе, а также влияние различных факторов социальной среды на развитие креативности. Поскольку психологические исследования до сих пор не выявили наследуемости индивидуальных различий в креативности, в качестве детерминанты творческих способностей называют факторы внешней среды, которые могут оказать на их развитие как позитивное, так и негативное влияние. Баррон выделяет основные параметры социальной микросреды, способствующие формированию креативности:

низкая обоснованность поведения;

наличие образца креативного поведения;

создание условий для подражания творческому поведению;

предметно-информационная обогащенность;

социальное подкрепление творческого поведения.

.3.2 Концепция А. Маслоу

Другое направление, автором которого является Маслоу [15], способность к творчеству, рассматривает как установку на самореализацию личности. Главную роль в детерминации творческого поведения здесь играют мотивация, ценности, личностные черты. Творческий процесс связан с самоактуализацией, полной и свободной реализацией своих способностей и жизненных возможностей. По Маслоу свобода, спонтанность, самопринятие и другие черты позволяют личности наиболее полно реализовать свой потенциал.

.3.3 Д.Б. Богоявленская

Богоявленская [5,6,7] определяет креативность как глубинное личностное свойство, которое выражается в оригинальной постановке проблемы, наполненной личностным смыслом. Изучение творчества как продуктивного и спонтанного явления осуществлялось с помощью метода, названного автором «Креативное поле». В этих исследованиях было установлено, «что процесс познания детерминирован принятой задачей только на первой стадии. Затем, в зависимости от того, рассматривает ли человек решение задачи как средств для осуществления внешних по отношению к познанию целей или оно само есть цель, определяется и судьба процесса. В первом случае он обрывается, как только решается задача. Во втором возникает феномен самодвижения деятельности. Богоявленская подчеркивают, что креативность является общей особенностью личности и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности.

Отсутствие общей крупной теории при многообразии выявленных новых закономерностях и факторах указывает на трудность этой темы. Хотя исследования креативности активно ведутся вот уже несколько десятилетий, накопленные данные не столько проясняют, сколько запутывают понимание этого явления. Достаточно сказать, что еще сорок лет назад было дано более 60 определений креативности, а к настоящему моменту их уже невозможно сосчитать. При этом некоторые исследователи иронично отмечают: «Процесс понимания того, что такое креативность, сам требует креативного действия».

К сожалению, до настоящего времени ученые не достигли согласия даже по поводу того, существует ли вообще креативность, или она является научным конструктом.

Впрочем, те же сомнения высказываются и в адрес традиционного понятия «интеллект». Не приходится удивляться, что соотношение этих понятий вызывает еще больше споров. По мнению некоторых американских психологов, большинство полученных данных о соотношении креативности и интеллекта дают возможность для выделения креативности «как понятия того же уровня абстракции, что и интеллект, но более смутно и неопределенно измеряемого».

Заключение

В данной работе, согласно цели и задачам исследования, была изучена креативность, ее определения, феноменология, структура.

В результате проведенного теоретико-позновательного исследования можно сформулировать следующие выводы:

1.Исследование феномена креативности началось с анализа творческого продукта, развития такой науки как психология творчества и изучения творческого процесса.

В отечественных исследованиях теоретическое осмысление креативности можно найти в трудах Д.Б. Богоявленской (Богоявленская Д.Б., 2006), Я.А. Пономарева (под ред. Ушакова Д.В., 2006) и других. Пономарев рассматривает творчество как основу и механизм развития психики, а креативность как творческую способность, которая является самостоятельным фактором.

.В процессе изучения креативности в психологических исследованиях наблюдается очевидная тенденция к расширению поля значений этого понятия.

Так Тейлор (Тейлор, 1988) пишет, что уже в 60-х гг. ХХ века было дано 60 определений креативности, систематизировать которые попыталась О.В. Буторина (Буторина О.В., 2003). Креативность разными авторами понимается как:

способность к творчеству;

интеллектуальное творчество;

нечто новое, оригинальное;

отдаленные ассоциации;

реструктурирование целостной системы;

необычное кодирование информации;

дивергентное мышление;

результат (либо отсутствие) внутриличностных конфликтов;

выход за пределы уже имеющихся знаний;

нетрадиционное мышление, позволяющее быстро разрешить проблемную ситуацию, и этот список далеко не полный.

.Креативность становится системным (многоуровневым, многомерным) психическим образованием, которое не только включает интеллектуальный потенциал, но и связано с мотивацией, эмоциями, уровнем эстетического развития, экзистенциальными, коммуникативными параметрами, компетентностью и т.д. (Барышева Т.А., Жигалов Ю.А., 2006).

.С расширение понятия креативности в науке увеличилось число концепций, а т. ж. подходов к изучению этого феномена.

Таким образом, целесообразно выделить четыре основных теоретических подхода относительно природы креативности и основные наиболее известные концепции:

уровень развития креативности зависит от уровня развития интеллекта (концепция редукции (переход) творчества к интеллекту, Айзенк; теория инвестирования Стенберга Р.);

креативность мало зависит от интеллекта и определяется независимым фактором, таким как чувствительность к побочному продукту (Я.А. Пономарев), чувствительностью (сензитивность) к проблеме (П. Торренс), (а т.ж. концепция Гилфорда Дж., и Торренса Э.П.);

уровень креативности определяется, прежде всего, чертами личности (гуманистическое направление в психологии Маслоу А.);

креативность - интегральная характеристика личности, обусловленная взаимодействием когнитивно - интеллектуальных и мотивационно- личностных факторов (Богоявленская Д.Б., Дружинин В.Н.).

. Проблема креативности вызывает множество научных споров и разногласий исследователей, но с уверенностью можно сказать, что креативность помогает гибкому и конструктивному восприятию, мышлению и поведению человека, способного к самообразованию, саморазвитию и самореализации в условиях столь динамично меняющейся информационной среды.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что феномен креативности, в настоящее время широко изучается как отечественными, так и зарубежными психологами.

Библиографический список

1.Айзенк Г. Парадоксы психологии [Текст] / Г. Айзенк - М.: ЭКСМО, 2009. - 352с.

.Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность [Текст] / Г. Айзенк, Г.Вильсон Пер. с англ. М.: «Когито-центр», 2009. - 284с.

.Алдер Г. CQ или мускулы творческого интеллекта [Текст] / Г. Алдер- М.: изд-во Гранд, 2004. - 487с.

4.Башина Т.Ф. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности [Текст] / Т.Ф. Башина // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 521-525.

5.Богоявленская Д.Б. Измерение креативности - описание индивидуальности [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Материалы конференции «Психология индивидуальности». - М., 2006. С. 55-58.

.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская - М., 2009. - 320с.

.Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Дорфман Л., Мартиндейл К., Петров В., Махотка П., Леонтьев Д., Купчик Дж. (ред.) Творчество в искусстве - искусство творчества. - М.: Наука; Смысл, 2000.

.Большой психологический словарь [Текст] / Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - М.: Олма-пресс, 2010. С.121.

. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж.Гилфорд // Психология мышления. - М.: Прогресс, 2000. - 14с.

. Демидова Т.В. Развитие креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрасте [Текст] / Е.И.Горбачёва Дисс. канд. психол. наук. - Армавир, 2003. - 170с.

. Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] /В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2009. - 359с.

. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность [Текст] / В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова // Психологический журнал, 1999. №4. С. 83-93.

. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - М.: Изд-й центр «Академия», 2003. - 176с.

14. Любарт Т., Мишуру К. и др. Психология креативности / пер. с фр. - М.: Когнито-Центр, 2009. - 215с.

15. Маслоу А. Психология бытия [Текст] / А. Маслоу - М., 1999. - 304с.

16. Морозов А. В. Формирование креативности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образования: дис. … д-ра пед. наук. [Текст] /А. В. Морозов - М., 2004. - 445с.

17. Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. [Текст] / Р. Мэй / пер. с англ. - Львов: Инициатива, 2001. - 127с.

18. Немов Р.С. Психологический словарь. [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВАЛДОС, 2007. - 560с.: ил.

19. Психология творчества: школа Я.А. Пономарева [Текст] / Под ред. Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 624с.

. Роджерс К. К теории творчества: взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К.К. Роджерс - М.: Прогресс, 1994. С. 74-79.

. Стернберг Р. Практический интеллект [Текст] / Р. Стернберг - СПб.: Питер, 2002. - 272с.

. Торренс Э.П. Теоретические основы психологической диагностики креативности [Текст] / Э.П.Торренс - М., 1998. - 120с.

23. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С.123-132.

24. Фрейд З. Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве [Текст] / З.Фрейд - М.: Эксмо, 2010. - 608с.

. Фромм Э. Иметь или быть? [Текст] / Э.Фромм - М.: АСТ, 2011. - 314с.

. Холодная М.А. Основные направления в исследовании интеллекта [Текст] / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. - М.: ПЕР-СЭ, 2009. С. 241-282.

. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная - 2-ое изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2009. - 272с.

Похожие работы на - Креативность - определение, феноменология, структура

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!