Экстремальное путешествие на телеэкране: российский и зарубежный опыт

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    53,21 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экстремальное путешествие на телеэкране: российский и зарубежный опыт

Содержание

Введение

Глава I. Становление и развитие экстремальнах путешествий: от древних времен и до наших дней

1.1 Из истории экстремальных путешествий: их путь до телевизионного экрана

1.2 Трэш-эстетика как основная составляющая «шокодокументалистики»

Глава II. Специфика подачи материала об экстремальных путешествиях на телеэкране

2.1 Риск, опасность, подвиг в телевизионных передачах об экстремальных путешествиях

2.2 Познавательное направление программ об экстремальных путешествиях

Заключение

Список источников литературы

Введение

Программы о путешествиях всегда вызывали интерес у зрителя, ведь благодаря таким программам можно совсем близко увидеть то, что находится очень далеко: что-то тайное и неизвестное, побывать в таких местах, куда добраться обычному человеку сложно. Сегодня каждый из нас может путешествовать не выходя из дома. Современное разнообразие телевизионных программ о путешествиях позволяет зрителю, не вставая с дивана, погружаться в новый, неизведанный и загадочный мир других стран и континентов. Особенность программ о путешествиях в том, что они носят не только развлекательный характер, они также расширяют кругозор человека, формируют познавательный интерес и интерес к природе, воспитывают эстетические чувства.

Отдельную нишу на телевидении занимают программы об экстремальных путешествиях. Передачи подобного рода вызывают особый интерес у зрителя. А для авторов программ это, как ни странно, возможность вывести зрителя за границы дивана, на котором он сидит, окунуть его в совершенно незнакомый и дикий мир. Передачи об экстремальных путешествиях отличаются тем, что в них показан не только необычный и новый мир, но также и возможности человека. Например, чего могут достичь люди, борясь со стихией или повстречав дикого животного или просто оказавшись в непредвиденной ситуации. Волей не волей, но зритель ситуацию на экране проецирует на себя: задумывается, а что сделал бы он в подобном случае. Да и обычная жизнь порой ничем не отличается от дикой, поэтому увиденные на экране навыки вполне могут пригодиться и в повседневной жизни.

Передачи об экстремальных путешествий интересны современной аудитории, потому что дают заряд ярких эмоций, позволяют зрителю, не выходя из дома, получить долю адреналина. Поэтому программы о рискованных, экстремальных путешествиях занимают свою прочную позицию в современном развлекательном телевещании. В этом мы видим актуальность темы работы.

Цель исследовательской работы - выявить тенденции развития экстремальных путешествий на телеэкране.

Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:

на основании анализа исторического материалов по теме экстремальных путешествий выявить основные направления развития путевых очерков;

определить в произведениях теле- и кинопутешествий прошлого века и современных программ творческие установки их авторов;

выявить типологические характеристики экранных форм экстремальных путешествий.

Теоретической основой послужили работы таких теоретиков и историков кино и телевидения как В.Л. Цвика, Г.В. Кузнецова, С.А. Муратов, В.Ф. Познина, С.Н. Ильченко, Н. Баладинского, И. Показаньевой, С.А. Белянинова, В.В. Егорова.

Но так как тема экранных экстремальных путешествий мало освещена в учебниках учеными и теоретиками журналистики, также в работе использовались материалы из различных печатных изданий таких, как «Сеанс», «Вокруг света», «Искусство кино», «GEO», а также интервью с режиссерами и критиками.

Эмпирическим материалом помимо современных передач таких, как «Охотник на крокодилов» Стива Ирвина, «Выжить любой ценой» Беара Гриллса и «Рейтинг» Баженова, послужили также дневниковые записи известных путешественников (М. Поло, Ф. Магеллан, Д. Кук), литературные художественные произведения (Г.М Стэнли, Ж. Верн, Д. Дэфо), документальные и художественные фильмы (Г. Джакопетти, Р. Флаэрти, Б. Вайлати), посвященные экстремальным путешествиям.

Предметом исследования стали содержательные характеристики экранных произведений об экстремальных путешествиях.

Основными методами исследования являются сравнительно-описательный и биографический, применяется также исторический и типологический подходы в освещении темы.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе в историческом аспекте идет речь о зарождении письменных и экранных форм рассказов об экстремальных путешествиях, делается попытка их типологизации. Во второй главе рассматриваются различные типы этих произведений на современном эмпирическом материале.

Глава I. становление и развитие экстремальных путешествий: от древних времен и до наших дней

.1 Из истории экстремальных путешествий: их путь до телевизионного экрана

С каждым днем создать уникальный и интересный зрителю проект для журналистов становится все сложнее и сложнее. На современном телевидении сегодня существует большое количество программ: ток-шоу, аналитика, дискуссии, новости, реалити-шоу, музыкальные программы, телевизионные игры, плюс, адаптации зарубежных проектов. Но есть передачи, которые всегда будут привлекать аудиторию и пользоваться популярностью у зрителей - передачи о путешествиях. Это программы, которые вызывают обычное человеческое любопытство у зрителя, программы, которые дают аудитории представление о зарубежных странах и их жителях, о неизвестных местах.

Особый интерес и любопытство вызывают передачи об экстремальных путешествиях. Зрителей привлекает опасность, риск, экстрим, продемонстрированные на экране. Создатели таких программ «играют» негативными эмоциями человека: страх, ужас, боязнь, тревога, стресс. Но что самое удивительное, аудитории это нравится. Смотря такие передачи, зритель испытывает яркие эмоции, не выходя из дома и даже не вставая с дивана. «Эти негативные эмоции, вызванные экстремальной ситуацией, включают эндокринную систему, выбрасывая в кровь адреналин. Не случайно, экстремальное телевидение называют телевидением в «адреналиновой упаковке». Экстремальное на телеэкране выглядит всегда очень зрелищно. «В самом понятии экстремального как явления, крайне выделяющегося на общем фоне, из ряда вон выходящего, заложен огромный потенциал для телевизионного производства. Поэтому сегодняшнее телевидение бурно развивает экстремальное направление, разнообразит жанровую и тематическую палитру «адреналиновых» передач». Но и до появления телевидения у людей была потребность в адреналине. Экстремальные путешествия в том или ином виде во все времена существовали и привлекали человечество.

Хотя в древнем мире, скорее всего, не было такого понятия, как экстремальное путешествие, они все же существовали. Точнее, это были путешествия с целью исследовать и завоевать новые земли, установить новые торговые отношения с другими странами и открытия новых торговых путей. Но хоть цели у путешественников были более практичные, никто не знал, с какими трудностями столкнутся исследователи. И порой такие экспедиции были очень экстремальными и проходили с большим риском. Сегодня о первых путешествиях рассказывают в виде сказок, мифов или легенд. И мало кто задумывается, что первые путешественники основали и научные экспедиции, и любимое занятие современного человека - туризм.

Сегодня путешествие - это скорее развлечение, если туризм, то организованный. И единственная опасность, которая вас поджидает - опоздание на рейс самолета. Толковый словарь Ожегова трактует путешествие, как «поездку или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха)», а современная энциклопедия Википедия дает определение путешествия как «передвижение по какой-либо территории <#"justify">1.2 Трэш-эстетика как основная составляющая «шокодокументалистики»

Шок - это состояние крайнего потрясения или изумления. Программы первого типа построены именно на этом состоянии человека - шоке. Задача авторов таких передач или фильмов показать зрителю шокирующую, поражающую информацию. Это программы, которые привлекают зрителя своей трэшевой стилистикой. Трэш (trash) с английского переводится как «хлам, ерунда, мусор, отходы, литературный или художественный брак».

О трэшевом искусстве впервые заговорили в XX веке. Изначально так называли тип не так давно появившегося кинематографа: фильмы с низким бюджетом, бездарными актерами, и «заезженными» сюжетами - можно сказать, это было некое противопоставление глянцевому Голливуду. И только позже трэш стал некой своеобразной стилистикой нового направления в кино. В статье «Роль трэш-эстетики в формировании современной концепции телевизионной документалистики» автор Елизавета Манскова говорит, что «трэш-фильм может ярко демонстрировать кровь, нескрываемое обнажение человеческих тел, различные вариации патологий и извращений. И при этом он может нести оригинальные идеи».

Одним из первых, кто осознано решил зарабатывать на трэш-искусстве стал Энди Уорхол. На его счету сотни фильмов. Уорхол пытался раздвинуть привычные рамки киноискусства для пресыщенного зрителя. Чаще всего его фильмы не имели никакой сюжетной линии, содержали псевдодокументальные съемки и пытались раскрыть суть сексуальной революции. В стараниях создать что-то новое и ни на что не похожее, Уорхол снимает «неподвижное кино»: восьми, десяти, пятичасовые фильмы о сне человека или замедленная съемка знаменитого небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг в течение нескольких дней. Эти фильмы были похожи больше на зрелище, чем на несостоявшееся искусство. Так постепенно трэш стал самостоятельным стилем потребительской культуры.

В настоящее время трешем называют все, что вызывает отвращение, выбивается из норм общепринятой культуры. Насилие, грязь, кровь, секс, смерть - вот основные составляющие этого направления в кино. На коммерческий уровень поднял треш Квентин Тарантино в своих фильмах «Доказательства смерти», «Город грехов», «От заката до рассвета», «Убить Билла» и др. «В основе трэш-стиля была эстетика извращенного вкуса, это прославление всего, что не является семейным развлечением, отказ от всех общепризнанных «положительных» ценностей. Трэш-искусство становится культом эстетического бреда. Трэш становится жанром «чистой непристойности» с его шокирующим содержанием, пародийностью, уничтожающим юмором и стремлением к дурновкусию».

Эта стилистика была близка не только режиссерам художественного кино. Основателем документального трэша (мондо) стал Гультиеро Джакопетти (1919-2011). Итальянский режиссер, которому надоело фиксировать действительность на бумаге (Джакопетти работал корреспондентом в газете), решил перейти на аудиовизуальные средства выразительности. Он был уверен, что документалистика его времени придуманная и искусственная. И тогда ему в голову приходит идея показать настоящий мир: не подогнанный под нужный формат и под взгляд цивилизованного человека, а грязный, неприятный жестокий и даже кровавый. В своих фильмах Джакопетти показывает зрителю жизнь из многих уголков планеты: где-то она странная, где-то смешная, где-то страшная и пугающая.

Фильмы этого режиссера являются яркими примерами трэш-эстетики. Картину Джакопетти «Собачий мир» (1962) критики назвали «калейдоскопом человеческих мерзостей». Например, потрошат только что пойманных на улицах собак в ресторанах Азии, а в Германии алкоголики расползаются домой из ночных баров, а в одном уголке мира ценители еды пробуют живых червей, а в другом - люди на площади наблюдают за самосожжением буддистского монаха. Кадры, которые шокировали, взбудоражили и заставили «пульсировать кровь в венах» зрителя того времени, были полным противопоставлением Голливуду. В закадровом тексте «Собачьей жизни» не было ничего лишнего: никаких субъективных или объективных оценок, только описание того, что происходит на экране. Но целью Джакопетти не было напугать зрителя. Просто режиссер хотел показать всем, что у этого мира есть и другая сторона - не глянцевая, не лощеная, а порой шокирующая и ужасающая.

Съемки «Собачьей жизни» заняли три года, а бюджет кино состоял только из затрат на передвижение съемочной группы: никаких актеров, только реальные люди и ситуации. Во время этих съемок сам Джакопетти понял, сколько в мире неизвестного, интересного и с совершенно разными сюжетами. Джакопетти и зрители были удивлены, что в век такого развития цивилизации в некоторых уголках планеты людьми все еще правят самые что ни на есть первобытные инстинкты. После выхода «Собачьей жизни» на экраны Джакопетти провозгласили основателем нового вида киноискусства «шокументального кино» или мондо-кино. Зрители были в восторге и шли в кинотеатры нескончаемыми потоками, а критики обрушили на автора обвинения в пропаганде насилия.

Но Джакопетти не собирался отступать от своего стиля и решил только подтвердить звание, которое ему дали, и в 1965 году выпустил на экраны новое творение - фильм «Прощай Африка». По скандальности эта лента режиссера не сравнится ни с одним его фильмом. В шестидесятые годы прошлого века Африка превратилась в поле боя, после того, как оттуда ушли европейские колонизаторы. После письма своей подруги оттуда, Джакопетти незамедлительно решил ехать снимать кровавые бойни местных африканских князей, неготовых принять свою независимость. У Джакопетти и его съемочной группы не было никакого расписания: узнав об очередных беспорядках, они тут же направлялись туда и вели съемки в самом эпицентре военных событий. Возможно, это были самые опасные съемки за всю жизнь участников съемок. Камера в течение трех лет была свидетелем самых кровожадных и жестоких событий , ритуалов.

Фильм «Прощай Африка» создал немало проблем для режиссера и его команды. Их обвиняли в военных преступлениях: считалось, что некоторые расстрелы повстанцев, которые были засняты, проходили по просьбе режиссера. Политиков не устроил посыл, который содержался в фильме: им было не выгодно показывать такую «независимую» Африку, и они попросили Джакопетти перемонтировать ленту, на что он им ответил отказом и прослыл «политически некорректным» режиссером. «Для обоих партнеров (Джакопетти работал с Франко Проспери) «Прощай, Африка» стал самым важным проектом их жизни, в создание которого они вложили массу времени и сил, постоянно находясь «на грани». Тем им обидней было, после стольких усилий, прослыть во всем мире циничными кровавыми расистами».

Во всех фильмах Джакопетти использует самые естественные кадры и новую повествовательную технику с быстрым и динамичным монтажом. Джакопетти первым затрагивает новые для того времени темы, например, тема смерти, в середине прошлого века показывать смерть на экране строго запрещалось. Но режиссер нарушили его без какого-либо страха, и тем самым положил начало новой эре документального кино - того самого документального, где главная цель, это шокировать и поразить зрителя. В своих фильмах авторы манипулируют эмоциями зрителя: когда следом за жестокими, ужасными сценами показывают зарисовки из светской жизни.

Пик популярности шокового кино пришелся на середину 60-х годов XIX века, а в конце 70-х получил новый, но более жесткий и грубый виток. Появились новые кинохиты этого стиля: «Шокирующая Азия» 1974 года Рольфа Олсена и «Лики смерти» 1978 года Джона Алана Швартц <#"justify">экстремальный путешествие телевизионный шокодокументалистика

Глава II. Специфика подачи материала об экстремальных путешествиях на телеэкране

.1 Риск, опасность, подвиг в телевизионных передачах об экстремальных путешествиях

Телезритель конца XX и начала XXI века был насыщен трэшевыми фильмами: за несколько десятилетий, начиная с Гультиеро Джакопетти, многие режиссеры представляли своему зрителю и кадры смерти, и много жестоких обрядов аборигенов и массу других подобных и шокирующих явлений. Более современные авторы взяли себе на заметку, что если не трэш удержит зрителя, то значит это будет шок. Так шокирующая трэш-эстетика трансформировалась в более «чистый» шок и адреналин. Но трансформации подверглось не только направление, но и формат и жанры экранного контента. Если раньше трэш принимал только одну форму - документального (или художественного) фильма, то теперь, режиссеры расширили методы работы.

Во-первых, теперь это были не только документальные фильмы, а программы, циклы программ и сериалы. В.В. Егоров определяет цикл, как «две и более передачи, посвященные одной проблеме», а сериал подразумевает под собой наличие общих героев, единство места и времени, а также последовательность действий. Программа имеет «расписание», то есть выходит в эфир в одно и тоже время ежедневно или еженедельно. Это способствует формированию определенной собственной аудитории.

Во-вторых, экстремальные путешествия на телеэкране использовать различные подходы в разработки темы. Например, содержать в себе элементы реконструкций и интервью. Телевизионный сериал «Я не должен был выжить» на канале Discovery построен на реконструкции некогда происходивших реальных событий и беседе с героем, с которым эти события и произошли. Эта программа уже не относится к треш-стилистике, так как не демонстрирует «ерунду» или «мусор», или мерзости, однако вызывает у зрителя шок, как говорилось выше - «чистый» шок. Зритель удивляется храбрости, везению, силе духа героев. Именно такое обличие имеет современный шок, он скорее близок к удивлению, а не к ужасу и отвращению, как трэш-эстетика.

Не сложно догадаться, что события, описываемые героями, носят более чем экстремальный характер, суть программы отражена в ее названии. В каждой программе герои - это реальные люди, которые в своей жизни попали в опасную ситуацию: потерпели кораблекрушение и оказались в открытом океане, путешествуя по джунглям Амазонки, заблудились и провели там несколько месяцев, оказались в пустыне из-за крушения самолета и т.п. Реальный герой рассказывает зрителю о том, как все происходило, а его рассказ иллюстрирует очень правдоподобная реконструкция. Программа выходила в эфир на канале Discovery около шести лет и получала от зрителей лишь положительные отзывы: «Напряженный и мастерски сделанный сериал, каждая серия которого - история выживания, которая заставит вас переживаться все эмоции вместе с героями».

В первом параграфе уже говорилось о первых самоотверженных экстремальных путешественниках средневековья, приключения которых были опасными, а борьба с природной стихией за свою жизнь очень жестокой. Их современники об этих похождениях могли или услышать от кого, или прочитать, наши современники могут увидеть это в передачах.

Американскому режиссеру Роберту Флаэрти (1884-1951) принадлежит особое место в кинодокументалистике ХХ столетия. Роберта Флаэрти считают отцом документального кино, где герой проживает на экране часть своей жизни, которая сформулирована режиссером по законам кинодраматургии. И первый «ребенок» известного режиссера появился на свет в 1922 году - документальный фильм «Нанук с Севера». Этот фильм ярко показывает нам каждодневную борьбу человека со стихией, в которой он живет: в окружении снежной пустыни и отрезанный от привычного для нас мира. Для главного героя этой картины эти обстоятельства каждодневный быт - человек, живущий рядом с невероятной природной силой, морем, пытается ее себе подчинить. А это и есть главное для Флаэрти - человек и стихия, их вечная борьба и взаимоотношения. На экране человек не занимается особенными или необычными для себя делами: он просто добывает пищу, просто работает в огороде на каменистых скалах, просто занимается ловлей рыбы. Но видя это, зритель понимает, каких усилий это ему стоит и какой опасности каждый день подвергает себя Нанук: каждый его день это экстремальное путешествие.

Но как раз в этих действиях и проявляются его лучшие качества: сила воли, простота, стойкость, сила. Жизнь - вот главная стихия для человека. Флаэрти пытался найти нечто поэтическое в самой обычной жизни, но это не значит, что он снимал все подряд. На его пленке оказывалось только самое типичное, самое яркое, в отличие от своих коллег, которые постоянно стремились к актуальности и просветительству.

Роберт Флаэрти, в противовес своим современникам, которым куда выгоднее и веселее было снимать игровое кино, решил запечатлеть жизнь «заброшенных людей». На экране мы видим, как Нанук и его семья едят сырое мясо только что пойманного тюленя после долгой голодовки и радуются этому, ищут место для новой кочевки, пытаются развести в иглу огонь, чтобы согреться. «Нанук с Севера» приобретает черты своеобразного эпического повествования о человеке в его борьбе с природной стихией. Скудный быт эскимоса Нанука, обитателя ледяных просторов на американском Крайнем Севере, пытающегося изо всех сил выжить и продолжить свой род, поневоле воспринимается почти на бытийном, библейско-мифологическом уровне. Словно всё человечество вдруг опять очутилось в ледниковом периоде - и упорно, стиснув зубы, преодолевая холод и голод, вопреки всему продолжает жить и существовать.

Видя эти кадры, понимаешь, что для создания такого фильма нужно настоящее желание автора быть частью того мира, что «ловит» камера, и это настоящий подвиг цивилизованного человека не побояться отправится на Север и оказаться в этих сложных условиях. В своих воспоминаниях Флаэрти пишет: «Мы вышли 17 января при ужасном холоде - все детали ландшафта расплывались под завесой снежной метели. За два дня мы прошли довольно много: лед на маршруте был прочным, с плотным настом, благодаря сильному ветру. Но потом сильная буря со снегопадом нарушила наши планы. Мы стали продвигаться еле-еле. За день мы в среднем делали не более десяти миль. Мы надеялись покрыть 200 миль до мыса Смита за восемь дней, но по прошествии 12 дней обнаружили, что одолели лишь полпути. Настроение у всех упало, собаки почти выдохлись, и вдобавок ко всему запасы тюленя и собачьей еды были на исходе». Это описание путешествия, которое совершил Флаэрти во время съемок Нанука ради финальной сцены охоты на медведя. Всего на севере режиссер пробыл 16 месяцев.

Главное отличие произведений Роберта Флаэрти в том, что камера это не просто приспособление, чтобы фиксировать события. Камера - участница этих событий, событий жизни. А сам режиссер не сторонний наблюдатель, он сам проникает в материал жизненной действительности. Его монтаж значительно отличался от монтажа современности: никаких рваных кадров, только длительное наблюдение за своими героями. Монтаж не создает новую реальность, а лишь сохраняет ее, передает нам реальность такой, какая она есть.

Еще одна картина режиссера, которая показывает историю борьбы человека за свое существование, «Человек Арана». На немноголюдном, почти необитаемом острове у побережья Ирландии живут, изолированные от всего мира, но не оставившие свою обычаи и культуру, люди. И именно в этих нелегких жизненных условиях и суровой природе это «племя» вынужденно вести свою нескончаемую борьбу за свое существование.

Флаэрти из случайного из разговора узнал об Аранских островах возле Ирландии. Это был разговор про местность, в которой были, «просто бесплодные скалы, никакой растительности. Люди сами делают почву из водорослей и песка. Сначала они дробят скалы, чтобы «получилась ровная поверхность, и раскладывают на них водоросли и песок. И на этой вот тоненькой, тоньше ковра, прослойке выращивают картофель. И это единственная пища, которую они могут добыть из своей земли. За другой пищей они должны выходить в море на примитивных лодочках».

Эта история сразу поразила Флаэрти в самое сердце. Он давно искал место, где, как и среди эскимосов, протекает самая терпеливая жизнь на грани, которая так заворожила его в юности. Так на свет появилась картина «Человек Арана» передающая нам историю человека в борьбе с морем и вечного женского ожидания возвращения мужа-рыбака. Море в «Человеке Арана» снято так, что ввергает в эстетический шок. «Это море агрессивно и злонамеренно, но красота его ослепительна. Оно стягивает против человека все свои силы: рвущиеся к берегу бешеные, до трехсот футов в вышину, волны, стремящиеся расколотить в щепки все, что пытается выбраться на берег; штормовой ветер, соленый холод. Временами вода заполняет все пространство кадра: нет ничего, кроме нее; воистину всемирный потоп. Беснование водного пространства задает фильму совершенно другой ритм, нежели неподвижно-оцепенелый лед «Нанука». В «Человеке из Арана» природа не просто существует. Она намеревается существовать в гордом одиночестве и пытается изничтожить людишек, которые обосновались в ее владениях».

Известный английский документалист Грирсон назвал Флаэрти «отцом документального кино». Да и сам термин «документальное кино», как многие считают, взялся из фразы Грирсона, сказанной по поводу «Моаны» в феврале 1926 года (в еженедельнике «Sun»): картина, «являющаяся визуальным отсчетом событий жизни полинезийского юноши и его семьи и, безусловно, имеющей ценность документа». Потому что такого внимания и уважения к тому, что режиссер видит вокруг себя, Грирсон не нашел больше ни у кого (он даже сказал: «Вертов говорил о кино-глазе, а у Флаэрти этот кино-глаз был»).

Аналогичные цели, познать не только человека, но и окружающий мир, преследуют документальные фильмы Тура Хейердала (1914-2002). Документальный фильм 1949 года «Кон-Тики» входит в сотню лучших фильмов последнего столетия. Но вероятнее всего, не за монтаж или великолепную картинку (хотя и это прекрасно), а за отвагу, упорство бесстрашного путешественника и великолепную, полную опасностей, историю приключений. Всемирная известность пришла к Туру после его легендарного путешествия в 1947 году. Долгое время путешественник не был согласен с официальной теорией, что население Полинезии происходит из Азии, поэтому выдвинул свою гипотезу: что на островах также могли высадиться люди с Американского континента. Чтобы доказать свое предположение в 1947 году Тур Хейердал и его единомышленники соорудили плот из бальзового дерева (именно из этого дерева сооружали суда иммигрирующие южно-американские индейцы) и отправились в плавание по Тихому океану.

На плоту Кон-Тики, который был построен по подобию плота южно-американских индейцев, Хейердал прошел более 6500 километров, используя океанское течение. При просмотре этого документального фильма от экрана невозможно оторвать глаз, не смотря на то, что «картинка» отличается от современной и привычной для нас: она черно-белая и уже не соответствует телевизионному формату. Смотря фильм, мы можем увидеть как устроен плот и услышать историю путешествия из уст самого автора. Если в картинах Роберта Флаерти закадрового текста не было, то в фильме Хейердала автор параллельно картинке ведет свой рассказ, полный завораживающих подробностей и опасностей.

Вместе с участниками экспедиции зритель добывает пресную воду, если закончились припасы, погружается в удивительный мир подводной фауны, учиться, как не умереть с голода в открытом океане и обеспечить себе пропитание, но главное, совершает подвиг. Ощущение полного присутствия у зрителя возникает неслучайно. Повествование в этом фильме носит знакомый и привычный для нас репортажный характер (репортаж - жанр, отличающийся динамичной, красочной передачей события, участником которого был сам автор): режиссер участник совершившихся событий, в закадровом тексте он комментирует аудитории происходящие на экране действия.

У экспедиции Хейердала не было никакого сопровождения: во всем океане только плот и коллеги на его борту, и помощи стоило ожидать только от них. Картина бесстрашного режиссера - красочный пример экстремального экранного путешествия. Это путешествие экстремально уже тем, что даже из современников Хейердала вряд ли кто-либо отправился бы за сотни километров от берега в открытый океан на хлипком на первый взгляд плоту. За время путешествия команде режиссера-путешественника пришлось бороться не только с акулами, которые могли напасть на них, но и с самой водной стихией, которая иногда была не на их стороне. За три месяца путешествия из Южной Америки к Полинезийским островам плот и его «жители» перенесли две яростные бури. Но упорство Хейердала так легко не сломить. Он и его коллеги добрались до берегов островов Полинезии целыми и почти невредимыми, с огромным багажом захватывающих историй, и тем самым доказали гипотезу, выдвинутую ученым.

Это путешествие было отмечено не только учеными. В 1951 году документальный фильм, созданный на видеоматериале из этой экспедиции, получил премию киноакадемии «Оскар», как лучший документальный фильм. Это путешествие стало «визитной карточкой» Хейердала и обеспечило ему мировую известность, но что главнее - вдохновило его на последующие. Путешественник совершил еще три экспедиции на построенных по древним египетским и арабским чертежам суднах: Ра I, Ра II и Тигрис (в числе участников этих экспедиций был наш соотечественник Юрий Сенкевич). В 2012 году на экраны вышел полнометражный художественный фильм «Кон-Тики» о невероятной схватке за жизнь посреди бушующей стихии Хейердала и его экипажа плота Кон-Тики. Выход этого фильма в прошлом году не только свидетельство памяти, уважения и восхищения ученым-путешественником, а доказательство того, что экстремальное и адреналиновое направление на телеэкране до сих пор по нраву современному зрителю.

Поэтому с не меньшим интересом телезрители смотрят программы знаменитого охотника на крокодилов Стива Ирвина (1962-2006). С Флаэрти и Хейердалом его объединяет не просто страсть к опасности или адреналину, а научный интерес и не столько развлекательный, а познавательный посыл его программ. Любовь к диким животным у Стива еще с детства: у его родителей в Австралии был небольшой парк рептилий, поэтому Ирвин вырос среди животных, в том числе диких. Уже в детстве он принимал участие в кормлении животных и ухаживал за парком. А в девять лет Стиву разрешили ухаживать за крокодилами. Отец научил его обращаться с опасными рептилиями, и в этом же возрасте Стив уже боролся со своим первым крокодилом.

Первый выпуск передачи «Охотник за крокодилами» вышел в 1992 году. И как не сложно догадаться, основные герои его передач - крокодилы, змеи и другие пресмыкающиеся. И если в вышеописанных в этом параграфе фильмах и передачах герои противостояли природной стихии, то при просмотре программы «Охотник за крокодилами» у зрителя замирало сердце от чрезвычайно близкого общения отважного Стива Ирвина с дикими животными. Передачи Стива и сейчас зрители иногда смотрят с закрытыми глазами, так пугают аудиторию его эксперименты с опаснейшими животными. В целом, его фильмы не воспринимались как шокирующие, так как Стив был обаятельным, жизнерадостным и смелым человеком, он завораживал зрителя неподкупным интересом, увлеченностью и даже влюбленностью в своих опасных героев.

К сожалению, в 2006 году он был убит под водой электрическим скатом на съемках фильма, которым он хотел убедить зрителей, что скаты не так опасны, как о них говорят. Его захватывающие передачи по сей день многие помнят и пересматривают, и, при всем том, что видели их сотни раз - пугаются и переживают за ведущего.

Стив Ирвин не единственный представитель экстремального анималистического документального жанра. На канале National Geographic выходит сериал «Дикая Америка». В каждом новом эпизоде ведущий и натуралист Кейси Андерсон дает зрителю возможность приблизиться к опасным видам животных и дикой природе. А для зоолога Кевина Ричардсона нет ничего особенного в том, чтобы спать, обнявшись со львом, или в купании с леопардом. Свою дружбу с дикими кошками он наглядно демонстрирует в документальном фильме «Белый лев». На современном телевидении программы, в которых ведущий взаимодействует с опасными животными, хищниками, занимают отдельную прочную нишу, благодаря спросу аудитории на них. Их научная направленность не единственное, что объединяет экранные произведения об экстремальных путешествиях Ирвина, Хейердала и Флаэрти. Общим является наличие репортажности: они динамичны, в них явно преобладает авторское начало, и посвящены они, как правило, каждый своей узкой теме. А также все эти единицы экранного контента могут относиться к жанру реалити-телевидение (от англ. <#"justify">Перед тем, как перейти к анализу познавательного направления передач об экстремальных путешествиях, мы считаем необходимым несколько слов сказать о передаче «Мир наизнанку». Передача эта своеобразная, в ней сразу можно найти методы и приемы подачи материала всех трех выделенных нами направлений экранных экстремальных путешествий. Подобно Джакопетти, Дмитрий Комаров в своей программе «Мир наизнанку» показывает обратную сторону жизни. Автор этого проекта, который выходит на телеканале 1+1 путешествует по странам и в те места, куда нормальный турист вряд ли поедет - в эти направления не принято ездить с туристическими целями. Автор выбирает самые экзотические направления: Индия, Камбоджа, Африка, Вьетнам, Новая Гвинея.

«В этом проекте вы не увидите банальных рассказов о знаменитых туристических достопримечательностях, описанных в каждом путеводителе. В кадре только настоящая экзотика и взгляд на страну изнутри. В своих телепутешествиях Комаров не сторонний наблюдатель - он всегда полноправный участник событий», - так описывается программа на официальном сайте канала 1+1. И это действительно так. Путешествия экстремала камера снимает в режиме нон-стоп, ведущий он же автор, сценарист, режиссер постоянно в кадре, постоянный участник событий.

Также как и в фильмах Джакопетти на экране зритель видит редкие традиции, незабываемые и необычные знакомства с аборигенами, их уникальные ритуалы и многие другие шокирующие факты, которые вряд ли можно увидеть где-то еще. «В цикле про племя масаи мы подробно раскрывали тему о том, что у них нетипичные в нашем представлении семейные отношения. У них нормально, что с женой воина может спать любой другой житель племени, приблизительно его возраста, который обязательно прошел обряд обрезания и вместе с мужем этой девушки пил кровь и ел мясо. Это действительно есть, не наиграно. И когда камера выключалась, они меня переспрашивали: «Хочешь мою сестренку, хочешь мою жену?». Это правда». Но с одной лишь разницей - Джакопетти обнажал эти традиции, как нечто невероятно ужасное, а Дмитрий Комаров в эти традиции пытается вписаться, их изучить и показать всем. К своим героям, он относится дружественно. Это заметно по стилю ведения передачи: легкому, непринужденному, внимательному, с юмором. Ведь задача путешественника дать зриетлю всестороннюю социально-психологическую ориентацию, совокупность идей, эмоций, мнений.

В экзотические страны Дмитрий Комаров едет не как турист, а как местный житель. Для автора не составит трудности последовать древней традиции африканского племени и выпить говяжью кровь с молоком, или съесть сырое мясо змеи.

В программе «Мир наизнанку» благодаря съемочной группе зритель видит по-настоящему шокирующие кадры. Вот ведущий пробует жареных пауков и при этом комментирует: «ну что, мистер «ядовитый зуб», я тебя поймал, я тебя и съем. Похож на куриную корочку, пережаренная курица, не противно, довольно вкусно», а вот убегает от африканского племени, в руках у которого автоматы Калашникова. Для зрителя, да и для самого ведущего, все эти явления шок, но не такой, как у Джакопетти - не ужасающий, не противный. А добрый, потому что так эту информацию преподносит ведущий: с юмором, положительными эмоциями и положительными комментариями.

Помимо шока от трэша, опасностей, зритель получает много полезной информации. В первую очередь, ведущий настоятельно советует изучить основные правила и традиции местного населения, чтобы не обидеть и не оскорбить своим поведением окружающих людей. Иначе можно попасть в смертельно опасную ситуацию. Много есть практических советов: какой валютой пользоваться, как организовывать фотосъемки туристам, каких выбирать гидов и т.д. Знания эти вдвойне полезны туристам, так как путешествует Д.Комаров по самым диким и отдаленным от цивилизации маршрутам.

2.2 Познавательное направление программ об экстремальных путешествиях

В настоящее время направление экстремальных экранных путешествий испытывает дефицит ярких авторов и ведущих. Личность в таких программах и фильмах имеет большое значение, ведь она является посредником между зрителем и той реальностью, что показана на экране. А в программах, где познавательная и просветительская функция стоит на первом месте авторитет ведущего неотъемлемая часть. Задачи не только развлекать, но и развивать, просвещать в разной степени и в разных форматах и жанрах реализуется на многих телеканалах. Это еще одно направление журналистики, которое преподносит аудитории не просто факты, а культурные и научные знания. Эта функция, по мнению А.В. Юревича, выступает «связующим звеном между наукой и массовым сознанием» и тем самым создает познавательное телевидение. Цель такого телевидения не просто дать объективную картину мира своему зрителю, а сформировать у него научное мировоззрение. В таких программах авторитет ведущего очень важен, ведь зритель должен ему доверять и прислушиваться к его советам. Сегодня большое влияние на выбор ведущего оказывает редакционная политика телеканала.

Среди большого количества современных передач об экстремальных путешествиях, вектор которых можно определить как прагматическо-познавательный, акцент в сюжетах и материалах передач делается на полезности получаемой аудиторией информации. То есть задача этих программ не просто повергнуть зрителя в шок, испугать или удивить. Этот сегмент телевизионного контента экстремального характера выполняет функцию научить зрителя, дать полезный совет как можно поступить в той или иной опасной ситуации.

Особенностью познавательных программ является то, что герои и ведущие обычно не подвергаются настоящей опасности или риску, они находятся в смоделированных экстремальных условиях и ситуациях. Часто в таких программах используются реконструкции и постановочные съемки. По своему формату эти передачи более близки к игровым шоу, реалити-шоу, но, тем не менее, в них есть элементы экстрима, риска, опасности и даже трэш-эстетики. Примером таких программ можно считать проекты Первого канала «Последний герой» и «Сердце Африки», «Дикий мир» Тимофея Баженова и другие.

Интересна еще одна особенность таких программ. Там редко можно встретить прямые инструкции. Советы, которые даются в этих передачах, направлены на развитие собственного мышления зрителя и дают ему возможность самому увидеть, как можно поступить в той или иной ситуации. Например, программа «Дикий мир» с Тимофеев Баженовым: это одновременно и захватывающее реалити-шоу, и интересная программа о животных. Телезритель вместе со съемочной группой наблюдает за жизнью зверей и птиц, и в это же время становится свидетелем работы и жизни экспедиции в условиях дикой природы. Но главное, что эта передача, обладает множеством интересной, познавательной и полезной информации. Помимо того, что программа Баженова обладает прагматическим направлением, она также сочетает в себе элементы уже описанных нами двух типов: она построена на шоке, иногда трэш-эстетике, и показывает борьбу человека с природной стихией. Но при этом надо помнить, что условия, в которых находятся герои по большей части псевдоэкстремальные или сымитированныею.

Тем не менее, «Дикий мир» Баженова может быть полезным как для любителя исследовать повадки диких животных, так и для поклонника лесных походов. В разных эпизодах программы Баженов и участники экспедиции «гоняются» за разными дикими животными: в этом выпуске экспедиция едет на Урал в поисках оленей, в следующем отправляется на Кавказ за лесными котами. Баженов со своей командой, в отличие от многих отечественных телевизионных путешественников, колесит по бескрайним просторам родной страны - России, в поисках необычных животных и кадров. И хоть колесит он на мощных внедорожниках, организовывать ночлег все равно приходится в диком лесу: тут полезную информацию для себя могут найти не только любители походов и охоты, а также приверженцы набирающего популярность экотуризма. Как поставить палатку, развести костер, советы из уст Тимофея Баженова: «Если уж вы отправились в лес и организуете там свой быт - устанавливаете палатку и все необходимое - по возможности, не вредите окружающей природе. Живите тихо, не слушайте музыку, и вам многое удастся увидеть. И не только мелких зверушек, но и более крупных особей. Всегда нужно помнить, что в 99% случаев животные сами не нападают на человека, который ведет себя правильно. А правильное поведение в нашем случае - это политика невмешательства».

Программы о выживании в диких условиях, подобные «Дикому миру», занимают прочную нишу на современном телеэкране. На телеканале Discovery в 2012 году в эфир выходил документальный сериал «Голое выживание» с Эдом Стаффордом. Герой сериала - первый человек, который прошел вдоль Амазонки. Но теперь он решил испытать свои силы на необитаемом острове без всяких средств к существованию: лишь одна видеокамера, которая фиксировала его деятельность. В течение 60-ти дней Эд добывает воду, пищу, огонь, сооружает жилище и демонстрирует зрителю свои навыки выживания.

Не отстает от Эда Стаффорда и Беар Гриллс, который в течение семи сезонов сериала «Выжить любой ценой» на телеканале Discovery путешествует по диким и опасным уголкам планеты и поражает зрителя своими знаниями о выживании, встречаясь лицом к лицу с дикими животными и опасными стихиями. Зритель вместе с героем проходит в горах, пустынях, непроходимых джунглях, необитаемых островах, в лесах Европы, также путешествует по Сибири и много еще где.

Мужественный герой в сложнейших условиях, необыкновенной порой красоты дикая местность, все это немного напоминает Флаэрти. Но герой перед камерой суетлив, за короткое время передачи он должен многое рассказать и показать, поэтому фиксируешь взгляд на шокирующих моментах. Вот герой поедает червей, вот откусывает змее голову и съедает ее сырой и т.д. Прекрасный по своим задачам сериал многое теряет из-за спешной подачи материала. Да, зритель многому может научиться с помощью полезных советов Бэара Гриллса, но по-настоящему проникнуться суровой атмосферой дикой и опасной природы, по-настоящему проникнуться уважением к герою, он не успевает. Успеть бы запомнить, еще лучше, записать советы и рекомендации.

Ведущие этой программы «Выжить вместе» на Discovery Коди Лэндин и Джо Тети расскажут зрителю, как, имея один коробок спичек, выжить в лесу. В «Выжить вместе» эксперты по выживанию попадают в ситуации, которые могут произойти с каждым: например, оказаться на необитаемом острове в результате кораблекрушения, или попавшие в снежную ловушку альпинисты, потерянные туристы. Опытные знатоки своего дела покажут телезрителю выход из любой экстремальной ситуации. Ведущие этих программ - авторитетные люди в своей сфере деятельности. Коди Лэндин занимается выживанием более двадцати лет, а другой (Джо Тети) является боевым ветераном спецопераций в Ираке и Афганистане. Авторитетом обладает и Беар Гриллс, бывший солдат <#"justify">Моя планета

Один из молодых отечественных телевизионных каналов. Был открыт в 2009 году. Целевой аудиторией канала являются путешественники, а также интересующиеся и активные люди всех возрастов. На «Моей планете» телезрители увидят программу «Вокруг света» с известным тележурналистом Михаилом Кожуховым, «Рейтинг Баженова», «Автопутешествие с Денисом Соломовичем», «Планета без предрассудков» и многие другие. Предполагается, что Моя планета будет российским конкурентом Discovery и National Geographic.

Герои цикла программ «Охотники за адреналином» подобно Хейердалу, Конюхову и Фоссетту участвуют в покорении горных вершин, океанских просторов и воздушных пространств. В поисках адреналина герои проекта отправляются в самые отдаленные уголки нашей планеты, чтобы принять участие в рискованных экспериментах. Все передачи сделаны в жанре reality adventure, что позволяет зрителям почувствовать себя участниками приключений.

Телепутешествия

На канале часто показываются экспедиции в труднодоступные экзотические уголки планеты, путешествия в крупнейшие мегаполисы и центры мировой культуры, исследование современных и древних чудес света, рассказы о самых интересных туристических маршрутах. Канал «Телепутешествия» представляет лучшие отечественные и зарубежные программы о путешествиях. С 2007 года на канале зритель может увидеть программы российских журналистов «Вокруг света», «Путешествие натуралиста», «Непутевые заметки». И познакомиться с лучшими программами зарубежных документалистов - «Покорители глубин» (Великобритания), «Вокруг Арктики» (Новая Зеландия), «Красочная планета» (Германия). В 2012 году канал в течение нескольких недель транслировал и выпускал репортажи из экспедиции Федора Конюхова «По следам Великого Шелкового Пути». Зритель следил за преодолением пути участников экспедиции благодаря корреспонденту канала, участвующему в путешествии.TV

Первый русскоязычный телеканал о Мировом Океане и истории отношений человека и моря. Программы о водных видах спорта, экстрим, дайвинг, судомоделизм, путешествия-кругосветки. Специальные проекты - освещение частных историй и личных побед при покорении Мирового океана. Одна из приоритетных задач телеканала - способствовать развитию интереса телезрителя к знаниям. Полный динамики и драматизма приключенческий сериал «Экстремальный контакт» показывает, насколько близко человек может подобраться к самым неукротимым и жестоким созданиям на Земле. Программа, сделанная в жанре реалити, вовлекает зрителя в опаснейшие приключения команды отчаянных экстремалов, которые испытывают себя в схватке с наиболее опасными представителями животного мира. Также на канале выходят программы «Неугомонный путешественник <#"justify">Amazing Life

Российский познавательный и развлекательный телеканал, популяризирующий здоровый и активный образ жизни. Условно сетка вещания телеканала делится на три части. Одна из них обязательно посвящена вопросам здоровья и включает в себя образовательные программы. Другая часть нацелена на эстетическое воспитание и поддержку духовного здоровья. В нее входят видеозарисовки и документальные фильмы о красоте природы и искусстве. Программы о необычном, что поражает воображение («удивительное рядом»), - экстремальном спорте, достижениях человека, загадках природы, следах ушедших цивилизаций и многом другом - составляют основу телеканала. Благодаря программе «Практическое руководство экстремального туриста» телезритель может решиться на захватывающее приключения по экзотическим странам: Индонезия, Южная Африка, Марокко, Занзибар, Танзания. Тем более, советы как сделать это правильно у зрителя уже будут. В каждом новом эпизоде сериала в различнх сюжетах аудитории рассказываются секреты правильного экстремального туризма.

Русский Экстрим

Первый российский телеканал, посвященный экстремальным видам спорта и экстремальным путешествиям, и вообще всему, что связано с риском и опасностью и требует мужества и силы воли. Практически все передачи связаны с приключениями, поездками в разные точки мира, где проходят те или и иные соревнования. Есть специальные программы о путешествиях. «Экстремальные блондинки» <#"justify">Заключение

Анализ теоретического и эмпирического материала позволил выявить несколько типов экранных произведений об экстремальных путешествиях.

В первую группу мы включаем те экранные произведения, в которых показываются экстремальные явления, что-то из ряда вон выходящее за пределы наших представлений о действительности. Это скорее путешествия за экстремальным, нежели экстремальные путешествия. Авторы отбирают в своих путешествиях такие факты из жизни местных жителей, которые приводят зрителя в шок. Эта информация может быть не связана с риском или опасностью ни для авторов, ни для героев, но удивляет зрителя, шокирует, ужасает.

Чаще всего эти экранные произведения выполнены в стилистике трэша. Яркими примерами этого направления являются документальные фильмы Гультиеро Джакопетти «Прощай, Африка», «Собачья жизнь», Бруно Вайлати «Дневник Нептуна» и программа «Мир наизнанку» с Дмитрием Комаровым. Три экранных произведения хоть и связывает то, что в них зритель видит ужасающие, пугающие и ввергающие в шок кадры, тем не менее, они различны. Джакопетти в своих фильмах показывает жизнь такой, какая она есть, не приукрашенную ничем, со всеми ее отвращениями, чем вызывает у зрителя шок, но скорее негативного характера. Также Джакопетти использует документальные съемки, в отличие от Бруно Вайлати. В «Дневнике Нептуна» режиссер удивляет зрителя постановочными кадрами, которые не менее впечатляющие, чем естественные. Современная программа Дмитрия Комарова является смесью описанных выше двух произведений. В «Мире наизнанку» ведущий действительно показывает обратную сторону жизни. Он путешествует по экзотическим странам и знакомится с местным населением, которое порой не прочь полакомиться ведущим, пробует необычные блюда традиционной кухни разных племен и народов. Эта программа также содержит шокирующие кадры, но восприятие их зрителями положительное, это происходит благодаря манере подачи материала ведущим: с эмоциями, юмором, уважением к героям программы.

Во вторую, более многочисленную группу, мы включаем экранные произведения, посвященные экстремальным, опасным путешествиям. Путешествиям, связанным с риском и опасностью, порой смертельной. В таких программах путешествующий герой или автор (он же экранный герой) борется за жизнь, как правило, со стихией, будь то шторм, непроходимые горы, палящее солнце, трескучий мороз и прочие неприятные природные явления, встающие на пути путешественника. Но с которыми он не боится справиться, как герои документальных фильмов Роберта Флаэрти и Тура Хейердала или современный путешественник Федор Конюхов. На этот риск (встретиться со стихией лицом к лицу) они идут обдуманно, преследуя каждый разные цели. Флаэрти и Хейердал научные (Флаэрти изучал «брошенные» народы, которым приходилось жить в жестких условиях, а Хейердал хотел доказать собственную научную гипотезу), Конюхов - самопозновательные.

Иногда опасность представляют и встречающиеся на пути люди, животные. Борьба за жизнь ведется в диких непривычных для героя условиях. Но трудно сказать, что Стив Ирвин чувствовал себя неуютно среди огромных и опасных крокодилов, которых изучал, ловил и с которыми контактировал в программе «Охотник на крокодилов». Для этого человека не было опасных животных, просто для каждого нужен свой подход, о чем рассказывает обаятельный ведущий в своих программах. И с чем согласен Кейси Андерсон, ведущий программы «Дикая Америка», который позволяет зрителю приблизиться к самым опасным животным. Эти программы схожи своей репортажной подачей - ведущий неотъемлемый участник того, что происходит на экране.

В этой второй группе мы особо выделяем те передачи, в которых экстремальные ситуации смоделированы, либо реконструированы создателями передач, и задача героев продемонстрировать способы благополучного выхода из смертельно опасной ситуации. Например, такие программы, как «Выжить любой ценой», «Рейтинг Баженова», «Голое выживание» и «Выжить вместе» и другие объединяет схожесть подачи материала: это опять же репортажные съемки, непосредственное участие ведущего в происходящем. В каждой программе герой борется за выживание, отличается лишь место, где это происходит: необитаемый остров, открытый океан, джунгли или пустыня. У этих передач задачи не только показать жестокую реальность, а помочь с ней справиться.

Такие программы могут быть инструкциями в экстремальных ситуациях. Их мы называем познавательными программами. Следует отметить, что их доля в телевизионном вещании постоянно растет, так как современный зритель относится к телевизионной информации довольно прагматично. Ему нужна полезная информация. К тому же смоделированные и постановочные ситуации могут быть воплощены на экране в более яркой форме, так как у авторов есть больше художественных возможностей в создании и отборе материала.

Такие разнообразные подходы к подаче материала в экранном воплощении экстремальных путешествий свидетельствуют о том, что этот сегмент телевизионного контента активно развивается, обладает большими возможностями в использовании выразительных средств, приемов и методов, дающих возможность авторам создавать яркий телевизионный продукт.

Список источников литературы

Книги

.Абрамов Я.В. Г.М. Стэнли, его жизнь, путешествия и географические открытия. М., 1998.

2.Белянинов С.А. Документальный видеофильм: Этап становления. - М.; Искусство, 1982.

.Березанская С. М. Книги и статьи о документальном кино М., 1986.

.Бобков А.К. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та.,2005.

.Вакурова Н.В, Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. - М.: Проспект, 1997.

.Васильков И.А. Экран рассказывает о науке. - М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1977.

.Верн Ж. История великих путешествий. М.: Престиж бук, 1993.

.Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М.: Искусство, 1966.

.Ворошилов В.В. Журналистика: Учебник / В.В. Ворошилов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2009.

.Герлингхауз Г. Кинодокументалисты в битвах нашего времени. -М.: Радуга, 1986.

.Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2001.

.Документальное кино XX века: Кино-операторы от А до Я. - М.: «Материк», 2005.

.Досуговая журналистика в России: Материалы Межвузовской научно-практической конференции / Под ред. Л. Р. Дускаевой, В.И. Шароградского. - СПб.: Астерион, 2009.

.Егер О. Всемирная история. М., 2005.

.Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. - М.,1999.

16.Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения: основные понятия и комментарии. М., 1997.

.Егоров В. Телевидение: страницы истории. М., 2004.

18.Жанры кино. - М.: Искусство, 1979.

.Згуриди А. Экран. Наука. Жизнь. М., 1983.

.Згуриди А.М. По следам диких животных. - М: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1985.

21.Ильченко С.Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий. СПб., 2009.

.Ильченко С.Н., Познин В.Ф., Почкай Е.П. Технология СМИ. Творческие профессии на ТВ и радио. - СПб, 2003.

23.Кацев И.Г. История российского телевидения: Курс лекций. - М.: Изд-во Рос. Гос. Гуманит. ун-та, 2004.

.Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа: Учеб. пособие. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001.

.Красняк А.О. Всемирная история. М., 2009.

.Козловский В.Н. Телевидение: Взгляд изнутри. 1957-1996 годы. - М.: Готика, 2002.

.Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. М., 2002.

.Лапина И.Ю. Основные тенденции функционирования научно -популярного телевидения. Автореферат кандидатской диссертации. М., 2005.

.Магидович И., Магидович В. Очерки по истории географических открытий.Т.5. М.: Просвещение, 1986.

.Маслова Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма. М., 1977.

.Мастера зарубежного киноискусства/ Флаэрти Р.: Статьи. Свидетельства. Сценарии. - М.: Искусство, 1980.

32.Мельник С.Г. Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2008.

.Михалкович В.И. О сущности телевидения. - М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 1998.

34.Муратов С.А. Пристрастная камера: Учеб. пособие для студентов вузов / С.А. Муратов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004.

.Муратов С. Документальный телефильм как социальное и эстетическое явление экранной журналистики. : Дис. Д-ра филол. Наук: 10.01.10.

.Мусский И.А. 100 великих режиссеров. М., 2008.

.Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: Истоки, формы и методы воздействия. - СПб.: Алетейя, 2008.

.Осинский В. Публицистические жанры ТВ. СПб, 1992.

39.Пири. Северный полюс. Р. Амундсен. Южный полюс. Изд.: Мысль <http://www.ozon.ru/context/detail/id/856470/>, 1981.

.Пифагетта А. Путешествие Магеллана. М.: Эксмо, 2009.

.Почкай Е. Технология СМИ. Выразительные средства телевидения и радио. СПб, 2000.

.Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2003.

.Реди Е. Имидж ведущего научно-популярных программ современного отечественного телевидения. Дипломная работа. СПб,2004.

.Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001.

.Страшнов С.И. Просветительство и журналистика. - Иваново: Изд-во Ивановского ун-та, 2004.

47.Стэнли Г.М. Как я нашел Ливингстона. М., 1990.

48.Твист К. Марко Поло. Эпоха странствий. М., 2011.

.Урнов М. Роберт Льюис Стивенсон (Жизнь и творчество). М.: Правда, 1967, с. 55

50.Фрумкин Г.М. Телевизионная режиссура. Введение в профессию: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2009.

51.Ханке Х. На семи морях. Моряк, смерть и дьявол. Хроники старины. М.: 1989.

.Хейердал Т. Ра. Изд: Дрофа, Армада-Пресс. 2002.

.Цвик В. Телевизионная журналистика: История. Теория. Практика. М.: Аспект-пресс, 2004.

.Шнейдеров В. Путешественник кинолюбитель. М., 1961.

55.Юревич А.В. Социогуманитарная наука в современной России: адаптация к социальному контексту. М., 2004.

.Явчуновский Я.И. Документальные жанры: Образ, жанр, структура произведения. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1974.

Статьи

1.Rush HD - экстремальная зависимость! // Теле-Спутник - 2009. -№4.

2.Анашкин С. Разглядеть в чужаке самого себя (антропологическое кино) // Искусство кино. - 2008.

3.Андреева Н.А. Влияние редакционной политики на формирование образов телеведущих. // Коммуникация в современном мире / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2001.

.Грачева Е. Жизнь и кино Роберта Флаэрти // Сеанс. - 2011. - №32

.Манскова Е.А. Роль треш-эстетики в формировании современной концепции телевизионной документалистики. // Медиаскоп. - 2009. - №1.

.Меренков С. Гультиеро Джакопети и Франко Проспери - отцы MONDO жанра. // CULT Cinema. - 2006.

.Мухаметшина Е. Правила жизни. Федор Конюхов // Esquire. - 2012.

8.Почкай Е.П. Телевидение в адреналиновой упаковке или экстремальное на телеэкране // Медиа, демократия, рынок в современном обществе / материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. СПб, Астерион, 2011.

.Почкай К.Д. Трэш-эстетика на экране: телевидение, кино и компьютерные игры//Медиа. Демократия. Рынок. Часть 2. Функционирование средств массовой информации в сфере досуга/ Материалы Международной научно-практической конференции. СПб, Астерион, 2010.

.Сущность и содержание понятия «эдьютеймонт» в отечественной и зарубежной педагогической науке // Вестник высшей школы. - 2013. - №2.

Видеоматериалы

.«Нанук с Севера» Флаэрти Р. 1922

2.«Человек из Арана» Флаэрти Р. 1934

.«Кон Тики» Т. Хейердал 1949

.«Прощай Африка» Г. Джакопетти, 1966

.«Собачий мир» Г. Джакопетти, 1962

.«Шокирующая Азия» Р. Олсен, 1974

.«Ныряльщики» Б. Вайлатти, 1980

.«Человек, спустившийся с Эвереста» Б.Найзик 1975

.«Кон Тики» Э. Сандберг, Х. Роннинг 2012

.«Охотник за крокодилами» Легенды Галапагосов 2001

.«Охотник за крокодилами» Опасные африканцы 1999

.«Охотник за крокодилами» Крокодилы в городе 2004

.«Охотник за крокодилами» В поисках крокодила-гиганта 2001

.«Охотник за крокодилами» Крокодилье побережье 2003

.«Выжить любой ценой» Горы Аляски, 2006

.«Выжить любой ценой» Сьерра-Невада, 2006

.«Выжить любой ценой» Исландия, 2007

.«Выжить любой ценой» Европейские Альпы, 2006

.«Выжить любой ценой» пустыня Моаб, 2006

.«Выжить вместе» Укушенные 2011

.«Выжить вместе» Побег из Африки 2011

.«Выжить вместе» Остров гиппопотамов 2011

.«Выжить вместе» Вверх по реке 2011

.«Выжить вместе» Дорога в никуда 2011

.«Голое выживание» 1 сезон 1 серия 2012

.«Голое выживание» 1 сезон 2 серия 2012

.«Голое выживание» 1 сезон 3 серия 1012

.«Мир наизнанку» Вьетнам 2013

.«Мир наизнанку» Индонезия, Новая Гвинея 2013

.«Мир наизнанку» Кения, Танзания, Эфиопия, 2012

.«Мир наизнанку» Камбоджа 2013

.«Орел и решка» Канкун 2011

.«Орел и решка» Мачу-Пикчу 2012

.«Орел и решка» Абу-Даби 2013

.«Голод» реалити-шоу 2003

.«Последний герой» 2 сезон 2003

.«Сердце Африки» 2005

.«Опасные встречи» Крокодилы-людоеды 2013

.«Опасные встречи» Поймать бегемота 2013

.«Опасные встречи» Гигантская рыба-пила 2013

.«Я не должен был выжить» В сердце темноты 2006

.«Я не должен был выжить» Прогулка в ад 2006

.«Я не должен был выжить» Один в джунглях 2010

.«Дикая Америка» По следу пумы 2013

.«Дикая Америка» Король росомах 2013

.«Дикий мир» Шатунишка 2008

.«Дикий мир» Прирожденные людоеды 2003

.«Дикий мир» Боги смерти 2005

.«Дикий мир» Стая 2008

.«Рейтинг Баженова» Могло быть хуже 2013

.«Рейтинг Баженова» Человек для опытов 2013

Интернет-источники

.Свободная интернет энциклопедия Википедия

2.Официальный сайт канала Телепутешествия

.Официальный сайт канала Моя планета

.Официальный сайт канала Amazing LIFE

.Официальный сайт канала OCEAN-TV

.Официальный сайт канала Discovery Channel

.Официальный сайт канала National Geographic

.Официальный сайт канала 1+1

.Официальный сайт канала Русский экстрим

.Официальный сайт Федора Конюхова

.Живой журнал

.Русскоязычный киносайт

.Портал о свободе

Похожие работы на - Экстремальное путешествие на телеэкране: российский и зарубежный опыт

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!