Исследование вариантов жизненного пути в поздней юности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    258,15 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование вариантов жизненного пути в поздней юности

Введение

Жизненный путь личности, как и история человечества, с одной стороны - естественноисторический, закономерный процесс, а с другой - уникальная драма, каждая сцена которой - результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и жизненных событий. Основную роль в этом процессе играет человек, со своим мировоззрением, ценностями, установками, формирующимися в юношестве.

Юношеский возраст - значимый период в развитии каждого индивида. Разработкой данной проблемы занимались: И. Кон, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, А.А. Реан, Г.А. Цукерман, В.И. Слободчиков, И.В. Шаповаленко, Л.С. Колмогорова, И.В. Сысоева и др.

Исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет), т.е. старший школьный возраст и позднюю юность - начало взрослости (от 18 до 23 лет). Каждый из этих этапов развития имеет свои характерные черты, однако для детального рассмотрения темы курсовой работы, нам следует раскрыть период поздней юности как активного шага в проектировании собственной жизни. Поздняя юность - период полного завершения полового созревания, зрелости организма во всех отношениях, первичной социализации. Это время становления самосознания, образа Я, самоопределения, формулирования и реализации своего собственного взгляда на жизнь и на выбор индивидуального жизненного пути.

Большой вклад в понимание проблемы жизненного пути внесли Ш. Бюлер, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.А. Рыбников. Они объяснили влияние на человека социальных переломов, личностных кризисов, исторических событий и др.

Безусловно, жизненный путь каждого человека неповторим и индивидуален, однако встречаются общие черты, варианты его проектирования на каждом возрастном этапе. Поздняя юность не становится исключением: принятие себя, открытие собственного внутреннего мира, установление эмоциональных и близких взаимоотношений с окружающими, выбор значимых ценностных ориентаций и установок в большинстве случаев воздействуют на личность и ее направленность жизненного пути.

Целью нашего исследования является изучение вариантов жизненного пути в поздней юности; исследование ценностных ориентаций и направленности личности юношей.   

Задачи, поставленные в ходе исследования:

1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме «Варианты жизненного пути в поздней юности»;

2.      раскрыть особенности развития личности в поздней юности;

.        рассмотреть понятие «жизненный путь» как проблему психологии;

.        выявить особенности вариантов жизненного пути в поздней юности;

5. исследовать выбор вариантов жизненного пути в поздней юности в зависимости от ценностных ориентаций и направленности личности юношей.

Объектом исследования являются варианты жизненного пути в поздней юности.

Предметом исследования курсовой работы является рассмотрение вариантов жизненного пути в поздней юности.

Гипотеза исследования: направленность личности и ценностные ориентации влияют на выбор вариантов жизненного пути в поздней юности.

Исследование проводилось среди юношей и девушек 18-23 лет в количестве 30 человек.    

Методы:

.        изучение психолого-педагогической литературы

.        тестирование с целью выявления направленности личности и ее ценностных ориентаций.

Научная новизна: проведенное нами исследование позволяет предположить о наличии взаимосвязи между личностной направленностью человека, его ценностными ориентациями и выбором соответствующего варианта жизненного пути.

Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы в целях прогнозирования выбора юношами того или иного варианта жизненного пути.

юность психология ценностный

Глава 1. Варианты жизненного пути в поздней юности

.1 Юность как психологический возраст

Юношеский возраст - один из самых сложных и наиболее важных, ответственных в плане формирования личности периодов: это переход к самостоятельности, время самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.

Трактовка и хронологические границы юности как периода онтогенетического развития зависят от принципиальных установок авторов того или иного теоретического подхода.

Биогенетические теории обращали главное внимание на биологические детерминанты развития, и юность рассматривали как период "бури и натиска", внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется "чувство индивидуальности". Например, американский психолог Арнольд Гезелл считает, что юношеский возраст, т. е. переход от детства к взрослости, продолжается, от 11 до 21 года, из которых особенно важны первые пять лет (от 11 до 16).

Представители психоаналитического направления рассматривают юность как определенный этап психосексуального развития, когда приток инстинктивной энергии либидо должен быть компенсирован защитными механизмами Я. Борьба тенденций со стороны Оно и Я вызывает конфликты со сверстниками и родителями, которые постепенно, по мере установления новой гармонии Я и Оно, преодолеваются [25].

Представители социогенетического подхода считали, что в юношеский период происходит расширение жизненного пространства. Смутное представление о будущем сменяет план действий, учитывающий не только цели и ценности, но и их осуществляемость.

Представители психогенетического подхода считали, что источниками и движущимися силами развития является развитие собственных психических процессов без отрицания их биологической и социальной природы.

Так, по мнению немецкого философа и психолога Эдуарда Шпрангера, юношеский возраст, который тянется у девочек с 13 до 19, а у мальчиков с 14 до 22 лет, - прежде всего стадия духовного развития, хотя оно и связано с комплексом психофизиологических процессов. Главные новообразования этого возраста, по Шпрангеру, - открытие "Я", развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств; появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия "Я" к практическому включению в различные виды жизнедеятельности. Э. Шпрангер делит юность на две фазы. Главная проблема 14-17-летних - кризис, связанный со стремлением к освобождению от зависимости детских отношений; у 17-21-летних на первый план выступает "кризис оторванности", чувство одиночества и т. д.

Выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже сконцентрировал свое внимание на специфике юношеского мышления, оставляя в тени развитие мотивационной сферы и эмоциональной жизни ребенка. Социальный мир выступает у Пиаже главным образом как фон развития интеллекта, а умственные операции рассматриваются практически вне связи с предметной деятельностью ребенка, характером его общения и т. д. Применительно к юношескому возрасту этот недостаток особенно заметен.

В психосоциальной теории Э. Эриксона юность характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое "Я", ролевая и личностная неопределенность.

Социологические теории юности рассматривают ее как определенный этап социализации, как переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого при решающей детерминации со стороны общества [25].

Изложенные выше теории позволяют сконцентрироваться на основных линиях развития личности в данном возрасте.

В свою очередь, представители отечественной психологии (Обухова Л.Ф., Г.А. Цукерман, В.И. Слободчиков, К.Н. Поливанова, Исаев Е.И.) рассматривают юность как возрастной период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к периоду самостоятельной взрослой жизни (зрелости). Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет), т.е. старший школьный возраст и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

Период ранней юности характеризуется тем, что в это время завершаются процессы физического созревания человека, исчезают диспропорции отдельных частей тела, неуклюжесть, несоразмерность движений. Интенсивно развивается мускулатура, наблюдается прирост силы, нормализуется кровообращение, дыхательный аппарат. Исчезает во внешнем виде та долговязость, которая была свойственна многим подросткам, пропадает угловатость, несоразмерность движений [25]. В юношеском возрасте заканчивается созревание коры головного мозга, происходит развитие теоретического (гипотетико-дедуктивного, абстрактного) мышления и философской рефлексии, формируется индивидуальный стиль умственной деятельности, складываются основные свойства нервных процессов [19].

В юности происходит расширение временного горизонта - будущее становится главным измерением; личность устремляется в будущее, определяется жизненный путь и выбор профессии [25].

Следует отметить, что ранняя юность - это не что иное, как переход от физиологической к социальной зрелости. И ее главное содержание - вхождение во взрослую жизнь, усвоение норм и правил, существующих во “взрослом” обществе. На этот период приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность вступления в брак, начало трудовой деятельности [23].

Исходя из непростой социальной ситуации развития личности, жизнедеятельность в юности действительно усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. Принципиально важное изменение в этот период происходит в размышлениях о будущем. Предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути достижения [25].

Мышление в юности - формально-логическое и формально-операциональное. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды.

Интерес к школе и учению у старшеклассников заметно повышается: усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, появляется избирательное отношение к школьным предметам, посещение подготовительных курсов для поступления в ВУЗ, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим.

В связи с этим ведущим видом деятельности в юности является учебно-профессиональная деятельность.

Именно в старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению, которая включает:

сформированность теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;

развитость потребностей (занять позицию взрослого человека, потребность в общении, труде, нравственные установки, целостные ориентации);

становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих потребностей и интересов.

Кроме того, у юношей постепенно увеличивается объем памяти, применяются рациональные приемы произвольного запоминания материала. Совершенствуется овладение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства, развивается критичность мышления.

Развиваются специальные способности, часто связанные с профессиональной областью (математические, технические и др.). Собственные мысли, чувства, и поступки индивида становятся предметом его мысленного рассмотрения и анализа, возникает способность различать противоречия между мыслями, словами и поступками. Появляется возможность для создания идеалов (семьи, общества, морали).

Юноши и девушки склонны к формулированию широких философских обобщений, к теоретизированию и выдвижению гипотез [23].

У них также возникает постоянное стремление познавать себя как личность, что способствует рефлексии, углубленному самоанализу. Самопознание и познание других подводит к постановке задач самосовершенствования.

В этот период активно вырабатываются ценностные ориентации, складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, других людях, о самом себе. Активно развивается сфера чувств, в целом характерно оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Эмоциональная сфера значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается внутренняя восприимчивость и способность к сопереживанию. Оценки окружающего мира часто бывают категоричными и прямолинейными.

Основные новообразования данного возраста - осознание самого себя как целостной, многомерной личности, появление жизненных планов (выстраивание стратегии), становление готовности к самоопределению.

В ранней юности возникает особый интерес к общению со взрослыми. Общение юношей и девушек со взрослыми, с родителями предполагают растущую демократизацию взаимоотношений, влияние родителей по многим важным проблемам остается преобладающим. Эмоциональные контакты со взрослыми наиболее устойчивы и осознанны. Содержание общения с родителями включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познание самого себя, жизненных планов и путей их реализации, профессиональных интересов, взаимоотношений между людьми [23]. Эффективное взаимодействие с близкими взрослыми возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки. Доверительность в общении - важнейшая основа для новой гармонии детско-родительских взаимоотношений [20].

Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни юношей. В этом возрасте происходит увеличение потребности в общении, расширение его круга, а также его углубление и индивидуализация. Дружеские отношения становятся более избирательными, тесными и глубокими, стабильными, характеризуются верностью, близостью, устойчивостью. Общение основано на отношении к другому как самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я». Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она является школой самораскрытия и понимания другого человека [16].

Однако, свойственные возрасту, требовательность и критичность по отношению к другому, бескомпромиссность, эгоцентричность, могут порождать трудности и напряженность во взаимоотношениях.

Проявление любви в юношеском возрасте обычно принимает форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви. Во всех своих проявлениях первая любовь - это важное испытание в юности, во многом влияющее на развитие личности [23].

Кроме того, исследования последних лет (Л.С. Колмогорова и Д.В. Каширский; Г.Г. Кравцов, И.В. Сысоева) уточнили психологическое содержание раннего юношеского возраста. Так, в работах Д.В. Каширского доказывается, что возраст 16-17 лет является периодом «ценностно-смыслового моратория». Возникает кризис в системе ценностей: в период между окончанием средней школы и следующей ступенью самоопределения (поступление в ВУЗ). Подчеркнем, что кризис 17 лет - это такой кризис в системе ценностей, который сопровождается снижением уровня самореализации и степени осмысленности жизни, но повышением уровня самооценки.

Исследования Г.Г. Кравцова и И.В. Сысоевой раскрывают еще одну отличительную особенность развития личности в юношеском возрасте - процессы становления и развития волевой сферы. Воля в этом возрасте приобретает статус самостоятельного психического процесса и обозначается авторами в качестве центрального новообразования юношеского возраста. Вслед за Л.А. Кожариной они выделяют четыре критерия волевого поведения: осмысленность, инициативность, внеситуативность и проблемность. Развитие личности в раннем юношеском возрасте проходит четыре стадии:

- на первой стадии происходит осмысление субъектом своих внутренних характеристик;

- на второй - субъект осознанно исследует свой «образ Я» в разных ситуациях;

- на третьей - он помещает свой «образ Я» в разные ситуации;

- на четвертой стадии происходит отделение своей реальной личности от своего «образа Я».

По мнению авторов, психологические особенности юношеского возраста связаны с выделением и осознанием своего «образа Я»: формируется устойчивый «образ Я» [20].

Таким образом, все перечисленные выше особенности развития личности в раннем юношеском возрасте позволяют нам подробнее рассмотреть сущность перехода человека к взрослости (поздней юности), понять предпосылки развития и становления самосознания в этот период.

.2     
Сущность этапа поздней юности в развитии личности

Как было отмечено ранее, завершение раннего юношеского периода связывают с кризисом 17 лет. Термин «кризис» употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной мере обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности [5]. Основное содержание этого кризиса - встреча реальной жизни с её идеальными представлениями. Чем лучше осознаются расхождения человека в том, что он «сам придумал о себе и своей жизни» и тем, в какой момент он осознал реальность жизни, тем острее происходят внутренние переживания. Следовательно, юность - это пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения «идеального Я» с реальным. Но «идеальное Я» еще не выверено и может быть случайным, а «реальное Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности [23].

Известный психолог Э. Эриксон юношеский возраст связывает с кризисом идентичности, состоящим из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:

1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;

2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;

) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;

4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания [6].

Следовательно, несформированность адекватной идентичности приводит к саморазрушению личности, непринятию себя, своих особенностей, интересов, способностей, содействует развитию таких качеств, которые затрудняют процесс социализации и способствуют формированию девиантного поведения, (возникает озлобленность, агрессивность, склонность к объединению в группировки делинквентного характера, упрямство, стремление к независимости и отрыву от семьи, др.) [18].

Поэтому важно учитывать, что глубокая рефлексия; развитое осознание собственной индивидуальности; формирование конкретных жизненных планов; готовность к самоопределению в профессии; установка на сознательное построение собственной жизни; постепенное вхождение в различные сферы жизнедеятельности; развитие самосознания; устойчивость мировоззрения позволяют успешно осуществлять переход на следующий возрастной этап, к взрослости, а своевременное решение внутренних противоречий содействует развитию такого сознания, которое бы позволило спроектировать собственный наиболее продуктивный жизненный путь.

Поздняя юность - период, связанный с началом обучения в высшем учебном заведении и началом работы на производстве. Для начала периода - 17-18 лет характерна определенная зрелость в умственном, нравственном и социально-общественном плане: усиливаются сознательные мотивы поведения. Период поздней юности, или начало зрелости, считается сенситивным, то есть благоприятным для завершения формирования как психофизических, так и личностных качеств [10].

Сложные и новые задачи, стоящие, к примеру, перед юношами-студентами уже на первом курсе, требуют четкой организации учебного процесса, приобретение навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой, умений самостоятельно распределять свое время. Умственная, нравственная и общественная зрелость людей данного возраста проявляется в умении организовать свое обучение, быт и отдых.

В этот период человек осознает себя, определяет будущий жизненный путь, приобретает профессию и начинает пробовать себя в различных сферах жизни; самостоятельно планирует деятельность и поведение, активно отстаивает самостоятельность суждений и действий. В этом возрасте складываются мировоззрение, этические и эстетические принципы на основе синтеза многих знаний, жизненного опыта, самостоятельных размышлений.

Период обучения в высших учебных заведениях - это важный период социализации человека. Социализация - это процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения социального опыта, в ходе которого человек преобразует его в собственные ценности, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны, которые приняты в определенной группе и обществе.

Данный возраст характеризуется также стремлением самостоятельно и активно выбирать определенный жизненный стиль и идеал, соответствующий условиям социализации, согласно которым индивид должен играть активную роль.

Кроме того, следует также учитывать остальные психологические особенности поздней юности, выделенные Л.Д. Столяренко (18-25 лет) - зрелости в умственном, нравственном отношении:

1.       пик интеллектуальных возможностей;

2.      стабилизация характера;

.        убежденность,

.        сложившееся мировоззрение;

.        чувство нового;

.        смелость, решительность;

.        способность к увлечению;

.        оптимизм; самостоятельность;

.        прямолинейность;

.        критичность и самокритичность;

.        самооценка обычно противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью;

.        скептическое, критические, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения, в котором учится;

.        сохраняются максимализм и критичность, отрицательное отношение к мнению старших;

.        неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком;

.        принятие ответственных решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни;

.        выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере;

.        формирование профессионального мышления, самоутверждение в профессиональной и социальной сфере, борьба за свое «место под солнцем»;

.        овладение набором социальных ролей взрослого человека, начало «экономической активности» [21].

          Особое место, как в ранней, так и в поздней юности продолжают занимать межличностные отношения с людьми, которые складываются в процессе учебной деятельности и в процессе общения. "Важнейшей формой отношений являются субъект-субъектные отношения, которые получили, естественно, наиболее широкое обсуждение в психологии (В.Г. Ананьев, А.Л. Бодалев, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов и др.).

Ломов в этом плане отмечает: «В ходе анализа субъект-субъектных отношений раскрываются не просто действия того или иного субъекта или воздействия одного субъекта на другого, но и процесс их взаимодействия, в котором обнаруживаются содействие (или противодействие), согласие (или противоречие), сопереживание и т.д.».

Юношество, охватывающее период студенчества, в данном случае, считают последним возрастом расширения круга общения. Действительно, младенец общался в основном с матерью, ребенок раннего возраста - с матерью и со своей семьей, дошкольник получает возможность встречи с первым чужим значимым взрослым - воспитателем детского сада, большую роль начинает играть общение со сверстниками. Младший школьник выходит в первое по-настоящему социальное пространство - школу. Подросток активно осваивает улицы своего микрорайона, студент - весь город. По окончании юности начинаются освоение профессии, создание семьи, воспитание ребенка - времени на межличностное общение остается намного меньше. Может быть, поэтому на юность приходится так называемый пик межличностного общения. На активность общения в поздней юности, включающей и студенческий возраст, влияет также общественный стереотип восприятия статуса «студент» - это «беззаботный, веселый человек, плохо материально обеспеченный, имеет много друзей, успевает и учиться, и общаться». Общество снисходительно к нему, ему многое прощается, а родители подкрепляют эту установку, рассказывая веселые истории из своего прошлого [24].

К примеру, в начале обучения в институте отношения носят групповой, коллективный характер, однако, повзрослев, взаимоотношения с окружающими становятся более стабильными и надежными, в сверстнике начинает цениться не только внешность, но и личностные качества [24].

При дальнейшем обучении в институте на основе общих интересов обычно постепенно выделяются дружеские группы из 5-8 человек. Появляются друзья вне института. Важную роль в общении начинает играть обмен информацией. На последних курсах института уменьшается значимость компаний вообще, предпочтение отдается диадическому общению (общению в парах). Переход от системы отношений «Я - Другие» к системе «Я - Другой» [21].

Понятно, что не всегда в течение последующей жизни сохраняют свою значимость дружеские связи, установившиеся в юношестве. Но способность к таким связям формируется в основном именно в этот период. И можно наблюдать взрослых людей, страдающих от отсутствия такой способности. Они могут продолжать жить в изоляции либо колебаться от позиции почти полного слияния с человеком до резкого, ничем не мотивированного удаления от него. Иногда это удаление сопровождается также немотивированными конфликтами [24].

Еще одной из самых важных психологических характеристик юности, наряду с идентичностью, является самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие себя, неудовлетворённость собой). Проявление данного параметра также зависит от разницы между «Идеальным Я» («Желаемым Я») и «Реальным Я» (Социальным Я»). Отсюда возникает множество затруднений и конфликтов, единственным способом их преодоления считается способность к рефлексии (самоанализу), которая помогает предугадать возможное поведение другого человека и подготовить встречные действия; занять такую внутреннюю позицию, которая может защитить больше, чем физическая сила.

Кроме того, юношеский возраст является периодом интенсивного формирования и становления системы ценностных ориентаций, оказывающих влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.

Именно ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым позволяют выйти на проблему смысла человеческой жизни, постановки вопроса о самореализации.

Вместе с тем, юность ограничена в своём понимании всей полноты того, что происходит в ней и того, что происходит в окружающей действительности. Именно эта недальновидность юности обнаруживает её принадлежность к детству. Неумение адекватно оценить собственное состояние, «социальная слепота», которые связаны с отсутствием житейского опыта, могут привести к тому, что цельность и возвышенность чувств будут подменены «лёгкой жизнью» по принципу «получи от жизни всё» или фанатическому устранению всего того, что мешает юношескому радикализму. Физическая и интеллектуальная зрелость провоцирует юность на самый высокий уровень притязаний, юношеский максимализм часто не позволяет делать самого простого и необходимого. В учёбе зачастую проявляется стремление к внешним достижениям - притягательными становятся высокий материальный или социальный статус будущей специальности, стремление понравится преподавателям. В духовной жизни также могут превалировать эгоцентрические тенденции [20].

Общей тенденцией, характеризующей период юношеского становления, является стремление всё испытать, впитать, пережить.

Г.С.Абрамова видит опасность этого возраста в том, что «отношения близости, соперничества, борьбы переживаются в связи с людьми, подобными себе, со сверстниками. Это рождает предвзятость в отношениях, неприятие самого себя и других…». Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости, непохожести и уникальности. Внутренняя напряженность, свойственная этому возрасту, порождает чувство одиночества, которое усиливает потребность в общении со сверстниками и одновременно повышает избирательность.

Стремление и готовность в реальной жизни продемонстрировать ответы на основные вопросы юности: «Кто я?», «Чего я хочу?», «Что я могу?» - обозначают границу перехода в новый период развития. Принятие ответственности за свою жизнь связано с вступлением в пору взрослости. [20].

Таким образом, данный этап в жизни каждого человека помогает разобраться, как следует воспользоваться своими способностями для реализации себя в труде и в самой жизни. Поздняя юность - это период, связанный с профессиональным обучением, первой самостоятельной трудовой деятельностью, окрепшими личностными привязанностями. Человек активно включается в поиск своего места в жизни, он также осознает себя как целостную и многомерную личность, старается выстроить жизненного планы.

.3      Жизненный путь человека как проблема психологии

Жизненный путь человека, его неповторимая индивидуальная жизнь являются предметом изучения широкого комплекса наук - философии, социологии, психологии, истории, этнографии, демографии, антропологии, социальной медицины.[9].

Взаимодействие личности с собственной жизнью, различные психологические и социальные процессы, участие в общественной, культурной, политической жизни не могут быть полноценно изучены без анализа жизненного пути человека. Это позволяет рассмотреть его как деятельного и активного участника общества, как полноценного гражданина своего государства.

Основоположниками рассмотрения жизненного пути можно считать известных российских психологов - С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульханову-Славскую, Л.И. Анцыферову, Н.А. Логинову, В.И. Ковалева, А.А. Кроника и др. Кроме того, психологическим проблемам человеческой жизни посвятили свои научные исследования многие зарубежные психологи - А. Адлер, К. Юнг, Ш. Бюлер, А. Маслоу, В. Франкл, Р. Мэй, С. Мадди и другие [8].

Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20-30-е гг. На большом эмпирическом материале ею было установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие, существуют закономерности («регулярности») в сроках наступления оптимумов жизни в зависимости от соотношения духовных, «ментальных», и биологических, «витальных», тенденций. Были обнаружены также различные типы жизненного развития личности. Идеи и эмпирические исследования Ш. Бюлер способствовали оформлению нового направления психологии - экзистенциальной психологии на Западе, отечественным вариантом данной науки стала психологии жизненного пути [11].

Жизненный путь личности как психологическая проблема рассматривался с целью описания сути и природы бытия субъекта жизненного пути, поиска им смысла жизни, раскрытия своих творческих возможностей и вхождения в историю человечества. Реальный жизненный путь субъекта вмещает в себя природную продолжительность времени жизни, которая ограничена двумя моментами - началом и концом жизнедеятельности индивида.

Жизненный путь индивидуален и неповторим у каждого человека. Но при всей его уникальности всегда есть и нечто общее в жизни всех представителей данного класса в одну и ту же эпоху: таким общим являются общественные события, которые никого не оставляют в стороне, общность коренных интересов и потребностей [9].

На современном этапе существует множество определений понятия «жизненный путь». К примеру, интересным является определение, предложенное А.В. Грибакиным, "... жизненный путь представляет собой творческий процесс поэтапного включения каждого человека в систему общественных отношений, последовательной смены способов жизнедеятельности, связанных с самореализацией и утверждением индивидов".

Однако в данной работе мы возьмем за основу определение С.Л. Рубинштейна - жизненный путь - «это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения» [14]. Кроме того, Рубинштейн считал, что жизненный путь есть некая целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности [16]. Для Рубинштейна важно было не просто выделить возрастные этапы жизненного пути, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и влияет на него. Каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью [16]. Центральная проблема личной жизни - сможет ли личность стать субъектом собственной жизни. Субъектом своей жизни она становится в силу способности решать свои проблемы, отвечать за свои поступки, за счет ответственности и отношений с другими людьми. Человек становится субъектом жизни в том смысле, как он вырабатывает способ решения жизненных противоречий и осознает свою ответственность перед собой и людьми за последствия такого решения [1].

Активное развитие и становление данных процессов происходит именно в юношеском возрасте. Однако поскольку в поздней юности (переходном этапе к взрослости) вопрос о построении и выборе жизненного пути стоит наиболее остро, ниже мы рассмотрим его соответствующие варианты.

Анализируя варианты жизненного пути в поздней юности, следует подчеркнуть, что этапы жизненного проектирования не всегда совпадают с возрастными периодами жизни людей. Если бы они и впрямь совпадали, то, собственно говоря, жизненные пути людей были бы одинаковы, ибо каждый человек проходит детство, юность, взрослые годы и доживает до старости (исключая, конечно, случаи преждевременной смерти).

По словам Ананьева Б.Г., "все возрасты человека существуют бок о бок, будучи распределены между различными индивидами" [2].

Однако возраст - это не единственная характеристика жизненного пути. Возраст можно представить как своеобразное "вертикальное" сечение жизненного пути человека. При этом его отрезки - детство, юность, зрелые годы, старость - различны, особенно, если люди принадлежат к противоположным классам и живут в разные исторические эпохи. Естественно, эти этапы проходят все, но каждый по-своему.

На возрастные параметры "накладываются" зависящие от них, но не совпадающие с ними социально значимые периоды человеческой жизни: профессиональное самоопределение, подготовка к самостоятельной трудовой деятельности; трудовой путь человека и прекращение трудовой деятельности. Это деление не совпадает с возрастным. Например, молодой человек 16-17 лет, работающий на предприятии, по содержанию своей жизнедеятельности ближе к взрослому рабочему, чем к своему сверстнику - учащемуся, еще только готовящемуся к самостоятельному труду.

Сказанное позволяет определить жизненный путь человека как процесс поэтапного присвоения человеком (адекватного или неадекватного) общественных связей и отношений, ведущий к его развитию или деградации, к действительной самореализации или невозможности реализовать себя в какой-либо деятельности. Конечно, это определение не раскрывает жизненный путь человека во всей его сложности и полноте, но оно выражает его суть и может стать, по нашему мнению, отправной точкой для дальнейшего анализа.

Таким образом, жизненный путь человека оказывается сложным переплетением возрастных периодов и периодов социальной деятельности. Мы, в свою очередь, остановимся на определении особенностей вариантов жизненного пути в поздней юности, как одного из основополагающих этапов в жизнедеятельности человека.

.4      Рассмотрение вариантов жизненного пути как поиска эффективных способов проектирования жизни в поздней юности

Проблемой рассмотрения вариантов жизненного пути активно занимался В.Н. Дружинин. Согласно его гипотезе «существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени жизни «варианты жизни». Человек в зависимости от конкретных обстоятельств может выбрать тот или иной вариант, но вариант жизни может быть ему навязан. Степень свободы индивида и мера давления на него внешнего мира - социальной среды - зависят от конкретных исторических условий. Понятие «вариант жизни» является целостной психологической характеристикой индивидуального бытия и определяется типом отношения человека к жизни, его ценностными ориентациями, личностной направленностью. Вариант жизни формирует человеческую личность, «типизирует» ее. Индивид превращается в представителя «жизненного личностного типа» [4].

Таким образом, под вариантом жизни понимается качественно-определенный способ осуществления личностью своего жизненного пути. Причем в этом способе интегрируются определенные ценности и смыслы жизни с инструментальными стратегиями их достижения. В такой трактовке понятие «вариант жизни» является синонимом устоявшегося термина «жизненный сценарий». Кроме того, ученые указывают на зависимость выбора вариантов жизненного пути от возраста человека. К примеру, Н.А. Логинова указывала, что «свои жизненные планы и стремления личность волей-неволей соотносит с возрастом и физическими, психофизическими возможностями. Возраст как онтогенетическая характеристика нередко определяет своевременность или несвоевременность жизненных решений» [12].

В качестве самостоятельных вариантов выделяются следующие типы жизни: «жизнь начинается завтра», «жизнь как творчество», «жизнь как достижение», «жизнь есть сон», «жизнь по правилам», «жизнь - трата времени» и «жизнь против жизни». Несмотря на некоторую художественность в этих названиях, за ними скрывается вполне определенная психологическая реальность» [4].

1.  «Жизнь начинается завтра» - это вариант жизни, в котором личности отводится пассивная роль мечтателя и прожектера. Человек, реализующий этот вариант, обычно имеет массу планов на будущее и хорошее чувство временной перспективы, но до практического воплощения задуманных мероприятий дело не доходит. Личность постоянно откладывает на завтра осуществление важных дел, берет нескончаемые отсрочки по выполнению жизненных обязательств. В конечном итоге подготовительная фаза жизненного пути неадекватно растягивается во времени, а времени на настоящую жизнь фактически не остается. Это вечное детское состояние. Финал человека, живущего такой жизнью, печален: им владеют отчаяние и досада за напрасно растраченные годы.

2.      «Жизнь как творчество» - это вариант жизни, в котором личности отведена роль экспериментатора, ставящего опыты над своей судьбой. Жизненный путь творческой личности отклоняется от нормативных моделей жизни, нередко представляется бунтом против устоявшегося образа жизни. На самом деле за творчеством и бунтарством личности скрывается внутреннее неприятие жизненной действительности, стремление избежать горьких разочарований в жизни. Личность, избравшая данный вариант жизни, чаще всего ведет богемную жизнь и свысока посматривает на других людей. Смысл ее творчества - показать тщетность и никчемность усилий, направленных на достижение внешне комфортной, респектабельной жизни. Основная ставка делается на преображение жизни внутренней, на очищение души.

.        «Жизнь как достижение» - это вариант жизни, в котором личность выступает в роли «человека действия», «человека, сделавшего себя». Основная психологическая особенность данного варианта жизни заключается в обесценивании настоящего и «фетишизации» будущего. Человек жертвует настоящим для того будущего, которое маячит на горизонте. Время жизни рассматривается как ресурс для реализации максимального количества целей, сулящих лучшую жизнь. Наиболее яркие образцы данного варианта жизни поставляет западная цивилизация, воспитывающая своих членов в духе культа достижений. Наиболее типичны в этом отношении карьеристы, прагматики и трудоголики.

.        «Жизнь есть сон» - это вариант жизни, центральной характеристикой которого является уход личности от реалий жизни в иллюзорный мир переживаний. Человек, культивирующий данный вариант жизни, ведет созерцательный, пассивный образ жизни. В. Н. Дружинин описывает данное состояние как своеобразный «психологический анабиоз». Очень часто этому варианту жизни сопутствует употребление наркотиков и прочих психотропных веществ, при помощи которых достигается эффект дереализации. Это ощущение нереальности «внешней» жизни и одновременно ощущение реальности единственно желанной «внутренней» жизни» [4]. Данный вариант жизни очень популярен в восточных культурах и религиях, исповедующих принцип невмешательства в естественный ход жизни, например, в дзен-буддизме.

.        «Жизнь по правилам» - это вариант жизни, для которого характерна высокая нормативная регламентация жизнедеятельности личности. В любой культуре и в каждом обществе существует свод правил, которые предписывают социально желательный порядок осуществления личностью жизненного пути. Те, кто выбивается из нормативного графика жизни, подлежат наказанию, а в некоторых случаях - поощрению. По мнению В. Н. Дружинина, жизнь по правилам удобна тем, что она избавляет человека от нелегкого беремени выбора: ведь все расписано уже за него и до него. Данный вариант жизни распространен в обществах с тоталитарным или авторитарным режимом, с репрессивной системой норм и правил социального взаимодействия.

.        «Жизнь - трата времени» - это вариант жизни, в структуре которого основным занятием личности является пустое и бесцельное времяпрепровождение. Данный вариант привлекает многих людей тем, что в нем заложена гомеостатическая ориентация. Это значит, что у человека нет нужды напрягаться ради достижения жизненных целей, силиться преодолеть обстоятельства, беспокоиться о том, как идут дела. Львиную долю жизни отнимают занятия, направленные на растрату времени.

Этот вариант жизни нередко наблюдается среди населения высокоразвитых стран, относящегося к «среднему классу». Время, свободное от зарабатывания денег, по преимуществу тратится впустую.

7.  «Жизнь против жизни» - это вариант жизни, в котором основной движущей силой является борьба за выживание. Человек, избравший для себя данный вариант жизни, становится на «тропу войны» против всех. Речь идет не о войне в привычном смысле слова, но жертвы и пострадавшие от жизнедеятельности такого человека всегда есть. Это может быть более завуалированная форма борьбы за социальные блага, например, конкуренция и жесткое соперничество. Данный вариант жизни в своих крайних формах распространен в милитаризованных обществах или обществах с низким уровнем экономического развития [4].

Выбор предложенных вариантов жизненного пути зависит от личностной позиции человека, его ценностных ориентаций, направленности личности, активно развивающихся в юношеском возрасте.

Понимание роли личности в планировании и осуществлении своего варианта жизненного пути способствует более ответственному отношению к нему, стремлению ставить серьезные жизненные цели и достигать их осуществления.

При рассмотрении вариантов жизненного пути именно в юношеском возрасте, следует учитывать понимание личностью самого смысла жизни. К.В. Карпинский выделяет основные виды понимания смысла жизни в юношестве:

. Терминальный вид. В целом личность смысл своей жизни видит в конечной реализации жизненных целей, осуществлении сокровенных мечтаний и покорении определенных жизненных высот.

. Процессуальный вид. Специфику понимания смысла жизни, присущую данному виду, метко передают крылатое выражение: «Смысл жизни не в достижении цели, а в ее преследовании».

. Нигилистический вид. Личность с таким видом понимания обесценивает значение смысла жизни лично для себя и для других людей («смысл жизни не представляет никакой ценности для человека», «понимание человеком смысла своей жизни ничего в ней не меняет», «потеря человеком смысла жизни может быть легко пережита»).

. Аксиологический вид. Это такое понимание личностью смысла жизни, когда сам смысл жизни выступает в качестве одной из главных человеческих ценностей («смысл жизни можно считать одной из величайших ценностей человека).

. Гедонистический вид. Общая логика, присущая данному виду понимания, заключается в осмыслении личностью своей жизни через категории удовлетворения - неудовлетворения личных потребностей. Смысл жизни для такой личности заключается в «получении удовольствий», «пользовании жизненными благами», «удовлетворении желаний».

. Аскетический вид. Содержание данного вида составляют утверждения о необходимость ограничения человеком своих потребностей, обуздания страстей и непрерывного самосовершенствования.

. Эвдемонический вид. В данном случае понимание личностью смысла жизни сводится к стремлению обрести и сохранить счастье.

. Глористический вид. Существование личности в данном случае наполнено смыслом при условии осознания своей значимости и почтенности.

. Деонтологический вид. Деонтологическое понимание смысла жизни основано на твердом убеждении о наличии тесной связи между предназначением личности и ее жизненным.

. Гуманистический вид. Прямым источником гуманистического понимания смысла жизни явилась направленность жизненного пути личности на благо конкретных «значимых других» («ребенок», «родители», «семья») или более общая ориентация на принесение пользы другим.

. Виталистический вид. При таком понимании смысл жизни вкладывается в «борьбу за выживание», «конкуренцию». Необходимым фоном для насыщения жизни смыслом выступают «жизненные невзгоды», «трудности», «препятствия» и «преграды», которые необходимо преодолевать.

. Фаталистический вид. Понятие судьбы чаще всего опредмечивается в неустранимых жизненных обстоятельствах («рок», «предназначение», «доля») либо в неопределенной группе жизненных обстоятельств, на которые индивид не способен повлиять («тяжелая жизненная ситуация»).

Поиск смысла жизни является полимотивированной активностью личности. Его побудительная регуляция не сводится к одной лишь потребности в понимании смысла жизни, а является многокомпонентной системой, отражающей неповторимые условия жизненного пути личности [8].

Среди основных вариантов жизненного пути в поздней юности мы, исходя из предложенных в многочисленных исследованиях, выбрали наиболее актуальные и распространенные: обучение в ВУЗе, служба в армии (для юношей), начало трудовой деятельности, построение карьеры, создание собственной семьи, родительство, возможен вариант жизни как постоянного самосовершенствования и углубления знаний, это связано со стремлением человека к саморазвитию и самоуглублению [26].

Гораздо реже встречаются уход в криминальный мир, иждивенчество (жизнь за счет родителей или мужа при отказе от работы и учебы) и различные варианты «бегства» от общества (бегство в наркотики, религиозные секты, нарцисстическую погруженность в себя, суицид и т.д.). То, какой выбор будет сделан в юности, зависит от направленности личности, доминирующих мотивов, основных ценностных ориентаций.

Рассмотрим данные варианты подробнее: обучение в ВУЗе - многие выпускники школ стремятся продолжить обучение, цели при этом могут быть различными: получить необходимые знания, овладеть конкретными умениями; подготовиться к взрослой самостоятельной жизни; окончательно самоопределиться, попробовать себя и свои способности; воспользоваться возможностью «побыть ребенком», др. [26]. Выбор целей данной деятельности зависит от направленности личности, доминирующих мотивов, основных ценностных ориентаций в позднем юношеском возрасте, хотя со временем, взрослея, они могут меняться.

Служба в армии (для юношей) - это резкая смена образа жизни человека. Жесткий режим, четкая регламентированность, самостоятельное планирование действий и ответственность за их последствия, большая физическая нагрузка и беспрекословное подчинение старшим по званию становятся для многих юношей тяжелым испытанием на их жизненном пути.

Начало трудовой деятельности как вариант жизненного пути ставит перед юношеством ряд трудностей: они должны уметь общаться с людьми, владеть техникой делового общения и уметь произвести благоприятное впечатление. Проблема самопрезентации обостряется из-за отсутствия опыта, уверенности в себе или излишнего юношеского напора. Самое трудное - это заработать на жизнь, достичь той материальной независимости от родителей, к которой стремятся все в данном возрасте, а затем и адаптироваться на новом месте.

Рассмотрение такого варианта жизни, как достижение карьерного роста, основано на значимости устойчивого в поздней юности профессионального самоопределения, выбора специализации, дела жизни.

Создание собственной семьи в этот период указывает на значимость построения супружеских отношений, личностного развития, реализации себя в роли «матери» или «отца», ценности родительской роли.

Родительство как вариант жизненного пути актуально для данного возраста. Рождение ребенка - значимое событие в жизни молодой семьи, однако это еще своеобразные физические и эмоциональные нагрузки молодых родителей, также связанные с нарушением привычного уклада их жизни [26].

Можно предположить, что кроме вышеперечисленных вариантов жизненного пути в поздней юности могут проявиться другие образцы жизни, зависящие не только от возраста, но и навязанные обществом, либо обусловленные культурными традициями; образцы, являющиеся отражением современных тенденций.

Таким образом, можно сделать вывод о существовании нескольких вариантов построения жизни в поздней юности. Выбор вариантов зависит от многих параметров, ведущим из них считают возраст, (он определяет психофизическое и личностное развитие индивида), поскольку именно от него зависит, какие варианты жизненного проектирования будут наиболее значимыми. Основными из них являются: обучение в ВУЗе, служба в армии (для юношей), начало трудовой деятельности, построение карьеры, создание собственной семьи, родительство. Подчеркнем, что возможны иные образцы построения собственного жизненного пути.

Выводы по главе 1

Согласно периодизации отечественных психологов (Обухова Л.Ф., Г.А. Цукерман, В.И. Слободчиков, К.Н. Поливанова, Исаев Е.И.) юность соответствует переходу от подросткового возраста к периоду самостоятельной взрослой жизни (зрелости). Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет), т.е. старший школьный возраст и позднюю юность (от 18 до 23 лет) [25].

В это время завершаются процессы физического созревания человека, заканчивается созревание коры головного мозга, происходит развитие теоретического (гипотетико-дедуктивного, абстрактного) мышления и философской рефлексии, формируется индивидуальный стиль умственной деятельности, складываются основные свойства нервных процессов.

В психологических периодизациях А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина акцент ставится на новом типе ведущей деятельности - учебно-профессиональной. Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я».

Постепенно расширяется круг личностно значимых социальных отношений, возрастает потребность в дружеском, интимном общении.

Особенно значимым в юношеском возрасте для личности является переход к взрослости, этому способствует такой возрастной этап развития как поздняя юность.

Период поздней юности, или начало зрелости, считается сенситивным, то есть благоприятным для завершения формирования как психофизических, так и личностных качеств, что способствует становлению самосознания, самоопределения и постепенной самореализации личности.

Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования и становления системы ценностных ориентаций, оказывающих влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.

Именно ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым позволяют выйти на проблему смысла человеческой жизни.

Следовательно, эффективное овладение человеком вышеперечисленными показателями развития в юношеском возрасте позволит рассмотреть варианты проектирования его жизненного пути и выстроить определенную линию дальнейшего становления личности. В поздней юности таковыми являются: обучение в ВУЗе, служба в армии (для юношей), начало трудовой деятельности, построение карьеры, создание собственной семьи, родительство. Выбор того или иного вариантов обусловлен возрастом личности, ее ценностными ориентациями, мотивационной готовностью к жизненным изменениям, направленностью индивида. От этого будет зависеть весь процесс развития человека: его дальнейшее самоопределение, выбор конкретных целей, самореализация.

Глава 2. Исследование вариантов жизненного пути в поздней юности

.1      Методы исследования

Поздняя юность - это важнейший период в жизни человека, связанный со становлением ценностных ориентаций, определяющих в дальнейшем личностное и профессиональное самоопределение, раскрытие индивидуальности. Сформированная система ценностей позволяет индивиду активно включаться в поиск своего места в жизни, помогает выстроить жизненные планы, продумать варианты жизненного пути. Кроме того, постепенно молодой человек начинает более реалистично (объективно) соотносить свои потребности со своими возможностями, оценивать доступность для себя той или иной сферы жизнедеятельности.

Следовательно, система ценностных ориентаций выступает “свернутой” программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели жизни личности [14].

Подчеркнем, что ценности задают ориентацию на будущее, поэтому на основе определения личностной позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, перед юношами встает вопрос о выборе вариантов жизненного пути.

Целью нашего исследования является изучение вариантов жизненного пути в поздней юности; исследование ценностных ориентаций и направленности юношей.

Задачи, поставленные в ходе исследования:

1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме «Варианты жизненного пути в поздней юности»;

2.      раскрыть особенности развития личности в поздней юности;

.        рассмотреть понятие «жизненный путь» как проблему психологии;

.        выделить основные варианты жизненного пути в поздней юности;

5. исследовать выбор вариантов жизненного пути в поздней юности в зависимости от ценностных ориентаций и направленности личности юношей.

Объектом исследования являются варианты жизненного пути в поздней юности.

Предметом исследования курсовой работы является рассмотрение вариантов жизненного пути в поздней юности.

Гипотеза исследования: направленность личности и ценностные ориентации влияют на выбор вариантов жизненного пути в поздней юности.

При выполнении работы использованы такие методы исследования, как изучение психолого-педагогической литературы, тестирование респондентов.

В процессе работы были рассмотрены основные варианты проектирования жизненного пути в поздней юности.

Исследование проводилось среди юношей и девушек 18-23 лет в количестве 30 человек.

Для выявления характерного содержания системы ценностей современных юношей и девушек и влияния их на выбор вариантов жизненного пути мы использовали следующие методики:

.        ориентационную анкету направленности личности Б. Басса;

.        методику «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Эмпирическое исследование включало несколько этапов.

На первом этапе осуществлялась диагностика направленности личности и определение ценностных ориентаций юношей и девушек.

На втором этапе исследования была проведена обработка результатов исследования.

Третий этап предполагал подведение итогов исследовательской работы.

На первом этапе мы диагностировали направленность личности юношей и девушек 18-23 лет, а затем определяли их ведущие ценностные ориентации. Отметим, что направленность - это целостная система установок, ценностных ориентаций, интересов личности, ее жизненная позиция по отношению к труду, к другим людям, к обществу в целом [3].

По мнению В.С. Мерлина и М.С. Неймарк [13] направленность личности может проявляться в отношении к другим людям, к обществу, к самому себе. В связи с этим выделяют три группы мотивов, связанные с отношениями человека к другим людям (к себе, к другим людям, к своему делу) и характеризующие направленность его личности:

- мотивы общественные - коллективистские, гуманистические, связанные с заботой о других людях, с любовью к ним, с чувством долга перед обществом и зависимостью от него и т. д.;

мотивы личные - связанные с собственным благополучием, личным первенством, успехом, престижем, удовольствием, властью и т. д.;

мотивы деловые - идущие от интереса к окружающему миру, к объекту, к процессу познания и деятельности.

В зависимости от преобладания тех или иных мотивов различают три вида направленности личности: общественная, личная и деловая.

Общественная направленность проявляется, как доминирующее стремление действовать в интересах других людей, своего коллектива или общества в целом; личная направленность - в доминировании личных мотивов, в стремлении к самоутверждению, престижу, собственной выгоде, благополучию и т. п.; деловая направленность - как доминирующее стремление человека, вызываемое интересом к познанию и деятельности [15].

В настоящем исследовании направленность личности исследуемых юношей и девушек изучалась с помощью ориентационной анкеты Б. Басса, состоящей из 27 пунктов-суждений [7]. Данная методика позволяет определить следующие виды направленности (Приложение А):

) Направленность личная или на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение от работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

) Направленность общественная (на взаимодействие) или на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

) Направленность деловая (на задание) или на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Данные исследования размещены в п. 2.2

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [7] определяла содержательную сторону направленности личности.       Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М.Рокич различает два вида ценностей: а) терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; б) инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует радиационному делению на ценности-цели (список А) и ценности-средства (список Б).

Испытуемым предлагается последовательно ранжировать 18 наименований терминальных ценностей (цели жизни) и 18 наименований инструментальных ценностей (средства достижения жизненных целей). Важнейшими являются терминальные ценности - это основные цели человека, которые отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем. Терминальные ценности как бы определяют смысл жизни человека.

Списки ценностных ориентаций выдавались 30 испытуемым с инструкцией проранжировать предложенные ценности по их значимости в жизни испытуемого (ПРИЛОЖЕНИЕ Б). Первая указанная в списке ценность получает 1 балл, вторая - 2 балла и так до последней (18 баллов). Подсчитывается среднее арифметическое по каждой ценности. Ценности, получившие 1-6 баллов - значимые; 7-12 баллов - менее значимые; 13-18 баллов - пренебрегаемые.

.2      Анализ полученных данных

На втором этапе исследования была проведена обработка результатов исследования Результаты диагностики направленности личности Басса (ПРИЛОЖЕНИЕ В) указывают на преимущественное наличие у юношей и девушек общественной (53%) и деловой (51,7%) направленности, и меньшее наличие личностной (43,3%) характеристики. Для большей наглядности результаты диагностики представлены на рисунке 1.

Рис. 1 - Направленность личности юношей и девушек

Из диаграммы видно, что разрыв между параметрами «направленность личности на общение» и «направленность личности на дело» юношей и девушек 18-23 лет незначительный, однако значение первого параметра превышает, чем значение второго. Таким образом, можно предположить, что различные виды направленности личности в поздней юности развиты неодинаково, преимущественное место занимает направленность молодых людей на общение, а именно на стремление при любых условиях поддерживать хорошие отношения с людьми, на ориентацию к совместной деятельности, (но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям), ориентацию на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Данные параметры отражают особенности периода поздней юности: максимальное расширение круга общения, установление стабильных, тесных и близких взаимоотношений с окружающими, и следовательно, могут способствовать выбору варианта соответствующего жизненного пути.

Результаты методики «Ценностные ориентации» Рокича свидетельствуют о выделении следующих наиболее значимых терминальных ценностей для юношей и девушек 18-23 лет: здоровье (91% испытуемых), любовь (82%), счастливая семейная жизнь (87%), активная деятельная жизнь (63%), материально обеспеченная жизнь (79%), наличие хороших и верных друзей (76% исследуемых). На последнем месте по значимости у респондентов оказались: счастье других (62%), красота природы и искусства (75%), творчество (64%). Представим данные о значимых ценностях юношей в виде диаграммы:

Рисунок 2 - Терминальные ценности по Рокичу

Рассматривая инструментальные ценности, можно выделить наиболее значимые из них для юношества:

Рисунок 3 - Инструментальные ценности по Рокичу

Данные значения раскрывают не только особенности развития личности юношей и девушек 18-23 лет, но и особенности формирования и становления личностных качеств, необходимых для установления взаимоотношений в социуме (честность, жизнерадостность, воспитанность), укрепления эмоциональных связей со значимыми людьми (чуткость), самореализации в целом. К примеру, параметр «независимость» необходим для успешного самоопределения человека, развития способности действовать самостоятельно и решительно.

На последнее место (среди инструментальных ценностей) респонденты поставили: непримиримость к недостаткам в себе и других (36% испытуемых) и высокие запросы: требования к жизни и высокие притязания (45% респондентов).

Таким образом, анализ полученных данных диагностик позволил прийти к следующим выводам (3 этап): направленность юношей на общение, выделение ценностей здоровья, любви, семейной и материально обеспеченной жизни, наличие верных друзей совпадают с возможными вариантами проектирования жизненного пути в поздней юности, предложенными в данной работе. Эти ценностные ориентации обусловливают развитие личности в будущем. При дальнейшем активном становлении значимых личностных качеств, формировании различных видов направленности личности будет облегчен выбор того или иного варианта жизненного пути человека. Следовательно, направленность личности и ценностные ориентации влияют на выбор вариантов жизненного пути в поздней юности, определяют дальнейший ход развития человека в будущем. Гипотеза доказана.

Выводы по главе 2

При изучении выбора вариантов жизненного пути в поздней юности в зависимости от ценностных ориентаций и направленности личности юношей, в ходе эмпирического исследования можно было установить наличие взаимосвязи между возрастными характеристиками развития личности и соответствующей ее направленностью. Это позволяет нам предположить, что с помощью результатов использованных психодиагностических методик можно спрогнозировать выбор человеком конкретного варианта жизненного пути. Направленность личности юношей на общение, а затем на дело, значимость таких качеств, как жизнерадостность, честность, чуткость и воспитанность в определенной степени влияют на проектирование собственного пути, определяют присущие поздней юности новообразования, а также подтверждают линию развития человека на этом жизненном этапе.

Заключение

Юность - чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни, свой жизненный путь.

Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет), т.е. старший школьный возраст и позднюю юность (от 18 до 23 лет). Каждый из этих периодов развития личности имеет ряд особенностей, раскрытых в данной работе, однако от успешного преодоления конкретных проблем на том или ином этапе жизни зависит будущее человека.

Юношеской проблематикой занималось множество ученых и представителей различных теоретических направлений (Э. Эриксон, Ж. Пиаже, И.С. Кон, А.А. Реан, Г.А. Цукерман, В.И. Слободчиков, И.В. Шаповаленко и др.)

Однако в этой курсовой работе мы подробнее рассматривали период поздней юности, в основе которого и происходит переход к взрослости: становление самосознания, профессионального самоопределения, а также рассмотрение вариантов жизненного пути. Начало глубокому осмыслению жизненного пути как одной из категорий психологии было положено Ш. Бюлер, С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, Н.А. Рыбниковым.

Жизненный путь человека имеет свои отличительные особенности в каждом возрастном периоде. Поздняя юность, к примеру, включает развитие и становление таких личностных характеристик, как направленность личности и ценностные ориентации, именно от них в дальнейшем зависит, какой вариант жизненного пути выберет для себя человек. Среди основных вариантов в данной работе были выделены: обучение в ВУЗе, служба в армии (для юношей), начало трудовой деятельности, построение карьеры, создание собственной семьи, родительство. Проведение эмпирического исследования, направленного на изучение вариантов жизненного пути, в зависимости от ценностных ориентаций и направленности личности, позволило нам предположить, что эти характеристики в определенной степени оказывают воздействие на выбор человеком конкретного варианта жизненного пути. К примеру, направленность индивида на общение будет способствовать стремлению личности к самораскрытию, выбору профессий в системе «человек-человек», расширению межличностных контактов с окружающими. Цели и задачи исследования данной проблемы реализованы.

Список использованных источников

1.   Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни /К.А. Абульханова-Славская. - М.: "Мысль", 1991. - С.28.

2.      Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л., 1969. - 337с.

3.   Болотова А.К. Психология развития: учебное пособие / А.К. Болотова и О.Н. Молчанова //Под ред. А. К. Болотовой и О.Н. Молчановой. - М, 2005. - 524 с.

4.      Дружинин В.Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии / В.Н. Дружинин. - М.: ПЕРСЕЙ, 2000. - С. 12.

.        Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Борисова и др. // Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - С.147.

.        Ермолаева, М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учебное пособие / М.В. Ермолаева. - М., 2003. - 416 с.

.        Карелин А.А. Психологические тесты / А.А Карелин. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Ч. 1. - С. 6-28

.        Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: учеб. пособие / К.В. Карпинский. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 167 с.

.        Киреева Е.Д. Возрастная психология: учебное пособие для студентов ВУЗов / Е.Д. Киреева. - М, 1999. - 195 с.

.        Курлянд З.Н. Педагогика высшей школы: учебное пособие / З.Н. Курлянд: ссылка в интернете:

.        Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь / Н.А. Логинова - М.: Наука, 1978. - С. 156-172.

.        Логинова Н.А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: учеб. пособие / А.Н. Логинова. - . Алма-ата, 2001. - 167 с.

.        Неймарк М.С. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие / М.С. Неймарк. - М.: Просвещение, 1973. - С.53-54.

.        Обуховский К. Возрастная психология / К. Обуховский. - М.: Мысль, 2002. - с.215.

.        Осницкий А.К. Направленность личности и успешность профессионального обучения учащихся / А.К. Осницкий // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - М.: Педагогика, 1989. - № 1. - с. 66-70.

.        Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, 4-изд., - СПб.: Питер, 2004. - с. 641

.        Рубинштейн С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - М.: "Наука", 1997. - С.104-105.

.        Савченко С.Ф. Профилактика аддиктивного поведения школьников / С.Ф. Савченко, Л.Я. Ивановская, Л.Я. Гадасина и др. - Санкт-Петербург.: КАРО, 2006. - С. 65-92.

.        Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с.

.        Склярова Т.В. Психология юности. Профессиональное самоопределение

.        Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - 6-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 356 с.

.        Столяренко Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - М.: АСТ; Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - С. 307-324.

.        Усова Е.Б. Возрастная психология / Е.Б. Усова. - Минск: изд-во МИУ, 2009. - 378 с.

.        Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Хухлаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

.        Шаповаленко И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - М., 2004. - С. 266.

.        Шулепова А.Н. Варианты жизненного пути в молодости / А.Н. Шулепова. - Тула: ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2009. - №2. - С.195-207.

Приложение А

Ориентационная анкета направленности личности Б. Басса

Изучение направленности личности проводилось в индивидуальной форме. Каждому испытуемому предлагался текст опросника Б. Баса, бланк для ответов, ручка для записи и следующая инструкция:

«Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В. Сначала из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «больше всего». Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего». Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются. Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для Вас».

Бланки для ответов испытуемых обрабатываются в соответствии с ключом.

Опросник

. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

А. Одобрения моей работы;

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;

В. Сознания того, что меня окружают друзья.

. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;

Б. Известным игроком;

В. Выбранным капитаном команды.

. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

. Мне нравится, когда люди:

А. Радуются выполненной работе;

Б. С удовольствием работают в коллективе;

В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

Б. Были верны и преданы мне;

В. Были умными и интересными людьми.

. Лучшими друзьями я считаю тех:

А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;

Б. На кого всегда можно положиться;

В. Кто может многого достичь в жизни.

. Больше всего я не люблю:

А. Когда у меня что-то не получается;

Б. Когда портятся отношения с товарищами;

В. Когда меня критикуют.

. По-моему, хуже всего, когда педагог:

А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;

В. Недостаточно хорошо знает свой предмет.

. В детстве мне больше всего нравилось:

А. Проводить время с друзьями;

Б. Ощущение выполненных дел;

В. Когда меня за что-нибудь хвалили.

. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

А. Добился успеха в жизни;

Б. По-настоящему увлечен своим делом;

В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

. В первую очередь школа должна:

А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;

Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;

В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

А. Для общения с друзьями;

Б. Для отдыха и развлечений;

В. Для своих любимых дел и самообразования.

. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;

Б. У меня интересная работа;

В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

. Я люблю, когда:

А. Другие люди меня ценят;

Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;

В. Приятно провожу время с друзьями.

. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать.

Б. Написали о моей деятельности;

В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

А. Имеет ко мне индивидуальный подход;

Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

. Для меня нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства;

Б. Неудача при выполнении важного дела;

В. Потеря друзей.

. Больше всего я ценю:

А. Успех;

Б. Возможности хорошей совместной работы;

В. Здравый практичный ум и смекалку.

. Я не люблю людей, которые:

А. Считают себя хуже других;

Б. Часто ссорятся и конфликтуют;

В. Возражают против всего нового.

. Приятно, когда:

А. Работаешь над важным для всех делом;

В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

А. Доступным;

Б. Авторитетным;

В. Требовательным.

. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;

Б. О жизни знаменитых и интересных людей;

В. О последних достижениях науки и техники.

. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

А. Дирижером;

Б. Композитором;

В. Солистом.

. Мне бы хотелось:

А. Придумать интересный конкурс;

Б. Победить в конкурсе;

В. Организовать конкурс и руководить им.

. Для меня важнее всего знать:

А. Что я хочу сделать;

Б. Как достичь цели;

В. Как организовать людей для достижения цели.

. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

А. Другие были им довольны;

Б. Прежде всего выполнить свою задачу;

В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

А. В общении с друзьями;

Б. Просматривая развлекательные фильмы;

В. Занимаясь своим любимым делом.

Приложение Б

Методика "Ценностные ориентации" (М. Рокич)

Бланк тестируемого________________ Возраст ________

Список А (терминальные ценности):


- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);


-жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);


- здоровье (физическое и психическое);


- интересная работа;


- красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);


- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);


- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);


- наличие хороших и верных друзей;


- общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);


- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);


- продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);


- развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);


- развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);


- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);


- счастливая семейная жизнь;


- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);


- творчество (возможность творческой деятельности);


- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).


Список Б (инструментальные ценности):


- аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;


- воспитанность (хорошие манеры);


- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);


- жизнерадостность (чувство юмора);


- исполнительность (дисциплинированность);


- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);


- непримиримость к недостаткам в себе и других;


- образованность (широта знаний, высокая общая культура);


- ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);


- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);


- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);


- смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;


- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);


- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);


- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);


- честность (правдивость, искренность);


- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);


- чуткость (заботливость).



Приложение В

№ п/п

Имя респондента

Возраст

1

Александр М.

21 год

2

Иван Л.

18 лет

3

Ольга С.

20 лет

4

Валерия К.

21 год

5

Ирина С.

18 лет

6

Татьяна В.

19 лет

7

Владимир Б.

20 лет

8

Виктория Ч.

23 года

9

Игорь К.

23 года

10

Надежда М.

20 лет

11

Инна Д.

18 лет

12

Максим Г.

19 лет

13

Наталья В.

18 лет

14

Павел К.

22 года

15

Людмила П.

19 лет

16

Кристина К.

21 год

17

Настя Х.

22 года

18

Марина Т.

22 года

19

Антон Р.

23 года

20

Наталья С.

19 лет

21

Илья М.

21 год

22

Евгений М.

20 лет

23

Александр В.

22 года

24

Владислав Ш.

20 лет

25

Настя В.

22 года

26

Борис Ш.

23 года

27

Иван Д.

19 лет

28

Евгения Г.

18 лет

29

Татьяна П.

21 год

30

Денис К.

23 года


Приложение Г

Результаты диагностики направленности личности

№ п/п

Данные испытуемого

Направленность на себя

Направленность на общение

Направленность на дело

1

Александр М.

28

26

23

2

Иван Л.

21

27

31

3

Ольга С.

22

32

27

4

Валерия К.

25

18

38

5

Ирина С.

18

31

32

6

Татьяна В.

24

33

24

7

Владимир Б.

27

31

23

8

Виктория Ч.

25

34

21

9

Игорь К.

27

33

20

10

Надежда М.

28

21

19

11

Инна Д.

25

27

24

12

Максим Г.

26

30

25

13

Наталья В.

18

29

36

14

Павел К.

22

33

27

15

Людмила П.

22

31

26

16

Кристина К.

23

28

30

17

Настя Х.

12

34

30

18

Марина Т.

29

29

23

19

Антон Р.

21

29

31

20

Наталья С.

27

28

26

21

Илья М.

22

26

33

22

Евгений М.

20

27

32

23

Александр В.

19

26

34

24

Владислав Ш.

23

31

27

25

Настя В.

27

29

26

26

Борис Ш.

26

24

32

27

Иван Д.

26

25

30

28

Евгения Г.

22

25

34

29

Татьяна П.

28

33

22

30

Денис К.

18

29

30


701 (43,3%)

859 (53%)

849 (51,6%)


Похожие работы на - Исследование вариантов жизненного пути в поздней юности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!