Анализ социальной напряженности в регионах России за последние годы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,62 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ социальной напряженности в регионах России за последние годы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

ГЛАВА II. ОЦЕНКА И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

В РЕГИОНАХ РОССИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Для современной России, переживающей период преобразований во всех сферах социально-политической жизни и в поиске дальнейшего, наиболее рационального пути развития проблема социальной напряженности весьма актуальна.

Изменения социальной структуры современного российского общества обусловлены преобразованиями в экономике в начале 90-х годов XX века. Переход к рынку сопровождался изменениями в отношении собственности, возникновением новых социальных общностей и их взаимосвязей, обострил имущественное разделение, противопоставил интересы разных социальных групп, что повлияло на уровень социальной напряженности. За несколько лет эти процессы значительно изменили социальную структуру общества в первую очередь в отношении усиления социального неравенства. Результатом развития социальной нестабильности, особенно на уровне регионов может стать повышение уровня социальной напряженности, которая может проявиться в форме стихийных или организованных массовых протестных акций, что представляет угрозу для безопасности личности, общества и государства, как на уровне регионов, так и страны в целом.

Регулирование социальных отношений может в значительной степени смягчать социальную напряженность или хотя бы не доводить ее до противоречий, тем более бескомпромиссных, деструктивных и тем самым обеспечивать развитие социальной общности. Изучение такого явления как социальная напряженность, позволит прогнозировать социальный конфликт, корректировать и соответственно, в определенной мере, управлять им.

Цель работы заключается в изучении понятия социальная напряженность, рассмотрении явления социальной напряженности в регионах России за последние годы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Дать определения понятию социальная напряженность;

Изучить структуру социальной напряженности, причины ее вызывающие, стадии развития, определить показатели проявления и источники социальной напряженности;

Рассмотреть методологии исследований социальной напряженности;

Ознакомиться с опубликованными исследованиями социальной напряженности в регионах России в 2013-2015гг.

При написании реферата были использованы следующие источники: учебные пособия по социологии, статьи из социологических журналов, опубликованные в интернете результаты социологических исследований.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Когда в обществе не все в порядке, возрастает социальная напряженность, проявляющаяся в различных формах: люди плохо работают, спонтанно возникают забастовки, растет преступность. Еще недавно о социальном напряжении не говорилось, такого термина просто не существовало. Напряженность между различными социальными группами обусловлена, тем, что интересы этих групп не совпадают, и чем больше они разнятся, тем большее напряжение возникает между ними. Социальная напряженность чаще возникает в группах, которые находятся в иерархической системе подчинения, где одна группа имеет возможность воздействовать на другую. Причину любой социальной напряженности необходимо искать в противоречиях между системами отношений больших групп людей, имеющих различное социально-экономическое и политическое положение в обществе. Более того, эти противоречия постоянно будут усугубляться и к чему это приведет трудно предугадать, история человечества дает этому немало примеров. В конечном итоге общество разрешит это противоречие, но обойтись это может дорого.

На начальном этапе необходимо разобраться, что же такое социальная напряженность.

В отечественной науке в изучении социальной напряженности первыми исследователями стали А. Н. Сухов, Рукавишников В.О., Зайцев А. К. и др. Природу этого явления они объясняют с позиции теории социального стресса, фрустрации, конфликта и т.д., большинство исследователей сходятся во мнении, что социальная напряженность является первым этапом социального конфликта.

Так, по мнению А. Н. Сухова: «Социальная напряженность - это массовый адаптационный синдром, который отражает степень физиологической, психологической и социально-психологической адаптации различных категорий населения к хронической фрустрации, трудностям (понижению уровня жизни и социальным изменениям)...».

У А. К. Зайцева: «Социальная напряженность есть фиксируемая характеристика состояний значительных групп населения. Социальная напряженность в определенных условиях может достигать своего пика и переходить в социальный конфликт, в том числе и с ярко выраженными деструктивными последствиями».

В. О. Рукавишников считает, что «Социальная напряженность - это сторона, индикатор социального кризиса, конфликта. Она возникает, когда кризисные явления ещё не проявляются в предельно обозначенном виде, когда отсутствует отчетливо осознаваемое противостояние по линии «мы - они», и исчезает лишь тогда, когда кризис разрешен или конфликт исчерпан».

П. Д. Чернобай: «Логический анализ показывает, что: социальная напряженность возникает вследствие неудовлетворенности основных, в данном случае социальных потребностей человека; поскольку полностью удовлетворить, насытить человеческие потребности невозможно, то, естественно, существует определенная фоновая неудовлетворенность - напряженность».

А. В. Дмитриев: «…социальная напряженность представляет собой эмоциональное состояние группы или общества в целом, вызванное давлением природной или социальной среды и продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени».

Во всех этих определениях социальной напряженности авторами приводятся только отрицательные признаки, соответственно социальная напряженность показана как нежелательное, отрицательное явление в социальной жизни.

Показатели состояния социального благополучия населения - это базовые количественные и качественные характеристики, применяемые для оценки реально сложившегося положения дел в регионе. Влияние таких факторов, как занятость трудоспособного населения, уровень доходов, качество и продолжительность жизни, производительность труда на состояние социального благополучия населения очевидно. Но социально-экономических показателей недостаточно, чтобы объяснить феномен социального благополучия населения региона. Для оценки социального благополучия граждан должны учитываться также социально-политические, правовые, социально-психологические, культурологические, конфликто-логические и другие показатели: уровень развития демократических институтов и гражданского общества, состояние межнациональных отношений в регионе, стабильность социальной сферы, авторитет администрации региона.

Например, люди, не доверяющие власти, низко оценивающие ее деятельность в решении социальных проблем региона, потерявшие веру в демократию, выступающие с акциями социального протеста сигнализируют о наличии в регионе социальных проблем, о социальном неблагополучии определенных групп населения. И соответственно, интерес населения к политике, высокая степень конструктивного политического участия и доверие существующей власти говорят о стабильном и благополучном положении населения региона.

Социальная напряженность - специфическая ситуация в региональном социуме, особое состояние массового сознания и индивидуального поведения людей. Определенный уровень социальной напряженности свойственен любому обществу и всегда сопровождает его. Социальная напряженность в регионе возникает и продолжается в течение более или менее продолжительного времени.

Напряженность может быть вызвана не только стремлением социальных субъектов достичь каких-либо целей, но и разного рода ошибками или некомпетентностью властных структур. Нормальное состояние может измениться из-за воздействия на социум неподконтрольных человеку факторов: техногенных катастроф, истощения природных ресурсов региона, наводнений, землетрясений и т.д.

Главная предпосылка возникновения социальной напряженности - это устойчивая, длительное время присутствующая ситуация противоречия между интересами, социальными ожиданиями всей массы или значительной части населения региона и мерой их фактического удовлетворения, приводящая к усилению недовольства, агрессивности отдельных социальных групп и категорий граждан, нарастанию социально-психической усталости и раздражительности большинства населения региона.

Социальная напряженность возникает по разным причинам. Во-первых, когда большинство вначале смутно ощущает, а затем по мере развития событий осознает, что удовлетворение их социальных, экономических, политических, национальных, культурных или каких-либо иных жизненно важных потребностей находится под угрозой или становится вовсе невозможным. Во-вторых, когда небольшая часть людей вступает в борьбу против действительных и мнимых препятствий своим интересам, распространяя в обществе настроения недовольства, озлобления, тревоги, пессимизма и т.д. И в том, и в другом варианте социальная напряженность возникает, если назревший кризис своевременно не выявляется властью, а конфликтность населения никак не разрешается.

Таким образом, высокая социальная напряженность - это важный показатель социального неблагополучия и сопутствующих ему всевозможных форм социальных конфликтов. Однако нельзя относить социальную напряженность к чисто негативным социальным явлениям. Социальная напряженность может мобилизовать массы, усилить позитивные процессы (например, сформировать экологическое движение в регионе).

Проявляется социальная напряженность в стихийных массовых действиях населения, например - ажиотажный спрос на определенные продукты питания, скупка товаров с целью создания запасов «на черный день» и в различных формах социального протеста, например - митинги, демонстрации, забастовки, акции гражданского неповиновения, создание вооруженных формирований, а также в массовой миграции населения в другие регионы страны или за границу.

На уровень социальной напряженности воздействует информация, например, местных СМИ, вызывающее обострение ситуации. Социальная напряженность также связана с активностью различных общественно-политических формирований в борьбе за власть, с деятельностью разного рода экстремистских и террористических группировок, криминальных структур и т.д.

Выделяют три стадии социальной напряженности:

) скрытое нарастание недовольства;

) обострение напряженности, характеризующееся осознанием ненормальности существующего положения и наличия в обществе социальной напряженности большинством населения;

) уменьшение социальной напряженности.

Структура социальной напряженности может быть представлена в виде нескольких элементов.

Социально-психологический элемент - доминирование негативных переживаний в повседневной жизни, формирование и развитие стрессовых реакций в ответ на условия жизни, неумение приспособиться к новым социальным и экономическим реалиям, рост числа людей готовых к разрушительным действиям, по отношению к существующей социальной структуре.

Социально-экономический элемент - снижение социальной солидарности, рост имущественной разобщенности.

Политический элемент - изменение социально-политических ориентаций, идеологических, ценностных и жизненных установок.

Показателями проявления социальной напряженности являются:

В социально-экономической сфере:

. Неудовлетворенность уровнем личного благосостояния.

. Ухудшение материального положения за последний год.

. Отсутствие возможности улучшения личного благосостояния в будущем.

. Обеспокоенность возможностью оказаться без работы.

. Неудовлетворенность своими жилищными условиями.

. Неудовлетворенность условиями труда.

. Готовность участвовать в протестных действиях.

. Негативное восприятие экономического неравенства в обществе.

В социально-политической сфере:

. Неудовлетворенность деятельностью местных органов власти и правительственных (федеральных) организаций.

. Одобрение и поддержка деятельности оппозиционных нынешнему руководству страны политических партий и движений.

. Готовность отстаивать свои политические взгляды с использованием протестных действий.

. Отрицательное отношение к проводимым в стране политическим преобразованиям.

В сфере межнациональных отношений:

. Появление отрицательного отношения к представителям иных национальностей, приезжающим в данную местность на работу и постоянное проживание.

. Негативные высказывания о представителях других национальностей.

. Появление установок на работу в коллективе, состоящем преимущественно из людей своей национальности.

. Групповые хулиганские действия и нарушения общественного порядка на национальной почве, участие в массовых конфликтах на стороне своей национальной группы.

Взятые вместе показатели социального благополучия населения позволяют оценить складывающуюся ситуацию в регионе.

Ситуации социальной напряженности существуют на макроуровне -это масштаб общества, в условиях страны, или ее части (субъекта федерации), мезоуровне - это общность относительно некрупной административной единицы, небольшой территории (города, поселка, деревни) и микроуровне - это предельно малая общность, например, производственный коллектив, семья, неформальная группа.

Ситуации социальной напряженности могут отличаться длительностью психологического воздействия на человека. Быстропреходящая ситуация - характеризуется внезапным возникновением (фактор внезапности) и относительно кратким воздействием. От субъекта требуется оперативно воспринимать и осмысливать обстановку, принимать решения в условиях, когда она быстро изменяется. Длительная ситуация социальной напряженности оказывает: изматывающее, изнуряющее воздействие на человека, ослабляет мотивацию к сопротивлению, рождает состояние безысходности.

ГЛАВА II. ОЦЕНКА И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Э. Дюркгейм писал, что биологическая природа человека находится в противоречии с его социальной природой, создаваемой путем воспитания, что обусловливает никогда не прекращающееся внутреннее беспокойство, чувство напряженности и тревоги. Только контролирующее действие общества сдерживает человека, создавая определенные рамки. Ослабление контроля общества над индивидом приводит к возникновению аномии, состоянию дезинтеграции общества и индивида.

По мнению Р. Мертона, социальная аномия возрастает вследствие нарушения равновесия между целями и средствами как фазами социальной структуры. При этом с помощью установленного социального порядка регулируется «социальная переработка» возникающих напряжений, и неснятая напряженность может проявляться в явном или неявном виде.

Т. Парсонс ввел понятие нормы в социальное действие и указал, что нормативный элемент, встречая сопротивление при реализации социального действия, является источником социального напряжения и потенциального конфликта. Т. Парсонс зафиксировал, что социальная напряженность неразрывно связана с конфликтом: она предшествует ему и при соответствующих условиях может перерасти в конфликт.

П. Сорокин называл источниками социальной напряженности, взрывов и конфликтов подавленные инстинкты, потребности и рефлексы. Предотвращение напряжения возможно тогда, когда власти отслеживают меру удовлетворения потребностей различных социальных слоев и находят средства для их удовлетворения, когда они не допускают серьезных разрывов между слоями общества в удовлетворении потребностей, поддерживая социальное неравенство на уровне социальной нормы.

С точки зрения В.О. Рукавишникова, социальная напряженность - это не просто сигнал о кризисном состоянии системы, о нарушении баланса ее структур и функций, она выражает определенное духовное состояние индивидов и социальных групп, их неудовлетворенность существующим положением, отношение к происходящему и к другим индивидам и группам.

Возникновение социальной напряженности начинается с возникновения личной социальной тревожности, причины возникновения которой не осознаются человеком, но провоцируют возникновение беспокойства. Приобретая массовый характер, личная социальная тревожность трансформируется в общественную, дальнейшее усиление социальной тревожности создает социальные страхи и социальную напряженность, которая проявляется в протестных настроениях и действиях.

Для измерения уровня социальной напряженности и социальной тревожности обычно используются анкетные опросы на основе репрезентативной выборки, в которых происходит измерение социального самочувствия, отношение к социальным проблемам и причинам, вызывающим у людей беспокойство. Социально-экономические показатели благополучия определяются и рассчитываются в основном на основе данных государственной статистики.

Для более глубокого представления обо всех показателях социального благополучия населения региона проводятся социологические исследования, дающие оценку его состояния на уровне региона, отдельных отраслей народного хозяйства или трудовых коллективов.

Отбор и применение показателей оценки социального благополучия связаны, во-первых с представлениями людей о своем социальном положении, во-вторых, с совершенствованием социальной помощи и укреплением социальной защищенности людей и, наконец, с учетом разнообразных потребностей различных слоев населения и социальных групп региона.

ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В РЕГИОНАХ РОССИИ

Социально-экономическая, и финансовая ситуации в Российской Федерации, начиная со второй половины 2014 года характеризуется экспертами как кризисная. Падение цен на нефть, девальвация рубля, инфляция, сокращение производства, снижение реальных доходов и другие негативные последствия оказывают воздействие на рост социальной напряженности. Протестная активность - митинги, демонстрации, а также активизация деятельности различных экстремистских и националистических организаций, агрессия в межличностных, межэтнических отношений - это результат накопленной социальной напряженности и социальной тревожности.

В 2015 году наблюдается значительное снижение доходов граждан России, повышение цен и тарифов на коммунальные услуги, рост безработицы. Эти факторы приводят к резкому падению уровня жизни значительной части населения и, как следствие, росту протестов, несмотря на то, что в период 2013-2014 гг. согласно опросам Института социологии ИСПИ РАН, ВЦИОМ, ФОМ, РОМИР, Левада-центр, российские граждане показывали достаточно низкий уровень протестной активности. В этих обстоятельствах для правоохранительных органов важным является использование в своей работе достоверной информации о негативных социальных процессах, чтобы разработать меры для предупреждения криминогенных последствий социальных конфликтов.

Измерения уровня социальной напряженности и протестной активности граждан в регионах осуществляется с 2013 года в рамках исследовательского проекта мониторинга общественного мнения в интересах МВД РФ, они указывают на усиление недовольства граждан положением в стране за прошедший год. Направлением исследований является измерение уровня неудовлетворенности граждан экономической, политической и социальной ситуацией, оценка ситуации в регионе и деятельности региональных органов власти; оценки уровня готовности населения к конфронтации в конфликтных ситуациях. Результаты позволяют рассчитать показатели социальной напряженности, протестный потенциал для каждого субъекта Российской Федерации и составить рейтинги российских регионов по уровню социальной напряженности.

Сравнительный анализ социологических данных позволил выделить группу регионов, в которой период 2013-2014 гг. существовал высокий уровень социальной напряженности. Среди них: Республика Карелия, Забайкальский край, Архангельская область, Еврейская автономная область, Брянская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Саха (Якутия), Республика Дагестан, Новгородская область.

В рейтинге социального самочувствия регионов составленного Фондом развития гражданского общества (ФоРГО) нижние позиции занимают Республика Карелия, Тверская, Ярославская, Архангельская и Рязанская областях. Лучшее по их данным социальное самочувствие населения в Татарстане и Ямало-Ненецком автономном округе, Белгородской и Тюменской областях и Чечне.

Исследования показывают, что появление социальной напряженности, его превращение в ситуацию конфликта определяется взаимодействием общих для всех факторов. Такие факторы, как нищета, безработица, наркомания и алкоголизм, проблемы ЖКХ характерны для всех субъектов Российской Федерации и эти факторы имеют постоянное действие. Благополучные с точки зрения социального и экономического развития Тюменская, Белгородская и Кемеровская области, несмотря на снижения экспорта железной руды, падения цен на уголь, сокращение иностранных инвестиций, пока входят в группу где уровень социальной напряженности имеет среднее значение.

Экономисты определяют Республику Алтай, Республику Тыва как наиболее неблагополучные регионы. Однако, эти регионы вошли в группу с высоким рейтингом социального самочувствия.

По данным социологических опросов 2013 и 2014 гг. установлено, что престиж власти, определяемый такими показателями как: «недовольство региональными властями» и «недовольство ситуацией в регионе», является значительным фактором, который может или укрепить или значительно ослабить социальную напряженность.

Индекс социальной напряженности в Республике Марий Эл по итогам 2014 г. составляет 1,33 балла (в 2013 г. данный показатель составлял 1,16 баллов). Индекс негативный, согласно исследованию, это вызвано целым рядом причин, включая низкий уровень социально экономического развития, недоверие людей правительству, рост протестных настроений. По данным исследования 2014 г., 62% населения недовольны положением дел в регионе, 59% отметили, что ситуация не меняется. Еще 46% готовы принимать участие в митингах и демонстрациях. По мнению специалистов проводивших исследование мнения жителей Йошкар-Олы в мае - июне 2014 г., (инициаторами социологического исследования были эксперты из Казанского университета во главе с профессором С.Н. Астаховым) все свои беды жители этого региона связывают с деятельностью главы Республики Марий Эл, населения не поддерживает социально экономический и политический курс нынешнего главы региона. При ответе на вопрос «Вы поддерживаете деятельность нынешнего главы Республики Марий Эл Леонида Маркелова?» респонденты разделились следующим образом:

в группе 18-20 лет - 42% не поддерживают его и 18% безразлична деятельность главы Республики;

в группе 21-24 лет - 17% не поддерживают и 45% безразличны;

в группе 25-30 лет - соответственно 42% и 27%;

в группе 31-40 лет - 36,9% не поддерживают и 21,4% остались безразличны к деятельности Маркелова. Уже несколько лет наблюдается постоянное негативное отношение к деятельности главы региона, не удивительно, что Республика долгое время входит в десятку регионов с очень высоким уровнем социальной напряженности.

Таким образом, неудовлетворение деятельностью глав регионов, в сочетании с низким уровнем жизни населения является потенциальным источником социально экономической нестабильности и, в итоге провоцирует рост социальной напряженности.

Существует еще одна закономерность, когда общие социально-экономические проблемы отражаются в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Эту область можно охарактеризовать как относительно стабильную, но имеющую некоторый конфликтный потенциал. Неоднократные случаи массового насилия были зарегистрированы в Республике Дагестан, Москве, Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, и многочисленные ненасильственные массовые действия, случаи насилия на этнической почве, политическая деятельность с эксплуатацией этнических тем - в Астраханской области, Краснодарском крае, Московской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Челябинской областях.

Среди главных факторов этнической напряженности эксперты называют неуправляемую миграции. В 2014 году, по данным социологических исследований, почти четверть россиян (26%) сильно обеспокоены неконтролируемой миграцией, а также поведением мигрантов. В Новосибирской, Тюменской, Тверской, Рязанской, Челябинской областях, Республике Саха (Якутия) и Ханты-Мансийском автономном округе озабоченность переживает почти половина населения. Это часто сопровождается усилением конкуренции в сфере бизнеса, вытеснением местного населения из торговли, сельского хозяйства, ростом преступности и безработицы. Все это создает условия для углубления межэтнических конфликтов, которые угрожают не только региону, но и всей страны.

Риску подвержены преимущественно южные регионов (Волгоградская и Ростовская области, Краснодарский край), а также города и регионы с высоким уровнем жизни, независимо от географического положения (Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) и «транзитные регионы» через который миграционный поток направляется в Центральную Россию.

Сегодня потенциал протестной активности в России находится на минимальном уровне. По мнению генерального директора ВЦИОМ

В. Федорова, сегодня россияне демонстрируют наименьший за последние пять лет общественный протестный потенциал. Согласно опросу 74% россиян считают невозможными какие-либо акции протеста в ближайшее время. При этом среди людей, которые не ожидают нового всплеска протестной активности, почти четверть (23%) в качестве обоснования указывают на бесполезность митингов. Гораздо меньше (12%) думают, что для митингов просто нет повода, 10% склоняются к мысли, что сказывается стабильная обстановка в стране.

Социологи «Левада-центра» также отметили, что потенциал протеста россиян в последние годы значительно снизился. Согласно опросам лишь 9% россиян готовы принять личное участие в массовых протестов с политическими требованиями. Это самый низкий показатель за последние тринадцать лет.

Подавляющее большинство респондентов - 76% - считают, что такие события вряд ли произойдут в России, 75-80% российских граждан за последние три года демонстрируют равнодушное отношение к такой деятельности. Эти данные сопоставимы с результатами, полученными в ходе вневедомственного исследования общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел в 2014 году, согласно которой лишь 16% россиян считают, что в ближайшем будущем там, где они живут, могут произойти митинги, демонстрации и т.д., и только 14% готовы участвовать в них.

Но существует группа регионов, в которых зафиксированы высокие показатели ориентации на протесты или ожидания таких действий, это регионы с высоким уровнем социальной напряженности: Республика Северная Осетия - Алания, Республика Карелия, Архангельская область, Еврейская автономная область, Брянская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Саха (Якутия), Республика Дагестан, Липецкая область, Республики Марий Эл, Вологодская и Сахалинская область. По данным крупнейший протестный потенциал сконцентрирован не в малонаселенных регионах, а в крупных промышленных и региональных центрах. Высокий уровень безработицы и низкий уровень доходов, сопровождается ростом цен.

Однако есть группа регионов, где индекс потенциального протеста достигает высоких значений, тогда как уровень социальной напряженности в целом и в том числе ее составляющих (неудовлетворение ситуацией в регионе, неудовлетворение в связи с деятельностью региональных властей) фиксируется на среднем уровне. Этот Иркутская, Псковская, Орловская и Белгородская области, Республики Коми и Бурятия. Конечно, индекс социальной напряженности не может объяснить происхождение такого высокого уровня протестного потенциала в этих областях, можно предположить, что в этих регионах ожидается рост социальной напряженности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

социальный напряженность регион россия

Социальная напряженность - особое состояние отношений между социальными сообществами, характеризующееся явными или скрытыми формами конфронтации, вызванной нарушением интересов сторон. Она определяется как предшественник конфликта и проявляется, когда потенциально кризисные явления еще не развиты полностью и не ясно определены противоборствующие стороны. Это состояние характеризуется назреванием конфликта и выражено в различных формах социального недовольства и протеста.

Сущность социальной напряженности общества определяется как тенденция к неустойчивости в балансе обмена между группами и определенными общественными институтами, а также нарушениями выполнения взаимных обязательств и неисполнения взаимных ожиданий сторон. На социальную напряженность можно оказать влияние, ею можно управлять, ее потенциал может быть направлен в конструктивные или разрушительные формы взаимодействия между группами людей.

Каждое общество исторически добавило, в явном или неявном виде, особую систему правил и норм, регулирующих обмен между различными категориями населения и социальными институтами. На системах норм и правил основываются социальные ожидания людей и взаимодействующих с ней общественных субъектов. Выход из системы норм и правил и их нарушения любой из сторон - основание для формирования социальных напряженных ситуаций.

Социально напряженные ситуации разделяются в зависимости от силы их потенциального воздействия на общественную жизнь, на первый план выносятся напряженные отношения, которые угрожают обществу в целом; затем - несущие угрозу в его отдельных сферах (политической, экономической, культурной); и - угрожающие положению на отдельных территориях, в отдельных регионах, городах, предприятиях, в отдельных коллективах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

1. Сухов А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для студ. высших учебн. заведений /А.Н. Сухов, А. А. Бодалеб и [др.] / Под ред. А.Н. Сухова. - М.: Академия, 2001. 600с.;

. Зайцев А.К. Социальный конфликт. / А.К. Зайцев. - М.: Академия, 2000. 464 с.;

. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. / А.В. Дмитриев. - М.: Гардарики, 2000. 320с.;

. Юридическая конфликтология. / А.Д. Бойков и [др.] под ред. Кудрявцева В.Н. - М.,: ИГиП РАН, 1995. - 316с.;

. Аверьянов Л.Я. Социология: что она знает и может. - М.: Социолог, 1993. - 152с.;

. Рукавишников В. О. Социальная напряженность. // Диалог. 1990. № 8. С. 11-19;

. Чернобай П.Ф. Социальная напряженность. // Социс. 1992. № 7. С. 94-98;

. Спиглазов П.Л. Анализ асимметрии распределения денежных доходов населения // Прогнозирование и программирование социально-экономических процессов в регионе. - М., 2009. С. 94-96;

. Назаров М.М. Политические ценности и протест. // Социологические исследования. - 2005. №1. С. 47-59;

. Рукавишников В.О. Социальная напряженность: диагноз и прогноз. // Социологические исследования. - 1992. №3. С. 23;

11. Проблема социальной напряженности: [Электронный документ] Материалы международной научно-практической конференции // Пенза.: науч.-изд. центр Социосфера, 2010. - 178с. Режим доступа: <http://sociosphera.com/files/conference/2010/k-4-06-10.pdf> - (дата обращения 18.09.2015);

. Нагайцев В.В. Уровень социальной напряженности и конфликтности в системе показателей социального благополучия населения региона. : / В.В. [Электронный ресурс] / Нагайцев, Е.В. Пустовалова // Известия АГУ. 2-2(66) 2010. Режим доступа: <http://izvestia.asu.ru/2010/2-2/soci/06.ru> - (дата обращения 18.09.2015);

. Котов Д.А. Социальная напряженность «благополучного класса». : [Электронный документ] / Д.А. Котов// науч. журнал Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2013 №1 Режим доступа: <http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-napryazhennost-blagopoluchnogo-klassa> - (дата обращения 18.09.2015);

. О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам первого полугодия 2015 года. : [Электронный документ] // Режим доступа: <http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect> (дата обращения 18.09.2015);

. Результаты исследования общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. : [Электронный ресурс] // попул. - правовой альманах МВД России Профессионал - 2014. Режим доступа: http://oblduma.kursknet.ru/laws/polis2013.pdf - (дата обращения 18.09.2015)

. Общественное мнение - 2014. : [Электронный документ] // ежегодник Аналит. Центра Юрия Левады - 2015. Режим доступа: <http://www.levada.ru/books/obshchestvennoe-mnenie-2014> - (дата обращения 26.09.2015);

. Рейтинг социального самочувствия регионов России. Третий выпуск. : [Электронный ресурс] // Фонд Развития Гражданского Общества - 2014. Режим доступа: http://civilfund.ru/mat/63 - (дата обращения 18.09.2015)

. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2013 года. : [Электронный ресурс] // рейтинговое агентство РИА Рейтинг. - 2014. Режим доступа: <http://riarating.ru/infografika/20140523/610617608.html> - (дата обращения 28.09.2015);

. Рейтинг социального самочувствия регионов России. Третий выпуск. : [Электронный ресурс] // Фонд Развития Гражданского Общества - 2014. Режим доступа: <http://civilfund.ru/mat/63> - (дата обращения 18.09.2015);

. Фридом А. Рейтинг Сергея Мамаева вырос до 29%, как и антирейтинг Леонида Маркелова до 74%! : [Электронный ресурс] / А. Фридом // LiveJournal. - 2015. Режим доступа: <http://no-korrupcia.livejournal.com/78171> - (дата обращения 18.09.2015);

. Гроздья гнева. Рейтинг межэтнической напряженности в регионах России. : [Электронный ресурс] // Центр изучения национальных конфликтов и федеральная экспертная сеть «Клуб Регионов». - 2014. Режим доступа: <http://www.club-rf.ru/thegrapesofwrath/01/> - (дата обращения 22.09.2015);

. Глава ВЦИОМ: Протестный потенциал россиян рекордно снизился. : [Электронный ресурс] // газета Взгляд. - 2014. Режим доступа: <http://vz.ru/news/2014/1/24/669496.htm> - (дата обращения 29.09.2015)

. Протестный потенциал. : [Электронный ресурс] // Аналит. Центра Юрия Левады - 2015. Режим доступа: <http://www.levada.ru/28-04-2015/protestnyi-potentsialе> - (дата обращения 26.09.2015);

. Социально-экономическая и политическая напряженность в регионах России. : [Электронный ресурс] // Комитет гражданских инициатив. - 2015. Режим доступа: <http://komitetgi.ru/analytics/2497/> - (дата обращения 29.09.2015).

Похожие работы на - Анализ социальной напряженности в регионах России за последние годы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!