Влияние гендерных стереотипов на ролевые установки супругов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,4 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние гендерных стереотипов на ролевые установки супругов














КУРСОВАЯ РАБОТА

Влияние гендерных стереотипов на ролевые установки супругов

Введение

гендерный семья социологический ролевой

В современном обществе большинству людей свойственно стереотипное мышление, особенно касающееся гендерных отличий. При знакомстве они часто приписывают лицам противоположного пола качества, которыми, согласно формируемым в обществе стереотипами, они должны обладать. Однако эти стереотипы часто преувеличивают гендерные отличия, которые могут не являться характеристиками отдельных людей. Таким образом, актуализируется потребность изучения стереотипов, с целью социологического анализа их влияния на восприятие и жизнедеятельность в обществе.

Наиболее распространёнными оказываются стереотипы о типично женских или мужских качествах. Они обуславливаются наличием определенных социальных ролей в обществе, которые на протяжении всей человеческой истории приписывались мужчинам и женщинам. Социальные роли выявляют фундаментальные различия в поведении психике мужчин и женщин, тем самым создавая гендерные стереотипы. Вследствие этого возникают проблемы при межличностном общении, в основе которых лежит непонимание личности противоположного пола из-за стереотипных представлений.

Актуальность гендерных стереотипов не вызывает сомнений, потому как они являются основанием в устройстве любого общества. Именно общество обозначает мужчинам и женщинам те задачи, которые они должны выполнять. Эту тенденцию можно проследить от появления первобытного общества и до наших дней. На протяжении всего существования человечества люди жили, подчиняясь стереотипам, для того чтобы соответствовать принятым в обществе стандартам поведения. В противном случае индивид подвергался критике и неприятию.

В социологии семьи особое внимание уделяется изучению семейных взаимоотношений, поскольку именно межличностные отношения в семье влияют на её целостность. В частности отношения между супругами во многом формируются под влиянием семейных ролей, относящихся к каждому из них. В свою очередь семейные роли подчинены ролям социальным, которые зачастую неразрывно связаны с гендерными стереотипами в обществе. С давних времен роли в семье были разделены на типично мужские и женские, а любое несоответствие считалось отклонением от нормы. И даже сейчас, когда в обществе пропагандируется равноправие, большинство людей считают, что существуют исключительно женские и мужские обязанности не только в общественной жизни, но и в кругу семьи, в которые противоположному полу лучше не вмешиваться.

В настоящее время множество семей во всем мире переживают кризис в отношениях, и одной из самых частых причин этого являются гендерные предрассудки. Супруги, подверженные стереотипному мышлению просто не могут найти общий язык. В результате этого возникают конфликтные ситуации, которые могут привести к распаду семьи.

Очевидно то, что проблема гендерных стереотипов в обществе является одной из самых актуальных проблем современности, поскольку преодоление устоявшихся стереотипов и установление равноправных отношений между мужчинами и женщинами соответствуют целям свободного общества. Тем не менее, социализация прививает нам различие гендерных отличий и отождествление себя относительно тех из них, которым мы должны следовать исходя из нашего биологического пола, по мнению общества.

Интерес к проблеме гендерных стереотипов появился в 1970-х годах и сохраняется до сих пор. Такие ученые, как И. Броверман, Л. Льюис, Р. Эшмор, В.С. Агеев, Т.А. Репина, Н. Давыдова, Е. Балабанова, Т. Андреева, Т. Пипченко, Л. Иксанова в своих работах рассматривали различные аспекты данной проблемы и анализировали её влияние на все сферы жизни. Например, Т.А. Репина полагает, что гендерный подход должен учитываться при воспитании детей, ведь только в этом случае возможно успешное поло-ролевое развитие. Р. Эшмор ставит во главу проблемы личностные характеристики мужчин и женщин и рассматривает гендерные или поло-ролевые стереотипы как схематизированный набор представлений о персональных характеристиках мужчин и женщин. Е. Балабанова считает, что объем домашнего труда, выполняемого мужчинами и женщинами, является наиболее очевидным проявлением дифференциации гендерных ролей в приватной сфере.

Объектом исследований в данной работе являются ролевые установки супругов. Предметом в таком случае будут являться гендерные стереотипы, влияющие на внутрисемейное взаимодействие.

В качестве цели данного исследования было выбрано изучение влияния гендерных стереотипов на ролевые установки супругов. Для достижения поставленной цели необходимо разрешение следующих исследовательских задач:

·Проанализировать теоретические подходы к анализу гендерных стереотипов

·Выявить возможности социологических исследований в изучении гендерных стереотипов

·Определить тенденций ролевого распределения во внутрисемейном взаимодействии

·Выявить способы распределение ролей в современной семье

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения и списка литературы, включающего 50 наименований источников.

1. Методологические основания изучения влияния гендерных стереотипов на ролевые установки супругов

.1 Теоретические подходы к анализу гендерных стереотипов

Перед тем, как начать анализ гендерных стереотипов, следует определить понятие стереотипа и гендера.

Гендер - это социальный пол, определяющий особенности личностного и группового поведения в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это понятие было введено в научный оборот сексологом Джоном Мани в ходе исследований социальных ролей маргинальных групп.

С точки зрения структурной социологии, и в полном соответствии с традицией Дюркгейма, пол сам по себе есть явление социальное, поэтому использование термина «гендер» представляет собой плеонализм, но его использование призвано подчеркнуть, что речь идёт о социологическом подходе к вопросу пола, когда речь идёт о широкой дискуссии. Понятие «пол» (латинское sexus, «пол», «половина», «деление») может использоваться шире и включать в себя анатомические различия и признаки. Понятие «гендер» обычно применяется в сфере собственно социологии или социальной психологии.

Стереотип является устойчивой совокупностью представлений, складывающихся в сознании как на основе личного жизненного опята, так и с помощью многообразных источников информации, сквозь которые воспринимаются реальные предметы, отношения, события, действующие лица.

Исходя из данных определений, можно выявить понятие гендерного стереотипа. По определению А.В. Меренкова, это «устойчивые программы восприятия, целеполагания, а также поведения человека, в зависимости от принятых в данной культуре норм и правил жизнедеятельности представителей определенного пола». Из этого можно сделать вывод, что гендерными стереотипами являются сформировавшиеся в культуре обобщенные представления о том, как должны вести себя мужчины и женщины. К представителям разных полов предъявляют особые требования, которые отличаются от требований к другому полу. Гендерные стереотипы зависят от культуры и той среды, в которой они находят своё применение.

В обществе существует множество гендерных стереотипов, и все они касаются какой-то определенной сферы общественной жизни. Каждый из них можно отнести к одной из групп по направленности: стереотипы, связанные с деятельностью и активностью, соотнесенные с позициями власти и управления, связанные с когнитивной сферой деятельности, характеризующие эмоциональную сферу, относящиеся к процессам межличностного взаимодействия и характеризующие социальные роли.

Таблица 1. Мужские и женские наклонности

Мужские наклонностиЖенские наклонностиИнструментальное лидерство, ориентация на задание и власть Аналитическое рассуждение, интеллектуальность Обобщение Идентичность зависит от собственных достижений, мнение других менее важно Внимание проблемам глобальным, системным, в группе комментарии безличные и непрямые Гнев и вина экстернализованы, стремление к возмездию Физическая дистанция от других, враждебность-жестокость в стесненных условиях Страх провала в профессиональной сфере, стремление вырваться вперед любой ценой Агрессивность, соревновательность Показывают силу, скрывают слабостьЭкспрессивное лидерство, забота и поддержка Эмоциональное рассуждение, интуиция Персонализация Идентичность зависит от чувств других по отношению к себе, статус зависит от отношений Внимание деталям, конкретным людям, непосредственное обращение к согруппникам Вина интернализована, сложно выразить гнев Более спокойная реакция на физический контакт, кооперация, взаимодействие в стесненных условиях Двойственное отношение к профессиональному успеху Кооперация, поддержка Показывают слабость, скрывают или подавляют силу

Кроме того, гендерные стереотипы обладают рядом свойств. Прежде всего, они устойчивы, но изменяются вместе с другими социальными представлениями. Более того, данные стереотипы весьма схематичны, так как фиксируют лишь самые важные черты представителей пола. Помимо этого, им свойственна полярность, потому как они касаются взаимодействия только двух групп - мужчин и женщин.

У гендерных стереотипов различают психологические и социальные функции. К психологическим функциям относятся когнитивная (предсказывание поведения индивидов) и ценностно-защитная (создание и поддержание ценностей индивидов). К социальным причисляют такие функции, как социальный контроль (поддержание приемлемых образцов поведения), социализационную (обучение нормам взаимоотношений полов) и интеграционную (обеспечение интеграции социальной общности).

Также существует такое понятие, как гендерные роли. Это набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для людей того или иного пола. Таким образом, они определяют то, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Феминные роли приписываются женщинам, а маскулинные - мужчинам. Это подразумевает то, что женщины должны быть заботливыми и эмоциональными, а мужчины - активными и агрессивными.

Перед тем, как изучать влияние гендерных стереотипов на жизнь членов общества и общество в целом, следует разобраться в механизме формирования данных предрассудков.

В традиционной философии мужское начало (духовное, рациональное) противопоставлялось женскому началу (телесное, эмоциональное) и считалось первостепенным. В теоретических моделях идеальной семьи были естественными и справедливыми отношения господства мужчины и подчинения женщины. С точки зрения Аристотеля, мужское начало отождествляется с познанием и рациональностью, а женское - с хаотичной материей. Мужчина является нормой, а женщина - отклонением от нормы. Они, как раб и свободный, различны по своей природе и не могут быть равны.

В христианстве зависимое положение женщины от мужчины связывают с актом создания (женщина создана после мужчины и для него) и с актом грехопадения (Ева убедила Адама совершить грех). В результате грехопадения женщина стала обладательницей множества грехов, хотя по-прежнему оставалась зависимой от мужа и своей должна считать лишь домашнюю сферу, чтобы не повторить ошибку (грехопадение).

В XVII-XVIII вв. Ж.-Ж. Руссо отвергает идеи Аристотеля о различной природе мужчин и женщин, но, по его мнению, природное равенство не ведёт к равенству социальному. Он считал женщину низшим моральным существом по сравнению с мужчиной, так как её разум слишком слаб.

В XX веке З. Фрейд разработал представления о гендерной идентичности женщин, согласно которым женщины завидуют мужской анатомии. Они также должны быть пассивными и подчинёнными, тогда как мужчинам свойственны активность и стремление к власти. Всякое отклонение от этих эталонов считалось проявлением нездоровой гендерной идентичности. По причине большой популярности идей Фрейда долгие годы женщины старались соответствовать общественному идеалу, боясь быть обвиненными в сходстве с представителями противоположного пола. А мужчины старались подавлять в себе проявления мягкости и сочувствия, которые считались признаками слабости.

Социологические теории предполагают различные интерпретации отношений между полами. К примеру, марксистская социология рассматривает гендерные отношения как один из аспектов производственных отношений, которые мыслятся как отношения эксплуатации. При этом разделение труда между мужчиной и женщиной, как в сфере семьи, так и в производственной сфере, рассматриваются как первичное, необходимое для существования человеческого рода. Разделение труда возникает естественно благодаря природным задаткам (физическая сила), потребностям, случайностям. Поло-ролевой подход, сформулированный Т. Парсонсом и Р. Бейлсом в теории структурного функционализма, подразумевает разделение ролей в семье на экспрессивную - женскую (роль домохозяйки) и инструментальную - мужскую (роль добытчика), в основе которых лежат образцы, не объясняемые ссылкой на биологические данные. В системном подходе гендерные отношения представляются в виде системы, элементы которой определенным образом взаимосвязаны, и данная связь между элементами определяет характер самих гендерных отношений - патриархальный, матриархальный или эгалитарный. Согласно драматургическому интеракционизму поло-ролевые различия анализируются с точки зрения социального взаимодействия. Гендер конструирует набор ритуализированных действий, которые индивид совершает при взаимодействии лицом - к - лицу. Данные действия воспринимаются как выражения естественной половой сущности индивидов.

Термин «гендерный подход» возник в социологии в 70-е годы XX века. Он формируется как оппозиция исследованиям отношений между полами. Под гендерным подходом в социологии понимается анализ отношений власти, организованных на основании культурно-символического определения пола. Таким образом, гендерный подход представляет собой вариант стратификационного подхода, в нем всегда присутствует тезис о неравном распределении ресурсов по признаку приписанного пола, об отношениях господства - подчинения, исключения - признания людей, которых общество относит к разным категориям пола. Гендер становится «полезной» многоуровневой категорией социального анализа, которая «работает» на уровне анализа идентичности, межличностных отношений, системном и структурном уровне. Гендерные исследования опираются на адаптирование социальной теории к проблематике социальных отношений между полами. При этом основное русло социологии критикуется как выстраиваемое из рефлексии опыта публичной сферы, где доминировал мужской опыт в течение всего периода модернизации.

Таким образом, очевидным является тот факт, что на каждом этапе развития общества существовали предрассудки, касающиеся мужчин и женщин. На основе предрассудков формируются стереотипы, имеющими определенные функции и играющие огромную роль в нашей жизни. Не смотря на то, что ученые пытались разрешить проблему гендерных предрассудков внутри общества на протяжении уже многих веков, она остается актуальной и по сей день.

.2 Возможности социологических исследований в изучении гендерных стереотипов

На протяжении многих лет мужчины старались подавить в себе черты, которые, как им казалось, могут быть свойственны только женщинам. А женщины пытались вести себя как можно женственнее, так как считалось, что мужественность делает женщин менее привлекательными. Однако в современном обществе считается нормой ситуации, когда женщина носит брюки, а мужчина сам воспитывает ребёнка. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день индивидуумы часто выходят за рамки социальных ролей, устанавливаемые обществом, но это больше не считается предосудительным или неправильным.

Современные роли, исполняемые ежедневно, совмещают в себе мужские и женские черты и тем самым, несомненно, во многом облегчают жизнь (например, при межличностном и групповом взаимодействии), но, не смотря на их гибкость, гендерные стереотипы по-прежнему весьма устойчивы.

Поведение индивидуума не является врожденным: с момента рождения оно формируется под влиянием родителей, а по мере взросления его продолжает формировать общество, соотнося с принятыми нормами поведения. Сочетание индивидуальных черт и требований социума влияет на тип подчинения гендерным нормам.

Так Шон Берн выделяет три типа подчинения людей гендерным нормам:

)Уступчивость - это такой тип подчинения социальным нормам, когда человек не приемлет их, но приводит свое поведение в соответствии с ними, чтобы избежать наказания и получить социальное одобрение.

)Одобрение или интернализация - это тип подчинения, когда человек полностью согласен с гендерными нормами.

)Идентификация - это повторение действий ролевой модели (мужчины, женщины, отца, матери).

Каждый из этих типов образуется во время первичной социализации, происходящей в семейном кругу, и укореняются в индивидууме на всю его жизнь. То есть именно то, как воспитывался индивидуум в семье, больше всего повлияет на его отношение к гендерным нормам в данном обществе: предпочтет ли он быть как все представители его пола или он не будет ограничиваться социальными ролями, проводимые гендерными нормами. Однако можно предположить, что подчинение индивидом общественным нормам может являться в некотором роде насилием над собой, если человек ощущает себя не так, как остальные люди.

В современном мире большинство членов общества подчиняются нормам, которые были определены стереотипами, сформированными задолго до нашего рождения. К примеру, Аристотель полагал, что рациональность и активность исходят из мужского начала, а пассивность и эмоциональность - из женского. И, несмотря на, казалось бы, огромную разницу в развитии его и нашего времен, многие люди разделяют его точку зрения.

И хотя данная проблема кажется нам не разрешаемой, её необходимо изучить как можно тщательнее, ведь тогда мы сможем найти способ изменить сложившуюся ситуацию в обществе к лучшему. Для этого следует обратиться к помощи социологических исследований, которые могут помочь выявить наиболее подверженные стереотипам стороны жизни индивидов. Исследования гендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью большинства таких социальных наук, как социология, антропология, психология и философия. Наиболее значительной наукой, изучающей эти отношения, несомненно, является социология.

Российская социология находится в стадии включения гендерного подхода в теорию, методологию и область эмпирических исследований. По мнению Е. Здравомысловой и А. Темкиной, новизна гендерного подхода в российской социологии имеет институциональный и когнитивный эффект. Его развитие предполагает освоение опыта в этой области знания в другом институциональном и политическом контексте. Становление гендерного подхода в российской социологии предполагает социологически информированный анализ гендерных исследований на Западе.

В начале исследования опирались на адаптирование социальной теории к проблематике социальных отношений между полами, но позднее социология концентрирует внимание на уровне повседневных взаимодействий, посредством которых производятся гендерные отношения.

На сегодняшний день изучение гендерных стереотипов видится возможным на двух различных уровнях: количественном (репрезентативное исследование) и качественном (фокус - группы, биографии и т.д.). Первый из них - репрезентативный опрос, в рамках которого ставится целью обнаружение массовых форм стереотипного мнения индивидов относительно целого комплекса публично-приватной сферы. Другой уровень исследований - анализ типизированных решений проблем, то есть реконструкция их толкования в собственной экзистенциальной ситуации индивидов. Этот способ исследований удобнее всего проводить методом фокус - группы, так как интерес исследователей направлен на реконструкцию коллективного смыслового содержания. Иной подход на качественном уровне анализа осуществляется в биографической реконструкции пройденного жизненного пути. Глубинное интервью дает возможность отследить индивидуальные процессы, которые помогают выявить события, отражающиеся на стереотипном восприятии противоположного пола.

Все перечисленные количественные и качественные методы исследований дополняют друг друга в выводах относительно стереотипизации сознания индивидов. Таким образом, при помощи результатов данных исследований мы сможем подробнее изучить проблему гендерных стереотипов, понять, откуда она происходит, и как с ней бороться для достижения полного равноправия.

Тем не менее, нашим основным интересом в гендерных исследованиях остаются исследования отношений в семье, основанных на поло-ролевом разделении обязанностей. В процессе развития общества изменяются социальные роли и взаимосвязи между ними, что не может не затрагивать семейные роли, вследствие чего происходит преобразование межличностных отношений в семье. С точки зрения Н. Давыдовой гендерный аспект социологического знания о современном обществе (и о семье в частности) находится в центре внимания дискуссий во всем мире. От эффективности распределения функций в семье зачастую зависит уровень жизни семьи в целом. Существуют определенные традиции, которые накладывают свой отпечаток на распределение ролей и ответственности в семье в зависимости от пола супругов.

Согласно данным многих социологических опросов, разделение обязанностей мужа и жены в семье чаще всего основывается на традиционном представлении о том, чем должен заниматься каждый из супругов. Однако данное традиционное распределение семейных обязанностей в большинстве своём исходит из гендерных стереотипов, характерных для определенного общества.

Итак, можно с уверенностью сказать, что ролевые установки внутрисемейных отношений не только неразрывно связаны с гендерными стереотипами, но и формируются под влиянием этих самых стереотипов. Гендерные отношения в обществе определяют социальную структуру, которая в свою очередь формирует и контролирует межличностные отношения в семье и распределение обязанностей супругов. Для того, чтобы выявить, каким образом гендерные стереотипы влияют на поло-ролевые взаимоотношения супругов в современном обществе, следует обратиться к тенденциям распределения обязанностей между мужчиной и женщиной в семье на протяжении всего исторического развития общества.

2. Особенности влияния гендерных стереотипов на ролевое взаимодействие в современной семье

.1 Тенденции ролевого распределения во внутрисемейном взаимодействии

гендерный семья социологический ролевой

На протяжении всей человеческой истории общество подходило к вопросу семьи и брака с различных сторон. Собственно, исследования, касающиеся вопросов семьи, также зародились довольно давно. Например, Аристотель и Платон обосновывали свои точки зрения о супружестве, обсуждали недостатки типа семьи своего времени и стремились его преобразовать. На сегодняшний день наука располагает обширными данными о характере семейных отношений в разные эпохи нашей истории.

С каждым новым шагом в развитии социальных отношений образ того, что представляет из себя семья, неуклонно менялся. Семейные отношения прошли от низшей формы к высшей по мере изменения общества. Для ранних стадий развития общества была характерна беспорядочность половых связей. С формированием родов возник групповой брак, то есть каждый мужчина был мужем всех женщина, а каждая женщина была женой всех мужчин. Дети находились в женской группе, занимающейся домашним хозяйством, тогда как за мужчинами признавалась обязанность охотника. Появление табу на браки среди мужчин и женщин из одного рода привело к образованию кровнородственной семьи. Следующей формой брака стал полигамный брак, в котором мужчина мог иметь несколько жен (или у женщины было несколько мужей). Многоженство происходило под влиянием специфических традиций определенного народа или было следствием значительных потерь мужчин во время войн. Последняя форма брака - моногамный брак, в котором супругами являются один мужчина и одна женщина.

В каждом из этих типов семей, с характерной для нее формой брака, были установлены отношения господства - подчинения между мужчинами и женщинами. Патриархат подразумевал власть мужа-добытчика над женой, в чьи обязанности входили ведение домашнего хозяйства и забота о детях. Мужчина как глава семьи брал на себя ответственность за всех членов своей семьи и должен был заботиться о них, а главной задачей женщины было исполнение воли своего мужа.

Подобное распределение обязанностей зародилось с тех самых пор, когда люди стали объединяться в рода и группы для совместного выживания в природных условиях. Поскольку мужчины намного сильнее женщин, то именно им отводилась роль защитника и охотника, в то время как представительницы слабого пола успешно справлялись с приготовлением пищи и воспитанием детей. Далее при усложнении социальной структуры эти гендерные роли практически не менялись: сферы деятельности мужчин и женщин по-прежнему были строго разграничены и почти не пересекались. Сначала это происходило потому, что так велели традиции, но потом данные поло-ролевые отношения стали основываться на устойчивых гендерных стереотипах. С одной стороны никто не заставляет индивидуумов держать себя в строгих рамках традиций, характерных для определенного общества, но, с другой стороны, неодобрение поведения индивидуума членами общества может привести к некой эмоциональной травме и даже способствовать разрыву связей с обществом. Все это происходит потому, что созданные вековыми традициями гендерные стереотипы ограничивают большинство действий, принуждая подчиняться общепринятым нормам, ведь в противном случае последуют определенные санкции.

Столь неравное распределение ролей во внутрисемейных отношениях между супругами считалось правильным и не требующим никаких изменений. Тем не менее, с началом борьбы женщин за свои права и установлением равноправия мужчин и женщин с конца XIX века ситуация начинает меняться. Женщины пытаются вырваться за рамки ролей, установленных для них обществом, настаивая для себя на возможности принимать участие в выборах и устраиваться на работу на тех же условиях, что и мужчины. В это же время мужчины также стараются изменить общественное стереотипизированное мнение относительно черт характера, присуждаемых им.

Отсюда можно сделать вывод о том, что поло-ролевые отношения в обществе формировались на основе традиций, а позже стали поддерживаться гендерными стереотипами. Общество старалось строго контролировать поведение индивидуумов, устанавливая определенные санкции в случае отказа от подчинения социальным нормам. Однако с появлением равноправия распределение ролей в обществе подверглось большим изменениям.

.2 Распределение ролей в современной семье

По мнению исследователей «женская» и «мужская» роли признаются равнозначными, но разными по содержанию. Ожидания от мужчин и женщин в обществе различны, потому и поведение мужчин и женщин тоже различно. Роли, распределенные социумом между мужчинами и женщинами, считаются взаимодополняемыми, так представители разных полов по-разному справляются с определенной работой. Таким образом, распределение ролей на мужские и женские является общественной необходимостью для достижения наибольшего благополучия в обществе.

Тем не менее, в современном мире поло-ролевые отношения сильно отличаются от внутрисемейных отношений, которые были раньше. Добившись равноправия практически во всех сферах общественной жизни, женщины значительно расширили круг своих возможностей, но вместе с тем и обязанностей. Если главной обязанностью мужчины по-прежнему считается обеспечение семьи и забота обо всех её нуждах, то женщины теперь помимо заботы о доме и детях также вынуждена устроиться на работу (если заработка мужа недостаточно для семьи) или стремиться работать (чтобы быть менее зависимой от средств мужа).

С точки зрения Н. Давыдовой в современном обществе резкая дифференциация труда между полами в семейной и общественной жизни исчезает, уступая место интеграции супружеских ролей и высокой степени их взаимозаменяемости. Подобные изменения, в основном связанные с ростом профессиональной занятости и образования женщин, также коснулись и мужчин, ведь участие женщин в рабочей деятельности освободило мужчин от роли единственного кормильца, тем самым поворачивая его к семье и улучшая его отношения с её членами.

·Гендерная модель семейной экономики - кооперация мужчин и женщин в их собственном домашнем бизнесе, где оба пола содействуют выживанию семейного хозяйства, а дети считаются членами экономического предприятия;

·Модель мужчины-кормильца и женщины-домохозяйки - деление общества на общественную и частную сферу, в которых мужчина обеспечивает доход семьи, а женщина следит за домашним хозяйством;

·Модель мужчины-кормильца и женщины - частично домохозяйки - женщина и мужчина одинаково интегрированы в оплачиваемый труд, но женщина работает неполный рабочий день, также заботясь о детях и домашнем хозяйстве;

·Модель двух кормильцев при государственном уходе за детьми - полная интеграция обоих полов в сферу занятости;

·Модель двух кормильцев / двух домохозяев - симметричное и равновесное распределение обязанностей между мужчиной и женщиной во всех сферах жизни;

·Модель двух кормильцев и наемной женщины-домохозяйки - полная занятость обоих полов на оплачиваемой работе и наем компетентного лица для ухода за семейным хозяйством.

Все эти модели классификации гендерных укладов характерны для сегодняшнего общества, хотя наиболее распространенными являются модель мужчины-кормильца и женщины - частично домохозяйки и модель двух кормильцев / двух домохозяев.

Модель двух кормильцев / двух домохозяев представляется наиболее приближенной к идеальному равному распределению обязанностей мужа и жены: они оба являются финансово независимыми друг от друга, а разделение семейных обязанностей между ними спасает одного из членов семьи от большего количества нагрузок, чем у его/её партнера. Но в некоторых странах, наиболее подверженных влиянию гендерных стереотипов на общественные нормы (Саудовская Аравия, Катар, Оман), такая модель практически не встречается.

В России чаще всего встречается модель мужчины-кормильца и женщины - частично домохозяйки, когда, при равном вовлечении обоих полов в оплачиваемый труд, женщина также занимается домашним хозяйством и воспитанием детей. Это говорит о том, что, даже разрешив женщине реализовать себя через оплачиваемый труд, общество все равно ожидает от неё исполнения роли хорошей хозяйки и заботливой матери, тогда как мужчина, затрачивающий на работу столько же времени, что и его жена, почти не вовлечен в домашнее хозяйство.

Таким образом, можно сказать, что равное разделение обязанностей в рабочей сфере отнюдь не ведет к равному распределению ролей во внутрисемейных отношениях. Социальные нормы, изменяясь вместе с развитием общества, перестали ограничивать мужчину рамками единственного добытчика в семье и позволили женщине принимать участие в финансовом обеспечении семьи, но не смогли до конца освободить её от полной ответственности в сфере домашнего хозяйства. Е. Балабанова в своей статье пишет, что объем домашнего труда, выполняемого мужчинами и женщинами, является наиболее очевидным проявлением дифференциации гендерных ролей в приватной сфере. Практически во всех странах женщины выполняют больший объем домашнего труда, а в России это неравенство наиболее сильнее. Хотя, разумеется, подобная картина наблюдается не в каждой семье.

Эта ситуация является прямым следствием влияния гендерных стереотипов на нашу жизнь. Многие мужчины ассоциируют себя с «охотниками», главной обязанностью которого является обеспечение своей семьи, следовательно, от него нельзя требовать ничего большего, поскольку на нем и так лежит ответственность за всю его семью. Современный мужчина может даже не задумываться над тем фактом, что женщина также материально обеспечивает семью и тоже имеет право на отдых, вместо которого она должна заниматься домашним хозяйством. Женщины же в основном мирятся с таким положением дел, стремясь избежать ссор по поводу помощи ей в хозяйстве.

Но данная ситуация происходит обычно в семьях, члены которого ведут себя в соответствии с гендерными стереотипами, которые диктует им общество. Разумеется, есть множество семей, где роли между супругами во всех сферах жизни разделены равномерно или же женщина материально обеспечивает семью, а семейным хозяйством и воспитанием детей занимается её муж.

В подтверждение этого можно привести результаты исследований социологов и психологов за последние годы. Например, по данным исследований Т.В. Андреевой и Т.Ю. Пипченко более половины опрошенных женщин полагают, что за женщиной закреплена роль воспитателя детей и хозяйки в доме, а около пятидесяти шести процентов мужчин считают своей ролью роль «добытчика» материальных средств, тогда как только по мнению трети опрошенных обоих полов оба супруга должны приносить в семью доход. Также не может не привлекать внимание тот факт, что, согласно данным исследований Л.Ш. Иксановой, у мужчины из незарегистрированного брака представление о женщине и её семейных обязанностях менее традиционное, чем у мужчины из зарегистрированного брака, притом такую же тенденцию можно наблюдать и у женщин. Таким образом становится понятно, что в семьях с зарегистрированным браком и мужчины, и женщины во многом подвержены стереотипам, касающихся их ролевого взаимодействия.

Итак, мы видим, какое влияние оказывают гендерные стереотипы на поло-ролевые отношения в современных семьях: они ограничивают деятельность индивидов, определенным рангом обязанностей, не допуская их участия в других сферах жизни. На сегодняшний день, не смотря на объявленное равенство полов, гендерные стереотипы, как и много веков назад, мешают происходить этому на практике. Тем не менее, развитие общества не стоит на месте, и всё чаще мы можем встретить семьи, в которых роли мужа и жены симметричны, а не взаимодополняемы.

Заключение

В ходе исследования данной темы, было выявлено сильное влияние гендерных стереотипов на все среды нашей жизни, но наиболее подверженной их воздействию является сфера семьи. Гендерный аспект неизменно присутствует во всех формах общения мужчин и женщин, но наиболее ярко он выражается в отношениях между супругами, в частности в способах распределения ролей и обязанностей между ними.

Несомненным является тот факт, что многие мужчины не хотят помочь своей супруге с домашним хозяйством, считая это «женским занятием», а большинству женщин кажется, что мужчина должен хорошо зарабатывать и обеспечивать семью, а не следить за детьми и заниматься домашними делами. В современном обществе практически всегда отклонения от данного способа разделения обязанностей в семье рассматриваются как ненормальные и даже осуждаются. Например, мужчина-домохозяин, по мнению большинства, ведет себя как женщина, а женщина-начальница, которая оставила заботы о семейном хозяйстве на муже, будет считать не выполнившей одну своих главных «женских обязанностей» - заботу о муже. И даже если мужчину и женщину в распределении ролей подобным образом все устраивает, остальные члены общества могут воспринять такое распределение обязанностей неприемлемым.

Выходом из сложившейся ситуации может быть правильная первичная социализация следующего поколения: если ребёнок увидит то, как родители симметрично распределяют свои обязанности, то в будущем, несомненно, будет применять подобную модель поведения к себе и своей семье. Таким образом, если гендерные стереотипы не будут оказывать влияние на формирование личности индивида (ребёнок видел, как его мать занимается всеми домашними делами в дополнение к своей оплачиваемой работе, а отец не хочет быть вовлеченным в выполнение домашних обязанностей), то общество, не испытывая давления со стороны традиционных гендерных установок, сможет гарантировать действительное равноправие и мужчин, и женщин, как нам было обещано Конституцией, но так и не осуществилось в полной мере.

Однако не стоит забывать тот факт, как сильно укоренились в общественном сознании гендерные стереотипы: они были закреплены в обычаях и законах на протяжении тысячелетий. А потому, даже не смотря на старания многих ученых, направленные на установления равенства между мужчинами и женщинами, индивидуумы разного пола всё равно будут не способны противостоять нормам общепринятого поведения.

Список литературы

1.Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990 - С. 178.

2.Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов. Вопр. Психол. 1986. №1 - С. 95.

.Астафьев Я.У. Экономика любви: формирование гендерных стереотипов. Социол. исслед. - 2012, №11.

.Ашвин С. Гендерная солидарность против экономических трудностей? Влияние советского наследия. Социол. исслед. - 2006, №4.

.Ашвин С. Влияние советского гендерного порядка на современное поведение в сфере занятости. Социол. исслед. - 2000, №7.

.Балабанова Е.С. Домашний труд как символ гендера и власти. Социол. исслед. - 2005 №6.

.Балабанова Е.С. Экономическая зависимость женщин: сущность, причины и последствия. - 2009, №4.

.Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2008.

.Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Олма-Пресс Инвест, 2004.

.Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Брачный договор в России: от прошлого к будущему. Социол. исслед. - 2008, №1.

.Воронина О.А. Теория и методология гендерных исследований. М.: МЦГИ, 2001.

.Воронцова М.Г. Участвуют ли отцы в обеспечении детей? Социол. исслед. - 2000, №11.

.Гончарова Н. Игра для мальчиков (гендерные аспекты реализации карьерных притязаний). Социол. исслед. - 2011, №1.

.Грошев И.В. Гендерные представления о власти. Социол. исслед. - 2009, №4.

.Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях. Социол. исслед. - 1997, №1.

.Давыдова Н.М. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания. ОНС - 2000 №4.

.Дадаева Т.М. Кто выносит мусор или парадокс гендерного разделения труда. Социол. исслед. - 2005 №6.

.Дармодехин С.В. Социальный институт семьи: проблемы и направления развития. Семья в России. 2010, №1 - С. 6.

.Здравомыслова Е.Е., Темкина А.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии. Социол. исслед. - 2000, №11. - С. 19.

.Ильиных С.А. Влияние гендера на картину мира: опыт социологического исследования. Социология: 4М. 2009, №28.

.Карцева Л.В. Семья в трансформирующемся обществе. Казань. Казан. Гос. Энерг. Ун-т, 2003 - С. 155.

.Климова С.В. Социальный феномен любви. - 2009, №9.

.Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб.: Алетейя, 2004.

.Козина И.М. Что определяет статус «кормильца» семьи? Социол. исслед. - 2000, №9.

.Коллиндз Р. Антология гендерной теории. Минск, 2009 - С. 136.

.Коннелл Р. Современные подходы // Хрестоматия феминистских текстов - С. 251-179.

.Лисовский В.П. Молодёжь: любовь, брак, семья (социологическое исследование). СПб.: Наука, 2003.

.Меренков А.В. Социология стереотипов, Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2001 - С. 161.

.Мещеркина Е.Ю. Социологическая концептуализация мускулинности. Социол. исслед. - 2002, №11. - С. 15.

.Московская А.А. Стереотипы или конкурнция? (анализ некоторых гендерных предпочтений работодателей). - 2012, №3.

.Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи. - 2009, №7.

.Носкова А.В. Семья в России: тысячелетняя история глазами социолога, М.: Союз, 2004 - С. 226.

.Панкратова Н.В. Социальный и биологоический аспект родительства. Социол. исслед. - 2006, №10.

.Пфау-Эффингер Б. Опыт кросс-национального анализа гендерного уклада // Социол. исслед. - 2000 №11.

.Петренко В.Ф., Митина О.В. Россиянки и американки: стереотипы поведения (психосемантический анализ). Социол. исслед. - 2001, №12.

.Римашевская Н. Гендерные аспекты социально-экономической трансформации в России. Социальные последствия рыночных реформ в России. М.: 2007.

.Рыбцова Л.Л. Общественно-политическая активность женщин. Социол. исслед. - 2001, №11.

.Рябова Т. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований. Личность. Культура. Общество. - 2003, №1.

.Самарцева О.С., Фомина Т.А. Мужчина и женщина: менеджмент в сфере бизнеса. Социол. исслед. - 2000, №6.

.Силласте Г.Г., Кожамжарова Г.Ж. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа. Социол. исслед. - 1997, №12.

.Скутнева С.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодёжи. Социол. исслед. - 2009, №11.

.Тартаковская И.Н. Гендерные аспекты стратегии безработных. Социол. исслед. - 2000, №8.

.Турецкая Г.В. Деловая активность женщин и семья. Социол. исслед. - 2001, №10.

.Тюрина И.О. Гендерные аспекты занятости и управления. Социол. исслед. - 2012, №11.

.Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. М.: ЦСП, 2003.

.Хасбулатова О.А. Социальное самочувствие женщин и мужчин в средних городах России. Социол. исслед. - 2009, №1 - С. 48.

.Хушкадамова Х.О. Самосожжение женщин как социальное явление. Социол. исслед. - 2008, №5.

.Черняк Е.М. Социология семьи. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К*». 2010 - С. 238.

.Шеляг Т. Сложный и противоречивый мир семьи. Социальная педагогика. 2009, №2 - С. 25.

50.Money J. Transsexualism and Sex Reassignment. Baltimore: The Johns Hopkins Press. 1969 - P. 10

Похожие работы на - Влияние гендерных стереотипов на ролевые установки супругов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!