Влияние средств массовой информации на социализацию подростка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,99 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние средств массовой информации на социализацию подростка

Введение

Социализация - сложный, многоплановый процесс, обуславливающий успешное становление человека в обществе. В процессе такого становления происходит усвоение социальных ценностей, культуры, уклада общества, также формируются образцы поведения, нравственные нормы, усваиваются различные социальные роли. Процесс социализации происходит во взаимодействие индивида с окружающей его средой, которая оказывает огромное влияние на становление личности.

Подростковый возраст - важный этап социализации, так как это переходный возраст от ребенка к взрослому человеку. На данном этапе закладываются основные мировоззренческие взгляды. На процесс социализации подростка влияет семья, школа, различные социальные системы, в которые вхож подросток, и средства массовой информации. В настоящее время, телевидение, Интернет, периодические издания занимают одно из основных мест в жизни каждого подростка. Согласно статистике в свободное время подростки: смотрят телевизор (46%), общаются с друзьями (38%), гуляют (35%), играют в компьютерные игры (57%), слушают музыку (27%), занимаются в кружке или секции (18%), а также читают книги и периодику (17%). И каждый десятый подросток посещает Интернет. Данная информация указывает на широкое распространение средств массовой информации в жизни подростков, что напрямую сказывается на их социализации. Проблема влияния средств массовой информации, в современном мире актуальна и стоит особенно остро в связи с постоянным, динамичным развитием этих средств. Подросток окружен насыщенной информационной средой, и находится под постоянным воздействием со стороны средств массовой информации, что сказывается на его поведении, формировании этических норм и принципов, дальнейшем развитии.

Средства массовой информации распространены повсеместно, они доступны, просты в понимании, подобные характеристики объясняют их популярность, в том числе и у подростков. При помощи средств массовой информации, подросток, общается, обеспечивает себе досуг, получает информацию; такое массовое участие этих средств в жизни подростка, делает их одним из основных факторов, влияющих на социализацию.

Данная тема является актуальной для современного общества, и массово изучается как в России, так и за рубежом, но пока нет единого мнения на природу влияния средств массовой информации. Множество исследователей склоняются в сторону негативного влияния данных средств, к примеру, Богатырева М.Г., Гриценко А.В., изучая роль телевидения и молодежных журналов в социализации подростков, пришли к выводу, что эти факторы создают определенный тиражированный образ жизни подростка, структуру его свободного времени, оказывают негативное влияние на его мировоззрение, лишают волевых и интеллектуальных качеств.

Но в тоже время, существует и совершенно противоположная точка зрения, исследователи Сычева И., Цымболенко С. в своих работах посвященных информационной культуре, отметили необходимость влияния средств массовой информации на подростков, так как эти средства способствуют установлению эффективной связи с социальным окружением.

Для рассмотрения данной темы огромное значение имеют периодические издания «Педагогика», «Воспитание школьников», в которых проблема подростковой социализации раскрывается очень широко, акцентируется внимание на всех аспектах средств массовой информации, как положительных, так и отрицательных, причем изучается также и специфика подросткового восприятия информации.

Также особое значение имеют ряд научно-образовательных изданий «Полис», «Социально-гуманитарные знания», которые отводят государственной информационной политике основное место в решении создавшегося информационного хаоса, который негативно сказывается на подростках и других группах общества. Вследствие этого, необходимо формирование позитивной, устойчиво-ценностной системы, влияющей на развитие благоприятного, духовно сплоченного общества.

Целью курсовой работы является изучение влияния средств массовой информации на процесс социализации современного подростка.

Задачи работы:

изучение особенностей подросткового возраста;

определение специфики социализации подростка и роли воспитания;

рассмотрение влияния телевидения, Интернета, периодических изданий на социализацию подростка;

изучение роли средств массовой информации в социализации подростка.

При написании работы использовались научные и научно-популярные издания («Информационный бюллетень РБА», «Наука и жизнь»), которые помогли раскрыть распространенность средств массовой информации в среде подростков. Также одним из главных источников был Интернет, содержащий множество публикаций и исследований по теме. Данная тема исследована достаточно широко, рассматривают как влияние отдельных субъектов телевидения, радио, прессы, Интернета, так и, в общем, средств массовой информации.

Глава 1. Место подростка в социуме

.1 Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст (12-16 лет) - один из самых критических периодов развития и становления человека как биологического вида и как личности. В этот период в организме человека и в его психике происходят революционные изменения. С точки зрения онтогенеза, происходит переход от детства к юности, сопровождающийся серьезнейшими биологическими изменениями в организме человека. Перемены в теле, связанные с гормональным дисбалансом в период полового созревания, тяжело переживаются подростками. И физические проблемы - одна из составляющих подросткового кризиса. Подростки чутко воспринимают несовершенство своего тела: диспропорции конечностей, запаздывание формирования вторичных половых признаков, задержка формирования механизмов нервной регуляции и так далее. Основным биологическим содержанием пубертата является половое созревание и, как следствие этого, усиление полового влечения, с которым подросткам трудно справиться. Это является основой эмоциональной неустойчивости и резкого усиления конфликтности в поведении, характерного для данного возрастного периода.

На данном этапе формируется совершенно иное мышление, отличное от детского. Человек уже способен мыслить на высоком уровне сложности, формируется абстрактно-логическое мышление. Именно новый для подростка механизм логического мышления и объясняет рост критичности. В подростковом возрасте дети чувствуют свои появившиеся новые интеллектуальные возможности. С этими возможностями связаны такие явления, как поиск ошибок у взрослых (они начинают логически все прослеживать), выискивание редкой интересной информации, особенно если она противоречит общепринятым точкам зрения, и предъявление ее кому-либо из взрослых. Это явление можно охарактеризовать, как желание занять свое место в мире «взрослых». В тоже время, для подросткового мышления характерны определенные особенности, накладывающие отпечаток не только на интеллектуальную сферу, но и на поведенческую. Во-первых, подросткам свойственна склонность к крайним вариантам оценки фактов и событий - преувеличение или преуменьшение. Во-вторых, подростки стремятся к глобализации мышления и делают решительные и окончательные выводы из неполной, единичной информации. Свои выводы основывают на крайней степени максимализма, не различая нюансов. Максимализм является яркой отличительной характеристикой подросткового возраста.

Поиск личностной автономии - одна из значимых характеристик данного этапа, подросток стремится к признанию права на существование собственных мыслей, чувств, идей. Отсюда многообразие подростковых субкультур, а также отклонение в поведении подростка (хулиганство, шалости, воровство).

Описывая подростковый возраст, необходимо отметить понятие «кумир». Это недостижимый идеал, к которому стремится подросток и на которого переносит свои нереализованные потребности. Кумир выступает в качестве образца для подражания. Кумиром может быть герой телеэкрана, книг, также любой человек, обладающий привлекательными для подростка качествами.

Часто подростковый возраст сравнивают с кризисом, так как это переход в новую возрастную страту, который ведет к сильным культурным изменениям в окружении человека. Меняется даже тип ведущей деятельности - на смену учебной приходит трудовая. Расширяется умственный кругозор, изменяются взгляды, приоритеты. Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности. Вследствие этого, распространены подростковые депрессии и суициды. Кризисное состояние формирует также и страх перед будущим, предполагаемые трудности, невозможность и незнание их решения. Подростковая психика противоречива, полярна. Для неё характерны: целеустремленность, настойчивость и импульсивность. В то же время, неустойчивость может смениться апатией, повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении сменяется желанием уединиться, развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью, романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью, нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Обобщая выше сказанное, подростковый возраст сложный и противоречивый. Это переходный период - определенный этап созревания и развития человека, обозначающий фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой - бурный рост самосознания, приобщение к культуре, овладение определенной системой знаний, норм и навыков, то есть достижение успешной социализации.

1.2 Специфика социализации подростка

Социализация - процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Различают макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы - экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.

К мезофакторам относятся формирование этнических установок; влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок; тип поселения; средства массовой коммуникации и другое.

К микрофакторам относят: семью, образовательные учреждения, группы сверстников и многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и в непосредственный контакт, с которым он вступает. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом.

В процессе социализации ребенок знакомится с различными социальными ролями - различными моделями поведения, зависящими от статуса личности в обществе.

Подростковый этап завершает активный период социализации. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них - наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги. Психофизиологические изменения влияют на содержание социализации. Склонность ко всему новому, творчество, непризнание авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость - с другой, порождают особое явление, которое называется молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными негативными чертами: наркотиками, сексом и насилием.

Содержание трудного подросткового периода заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного маленьким детям, до сдержанного послушания - скрытого неповиновения родителям. Если раньше, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь у подростков выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично - с взглядами сверстников. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, формируется мировоззрение. Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Мировоззрение - не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации. Подростковый период - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают его познавательные, и эмоционально-личностные предпосылки. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств. Подростковая самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих подростков «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится. Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:

несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальным статусом, который задан их возрастом;

несовпадением старого стиля родительского воспитания, ориентированного на то, что для матери сын и дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей подростков, заданных их психофизиологическим взрослением;

противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усиливающуюся зависимость от мнения и поведения сверстников.

Психофизиологическое взросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении подростков. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. А подростки - нет. В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии подростков - меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению с взрослыми. Обладая меньшими возможностями, подростки сталкиваются с таким глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие подростки бросают школу, в результате нарушается естественный процесс социализации. Ограниченность знаний сразу сказывается на экономическом, социальном положении и другом.

Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество - не что иное, как попытка играть роль взрослых. Подростки ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи, где их продолжают считать детьми.

В итоге, подростковый возраст - важный этап в социализации личности, этот период проходит сложно, он очень объемен и многолик. Для того чтобы социализация подростка проходила успешно, необходима качественная роль семьи и других социальных институтов, которые обеспечивают функции воспитания.

1.3 Воспитание подростка, как социальная проблема

Подростковый возраст - решающий этап в становление личности, и внимание со стороны близкого окружения необходимо для успешной социализации. Особое значение несет семья, как основной фактор социализации подростка. Семья является источником и опосредующим звеном передачи подростку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных, полоролевых и деловых взаимоотношений между людьми. На семью возлагается роль воспитателя, который задает ориентиры в дальнейшем развитии ребенка.

Воспитание - это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию ребенка. Являясь составной частью влияния социальных факторов на человека, оно имеет свои особенности. Этот процесс, в отличие от других, всегда целенаправлен и осуществляется, сознательно настроенными на него или специально подготовленными для этого людьми: родителями, учителями, воспитателями, вожатыми, социальными педагогами и другими.; через воспитание происходит учет других социальных факторов, влияющих на социализацию ребенка - среды, в которой он находится, средств массовой коммуникации, культуры и пр. В процессе воспитания учитывается также индивидуальная самобытность каждого ребенка. Влияние воспитания на развитие ребенка динамично меняется с течением времени. Чем меньше ребенок, тем сильнее воспитательное воздействие на становление и развитие личности. Со временем, по мере взросления ребенка, его доля уменьшается, зато возрастает степень самостоятельности ребенка в выборе и предпочтении тех или иных социальных ценностей и ориентиров, его собственного влияния на свое развитие. Постепенно воспитательное влияние ослабевает, однако, набирает силу другой процесс - самовоспитание, более активной становится осознанная самостоятельная деятельность ребенка по совершенствованию своей личности, саморазвитию и самореализации, способствующая его самостоятельной интеграции в общество. Известно, что потребность в самовоспитании - высшая форма развития личности, которая предопределяется ведущими личностными качествами человека и обеспечивает ему позицию субъекта социализации. Поэтому роль воспитателя начинает снижаться. Зато на первый план выдвигаются мотивы, идущие непосредственно от самого человека. Насколько успешно будет воздействовать воспитатель, настолько успешно вольется в общество подросток.

В воспитательном процессе можно выделить несколько основных направлений. Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. Второе направление воспитательного процесса - идейно-политическое воспитание, предполагающее формирование у ребенка основ гражданственности, ответственного отношения к семье, своему народу и Отечеству. Формирование убеждений у ребенка, его идейное воспитание - это, прежде всего, передача личного отношения взрослого окружения воспитуемого к родной земле, готовности бороться за ее свободу и независимость, гордости за героическое прошлое и настоящее своего Отечества и народа. Нравственное становление человека также является одним из направлений воспитательной деятельности. Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. В содержание нравственного воспитания входит развитие у детей чуткости и отзывчивости, доброты и честности, способности к сопереживанию, уважения к людям в сочетании с требовательностью к ним. Особое значение имеет формирование дисциплинированности и культуры поведения. Главный путь нравственного формирования ребенка - общение со взрослыми, и чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребенком окружающего мира, тем шире возможности нравственного воспитания. Таким образом, нравственное воспитание включает в себя знание ребенком норм нравственности и морали, а также формирование у него поведения в соответствии с этими нормами. Эстетическое воспитание имеет целью развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовного мира ребенка. Таким образом, воспитательный процесс это многоплановое воздействие.

В подростковый период дети находятся в пограничном состоянии, перед ними множество альтернатив, и близкому окружению - семье необходимо помочь сделать правильный выбор.

Таким образом, воспитание необходимый элемент в развитии подростков, хоть они уже и не дети, но и еще не взрослые. Общение, совместная деятельность с подростком позволит преодолеть возможные подростковые проблемы и избежать кризисов.

Глава 2. Влияние средств массовой информации на социализацию подростка

.1 Телевидение, как фактор социализации подростка

Социализация подростков специфична, определяющую роль в усвоении социального опыта играют имитация и идентификация, то есть подражание поведению значимых других и отождествление себя с определенными общностями, ведущее к принятию их ценностей, установок, норм и образцов поведения. Вследствие этого, средства массовой информации являются мощным инструментом социального управления и формирования различных социальных норм.

Одним из доминирующих видов средств массовой информации является телевидение, оно заслуживает особого внимания при анализе его роли в освоении различной информации подростками, так как для этого возрастного периода характерны: интенсивное формирование мировоззрения, становление духовно-нравственных основ и ценностных ориентаций личности.

В настоящее время роль телевидения в социализации подрастающего поколения оценивают двояко. Оно может быть как прогрессирующим фактором, так и наносить вред развитию подростка.

Касаясь участия телевидения в социализации, необходимо рассмотреть три особенности. Во-первых, практически в каждой семье есть телевизор, поэтому вовлечение подрастающего поколения в область телеискусства происходит, в отличие, например, от школы, - неформально. Этот процесс протекает в домашней среде, является частью спонтанной, нерегламентированной семейной жизни.

Во-вторых, в условиях сегодняшней коммерциализации телевидения содержание большей части фильмов определяется безотносительно к целям образования, стимулирования развития личности, социализации. Главная цель большинства фильмов - развлечение, расширение зрительской аудитории в целях извлечения максимальной прибыли.

В-третьих, дети начинают смотреть фильмы, когда они еще не в состоянии понимать даже диалоги, не говоря уже о содержании фильма в целом. Хотя социализация не является непосредственным ориентиром, определяющим характер и содержание телевизионного производства, а прямой зрительский контакт с фильмами и телепередачами носит нерегламентированный, неформальный характер, тем не менее, телевидение нельзя не отнести к числу важных институтов социализации. Объясняется это целым рядом причин.

Психологически действие в фильме воспринимается как нечто достоверное. Процесс восприятия характеризуется такими свойствами, как эффект участия в экранном действии, отождествление с героем, проекция психологических состояний на экранные образы, что вызывает повышенную эмоциональность зрителя, чувство глубокого удовольствия. В фильме воссоздается первичная группа, и юный зритель, как бы включается в нее, становится ее членом или непосредственным наблюдателем происходящих в ней или вокруг нее событий.

При восприятии фильма складываются благоприятные условия для приведения в действие важнейшего психологического механизма социализации - подражания, имитации и идентификации ребенка с героями, в так называемой, посткоммуникативной фазе, т.е. в реальной жизни, после того, как экран погас.

Телевидение обладает возможностью манипулировать сознанием, создавать пространство для пустого времяпрепровождения, исключающего духовно-личностное развитие, зачастую распространяет ложную информацию, лишает человека способности к самостоятельному размышлению или волевому действию, критическому суждению или свободному выбору.

На сегодняшний момент, Российское государство практически сняло с себя ответственность за качество функционирующего кинорепертуара, из которого зритель конструирует индивидуальный репертуар. Настойчивая трансляция криминальных тем ведёт к тому, что у подростков складывается мнение, что криминал в настоящее время - один из самых популярных и «освещаемых» видов деятельности. Поскольку большинство криминальных историй сопровождается демонстрацией ярких и броских атрибутов преступности (внешности и формы поведения), велика вероятность выбора подростком криминального образа, как образца поведения. Также на телевидение происходит безмерная трансляция интимных тем, что провоцирует раннюю половую жизнь. Такое негативное влияние телевидения нельзя приписывать самой его природе, скорее неумелому его использованию. Отсюда роль семьи - научить детей правильно выбирать информацию, отсеивать бессмысленное.

Телевидение оказывает информационное воздействие, которое связано с эффективными способами передачи социального опыта, освоением различных социальных ролей. Для того, чтобы подросток разграничивал полученную информацию на «хорошую» и «плохую», необходимо влияние семьи, которая представляет собой уникальное сочетание первичной, формальной, неформальной и референтной групп, где формируются общекультурные нормативы поведения личности. Большинство сообщений приходит к подростку не тогда, когда он находится в одиночестве или вне дома, а когда рядом с ним те же самые сообщения получают его ближайшие родственники. Таким образом, информация воспринимается, как правило, в атмосфере их оценок, реакций и комментариев. Эта психологическая атмосфера зачастую, в решающей мере, определяет эмоциональный настрой и оказывает воздействие на формирование осознанной позиции в отношении получаемой информации.

Формы и содержание массовых информационных процессов оказывают прямое и косвенное влияние на разум, чувство и волю субъекта социального действия. Очень часто общение и объединение подростков осуществляется на основе и под влиянием деятельности СМИ, её содержания и формы, интенсивности.

Быт, досуг молодежи, а также их профессионально-трудовая и социально-политическая активность оказываются объектом воздействия телевидения, кино, газет, журналов, радио и в особенности Интернета.

.2 Роль Интернета в социализации подростка

Двадцать первый век характеризуется мощным развитием компьютерных технологий, одной из которых является Интернет. Сейчас Интернетом пользуются повсеместно, он получил большое распространение, как среди людей разных национальностей, так и среди людей различных возрастов. Сеть принесла в нашу жизнь удобства и большие возможности: теперь есть шанс найти любую информацию, не выходя из дома, можно общаться с людьми из далеких стран, можно передавать и получать информацию через большие расстояния. Но, несмотря на все достоинства Интернета, он несет в себе много недостатков, один из таких - зависимость от сети.

Сегодня происходит стихийное влияние Интернета на молодежь, с 1998 по 2005 год число зависимой от Интернета молодежи и подростков увеличилось с 2% до 30%. Интернет-аддикция - это нехимическая зависимость, и, на первый взгляд, может показаться безобидной, но, имея свои специфические особенности, в сравнении с другими нехимическими зависимостями, она очень опасна, так как разрушает психику человека и оказывает значительный вред здоровью.

Особенности Интернет-зависимости схожи с алкогольной зависимостью. Также как и для алкоголика, для Интернет-зависимого требуется увеличение дозы, то есть времени проводимого в сети, так как возрастает устойчивость к действию Интернета и желаемый эффект достигается медленнее. Айвен Голдберг основными критериями этой зависимости выделил: болезненное негативное стрессовое состояние и ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому и социальному статусу.

Интернет притягателен своей анонимностью, доступностью, безопасностью, также он прост в обращении, богат обширными информационными ресурсами.

Интернет для подростка - это огромное количество доступной информации, это мир, где он может отойти от собственных проблем, вообразить себя кем вздумается. Безусловно, Интернет открывает большие возможности, но именно эта открытость и доступность несет угрозу. Противоречивая информация, размещенная на Интернет-сайтах, может губительно повлиять на детскую психику. Так как в Сети практически не существует никакой цензуры, то ребенок может легко попасть на сайты, совершенно не подходящие для его возраста.

Посещение Интернета с образовательными целями постепенно отошло на второй план. Большинство детей и подростков предпочитают использовать Сеть для поиска и скачивания музыки, игр, картинок. Все чаще дети используют Интернет и как средство общения. Общаясь в виртуальности, подростки не приобретают необходимых коммуникативных навыков, меньше проводят времени на воздухе, меньше двигаются. Все это представляет опасность не только для социализации ребенка, но и для его здоровья.

Чрезмерное увлечение Интернетом может привести к зависимости. Подросткам часто не хватает понимания со стороны родителей и друзей, и в этом возрасте они психологически неустойчивы и очень быстро теряют связь с реальным миром, попадая в зависимое состояние. Повседневность за окном квартиры не так красочна, как виртуальный мир, а способность чувствовать оттенки красоты реального мира, ощущать его гармонию еще не сформирована. Чрезмерное увлечение компьютером неизбежно искажает развитие ребенка. В таких ситуациях для реабилитации подростка большую роль играют родители, именно они должны воссоздать для ребенка нормальные условия, решить вместе с ним возникшие проблемы, объяснить ему уникальность реального мира и живого общения.

Таким образом, Интернет, вследствие своей широкой распространенности, занимает одно из основных мест в социализации подростка, и для того, чтобы его влияние было положительным, в условиях информационной вседозволенности, необходима активная помощь со стороны семьи, школы.

2.3 Влияние периодических изданий на социализацию подростка

В настоящее время периодические издания выделяют, как фактор, влияющий на социализацию подростков, несмотря на то, что чтение перестало занимать главное место в жизни подростков.

На сегодняшний день среди российских печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков. Подросток, осваивающий собственное «Я», больше всего любит читать о жизни своих сверстников. На этом и основываются редакции различных молодежных журналов и издательства, печатающие их. Тематика этих журналов, как правило, не отличается познавательным характером и разнообразием; их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. Кроме того, язык таких изданий представляет собой смесь молодежного сленга с русской речью. Для таких изданий характерна ироничность, нарочитая грубость, заимствование слов из блатного лексикона, эмоциональная отстраненность. Все это значительно снижает уровень владения русским языком среди подростков.

Для неокрепшего ума ребенка, с недостаточно развитым критическим мышлением, всякая ненаучная информация, преподнесенная необдуманно, популярными журналами, может сыграть пагубную роль в развитии ребенка, и сформировать неправильные представления об окружающем мире.

Подростки обладают повышенной склонностью к усвоению новых знаний, ценностей, идей, и средства массовой информации могут предложить большой выбор интересного и познавательного материала. Сегодня существует масса научно-популярных, литературно-художественных журналов, которые способны развивать подростков, прививать гуманные ценности, развивать интеллект. Чтение литературы вырабатывает грамотность и формирует язык подростков. Здесь, опять же, основную роль играет семья, которая должна развивать у ребенка интерес к качественной литературе и познавательным журналам. Влияние семьи и школы на критическое отношение к получаемой информации также необходимо, так как это будет способствовать развитию грамотной личности, способной развиваться в современном информационном обществе.

Таким образом, средства массовой информации - разнообразный источник, и его влияние определяется тем, какой материал извлекается из него. Грамотный и сведущий человек умеет анализировать, осмыслять полученную информацию, соответственно он успешно пополняет свои знания об обществе и окружающем мире. Для того чтобы подростковая социализация проходила в прогрессивном направлении, должно осуществляться положительное влияние семьи, школы, СМИ и других социальных институтов.

2.4 Роль средств массовой информации в социализации подростка

Процесс социализации сложный, многоступенчатый процесс длиной в человеческую жизнь. Наиболее интенсивная его часть приходится на период между 13 и 18 годами - период, включающий подростковый и юношеский возраст. Основой социализации является информационное воздействие, подразумевающее передачу социально значимой информации от предыдущих поколений последующим. Вследствие этого огромное значение отводится средствам массовой информации, которые производят непосредственное влияние на социализацию подрастающего поколения. Средства массовой информации - носитель информационной культуры.

Информационная культура - это новый пласт человеческой культуры. Овладение ею предполагает наличие следующих умений: отбор информации; восприятие информации; применение информации; трансляция информации. Как показывает практика, подростки и молодежь владеют этими умениями на очень низком уровне. Неспособные выделять качественную информацию, подростки впитывают всю информацию без разбора, что влияет на их жизненные установки, коммуникацию, дальнейшее развитие в обществе.

Рассматривая средства массовой информации в качестве важного фактора активизации и развития личности, нельзя вместе с тем недооценивать тех объективных противоречивых тенденций, которые могут быть заложены в самом процессе развертывания названных средств в современном обществе. Уже само название «средства массовой информации» содержит в себе проблему. До тех пор пока весь поток информации был официальным и однонаправленным - пресса, радио, телевидение информировали читателей и зрителей о принятых кем-то решениях и произошедших где-то событиях и, тем самым, воздействовали на аудиторию, - данный термин был совершенно точным. В последнее время, стали уделять больше внимания механизму обратной связи - реакции публики на увиденное или прочитанное. Передача информации превращается, тем самым, в коммуникацию, взаимный обмен, общение с аудиторией. Традиционно массовая коммуникация рассматривалась как опосредованное общение - через технические средства, обеспечивающие массовую коммуникацию, - средства массовой информации. Поскольку такое общение посредством СМИ предполагает наличие массовой аудитории, то из двух базовых функций коммуникации - взаимодействия и воздействия - в массовой коммуникации на первый план выдвигается именно воздействие.

Средства массовой информации несут возможности как блага -подключение к ценностям мира, так и зла - замыкание в себе, явное ослабление непосредственных контактов. Они несут человеку массу информации. Но оборотная сторона связана с вопросом качества этой информации.

Разнообразные факты и знания, получаемые человеком, могут ему помочь углубить и расширить представления о мире, и других людях, а тем самым знание о себе, понимание им своего места в обществе. Но это происходит в том случае, если индивид обладает определенными взглядами, если у него есть прочные убеждения, с точки зрения которых он воспринимает идущую к нему информацию. Но если этого нет, то информация из орудия знания и воспитания может легко превратиться в орудие манипуляции.

Если средства массовых коммуникаций выдают факты и не приучают личность задумываться над причинно-следственной связью этих фактов, над пониманием их природы, то они легко могут создать малосведущую личность. Такой личностью можно легко манипулировать.

Средства массовой информации способны с большой силой психологического пресса влиять на мнения, оценки аудитории, предлагая всем одну и ту же норму, меру и стереотип впечатлений, поведения. Нельзя не учитывать того обстоятельства, что воздействие таких средств обладает большой санкционирующей силой, способной активизировать механизмы социально-психологического подражания и заражения, моды и увлечения, Что уже само по себе открывает известный простор для стандартизации мыслей, чувств, потребностей и вкусов массового потребителя информации.

Влияние средств массовой информации неоднозначно, его можно рассматривать, как с положительной, так и с отрицательной сторон. Безусловно, социализация не может проходить без участия средств массовой информации, и для того чтобы она проходила успешно, необходимо воспитательное участие различных социальных институтов, таких как школа, секции и семья. С их помощью, возможно развить у подростков критическое восприятие негативной информации, осознание последствий воздействия на психику этой информации, правильное восприятие и отбор качественной и познавательной информации.

Заключение

Данная работа была проведена с целью изучения роли средств массовой информации в жизни подростка, его развитии. Подростковый возраст сложный противоречивый этап, характеризующий переходный период от детства к взрослости. На данном этапе происходит завершение физического развития, и бурное развитие интеллектуального, духовного, что объясняет подростковый поиск нового, индивидуального.

Общее понятие социализации это - процесс становления личности, в котором происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Подростковый возраст, важный этап социализации, так как в данный период происходит усвоение важнейших норм, ценностей, закрепление социальных ролей. Успешность развития данного этапа определяет дальнейшее благополучие индивида, вследствие этого, огромное значение уделяют воспитанию со стороны различных социальных институтов, таких как семья, школа. Воспитание - необходимый элемент, способствующий формированию нравственных качеств личности, влияющий на социализацию. Общение, совместная деятельность с подростком позволит преодолеть возможные подростковые проблемы и избежать кризисов, повлиять на успешное становление в обществе.

Было выяснено, что одним из основных факторов, влияющих на социализацию подростка, являются средства массовой информации, их воздействие нельзя воспринимать однозначно, они могут приносить как пользу, так и вред. Средства массовой информации воздействуют на подростка через различные каналы: телевидение, Интернет, радио, публицистические издания и прочее. Эти факторы способны исказить нравственные нормы подростка, губительно повлиять на психику, стандартизировать мышление. Но, в тоже время, средства массовой информации это источник разнообразного уникального материала, и все зависит от того, что из него извлекать. С помощью данного источника, подросток способен эффективно поддерживать связь с обществом, познавать общественную культуру. Так как подростки обладают повышенной склонностью к усвоению новых знаний, ценностей, то средства массовой информации могут предложить множество познавательного материала.

Средства массовой информации оказывают информационное воздействие на культуру подростка, и прочность, устойчивость культурной основы, влияют на характер восприятия подростком информации, умение анализировать полученную информацию, выбирать необходимую, познавательную. В связи с этим, необходимо качественное воздействие со стороны родителей, школы, общественных объединений, которые будут воспитывать в подростке критическое отношение к получаемой информации, знание возможных последствий информационной неразборчивости, грамотное отношение к своему внутреннему миру. В тоже время средства массовой информации должны ответственно подходить к передаваемой ими информации, позитивно воздействовать на массовое сознание, транслировать ценности гуманизма, толерантности, способствующие духовному здоровью и совершенствованию общества в целом и каждой отдельной личности.

Список литературы

1.Алферов А.Д. Психология развития школьников.- Ростов н/Д, 2000.- 416с.

2.Баева И.А. Особенности социализации подростка в условиях расслоения современного общества // Психология современного подростка: Хрестоматия.- Спб., 2009.- С. 156-162

.Белинская Е.П. Социальная психология личности.- М., 2001.-308с.

4.Богатырева М.Г., Красенкова А.А., Исхакова Д.Р. Влияние молодежных журналов на взгляды подростков [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: <http://www.lib.socio.ru>

.Войкунский А. Е. Интернет-воздействие на личность. М.,2004.- 223c.

.Вмяков А. Интернет - тотальная угроза обществу // МЭ и МО.- 2007.- №11.-С. 18-23

.Галагузова М.А. Социальная педагогика.- М., 2001.-416с.

.Гулина М.А. Психология социальной работы. -Спб., 2009.-384с.

.Гриценко А.В. Роль телевидения в социализации подрастающего поколения [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// science.ncstu.ru

.Изард К.Э. Психология эмоций.- Спб., 1999.-135с.

.Ишкулова Ш. Использование средств массовой коммуникации в социализации подростков // Воспитание школьников.- 2007.- №9.- С. 30-33

.Коробейников И.А. Нарушение развития и социальная адаптация.- М., 2002.-168с.

.Кузнецова Т. Смена культурной парадигмы: как она влияет на формирование личности подростка // Библиотечное дело.- 2008.- №5.- С. 13-16

.Куракина Л.М. Социализация и духовность: к проблеме взаимосвязи // Социально гуманитарные знания.- 2007.- №3.- С. 229-241

.Леонтьев А.А. Психология общения.- М., 1999.-225с.

.Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения.- М., 2007.-272с.

.Парыгин Б.Д. Социальная психология.- Спб., 2003.- С.403-410.-616с.

.Романенко Н. Особенности восприятия телеинформации школьниками // Педагогика.- 2003.- №4.- С. 25-29

.Сычева И. Информационная культура как важнейший фактор социализации подростка // Информационный бюллетень РБА.- 2003.- №25.- С. 16-21

.Ховальт Д.В. Коммуникативная природа ценностей и их трансформация в медийном пространстве // Полис. - 2008.- №1.- С. 61-66

.Энциклопедический социологический словарь / авт.-сост. Л.В. Мардахаев.-М.,2002.-368с.

.Янг К. С. Диагноз Интернет-зависимость [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.iworld.ru

Похожие работы на - Влияние средств массовой информации на социализацию подростка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!