Деятельность органов социальной защиты населения на примере Отдела филиала ГКУ РЦСПН по Белебеевскому району и г. Белебей в Альшеевском районе

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    139,75 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Деятельность органов социальной защиты населения на примере Отдела филиала ГКУ РЦСПН по Белебеевскому району и г. Белебей в Альшеевском районе

Содержание

Введение 4

Глава 1. Основные положения и правовое регулирование социальной защиты населения Российской Федерации

.1 Понятие и сущность социальной защиты населения Российской Федерации

.2 Органы социальной защиты населения и их роль в политике государства

.3 Виды деятельности органов социальной защиты

Глава 2. Деятельность органов социальной защиты населения на примере Отдела филиала ГКУ РЦСПН по Белебеевскому району и г. Белебей в Альшеевском районе

.1 Экономико-организационная характеристика Отдела филиала ГКУ РЦСПН по Белебеевскому району и г. Белебей в Альшеевском районе

.2 Направление деятельности Отдела филиала ГКУ РЦСПН по Белебеевскому району и г. Белебей в Альшеевском районе

.3 Проблемы в сфере социальной защиты населения и пути их решения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Социальная защита - это неотъемлемый элемент любой нормально функционирующей социальной системы. Существовавшая в простейших формах на стадиях общественной жизни, с возникновением рыночной экономики становится самостоятельным видом общественной деятельности (выполняя роль своеобразного буфера), направленным на поддержку людей, не сумевших вписаться в новую экономическую среду.

Социальная сфера является одной из основополагающих, ключевых сфер жизни общества, а ориентация на социальную защищенность граждан стала одной из первостепенных задач современного государства при любом политическом, социальном и прочих укладах. Вместе с тем социальная сфера одна из наиболее динамично развивающихся областей современной экономики. Появившись более века назад, система страхования социальных рисков находилась в постоянном развитии, и, видя прошедший опыт поколений, можно думать, что на текущем этапе существования, эволюция данной системы не прекратится.

В сложившихся экономических условиях в России предпринимались меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. Были созданы механизмы защиты доходов работников бюджетной сферы, социальной поддержки семей с детьми, ветеранов, инвалидов, граждан, потерявших работу. В основном удалось сохранить общедоступность образования, здравоохранения и культурного обслуживания населения.

Вместе с тем эта работа проводилась недостаточно эффективно. Многочисленные льготы, компенсации, социальные выплаты и пособия вводились нередко без учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие. В результате в обществе нарастало социальное иждивенчество, ограничивались возможности для оказания помощи тем, кто действительно в ней нуждается.

В целом на сегодняшний момент ситуацию в социальной сфере можно охарактеризовать как неоднозначную и противоречивую. Наряду с определенными положительными сдвигами, многие негативные явления приобрели застойный характер, отдельные социальные проблемы усугубились и стали представлять серьезную опасность для социально - экономической стабильности общества.

На всех этапах исторического развития общества социальная защита была индикатором гражданской позиции государства. Ее эффективная организация является гарантом стабильности общества. Кризис общественных отношений 90 - х годов наложил значительные отпечатки на развитие системы социальной защиты в настоящее время. В последние годы в России социальную защиту населения рассматривают с точки зрения оказания социальной помощи нетрудоспособным, забывая при этом про огромный пласт трудоспособного населения, которое также нуждается в комплексе социальной защиты, как все группы населения. Определение основных направлений, структуры и форм совершенствования этого механизма имеет весьма актуальное значение для современного этапа развития общества.

Вопросам преобразования в социальной сфере сегодня обращено огромное количество исследовательских, научно-публицистических, журнальных работ.

Несмотря на большое количество различных трудов и исследований в сфере социального страхования и социальной защиты в целом, отсутствует комплексный подход в освещении вопросов социального страхования, отсутствуют принципиальные моменты общего видения социального страхования, связанные с подходом к отдельным социальным группы. В этом и проявляется актуальность выбранной темы дипломной работы.

Цель дипломной работы заключается в анализе, систематизации и оценке существующих мер, норм развития социальной защиты населения. Результатом проделанной работы должны стать рекомендации по определению перспектив развития и реформирования системы социальной защиты населения и ее составных частей.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обобщить теорию и практику развития механизма социальной защиты населения.

2. Проанализировать состояние действующего механизма социальной защиты населения и выявить недостатки, основные тенденции и резервы развития социальной защиты.

. Дать текущую оценку состояния социальной сферы в РФ.

. Разработать предложения по реформированию деятельности органов социальной защиты населения, правовой базы.

Объектом исследования является социальная защита населения.

Предметом исследования является система социальной защиты населения.

Поставленные цель и задачи достигаются при помощи таких методов исследования как методы изучения документов, нормативно-правовых актов, сравнительного анализа, наблюдения, обобщения.

Глава 1 Основные положения и правовое регулирование социальной защиты населения Российской Федерации

.1      Понятие социальной защиты населения Российской Федерации

социальный защита население

Социальная защита - политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

Социальная защита населения в широком смысле - это совокупность социально - экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца; комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни.

Социальная защита населения включает:

¾  социальное обеспечение;

¾  социальное страхование;

¾  социальную поддержку (помощь).

Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0> государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD> из средств государственного бюджета <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82> и специальных внебюджетных фондов <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4> в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5> граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное страхование - это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения. Социальное страхование является также «формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба». Государственное социальное страхование - установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, членов семей работников (или потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей.

Социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, из числа указанных Федеральным законом, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Основные цели социальной защиты населения - избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход у семьи ниже прожиточного минимума, оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно правовых установках и международно - правовых пактах о правах и свободах граждан.

Основные требования к реализации социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения состоят в следующем:

¾  первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты;

¾      перенос центра тяжести в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях. Необходимость организации социальной защиты, прежде всего через помощь семье;

¾  повышение роли социальных и национальных общностей, религиозных общин, коллективов в организации социальной защиты;

¾  усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.;

¾      обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся;

¾      максимальный учет принципа социальной справедливости и др.

Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Осуществляется социальная защита граждан за счет финансирования федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Она не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего, это обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.

Подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной работы, в конечном счете, выполняет важнейшую для государства и общества задачу - задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его всестороннего развития - т.е. по сути дела является одним из существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства.

На современном этапе в социальной защите населения Российской Федерации выделяется четыре приоритетных направления, которые базируются на соответствующих нормативно-правовых актах. Во - первых, это социальная защита детей, детства и отрочества, во - вторых, это социальная защита трудоспособного населения, в - третьих, это социальная защита нетрудоспособных граждан, в - четвертых, это социальная защита семьи. Однако каждый субъект Российской Федерации, основываясь не только на социально - экономической обстановке в стране, но и на собственных социально - экономических проблемах, строит свою систему социальной защиты населения, оказывая большее или меньшее предпочтение той или иной категории граждан, нуждающихся в помощи, своеобразными являются и нормативно - правовые и финансовые основы организации социальной защиты населения, обусловленные спецификой того или иного региона или муниципального образования. Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности - проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении. Эффективность работы органов социальной защиты населения выражается в разрешении проблем экономического, социально - политического и духовного развития, обеспечении стабилизации общества. Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления - органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерство, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей. Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.

Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне: организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями; социальное обслуживание; медико - социальная экспертиза, реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; социальная помощь семье и детям; подготовка законодательства по социальной защите населения; внешнеэкономическое и международное сотрудничество, а также разработка положений по основам социальной политики, анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения, подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ, разработка социальных нормативов и т.д.

Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности включают: обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановую и финансово-экономическую деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем и др.

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению: социально - медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным; социальная реабилитация инвалидов; правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.

Таким образом, под социальной защитой населения понимается система законодательных, экономических, социальных и иных гарантий и льгот для обеспечения всем трудоспособным гражданам равных прав и возможностей труда, лечения, отдыха, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям - преимуществ в пользовании для этих целей общественными фондами потребления. Политика социальной защиты реализуется, как правило, на основе пассивно - распределительных методов. Специфической разновидностью понятия «социальная защита населения», часто используемой в науке и практике управления, является категория «социальная поддержка населения». Она, на наш взгляд, является подсистемой социальной защиты и представляет комплекс адресных мер натуральной, денежной, организационно - правовой, морально - психологической помощи нуждающимся категориям населения с целью поддержания их усилий по решению проблем самообеспеченности. Социальная поддержка реализуется преимущественно на основе активно - стимулирующих методов.

1.2 Органы социальной защиты населения и их роль в политике государства

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция, установив основные положения данного института, не дала нам более широкого объяснения существования, деятельности, развития государственных структур которые непосредственно занимаются вопросами социальной защиты населения нашей страны. В области социальной защиты населения существуют такие органы как:

)        Министерство труда и социальной защиты населения РФ;

)        Органы социальной защиты населения субъектов РФ;

)        Территориальные органы социальной защиты населения РФ.

До 1996 года существовали: Министерство социальной защиты населения РФ, управления социальной защиты населения в регионах, отделы социальной защиты населения - в городах и районах, и Министерство труда РФ и соответствующие отделы в регионах.

В 1996 году Министерство социальной защиты населения РФ и Министерство труда РФ были объединены в Министерство труда и социального развития РФ, региональные службы также были объединены. В 2004 году часть Министерства труда и социального развития РФ была объединена с Министерством здравоохранения РФ в Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации было вновь разделено на Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации указом президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд РФ) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, оплаты труда, уровня жизни и доходов, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, условий и охраны труда, социального страхования, социальной защиты и социального обслуживания населения, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

В области социальной защиты населения Минтруд РФ:

2)      Координирует и контролирует разработку и реализацию федеральных программ социальной поддержки и улучшения положения семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов;

)        Представляет доклады в Правительство Российской Федерации о состоянии и мерах по улучшению положения семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов;

)        Осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий, установленных законодательством РФ для семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов;

)        Осуществляет методическое обеспечение работы по назначению и выплате пособий гражданам, имеющим детей.

Важной основой деятельности Минтруда РФ в области социального обслуживания конкретным материальным обеспечением вышеперечисленных категорий граждан является социальное страхование. Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования РФ. Минтруд РФ помогает Фонду разрабатывать размеры тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование, осуществлять меры, обеспечивающие финансовую устойчивость Фонда. Председатель Фонда назначенный Правительством РФ обязан разрабатывать совместно с Минтруда РФ предложения по совершенствованию системы социального страхования и обеспечению государственных гарантий по социальному страхованию.

Министерство труда и социальной защиты РФ возглавляет Миʜᴎϲтр, назначаемый на должность и освобождаемый от неё Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В настоящее время его возглавляет Максим Анатольевич Топилин.

Миʜᴎϲтр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Миʜᴎϲтерство труда и социальной защиты РФ задач и осуществление им своих функций. Миʜᴎϲтр имеет заместителей, которые назначаются и освобождаются от должности Правительством РФ.

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В различных регионах, субъектах РФ органы социальной защиты населения области, края называются по - разному: департаменты, управления, отделы, комитеты, министерства, но основные задачи и функции этих органов одинаковые.

Органы социальной защиты населения субъектов РФ являются органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими в пределах своих полномочий государственное управление и координацию деятельности в области трудовых отношений, охраны труда, социальной защиты населения, взаимодействуют с федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами социальной защиты населения муниципальных образований субъектов РФ, общественными и иными объединениями и организациями, гражданами.

В своей деятельности органы социальной защиты населения субъектов РФ подконтрольны органам исполнительной власти субъектов РФ.

Органы социальной защиты населения субъектов РФ обладают правами юридического лица, имеют самостоятельный баланс, лицевые счета в управлении казначейского контроля департамента по финансам, бюджету и контролю субъектов РФ, печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.

Основными задачами органов социальной защиты населения являются:

¾      разработка основ и реализация мер государственной политики в области социальной защиты населения, трудовых отношений, охраны труда в пределах своей компетенции;

¾      участие в разработке прогнозов социально-экономического развития и проектов нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты населения, охраны труда;

¾      разработка и реализация региональных целевых программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых граждан, семей с несовершеннолетними детьми и малообеспеченных групп населения;

¾      содействие функционированию и развитию государственной системы социального обслуживания населения;

¾      организация реабилитации инвалидов;

¾      координация деятельности подведомственных учреждений, осуществляющих свою деятельность в сфере реабилитации инвалидов;

¾      организация социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан и ветеранов.

В соответствии с возложенными задачами они осуществляет функции:

а) в области государственного обеспечения пособиями, компенсациями и другими социальными выплатами пожилых граждан, семей, имеющих несовершеннолетних детей, ветеранов, инвалидов и других категорий лиц.

б) в области социального обслуживания населения: осуществляет деятельность по созданию и развитию совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, учреждений по реабилитации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых, нетрудоспособных граждан и семей с детьми;

в) в области реабилитации инвалидов;

г) в области социальной поддержки пожилых граждан;

д) в области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства и т.д.

Органы социальной защиты населения субъектов возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности органами исполнительной власти субъектов РФ. Он имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению органами государственной власти субъектов РФ.

В органах социальной защиты населения субъектов образуется коллегия. Положение о коллегии и ее состав утверждаются органами государственной власти субъектов РФ. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы социальной защиты населения, трудовых отношений, охраны труда.

Управление социальной защиты населения является территориальным органом органов социальной защиты населения субъектов РФ, осуществляющим полномочия на территории данного муниципального образования в области трудовых отношений и охраны труда, социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, в том числе детей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, предоставления мер социальной поддержки ветеранов войны и труда, жертв политических репрессий, малоимущих и других категорий граждан.

Положение, структура, штатное расписание управления, квалификационные требования по ведущим, старшим и младшим государственным должностям государственной гражданской службы субъектов РФ в управлении утверждаются приказом руководителя органа социальной защиты населения по представлению руководителя территориального управления, в пределах установленного фонда оплаты труда в соответствии с действующим законодательством.

Основными задачами территориального управления являются:

¾      участие в реализации на территории муниципального образования государственной политики в области социальной поддержки и социального обслуживания населения, трудовых отношений, охраны труда;

¾      развитие социального партнерства в муниципальном образовании, правовое и организационное обеспечение заключения, проведение уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений;

¾      организация работы по урегулированию коллективных трудовых споров, участие в примирительных процедурах;

¾      организация социальной поддержки и социального обслуживания семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов и других категорий граждан;

¾      назначение и выплата субсидий и компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг

¾      направление инвалидов в социально - реабилитационные отделениям государственных учреждений социального обслуживания.

В соответствии с возложенными задачами управление осуществляет функции:

¾      в области обеспечения мер социальной поддержки;

¾      в области социального обслуживания населения;

¾      в области социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства;

¾      в области мер социальной поддержки инвалидов, ветеранов и других категорий граждан;

¾      в области трудовых отношений и социальных гарантий;

¾      в области условий и охраны труда;

¾      организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников управления и государственных учреждений социального обслуживания, расположенных на территории муниципального образования;

¾      рассматривает устные и письменные обращения граждан, принимает по ним необходимые меры, осуществляет регистрацию и учет письменных обращений граждан, организует личный прием граждан.

Таким образом, органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области социальной защиты и трудовых отношений.

1.3 Виды деятельности органов социальной защиты

Существуют несколько направлений деятельности органов социальной защиты населения:

) Работа с обращениями граждан;

) Деятельность в области назначения и выплаты пособий;

) Деятельность в области реабилитации инвалидов;

) Направление граждан в стационарные учреждения социального обслуживания;

) Работа с гражданами, в области назначения и выплаты компенсаций.

В органы социальной защиты населения РФ обращается значительная часть населения, это связано прежде всего с низким уровнем жизни большинства граждан РФ. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума была и остается высокой.

В органы социальной защиты населения, например, поступают письма об оказании материальной помощи, о выплате компенсации на оплату жилищно - коммунальных услуг, об обеспечении социальными выплатами и компенсациями и др. В субъектах РФ утверждаются инструкции по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти. В инструкции один раздел посвящается порядку организации рассмотрения письменных, устных обращений и приема граждан.

В органах социальной защиты населения для организации работы по рассмотрению обращении и личного приема граждан приказом руководителя управления назначается должностное лицо, несущее персональную ответственность за эту работу.

Обращения регистрируются с использованием компьютерной техники.

При незначительном количестве обращений вместо регистрационно - контрольных карточек может вестись журнал учета рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан. Прием граждан проводится в служебных кабинетах должностных лиц, осуществляющих прием, либо в специально отведенном помещении, которое оборудуется необходимым имуществом и оснащается средствами связи.

Личный прием граждан в органах социальной защиты населения проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в нем вопросов.

Так же граждане обращаются в органы социальной защиты населения за назначением и выплатой пособий на детей. На каждого гражданина оформляется личное дело. Подготовка личных дел получателей пособий начинается с приема заявлений и оформления документов для назначения и перерасчета пособий. Прием документов ведется специалистами по назначению пособий в приемные дни и осуществляется по участковой системе. Участки формируются по алфавиту. У каждого специалиста на участке создается картотека личных дел получателей пособий.

При приеме специалист проверяет:

¾      принадлежность документов заявителю (фамилия, имя, отчество во всех документах должны соответствовать данным паспорта). В случае обнаружения несоответствия факт принадлежности документов данному лицу устанавливается в судебном порядке;

¾      данные паспорта (они сверяются с данными, указанными в заявлении);

¾      не получает ли заявитель пособие на ранее рожденных детей. При перемене места жительства делается запрос по прежнему месту жительства и выясняется, состоял ли он на учете в отделе, получал ли пособие;

¾      наличие в документах всех необходимых реквизитов (номер документа, дата, наименование организации, фамилия, имя, отчество заявителя, основание выдачи, подписи, печати).

После проверки всех документов заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений граждан для назначения государственных пособий на детей. Если заявитель обратился за перерасчетом пособия, то заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений граждан о перерасчете государственных пособий на детей.

После проверки документов специалист оформляет личное дело получателя пособия. Полностью готовое дело передается на контроль специалисту, который после проверки подписывает его и передает на подпись заведующему отделом и затем на выплату.

Одной из основных характеристик условий быта, среды существования и здоровья граждан, наряду с уровнем заболеваемости, демографическими и другими показателями, являются данные об инвалидности, которые служат важным показателем социального неблагополучия населения. В связи с этим проблема инвалидности и инвалидов рассматривается как один из аспектов социальной безопасности.

Политика государства в данной сфере в отношении инвалидов реализуется в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Одним из основных направлений этой политики стала комплексная реабилитация инвалидов.

Она представляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Реабилитация инвалидов включает:

¾      медицинскую реабилитацию

¾      профессиональную реабилитацию;

¾      социальную реабилитацию.

Медицинская реабилитация - комплекс лечебных и профилактических мероприятий, которая направлена на максимально возможное восстановление утраченных способностей пациента после различных заболеваний.

Профессиональная реабилитация - многопрофильный комплекс мер, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда.

Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.

Все виды реабилитации относятся лишь к тем инвалидам, у которых имеется достаточно обширный потенциал реабилитации.

Органами социальной защиты населения ведется постоянная работа по оказанию социальной поддержки малообеспеченным семьям, воспитывающим детей - инвалидов. Для проведения системной работы по реабилитации детей - инвалидов действуют службы для детей с ограниченными возможностями. В числе услуг, оказываемых специалистами учреждений - социально - бытовые, медицинские, социально - психологические, педагогические, юридические. В целях усиления внимания вопросам социальной реабилитации детей штатным расписанием учреждений предусмотрены должности социального педагога, психолога, специалистов по социальной работе.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально - бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении, не имеющим медицинских противопоказаний для получения социального обслуживания и социальных услуг. Оно включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно - трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

Существуют меры социальной поддержки граждан в жилищно - коммунальной сфере. В настоящее время в жилищно - коммунальной сфере существуют два основных вида социальной поддержки граждан:

¾      выплаты субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг

малообеспеченным категориям граждан;

¾      предоставление мер социальной поддержки по 50 % оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемые ветеранам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан.

Финансирование расходов на предоставление субсидий малообеспеченным гражданам и мер социальной поддержки по оплате жилищно - коммунальных услуг ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот по 50% оплате занимаемой общей площади и коммунальных услуг ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. (кроме тружеников тыла) и боевых действий, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Полномочия по предоставлению указанных мер социальной поддержки переданы субъектам РФ с выделением им необходимых для этого субвенций из федерального бюджета, а также с предоставлением права устанавливать форму предоставления данных мер (в том числе в натуральном или денежном виде).

К мерам социальной поддержки граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, предоставляемым органами социальной защиты населения, относятся:

¾      компенсации;

¾      пособия.

Компенсации можно классифицировать:

¾      по периодичности выплаты (единовременные, ежемесячные, ежегодные);

¾      по целевому назначению (за вред здоровью, на оздоровление, на приобретение продовольственных товаров, за потерю кормильца, на питание школьников, дошкольников и др.).

Ежегодная денежная выплата назначается независимо от факта получения пенсии либо ведомственной принадлежности органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Размеры ежегодных денежных выплат индексируются не реже одного раза в год в порядке, утверждаемом органом исполнительной власти субъекта РФ.

Финансирование расходов на предоставление ежегодной денежной выплаты, установленной Законом, осуществляется за счет средств регионального бюджета.

Членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон, выплачивается пособие на погребение умерших инвалидов вследствие аварии на ЧАЭС или лиц, умерших следствие чернобыльской катастрофы.

Размеры компенсаций и иных выплат гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф, индексируются исходя из уровня инфляции.

Гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, ежемесячно выплачивается денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров.

Органы исполнительной власти субъектов РФ могут принимать дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан. Например, в субъектах РФ принят закон «О ежегодной денежной выплате отдельным категориям граждан, подвергшихся радиационным воздействиям, и их семьям».

Действие Закона распространяется на лиц, зарегистрированных по месту жительства на территории субъекта РФ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что органы социальной защиты населения выполняют огромную роль в области социального обеспечения, социальной поддержки граждан. От деятельности этих органов зависит дальнейшее социальное положение граждан в обществе.

Глава 2 Деятельность органов социальной защиты населения на примере Отдела филиала государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по Белебеевскому району и г. Белебей в Альшеевском районе

2.1 Экономико - организационная характеристика Отдел филиала ГКУ РЦСПН по Белебеевскому району и г. Белебей в Альшеевском районе

Государственное казенное учреждение создано в связи с реорганизацией Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, согласно Указу Президента Республики Башкортостан от 13.09.2013 № УП-274 и распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 28.10.2013 № 1308-р. С 1 января 2014 года отдел Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Белебеевскому району и г. Белебей в Альшеевском районе переименован в Отдел филиала государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по Белебеевскому району и г. Белебей в Альшеевском районе.

Небольшой коллектив отдела, численностью 18 человек, прилагает все усилия для решения социально - трудовых проблем, усиления социальной защищенности малоимущих граждан, выполнения задач, поставленных в Послании Президента Республики Башкортостан народу и Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан.

Основными задачами отдела являются:

¾      социальная защита населения на территории района, разработка предложений и реализация мероприятий по решению комплексных проблем в области социального развития;

¾      повышения уровня жизни и доходов населения;

¾      развитие социального партнёрства;

¾      обеспечение социальной защиты граждан в соответствии с законодательством.

В соответствии с основными задачами отдел выполняет следующие функции:

¾      осуществляет назначение, перерасчёт, выплату и доставку пособий, компенсаций, других денежных выплат социального характера, а также контроль за их проведением;

¾      совершенствует формы и методы работы по назначению, перерасчёту пособий и компенсаций;

¾      ведёт базу данных получателей социальных льгот и пособий (ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей - инвалидов, многодетных семей, семей группы риска и т.д.), поддерживает её в актуальном состоянии;

¾      содействует обеспечению занятости инвалидов, проведению мероприятий по их профессиональной и другой реабилитации, выдаёт направления в учреждения медико-социальной экспертизы неработающим гражданам;

¾      организует учёт и предоставление льгот инвалидам, неработающим гражданам, пострадавшим вследствие радиационного воздействия;

¾      осуществляет выдачу удостоверений и других документов, являющихся основанием для предоставления льгот, обеспечивает их учёт;

¾      осуществляет выдачу справок малообеспеченным студентам образовательных учреждений для оказания им государственной социальной помощи;

¾      осуществляет информационно-консультативное обеспечение социальной защиты населения, а также информационное сопровождение развития социальной защиты населения района, взаимодействует со средствами массовой информации. Структура Отдела представлена на рисунке 1.

Рисунок - 1 Структура Отдела филиала ГКУ РЦСПН в Альшеевском районе.

Отдел филиала ГКУ РЦСПН по Белебеевскому району и г. Белебей в Альшеевском районе благодаря оперативной работе специалистов своевременно осуществляет все ежемесячные выплаты, в полном объеме предоставляет все льготы, предусмотренные Законами Российской Федерации и Республики Башкортостан:

) «О ветеранах»;

) «О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан»;

) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

) «О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан»;

) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

) «О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан»;

) «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и жилищно - коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан»;

) «О погребении и похоронном деле в Республике Башкортостан»;

) «О донорстве крови и ее компонентов» и т.д.

Отдел осуществляет следующие виды выплат:

а) ежемесячное пособие на ребенка;

б) пособие по уходу за ребенком - инвалидом;

в) ежемесячная денежная компенсация (ЕДК) на оплату ЖКУ;

г) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

д) единовременное пособие при рождении ребенка;

е) ежемесячное пособие до достижения детьми 3 лет семьям, в которых одновременно родились двое и более детей;

ж) материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

и) ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) труженикам тыла, ветеранам труда, репрессированным и реабилитированным;

к) ежегодные выплаты гражданам, имеющим удостоверение «Почетный донор России», «Почетный донор СССР».

С каждым годом растет число граждан, обратившихся за назначением пособий.

Таблица 1 - Численность граждан, получающих пособия за период с 2012 по 2014 гг.

Вид пособий

Число граждан, чел., семьи


2012 год

2013 год

2014 год

Ежемесячное пособие на ребенка

1083

1576

2150

Пособие по уходу за ребенком - инвалидом

82

97

116

Единовременное пособие при рождении ребенка

294

232

182

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

3

4

3

Ежемесячная денежная компенсация на оплату ЖКУ

5156

6525

7283

Ежемесячное пособие до достижения детьми 3 лет семьям, в которых одновременно родились 2 и более детей

10

13

16

Единовременная денежная выплата при рождении третьего и последующих детей от 1,5 до 3 лет

243

182

118

Материальная помощь, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации

74

70

67

Ежемесячная денежная выплата труженикам тыла, ветеранам труда, репрессированным и реабилитированным

4837

4827

4815

Ежегодные выплаты гражданам, имеющим удостоверение «Почетный донор России», «Почетный донор СССР»

37

40

45


Ежегодно ведется работа по реализации подпрограммы «Развитие социального туризма в Республике Башкортостана 2012 год» долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и выездного туризма в Республике Башкортостан» на 2012 - 2016 годы. В 2013 году было выделено 34 путевок для пенсионеров и инвалидов, в 2014 - 57 путевок.

В республике разработана целевая программа «Народный университет третьего возраста» на 2011 - 2013 годы. Главной ее целью, является повышение качества жизни пожилых людей через организацию образования, создание условий для лучшей адаптации в современном обществе, обеспечения связи поколении. Целевая группа, на которую направлена данная программа - это пожилые люди, достигшие пенсионного возраста (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет). В 2011 году обучение прошли 160 человек. В 2012 году численность граждан подавших заявление и прошедших обучение составляет 280 человек, а в 2013 году - 310 человек.

За 2013 год выдано 21 сертификат на льготное зубопротезирование, в том числе матерям имеющим 5 и более детей - 3 сертификата, в 2014 году - 51 сертификат в том числе матерям, имеющим 5 и более детей - 3 сертификата.

Такие общерайонные мероприятия, как День Победы, День пожилых людей не проходит без активного участия специалистов отдела.

.2 Направление деятельности Отдела филиала ГКУ РЦСПН по Белебеевскому району и г. Белебей в Альшеевском районе

Отдел осуществляет свою деятельность руководствуясь Конституцией РФ, Конституцией РБ, Федеральными законами, Законами Республики Башкортостан, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и Республики Башкортостан, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Башкортостан, локальными и нормативно - правовыми актами Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан и Уставом Республиканского центра социальной поддержки населения.

Работа в отделе проводится в следующих направлениях:

¾      с малоимущими слоями населения, получателями социальных пособий, ежемесячных денежных компенсаций (ЕДК) многодетным;

¾      с получателями субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг инвалидами от общего заболевания, трудового увечья, профзаболевания, детьми - инвалидами;

¾      с получателями детских пособий и доплат;

¾      с гражданами, пострадавшими на ЧАЭС и МАЯК;

¾      с инвалидами и участниками Великой Отечественной Войны, ветеранами труда, вдовами У(И)ВОВ, тружениками тыла, репрессированными и реабилитированными.

Малоимущие слои населения имеют право на следующие виды пособий:

1)      Пособие на ребенка (до 16 лет);

)        Пособие на 3 - его и последующих детей;

)        Пособие на диетпитание;

)        Субсидия на оплату ЖКУ;

)        Льготные выплаты на подсобное хозяйство.

С каждым годом увеличивается объем средств, направленных на выплату пособий и компенсации. Данные по выплате пособий и компенсаций представлены в Таблице 2.

Таблица 2 - Объем средств, направленных на выплату пособий и компенсаций за 2012 - 2014 гг.

Виды пособий


2012 год

2013 год

2014 год

Ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет

10 975,0

12 853,2

13 610,3

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

31 647,3

29 930,4

27 576,1

ЕДК на оплату ЖКУ многодетным малообеспеченным семьям

1 987,2

2 089,9

2 221,4

ЕДК на оплату ЖКУ гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф

14 986,1

15 655,6

16 573,4

ЕДК инвалидам (в том числе дети - инвалиды)

15 646, 0

15 514,2

15 243,3

ЕДВ труженикам тыла, ветеранам труда, репрессированным и реабилитированным

18 054, 8

17 950,0

17 316,3


Пособие на ребенка до 16 лет в Альшеевском районе в 2013 - 2015 г. составляет 142 рубля. По состоянию на 1 января 2014 года получателей ежемесячного пособия до 16 лет 1576 человек, всего за 2013 год выплачено 223 792 рубля. В 2014 году получателей пособия - 2150 человек, размер - 305 300 рублей.

Пособие на 3 - его и последующих детей выплачивается в размере прожиточного минимума, установленного в регионе. В Республике Башкортостан в 2013 году прожиточный минимум (ПМ) для детей составлял 6315 рублей. Данное пособие было выплачено 182 семьям. В 2014 ПМ был установлен в размере 7158 рублей и выплата производилась 118 семьям.

Рисунок 2 - Количество семей, получающих пособие на 3 - его и последующих детей за период с 2012 по 2014 гг.

Пособие на диетическое питание предоставляется малоимущим учащимся государственных учреждений начального профессионального образования и студентам государственных учреждений среднего и высшего профессионального образования в Республике Башкортостан. В Отделе филиала получают пособие 13 студентов и учащихся.

Таблица 3 - Размер пособий малоимущим граждан, имеющим детей

Вид пособий

Размер пособий (руб.)


2012 год

2013 год

2014 год

Ежемесячное пособие на ребенка

142

142

142

Продолжение таблицы 3

Пособие на 3 - го и последующих детей

5 520

6 315

7 158

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

2326,00

2822, 02

2963,12


В 2013 ежемесячная денежная компенсация (ЕДК) на оплату жилья и ЖКУ выплачивалась 198 многодетным малообеспеченным семьям на сумму 20 899 рублей. В 2014 году эта компенсация выплачивалась 205 многодетным малообеспеченным семьям в размере 22 214 рублей.

Многодетным малоимущим гражданам предоставляется субсидия на личное подсобное хозяйство. В Отделе филиала Альшеевского района оно выплачивается с 2011 года. Субсидия выплачивается в размере 30 000 рублей в очередном порядке на приобретение крупнорогатого скота, то есть коровы. В год выплачивается субсидия 3 гражданам. В настоящее время в очереди за субсидией стоят около 200 человек.

Ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется в 50 - % отношении к республиканским стандартам стоимости жилищно - коммунальных услуг на одного члена семьи, состоящей их трех и более человек, ежегодно устанавливаемым Правительством Республики Башкортостан по муниципальным образованиям Республики Башкортостан. Расчет субсидия производится следующим образом:

По месту жительства зарегистрированы 2 человека - один человек трудоспособного возраста, один пенсионер. Проживают многоквартирном доме до 6 этажей. Среднемесячный доход трудоспособного человека составил 6500 рублей, пенсионера - 5450,32 рублей, Республиканский стандарт на одного человека, состоящей из двух человек - 1729,09 рублей.

Семья оплачивает коммунальные услуги на сумму 2558,65 рублей.

Расчет субсидии:

Среднемесячный доход семьи составляет 6500+5450,32 = 11 950,32 руб.

Среднедушевой доход семьи составляет (6500+5450,32) /2 = 5975,16 руб.

Величина прожиточного минимума (5889+7675)/2 = 6782 руб.

Размер субсидии по старым стандартам рассчитывался следующим образом: 1729,09 *2 - 20%*(5975,16/6782)*11950,32 = 1 352,46 руб.

Размер субсидии по новым стандартам:

,8*2 - 20%(5975,16/6782)*11950,32=1 343,88 руб.

Итого размер субсидий уменьшилось на 8, 58 рублей.

Для максимального обеспечения детей - инвалидов реабилитационными услугами дети - инвалиды Альшеевского района направляются в реабилитационный центр Стерлитамакского района. С начала 2013 года поправили свое здоровье 19 детей. Для оздоровительного отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации выделены 112 путевок. В 2014 в реабилитационный центр были направлены 20 детей - инвалидов, выделено 81 путевка детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 1 января 2009 года с учетом их перевода из натуральной в денежную форму предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации (ЕДК) расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. ЕДК на оплату ЖКУ в соответствии с Законом Республики Башкортостан «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан» по состоянию на 1 января 2014 года выплачивается 6 525 получателям, всего за январь - декабрь 2013 года выплата составляет 15 655,6 рублей. По реализации Федерального Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» единовременная денежная компенсация выплачена через федеральный бюджет в сумме 92,4 тыс.руб 17 участникам, в 2014 году компенсация была выплачена 20 участникам в размере. 97,8 тыс.руб.

Рисунок 3 - Объем средств, выплаченных гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф

По состоянию на 1 января 2014 года общая численность инвалидов, имеющих право на меры социальной поддержки составила 3313 человек, в том числе 116 детей - инвалидов. ЕДК инвалидам выплачена в сумме 15 5142 рублей. В 2014 году число инвалидов составляет 2 831 человек, в том числе 143 ребёнка - инвалида в возрасте до 18 лет, выплачена в сумме 15 443,3 тыс. руб.

Одной из мер социальной поддержки региональных льготников из числа ветеранов является осуществление выплаты ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). По состоянию на 1 января 2014 года общая численность граждан, вошедших в региональный регистр, имеющих право на получение выплаты, составила 4 827 человек. ЕДВ труженикам тыла, ветеранам труда, репрессированным и реабилитированным выплачена в сумме 17 950, 0 руб., а в 2014 году - 4 815 человек, выплачена в размере 17 316, 3 рублей.

Рисунок 4 - Общее количество инвалидов за период с 2012 по 2014 гг.

Рисунок 5 - Индексация ежегодной денежной выплаты гражданам, имеющим удостоверение «Почетный донор России», «Почетный донор СССР».

В Отделе филиала по Белебеевскому району и г. Белебею в Альшеевском районе числятся 40 граждан, награжденных нагрудными знаками «Почетный донор России», «Почетный донор СССР». За 2013 год указанной категории граждан выплачено 445,5 тыс. рублей. За январь - декабрь 2014 года была выплачена сумма в размере 527,6 тыс. рублей 45 гражданам, имеющим удостоверение «Почетный донор России», «Почетный донор СССР».

Осуществляются мероприятия по оказанию мер государственной поддержке по обеспечению жильем участников, инвалидов Великой Отечественной войны, семей погибших (умерших) военнослужащих (СПВ) в годы ВОВ, признанных нуждающимися в жилых помещениях которых в соответствии с законодательством осуществляют органы местного самоуправления.

Таблица 4 - Количество граждан, получившие сертификат на приобретение жилого помещения за период с 2012 по 2014 гг.

Год

Кол - во граждан(человек)

Сумма(тыс.руб.)

2012

12

12 376 800

2013

14

14 795 200

2014

6

6 997 320


Одними из мер дополнительной социальной поддержки являются:

. Обеспечение детей в возрасте до 3 - х лет продуктами детского питания. Оформлены документы и выданы справки в 2013 году 124 малоимущим семьям, в 2014 году - 174 малоимущим семьям.

2. Обеспечение специализированными продуктами питания беременных женщин и кормящих матерей. В 2013 году выдано 57 справок, в 2014 году - 45 справок.

Оказана материальная помощь, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации 70 семьям на сумму 362,5 тыс.руб., в 2014 году 67 семьям на сумму 634,0 тыс. руб.

Медалью «Материнская слава» в 2013 году награждены 6 многодетных матерей, родивших и воспитавших пять и более детей. Всего награждено 77 матерей, в 2014 году получили 6 многодетных матерей, родивших и воспитавших 5 и более детей. Всего награждены 83 матери.

В 2013 году было выдано 671 справок для получения государственных социальных стипендий как малообеспеченная семья, 456 справок на 891 ребенка - из малообеспеченных многодетных семей на бесплатное питание в общеобразовательных учреждениях. Для получения денежной компенсации за приобретенную школьную форму выдано 307 справок на 660 детей из малообеспеченных многодетных семей. В 2014 году выдано 486 справок на 730 детей из малообеспеченных многодетных семей на бесплатное питание в общеобразовательных учреждениях. Для получения денежной компенсации за приобретённую школьную форму выдано 318 справок на 585 детей из малообеспеченных многодетных семей.

Используется официальный сайт отдела социальной поддержки населения и раздел «Новости» сайта ГКУ РЦСПН для размещения информации о предоставляемых мерах социальной поддержки, проведённых мероприятиях и изменениях в законодательстве в социальной сфере. Организована «горячая линия» для людей с ограниченными возможностями посредством скайпа и телефона.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что Отдел филиала выполняет одну из главных ролей в благоустройстве жизни граждан. От деятельности специалистов зависит правильность и своевременность назначения и выплаты пособий и компенсаций гражданам.

2.3 Проблемы в сфере социальной защиты населения и пути их решения

В условиях современного развития общества особенно важное значение приобретает социальная защита населения. Трансформация экономики, социальной структуры общества, основных социальных институтов за последнее десятилетие привела к тому, что увеличилось число людей, нуждающихся в социальной защите и поддержке, в получении от государства минимальных гарантий в связи с несчастным случаем, безработицей и другими социальными рисками.

Подводя итоги 2014 года, Министерство труда и социальной защиты населения в Республике Башкортостан отмечает, что 2014 год стал насыщенным на события и нововведения в сфере социальной защиты населения. В сфере труда это масштабная реализация майских указов Президента России, в занятости - перенастройка формата работы и системы профориентации, в социальной защите - «дорожная карта» и новый Федеральный закон о социальном обслуживании. На пороге завершение реализации «дорожной карты» по развитию системы профессиональной ориентации молодежи и начала реализации с 2016 года нового комплексного плана.

В Республике Башкортостан в 2014 году наблюдалась положительная динамика основных показателей уровня жизни населения. Среднемесячная заработная плата выросла на 7,2% и достигла 24700 рублей.

По данным Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации по состоянию на 1 января 2014 года в Российской Федерации насчитывается 15 - 17 млн. инвалидов. Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально - медицинской, материальной и нематериальной помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии. Инвалид в России сталкивается также с такими проблемами как одиночество, так как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников, невозможность продолжить обучение и другое.

Инвалидность - это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам. Человеку с отклоненными возможностями очень сложно прожить в нашей стране.

Государству РФ нужно большое внимание обратить на создание благотворительных фондов, различных центров для реабилитации инвалида, где он может себя почувствовать дома, проводить там обучения, развлекательные программы и медицинскую реабилитацию.

В Республики Башкортостан особая тема - трудоустройство инвалидов. В 2014 году в службу занятости обратилось более 3300 людей с ограниченными возможностями здоровья. Уже 3 года Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан трудоустраивает инвалидов на специально оборудованные рабочие места, но продолжают трудиться лишь две трети из них. Нужно разбираться в причинах. Необходим прорыв в росте уровня трудоустройства инвалидов - за год он увеличился с 34 до 38%, что является невысоким показателем. Установленная квота для трудоустройства инвалидов работодателями выполнена только на 76%. Выполнение квоты должно быть полное. Из обратившихся в службу занятости более 3300 инвалидов трудоустроено 1415 (42%). Для этого центрам занятости совместно с работодателями и при активном участии муниципалитетов необходимо коренным образом изменить подходы к трудоустройству инвалидов. Нужно проводить более качественный отбор рабочих мест, повышать их закрепляемость на специально оборудованных рабочих местах, в том числе за счет развития систем наставничества и стажировок. Рабочее место должно учитывать не только ограничения жизнедеятельности инвалидов, но и обеспечивать их профессиональный, карьерный рост.

Дополнительной и очень ответственной работой стало трудоустройство граждан, вынужденно покинувших территорию Украины. В Башкортостане на учет в центрах занятости встали 2409 таких граждан, из них трудоустроено 1770 человек или 73% от числа обратившихся.

В 2014 году внедрена новая технология оказания адресной социальной помощи на основании социального контракта, направленная на преодоление социального иждивенчества.

В 2014 году заключено 1407 социальных контрактов. Средства, выделенные из бюджета республики (52,5 млн. рублей) на реализацию данной помощи, израсходованы в полном объеме.

Основными заявителями на оказание адресной помощи (это порядка 80%) являются многодетные семьи. Так, 35 многодетных семей открыли собственное дело, 1043 семьи получили помощь на развитие личного подсобного хозяйства (ЛПХ).

Анализ предоставления данной адресной выплаты показал наличие социально - экономического эффекта, то есть среднедушевой доход семей повысился как в денежном выражении (до 6,7 тысяч рублей за период действия контракта), так и в натуральном виде за счет поступлений продуктов питания из ЛПХ.

В настоящее время меры государственной социальной поддержки труженикам тыла, ветеранам труда и жертвам политических репрессий является острой проблемой. Так как люди пожилого возраста, ветераны войны и труда, самая уязвимая социальная группа населения страны. Отдав свою молодость и жизнь служению обществу, они вправе рассчитывать на то, что общество вернет им долги, обеспечив достойную старость. Однако именно ветеранов внесших неоценимый вклад в создание экономического и оборонного могущества Родины, отстоявших в годы Великой Отечественной Войны ее свободу и независимость. Эти категории граждан заслуживают социальную поддержку от государства.

Каждый четвертый житель Республики Башкортостан является получателем пособий и льгот. Сейчас меняются подходы, помощь от государства должны получать те, кто в ней действительно нуждается. Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан проводится работа по совершенствованию порядка предоставления мер социальной поддержки путем введения адресности и изменения механизмов их назначения. В результате увеличивается объем средств на одного получателя в год. В 2013 году это 11 800 рублей. В 2014 году - уже 13 300 рублей. То есть адресность и эффективность предоставления мер социальной поддержки растет. Так, проведенные в 2013 году мероприятия по объединению детских пособий, монетизации льгот для многодетных семей позволили повысить размер ежемесячного пособия на ребенка со 142 до 826 рублей для отдельных категорий семей. В сравнении с 2012 годом на 23% увеличился объем средств, направленных на социальную поддержку семей с детьми. Такое увеличение произошло, в том числе за счет введения новой ежемесячной денежной выплаты в размере 3 000 рублей на каждого ребенка, рожденного третьим или последующим, в возрасте от полутора до трех лет. Это позволило продлить период ухода за ребенком и разгрузить проблему нехватки мест в детских садах.

В 2013 году изменилась структура органов соцзащиты. Указом Президента республики с 1 января 2014 года ликвидированы территориальные органы министерства, за счет этого на 75% сокращена численность государственных гражданских служащих. Основные функции территориальных органов переданы вновь созданному Республиканскому центру социальной поддержки населения. В текущем году перед Республиканским центром социальной поддержки населения стоят четкие задачи по совершенствованию организации работы - это централизация осуществления выплат, создание клиентских служб и обеспечение межведомственного взаимодействия по предоставлению государственных услуг. Кроме того, необходимо упростить процесс оформления мер социальной поддержки, сделать его более удобным и комфортным для граждан.

Деятельность Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в определенной степени влияет на основные показатели демографического развития. На рост рождаемости - через поддержку семей. На снижение смертности и увеличение продолжительности жизни - через создание условий для продления активного долголетия. Такими механизмами являются республиканские программы «Народный университет третьего возраста», социальный туризм, новые технологии социального обслуживания, фестиваль творчества пожилых, проект 50плюс, Ломая барьеры и другие.

К оказанию социальных услуг населению в Республики Башкортостан можно привлекать и некоммерческие организации. А так же активнее использовать потенциал благотворительности и добровольчества. Примером такой системной работы является сотрудничество Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан с ООО «Газпром Трансгаз Уфа».

В работе по привлечению в сферу социальных услуг негосударственного сектора необходимо активнее использовать потенциал благотворительности и добровольчества. Сложилась определенная система сотрудничества с ООО «Газпром Трансгаз Уфа», Башкирским отделением СБЕРБАНК. Благодаря их поддержке в регионе появляются новые спортивные и детские игровые площадки, оказывается адресная поддержка многодетным семьям, инвалидам, людям старшего поколения. На проведение более чем 800 благотворительных мероприятий в 2014 году было собрано более 220 млн. рублей. Также была оказана помощь Белогорскому району Республики Крым. Необходимо искать и дополнительные формы работы с пожилыми. Причем они вполне могут быть малозатратными и не требующими бюджетных средств. Например, развитие волонтерского движения. Интересные практики есть и в Республике Башкортостан, и в других регионах.

Для существенного повышения эффективности и качества социальных услуг необходимо предпринять следующие шаги.

Первое. Улучшение кадрового потенциала. Повышение квалификации работников должно охватывать 30% занятых ежегодно. На сегодняшний день удельный вес работников, охваченных коллективными договорами, составил 67,5% от средней численности работников организаций. Действует 162 отраслевых и территориальных соглашения и 7 022 коллективных договора с охватом 797,5 тыс. человек (1 января 2014 года - 7 166 коллективных договора).

Второе. В текущем году необходимо завершить внедрение независимой системы оценки качества предоставления услуг. В 2013 году этот процесс начался с создания Общественного совета. Это объективный и действенный инструмент оценки деятельности учреждений.

Третье. Переход на подушевое финансирование. Необходимо в текущем году провести скрупулезную работу по нормированию труда работников, разработке методики и расчету стоимости оказываемых услуг.

Четвертое. Электронный учет оказываемых услуг. Вести регистр получателей услуг социального обслуживания нас обязывает и федеральный закон.

Пятое. Развитие сети. Сегодня ряд учреждений социального обслуживания не соответствуют современным требованиям. Такой анализ проводиться постоянно. По его результатам в прошлом году были реорганизованы 3 учреждения. Высвобожденные средства перераспределены на открытие 7 отделений социальной помощи семье и детям, деятельность которых направлена на профилактику семейного неблагополучия. В будущем это будет главным целевым показателем деятельности центров помощи семьям, которые появятся в результате реорганизации социальных приютов.

Шестое. Стационарозамещение. Одним из показателей оценки эффективности деятельности в области социальной защиты населения является доля граждан, получивших социальные услуги в нестационарных условиях. Необходимо продолжить развитие стационарозамещающих технологий, так как содержание одного клиента в стационаре в 6 раз дороже, чем обслуживание клиента на дому. Доля граждан, получивших социальные услуги в нестационарных условиях составила 22,1% при запланированном - 18,5%.

Седьмое. Развитие дополнительных услуг и государственно-частного партнерства. Как известно, основные получатели социальных услуг - это пожилые люди. Очевидно, что их количество будет увеличиваться, а значит, будет расти и нагрузка на социальную сферу. Перспективным направлением является развитие платных и дополнительных услуг. Рост платных услуг - 30 - 40% в год, количество работающих при этом в отрасли неуклонно уменьшается. За последние два года нагрузка на одного социального работника возросла с 8 до 13 человек (62%).

Таким образом, необходимо продолжить масштабную модернизацию системы социального обслуживания, направленную, в первую очередь, на развитие рынка социальных услуг, наиболее востребованных населением.

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Все люди, члены современного общества, обладают определенными правами, в том числе и правом на социальное обеспечение и социальную защиту со стороны государства. Это право означает, что государство должно обеспечить достойное существование человека в случае, если тот по каким-либо причинам не может получить источник дохода. Социальная защита необходима каждому человеку в течение всей его жизни. При достижении определенного возраста, в случаях болезни, инвалидности, безработицы, потери кормильца, наличия детей человек так или иначе нуждается в материальной поддержке или социальном обслуживании.

Сегодня социальная защита населения в качестве основной цели преследует избавление значительной его части от нищенского существования в условиях, когда среднедушевой совокупный доход семьи стал ниже уровня удовлетворения элементарных физиологических потребностей. Возникла настоятельная необходимость предотвращения снижения уровня жизни малообеспеченных, нетрудоспособных членов общества и семей с детьми, как наиболее социально уязвимых групп населения. Но так как уровень оплаты труда отстает от уровня цен, все большее количество товаров повседневного спроса становится малодоступным, а то и вовсе недоступным не только для нетрудоспособных, но и для трудоспособных граждан. В связи с этим возникает проблема защиты стабильности рабочих мест как основного источника обеспечения средств существования и создание условий для активного включения населения в социально полезную деятельность.

Таким образом, эффективная система социальной защиты населения рассчитана не только на категории граждан, непосредственно нуждающихся в такой защите, но и на максимальное развитие экономики, стимулирование трудовых усилий каждого трудоспособного члена общества, создание условий, в которых он хотел и мог бы заработать.

Положение семьи в Российской Федерации в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. Сегодня повышение благосостояния населения является одной из основных целей любого общества, стремящегося к прогрессу. Государство, заботящееся о своих гражданах, должно создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.

Социальная защита населения являются важнейшей составной частью любого цивилизованного государства. Развитие социальной защиты населения тесно связано с экономическим положением страны. В нашей стране это развитие только началось, и в будущем должно стать отлаженной системой социального обеспечения, помогающих людям удовлетворять их социально - экономические и духовные потребности в новых условиях рыночных отношений.

Социальная защита населения является важным условием национальной безопасности государства, чем обуславливается необходимость ее обеспечения в интересах настоящего и будущего России.

Использование разнообразных форм работы с различными категориями населения, привлечение дополнительных источников финансирования позволяет Отделу филиала ГКУ РЦСПН по Белебеевскому району и г. Белебей в Альшеевском районе оказывать социальную помощь широкому кругу лиц, осуществлять адресную помощь гражданам, что положительно отражается на социальном климате Республики Башкортостан.

Сегодня социальная защита населения создается для защиты граждан РФ, для их благополучия и финансовой независимости. Социальная защита очень важная отрасль в жизни любого человека.

В рамках представленной выпускной квалификационной работы был предложен комплекс мер для существенного повышения эффективности и качества социальных услуг.

Таким образом, социальная защита - это одна из важнейших составляющих жизни любого общества, но уровень ее развития напрямую зависит от уровня развития этого общества. Главное здесь, чтобы усилия в данном направлении шли не только «сверху», но и «снизу», чтобы каждый из нас осознавал свою значимость в этом мире.

Список использованной литературы

1)      Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. - М.: Изд -во Омега - Л, 12.12.1993 г.

2)      Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178 - ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изм. от 21 июля 2014 г.);

3)      Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195 - ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». (с изм. от 21 июля 2014 г.);

5)      "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (с изм. от 3 декабря 2012 г.);

6)      Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5 - ФЗ «О ветеранах» (с изм. от 6 апреля 2015 г.);

7)      Федеральный закон от 15 мая 1991 г. № 1244 - 1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изм. от 6 апреля 2015 г.);

8)      Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81 - ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» ( с изм. от 6 апреля 2015 г.);

9)      Федеральный закон от 20 июля 2012 г. № 125 - ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» (с изм. от 4 июня 2014 г.);

10)    Закон Республики Башкортостан от 14 июля 1993 г. № ВС - 18 /45 «О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан» (с изм. от 30 декабря 2001 г.);

11)    Закон Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 г. № 133 - з «О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан»;

12)    Закон Республики Башкортостан от 24 июля 2000 г. № 87 - з «О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан»;

13)    Закон Республики Башкортостан от 24 ноября 2008 г. № 69 - з «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и жилищно - коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан»;

14)    Закон Республики Башкортостан от 25 декабря 1996 г. № 63 - з «О погребении и похоронном деле в Республике Башкортостан» (с изм. от 28 декабря 2009 г.);

15)    Закон Республики Башкортостан от 13 декабря 1994 г. № ВС - 25/38 « О ветеранах войны, труда и Вооруженных сил» (с изм. от 29. 04. 2014 г.);

16)  Постановление Правительства РФ от 24 июня 1996 г. № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания».

17)    Распоряжение Правительства РФ от 3 июля 1996 г. № 1063-р «Социальные нормативы и нормы»;

18)    Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов»;

19)    Постановление Правительства Республики Башкортостан от 11 сентября 2013 г. № 410 "Об утверждении Положения о порядке предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающим на территории Республики Башкортостан" (с изм. от 17 декабря 2014 г.);

20)    Постановление Правительства Республики Башкортостан от 25 июля 2015 г. № 254 «О порядке предоставления ежемесячного детского пособия до достижения детьми трех лет, семьям в которых одновременно родились двое и более детей и среднедушевой доход которых не превышает двукратной величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Республике Башкортостан»;

21)    Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения: учебник / Галаганов В.П. - М.: КНОРУС, 2013 г. - 160 с.;

22)    Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник. - М: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2013 г. - 368 с.

23)    Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник / Г.В. Сулейманова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 574 с.;

24)    Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учеб. пособие / Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. - М.: Книжный мир, 2013. - 292 с.;

25)    Основы социальной работы: Учебник /Отв. Ред. П.Д. Павленок - М.: ИНФРА - М., 2013. - 315 с.

26)    Леонтьева А.Г. Социальная защита населения в регионе: проблемы управления и финансирования: монография. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2013. - 240 с.;

27)    <http://www.rosmintrud.ru/>;

28)    <http://mintrudrb.ru/>;

29)    <http://www.pfrf.ru/>;

30)    <http://www.garant.ru/>;

31)    <http://soc>-work.ru/.

Похожие работы на - Деятельность органов социальной защиты населения на примере Отдела филиала ГКУ РЦСПН по Белебеевскому району и г. Белебей в Альшеевском районе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!