Анализ биографии: жизненный и социологический аспекты

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,27 Кб
  • Опубликовано:
    2016-07-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ биографии: жизненный и социологический аспекты















Реферат

Анализ биографии: жизненный и социологический аспекты

Важным концептом, который рассматривается в данной работе, является жизненная траектория. Мы можем определить выстраивание жизненной траектории как: «постоянное стремление к статусности, иными словами, стремление занять в социальной структуре общества, или в экономических терминах - в общественном разделении труда, тот статус, который обеспечивает наиболее благоприятную позицию в распределении общественных благ». Говоря о жизненной траектории, стоит упомянуть её неотъемлемую часть - карьерную траекторию. Однако формулировка данного понятия отсутствует в существующих теоретических подходах. Но, тем не менее, данный концепт можно выразить через такие категории, как образовательная и профессиональная траектории.

В первую очередь, стоит отметить работы П. Бурдье. В них он определяет феномен траектории, как «серии позиций, последовательно занимаемых одним и тем же агентом в социальном пространстве, которое само эволюционирует и подвержено непрерывным трансформациям»

В свою очередь, С. Горард и другие ученые, работающие в сфере экономической социологии, используют практически то же самое определение в своих описаниях образовательных траекторий. Согласно их подходу, образовательные траектории представляют собой некие модели участия в образовательной сфере на протяжении всей жизни. Данная модель участия может быть определенным образом спрогнозирована - для этого необходимо учитывать взаимосвязь с образовательными успехами индивида, а также его социальную принадлежность. Исходя из данного определения пожизненного участия в сфере образования, можно сделать выводы о том, что образовательные практики индивида включают в себя не только школьное обучение и получение высшего образования в ВУЗе. Это также подразумевает непрерывное развитие собственных знаний, как при помощи различных курсов, так и путем саморазвития.

Стоит также отметить точку зрения М. Блумера и П. Хадкинсона на феномен образовательных карьер. С позиции данных авторов, образовательные карьеры имеют три теоретических источника. Авторы дают следующее определение карьерной траектории: «…последовательность переходов от одной позиции к другой, совершающихся работником в профессиональной системе». В их работах также можно выделить несколько аспектов карьерной траектории: объективный и субъективный. Первый аспект определяет общепринятое положение, в котором находятся индивиды, в то время как второй отражает то, как сами индивиды определяют и оценивают свои действия. Согласно теории «обучения здесь и сейчас», выдвинутой М. Блумером и П. Хадкинсоном, причиной различных изменений в поведении индивидов являются новые источники обучения. Авторы также формулируют понятие образовательной карьеры: карьера определяется событиями, деятельностью и смыслами, а также созданием и переменой смыслов в ходе таких деятельности и событий; карьера определяется связями и постоянным процессом создания и изменения этих связей, включая таковые между позицией и диспозицией.

В работах Б. Кроссана и его коллег, феномен образовательных карьер изучается с точки зрения определенной цепочки событий, которые играют определяющую роль в формировании личности индивида на протяжении всего процесса его обучения. Также в данной работе приводится следующее определение данного феномена: мы используем концепт образовательных траекторий для того, чтобы выявить сложную связь между социальными и экономическими структурами, формирующими жизни людей, образовательными институциями, предопределяющими процессы участия в обучении, и самими обучающимися38.

Второй составной частью концепта карьерных траекторий являются профессиональные траектории. На протяжении длительного периода времени профессиональные траектории рассматривались с точки зрения понятия «карьера». Данный термин Э. Хьюз определил как «последовательность статусов и четко определенных постов». Стоит также отметить, что данный термин означает некую стратификацию позиций, занимаемых индивидом на протяжении всей жизни в профессиональной сфере деятельности.

С. Спайлерман говорит о том, что: «карьеры представляют собой истории работы, или последовательности профессиональных позиций, характеризующихся уровнем зарплаты, качеством условий труда, отношением к власти и престижу».

В свою очередь, Ф. Бюльман утверждает, что профессиональные карьеры являются упорядоченным явлением. Иными словами, индивид попросту не может перейти с низшей должностной позиции на высшую, не пройдя при этом определенной промежуточной стадии данной иерархии. Вышеупомянутая иерархия даёт возможность каждому работнику ясно представлять свои обязанности и своё место в организации рабочего процесса всего предприятия, а также позволяет знать своё положение по отношению к другим служащим. Другой характеристикой понятия «карьера» является её восходящая мобильность, аспектом которой является стремление индивида к структурному росту в профессиональной сфере.

Таким образом, можно обозначать отдельные траектории по аналогии с видами мобильности (траектория материального благосостояния, жилищная траектория, и др.). Перейдем теперь к тому, каким образом конструируется биографическое повествование - то есть, повествование, описывающее личную жизненную траекторию.

В основе биографического метода исследование лежит субъективная трактовка действий и жизненного опыта самого индивида. С точки зрения Е.Ю. Рождественской, биографическое исследование можно трактовать следующим образом: «биографический метод охватывает способы измерения и оценки историй жизни, рассказанных или сообщенных свидетельств о жизни с точки зрения тех, кто эту жизнь прожил». То есть, само по себе понятие «биографии» очень тесно переплетено с термином «жизненный путь» или «жизненная траектория», так как биография - это и есть весь жизненный путь отдельно рассматриваемого индивида в форме некой истории, которая, в свою очередь, складывается на основании хронологии важных событий. Но что же, в свою очередь, понимается под событиями и как они складываются в биографию? Согласно Е. Ю. Рождественской, существует определенная структура создания биографического нарратива. В основе всего лежит «событие» - некая ситуация с определенным набором действующих лиц и совершаемых ими актов. Вслед за событием конструируется «история», являющая собой следствие отбора самых значимых событий из всего спектра возможных. Данный отбор также принимает какую-либо конкретную форму, например - хронологическую. В результате вышеупомянутого отбора важных событий появляется возможность составления наррации - некоего целостного описания, собранного путем реорганизации различных аспектов истории. Последним элементом биографического нарратива является презентация данной наррации самим индивидом посредством вербальных средств.

В свою очередь, М. Коли в своей работе говорит о том, что история жизни действительно является результатом принимаемых индивидом решений, однако автор не отрицает того, что данная история зависит и от различных внешних обстоятельств.

Итак, биографическое повествование складывается в результате описания респондентом своей жизненной истории, разделенной, и в то же самое время состоящей из ряда важных событий. Одним из важных аспектов описываемых событий и опытов является их непосредственная значимость для индивида в настоящее время. Чаще всего, информанты отражают в своих повествованиях такие опыты, которые повлекли за собой какие-либо изменения привычного для них хода вещей. Также респонденты стараются структурировать свой рассказ тем или иным образом.

Также стоит отметить, что жизненный путь строится по определенным закономерностям. В качестве одного из главных критериев можно отметить возраст респондента, так как именно он определяет систему занятости индивида, то есть вся жизнь строится по принципу следующих фаз: фаза подготовки к работе, фаза занятости в рабочей сфере и фаза выхода на пенсию. К тому же, биография предполагает некую совокупность различных индивидуальных жизненных практик, которые образуют социальный опыт, на которые индивид опирается в своём повествовании. Это могут быть примеры успешных и неуспешных профессиональных карьер, браков, иных действий, связанных с социальной мобильностью. Чаще всего, жизненные истории индивидов отражают собой различные практические достижения.

В целом, биография - это отражение самого себя индивидом, то, как он сам оценивает себя в перспективе полученного жизненного опыта, определяет жизненные ориентиры и «создает себя».

Итак, благодаря глубокому рассмотрению феномена жизненной траектории, удалось выделить составные части данного явления, такие как: карьерную траекторию, образовательную траекторию и профессиональную траекторию. В свою очередь, данные виды траекторий во многом совпадают с различными видами социальной мобильности, что, в свою очередь, может быть полезным при анализе данного феномена. Также был рассмотрен процесс формирования биографического повествования индивида, который основывается на описании жизненной истории, состоящей из хронологии важных для самого информанта событий.

Нарративный метод, применимый к биографическому интервью, берет своё начало с теории повествования, выдвинутой Т. Ван Дейком. Данная теория описывала определенные паттерны, правила конструирования историй, а также различные стратегии, используемые людьми при повествовании. Сам ван Дейк утверждал, что: «повествование историй занимает важное место в нашей повседневной жизни». Однако изложенные истории применяются не только в рамках теории повествования, они также представляют огромный интерес и для социологии.

Важным атрибутом нарративного интервью выступает тот факт, что все индивиды имеют интуитивное представление о том, как правильно строить свой рассказ, вне зависимости от того, касается ли этот рассказ всей жизни, или же отдельного явления. Также важным атрибутом является и то, что респондент строит своё повествование не формально, а таким образом, как он сам это воспринял, то есть пережил. Иными словами, респондент переносит на повествование свой жизненный опыт, свои переживания, исходя из собственной релевантности. Исходя из этого, можно утверждать, что общая форма повествования соответствует структуре жизненного опыта респондента. Ф. Шюце также считает, что успешное нарративное интервью может получиться лишь в том случае, если респондент описывает события своей собственной жизни. Также он отмечает тот факт, что рассказ должен быть экспромтом - если человек заранее подготовит, структурирует свою речь, то интервью, скорее всего, не удастся. Таким образом, в работах Ф. Шюце было выявлено соответствие структурных компонентов жизненного опыта респондента и структуры самого повествования. Но по каким правилам и принципам, придающим ясность и связность, это повествование строится? Ответ на этот вопрос кроется в правилах, относящихся к процессу нарративного интервью.

Первым из них является целостность повествования. Респондент, даже сам не осознавая этого, старается придать своему рассказу некую завершенность, то есть описывать до конца все эпизоды своей жизни. Также, он выстраивает своё повествование таким образом, чтобы интервьюеру была понятна взаимосвязь между отдельными жизненными событиями. Вторым правилом является существенность. Стоит отметить, что из-за ограничений по времени продолжительности интервью, респондент останавливается только на действительно значимых для него аспектах собственной жизни. Можно сказать, что информант сам осуществляет процесс отсеивания жизненных событий. Третьим правилом является детализация. Это означает, что информант стремится обозначить контекст, в котором происходили определенные жизненные ситуации. Можно сказать, что данное правило находится в некой взаимосвязи с правилом целостности повествования.

В работе В. Ф. Журавлева выделено также три этапа биографического нарративного интервью. Первым этапом является основное повествование респондента о своей жизни, начиная с самого рождения и до настоящего времени. Начинается данное повествование с некого нарративного импульса, которым интервьюер стимулирует к началу рассказа. После начала рассказа, единственной задачей интервьюера является пассивное стимулирование к продолжению повествования - это могут быть кивки головой, или же какие-то иные жесты, показывающие заинтересованность. Именно отсутствие прямых уточняющих вопросов и давления со стороны интервьюера в этой фазе нарративного интервью позволяет информанту сконцентрироваться на собственном рассказе, вспомнить какие-то детали. Помимо этого, интервьюер не должен терять нить повествования, поскольку на последующих этапах различные детали могут сыграть ключевую роль. Вторым этапом данного вида интервью является так называемая фаза нарративных расспросов, в которой интервьюер должен стимулировать информанта рассказать о моментах, которые не были затронуты в ходе основного повествования. На этом этапе могут задаваться прямые вопросы, для того, чтобы составить полную картину о жизненном пути индивида. Последней ступенью биографического нарративного интервью является оценка самим информантом событий, произошедших в его жизни. После этого, интервью считается завершенным.

В своей книге И.Ф. Девятко также рассматривает принципы действия биографического интервью. По её словам, биографические интервью играют огромную роль для социологии в целом, так как данные интервью являются главным источником детальной информации отдельного индивида. Отличительной чертой биографического подхода является его акцентированность на создание некой хронологической последовательности событий. Также при применении данного метода исследования встает вопрос об объективности получаемых данных, ведь в рамках данного подхода исследователь должен уловить личную интерпретацию жизненных событий самим информантом. По словам Девятко, для получения объективных данных, личная история повествования индивида должны быть соотнесена с тем, как трактуют ситуацию иные информанты - этот подход обозначается множественной триангуляцией. Именно такое сравнение данных из разных источников даёт нам возможность понять субъективную трактовку явлений, а также внешнюю перспективу событий.

Также в своей книге И. Ф. Девятко выделяет три основных направления биографического интервью - полные, тематические и отредактированные. Полная жизненная биография описывает весь жизненный путь индивида - от момента его рождения до сегодняшнего дня. Тематическое направление рассматривает более субъективный жизненный опыт индивида - всего лишь несколько аспектов всей биографии. Отредактированный вариант биографического интервью может представлять собой как тематический, так и полный вариант - главная особенность заключается в том, что с помощью данного направления социолог может ответить на вопросы своего исследования. В основном, отредактированные биографии являются некой доказательной базой для теоретического исследования - это обуславливается тем фактом, что исследователь структурирует собранный материал биографических интервью в зависимости от теоретической логики.

Существует несколько различных способов анализа биографических интервью, выделенных Е. Ю. Мещеркиной в своей работе. В целом, можно представить различные виды анализа следующим списком:

)профильная оценка как отнесение, идентификация единиц анализа по отношению к заранее определенной системе категорий;

2)содержательный анализ

)объективная герменевтика Овермана

)конверсационный анализ

)психоаналитический подход к анализу биографических текстов

Отдельным видом можно также считать обоснованную теорию, так как при работе с данными здесь могут использоваться все 5 перечисленных подходов.

Рассмотрим каждый из указанных вариантов более подробно для того, чтобы определить наиболее подходящий способ анализа данных.

Содержательный анализ биографических текстов подразделяется, в свою очередь на три направления, в зависимости от того, что исследователь видит под целью анализа. Первое направление - это обобщающий содержательный анализ. К основным аспектам данного метода можно отнести сокращение исходного материала при сохранении основной содержательной линии, а также создание обобщенного текста с перечислением основных идей. Вторым направлением является объясняющий содержательный анализ. Одной из отличительных черт данного вида анализа является использование дополнительных материалов для разъяснения различных частей исходного текста, а также внешнего контекста - данные информанта, общая характеристика целевой группы и т.д. Третьим направлением содержательного анализа биографических текстов является структурирующий содержательный анализ. Его отличие от предыдущих видов - это фильтрация исходного материала по принципу определенного мотива или же аспекта.

Объективная герменевтика представляет собой один из интерпретативных методов, в котором предмет анализа рассматривается в его естественной среде. Основной характеристикой данного метода является воссоздание объективных структур различных значений в тексте. Иными словами, основной идеей данного подхода является то, что существуют некие общие смысловые структуры, которые предопределяют любое взаимодействие. Центральным способом анализа данных в указанном методе является секвенциональный анализ .

Конверсационный анализ также является интерпретативным методом анализа биографических данных. Данный подход, как и объективная герменевтика, занимается изучением структур, а также формальных аспектов языковой речи индивидов. Во многом, данный подход очень схож с этнометодологическими исследованиями - обычным, повседневным действиям индивидов приписываются различные значения и смыслы.

Психоаналитический анализ позволяет, в свою очередь, проанализировать биографический текст с точки зрения теории символизации, главной характеристикой которой является приписывание действиям индивида различных структур переживаний. В свою очередь, данные структуры как раз-таки воспроизводят биографию.

В настоящем исследовании для построения теоретической модели при анализе собранных биографических данных будут использованы элементы метода обоснованной теории, такие как: открытое кодирование, а также осевое кодирование. Выбор данного метода обусловлен необходимостью детального рассмотрения изучаемого феномена - восприятия личностного успеха в контексте индивидуальной социальной мобильности, который ранее не являлся предметом непосредственных исследований. Ввиду того, что данный феномен ранее не был широко освещен, использование выбранного метода обоснованной теории представляется наиболее рациональным, так как результаты анализа снабдят исследование некой теоретической моделью, основывающейся на результатах эмпирического этапа.

Родоначальниками «обоснованной теории» являлись А. Страусс и Д. Корбин. Они дали следующее определение данного подхода: «метод, который использует систематический ряд процедур для разработки индуктивно выведенной обоснованной теории некоего явления». Основной задачей обоснованной теории они считали не просто выявление каких-либо характеристик изучаемого явления, но и интерпретацию данных явлений через призму жизненного опыта индивидов. Можно сказать, что три основных вида кодирования - открытое, осевое и избирательное, являют собой один из инструментов, используемых в рамках обоснованной теории. Само же кодирование - это процесс, который объединяет и интерпретирует полученные данные путем присваивания названий отдельным фрагментам. Первым этапом анализа данных является процедура открытого кодирования, в ходе которой исследователем выделяются определенные интересующие его категории. Категории выделяются благодаря присваиванию определенных ярлыков похожим событиям - в этом и заключается суть открытого кодирования. Далее следует этап осевого кодирования, который заключается в объединении выделенных категорий в более крупные. Последним этапом является избирательное кодирование данных, в ходе которого должны быть выявлены связи между категориями, выделенными на предыдущем этапе осевого кодирования. В итоге, благодаря использованию метода обоснованной теории, а именно различным способам кодировки, может быть разработана теория для каждой из поставленных исследовательских задач, а также будет получено многогранное объяснение действий и мотивов индивидов.

Благодаря проведенному анализу теоретической базы, представилось возможным более подробно рассмотреть схему конструирования биографического интервью в целом, а также различных этапов в частности. К тому же, были рассмотрены различные виды биографического интервью, такие как: полные, тематические и отредактированные. Также было выявлено, на основании каких правил индивид строит свою жизненную историю. К таковым правилам можно отнести: целостность, существенность, а также детализацию. Важно отметить, что также были изучены различные методы анализа биографического интервью, благодаря которым представляется возможным проследить социальную мобильность индивида и его жизненный успех. К таковым методам анализа можно отнести: содержательный анализ, объективную герменевтику, конверсационный анализ, психоаналитический подход, а также профильную оценку, как отнесение, идентификацию единиц анализа по отношению к заранее определенной системе категорий. В рамках данного исследования был выбран такой метод анализа биографических интервью, как профильная оценка (отнесение, идентификация единиц анализа по отношению к заранее определенной системе категорий).

жизненная траектория биография интервью личность

Литература

. Мертон Р. Явные и латентные функции. В кн.: Американская социологическая мысль. Тексты. М.: МГУ, 1994. С. 396

. Мещеркина Е. Ю., Семенова В. В. Биографический метод в социологии: история, методология и практика. - Ин-т социологии РАН, 1994.

. Монусова Г. А. Социальная мобильность в межстрановой перспективе: фактическая и воспринимаемая // исследование выполнено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. URL: http://regconf.hse.ru/uploads/ea07a1044a2f4d63779f798307e1579cf9f39f34.pdf (дата обращения: 17.05.2016)

. Нестерова Н. В. Социокультурное пространство успеха: возможности и перспективы социологического исследования //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. №. 2 (26), С. 54.

. Пакулина С. А. Методика диагностики мотивации достижения успехов студентов в вузе // Психология обучения. 2009. № 1. с. 102-113.Психология обучения. 2009. № 1. с. 102-113.

. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998.

. Рикель А. М. Некоторые аспекты социально-психологической проблематики успеха //Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2012. - №. 1.

. Ритцер Д. Современные социологические теории //СПб.: Питер. 2002. Т. 688. С. 321-328.

. Рождественская Е. Ю. Биографический метод в социологии // М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012.

. Рождественская Е. Ю. Нарративная идентичность в автобиографическом интервью //Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2010. №. 30. С. 5-26.

. Савенков А. И. Одаренность как фактор жизненной успешности // Гуманитарные науки и образование. 2010. № 2. С. 86-94.

. Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию //М.: добросвет. - 1998.

. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М: Изд-во полит. лит-ры, 1992. С. 231, 233, 292, 310, 313

. Стернберг Р. Практический интеллект. СПб., 2002.

. Страусс А., Корбин Д. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. с англ. и послесловие Т. С. Васильевой. // М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 21, 62

. Стрельникова А. В. Перемещения в пространственных координатах: больше, чем географическая мобильность // ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2014. № 8. С. 31.

. Стрельникова А. В. Пространственные проекции социальной мобильности: переезды как доминантные события биографического повествования //Интер. - 2015. - №. 10. - С. 39-46.

. Теплинских М. В. Концептуальные подходы к проблеме определения успешности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы // Сибирский психол. журн. 2007. № 25. С. 92

. Тодышева Т. Ю. К вопросу об успешности профессиональной деятельности менеджеров // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради [Текст]. СПб., 2008. № 23 (54). С. 221-227.

. Тульчинский Г. А. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л., 1990.

. Шкаратан О. И. Ожидания и реальность. Социальная мобильность в контексте проблемы равенства шансов //Общественные науки и современность. 2011. №. 1. С. 7, 17-18.

. Шомина Е. С. Квартиросъемщики-наше «жилищное меньшинство»: российский и зарубежный опыт развития арендного жилья // М.: Издательский дом Государственного университета-Высшей школы экономики, 2010. С. 25

. Шпекторенко И. В. Социальные лифты в структуре социальной мобильности индивида // Управленческое консультирование. 2013. №. 7. С. 93-103.

. Шюц А. Основной аргумент идей «Идей II» Гуссерля //Шюц А. Смысловое строение повседневного мира. М.: Институт фонда «Общественное мнение. - 2003.

. Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. 1999.

. Bech‐Danielsen C., Gram‐Hanssen K. House, home and identity from a consumption perspective // Housing, theory and society. 2004. Vol. 21. №. 1. P. 17-26.

. Bertaux D., Kohli M. The life story approach: A continental view //Annual review of sociology. 1984. С. 215-237.

.Bloomer M., Hodkinson P. Learning careers: Continuity and change in young peoples dispositions to learning // British Educational Research Journal. 2000. No. 26 (5). Р. 583-597.

. Bourdieu P. Lillusion biographique // Actes de la Recherche en Sciences Sociales. 1986. No. 62-63. Juin 1986. P. 71

. Bühlmann F. The corrosion of career? Occupational trajectories of engineers and business economists in Switzerland. Lausanne: University of Lausanne, 2008.

. Carr D. Time, narrative, and history. - Bloomington: Indiana University Press, 1986. С. 19.

. Charmaz K. Constructing Grounded Theory: A Practical Guide Through Qualitative Analysis (Introducing Qualitative Methods Series) Aut. 2006. P.43

. Crossan B., Field J., Gallacher J., Merrill B. Understanding participation in learning for non-traditional adult learners: Learning careers and the construction of learning identities // British Journal of Sociology of Education. 2003. No. (24) 1. Р. 55-67.

. Denzin N. The Research Act. A Theoretical Introduction to Sociological Methods. 3rd ed. Englewood Cliff:Prentice Hall, 1989. P. 183.

. Friedman D., Hechter M. Sociological rational choice theory //Annual review of sociology. 1997. С. 191-214.

. Gorard S., Rees G., Fevre R., Furlong J. Life time learning trajectories: Close encounters of five kinds (working paper No. 7) // Patterns of participation in adult education and training. Lancaster: Economic and Social Research Council (ESRC), 1997. No. 44; Gorard S., Rees G., Fevre R. Learning trajectories: Analysing the determinants of workplace learning. ERSC seminar series: Working to learn (seminar one «Can the learning age deliver? Barriers to access and progression in lifelong learning»). Surrey, 1999. No. 19.

. Hughes E. Institutional office and the person // American Journal of Sociology 1937. No. 43 (3). Р. 409-410.

. Kaufmann V. Re-thinking Mobility. Contemporary Sociology (Ashgate, Aldershot, Hants), 2002. P. 40-42. (цит. по: Урри Д. Мобильности // М.: Праксис. 2012. С. 122-123).

. Kohli M., Meyer J. W. Social structure and social construction of life stages // Human Development. 1986. Т. 29. №. 3. С. 145-149.

. Spilerman S. Careers, labor market structure, and socioeconomic achievement // American Journal of Sociology. 1977. No. 83 (3). Р. 551-593.


Похожие работы на - Анализ биографии: жизненный и социологический аспекты

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!