Разработка учебно-методического электронного комплекса

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,07 Мб
  • Опубликовано:
    2015-10-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка учебно-методического электронного комплекса

ВВЕДЕНИЕ

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий. Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования.

В целях модернизации образования для достижения современного качества учебных результатов рекомендуется развитие инструментов электронного, в том числе дистанционного обучения. Основная цель реализации проекта - качественное изменение процесса обучения и повышение образовательных результатов учащихся за счёт разработки электронного учебно-методического комплекса в образовательный процесс.

Удобство электронного УМК заключается в том, что преподавателю при разработке занятия предоставляется большая возможность для творчества. Электронное УМК значительно расширяет иллюстративный материал учебника за счёт дополнительных графических объектов, интерактивов, и других мультимедийных материалов; предоставляет возможности использования материалов сайтов, рекомендованных для чтения студентов, также позволяет реализовать функцию контроля с помощью специально разработанных тестовых заданий.

Электронное учебное издание становится опорой для студентов учащихся и на дому. Преподаватель может давать самостоятельные задания студентам как непосредственно на лекции, так и для выполнения дома.

Введение в проблему

Целью данного дипломного проекта является разработка учебно-методического электронного комплекса (УМК) по дисциплине «Информатика».

Электронная учебно-методическая литература позволяет осуществлять:

понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память;

адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

использование компьютерной поддержки для решения большего количества задач, освобождение времени для анализа полученных решений и их графической интерпретации;

провождение занятий в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за преподавателем роль руководителя и консультанта;

быстрый и эффективный контроль знаний учащихся, задавать содержание и уровень сложности контрольного мероприятия;

индивидуальную работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий;

предоставление широчайших возможностей для самопроверки на всех этапах работы;

рассмотрение большего количества примеров и задач, освобождение от громоздких вычислений и преобразований;

возможность выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий.

Постановка задачи

После рассмотрения всех преимуществ, которые дают создание и применение на практике учебно-методического электронного комплекса по дисциплине «Информатика» был выдвинут ряд требований к разработке:

УМК должен быть разработан в соответствии с образовательным стандартом;

УМК должен быть разработан в общедоступном формате, не требующем установки специального программного обеспечения;

УМК должен содержать интуитивно понятный интерфейс, выдержанный в одном стиле. Также, при разработке пользовательского интерфейса не следует использовать слишком яркие и резкие цвета, а элементы должны быть аккуратно оформлены и без лишних спецэффектов, чтобы не отвлекать внимание пользователя от чтения;

информация по курсу должна быть хорошо структурирована;

УМК должен быть небольшого размера по занимаемому дисковому пространству во избежание проблем с его копированием на съемные носители: диски, USB-накопители и скоростью загрузки через Интернет;

УМК должен выгодно отличаться от печатного аналога своей новизной, функциональностью, эргономикой и использовать разнообразные технические возможности: анимацию, цвет, иллюстрации, гиперссылки.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

При разработке любого программного продукта большое значение имеет правильный выбор средств разработки. От них напрямую будет зависеть функциональность разрабатываемого продукта и его унификация по отношению к среде использования, т.е. будет ли возникать необходимость в установке дополнительного программного обеспечения для возможности комфортной эксплуатации.

Выбор программного обеспечения

Набор программных средств, необходимых для разработки электронных учебных пособий, включает в себя:

Редактор кода (Среда разработки HTML-документов);

Графические редакторы для создания графических элементов электронных книг;

Браузеры для отладки внешнего вида страниц;

Помимо основных средств могут использоваться и дополнительные инструменты, упрощающие разработку электронных книг.

Обзор редакторов кода HTML

В качестве редактора HTML были рассмотрены Poet,PSPad, EditPad Lite и Notepad++ .- бесплатная программа для работы с текстом, совмещающая в себе функции текстового редактора и процессора. Благодаря продуманному интерфейсу, она предельно проста в освоении и подойдет как опытным, так и начинающим пользователям.

Несмотря на лёгкий внешний вид, Poet обладает значительной функциональностью. Встроенная проверка орфографии, поиск по тексту, интеграция с проводником Windows, возможность перетаскивания текста, масштабирование, подсветка кода и многие другие функции программы облегчат работу практически над любым текстом. Есть даже модуль для написания стихов.

Основные характеристики Poet:

Простой, но детально продуманный интерфейс.

Высокая скорость работы и отклика на больших файлах.

Проверка русской и английской орфографии.

Усовершенствованная система «недавних файлов».

Поддержка различных кодировок.

Интеграция с Проводником.

Поддержка регулярных выражений в PHP-нотации.

Замена с поддержкой подстановок.

Подсветка синтаксиса современных языков разметки и программирования.

Статистика и конструктор регулярных выражений.- компактный инструмент с простым управлением и мощными возможностями редактора кода, необходимый для работы одновременно с разными языками программирования (включая PHP, Perl, HTML и Java) и работы с текстовыми данными.обладает мощным графическим пользовательским интерфейсом, позволяющим работу с проектами, работу над несколькими документами одновременно в режиме вкладок (MDI), поиск и замену в файлах, сравнение текстов с разноцветной подсветкой различий. Среди других полезных свойств - сохранение экранных сессий, и возможность редактирования файлов прямо с веб-сервера.

Основные возможности PSPad:

Поддержкамакросов: запись, сохранение и загрузка.

Шаблоны (HTML-теги, скрипты, шаблоны кода).

Шаблоны для HTML, PHP, Pascal, JScript, VBScript, MySQL, MS-DOS, Perl.

Определяемые пользователем стили подсветки для экзотических синтаксисов.

Автокоррекция.

Интеллектуальный встроенный HTML-предпросмотр используя IE и Mozilla.

Полноценный HEX редактор.

Вызов внешних программ, отдельно для каждой среды разработки.

Внешний компилятор с перехватом вывода, окном лога и парсер логов для каждой среды создают эффект «IDE».

Цветная подсветка синтаксиса для печати и предпросмотр перед печатанием.

ИнтегрированнаяTiDy-библиотека для форматирования и проверки HTML-кода, конверсии в CSS, XML, XHTML.

Встроенная свободная версия CSS-редактора TopStyle Lite.

Экспорт кода с подсветкой в форматах RTF, HTML, TeX в. файл или буфер обмена.

Вертикальное выделение, закладки, метки, нумерация строк.

Переформатирование и сжатие HTML-кода, изменения регистра слов, тегов и букв.

Сортировка строк с возможностью сортировать по заданному столбцу, с параметром удаления дубликатов.

Таблица ASCII-символов с приведением соответствия HTML-мнемоник.

Навигатор кода для Pascal, INI, HTML, XML, PHP.

Проверка правописания.

Встроенный веб-браузер с поддержкой Apache.

Подсветка парных скобок.Lite - компактный, дружественный пользователю редактор имеющий все необходимые для текстового редактора характеристики и дополнительные функции. Позволяет открывать одновременно несколько файлов, без ограничения размера и длины строки. Между открытыми файлами можно переключаться с помощью закладок, благодаря чему нет неудобства от работы с многочисленными окнами.

Основные возможности EditPad Lite:

Функция Поиска и Замены работающая во всех открытых файлах.

Неограниченное количество отмены и повторного выполнения действий. Отмена изменений даже после сохранения.

Редактирование и конвертация файлов ASCII, ANSI и Unicode.

Доступно создание текстовых файлов не только на европейских, но и на восточных языках.

Редактирование структурированных текстовых файлов, сохранение части текста на диске и вставка файла в текущее содержание.

Функция предварительного просмотра, настройка шрифта печати, поля, колонтитулы и т.д.

Опция «поверх окон».

Предупреждение при закрытии несохраненного файла.

Поддержка кодовых страниц ISO-8859, а также большинство DOS, KOI8 и EBCDIC.

Выбор настроек - перенос слова на новую строку, нумерация строк и автоотступ отдельно для каждого типа файлов.

Определение собственных типов файлов.++-это бесплатный редактор текстовых файлов с поддержкой синтаксиса большого количества языков программирования. Программа располагает широким набором опций и отличается минимальным потреблением ресурсов процессора.

Среди продвинутых опций Notepad++ - опция подсветки текста и возможность сворачивания блоков, согласно синтаксису языка программирования. Пользователь может самостоятельно определить синтаксис языка программирования. Есть возможность настроить режим подсветки. Доступно выделение цветом директив и операторов языка программирования.++ обеспечивает возможность одновременного просмотра и редактирования нескольких документов. Также Вы можете просматривать и редактировать в двух окнах отображения один и тот же документ в разных местах. Изменение документа в одном окне просмотра будет автоматически перемещено во второе окно просмотра (т. е. вы редактируете один документ, который имеет клона во втором окне просмотра).

Другие возможности Notepad++:

Авто-завершение набираемого слова.

Возможность создания собственного списка API функций (или скачать его со страницы загрузки).

Поддержка регулярных выражений Поиска/Замены.

Полная поддержка перетягивания фрагментов текста.

Динамическое изменение окон просмотра.

Автоматическое определение состояния файла (уведомление об изменении или удалении файла другой программой - с возможностью перезагрузить файл или удалить его из программы).

Увеличение и уменьшение (масштабирование).

Поддержка большого количества языков.

Листинг программ можно печатать в цвете - так, как вы видите на экране в окне редактирования.

Заметки о документе.

Выделение скобок при редактировании текста.

Запись макроса и его выполнение.

Выбор редактора кода HTML

Все три программы подходят для разработки, но мой выбор был сделан в пользу Notepad++. Notepad++ на сегодняшний день по праву считается лучшей заменой стандартного блокнота. Этот текстовый редактор обладает следующими полезными для разработки функциями: автозавершение кода (для большинства языков), вкладки для работы с несколькими файлами, удобный поиск с функцией замены и регулярных выражений, поддержка огромного количества языков (даже Ассемблер!). Это лишь некоторые функции, из-за которых Notepad++ давно является моим любимым текстовым редактором и прекрасно подходит в качестве редактора для верстки <#"869576.files/image001.gif">

Рис.2. Структура УМК по дисциплине «Информатика»

Основные структурные элементы УМК:

УМК состоит из ряда основных структурных элементов, которые перечислены ниже:

система навигации по разделам и внутри них;

раздел «Главная»;

раздел «Лекции»;

раздел «Практика»;

раздел «Литература»;

раздел «Словарик»;

раздел «К экзамену»;

раздел «Факты».

Главная страница

Главная страница - это первое, с чем сталкивается посетитель, оказываясь на сайте. Главная страница должна быть снабжена таким инструментарием, использование которого позволит даже неопытному пользователю в короткий срок ознакомиться с сайтом, заинтересоваться содержанием второстепенных страниц и, вообще, так сказать, войти во вкус. Поэтому главную страницу, как правило, снабжают удобными средствами навигации по сайту и различными полезными для посетителя ссылками. Однако первое по важности требование к главной странице - информативный текстовый и графический контент.

Рис.3 Главная страница УМК по дисциплине «Информатика»

Пользовательский интерфейс УМК

Учебно-методический комплекс имеет простой интерфейс, состоящий из главного окна и нескольких вкладок меню. Интерфейс должен быть интуитивно понятным. Таким, чтобы пользователю не требовалось объяснять как им пользоваться. Данное меню простое и удобное при пользовании на планшете или другом устройстве с сенсорным экраном.

Раздел «Лекции»

В разделе «Лекции» находятся необходимые лекции в формате pdf, разделенные на отдельные главы, рассчитанные на курс занятий по дисциплине «Информатика». В верхней части страницы находятся кнопки вкладок, на которые можно перейти, находясь в любой части сайта.

Рис. 4.Вкладка «Лекции»

При нажатии мыши на любую из глав лекция по выбранной теме откроется в новой вкладке. Так лекции находятся в формате pdf, их можно сразу распечатать, скачать или увеличить размер текста для удобного чтения.

Рис. 5.Пример открытия главы

Раздел «Практика»

В этом разделе размещены методические указания по данному курсу, а также игры и тесты,которые помогут студентам проверить свои знания. Организация раздела идентична организации раздела «Лекции». При нажатии на название любого методического указания, материал откроется в новой вкладке, в формате pdf.

Рис.6. Раздел «Практика»

Раздел «Литература»

В этом разделе размещен список литературы, рекомендуемой к изучению. Организация страницы создана в виде списка. К каждой книге есть небольшое описание: фото обложки, имя автора, год и издательство.

Рис.7. Раздел «Литература»

Раздел «Словарик»

В этом разделе размещен список терминов в алфавитном порядке, с определениями, а также ссылки на лекции, где они упоминаются. Организация раздела идентична разделу «Литература».

Рис.8. Раздел «Словарик»

Раздел «К экзамену»

В этом разделе размещен список вопросов к экзамену. Организация раздела идентична разделу «Литература». В верхней части страницы находятся кнопки вкладок, доступные в любой части сайта.

Рис.8. Раздел «К экзамену»

Раздел «Факты»

Раздел включает в себя интересные факты. Организация раздела идентична организации раздела «Литература». В верхней части страницы имеются кнопки вкладок, на которые можно перейти, находясь в любой части сайта.



ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Учебно-методический комплекс «Информатика» включает в себя курс лекций по данной дисциплине, практические задания, тестирование, игры для проверки качества полученных знаний на занятиях.

Данный электронный учебно-методический комплекс создан путем преобразования лекций и методических указаний по дисциплине «Информатика» в электронный вид и дополнением его тестированием , играми, интересными фактами, ссылками на полезные интернет -ресурсы, рекомендуемой литературой. Поэтому необходимо решить следующие задачи:

Оценить затраты, необходимые для разработки и эксплуатации;

Определить экономическую эффективность разработанного электронного учебно-методического комплекса.

Расчет затрат на разработку и эксплуатацию учебно-методического комплекса

Затраты на внедрение данного учебно-методического комплекса (З) складываются из затрат на разработку (Зр) и затрат на эксплуатацию (Зэ).

З=Зр+Зэ

Затраты на разработку складываются из:

заработной платы основных исполнителей, участвующих в разработке проекта, учитывая отчисления на социальное и медицинское страхование (ЗПР);

стоимости электроэнергии, израсходованной за период разработки

(Зэл);

суммарной стоимости расходных материалов(Зрм).

Зр=ЗПР + Зэл + Зрм

Разработка проекта велась в течении трех месяцев ,т.е. Тр= 3.

Заработная плата исполнителей (ЗПР)

Исполнителями дипломного проекта являются :

разработчик;

руководитель дипломного проекта;

консультант по экономической части;

консультант по экологической части.

ЗПР= ЗПРраз +ЗПРрук +ЗПРэкон +ЗПРэкол

В данном случае разработчиком дипломного проекта является студент пятого курс Ступинского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «МАТИ». Институтом не предусмотрена оплата труда студентов, занимающихся дипломным проектированием, даже если результатом их деятельности является разработка, которую предполагается использовать на практике. Поэтому разработчику не полагается денежное вознаграждение в ходе разработки и установки соответствующего проекта.

Таким образом, ЗПРраз =0.

Заработная плата руководителей и консультантов рассчитывается по формуле:

ЗПР*Тконс*R ,где

ЗПР-заработная плата руководителя дипломного проекта или консультантов;

- количество рабочих дней в месяц;

- количество рабочих часов в день;

Т конс - количество часов, затраченных на консультации по дипломному проекту;= 1,3 -коэффициент отчислений на социальные нужды.

ЗПР рук = ЗПР* Т конс*R = 300*19,5*1,3=7605 руб.

ЗПР экон = ЗПР* Т конс*R = 300*4*1,3=1560 руб.

ЗПР экол = ЗПР* Т конс*R = 300*4*1,3=1560 руб.

Таким образом, расходы на заработную плату основных исполнителей за период разработки составили:

ЗПР = 7605+ 1560 + 1560=10725 руб.

Стоимость электроэнергии (Зэл)

Стоимость электроэнергии за период разработки:

Зэл = N* nст *Fд *С эл , где:

N=0,2 кВт/ч - мощность ЭВМ;ст =1,04 - коэффициент, учитывающий потери электроэнергии в сети;д =504 ч. (21 день в месяц по 8 часов) - фонд потери разработки проекта;

С эл =4,18 руб. - тариф за 1 кВт/ч.

Итого, затраты на электроэнергию за период разработки составили:

Зэл = 0,2 *1,04*504*4,18 = 438,20 руб.

Суммарная стоимость расходных материалов (Зрм)

Затраты на расходные материалы в период разработки представлены в табл. 1.

Таблица 1.

Затраты на расходные материалы в период разработки

Наименование

Количество

Цена, руб.

Сумма, руб.

Картридж для принтера Canon

2

990

1980

Упаковка бумаги SVETOCOPY A4 (500 листов)

1

415

415

Доступ в интернет (1 месяц)

3

500

1500

CD-R TDK

1

30

30


Для разработки УМК понадобился ноутбук SONYVAIOPCG-71811V стоимостью 25 650 рублей. Так как ноутбук был приобретен ранее начала разработки дипломного проекта, в расчет он не вошел.

Итого, затраты на расходные материалы в период разработки составили

Зрм = 1980 + 415 + 1500 + 30 = 3925 руб.

В итоге, суммарные затраты на разработку составили:


Расчет годовых затрат

Имеются следующие данные:

капитальных затрат не произведено;

стоимость учебно-методического комплекса составляет:

,2руб.

Для того, чтобы учебная информации и структура учебно-методического комплекса сохраняла свою актуальность и соответствие с учебным планом, потребуется помощь квалифицированного работника. На его оплату выделяется 5000 руб./сем. В этом случае работой может заниматься преподаватель дисциплины «Информатика».

Годовые затраты на этот год составят:

З = 15088,2 + 10000 = 25088,2 руб.

В результате произведенных расчетов сумма годовых затрат на разработку учебно-методического комплекса по дисциплине «Информатика» составили 25088,2 руб.

Оценка экономической эффективности дипломного проекта

Экономическая эффективность - это соотношение экономического результата и затрат факторов производственного процесса. Для количественного определения экономической эффективности используется показатель эффективности <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D1%8D%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8&action=edit&redlink=1>, также это - результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов её функционирования к затраченным ресурсам.

Экономическая эффективность электронного учебно-методического комплекса зачастую зависит от таких показателей, как длительный срок эксплуатации, возможность модернизации в процессе эксплуатации, низкая себестоимость, разумная конфигурация необходимых технических и общесистемных программных средств.

Экономический эффект разделяется на прямой и косвенный.

Прямой эффект заключается:

в экономии на закупке печатной продукции учебников, так как в учебно-методическом комплексе «Информатика» содержится теоритический курс по данной дисциплине;

в экономии на закупке методических указаний для выполнения практических и лабораторных работ. Необходимый материал можно скачать в электронном виде в электронном учебно-методическом комплексе «Информатика».

Электронные учебно-методические комплексы приносят небольшую прибыль, так как имеют больше социальную направленность, а не экономическую.

Цель разработки - помощь преподавателю, а также студенту в успешном и качественном усвоении учебной информации по данной дисциплине за счет повышения качества, доступности и наглядности учебного материала.

Косвенный эффект заключается:

во внедрении данного дипломного проекта, в целях повышения автоматизации учебного процесса в Ступинском филиале «МАТИ», что сделает процесс обучения более интересным, продуктивным и удобным для студентов как очного, так и заочного обучения;

в целях улучшения качества представления и усвоения информации;

в возможности обновления электронного учебно-методического комплекса в зависимости от учебного плана;

в упрощении доступа к методическим данным и дополнительной литературе.

Средняя розничная цена учебников по данной дисциплине составляет -350руб. Средняя цена за печать методических указаний тиражом 100шт. - 1200руб.

Также за счёт того, что учебно- методический комплекс можно обновлять в зависимости от учебной программы, это позволит сэкономить денежные средства на закупку печатных учебников и методических пособий на несколько лет вперед, но и увеличит срок данной разработки.

Таким образом, стоимость покупки (СП) учебников и методических пособий в необходимом количестве по данной дисциплине составит:

СП = 100 * 350 + 1200 = 36200 руб.

Экономический эффект дипломной разработки (Э):

Э= СП - З = 36200 - 25088,2=11111,8 руб.

За счет внедрения учебно- методического комплекса по дисциплине «Информатика» будет сэкономлено, по меньшей мере, 11111,8 руб.

ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА

Экологический анализ производства

Дипломный проект создавался полностью на ПЭВМ. Для использования системы пользователям придется работать на ПЭВМ. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика» создан для дальнейшего использования учащимися, как на ПК, так и на планшетах и других цифровых устройствах.

Процесс изготовления одной ПЭВМ (системный блок, монитор, принтер) общим весом 24 кг требует на технологические расходы 240 кг ископаемого невосполнимого топлива для энергоносителей, 22 кг химических веществ и 1500 кг воды и является как материалоемким, так и энергоемким.

Компьютер имеет в своем составе черные, цветные, драгоценные и редкоземельные материалы, из которых выполняются: блоки и другие вспомогательные устройства (черные металлы); провода для соединений, печатные платы; рисунок печатных плат (цветные и драгоценные металлы); на печатных платах установлены электроэлементы, содержащие драгоценные металлы, такие как золото, серебро и платина; в запоминающих устройствах - галлий и гадолиний.

Основными показателями экологического баланса при производстве компьютерной техники являются:

показатели расхода природных ресурсов;

показатели расхода энергопотребления;

показатели выбросов в окружающую среду.

Металлы, из которых состоит компьютерная техника, являются техногенными веществами, нехарактерными для биосферы. Анализ показывает, что наиболее удачным стратегическим решением переработки компьютерного лома является производственный рециклинг. На предприятиях с производственным рециклингом наряду со «свежими» и «отложенными» могут быть переработаны отходы, поставляемые с других предприятий. Такой подход исключает накопление отходов, а, следовательно, необходимость в больших территориях и сокращает постоянное выделение вредных веществ (ртуть, кадмий, свинец и др.) в окружающую среду.

В настоящее время сложилась устойчивая тенденция рециклирования отходов цветных металлов, которые составляют большой удельный вес в «компьютерном ломе». Одна треть мирового потребления алюминия и свинца приходится на долю отходов. Поэтому вполне естественно, что фирмы-изготовители ориентируются на использование отходов.

Безопасность работы с ПЭВМ

Анализ вредных и опасных факторов, воздействующих на оператора ПЭВМ

Освещение рабочего места

Освещение исключительно важно для человека. В последнее время в свете появилось не мало публикаций с определениями и нормами, которые должны быть применимы к освещению. Было проведено много исследований, целью которых было просчитать необходимые и достаточные параметры освещения при самых обычных условиях. Результаты данных исследований предназначались для улучшения качества освещения тех помещений, которые являются рабочими в общественных зданиях. Свет действует по-разному на человеческий организм, поэтому очень важно учитывать широкий круг вопросов, а не ограничиваться уже существующими нормами и правилами, при проектировке искусственного освещения. Работая при освещении плохого качества или низких уровней, люди могут ощущать усталость глаз и переутомление, что приводит к снижению работоспособности. В ряде случаев это может привести к головным болям. Причинами во многих случаях являются слишком низкие уровни освещенности, слепящее действие источников света и соотношение яркостей, которое недостаточно хорошо сбалансировано на рабочих местах.

С точки зрения безопасности труда зрительная способность и зрительный комфорт чрезвычайно важны.

Оборудование рабочего места

Работа оператора малоподвижна, что отрицательно влияет на опорно-двигательный аппарат. Значительную дополнительную нагрузку вызывают неверно выбранные эргономические характеристики и ошибки в конструктивном оформлении рабочих мест.

Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы.

Высота рабочей поверхности стола должна регулироваться в пределах 680-800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм. Модульными размерами рабочей поверхности стола для ПЭВМ, на основании которых рассчитываются конструктивные размеры, следует считать: ширину 800,1000,1200 и 1400 мм, глубину 800 и 1000 мм при нерегулируемой его высоте, равной 725 мм.

Рабочий стол должен иметь пространство для постановки ног, которое составляет: высоту - не менее 600 мм, ширину - не менее 500 мм, глубину на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.

Конструкция рабочего стула (кресла) должна поддерживать рациональную рабочую позу при работе с ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спиныдля предупреждения утомления.

Конструкция стула должна обеспечивать:

ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм;

поверхность сиденья с закругленным передним краем;

регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400-550 мм и углов наклона вперед до 15° и назад до 5°;

угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах 0 ±30°;

регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260-400 мм;

регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230 ± 30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350-500 мм.

Рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20°. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.

Согласно СанПиН 2.2.2.542-96 конструкция клавиатуры должна предусматривать:

исполнение в виде отдельного устройства с возможностью свободного перемещения;

опорное приспособление, позволяющее изменять угол наклона поверхности клавиатуры в пределах от 5 до 15°;

расположение часто используемых клавиш в центре, внизу и справа, редко используемых - вверху и слева;

выделение цветом, размером, формой и местом расположения функциональных групп клавиш;

минимальный размер клавиш - 13 мм, оптимальный - 15 мм;

расстояние между клавишами не менее 3 мм;

звуковую обратную связь - от включения клавиш с регулировкой уровня звукового сигнала и до возможности ее отключения.

Клавиатуру компьютера лучше всего располагать на расстоянии 10-15 мм от края стола, тогда запястья рук будут опираться на стол. Желательно приобрести специальную подкладку под запястья, которая, как утверждают медики, поможет избежать болезни кистей.

Рабочее место должно быть спланировано так, чтобы работать за компьютером было не только интересно, но и удобно. Если невозможно выделить для компьютера специальную комнату, то отдельный стол для него просто необходим.

Основными требованиями к помещениям для эксплуатации ПЭВМ являются:

искусственное освещение должно осуществляется системой общего равномерного освещения. В случаях преимущественной работы с документами, допускается применение комбинированного освещения (дополнительно светильники местного освещения). Освещенность на поверхности стола должна быть 300-500 лк;

звукоизоляция помещений должна отвечать гигиеническим требованиям и обеспечивать нормируемые параметры шума согласно требованиям СанПиН 2.2.2.542-96, не более 50 дБА;

помещении, где эксплуатируется ПЭВМ , должны поддерживаться следующие климатические условия:

температура воздуха - +15…+35 градусов С;

относительная влажность воздуха - 10 - 80% без конденсации;

вибрация max - 0,25 - 55Гц.

техника должна быть защищена от воздействия прямых лучей;

в помещениях с ПЭВМ ежедневно должна производится влажная уборка.

Профессиональные пользователи ПЭВМ допускаются к работе при достижении 18 лет, имеющие группу допуска к работе с электрооборудованием, прошедшие все виды инструктажей.

Похожие работы на - Разработка учебно-методического электронного комплекса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!