Тема: Этические нормы в журналистике в период экономического кризиса

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    32,85 Кб
Этические нормы в журналистике в период экономического кризиса
Этические нормы в журналистике в период экономического кризиса
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

ИНСТИТУТ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ






КУРСОВАЯ РАБОТА

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ В ЖУРНАЛИСТИКЕ В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Студентка: Ганина Ж.Н.

Научный руководитель: Туманов Д.В.




Казань - 2013

Оглавление

Введение

. Этические нормы журналиста, как основа качественного продукта

.1 Характеристика принципов и норм журналистской этики

.2 Экономический кризис как источник нарушения этических норм в журналистике

. Проблемы развития республиканских газет в период экономического кризиса. Нарушение этических норм журналистами

.1 Анализ изменения приоритетной тематики газеты «Восточный экспресс» до экономического кризиса и с момента его наступления. Причины закрытия газеты

.2 Изменение контента в газете «Вечерняя Казань» в условиях кризиса

.3 Зависимость газеты «Казанские ведомости» от администрации города Казани

Заключение

Ссылки и литература

Введение

Когда мы говорим о журналистике, то, безусловно, предполагаем следующие условия: освещение журналистом общественно-значимой информации, объективный подход в ее подаче, интеллект, осведомлённость, и компетентность самого журналиста. Именно эти качественные характеристики трактуют журналистику, как основу профессиональной деятельности. А как же насчет нравственных качеств журналиста? Имеют ли они значение в журналистской сфере? Какое место они занимают в обществе, в журналистике и, конкретно, в период экономического кризиса?

В настоящее время качественную журналистику, на которую мы привыкли ориентироваться, начинает вытеснять «желтая», «продажная», «глянцевая» журналистика, которая становится нормой в настоящее время. И противостоять этому явлению очень сложно. СМИ перестали выполнять главное свое предназначение - объективно и достоверно освещать происходящее в стране и среди общества. Чувство профессиональной журналистской ответственности потеряло свое первоначальное значение. Последнее время неграмотно оформленные тексты встречаются все чаще и чаще. Информация проверяется не качественно, ошибки присутствуют даже в написании инициалов. Снизился процент опубликования исследовательских материалов, очерк потерял свою прежнюю популярность. В обиход вошло использование пресс-релизов, употребление бытовой лексики и «жаргонизмов». Доверие аудитории к потребляемым информационным продуктам резко снизилось. Причина, прежде всего, в потере связи СМИ с читателем.

Наличие этической составляющей - это обязательное условие функционирования журналистики как таковой. Нравственные качества журналиста имеют такое же большое значение, как и его квалификация. Журналисты, в силу своего профессионального долга, сообщают о тех явлениях, которые больше всего волнуют общество. Профессиональная мораль журналиста не существует сама по себе, вне общей нравственности. Это особый оценочный способ, который позволяет освоить специалистом цель и содержание своей профессиональной деятельности.

Но на сегодняшние дни действительность российской жизни внесла свои коррективы в «кодекс чести» журналистов. Финансовая свобода - вот чего так не хватает для стабильного развития СМИ. Грань между реализацией этических норм постепенно обостряется, это особенно ощущается в период экономического кризиса, что делает данную работу актуальной, требующей особого внимания и подхода.

Таким образом, ЦЕЛЬ данной курсовой работы: выявить изменения журналистики в период экономического кризиса на примере газет «Восточный экспресс», «Вечерняя Казань», «Казанские ведомости».

Для достижения поставленной цели необходимо обозначить следующие задачи:

.Дать характеристику принципам и нормам журналистской этики.

.Рассмотреть экономический кризис, как источник нарушения этических норм.

.Выявить последствия в результате нарушения журналистами этических норм.

.Проанализировать функциональность этических норм в период экономического кризиса на примере нескольких республиканских газет.

.Объект исследования: газеты «Восточный экспресс», «Вечерняя Казань», «Казанские ведомости».

Предмет исследования: этические нормы, принципы в работе журналиста в период экономического кризиса.

Эмпирическая база исследования: Номера газет «Восточный экспресс», «Вечерняя Казань» и «Казанские ведомости» за 2002-2010 года, так как в это время наблюдается отражение экономической нестабильности на выход газет.

1. Этические нормы журналиста, как основа качественного продукта

.1 Характеристика принципов и норм журналистской этики

Каждый человек для себя, так или иначе, определил свои нормы этики: что есть хорошо, а что противоречит всем жизненным принципам. Этому невозможно научиться через силу, через научные книги и непонятные высказывания.

Мораль идет с человеком по жизни, он познает все через опыт, через сравнения. В журналистике не раз пытались и пытаются по сегодняшний день привить сотрудникам пресс-центров профессиональную этику. Эта систематизация началась еще в 50-х годах 20 века.

Примером тому служит «Международная декларация принципов поведения журналистов», принята в 1954 году. Это основа поведения журналистов, общепринятый стандарт. Есть некоторые пункты, которые требуют, на мой взгляд, своего рассмотрения[1]:

üОсвещая события, журналист обязан оперировать только фактами, которые установлены лично им, Журналист не должен скрывать важную информацию или фальсифицировать документы.

Этот пункт - важная особенность в работе каждого начинающего и уже сформировавшегося журналиста. Быть объективным в подаче информации, и доносить ее до аудитории в полном неискаженном варианте - принцип работы профессионала. Объективность - это, прежде всего принцип, а не жесткая норма. Быть объективным - значит быть беспристрастным и непредвзятым. Эта установка обязывает журналиста не опускаться до выражения частных пристрастий, бездоказательных суждений и вымысла. Но только внутренняя ориентация журналиста на правдивость может гарантировать читателю, что его не будут вводить в заблуждение.

üЖурналист обязан использовать только достойные методы получения информации, фотоматериалов и документов.

Это еще одна важная деталь, которую не учитывают многие современные журналисты. Ради получения материала, они готовы пожертвовать и своими жизненными принципами и моральными установками. Это та проблема, которая требует особого внимания и рассмотрения.

üЖурналист обязан считать недопустимыми следующие нарушения профессиональной этики:

* плагиат;

* намеренно неверную интерпретацию;

*измышления, клевету, диффамацию, ложные обвинения;

Журналистом признается лишь тот, кто в своей деятельности руководствуется вышеперечисленными принципами. Так, неэтичным считается распространение слухов, к чему очень приспособились отечественные СМИ. Неправильным будет и отражение своего личного мнения, выдавая его как общественное и объективное. Совершенно бестактно использовать инсценировку на ТВ и радио, выдавая ее за реальность.

Данная декларация - не открытие и не новость. Все пункты этого документа доступны для восприятия. Необходимо уметь правильно пользоваться полученными знаниями, реализовывать их на деле. Просто «знаю», в данном случае, недостаточно. Это те моральные принципы и нормы, которые необходимо соблюдать, чтобы сохранить журналистику, как профессию, достойную уважения.

«Кодекс профессиональной этики российского журналиста» также является отражением этических норм специалиста, как свод правил и норм профессиональной морали. Этот документ был принят в России 23 июня 1994 года.

Особое внимание хочу уделить 7 пункту в этом кодексе:

üЖурналист считает недостойным использовать свою репутацию, свой авторитет, а также свои профессиональные права и возможности для распространения информации рекламного или коммерческого характера, особенно если о таком характере не свидетельствует явно и однозначно сама форма такого сообщения. Само сочетание журналистской и рекламной деятельности считается этически недопустимым. [2, с. 193]

Вот тут, как я считаю, и начинается сбой всей хорошо продуманной системы свода правил. На сегодняшний день некоторые журналистские работы просто не отличить от рекламных текстов. Эта «новая журналистика» вытеснила все то, что раньше читалось аудиторией. Появилась скрытая реклама, которая, на самом деле, никакая не скрытая. Потребитель догадывается, что его пытаются обмануть, что-то навязать. Но бывает и так, что аудитория не видит этого самого скрытого PR хода и наивно поддается хитрости и безнравственности журналистов. Самое плачевное то, что редакции в основном зависят от государства и рекламодателей, а значит, вероятность того, что читатель получит необходимую для него информацию, очень мала.

А вот еще один пункт, который очень понятный, но некоторые журналисты упрямо не хотят ему подчиняться:

üЖурналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений. [2, с. 191]

Эти профессиональные этические принципы обязывают журналиста излагать факты, которые сохранили свою подлинность и достоверность. Искажения в такой работе недопустимы. Чтобы добиться заданного результата, необходимо проделать трудоемкую работу, каждый факт, каждую деталь нужно качественно проверять. Общественность должна получать от СМИ достаточное количество материала, благодаря которым можно сформировать точное, полное, наиболее адекватное представление о текущих процессах, о положении дел в современном мире. Одно из главнейших правил профессиональной этики - честное и ответственное исполнение своих обязанностей. Но, если эти особенности этики не учитываются и не реализовываются, тогда специалиста, выполняющего эту работу, можно считать непригодным к исполнению своих обязанностей. Суть профессиональной этики - обеспечение морально безупречного выполнения профессионалами своей роли в соответствии с общепринятыми этическими принципами. Это обеспечение должно протекать по следующим параметрам:

.Взаимоотношение журналиста с законодательными органами

.Контакт журналиста с аудиторией

.Журналист и источник информации

.Журналист и персонаж его произведения

.Журналист - редакционный коллектив

.Журналист и власть

В каждом из этих аспектов взаимоотношений скрывается поощрение или осуждение определенных поступков. Все эти аспекты участвуют в создании общественной морали, норм и ценностей.

Наиболее острыми проблемами являются проблемы взаимодействия и взаимоотношения государственной власти со структурами массового информирования. При решении проблемы следует учитывать некоторые моменты. Государственной власти необходимо активное информационное взаимодействие с гражданами и всеми структурами гражданского общества через средства массового информирования, способными представить и донести до общества ее позицию и оценки текущих внутриполитических и внешнеполитических событий без каких-либо искажений. Но это взаимодействие, как показала практика, протекает в одностороннем режиме. Российскую модель взаимоотношений общества, власти и СМИ охарактеризовать можно следующим образом: «Сегодня журналист общается отдельно с чиновником и отдельно с человеком. В итоге мостик между гражданином и властью отсутствует. Чиновники общаются с остальными только через пресс-службу. На Западе это тоже принято, но в ряде европейских стран, например в Германии, крупные чиновники (даже на уровне министров) обязаны еженедельно встречаться с прессой. Министр не имеет права уклониться от общения с журналистским пулом и обязан ответить на любые, даже "расстрельные", вопросы. В России такие брифинги не практикуются, чиновники отказываются от интервью и боятся озвучивать свою точку зрения.» [3]

Что же касается СМИ, то оно не обладает благоприятными условиями для существования и активной деятельности в социальной среде. В первую очередь, это проблема экономической зависимости. Только независимые средства массовой информации могут являться полноценными агентами гражданского общества и всей ее структуры.

Взаимоотношение между журналистом и аудиторией - это еще одна необходимая составляющая для продуктивного развития издания. Именно от того, как хорошо будет установлена эта связь, зависит количество людей, подписанных на данное издание. Необходимо также учитывать, какой читатель составляет основную аудиторию данного выпускаемого продукта. И уже, исходя из этого, выбирать основную тематику и устанавливать свои методы привлечения аудитории. Это главное, от чего нужно отталкиваться при выстраивании своей редакционной политики. Журналисты следят за изменением действительности, чтобы вовремя сообщить о важных новостях своему потребителю и помочь в них разобраться. Но для адресата журналистская информация не всегда была безопасной. В связи с этим аудитория начинает защищать себя, появилось стремление оградиться от чрезмерного воздействия прессы. Есть некоторые нормы регулирования взаимоотношения между журналистом и аудиторией. Нам же необходимо понять, как эти нормы помогают при установке оптимального режима взаимодействия потребителя массовой информации и его производителя.

Защита свободы прессы, как неотъемлемое право человека. Журналисты видят свою задачу в том, чтобы отстаивать автономность прессы от власти, не допускать введения цензуры. Но избежать этого полностью невозможно, потому что свобода не может быть абсолютной. Так или иначе, она будет контролироваться. Свобода печати - это возможность строить деятельность СМИ в соответствии с ее внутренними законами. Это значит, что пресса свою деятельность строит в соответствии со своими внутренними профессионально-этическими нормами. Аудитории необходимо, чтобы пресса была раскрепощенной в своей работе, свободной от жесткой диктатуры.

Необходимо, чтобы каждый человек имел доступ к достоверной информации. Сокрытие общественно значимых материалов и распространение ложных данных считается этически недопустимым.

Эти составляющие связи между аудиторией и журналистом всегда вызывали и вызывают споры. Нравственный смысл отношения "журналист - аудитория" определяется только на содержательном уровне. И оценка этого отношения зависит от двух обстоятельств. Во-первых, правду ли пишет журналист и насколько ориентиры, которые он предлагает людям, помогают разобраться в обстановке. Во-вторых, рассматривает ли он людей, к которым обращается, в качестве самоценных личностей или видит в них лишь удобное средство для достижения тех или иных прагматических целей. Мы имеем дело с серьезным кризисом самой медийной системы. «Информационное пространство неплохо освоено экономически, но лишь как пространство рекламное. Оно плохо освоено с точки зрения человека, его интересов, его прав, его реальных проблем. Журналистика переживает кризис жанра. Случаи, когда журналист умышленно искажает истину, осуждаются всеми действующими профессиональными кодексами независимо от мотивов, которыми можно объяснить искажение или умолчание».[3]

Главное в работе с аудиторией, достичь контакта с читателем. Только в этом случае можно выполнить задачи, поставленные редакцией или журналистом. Безусловно, важнейшей в системе производственных связей журналиста является отношение с потребителем. СМИ не может быть нейтральным поставщиком в подаче информации. Так или иначе, происходит идеологическое воздействие и частичное управление людьми при подаче информации. А что такое информация? Это не просто полученное знание. Это то, что востребовано потребителем, в чем он нуждается. Именно благодаря тому, что у знания появляется спрос, оно приобретает характер сообщения и становится информацией. Потребность в актуальной информации читатель восполняет благодаря СМИ, которое, в свою очередь, осуществляет массовое распространение востребованных материалов. Но отношение между автором публикации и аудиторией всегда опосредовано, так как потребитель воспринимает информацию через газету, радио и ТВ, а значит, прямого контакта с автором при этом не имеет. Журналист же в своей работе ориентируется не на конкретного, индивидуального читателя, а на массовую аудиторию в целом. Общение происходит на безличном уровне. Но система «журналист - аудитория» в тоже время заключает в себе личное отношение автора публикации с теми, для кого она предназначена. Настоящий журналист должен уметь предвидеть, как воспримет читатель эту новость, что несет она за собой и на кого она в большей степени ориентирована. [5, с. 128-129] Тем самым, нравственная оценка отношения автора к читателю имеет комплексный характер. Учитывается и общественный резонанс публикации, и мотивы журналиста, и методы, которыми он пользуется при создании материала. А что самое важное, так это умение самого журналиста оценивать свою работу объективно, смотреть на нее со стороны, подвергать рецензии и делать полный анализ проделанного. Журналист должен осознавать свою ответственность перед читателем в полной мере. Только «через отношение с читателем и благодаря наличию связи с ним реализуется смысл журналистской профессии». [5, с. 140]

.Документ, как продукт деятельности, который состоит из переработки первичной информации.

.Предметно-вещественная среда - то, что является детальной обстановкой, на фоне чего разворачиваются события.

.Сам человек - то, чему больше всего уделяется внимания в журналистской среде. Межличностное общение является важнейшим способом и неотъемлемой задачей в журналистской деятельности.

Журналист, добывая информацию, то и дело попадает в ситуации морального выбора, из которого можно выйти достойно только в том случае, если придерживаться принятых в профессиональном сообществе стандартов поведения, профессионально-нравственных норм, особое внимание при этом уделяя профессиональной чести и достоинству. И вот на какие стандарты, в данном случае, следует ориентироваться:

üИспользование законных методов в получении информации.

üУважение прав лиц физических и юридических. При отказе давать информацию, за исключением обязательных пунктов, не применять давление на собеседника, не следует позволять себе бестактные действия в работе.

üДелать ссылку на тот источник информации, который помогал в работе журналиста.

üПри необходимости отказаться от указания источников информации, если есть основания для анонимности этого самого источника.

Тем самым в работе журналиста появляются такие контакты, которые могут носить открытый характер и скрытый. Но и в том и другом случае, специалист должен придерживаться заданных этических установок и не нарушать законные интересы тех, кто становится объектом наблюдения.

Журналист бессилен, если он не располагает достаточным количеством информации. Он всегда должен искать пути и варианты выхода из сложившихся в ходе работы проблем. Но, опять же, с учетом этических норм. Журналисту необходимо находить общий язык с собеседником даже в самой критической, конфликтной ситуации. Понять собеседника, а, главное, помочь ему, можно только в том случае, если слушать его. Именно умение слушать приведет журналиста к тому, что он найдет правильный подход к своему собеседнику. Проблема «журналист и источник информации» стала объектом исследования многих специалистов. Ведь тема честного сбора информации актуальна и сегодня. И вот какие можно привести допустимые и недопустимые методы сбора информации: Для начала необходимо создать условия, которые будут способствовать сбору информации. Следует расположить собеседника к себе так, чтобы впоследствии завоевать его доверие полностью. Заранее объяснить, что ничего личного против него не имею, а наоборот, хочу понять ситуацию и избежать одностороннего освещения. Для получения информации журналисты иногда используют такие методы, которые, возможно, и делают его материал насыщенным, но с моральной позиции совершенно противоречат всем жизненным нормам. Так, журналист, добывая сведения, может умалчивать перед интервьюером о своих истинных намерениях, растворяя их при этом в общей, нейтральной теме. А иногда, вообще не говорят о своей профессиональной принадлежности. То есть, чтобы выполнить поставленное редакцией задание, журналист начинает вводить собеседника в заблуждение. Не удивительно, что отвечающий человек зачастую уклоняется от ответов или просто не идет на контакт. Существует такой прием в журналистской среде, как метод «маски»[5, с. 171] Это наподобие смены профессии журналистом. Таким образом, он вживается в роль и, пользуясь своим «незначительным» положением, получает нужную ему информацию. А вот в методе «смены профессии» журналист по-настоящему берет на себя всю ответственность работы и выполняет ее в полной мере.

Этот метод необходим, чтобы лучше понять всю специфику данной профессии. Но это может обернуться для организации непредсказуемыми последствиями, ведь они берут на работу не специалиста: не врача и не инженера, а журналиста, который может только делать вид, что работает, а полностью включиться в работу и понять ее структуру ему будет просто не под силу.

Возникает риск непрофессиональной деятельности, срытый обман, который в конечном итоге может привести к отрицательному результату. Следовательно, при установлении моральных ограничений в «смене профессии» необходимо руководствоваться следующими соображениями: нужно всегда видеть границу дозволенного, и того, в чем копаться неприлично. Это значит, что журналист может менять профессию, но не свои этические принципы. Использование скрытых камер, диктофонов допустимо только в том случае, если это предусмотрено законодательными органами. В остальных случаях, это будет воспринято, как попытка вторжения в частную жизнь. Такой метод сбора информации применяется только в крайних случаях. Безусловно, использование диктофона, как записывающего устройства, разрешено. Об этом говорится в ст. 36 Закона о печати. Но именно такая фиксация беседы может оттолкнуть собеседника, ведь это процесс деликатный, каждое слово в котором будет иметь вес. Говорить свободно интервьюер уже не сможет. Постоянная боязнь того, что его же слова будут направлены против него, делают ответы сухими и шаблонными. Журналист, в своей профессии, должен быть психологом - чутким и внимательным. Понимание собеседника, умение реагировать на его слова, способность к нравственному сопереживанию - это те качества, как личностные, так и профессиональные, которые помогают в сборе необходимой информации. Только психологически подкованный журналист найдет методы подхода к любому человеку.

«Журналист и персонаж его произведения» - это еще одна особенность журналистики, т.к. она состоит из таких структур, как общение непосредственное и опосредованное.

В таком случае, общение автора с персонажем его произведения происходит как при личном контакте, так и через текст.[5, с.185]. В беседах автор, прежде всего, стремиться получить необходимую ему информацию. При этом процессе, автор сам выбирает своего героя, его образ. То, чем владеет персонаж, заставляет журналиста выбрать именно этот объект рассмотрения, а не какой-то другой. Приводя достоверные факты из жизни реального человека, журналист, в отличие от писателя, обязан тщательно проанализировать всю работу, пересмотреть все факты, обдумать, что собирать о герое и как это интерпретировать, чтобы не нарушить этические нормы относительно самого объекта. Следует придерживаться некоторых норм, которые в свою очередь защищают права героя и помогают журналисту работать в своей сфере в правильном режиме:

.Уважение своего героя как личности, проявление в ходе общения с ним корректности и выдержки.

.Уважение прав человека на неприкосновенность частной жизни, за исключением, когда герой является публичной персоной, и его частная жизнь вызывает общественный интерес

.Недопустимо искажение в материале жизни героя. [6]

Социальная оценка также важна журналисту в его работе. Она служит формой, в которой выражается отношение автора к персонажу. Необходимо не только как можно больше о чем-то узнать, важно еще и понять это. Ведь для полноценной работы журналиста просто знание результата недостаточно, важно также знать, в чем заключается мотив поступка героя.

«Журналист - редакционный коллектив» - это взаимодействие специалистов пресс-центра, их совместная работа и обязательный контакт для развития общего продукта. Все они заняты общим делом - распространением информации. И эта связь между журналистом и редакционным коллективом проходит по двум основным формам: это отношение внутри редакции и взаимосвязь с коллегами из других изданий. Именно это единение фиксируется определенными нормами служебной этики, о которой следует сказать подробнее. Особенности служебной этики журналиста зависят от того, каким редакционным делом он занимается. Будь то газета, радио или ТВ. Бывает, что над одним проектам работают ни один, не два, а десять человек. Тогда нужно уметь поставить свой ход работы так, чтобы не нарушить установленные порядки и завершить свое дело как можно качественнее. Порой добиться доверия и уважения со стороны коллег даже сложнее, чем от аудитории.

Каждая ошибка или промах делает тебя слабее относительно других сотрудников. Профессиональная солидарность - один из важнейших принципов профессиональной этики. [5, с.220] В кодексе журналистов говориться, что журналист должен заботиться о престиже своей профессии, уважать честь и достоинство своих коллег. Журналист должен содействовать своим коллегам в развитии их творческих способностей. Не случайно появился такая дата, как день солидарности журналистов. Это говорит о том, что солидарность в профессии журналиста крайне необходима для совместной творческой, качественной, продуктивной работы.

«Журналист и власть» - это два компонента, две структуры, которые в обязательном порядке должны контактировать друг с другом. Власть без СМИ не имеет столь сильного влияния и воздействия на аудиторию. А журналистика не будет востребована, если не будет освещать политическую ситуацию в стране. Два этих процесса взаимосвязаны между собой. Но при всем этом есть некоторые условия и нюансы, которые зафиксированы в кодексах чести и которые необходимо соблюдать как той, так и другой стороне [7]:

üОказание информационной поддержки властным структурам.

üОсуществление прямой и обратной связи между государством и народом.

üотстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур

üотстаивание прав СМИ на независимость от властных структур

Это является важнейшим условием при контроле общества и деятельности властных структур. Между тем взаимодействие власти и журналистики - очень ответственный сегмент общественных отношений, и регулироваться оно должно не только законодательством, но и моралью, причем с обеих сторон - и со стороны власти, и со стороны журналистики. В данном случае мы не говорим, что власть подчиняет СМИ своим структурам, она не лишает прессу независимости от себя.

Появляется необходимость обеспечения оптимальной работу того и другого института в интересах всего общества. Исследовать нравственную сторону отношений журналистики и власти - одна из важнейших задач современной профессиональной этики, так как нужда средств массовой информации в научных рекомендациях на этот счет очень велика.

По словам Андрея Колесникова, специального корреспондента газеты «КомерсантЪ», любая журналистика по определению оппозиционна власти. Журналистика создана для того, чтобы критиковать ее. Сотрудничество с властью, на его взгляд, противопоказано журналистике. Хорошо, если власть пытается извлечь какую-то пользу их этой критики. И именно этой оппозиционностью журналист с ней и сотрудничает.[8] Схожее мнение я также нашла в словах Владимира Познера, который сказал, что главная задача журналиста, указывать на проблемы, ошибки и недостатки власти. Журналист находится в противостоянии с любой властью и в любой стране.[9] Следует сказать, что профессиональная этика тесно связана с вышеприведенными параметрами. Проанализировав все взаимоотношения, я выделила, что в каждом из этих критериев скрывается как поощрение, так и осуждение определенных поступков. Каждый из этих аспектов взаимоотношений участвует в создании общественной морали, норм и ценностей.

Регулирование соблюдения этических норм, в свою очередь, ведется по двум направлениям: как «изнутри», так и «извне». Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Необходимо понять, что такое «извне» и как должен контролировать себя журналист «изнутри». Стоит обратить внимание на само понятие «извне». Это определенные структуры, которые отслеживают нарушения журналистов. Прежде всего - это кодекс чести журналистов: тот документ, на который должны ориентироваться все, кто связан со СМИ. Следующим регулятором журналистской деятельности является общество. В него входят и авторитетные люди, мнение которых очень важно для специалиста, коллеги по работе, и близкие люди, например, родители, которые читают и комментируют каждую проделанную тобой работу. Но остановимся на обществе, как на массовом потребителе информации. Читатель голосует рублем. Он может купить одну газету и не купить другую, выражая, тем самым, что ему больше нравится. Из этого следует, что журналист должен писать именно в том формате, который требует читатель. Не так ли? Безусловно, идти по такому пути легче: «я буду таким, каким хочет меня видеть общество…» Но если мир жесток и кровожаден, разве стоит уподобляться ему? Виталий Третьяков, декан факультета ТВ журналистики МГУ, на встрече с казанскими студентами сказал, что журналистике не следует полностью отдаваться тем общественным явлениям, которые происходят в данный момент. Поясню, эта мысль вытекала из разговора о Волине, который высказался о сокращении региональных СМИ. Это, по его словам, неэффективно и невыгодно. На что Третьяков в своем выступлении ответил, приведя такой пример: «От того, что есть коррупция, это не значит, что все должны быть коррупционерами…» Главная миссия журналиста - распространять информацию, значимую для людей, и объяснять ее. «Никакой Волин отменить эту миссию не сможет» - сказал Третьяков.

Следующим направлением является тот фактор, когда журналист начинает контролировать себя «изнутри». Что для этого нужно? Каждый журналист сам для себя определяет, каким он должен быть, как он создает себя и свое окружение. «Нравственное воспитание выполняет специфическую задачу. Формирование активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения, - именно так определены основной смысл и направленность нравственного воспитания»[10, с. 199]. Воспитание, родительское внимание, книги, интерес к новому и полезному, свобода мысли и радость в жизни - все это формирует в человеке, как в личности, моральные ценности. Он из жизненного опыта сам определяет для себя, что для него важно, необходимо, что гуманно, а что отвратительно. Интересны по этому поводу слова декана факультета журналистики МГУ Ясена Засурского: «Нам нужно воспитывать уважение к людям, учить думать о производимом эффекте на зрителя, читателя. Особенно это относится к фотожурналистам. Иногда они смотрят на мир только через объектив. И не задумываются, как будут восприняты фотографии на газетных и журнальных страницах. Часто привлекает сенсационная сторона. Здесь не хватает того, что называется внутренним самоконтролем». Его слова показательны, и это не единичный случай, когда журналист забывает, что он прежде всего человек, и человек разумный. Вот так и получилось, что журналистика изначально создавалась и развивалась как благо, которое будет нести культуру. Но постепенно, или даже правильно сказать - постепенно-стремительно все это «благо» превратилось из обычной культуры в массовую. А массовая культура - это уже пошлость, упрощение и банальность.

Научиться предвидеть последствия - талант и большой опыт. Каждая ситуация в жизни оставляет свой отпечаток. Мораль прививается с детства и на протяжении всей жизни она формируется в нем, видоизменяется и укрепляется. Накапливая опыт, человек уже способен сделать вывод: что было правильно, а над чем еще нужно работать.

журналистский этика норма кризис

1.2 Экономический кризис как источник нарушения этических норм в журналистике и его преодоление

В настоящее время, в период экономических изменений, происходит кардинальное переосмысление принципов журналистики как таковой. Российское общество, в связи с изменением экономической ситуации в стране, вступило в период кризисов. Назревшие проблемы не обошли стороной и прессу. Это отразилось в повышении цен на бумагу, на услуги полиграфии и на доставку. Декан факультета журналистики МГУ <#"justify"> Кризис, который пережила российская пресса, несколько ее видоизменил, поставил под формат своего времени. В связи с экономическими перепадами, мы получили иной информационный рынок. Изменения заключаются в следующем: перемены в структуре информационной сферы, грозящие ее целостности.

Эволюция информационных отношений, создаваемых посредством печати, пошла по пути:

отключения от общероссийского информационного поля значительной части населения;

сокращения объема информации в структуре отдельного издания;

ухудшения качества общероссийской информации, снижения уровня ее достоверности [11, с. 133].

Речь идет в данном случае о переменах в сложившейся системе информационных связей, об обеднении содержательного ее наполнения, об ухудшении качества информации, то есть о процессах, отрицательно влияющих как на функционирование СМИ, так и все общество в целом

Жизненные обстоятельства диктуют новые подходы развития прессы. Сегодня вернуть старого читателя или обрести нового не так просто. Необходимо приложить много усилий, творческих идей, финансовых вложений, чтобы завоевать интерес читателя. Экономический кризис в нашей стране существенно изменил журналистику, ее структуру, функционирование и профессиональный стандарт. Если обратить внимание на структурные изменения, то следует отметить, что доминирующую позицию заняли общественно-политические издания со своей деловой и экономической направленностью. Возросло и количество развлекательных изданий. Но, к сожалению, все реже и реже мы встречаем литературно-художественные печатные СМИ. Аналитический жанр утратил свою прежнюю силу. Пропала публицистика, а вместе с ней культура и нравственность.

Сейчас наступила новая эпоха развития журналистики. Теперь мы читаем газету в двух вариантах - это печатный и виртуальный. Но, чтобы не говорили об удобстве и экономии современные читатели, бумажная версия все равно важна. В газете можно прочитать аналитические материалы. Стоит только людям перестать читать газеты, у них начинает снижаться уровень мышления. Именно газеты учат думать, не торопят, не отвлекают.

Конечно, онлайн режим придает этому процессу оперативность, но все же, печатные издания очень важны для развития человека.

В одном из своих интервью Ясен Засурский говорил, что кризис повлияет на свободу слова журналистов не столь сильно. Но при этом, критических материалов все же станет меньше. Проблема в большей степени связана с тем, что ей негде будет разместиться на уже купленном типографическом листе. На вопрос о том, запрещено ли использовать в своих журналистских текстах слово «кризис», президент факультета журналистики ответил:

Есть поговорка: «Если спрячешь голову в песок, это не значит, что ничего не происходит в мире». Есть несколько таких приемов. Первый - не писать. Второй - не называть кризис кризисом.

Третий прием - отвлечь от трудностей при помощи развлечений». Сейчас мы понимаем, что нужно не отвлекать. Необходимо открыто и точно говорить о происходящем и помогать в решении. Выяснить, почему кризис, что с этим связано и как нужно действовать. «Но как научиться жить в условиях кризиса?» - говорит Ясен Засурский. Ведь рыночная экономика предполагает появление новых проблем.

2. Проблемы развития республиканских газет в период экономического кризиса. Нарушение этических норм журналистами

.1 Анализ изменения приоритетной тематики газеты «Восточный экспресс» до экономического кризиса и с момента его наступления. Причины закрытия газеты

Мною изучены несколько республиканских газет: «Восточный экспресс», «Вечерняя Казань» и «Казанские ведомости», которые, так или иначе, столкнулись с кризисом. Необходимо выяснить, почему одни издания терпят разорение, а другие набирают обороты? Замешано ли в этом государство? А если нет, то, как выжить газете в экономически нестабильное время, не нарушая этических принципов?

Я хочу остановиться на определенном периоде экономического кризиса - 2002-2008 гг. Это время сильных потрясений для татарстанской печати. С наступлением кризиса стали закрываться многие ранее востребованные издания. Кто-то переходит в интернет-портал, платные газеты становятся дороже, бесплатные - обретают свою стоимость, тираж падает, а с ним снижается и процент читательской аудитории. Мною исследованы такие газеты, как «Восточный экспресс», «Казанские ведомости» и «Вечерняя Казань». Цель моего исследования, как я уже писала ранее: обозначить изменения журналистской работы в период экономического кризиса на примере нескольких Республиканских газет.

Одной из подверженных кризису редакций стала крупнейшая в Татарстане общественно-политическая газета «Восточный экспресс». Она приостановила свою работу в марте 2009 года. Ее закрытие у читателей вызвало недоумение. Ведь «Восточный экспресс» был в лидерах среди русскоязычных изданий в Татарстане. Тираж газеты достигал до 70 тысяч [14]. В чем же основная проблема сворачивания газеты? Какую роль в развитии «Восточного экспресса» сыграл экономический кризис? Как видоизменялась газета и почему потерпела крах? На эти вопросы я постараюсь ответить в своей курсовой работе.

Первое издание «Восточного экспресса» вышло в 2000 году. У истоков создания еженедельника стоял журналист - Рашид Галямов. Изначально газета рекомендовала себя, как серьезное, качественное СМИ. Оно было ориентировано на образованные слои население, которые были заинтересованы не в «жареных» фактах, а в аналитических, серьезных материалах. Круг читателей у газеты был весьма широк: это и политики, интеллигенция, ученые и студенты [15]. Главное, что привлекало читателей - это ее тематический и жанровый формат. Дело не столько в дизайне и в способе ее подачи. Эта газета была информативной и полезной. Именно поэтому ее тираж был высок.

То, что можно было прочитать на страницах «Восточного экспресса» - это не что иное, как отражение реальной жизни. Взять, например, рубрику «Семь дней» - там рассказывались самые интересные события, произошедшие в Казани за то время. Газета могла позволить себе публиковать такие материалы, которые никогда не увидишь на страницах государственной прессы. Примечательной особенностью еженедельника был рейтинг 100 самых влиятельных политиков и руководителей РТ. Также, «ВЭ» уделял большое внимание социальным расследованиям и экономической ситуации в Республике и в России в целом.

Содержание газеты в 2008-2009 году придерживалось определенной структуры:

·В первой части была социально-экономическая информации - изменение в экономике, аналитика мировых событий, мнения экспертов, юридические консультации, потребительская полоса и управление личными финансами - это информационное поле, которое держало газету в среде актуальной и значимой для аудитории информации.

·Основная, центральная часть основывалась на культурном и развлекательном характере. В середине газеты был вкладыш телепрограммы, что было очень удобно для читателей. Там же пускалась в небольшом количестве реклама и афиша.

·В заключительной части говорилось все о спорте, туризме, здоровье, о моде и культуре.

Эта газета изначально была популярна тем, что она внимательно относилась к проблемам человека, к вопросам жителей Казани и республики. Независимый характер газеты, ее индивидуальность, простота и ясность в изложении - именно благодаря этому «Восточный экспресс» нравился людям различного возраста, социального положения, профессии и образования.

Но постепенно, начиная с 2003 года, газета начала менять свое первоначальное лицо. Первые удары кризиса заставили газету искать новое сотрудничество, новые инвестиции. При организации «ВЭ» «наверху» обозначили запретные темы. И в это время сказались суженные рамки относительной свободы, усугубленные финансовыми проблемами. Уже с этого момента можно проследить постепенное видоизменение газеты: появилась дополнительная тетрадка-телегид «Телеэкспресс». Газета стала выпускаться ежедневно. Издание приобрело цветной формат с ориентировкой на массовую аудиторию. Несмотря на то, что объем тиража вырос до 25 тысяч, ее положение постепенно ухудшалось. Журналисты, которые составляли стержень газеты, начали уходить из редакции, на смену приходили новые сотрудники. Стало прослеживаться нарушение этических норм журналистами. Объективность информации и качественная ее подача постепенно уходили на второй план. А на смену вставали сенсационность и развлечения. Мной был проведен контент-анализ нескольких выбранных выпусков газеты «Восточный экспресс». Временные рамки 2002 - 2008 года. Вот что я для себя определила: первые номера газет были открыты и демократичны. Журналисты выступали в роли оппонентов власти. Я нашла такие рубрики, как «Свободное слово», «Выбор сделан», «Право гражданина»[16]. Публикации в этих рубриках отличались своим свободомыслием и правдивостью. Так, была опубликована статья с громким названием «Куда исчезли властители дум». Автор обвиняет новое правительство в безнравственности, эгоизме, карьеризме, цинизме и в равнодушие по отношению к обществу. И в конце он задает такой вопрос: «Но кто-то ведь должен был нравственно уцелеть? Кто?». Эти вопросы не оставались надолго без внимания. Через некоторое время в газету «Восточный экспресс начали приходить предупреждения со стороны правительства. Газета бы так дальше и писала - свободно и открыто, но финансовая нехватка и постоянные убытки сделали свое дело. Редакции пришлось прогнуться под власть, изменить свой формат, тематику и направленность. Уже к 2007 году количество текстов на политическую тему снижено на 40%, а критических материалов и вовсе не стало. О какой объективности и нравственности в таких условиях можно говорить. Издание стало подчиняться законам правительства и рекламодателей, делать услужливые заметки и хвалить власть. Появилась даже новая колонка: «Мнение политиков». Но в большей степени «ВЭ» стал ориентироваться на массовость. Редактор газеты Рашид Галямов изначально писал: «Газета будет меняться, но только в плане того, что будет еще больше эксклюзивной информации, творческих находок и сюрпризов…» Да, на счет сюрпризов он не ошибся. Читатель был явно удивлен, когда увидел совсем уже не тот «Восточный экспресс». В печать стали выходить статьи с темами: «сексуальная направленность», «публичная жизнь звезд», «убийство и жестокость», различные сплетни и слухи. Я остановила свое внимание на публикации под названием «Тотальная порнография»[17] - название уже вызывающее и привлекающее внимание читателей. Но, хочу заметить, одним названием редакция не обошлась. Половину полосы занимала откровенная фотография с обнаженными женскими телами (и эта газета, как писала редакция, рекомендуется школьникам, студентам и взрослым людям). Я искала в этой статье хорошую взбучку, критику в адрес порноиндустрии, что это «искусство» не должно выходить за пределы узкого круга любителей экзотики. Но что я увидела: автор статьи не просто констатирует факт: «да, есть такое явление…». Он вдобавок включает в свою работу перечень наиболее популярных порнофильмов. Что это? Скрытая реклама или просто бездумность журналиста? На мой взгляд, это явная безнравственность со стороны редакции. Журналисты шли на все, чтобы привлечь читателя.

Они писали непроверенную информацию, делали из «ничего» событие, раздували каждую мелочь. Из качественной газеты «Восточный экспресс» превратился в бульварную листовку. Глянец, дешевизна, перенасыщение рекламой, бесплатная ее раздача - все это отпугивало прежде постоянных читателей. Этот формат таблоида, ориентированный на максимально широкую аудиторию, окончательно погубил ранее востребованную газету «Восточный экспресс».

.2 Изменение контента в газете «Вечерняя Казань» в условиях кризиса

Газета «Вечерняя Казань» издается с 1979 года. Ее общий тираж составляет 30 тысяч экземпляров. Учредителем является ООО «Издательский Дом «Вечерняя Казань». По словам основателя газеты Хазбулата Шамсутдинова - «это единственная газета в республике, которая живет на то, что сама заработала. К тому же заработала своим основным ремеслом - журналистикой. А потому может позволить себе писать о том, что ей интересно. Писать так, как она считает правильным с точки зрения общечеловеческих ценностей».

Эта газета имеет некоторые тематические сходства с «Восточным экспрессом» - новости, обзоры, аналитика. Однако, «Вечерняя Казань» не потеряла свою значимость, смогла удержаться в бурю экономического кризиса. Возникает вопрос, каким образом? Чтобы ответить на него, я изучила все выпуски газеты, начиная с 2002 года. Выяснила, что основной доход газета получает от своего постоянного читателя. Привлекает же она его громкими названиями, интригующими фотографиями. Критические статьи, в адрес правительства, опубликованные на страницах «Вечерней Казани» за 2009 год, вызывают интерес со стороны читателей: «…в Китае, несмотря на то, что у власти коммунисты, экономический рост - шесть процентов, а в России спад - десять процентов. Потому что мы долгие годы сидели на нефтяной игле, а китайцы развивали свои предприятия, создавали новые» (Вечерняя Казань, 23 июня 2009 г.).

Я выявила, что в «Вечерней Казани» много критических заголовков на тему кризиса, и в большей степени они проявляются в иронической форме, предполагая негативные коннотации в оценке эффективности действий властных органов. Например: «Кризис объединил всех в караул - патриотизме», «Мечтать не вредно. Даже в кризис», «Миллион казанцев гениальнее чиновников», «Татарстан закрывается на кризис». Газета не боялась громких названий и открытых обвинений в сторону правительства. А все почему? Ответ тут тоже прост: «Вечерняя Казань не ущемлена в финансовом плане, она не зависела от государства. Газета, безусловно, изменилась с начала 2000-х годов. Но, как говорит редактор издания, - это естественный процесс в развитии печати.

Если бы она оставалась на том уровне с чего начинала, ее бы уже просто не было. Газета - это оперативно реагирующий на жизненные явления организм. Если просмотреть «Вечернюю Казань» начала восьмидесятых годов, то становится понятно, оставлять газету в том виде, в каком она выходила прежде, нельзя. Тем более, в условиях, когда в стране произошла смена политической, экономической и культурной формации. Но если первое время газета позиционировала «общечеловеческие ценности», несла интересную, полезную, качественную информацию, то сейчас, как сказали жители Казани, она превратилась в «чернуху». Читатель постепенно уходит к другим изданиям.

Отдельное внимание следует уделить рекламе в этой газете: для примера возьму два выпуска: за 2003 г. (№ 29, 26 февраля) и 2008 г.(№ 14, 23 января). Если в первом выпуске рекламе выделяется отдельное место внизу на 4 странице под жирной чертой, то в выпуске за 2008 год реклама повсюду. Начинаю читать публикацию в газете за 2008 год с названием «Как побороть весеннюю простуду» и вместо ожидаемых слов «лук, мед, молоко» узнаю про какой-то чудодейственный аппарат под названием «Тантум верде». Как должен воспринимать такую информацию читатель? Как проверенный совет редакции? Получается, что отличить нормальный журналистский текст в этой газете от рекламы стало практически невозможно. А вот следующее наблюдение: в газете «Вечерняя Казань» есть и черно-белые, и цветные тексты. Примечательно стало то, что реклама в основном печатается в цветном формате. Представьте такую картину: на непримечательной черно-белой странице с тусклыми новостями в середине на половину страницы помещена ярко-рыжая реклама спиртного напитка «Доктор перцефф» (выпуск 2007 года). Вот и получается, что независимая от власти газета «Вечерняя Казань» стала прямым проводником рекламы.

.3 Зависимость газеты «Казанские ведомости» от администрации города Казани. Интервью с выпускающим редактором

Газета «Казанские ведомости» - это общественно-политическое издание, которое вышло в свет в 1991 году. Программные цели этой газеты: «предоставление гражданам объективной информации, анализ и оценка явлений и процессов, происходящих в обществе»[17]. Это СМИ приспособлено для семейного чтения. Газета доступна и понятна, как школьникам, так и взрослым людям. Издание на сегодняшний день выступает в качестве доверительного и рассудительного собеседника, который помогает разобраться в окружающих событиях. Подписной тираж газеты «Казанские ведомости» на сегодняшний день составляет 37 тысяч экземпляров. Учредителем является Татмедиа. А вот тут следует остановиться: Татмедия - это исполнительный орган государственной власти. Следовательно, газета «Казанские ведомости», в некоторой степени, зависит от государственной политики, и все ее работы проходят под сканером администрации города. А теперь вернемся к экономическому кризису: это время специфически неожиданных событий, которые в обыденном течении времени могут угрожать нормальному функционированию социальных систем. Со стороны правительства в это время прослеживаются такие тактики, как «умолчание», отрицание своей причастности к какому-либо делу, сочувствие и успокоение общественности. Что делает в это время газета «Казанские ведомости»: Я подсчитала в процентном соотношении число материалов, опубликованных в этой газете, где деятельность власти оценивается, как положительное явление, и где журналисты подходят с критикой к политической действительности. Выяснилось, что газета «Казанские ведомости» в большей степени поощряет работу властных структур, такая оценка набрала 30%. Нейтральной информации подсчитывается около 10%. И только 3,3% критических материалов. Следовательно, в газете «Казанские ведомости» превалирует положительная оценка деятельности органов государственной власти Татарстана.

Вот и первое объяснение, почему газета «Казанские ведомости» не разорилась во время кризиса. Ее взвешенный подход в оценке деятельности органов власти, тактика умалчивания и нейтральности позволили газете сохранить себя как печатное издание. Но читателю необходима объективная информация, а, самое главное, полная. Чего в «Казанских ведомостях», явно не хватает. Для создания полной картины моих анализов я взяла интервью у выпускающего редактора газеты «Казанские ведомости» Колесниковой Л.И. Мне было необходимо узнать, насколько газета зависит от государства, как она пережила экономический кризис, и не повлиял ли финансовый сбой на этику этого издании.

Людмила Ивановна, скажите, нарушает ли газета «Казанские ведомости» этические принципы?

Нет, мы стараемся не нарушать этические нормы. У нас есть главная заповедь - говорить только правду. Мы не обсуждаем личную жизнь известных людей, нас интересует только их деятельность. Прежде чем брать интервью, мы сверяем все факты, готовим журналиста. Если герой говорит: «это не для печати», мы убираем эту, пусть даже интригующую, информацию. В нашей газете нет таких людей, которые бы гнались за сенсацией.

Нашей газете уже 20 лет, и у нее сформировался постоянный читатель. Этот читатель пришел вместе с нами из трудных 90-х годов. Он выбрал эту газету и остался ей верен. Много читателей, например, отказались от газеты «Вечерняя Казань», неудовлетворенные ее качеством. Мы же позиционируем себя как семейная газета и делаем акцент на общечеловеческих ценностях. Самые читаемые полосы - это житейские полосы. В них рассказываются неприхотливые истории из жизни простых людей. Мы отходим от правил 3С (скандал, секс, страх). Прислушиваемся к советам своего читателя, и он в ответ не покидает нас.

Как меняется содержание вашей газеты в условиях экономической нестабильности?

Газета - это летопись каждого дня. Жизнь меняется, и вместе с ней меняется газета. В это время мы начали вводить новые рубрики. Помогали своему читателю в решении проблем, давали юридические советы: как сохранить свой бюджет. Выпускали материалы на тему экономического кризиса.

Как сказывается кризис в вашей газете на кадровом резерве?

В прошлом году нам пришлось сократить несколько сотрудников, потому что у нас их был переизбыток. Эту задачу нам поставили из Татмедиа. А так, мы стараемся брать новых корреспондентов. Ставим такую задачу: для начала используем их как внештатников, потом, если человек делает успехи, принимаем на стажировку и только потом начинаем выплачивать деньги. Мы учим своих журналистов, готовим их.

Зависите ли вы от государственных дотаций? Как они влияют на содержание газеты?

Да, конечно, у нас смешанная форма собственности. Мы входим в холдинг «Татмедиа», у нас фиксированные ставки. Мы должны отдавать себе отчет, раз власть нас кормит, значит, мы должны учитывать ее интересы. Как говорится: «Кто платит, тот и заказывает музыку». Если журналисту хочется быть оппонентом власти, пусть выбирает другое издание. Мы придерживаемся политкорректности в своей работе.

На этом наш диалог завершился. Я считаю, что ее ответы - прямое подтверждение моих наблюдений. Газета действительно зависит от власти, и представители редакции это не скрывают. Но противоречие остаются: газета, которая рекомендует себя, как объективное издание, придерживается одностороннего освещения событий.

Заключение

При достижении поставленной цели, я выявила изменения в журналистике в период экономического кризиса на примере нескольких республиканских газет: Передо мной три схожих, на первый взгляд, издания. Но с течением времени каждая газета пошла по своему пути. «Восточный экспресс», несмотря на свою изначальную популярность и значимость в обществе стал «желтеть» и впоследствии закрылся. «Казанские ведомости», находясь под крылом власти, не выступают в роли оппонента правительству, а даже наоборот, возвышают власть и придерживаются политики: «у нас все хорошо». И газета «Вечерняя Казань», которая, по словам многих горожан, «стала уже не та», пытается бороться за свою независимость и объективность. Если изначально все эти издания рекомендовали себя как независимые, объективные, общедоступные газеты, то с наступлением экономического кризиса, они перестали быть узнаваемыми, а некоторые и вовсе закрылись. Пожелтение прессы, преклонение перед правительством, переизбыток рекламы, сенсационность, снижение качества журналистских текстов, отсутствие аналитических работ, тактика «умалчивания» - все это является следствием экономической нестабильности.

Экономический кризис породил возможность утраты независимости масс-медиа и их подчинение государственной власти. В последнее время отток рекламодателей привел к закрытию ряда региональных изданий из-за недостатка финансирования, что и произошло с газетой «Восточный экспресс». Стремление удержаться в информационном пространстве вынуждает масс-медиа предложить власти сформировать государственный заказ на формирование общественного мнения. Примером тому послужила газета «Казанские ведомости». СМИ в обмен на государственную дотацию готовы взять на себя и выполнять определенные обязательства по пропаганде государственной идеологии в ущерб сохранению высоких профессиональных стандартов информативности, правдивости, точности, объективности и баланса. Возникает возможность прямого государственного контроля над производством медиа-продукции, как форма авторитарной системы масс-медиа.

Создается угроза потери подлинной независимости журналистов и утраты завоеваний демократии на пути формирования гражданского общества и социальной ответственности масс-медиа.

Необходимо сохранить нравственные качества журналиста. Наличие этической составляющей - это обязательное условие функционирования журналистики. Этика также важна в работе журналиста, как и его квалификация. Сегодня в нашей стране - экономический кризис, а что будет завтра? Если мы уже сейчас замечаем такие перемены в журналистике, то стоит задуматься, к чему это приведет потом. Процент доверия СМИ со стороны аудитории снижается с каждым днем, престиж профессии подорван. Изучив эту проблему, я поняла, что именно от нашего образования, жизненных позиций, целей и ценностей будет зависеть будущее профессии журналиста. Соблюдение этических норм в журналистике - важная составляющая в работе СМИ, которая, на сегодняшний день, требует особого внимания.

Ссылки и литература

1. «Восточный экспресс». - 2003. - №21-28. <#"justify">Литература:

1.Дыдынская З. Профессиональные журналисты: на грани свободы и ответственности [Электронный ресурс] // Ленинздат. - Режим доступа: <http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1063536-0.html>, свободный.

.Журналистика в мире политики/ под ред. С.Г. Корконосенко. - СПБ.: РИП-холдинг, 2004. - 277 с.

.Колесников Андрей. Журналистика и власть [Электронный ресурс] // Радиостанция «fmgy.ru». - Режим доступа: <http://fmgu.ru/?p=740>, свободный.

.Международная декларация принципов поведения журналистов [Электронный ресурс] // Информационный портал для молодых журналистов «Young Journalists» Режим доступа: <http://yojo.ru/?page_id=83>, свободный.

.Профессиональная этика журналиста/ под ред. Г.В. Лазутиной. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 208 с.

.Профессиональная этика журналиста/ под ред. Д.С. Авраамова. - М.: Мысль, 1991. - 220 с.

.Профессиональная этика журналиста [Электронный ресурс] // Мелочи журналистики. - Режим доступа: <http://its-journalist.ru/Articles/professional._naya_e-tika_zhurnalista_chast._3.html>, свободный.

.Профессиональная этика журналиста. Нормы профессионального поведения журналиста [Электронный ресурс] // Филфак on-line. - Режим доступа: <http://www.filfucker.ru/pervoistochniki/professionalnaya-etika-zhurnalista-normi-professionalnogo-povedeniya-zhurnalista>, свободный.

.Профессиональная этика журналиста: основные нормы и правила профессионального поведения Журналистика.

. Познер В.В. Прощание с иллюзиями. - М.: Издательство «АСТ», 2012. - 520 с.

.Сикорская Н. Ясен Засурский: Надо не говорить, а делать [Электронный ресурс] // Интернет издание «Наша газета». - Режим доступа: <http://www.nashagazeta.ch/news/14388>, свободный.

.Средства массовой информации России / под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 380 с.

.Типология периодической печати / под ред. М.В.Шкондина и Л.Л.Реснянской. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 220 с.

.Этика и современность / под ред. А.И. Афонина, Л.С. Мошкина. - М.: Аспект Пресс, 1993. - 370 с.

.Этика, мораль, воспитание / под ред. М. Андреева, Л.М. Архангельского В.В. Алексеева, В.И. Бакштановского, В.Т. Ганжина, Д. Георгиева, В. Момова, Ю.В. Согомонова, В. А. Чурилова. - Новосибирск: КНОРУС, 1982. - 320 с.

Похожие работы

 
  • Исследование аудитории СМИ
    Этот кризис охватывает ее экономические , профессионально - творческие, этические и организационные стороны.
    В период перестройки (1985-1991 годы) и в период пост-перестройки ( " демократических реформ") 1990-х годов усилился интерес к социальному...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Специфика количественных и качественных методов изучения аудитории
    Этот кризис охватывает ее экономические , профессионально - творческие, этические и организационные стороны.
    В период перестройки (1985-1991 годы) и в период пост-перестройки 1990-х годов усилился интерес к социальному статусу, общественным связям...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!