Тема: Языковая картина мира и система ценностей общества как объект воздействия средств массовой информации

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    6,54 Кб
Языковая картина мира и система ценностей общества как объект воздействия средств массовой информации
Языковая картина мира и система ценностей общества как объект воздействия средств массовой информации
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!












Языковая картина мира и система ценностей общества как объект воздействия средств массовой информации

Влияние современных СМИ распространяется не только на политический дискурс и общественно-политическое сознание, но и воздействует на систему ценностей общества, на его культуру, тем самым затрагивая динамику развития языковой картины мира общества.

Под языковой картинной мира мы понимаем отраженные в языке представления данного языкового коллектива о реалиях окружающего мира, о нормах морали и духовных ценностях. Вслед за Ю. Д. Апресяном языковая картина мира в современной науке понимается следующим образом: "Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации (= концептуализации) мира. Выражаемые в нем значения складываются в некую единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается в качестве обязательной всем носителям языка". Если сам по себе феномен языковой картины мира является навязанным изначально, становится вполне обоснованным возможность манипуляции в этой сфере. Так влияние одной языковой нации на другую ведет к изменениям в языковой картине мира второй. Например, Франция в 17-18 вв. научила нас флиртовать. Воздействие на языковую картину мира строится в первую очередь на введении новых и переосмыслении уже существующих концептов, одним из следствий этого процесса может быть перенесение определенного концепта из категории "ценности" в категорию "антиценностей" и наоборот. Рассмотрим подробнее этот процесс на примерах.

В качестве референтной группы для анализа была выбрана подростково-молодежная аудитория (13-19 лет), поскольку данная аудитория наиболее подвержена информационному влиянию: именно в подростковом возрасте происходит формирование системы ценностей.

Основным темами отечественных журналов являются: мода, внешность, взаимоотношения со сверстниками, секс, психология и знаменитости. Центральной является тема взаимоотношений с противоположным полом и половых отношений. Пожалуй, именно эта сфера претерпела наиболее сильные изменения по сравнению с традиционной системой ценностей.

Концепт "брак, семья"

Из текстов практически бесследно исчезло понятие "целомудрие", понятие "девственность" употребляется исключительно в контексте избавления от таковой. Близкие отношения до брака являются необходимой нормой, отсутствие сексуального опыта представлено в отрицательном свете, понятие стыда и бесчестия от потери невинности до брака (традиционной для нашей ментальности) заменяется на призыв гордится этим. Таким образом, на смену традиционной ценности хранения целомудрия до брака пришло новое ценностное противопоставление: секс по любви/ секс без любви.

"Ты не обязана чувствовать себя порочной и опозоренной. А также униженной и оскорбленной. И вообще - поменьше Достоевского. Все, что произошло с тобой этой ночью, - по-настоящему прекрасно. Ты стала взрослой женщиной, счастливой и гордой этим обстоятельством".

И мой любимый пример: "Самый полезный и приятный "снаряд" для физических упражнений - это любимый мужчина".

На смену понятию "брак" и созданию семьи приходит понятие начала совместной жизни. В понятия брака же нередко привносят отрицательные ассоциативные компоненты.

"Свадебные ритуалы лишились смысла вообще. Свадьба - всего лишь развлечение".

Мы часто видим обращение ко второму лицу единственного числа в настоящем времени изъявительного и повелительного наклонения ("Ты начинаешь его медленно ненавидеть. Считай, что ты замужем"), это придает сказанному оттенок закономерности и универсальности.

Как мы видим система ценностей относительно брака и целомудрия существенно изменила вектор направленности. Если раньше понятие "брак" и "девственность" воспринимались на неком сакральном уровне, то сейчас идет тенденция к снижению их важности, они начинают вписываться в систему вполне обыденных, малозначимых вещей.

Концепт "учитель"

Данный концепт в молодежных СМИ снижается тремя основными способами: контекстно, словообразовательными средствами и визуально.

Концепт "учитель" приводится в контексте дисфемизма. С помощью вербальных и невербальных компонентов разрушается традиционное ассоциативное поле. Традиционные понятия уважения, восхищения нивелируются. Учитель воспринимается как тиран, деспот и просто напросто лишняя помеха.

Таким образом, манипулирование полисемическим рядом, разрушение традиционного ассоциативного ряда слов является одним из наиболее радикальных лексических средств воздействия.

Выделение доминантной ценности и устойчивой лексемы

В молодежных СМИ формируются бинарные оппозиции, позволяющие емко характеризовать окружающий мир: в текст вводится определенная лексическая единица, обозначающая доминантную ценность (наиболее важную для данной социальной группы) и имеющая ряд семантических составляющих - наименование качеств, обладание которыми делает их носителя причастным ко всей социальной группе. Подобные слова быстро устаревают, абстрактные денонативно-свободные прилагательные чаще всего находятся в развитии. На смену им приходят новые. Так, лексические единицы "крутой" и "гламурный", использованные как пример в работе А. А. Даниловой, в наше время утратили свою модность и значимость. Можно предположить, что сейчас такими доминантами являются слова "стильный", "модный".

Такие лексические единицы ложатся в основу бинарной дихотомии, позволяющей описывать весь окружающий мир в категории "гламурно - не гламурно", "стильно - не стильно". Первая состовляющая этой дихотомии приобретает адгерентные (внешние) положительные коннотации, вторая составляющая с отрицательной частицей "не" - отрицательные коннотации.

Одним из наиболее распространенных лексических приемов разрушения системы ценностей является особая материализация концептов: слова, обозначающие идеальные, отвлеченные понятия, все чаще вводятся в контекст повседневной, сниженной реальности. Таким образом, идеальный сигнификат сопоставляется с материальным денотатом, происходит редукция ценности. Так слово "убеждение" снижается за счет го централизации вокруг слов "трикотаж", "имплантанты", "круассаны с джемом". языковой лексема концепт материализация

Еще одним из главных способов изменения компонентов значения слова - изменение ассоциативного ряда.

Изменение ассоциативного ряда, являющееся одним из главных показателей изменений в языковой картине мира, влечет за собой возможные смены внутренних (инертных) коннотаций слова. Так, концепт "беспорядок" имеет в русском языке ингерентную отрицательную коннотацию, однако в молодежных СМИ это меняется:

"Беспорядок в квартире - демонстрация сексуальной свободы".

Языковая игра

Одно из основных средств введения нового смысла в определенное понятие - языковая игра. Неожиданная интерпретация, вводящаяся с помощью, допустим, каламбура, одновременно понижает степень критичности восприятия адресатом сообщения (адресат воспринимает самое неожиданное и даже шокирующие утверждение как элемент несерьезной и шутливой коммуникации) и одновременно с этим лучше запоминается.

Лексико-грамматические конструкции

Универсально-обобщающие конструкции: использование лексических единиц "любой", "всякий", "каждый", "все", "так", "большинство", использование настоящего времени действительного залога изъявительного наклонения (для выражения регулярно-повторяющегося действия) или прошедшего времени изъявительного наклонения (для описания опыта). Внутренняя смысловая структура содержит риторический аргумент к авторитету и к норме.

"Все девочки делают это"

"Все девочки иногда сплетничают про подружек".

Синтаксические способы

Назидательно-нравоучительные конструкции (свойственны функциональному стилю инструкций). Используются для выражения рекомендаций, советов.

Конструкции "как + инфинитив" ("Как потратить его деньги"); построение текста в виде списка способов ("5 способов лишится девственности"); использование определений типа "это есть" с именным сказуемым; приравнивание частей сопоставления ("Выходить замуж беременной, особенно на большом сроке - теперь не семейный позор, а мощный тренд и вообще красота неземная").

На протяжении XX в. языковая картина мира и система ценностей российского общества претерпела значительные изменения. Ю. В. Рождественский отмечал: "Базовые понятия морали: добро, зло, добродетель, долг, свобода воли, ценности - стали трактоваться по-новому, в духе приоритета обогащения фактически любыми средствами. Все эти ценности получили денежную оценку. Оживилось противопоставление практической и духовной морали. Это противопоставление снизило роль морали в обществе".

Молодежные СМИ, влияя на мировоззрение подрастающих личностей, формирует в ней совершенно новую систему ценностей. Не стану судить плохо это или хорошо, однако видно что многие антиценности приобретают если не положительную коннотацию, то по крайней мере становятся нейтральными. Среди них: воровство, проституция, гомосексуализм, наркомания.

На основе всего вышесказанного можно заключить, что многие базовые концепты нашей языковой картины мира сейчас приобретают новую оценку.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!