Инновационные методы в социальной диагностике

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,47 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инновационные методы в социальной диагностике














Контрольная работа

Инновационные методы в социальной диагностике

Содержание

социальный диагностика инновационный наблюдение беседа

1. Социально-диагностическая технология: понятие, сущность, принципы

. Социальный диагноз: уровни развития

. Методы социальной диагностики

. Методы диагностирования личности (наблюдение, беседа, анкетирование, социометрия, тестирование, мониторинг, биографический метод, изучение вторичных данных, психодиагностика)

Литература

.Социально-диагностическая технология: понятие, сущность, принципы

Социальная диагностика считается одной из универсальных технологий социальной работы, поскольку может применяться с различными целевыми группами и в разном контексте. Технология позволяет своевременно и полностью обнаружить, осмыслить и осознать проблему индивидуального клиента или группы, проанализировать предпосылки возникновения противоречий, спрогнозировать возможные пути развития, продумать варианты решения или минимизации.

Термин «диагностика» (от гр. diagnosis- распознавание) впервые стал использоваться в медицине для обозначения процесса распознавания болезни. В сферу оказания помощи населению он попал в начале XX в., благодаря трудам основоположницы теории социальной работы Мери Ричмонд. В своих книгах "Дружеский визит к беднякам. Руководство для работающих в благотворительных организациях" (1899) и "Социальные диагнозы" (1917) Мери Ричмонд впервые придала социальной работе теоретическое обоснование. В отличие от размытых понятий о добре и зле, которыми руководствовались в то время благотворительные и особенно религиозные организации, исследователь выдвинула тезис о том, что процесс оказания помощи подобен работе врача и самым важным в нем является постановка точного социального диагноза.

В современной теории и практике социальной сферы под диагностикой понимается процесс, направленный на выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня.

Некоторые исследователи подчеркивают многослойность понятия «социальная диагностика». Для них оно сразу включает в себя три компонента - 1) деятельность по распознаванию и анализу социальных патологий и проблем; 2) процесс такого анализа с выведением обоснованного заключения о предмете рассмотрения; 3) отрасль социальных наук, посвященная методам изучения такого знания. Говоря о социальной диагностике, такие исследователи имеют в виду либо единичный акт исследования социальной ситуации клиента, обратившегося за помощью, либо необходимый этап всякого воздействия в социальной работе, либо совокупность научных методов, обосновывающих правильность полученной информации [7].

От качественности диагностики зависит, насколько точно и правильно будут обозначены проблемы клиента и, соответственно, определены пути их решения. Именно она закладывает основу для эффективности предстоящей работы.

Существуют как минимум три ключевые причины, объясняющие потребности в социальной диагностике.

Во-первых, клиент, обратившийся за помощью, вне зависимости от того, индивидуал или группа, имеет свое представление о причинах возникновения той или иной сложной ситуации, однако не всегда эти представления отвечают требованиям комплексности, точности, правдивости, объективности. Иными словами, сведения, полученные от человека или группы лиц, является лишь частью общей картины возникшей проблемы и не могут подменять собой всю непростую мозаику трудной ситуации, особенно когда она содержит в себе конфликт интересов.

Например, зачастую члены одной семьи не понимают истинных причин семейных конфликтов, а усматривают их в малозначительных фактах и явлениях. Это происходит в силу ряда причин и самими клиентами, как правило, не осознается, хотя бывают случаи и сознательного обмана или, что намного чаще, умалчивания какой-либо информации.

Многим людям свойственны психологические особенности, которые препятствуют адекватному пониманию сложившейся проблемной ситуации:

У перекладывание ответственности с себя на кого-либо другого (так, к примеру, в ситуациях гендерного насилия агрессор часто обвиняет жертву в том, что произошло, подчеркивая, что его «спровоцировали», а жертва может воспринимать, что ситуация обстоит именно так);

У или, наоборот, гипертрофированное чувство вины. Например, в семьях, где имеется зависимый человек (от наркотиков, алкоголя, азартных игр и т. д.), наблюдается такое явление, как созависимость. Если зависимый человек на первый план ставит свое пристрастие и готов ради него жертвовать работой, здоровьем, социальными связями и отношениями, то созависимый делает абсолютно то же самое, ставя во главу угла зависимого. Одним из важнейших компонентов в отношениях между зависимым и созависимым является размывание границ ответственности. Жена может чувствовать себя виноватой в том, что муж-алкоголик не проснулся утром на работу, и видеть в этом свой просчет, в то время как социальная диагностика продемонстрирует неграмотность такой трактовки и подчеркнет дисбалансированность супружеских отношений. Муж - взрослый человек и должен сам отвечать за свои поступки, в том числе нести ответственность за их последствия);

рационализация сопротивления («я боюсь предпринимать какие- либо действия, однако вместо того, чтобы признать чувство страха в себе, привожу массу рациональных аргументов, почему я этого не делаю»);

неумение осознавать и признавать свои чувства (особенно негативные, не приветствуемые обществом) и непонимание вызванных этим поведенческих реакций;

незнание и неумение пользоваться альтернативными моделями поведения в сложных ситуациях, настройка только на определенные варианты действий и т. д.

Самой сложной представляется работа по проведению семейной социальной диагностики, особенно в ситуациях с проблемными семьями. Согласно сложившимся представлениям, к ним относятся семьи с низким уровнем материального достатка, или те, где оба или один родитель имеет зависимость (от алкоголя, наркотиков, азартных игр и т. д.). Однако, как показывает опыт, к проблемным можно отнести и семьи с устоявшимися жесткими нормами и стандартами, не адаптируемыми к действительности и потребностям членов семьи (к примеру, военных и учителей), семьи с неблагоприятным внутренним климатом, агрессивным поведением, психологическим, физическим, моральным, экономическим и другими видами насилия.

Информация, предоставленная какой-либо из сторон, как правило, носит субъективный характер, отличается однобокостью, и лишь качественная социальная диагностика позволяет четко выявить, в чем заключается истинное противоречие. Процесс социальной диагностики стремится вскрыть не мнимые, а подлинные, реальные, причины конкретного осложнения или проблемы.

Во-вторых, в ряде случаев внешнее проявление проблемы, с которой сталкивается клиент, не совпадает с её внутренним, сущностным содержанием. Например, снижение успеваемости ребенка в школе может быть его реакцией на стресс, вызванный разводом родителей. В таком случае проблемой являются не двойки в школе, а неумение родителей обеспечить соответствующий психологический климат и поддержку в такой непростой момент, сосредоточенность на собственных интересах и эмоциях в ущерб потребностям ребенка.

Высокий уровень агрессивного поведения в каком-либо классе средней школы может быть вызван богатым лидерским потенциалом учащихся и невозможностью его реализовать в связи с отсутствием школьных и внешкольных дополнительных программ, а может быть и следствием отсутствия у школьников навыков конструктивного взаимодействия и разрешения конфликтов. Попытка повлиять на внешние проявления без глубокого проникновения в суть проблемы в лучшем случае не принесет желаемого эффекта, а в худшем - создаст новые, более сложные и тяжёлые проблемы как для клиента, так и для его ближайшего окружения.

В-третьих, качественная социальная диагностика позволяет не только обозначить проблему, но и выстроить определенную иерархию сопутствующих ей осложнений, определяя причинно-следственные связи.

Одна из методик, которая может при этом применяться, называется «Дерево проблем». Оно представляет собой простое иерархическое расположение взаимосвязанных проблем в письменной форме. Первый этап составления дерева заключается в формулировании проблем, которые имеются у клиента. Затем ту, которую клиент считает центром всей ситуации, предлагается выбрать одну в качестве ключевой. Она будет являться исходным пунктом. При рассмотрении второй проблемы, связанной с ключевой, поступают следующим образом:

у если проблема является причиной, она помещается уровнем ниже;

у если проблема является следствием, она помещается уровнем выше;

у если проблема не является ни причиной, ни следствием, она помещается на тот же самый уровень.

По мере разрастания «дерева» оставшиеся проблемы добавляются к нему по тому же принципу. «Дерево проблем» является не единственной техникой, которая позволяет структурировать, выявить взаимосвязи и первопричины. Однако какую бы технику не использовал социальный работник, понимание иерархии проблематики дает возможность и специалисту, и самому клиенту выбрать правильный инструментарий для ее решения.

Процесс диагностики включает в себя несколько стадий. Их длительность может варьироваться в зависимости от специфики конкретного случая. Иногда специалистам сложно реализовывать этапы последовательно, поскольку приходится выполнять ряд задач одновременно, сиюминутно. Тем не менее в образовательных целях кажется целесообразным обратить внимание на три стадии.

Первая - стадия сбора информации, осмысления, анализа сложившейся ситуации (ее истоков, причин, предпосылок, характерных особенностей, взаимоотношений вовлеченных лиц и т. д.).

Вторая - стадия разработки альтернативных целей, приемлемых и привлекательных для конкретного клиента.

Третья - стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное или социальное состояние [7].

Для каждой стадии характерны определенные черты и специфические особенности, в том числе «подводные камни», о которые может споткнуться специалист.

Первая стадия - стадия осмысления

Стадия осмысления является самой болезненной для клиента. Неслучайно первым шагом программы по личностному росту и преодолению своей зависимости «Двенадцать шагов» называется признание наличия у себя зависимости. Человеку свойственно до последнего отрицать факт своей личной проблемы, особенно если она воспринимается обществом в негативном свете и может стать причиной для стигматизации и дискриминации.

Как показывает опыт, многие клиенты социальной работы, психотерапии и других схожих профессиональных отраслей до последнего не обращаются за помощью или поддержкой к специалистам, так как боятся негативной реакции, осуждения, насмешек, социальной изоляции, ущемления своих прав. Известны случаи, когда многие ВИЧ-позитивные люди долго скрывали свой статус от близких, друзей, работодателей и продолжали практиковать прежнее сексуальное поведение, создавая риски для своих партнеров, потому что боялись оказаться «уличенными» в наличии ВИЧ. Страх «разоблачения» и последующей стигматизации оказывается сильнее опасений за свое здоровье и жизнь близких.

Острота эмоциональной реакции, вызванной разрушением своего идеального «Я», варьируется в зависимости от личных качеств и эмоциональных компетенций человека (к примеру, навыков саморефлексии, жизненного опыта, уровня и устойчивости самооценки, возраста, темперамента и т. д.), но практически для всех клиентов выход из «зоны комфорта» сопровождается сильными эмоциями.

Защитная реакция может выражаться в нежелании продолжать сотрудничество со специалистом, обвинении его в непрофессионализме и предвзятости и т. д. От профессиональности социального работника зависит, перерастет ли этот этап в нечто большее, имеющее богатый ресурс для обучения и личностного развития, или завершится еще большим усугублением проблем.

На первой стадии в ходе совместной деятельности клиента и социального работника необходимо также сопоставить реальность, в том числе поведение и установки клиента, с привлекательным для него идеалом, моделью, образцом.

При этом важно, чтобы человек или группа могли осмыслить и осознать свою личную ответственность за сложившуюся ситуацию, включая свой выбор, решения, действия. Необходимо признать собственные ошибки, проанализировать неадекватные (завышенные или заниженные) требования, критерии. Однако выявление неправильных шагов, которые привели к сложной ситуации, должно происходить таким образом, чтобы у человека не формировалось чувство вины. Он должен осознавать свою ответственность, но не вину, в противном случае есть риск надолго, если не навсегда, остаться на первой стадии.

Следует также проанализировать с разных сторон систему и контекст социальных связей, в которые включен клиент, его роли и статус в этом взаимодействии, поскольку причины травмирующей ситуации могут зависеть не от самого человека, а от его окружения.

Стадия должна завершиться выводами о причинах возникших противоречий и расхождений между желаемым и действительным.

Вторая стадия - стадия разработки альтернативных целей

Во время второй стадии социальный работник совместно с клиентом пытаются выработать стратегию, направленную на разрешение сложившихся противоречий или хотя бы некоторых из них. Ключевым вектором такой стратегии и стимулом в деятельности человека является наличие осмысленных и желанных целей.

Именно поэтому социальный работник стремится помочь своему клиенту сформулировать и поставить перед собой долгосрочные и краткосрочные цели, которые разрешат сложную жизненную ситуацию или хотя бы часть создающих ее противоречий. Принципиально важно сконцентрироваться на том, что может быть сделано клиентом, социальными службами, а не на обстоятельствах, изменения которых маловероятны или не зависят от их действий.

Цели должны быть сформулированы привлекательно и интересно для клиента, они должны соответствовать его возможностям (т. е. быть для него реалистичными и в потенциале достижимыми). Формулировка целей может также включать в себя индикаторы, свидетельствующие о ее достижении или недостижении. Так, например, цель «изучить французский язык» может включать в себя индикатор «я спокойно общаюсь на бытовые темы с носителями языка» или «мой словарный запас достигает 2 000 слов» и т. д. Это сделает цели измеримыми. Полезным будет также определить временной интервал - когда должно произойти достижение целей. К примеру, тот же индикатор «мой словарный запас достигает 2 000 слов» может включать фразу «через три месяца после начала изучения».

Грамотно сформулировать цели поможет техника «СМАРТ», которая активно применяется в социальном проектировании, но может быть с успехов внедрена на этом этапе социальной работы с клиентом. Слово «SMART» является аббревиатурой слов «specific» (конкретные), «measurable» (измеримые), «achievable» (привлекательные), «realistic» (реалистичные), «timed» (определенные во времени).

Следование технике «SMART» позволяет выдвигать цели, способствующие разрешению проблемной ситуации клиента. Так, например, цель «найти высокооплачиваемую работу в области информационных технологий» может не соответствовать критерию реалистичности, если у претендента отсутствует требуемое образование. Факторами, определяющими достижимость, могут быть временные ресурсы, образовательный багаж, социальные, культурологические, психологические и другие особенности личности, а также определяющие их ценности.

Задача социального работника заключается в том, чтобы с опорой на проделанный ранее анализ сложившейся ситуаций, совместно с клиентом сформулировать приемлемый для него диапазон новых целей и наметить тактические приемы по их достижению.

При этом социальный работник является тем человеком, который должен дать обратную связь клиенту относительно его целеполагания. Так, например, чрезвычайно распространена ситуация, когда выпускники детских домов, мечтая о хорошей профессии и высокооплачиваемой работе, понимают, что нужно получить высшее образование, но не осознают, что для поступления в университет нужно окончить 11 классов средней школы.

Важной спецификой этой стадии социальной диагностики является необходимость выявления и активизации собственных ресурсов личности по разрешению своей сложной жизненной ситуации. Речь идет о потенциале каждого человека, наличии у него внутренних творческих, энергетических, умственных и других сил, которые социальный работник должен не только уметь рассмотреть, но и активизировать, а именно раскрыть их для клиента, воодушевить на применение и поддержать в непосредственном процессе.

Для этого специалист должен на ценностном уровне разделять установку, что у любого человека, вне зависимости от национальной, экономической, социальной или какой-либо другой группы, к которой он принадлежит, или сложности ситуации, в которой он оказался, всегда имеются определенные внутренние ресурсы, компетенции (знания, навыки, установки), которые могут стать основой и инструментом для дальнейших действий. В качестве подобной базы могут выступать не только какие- либо выдающиеся способности, но и любые возможности и способности человека, даже если они не были реализованы ранее. Задача социального работника заключается в выявлении сильных сторон и внутренних ресурсов личности, помощи в их оценке, мобилизации и применении.

Существуют обстоятельства, которые способны создать препятствия в реализации этого аспекта второй стадии. Однозначно, что социальный работник должен иметь о них представление и учитывать в своей профессиональной деятельности.

Специалисты социальной сферы, как и все остальные члены общества, являются жертвами предрассудков и стереотипизации.

С одной стороны, выстраивание стереотипов является способом упрощения восприятия действительности. Имея стереотипы по отношению к ряду социальных групп, сформированные на основании общественных настроений, масс-медиа и других каналов, мы затрачиваем меньше времени на их «узнавание» при встрече.

С другой стороны, это «узнавание» оказывается чаще всего неточным, не соответствующим истине. Стереотипы в отношении какой-либо социальной группы выстраиваются по принципу обобщения и переноса характеристик с одного-двух человек на всю группу, что совершенно не отражает индивидуальные особенности людей. Так, например, стереотип о безграмотности рабочих мигрантов в РФ строится на низком уровне владения русским языком (что вполне объяснимо, поскольку русский язык для мигрантов является иностранным) и том, что первые потоки из Узбекистана и Таджикистана были из самых отдаленных горных регионов, отличающихся менталитетом и культурой. Впоследствии эти страны поставили в Россию много рабочих мигрантов, включая высококвалифицированных специалистов и даже кандидатов наук, однако из-за уже сложившихся в обществе предрассудков их возможности на рынке труда были очень ограничены, а социальное отчуждение, выросшее на базе стереотипов, создавало массу беспокойств и ложных страхов для обеих сторон.

Стереотипы могут носить нейтральный характер («все многодетные семьи - малоимущие», «все бедные семьи - неблагополучные»), негативный характер («кавказская молодежь агрессивна»), позитивный характер («мужчины хорошо водят»), однако и те, и другие, и третьи чаще всего искажают реальность. Мужчины могут водить очень плохо, в то время как женщины могут быть мастерами спорта в этой сфере. Многодетные семьи могут совершенно не нуждаться в государственном материальном обеспечении.

Стереотипы, перешедшие в предрассудки, приобретают отчетливый негативный оттенок, чем создают почву для дискриминационных отношений. Они также препятствуют адекватной социальной диагностике, особенно если социальный работник не может выявить в себе и осознать имеющиеся стереотипы и предрассудки, влияющие на его деятельность, и минимизировать их влияние.

Специалисты по социальной работе, как и все люди, подвержены стереотипному мышлению. Они изначально могут воспринимать потенциал и ресурсность различных социальных групп и индивидуалов искаженно, наделяя одних несуществующими характеристиками и, наоборот, умаляя достоинства, компетенции, ресурсность других. Видение в человеке «проблему» закладывает основы для некачественной социальной работы.

Это легко проследить на примере работы с цыганскими семьями. В российской социальной работе отдельного направления по работе с этим сообществом не выделяется, в то время как в большинстве европейских стран оно имеется. Данные исследований указывают на то, что, к сожалению, многие социальные работники в своей практике работы с этой целевой группой руководствуются стереотипами и предрассудками двух типов: относительно родительства вообще и цыганского сообщества в частности. Это негативно влияет на взаимоотношения между клиентами и социальными работниками и существенно снижает качество социальной работы. Предубеждения специалистов, работающих с семьями цыганского происхождения, с одной стороны, и родителей и детей данной культурной группы в отношении «чужаков» - с другой, к сожалению, усиливаются [9].

Слабо сформированные навыки саморефлексии, низкий уровень критического мышления и недостаток умений анализировать свои мысли, чувства, эмоции могут привести к тому, что социальная диагностика будет подвержена влиянию имеющихся у специалиста стереотипов и предрассудков и окажется неточной и малополезной.

Специалисты по социальной работе могут неосознанно поддерживать у своих клиентов «выученную беспомощность».

Понятие «выученной беспомощности» заключается в том, что человек в силу ряда причин (например, предыдущего негативного опыта и др.) отказывается предпринимать какие-либо действия по улучшению своей ситуации, считая, что они ему не по силам и т. д. В случае с инвалидами выученная беспомощность обычно становится результатом гипетрофиро- ванной опеки окружения (родителей, родствеников и т. д.). Люди считают, что они не могут выполнять определенные виды деятельности, потому что им никогда не давали такой возможности, или же они никогда не видели, как это делает человек с физическими ограничениями. Хотя у них хватило бы способностей или же этот вид деятельности можно было бы адаптировать с учетом особенностей их организма.

Еще один пример из области работы с выпускниками детских домов и интернатов. Служба сопровождения, существующая на базе фонда «Солнечный город», оказывает самую разную помощь сиротам на первых этапах «новой» жизни. По словам сотрудников, «на выходе из интерната подросток лучше всего умеет быть сиротой, поскольку в течение длительного времени за него решают все: когда он будет есть, во что будет одет, пойдет в школу или нет».

Индивидуальная работа с каждым подростком носит длительный характер, причем специалисты стараются включить его в процесс решения проблемы в максимальной степени. Например, если нужно отнести справку в официальный орган, подопечный должен сделать это сам [22].

Специалисты по социальной работе следуют парадигмам, которые рассматривают потребителя социальных услуг как беспомощную группу или проблему.

Социальная работа в России часто идеологически тяготеет к так называемой «медицинской» или «административной» модели. Согласно ей, если какой-либо человек, по сравнению с другими, чего-то лишен или находится в невыгодном положении, то для него эта ситуация - трагическая; ограниченные социальные возможности являются частью человека, и это его собственная вина. Человек должен приспособиться к обществу, а если он не такой, как все, то должен подвергнуться процессу социального вмешательства, для того чтобы соответствовать статичным и консервативным социальным представлениям о «норме». Однозначно, что такая модель существенно ущемляет права человека. Противоположный подход социальный - требует изменения не самих людей, а общества и его отношения.

С другой стороны, сохранившийся ведомственный подход к человеку в настоящее время является существенным препятствием для эффективной социальной работы. Различные направления курируются различными комитетами, министерствами, отделами, имеющими свое собственное финансирование. Человек рассматривается не адресно, в комплексе своих проблем и возможностей, а фигурирует как «учащийся», «пациент», «военнообязанный», «нуждающийся в пособии», «правонарушитель» и т. д., к которому эти органы зачастую применяют взаимоисключающие меры.

Дает о себе знать и общая парадигма социальной защиты, сохранившаяся с советских времен. Социальная защита в Советском Союзе отличалась высокой степенью патернализма. Его суть заключается в том, что центральное руководство берет на себя ответственность за экономическое положение и одновременно претендует на использование всего арсенала административных средств для управления обществом. Взгляды на людей, нуждающихся в помощи, как на социально пассивную, находящуюся в переходном, маргинальном состоянии социальную группу, потребителя социальных услуг, различных видов безвозмездной помощи, поддержки со стороны государства оказались чрезвычайно устойчивы и по сей день.

На индивидуальном уровне под патернализмом понимаются ориентация на государство или любые другие институты для решения своих проблем и выстроенные в соответствии с этим ожидания. Социальные работники могут неосознанно придерживаться этого подхода, который в целом препятствует высвобождению творческих сил человека и активизации его потенциала.

Но патернализм не стоит путать с правовым подходом в социальной работе, подразумевающим, что каждый человек по факту рождения имеет незыблемые права, которые никто не вправе у него отнять. Государство в таком случае является гарантом соблюдения прав человека, поэтому апеллирование к государству в ситуациях нарушения прав человека и требование его вмешательства вполне понятно и адекватно.

Раскрытие и последующая реализация способностей человека - клиента социальной работы могут стать основой для решения его проблем. Например, поиск новой работы зачастую осложняется тем, что человек не видит или не хочет видеть иные возможности для самореализации, кроме тех, которые для него привычны и комфортны. Он продолжает искать аналогичную работу, на том же уровне или в той же сфере, хотя при этом может обладать большим и пока нереализованным потенциалом, к примеру, предпринимательских способностей, позволяющих ему организовать собственный бизнес.

Третьим элементом этой стадии социальной диагностики является построение нового идеала, образца, модели, к которому человек может стремиться. Социальный работник должен помочь своему клиенту максимально четко визуализировать (представить себе) картину желаемого будущего. Сформулированная идеальная картина должна быть приемлема для человека, он должен верить в ее достижимость.

Резюмируя, подчеркнем, что стадия разработки альтернативных целей должна быть направлена на первичное определение и выявление возможных путей и способов решения проблемы, стоящей перед клиентом социальной работы, а также внутренних и внешних ресурсов, которые могут быть ему полезны. Во время этой стадии необходимо совместно с клиентом сформулировать новые цели и активизировать способности, компетенции, которые помогут в их достижении.

Третья стадия - стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное и социальное состояние

Третья стадия социальной диагностики предназначена для планирования непосредственных действий, направленных на достижение идеала. Решение этой задачи возможно в ходе воплощения в практику ряда процедур.

Во-первых, необходимо конкретизировать цели, продумать и распланировать действия, направленные на их достижение. Предпочтительно также сформировать план с указанием времени, когда именно клиент собирается реализовывать те или иные тактические действия. Пути и способы деятельности должны отвечать возможностям и способностям клиента и/или его союзников или предусматривать варианты их расширения.

Определяя, какие услуги будут предоставляться клиентам со стороны государства и общественных организаций, следует отдавать предпочтение тем, которые не просто удовлетворяют каждодневные потребности, но способны привести к улучшению жизненной ситуации клиентов в долгосрочной перспективе. Так, разовая материальная помощь будет иметь менее долгосрочный и устойчивый эффект, чем содействие в трудоустройстве и психологическая помощь в трудовой адаптации [6].

Во-вторых, необходимо продумать, кто и что может быть источником моральной, материальной, организационной, информационной и другой поддержки клиенту, т. е. определить возможных партнеров и союзников. Однако они должны быть реальными, а не вымышленными. Необходимо также продумать, чем их можно привлечь и заинтересовать.

В-третьих, стоит проанализировать, какие ресурсы необходимы для реализации поставленных целей, и найти их. Это могут быть финансовые средства, организационные, технические, технологические и др. Они должны быть доступны субъекту и освоены им, поскольку только в этом случае возможно добиться поставленных целей.

Социальный работник должен иметь представление о том, какие ресурсы и услуги могут быть предоставлены государственными социальными службами, а также оказать содействие в доступе к ним.

В-четвертых, нужно предусмотреть риски, которые могут помешать воплощению намеченного, и постараться их минимизировать. Оценка рисков является важным элементом, так как позволяет создавать «амортизаторы», способные в дальнейшем обезопасить клиента от неудач, срывов и рецидивов.

В целом третья стадия имеет долгосрочные перспективы, поскольку она позволяет выстроить новую, более эффективную, систему дальнейшей жизни.

Процесс социальной диагностики позволяет выявить и с достоверностью установить те проблемы и затруднения, которые препятствуют полноценному социальному и личностному функционированию человека, группы или организации, а также основные причины возникновения, существования и обострения этих проблем. Результатом социальной диагностики являются: 1) социальный диагноз, т. е. чётко обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии; 2) сформулированные цели и план их достижения с указанием требуемых ресурсов, способов их получения, возможных союзников.

Во время проведения социальной диагностики специалисту следует соблюдать ряд важных принципов, некоторые из которых являются общепринятыми для социальных наук, в то время как другие - специфическими:

принцип объективности, которая в данном случае понимается как отсутствие или минимизация искажений в чью-либо пользу. Полная объективность трудно достижима даже в судебной и медийной системе, однако ориентация на нее, восприятие как важного принципа и ценности в социальной работе способствует повышению качества диагностики. В данном случае это, скорее, ценность, чем финальный результат.

Искажение может носить неосознанный характер, так, например, специалист может быть подвержен «интеллектуальной моде» или иметь свои стереотипы и предрассудки в отношении той или иной социальной группы. Скрытое или явное негативное влияние на диагностику могут оказать примеры из собственного жизненного и профессионального опыта, в контексте которого специалист может рассматривать подобные ситуации в дальнейшем и на этой основе делать выводы. Только осознание подобных помех и работа по предотвращению их влияния на диагностику способны помочь специалисту в его стремлении к объективности;

принцип клиентоцентризма - предполагает видение проблемы «глазами» и в соответствии с интересами и потребностями клиента симпатию и сочувствие к нему. Принцип клиентоцентризма также подразумевает доброжелательность к клиенту и безоценочность его действий, взглядов и поступков. Если другие социальные институты защищают интересы государства и общества, то социальный работник стоит на стороне клиента (если это не входит в конфликт с законом и не препятствует его личной безопасности) и строит всю свою деятельность с этой позиции;

принцип конфиденциальности, подразумевающий сохранение профессиональной тайны, неразглашение информации личного характера без согласия клиента. Для гарантии соблюдения этого принципа имеет смысл заключать письменные договора, однако практическое следование ему зависит от самого специалиста, его профессиональной и личностной этики;

принцип системности - закладывает основу для рассмотрения любой проблемы во взаимосвязи с другими факторами, поскольку их зарождение и развитие определяют несколько, иногда даже систему, причин и предпосылок;

принцип адекватности методов и методик, применяемых в ходе диагностики и предлагаемых для решения проблемы. Они не должны нарушать ценностные, религиозные, культурные нормы клиенты, наносить ему моральный, психологический или какой-либо другой вред, принуждать к неприемлемым действиям;

принцип соблюдения права клиента на невмешательство в частную жизнь - подразумевает понимание частных границ каждого человека, уважение его достоинства и предоставление ему права самому принимать решения, касающиеся его жизни. Принципиально, что выбор способов и стратегий решения проблемы должен быть осуществлён самим клиентом, а не специалистом, чья задача лишь продемонстрировать возможные варианты и указать их достоинства и недостатки. Каждому конкретному клиенту должно предоставляться право выбора услуг, которые в наибольшей степени отвечают его индивидуальным запросам и возможностям. В рамках предоставляемого пакета услуг можно варьировать объем и их количество, а также заменять их по просьбе клиента. Так, оказывая надомную помощь малоподвижному клиенту, социальный работник, вместо покупки продуктов в соседнем магазине, что в состоянии сделать и сам клиент, может по просьбе последнего сопроводить его в далеко расположенную поликлинику или посетить родительское собрание в школе, где учится его ребенок [6];

принцип уважения клиента - подразумевает видение в первую очередь ресурсности, а не недостатков в каждом человеке, уважение его независимости, в том числе и в выборе стратегий решения своей проблемы, отношение к человеку как к субъекту, а не объекту социальной работы;

принцип комплексного подхода - предполагает рассмотрение ситуации клиента в комплексе всех составляющих, что позволит избежать сужения и однобокости в оценках;

принцип правового подхода. Любой человек по факту своего рождения наделен правами человека, которые универсальны, неотделимы и неотчуждаемы. Человек наделен ими по факту своего бытия человеком. Право на жизнь, уважение, защиту от унижения и т. д. незыблемы и неотъемлемы, гарантом соблюдения прав человека является государство и общество в целом. Социальные работники как представители государства или общественного сектора отвечают за соблюдение прав человека и должны использовать для этого все имеющиеся у них механизмы;

принцип причинной обусловленности - направлен на выявление причинно-следственных связей между различными частями одной проблемы. Он обусловлен универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов, что позволяет не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования.

2.Социальный диагноз: уровни развития

Социальная диагностика может проводиться на различных уровнях, от масштабного до локального и частного. Примером первых могут служить всеобщие переписи населения, крупномасштабные социологические исследования. Примером частной диагностики можно назвать диагностику кейсов - конкретных случаев и конкретных клиентов.

Среди прочих характеристик социальный диагноз отражает общий уровень развития человека, включающий в себя способность клиента к рефлексии и оценке своих личностных качеств, а также планированию своей жизни; самооценку; наличие или отсутствие личностных и социальных компетенций, которые могут быть ресурсом при разрешении проблемы клиента. Наряду с учетом индивидуальных потребностей клиентов оцениваются особенности их образования, менталитета, культурного опыта и другие характеристики.

Группы клиентов могут отличаться образовательным уровнем и, как следствие, уровнем правовой культуры, поэтому при обслуживании тех, у кого она ниже (например, бедные безработные, бедные многодетные семьи), необходимо уделять больше времени и внимания разъяснению их прав и обязанностей. Например, обычно большинство клиентов составляют женщины, и эта особенность также должна учитываться (например, в стиле общения).

Рассмотрим эту тематику на конкретных примерах.

Пример 1. (предоставлен «Кризисным центром помощи женщинам Санкт-Петербурга»)

Е., 47 лет, место рождения - средняя полоса, провинциальный городок, по профессии врач. Вышла замуж за жителя Санкт-Петербурга в 1998 г., с 2001 г. зарегистрирована постоянно в квартире, где нанимателем является бабушка мужа. В браке родила 3-х детей: на данный момент старшему сыну 15 лет, дочери - 10 лет, младшему сыну - 8 лет. В «Кризисный центр помощи женщинам» Е. поступила с двумя младшими детьми по ходатайству районного центра социальной помощи семье и детям, как оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

В ходе социальной диагностики были применены методы наблюдения, беседы, анкетирования, психодиагностики и тестирования.

Было выяснено, что по характеру Е. уравновешенная, коммуникабельная, позитивная, неконфликтная; заботится о детях, уделяет достаточно времени их воспитанию.

Из заполненной анкеты стало известно, что после рождения первого ребенка Е. начала подвергаться домашнему насилию со стороны мужа. Причинами конфликта являлись ревность мужа, нежелание Е. беспрекословно во всем ему подчиняться, когда он этого требовал, находясь под действием алкоголя. Насилие выражалось в оскорблениях, насмешках, толкании, ударах в область головы и т. п. Первое время подобные скандалы случались редко. Муж извинялся, давал обещания, что не будет употреблять алкоголь, который у него вызывает агрессию.

С периодичностью в 5 лет и 3 года в семье родились двое детей. Е. надеялась, что ответственность за большую семью и воспитание детей положительным образом отразится на отношениях с мужем, но надежды не оправдались, случаи употребления алкоголя участились, скандалы и побои стали происходить постоянно.

Чтобы избегать насилия и травмирования психики детей, Е. старалась укрыться с детьми на даче в Ленинградской области, но муж приезжал и туда. Е. неоднократно обращалась за помощью в полицию, но поскольку они не были разведены, им предлагалось разобраться в своих отношениях самостоятельно.

В 2010 г. Е. подала на развод и приняла решение уехать с детьми на свою родину, где проживают ее родители. Старший сын, которому отец и прабабушка обещали при приватизации выделить долю в квартире, дал свое согласие остаться с отцом, на уговоры матери покинуть Санкт- Петербург не откликнулся. Е. уехала к родителям с двумя младшими детьми.

В 2012 г. бывший муж Е. скоропостижно скончался. Поскольку старший сын остался без попечения, она срочно приехала в Санкт- Петербург, но сын отказался пустить мать в квартиру. Общаясь с сыном вне дома, Е. поняла, что родственники со стороны отца всячески настраивали ребенка против нее. Е. узнала, что никто из родственников постоянно в этой квартире не проживает и ее несовершеннолетний сын по несколько дней остается без присмотра.

Естественно, Е. переживала за него и не могла уехать обратно к родителям, но сын настаивал, что будет жить один. Е. съездила к родителям

и, забрав младших детей, вернулась в Санкт-Петербург. Поняв, что воздействие со стороны родственников бывшего мужа на старшего сына велико, она обратилась в районный центр социальной помощи семье и детям в отдел опеки и попечительства.

Специалист по социальной работе отдела опеки обратился в Центр помощи женщинам Санкт-Петербурга для временного размещения Е. с детьми в стационарном отделении и оказания юридической и психологической помощи.

Поступив на стационарное обслуживание, Е. была прикреплена к специалисту по социальной работе. Ей также регулярно оказывалась психологическая поддержка и юридическая помощь. Специалисты по социальной работе совместно с клиенткой разработали план действий по решению проблемы Е. (вторая стадия социальной диагностики).

Во время третьей стадии социальной диагностики были намечены пути решения проблемы. Были приняты следующие решения:

определить младших детей в школу по месту регистрации, т. е. туда, где обучается их старший брат;

оказать содействие Е. в трудоустройстве в поликлинике участковым терапевтом;

установить связи между специалистами Центра помощи женщинам и старшим сыном Е. Специалисты Центра должны принять участие в восстановлении детско-родительских отношений между Е. и старшим сыном;

совместно обратиться в полицию для принудительного вселения Е. с детьми по месту постоянной регистрации; если будет получен отказ, то с помощью юрисконсульта составить исковое заявление в суд о принудительном вселении Е. с двумя несовершеннолетними детьми по месту регистрации;

оказывать регулярную психологическую поддержку Е. по повышению социальной активности, адаптивности, восстановлению детско- родительских отношений;

составить заявление в комиссию по делам несовершеннолетних с просьбой оказать содействие в решении проблемы;

проконсультироваться у юрисконсульта по жилищным проблемам, поскольку Е. как многодетная мать может встать на городскую очередь на улучшение жилищных условий; оказать помощь в составлении заявления в районную жилищную комиссию.

Результаты:

Жилищная комиссия признала Е. нуждающейся в муниципальном жилье, согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ было вынесено решение о предоставлении ей муниципальной квартиры.

Вначале старший сын избегал контактов со специалистами Центра, но постепенно стал контактировать с матерью и младшими братом и сестрой. В выходные дни он приезжал в Центр для общения, выходил с братом и сестрой во двор на прогулки.

Е. с детьми была предоставлена 2-комнатная квартира в новом доме на правах социального найма. Взаимоотношения со старшим сыном продолжают налаживаться.

Таким образом, очевидно, что Е. изначально обладала относительно высоким потенциалом в разрешении собственных проблем и, хотя и нуждалась в помощи специалистов, могла приложить немало своих усилий. Иная ситуации сложилась со второй клиенткой «Кризисного центра помощи женщинам Санкт-Петербурга».

Пример 2. (предоставлен «Кризисным центром помощи женщинам Санкт-Петербурга»)

И., 53 лет, была принята на стационарное обслуживание в «Кризисный центр помощи женщинам» по ходатайству депутата районного Муниципального Совета муниципального образования в связи с невозможностью проживания в семье. Опасаясь за свою жизнь и здоровье, И. была вынуждена снимать жилье (за городом, где гораздо дешевле), поэтому потеряла в городе работу, а когда накопленные денежные средства иссякли, проживала у друзей и знакомых.

При поступлении и первом собеседовании показала себя с положительной стороны как человек позитивный, в достаточной степени открытый, со средним уровнем коммуникативной толерантности и самооценки, социально активный. Проблему излагала подробно, с множеством примеров, логично и последовательно.

Противоречия в семье начались 2 года тому назад, после развода с мужем (по причине алкоголизации мужа и постоянных скандалов на этой почве). И. имеет двух взрослых сыновей, старший из которых уже работает, а младший обучается в ВУЗе. Как следовало из ее рассказа, сыновья не приняли ее решения о разводе, с ними и бывшим мужем начались конфликты.

Бывший муж, двое сыновей и И. проживают в 3-комнатной малогабаритной квартире (13,1 м2, 8,6 м2, 6 м2) и все имеют равное количество частей. Продать и приобрести раздельное жилье нереально. Сыновья и бывший муж чинят препятствия к проживанию И. по месту регистрации. Неоднократно избивали И., пытались отравить, подлив в чашку с кофе растворитель, взламывали дверь в комнату, где находились личные вещи И., портили их, выбрасывали. С побоями И. обращалась в травматологию, с отравлением была госпитализирована. По фактам побоев и отравления обращалась в полицию, но в возбуждении уголовных дел ей каждый раз отказывали, мотивируя тем, что преступления в действиях сыновей и мужа не усматривают (у клиентки имелось 3 Постановления об отказах в возбуждении уголовных дел).

На втором и третьем этапе социальной диагностики были приняты следующие решения:

разместить клиентку в стационарном отделении Центра сроком на

закрепить за клиенткой специалиста по социальной работе для координации действий по решению проблемы;

предоставить консультации психолога и юрисконсульта;

провести работу по повышению социальной активности, адаптивности, дать рекомендации по бесконфликтному общению с агрессивными членами семьи;

юрисконсульту Центра проконсультировать И. по поводу составления различных документов (искового заявления мировому судье об определении порядка пользования жилым помещением, находящемся в общей долевой собственности; жалобы районному прокурору в порядке ст. 124 УПК РФ, касательно Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела; письма начальнику РУВД с просьбой разобраться в бездействии полицейских);

специалисту по социальной работе совместно с И. встретиться с участковым полицейскими с просьбой о выходе в адрес регистрации клиентки.

Результаты:

срок пребывания в стационарном отделении Центра ограничен двумя месяцами, и продлить его не представлялось возможным. По истечении этого срока И. была передана на размещение в другое стационарное отделение. Кризисная ситуация И. носила затяжной характер, все предпринимаемые И. действия не достигали желаемого результата, клиентка находилась в стрессе и сильно переживала. Она обратилась с просьбой записать ее на прием к психотерапевту и прошла 9 сессий. Однако на момент написания пособия никаких других решений касательно ее судьбы не произошло. Таким образом, очевидно, что у этой ситуации есть все шансы оказаться тупиковой. Однако вопрос, является ли это следствием неправильно поставленного социального диагноза или каких-либо других причин, требует серьезного осмысления.

3.Методы социальной диагностики

Каждая социальная проблема и социальная группа нуждаются в своих методах диагностики, однако выделяются несколько наиболее часто используемые:

общенаучные методы, представляющие собой процедуры исследования любой проблемы, в том числе и социальной. К их числу относятся метод анализа и синтеза, метод наблюдения, метод обобщения и т. п.;

социологические, направленные на изучение социальных проблем с учётом их специфики и своеобразия. Это, прежде всего, конкретные социологические исследования или их элементы;

психологические, позволяющие исследовать проблемы, лежащие в «поле» межличностных и внутригрупповых отношений;

специфические, направленные непосредственно на выработку конкретного социального диагноза в конкретной ситуации.

При проведении диагностики различные методы могут комбинироваться. Так, например, для диагностики семейной ситуации могут быть использованы такие методы, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. Специалист получит много полезной информации, применяя биографический метод и проводя анализ документации, касающейся членов семьи, их прошлого и настоящего, представлений о будущем.

На основании полученного диагностического материала можно составить социальную карту семьи, в которой будут содержаться сведения о ее членах, их возрасте, образовании родителей, их специальностях, месте работы мужа и жены, доходах семьи, данные о детях (если они есть); состоянии здоровья, жилищных условиях, основных проблемах взаимоотношения в семье. На основании этой информации нужно установить, относится ли семья к группе риска, и если да - то к какой. По желанию в карте можно отвести раздел для прогноза экономического, психологического и другого развития семьи, описания ее потребностей и запросов относительно социальных услуг и видов помощи, можно также предложить вариант помощи (экстренная, стабилизирующая, профилактическая).

Если социальному работнику нужна профессиональная поддержка, он может обратиться к помощи внешних специалистов необходимых областей (например, медицинским работникам). Это усилит объективность и комплексность оценки. Можно также проводить диагностику мультидисци- плинарной командой, имеющей в своем составе различных специалистов. Например, команда по работе с выпускниками детских домов предусматривает куратора, психолога, супервизора, социального работника и юриста.

Наличие объективных и четких критериев диагностики помогает избегать стигматизации отдельных групп или индивидов, например таких ситуаций, когда любая малоимущая семья рассматривается как заведомо социально неблагополучная.

Стигма - это характерная особенность человека, которая дискредитирует его в глазах окружающих. Она отражает невозможность индивида идентифицировать себя с членами своего сообщества, что создает предпосылки для применения в его отношении дискриминационных и репрессивных мер. Поэтому очень часто люди, имеющие свойства, которые могут стать основанием для стигматизации (например, ВИЧ-инфекция), стремятся не раскрывать свой статус и демонстрировать поведение, соответствующее социальным ожиданиям общества. Стигматизация препятствует адекватной социальной диагностике. Она также создает предпосылки для того, чтобы люди не обращались за помощью вообще, хотя остро в ней нуждаются, или же обращались на очень поздних сроках.

Стигматизация бедности приводит к тому, что родители, имеющие недостаточный доход, априори воспринимаются как маргинальные и даже опасные. В последнее время в РФ нередки случаи, когда детей изымают из семей лишь на том основании, что их родители не в состоянии обеспечить уровень жизни, который признается государством в качестве нормы. Однако при этом социальные службы зачастую не предлагает родителям помощи, которая укрепила бы их ресурсы и потенциал. Так, например, вместо изъятия ребенка у матери-одиночки, работающей на низкооплачиваемой должности, было бы полезнее оказать ей помощь в получении более оплачиваемой работы, переобучении на востребованную специальность, устройстве ребенка в детский сад, предоставлении юридической консультации о льготах и дополнительных пособиях.

4. Методы диагностирования личности (наблюдение, беседа, анкетирование, социометрия, тестирование, мониторинг, биографический метод, изучение вторичных данных, психодиагностика)

К методам диагностирования личности можно отнести наблюдение, беседу, анкетирование, социометрию, тестирование, мониторинг, биографический метод, изучение вторичных данных, психодиагностику.

Под наблюдением подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем [21]. В отличие от обыденного профессиональное наблюдение подчинено ясной цели и четко сформулированным задачам. Оно распланировано заранее согласно установленной процедуре; а полученные данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной схеме.

Классификация наблюдений производится по различным основаниям. По степени формализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное) наблюдения. В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее (или включенное) и простое (он регистрирует событие "со стороны") наблюдения. В обоих случаях наблюдение может производиться открытым способом и инкогнито.

Наконец, одна из модификаций включенного наблюдения - так называемое стимулирующее, в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку для того, чтобы лучше выявить состояния объекта, в обычной ситуации "непросматриваемые".

По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации). В ситуации социальной диагностики в социальной работе наблюдение может применяться как при работе с группой, так и при работе с индивидуальными клиентами.

Беседа в социальной диагностике - метод получения информации в ходе вербальной и невербальной коммуникации. Беседа должна строиться на принципах взаимного уважения, и здесь на первый план выходят профессиональные и личностные качества социального работника, а также его коммуникативные компетенции.

Особое внимание нужно уделять невербальному языку общения, так как с их помощью передается более 65% информации. Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному - отношение к проговариваемой теме, партнеру по общению, ситуации. Невербальные и вербальные средства общения находятся в сложном взаимодействии и дополняют друг друга. В социальной диагностике они должны учитываться в своей совокупности.

Анкетирование - метод сбора статистического материала путем формализованного письменного или устного опроса [21].

Метод экспертной оценки заключается в опросе и обобщении ответов компетентных лиц и включает в себя ряд этапов:

определяется круг экспертов;

выявляются проблемы;

намечается план и время действий;

разрабатываются критерии для экспертных оценок;

У обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы.

Социометрия - это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

Мониторинг - это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.

Тестирование. Тестирование - это особый метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную или качественную характеристику изучаемого явления, ситуации. В отличие от других методов, тесты предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных и специфику их последующей интерпретации. Тестов было разработано очень много, они подразделяются по ряду признаков: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные; количественные и качественные, общие и специальные и др.

Биографический метод опирается на изучение человека в контексте его личной истории.

Изучение вторичных данных может быть совершенно различным. К примеру, обращение к страницам в социальных сетях поможет социальному работнику в постановке социального диагноза, так как выявит предпочтения клиента, его интересы, ценностные ориентиры, эмоциональные реакции.

Психодиагностика является инструментом психологии, однако социальные работники могут успешно ею пользоваться. Поскольку они не являются специалистами, то им рекомендуется применять только те методики, которые теоретически и психометрически хорошо обоснованы и не требуют при интерпретации результатов специальных знаний. Обязательна предварительная консультация с психологами, работающими в данной сфере.

Если для правильного использования той или иной методики требуются общие знания по психодиагностике или нужна специальная подготовка, то специалист-непсихолог обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к данной методике психолога.

Необходимо помнить, что недобросовестное или недостаточно квалифицированное применение специалистом психодиагностических методик может причинить серьезный вред.

Поскольку в качестве объектов социальной диагностики выступают различные социальные, возрастные, профессиональные категории людей, то методы психодиагностики могут быть разделены на группы в зависимости от возраста, специфики проблемы. Особую группу представляют методики, касающиеся диагностики лиц, перенесших сильные психотравмирующие воздействия.

Можно выделить методики диагностики детей, а именно: методики изучения познавательных, эмоционально-волевых, мотивационно-личностных, психодинамических и характерологических особенностей детей; методики диагностики взрослых, а именно: методики диагностики индивидуально- личностных особенностей субъекта и методики диагностики взрослого человека как субъекта деятельности; методики диагностики пожилых людей; методики диагностики лиц, перенесших сильные психотравмирующие воздействия; методики диагностики специалистов по социальной работе, позволяющие оценить уровень сформированности у них профессионально важных качеств, уровни профессионального выгорания [10].

Спектр методов социальной диагностики чрезвычайно широк. Специалист или мультидисциплинарная команда могут выбирать те из них, которые в наибольшей степени способствуют реализации поставленных задач диагностики, соответствуют профессиональному уровню и предпочтениям специалиста, адаптированы под социальные, культурные, возрастные и другие особенности клиента.

Литература

Басов Н. Ф. Социальная работа: учебное пособие. - М.: Изд.- торговая корпорация "Дашков и Ко", 2015.

Ерусланова Е. И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: учебное пособие: к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования. - М.: Дашков и К°, 2015.

Зарубежный опыт социальной работы: учебное пособие / Е. И. Холостова, А. Н. Дашкина, И. В. Малофеев. - М.: Изд.-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2015.

Иванян Р. Г. Проблемы социальной работы с молодежью. Европейский и российский опыт: учебное пособие для студентов специальности 040101.65 «Социальная работа». - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011.

Оганян К. М. Теория и практика социальной работы. - СПб.: СПбГИЭУ, 2009.

Кодекс лучшей практики предоставления социальных услуг. - М.,

.

Кузнецова Л. П. Основные технологии социальной работы: учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.

Малофеев И. В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения. - М.: Изд.-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2014.

Никишина В. Б., Василенко Т. Д. Психодиагностика в системе социальной работы. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

Павленок П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Социальная работа". - М.: ИНФРА-М, 2010.

Социальная работа с бездомными: учебное пособие для среднего профессионального образования по специальности "Социальная работа" / Н. М. Платонова. - М.: Академия, 2011.

Социальная работа с детьми и подростками: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Социальная работа" / В. Л. Кокоренко, Н. Ю. Кучукова, И. Ю. Маргоши- на. - М.: Академия, 2011.

Социальная работа с инвалидами: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Социальная работа" / под ред. Н. Ф. Басова. - М.: КноРус, 2012.

Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Социальная работа" / Н. Ф. Басов и др.; под ред. Н. Ф. Басова. - М.: КноРус, 2012.

Теория, история и методика социальной работы: избранные работы: учебное пособие / П. Д. Павленок. - М.: Дашков и К°, 2012.

Похожие работы на - Инновационные методы в социальной диагностике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!