Исследование тягово-скоростных свойств и топливной экономичности автомобиля в заданных условиях эксплуатации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,93 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование тягово-скоростных свойств и топливной экономичности автомобиля в заданных условиях эксплуатации















Задание

На курсовую работу по дисциплине

«Математические модели движения машин»

Тема: Исследование тягово-скоростных свойств и топливной экономичности автомобиля в заданных условиях эксплуатации

Марка автомобиля ВАЗ-2114

Тип дороги мокрый асфальт

Содержание


1.Исходные данные для расчетов

2.Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя

3. Расчет КПД и передаточных чисел трансмиссии

4.Расчет показателей тяговой характеристики

5. Расчет и построение динамического паспорта

6. Расчет и построение мощностной характеристики

7. Оценка разгонных свойств АТС. Расчет и построение

графиков ускорений, времени и пути разгона

8. Расчет и построение топливно-экономической характеристики

Список литературы

 

1. Исходные данные

ВАЗ-2114 «Самара-2» - пятидверный хэтчбек <#"869180.files/image001.gif">0,04

Коэффициент эксплуатационной загрузки

1

КПД цилиндрической пары зубчатых колес

0,98

КПД конической пары зубчатых колес

0,97

КПД карданного шарнира

0,995

Коэффициент сопротивления качению (табличный)

0,025

Коэффициент сцепления колес с дорогой

0,6

Коэффициент аэродинамического сопротивления, Н.с2/м4

0,35

2.      Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя


Оценка приспособляемости ДВС.

Коэффициент приспособляемости характеризует способность двигателя преодолевать кратковременные перегрузки без переключения передач.

Расчетные формулы:

Эффективная мощность двигателя для интересующего режима работы, кВт;

Ne=NHlд(а+bλд-сλд2) (2.1)

Для 800 об/мин Ne =57,29,54 кВт

Эффективный крутящий момент на коленчатом валу, H∙м;

Ме=9500(Ne/nд) (2.2)

Для 800 об/мин Ме =9550(9,54/800)=113,88 Нм

Эффективный удельный расход топлива, г/кВт∙ч

ge=ge(N)∙(a-b)(2.3)

Для 800 об/мин ge =280∙(1-1∙(800/5600)+1∙(800/5600)2)=245 г/кВт∙ч

где: NH=Ne max - номинальная(максимальная) мощность двигателя, кВт;

nд - текущая(интересующая) частота вращения коленчатого вала, об/мин;

nN - частота вращения коленчатого вала,двигателя соотвествующая максимальной мощности двигателя об/мин;

ge(N) - Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт∙ч;

a,b,c - коэффициенты, выбираемые с учетом типа двигателя при расчете Ne ;

a=b=c=1;

Таблица 2- Расчет выходных данных ДВС

nд об/мин

Ne,

Ме,

ge, г/(кВт∙ч)

Примечание


кВт

Н∙м



800

9,543505

113

245

Nн =57,2

1000

12,19093

116

238

nн =5400

2000

26,12549

125

215

Kω = 1,8

3000

39,62414

126

211

Kм =1,16

4000

50,50734

121

226


5000

56,59554

108

261


6000

55,70919

89

315



Коэффициенты приспособляемости ДВС.

 Коэффициент приспособляемости по нагрузке;

Kмемахн=126/108=1,16; (2.4)

Коэффициент приспособляемости по частоте вращения

Kw=nн/nм,= 5400/3000=1,8;(2.5)

где Мемах -максимальный крутящий момент двигателя (из табл. 2), Н∙м;

nм - частота вращения коленчатого вала при Ме мах, об/мин;

nн - частота вращения коленчатого вала при Nе мах, об/мин;

МH - момент при номинальной(максимальной) мощности двигателя, Н∙м;

В бензиновых двигателях коэффициент приспособляемости 1,25...1,35. Результат 1,16 - ниже нормы. Двигатель не тяговит.

Графическая зависимость - рис. 1.

Ne - эффективная мощность двс.

Me - Крут. Момент двс.

ge − удельный эффективный расход топлива

 

3. Расчет КПД и передаточных чисел трансмиссии



Рис. 2. Кинематическая схема трансмиссии автомобиля

Расчет КПД и передаточных чисел.

КПД трансмиссии:

, где

 коэффициент холостых потерь

коэффициент эксплуатационной загрузки (=1)

КПД цилиндрической пары

количество работающих пар

КПД карданного шарнира

число шарниров

Таблица 2. Принятые значения коэффициентов

передача






I - V

0.98

2

0.995

2

0.95


Передаточные числа трансмиссии


 передаточное число коробки передач;

передаточное число главной передачитр1=3,64х3,9=14,2тр2=1,95 х3,9=7,6тр3=1,36 х3,9=5,3тр4=0,94х3,9=3,67тр5=0,78х3,9=3,04

4.Расчет показателей тяговой характеристики


Линейная скорость движения автомобиля

 (4.1)

При 800 об/мин на первой передаче υ=(102/14,2)∙ 0,265=1,9 м/с;

=3,6=3,6∙1,9=6,84;(4.2)

где - частота вращения карданного вала ;

 - статический радиус качения колеса, м;

Тяговая сила на ведущих колеса

 (4.3)

 При 800 об/мин на первой передаче (113∙13,43∙0,88)/0,265=5207 Н

Сила сопротивления воздуха .

  (4.4)

При 800 об/мин на первой передаче Pw=0,35∙1,8∙1,622=1,7 Н

F =  - для легковых автомобилей;(4.5)

F=0,78∙1,65∙1,402=1,8 м2

где  площадь лобовой поверхности, м2;

 - габаритная ширина автомобиля, м;

 - габаритная высота автомобиля, м;

,78 - коэффициент заполнения площади

Сила сопротивления качению колес

 (4.6)

При 800 об/мин на первой передаче Pf =0,018∙1395∙9,81=246 Н

где =- для шин с радиальным кордом;

При 1000 об/мин на первой передаче =0,018∙(1+(0,00216)=0,018

Сила тяги по сцеплению (сила сцепления ведущих колес с дорогой) в продольном направлении

 (4.8)

 

P=0,4∙700∙9,81=2744 Н

где  коэффициент сцепления колес с дорогой

 сила, прижимающая ведущие колеса к дороге (сцепной вес), Н;

mi - масса, приходящаяся на ведущую ось, кг;

Данные расчетов см. табл. 3, график - рис. 3

Таблица 3-Расчет показателей тяговой характеристики

Пере-дача

nд обороты

V, м/с скорость

Pk, H сила тяги

Pw, H сила сопротивления воздуха

Pf, H сопр. Кач.

Pw+Pf, H

I

800

1,62

5095,6

1,7

246,4

248,1


1000

2,1

5207,3

2,6

246,6

249,2


2000

4,1

5579,7

10,3

248,0

258,3


3000

6,2

5641,8

23,2

250,5

273,7


4000

8,2

5393,5

41,3

253,9

295,2


5000

10,3

4834,9

64,5

258,3

322,8


6000

12,4

3966,0

92,9

263,6

356,5

II

800

3,1

2792,7

5,7

247,2

252,9


1000

3,8

2792,7

9,0

247,8

256,8


2000

7,7

2992,4

35,9

252,9

288,8


3000

11,5

3025,7

80,8

261,3

342,1


4000

15,4

2892,6

143,6

273,2

416,8


5000

19,2

2593,0

224,4

288,5

512,9


6000

23,1

2127,0

323,1

307,2

630,2

III

800

4,4

1943,4

11,9

248,3

260,2

 

1000

5,5

1943,4

18,5

249,6

268,1


2000

11,0

2082,4

74,1

260,1

334,2


3000

16,6

2105,6

166,8

277,6

444,4


4000

22,1

2012,9

296,5

302,1

598,6


5000

27,6

1804,5

463,3

333,7

797,0


6000

33,1

1480,2

667,1

372,2

1039,3

IV

800

6,0

1432,2

21,8

250,2

272,0


1000

7,5

1432,2

34,1

252,5

286,7


2000

15,0

1534,6

136,5

271,9

408,4


3000

22,5

1551,7

307,1

304,1

611,3


4000

30,0

1483,4

546,0

349,3

895,3


5000

37,5

1329,7

853,1

407,4

1260,5


6000

45,0

1090,8

1228,5

478,3

1706,8

V

800

7,6

1122,8

35,5

252,8

288,3


1000

9,6

1122,8

55,5

256,6

312,1


2000

19,1

222,1

288,1

510,1


3000

28,7

1216,5

499,7

340,5

840,2


4000

38,2

1163,0

888,3

414,0

1302,3


5000

47,8

1042,5

1387,9

508,5

1896,4


6000

57,4

855,2

1998,6

624,0

2622,6


Рис. 3. Тяговая характеристика автомобиля

Pf − сила сопротивления качению.− сила сопротивления воздуху.ϕ − сила сцепления ведущих колеса автомобиля с дорогой.

Pk - Тяговая сила на ведущих колеса.

трансмиссия топливный двигатель

5. Расчет и построение динамического паспорта


Динамический фактор автомобиля (коэф. динамичности по тяге):

 (5.1)

При 800 об/мин на первой передаче D=(5095-1,7)/(1395∙9,81)=0,373

 где

Расчеты сведены в табл. 5.

Динамический фактор по сцеплению:

 = =0,4∙0,50=0,2(5.2)

где - коэффициент нагрузки ведущих колес:

= - для АТС классической схемы. (5.3)

=700/1395=0,50

 = =0,4∙0,721=0,288

=700/970=0,721

Масштаб шкалы следует выбрать из соотношения:

 = =45∙(970/1325)=33мм (5.4)

где  - цена деления шкалы D, мм;

- цена деления шкалы D0, мм;

 - снаряженная масса, кг;

- полная масса, кг.

Коэффициент сопротивления качению с учетом влияния скорости движения АТС - см. табл. 3, данные расчетов см. табл. 4.1-4.2, динамический паспорт - рис. 4.

Таблица 4.1 -Динамический фактор нанограммы нагрузок:

Полная масса

Снаряженная масса

 = =0,1∙0,5=0,05 = =0,1∙0,721=0,07


 = =0,2∙0,5=0,10

 = =0,2∙0,721=0,14



 = =0,3∙0,5=0,15

 = =0,3∙0,721=0,22



 = =0,4∙0,5=0,20

 = =0,4∙0,721=0,29




Таблица 4.2 - Расчет показателей динамического паспорта.

Передача

1

2

3

4

5


v1

D

D0

v2

D

D0

v3

D

D0

v4

D

D0

v5

D

D0

800

1,6

0,373

0,54

3,1

0,199

0,29

4,4

0,138

0,20

6,0

0,101

0,15

7,6

0,078

0,11

1000

2,1

0,36

0,55

3,8

0,21

0,29

5,5

0,13

0,20

7,5

0,10

0,15

9,6

0,08

0,11

2000

4,1

0,39

0,59

7,7

0,22

0,31

11,0

0,14

0,21

15,0

0,10

0,15

19,1

0,07

0,10

3000

6,2

0,40

0,59

11,5

0,22

0,31

16,6

0,14

0,20

22,5

0,09

0,13

28,7

0,06

0,08

4000

8,2

0,38

0,56

15,4

0,21

0,29

22,1

0,12

0,18

30,0

0,07

0,10

38,2

0,03

0,03

5000

10,3

0,34

0,50

19,2

0,19

0,25

27,6

0,10

0,14

37,5

0,04

0,05

47,8

0,00


6000

12,4

0,29

0,41

23,1

0,15

0,19

33,1

0,07

0,09

45,0

0,00


57,4

05



Рис. 4. Динамический паспорт

D − динамический фактор автомобиля по условиям тяги;

Dϕ − динамический фактор автомобиля по условиям сцепления

6. Расчет и построение мощностной характеристики

Расчетные формулы:

Мощность, подведенная к ведущим колесам с использованием возможностей двигателя и трансмиссии, кВт:

 Nk = Ne - Nтр = Nе .  (6.1)

При 800 об/мин на первой передаче Nk=9,54∙0,88=8,36 кВт,

где: Ne - (см. табл. 2); Nтр. - мощность, потерянная в трансмиссии.

Мощность, теряемая на преодоление внешних сопротивлений при установившемся движении на горизонтальном участке дороги, соответственно, кВт:

N = Р . v . 10-3 (6.2)

При 800 об/мин на первой передаче Nf= Рf . v . 10-3=246 .1,62. 10-3=0,5 кВт,

При 800 об/мин на первой передаче Nw= Рw. v . 10-3=1.7 .1,62. 10-3=0,003 кВт, где : Pf, Pw и v - (см. табл. 3)

Результаты расчетов см. табл. 5., график - рис. 5.

Таблица 5- Мощностной баланс

Пере-дача

V, м/с

Ne, кВт

Nк, кВт

Nf, кВт

Nw Вт

Nw+Nf, кВт

I

800

1,6

9,5

8,4

0,5

0,003

0,5


1000

1,9

12,2

10,7

0,5

0,005

0,5


2000

3,9

26,1

23,0

1,0

0,04

1,1


3000

5,8

39,6

34,9

1,5

0,14

1,7


4000

7,8

50,5

44,5

2,1

0,34

2,4


5000

9,7

55,6

49,9

2,7

0,67

3,3


6000

11,6

55,7

49,1

3,3

1,15

4,4

II

800

3

9,5

8,4

1,0

0,03

1,0


1000

3,4

12,2

10,7

1,0

0,03

1,0


2000

6,8

26,1

23,0

1,9

0,28

2,2


3000

10,2

39,6

34,9

3,0

0,93

3,9


4000

13,5

50,5

44,5

4,2

2,21

6,4


5000

16,9

55,6

49,9

5,5

4,31

9,9


6000

20,3

55,7

49,1

7,1

7,45

14,5

III

800

4,4

9,5

8,4

1,4

0,10

1,5


1000

5,2

12,2

10,7

1,4

0,10

1,5


2000

10,5

26,1

23,0

2,9

0,82

3,7


3000

15,7

39,6

34,9

4,6

2,76

7,4


4000

20,9

50,5

44,5

6,7

6,55

13,2


5000

26,1

49,9

9,2

12,80

22,0


6000

31,4

55,7

49,1

12,3

22,11

34,4

IV

800

6,3

9,5

8,4

1,9

0,26

2,1


1000

7,1

12,2

10,7

1,9

0,26

2,1


2000

14,2

26,1

23,0

4,1

2,05

6,1


3000

21,3

39,6

34,9

6,8

6,91

13,7


4000

28,4

50,5

44,5

10,5

16,37

26,8


5000

35,6

55,6

49,9

15,3

31,98

47,2


6000

42,7

55,7

49,1

21,5

55,26

76,8

V

800

7,7

9,5

8,4

2,5

0,53

3,0


1000

8,7

12,2

10,7

2,5

0,53

3,0


2000

17,3

26,1

23,0

5,5

4,25

9,8


3000

26,0

39,6

34,9

9,8

14,33

24,1


4000

34,7

50,5

44,5

15,8

33,97

49,8


5000

43,4

55,6

49,9

24,3

66,36

90,7


6000

52,0

55,7

49,1

35,8

114,66

150,5


Рис. 5. Мощностная характеристика автомобиля для установившегося движения

f + Nw − мощность сопротивления воздуху и качению.− эффективная мощность двигателя.

Nk - эффективный крутящий момент.

 

. Оценка разгонных свойств АТС. Расчет и построение графиков ускорений, времени и пути разгона


1.      Расчет ускорений разгона:

 (7.1)

При 800 об/мин на первой передаче  м/с2

где:

j − ускорение автомобиля, м/с²

- суммарный коэффициент сопротивления движению при установившемся движении;− коэффициент сопротивления качению;

δ − коэффициент учета вращающихся масс автомобиля;

 передаточное число коробки передач;

=- для шин радиальным кордом;

=0,018∙(1+(0,00216)=0,018

 коэффициент учета вращающихся масс

(7.2)

  для ведомых колес;  для ведущих колес;


2.      Расчет времени разгона:

 (7.3)

где: среднее ускорение на данном интервале

 изменение скорости на данном интервале

 время разгона в секундах на i-ом интервале; время переключения передачи 1c. Время разгона при работе сцепления: 1,62 м/с ;

=(1,62)/(2,76/2)=1,17 c (7.4)

.        Расчет пути разгона:

 (7.5)

 средняя скорость на i-ом интервале(7.6)

 Путь разгона при работе сцепления: , м;

Таблица 6-Расчет ускорения, времени и пути разгона.

Передача

V, м/с

D

ψ

j, м/с²

tр, с

Sр, м

I

800

1,62

0,391

0,020

2,76

1,17

0,94

 

1000

2,1

0,381

0,020

2,8272

1,36

1,10

 

2000

4,1

0,407

0,020

3,0342

2,27

3,54

 

3000

6,2

0,411

0,021

3,0609

3,21

8,18

 

4000

8,2

0,392

0,021

2,9071

4,23

14,83

 

5000

10,3

0,349

0,021

2,5728

5,43

24,13

 

6000

12,4

0,283

0,022

2,0581

6,81

37,60

 II 

3000

11,5

0,215

0,0191

1,5302

6,91

53


4000

15,4

0,201

0,0200

1,4117

9,38

86,14


5000

19,2

0,173

0,0211

1,1861

12,17

133,57

 

6000

23,1

0,132

0,0225

0,8534

15,68

206,69

III

4000

22,1

0,126

0,0221

0,8064

21,05

310,08


5000

27,6

0,098

0,0244

0,5745

27,72

474,64


6000

33,1

0,059

0,0272

0,2514

40,51

865,86

IV

4000

30,0

0,069

0,0256

0,3353

45,54

1018,62

 

5000

37,5

0,035

0,0298

0,0395

102,40

3103,93

V

3400

32,5

0,035

0,034

0,2146

103,40

3136


Рис. 6. График ускорений

Рис.7. График времени и пути разгона

 

8. Расчет и построение топливно-экономической характеристики


Удельный расход топлива с учетом степени использования мощности и частоты вращения двигателя:

 (8.1)

, г/кВт∙ч - удельный эффективный расход топлива при номинальной мощности (табл.2);

Для 800 об/мин ge =280∙(1-1∙(800/5600)+1∙(800/5600)2)=244 г/кВт∙ч

Путевой расход топлива:

 

 (8.2)

При 800 об/мин на первой передаче

 л/100км;

где: - скорость движения в м/с;

 - Тяговая сила на ведущих колеса (см. раздел 4);

-плотность топлива, для бензина 0,75 кг/л;

КПД трансмиссии на выбранной передаче (см. раздел 3).

Результаты расчетов см. табл. 7

Таблица 7- Расчет путевого расхода топлива

, об/минv, м/сv, км/ч, л/100км, г/кВт∙ч





(I ) 800

1,6

5,9

52,41

244,66

1000

2,1

7,4

50,93

237,75

2000

4,1

14,8

50,36

214,71

3000

6,2

22,3

50,01

210,86

4000

8,2

29,7

51,29

226,23

5000

10,3

37,1

53,01

260,80

6000

12,4

44,5

52,45

314,57

(II) 800

3,1

11

28,11

244,66

1000

3,8

13,8

27,31

237,75

2000

7,7

27,7

27,01

214,71

3000

11,5

41,5

210,86

4000

15,4

55,4

27,51

226,23

5000

19,2

69,2

28,43

260,80

6000

23,1

83,0

28,13

314,57

(III) 800

4,4

16

19,56

244,66

 1000

5,5

19,9

19,01

237,75

2000

11,0

39,8

18,80

214,71

3000

16,6

59,7

18,66

210,86

4000

22,1

79,5

19,14

226,23

5000

27,6

99,4

19,78

260,80

6000

33,1

119,3

19,57

314,57

(IV) 800

7,5

27,0

14,41

244,66

 1000

15,0

54,0

14,01

237,75

2000

22,5

81,0

13,85

214,71

3000

30,0

107,9

13,75

210,86

4000

37,5

134,9

14,11

226,23

5000

45,0

161,9

14,58

260,80

6000

7,5

27,0

14,42

314,57

(V) 800

7,6

27,5

11,30

244,66

 1000

9,6

34,4

10,98

237,75

2000

19,1

68,8

10,86

214,71

3000

32,5

117,0

10,98

214,71

4000

38,2

137,7

11,06

226,23

Рис.8. Топливно-экономическая характеристика

Список литературы


1.  Гришкевич А.И. Автомобили. Теория. Минск “Высшая школа”, 1986.

2.      Литвинов А.С., Фаробин Я.Е., Автомобиль. Теория эксплуатационных свойств . М. , “Машиностроение”, 1989.

.        Краткий автомобильный справочник. М., “Трансконсалтинг”, 1994.

Похожие работы на - Исследование тягово-скоростных свойств и топливной экономичности автомобиля в заданных условиях эксплуатации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!