Организация работы 3PL-провайдера в современных условиях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    359,47 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация работы 3PL-провайдера в современных условиях

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет «МИТСО»











КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему «Организация работы 3PL-провайдера в современных условиях»

по дисциплине: «Транспортная логистика»


Студент: Величко Павел Олегович







Минск 2015

Содержание

Введение

Глава I. Характеристика рынка логистических услуг

.1   Виды логистических услуг

1.2    Виды провайдеров логистики и их краткая характеристика

.3      Логистика третьей стороны, общая характеристика и отличительные особенности 3PL-провайдеров

Глава II. Сравнительная характеристика организации работы 3PL-провайдеров Российской Федерации и Европы

.1 3PL-провайдеры Российской Федерации и перспективы развития

.2 Краткое описание и организация работы 3PL-провайдеров в Европе

Глава III. Проблемы организации работы 3PL-провайдеров Республики Беларусь

.1 Анализ организации работы 3PL-провайдеров Республики Беларусь на основе зарубежных аналогов

.2 Направления развития и предложения по совершенствованию работы 3PL-провайдеров Республики Беларусь

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Темой курсовой работы является организация работы 3PL-провайдера в современных условиях.

Технология 3PL означает предоставление комплекса логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров. В функции 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю [1].

Актуальность работы заключается в том, что услуги 3PL-провайдеров дают возможность фирмам-производителям и дистрибьютерам экономить свое время и ресурсы, фокусироваться на проблемах ведения бизнеса, производстве, сбыте, сократить операционные расходы, обеспечить надлежащие условия хранения своей продукции, тем самым поддерживая ее качество на высоком уровне.

Гипотеза исследования состоит в том, что белорусский рынок 3PL-провайдеров на сегодняшний день находится на стадии зарождения и не в силах составить конкуренцию европейским логистическим провайдерам.

Целью исследования является изучение теоретических аспектов рынка транспортно-логистических услуг, организации работы 3PL-провайдеров европейских стран, Российской Федерации и Республики Беларусь, определение проблем в развитии и путей совершенствования.

Объектами исследования являются 3PL-провайдеры, такие как ООО «Национальная Логистическая Компания», Schenker AG, FM Logistic, Kuehne+Nagel, Itella Logistics и Т&T.

Предметом исследования является деятельность и услуги 3PL-провайдеров, предоставляемые их клиентам.

Глава I. Характеристика рынка логистических услуг

.1 Виды логистических услуг

Огромное значение качественных логистических услуг сложно переоценить. Они нашли свое применение в самых разных торгово-производственных сферах экономики. В то же время их развитие тесно взаимосвязано с развитием экономики в целом.

Слово «логистика» греческого происхождения (“logistike”) и означает искусство вычислять, рассуждать. На сегодняшний день авторы различных книг и статей дают большое количество определений логистике как науке и виду деятельности. При изучении круга проблем, затрагивающего логистикой, общим для этой науки являются аспекты управления материальными и соответствующими им информационными, финансовыми и другими потоками [2, c. 55].

Необходимость рынка логистических услуг очевидна. Каждый директор предприятия, менеджер, бизнесмен должен ответить на важный вопрос: «Выгодно ли, иметь парк машин, содержать собственные складские помещения, персонал, работающий в данной сфере, логистов?» А ведь содержание склада не только увеличивает денежные затраты предприятия, но и накладывает серьезную ответственность. При допуске ошибки или некачественно выполненном действии (логистические услуги или оформление грузов осуществлены неправильно) ответственность за устранение придется нести не конкретному сотруднику компании, а всей организации в целом. Именно тогда и заходит речь о рынке логистических услуг.

Сегодня предприятия многих отраслей предъявляют спрос на комплексные логистические услуги. Среди них успешные торговые объединения, промышленные предприятия и частные предприниматели. Отчуждая право управлением складом и процессом перевозки грузов компаниям, специализирующимся на данном виде деятельности, они могут направить свои силы, уделить больше времени на решение их основных проблем и задач: сбыт, реализация продукции и развитие новых партнерских связей. Главным положительным аспектом такого сотрудничества с логистической организацией является существенная возможность обеспечить экономию, что при сложной ситуации на рынке особенно значимо [2, c. 55].

Перечень логистических услуг охватывает все аспекты функционирования любого бизнеса и производства. От однократного решения возникшей проблемы, касающейся доставки груза, до осуществления полноценных складских функций; от хранения товаров до оформления отгрузочной документации и составления отчетности. В практику вошла следующая структура перечня выполняемых логистических услуг [2, c. 57]:

)        хранение товаров;

)        обработка грузов;

)        транспортная экспедиция;

)        грузоперевозки;

)        консолидация грузов;

)        страхование грузов;

)        документальное сопровождение.

Рассмотрим также более развернутую классификацию логистических услуг, которая утверждена проектом закона Республики Беларусь о логистической деятельности. В данном документе логистические услуги подразделяются на снабженческие, транспортно-логистические и сбытовые (распределительные), а также населению при их перемещении с использованием различных видов транспорта.

К снабженческим логистическим услугам относятся [3, c. 6]:

выбор поставщиков и номенклатуры поставляемой продукции;

определение величины партии заказываемой продукции;

заключение договоров на поставку необходимой продукции;

организация расчетов за поставляемую продукцию;

организация хранения и обработки поставленной продукции на собственных складах, складах логистических центров или терминально-грузовых комплексов.

Основными транспортно-экспедиционными услугами являются [3, c. 7]:

подготовка груза к перевозке (определение массы груза, упаковка, затаривание, маркировка, пакетирование, сортировка груза);

погрузка (выгрузка) груза (обеспечение выполнения погрузочно-разгрузочных работ, в том числе перевалки груза при смешанной перевозке, закрепления, укрытия, увязки груза, а также предоставление необходимых для этих целей приспособлений);

организация процесса перевозки груза любым видом транспорта;

оформление перевозочных, грузосопроводительных и иных документов, необходимых для выполнения перевозки груза;

сопровождение груза в процессе перевозки и иные услуги по обеспечению его сохранности;

заключение договоров страхования груза;

согласование схемы (маршрута, последовательности) перевозки груза несколькими видами транспорта при смешанной перевозке;

консолидация и деконсолидация отправок грузов;

представление груза и сопроводительных документов в таможенные органы;

проверка количества мест, массы и состояния груза;

хранение груза;

уплата пошлин, сборов и других платежей, связанных с оказываемыми транспортно-экспедиционными услугами;

осуществление расчетов с участниками транспортно-экспедиционной и транспортной деятельности деятельности;

консультирование по вопросам организации перевозок грузов;

оказание информационных услуг, связанных с перевозкой груза.

Сбытовые (распределительные) логистические услуги включают [3, c. 8]:

изучение потребительского спроса;

изучение товаров, создаваемых конкурентами;

сбор полной информации о товарах собственного производства и организация рекламной деятельности в рациональных формах;

выдвижение предложений о путях приспособления собственного производства к нуждам потребителей в целях их максимального удовлетворения;

отбор каналов сбыта продукции и посредников;

организация поставок и их контроль;

формирование стратегии и тактики предприятия при планировании производства и затрат.

Логистические услуги, оказываемые пассажирам при их перемещении на различных видах транспорта, предусматривают [3, c. 9]:

оформление проездных документов на внутриреспубликанское и международное сообщение;

бронирование мест в транспортных средствах;

оформление доставки билетов на дом или в офис;

прием и выдачу багажа и грузов;

получение справочной информации;

хранение багажа в автоматической камере хранения;

хранение крупногабаритных вещей и предметов;

передачу объявлений по вокзальной радиотрансляционной сети;

уведомление получателя о прибытии багажа по телефону, почте, телеграфу;

контрольное взвешивание ручной клади в случае возникновения конфликтной ситуации с перевозчиком;

бытовое и торговое обслуживание, а также услуги точек общественного питания (кафе, рестораны);

сервисное обслуживание пассажиров, находящихся в транспортных средствах;

- хранение забытых и найденных вещей;        

- иные услуги в зависимости от возможностей, имеющихся на каждом виде транспорта и потребностей пассажиров.

Структурировать логистический рынок можно исходя из существующих видов логистики [2, c. 60]:

)        Логистический рынок запасов. Является неотъемлимым элементом между транспортом, производством и реализацией. Благодаря запасам вся система работает более экономично и эффективно.

)        Рынок транспортной логистики. Обслуживает транспортировку груза от поставщика до потребителя, с производства на склад, со склада на склад, со склада потребителю. Главными характеристиками данного рынка являются стоимость и надежность.

)        Рынок складской логистики. Представляет собой предоставление услуг по размещению грузов в складских помещениях, складское обслуживание и управление.

)        Рынок информационной логистики. Сущность данного рынка заключается в том, что каждая логистическая система управляется при помощи информационной и контролирующей подсистем. В свою очередь, эти подсистемы делают заказы, требования об отгрузке и транспортировки товара, удерживают уровень запасов на нужном уровне.

)        Рынок производственной логистики. Контроль за производственным процессом обеспечивает снижение затрат на выпуск продукции, поддерживает ритмичную работу с максимально возможным временем производственного цикла и срока выполнения заказа.

Таким образом, стоит подчеркнуть, что на сегодняшнем этапе экономического и социального развития рынок логистических услуг развивается и совершенствуется. Предприятия не сторонятся данной структуры, а наоборот, стараются взаимодействовать с ней, обеспечив себе тем самым сокращение затрат [2, c. 60].

.2 Виды провайдеров логистики и их краткая характеристика

В сфере логистики аутсорсинг перестал быть ни для кого не известной новинкой. Из-за развития торгового рынка, роста рынков закупок (поставок) и сбыта товара большое число предприятий было вынуждены привлечь сторонние компании, занимающиеся доставкой и складирование грузов. Все это вызвало сильнейшую конкуренцию между грузоперевозчиками, что в свою очередь подтолкнуло последних искать новые пути борьбы за клиента. Ярким примером такого механизма являются 3PL и 4 PL провайдеры [4, c. 88].

Сегодня логистика - это не только услуги по перевозки грузов, но и грамотный, отлаженный контроль за транспортированием. Большое число предприятий малого и среднего бизнеса имеют свои собственные логистические службы, затраты на которые составляют несколько десятков процентов от годового дохода предприятия. Зачастую эти расходы не оправдывают себя. Фирмам требуются логисты, высококвалифицированные и компетентные, учитывающие особенности нового, экспансируемого компанией региона. Расширение производства, открытие новых точек сбыта подталкивает менеджера предприятия искать новые источники финансирования собственной логистической сети. А это только усложняет и так непростое положение предприятий. С данной проблемой сталкиваются почти все фирмы, но есть выход из этой ситуации - переложить логистические функции на организации, специализирующиеся в данной области, т.е. аутсорсинг [4, c. 91].

Использование услуг аутсорсинга позволяет заказчику:

1)  Уменьшить сроки доставки и хранения грузов;

2)      Сократить риски;

)        Большее внимание уделить основной производственной деятельности;

)        Уменьшить расходы на функционирование собственного логистического отдела.

)        Быть уверенным в качестве транспортировки, контроле над документооборотом, решении возникающих юридических проблем.

В зависимости от состава предлагаемых услуг существует следующая классификация логистических фирм.

Классификация PL-операторов [4, c. 95]:

)    First Party Logistics (1PL) - представляет собой систему, в которой все операции выполняет сама фирма - грузовладелец;

2)      Second Party Logistics (2PL) - это система, которая оказывает совокупность традиционных услуг по транспортировке и складированию товара;

)        Third Party Logistics (3PL) - это система дополнительных услуг, которая включает в себя как обычное складирование, так и промежуточное хранение товара, разработку и проектирование информационных систем, наем субподрядчиков;

4)      Fourth Party Logistics (4PL) - это система, которая представляет собой синтез обязанностей всех организаций, участвующих в логистической деятельности. Данная система выполняет функции планирования, управления, контроля над всеми аспектами поставки продукции предприятия-заказчика, имея своей целью обеспечения долгосрочных стратечических целей и расширения задач бизнеса;

5)      Fifth Party Logistics (5PL) - это система интернет-логистики, которая основывается на планировании, подготовке, управлении и контроле за каждой составляющей единой транспортной цепи с помощью электронных средств информации.

Отличительной особенность 1PL и 2PL является то, что компании предоставляют традиционный перечень услуг, принятый на логистическом рынке.

Коренным образом изменяется ситуация с 5PL-организациями. Эти провайдеры представляют Всемирную сеть интернет в виде виртуальной площадки для выполнения полного объема логистических функций. Но стоит отметить, что 5PL - провайдеры в Беларуси на сегодняшний день не получили достаточно масштабного распространения [4, c. 96].

Наиболее сложной системой характеризуются 3PL, 4PL-провайдеры.

PL-провайдеры.

Ряды данного провайдера в основном представлены компаниями, которые первоначально были подразделениями в фирмах нелогистического направления (фирмы, предоставляющие таможенные, складские услуги, крупные торговые предприятия), они укрепились в такой мере, что покинули своего «родителя» и стали являться независимой структурой. Особенно часто 3PL-провайдеры - это фирмы, деятельность которых напрямую связана с логистикой. Если бы эти фирмы более разнообразили список своих услуг, то они, несомненно, могли бы претендовать на повышение своего статуса.

Достаточное значение в деятельности 3PL-провайдеров отводится информационному обеспечению. Всей совокупностью логистических задач, ее управлением и контролем занимается компьютерная обработка базы данных. Сведения для информационной базы данных поступают по следующим направлениям [4, c. 98]:

Наличие центрального офиса (учет запасов, находящихся на складах и в пути; планирование стоимости поставок; управление транспортом; подготовка сопроводительной документации; обмен информацией с клиентами);

Автоматизированное управление складскими операциями;

Система автоматической доставки и предоставление документации.

PL-провайдеры.

Для того чтобы наглядно разделить 3PL-провайдеров от 4PL-провайдеров можно рассмотреть следующее сравнение: 3PL-провайдеры - это труд на основе натурального хозяйства, когда оплата осуществляется услугой или продуктом, 3PL-провайдеры - это ремесленное производство, где труд оплачивается только денежным эквивалентом.

Главной особенностью 4PL-провайдеров по сравнению с другими PL-организациями является тесное взаимодействие следующих структур:

отдела закупок, его деятельность охватывает весь спектр деловых контактов с поставщиками продукции заказчика, в том числе оформление с ними договорных отношений; решение проблемных ситуаций, связанных с сертификацией поставляемого клиенту товара и его таможенное оформление;

отдела по управлению, отвечающий за пополнение партий товаров на основании информации, полученной от заказчика; контроль за уровнем продаж через точки;

отдела по бренд-менеджменту, который проводит маркетинговый анализ рынка для корректирования продаж того или иного бренда предприятия-заказчика.

Фактически 4PL-провайдера от его предшественника отличает в основном то, что работа первого с организацией-клиентом построена на основе ERP-системы. Эта система способна свести к минимуму риски в логистической цепочке заказчика, обеспечивая его при этом функциями стратегического и оперативного управления. Вопрос о том, надо ли передавать данные функции в руки логистической фирме, которая возьмет на себя роль управляющей компании, - это вопрос приобретения деловой репутации, когда степень доверия клиента к провайдеру должна быть велика. Поэтому спрогнозировать, будет ли пользоваться спросом предлагаемый набор услуг на белорусском рынке логистики, затруднительно [4, c. 99].

1.3 Логистика третьей стороны, общая характеристика и отличительные особенности 3PL-провайдеров

Уровень сервиса и, как следствие, структура организации для классов 1PL и 2PL достаточно традиционны. Определить принадлежность к данным группам несложно. Сложнее классифицировать компанию как 3PL-оператора. В качестве показателей, по всей видимости, лучше использовать следующие области, характеризующие компанию [5, с. 70]:

инфраструктура;

организационная структура;

информационная структура.

Чтобы точно классифицировать компанию как 3PL-оператора, необходимо рассмотреть варианты появления данного бизнеса. В основном 3PL-провайдерами становятся компании, которые либо развивались путем добавления новых сервисов к основному логистическому профилю своей деятельности, либо выделились из логистических подразделений родительской организации нелогистического профиля. Таким образом, «родителями» 3PL-бизнеса могут быть:

) компании, оказывающие услуги по складированию товаров;

) компании, оказывающие услуги по доставке грузов;

) таможенные, брокерские или экспедиторские компании;

) логистические подразделения розничных или дистрибьюторских компаний.

Компании групп 1-3 развиваются в 3PL-операторов от уже существующей инфраструктуры через добавление дополнительных услуг и сервисов, часто играя от потребностей уже существующих клиентов. Компании 4-й группы постепенно расширяют свою клиентскую базу за счет компаний-клиентов сходного с родительской компанией формата, получая, таким образом, возможность минимизировать логистические издержки за счет, например, консолидации грузов при дальних поставках. Анализируя более устоявшийся западный рынок логистических услуг, можно сделать вывод, что наиболее популярны пути развития операторов из группы 1-3. Из вышесказанного следует, что типовой набор 3PL-сервисов может предоставить компания, имеющая либо в собственности, либо на правах аренды следующие объекты (инфраструктура) [5, с. 71].

) Складское хозяйство, причем это обязательно должен быть развитый комплекс класса не ниже B по принятой классификации складов.

) Перевалочные склады, обеспечивающие минимальное плечо поставки для региональных торговых площадок компании.

Причем вышеуказанная инфраструктура должна удовлетворять следующим основным характеристикам [5, с. 71]:

высокий уровень объектов - складские площади компании должны не только удовлетворять требованиям, связанным с классификацией складов, но и позволять обрабатывать разнородные номенклатурные справочники. Так, например, на территории одного комплекса могут «соседствовать» автомобильные покрышки, бытовая техника и медицинская техника;

запас прочности в площадях - колебания спроса на ту или иную товарную категорию, сезонность отпусков в странах-поставщиках могут привести к превышению квотированного объема хранения;

разветвленная транспортная сеть - перевозить грузы автомобильным транспортом в пределах одной области умеет большинство экспедиторских компаний;

возможность нормирования типовых операций - уровень предоставляемых услуг напрямую связан с возможностью соблюдать стандарты для ключевых параметров деятельности, таких как время оприходования транспортной единицы или интервал между поступлением заявки на отгрузку и доставкой товара в магазин;

конкурентоспособная стоимость оказываемых услуг - принятие решения о передаче логистических функций в стороннюю компанию не в последнюю очередь зависит от результатов ценового анализа.

Что же касается информационной структуры компании 3PL-оператора, то она представляет собой информационное пространство, объединяющее следующие программные комплексы.

)        Система центрального офиса компании, к задачам которой в большинстве случаев относятся [5, с. 72]:

учет товарных запасов компании (запасов клиентов компании-посредника) на всех складах оператора, включая такие виртуальные склады, как «Товары в пути» и «Таможенные терминалы»;

управление транспортными единицами компании, включая возможности консолидировать грузы, определять оптимальные маршруты поставки и отслеживать перемещение транспорта по контрольным точкам;

планирование стоимости поставок;

учет затрат на различных этапах цепочки поставок;

сбор данных по операциям, выполняемым над грузом поклажедателя;

ведение договоров и тарифных планов, расчет стоимости оказанных услуг;

ведение нормативных справочников и формирование сопроводительной документации;

обмен данными с системами клиентов компании, включающий в себя обмен справочниками контрагентов и номенклатуры, обмен управляющими заявками и откликами по результатам их выполнения, синхронизацию остатков и сверку реестров обработанных документов;

обмен данными с системами складов компании;

бухгалтерский учет в компании, включая расчет заработной платы сотрудников.

)        Система управления складом, поддерживающая [5, с. 73]:

технологию адресного склада;

автоматизированное управление процессами приемки, складской обработки (включая процессы инвентаризации), отгрузки;

штриховое кодирование;

раздельный учет товаров для различных клиентов, включая нормативные требования к данному виду хранения;

сбор данных по выполняемым складским операциям.

)        Система автоматической доставки электронных документов, обеспечивающая:

высокую надежность и безопасность транспорта пакетов документов;

100 % контроль статуса передаваемых пакетов.

Обслуживанием данной инфраструктуры и обеспечением стабильности товарного потока занимается, например, следующая организационная структура, представленная на рисунке 1 [5, с. 74]:

Рисунок 1 - Организационная структура 3PL-провайдера

Таким образом, компанию, оказывающую услуги по аутсорсингу логистических функций, соответствующую описанным выше показателям по организационной, информационной инфраструктурам, имеющую возможность тарификации и выставления счетов за свои услуги в автоматическом режиме, можно смело причислять к группе компаний 3PL-операторов [5, с. 74].

Глава II. Сравнительная характеристика организации работы 3PL-провайдеров Российской Федерации и Европы

.1 3PL-провайдеры Российской Федерации и перспективы развития

В России о широком развитии уровня интеграции категории 4PL говорить пока не приходится. Очень редки случаи, когда используются только элементы схемы 4PL. В России даже рынок 3PL-операторов, аккумулирующих товар от разных производителей и доставляющих в магазины торговых сетей, сегодня практически отсутствует. Основную долю российского рынка 3PL занимают сейчас международные операторы, например, французская компания «FM Logistic», британская компания «Tablogix», а отечественных компаний в этом сегменте фактически нет [6].

По данным экспертов, российский рынок логистических услуг оценивается в 55-60 млрд. долларов США, причем доля сектора перевозок и экспедирования грузов всеми видами транспорта составляет 55%, сектора складских услуг - 13% и сектора услуг по интеграции и управлению цепями поставок - 32%. Объем российского рынка логистических услуг к 2015 г. должен увеличиться более чем в два раза и составить около 115 млрд. долларов США [7].

Две лидирующие в своих сегментах фирмы - транспортная компания РЛС («Русская Логистическая Служба») и складской оператор «Национальная Логистическая Компания» (НЛК) решили объединить усилия и выйти в эту нишу. «Русская Логистическая Служба» начала ежедневно отправлять грузовики в города-миллионники в пределах 1500 км от Москвы, в частности, в Санкт-Петербург, Казань, Ростов-на-Дону, Самару, Тольятти, Нижний Новгород. Услуга ориентирована, прежде всего, на производителей FMCG и розничные торговые сети, но, по мнению экспертов, альянс РЛС и НЛК уже отнял часть бизнеса и у курьерских компаний - консолидация больших объемов товара от разных поставщиков позволяет оператору предоставить клиенту возможность отправлять минимальные партии товаров по оптовым ценам. Союз РЛС и НЛК - это первый шаг в развитии сетевой транспортно-складской инфраструктуры, которая пока в России отсутствует. До сих пор РЛС и НЛК не занимали серьезную долю на рынке сборных грузов, и новый проект станет для компаний одновременно выходом в этот сегмент и в сегмент 3PL-операторов [6].

В России наивысшая концентрация профессиональных логистов, разумеется, в Москве, потому что она выступает в роли главного «перевалочного пункта». Весь основной капитал, финансовые структуры сосредоточены в Москве. Соответственно, мозговые центры и штаб-квартиры крупных организаций, серьезно занимающихся перемещением грузопотоков, также располагаются в Москве.

При этом ситуация в регионах совершенно иная. Там чаще всего работают посредники - дистрибуторы, которые часто берут товар непосредственно у производителя. Из-за такого несоответствия рождаются проблемы при коммуникации между отдельными складскими хозяйствами, вписанными в одну систему. Сквозные связи между расположенными в разных концах страны складами - это прекрасный инструмент для успешного бизнеса, но даже крупные компании зачастую не имеют собственной отлаженной складской сети (оснащение компаний складами типа «А2» и «А+», которые являются неотъемлемыми атрибутами 3PL-оператора, только начинается) [6].

Что касается Санкт-Петербурга, на сегодняшний день и здесь ситуация на рынке складывается таким образом, что качественная отлаженная система поставок невозможна без сильной логистической составляющей. Всем ясно, что грамотная логистика позволяет добиться оптимального уровня издержек, являясь для заказчика очень выгодной услугой. Не стоит забывать, что в Санкт-Петербурге находится самый крупный на территории России порт, но даже при этом, все распределительная логистика ориентирована пока на Москву.

Россия - страна огромных пространств, и крупные города там разделены расстояниями в тысячи километров. В этих условиях перевозка по железной дороге - самый выгодный способ доставки товаров. Но если в перевозках нефти ОАО «Российские железные дороги» видит в основу своего финансового благополучия, то с товарами народного потребления все гораздо сложнее. Относительная неразвитость логистических технологий до последнего времени весьма затрудняла использование железнодорожного транспорта, как гибкого инструмента для оперативного реагирования на запросы массового рынка. Стало ясно, что для увеличения объемов отправки товаров по железной дороге не хватает логистических центров и логистических операторов по обслуживанию интермодальных логистических схем. Но и в этой области дело начинает меняться к лучшему. Так в частности ОАО РЖД, создало и активно развивает департамент таможенного оформления, и уже на пограничных переходах есть успехи, по информационному и электронному прохождению, уменьшение сроков, достоверность и полнота информации [6].

Многие крупные европейские провайдеры - FM Logistic, Kuehne & Nagel, Schenker - уже присутствуют на российском рынке. Но большинство из них только организовали в нашей стране таможенные склады и не начинали пока широкой экспансии. Явный лидер - компания FM Logistic. Очевидно, что на данный момент достойную конкуренцию этой фирме составляет «Национальная логистическая компания» (НЛК). Есть и другие отечественные компании с репутацией «весьма продвинутых» - РЛС («Русская Логистическая Служба»), РЛП («Русский Логистический Провайдер»), Компания «КИА-центр» или «Уралконтейнер». И сейчас только дело времени, при том достаточно короткого, когда они смогут успешно противостоять массовому приходу мощных западных операторов.

Основными тенденциями современной логистики являются: появление большего ассортимента предлагаемых логистических услуг и повышение информированности клиентов о том, как они могут с пользой для себя использовать такие услуги. Если несколько лет назад каждая из фирм логистики занималась каким-то своим видом услуг, то на сегодня границы между различными видами логистической деятельности стали очень размытыми. Всё больше предприятий осуществляют перевозки различными видами транспорта и предлагают различные дополнительные услуги: складирование, таможенное оформление, распределение и т.д., т.е. могут предложить сквозное обслуживание по всей цепи доставки, т.н. «one-stop shopping» [6].

Кроме того, транспортные фирмы, ранее предлагавшие один вид региональных перевозок, сменяются логистическими, предлагающими перевозки с глобальной географией и любым транспортом, а вдобавок ещё и комплексное обслуживание по всей цепи поставки. Например, для доставки груза из Европы предлагается экспресс-доставка авиатранспортом за 1-3 дня и обычная перевозка за 5-10 дней автотранспортом. Клиента интересуют, прежде всего, срок доставки и точность, её цена, а выбор вида транспорта он готов предоставить логистику.

Крупные и средние предприятия всё больше начинают склоняться к покупке целостных логистических решений. Это позволяет им в большей степени сосредоточиться на своей основной деятельности - развитии и продвижении на рынок той продукции, которая является для данной фирмы основной. А такие операции, как складирование и развозку, поручают логистикам. Таким образом, им удаётся использовать умения и опыт логистической фирмы для повышения собственной эффективности. С финансовой точки зрения важно и то, что это позволяет превратить постоянные расходы предприятия на сопутствующую деятельность в переменные, то есть зависящие от объёма продукции. Правда, в настоящее время на российском рынке услугами логистических 3PL-операторов пользуются не так много фирм, как хотелось бы. Причина - дороговизна услуг, высокая ответственность, которую приходится передоверять сторонней компании. И, что греха таить, не всегда адекватное российское исполнение выверенных западных технологий [6].

Характерны и те изменения, которые происходят в отношениях между клиентами и логистами. Если раньше они вращались вокруг вопроса конкретных перевозок или таможенных процедур, и для клиентов основным критерием была цена услуг, то теперь они всё больше переходят на долговременную основу, а клиенты становятся всё более требовательными к качеству услуг. Поэтому логистические фирмы всё более привлекаются к управлению всеми процессами в цепи поставок, а фирмы-клиенты всё чаще знакомят их со своими долгосрочными целями, чтобы совместно вырабатывать взаимоприемлемые решения. Клиенты всё больше ценят своё время и всё больше доверяют профессионалам-логистам, с которыми сотрудничают, стремятся ограничить их число, но развивать долгосрочное сотрудничество с теми, кого они выбрали в партнёры [6].

Аналогичные изменения происходят и на российском рынке логистики, чему способствовал приход к ним лидеров мировой логистики. Таким образом, на основе вышеприведенных тенденций, можно сделать вывод, что у рынка логистики, и, в частности, у логистического аутсорсинга есть мощный потенциал для развития в России. Процессы глобализации, интеграции и кооперации, а также возрастающие запросы потребителей побуждают компании, которые хотят быть конкурентоспособными на рынке, применять логистический подход к построению своего бизнеса, а также использовать в своей деятельности такой инструмент, как логистический аутсорсинг.

Рынок логистических услуг в России пока, конечно, находится в стадии становления, но имеет очень благоприятные среднесрочные перспективы. Недаром в последние годы заметно возрос интерес к России со стороны известных международных логистических операторов. Так, крупная американская компания Hines, занимающаяся девелопментом и управлением коммерческой недвижимостью, полным ходом ведет работы над проектами складских комплексов по 100000-200000 кв. м. каждый в Московской области [6].

В России, в отличие от стран Европы, Азии, США, Канады других стран, где аутсорсингом логистических услуг пользуется подавляющее большинство предприятий, этому эффективному инструменту уделяется пока довольно мало внимания. Но Российский бизнес развивается по пути, сходному с путями развития стран остального мира. Поэтому, представляется необходимым выбрать стратегию сочетания эффективности применения инструментов логистики и тенденции концентрации предприятий на основных видах деятельности («ключевой компетенции»), что, несомненно, даст широкие возможности для развития рынка логистического аутсорсинга и специализированных логистических посредников как 3PL, так и 4PL в России.

При этом необходимо учесть, что логистические знания в России, в основном, черпаются из западных источников. А в России своя специфика, свой менталитет, своя культура ведения бизнеса. Логистические схемы, подходящие для современных российских условий разрабатываются индивидуально и зачастую не имеют типовых решений. Соответственно, совершенно очевидно, что необходимо создать стройную научно обоснованную систему российской логистической теории и практики, опирающуюся на позитивный опыт западных партнеров, но соответствующую современным реалиям страны [6].

Как было отмечено ранее, одним из крупнейших 3PL-провайдеров, основанных в России, является ООО «Национальная Логистическая Компания». Она предлагает широкий спектр услуг по обработке и транспортно-экспедиционному обслуживанию экспортно-импортных грузов широкой номенклатуры как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, имея для выполнения работ как свои представительства в основных транспортных узлах России и ряде зарубежных стран, так и контрагентов за рубежом, с которыми заключены долгосрочные партнерские отношения [8].

В начале 2011 года компания провела ребрендинг с целью расширения и охвата большего объема груза, объединив под единым брендом National Logistic Company дочерние компании, осуществляющие экспедирование экспортно-импортных генеральных и грузов других номенклатур в портах Новороссийск, Туапсе, Темрюк, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург.

Компания также является членом Российской Ассоциации Экспедиторов (АРЭ) и Международной федерации экспедиторских ассоциаций (FIATA). Система менеджмента качества компании при осуществлении услуг связанных с организацией перевозок грузов и иных вспомогательных операций соответствует требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001-2008).

Из возможностей ООО «НЛК» можно отметить следующие [8]:

прямые контракты с основными портовыми терминалами;

охраняемый, оборудованный камерами видеонаблюдения терминал для перегрузки и хранения грузов площадью 15000 м²;

собственный парк универсального и специализированного автотранспорта общим количеством 32 единицы. Возраст техники не превышает 4-х лет. Автопарк составляют тягачи известных мировых и отечественных производителей: RENAULT MAGNUM, FREIGHTLINER CASCADIA, MAЗ;

9 автопогрузчиков в собственности;

2 крытых складских помещения (по 5000 м2 каждый) в аренде;

ж/д подъездной путь на 10 вагонов с возможностью разгрузки 5 крытых вагонов одновременно, оборудованный разгрузочной рампой;

договорные отношения с государственными учреждениями, производящими лицензирование и выпуск документации обеспечивающей выпуск груза в свободное обращение.

Компания занимается такими видами перевозок, как [8]:

мультимодальные перевозки грузов;

морские перевозки грузов в контейнерах;

железнодорожные перевозки;

автомобильные перевозки.

Стоит отметить также, что на данном этапе своего существования ООО «Национальная Логистическая Компания» уже не является самостоятельной российской организацией, еще в 2008 году ей заинтересовалась и выкупила очень крупная европейская компания Itella (Финляндия), открывая тем самым для себя российский рынок транспортно-логистических услуг [9].

.2 Краткое описание и организация работы 3PL-провайдеров в Европе

Общий оборот европейского рынка транспортно-логистических услуг составляет более 600 млрд. евро. В свою очередь, объем контрактной логистики в Европе оценивается в пределах 120-140 млрд. евро ежегодно. Сегодня для рынка логистических услуг в ЕС характерны следующие признаки:

возрастающая роль аутсорсинга логистических услуг;

логистическая индустрия формируется и концентрируется в кластерах;

внедряются новейшие информационные технологии, которые сосредотачиваются в мощных информационно-управляющих центрах.

Кроме того, для стран ЕС характерна развитая транспортная, инженерная, финансовая и административная инфраструктура.

Долгосрочный рост логистических услуг в Европе оценивается в пределах 4-8%, что существенно превышает темпы роста ВВП. При этом к 2020 г. эксперты консалтинговой компании McKinsey предсказывают четырехкратное увеличение объемов мировой торговли, что повлечет многократное увеличение спроса и на логистические услуги. Более половины этой индустрии сконцентрированы в трех странах - Германии, Великобритании и Франции [7].

Так как логистические знания и в России, и у нас, в Беларуси черпаются из опыта работы крупных европейских компаний, следует остановиться на нескольких примерах, таких как Schenker AG, FM Logistic, Kuehne+Nagel, Itella Logistics.

С годовым оборотом 19 миллиардов Евро, 91000 сотрудников и около 2000 офисов по всему миру Schenker является одним из крупнейших в мире провайдеров интегрированных логистических услуг, предлагая наземные операции, авиа и морские перевозки, а также логистические решения и управление глобальными цепями поставок из одного источника. Компания Шенкер - это дочернее предприятие DB Mobility Logistics AG и принадлежит к сфере деятельности Schenker Logistics, входящего в состав немецких железных дорог (Deutsche Bahn). Название «Шенкер» также было перенято немецкими железными дорогами для их железнодорожных грузовых перевозок, которые получили название DB Schenker Rail.

Шенкер АГ является:

No. 1 по Европейским наземным перевозкам;

No. 2 по Международным авиаперевозкам;

No. 3 по Международным морским перевозкам;

No. 6 по Международной контрактной логистике [10].

Группа ФМ Ложистик является французской семейной группой компаний, которая оказывает услуги по складскому хранению, копакингу, транспортировке и управлению цепями поставок. Персонал компании насчитывает около 14 000 человек в 12 странах мира.

Оборот за период с 01.04.2012 по 31.10.2013 насчитывает около 887 миллионов Евро. Компания имеет более 2500000 м2, 200 упаковочных линий, производит около 900 миллионов упаковок и осуществляет 1 миллион поставок в год [11].+Nagel - швейцарская логистическая корпорация, крупнейший в мире экспедитор грузов. В 2010 году имеет 10 % выручки от всех мировых воздушных и морских грузоперевозок.

Компания начала свою деятельность в 1890, сосредоточившись на хлопке иконсолидационном грузе, а сегодня является одной из ведущих групп, обеспечивая комплексные логистические услуги.

Как заявил директор «Transport Intelligence» John Manners-Bell: «Сейчас доставщики грузов наслаждаются чем-то вроде золотого периода», а по подсчётам, Kühne + Nagel International имеет 10 % этого рынка.

Сегодня, деятельность компании - это глобальные морские перевозки, авиаперевозки, по суше, контрактная логистика с предоставлением ИТ-услуг для управления доставкой, обеспечивая мониторинг перемещения груза клиенту.имеет оборот более 20 миллиардов швейцарских франков, глобальную сеть из 1000 офисов с примерно 63000 сотрудников, 7 млн м² менеджментируемых складов. Полный и стандартный портфель продуктов и услуг, объединён и соинтегрирован.работает на многие местные рынки, гибко подстраиваясь под каждый из них, что является сильной стороной этого лидера [12].

Itella Logistics - это логистическое подразделение Posti Group, международной сервисной компании, принадлежащей правительству Финляндии и оказывающей услуги в сфере информационных технологий, логистики и почтовой связи. Компания представлена в 8 европейских странах: Финляндия, Россия, Швеция, Норвегия, Дания, Литва, Латвия, Эстония. Оборот в 2011 году составил 732 млн евро. Площадь складов класса «А» - 1 млн м² [13].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что европейские производители и дистрибьюторы с огромным удовольствием передают свои бизнес-процессы, как незначительные, так и ключевые на аутсорсинг. В свою очередь, провайдеры совершенствуются высокими темпами, чтобы быть в состоянии удовлетворять спрос на транспортно-логистические услуги, который также очень быстро меняется в сторону увеличения.

Глава III. Проблемы организации работы 3PL-провайдеров Республики Беларусь

.1      Анализ организации работы 3PL-провайдеров Республики Беларусь на основе зарубежных аналогов

В Республике Беларусь объем рынка логистических услуг намного скромнее, чем в России и, тем более, чем в Европе, и по данным экспертов составляет - 4 млрд. долларов США в год, за счет логистических услуг формируется 7-8% ВВП. Оценивая рынок логистических услуг Республики Беларусь, следует отметить, что в стране около трех тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей, оказывающих логистические услуги. Однако рынок логистических услуг на 99,5% сформирован 2PL-провайдерами. На рынке 2PL-услуг преобладают небольшие компании, оказывающих отдельные виды логистических услуг. Причем наиболее развит сектор транспортно-экспедиционных услуг [7].

Формирование и ускоренное развитие в экономике сетевых производственно-коммерческих и торговых структур привело к трансформации международного рынка логистических услуг - возникновению логистических посредников нового типа, так называемых 3PL- и 4PL-провайдеров.

Объем рынка 3PL-услуг в Беларуси незначителен и составляет менее 0,5%. В основном это логистические компании, имеющие собственные логистические центры, складские комплексы и предоставляющие широкий спектр логистических услуг (транспортировка, складирование, управление запасами, дистрибуция, таможенное оформление и т.д.). Следовательно, в Беларуси ощущается острая нехватка логистических провайдеров 3PL уровня, работающих по современным логистическим технологиям. Причем на белорусском рынке слабо представлены 3PL-провайдеры мирового уровня [7].

Примером крупного белорусского 3PL-провайдера выступает логистическая компания T&T. T&T оказывает услуги хранения и доставки, обработки и учета товара, подготовки документации и обеспечивает полное информационное сопровождение услуг. Компания имеет автоматизированные складские комплексы, общей площадью более 40 тысяч квадратных метров, складские терминалы класса «А» в Минске, собственный холодильный склад, новый автопарк с 400 единицами транспорта, современные логистические технологии и IT-решения. Разветвленная складская сеть «ТУТ и ТАМ Логистикс» представлена 11 складами по всей республике. Минские склады компании расположены в ТЛК «Прилесье» и ЛЦ «Шабаны». Складской комплекс «Прилесье» относится к категории склада A+, и его суммарная площадь составляет 20000 кв.м. А складской комплекс «Шабаны» включает склад холодного хранения с температурой хранения +2…+6, и его суммарная площадь составляет 10000 кв.м. Остальные 9 филиалов расположены в регионах: Барановичи, Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве, Мозыре, Пинске, Полоцке. Общая емкость складов - более 27000 паллетомест. В Т&T задействовано более 1200 сотрудников [14].

Анализ белорусского рынка логистических услуг показал, что на нем есть крупные компании, которые предоставляют комплексный логистический сервис, сформировались определенные лидеры. Однако основной удельный вес на отечественном рынке логистических услуг занимают малые, средние организации и индивидуальные предприниматели. Кроме того, большинство компаний не вкладывают инвестиции в развитие логистического сервиса и повышение качества логистических услуг. Ощущается нехватка и квалифицированных кадров в области логистики и управления цепями поставок [7].

3.2 Направления развития и предложения по совершенствованию работы 3PL-провайдеров Республики Беларусь

Сдерживающими факторами развития рынка логистических услуг представляются:

недостаточное развитие логистической инфраструктуры из-за недостатка инвестиций;

недостаток квалифицированных кадров, способных заниматься логистическим управлением как на микро-, так и на макроуровне;

слабая интегрированность национальных логистических систем в общеевразийскую и европейскую;

достаточно большой бумажный документооборот логистических провайдеров;

недостаточное использование информационных технологий провайдерами логистических услуг;

принцип резидентства, действующий в международных перевозках в рамках Таможенного союза.

Для становления и активного развития рынка логистических услуг необходимо:

создание благоприятных условий для прихода в Беларусь международных логистических 3PL-провайдеров и переход к концепции 4PL (создание системного интегратора в области логистики);

совершенствование правового регулирования логистической отрасли;

повышение уровня вузовской подготовки кадров по логистическим специальностям, а также налаживание тесных связей академических кругов с профильными ассоциациями (БАМЭ, БАМАП), провайдерами логистических услуг;

реструктуризация логистических систем стран - членов Таможенного союза и их объединение в Евразийскую логистическую систему.

При этом рост объемов логистических услуг в Республике Беларусь будет стимулировать рост инвестиций в логистическую инфраструктуру. Мировое сообщество уже перешло к формированию концепции 4PL. Рынок 4PL-услуг в Беларуси отсутствует.

Создание крупного логистического 4PL-провайдера в Республике Беларусь позволит обеспечить снижение операционных затрат отечественных предприятий за счет получения ими доступа к эффективным транспортным решениям и выхода на новый уровень развития логистики. Создание 4PL-провайдера - системного интегратора в области логистики на начальном его развитии нуждается в поддержке государства, данная компания может быть создана как акционерное общество со 100-процентной долей государства, так и с иностранным инвестором с долей государства не менее 51% акций [7].

Однако, Беларуси еще предстоит долгий путь к 4PL, так как рынок 3PL еще на стадии формирования.

Таким образом, «торможение» в развитии 3PL логистики в Республике Беларусь можно преодолеть с помощью привлечения инвесторов и международных логистических операторов на наш рынок, совершенствования правовой базы в области логистики, улучшения качества дорог и создания инфраструктуры высокого уровня, полного перехода от бумажного документооборота к электронному. Особое место следует отвести подготовке и отбору специалистов, так как «центральным звеном» любой логистической системы является специалист, с помощью знаний и умений которого и происходят все процессы по оказанию логистических услуг. Соответственно, необходимо создать все условия для появления на рынке труда хороших специалистов в данной области, т.е. повысить качество образования.

Заключение

Party Logistics (3PL) - это система дополнительных услуг, которая включает в себя как обычное складирование, так и промежуточное хранение товара, разработку и проектирование информационных систем, наем субподрядчиков. В функции 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.

Уровень сервиса и, как следствие, структура организации для классов 1PL и 2PL достаточно традиционны. Определить принадлежность к данным группам несложно. Сложнее классифицировать компанию как 3PL-оператора. В качестве показателей, по всей видимости, лучше использовать следующие области, характеризующие компанию:

инфраструктура;

организационная структура;

информационная структура.

В России рынок 3PL-операторов сегодня практически отсутствует. Основную долю российского рынка 3PL занимают сейчас международные операторы, например, французская компания «FM Logistic», британская компания «Tablogix», а отечественных компаний в этом сегменте фактически нет. По данным экспертов, российский рынок логистических услуг оценивается в 55-60 млрд. долларов США. Одним из крупнейших 3PL-провайдеров, основанных в России, является ООО «Национальная Логистическая Компания».

Общий оборот европейского рынка транспортно-логистических услуг составляет более 600 млрд. евро. В свою очередь, объем контрактной логистики в Европе оценивается в пределах 120-140 млрд. евро ежегодно. Яркими представителями европейских 3PL-операторов являются Schenker AG, FM Logistic, Kuehne+Nagel, Itella Logistics, которые в сумме имеют ежегодный оборот около 25 миллиардов долларов США.

В Республике Беларусь объем рынка логистических услуг намного скромнее, чем в России и, тем более, чем в Европе, и по данным экспертов составляет - 4 млрд. долларов США в год. Объем рынка 3PL-услуг в Беларуси незначителен и составляет менее 0,5%. В основном это логистические компании, имеющие собственные логистические центры, складские комплексы и предоставляющие широкий спектр логистических услуг (транспортировка, складирование, управление запасами, дистрибуция, таможенное оформление и т.д.). Следовательно, в Беларуси ощущается острая нехватка логистических провайдеров 3PL уровня, работающих по современным логистическим технологиям. Причем на белорусском рынке слабо представлены 3PL-провайдеры мирового уровня. Примером крупного белорусского 3PL-провайдера выступает логистическая компания T&T. 3PL-провайдеры безусловно необходимы нашей стране для более эффективного функционирования экономики. Несовершенство законодательной базы, неблагоприятный инвестиционный климат, нехватка высококвалифицированных кадров и многие другие проблемы «тормозят» развитие рынка 3PL-провайдеров в Беларуси сегодня. Это «торможение» можно преодолеть с помощью привлечения инвесторов и международных логистических операторов на наш рынок, совершенствования правовой базы в области логистики и многими другими путями.

Таким образом, гипотеза о слабом уровне организации работы белорусских 3PL-провайдеров на данном этапе и их неконкурентоспособность по отношению к европейским и российским доказана на основании вышеприведенных данных.

Список использованной литературы

1.    Third Party Logistics

2.      Гамкрелидзе Л.И., Гамкрелидзе Е.Л. Логистика. Теория и практика: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2009. - 279 с.

.        Проект закона «О логистической деятельности в Республике Беларусь» - Минск, 2011. - 42 с.

.        Гаджинский А.М. Логистика: Учебник / А.М. Гаджинский. - 18-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство - торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. - 484 с.

.        Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления/ Алесинская Т.В. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. 79 с.

.        Современный рынок 3PL провайдера в России и перспективы его развития

.        По современным логистическим технологиям

.        Национальная логистическая компания

9.      Posti Group

10.    Schenker

11.    FM Logistic

.        Kuehne+Nagel

13.    Itella Logistics

.        Логистическая компания T&T


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!