Расчет синхронного двигателя
Курсовой проект
Расчет синхронного
двигателя
Введение
статор ротор двигатель асинхронный
Прогресс современной науки и техники неразрывно связан с
применением электроэнергии в различных производственных процессах и
устройствах.
Электрические машины являются основными элементами
энергетических установок, различных и механизмов, технологического
оборудования, современных транспортных средств, связи. Они вырабатывают
электроэнергию, осуществляют высокоэкономичное преобразование её в механическую.
Электрические машины широко применяются во всех отраслях
народного хозяйства. Их преимущества - высокий КПД, достигающий в мощных
машинах 95-99%, сравнительно малая масса и габариты, а так же экономичное
использование материалов. Они характеризуются высокой надёжностью и
долговечностью, простотой управления и обслуживания, удобством подвода и отвода
электроэнергии, небольшой стоимостью при массовом и крупносерийном производстве
и являются экологически чистыми.
Проектирование электрических машин - это искусство,
соединяющее знание процессов и устройства электрических машин, преобразование
энергии. Процесс проектирования электрических машин требует глубоких,
профессиональных знаний не только в электромеханике, но и в теплофизике,
механике и экономике.
При проектировании электрической машины рассчитываются
размеры статора и ротора, выбираются типы обмоток, обмоточные провода,
изоляция, материалы активных и конструктивных частей машины. Отдельные части
машины должны быть сконструированы так, чтобы при изготовлении машины
трудоёмкость и расход материалов были наименьшими, а при эксплуатации машина
обладала наилучшими энергетическими показателями. При этом электрическая машина
должна соответствовать условиям применения её в электрических приводах.
Синхронные машины используют главным образом в качестве
источника электроэнергии переменного тока. Их устанавливают на мощных тепловых,
атомных и гидроэлектростанциях, а также на передвижных электростанциях и
транспортных установках. Для генерирования или потребления реактивной мощности
с целью улучшения коэффициента мощности и регулирования её напряжения применяют
синхронные компенсаторы.
В бытовых электрических приборах (магнитофонах,
проигрывателях, киноаппаратуре) и в системах управления широко применяют
синхронные микромашины: с постоянными магнитами, индукторные, реактивные,
гистерезисные, шаговые.
Основная электромагнитная схема синхронных машин с момента
изобретения осталась неизменной, но усовершенствовалось их конструктивное
исполнение и выросли электромагнитные нагрузки, что позволило улучшить
массогабаритные и нагрузочные показатели и нагрузочную способность синхронных
машин. Особенно большие выгоды в этом отношении дало применение в крупных
машинах водородного и водяного охлаждения.
1.
Номинальные величины
Проектирование синхронных машин, как, впрочем, и любой другой
электрической машины, начинаем с выбора главных размеров. Для этого сначала
необходимо определить номинальные параметры.
. Номинальное фазное напряжение (предполагаем, что обмотка
статора будет соединена в звезду):
(1.1)
. Номинальная полная мощность:
(1.2)
где Pн - номинальная активная мощность, Вт;
cosφн = 0.9 - коэффициент мощности;
ηн - КПД синхронного двигателя. По таблице 10.3 [1] принимаем
согласно номинальным данным машины ηн=0.952.
. Номинальный фазный ток:
(1.3)
. Число пар полюсов:
(1.4)
5. Расчётная мощность:
(1.5)
где kE - коэффициент, представляющий собой
отношение ЭДС в якоре при номинальной нагрузке к номинальной нагрузке. При
работе синхронного двигателя с опережающим током и cosφ=0.9, можно принимать kE в
пределах 1.05 - 1.06. Принимаем kE = 1.05.
2. Размеры статора
По рисунку 10.8 [1] для S'=686.3·103 ВА, p=3
предварительно находим внутренний диаметр статора D=0.605 м.
. Внешний диаметр статора по (10.3) [1]:
(2.1)
где kD - коэффициент,
который в зависимости от числа полюсов по таблице 10.6 [1] имеет значение kд=1.4÷1.45.
По таблице 10.7 [1] ближайший нормализированный внешний диаметр
статора Dа=850 мм (14-ый габарит).
Высота оси вращения h =500 мм = 0.5 м.
. Полюсное деление:
(2.2)
9. Расчётная длина статора. Линейную нагрузку А и индукцию Bddн
для машин мощностью более 100кВт выбираем по рисунку 10.9 [1]. При номинальном
напряжении 6000 В.
Для t=0.317 м,
при p= 3 находим А=475·102 А/м, Bddн=0.72
Тл.
Задаемся aadd=0.65, kB=1.2, aadd·kB=0.78,
kобм =0.92.
(2.3)
где aadd - расчётный коэффициент полюсного
перекрытия;
kB
- коэффициент формы поля;
kобм - обмоточный коэффициент обмотки статора;
А - линейная
нагрузка статора, А/м;
Bddн - максимальное значение индукции в
воздушном зазоре при номинальной нагрузке, Тл.
. Находим ll по (10.6) [1]:
(2.4)
По рисунку 10.11 устанавливаем, что полученное значение ll
лежит в пределах, ограниченных кривыми при p=3.
. Действительная длина статора:
(2.5)
. Число вентиляционных каналов определяется при ширине канала
bк=0.01 м:
(2.6)
Принимаем nk= 8.
. Длина пакета:
(2.7)
. Суммарная длина пакетов сердечника:
(2.8)
. Зубцовая зона статора
Для статоров синхронных машин находят применение петлевые
обмотки, состоящие из многовитковых катушек и волновые обмотки с числом
эффективных проводников в пазу не более двух. Применение волновых обмоток имеет
определённые преимущества при токах в параллельной ветви более 1000 А. Для
статоров синхронных машин общего назначения находят применение двухслойные
катушечные петлевые обмотки с числом эффективных проводников в пазу более двух.
. Число параллельных ветвей обмотки статора:
a=1, так как Iнф =62.96 А <
200 А
16. Зубцовое деление для tt =0.317. По кривым [1] рисунка
10.13:
17. Максимальное число пазов (зубцов) магнитопровода статора:
(3.1)
. Минимальное число пазов (зубцов) магнитопровода статора:
(3.2)
. Число пазов магнитопровода статора:
Так как Dа не больше 990 мм, то статор
выполняем несегментированнным.
Из диапазона числа пазов выбирается такое число Z1, при котором выполняются
нижеследующие требования. Примем Z1=72.
1) Z1 должно быть кратным числу фаз m и числу параллельных ветвей a, то есть .
2) число пазов на полюс и на фазу:
- причем d не может быть кратно m и должно быть меньше числа пар
полюсов,
) Число параллельных ветвей и число полюсов должно быть связано
следующими соотношениями:
при целом q1
при дробном q1
- целое число
(3.3)
20. Число эффективных проводников в пазу:
(3.4)
По найденному значению Un уточняем линейную
нагрузку:
(3.5)
4.
Пазы и обмотка статора
21. Ширина паза (предварительно):
(4.1)
. Поперечное сечение эффективного проводника обмотки статора:
(4.2)
где J1 - допустимая плотность тока;
(4.3)
где AJ1=2700·108 - определяется по рисунку
10.16 [1] при tt=0.317 м.
. Ширина изолированного проводника:
(4.4)
В синхронных машинах от 100 кВт и выше, выпускаемых
промышленностью, применяется непрерывная изоляция класса нагревостойкости B,
спецификация которой дана в таблице 3.5 [1]. Двухсторонняя толщина изоляции
составляет ddиз.п=4.7 мм при Uн=6 кВ.
. Размеры проводников обмоток статора. Принимаем, что эффективный
проводник состоит из одного элементарного (qэф=11.1 мм2
< 18 мм2). Марка провода при Uн=6000 В-ПЭТВСД.
Двухсторонняя толщина изоляции 0.5 мм. По таблице П3.4 размеры медного
проводника a1×b1=1.5×8 мм, qэф=11.79 мм2,
a1из×b1из=2×8.5 мм.
. Ширина паза (уточнённая):
(4.5)
где nш=1 - число элементарных проводников по
ширине паза;
ddиз.п=4.7 мм - двусторонняя толщина паза;
ddр.ш=0.05∙nш - допуск
на разбухание изоляции;
ddш=0.2 мм - технологический допуск на
укладку.
. Высота паза:
(4.6)
где hк=4-5 мм - высота клина;из=12.4
мм - суммарная толщина изоляции по высоте паза по
таблице 3.5 [1];
ddрв=0.05·nв·Uп
- допуск на разбухание;
ddв=0.2 мм - допуск на укладку;
Эскиз паза
27. Плотность тока в проводнике в проводнике обмотки статора:
(4.7)
. Проверка индукции в зубе (приближённо):
(4.8)
где kс=0.93 - коэффициент заполнения пакета стали
(таблица 2.1) [1].
Индукция Bz1 лежит в пределах 1.6÷2 Тл, что удовлетворяет условию.
. Проверка индукции в ярме статора (приближённо):
(4.9)
где - высота спинки статора.
Ba находятся в допустимых пределах (Ba
=1.2¸1.45 Тл).
. Перепад температуры в изоляции паза:
(4.10)
где kф=1.1 - коэффициент добавочных потерь;из=2.2∙10-5
Вт/(м∙С) - теплопроводность изоляции по способу монолит.
. Градиент температуры в пазовой изоляции:
(4.11)
Проведённая проверка показала, что размеры паза выбраны удачно.
32. Витки фазы обмотки статора:
(4.12)
. Шаг обмотки:
(4.13)
где ttп=3·q1=3·4=12;
. Коэффициент укорочения шага:
(4.14)
35. Коэффициент распределения обмотки статора:
(4.15)
. Обмоточный коэффициент:
(4.16)
. Воздушный зазор и полюса ротора
Воздушный зазор в основном определяет технико-экономические
показатели машины. При увеличении зазора возрастают размеры полюсов, обмотки
возбуждения и потери в этой обмотке. С другой стороны, при малых зазорах
повышаются добавочные потери на поверхности полюсных наконечников, а также
повышается опасность деформации ротора при задевании его о статор. От зазора
зависит возможность кратковременных перегрузок синхронных машин по моменту и
мощности.
Как известно на Pm и Mm большое
влияние оказывает синхронное индуктивное сопротивление по продольной оси Xd.
Чем больше зазор, тем меньше Xd и тем больше Mm/M
и Pm/P.
Исходя из заданного соотношения Mm/M=1.75 по
рисунку 10.18 [1] находим xd*=1.9.
. Приближённое значение воздушного зазора:
(5.1)
где Bdd0=0.95·Bddн=0.95·0.72=0.684
Тл - максимальная индукция в зазоре при холостом ходе.
. Принимаем воздушный зазор под серединой полюса 0,0034 м (3,4
мм). Зазор под краями полюса ddm=1.5·dd=1.5·3.36=4.76 мм:
(5.2)
. Ширина полюсного наконечника:
(5.3)
где aa=0,7 - коэффициент полюсного перекрытия по § 10.9
[1].
. Радиус дуги полюсного наконечника:
(5.4)
. Высота полюсного наконечника по таблице 10.9 при t =0.317 м:
hр=0.4 м.
42. Длина сердечника полюса и полюсного наконечника:
(5.5)
. Расчётная длина сердечника полюса:
(5.6)
где lf=0.02 м - толщина одной нажимной щеки
полюса.
44. Предварительная высота полюсного сердечника:
(5.7)
45. Коэффициент рассеяния полюсов:
(5.8)
где k=8.55 - коэффициент, зависящий от высоты полюсного
наконечника.
Ширина полюсного сердечника. Задаёмся Bm=1.43
Тл, kср=0.95 - коэффициент заполнения полюса сталью при
толщине листов 1 мм (полюса выполняются из стали Ст 3 толщиной 1 мм).
(5.9)
. Длина ярма (обода) ротора:
(5.10)
. Минимальная высота ярма ротора:
(5.11)
Принято =1.2 Тл; уточняется по чертежу.
6.
Демпферная обмотка
Демпферную (пусковую) обмотку размещают в пазах полюсных
наконечников ротора. Эта обмотка в двигателях необходима для асинхронного пуска
и успокоения качания ротора. Расчёт демпферной обмотки заключается в
определении количества и размеров стержней обмотки, а также размеров
короткозамыкающих сегментов.
Короткозамыкающие сегменты замыкают все стержни с торцов
полюса и соединяются с сегментами соседних полюсов, образуя кольцо. В этом
случае демпферная обмотка называется продольно-поперечной. Если сегменты
соседних полюсов не соединены, то обмотка называется продольной. Наиболее часто
применяются продольно-поперечные обмотки. Стержни выполняются из меди или
латуни круглого сечения. Чаще всего пусковую обмотку выполняют из медных
стержней.
49. Число стержней пусковой обмотки на полюсе Nc=7.
50. Поперечное сечение стержня пусковой обмотки:
(6.1)
. Диаметр стержня (материал - медь):
(6.2)
Выбираем dc=125·10-3, тогда qc=122·10-6
м2.
. Зубцовый шаг на роторе:
(6.3)
Принимаем z=0.036 м - расстояние между крайними стержнем и краем
полюсного наконечника.
. Проверяем условие:
(6.4)
Пазы ротора выбираем круглые, полузакрытые.
. Диаметр паза ротора:
(6.5)
Раскрытие паза bs× hs=4×2 мм.
. Длина стержня:
(6.6)
. Сечение короткозамыкающего сегмента:
(6.7)
По таблице П3.4 выбираем прямоугольную медь 8´55 мм (qкз=429.1 мм2).
7. Расчёт магнитной цепи
Расчёт магнитной цепи проводят с целью определения МДС
обмотки возбуждения Ffо, необходимой для
создания магнитного потока машины Ф на холостом ходу. При вращении
ротора этот поток наводит в обмотке статора ЭДС. Таким образом в результате
расчёта магнитной цепи может быть построена зависимость E=f(Ffо), которая называется
характеристикой холостого хода.
Для магнитопровода статора выбираем сталь 1511 (ГОСТ
214273-75) толщиной 0.5 мм. Полосы ротора выполняют из стали Ст3 толщиной 1 мм.
Крепление полюсов к ободу магнитного колеса осуществляют с помощью шпилек и
гаек.
57. Магнитный поток в зазоре:
(7.1)
где ww1 - число витков статора;
kоб1 - обмоточный коэффициент фазы статора;
f - частота,
Гц;
kв=1.15 - коэффициент формы поля, находим по
рисунку 10.21 [1], при
ddm/dd=1.4;
=0.7, .
58. Расчётная длина статора (уточнённая):
(7.2)
где ;
.
. Индукция в воздушном зазоре:
(7.3)
. Коэффициент воздушного зазора статора:
(7.4)
. Коэффициент воздушного зазора:
(7.5)
. Магнитное сопряжение воздушного зазора:
(7.6)
64. Ширина зубца статора на высоте 1/3 hп1 от его
коронки:
(7.7)
где .
. Индукция в сечении зубца на высоте 1/3 hп1:
(7.8)
. Магнитное напряжение зубцов статора, А:
(7.9)
. Индукция в спинке статора:
(7.10)
. Магнитное напряжение спинки статора, А:
(7.11)
где xx - коэффициент выбираемый по рисунку 10.22 [1] и учитывающий
неравномерное распределение индукции по поперечному сечению спинки статора;
Длина магнитной линии в спинке статора:
(7.12)
. Высота зубца ротора:
(7.13)
. Ширина зубца ротора по высоте от его коронки:
(7.14)
. Индукция в зубце ротора:
(7.15)
. Магнитное напряжение зубцов ротора:
(7.16)
. Удельная магнитная проводимость рассеяния между внутренними
поверхностями сердечников полюсов:
(7.17)
74. Удельная магнитная проводимость между внутренними
поверхностями полюсных наконечников:
(7.18)
где ;
;
.
. Удельная магнитная проводимость рассеяния между торцевыми
поверхностями:
(7.19)
. Удельная магнитная проводимость для потока:
(7.20)
. Магнитное напряжение ярма статора, зазора и зубцов полюсного
наконечника:
(7.21)
. Поток рассеяния полюса:
(7.22)
79. Поток в сечение полюса у его основания:
. Индукция в полюсе, Тл:
(7.23)
. Магнитное напряжение полюса:
(7.24)
где hmp=hp+hm=0.04+0.105=0.145
м
. Магнитное напряжение стыка между полюсом и ярмом ротора, А:
(7.25)
. Индукция в ободе магнитного колеса (ярма ротора), А:
(7.26)
84. Магнитное напряжение в ободе магнитного колеса:
(7.27)
где .
. Магнитное напряжение сердечника полюса, ярма ротора, и стыка
между полюсом и ярмом, А:
(7.28)
. Магнитодвижущая сила обмотки возбуждения на один полюс:
(7.29)
Результаты расчета магнитной цепи
Расчетная
величина
|
E1*
и Ф*
|
|
0.5
|
0
|
1.1
|
1.2
|
1.3
|
E1,
B
|
1732
|
3464
|
3811
|
4157
|
4503
|
, Вб0.0340.0680.0750.0810.088
|
|
|
|
|
|
, Тл0.3480.6970.7660.8360.906
|
|
|
|
|
|
, А11952390263028693108
|
|
|
|
|
|
, Тл0.771.541.691.842
|
|
|
|
|
|
Hz1,
A/м
|
233
|
4760
|
12200
|
27000
|
70000
|
, A13.727971515824102
|
|
|
|
|
|
, Тл0.71.391.531.671.81
|
|
|
|
|
|
|
0.61
|
0.37
|
0.32
|
0.29
|
0.27
|
Hа,
A/м
|
192
|
1720
|
520
|
10700
|
24000
|
, A24.1131297.7638.622,4
|
|
|
|
|
|
, Тл0.76
|
1.53
|
1.68
|
1.84
|
1.99
|
|
Hz2,
A/м
|
380
|
2710
|
6230
|
14100
|
27500
|
, A5.539.691205.9401.5
|
|
|
|
|
|
, A1238.624803733.15295.38944.8
|
|
|
|
|
|
, Вб0.00310.0070.00920.01310.0221
|
|
|
|
|
|
,
Вб0.0370.0750.0840.0940.11
|
|
|
|
|
|
,
Тл0.691.41.571.772.06
|
|
|
|
|
|
Hm,
A/м
|
340
|
1490
|
3400
|
7570
|
25133
|
, A49.2215.5491.91095.13635.9
|
|
|
|
|
|
, A173350.2392.2442515.9
|
|
|
|
|
|
,
Тл0.671.351.521.711.99
|
|
|
|
|
|
Hj,
A/м
|
554
|
1810
|
3100
|
5850
|
10800
|
, A7624842480081478
|
|
|
|
|
|
, A298813130823375629
|
|
|
|
|
|
, A153636535041763314574
|
|
|
|
|
|
FB0*
|
0.42
|
1
|
1.38
|
2.09
|
3.99
|
0.55
|
1.1
|
1.24
|
1.39
|
1.63
|
Fddza*0.340.781.021.452.45
|
|
|
|
|
|
Fmj*
|
0.08
|
0.22
|
0.36
|
0.64
|
1.54
|
При Bm>1.6 Тл магнитное сечение полюса
определялось по трём сечениям. Для этого определяют потоки в трёх сечениях
полюса:
у его основания:
у полюсных наконечников:
в среднем сечении: .
Деля эти потоки на площадь поперечного сечения полюса
определяют индукции, а затем и напряжённости Hm, H'm,
hmср.
Расчётное значение напряжения полюса (приближённо):
(7.30)
По таблице 7.1 на рисунке 7.1 построена в относительных единицах
характеристика холостого хода. На этом же рисунке приведена нормальная
характеристика холостого хода.
Характеристика холостого хода (1 - расчётная, 2 - нормальная)
. Параметры обмотки статора для установившегося режима
. Длина лобовой части обмотки статора:
(8.1)
где bb - коэффициент укорочения (п. 33);1 - вылет
прямолинейной части катушек из паза (таблица 9.49 [1]);i -
допустимое расстояние между медью проводников соседних катушек (таблица 9.49
[1]).
. Средняя длина витка обмотки статора:
(8.2)
. Активное сопротивление обмотки статора:
(8.3)
. Активное сопротивление обмоток статора в относительных единицах:
(8.4)
где .
. Индуктивное сопротивление рассеяния:
(8.5)
92. Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния:
(8.6)
Коэффициент магнитной проводимости между стенками паза:
(8.7)
Размеры паза по рисунку 8.50а [1]:
h2=6.33 см, h1=0.785 см, h0=0.67
см, при :
Коэффициент магнитной проводимости по коронкам зубов:
(8.8)
где aa=0.7 - коэффициент полюсного перекрытия, при из рисунка 10.26 [1] ll'к=0.145
. Коэффициент проводимости лобового рассеяния:
(8.9)
. Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния:
(8.10)
. Индуктивное сопротивление рассеяния в относительных единицах:
(8.11)
. Индуктивное сопротивление продольной реакции якоря в
относительных единицах:
(8.11)
где - МДС статора при номинальном токе;
ad=0.85
- по рисунку 10.24 [1];
По характеристике холостого хода (таблица 7.1) для E1*=1,
Fdd0=2390.5 А
. Индуктивное сопротивление поперечной реакции якоря в
относительных единицах:
(8.12)
. Синхронное индуктивное сопротивление по продольной оси в
относительных единицах:
(8.13)
. Синхронное индуктивное сопротивление на поперечной оси в
относительных единицах:
(8.14)
. Магнитодвижущая сила обмотки возбуждения при нагрузке
. По данным таблицы 7.1 на рисунке 9.1 построены частичные
характеристики намагничивания.
Частичные характеристики намагничивания
Зависимость
Векторная диаграмма для номинальной нагрузки.
Из векторной диаграммы по Iнф*, Uнф*,
cosj определяем Edd*=1.042.
Из рисунка 9.3 по Edd*=1.042 находим и по рисунку 10.48 [1] находим
коэффициенты: .
. Магнитодвижущая сила (МДС):
(9.1)
где .
По найденной МДС из характеристики E*=f(Fddza*)
определяем ЭДС , отложив которую на векторной диаграмме
получим направление, а затем и модуль Erd*=-Фrd*=0.825.
Находим YY=62О, cosYY=0.47,
sinYY=0.88.
Из характеристики E*=f(Fddza*) по Erd* находим
Frd*=0.94.
. МДС продольной реакции якоря:
(9.2)
По сумме Frd*+F''ad*=0.94+1.35=2.292.
Из характеристики Фss=f(Fddza) определяем Фss*=0.3.
Поток полюса:
. (9.3)
Из характеристики Фm*=f(Fmj*) по Фm*=1.125
определяем Fmj*=0.245.
. МДС обмотки возбуждения в относительных единицах при номинальной
нагрузке:
(9.4)
104. МДС обмотки возбуждения:
(9.5)
10.
Обмотка возбуждения
Выбираем однорядную обмотку с лобовой частью в виде
полуокружности. Изоляция класса нагревостойкости, В.
. Средняя длина витка обмотки возбуждения:
(10.1)
где - ширина проводников обмотки;
- односторонняя толщина изоляции полюса;
- расстояние от центра закругления с радиусом r до края
штампованной части полюса.
Для питания обмотки возбуждения (таблица 10.10 [1]) выбираем
тиристорное возбудительное устройство ТВУ-65-320, Uне=65 В, Iн=320
А. Напряжение на кольцах с учётом переходного падения напряжения в щёточном
контакте принимаем Ue=63 В.
. Сечение проводников обмотки возбуждения (предварительное):
(10.2)
где
- удельное сопротивление меди.
. Ток возбуждения:
(10.3)
где - плотность тока в проводниках обмотки
возбуждения.
. Число витков обмотки возбуждения:
(10.4)
. Меньший размер прямоугольного проводника обмотки:
(10.5)
где ddп - изоляция между витками;кп -
суммарная толщина изоляции обмотки.
По таблице П3.2 выбираем проводник с размерами ae×be=3x12.5 мм, qe=36.95 мм2.
. Расстояние между катушками соседних полюсов:
(10.6)
. Плотность тока в обмотке возбуждения (уточнённая):
112. Превышение температуры обмотки возбуждения:
(10.7)
где
. Высота полюса (уточнённая):
(10.8)
. Активное сопротивление обмотки возбуждения:
(10.8)
. Напряжение на кольцах обмотки возбуждения при номинальной
нагрузке и JJ=130 С:
(10.9)
. Коэффициент запаса возбуждения:
(6.10)
11.
Параметры и постоянные времени
Параметрами машины называются активные и индуктивные
сопротивления обмоток. Параметры даются в относительных единицах. Параметры
цепей ротора приведены к числу обмоток статора.
. Индуктивное сопротивление обмотки возбуждения:
(11.1)
где
. Индуктивное сопротивление рассеяния обмотки возбуждения:
(11.2)
. Индуктивное сопротивление рассеяния пусковой обмотки по
продольной оси:
(11.3)
По отношению , при Nc=7 из рисунка 10.38 [1]
определяем kb=0.6, kb+1=1.6, 1-kb=0.4.b=0.6
- коэффициент распределения пусковой обмотки.
Из рисунка 10.37 определяем коэффициенты приведения Cd=0.81
и Cq=1.95 для расчёта проводимостей короткозамкнутых колец.
Коэффициент проводимости пазового рассеяния:
Коэффициент проводимости дифференциального рассеяния:
Коэффициент проводимости короткозамыкающих колец по продольной
оси:
. Индуктивное сопротивление рассеяния пусковой обмотки по
поперечной оси:
(11.4)
Коэффициент проводимости короткозамыкающих колец по поперечной
оси:
121. Активное сопротивление обмотки возбуждения при JJ=750С:
(11.5)
. Активное сопротивление пусковой обмотки при JJ=750С
по продольной оси:
(11.6)
Сс,
Скз - отношение удельных сопротивлений материала
стержня и кольца к удельному сопротивлению меди. Для меди эти коэффициенты
равны 1.
. Активное сопротивление пусковой обмотки по поперечной оси
при JJ=750С:
(11.7)
Постоянная времени представляет собой отношение индуктивности
данной обмотки к её омическому сопротивлению. От постоянной времени зависит
продолжительность протекания переходного процесса в синхронной машине.
12. Масса активных материалов
Для оценки массогабаритных параметров спроектированной
машины, для расчёта потерь и др. возникает необходимость в определении массы
активных материалов.
. Масса зубцов статора:
(12.1)
где
. Масса ярма статора:
(12.2)
. Масса меди обмоток статора:
(12.3)
. Масса меди обмоток возбуждения:
(12.4)
. Масса меди стержней пусковой обмотки:
(12.5)
129. Масса меди короткозамыкающих колец:
(12.6)
. Масса стали полюсов:
(12.7)
. Масса стали обода ротора:
(12.8)
. Полная масса меди:
(12.9)
. Полная масса активной стали:
(12.10)
. Потери и КПД
Потери в синхронных машинах делятся на основные и добавочные.
134. Основные электрические потери в обмотке статора:
(13.1)
135. Потери на возбуждение:
(13.2)
. Магнитные потери в ярме статора:
(13.3)
. Магнитные потери в зубцах статора:
(13.4)
. Механические потери в зубцах статора:
(13.5)
. Поверхностные потери в полюсных наконечниках:
(13.6)
где - индукция при E=Uнф.
. Добавочные потери при нагрузке:
где
. Общие потери при номинальной нагрузке:
. Коэффициент полезного действия (КПД):
(13.7)
. Превышение температуры обмотки статора
. Удельный тепловой поток на 1 м2 внутренней
поверхности статора:
(14.1)
. Превышение температуры внешней поверхности статора над
температурой охлаждающего воздуха:
(14.2)
145. Плотность теплового потока с внешней поверхности лобовых
частей:
(14.3)
где - удельная проводимость меди при 750С;
П1=- периметр паза без учёта клина.
. Превышение температуры внешней поверхности лобовых частей обмотки
статора над температурой охлаждающего воздуха:
(14.4)
. Превышение температуры в пазовой изоляции обмотки статора:
- см. пункт 30
. Среднее превышение температуры обмотки статора:
(14.5)
15. Характеристики синхронной машины
. Статическая перегружаемость:
(15.1)
При МДС обмотки возбуждения Fвн* по продолжению
прямоугольной части характеристики холостого хода находим Е'0*.
По рисунку 10.43 [1] при находим kpc.
. Угловая характеристика М*=f(QQ) по (15.2):
(15.2)
Алгоритм расчёта угловой характеристики:
. Задаёмся значениями угла Q в пределах от 00
до 1800.
. С учётом (1.1 и 1.2) определяем ток обмотки якоря.
. Потребляемую активную мощность.
. Суммарные потери.
. Полезную мощность.
. Момент.
. U-образные характеристики I*=f(Iв*)
построены по векторным диаграммам для двух значений мощности P1=265
и P1=530.
Алгоритм расчёта U-образной характеристики:
. Задаёмся мощностью P1.
. Задаёмся рядом значений угла Q.
. Согласно (2.1) для каждого значения Q определяем E0.
. По (1.1 и 1.2) для каждого Е0 определяем Id
и Iq.
. Ток обмотки якоря:
6. Ток возбуждения:
. Рабочие характеристики I, P1, M, cosj, h=f(P2), при Iв=Iвн.
Алгоритм расчёта рабочих характеристик:
. Задаётся значение угла Q.
. Согласно (1.1 и 1.2) определяем Id и Iq.
. Ток якоря:
. Коэффициент мощности:
. Потребляемая активная мощность:
. Потери:
- сумма потерь в стали, механических и на возбуждение.
7. Полезная мощность:
. Коэффициент полезного действия:
. Электромагнитный момент:
. Пусковые характеристики:
Алгоритм расчёта пусковых характеристик:
. Полное сопротивление по продольной оси:
(15.3)
. Полное сопротивление по поперечной оси:
(15.4)
3. Ток якоря частоты f1:
(15.5)
. Ток якоря частоты (2s-1):
(15.6)
. Действующее значение тока статора:
. Момент вращения:
(15.7)
. Для построения пусковых характеристик задают ряд значений
скольжения S
в пределах от 1 до 0,05 и для каждого его значения определяют ток и момент.
Список использованных источников
1. Проектирование
электрических машин: учебное пособие для ВУЗов \ И.П. Копылов, П.К. Клоков и
др.; под ред. И.П. Копылова: - М.: «Высшая школа», 2005 - 767 с., ил.
2. Проектирование
электрических машин: Учеб. пособие для вузов/ И.П. Копылов, Ф.А. Горяинов, Б.К.
Клоков и др.; под ред. И.П. Копылова.-М.: Энергия, 1980. - 496 с., ил.
. И.П.
Копылов Электрическме машины для студентов вузов. - Москва: Энергоиздат, 1986.
. Романов
В.В. Расчёт характеристик синхронных двигателейц на ПЭВМ методическое пособие
для вузов. - Минск: БГПА, 1994.