Государственная защита малообеспеченных слоёв населения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,99 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственная защита малообеспеченных слоёв населения















Государственная защита малообеспеченных слоёв населения

Введение

Актуальность темы. Социальная защита населения является системой государственных мероприятий по поддержке определенных категорий населения, которые испытывают негативное влияние рыночных процессов; обеспечение соответствующего уровня жизни путем предоставления отдельным гражданам правовой, финансовой и материальной помощи; обеспечения приемлемых для страны условий жизни и труда путем установления социальных стандартов.

Социальная защита осуществляется в отношении как экономически активного, так и экономически неактивного населения, а также тех, кто не способен самостоятельно себя обеспечить (неработающих и малоимущих).

Степень научного изучения темы. Проблема совершенствования государственной политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения нашла свое отражение в работах таких авторов как Аверин А.Н., Байгереев С.А., Бабич А.М., Егоров Е.В., Гонтмахер Е.Ш., Кадомцева С.В., Кузнецова Е.М., Платонова Н.М., Нестерова Г.Ф., Холостова Е.Н. и др.

Цель данной работы заключатся в поиске путей повышения эффективности государственной политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения на региональном уровне.

Для достижения данной цели предусмотрено решение следующих задач:

-определить сущности, понятия и структуры государственной политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения;

-раскрыть правовые основы государственной политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения;

-проанализировать направления реализации государственной политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения;

-раскрыть практический аспект реализации государственной политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения на примере Агинского района Забайкальского края;

-дать характеристику социальной среды Агинского района Забайкальского края;

-определить направления политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения Агинского района Забайкальского края;

-выявить пути повышения эффективности государственной политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения.

Объект работы. Объектом в данной работе является система государственной политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения.

Предметом работы. Предметом в данной работе является практический аспект государственной политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения на уровне Агинского района Забайкальского края;

1. Теоретические государственной политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения

1.1 Сущность, понятие и структура государственной политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения

Социальная политика государства - это система управленческих, организационных, регулятивных, саморегулятивных мероприятий, действий, принципов и основ, направленных на обеспечение оптимального социального уровня и качества жизни, социальной защиты малообеспеченных слоев населения, их социальной безопасности в обществе.

Социальная защита малообеспеченных и нетрудоспособных граждан предусматривает: предоставление государственных пособий (по безработице, единовременных, целевых, компенсационных); предоставление государственных субсидий (жилищных, целевых на строительство жилья); предоставление натуральных пособий (товарные субсидии, бесплатные обеды, бесплатный проезд, одежда, льготная оплата жилья); обслуживание пенсионеров, инвалидов, одиноких граждан в домах-интернатах, центрах социального обслуживания; введение минимальных размеров пенсий, социальных пенсий; компенсационные выплаты и индексация доходов; внедрение социальных налогов [18].

Отправной базой обеспечения социальных гарантий в процессе реализации социальной политики являются социальные стандарты. Социальные стандарты - это система официально установленных государством социальных нормативов (обязательств государства) касательно удовлетворения социальных потребностей граждан. Основные элементы социальных стандартов - обязательность и общедоступность образования, недопущение принудительного труда, обеспечение надлежащих условий труда, его продолжительности, оплаты труда, минимальный размер заработной платы, прожиточный минимум.

Итак, социальная поддержка наиболее уязвимых слоев населения, к которым относятся малообеспеченные граждане и семьи, женщины и дети, молодежь и пенсионеры, является первоочередной задачей для большинства стран мира. На сегодняшний день насчитывается большое количество моделей социальной защиты населения, которые отличаются друг от друга источниками финансирования, способами поддержки и защиты населения, масштабами применения.

Модели социальной защиты отличаются в основном формами выплаты пособий (денежная, натуральная), способами проверки нуждаемости граждан и их семей, распределением обязанностей в системе защиты населения между центром и местными властями [19].

К основным моделям социальной защиты населения принадлежат:

-скандинавская, отличающаяся разнообразием методов финансирования;

-европейская, сочетающая в себе различные виды пособий и их выплату в денежной и натуральной формах;

-средиземноморская, представляющая собой универсальную систему в сравнении, например, с селективными (избирательными) программами;

-американская, новозеландская, австралийская, основанные на строгой регламентации социальной помощи на государственном уровне и свободой действий на местном;

-латиноамериканская, основанная на четко построенной системе установления и проверки нуждаемости.

Общими для всех моделей социальной защиты являются принципы социальной справедливости, в основу которых положены равные для всех граждан возможности получения социальной помощи (гарантированный доход и устранение изъянов рынка в плане выбора товаров, их качества, количества и цен), и принцип компромисса между эффективностью и справедливостью, между государственным управлением и рыночным механизмом.

Основными мерами обеспечивающими решение важнейших задач государства в отношении социальной защиты семьи, женщин и детей являются:

-создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурной функций, повышение качества жизни семей;

-обеспечение прав детей и молодежи на их полноценное физическое, интеллектуальное и нравственное развитие;

-создание условий женщинам для безопасного материнства.

В системе социальной защиты в Российской Федерации широко используется программно-целевой метод, на основе которого разрабатываются различные виды программ [6]:

-программы социального страхования, предусматривающие частичное возмещение потерь заработков в связи с уходом на пенсию, временной нетрудоспособностью и безработицей; эти программы финансируются за счет налогов на заработную плату, они не несут на себе отпечатка благотворительности, так как пособия по безработице, оплата больничных листов, пенсии являются заработанными;

-программы государственной социальной помощи, предусматривающие предоставление пособий тем, кто не может зарабатывать сам, является нетрудоспособным или имеет детей на своем иждивении. Эти программы финансируются за счет общих налоговых поступлений и считаются специальными благотворительными программами. Чтобы получить право на государственную поддержку, отдельные лица и семьи должны предоставить данные о своих низких доходах. Для получения пенсии необходимо быть отнесенным к определенной категории (например, инвалиды, ветераны, пострадавшие от аварии на ЧАЭС и другие социальные группы);

-программы социального обслуживания, предусматривающие оказание различного вида социальных услуг: социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и т. д. [9, с. 184-188].

1.2 Правовое обеспечение государственной политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения

Правовые основы социальной защиты представляют собой взаимосвязанную систему нормативно-правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности учреждений в сфере социальной защиты и органов управления, их предназначение. Нормативными источниками социальной защиты являются нормативные акты и договоры, содержащие в себе нормы, определяющие порядок, условия и гарантии осуществления социальной защиты. В эту систему входят международные договоры России, Конвенции и Рекомендации международных организаций, Конституция Российской Федерации, конституции республик и уставы других субъектов, законы и подзаконные нормативные акты, коллективные договоры и соглашения, трудовые договоры (контракты).

Согласно ст. 7 Конституции «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (ст.7., п.1.). А также 1в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7.п.2.).

Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Составной частью российской правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ). Федеральный закон о международных договорах устанавливает, что договоры, касающиеся прав и свобод граждан, подлежат обязательной ратификации (например, Соглашение о пенсионном обеспечении граждан государств-участников СНГ, договоры о выводе российского контингента из стран Балтии, предусматривающие гарантии социальной защиты военнослужащих и членов их семей, и т.д.). Среди нормативных актов международного права, прежде всего, следует назвать Конвенции и Рекомендации Международной Организации труда (например, Конвенция № 157 об обеспечении прав трудящихся с семейными обязанностями и др.) [15].

Кодифицированные законы как источники социальной зашиты - это, прежде всего, Трудовой Кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и др. В числе федеральных законов можно назвать законы о трудовых пенсиях, о государственном пенсионном обеспечении, об основах социального обслуживания населения, о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, о ветеранах, о государственной социальной помощи и многие другие.

Среди подзаконных нормативных актов выделяются указы Президента (о мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров, о компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и др.), постановления Правительства (об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, о порядке финансирования социальных мероприятий и др.), приказы Министерства (о диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) и т.д. [15]

В 1999 г. 17 декабря постановлением № 545-ст Госстандарта РФ был принят Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения ОК 003-99 (ОКИСЗН), в котором содержится информация о видах, мерах, формах мер социальной защиты, социальных учреждений и др. Объектами классификации в ОКИСЗН являются виды пенсий, пособий, условия назначения пенсии, размеры пенсий, причины и группы инвалидности, трудовой стаж и его исчисление, исчисление пенсии и заработка, надбавки к пенсиям, категории граждан, имеющих право на пенсии в связи с воздействием радиации вследствие чернобыльской катастрофы или других причин, льготы различным категориям граждан в области социального обслуживания и др.

В качестве нормативных источников социальной защиты выступают также нормативные акты субъектов РФ, как законодательные, так и подзаконные. В частности, в Омской области приняты законы (Кодекс о социальной защите отдельных категорий граждан, о звании «Ветеран Омской области» и др.); постановления Правительства Омской области (о порядке и условиях предоставления отдельных форм социального обслуживания в государственной системе социальных служб Омской области, об утверждении государственных стандартов социального обслуживания на территории Омской области, об утверждении порядка назначения и выплаты государственной помощи и др.); указы Губернатора (об утверждении ежегодной премии Губернатора Омской области «Семья года» и др.) [14].

Органы местного самоуправления принимают нормативные акты, устанавливающие порядок и условия предоставления адресной социальной помощи, деятельности муниципальных центров социального обслуживания и т.д. В связи с развитием договорных методов регулирования социально-трудовых отношений большую группу источников составляют коллективные договоры и соглашения, а также индивидуальные трудовые договоры (контракты). Значительна роль в регулировании социальной защиты актов судебных органов, прежде всего постановлений Конституционного Суда.

В целом на сегодняшний день правовые основы социальной защиты населения достаточно сформированы, представляют собой объемную правовую базу, которая постоянно пополняется и изменяется [14].

1.3 Направления реализации государственной политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения

К числу основных задач, решаемых в сфере социальной политики и ее важного направления - социальной защиты населения следует отнести:

-реформу жилищного сектора;

-пересмотр принципов функционирования страховых институтов вообще и пенсионной системы, в частности;

-повышение эффективности расходования бюджетных средств в социальной сфере на основе реформирования соответствующих ее секторов в направлении развития управляемой конкуренции между организациями, предоставляющими социальные услуги населению, и расширения прав потребителей услуг в принятии финансовых решений;

-упорядочение действующей системы льгот и компенсаций, повышением обоснованности их предоставления [11];

-четкое разграничение полномочий и ответственности в решении социальных вопросов на уровне Республики и ее субъектов, а также на местном уровне.

Одним из основных приоритетов политики поддержки наиболее социально незащищенных слоев населения является из обеспечение высоким стабильным доходом.

Речь идет о социальной помощи, прежде всего, и о создании рабочих мест для отдельных категорий граждан. Социальная помощь, финансирование которой осуществляется за счет бюджетных средств, включает помощь семьям с детьми, денежные выплаты малообеспеченным семьям, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также бытового топлива (уголь, варочный газ) и тому подобное. Эффективная политика относительно доходов неработоспособных и незанятых слоев населения предусматривает осуществление таких мероприятий:

-реформирование солидарной системы пенсионного обеспечения;

-усовершенствование, оптимизацию и усиление адресной направленности социальной помощи, населению;

-увеличение размеров помощи семьям с детьми, особенно малообеспеченным;

-предоставление пособия безработным на период потери работы;

-организацию общественных работ с целью привлечения к ним безработных для повышения их доходов;

-стимулирование разнообразных форм благотворительной деятельности и милосердия направленных в поддержку наиболее социально незащищенных слоев населения.

Особое внимание необходимо уделять такой проблеме как ресоциализация инвалидов и повышение их трудовой активности.

Формирование конкурентоспособности инвалидов должно быть направлено на создание нового типа работника, способного адекватно реагировать на функциональные изменения и приспосабливаться к производственной деятельности в новых рыночных условиях. В первую очередь эти изменения связаны с необходимостью осуществления трансформационных процессов в системе ценностных ориентаций субъектов рынка труда. При этом следует заметить, что характер этих изменений, в первую очередь, связан с необходимостью усовершенствования качественных параметров трудового потенциала каждого индивидуума, необходимостью приведения принципов организации и осуществления процесса трудовой деятельности инвалидов в соответствии с новыми экономическими реалиями Российской Федерации.

Именно поэтому политика занятости инвалидов должна быть направлена на формирование активной позиции самих инвалидов относительно поиска достойной работы путем стимулирования мотивов занятости, связанных с обеспечением возможностей профессиональной, социальной и интеллектуальной самореализации инвалидов.

Следовательно, для повышения уровня занятости людей с физическими ограничениями государство направляет свои усилия на необходимость:

-обеспечить профессиональную учебу лиц с ограниченными физическими возможностями;

-положить начало производственной адаптации лиц с ограниченными физическими возможностями в процессе трудовой деятельности;

-определить и утвердить перечень изделий для изготовления инвалидами, в частности слепыми. С целью гарантированного обеспечения их работой предоставить учебно-производственным предприятиям, объединениям и организациям слепых подавляющее право на изготовление этих изделий;

-разработать индивидуальные программы реабилитации инвалидов и обеспечить их реализацию органами охраны здоровья и социального обеспечения;

-проанализировать состояние профилактической работы на промышленных, строительных и транспортных предприятиях, в совхозах и колхозах;

-провести аттестацию рабочих мест инвалидов и по ее результатам заменить устаревшее оборудование, станки и устройства, и создать здоровые условия труда;

-согласовывать мероприятия по профессиональной реабилитации и трудоустройству инвалидов с муниципальными программами занятости населения;

-увеличить за счет установленного норматива количество рабочих мест специалистов с высшим образованием и квалифицированных рабочих для трудоустройства инвалидов;

-реализовать политику эффективной поддержки надомного труда и самозанятости инвалидов;

-предоставлять инвалидам, которые желают открыть собственное дело, консультативное, организационную, финансово-экономическую помощь по вопросам открытия и поддержки собственного бизнеса.

В Росси, невзирая на позитивные сдвиги в обеспечении социальной защиты малообеспеченных слоев населения, доминирующей тенденцией является слабая эффективность действующих механизмов на практике. Поэтому первоочередными мерами должны стать существенные изменения в трудоустройстве и занятости, социальной защите и реабилитации таких социальных слоев.

2. Практический аспект реализации государственной политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения на примере Агинского района Забайкальского края.

2.1 Анализ социальной среды Агинского района Забайкальского края

Система образования Агинского Бурятского округа включает 132 образовательных учреждений различных типов и видов, реализующие образовательные программы всех уровней образования: 53 школы, 58 детских садов, 13 учреждений дополнительного образования, Центр диагностики и консультирования «Ариадна», 1 детский дом, 6 учреждений профессионального образования, 1 учреждение дополнительного профессионального образования для взрослых (из них 5 учреждений краевого подчинения). 3 учреждения имеют статус автономного - институт повышения квалификации, медицинский колледж и педагогический колледж.

Медицинскую помощь населению оказывают 44 лечебно-профилактических учреждения: 3 - краевые учреждения здравоохранения, 3 - центральные районные больницы, 5 - участковых больниц, 20 - сельских врачебных амбулаторий, 13 - фельдшерско-акушерских пунктов, а также функционируют лечебные профилактории «Зымка», «Угсахай», 4 детских оздоровительных лагеря.

Насчитывается 46 учреждений культурно-досугового типа, 45 библиотек, 3 школы искусств, 3 детских музыкальных школы. Организованы профессиональный ансамбль «Амар сайн», театр «ДалиТэ», фольклорные коллективы «Тумэн жаргалан», «Рябинушка», «Онон» и др., детские и молодежные коллективы «Баяр», «Залуу наhан», «Алтан Туяа», «Сансара». Действуют 5 буддийских дацанов (Агинский дацан, Гунэйский дацан, Зугалайский дацан, Цугольский дацан, Узонский дацан), Свято-Никольский храм, Агинский национальный музей им. Г.Ц. Цыбикова, сельские краеведческие музеи. Выходят две окружные газеты («Агинская правда» на рус. яз. и «Толон» на бур. яз.), Дульдургинская районная газета «Ленинец», Могойтуйская районная газета "Местное время", газета ГО "Поселок Агинское" "Агинское сегодня". В пгт. Агинское действует Территориальное отделение филиала ФГУП Всероссийская ГТРК «ГТРК "Чита"».

На территории округа медицинскую помощь населению оказывают 44 лечебно-профилактических учреждения: 3 - краевые учреждения здравоохранения, 3 - центральные районные больницы, 5 - участковых больниц, 20 - сельских врачебных амбулаторий, 13 - фельдшерско-акушерских пунктов.

Общая численность врачей в округе в 2014 году по сравнению с 2013 годом сократилась на 17 специалистов (с 232 до 215 врачей). Численность среднего медицинского персонала по сравнению с 2013 годом сократилось на 30 человек (с 720 до 690 чел.), а по сравнению с 2012 годом, на 46 человек.

Показатель обеспеченности врачами на 10 тысяч населения составляет по округу 28,0 - ниже прошлого года на 2,0 промилле (30,1); средним персоналом 89,9 на 10 тысяч населения, ниже на 3,4 промилле.

В 2014 году аттестованность врачей в округе составила 60,4% - меньше прошлого года на 1,2%, среднего персонала 71,4% (-2,6%). Сертифицированность составила 100%.

Значительную роль в закреплении молодых специалистов на селе, а в 2013 году в поселковых населённых пунктах, сыграла реализация федеральной программы по закреплению вновь прибывших в 2011-2013 г.г. молодых специалистов с выплатой 1 миллиона рублей. Общее число врачей прибывших по данной программе с 2011 года -31 врач.

В рамках реализации модернизации здравоохранения Забайкальского края выполнены задачи по информатизации учреждений здравоохранения округа, внедрение электронных услуг, капитальному ремонту участковой больницы с. Ортуй, сельских врачебных амбулаторий и фельдшерских пунктов с. Сахюрта, Цокто-Хангил, Кункур, Южный Аргалей, ремонт отопительной системы СВА с.Иля, строительство модульного ФАП в с.Зугалай, перевод центральных районных больниц из муниципальных учреждений здравоохранения в статус государственных, переход на одноканальное финансирование.

Основные медико-демографические показатели в отчётном году следующие. Население Агинского Бурятского округа составило 76 793 человек, что на 467 человек меньше чем в 2013 году (-467). Взрослое население составило 52 386 человек, что на 960 человек меньше чем в 2013 году (-960). Детей и подростков в совокупности 24 407 человек (+493), в том числе детей от 0-14 лет 21 296 человек (+636), подростков 3 111 человек (-143). Число женщин фертильного (детородного) возраста 18 733 человек, что на 715 человек меньше чем в 2013 году (-715).

В период с 2007 по 2013 г.г. рождаемость на территории округа имеет волнообразный характер с пиками в 2008 и в 2010 годах до 1771 и 1847 человек соответственно или 23,2 и 23,6 промилле.

В 2014 году родилось 1566 ребёнка, что на 12 детей меньше (-12), чем в 2013 году, показатель рождаемости составил 20,5 промилле (на уровне 2013 года!). В городском округе Посёлок Агинское и Агинском районе в совокупности родилось 752 детей (+16), показатель 21,6 промилле (+0,4); в Могойтуйском районе родилось 508 детей (-48), показатель 18,7 промилле (-1,5); в Дульдургинском районе 306 детей (+20), показатель 20,4 промилле (+1,38).

Естественная убыль составила 702 человек, что на 11 человека больше (+11), чем в 2013 году, показатель смертности составил 9,1 промилле (+0,2 промилле). В городском округе Посёлок Агинское и Агинском районе в совокупности умерло 290 человека (+8), показатель 8,3 промилле (+0,2). В Могойтуйском районе в умерло 244 (-33), показатель 9,0 (-1,0). В Дульдургинском районе умерло 168 человека (+36), показатель 11,2 промилле (+2,4).

2.2 Направления политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения Агинского района Забайкальского края

Стратегической целью в области социального развития в соответствии со стратегией экономического и социального развития Агинского района Забайкальского края на период до 2020 года является последовательное повышение качества жизни населения республики, сокращение уровня бедности и обеспечение социальной защиты уязвимых категорий населения, а также обеспечение доступности и повышение качества социальных услуг для населения.

Достижение указанной цели в рамках настоящей концепции будет осуществляться на основе дальнейшего совершенствования системы социальной защиты населения Агинского района Забайкальского края.

В целях дальнейшего совершенствования системы социальной защиты населения Агинского района Забайкальского края необходимо решение следующих основных задач:

) повышение эффективности системы социальной защиты малообеспеченных слоёв населения;

) повышение качества и обеспечение доступности государственных и социальных услуг.

Решение основной задачи - повышение эффективности системы социальной защиты малообеспеченных слоёв населения включает в себя решение задач по двум направлениям:

-реализация прав граждан на социальную защиту в целях ослабления негативных тенденций в обществе и содействия социальной стабильности;

-повышение эффективности и результативности функционирования системы социальной защиты населения.

В направлении реализации прав граждан на социальную защиту в целях ослабления негативных тенденций в обществе и содействия социальной стабильности необходимо решение следующих задач:

-в части социальной защиты отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Забайкальского края;

-сохранение и гарантированное предоставление мер социальной поддержки малообеспеченным слоям населения в рамках принятых государственных социальных обязательств;

-предоставление государственных социальных гарантий семьям с детьми, поддержка многодетных семей;

-усиление адресности предоставления мер социальной поддержки с учетом уровня доходов населения;

-в части социальной защиты граждан, относящихся к социально незащищенным группам населения

-принятие оперативных мер социальной поддержки и государственной социальной помощи гражданам, в первую очередь, гражданам пожилого возраста, семьям с детьми, инвалидам;

-поэтапное доведение доходов малоимущих граждан до уровня прожиточного минимума.

В направлении повышения эффективности и результативности функционирования системы социальной защиты населения необходимо решение следующих задач:

-дальнейшее развитие принципа бюджетирования, ориентированного на результат;

-реформирование механизма бюджетного планирования расходов на оплату государственных услуг в сфере социальной защиты населения;

-дальнейшее совершенствование отраслевой системы оплаты труда работников государственных учреждений Агинского района Забайкальского края в сфере социальной защиты населения;

-создание условий для развития конкуренции и привлечения негосударственного сектора в сфере предоставления социальных услуг;

-повышение уровня профессиональной компетентности специалистов учреждений путем организации непрерывного образования специалистов, включая получение профильного образования и постоянное повышение квалификации для овладения инновационными технологиями.

Решение основной задачи - повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых государственных и социальных услуг включает в себя решение задач по двум направлениям:

-создание необходимых условий для повышения качества государственных и социальных услуг;

-создание необходимых условий для повышения доступности государственных и социальных услуг.

В направлении создания необходимых условий для повышения качества государственных и социальных услуг необходимо решение следующих задач:

-разработка и внедрение стандартов социального обслуживания населения в Агинском районе Забайкальского края;

-разработка критериев оценки: качества оказываемых услуг, потребности отдельных категорий граждан в социальном обслуживании, эффективности деятельности учреждений социального обслуживания населения, нормативов деятельности учреждений социального обслуживания населения;

-разработка и внедрение современных комплексных программ и технологий предоставления государственных и социальных услуг;

-создание благоприятных условий труда.

В направлении создания необходимых условий для повышения доступности государственных и социальных услуг необходимо решение следующих задач:

-создание оптимальной сети учреждений в системе социальной защиты населения различных организационно-правовых форм;

-повышение обеспеченности стационарным социальным обслуживанием;

-развитие системы нестационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, лиц без определенного места жительства и занятий, в том числе освободившихся из мест лишения свободы;

-обеспечение равного доступа к получению услуг гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в городской и сельской местности;

-обеспечение безбарьерного доступа инвалидов к информационным ресурсам и объектам социальной защиты населения;

-развитие информационно-коммуникационных технологий в системе социальной защиты населения.

Учитывая, что в составе населения Агинского района Забайкальского края находятся целевые группы потребителей государственных и социальных услуг из числа категорий граждан, социальная защита которых является приоритетом на ближайшие годы, реализация основных задач Концепции в первую очередь будет направлена на:

-социальную защиту семьи и детей;

-социальную защиту граждан пожилого возраста и инвалидов;

-социальную реабилитацию инвалидов, в том числе детей и подростков с ограниченными возможностями.

Механизмами реализации поставленных целей и задач являются:

-принятие нормативных правовых актов, направленных на развитие системы социальной защиты населения Агинского района Забайкальского края;

-разработка и реализация планов мероприятий по реализации Концепции на соответствующие годы;

-использование программно-целевого подхода в решении системных задач;

-мониторинг ситуации в сфере социальной защиты населения;

-разработка и участие в инновационных проектах;

-совершенствование взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, организациями, предприятиями и муниципальными образованиями при предоставлении государственных услуг в сфере социальной защиты населения;

-методическое обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения.

Основные результаты реализации указанной программы в сфере социальной защиты малообеспеченных слоёв населения:

-сохранение стабильности социального самочувствия населения;

-обеспечение социальной защищенности отдельных категорий граждан, которые в силу объективных причин не в состоянии помочь себе самостоятельно;

-формирование эффективной системы оказания социальной защиты населения и предоставления социальных услуг учреждениями различных организационно-правовых форм;

-формирование бюджета отрасли социальной защиты населения, ориентированного на результат деятельности государственных учреждений;

-переход на использование новых информационно-коммуникационных технологий в сфере социальной защиты населения;

-развитие негосударственного сектора социального обслуживания;

-внедрение системы региональных социальных стандартов, норм и нормативов социального обслуживания населения, критериев оценки эффективности деятельности учреждений;

-расширение форм и перечня оказываемых услуг различным категориям граждан;

-внедрение новых технологий социального обслуживания малообеспеченных слоёв населения;

-повышение доступности и качества предоставляемых государственных и социальных услуг;

-доведение до 100% обеспеченности социальным обслуживанием на дому, в общей численности нуждающихся в таком обслуживании граждан;

-обеспечение необходимого уровня материально-технической оснащенности государственных учреждений системы социальной защиты населения;

-достижение нормативного значения показателя обеспеченности населения местами в стационарных учреждениях социального обслуживания для престарелых и инвалидов;

-создание условий для беспрепятственного доступа граждан с ограниченными возможностями в учреждения системы социальной защиты населения;

-повышение уровня профессиональной компетентности работников;

-повышение социального статуса работников системы социальной защиты.

Достижение ожидаемых результатов реализации Концепции позволит повысить устойчивость системы социальной защиты населения в части оправдания социальных ожиданий на доступное получение качественных государственных и социальных услуг и в конечном итоге - повышение удовлетворенности населения качеством жизни.

3. Пути повышения эффективности государственной политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения

государственный политика защита социальный

Для решения проблемы малообеспеченных слоёв населения необходима целенаправленная политика, которая основывается на экономических и финансовых возможностях государства и максимальной эффективности их использования. В связи с этим крайне важным является реализация следующих задач:

-внедрение новых механизмов возобновления производства, стимулирования экономического роста и социального прогресса, в частности, обеспечения эффективной занятости населения путем создания жизнеспособных предприятий;

-создание условий для достойного труда, в том числе обеспечение уважения и соблюдения прав человека в сфере труда, свободно избранной, занятости и социальной защиты, а также развития и активизации социального диалога, на всех уровнях;

-реализация в кризисных условиях краткосрочных мероприятий по предоставлению неотложной помощи наиболее уязвимым слоям населения;

-преодоления хронической бедности, бедности, среди работающих;

-обеспечение реформирования систем оплаты труда, социальной защиты, пенсионного страхования, предоставления медицинской помощи, медицинского обслуживания;

-внедрение действенного механизма предоставления молодежи, в первую очередь выпускникам высших учебных заведений, первого рабочего места;

-расширение возможностей для трудоустройства людей с особенными потребностями, занятости людей преклонных лет;

-внедрение системы предоставления действенной адресной социальной помощи.

Формирование государственной политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения должно быть направлено на решение наиболее острых социальных проблем, что в свою очередь должно базироваться на законодательном обеспечении создания благоприятных условий для:

-развития семьи, эффективного выполнения, ею репродуктивной, воспитательной, экономической, социальной функций;

-соблюдения на практике конституционного принципа равенства прав женщины и мужчины;

-осуществления целенаправленной политики, относительно трудоустройства молодежи;

-профилактики детской и молодежной преступности, наркомании алкоголизма, детской безнадзорности и попрошайничания;

-предотвращения социальных рисков в контексте обеднения населения, потери работы или трудоспособности отдельными категориями граждан;

-предотвращения безработицы.

Приоритетными направлениями государственной политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения должны стать:

-создание правовых, экономических, культурных, социальных условий для укрепления и функционирования семьи, авторитета и стойкости брака;

-повышение роли родителей и их ответственности за жизнеобеспечение и воспитание детей;

-предоставление адресной комплексной поддержки малообеспеченным семьям и отдельным гражданам;

-усовершенствование механизма предоставления малообеспеченным гражданам целевых долгосрочных кредитов на строительство (реконструкцию) жилья;

-обеспечение социально незащищенным слоям населения реального доступа ко всем видам деятельности,

-равенства прав и возможностей социально незащищенных слоев населения, на рынке труда;

-проведение профилактических, эпидемиологических и медицинских исследований по охране здоровья социально незащищенных слоев населения;

-разработка и внедрение современных медицинских технологий сохранения и охраны здоровья социально незащищенных слоев населения и новых методов поддержания здорового образа жизни, обеспечения рождения здоровых детей, воспитания физически здоровых и духовно богатых граждан;

-повышение правовой осведомленности социально незащищенных слоев населения, относительно их собственных прав;

-осуществление социального партнерства социально незащищенных слоев населения и государства на основе распределения ответственности между гражданами и государственными органами, содействие защите семьи от бедности и ограничений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями техногенного и естественного характера;

-предупреждение насилия касательно девушек и женщин;

-предупреждение безработицы путем создания новых рабочих мест;

-создание гибкого механизма работы с детьми, что включает разработку комплекса соответствующих законодательных и других нормативных актов, проведение научных исследований, разработку и реализацию программ организации социальной работы и социальной защиты детей, на базе действующей сети специализированных заведений социального направления;

-сохранение и приведение сети детских внешкольных и оздоровительные заведений в соответствие с потребностями населения, проведения на их базе воспитательной, культурной, оздоровительной работы, с детьми и молодежью;

-предоставление государственной поддержки молодежным общественным организациям и благотворительным фондам, которые проводят социальную работу.

С учетом региональной потребности на местах должны функционировать дома семейного типа, убежища для несовершеннолетних, приюты для социально незащищенных слоев населения.

Система обеспечения качества социальных услуг предусматривает введение минимальных государственных стандартов качества и осуществления постоянного контроля за их соблюдением. Содержание и организация социальных услуг должно обеспечивать самое полное удовлетворение индивидуальных потребностей получателей услуг и направлено на достижение позитивных изменений в их жизни, содействие интеграции в общество. Положения законодательства в сфере социальной политики направлены на защиту конституционных прав человека и гражданина. Пути совершенствования социальной политики связываются с обеспечением последующего поэтапного приближения минимальных социальных государственных гарантий к прожиточному минимуму, с общим повышением уровня жизни населения, минимального размера заработной платы и пенсии социальных выплат. В то же время имеются серьезные нерешенные проблемы, такие как бедность, депопуляция населения, низкий уровень жизни в целом, от решения которых зависит будущее социальной государственности в РФ.

Заключение

Социальная защита малообеспеченных и нетрудоспособных граждан предусматривает: предоставление государственных пособий (по безработице, единовременных, целевых, компенсационных); предоставление государственных субсидий (жилищных, целевых на строительство жилья); предоставление натуральных пособий (товарные субсидии, бесплатные обеды, бесплатный проезд, одежда, льготная оплата жилья); обслуживание пенсионеров, инвалидов, одиноких граждан в домах-интернатах, центрах социального обслуживания; введение минимальных размеров пенсий, социальных пенсий; компенсационные выплаты и индексация доходов; внедрение социальных налогов.

К основным моделям социальной защиты населения принадлежат:

-скандинавская, отличающаяся разнообразием методов финансирования;

-европейская, сочетающая в себе различные виды пособий и их выплату в денежной и натуральной формах;

-средиземноморская, представляющая собой универсальную систему в сравнении, например, с селективными (избирательными) программами;

-американская, новозеландская, австралийская, основанные на строгой регламентации социальной помощи на государственном уровне и свободой действий на местном;

-латиноамериканская, основанная на четко построенной системе установления и проверки нуждаемости.

В рамках данной работы был проведен анализ реализации государственной политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения.на уровне Агинского района Забайкальского края. Стратегической целью в области социального развития в соответствии со стратегией экономического и социального развития Агинского района Забайкальского края на период до 2020 года является последовательное повышение качества жизни населения республики, сокращение уровня бедности и обеспечение социальной защиты уязвимых категорий населения, а также обеспечение доступности и повышение качества социальных услуг для населения.

Достижение указанной цели в рамках настоящей концепции будет осуществляться на основе дальнейшего совершенствования системы социальной защиты населения Агинского района Забайкальского края.

В целях дальнейшего совершенствования системы социальной защиты населения Агинского района Забайкальского края необходимо решение следующих основных задач:

-повышение эффективности системы социальной защиты малообеспеченных слоёв населения;

Основные результаты реализации казанной программы в сфере социальной защиты малообеспеченных слоёв населения: сохранение стабильности социального самочувствия населения; обеспечение социальной защищенности отдельных категорий граждан, которые в силу объективных причин не в состоянии помочь себе самостоятельно; формирование эффективной системы оказания социальной защиты населения и предоставления социальных услуг учреждениями различных организационно-правовых форм; формирование бюджета отрасли социальной защиты населения, ориентированного на результат деятельности государственных учреждений; переход на использование новых информационно-коммуникационных технологий в сфере социальной защиты населения; развитие негосударственного сектора социального обслуживания.

Список использованной литературы

1.Федеральный Закон РФ «О государственной социальной помощи» №178 - ФЗ от 17.17.1999г.

.Федеральный Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №114 - ФЗ от 24.12.1995г.

.Федеральный Закон РФ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» № 134-ФЗ от 24.10.1997г.

.Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: учебное пособие. М.: РАГС, 2010. - 124 с.;

.Бабич А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань:Белка, 2004. - с.268.

.Байгереев С.А. Бедность и политика адресной социальной помощи малоимущим семьям. М.:Человек и труд, 2010. - с.197.

.Васильчиков В.М. Правовое обеспечение социальной работы: учебное пособие. М. : Академия, 2009. - 336 с.

.Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х. М.:Гелиос - АРВ, 2000. - с.336.

.Государственное регулирование социальной сферы / под ред М.В. Мясниковича, Н.Б. Антоновой, О.Б. Хорошко. - Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - 2011. - 265, - С. 184-188

.Гусев А.Н. Социальная политика государства. М.:РАГС, 2001. - с.231.

.Добромыслов К.В. Право социального обеспечения: учебное пособие, практикум / К.В. Добромыслов, Е.Е. Мачульская. - М.: Книжный мир, 2010. - 416 с.;

.Кадомцева С.В. Социальная защита населения. М.:РАГС, 2003. - с. 264.

.Кузьмен О.В. Социальная политика государства. Новосибирск.: Морфей, 2012. - с.325.

.Кузнецова Е.М. Особенности социальной защиты населения / Е.М. Кузнецова, В. А. Филатов: конспект лекций. - Омск. - 2010

.Михеев В.А. Социальная политика государства. М.:РАГС, 2012. - с.151.

.Нестерова Г.Ф., Лебедева С.С. Васильев С.В. Социальная работа с пожилыми и инвалидами. М: Академия, 2009., 288 с.

.Платонова Н.М., Нестерова Г.Ф. Теория и методика социальной работы. М: Академия, 2010. 384 с.

.Соколова В.Ю. Управление развитием системы социальной защиты малообеспеченных слоев населения в регионе: дисс. к.э.н. ; специальность: 08.00.05. - М.: РАГС при Президенте РФ, 2005. - 140 с.

.Холостова Е.Н. Социальная политика. М.:ИНФА, 2009. - с. 274

Похожие работы на - Государственная защита малообеспеченных слоёв населения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!