Разработка электронного практикума по дисциплине 'Математика' в программе Microsoft Office FrontPage

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,59 Мб
  • Опубликовано:
    2015-05-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка электронного практикума по дисциплине 'Математика' в программе Microsoft Office FrontPage

Введение


Актуальность исследования. Стремительный процесс компьютеризации образования на основе современных компьютерных систем, поступающих в учебные заведения страны, открывает в образовании путь электронным учебникам. Этот термин в настоящее время наиболее устойчив, и к этому типу разработок относятся все в большей или меньшей степени целостные компьютерные курсы учебного назначения. Учебник, в классическом понимании, это книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и образования.

Необходимо четко определить отличительные признаки электронного учебника от печатного.

) Каждый печатный учебник (на бумажном носителе) рассчитан на определенный исходный уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. По многим общеобразовательным предметам имеются учебники обычные (базовые), повышенной сложности, факультативные и др. Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом он будет весь размещен на одном лазерном компакт-диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня.

) Наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном. Так в учебнике по географии России на бумажном носителе обычно представлено около 50 иллюстраций. В новом мультимедийном учебнике по этому же курсу имеется около 800 слайдов. Наглядность обеспечивается также использованием при создании электронных учебников мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п.

) Электронный учебник обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов. Электронный учебник позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме. При неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями.

) Многие электронные учебники являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации.

) Для обеспечения многофункциональности при использовании и в зависимости от целей разработки электронные учебники могут иметь различную структуру.

Оценка качества создаваемых и используемых в образовательном процессе электронных мультимедийных учебников и пособий на сегодняшний день является очень актуальным, так как единого научно-методического обеспечения и стандартов в данной области не существует, что отрицательно сказывается на качестве программного обеспечения учебного назначения, существующего на современном рынке программного обеспечения. В то же время они вызывают к себе повышенный интерес как к современному научно-методическому обеспечению учебного процесса и способу самообразования.

Таким образом, в данной работе объектом исследования являются автоматизированные обучающие системы. А сам процесс усвоения учебного материала учащимися выступает предметом исследования.

В соответствии с требованиями к автоматизированным обучающим системам, таким как наличие обучающей части, возможность корректировки и дополнения материала, наличие части для самопроверки, а также в соответствии с особенностями усвоения учебного материала учащимися, формируется цель - разработать электронный учебник на языке программирования HTML в программе Microsoft Office FrontPage 2003 .

Целью настоящей дипломной работы является проектирование и разработка электронного практикума по дисциплине «Математика», позволяющего в интерактивной форме проводить обучение.

Объектом исследования являются электронные средства обучения в условиях педагогического колледжа.

Предметом исследования является электронный практикум по дисциплине «Математика».

Для реализации цели необходимо выполнить ряд задач:

) Разработать требования к программному обеспечению

) Разработать программное приложение

) Разработать учебный материал

) Разработать тестовую информацию

В своей дипломной работе я рассмотрела одну из сторон процесса информатизации общества и образования - создание и использование на практике одной из форм обучения с использованием средств новых информационных технологий (СНИТ) - электронного учебника. В ней исследуются возможности средств новых информационных технологий, условия, необходимые для их успешного использования, рассматривается и анализируется прикладное программное обеспечение необходимое для создания и дальнейшего использования электронных учебников. Кроме этого, описываются все этапы создания подобных электронных приложений с учетом специфики конкретного учебного предмета (математики).

Работа состоит из двух глав: в первой кратко рассматриваются современные реалии информатизации общества, аспекты применения СНИТ в высшем образовании и классификация педагогических программных средств (ППС), этапам разработки и создания электронного учебника, также, в нее входит анализ наиболее популярных авторских систем традиционно используемых для разработки электронных приложений; во второй главе описан возможности программы Microsoft Office FrontPage 2003, а также изложено поэтапное создание электронного учебника по дисциплине «Математика».

Глава I. Информационные технологии в обществе и образовании

 

1.1 Основные положения и классификация электронных учебных материалов


Электронные текстовые документы - это не просто тексты в цифровом формате. Это удобство восприятия, возможность сверхбыстрого поиска информации, поддержка аудио, видео и анимации, интерактивные функции - все это имеет принципиальное значение для физической научной деятельности. Главное, что отличает электронные книги - экономичность, дешевизна, удобство их передачи, как на внешних носителях, так и по сети Интернет.

Изложение теоретического материала в свете возможностей цифровой обработки текстовой и графической информации получает принципиально новую форму. Наиболее часто используются электронные учебники, справочники, электронные лекции и книги. Рассмотрим более детально классификацию электронных учебных материалов. В современной медиапедагогике понятие «Электронный учебник» включает несколько форм:

)        Стандартные электронные учебники представляют собой электронный текст, оглавление которого является системой быстрого перехода на разделы и главы учебника. Каждая электронная страница дополнена графическими изображениями или анимацией, функциями пролистывания «вперед-назад» и «возврат к оглавлению». Это простейшая схема. В более сложных учебниках при помощи гиперссылок (переходов) реализована возможность быстрого перемещения на справочный материал или другие параграфы учебника, связанные с текущим. Это значительное функциональное удобство, с лихвой компенсирующее некоторый дискомфорт, возникающий при чтении текстов с экрана монитора.

)        Электронные энциклопедии - это электронные страницы с текстами и графическими изображениями классического энциклопедического характера. Главное преимущество такой энциклопедии перед обычными бумажными формами - мощная система поиска информации, основанная на специальных программных алгоритмах поиска, электронные каталоги, функция поиска связанной информации, поддержка видео и анимации, и безусловно небольшой физический объем. 50 томов книг-энциклопедий умещаются на одном CD-диске.

)        Электронные справочники-комплексы справочной информации по некоторому разделу, оснащенные программными алгоритмами с различными схемами поиска : по оглавлению, ключевым словам и др. Часто справочники интегрируются в электронные учебники, тренажеры и другие образовательные ресурсы.

)        Электронные репетиторы представляют собой комплексы мультимедийных ресурсов, основу которых составляет электронный справочник. Главное отличие электронного репетитора от других электронных учебников - это его целевое назначение.

)        Электронные самоучители одно из самых эффективных средств самообразования. Основу самоучителя составляет электронный учебник, дополненный системой тренажеров и интерактивных тестов для самоконтроля. Как бы не были совершенны мультимедийные образовательные ресурсы, роль преподавателя в процессе обучения не становится менее значительной. Именно в самоучителе при помощи интерактивных мультимедийных средств максимально смоделированы функции контроля над обучением: схема допуска к следующему этапу по результатам тестирования, звуковое сопровождение, система подсказок и советов.

)        Терминологические словари - разновидность электронных словарей, получивших в последнее время очень широкое распространение. Представляет собой электронную базу данных определений из некоторой предметной области. Разнообразные системы быстрого поиска основной и дополнительной информации значительно облегчают работу с любым текстом. Терминологический электронный словарь может быть как отдельным модулем, так и интегрирован в другие мультимедийные ресурсы.

)        Мультимедийные курсы это комплексы самых разнообразных ресурсов по определенному разделу, связанных при помощи системы связей и переходов между собой в единый образовательный сценарий. мультимедийный курс предполагает участие преподавателя, как координатора учебного процесса и, соответственно, может быть использован или на занятиях в аудиториях, оснащенных компьютерной техникой или в схеме дистанционного обучения.

)        Комплекты электронных лекций - разновидность электронных учебных материалов универсального характера, так как позволяет преподавателю дополнять и корректировать свои лекции, оформлять их графическими и видеоматериалами и интерактивным оглавлением, размещать в виде электронных методических пособий на сайте своего учебного заведения и использовать в дистанционном обучении.

1.2    Преимущества и недостатки компьютерных систем обучения


Многочисленные исследования подтверждают успех систем обучения с использованием компьютерных технологий. Установлено, что внимание обучаемых во время работы с обучающей интерактивной программой на базе мультимедиа, как правило, удваивается, поэтому время, необходимое для изучения конкретного материала, сокращается в среднем на 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Существенные положительные факторы, которые говорят в пользу обучения с использованием технологии мультимедиа, следующие:

лучшее и более глубокое понимание изучаемого материала;

мотивация обучаемого на контакт с новой областью знаний;

возможность самостоятельного выбора последовательности изучения предметов и темпа работы;

экономия времени из-за значительного сокращения времени обучения;

полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и впоследствии легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.

Эти и другие возможности информационных средств естественным образом активизируют процессы обучения на всех его этапах усвоения знаний.

Применение интерактивных информационных обучающих систем повышает динамику и содержательность учебных заданий, процесса их выполнения, а также самоконтроля, самооценки и оценки успешности обучения. Компьютеризация и информационные технологии, будучи мощным дополнением мастерства преподавателя, являются вместе с тем новым источником и стимулом его самосовершенствования.

Анализ и практика показывают, что положительные эффекты информатизации обучения наиболее отчетливо проявляются при:

изучении базиса дисциплины, ее сложных закономерностей и алгоритмов, динамических процессов;

реализации игр и имитаций;

организации исследовательских и тренирующих процессов;

автоматизации самоконтроля, контроля, оценки обучения;

оперативном документировании наиболее существенных результатов.

К недостаткам можно отнести:

вредное воздействие монитора на глаза человека при длительном чтении текстов;

отсутствие личного контакта обучаемого и преподавателя, что ведет к невозможности быстрого уточнения возникших вопросов обучаемого с преподавателем.

1.3 Информатизация общества: современные реалии


В современном цивилизованном обществе этапа информатизации все его члены, независимо от их общественного положения, используют информацию и знания в своей деятельности, решая непрерывно возникающие перед ними задачи. При этом постоянно увеличивающиеся запасы знаний, опыта, весь интеллектуальный потенциал общества, который сосредоточен в книгах, патентах, журналах, отчетах, идеях, активно, на современном техническом уровне участвует в повседневной производственной, научной, образовательной и других видах деятельности людей. Ценность информации и удельный вес информационных услуг в жизни современного общества резко возросли. Это дает основание говорить о том, что главную роль в процессе информатизации играет собственно информация, которая сама по себе не производит материальных ценностей. Под информацией (с общих позиций) будем понимать сведения о фактических данных и совокупность знаний о зависимостях между ними, то есть средство, с помощью которого общество может осознавать себя и функционировать как единое целое. Естественно предположить, что информация должна быть научно - достоверной, доступной в смысле возможности ее получения, понимания и усвоения; данные, из которых информация извлекается, должны быть существенными, соответствующими современному научному уровню.

Как было уже сказано, общество этапа информатизации характеризует процесс активного использования информации в качестве общественного продукта, в связи с чем происходит формирование высокоорганизованной информационной среды, оказывающей влияние на все стороны жизнедеятельности членов этого общества.

Информационная среда включает множество информационных объектов и связей между ними, средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, а также организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы. Общество, создавая информационную среду, функционирует в ней, изменяет, совершенствует ее. Современные научные исследования убеждают в том, что совершенствование информационной среды общества инициирует формирование прогрессивных тенденций развития производительных сил, процессы интеллектуализации деятельности членов общества во всех его сферах, включая и сферу образования, изменение структуры общественных взаимоотношений и взаимосвязей.

Необходимо выделить ряд основных направлений формирования и становления средств, методов и технологий, которые открывают новые возможности прогрессивного общественного развития, находящего свое отражение в сфере образования.

математизация и информатизация предметных областей: использование современных информационных технологий при реализации возможностей аппарата математики, в том числе математической статистики, позволяет автоматизировать процессы обработки информации, результатов научного эксперимента, интенсифицировать применение инструментария математики в социологических исследованиях. Математизация дает возможность повысить качество принимаемых решений на всех стадиях процесса принятия решения человеком или ЭВМ за счет применения современных методов многофакторного анализа, прогнозирования, моделирования и оценки вариантов, оптимального планирования. Это позволяет перейти к разработке научно обоснованных подходов к принятию оптимального решения в конкретной ситуации, использовать методы и средства информатики в процессе решения задач различных предметных областей.

интеллектуализация деятельности:

реализация возможностей технических и программных средств современных

информационных технологий позволяет: обеспечить управление информационными потоками; общаясь с пользователем на естественном языке, осуществлять распознавание образов и ситуаций, их классификацию; эффективно обучать логике доказательств; накапливать и использовать знания; организовывать разнообразные формы деятельности по самостоятельному извлечению и представлению знаний; осуществлять самостоятельное "микрооткрытие" изучаемой закономерности.

интеграционные процессы:

интеграция современных информационных технологий с операциональными обеспечивает системный эффект, следствием которого становится "технологический прорыв", имеющий место в педагогике. Вместе с тем использование современных информационных технологий поддерживает общие интеграционные тенденции процесса познания окружающей информационной, экологической, социальной среды, способствует реализации преимуществ узкой специализации и возможностей индивидуализации процесса обучения, обеспечивая эффективность образовательного процесса.

Естественно предположить, что развитие, совершенствование информационной среды сферы образования зависит от обеспечения системы образования как в целом, так и каждого учебного заведения в отдельности специализированными подразделениями, приспособленными для организации деятельности со средствами новых информационных технологий.

1.4 Аспекты применения СНИТ в образовании


Интенсивное развитие процесса информатизации образования влечет за собой расширение сферы применения СНИТ. В настоящее время можно уже вполне определенно выделить успешно и активно развивающиеся направления использования современных информационных технологий в образовании:

реализация возможностей программных средств учебного назначения (проблемно-ориентированных, объектно-ориентированных, предметно ориентированных) в качестве средства обучения, объекта изучения, средства управления, средства коммуникации, средства обработки информации.

интеграция возможностей сенсорики, средств для регистрации и измерения некоторых физических величин, устройств, обеспечивающих ввод и вывод аналоговых и дискретных сигналов для связи с комплектом оборудования, сопрягаемого с ЭВМ, и учебного, демонстрационного оборудования при создании аппаратно-программных комплексов.

Использование таких комплексов предоставляет обучаемому инструмент исследования, с помощью которого можно осуществлять регистрацию, сбор, накопление информации об изучаемом или исследуемом реально протекающем процессе; создавать и исследовать модели изучаемых процессов; визуализировать закономерности процессов, в том числе и реально протекающих; автоматизировать процессы обработки результатов эксперимента; управлять объектами реальной действительности. Применение

этих комплексов, учебного, демонстрационного оборудования, функционирующего на базе СНИТ, позволяет организовывать экспериментально-исследовательскую деятельность - как индивидуальную (на каждом рабочем месте), так и групповую, коллективную с реальными объектами изучения, их моделями и отображениями. Это обеспечивает широкое внедрение исследовательского метода обучения, подводящего учащегося к самостоятельному "открытию" изучаемой закономерности, способствует актуализации процесса усвоения основ наук, развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей.

интеграция возможностей компьютера и различных средств передачи аудиовизуальной информации при разработке видеокомпьютерных систем и систем мультимедиа.

Эти системы представляют собой комплекс программно-аппаратных средств и оборудования, который позволяет объединять различные виды информации (текст, рисованная графика, слайды, музыка, реалистические изображения, движущиеся изображения, звук, видео) и реализовывать при этом интерактивный диалог пользователя с системой. Использование видеокомпьютерных систем и систем мультимедиа обеспечивает реализацию интенсивных форм и методов обучения, организацию самостоятельной учебной деятельности, способствует повышению мотивации обучения за счет

возможности использования современных средств комплексного представления и манипулирования аудиовизуальной информацией, повышения уровня эмоционального восприятия информации.

реализация возможностей систем искусственного интеллекта при разработке так называемых интеллектуальных обучающих систем (Intelligent Tutoring Systems) типа экспертных систем, баз данных, баз знаний, ориентированных на некоторую предметную область.

Использование возможностей систем искусственного интеллекта создает веские предпосылки для организации процесса самообучения; формирует умения самостоятельного представления и извлечения знаний; способствует интеллектуализации учебной деятельности; инициирует развитие аналитико синтетических видов мышления, формирование элементов теоретического мышления. Все это является основой интенсификации процессов развития личности обучаемого.

использование средств телекоммуникаций, реализующих информационный обмен на уровне общения через компьютерные сети (локальные или глобальные), обмен текстовой, графической информацией в виде запросов пользователя и получения им ответов из центрального информационного банка данных.

новая технология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном "экранном мире" - система "Виртуальная реальность".

Использование этой системы позволяет обеспечить аудиовизуальный и тактильный контакт между пользователем и стереоскопически представленными объектами виртуальной реальности при наличии обратной связи и использовании средств управления.

Перспективами использования системы "Виртуальная реальность" в сфере образования являются: профессиональная подготовка будущих специалистов в областях, в которых необходимо стереоскопически представлять изучаемые или исследуемые объекты: стереометрии, черчению, инженерной графике, машинной графике, организация досуга, развивающих игр, развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, интуитивного, творческого видов мышления.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт применения СНИТ, реализация вышеизложенных возможностей позволяет обеспечить:

·   предоставление обучаемому инструмента исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире и вместе с тем активного компонента предметного мира, инструмента измерения, отображения и воздействия на предметный мир;

·        расширение и углубление изучаемой предметной области за счет возможности моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений; организации экспериментально-исследовательской деятельности; экономии учебного времени при автоматизации рутинных операций вычислительного, поискового характера;

·        расширение сферы самостоятельной деятельности обучаемых за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально-исследовательская, учебно-игровая, информационно-учебная деятельность, а также деятельность по обработке информации, в частности и аудиовизуальной), в том числе индивидуальной, на каждом рабочем месте, групповой, коллективной;

·        индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности и организационных форм обучения;

·        вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного материала или решения задач определенного класса за счет реализации возможностей систем искусственного интеллекта;

·        формирование информационной культуры, компоненты культуры индивида, члена информационного общества, за счет осуществления информационно-учебной деятельности, работы с объектно-ориентированными программными средствами и системами;

·        повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений, управления изучаемыми объектами, ситуацией, возможности самостоятельного выбора форм и методов обучения, вкрапления игровых ситуаций.

Процесс информатизации образования и связанное с этим использование возможностей СНИТ в процессе обучения приводит не только к изменению организационных форм и методов обучения, но и к возникновению новых методов обучения.

Математизация и информатизация предметных областей, интеллектуализация учебной деятельности, общие интеграционные тенденции процесса познания окружающей информационной, экологической, социальной среды, поддерживаемые использованием СНИТ, приводят к расширению и углублению изучаемых предметных областей, интеграции изучаемых предметов или отдельных тем. Это обусловливает изменение критериев отбора содержания учебного материала. Они основываются на необходимости интенсификации процесса интеллектуального и саморазвития личности обучаемого, формирования умений формализовать знания о предметном мире, извлекать знания, пользуясь различными современными методами обработки информации.

Таким образом, в связи с развитием процесса информатизации и образования изменяется объем и содержание учебного материала, происходит переструктурирование программ учебных предметов (курсов), интеграция некоторых тем или самих учебных предметов, что приводит к изменению структуры и содержания учебных предметов (курсов) и, следовательно, структуры и содержания образования.

Параллельно этим процессам происходит внедрение инновационных подходов к проблеме уровня знаний учащихся, основанных на разработке и использовании комплекса компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня усвоения.

Изменение содержания и структуры образования, представлений об организационных формах, методах обучения и контроля за его результатами приводит к изменению частных методик преподавания.

Реализация возможностей СНИТ в процессе обучения и связанное с этим расширение спектра видов учебной деятельности приводят к качественному изменению дидактических требований к средствам обучения, учебной книге. Это наглядно демонстрируется на примере педагогических программных средств (ППС) учебного назначения.

1.5 Типология педагогических программных средств


Особое место в программном обеспечении персональных компьютеров занимают педагогические программные средства, с помощью которых реализуется автоматизированное обучение.

Педагогические программные средства (ППС) - совокупность компьютерных программ, предназначенных для достижения конкретных целей обучения.

ППС являются главной частью компьютерного программно-методического комплекса, включающего кроме педагогических программных средств методическое и дидактическое сопровождение данных программ.

Средства вычислительной техники должны поступать в систему образования с программным обеспечением, ориентированным на задачи обучения различным дисциплинам. Проблема создания и использования компьютерных учебных программ продолжает оставаться актуальной. Педагогическая ценность и качество ППС зависит от того, насколько полно учитываются при его разработке комплекс требований, предъявляемый к ним.

В настоящее время нет единой классификации ППС, хотя во многих работах в зависимости от методических целей, реализация которых оправдывает введение ППС, выделяют среди них следующие типы:

. Программы-тренажеры - предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки обучаемых. При использовании этих программ предполагается, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен. Многие из этих ППС составлены в духе бихевиоризма, когда за один из ведущих принципов берется подкрепление правильного ответа. ПК в случайной последовательности генерирует учебные задачи, уровень трудности которых определяется педагогом. Если обучаемый дал правильное решение, ему сообщается об этом, иначе ему либо

предъявляется правильный ответ, либо предоставляется возможность запросить помощь. Компьютерные учебные программы такого типа реализуют обучение, мало чем отличающееся от программированного обучения с помощью простейших технических устройств. Однако ПК обладает значительно большими возможностями в предъявлении информации, чем в типе ответа.

Многие системы позволяют даже вводить с некоторым ограничением конструированные ответы. В настоящее время разработано достаточно большое число программ рассматриваемого типа. При их разработке можно обойтись знаниями о процессе обучения и учебной деятельности на уровне «здравого смысла», т.е. интуитивного, часто недостаточно осознанного представление о процессе обучения и индивидуального опыта, приобретенного разработчиками в процессе преподавательской работы.

. Контролирующие программы, предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений. Известно, что контроль знаний обучаемых представляет собой одно из самых важных и в то же время по характеру организации и уровню теоретической исследованности одно из самых слабых звеньев учебного процесса. Главный недостаток существующих форм и методов контроля заключается в том, что в большинстве случаев они еще не обеспечивают необходимой устойчивости и инвариантности оценки качества усвоения учебной информации, а также необходимой адекватности этой оценки действительному уровню знаний. Совершенствование контроля за ходом обучения должно концентрироваться вокруг узловой проблемы проблемы повышения достоверности оценки формируемых знаний, умений инавыков. Эту проблему можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как увеличение степени соответствия педагогической оценки действительному уровню знаний обучаемых; во-вторых, как создание и реализация таких методических приемов контроля, которые обеспечили бы независимость оценок от случайных факторов и субъективных установок учителя. Использование соответствующих пакетов контролирующих программ позволит повысить эффективность обучения и производительность труда

Преподавателя придаст контролю требуемую устойчивость и инвариантность, независимость от субъективных установок учителя.

. Наставнические программы, которые ориентированны преимущественно на усвоение новых понятий, многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. Обучение с помощью таких программ ведется в форме диалога, однако по большей части ведется диалог, построенный на основе формального преобразования ответа обучаемого, т.е. фактический диалог.

. Демонстрационные программы, предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера. Преподаватель может успешно использовать компьютер в качестве наглядных пособий при объяснении нового материала. Большими возможностями в интенсификации учебного процесса обладают те демонстрационные программы, в которых используется диалоговая или интерактивная графика.

. Информационно-справочные программы предназначены для вывода необходимой информации.

В недалеком будущем обучаемый при подготовке к занятиям или на занятиях сможет использовать ПК, подключенный через модем и телефонную линию связи к другим компьютерам и к библиотеке. В этом случае он может получить любую необходимую информацию, имея доступ к компьютеризированному каталогу книг и периодических изданий. С помощью компьютера учащийся сможет осуществить доступ к любому организованному хранилищу информации, ко многим различным банкам данных. Знать, как с помощью компьютера можно получить информацию, так же важно, как уметь пользоваться энциклопедией или библиотекой.

. Имитационные и моделирующие программы, предназначенные для «симуляции» объектов и явлений. Эти программы особенно целесообразно применять, когда явление осуществить невозможно или это весьма затруднительно. При использовании таких программ абстрактные понятия становятся более конкретными и легче воспринимаются обучаемыми. Кроме того учащиеся получают гораздо больше знаний при активном усвоении материала, чем просто запоминая пассивно полученную информацию.

. Программы для проблемного обучения, которые построены в основном на идеях и принципах когнитивной психологии, в них осуществляется непрямое управление деятельностью учащихся. Это значит, что предъявляются разнообразные задачи и учащиеся побуждаются решать их путем проб и ошибок.

Необходимые условия успешного применения ППС

Изучение отечественного и зарубежного опыта использования СНИТ, в частности компьютера, в целях обучения, а также теоретические исследования в области проблем информатизации образования позволяют констатировать, что включение компьютера в учебный процесс оказывает определенное влияние на роль средств обучения, используемых в процессе преподавания того или иного предмета (курса), а само применение СНИТ деформирует уже традиционно сложившуюся структуру учебного процесса.

Рассматривая педагогические аспекты проблем информатизации образования и результаты исследований в этой области психологов и методистов, следует констатировать, что в процессе общения обучаемого со СНИТ и, в частности, при работе с компьютерной программой, а также в процессе так называемого "экранного творчества" учащийся подменяет объекты реального мира либо моделями, изображениями этих объектов, либо символами, обозначающими объекты или отношения между ними, при этом восприятие обучаемым реального мира подменяется опосредованным восприятием последнего, что зачастую приводит к утрате предметности деятельности, к оторванности от действительности. Кроме того, работа за компьютером связана с высоким эмоциональным напряжением, которое не всегда и не каждому может быть полезно. Поэтому основным требованием к применению СНИТ в учебном процессе и условием успешности этого применения является четкая соразмеренность целей обучения, физических и психических возможностей учащихся и средств НИТ применяемых в таком обучении.

Долговременный положительный эффект в обучении с использованием СНИТ достигается наличием следующего:

·   программно - методическое обеспечение, ориентированное на поддержку процесса преподавания определенного учебного предмета или курса, которое должно включать: программные средства поддержки процесса преподавания;

·        инструментальные программные средства, обеспечивающие возможность автоматизации процесса контроля результатов учебной деятельности, разработки ППС, а также управления обучением;

·        объектно-ориентированные программные системы, в основе которых лежит определенная модель объектного "мира пользователя" (например, система подготовки текстов, база данных, электронные таблицы, различные графические и музыкальные редакторы);

·        средства обучения, функционирующие на базе НИТ, применение которых обеспечивает предметность деятельности, ее практическую направленность (например, различные электронные конструкторы; устройства, обеспечивающие получение информации об изменяющемся или регулируемом физическом параметре или процессе; модели для демонстрации принципов работы ЭВМ, ее частей, устройств);

·        системы искусственного интеллекта, используемые в учебных целях

(например, учебные базы данных, экспертные обучающие системы, учебные базы знаний);

·   предметно-ориентированные среды обучающего и развивающего назначения, возможными вариантами реализации которых могут быть: программная - на базе технологии мультимедиа, на основе использования системы "Виртуальная реальность"; в современной педагогической практике отечественного образования их создание осуществляется в основном на базе программной реализации, а зарубежные разработки основываются главным образом на технологии мультимедиа.

Помимо вышеперечисленного в процесс обучения на базе НИТ целесообразно включать и традиционные средства обучения, обеспечивающие поддержку процесса преподавания того или иного учебного предмета. Необходимость этого обусловлена их специфическими функциями, которые передать СНИТ либо невозможно, либо нецелесообразно с психолого-педагогической или гигиенической точки зрения.

Подытоживая вышеизложенное, можно предложить следующий состав системы средств обучения нового поколения, в которую входят средства обучения, функционирующие на базе НИТ, отметив при этом назначение составляющих:

·   средства обучения, предназначенные для поддержки процесса преподавания учебного предмета (курса), включающие программные средства;

·        объектно-ориентированные программные системы, предназначенные для формирования информационной культуры и, в частности, культуры учебной деятельности;

·        учебное, демонстрационное оборудование сопрягаемое с ЭВМ, предназначенное для самостоятельного изучения учебного материала при обеспечении предметности деятельности, ее практической направленности и, кроме того, позволяющее обучаемому реализовывать спектр возможностей СНИТ (управлять реальными объектами, осуществлять ввод и манипулирование текстовой и графической информацией, получать и использовать в учебных целях информацию о регулируемом физическом параметре или процессе);

·   системы искусственного интеллекта, предназначенные для организации процесса самообучения;

·        предметно-ориентированные среды обучающего и развивающего назначения, в том числе одна из возможных реализаций - информационно-предметная среда со встроенными элементами технологии обучения.

Порядок разработки обучающих мультимедиа систем

Создание любого компьютерного приложения, а особенно обучающих мультимедиа-систем, сегодня не мыслится без тщательно продуманного плана разработки. В настоящее время существует хорошо отработанная методология создания компьютерных обучающих систем. Как и всякая методология проектирования, она включает целый ряд последовательных этапов. Каждый из них обладает определенными временными рамками, исчисляемыми в процентах от общего времени разработки приложения.

Рассмотрим эти этапы и цели, которые на них реализуются:

I этап: техническое предложение, сделанное на основе учебных потребностей и целей обучения - на этом этапе подвергается анализу ситуация с использованием компьютерных обучающих систем, сложившаяся в образовании. В настоящее время на рынке компьютерных обучающих систем появилось множество программных продуктов довольно высокого качества, предназначенных для применения в процессе обучения. Они выпускаются как отечественными, так и (в большинстве) зарубежными производителями.

Русификация импортных обучающих систем занятие довольно трудоемкое, не всегда простое с юридической точки зрения, к тому же при «механическом» переводе содержания остаются неучтенными многие психологические и психолого-педагогические факторы, не происходит учет местных, национальных особенностей обучения, и результат в итоге не покрывает затраченных усилий. В силу этих обстоятельств я не буду рассматривать здесь обучающие компьютерные системы зарубежного производства.

Однако при более подробном ознакомлении с продукцией этих фирм можно заметить некоторый крен в тематике выпускаемых приложений. Имеются в виду те предметные области для изучения которых предназначается программное обеспечение предлагаемое вышеназванными фирмами. В первую очередь, это предметные области связанные с компьютером, его применением и смежные с этим вопросом области.

Исходя из вышеизложенных соображений, я считаю, что тема моей дипломной работы «Разработка электронного учебника по математике для студентов I курса отделения информатика-иностранный язык» является актуальной в силу того, что потребность в таком электронном учебнике несомненно есть, а самих учебников по данной теме либо совсем нет, либо их количество крайне недостаточно. Поэтому, своей целью считаю разработать работоспособный фрагмент электронного учебника по математике, который может применятся для обучения студентов.

II этап: планирование разработки, решение вопросов об установке сроков, финансирования и составе группы разработчики - здесь устанавливаются сроки реализации отдельных этапов разработки и всего продукта в целом, назначается конечная дата его выпуска. В дальнейшем, составленный график позволяет гибко реагировать на возникающие в процессе разработки трудности, контролировать отставание или опережение, подключать или высвобождать ресурсы и перераспределять их между отдельными стадиями разработки.

Вопрос о финансировании проекта является одним из самых важных в процессе создания любого программного продукта. В настоящее время создаются супермаштабные проекты, в разработке которых принимают участие от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Бюджеты таких проектов составляют несколько миллионов американских долларов. Поэтому вопросы финансирования и координации выходят сегодня на первый план. Группа разработки данного электронного учебника состоит из трех человек: руководитель и идейный вдохновитель - заведующий кафедрой информационных технологий в обучении и управлении, д.п.н.

III этап: разработка содержания курса - на этом этапе проводится анализ учебного плана и состав слушателей, происходит определение стратегии курса, разрабатывается сценарий и интерактивное взаимодействие программы с пользователями.

Разрабатываемый электронный учебник предназначен для самостоятельной работы студентов младших курсов по изучению математики в рамках университетского курса. Его создание имеет своей целью предоставить студентам, изучающим математику весь теоретический материал, предусмотренный программой курса, а также практические задания и контрольные вопросы для самопроверки. Мною был проведен анализ учебного плана по математике студентов I курса специальности «информатика-иностранный язык» с целью определения степени пригодности предлагаемого теоретического материала к компьютерной реализации в виде электронного учебника и эффективности такой реализации. Были рассмотрены несколько первых тем:

тождественные преобразования;

элементы аналитической геометрии;

элементы логики и теории множеств;

числовые системы;

матрицы;

В ходе анализа было выявлено, что данный теоретический материал пригоден к компьютерной реализации и может быть эффективно представлен в виде электронного учебника. Этот вывод основывается на том, что этот теоретический материал четко структурирован, имеет резко выраженную практическую направленность и предоставляет студентам большой простор для самостоятельной работы.

Из рассматриваемых тем, первой для реализации была выбрана тема «Числовые системы». Этот выбор не случаен - он обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, эта тема является одной из базовых тем, она представляется основой при дальнейшем изучении математики, во-вторых, и это, пожалуй, главное здесь математика в который раз переплетается с информатикой - материал «Числовых систем» - числовые множества имеют широчайшее применение в информатике: во многих языках программирования на них основаны понятия типа переменной, массива, объекта. Например, множеству натуральных чисел соответствует тип integer (за исключением того, что множество целых чисел бесконечно, а значения переменных все-таки имеют свой, хотя и очень большой, но все же конечный диапазон), множеству действительных чисел - тип real, и так далее. И в-третьих, данная тема интересна в плане компьютерной реализации своей четкой смысловой законченностью, делимостью на взаимосвязанные смысловые фрагменты, которые хорошо описываются с помощью объектно-ориентированных языков программирования. Эти доводы явились определяющими при выборе первой темы реализованной в учебнике и сыграли в пользу темы «Числовые системы».

IV этап: описание курса - здесь приводится описание всех информационных фрагментов курса: текстовых, анимационных, звуковых и видео.

блок регистрации - выполняет функцию регистрации студентов пользовавшихся электронным учебником. Это необходимо для того, чтобы программа могла по окончанию сеанса обучения сформировать ведомость, в которой будут перечисленны студенты, работавшие с учебником и их успехи в этой работе;

блок изучения теоретического материала - здесь студентам предлагается теоретический материал по изучаемой теме, разбитый на главы и экраны.

Встроенные средства навигации позволят им свободно перемещаться по всему материалу учебника и находить интересующую их информацию;

блок примеров решенных заданий, - где студенты смогут увидеть способы решения практических заданий по данной теме, для того чтобы решать аналогичные примеры в своей самостоятельной работе;

блок контрольных вопросов и задач, - который содержит набор вопросов по пройденной теме, по окончанию обучения студенты должны будут знать ответы на все вопросы, им также придется решить несколько практических заданий и на основе полученных ответов система сможет оценить успешность обучения;

блок заданий для самостоятельной работы - это набор заданий рекомендуемых студентам для самостоятельного решения с целью закрепления теоретического материала и практических навыков решения.

Кроме блоков в электронном учебнике реализованы несколько систем:

система подсказок - для терминов и понятий, которые могут вызвать у студентов затруднения в процессе обучения, присутствуют пояснения и дополнительные определения - при необходимости студент может обратиться к этой системе за разъяснением материала вызвавшего затруднения;

гипертекстовая система - позволяет студентам осуществлять нелинейный доступ к информации учебника, перемещаться по материалу не последовательно от начала к концу, а избирательно, ориентируясь на свои потребности;

система навигации - ее целью является осуществление перемещения пользователей по учебнику как по обычной книге: листать страницы вперед или назад, обращаться к оглавлению или к практическим заданиям, наконец, завершить обучение.

Реализация вышеописанных блоков и систем учебника велась с применением текстовых, анимационных и звуковых форматов. К сожалению, из-за технических сложностей пришлось отказаться от вставок видеоизображения в учебнике, но с другой стороны это позволило полнее использовать возможности звукового и музыкального сопровождения, анимации, к тому же уберегло проект от разрастания на сотни мегабайт. Блок теоретического материала представлен в классическом текстовом формате, как наиболее привычном и оптимальном для учебников подобного рода. Блок регистрации, помощь, введение в учебник и некоторые другие элементы имеют помимо текстовой визуализации и звуковое сопровождение. Элементы меню и оглавления реализованы с применением анимации, что повышает эстетический уровень учебника и улучшает его внешний вид. Использование перечисленных методов в подаче информации служит для расширения сферы воздействия компьютера на органы чувств человека с целью более глубокого запоминания и закрепления полученной информации.

V этап: реализация курса - на этом этапе происходит выбор технико-программных платформ и непосредственно программирование с помощью выбранной авторской системы или системы программирования.

Аппаратной платформой для реализации проекта электронного учебника была выбрана база IBM-совместимых компьютеров. В пользу этого выбора сыграло: во-первых, преобладание в образовательных учреждениях именно этой аппаратной платформы, IBM-совместимые компьютеры сегодня составляют до 80% всего парка компьютеров, во-вторых, долгосрочные планы Министерства образования РФ по компьютеризации учебных заведений предполагают дальнейшее широкомасштабное внедрение этой аппаратной платформы, в-третьих, это является следствием двух первых пунктов, разработка электронного учебника для IBM-совместимых компьютеров позволит охватить максимальное число потенциальных пользователей, и в-четвертых для этих компьютеров существует огромная библиотека всевозможных инструментальных средств, включая авторские системы и системы программирования, которой не может похвалится ни одна другая платформа - все эти обстоятельства определили выбор аппаратной платформы в пользу IBM-совместимых компьютеров.

Не менее важным мне видится и выбор программных средств реализации компьютерного учебника - от выбора той или иной авторской системы зависят не только внешний вид учебника, его эстетический уровень, но и его функциональность, способность поддерживать различные форматы данных, соответствие стандартам мультимедиа, зависит будет ли он привязан к авторской системе в которой разрабатывался или сможет работать на любом компьютере в независимости от установленного на нем программного обеспечения.

VI этап: опробование и тестирование - на этом этапе начинается испытание разработанного приложения, проводится серия тестов с целью выявить ошибки программирования. Проект еще далек от завершения, но «экспериментальный» образец уже готов. После ряда проверок на аппаратную совместимость команда контроля за качеством выносит свое заключение и предлагает перечень недочетов замеченных в ходе испытаний, которые предстоит исправить разработчикам. И так повторяется несколько раз, пока не получится окончательная версия продукта, лишенная, в большей или меньшей степени, недочетов и ошибок.

Все это в большой степени применимо и к предлагаемому электронному учебнику. В процессе его создания приходилось не раз вносить изменения и дополнения как в сам код программы, так и в оформление меню и интерфейса. Процесс этот довольно продолжителен и не может считаться оконченным даже сейчас, потому что создание полноценной системы происходит в течение нескольких итерационных модификаций и адаптаций. Но в целом продукт можно считать готовым к практическому использованию в процессе обучения.

VII этап: эксплуатация и внедрение - на этом этапе происходит внедрение полностью законченной компьютерной системы обучения в образовательные учреждения. Разрабатывается план занятий с использованием этой системы и начинается ее эксплуатация.

Помимо своего прямого назначения компьютерный учебник может оказаться полезным при изучении основ программирования под Windows, изучении авторских систем программирования, в виде наглядного примера при построении собственных обучающих систем.

Учет учебного плана университета, его практическая направленность и довольно широкие возможности делают предлагаемый электронный учебник полезным и своевременным для использования в нашем университете при обучении математике.

 

Глава II. Разработка электронного учебника в программе Microsoft Office FrontPage 2003

 

2.1 Выбор средства программного обеспечения

Office FrontPage 2003 - уникальная программа, с помощью которой с легкостью можно создать сайт. Наличие Справки, множества простых, можно сказать стандартных программ, делают ее незаменимой помощницей для новичков. Для того, чтобы поподробнее ознакомиться с возможностями Microsoft Office FrontPage мы рассмотрим набор возможных команд.

Чтобы выполнить оптимизацию HTML-текста при публикации страницы, необходимо настроить удаленный веб-узел.

1.      В представлении Удаленный веб-узел на вкладке Веб-узел нажмите кнопку Оптимизировать опубликованный HTML-текст.

.        На вкладке Оптимизация HTML выберите вариант При публикации оптимизировать код HTML, удалив следующие элементы.

3.      Выберите нужные параметры.

Примечания

·              Программа Microsoft FrontPage не применяет эти параметры к веб-страницам, ранее опубликованным на веб-узле. Чтобы применить эти параметры к странице, опубликуйте ее на веб-узле.

·              Оптимизацию HTML-текста можно выполнить при публикации с локального веб-узла на удаленный, но не наоборот.

·              Если установлен флажок Все примечания HTML или Примечания в динамических веб-шаблонах, при оптимизации HTML-текста программа FrontPage удаляет весь код динамических веб-шаблонов для этой страницы. Поэтому все содержимое страницы, связанное с динамическим веб-шаблоном, не будет больше отображаться для посетителей узла. С помощью веб-компонентов в программе Microsoft FrontPage в веб-узел можно включить широкий спектр функциональных возможностей, начиная от счетчиков посещений, регистрирующих число посетителей на странице, до фотоколлекций, представляющих собой наборы графических изображений. Существует два вида веб-компонентов: компоненты времени разработки и компоненты времени просмотра. Компоненты времени разработки являются средствами создания и разработки веб-страниц. Они доступны в программе FrontPage. При добавлении компонента времени разработки в веб-узел - например, фотоколлекции или панели ссылок - не требуется устанавливать дополнительное программное обеспечение или серверные технологии на веб-сервере, на котором размещен веб-узел. Компоненты времени просмотра доступны на веб-узлах, размещенных на веб-серверах, на которых запущены серверные расширения Microsoft FrontPage Server, службы SharePoint Team Services (Microsoft) или Microsoft Windows SharePoint Services.

·              Гиперссылка - это связь между веб-страницами или файлами. При щелчке гиперссылки посетителем узла указанный в ней объект отображается в веб-обозревателе, открывается или запускается в зависимости от типа этого объекта. Например, при щелчке гиперссылки на страницу эта страница отображается в веб-обозревателе, а при щелчке гиперссылки на avi <mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\fpmain10.chm::/html/fpAboutHyperlinks.htm>-файл этот файл открывается в проигрывателе Windows. Способы применения гиперссылок:

- Переход к файлу или веб-странице в локальной сети, в интрасети или в Интернете

Переход к файлу или веб-странице, которые будут созданы в будущем

Создание рисунка - гиперссылки на объект назначения

Отправка сообщения по электронной почте

- Запуск передачи файла, например загрузки файла или отправки файла по протоколу FTP <mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\fpmain10.chm::/html/fpAboutHyperlinks.htm>

Переход к закладке <mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\fpmain10.chm::/html/fpAboutHyperlinks.htm>

Создав гиперссылку, перейдите по ней до объекта назначения, чтобы убедиться, что она ведет к нужной странице, программе, файлу, адресу электронной почты. При наведении указателя мыши на текст или рисунок, которые содержат гиперссылку, он принимает вид руки с поднятым указательным пальцем, что означает, что этот элемент можно щелкнуть. В программе Microsoft FrontPage переход по гиперссылкам и их отображение выполняется по-разному в зависимости от объекта назначения. При создании гиперссылки ее назначение кодируется в формате URL (Uniform Resource Locator - универсальный указатель ресурсов). Адрес URL задает протокол (например, HTTP или FTP) и содержит имя веб-сервера <mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\fpmain10.chm::/html/fpAboutHyperlinks.htm> или места в сети, а также путь и имя файла, как показано в таблице.

Гиперссылки в рисунках не всегда видны. Однако, чтобы проверить, является ли рисунок гиперссылкой, достаточно навести на него указатель мыши. При наведении на гиперссылку указатель мыши принимает вид руки с поднятым указательным пальцем .Можно создать гиперссылку в виде текста или рисунка. Текстовой гиперссылкой называется слово или фраза, которым назначен адрес URL <mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\fpmain10.chm::/html/fpAboutHyperlinks.htm> назначения. Гиперссылкой в виде рисунка называется рисунок, которому назначен адрес URL назначения. Этот адрес может быть назначен рисунку одним из двух способов.

·              Всему рисунку назначается гиперссылка, используемая по умолчанию. В этом случае при щелчке любой части рисунка отображается объект назначения. Например, кнопка является рисунком, которому назначена гиперссылка, используемая по умолчанию.

·              Рисунку можно назначить один или несколько гиперобъектов, то есть могут быть заданы области рисунка, являющиеся гиперссылками. Рисунок, содержащий гиперобъекты, называется гиперкартой. Например, гиперкартой может быть рисунок, представляющий различные разделы веб-узла, такие как домашняя страница, страница каталога и так далее. Для отображения какой-либо страницы посетитель узла щелкает соответствующую область гиперкарты.

Способы отображения гиперссылок: в веб-обозревателях текстовые гиперссылки обычно подчеркиваются и отображаются другим цветом. Имеется возможность выбрать цвета, которые будут использоваться в веб-обозревателе для отображения гиперссылок. При использовании стандартных HTML-атрибутов можно выбрать три цвета, соответствующие разным состояниям гиперссылок. Гиперссылка - не использовавшаяся гиперссылка. Активная гиперссылка - выбранная в настоящий момент гиперссылка. Просмотренная гиперссылка - гиперссылка, по которой уже был осуществлен переход. Закладкой называется определенное место или выбранный текст на странице, помеченные соответствующим способом.

2.2 Структура и содержание электронного учебника


Основание для разработки. Основанием для разработки электронного практикума по дисциплине «Математика», является выпускная квалификационная работа студента 5 курса БГПУ им. М. Акмуллы Колледж БГПУ им. М.Акмуллы.

При разработке электронного учебного пособия была сделана попытка удовлетворить следующим требованиям:

·              лаконичность изложения, свойственную конспекту лекций;

·          наличие задач для самостоятельного решения;

·              систематизированный и структурированный материал по темам;

·      гипертекстовый формат материала с большим количеством многоуровневых ссылок, увязывающих весь материал в единое целое;

·              информацию о программном продукте.

Стадии и этапы разработки.

І этап: формирование контента электронного практикума (содержание)

1)  подбор, редактирование и составление теоретического материала в MS Word;

2)      подбор, редактирование и составление практической части в MS Word;

)        подбор, редактирование и составление ссылок на информационные и образовательные ресурсы;

)        подбор, редактирование и составление информации об авторах в MS Word.

ІІ этап: создание структуры электронного практикума (подготовка педагогического сценария)

1)  разработка концептуальной модели;

2)      разработка педагогического сценария электронного практикума.

III этап: реализация концептуальной модели в html коде

) оформление главной страницы;

) создание в Html-коде Web-страниц электронного практикума;

) структурирование всех разработанных Web-страниц.

Порядок контроля и приёмки.

— тестирование модулей;

— тестирование всего проекта;

—  демонстрация электронного практикума;

— проверка работоспособности проекта в учебном процессе.

Если рассматривать структуру электронного учебника, то можно выделить основные блоки, которые взаимодействуют между собой. Из любого раздела учебника можно перейти к любому другому нужному в данный момент разделу и назад, так же можно всегда обратиться к содержанию учебника.

Удобный интерфейс учебника позволяет переходить от одной станицы к следующей. Так же учебник содержит задачи, к которым можно обратиться как на главной странице, так и с общей для всех панели навигации.

В блоке Лекции можно просмотреть все разделы, переходить в любой раздел и вернуться назад.

С главной страницы электронного учебника можно обратиться к любой странице предмета, лекциям, задачам, к литературе, и обратно.

2.3 Создание электронного учебника


Для начала создания нашего электронного учебника нам требуется создать шаблон, который, впоследствии, мы будем использовать. Открываем Microsoft Office FrontPage 2003 (рис. 1)

Рисунок 1

2.3.1 Свойства страницы

В любом редакторе имеются свойства, которые закладываются на всю рабочую область, так и в редакторе FrontPage, для того, чтобы отобразить свойства страницы, необходимо кликнуть ПКМ(правой клавишей мыши) в свободной части рабочей области, и в появившемся диалоговом окне выбрать пункт «Свойства страницы» (рис.2)

В текстовом меню названия можно ввести или отредактировать название страницы; поле «Описание страницы», предназначено для необязательного базового URL страницы. Чтобы установить для ссылок этой страницы целевой фрейм по умолчанию, введите его имя в текстовом поле «Базовое расположение».

Рисунок 2

Во вкладке «Форматирование», можно устанавливать цвета и фоновый рисунок (рис.3)

Рисунок 3

Если необходимо задать поля, то во вкладке «Дополнительно», и устанавливаем все необходимые размеры полей в точках (рис.4)

Рисунок 4

2.3.2 Тема страницы

Задаем тему для нашего электронного учебника. Это делается следующим образом:

. Меню Формат-Тема…(рис.5);

Рисунок 5.

2. В появившейся вкладке справа выбираем тему (рис.6).

Рисунок 6.

 

2.3.3 Вставка изображений

Также нам требуется вставить тематические картинки. Это делается следующим образом:

1.  Устанавливаем курсор мыши в ту область, где хотим видеть рисунок;

2.      Меню Вставка-Рисунок-Из файла…(рис. 7);

Рисунок 7.

3. В появившемся окошке выбираем нужную нам картинку и нажимаем кнопку Вставить (рис.7).

Рисунок 7.

Путем вставки изображений мы получаем такой шаблон (рис.8)

Рисунок 8.

2.3.4 Вставка данных в электронный учебник

Любой электронный учебник должен содержать в себе тематические лекции. Для начала нам нужно написать на нашу страницу название колледжа и нашего электронного учебника. Чтобы это сделать нам нужно вставить форму:

. Меню Вставка-Форма-Форма (рис.9)

Рисунок 9.

. В появившуюся форму напишем название колледжа (рис.10).

Рисунок 10.

Также мы будем поступать со всеми лекциями и другими данными.

2.3.5 Создание меняющихся кнопок

Чтобы нам было удобно перемещаться по сайту нам необходимо создать меню. Это делается следующим образом:

. Меню Вставка-Меняющаяся кнопка…(рис.11);

Рисунок 11.

2. В появившемся окне выбираем тип кнопки, текст содержащийся в кнопке, страницу, на которую при нажатии на кнопку будет осуществляться переход, шрифт. Когда закончили настраивать нажимаем ОК (рис.12);

Рисунок 12.

4.     
По тому же самому принципу делаем остальные кнопки. У меня получилось такое меню (рис.13).

Рисунок 13.

2.3.6 Создание гиперссылки

Для электронного учебника характерно содержание ссылок и переход ко внешним ресурсам. Это можно сделать следующим образом:

. Выделяем текст, при нажатии на который будет осуществляться переход, и Кликаем на него правой кнопкой мыши;

. В появившемся меню выбираем графу Свойство гиперссылки (рис. 14);

Рисунок 14.

3. Затем в появившемся окне выбираем страницу, на которую будет осуществляться переход и нажимаем ОК (рис.15);

Рисунок 15.

Теперь при открытие в браузере этой страницы и нажатие на этот текст будет осуществляться переход по ссылке.

 

.3.7 Предварительный просмотр

Предположим, работа на сайтом производится в режиме off-line, т.е. без подключения к серверу. Время от времени необходимо посмотреть, как страница будет выглядеть в реальности. Для этого необходимо переключится в режим «Просмотр» (рис.16)

Рисунок 16.

Заключение


В данной работе нами, исходя из цели - создать фрагмент электронного учебного пособия, были поставлены следующие задачи: уточнение понятия "электронный учебник", изучение принципов его составления, подбор и реализация текстового и наглядного материала по темам создаваемого фрагмента пособия. В ходе исследования эти задачи были реализованы.

На основании изученного материала можно сделать вывод о практической ценности электронных пособий. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, электронное пособие дает больше возможностей обучаемому для самостоятельной работы, позволяет выбирать глубину изучения темы. Также важное значений электронных пособий состоит в том, что преподаватель может быстро дополнять и изменять текстовый или иллюстративный материал при возникновении такой необходимости.

Такие возможности, как использование гипертекста и мультимедиа, многослойность учебного материала, были реализованы в подготовленном фрагменте электронного пособия. Текст был снабжен наглядным и справочным материалам благодаря технологии гиперссылок.

Таким образом, подготовленное электронное учебное пособие обладает следующими преимуществами: облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на зрительную и эмоциональную память и т.п.; допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что электронные учебные пособия являются перспективным направлением информатизации образования, и их значимость в дальнейшем будет лишь увеличиваться.

электронный учебник обучение информационный

Литература


1. Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику. - Ставрополь: СГПУ, 2007.

. Выявление экспертных знаний / О.И. Ларичев, А.И. Мечитов, Е.М. Мошкович, Е.М. Фуремс. - М.: Наука, 2009.

. Инструментальные средства для конструирования программных средств учебного назначения: (Обзор) / Институт проблем информатики АН; (Отв. ред.: Г.Л. Кулешова). - М., 2009.

. Интеллектуализация ЭВМ / (E.C. Кузин, А.И. Ройтман, И.Б. Фоминых, Г.К.

Хахалин). - М.: Высшая школа, 2009.

. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 2010. - № 1.

. Концепция использования новых информационных технологий в организационно-методическом обеспечении учебного заведения / Российский Центр информатизации образования - М., 2009.

. Кузнецов А.А. Сергеева Т.А. Компьютерная программа и дидактика // Информатика и образование. - 2007. - N 2.

. Куприенко В.Д., Мещерин И.В. Педагогические программные средства: Методические рекомендации для разработчиков ППС. / Омский ГПИ им. А.М. Горького. - Омск, 2010.

. Материалы IV Международной конференции "Применение новых компьютерных технологий в образовании" (Троицк, 24 - 26 июня 1993 г.) / - Троицк, 2008.

. Методические рекомендации по проектированию обучающих программ / Институт психологии Министерства просвещения; - Киев, 2007.

. Методические рекомендации по созданию и использованию педагогических программных средств: (Сб. ст.) / НИИ средств обучения АПН - М., 2011.

. Мирская А, Сергеева Т. Обучающие программы оценивает практика // Информатика и образование. 2007. - 6.

. Хейес-Рот Ф., Уотермен Д., Ленат Д. Построение экспертных систем. - М.: Мир, 2007.

. Цивенков Ю.М., Семенов Е.Ю. Компьютеризация в образовании развитых капиталистических стран: (Средства обучения в высшей школе) НИИ Высшая школа - М., 2009.

. Экспертные системы: Принципы работы и примеры / Под редакцией Р. Форсайта. - М.: Радио и связь, 2007.

Похожие работы на - Разработка электронного практикума по дисциплине 'Математика' в программе Microsoft Office FrontPage

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!