проанализировать существующие классификации психологических тренингов.
Реферат состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе дается общая характеристика психологического тренинга и раскрываются понятия: "психолого-терапевтический тренинг" (ППТ) и "социально-психологический тренинг" (СПТ).
Во второй главе анализируются представленные в литературе классификации СПТ и проводится их обобщение.
1. Психологический тренинг
.1 Общая характеристика
В современном мире высоких технологий и информации с технической стороны возможно и доступно практически все. В этой связи компетентные, инициативные и мотивированные работники являются самым ценным ресурсом для руководства любого предприятия, компании или другой организации, так как положение на рынке конкуренции и прибыль предприятия зависят от того, какой персонал воплощает стратегии руководства в жизнь. Другими словами, выигрывают те, кто развивает творческий потенциал и инициативу своих работников. Именно поэтому интерес к психологическим тренингам как форме учебы и развития персонала постоянно растет.
Практика показывает, что в большинстве случаев, психологические тренинги действительно оказались эффективнее, чем традиционные формы учебы - лекции и семинары. Интенсивная работа во время тренинга помогает организации достичь высоких результатов за короткий срок, а последующая система послетренингового сопровождения обеспечивает надежное закрепление материала. Так что же такое психологический тренинг? В чем заключаются его особенности и отличия от привычной формы учебы, которая использовалась в течение многих лет? Хорошо знакомая классическая учеба построена на том, что мы читаем, слушаем, говорим или пишем о предмете изучения, как правило, не сталкиваясь с ним в процессе получения знаний.
В основу современных тренингов положена идея о том, что учеба должна опираться на собственный опыт участника. Вот почему во время психологического тренинга мы активно практикуемся, экспериментируем и проверяем свои представления и выводы в разнообразных мнимых и смоделированных ситуациях. В результате формируются и закрепляются навыки эффективного поведения. Это позволяет избежать ошибок в реальных условиях и помогает быстро принимать оптимальные решения. Кроме того, каждый тренинг максимально конкретизирован и направлен на повышение эффективности работы предприятия в четко определенной сфере. Материал, который выкладывается, имеет не общий (общеобразовательный или профессионально образовательный) характер, а прикладную направленность. Это способствует созданию системы учебы и подготовки кадров, характерной для конкретных видов профессиональной деятельности. В результате участники получают знание и способность (способы) их использовать, приобретают и совершенствуют определенные навыки.
Профессионально подготовленный тренинг представляет собой длительный процесс. Он начинается с диагностики - определение того, какая именно учеба, необходима. Для этого, кроме четкого определения области тренинга, обязательно учитываются: во-первых, опыт работы участников и их положения в организации, во-вторых, уровень разрешимых проблем в компании или вопросы стратегического развития организации. После этого формулируются задачи тренинга, и подбирается нужный арсенал развивающих технологий.
Следующий этап - проведение тренингов, во время которых проходит передача знаний, развитие и совершенствование определенных навыков, создание условий для самостоятельного поиска участником способов решения заданий, которые стоят перед ним.
Диапазон используемых методов очень широкий и включает интерактивное взаимодействие "тренер-участник", упражнения в парах и малых группах, ролевые и деловые игры, групповые дискуссии, индивидуальные письменные задания, технику "мозговой атаки", видеотренинг, анализ конкретных случаев и т.д.
Завершается этот цикл подведением итогов и анализом результатов тренинга.
По мнению специалистов, именно благодаря такому комплексному подходу тренинг является инструментом, главная цель которого заключается в содействии повышению эффективности деятельности компании, предприятия или другой организации.
психологический тренинг групповой терапевтический
1.2 Определение понятия
В широком смысле понятие "психологический тренинг" используется для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы, хотя параллельно существуют такие понятия как групповая психотерапия, психо-коррекционные группы, группы опыта, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории. В этой связи И.В. Вачков отмечает в своей книге "Основы технологии группового тренинга", что группы одного и того же вида у разных авторов называются по-разному и определяет границы понятия "психологический тренинг": "Современное понимание тренинга включает в себя многие традиционные методы групповой психотерапии и психокоррекции, что вынуждает искать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии в группах" [2, С. 40].
Однако тренинг сегодня активно применяется в рамках деятельности по развитию личности, что подразумевает использование активных групповых методов практической психологии для работы со здоровыми людьми с целью решения задач по развитию и совершенствованию качеств, необходимых для улучшения их социального бытия и профессиональной деятельности. Особенно четко эту позицию сформулировал С.И. Макшанов, который определяет тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации [5, С. 87]. При таком подходе центральной является категория изменения, а тренинговое воздействие направляется на достижение позитивных изменений участников, повышение степени их "конгруэнтности" с собой и окружающей средой.
Сравним в этой связи определение тренинга как психологического воздействия Л.А. Петровской: "Весь курс тренинга и каждое отдельное его занятие можно рассматривать как ситуацию воздействия. Методы воздействия прямо ориентированы на вмешательство в развитие группы или личности с целью вызвать определенные изменения" [7, С. 67].
Как показывает анализ литературы, степень манипулятивности в оказании психологического воздействия может резко различаться в зависимости от установок ведущего. Разное понимание психологического смысла тренинга проистекает из разных теоретических концепций ведущих тренинговой группы. И.В. Вачков вводит понятие шкалы "агрессивности" психологического воздействия в процессе тренинга и делит ее на четыре пункта [3]:
·Тренинг как своеобразный метод дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами (отрицательное и положительное подкрепление) выстраивается нужное поведение участников;
·Тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;
·Тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;
·Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Выводы по первой главе
Суммируя все выше изложенное, можно охарактеризовать психологический тренинг как совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимопонимания людей в группе.
В отличие от терапии, которая направлена на исправление симптоматичного для дезадаптированной личности поведения, тренинг рассматривается как способ ускорения психологического развития и самореализации нормально функционирующей личности.
Тренинг ориентирован на воздействие, на групповое развитие с помощью оптимизации форм межличностного общения.
2. Типология психологических тренингов
В научной литературе представлены различные классификации психологических тренингов, которые часто значительно отличаются друг от друга. Цель данной главы - разобраться в разнообразии существующих видов тренингов и систематизировать их в обобщенной классификации.
Исходя из критерия "степень отнесенности задач группы к основным сферам психологической практики - психотерапии, психокоррекции, развитию и обучению" психологические тренинги могут быть разделены на тренинги терапевтической направленности; психокоррекционные группы; развивающие тренинги, обучающие и демонстрационные [10]. Первые два часто характеризуют как психолого-терапевтический тренинг (ПТТ), противопоставляя его социально-психологическому тренингу (СПТ), объединяющему остальные из указанных тренингов.
Для студентов, обучающихся по специальности "Связи с общественностью", актуальным является именно социально-психологический тренинг, поэтому данный вид тренинга рассматривается в реферате более подробно по сравнению с психолого-терапевтическим тренингом.
Профессиональный тренинг психотерапевтического толка концентрируется на решении проблем и оказании помощи в преодолении трудностей, прежде всего личностных, в профессиональных, межличностных и других отношениях. Тренинг такого рода психотерапевтичен, потому что создаёт у группы ощущение психологической безопасности и даёт надежду на разрешение определённого конфликта (межличностного или внутриличностного).
Для подавляющего большинства людей психотерапия как таковая неприемлема, так как добровольное стремление подвергнуться курсу психотерапии означало бы поражение, прежде всего в собственных глазах. Участие в учебной (тренинговой) программе, напротив, означает, что человек борется и не сдается. Тот факт, что в процессе тренинга человек получает психотерапевтическую поддержку, делает ПТТ еще более привлекательным, прежде всего для тех, кто в этой поддержке особенно остро нуждается.
Для участников психотерапевтического тренинга необходимым результатом окажется умение справляться с высокой интенсивностью и стремительностью изменений в окружающем мире, осознание своих глубинных проблем и вариантов их преодоления, избавление от страхов, комплексов и блоков с выстраиванием более ответственного отношения к своей жизни и, как следствие, раскрытие новых возможностей или новое применение своих внутренних ресурсов.
.2 Социально-психологический тренинг
Термин "социально-психологический тренинг" (СМТ) ввел М. Форверг. См. [9]. Существуют и другие термины - группы открытого общения, активное социальное общение, группы интенсивного общения и т.д., но термин СПТ является самым устойчивым и употребительным.
.2.1 Определение понятия
Социально-психологический тренинг - это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы; это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников" [8, С. 30].
Обобщая прочитанное по данной проблематике и учитывая приведенное выше определение, можно заключить, что социально-психологический тренинг - это форма специфического обучающего режима, включающего комплекс взаимосвязанных упражнений, ситуационно-ролевых игр, моделируемых проблемных ситуаций и групповых дискуссий, участвуя в которых человек приобретает знания, навыки и умения гармоничного общения.
2.2.2 Виды социально-психологических тренингов
Наряду с многообразием определений понятия "социально-психологический тренинг" существует также различные классификации данных тренингов, которые часто значительно отличаются друг от друга.
Рассмотрим, например, классификацию разновидностей Т-групп:
·Общее развитие индивидуума;
·Формирование и исследование межличностных отношений;
·Улучшение деятельности организаций и коллективов путем оптимизации трудовых отношений [4, С. 20-21].
Можно заключить, что в основе данной классификации лежит такой критерий как "цель тренинга".
В.Ю. Большакова, характеризуя тренинги, отмечает: "Существует масса разновидностей тренинга, наиболее известные из них:
·Т-группы;
·Перцептивный тренинг;
·Поведенческий тренинг;
·Ролевой тренинг;
·Видеотренинг и т.п." [1, С. 10-11].
В данном случае невозможно выделить единый критерий, который лежит в основе классификации. Дается характеристика тренинга и по его цели, и по форме организации тренинга, и по методике его проведения (какой прием используется). Подобный подход к созданию классификаций является, на мой взгляд, противоречивым, но предложенные виды тренинга будут учтены при систематизации существующих классификаций.
Как отмечают в своей монографии Макшанов С.И. и Хрящева Н.Ю., в 60-е гг. возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии Карла Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений (social/life skills training). Этот вид тренинга применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов и менеджеров в целях психологической поддержки и развития. В тренинге жизненных умений выделяют три основные модели, определяющие своеобразие подхода к участникам тренинга [6]:
Первая модель опирается на 7 категорий жизненных умений: (умения по цели) решения проблем общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития Я-концепции.
Вторая модель классифицирует жизненные умения, являющиеся целью тренинга, на 4 категории: межличностное общения, поддержание здоровья, развитие решение проблем и принятие решений.
Третья модель включает тренинг эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта [6].
В основе данной классификации лежит критерий "цель".
В своей статье "Всё, что нужно знать о психологических тренингах" В. Сороченко выделяет следующие виды тренинга, исходя из цели его проведения [Сороченко <#"justify">2. Тренинги личностного роста
Это разновидность коммуникативных тренингов, в которых с помощью различных техник участники пытаются осознать и преодолеть свои комплексы. Такой тренинг актуализирует переживания, смутно ощущаемые людьми как препятствия жизненного успеха и профессионального продвижения. С помощью других участников кто-то один вытаскивает наружу свои неосознаваемые страхи, избавляясь от внутренних барьеров и узнавая, как его воспринимают окружающие люди. Это позволяет выявить и в дальнейшем более эффективно применять положительные качества, сформировать более адекватную оценку своих способностей, увидеть собственные ошибки и недостатки в общении.
3. Бизнес-тренинги
Это многочисленные варианты первых двух видов тренинга, направленные на решение конкретных бизнес-задач, максимальную часть которых составляют тренинги по продажам чего-либо. Популярны также тренинги ведения переговоров, решения конфликтных ситуаций и развития персонала (или формирования команды).
Выводы по второй главе
Анализ приведенных выше классификаций, а также представленных в рамках данных классификаций определений и характеристик отдельных видов тренинга позволяет выделить критерии проанализированных классификации и на их основе предложить классификацию тренингов как результат обобщения и систематизации рассмотренных в данной главе.
Первый критерий - цель тренинга. В рамках данного критерия различают:
·Коммуникативные тренинги;
·Тренинги личностного роста;
·Бизнес-тренинги, среди которых выделяются тренинги по продажам чего-либо, тренинги ведения переговоров, решения конфликтных ситуаций и развития персонала (или формирования команды).
Второй критерий - умения и навыки, которые вырабатываются в процессе тренинга.
На коммуникативных тренингах вырабатываются:
·умения и навыки межличностное общения, решение проблем и принятие решений, общения, уверенности в себе, межличностных отношений критичности мышления, эмоционального самоконтроля
На тренингах личностного роста вырабатываются;
·умения и навыки решения проблем, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития Я-концепции. эмоционального самоконтроля, самопонимания, концептуализации опыта решения конфликтных ситуаций
На бизнес-тренингах вырабатываются:
·умения и навыки решения проблем, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития Я-концепции, эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, решения конфликтных ситуаций финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта.
Третий критерий - состав участников. Различия между контингентом участников определяются возрастом, профессией, уровнем интеллекта и образования, личностными особенностями и т.п.
Согласно данному критерию можно выделять такие виды тренингов, как:
·подростковый тренинг;
·тренинг для старшеклассников;
·тренинг для педагогов;
·детско-родительский тренинг;
·тренинг для родителей детей-инвалидов;
·менеджерский тренинг;
·лидерский тренинг и т.д.
Содержание каждого из указанных тренингов определяется конкретными задачами, стоящими перед ведущим, и проблемами, волнующими участников. Как правило, они связаны с недостаточной сформированностью определенных навыков (см. приведенный выше второй критерий). В данном случае возможны следующие виды тренинговых групп: тренинг важнейших жизненных навыков; тренинг толерантности; адаптационный тренинг тренинг межличностных отношенийи и т.д.
Четвертый критерий - методический прием (средства) для достижения поставленной цели. К наиболее часто применяемым средствам, с помощью которых достигаются необходимые результаты, относятся: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, а также психогимнастика.
Заключение
В наши дни коммуникативная компетентность является профессионально важным качеством и необходима всем: политикам, руководителям, менеджерам, предпринимателям, учителям и многим другим. Компетентность в общении способствует профессиональной эффективности любого специалиста, и ее развитие успешно решается в рамках психологического тренинга.
Психологический тренинг представляет собой совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимопонимания людей в группе. В отличие от терапии, направленной на исправление симптоматичного для дезадаптированной личности поведения, социально-психологический тренинг (СПТ) - это способ ускорения психологического развития и самореализации нормально функционирующей личности.
СПТ - форма активного обучения, позволяющая человеку формировать навыки и умения в построении продуктивных социальных межличностных отношений, анализировать социально-психологические ситуации со своей точки зрения и позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения.
Время не стоит на месте, и тренинг в том виде, в котором он распространен сейчас будет постепенно отмирать. Промежуточным этапом при переходе к принципиально новой концепции тренинга является корпоративный тренинг, разработанной специально на заказ для данной фирмы программе, который решает вопрос одновременного повышения компетентности многих сотрудников. Новая концепция тренинга может состоять в том, что тренер включается в работу реальных работающих команд - менеджерских, проектных, рабочих и т.д. Тренер-ведущий сопровождает решение задачи, которая является новой для данной команды.
Список использованной литературы
1.Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996. - 380 с.
2.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. - M.: Ось 89, 2009. - 265 с.
3.Вачков И.В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговых групп. - М.: Эксмо, 2008. - 416 с.
4.Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - СПб.: Речь, 2007 - 256 с.
5.Макшанов С.И. Психология тернинга: Теория. Методология. Практика. - СПб. : Образование, 1997. - 238 с.
6.Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Часть 1. - СПб: Образование, 1998 - 106 с.
7.Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 168 с.
8.Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. - М.: Аспект-Пресс, 1991. - 45 с.
9.Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во "Когито-Центр", 2011 - 600 с.
11.Сороченко В. Всё, что нужно знать о психологических тренингах. <http://psyfactor>. org/