Изучение морального поведения футбольных фанатов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    48,58 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение морального поведения футбольных фанатов

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты морального поведения

.1 Понятие морали и морального поведения

.2 Структура морали: моральное сознание, моральное поведение, моральные отношения

.3 Стадии морального поведения

. Особенности типичного фанатского движения

.1 Особенности фанатской субкультуры как института социализации

.2 Психологические особенности поведения футбольных фанатов

. Эмпирическое изучение морального поведения футбольных фанатов Беларуси

.1 Организация и методы исследования

.2 Обсуждение результатов исследования

Заключение

Список использованных источников

Введение

Одним из ярких примеров проникновения западной культуры в культуру современной Беларуси является парафутбольная субкультура.

Возникновение и укрепление данной субкультуры привело к тому, что и в Республике Беларусь вслед за Великобританией и другими странами появились не только футбольные болельщики, любители данного вида спорта, но футбольные фанаты и футбольные хулиганы, представители которых нередко отличаются крайне агрессивным поведением. Сегодня «фанатское движение» стало неотъемлемой частью футбольной жизни. В свою очередь средства массовой информации чаще всего обращают внимание на объединения футбольных фанатов именно в связи с нарастающей проблемой парафутбольного насилия. В комментариях обычно подчеркивается, что события, связанные с действиями футбольных фанатов, социально опасны и приносят значительный материальный ущерб.

В нашей стране субкультура фанатского футбольного сообщества и их особенности поведения фактически не исследованы с научной точки зрения. В социологии показано, что в советский период в силу известных установок социума и властных структур специальных исследований, посвященных проблеме морального поведения футбольных фанатов, практически не проводилось [1]. Как правило, феномен «боления» анализировался в контексте решения более общих проблем культурной, включая и физкультурно-спортивную, деятельности населения (Н.Н. Визитей, Н.И. Пономарев, В.А. Пономарчук). Тем не менее, в прессе советского периода все-таки появляется термин «фанат».

В научных работах, связанных с изучением футбольных фанатов, в первую очередь, ставится проблема морального поведения в рамках парафутбольной субкультуры. Это, прежде всего социологические исследования А. Илле, В.С. Козловой, Т.Б. Щепанской, в которых рассматриваются вопросы асоциального поведения личности в толпе. Еще более жестко данная позиция относительно футбольных фанатов и болельщиков заявлена в юридических исследованиях. В криминологических работах Д.В. Деккерта, В.А. Мамедова и А.А. Мейтина субкультура футбольных фанатов рассматривается как стимулирующая среда для совершения противоправной и уголовно-наказуемой деятельности, а также как плодотворная почва для образования групп с элементами организованной преступности. Что касается психологической науки, проблема футбольного фанатизма и моральных особенностей поведения футбольных фанатов только обозначена отдельными работами. В частности, в исследовании С.В. Медникова рассматриваются психологические составляющие агрессивного поведения футбольных фанатов, в исследовании Э.Р. Салахетдинова выявлены моральные особенности футбольных фанатов юношеского возраста, в исследовании А.Г. Смертина поднимается проблема формирования у футбольных фанатов социальной ответственности.

Теоретическая неразработанность проблемы фанатского движения отражается в социальной практике организации работы с футбольными фанатами . Футбольный фанатизм не только не исчезает как явление, но и приобретает все больший размах. В научной литературе и периодической печати причину сложившейся ситуации все чаще видят в погрешностях поведения личности (И.Л. Клеп, С.В. Медникова и др.). Вот почему проблема ассоциального поведения футбольного фаната в процессе спортивного взаимодействия была избрана в качестве темы настоящего исследования. При этом наш взгляд вовсе не обращен в прошлое, связанное с недостатками семейного, школьного и проч. воспитания, а направлен на оценку сложившегося в работе с фанатами положения и возможностей изменения их морального поведения.

Объектом исследования является моральное поведение личности, а предметом - моральное поведение футбольных фанатов Беларуси.

Целью исследования выступает изучения морального поведения футбольных фанатов.

Задачи исследования:

-  раскрыть содержание морального поведения;

-       определить особенности фанатской субкультуры как источника общесоциальных норм;

-       выявить особенности морального поведения фанатов Беларуси.

Методы и методики исследования: методика «Справедливость-забота».

1. Теоретические аспекты морального поведения

.1 Понятие морали и морального поведения

Суммируя общие характеристики морали можно сказать, что она очерчивает внутреннюю смысловую границу человеческой деятельности, задаваемую самим человеком. Она позволяет и обязывает человека рассматривать собственную жизнь и окружающую действительность так, как если бы они зависели от его выбора. Следует особо подчеркнуть: мораль не тождественна высшему смыслу, последней цели существования человека и общества. Ее назначение иное - соединить личностный смысл с высшим смыслом, нацелить человека на последнюю цель. При этом не имеет принципиального значения, существует ли на самом деле высший смысл, последняя цель или нет. Мораль исходит из того, что они существуют. Если она не принимает их как факт, она принимает их как постулат. Даже в тех деформированных случаях, когда жизнь рассматривается как бессмысленная суета, самой этой суетливости придается обязывающее, нравственно-императивное значение («живи одним днем» и т.п.); бессмысленность становится своего рода смыслом. Через мораль жизнь человека и общества приобретает цельность, внутреннюю осмысленность. Вернее: цельность, внутренняя осмысленность жизни и есть мораль [2, с. 11].

Мораль (лат. moralis - касающийся нравов) - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений.

Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Нравственное поведение (моральное поведение) - это есть осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков. Поведение является реализацией нравственных ценностей, принятых в обществе: добра, свободы, справедливости, взаимопомощи и других. Наряду с нравственным поведением существует безнравственное, строящееся на ненависти и несправедливости. Нравственное поведение реализует совокупность нравственных стремлений человека, в то время как безнравственное разрушает его личность.

Основой нравственного поведения является поступок. Поступок несет в себе действие, которое может иметь положительную или отрицательную оценку общества. Поступком можно считать и воздержание от действия, когда человек не стремиться занять какую-либо позицию в возникшей жизненной ситуации.

Оценки, которые общество дает поступкам человека, не всегда объективны, а также не существует определенных критериев этих оценок. Анализ поведения человека исходит из многих факторов, к основным из них относятся:

-  мотивы поведения. Их всегда много и они неоднозначны. Иногда благородные и нравственные мотивы, которыми руководствовался человек, приводят к неблаговидным поступкам;

-       последствия поступков. Их всегда учитывают при вынесение оценки поступку человека. Оценка производится с позиции общественной значимости поступков;

-       реальность, в которой происходил поступок. Она может сделать один и тот же поступок либо значимым для общества, либо общественно порицаемым;

-       средства для достижения цели. Нравственное поведение отрицает возможность использования любых целей, для достижения желаемого результата, так как такие действия приводят к развитию у человека эгоизма и нездорового индивидуализма.

Нравственное поведение всегда определяется уровнем моральности личности, которая представляет собой систему ценностей и духовных устремлений человека. Главными факторами нравственного поведения становятся моральные убеждения личности, уровень ее культурного развития и волевой настрой. Таким образом, нравственное поведение определяет жизнь личности и воплощает ее понятие о добре и зле, справедливости и счастье через систему поступков в обыденных житейских ситуациях.

Нравственное поведение предусматривает с одной стороны свободу выбора и творчества человека, а с другой - оно ограничено рамками принятых в обществе правил и норм. Это поведение всегда предполагает решать проблемы выбора между личными устремлениями и требованиями общества.

Понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т.д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.

Анализируя различные подходы, можно сделать вывод о том, что моральное поведение представляет собой осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков. Поведение является реализацией нравственных ценностей, принятых в обществе: добра, свободы, справедливости, взаимопомощи и других. Наряду с нравственным поведением существует безнравственное, строящееся на ненависти и несправедливости. Нравственное поведение реализует совокупность нравственных стремлений человека, в то время как безнравственное разрушает его личность [3, с. 224].

.2 Структура морали: моральное сознание, моральное поведение, моральные отношения

мораль социализация футбольный фанат

Структура морали многоярусна и многопланова, охватить все её многообразие достаточно сложно. В научной литературе структура морали делится на 3 части:

Моральное сознание - одна из форм общественного сознания, являющаяся отражением общественного бытия людей. Моральное сознание включает в себя ценности, нормы, идеалы. Здесь мораль проявляет себя как стремление к совершенству. Моральное сознание - это духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Оно является отражением жизненно-практического и исторического опыта людей в форме индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции механизма социальной преемственности, регулирования и организации жизнедеятельности, обеспечивает оценку результатов поведения личности. Моральное сознание функционирует на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика). Эмоциональный уровень - это психическая реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение. Эмоционально-чувственное моральное сознание определяет отношения человека:

а) к другим людям: чувства симпатии или антипатии, доверия или недоверия, ревности, ненависти;

б)      к самому себе: скромность, достоинство, тщеславие, самолюбие, требовательность;

в)      к обществу в целом: чувство общественного долга, патриотизм, национальная гордость.

Рациональный уровень - это способность личности к логическому анализу и самоанализу, он является результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания.

Нравственное самосознание - это осознание человеком себя к личности и своего места в общественной деятельности людей;

Моральное поведение опирается на нравственное сознание личности, реализующее ее нравственные отношения, это является результатом становления личности и ее свободного выбора. При этом если моральное сознание выступает субъективной формой этих отношений, то моральное поведение является формой их объективации, их материализации. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры. Нравственная практика включает в себя реальные нравы, поступки, нравственные отношения. Поступки и действия отражают моральную сторону человеческой деятельности. Обладают положительной или отрицательной направленностью и предполагают моральную ответственность. Критикуя других, оценивая себя, мы как бы сравниваем конкретный поступок с неким образом, нормой, идеалом. Степень соответствия или несоответствия образцу позволяет нам вообще кого-то критиковать и оценивать, способствует с точки зрения морали приемлемому уровню построения взаимоотношений между людьми. Поступок это центральный момент нравственного поведения, характеризующий способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному внутренне свободному, морально ответственному действию. Кроме поступка в нравственном поведении личности важное место занимают мотивация и оценка. Мотивация играет роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступку и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам покупок: немотивированных поступков не существует. Однако мотивы и поступки могут не соответствовать друг другу, связь между ними неоднозначна. Оценка в системе нравственной регуляции выражает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мысли или жизни на основе требований морали. Основанием для оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение. Сама же оценка характеризует соответствие сущего (того, что совершено) должному. Возможна оценка будущих действий, выступающая как способность предвидения последствий поступка; в этом она может одновременно служить его мотивацией [4, с. 260].

Центральным моментом нравственного поведения является поступок, который характеризует способность человека к сознательной постановке цели, выбору соответствующих средств и самостоятельному действию. Причем цель может быть одна, а вот средства ее достижения разные. К примеру, для того, чтобы сдать экзамен на положительную оценку, необходимо усвоить определенный объем знаний по предмету, но можно (при известной ловкости) воспользоваться шпаргалкой. И даже если цель будет достигнута, эти поступки получат разные оценки, как со стороны окружающих, так и самого ученика. Невозможно быть добродетельным в душе, но лживым и циничным в поведении. Наши поступки показывают, каковы мы на самом деле. Любой поступок должен рассматриваться в совокупности с его мотивами, а также последствиями. Поступку предшествует мотивация, которая играет роль импульса, побудителя к действию. Мотив предваряет поступок и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам поступок. К примеру, ради покорения горной вершины спортсмены-альпинисты способны превозмочь огромные трудности, даже рисковать жизнью. В то же время мотивы и поступки могут не совпадать или не соответствовать друг другу с точки зрения их нравственной основы. Не всегда «благие намерения» (мотивы) приводят к правильным поступкам, и наоборот, иногда люди скрывают от близких (родителей, супругов) свои неблаговидные поступки, руководствуясь мотивом, что они делают это ради их блага, чтобы они не расстроились. Но рано или поздно, узнав об обмане, наши близкие еще больше огорчатся, потому что перестанут нам верить. Тем не менее, в жизни случаются ситуации, когда людей обман не просто считают допустимым, но даже единственно правильным поведением. Подвигом и доблестью на войне считается обмануть врага, спутать его расчеты, дезориентировать его, чтобы выиграть сражение.

Итак, связь между мотивом и поступком неоднозначна. Один и тот же мотив может подтолкнуть людей к разным поступкам; одна и та же линия поведения может быть продиктована разными мотивами. Нравственная оценка. Оценка нравственного уровня личности зависит не только от результатов, но и от мотивов, движущих его действиями. Почему, ради чего я поступаю так, а не иначе? Чего хочу добиться? Зачем мне это нужно? За этими вопросами стоит не просто интерес к причинам поведения личности, но и стремление понять ее сущность. Большую роль в нравственной регуляции поведения играет моральная оценка. Моральная оценка предполагает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыслей или жизни на основе требований морали. Каждый человек хочет одобрения, стремится к положительной оценке своих действий, как путем совершения хороших поступков, так и путем недопущения или, случается, сокрытия своих дурных действий.

Общественное мнение оценивает поведение (поступки) человека с точки зрения соответствия или несоответствия их нравственным требованиям, принятым в обществе. Если молодой человек в разговоре с пожилым человеком допускает грубость, если продавец продает заведомо некачественный товар, если учащийся лжет педагогу или своим товарищам, общественное мнение их осуждает, так как их поведение противоречит нравственным нормам, принятым в обществе. Но внешняя оценка (общественное мнение) может не совпадать с внутренней (совестью). Многие из вас, наверно, помнят рассказ «Совесть», когда девочка решила прогулять занятия. Но встретив первоклассника, она строго спросила: «Ты почему прогуливаешь уроки?». И когда мальчик объяснил, что боится пройти мимо собаки, ее охватил стыд не столько за прогул, сколько за то, что в глазах малыша она предстала честной и строгой школьницей. Самый строгий судья - совесть, а моральная оценка характеризует соответствие того, что человек совершил (сущего), тому, как надо делать (должному). Возможна оценка и будущих действий, например, при выборе решений. В этом случае оценка выступает, как способность предвидеть последствия поступка и в данном качестве может одновременно служить его мотивацией. Свою оценку люди выражают в виде похвалы или порицания, согласия или критики, симпатии или антипатии.

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек: к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи, но во всех случаях человек, в конечном счете, оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе, но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем [5, с. 19].

Выделенные здесь структурные компоненты морали в действительности тесно взаимосвязаны, т. е. мораль всегда есть одновременно и деятельность, и сознание, и отношение.

1.3 Стадии морального поведения

Когнитивный подход к моральному сознанию включает наиболее обширные и наиболее глубокие исследования психологии морального развития личности: работы Ж. Пиаже, Л. Колберга, К. Гиллиган и ряда других исследователей. Когнитивные теории описывают моральное развитие как динамический, поступательный процесс. В них моральное развитие соотносится с общим направлением когнитивного созревания, и в этой системе координат представляется описание стадий моральных суждений.

Рассмотрим стадии морального поведения по Л.Колбергу:

Колберг выделил три уровня и внутри них шесть стадий развития морального сознания человека. Все стадии строго следуют друг за другом. Ребенок не может перепрыгнуть какую-либо из стадий, до 4-й он доходит к концу юношеского возраста. А дальше происходит интересное, многие люди скатываются назад ко 2-й стадии, потому что им это выгодно. Важно, что при переходе с одной стадии на другую возникает не некая «возросшая моральность», а усложняется мышление. Вот тут и вылезает относительность морали, так как нет однозначного «более морального мнения», но есть разные уровни сложности мышления и именно от уровня сложности мышления будет зависеть то, как мы сейчас считаем будет правильно поступить. И эту самую сложность мышления и отражают стадии. После описания стадий я приведу примеры моральных суждений для каждой стадии на вопрос из одной из дилемм Колберга о Хайнце: «В Европе одна женщина умирала от опасной болезни, особой формы рака. Врачи считали, что только одно лекарство может спасти ее. Это была разновидность радия, которую недавно открыл фармацевт, живший в том же городе. Приготовление лекарства было очень дорогим, но фармацевт запросил в 10 раз больше, чем стоило его приготовление. Он заплатил 200$ за радий и потребовал 2000$ за маленькую дозу лекарства. Муж больной женщины, Хайнц, кинулся одалживать деньги, но смог собрать только 1000$, т.е. только половину цены. Он сказал фармацевту, что его жена умирает, и попросил продать лекарство дешевле или в рассрочку. Но фармацевт сказал: «Нет, я открыл лекарство и теперь буду зарабатывать на нем». Хайнц пришел в отчаяние, он хочет вломиться в аптеку и украсть лекарство. Правильно ли Хайнц поступит, если украдет? Как бы я поступил на месте Хайнца?».

-  первый уровень - доморальный или преконвенциональный.

Преконвенциональный уровень отличается эгоцентричностью моральных суждений. Поведение ребенка, его поступки оцениваются им по принципу выгоды и по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие (например, одобрение) и это следует принимать; плохо то, что причиняет неудовольствие (например, наказание) и этого следует избегать.

Стадия 1 (покорность и наказание, страх) - ребенок стремится быть послушным, потому что полагает, что только так можно избежать наказания. Никакой нравственной стороны поступка для него еще не существует. Слова «стыдно», «некрасиво» не подвластны пониманию, ребенок реагирует на слово «нельзя», «это больно» и на перспективу наказания. Ценность человеческой жизни смешивается с ценностью предметов, которыми этот человек владеет. Нравственный закон воспринимается как физический закон. Как родитель сказал, так и есть правильно. С рождения до 3-4-5 лет.

Ответы на дилемму (даны взрослыми): Хайнц не должен красть, ведь его посадят в тюрьму. Или: Хайнц должен украсть, ведь лекарство стоит всего 200 долларов, а не 2000. Ценность людей в этих рассуждениях не учитывается, речь идет только о связанных с поступком выгодах или наказании: чем серьезнее материальные последствия, тем предосудительнее поступок.

Стадия 2 (личный интерес) - поступки ребенка ориентированы на получение вознаграждения. Он поступает правильно ради получения выгоды. Ребенок пробует различные стратегии поведения, отбирая те, которые считает успешными. Например, понравившуюся вещь он может не только отнять, но и обменять. Малыш варьирует стратегии в зависимости от ситуации. Нравственной стороны поступка по-прежнему не существует. Делаю то, за что меня хвалят; совершаю добрые поступки по принципу: «ты - мне, я - тебе». Ценность человеческой жизни измеряется удовольствием, которое доставляет ребенку этот человек. С 4-5 лет до 8-9-10.

Ответы на дилемму: «Хайнц должен украсть, ведь иначе он рискует потерять жену. Хайн не должен красть, ведь жена вряд ли пошла бы на это ради него. Люди имеют какую-нибудь ценность, если они могут представлять интерес для совершающего поступок, и в той мере, в какой они способны оплатить ему за совершение поступка. Согласитесь, многие люди так живут!».

-  второй уровень - конвенциональной (общепринятой) морали.

Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается тогда, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса, религиозной общины. Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, как истина в последней инстанции. Действуя в соответствии с принятыми группой правилами, становишься «хорошим». Эти правила могут быть и всеобщими, как, например, библейские заповеди. Но они не выработаны самим человеком в результате его свободного выбора, а принимаются как внешние ограничители или как норма той общности, с которой человек себя идентифицирует. Общественное признание становится важнее личных интересов.

Ответы на дилемму: Хайнц должен украсть, ведь его жена ждет этого, а он хочет быть хорошим мужем. Хайнц не должен красть, ведь его близкие осудят его поступок. Ценность человека определяется теми чувствами, которые он к себе вызывает. Эти чувства приводят к поступкам, показывающим этому человеку и другим людям, что лицо, их совершающее - «хорошая мать», «хороший муж» и вообще «положительная личность».

Есть еще промежуточная стадия (одобрение самим собой) - характерна для кризиса подростничества. Хочу быть хорошим для самого себя.

Стадия 4 (закон и порядок, вина) - ребенок осознает существование законов, принятых в обществе, и понимает, для чего они служат. Кроме того, он видит в соблюдении законов возможность отстоять и свои права, если это необходимо. Например, указать учителю, что он не может так себя вести. Поведение строго контролируется. Однако безнравственные поступки все еще могут совершаться. Ориентация на авторитет. Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чувства вины; выполняю свой долг, подчиняюсь правилам. Жизнь оценивается как сакральная, неприкосновенная в категориях моральных (правовых) или религиозных норм и обязанностей. Есть осознание, что законы придуманы не просто так, а имеют ценность для людей.

Ответы на дилемму: «Хайнц не должен красть, так как это незаконно. Хайнц должен украсть, но потом возместить ушерб аптекарю и понести наказание по закону. Человек оценивается здесь по условиям контракта или обязательствам, которые связывают его и возлагают на него ответственность перед высшим авторитетом: законом, Богом».

-  третий уровень - постконвенциональный, уровень автономной морали.

Постконвенциональный уровень развития моральных суждений редко встречается даже у взрослых людей. Его достижение возможно с момента появления гипотетико-дедуктивного мышления (высшая стадия развития интеллекта по Ж. Пиаже). Это уровень развития личных нравственных принципов, которые могут отличаться от норм референтной группы, но при этом имеют общечеловеческую широту и универсальность. На данной стадии речь идет о поиске всеобщих оснований нравственности. Личность формирует собственные критерии нравственности. Она оценивает по ним события и поступает исходя из своих моральных представлений.

Стадия 5 (право, общественный договор и демократия) - личность осознает противоречия между разными нравственными убеждениями и формирует свои представления о том, что хорошо и что плохо. Нравственным считается то, что защищает права человека и помогает человечеству в целом выживать. Например, нельзя нарушать закон, иначе общество погибнет.

Появляется уважение к человеку вообще (не только к значимым взрослым). Мораль, основанная на признании прав человека и демократически принятого закона. Поступаю согласно собственным принципам, уважаю принципы других людей, стараюсь избежать самоосуждения. Жизнь ценится и с точки зрения ее пользы для человечества, и с точки зрения права каждого человека на жизнь.

Ответы на дилемму: «Хайнц должен украсть, потому что у каждого есть право выбрать жизнь, вне зависимости от закона». Был и другой вариант: «Хайнц не должен красть, т.к. у фармацевта есть право на компенсацию, он открыл это лекарство». Ценность личности определяется правами человека, предполагающими равенство всех людей независимо от того, в каких личных или деловых отношениях они находятся друг с другом. В определенных обстоятельствах человек может принять решение преступить закон, чтобы спасти другого.

Стадия 6 (общечеловеческие ценности) - высшая стадия. Человек формирует собственные нравственные принципы, которые соблюдаются независимо от обстоятельств. Личность может войти в противоречие с обществом, если считает, что оно поступает несправедливо. Индивидуальные принципы, выработанные самостоятельно. Поступаю согласно общечеловеческим универсальным принципам нравственности. Жизнь рассматривается как священная с позиции уважения к уникальным возможностям каждого человека.

Ответы на дилемму: «Хайнц должен украсть лекарство, потому что спасение человеческой жизни более фундаментальная ценность, чем право частной собственности». Другой вариант: «Хайнц не должен красть лекарство, потому что другие тоже могут в этом же момент так же сильно нуждаться в этом же лекарстве, а их жизни столь же ценны».

По мнению Колберга, только единицы достигают такой стадии морального совершенства.

Что касается Хайнца, степень его морально-этического развития не зависит от того, украдет он лекарство или нет.). Каждая стадия не проходит бесследно, а просто дополняется следующей. Возраст прохождения стадий условен и может варьироваться в зависимость от развития интеллекта. Большинство людей, по мнению Колберга, останавливается на четвертой стадии морального совершенствования. Теория морального развития Колберга была полностью подтверждена не только его экспериментальными исследованиями, но и работами его последователей. И не смотря на то, что она имеет много недостатков - внесла весомый вклад в психологию развития человека [6, с. 11].

Помимо изучения развития детского мышления Пиаже заинтересовался тем, как развиваются моральные суждения детей. Он полагал, что понимание детьми моральных правил и социальных конвенций должно соответствовать их общему уровню когнитивного развития. Первые свои теории в этой области Пиаже основывал на наблюдениях за тем, как дети разного возраста играют в стеклянные шарики - тогда в Европе это было популярной игрой многих детей. Он спрашивал их, откуда взялись правила этой игры, что они значат и почему важно соблюдать их. Исходя из ответов, Пиаже пришел к выводу, что в развитии понимания правил детьми существует 4 этапа. Первые два из них приходятся на дооперациональную стадию, которую мы обсуждаем в этом разделе.

Первый этап возникает в начале дооперациональной стадии, когда дети начинают приобщаться к символической игре. На этом этапе они участвуют в своего рода «параллельной игре» с другими детьми и общими предметами, но без какой-либо социальной организации. При этом каждый ребенок следует набору своеобразных правил, основанных на собственных частных желаниях. Например, ребенок может рассортировать шарики разного цвета по группам или покатать по комнате большие шарики, а за ними - все маленькие. Эти «правила» придают игре ребенка некоторую закономерность, но он часто их меняет, и они не служат никаким коллективным целям вроде сотрудничества или соревнования.

На втором этапе подобному легкомысленному отношению к правилам наступает внезапный конец. Начиная лет с пяти у ребенка развивается чувство, что он обязан следовать правилам, которые видятся ему как абсолютный моральный императив, спущенный сверху каким-нибудь авторитетом - может, Богом, а может, родителями. Правила постоянны, священны и изменению не подлежат. Буквальное подчинение им важнее любой человеческой причины их изменить. Дети на этом этапе, например, отвергают предложение изменить положение линии старта с тем, чтобы это было удобно более маленьким, которым тоже хочется поиграть.

На этой стадии дети судят о поступке больше по его последствиям, чем по вызвавшему его намерению. Пиаже рассказывал детям истории из двух частей. В одной такой истории происходило следующее. Мальчик разбил чашку, пытаясь стащить потихоньку немного варенья, пока мамы нет дома; другой мальчик ничего плохого не делал и нечаянно разбил целый поднос с чашками. «Кто из них был нехорошим мальчиком?» - спрашивал Пиаже. Дооперациональные дети в этих историях признавали нехорошим мальчиком того, кто нанес наибольший ущерб, независимо от намерений или мотивов, стоявших за поступком.

На третьей стадии морального развития дети начинают понимать, что некоторые правила являются социальными конвенциями - совместными соглашениями, которые могут произвольно устанавливаться или изменяться, если все с этим согласны. Моральный реализм детей на этой стадии теряет силу: вынося моральные суждения, дети придают теперь большой вес таким субъективным соображениям, как намерения индивидуума, и рассматривают наказание как результат решения людей, а не как неизбежное божественное возмездие.

Начало стадии формальных операций совпадает с четвертым, и последним, этапом в понимании детьми моральных правил. Подростки проявляют интерес к выработке правил даже для тех ситуаций, с которыми они никогда не встречались. Для этой стадии характерна идеологическая форма морального мышления, которая охватывает большой круг социальных вопросов, а не просто личные и межличностные ситуации [7, с. 338].

Гиллиган, одна из сотрудниц Кольберга, упрекала его в том, что он, разработав систему «мужских» нравственных ценностей, основанных на самоутверждении и справедливости, оставил без внимания «женскую» нравственность, ориентированную на заботу о другом человеке и самоотречение. Гиллиган в качестве примеров, иллюстрирующих различие в моральных принципах мужчин и женщин, приводит два эпизода из Библии. Так, чтобы доказать Богу свою преданность, Авраам готов принести ему в жертву собственного сына. В другом эпизоде, напротив, мать предпочитает уступить своего ребенка сопернице, когда царь Соломон, решив урегулировать возникший между ними из-за ребенка спор, предлагает разрезать его пополам.

Согласно Гиллиган, развитие нравственности у женщин проходит три уровня, между которыми имеются переходные стадии.

Уровень 1: самоозабоченность. На этом уровне женщину занимают только те, кто в состоянии удовлетворить ее собственные потребности и обеспечить ее существование.На первой переходной стадии эгоизм начинает сменяться тенденцией к самоотречению. Женщина все еще сосредоточена на собственном благополучии, но в случае принятия решений все больше учитывает интересы других людей и объединяющие ее с ними связи.

Уровень 2: самопожертвование. Социальные нормы, которым следует женщина, побуждают ее переходить к удовлетворению собственных желаний лишь после того, как она удовлетворит потребности других. Например, это может быть роль «хорошей матери», когда женщина вынуждена вести себя сообразно ожиданиям других людей и чувствовать за них ответственность. На второй переходной стадии женщина поднимается с уровня самопожертвования на уровень самоуважения, начиная все больше принимать в расчет собственные потребности. Она пытается совместить удовлетворение своих личных нужд с потребностями других людей, ответственность за которых она продолжает испытывать.

Уровень 3: самоуважение. На этом уровне женщина понимает, что только она сама способна сделать выбор, касающийся ее собственной жизни, если он не причинит вреда людям, связанными с нею семейными или социальными узами. Один из основоположников гуманистической психологии, К. Роджерс, ввел в науку понятие «личностного роста». Это модель личностных изменений, которые не тождественны понятию «развития личности». Личностный рост, по Роджерсу, это не усвоение каких-либо знаний, не освоение определенной деятельности, не формирование активной жизненной позиции, не продвижение по «лестнице возрастов» и так далее.

Личностный рост представляет собой, свойственную организму, тенденцию развивать свои способности, чтобы сохранять, развивать личность. Суть личностного роста - это обретение себя и своего пути. Роджерс считал, что если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости. Именно эти изменения - их содержание, направленность, динамика - свидетельствуют о процессе личностного роста и могут выступать в качестве его критериев.

Основываясь на работах К. Роджерса, можно выделить следующие интра- и интерперсональные критерии личностного роста.

Интраперсональные критерии личностного роста:

-  принятие себя. Это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как личности, достойной уважения, веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, своему организму. Последнее следует подчеркнуть особо, так как, в данном случае, доверие к себе не означает лишь веру в возможности сознательного «Я», но также понимание того, что целостный организм может быть - и часто является - мудрее, чем его сознание;

-       открытость внутреннему опыту переживаний. Сильная и зрелая личность свободна от искажающего влияния защит и способна прислушаться к своей внутренней реальности, отнестись к ней, как к достойной доверия и «жить настоящим»;

-       понимание себя. Это точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии, способность увидеть и услышать себя подлинного, адекватная и гибкая «Я»-концепция, чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирующая новый опыт, сближение «Я»-реального и «Я»-идеального;

-       ответственная свобода. Это означает, прежде всего, ответственность за осуществление своей жизни именно как своей, осознание и принятие своей свободы, за то, чтобы остаться верным себе;

-       целостность. Сохранение и защита целостности внутреннего мира и самой личности, чем человек обладает изначально. Нарастающие индивидуализированность и дифференцированность не должны приводить к утрате внутреннего единства человека, к потере конгруэнтности, к разрывам или диспропорциям, например, между разумом и чувствами, «Я»-реальным и «Я»-идеальным, между личностью и организмом;

-       динамичность. Внутриличностное единство и согласованность не означают косности и завершенности. Напротив, личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. В этом смысле, зрелая личность - это непременно становящаяся личность, т.е. рост личности есть способ ее существования. Поэтому, важнейший критерий личностного роста - динамичность, гибкость, открытость изменениям и способность, сохраняя свою идентичность, развиваться через разрешение актуальных противоречий и проблем, постоянно «быть в процессе».

Интерперсональные критерии личностного роста:

-       принятие других. Личность можно считать зрелой в той степени, в какой она способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и доверию к ним;

-       понимание других. Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности и, в особенности, других людей. Поэтому важнейший критерий личностного роста - готовность вступать в контакт на основе глубокого и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии;

-       социализированность. Личностный рост ведет ко все более эффективному проявлению фундаментального стремления человека - к конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом - более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и жить с другими людьми в максимально возможной гармонии;

-       творческая адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности - готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента» и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности» (К. Роджерс).

Естественно, изменения в каждом из этих направлений происходят в соответствии со своими закономерностями. И в то же время, поскольку процесс личностного роста является целостным, то рост в одном личностном измерении способствует продвижению в других. И главное - сам факт движения, включение в процесс открытия и обретения себя, что, в конечном итоге, делает человека способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как вызов жизни и одновременно - призыв к жизни [8, с. 465].

Рассматривая данные теории о структуре морали, мы приходим к следующим выводам :

Л. Колберг в своей теории выделяет три уровня в моральном развитии человека, каждому из которых соответствуют две стадии морального развития: преконвенциональный уровень (4-10 лет) - поступки определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения других людей в расчет не принимается; конвенциональный уровень (10-13 лет) - человек придерживается условной положительной роли, которая задается социумом, ориентируясь при этом на принципы других людей; постконвенциональный уровень (с 13 лет) - время достижения истинной нравственности, когда поведение регулируется высшими моральными принципами. Именно на этом уровне человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности. Данный уровень считается зрелым потому, что моральные принципы выбираются самостоятельно и не зависят от социального одобрения или неодобрения. Основной характеристикой этого уровня является оперирование универсальными принципами справедливости. На высшей стадии морального развития, шестой, поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью. Кроме того, общество рассматривается здесь в системе всего человечества.

Исследование моральных суждений и представлений позволило Ж. Пиаже выделить две стадии развития морали: первая стадия - автономная мораль. На этой стадии ребенок считает, что все требования справедливы, за их нарушение следует нести наказание, причем важен сам факт нарушения, а испытываемые при этом чувства и условия происходящего в расчет не принимаются. Вторая стадия - гетерономная мораль. Ребенок вступает в равноправные отношения, и приобретает значение субъективная ответственность, т.е. учитываются намерения. Отношения между ребенком и взрослым носят обоюдный кооперативный характер.

К. Гиллиган исходит из положения о существовании устойчивых типов моральной ориентации, обусловленных социальными установками личности, и определяет эти типы как нормативный (установка на соблюдение принципа справедливости и прав всех людей) и эмпатийный (установка на заботу и реальное благополучие конкретных людей). Типы моральной ориентации в значительной степени связаны с гендерными различиями. Нормативный тип в большей степени характерен для мужчин, эмпатийный - для женщин. Решение моральных дилемм осуществляется в рамках моральной ориентации, что и объясняет соотношение и, в частности, «разрыв» в решении и обосновании гипотетических и реальных дилемм. По мнению К. Гиллиган, для женщин характерны три уровня морального развития: 1) самоозабоченность (ориентация только на тех, кто способен удовлетворить ее собственные потребности); 2) самопожертвование (собственные желания исполняются только после удовлетворения потребностей других людей); 3) самоуважение (решение об ориентировке на свои потребности или потребности другого принимается на основе осознанного самостоятельного выбора).

Таким образом, анализ зарубежных теоретических подходов в психологии морального развития позволяет выделить два принципа, лежащих в основании морального выбора: принцип справедливости, ориентированный на когнитивные составляющие морального сознания (моральные суждения, моральное мышление) (Ж. Пиаже, Л. Кольберг) и принцип заботы, сфокусированный на сочувствии и сопереживании другому человеку (К. Гиллиган).

2. Особенности типичного фанатского движения

.1 Особенности футбольных фанатов как института социализации

Охарактеризовать процесс социализации в его общем виде - значит ответить на три вопроса: какой именно опыт, как и кем, он транслируется. Ответить на эти опросы можно рассмотрев особенности фанатской субкультуры.

Для обозначения молодежной субкультуры, связанной с футбольным фанатизмом, нами используется понятие «парафутбольная» субкультура. Под понятием «парафутбол» следует понимать процессы, события, явления, которые определенным образом связаны с футболом, как социально-зрелищной сферой, которые происходят до, после и во время футбольного матча. Парафутбольная субкультура рассматривается как система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля социальной группы, включенной в парафутбол, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Футбольные фанаты - это та часть футбольных болельщиков, которая придерживается определенной специфической субкультуры (нормы и ценности, специфические практики и символика и т.д.) и действует в соответствии с ней.

Она включает в себя такие типы болельщиков как:

-       саппортер - наиболее активно ведущая себя во время матча группа болельщиков, чаще всего - хулиганская [9, с. 3];

-       моб - многочисленное, хорошо организованное хулиганское объединение [9, с. 6];

-       траблмейкеры - мастера по части организации побоищ и беспорядков [9, с. 12];

-       карланы - производное от «карлики». В Англии их чаще всего называют wannabe's. Так хулиганы именуют совсем юных подростков школьного возраста, сгорающих от жажды обретения соответствующей репутации, позволяющей им надеяться на включение в свои [11, с. 75].

Наиболее распространенной классификацией футбольной болельщиков является типология, которая была разработана английскими ученными.

Претерпев незначительные изменения и добавления, она по сегодняшний день остается той, которой подчиняются все болельщики футбола;

-  шарфисты - с точки зрения хулиганов, наиболее безобидная и наименее организованная часть саппортеров, предпочитающая мирное развитие событий. Победа над «шарфистами» не только не идет в зачет, но и сильно понижает репутацию хулиганской фирмы [9, с. 28];

-       казуал, или кэшл - опытные хулиганы, скрывающие свою принадлежность к какому-либо клубу, но вместе с тем четко обозначающие участие в футбольной группировке благодаря ношению одежды определенных фирм [12 , с. 3];

-  ультрас - в основе движения ультрас лежит самолюбие. В большинстве случаев сторонниками ультрас являются менее жестокие тинейджеры в возрасте от 15 до 20 лет. Их деятельность отличается предельной организованностью. [13, c. 28].

Развитием парафутбольной субкультуры в первую очередь занимаются футбольные фанаты и хулиганы, однако влияние остальных представителей на нее не менее существенно. Активные представители парафутбола проходят «естественный» отбор, который позволяет освободить фанатское движение от случайных, сторонних, непроверенных людей, сохранять ряды фанатов и хулиганов, руководствующихся определенными установками, разделяющих должную систему ценностей, поддерживающих принятый образ жизни и демонстрирующих соответствующее ролевое поведение. Помимо влияний внутренних составляющих на парафутбольную субкультуру

Притягательность фанатской субкультуры для молодого человека заключается в следующих ее особенностях:

-       открытость (каждый человек может стать членом этой субкультуры),

-       структурированность (четкая иерархия),

-       «романтизм» (наличие своих речевок, песен, законов, обычаев, традиций и т.д.)

-       санкции на эмоциональное выражение, в первую очередь, на негативные эмоции,

-       маргинальность (принятие обществом при относительной свободе).

Субкультура футбольных фанатов стоит в оппозиции по отношению к общей культуре общества, при этом она образована вокруг общественно популярного явления - футбола. Она нацелена на создание собственного стиля жизни, но не конфликтна. Конфликты ее членов возникают с сотрудниками правоохранительных органов и внутри субкультуры, когда сталкиваются различные, зачастую враждующие между собой фан-движения [14, с. 254].

огромное воздействие оказали СМИ, Интернет и правоохранительные органы.

Ведущими мотивами включения в процесс «боления» являются мотивы общения, поиска острых ощущений и самоутверждения. Удовлетворение этих мотивов происходит внутри фанатской субкультуры, которая становится фактором взросления подростка.

Основным мотивом выхода из фанатской субкультуры становится падение интереса (не к футболу, но к самой субкультуре). В подростковом и юношеском возрасте поддержку оказывают референтные группы (субкультура), а по мере взросления группы становятся более социально одобряемыми (за исключением бандитской, наркоманской и т.д. субкультур). Кроме того, действительно взрослый человек способен к субъектным поступкам и принятию за них ответственности без разделения ее с группами и другими людьми. Фактически, если человек взрослеет, то необходимость в фанатстве (подчинении, внушаемости, безответственности, чувстве толпы, «романтизме», протестности и т.д.) постепенно сходит на нет [26, c. 255].

Началом зарождения данной субкультуры в России можно считать семидесятые года прошлого века. Сегодня фанатское движение в нашей стране насчитывает около пятидесяти тысяч человек. И это без болельщиков, которые пока только просто посещают матчи. Наиболее крупные группы фанатов располагаются в Волгограде, Ярославле, Самаре. Их численность составляет несколько сотен человек.

Футбольное фан-движение неоднородно. Его можно разделить на три группы. Одна из них - футбольные хулиганы. Это активные, агрессивно настроенные фанаты. Они обзаводятся специфической символикой и совершают выезды в города, в которых располагаются враждебные движения. Хулиганы не пропускают ни одной драки болельщиков. В общем, их поведение носит демонстративных характер, например, ношение клочка враждебной символики в качестве трофея, добытого в драке.

Вторую часть движения составляют члены фан-группы. Это фанаты, которые заказывают специфическую символику, общаются на форумах и вместе посещают матчи. Как видно, они не агрессивны. И третья часть футбольных фанатов - это неорганизованные фанаты, которые не принимают активного участия в деятельности фан-группы. Они также могут приобретать символику, совершать выезды, и являются очень уязвимыми элементами. У неорганизованных фанатов есть риск попасть под руку хулиганам из враждебной группы [16, с. 270].

Любым поклонникам свойственна любовь к символике. Не так давно специфическую атрибутику достать было невозможно. Сегодня же данного товара у нас в изобилии. Это символика отдельных футбольных клубов, отдельных фан-групп и движений, нанесенная на флаги и значки, футболки и шарфы. Ношение конкретной атрибутики может спровоцировать как расположение дружественной группы, так и агрессию со стороны враждебных групп.

Футбольная субкультура обладает и специфическим сленгом. Как и любой сленг, он находится в процессе постоянного пополнения и преобразования. Большое влияние на формирование собственного языка общения фанатов оказал английский язык. Возникновение и использование сленга, конечно же, является способом выделиться, обозначить границы собственной субкультуры. У каждой фан-группы имеются собственные словечки и обозначения. На язык общения оказывают влияние различные ситуации из жизни группы. Поэтому незаинтересованный человек вряд ли поймет разговор двух футбольных фанатов, как, впрочем, и многое из их поведения.

Отношение внутри парафутбольной субкультуры к силовым столкновениям, к дракам, к проявлению агрессии, как средства доказательства своей правоты достаточно лояльное, что, по нашему мнению, откладывается и в мировоззренческой позиции каждого из ее членов, независимо от возраста [17, с. 272]. Безусловно, в структуре Я-концепции личности на первый план начинают выходить такие качественные образования как уверенность в себе, смелость, мужественность, агрессивность, лабильность собственных интересов, настойчивость и т.д.

В ситуации самоопределения, при прочих равных условий с ровесниками, на личность юношей футбольных фанатов оказывается воздействие со стороны референтной группы с ее ценностями и нормами поведения, а также более старшими единомышленниками в виде поддержки и советов, которые способствуют формированию определенной готовности к решению различных жизненных задач.

За счет того, что фанатам приходится следовать за своим клубом в различные уголки России, они довольно объективно представляют себе, как живут люди в различных городах, а также с какими проблемами приходится сталкиваться местным жителям регионов, что находит свое отражение при формировании их социальной позиции [18, с. 150].

Перечисленные в данном параграфе особенности парафутбольной субкультуры создают определенную социальную ситуацию развития, которая оказывает непосредственное влияние на личность лиц, входящих в нее.

Таким образом, парафутбольная субкультура представляет собой разновидность молодежной субкультуры. Характерные черты парафутбольной субкультуры как социального общественного феномена и института социализации: самоорганизация и независимость от официальных (формальных) структур; атрибутика, подчеркивающая принадлежность к той или иной конкретной группе; наличие особого мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотипов; при общей «закрытости» для и от внешнего мира содействует включению молодых людей в общество.

.2 Особенности поведения фанатов

мораль социализация футбольный фанат

Футбольный фанатизм - явление уникальное. Он достиг широкого распространения и значительного влияния, не имея никакой политической или аполитичной идеологии.

Культура современных футбольных хулиганов не ограничивается лишь футбольными темам. Это своеобразное мировоззрение, стиль жизни, модель собственного микромира, в котором молодежь (а основная масса хулиганов - это ребята от 17 до 30 лет) чувствует себя комфортно и реализовано. Здесь действуют свои законы чести, понятные всем.

Каждый юноша пытается ассоциировать себя с некой силой. Многих людей, которые втягиваются, привлекает не только атмосфера стадиона, но и ощущение, что ты не один, что рядом есть люди, которые мыслят так же, как и ты.

Футбольный фанат это, прежде всего, динамичная личность. Даже поверхностный взгляд на него обнаруживает удивительную непоследовательность суждений, выводов и побуждений, неустойчивость поведения, нелогичность поступков и действий и др. В его психологии имеет место единство несовместимости: двойственность и противоречивость самой основы личности, ее отношение к обществу, к окружающим людям, к нормам и правилам поведения.

Внутренняя противоречивость личности футбольного фаната имеет ряд особенностей. Главная из них заключается в том, что противоречия духовного мира оказываются в несовместимом сочетании, казалось бы, в рамках одной личности социальной направленности: положительной и отрицательной. А это значит, что в системе побуждений фаната, как правило, ярко выраженная внутренняя конфликтность между нравственным отношением к социальным ценностям и полезной активности, с одной стороны, и аморальным, циничным отношением к нормам и правилам, что выражается в антиобщественной активности, - с другой. Вторая особенность заключается в том, что внутренний конфликт личности решается в конкретных, наиболее напряженных жизненных ситуациях на пользу негативной направленности антиобщественных устремлений [19, с. 100].

Противообщественные черты и качества личности всегда переплетаются и взаимодействуют с ее положительными чертами и качествами. Абсолютно отрицательных личностей нет даже среди самых закоренелых преступников. Во взглядах футбольных фанатов всегда есть элементы позитивных начинаний, опираясь на которые, возможно предупредить нарушение социальных норм, исправить и перевоспитать их. Наиболее распространенными среди футбольных фанатов есть такие положительные качества, как любовь к родителям, родственникам и даже патриотизм, и т.д.

Анализ внутренних противоречий личности футбольных фанатов позволяет сделать вывод: противоречия проявляются в наиболее острой форме в сфере морального сознания. Они охватывают личность в целом - весь его духовный мир и находят наиболее яркое выражение в отношении этой личности к моральным нормам.

Противоречия морального сознания футбольного фаната одна из важнейших психологических предпосылок, которая определяет возникновение побуждений к противоправным действиям и поступкам.

Таким образом, футбольный фанат представляет собой:

-       сложную систему с ярко выраженными и довольно острыми возражениями, контрастами и противоположностями;

-       непоследовательность поведения, внутренне неустойчивую систему с резко выраженной зависимостью от ситуации;

-       ситуация, как правило, характеризуется конфликтами, которые требуют быстрых решений, основанных на моральных и правовых принципах;

-       ярко выраженную двойственность морали и дисгармонии моральных и правовых представлений, взглядов, чувств;

-       грубые нарушения моральных, правовых и иных социальных норм как проявление конфликта между обществом и личностью.

Нетрудно заметить, что в целом получается достаточно контрастная схема с внутренней раздвоенностью всех без исключения элементов. Футбольный фанат оказывается настолько противоречивым и в своем духовном мире, и в своих действиях, и в своем отношении к ситуации и обществу, что внутренне единой модели составить просто невозможно.

Противоречия личности футбольных фанатов возникают не сами по себе, не как результат конфликтной ситуации и непоследовательности в поведении. Внутренние противоречия в своей основе могут быть лишь следствием противоречивых внешних воздействий или результатом возражений жизненного опыта.

Именно данные внешние воздействия и формируют предпосылки вступления новых членов в ряды формирований футбольных фанатов, либо удерживает уже состоящих в таких формированиях членов [20, с. 12].

Большая часть исследователей данного феномена и социального явления, пытаясь найти ответ на вопрос - откуда же берется эта тяга к насилию, которая приводит к драки «стенка на стенку»?

Таким образом можно сделать вывод, что тяга к насилию является некой трансформацией вспышки уличных боев между различными молодежными группировками, особенно в депрессивных районах, пик которых приходился на распад Советского Союза, в настоящее время вернулся в наше общество в форме культа футбольного хулиганства, и фанатства. Причины тому, прежде всего, социальные.

Причиной может быть то, что молодые люди в настоящее время часто видят в обществе различные формы лицемерия, а им хочется чего-то настоящего, хочется жить по неким понятиям чести, отстаивать свое достоинство, чувствовать солидарность, плечо собрата.

3. Эмпирическое изучение морального поведения футбольных фанатов Беларуси

.1 Организация и методы исследования

Описание методики «Справедливость-забота»

Для оценки уровня нравственного поведения используется методика «Справедливость - забота». Методика «Справедливость-забота» предназначена для выявления уровня развития моральных суждений в соответствии с двумя основными периодизациями развития морального сознания (Л. Кольберга и К. Гиллиган). Испытуемому предлагается 38 утверждений, степень согласия с которыми оценивается по пятибалльной шкале от «безусловно, не согласен» (1 балл) до «безусловно, согласен» (5 баллов). Все утверждения делятся на три группы. Первая группа, состоящая из 18 утверждений, описывает шесть стадий периодизации развития морального сознания Л.К. Кольберга. причем каждая стадия описывается тремя утверждениями. Вторая группа из 18 утверждений относится к стадиям морального развития но К. Гиллиган - Н. Айзенберг, причем 4 стадии первых двух уровней включают по три утверждения, а третий уровень характеризуется шестью утверждениями. Третья группа состоит из двух утверждений, в которых испытуемому предлагается сделать принципиальный выбор в ориентации на «справедливость» или «заботу», как ведущий моральный принцип [18, c. 115].

Интерпритация результатов происходит, согласно уровню развития морального сознания:

Стадии морального развития по Л. Кольбергу:

. Доконвенциональный уровень:

-       власть авторитетов, боязнь наказаний;

-       инструментальный обмен: ты - мне, я - тебе.

. Конвенциональный уровень:

-       ориентация на мнение других, стремление «быть хорошим», мораль «хорошего мальчика»;

-       социальный закон и порядок.

. Постконвенциональный уровень: социальный контракт, учет прав личности 6, 20, 23: стадия универсальных этических принципов.

Стадии морального развития но К. Гиллиган и Н. Айзенберг [19, c. 117]:

. Самоозабоченность:

-       ориентация на себя, на свои интересы;

-       ориентация на интересы других людей и на их хорошее мнение о себе.

. Самопожертвование:

-       рефлексивная эмпатическая ориентация;

-       учет итериоризованных ценностей, защита прав других.

. Самоуважение - сознательный учет итериоризованных ценностей.

Обработка заключается в сравнении ответов испытуемых с ключом.

Таким образом, подобранные методики помогут определить такие показатели как: поведенческая, эмоционально-волевая и интеллектуальные сфера болельщика, а также уровень его морального развития и нравственного поведения.

.2 Обсуждение результатов исследования

В исследовании приняли участие футбольные фанаты-10 футбольных фанатов в возрасте 19-23 лет.

Таблица 3.2.1 - Результаты, полученные по методике «Справедливость-забота», согласно стадиальности развития морального сознания Л. Кольберга

Уровень морального сознания

Количество испытуемых

1.Доконвенциональная

6 (60%)

2.Конвенциональная

2(20%)

3.Постконвенциональная

2(20%)


У 6 (60%) испытуемых доминирует доконвенциональный уровень морального сознания. Индивид склонен оценивать поступки с точки зрения выгоды, избегая наказания.

У 2 (20%) испытуемых доминирует конвенциональный уровень развития моральных суждений, который достигается тогда, когда индивид принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса, религиозной общины и т.д. Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, как истина в последней инстанции. Действуя в соответствии с принятыми группой правилами, становишься «хорошим». Л.И. Анциферова, анализируя работы Л. Кольберга, говорит о том, что эти правила могут быть и всеобщими, как, например, библейские заповеди. Но они не выработаны самим человеком в результате его свободного выбора, а принимаются как внешние ограничители или как норма той общности, с которой человек себя идентифицирует [20, c. 7].

У 2 (20%) испытуемых доминирует постконвенциональный уровень развития моральных суждений, который редко встречается даже у взрослых людей. Его достижение возможно с момента появления гипотетико-дедуктивного мышления. Это уровень развития личных нравственных принципов, которые могут отличаться от норм референтной группы, но при этом имеют общечеловеческую широту и универсальность. На данной стадии речь идет о поиске всеобщих оснований нравственности.

Представим полученные данные в графическом виде (см. рис. 3.2.1).

Рисунок 3.2.1 - Результаты, полученные по методике «Справедливость-забота», согласно стадиальности развития морального сознания Л. Кольберга.

Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что доминирующим уровнем морального сознания является доконвенциональный. Футбольные фанаты оценивают поступки, главным образом, по принципу выгоды и по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие (например, одобрение); плохо то, что причиняет неудовольствие (например, наказание). Таким образом, полученные данные позволяют говорить, что фанаты оценивают свои поступки по принципу выгоды и по их физическим последствиям. Также испытуемые принимают оценки своих окружающих и близких. Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, воспринимаются как истина. Действуя в соответствии с установленными правилами, становишься «хорошим».

По результатам методики «Справедливость-забота», исходя из стадиальности развития моральных ориентаций К.Гиллиган и Н. Айзенберг, были получены следующие результаты:

Таблица 3.2.2 - Результаты, полученные с помощью методики «Справедливость-забота», согласно стадиальности развития моральных ориентаций К.Гиллиган и Н..Айзенберг.

Уровень моральной ориентации

Количество испытуемых

1.Самоозабоченность

7 (70%)

2.Самопожертвование

0(0%)

3.Самоуважение

3(30%)

Выбор между справедливостью и заботой

Справедливость

3(30%)

Забота

7(70%)


У 7(70%) испытуемых доминирует уровень моральных ориентаций- «Самоозабоченность» - это говорит о проявлении у футбольных фанатов ориентация на себя, на свои интересы. Они будут в первую очередь стремиться обеспечить благополучие себе и своим близким и уже потом думать о других.

У 3(30%) испытуемых - доминирует уровень - самоуважение, как сознательный учет интериоризованных ценностей. На данном уровне решение принимается на основе осознанного самостоятельного выбора.

У 0 (0%) испытуемых - доминирует уровень - самопожертвование, заключающийся в учете интериоризованных ценностей, защита прав других. На данном уровне приобретается ориентация на удовлетворении потребностей других людей, уже после удовлетворения своих собственных. Данная методика также позволяет определить ведущий моральный принцип, которым руководсвуеся индивид. Так у 3 испытуемых доминирует принцип «Справедливость», который заключается в том, что человек расценивает поведение, законы, нормы поведения исходя из принципа справедливости и равенства всех перед истиной. У 7 испытуемых доминирует принцип «Забота», который заключается в том, что индивид оценивает нормы и правила поведения с точки зрения их гуманности и нравственности. Он считает, что не нужно соблюдать законы или нормы поведения, которые приносят страдания, неудобства.

Представим полученные данные в графическом виде (см. рис. 3.2.2).

Рисунок 3.2.2 - Результаты, полученные по методике «Справедливость-забота», согласно стадиальности развития морального сознания Л. Кольберга.

Как показано на гистограмме, у испытуемых доминирует уровень моральной ориентации - самоозабоченность, что говорит об ориентации футбольных болельщиков на тех, кто способен удовлетворить их потребности.

Согласно проведенному исследованию морально-правового самосознания, были получены результаты, которые говорят о том, что большинство болельщиков допускают нарушение права другими гражданами.

Кроме того, исследование, позволило выявить уровни морального сознания, преобладание которых говорит о том, что фанаты оценивают свои поступки по принципу выгоды и по их физическим последствиям. Также испытуемые принимают оценки своих окружающих и близких. Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, воспринимаются как истина. Действуя в соответствии с установленными правилами, становишься «хорошим».

По результатам исследования можно сделать следующие выводы: исследование морального поведения с помощью методики «Справедливость-забота» выявило наличие у футбольных фанатов уровней морального сознания, преобладание которых говорит о том, что фанаты оценивают свои поступки по принципу выгоды и по их физическим последствиям, моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, воспринимаются как истина.

Заключение

Анализируя различные подходы, можно сделать вывод о том, что моральное поведение представляет собой осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков. Поведение является реализацией нравственных ценностей, принятых в обществе: добра, свободы, справедливости, взаимопомощи и других. Наряду с нравственным поведением существует безнравственное, строящееся на ненависти и несправедливости. Нравственное поведение реализует совокупность нравственных стремлений человека, в то время как безнравственное разрушает его личность.

Для обозначения молодежной субкультуры, связанной с футбольным фанатизмом, нами используется понятие «парафутбольная» субкультура. Под понятием «парафутбол» следует понимать процессы, события, явления, которые определенным образом связаны с футболом, как социально-зрелищной сферой, которые происходят до, после и во время футбольного матча. Парафутбольная субкультура рассматривается как система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля социальной группы, включенной в парафутбол, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Футбольные фанаты - это та часть футбольных болельщиков, которая придерживается определенной специфической субкультуры (нормы и ценности, специфические практики и символика и т.д.) и действует в соответствии с ней.

Внутренняя противоречивость личности футбольного фаната имеет ряд особенностей. Главная из них заключается в том, что противоречия духовного мира оказываются в несовместимом сочетании, казалось бы, в рамках одной личности социальной направленности: положительной и отрицательной. А это значит, что в системе побуждений фаната, как правило, ярко выраженная внутренняя конфликтность между нравственным отношением к социальным ценностям и полезной активности, с одной стороны, и аморальным, циничным отношением к нормам и правилам, что выражается в антиобщественной активности, - с другой. Вторая особенность заключается в том, что внутренний конфликт личности решается в конкретных, наиболее напряженных жизненных ситуациях на пользу негативной направленности антиобщественных устремлений.

Противообщественные черты и качества личности всегда переплетаются и взаимодействуют с ее положительными чертами и качествами. Абсолютно отрицательных личностей нет даже среди самых закоренелых преступников. Во взглядах футбольных фанатов всегда есть элементы позитивных начинаний, опираясь на которые, возможно предупредить нарушение социальных норм, исправить и перевоспитать их. Наиболее распространенными среди футбольных фанатов есть такие положительные качества, как любовь к родителям, родственникам и даже патриотизм, и т.д.

Анализ внутренних противоречий личности футбольных фанатов позволяет сделать вывод: что противоречия проявляются в наиболее острой форме в сфере морального сознания. Они охватывают личность в целом -весь его духовный мир и находят наиболее яркое выражение в отношении этой личности к моральным нормам.

Таким образом, футбольный фанат представляет собой: сложную систему с ярко выраженными и довольно острыми возражениями, контрастами и противоположностями; непоследовательность поведения, внутренне неустойчивую систему с резко выраженной зависимостью от ситуации; ситуация, как правило, характеризуется конфликтами, которые требуют быстрых решений, основанных на моральных и правовых принципах; ярко выраженную двойственность морали и дисгармонии моральных и правовых представлений, взглядов, чувств; грубые нарушения моральных, правовых и иных социальных норм как проявление конфликта между обществом и личностью.

Футбольный фанат оказывается настолько противоречивым и в своем духовном мире, и в своих действиях, и в своем отношении к ситуации и обществу, что внутренне единой модели составить просто невозможно.

Именно данные внешние воздействия и формируют предпосылки вступления новых членов в ряды формирований футбольных фанатов, либо удерживает уже состоящих в таких формированиях членов.

Исследование морально-правового самосознания и уровня нравственного поведения с помощью методики «Справедливость-забота» выявило наличие у футбольных фанатов уровней морального сознания, преобладание которых говорит о том, что фанаты оценивают свои поступки по принципу выгоды и по их физическим последствиям, моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, воспринимаются как истина.

Таким образом, в проведенном исследовании удалось провести оценку личностных характеристик, а также особенностей морально-правового самосознания и нравственного поведения болельщика, как результата социализации в условиях влияния различных субъектов спортивного взаимодействия.

Исходя из исследования можно сделать вывод, что принадлежность индивида к парафутбольной субкультуре носит не только негативный, но и позитивный характер. Однако стоит отметить, что низкий уровень морального и нравственного сознания, нежелание подчиняться общепринятым нормам поведенения и массовость членства в фан-клубах может приводить к ситуациям, подобным тем, что произошли в городе Одесса в Украине. В фанатской субкультуре зачастую наблюдается проявление нравственно деформированных социальных отношений. Интериоризация такого рода отношений обусловливает формирование ущербной личности, что проявляется в возникновении стереотипов, оправдывающих любые источники и способы удовлетворения потребностей и нужд; направленность личности на материальные ценности, на приобретение дефицитных вещей, обретающих в силу трудностей их удовлетворения свойства сверхпрестижности; обеднении интересов; невыгодности соблюдения нравственных принципов; приобретении аморального и преступного опыта. Подобный тип личности вступает в конфликт с социальными нормами, что приводит к совершению противоправных действий. Подобные проишествия побуждают искать пути к ресоциализации футбольных болельщиков. Проанализировав теоретические подходы к рассмотрению ресоциализации личности, мы предложили пути, которые помогут исправить сложившуюся социальную ситуацию.

Список использованных источников

1         Козлова, B.C. «ФАНЫ»: феномен околоспортивнои толпы / В. С. Козлова. - Москва-Смоленск, 2000. - 153 с.

2       Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнов // Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2000. - Т. 3.а. - Москва: Гардарики, 2001. - 438 с.

         Вейс, Ф.Р. Нравственные основы жизни / Ф.Р. Вейс; пер. с франц. - Минск: Юнацтва, 1994. - 528 с.

         Разин, А.В. Этика: Учебник для ВУЗов / А.В. Разин, Москва, Академ. проект, 2004. - 622с.

         Прокофьева, Г.П., Этика, курс лекций / Г.П. Прокофьева. - Хабаровск: Издательство ДВГУПС, 2007. -110с.

         Кольберг, Л. The development of children's orientations toward a moral order / Л. Кольберг // Vita Humana, 1963. - N 6. - С.11-35. ​

7       Пиаже Ж. Моральное суждение у ребёнка. / Ж. Пиаже. - М.: Академический проект, 2006. - 480 с.

8         Blum L. A. Gilligan and Kohlberg Implications for Moral Theory / L. A. Blum // Ethics 98, 1988. - С. 465-477.

9         Бримсон, Д. Высшая мера / Э. Бримсон; пер. с англ. С. Е. Варламов. - СПб. : Ред Фиш. ТИД Амфора, 2002. - 170 с.

10     Бримсон, Д. Фанаты: Триумфальное шествие футбольных хулиганов по Европе / Д. Бримсон, пер. с англ. С.Е. Варламов. - СПб. : Ред Фиш. ТИД Амфора, 2004. - 382 с.

         Бримсон, Д. Кое-что о Билли / Д. Бримсон, пер. с англ. С.В. Худощеенко. - Спб.: Амфора, 2003. - 410 с.

         Бримсон, Д. Бешеная армия / Д. Бримсон, пер. с англ. С.В. Худощеенко. - СПб.: Ювента, 2004. - 123 с.

         Буфорд, В. Английская болезнь / В. Буфорд, пер. с англ. С.Е..Варламов. - СПб. : Ред Фиш. ТИД Амфора, 2003. - 223 с.

         Медников, С.В., Самыкина, Н.Ю. Влияние субкультуры на процесс взросления подростка (на примере футбольного фанатизма) / С.В. Медников // Известие Самарского научного центра Российской академии наук, Специальный выпуск: «Актуальные проблемы психологии», 2006. - №3. - С. 253-259.

         Козлова, В. С. Феномен околоспортивной толпы / В. С. Козлова. - М., 2002. - 245 с.

         Салахетдинов, Э.Р. Молодежная субкультура: понятие, сущность, характеристика / Э.Р. Салахетдинов // Вопросы гуманитарных наук. - М.: Изд-во «Компания спутник +», 2007. - №6 (33). - С. 270-274.

         Берковиц, Л. Агрессия: причина, последствия, контроль: учебное пособие / Л. Берковиц. - Прайм-Еврознак, 2007. - 512 с.

         Здравомыслова, Е.А. Парадигмы западной социологии общественных движений / Е.А. Здравомыслова. СПб.: Наука, 1993. - 172 с.

         Подольский, Д.А. Современные методы исследования морального развития / Д.А. Подольский // Психология и школа. - 2005. - №1. - С. 100-127.

         Братусь, Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б.С. Братусь. - М.: Знание, 1977. - 64 с.

Похожие работы на - Изучение морального поведения футбольных фанатов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!