Изучение стрессоустойчивости у алко- и наркозависимых

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    56,1 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение стрессоустойчивости у алко- и наркозависимых

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«Межрегиональный открытый социальный институт»

Кафедра психологи и педагогики

специальность 030301 «Психология»






КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Общая психология»

на тему: «Изучение стрессоустойчивости у алко- и наркозависимых»








Йошкар-Ола, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ      

1.1 Понятие стрессоустойчивости

1.2 Особенности стрессоустойчивости людей, имеющих алко- и наркозависимость

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У АЛКО- И НАРКОЗАВИСИМЫХ

2.1 Характеристика методов исследования и базы исследования      

2.2 Анализ результатов диагностики

2.3 Рекомендации по преодолению стресса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Ставшее в последнее время столь модным слово «стресс» пришло к нам из английского языка и в переводе означает «нажим, давление, напряжение». Энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: «Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагополучных факторов (стрессоров)».

Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году. Брошенное Г.Салье зерно упало на благодатную почву, ибо проблема была злободневной, касалась буквально каждого человека. Стресс оказался в центре внимания многочисленных исследователей. Неимоверный шум поднялся в околонаучной печати, слово «стресс» стало одним из самых популярных. В пылу увлечений любой стресс стали объявлять нежелательным в противовес точек зрения самого основоположника теории, убежденного, что именно конфликты организма со средой поддерживают в рабочем состоянии биологические механизмы защиты от вредных воздействий, тренируют их. «Полная свобода от стресса, - писал Селье, - означает смерть» [33]. В одном из своих выступлений в Праге Селье говорил: стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезнь [33].

С незапамятных времен человек реагирует на опасность, что вполне естественно. Эта реакция существовала и у нашего далекого предка, существует и сегодня у современного Homo sapiens. Очень образно сказал об этом немецкий писатель Эрих Кестнер в одном из своих сатирических стихотворений, написанном в 1932 году.

В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях.

В настоящее время недостаточно проведено исследований как переживают стресс люди с алкогольной и наркотической зависимостью.

Таким образом, исследование стрессоустойчивости лиц с алкогольной и наркотической зависимостью достаточно актуально.

Методологическая основа исследования: теория стресса Г. Селье.

Объектом настоящей работы выступает личность, подверженная алко- и наркозависимости.

Предмет изучения - влияние реабилитации алко- и наркозависимых на их стрессоустойчивость.

Цель работы - изучить особенности стрессоустойчивости лиц с алкогольной и наркотической зависимостью.

Цель исследования определяет следующие задачи:

Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования.

Подобрать методики исследования стрессоустойчивости лиц с алкогольной и наркотической зависимостью и изучить ее особенности.

Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Предложить рекомендации по снижению тревожности, повышению стрессоустойчивости лиц с алкогольной и наркотической зависимостью.

Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях стрессоустойчивости лиц с алко- и наркозависимостью, прошедших лечение, и лиц с алко- и наркозависимостью, не проходивших соответствующее лечение.

Для решения задач исследования и проверки гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.

Методы исследования: анализ психологической литературы, анализ документов, диагностика.

В рамках диагностики были использованы следующие методики исследования:

Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз».

Тест на определение стрессоустойчивости личности.

Теоретическая значимость работы. По итогам исследования были разработаны рекомендации по улучшению социально-психологической адаптации пациентов с наркотической зависимостью и снижению уровня зависимого поведения, даны рекомендации по снижению тревожности, повышению стрессоустойчивости.

Практическая значимость. Предлагаемая курсовая работа может быть использована клиническими психологами, социальными педагогами в работе с пациентами с наркотической зависимостью.

Базы исследования: Наркодиспансер (РМЭ, Куяр, д.42), Государственное учреждение республики Марий Эл «Республиканский центр социально-психологической помощи населению»

Курсовая работа состоит из введения, теоретической и исследовательской глав общим объёмом 38 страниц, заключения, списка использованных источников (42 источника) и 2 приложений.

1. ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ

.1 Понятие стрессоустойчивости

Современная жизнь изобилует стрессами. Динамичный темп жизни диктует свои условия, стрессы могут поджидать нас повсюду и на работе, и в семье. В связи с этим термины стресс и стрессоустойчивость употребляется очень широко, часто и весьма произвольно. Рассмотрим определения этих понятий.

Дословный перевод термина «стресс» (от stress англ.) - давление, нажим, напряжение. Преимущественно до возникновения концепции стресса данный термин использовался в технических науках для описания физического воздействия. В медицину, биологию и психологию термин был введен Гансом Селье в 1936 г. [36]. Автор показал независимость процесса приспособления организма человека от характера воздействия или экстремальности. Воздействующие факторы могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей они вызывают в организме человека однотипные изменения, обеспечивающие адаптацию [33]. Понятие стресса очень быстро вышло за границы узко психологической трактовки и стало широко использоваться как в науке, так и в житейской практике. Именно с помощью слова «стресс» мы привычно объясняем свои ошибки или неадекватные поступки при возникновении трудностей, целый букет острых эмоциональных реакций, а также возникающие впоследствии ощущения полного истощения, усталости и даже болезни. Удивительно, но такой короткий термин отражает три основные аспекта, на которых сконцентрировано понимание современных исследований стресса, это:

). Стресс как ситуация или присущие ей факторы, требующие дополнительной мобилизации и изменений в поведении человека;

). Стресс как состояние, включающее целую палитру специфических физиологических и психологических проявлений;

). Стресс как отсроченные негативные последствия острых переживаний, нарушающих дееспособность и здоровье человека.

Для того, чтобы не запутаться в терминах, мы под термином «стресс» будем понимать второе определение, т.е. стресс - это реакция организма на внешние факторы. Для описания негативных последствий стресса (третье определения) мы будем использовать термин «дистресс». В свою очередь внешние факторы, которые вызывают стресс (первое определение), мы будем называть «стрессоры».

Различают физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани тела. К ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др. Психологические стрессоры - это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий, Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи.

Как было сказано выше, существуют разные трактовки термина «стресс». Приведем наиболее распространенные определения стресса. В настоящее время в психологии стресс рассматривают как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах [5]. В психофизиологии под стрессом понимают - неспецифические психофизиологические проявления адаптации организма при действии любых значимых для него факторов (стрессоров) [2].

Однако, независимо от природы стрессора, физиологические механизмы стрессовой реакции организма одни и те же. В этом и заключается уникальность открытия Г.Селье [33], он смог доказать, что не зависимо от источника стресса существует общая реакция стресса в организме на внешнее экстремальное воздействие. Таким образом, стресс это неспецифическая реакция организма на внешнее воздействие нарушающая его гомеостаз (равновесие). При этом, как писал Г.Селье [33], «не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации» [33, с. 57].

Из-за неоднозначности трактовки понятия «стресс» многие ученые и по сей день предпочитают другие термины - «психическая напряженность», «операционная и эмоциональная напряженность», «эмоциональное напряжение», «нервно-психическое напряжение», «психоэмоциональное напряжение». Однако общим для всех является одно - реакция организма на воздействие определенной силы, что, по существу, является стрессом. Поэтому можно согласиться с учеными, которые используют эти термины как синонимы, в частности Б.В. Овчинников, утверждает, что вышеуказанные термины являются разновидностями единого психофизиологического феномена эмоционального стресса [4].

Еще одно понятие, которое часто используется как в быту, так и в научной литературе - это стрессоустойчивость. В данном случае этот термин характеризует не состояние стресса, а подверженность человека стрессу. Приведем несколько наиболее распространенных определений этого понятия [22].

Стрессоустойчивость - интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке [21].

Стрессоустойчивость является интегральным качеством личности, основой успешного социального взаимодействия человека, который характеризуется эмоциональной стабильностью, низким уровнем тревожности, высоким уровнем саморегуляции, психологической готовностью к стрессу.

Как показывают исследования существует взаимосвязь стрессоустойчивости и ряда психологических качеств. Например, лица, имеющие согласно классификации Роттера внутренний «локус» контроля за своей деятельностью - «интерналы» (уверенные в себе, надеющиеся только на себя, не нуждающиеся во внешней поддержке), менее подвержены дистрессу в экстремальных условиях при социальном давлении, чем «экстерналы» с внешним «локусом» контроля (неуверенные в себе, нуждающиеся в поощрениях, болезненно реагирующие на порицания, полагающиеся на случай, на судьбу) [15].

Люди с тревожностью как чертой характера более подвержены эмоциональному стрессу, чем те, у кого тревожность возникает только в опасных ситуациях. Однако такое разделение не абсолютно и зависит от условий и опыта жизни [13].

Заниженная самооценка, неуверенность в себе снижают возможность человека контролировать свою жизнь и делают его менее устойчивым по отношению к стрессу [11].

Лица типа «А», отличающиеся склонностью к недооценке сложности стоящих перед ними задач и времени, потребного для решения этих задач, всегда спешащие и всегда опаздывающие и расстраивающиеся, более подвержены болезненным стрессам («стресс-коронарный тип», «Сизифов тип»), чем люди типа «В», склонные к спокойной, размеренной деятельности [20]. Наиболее «токсические» компоненты в типе «А» это нетерпимость, раздражительность и враждебность [10].

Малоэффективной при прогнозировании стресса оказалась классификация людей по их социальной интра- и экстраверсии. До сих пор широко распространено прогнозирование стрессоустойчивости людей по показателям их невротизма, интро- и экстраверсии, предложенное Айзенком, хотя накапливаются данные о неэффективности этого метода [15].

Существуют качества личности, которые помогают справляться со стрессом. Некоторые исследователи обнаружили три фактора, которых отличает подверженных заболеваниям стресса людей от неподверженных: обязательность, контроль, выносливость [1]. Обязательность - это тенденция полностью отдаваться своему делу, каким бы оно ни было: контроль - тенденция думать и поступать так, как будто вы можете влиять на ход событий; выносливость - это уверенность в том, что жизни свойственно меняться и что изменения - это двигатель прогресса и личностного развития. Основная мысль заключается в том, что нужно воспринимать изменения как вызов, а не как угрозу. Людей, которым свойственны эти качества, называют решительными, так как они могут противостоять стрессорам [14].

Для диагностики уровня стрессоустойчивости и индивидуально - психологических особенностей, влияющих на предрасположенность к стрессу можно воспользоваться методиками, приведенными в третьем разделе данного методического пособия.

Стрессоустойчивость это не единственная характеристика определяющая подверженность человека стрессу. Большое влияние на предрасположенность к дистрессам может оказать стиль жизни человека. Некоторые действия, привычки могут являться источником дополнительного стресса, например переедание, малоподвижный образ жизни, чрезмерное употребление алкоголя и т.д. В этом случае общая сопротивляемость к стрессу у человека снижается и повышается вероятность возникновения дистресса. Кроме образа жизни на подверженность человека к стрессу влияют характерные способы совладания со стрессом [39]. Изучение поведения человека в стрессовых ситуациях привело к выявлению механизмов совладания, или копинг-механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию. Копинг - понятие, которое объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться со стрессовыми ситуациями. Более точно копинг-поведение определяется так: копинг - это «непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека» [23, с. 102]. Авторы подчеркивают, что копинг - это процесс, который все время изменяется, поскольку личность и еда образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние.

Стресс может негативно влиять и на профессиональную успешность человека. Стрессы могут нарушить дееспособность организации, приводя к потере кадровых ресурсов. Разрушающее воздействие психологического стресса отмечается даже в прогрессивных и хорошо управляемых организациях, поскольку развитие стресс-реакций имеет сложную многофакторную обусловленность: от структурно-организационных особенностей, организационной культуры, характера самой работы до личностных особенностей сотрудников, а также характера их межличностных взаимодействий. В этом случае говорят о профессиональном стрессе [4].

Как пишет Н.В. Самоукина: «Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью» [32, с. 112]. Фактически здесь речь идет о профессиональном дистрессе.

Результатом стрессовой реакции являются психологические, социальные и физиологические эффекты, которые влияют на благополучие (качество жизни) человека, его здоровье или состояние болезни, а также на продуктивность его деятельности. Не всякий стресс вреден, в некоторых случаях стресс активизирует жизнь человека, стимулирует его активность, способствует творческому нахождению способов совладения с ситуацией, позволяет раскрыть потенциал человека. Такой стресс принято называть эвстресс. В других случаях стресс может негативно влиять на жизнь человека, приводить к ухудшению здоровья, стать источником возникновения психических и соматических расстройств, которые могут привести даже к гибели организма. В этом случае говорят о дистрессе. В последнем случае можно выделить травматический стресс - стресс, связанный с экстремальной ситуацией, где есть реальная или мнимая угроза для жизни человека или его близких. У части людей, несмотря на экстремальность воздействия, такой стресс через какое-то время проходит бесследно, но нередко травматические стрессы оставляют после себя ощутимые следы в виде психических изменений, которые могут развиться в психическое расстройство [17]. Одно из таких расстройств - «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР). По МКБ-10 и DSМ-IV это расстройство характеризуется как имеющее следующие признаки - повторяющиеся переживания травматического опыта (в мыслях, сновидениях и т.д.); избегание связанных с травмой раздражителей (соответствующих мыслей, людей, мест и т.д.); редукция общей способности к переживанию (сокращение социальных контактов, выраженное снижение силы эмоциональных реакций); «провалы» в воспоминаниях о травме; появление таких симптомов, как нарушение сна, проблемы концентрации внимания и т.д. В эмпирических исследованиях выявлены отчетливые связи между травматическими событиями (особенно военными) и возникновением ПТСР [26].

1.2 Особенности стрессоустойчивости людей, имеющих алко- и наркозависимость

Для начала в данном пункте работы мы коротко рассмотрим особенности личности лиц с алкогольной и наркотической зависимостями. Одной из наиболее значимых проблем девиантного поведения в виде злоупотребления веществами, вызывающими изменения психики и зависимость, является проблема изучения личности наркозависимого и зависимого от алкоголя. В многочисленной литературе уже представлена характеристика зависимой личности. Однако можно говорить не об одном психологическом портрете зависимой личности, а о нескольких. Это связано с тем, что наркомания или алкоголизм могут возникать по нескольким механизмам [12].

Известно, что таким людям свойственно сочетание противоречивых качеств. У них могут наблюдаться резкие колебания настроения, неустойчивость интересов, сенситивность, повышенная рефлексия и склонность к самоанализу, излишняя самоуверенность, переоценка своих возможностей, одновременное проявление полярных качеств психики (самоуверенность и легкая ранимость, развязность и застенчивость, ласковость и жестокость) [3].

Традиционная точка зрения о том, что базисная притягательная сила алкогольного и наркотического опьянения кроется в эйфории подвергается критике [19]. Считается, что психологические причины тяги располагаются глубже и заключаются, во-первых, в тех иллюзорных возможностях удовлетворения желаний и разрешения конфликтов, которые дает состояние опьянения, и, во-вторых, в тех психологических и социальных условиях, которые толкают человека на этот путь. И.Н. Пятницкая [30] отмечает, что личность наркомана преморбидно отличают черты незрелости (неустойчивость и невыраженность высоких, в частности, интеллектуальных интересов, твердых нравственных норм, чувство стадности) и несовершенная адаптация, невыносимость стрессовых ситуаций, склонность к колебаниям настроения.

Особое значение в формировании пренаркотической личности придается психическому инфантилизму, выражающемуся в несамостоятельности принятия решений и действий, неспособности противостоять влиянию извне, в пониженной критичности к себе, обидчивости, ранимости. Традиционно выделяются следующие личностные факторы, характерные для подростков употребляющих психоактивные вещества [34]:

) повышенные по сравнению с благополучными сверстниками: толерантность к отклоняющемуся поведению; критицизм по отношению к социальным институтам общества (школа, семья), отчужденность от них, восприимчивость к новым идеям и впечатлениям; интерес к творчеству, импульсивность.

) пониженные по сравнению с благополучными сверстниками: ценность достижений; ожидание академических успехов; религиозность; конформизм; чувство психологического благополучия (что выражается в высоком уровне стресса и апатии); уважение к общепринятым нормам поведения.

) экстернальный локус контроля (полезависимость) и сниженная самооценка.

С.Б. Белосуров в анамнезе болеющих наркоманией, наряду с другими факторами, отмечает:

• воспитание в неполной семье;

• постоянную занятость одного из родителей (длительные командировки, деловую загруженность и т.д.);

• отсутствие других детей в семье [7].

По мнению Б.Уильямс, среди наркоманов наблюдается определенное сходство, касающееся их семей, и отмечаются следующие факторы:

• отец отсутствует или отличается слабым характером;

• излишне заботливая, уступчивая или, наоборот, властная мать;

• непоследовательное поведение и отсутствие сдерживающих факторов;

• враждебность или конфликты между родителями;

• нереальное стремление родителей по отношению к детям [6].

По мнению И.Н. Пятницкой [30] можно выделить следующие характеристики личности наркозависимого:

• наркоманы преморбидно представляют собой лиц, далеких от больших социальных интересов, а также лишенных устойчивых и сформированных индивидуальных интересов, какой-либо увлеченности.

• обособление от взрослых, агрессивность к обществу, солидарность с возрастной группой, поиск чувственных впечатлений, сексуального опыта, даже познавательные интеллектуальные побуждения подростков.

Важный научный интерес представляет проблема существования типичных индивидуально-психологических черт лиц, употребляющих различные наркотические вещества [8]. Имеются данные о том, что структура личности находится в определенной взаимосвязи с разновидностью наркотика, а отношения человек - наркотик, определяют выбор наркотика. Несомненно значимым является и факт, что подавляющее большинство наркоманов предпочитают какое-либо одно наркотическое вещество, обладающее именно теми свойствами, которые могут удовлетворить некоторые основные потребности их личности. Часто, по мнению Э. Крепелина, наркоман выбирает вещество, дефект от злоупотребления которым сходен с преморбидной его личностью [9].

Ряд отечественных исследователей считает, что во многих случаях отклоняющееся поведение подростков обусловлено действием механизма поиска впечатлений на фоне неразвитости у них сферы потребностей, искажением процесса социализации, и особенностей эмоциональной сферы - низкой стрессоустойчивостью, повышенной тревожностью, импульсивностью [41].

По мнению Б.С. Братуся, опьяняющее вещество (алкоголь, наркотик, токсическое средство) отражает проекцию психологического ожидания, актуальных потребностей и мотивов на психофизиологический фон опьянения, создавая внутреннюю картину, которую человек приписывает действию напитка, делая его психологически привлекательным [16].

Долгое время было принято считать, что все без исключения больные алкоголизмом нравственно несовершенны, безвольны, страдают «дефектом воли». Психологические особенности больных прямо выводились из интоксикационно-органического поражения центральной нервной системы в результате пьянства.

В отдельных работах, посвященных личностным особенностям людей, склонных к заболеванию алкоголизмом чаще всего отмечались:

• пассивно-зависимые черты характера;

• созерцательность, неприспособленность;

• неуверенность в себе;

• чувство неполноценности;

• негативный опыт детства;

• импульсивность;

• дефензивность;

• низкая самооценка [25].

Ц.П. Короленко с соавторами выделяет следующие личностные особенности, способствующие развитию алкогольной зависимости:

• Сниженная переносимость затруднений (неспособность к длительному напряжению, субъективность оценки возникающих проблем, житейских трудностей, конфликтов, неспособность к длительному и спокойному ожиданию, «бегство от реальности»).

• Комплекс неполноценности, который часто прикрыт напускной бравадой и внешне выражаемой решительностью.

• Незрелость личности в целом (эгоцентризм, инфантильность, потребность в похвале, опеке, поддержке, эмоциональная неустойчивость).

• Относительная интеллектуальная недостаточность (касается уровня развития интеллектуальных запросов и чувств) [40].

Особое место в развитии алкоголизма уделялось отрицательным психотравмирующим воздействиям - внезапному горю, тяжелым душевным переживаниям, неудовлетворенности своим положением. Однако в соответствии с современными данными роль психотравм в возникновении алкоголизма не считается принципиальной [31].

Согласно одной из распространенных точек зрения наиболее благоприятной почвой для возникновения алкоголизма являются так называемые личностные расстройства (психопатии) и акцентуации характера. Считается, что девиации, различные отклонения в развитии личности ведут к алкоголизму. Во многих исследованиях подчеркивается роль невротических расстройств и невротических развитии в формировании алкоголизма [37].

Естественной биологической потребности в алкоголе у человека нет. Склонность злоупотреблять спиртным кроется в тех желаниях и потребностях, которые человек пытается удовлетворить с его помощью. Б.С. Братусь, исследуя феномен влечения к алкоголю, разработал концепцию иллюзорно-компенсаторной деятельности при алкоголизме. С данной позиции, здоровый человек удовлетворяет свои потребности в ходе той или иной деятельности [27]. Например, потребность в высокой самооценке достигается вполне реальными достижениями в предметном мире. Человек ставит какие-то цели, достигает их, и таким образом имеет основания уважать себя. Больной алкоголизмом достигает желаемого состояния в ходе иллюзорно-компенсаторной деятельности. В состоянии опьянения алкоголик испытывает эмоциональное состояние, которое не может достичь иными средствами. Робкий человек чувствует себя уверенным, склонный к мрачному настроению смотрит на мир веселее, тревожный - успокаивается. Состояние алкогольного опьянения дает иллюзию удовлетворения насущных потребностей человека. Понятно, что реальные проблемы от этого не решаются, человек теряет возможность строить свою жизнь конструктивно [24].

Таким образом, на основе анализа личности алко- и наркозависимых мы выяснили, что именно такие новообразования психики наркозависимого как раздражительность, нервозность, низкая стрессоустойчивость, бессонница вызывают влечение к наркотикам, которое очень сложно преодолеть большинству людей. По данным исследования особенностей наркозависимых студентов Парсиянцевой С.В. [29] у них наблюдаются повышенная тревожность: неуверенность в себе, мнительность, низкая стрессоустойчивость, излишняя эмоциональная напряженность, фрустрированность, зависимость от настроений, низкий контроль над своими эмоциями и поведением. Они считают, что все их действия и значимые для них события в жизни не подвластны их контролю, а случаются они в результате случая или действий других людей.

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У АЛКО- И НАРКОЗАВИСИМЫХ

.1 Характеристика методов исследования и базы исследования

Эмпирическое исследование стрессоустойчивости у алко- и наркозависимых проводилось среди 40 испытуемых, которые были поделены на 2 группы:

) испытуемые, проходившие лечение в отделении медицинского социального реабилитационного центра (20 человека) - 1 группа;

) испытуемые, состоящие на учете в республиканском наркологическом диспансере (20 человек) - 2 группа;

В исследовании принимали участие мужчины в возрасте 25-37 лет.

В исследовании применялись следующие методики:

Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» [18];

Тест на определение стрессоустойчивости личности [28];

Рассмотрим подробнее данные методики.

Методика 1. Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз»

Описание методики. Методика разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии им. С.М. Кирова и направлена на определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе. Рекомендуется при подборе лиц, пригодных для работы в экстремальных ситуациях.

Инструкция. Прочтите утверждения и дайте ответ «да» или «нет».

Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале. За каждое соответствие ответа испытуемого с ключом зачисляется 1 балл. Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондента: если по данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть.

Шкала для проверки искренности ответов:

«ДА» - вопросы: 1, 4, 6. 8, 9, 11, 15, 17. 18.22. 25, 31, 34, 36. 43.

Основная шкала:

«ДА» - вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42, , 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59. 60, 62, 63, 64, 65, 66. 67, 69. , 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;

«НЕТ» - вопросы: 2. 12, 13, 14, 19. 21, 23, 24, 28, 30. 33, 37. 38. 39, , 49, 54, 55, 58, 61, 68.

Интерпретация результатов. Нервно-психическая устойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный бал надо соотнести с условной шкалой НПУ. Она в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно-психическая устойчивость. Чем выше больше значение шкалы НПУ, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе.

Шкала НПУ

Результаты (НПУ)

Группа НПУ

Прогноз

Сырые баллы

Стены



5 и менее 6

10

1 - высокая

благоприятный


9



7-8

8

2 - хорошая

благоприятный

9-10

7



11-13

6



14-17

5

3 - удовлетворительная

благоприятный

18-22

4



23-28

3



29-32

2

4 - неудовлетворительная

неблагоприятный

33 и более

1




Текст опросника см. в Приложении 1.

Методика 2. Тест на определение стрессоустойчивости личности

Ниже предлагается тест, который позволяет получить оценку нашего уровня стрессоустойчивости. Вы получите тем более объективный результат, чем более искренними будут ваши ответы, обведите кружком подходящий вариант по каждому утверждению.

Далее подсчитайте суммарное число баллов, которое было набрано, и определите, каков уровень вашей стрессоустойчивости, по таблице:

Тест на определение стрессоустойчивости личности

Суммарное число баллов

Уровень вашей стрессоустойчивости

51 -54

1 -очень низкий

53-50

2 - низкий

49-46

3 - ниже среднего

45-42

4 - чуть ниже среднего

41 -38

5 - средний

37-34

6 - чуть выше среднего

33-30

7 - выше среднего

29-26

8 - высокий

18-22

9 - очень высокий


Чем меньше (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша стрессоустойчивость, и наоборот. Если у вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости, то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни.

Подробное описание методики см. в Приложении 2.

2.2 Анализ результатов диагностики

По итогам диагностики мы получили следующие результаты.

. Результаты исследования нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» (сырые баллы) испытуемых двух групп можно увидеть в таблицах 1 и 2:

Таблица 1 - Результаты исследования нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» - 1 группа

№ п/п

Сырые баллы

Стены

Группа НПУ

Прогноз

1

14

5

3

благоприятный

2

10

7

2

благоприятный

3

14

5

2

благоприятный

4

11

6

2

благоприятный

5

14

5

3

благоприятный

6

12

6

2

благоприятный

7

11

6

2

благоприятный

8

13

6

2

благоприятный

9

14

5

3

благоприятный

10

12

6

2

благоприятный

11

12

6

2

благоприятный

12

12

6

2

благоприятный

13

14

5

3

благоприятный

14

10

7

2

благоприятный

15

13

6

2

благоприятный

16

13

6

2

благоприятный

17

14

5

3

благоприятный

18

15

5

3

благоприятный

19

12

6

2

благоприятный

20

14

5

3

благоприятный


Таблица 2 - Результаты исследования нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» - 2 группа

№ п/п

Сырые баллы

Стены

Группа НПУ

Прогноз

1

13

6

2

благоприятный

2

14

5

3

благоприятный

3

13

6

2

благоприятный

4

12

6

2

благоприятный

5

13

6

2

благоприятный

6

15

5

3

благоприятный

7

12

6

2

благоприятный

8

13

6

2

9

14

5

3

благоприятный

10

12

6

2

благоприятный

11

14

5

3

благоприятный

12

14

5

3

благоприятный

13

12

6

2

благоприятный

14

14

5

3

благоприятный

15

12

6

2

благоприятный

16

12

6

2

благоприятный

17

15

5

3

благоприятный

18

14

5

3

благоприятный

19

12

6

2

благоприятный

20

14

5

3

благоприятный


Наглядно результаты исследования можно увидеть на рисунке 1.

Рисунок 1 - Результаты исследования нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» (сырые баллы)

Таким образом, по результатам исследования среди испытуемых обеих групп по шкале нервно-психической устойчивости было получено достаточно большое количество баллов. Прогноз в обеих группах выявился благоприятный.

. Результаты исследования стрессоустойчивости личности (см. Таблицы 3, 4):

Таблица 3 - Результаты исследования стрессоустойчивости личности - 1 группа

№ п/п

Суммарное число баллов

Уровень стрессоустойчивости

1

43

4

чуть ниже среднего

2

30

7

выше среднего

3

31

7

выше среднего

4

36

6

чуть выше среднего

5

44

4

чуть ниже среднего

6

27

8

высокий

7

31

7

выше среднего

8

31

7

выше среднего

9

36

6

чуть выше среднего

10

37

6

чуть выше среднего

11

34

6

чуть выше среднего

12

20

9

очень высокий

13

29

8

высокий

14

29

8

высокий

15

39

5

средний

16

35

5

средний

17

39

5

средний

18

39

5

средний

19

38

5

средний

20

25

8

высокий


Таблица 4 - Результаты исследования нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» 2 группа

№ п/п

Суммарное число баллов

Уровень стрессоустойчивости

1

26

8

высокий

2

35

6

чуть выше среднего

3

32

7

выше среднего

4

40

5

средний

5

27

8

высокий

6

33

7

выше среднего

7

38

5

средний

8

32

7

выше среднего

9

40

5

средний

10

42

4

чуть ниже среднего

11

37

6

чуть выше среднего

12

34

6

чуть выше среднего

13

26

8

высокий

14

46

3

ниже среднего

15

44

4

чуть ниже среднего

16

40

5

средний

17

41

5

средний

18

38

5

средний

19

42

4

чуть ниже среднего

20

42

4

чуть ниже среднего


Таким образом, по результатам исследования среди испытуемых 1группы очень высокий уровень стрессоустойчивости выявлен у 1 испытуемого (5%), высокий уровень показали 4 человека (20%), уровень выше среднего - 6 человек (30%), чуть выше среднего набрали 4 человека (20%), средний уровень показали 5 человек (25%) и уровень чуть ниже среднего обнаружился у двух испытуемых (10%). Среди испытуемых 2 группы очень высокий уровень стрессоустойчивости ни у одного испытуемого не выявлен, высокий уровень показали 3 человека (15%), уровень выше среднего - у 3 человека (15%), чуть выше среднего набрали также 3 человека (15%), средний уровень показали 4человека (20%), уровень чуть ниже среднего обнаружился у 4 людей (20%) и у одного испытуемого - уровень ниже среднего испытуемого (5%). Наглядно результаты исследования можно увидеть на рисунке 2.

Рисунок 2 - Результаты исследования стрессоустойчивости личности

Таким образом, по результатам исследования стрессоустойчивости личности (таблицы 3 и 4, рисунок 2) заметим, что у первой группы уровень стрессоустойчивости заметно выше, чем у второй. Предположительно, это обусловлено тем, что испытуемые первой группы проходили соответствующее лечение, что, как видно из результатов исследования, благополучно сказалось на их эмоциональном состоянии.

наркозависимость стресс устойчивость методика

2.3 Рекомендации по преодолению стресса

В данном пункте работы мы приведем ряд упражнений и рекомендаций по преодолению стресса.

Упражнение 1.

Форма проведения - групповая.

Число участников - 10 - 12 человек.

Ведущий - психолог или тренированный сотрудник.

Процедура может варьироваться в зависимости от ситуации.

Здесь приводится ее примерный вариант.

Выполнение всех упражнений этой группы осуществляется на фоне общей релаксации, которая достигается разнообразными способами, соответствующими ситуации. Вовсе не обязательна полная релаксация. Достаточно достичь состояния погруженности в свои собственные ощущения, способствующие медитативным упражнениям. Упражнения лучше выполнять с закрытыми глазами. После каждого необходимо групповое обсуждение.

Инструкция.

Вспомните какое-либо событие или происшествие, которое было бы для вас неприятной неожиданностью, но которое не являлось бы при этом слишком серьезным.

Когда и где это произошло?

Мысленно переместитесь в то время и место.

Сколько вам лет сейчас? Во что вы одеты? Что находится вокруг вас? Какая погода?

Вспомните максимально подробно ваши телесные ощущения или мысли в момент, предшествующий происшествию.

Вспомните само происшествие.

Какие ощущения при этом вы испытывали?

Где они локализовались? (В какой части тела?).

Какие чувства вы пережили?

Какие мысли первыми пришли вам в голову?

Восстановите свои представления и о времени, сразу же после инцидента.

Обсуждение [38].

Упражнение 2.

Представляет собой модификацию и продолжение упражнения № 1.

Какой образ наиболее соответствует вашему состоянию?

Какой метафорой и/или словом можно его обозначить?

Какой рисунок мог бы соответствовать этому образу?

Нарисуйте его.

Обсудите его в группе.

Обсуждение.

Упражнение 3.

См. упр. № 1. Далее следует:

Представьте себе ваше состояние в тот момент в виде предмета. Какой он? По цвету, форме, запаху, фактуре?

Где он находится? В теле или во вне?

Где, именно?

Мысленно приблизитесь к этому предмету, рассмотрите его хорошенько, коснитесь его.

Переместите его в то место, где бы вам хотелось, чтобы он находился.

Вы можете попытаться видоизменить его?

Удалось ли это, или ощущалось сопротивление?

Если второе - попытайтесь изменить средства до тех пор, пока не найдете способ.

Обсудите ваш опыт в группе. Обсуждение.

Только после того, как эти упражнения будут выполнены, будет найден образ прошлого опыта и будут найдены и обсуждены средства успешного преодоления (в упр. № 3), возможно выполнение упр. № 4.

Упражнение 4.

Строится на базе упр. 1-3, но содержание его - реальные эпизоды и сюжеты из профессиональной сферы, личной жизни.

При обсуждении стоит иметь в виду, что оно будет состоять из трех основных блоков:

) Нахождение общих для всех характеристик стрессового состояния;

) Нахождение диапазона действия и комплектование набора средств преодоления, рассмотрение последствий применения тех или иных средств и стратегий преодоления;

) Индивидуализация применения стратегий преодоления:

а) в зависимости от субъекта;

б) в зависимости от характера травмы.

Обсуждение 3-ей части предполагает ответы на такие вопросы типа:

Какие средства вы обычно применяете в аналогичных ситуациях?

Какова их эффективность? и т. п.

У кого-то применение одних средств приводит к большему эффекту, у других они оказываются малоэффективными. Ознакомившись с одним из средств, возможно опробовать остальные, постепенно подходя к определению индивидуального набора средства и поиску индивидуального стиля преодоления посттравматического состояния. Упражнения построены так, что предполагается определенная последовательность их выполнения, которая задана следующей логикой:

Воспроизведение и анализ стрессового состояния.

Его индивидуальная символизация.

Способы и стили преодоления негативных последствий.

ПРОРАБОТКА ПРЕДЫДУЩИХ СТРЕССОВ И ТРАВМ

Отчасти данная проработка уже начинается в упражнениях №№-1- 4.

Этот этап необходим для всех, но особенно для тех, кто не так давно пережил сильный личный стресс, например, утрату кого-то из близких.

Многочисленные исследования показали, что если эти травмы не проработаны или еще «слишком свежи», они вступают в резонанс с переживаниями во время работы, многократно усиливают друг друга, способствуют ухудшению состояния в обеих сферах, и уменьшают продуктивность. Если травма была пережита ранее и после нее прошло менее, чем год, лучше на какой-то период времени отказаться от работы, непосредственно связанной с жертвами, так как в этом случае возможно в результате взаимодействия не только ухудшение состояния спасателей, но и самих пострадавших [42].

Упражнение 5.

Форма проведения - групповая.

Число участников - 10 - 12 человек.

Ведущий - психолог или тренированный сотрудник.

Техника - эмпатическое слушанье.

Задача: научиться слушать и понимать чувства друг друга.

Процедура. Предлагается выбрать партнера, к которому испытываешь доверие, и обсудить с ним свой травматический опыт как можно более подробно. Задача партнера - попытаться почувствовать его состояние, найдя аналоги в себе, переформулировка состояния и другие элементы эмпатического слушания.

Затем участники меняются ролями.

После парного обсуждения члены группы собираются вместе и делятся своими переживаниями о роли партнера, не упоминая конкретных факторов.

Данное упражнение с необходимостью дополняется следующим, которое строится по схеме предыдущего, однако инструкция слегка видоизменяется.

Упражнение 6.

Партнеру нужно рассказать о том, какой позитивный опыт вы извлекли в результате стрессового переживания. Оба упражнения №№ 5 и 6 лучше использовать в паре, поскольку одно продолжает другое. Дополнительно к инструкции слушателю во время выполнения упражнения № 5 может быть предложено отслеживать в себе те моменты, когда идентификация с говорящим и вовлеченность в его переживания будет слишком сильной. В последствие также желательно обсудить эти ситуации, поскольку идентификация с жертвой - один из самых разрушительных факторов для психологического состояния спасателя.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Большое влияние на стрессоустойчивость во время работы оказывают предварительный настрой, ожидания, установка. Созданию оптимальной установки могут способствовать следующие процедуры.

. Традиционные действия, которые повторяются каждый раз перед работой. Они не должны занимать слишком много времени, но представлять собой определенный ритуал. Таким ритуалом могут стать, например, следующие действия: Перед выполнением задания сесть на одну минуту всей группой в круг и молча, посмотрев друг другу в глаза, прислушаться к своему состоянию, попытаться почувствовать состояние других, а также установить контакт взглядами.

Это действие направлено на создание особого рабочего состояния групповой поддержки и «чувства группы», что чрезвычайно важно для работы в экстремальных условиях.

. Возможны также упражнения, специально ориентированные на создание продуктивной установки. Продуктивной в данном случае является отношение к своей деятельности, именно как к рабочей обязанности. Такая установка нужна для того, чтобы впоследствии минимизировать личностную задействованность (сверхвовлеченность) и устанавливать эмоциональную дистанцию с происходящим, с пострадавшими. Для этого можно применять упр. № 7.

Упражнение 7.

Форма проведения - индивидуальная.

Процедура - на фоне общей релаксации.

Представьте себе несколько ситуаций, которые могут встретиться вам в работе.

Ваши возможные действия при этом.

Теперь просмотрите внутренним взором, как будто вы наблюдаете за этим со стороны.

Просмотрите события как будто они на экране кино.

Вообразите черно-белый вариант кино.

При просмотре этого фильма попробуйте отнестись к нему как к «учебному фильму о своей жизни».

В модифицированном варианте данное упражнение также можно выполнять после участия в инциденте, когда сюжетом будут не ожидаемые, а реальные стрессовые события.

Тогда цели будут несколько иными.

Главные из них - переработка стрессового опыта и дистанцирование, чтобы преодолеть сверхвовлеченность и последующую фиксированность на стрессовом событии и переживании.

САМО- И ВЗАИМОПОМОЩЬ

Самые доступные, простые и эффективные средства психологической поддержки в стрессовой ситуации следующие:

тактильные контакты - коснуться, похлопать по плечу и т. п.;

контакт глазами;

ободряющие слова;

шутки (даже грубоватые, возможен «черный юмор», но абсолютно исключается всяческая деструктивная критика) [35].

Рекомендации к организации работы в группе:

Количество встреч: 1 раз в неделю.

Время на каждое упражнение: в зависимости от настроя группы.

Время 1 встречи: 2 часа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в данной работе в связи с поставленной целью мы проанализировали психологическую литературу по проблеме исследования особенностей стрессоустойчивости алко- и наркозависимых.

По итогам теоретической главы мы пришли к следующим выводам.

Дословный перевод термина «стресс» (от stress англ.) - давление, нажим, напряжение. Преимущественно до возникновения концепции стресса данный термин использовался в технических науках для описания физического воздействия. В медицину, биологию и психологию термин был введен Гансом Селье в 1936 г.

Стрессоустойчивость - интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке.

Стрессоустойчивость является интегральным качеством личности, основой успешного социального взаимодействия человека, который характеризуется эмоциональной стабильностью, низким уровнем тревожности, высоким уровнем саморегуляции, психологической готовностью к стрессу.

Стрессоустойчивость это не единственная характеристика определяющая подверженность человека стрессу. Большое влияние на предрасположенность к дистрессам может оказать стиль жизни человека.

На основе анализа личности алко- и наркозависимых мы выяснили, что именно такие новообразования психики наркозависимого как раздражительность, нервозность, низкая стрессоустойчивость, бессонница вызывают влечение к наркотикам, которое очень сложно преодолеть большинству людей. По данным исследования особенностей наркозависимых у них наблюдаются повышенная тревожность: неуверенность в себе, мнительность, низкая стрессоустойчивость, излишняя эмоциональная напряженность, фрустрированность, зависимость от настроений, низкий контроль над своими эмоциями и поведением. Они считают, что все их действия и значимые для них события в жизни не подвластны их контролю, а случаются они в результате случая или действий других людей.

По итогам проведённого исследования мы пришли к следующим выводам.

У группы испытуемых, проходивших лечение в отделении медицинского социального реабилитационного центра уровень стрессоустойчивости заметно выше, чем у группы испытуемых, состоящих на учете в республиканском наркологическом диспансере. Предположительно, это обусловлено тем, что испытуемые первой группы проходили соответствующее лечение, что, как видно из результатов исследования, благополучно сказалось на их эмоциональном состоянии.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: существуют различия в особенностях стрессоустойчивости лиц с алко- и наркозависимостью прошедших лечение и лиц с алко- и наркозависимостью не проходивших соответствующее лечение.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

2.      Александров, Ю.И. Психофизиология: Учебник для ВУЗов / под ред. Ю.И. Александрова. - СПБ, 2006. - 326 с.

.        Алешина, Ю. Е. Специфика психологического консультирования / Ю.Е. Алешина // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1994. № 1, С. 22-33.

.        Апчел, В.Я. Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган. - СПб.: 1999. - 86 с.

.        Беребин, М.А. Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики: Тематический сборник научных трудов / Отв. ред. М.А. Беребин. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 155 c.

.        Березин, С.В. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. / С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров - М.: МПА, 2001. - 191 с.

.        Березин, С.В. Наркомания глазами семейного психолога [Текст]/ С.В.Березин, К.С. Лисецкий. - СПБ: Речь, 2005. - 240 с.

.        Бодалев, А.А. Рабочая книга практического психолога. / А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Л.Г. Лаптев. - М., 2003. - 640 с.

.        Бухановский, А.О. Болезнь зависимого поведения: определение, систематика, клиника / А.О. Бухановский // Актуальные вопросы охраны психического здоровья. Краснодар, 2003. - С.23-35.

.        Гринбер, Дж. Управление стрессом / Дж. Гринбер. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 496 с.

.        Драгунская ,Л.С. Эмоциональное реагирование при различных типах депрессий / Л.С. Драгунская // Журн. невропатологии и психиатрии. - 1983. - № 4. - С. 555-560

.        Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы / под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», МГСУ. - 2002. - 210 с.

.        Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010. - 352 с.

.        Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П.Ильин. - СПб: Питер, 2008. - 784с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

.        Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Академический Проект, 2009. - 943 с.

.        Козлов, А.А. «Наркоманическая» личность / А.А. Козлов, М.Д. Рохлина // Журнал неврологии и психиатрии. - 2000. - № 7. - С. 23−27.

.        Коттлер, Дж. Психотерапевтическое консультирование. / Дж. Коттлер, Р. Браун - Издательство: Питер, 2001 г. - 461 с.

.        Куприянов, Р.В. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. - 212 с.

.        Люрссен, Э. Проблема наркомании с точки зрения современного психоанализа / Э. Люрссен // Энциклопедия глубинной психологии. - Т.2. - Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. Психоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе: Пер. с нем. / Общ. ред. А. М. Боковикова. - М.: «Когито-Центр», МГМ, 2001. - С. 213-221

20.    Малкина-Пых, И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Издательство: «Эксмо <http://www.ozon.ru/context/detail/id/857671/>» Серия: Новейший справочник психолога <http://www.ozon.ru/context/detail/id/3882801/>; 2008 г. - 928 с.

.        Малкина-Пых, И.Г. Экстремальные ситуации. / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Издательство: «Эксмо <http://www.ozon.ru/context/detail/id/857671/>» Серия: Справочник практического психолога <http://www.ozon.ru/context/detail/id/1949249/>; 2006 г. - 960 с.

.        Менделевич, В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты) / В.Д. Менделевич. - М.: МЕДпрессинформ, 2003. - 328 с.

.        Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. / В.Д. Менделевич - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.

.        Менделевич, В. Д. Психология зависимой личности, или Подросток в окружении соблазнов / В.Д. Менделевич, Р.Г. Садыкова. - Йошкар-Ола: Марево, 2002. - 345 с.

.        Менделевич, В.Д. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В.Д. Менделевича. - СПб.: Речь, 2007. - 768 с.

.        Мороденко, Е.В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация в процессе социализации личности / Е.В. Мороденко // Вестник ТГПУ. - 2009. - Выпуск 8. - С. 108-111.

.        Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А. Налчаджян. - Ереван.,1988.С.22.

.        Панченко, Л.Л. Диагностика стресса: Учеб. пособие / Л.Л. Панченко. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005. - 35 с.

.        Парсиянцева, С.В. Эмоциональное и перцептивное восприятие телепрограмм студентами [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.persev.ru/article/psihoterapevticheskaya-korrekciya.

.        Пятницкая, И.Н. Наркомании: Руководство для врачей / И.Н. Пятницкая. - М.: Медицина. - 1994. - 544 с.

.        Роджерс, К.Р. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в области практической работы: Моногр. / Пер. с англ. О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой. - М.: ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 1999. - 342 с.

.        Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. - М.: Тандем, КМОС, 1999. - 352 с.

.        Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - Москва, 1993. - 151с.

.        Сердюкова, Н.Б. Наркотики и наркомания. - Ростов н/Д.,2000. - 256с.

.        Сирота, Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма. / Н.А. Ситора, В.М. Ялтонский. - М.: Изд. Академия, 2003. - 176с.

.        Тигранян, Р.А. Стресс и его значение для организма / Р.А. Тигранян. - М.: Наука, 1988. - 176 с.

.        Титова, О. Опыт работы телефона доверия с наркозависимыми / О.Титова // Вестник РАТЭПП. - М. - 2000. - № 1. - С. 23-32.

.        Тюрин, А.М. Как избежать стрессов на предприятии / А.М. Тюрин. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005. - 324 с.

.        Фетискин, Н.П. Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М., Изд-во Института Психотерапии. - 2002. - C.193-197

.        Шорохова, О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости / О.А. Шорохова - СПб.: Речь, 2002. - 136с.

.        Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПБ: Питер, 2006. - 256 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

.        Шрайнер, К. Как снять стресс / К. Шрайнер. - М., 1993. - 272 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз»

Текст опросника

да

нет

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.



2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.



3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.



4. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.



5. У меня часто болит голова.



6. Иногда я говорю неправду.



7. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.



8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.



9. Бывает, что я сержусь.



10. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.



11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.



12. Я охотно принимаю участие во всех собраниях других общественных мероприятиях.



13. Самая трудная борьба для меня - борьба с самим собой.



14. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.



15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.



16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.



17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.



18. Если мне не грозит штраф и нет машин по близости, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там где положено.



19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.



20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.



21. Запоры у меня бывают редко.



22. В игре я предпочитаю выигрывать.



23. Последние несколько лет большую часть времени чувствую себя хорошо.



24. Сейчас мой вес постоянен - я не полнею и не худею.



25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.



26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.



27. С моим рассудком творится что-то неладное.



28. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.



29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.



30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.



31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.



32. Думаю, что я человек обреченный.



33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.



34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.



35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.



36. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.



37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.



38. Моя внешность меня в общем устраивает.



39. Я вполне уверен в себе.



40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и волнованным.



41. Кто-то управляет моими мыслями.



42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.



43. Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.



44. Счастливей всего я бываю, когда один.



45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.



46. Я любил сказки Андерсена.



47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.



48. Меня злит, когда меня торопят.



49. Меня легко привести в замешательство.



50. Я легко теряю терпение с людьми.



51. Часто мне хочется умереть.



52. Бывало, что я бросал начатое дело, т.к. боялся, что не справлюсь с им.



53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.



54. К вопросам религии я отношусь равнодушно - они не занимают меня.



55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.



56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.



57. У меня были очень необычные мистические переживания.



58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.



59. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.



60. Я человек нервный, легко возбудимый.



61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как у других людей (не хуже).



62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.



63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.



64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.



65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.



66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.



67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.



68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.



69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.



70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.



71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.



72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.



73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, мне не хочется жить.



74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.



75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.



76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.



77. Мне трудно проснуться в назначенный час.



78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.



79. В детстве я был капризный и раздражительный.



80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.



81. Иногда я принимаю валериану, элениум, к другие успокаивающие средства.



82. У меня есть судимые родственники.



83. В юности я имел приводы в милицию.



84. Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.




ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест на определение стрессоустойчивости личности

Утверждения

редко

иногда

часто

1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе

1

2

3

2. Я стараюсь работать, учиться, даже если бываю не совсем здоров

1

2

3

3. Я переживаю за качество своей работы

1

2

3

4. Я бываю, настроен агрессивно

1

2

3

5. Я не терплю критики в свой адрес

1

2

3

6. Я бываю раздражителен

1

2

3

7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно

1

2

3

8. Меня считают человеком настойчивым и напористым

1

2

3

9. Я страдаю бессонницей

1

2

3

10. Своим недругам я могу дать отпор

1

2

3

11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность

1

2

3

12. У меня не хватает времени на отдых

1

2

3

13. У меня возникают конфликтные ситуации

1

2

3

14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя

1

2

3

15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом

1

2

3

16. Я все делаю быстро

1

2

3

17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт

1

2

3

18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки.

1

2

3


Похожие работы на - Изучение стрессоустойчивости у алко- и наркозависимых

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!