Влияние особенностей детско-родительских отношений на проявление агрессивности у подростков

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    529,38 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние особенностей детско-родительских отношений на проявление агрессивности у подростков

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

фЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТвЕННОЕ Бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ)

Факультет психологии

Кафедра психологии поведения и превенции поведенческих аномалий




Выпускная квалификационная работа на тему:

Влияние особенностей детско-родительских отношений на проявление агрессивности у подростков

Направление 030300 - Психология

Выполнила: студентка

Иванова Ирина Владимировна

Научный руководитель

Кандидат психологических наук

доцент кафедры психологии поведения

и превенции поведенческих аномалий

Курбатова Татьяна Николаевна

АННОТАЦИЯ

Для изучения связи детско-родительских отношений и агрессивности подростка было обследовано 93 подростка в возрасте от 13 до 15 лет (учащиеся 7 и 8 классов) и 93 родителей (матерей и отцов) в школе № 4 им. Жака-Ива Кусто г. Санкт-Петербург.

Измерялись: уровень агрессивности подростков. Для диагностики состояния агрессии нами применялся опросник «Баса-Дарки» и для оценки личностной агрессивности и конфликтности нами применялся тест (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)

Выявлялись: родительское отношение к подросткам. Для выявления родительского отношения нами использовался тест-опросник родительского отношения (Варга-Столина) и для диагностики родительско-детских взаимоотношений мы применяли тест-опросник ВРР.

Обработка данных: сравнительный и корреляционный анализ.

Результаты. Родительские отношения к подросткам статистически значимо коррелирует с уровнем агрессии подростков: более высоким показателям агрессивности соответствует высокий уровень проявления авторитарности, эмоциональное отрицательное отношение, психологическая дистанция и инфантилизированность.

Таким образом, проявление подростками агрессивных тенденций является следствием внутрисемейных дисгармоничных отношений.

Введение

Проблема агрессивности подростков одна из самых значительных проблем современной психологии.

На сегодняшний день выделен целый ряд факторов, способствующий возникновению, закреплению и проявлению агрессии.

Среди них: социально-психологические, микросоциальные, макросоциальные, личностно-психологические и биолого-психологические факторы. Решающую роль в агрессивном поведении индивида играют микросоциальные факторы, которые определяется характеристиками родительской семьи (ее состава, качества воспитания, благоприятными или неблагоприятными условиями воспитания), самого индивида (социальное и имущественное положение, уровень образования, трудовой статус), особенностями межличностного взаимодействия (формальный, неформальный статус индивида, мера индивидуальной адаптации, коммуникативные предпочтения и проч.). Проагрессивными факторами среди перечисленных, как правило, признаются: употребление родителями алкоголя, наркотиков, негативное воспитание ребенка, недостаточный уровень его социализации, влияние антисоциальной среды, особенности воспитания и социализации у мальчиков по сравнению с девочками и т.д.

Результаты исследования доказывают тот факт, что агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте. Изначально агрессивные поступки детей оказываются обусловленными сиюминутными побуждениями без учета понимания их нравственного значения. В результате неоднократного повторения такого поведения, при отсутствии должной оценки и корректирующего воздействия, оно постепенно становится устойчивым, не связывается более с конкретной ситуацией, в которой первоначально возникает, и превращается в устойчивую черту личности.

Взаимодействие ребенка с родителем является опытом взаимодействия с окружающим миром, то этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

Проблема агрессивности нашла свое отражение в теоретических исследовании, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения таких психологов, как Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Берковиц, А. Бандура и др.

Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

Таким образом, целью нашего исследования является выявить виды родительских отношений, которые в наибольшей степени влияют на развитие агрессивного поведения у подростков.

Предметом нашего исследования является выявление агрессивных тенденции в детско - родительских отношениях.

Объектом нашего исследования являются подростки и их родители.

В качестве гипотезы исследования мы выдвинули предположение о том, что уровень агрессивного поведения у подростков зависит от стиля детско-родительского взаимодействия: при положительном родительском стиле отношения к ребенку подростки менее агрессивны, чем их сверстники при дисгармоничной родительской позиции.

Для проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи:

.Изучить проблему детско - родительских отношений;

.Произвести анализ подходов к проблеме агрессивности в зарубежной и отечественной психологии;

.На основе литературных данных дать психологическую характеристику подросткового возраста; выделить особенности и факторы возникновения, закрепления и проявления агрессивности подростков;

.Выявить уровень агрессивности подростков.

.Выявить родительское отношение к подросткам;

.Установить связи между агрессивным поведением и детско-родительскими отношениями: установить факторы родительского отношения, в наибольшей степени влияющие на уровень проявления агрессивного поведения подростков.

.Опираясь на результаты исследования провести корреляционный анализ влияния особенностей поведения родителей на проявление агрессивности у подростков.

В исследовании нами были использованы следующие методики:

. Для диагностики состояния агрессии нами применялся опросник «Баса-Дарки».

. Для оценки личностной агрессивности и конфликтности нами применялся тест (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)

. Для выявления родительского отношения нами использовался тест-опросник родительского отношения (Варга-Столина).

. Для диагностики родительско-детских взаимоотношений мы применяли тест-опросник ВРР.

семья агрессия подросток родительский

ГЛАВА 1

.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

1.1.1 Понятие о семье

Семья - это малая социальная группа или общность людей, основанная на супружеском союзе и родственных связях, объединенная общей деятельностью и осуществляющая воспроизводство населения, преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержание существование ее членов (Антонов А.И., Медков В.М.) [1]

Антонов считает, что лишь наличие такого триединого отношения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующихся только супружеством, но не родительством и кровным родством).

Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством или супружеством. [2]

Функции семьи.

Основными функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова [3], являются:

· репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

· экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

· воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

· коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

М. С. Мацковский [4] основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.

Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А. Г., 1968; Антонова. И., Медков В. М., 1996; Навайтис Г., 1999). Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье (Антонов А. И., Медков В. М)[2].

В отдельные исторические периоды семья выполняет все или почти все вышеназванные функции, в другие периоды часть из этих функций берет на себя государство.

Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. Такое понимание функций семьи, по мнению автора, позволяет обоснованно отделить семью от других, похожих на нее по некоторым признакам малых групп (например, пар, поддерживающих постоянные сексуальные отношения) (Навайтис Г.).[5] Тот же автор, исходя из семейных функций, перечисляет несколько групп потребностей, удовлетворяемых семьей: потребности, связанные с отцовством и материнством, потребности, связанные с созданием и поддержанием некоторых материальных условий жизни семьи, и потребности в физической и психической интимности [5]с. 6-7.

Структура семьи.

Структура семьи - это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. [6]

Под структурой семьи также понимают способ обеспечения ее единства и функционирования как социального института (Харчев А. Г.,).

Среди множества различных вариантов состава, или структуры семьи наиболее известно ее разделение на

·«нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

·«пополненная семья» - увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

·«смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

«семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Леви Д.)[7].

А. И. Антонов и В. М. Медков выделяют по составу:

нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

·расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений - прародителей, родителей и детей (внуков).

Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети отданного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью (Антонов А. И., Медков В. М.).

Е. А. Личко [8] разработал следующую классификацию семей:

. Структурный состав:

·полная семья (есть мать и отец);

·неполная семья (есть только мать или отец);

·искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

. Функциональные особенности:

·гармоничная семья;

·дисгармоничная семья.

Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И. В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей:

·централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;

·автономный - муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;

·демократический - управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.

Типы семейных структур по критерию власти [2] разделяют на:

·партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец, матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать, и эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

Для того чтобы дети могли полностью развить и проявить свои способности, они должны расти в отзывчивом социальном окружении. Это становится особенно очевидным, если сравнить достижения детей, воспитывавшихся в нормальной семейной обстановке, с детьми, выросшими в сиротских приютах. Условия развития каждого ребенка можно разместить на непрерывной шкале, начиная от наиболее оптимальных и заканчивая крайне неблагоприятными (такими, которые существуют, например, в сиротских приютах). Естественно, чем хуже условия, в которых растет ребенок, тем больше отклоняется от нормы его развитие (Крайг Г.)[9].

«Люди, не испытавшие в детстве родительской и семейной любви, с возрастом становились несчастными. Не зря вдовство и сиротство издревле считалось большим и непоправимым горем. Обидеть сироту или вдову означало совершить один из самых смертных грехов. Вырастая и становясь на ноги, сироты делались обычными мирянами, но рана сиротства никогда не зарастала в сердце каждого из них» (Белов В. И., 1982, с. 112).

И.С. Кон указывает, что значение семьи как первичной ячейки общества и важнейшего фактора социализации трудно преувеличить. Разговоры об отмирании семьи не учитывают трех важнейших обстоятельств. Во-первых, только непосредственная родительская ласка и забота могут обеспечить то эмоциональное тепло, в котором так нуждается ребенок, особенно в первые годы жизни. Во-вторых, семья представляет собой первичную группу, в которой осуществляется интимный контакт не только детей и родителей, но и детей различных возрастов между собой. В семье дети постепенно приобщаются к сложному миру взрослых. Автор указывает, что воспитанники даже самых лучших дошкольных детдомов отстают в некоторых аспектах от детей того же возраста, воспитывающихся в семье. По мнению И. С. Кона, причина кроется в том, что они практически изолированы от откровенных разговоров взрослых и это затрудняет их ознакомление с некоторыми сторонами жизни: отношения между взрослыми на работе, цена денег и т. д. В-третьих, родительские чувства и забота о детях естественные человеческие чувства, обогащающие индивида как личность (Кон И. С).[10]

1.1.2 Понятие о воспитании

Воспитание - целенаправленное формирование личности <#"868881.files/image001.gif">

где буква M обозначает математическое ожидание.

Корреляционного анализа состояние агрессии по методике «Басса - Дарки» и методика оценки личностной агрессивности и конфликтности (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), где x - данные детей по методике «Варга - Столина» шкала «агрессия» , а y - данные детей по методике Е.П. Ильин, П.А. шкала «негативная агрессивность субъекта»

Данные представлены в таблице № 13.

Для большей наглядности изобразим это графически

Показатели агрессии подростков по методике «Басса - Дарка» (Ряд № 1) и методики оценки личностной агрессивности и конфликтности Е.П. Ильин, П.А. Ковалев (Ряд№ 2).


Из всего выше изложенного мы можем сделать вывод о наличии корреляции для нашей группы исследуемых.

Величина полученного коэффициента корреляции равна 0.8515, приближается к единице и положительна, что свидетельствует о близкой связи выбранных показателей, т.е. мы можем сказать, что, несмотря на малую выборку, полученные данные являются достоверными.

Корреляционный анализ детско - родительских отношений по методике «Варга - Столина» по шкале 1 - «принятие - отвержение» и методике ВРР по шкале 5 - «отвержение - принятие», для большей наглядности оформлено в виде таблицы № 14, где x - данные родителей по методике «Варга - Столина», а y - данные детей по методике ВРР.

Данные представлены в таблице № 14.

Для большей наглядности изобразим это графически

Показатели по методике «Варга - Столина» по шкале 1 - «принятие - отвержение» (Ряд №1) и методике ВРР по шкале 5 - «отвержение - принятие» ( Ряд № 2)


Из всего выше изложенного мы можем сделать вывод о наличии корреляции для нашей группы исследуемых.

Величина полученного коэффициента корреляции равна 0.7795, приближается к единице и положительна, что свидетельствует о близкой связи выбранных показателей, т.е. мы можем сказать, что, несмотря на малую выборку, полученные данные являются достоверными.

Корреляционный анализ детско - родительских отношений по методике «Варга - Столина» по шкале 2 - «кооперация» и методике ВРР по шкале 6 - «отсутствие сотрудничества - сотрудничество», для большей наглядности оформлено в виде таблицы № , где x - данные родителей по методике «Варга - Столина», а y - данные детей по методике ВРР.

Данные приводятся в таблице № 15.

Для большей наглядности изобразим это графически

Показатели по методике «Варга - Столина» по шкале 2 - «кооперация» (Ряд № 1) и методике ВРР по шкале 6 - «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» ( Ряд № 2)


Из всего выше изложенного мы можем сделать вывод о наличии корреляции для нашей группы исследуемых.

Величина полученного коэффициента корреляции равна 0.6784, приближается к единице и положительна, что свидетельствует о близкой связи выбранных показателей, т.е. мы можем сказать, что, несмотря на малую выборку, полученные данные являются достоверными.

Корреляционный анализ детско - родительских отношений по методике «Варга - Столина» по шкале 3 - «симбиоз» и методике ВРР по шкале 4 - «эмоциональная дистанция - эмоциональная близость» для большей наглядности оформлено в виде таблицы № , где x - данные родителей по методике «Варга - Столина», а y - данные детей по методике ВРР.

Данные приводятся в таблице № 16.

Для большей наглядности изобразим это графически

Показатели по методике «Варга - Столина» по шкале 3 - «симбиоз» (Ряд № 1) и методике ВРР по шкале 4 - «эмоциональная дистанция - эмоциональная близость» ( Ряд № 2)


Из всего выше изложенного мы можем сделать вывод о наличии корреляции для нашей группы исследуемых.

Величина полученного коэффициента корреляции равна 0.7388, приближается к единице и положительна, что свидетельствует о близкой связи выбранных показателей, т.е. мы можем сказать, что, несмотря на малую выборку, полученные данные являются достоверными.

Корреляционный анализ детско - родительских отношений по методике «Варга - Столина» по шкале 4 - «авторитарная гиперсоциализация» и методике ВРР по шкалалам 1. «нетребовательность - требовательность», 2 «мягкость - строгость», 3 - « автономность - контроль по отношению к ребенку» для большей наглядности оформлено в виде таблицы № , где x - данные родителей по методике «Варга - Столина», а y - данные детей по методике ВРР.

Данные приводятся в таблице № 17.

Для большей наглядности изобразим это графически

Показатели по методике «Варга - Столина» по шкале 4 - «авторитарная гиперсоциализация» и методике ВРР по шкалалам 1. «нетребовательность - требовательность», 2 «мягкость - строгость», 3 - « автономность - контроль по отношению к ребенку»


Из всего выше изложенного мы можем сделать вывод о наличии корреляции для нашей группы исследуемых.

Величина полученного коэффициента корреляции по шкале 4 - «авторитарная гиперсоциализация» равна 0.4526, по шкале 2 «мягкость - строгость» равна 0.6263, по шкале 3 - « автономность - контроль по отношению к ребенку» равна 0.2178 приближается к единице и положительна, что свидетельствует о близкой связи выбранных показателей, т.е. мы можем сказать, что, несмотря на малую выборку, полученные данные являются достоверными.

ВЫВОДЫ

Используемые нами методики для изучения детско-родительских взаимоотношений и проявление агрессивности у подростков (методика «Диагностика состояния агрессии Баса-Дарки», методика оценки личностной агрессивности и конфликтности (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), методика «Взаимодействие родитель-ребенок», методика родительского отношения А.Я.Варга-В.В.Столин») дали нам возможность выявить уровень агрессивности у подростков и родительские стили отношения к ребенку.

Табличные данные свидетельствуют о том, что несмотря на небольшую выборку полученные данные верны для нашей группы испытуемых и свидетельствуют о выраженной связи коррелируемых данных т.е. выдвинутая нами гипотеза о проявлении подростками агрессивных тенденций являющихся следствием внутрисемейных дисгармоничных отношений верна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема проявления подростками агрессивности всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Практика доказывает, что агрессия не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла, а именно так пытаются поступать родители и педагоги при управлении агрессией сегодня. Сколько нибудь эффективное воздействие на агрессию может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения агрессии, представляем закономерности ее развития и решения, для чего нужна помощь науки. В последние годы научный интерес к проблемам подростковой агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. Большое значение в плане становления агрессивного поведения подростка в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторы семейного воспитания (т.к. именно в семье подросток проходит первичную социализацию):

реакция родителей на не устраивающее их поведение подростка;

характер отношений между родителями и детьми в целом;

уровень семейной гармонии или дисгармонии;

характер отношений с родными братьями и сестрами;

плохие отношения с одним или обоими родителями;

ощущение подростком безразличия к своим чувствам;

отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности жизнью подростка.

Агрессивные подростки осуждаются и отвергаются взрослыми из-за непонимания и незнания причин их агрессивного поведения, вызывая открытую неприязнь и неприятие в целом. Взаимодействие со взрослыми, готовыми понять и принять его, дает агрессивному подростку бесценный опыт, что взрослые бывают разными, а мир не только, что может положительно сказаться на базовом доверии подростка к людям и миру в целом. Т.к. подросток находится в постоянно меняющихся условиях, то и реакция его психики на происходящее изменчива. Поэтому возрастает роль сознательности родителей в критическом отношении к себе как члену семьи и воспитателю, т.е.усиление взаимопонимания в семье зависит от педагогического уровня родителей, что сказывается на развитии и поведении подростка.

Изучив проблему детско-родительских отношений и опираясь на результаты нашего исследования с учетом корреляционного анализа влияния особенностей поведения родителей на проявление агрессивности у подростков мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза о проявлении подростковой агрессии как следствии внутрисемейного неблагополучия верна.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.   Реан А.А. Семья: Психология. Педагогика. Социальная работа -М. 2010г. 13с.

2.      Антонова. И., Медков В. М., Социология семьи, 1996г.

.        Гребенников И.Ф. Основы семейной жизни. М., 1991

.        Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989. стр. 43

.        Навайтис Г. Семья в психологической консультации, г. 1999

.        Беличева, С. А. Сложный мир подростка / С. А. Беличева. - Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. -- 129 с.

.        Леви Владимир. Разговор в письмах., 1993г.

.        Личко А. Е. Подростковая психиатрия (Руководство для врачей). - Л.: Медицина, 1979.

.        Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. с. 287

.        Филиппова Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение в психологии Детский практический психолог. - М.: Просвещение, 2001. 114 с.

11.    С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка

.        С.Ю. Головин. Словарь практического психолога.

.        Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии. Учебное пособие. - СПб.: СПбГУ, 1997

.        Семейная психология - Шнейдер Л.Б.

.        Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 358с.

.        Шнейдер. Психология семейных отношений: Курс лекций. 323

.        Гарбузов В.И. От младенца до подростка - М.: Проспект, 2006. - 196с.

.        Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: ЭКСМО, 2006. - 215с.

.        Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Норма, 2003. - 324с

.        Рахимов А.З. Психология семьи. - Уфа, 2007. - 342с.

.        Владин В.З. Гармония семейных отношений. - Алматы, 2007. - 282с.

.        Куковякин Г.В. Семейная педагогика и психология по возрастам. - Тверь: ЭКО, 2008. 481с.

.        Ковалёв А.Г. Психология семейного воспитания - М.: Проспект, 2006. - 354с.

.        Психологический словарь // Под ред. А. Н. Зинченко. - М.: 2002. - 325 с.

.        Агрессия. Причины, последствия и контроль Берковиц Л.

.        Немов Р.С. Психология. В 3 кн., Кн. 2. Психология образования. - М.: Просвещение: Владос, 1995.

.        Платонова НМ Агрессия у детей и подростков стр. 7

.        Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. М.: Прайм- Еврознак, 2002.-510 с.

.        Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. М.: Прайм- Еврознак, 2002.-510 с.

.        Ковальчук А.В., Рукавишникова Н.Г., Журавлев Д.Н. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков. Ярославль: Ярославльский государственный педагогический университет, 2004.-116 с.

.        Платонова НМ Агрессия у детей и подростков Стр. 8

.        Психология детства Реана А А Стр.334

.        Ташлыков В. А. Общие факторы психотерапии как одна из предпосылок интегративной психотерапии / Интегративные аспекты современной психотерапии.- С.-Пб., 1992.- С. 13-19.

.        Эриксон Э. Детство и общество.- Обнинск, 1993.- С. 23.

.        Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1.- М.: Педагогика, 1986.- С. 365-405.

.        Алемаскин М. А. Психологическая характеристика личности несоврешеннолетних правонарушителей. - Автореф. дис... канд. психол. наук. - М, 1968. - 24 с.

.        Алемаскин М. А. Психологическая характеристика личности несоврешеннолетних правонарушителей. - Автореф. дис... канд. психол. наук. - М, 1968. - 40 с.

.        Кудрявцев В. Н. и др. Социальные отклонения. - М.: Юрид. лит., 1989. - 368с.

.        Румянцева Т. Г. Современный этап исследований на Западе человеческой агрессивности // Философ. науки, № 7, 1989.- С. 127- 131.

.        Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

.        Кочетов А. И. Перевоспитание подростка. - М.: Педагогика, 1977. -120 с.

.        Лупьян Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс ... - Минск.: Выш. школа., 1986. - С. 157-159.

.        Десятников В. И. Лики скрытой депрессии // Факультет «Твое здоровье», № 3, 1989. - С. 66.

.        Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979.- С.42.

.        Кочетов А. И. Перевоспитание подростка. - М.: Педагогика, 1977. -120 с.

.        Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста Фурманов И.А.

.        Выготский Л.С. Педология подростка: Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. т. 3.

.        Шнейдер. Психология семейных отношений: Курс лекций. С. 354

Смирнова Тамара Петровна ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ,2003 г. Издательство «Феникс»

Приложение

Таблица Результаты диагностики по методике Басса - Дарки

№ п/п

агрессия

враждебность

1.Физическая агрессия

2.Косвенная агрессия

3.Раздражение

4.Негативизм

5.Обида

6.Подозрительность

7.Вербальная агрессия

8.Чувство вины












1

24

9

7

5

7

3

6

3

10

7

2

17

5

5

4

6

2

6

4

6

5

3

15

8

4

3

4

5

4

4

7

4

4

19

8

3

3

5

3

5

3

10

5

5

18

9

5

7

5

2

6

3

8

3

6

19

7

4

5

5

3

5

2

10

4

7

16

5

4

6

5

3

2

3

7

5

8

25

9

7

7

7

4

6

3

10

7

9

16

6

3

7

5

2

3

3

8

5

10

13

5

2

4

4

4

2

3

7

7

11

14

7

2

4

6

1

4

3

6

4

12

13

6

3

3

5

2

3

3

5

3

13

16

5

2

4

6

2

2

8

4

14

18

6

5

6

3

4

2

4

10

5

15

15

6

4

4

5

2

3

3

6

4

16

16

6

1

2

8

1

3

3

7

8

17

20

8

7

7

4

4

3

5

9

4

18

19

7

2

3

7

1

3

4

10

5

19

17

5

4

3

5

2

3

2

8

5

20

20

8

3

5

4

5

4

4

13

7

21

19

7

3

4

6

5

3

4

8

6

22

15

5

2

5

5

2

2

3

8

4

23

14

4

2

2

6

3

1

4

6

4

24

17

7

2

4

7

4

4

3

8

5

25

13

4

2

3

5

1

2

2

6

3

26

25

8

7

6

8

5

5

3

10

8

27

15

7

1

3

7

1

4

3

7

5

28

9

3

1

4

1

2

1

2

7

4

29

24

7

8

5

8

4

3

3

8

5

30

15

5

2

4

6

1

2

3

7

4

31

19

6

6

5

6

4

3

3

7

6

32

19

7

2

6

9

5

3

4

8

5

33

12

5

2

2

3

2

3

2

7

5

34

17

9

5

7

7

1

4

5

5

6

35

21

9

2

6

9

3

6

3

10

6

36

27

9

6

7

10

4

5

4

11

6

37

15

3

1

2

6

2

2

3

8

3

38

23

5

9

3

7

5

3

2

7

8

39

17

6

2

5

8

5

3

3

7

5

40

14

5

2

2

6

2

3

2

8

3

41

16

5

1

4

7

3

4

1

8

3

42

15

2

3

5

5

2

1

1

7

4

43

10

4

4

4

1

2

2

2

5

6

44

14

7

2

2

5

2

4

2

7

5

45

28

12

9

7

8

8

4

11

7

46

23

7

7

6

6

3

4

3

10

7

47

15

7

2

2

7

3

5

2

6

3

48

20

6

3

6

8

5

4

2

9

6

49

20

8

2

7

9

3

5

3

9

5

50

26

10

6

8

10

5

7

3

10

5

51

28

9

6

8

10

5

6

3

12

7

52

18

8

7

3

4

3

3

5

8

8

53

17

7

3

5

7

5

4

3

7

6

54

14

8

1

3

6

5

4

4

7

4

55

11

5

1

1

5

1

1

5

5

4

56

16

6

2

4

7

3

3

3

7

4

57

16

6

2

3

8

3

5

2

6

3

58

20

6

8

7

4

4

2

4

8

6

59

13

4

1

2

6

1

3

1

6

2

60

22

6

7

6

5

3

2

4

10

8

61

16

6

2

3

7

5

3

3

7

1

62

20

7

8

7

6

2

3

5

7

7

63

18

7

2

5

7

2

4

3

7

5

64

27

8

6

9

10

5

5

3

11

7

65

20

7

3

7

7

3

3

4

10

2

66

21

8

3

6

8

5

4

4

10

5

67

18

6

5

6

3

4

3

3

10

3

68

19

7

3

3

6

3

4

3

10

3

69

15

6

1

2

7

1

4

2

7

3

70

21

7

2

6

10

4

5

2

9

4

71

19

6

2

4

8

3

3

3

9

1

72

17

4

2

3

7

4

1

4

8

2

73

20

8

2

5

8

5

4

4

8

2

74

14

5

1

2

6

1

3

2

7

3

75

15

7

1

2

7

2

4

3

7

3

76

20

5

2

7

9

4

3

2

9

2

77

17

6

2

3

2

4

2

10

2

78

15

6

1

5

5

2

3

3

9

3

79

18

6

2

5

8

3

3

3

8

2

80

27

10

5

9

10

5

5

5

12

6

81

15

5

1

7

6

2

3

2

8

2

82

28

11

5

7

10

5

6

5

13

2

83

20

7

2

5

8

4

4

3

10

2

84

16

7

1

2

6

1

4

3

9

1

85

15

5

1

3

6

3

3

3

8

1

86

18

6

2

6

8

2

3

3

8

2

87

20

8

4

7

8

2

4

4

9

3

88

23

9

8

7

4

4

4

5

11

4

89

19

7

8

6

3

3

2

4

8

2

90

16

6

2

3

8

3

4

2

6

1

91

20

6

3

7

7

4

4

2

10

3

92

22

8

3

5

9

5

5

3

10

2

93

26

8

9

6

6

3

3

5

11

3


Таблица Результаты методики оценки личностной агрессивности и конфликтности (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)

№ п/п

негативной агрессивности субъекта

позитивной агрессивности субъекта

1.вспыльчивость

2.наступательность

3.обидчивость

4.неуступчивость

5.компромиссность

6.мстительность

7.нетерпимость к мнению других

8.подозрительность












1

18

10

8

5

8

5

7

9

9

3

2

16

9

4

4

5

5

5

6

10

4

3

12

8

5

5

5

3

4

5

7

6

4

16

9

8

6

4

3

7

7

7

2

5

15

11

5

5

7

6

6

9

6

3

6

16

8

4

4

6

4

5

8

8

3

7

13

9

5

5

5

4

6

7

6

3

8

20

9

4

4

6

5

6

10

10

3

9

12

9

6

6

6

3

6

5

7

3

10

10

10

6

6

3

4

5

4

6

5

11

13

9

5

5

5

4

6

7

6

4

12

13

8

6

3

4

5

5

6

7

4

13

13

10

4

4

3

6

6

8

5

4

14

14

11

5

7

8

4

5

7

7

4

15

12

8

5

3

3

5

7

5

3

16

14

9

6

5

4

4

4

8

6

5

17

16

14

7

4

4

10

7

6

10

4

18

16

9

5

5

4

4

6

7

9

5

19

10

8

5

3

6

6

6

5

5

4

20

17

9

8

3

5

6

7

9

8

6

21

12

8

5

3

4

5

6

6

6

4

22

13

8

5

3

3

5

6

8

5

4

23

13

9

4

4

6

5

6

8

5

4

24

13

8

5

5

5

3

6

7

6

5

25

10

7

5

5

3

2

5

6

4

4

26

17

10

8

5

6

5

7

8

10

5

27

13

9

5

4

5

5

6

5

8

4

28

12

8

5

4

4

4

6

6

6

4

29

19

9

7

6

4

3

5

10

9

3

30

13

10

6

4

3

5

5

8

5

5

31

15

13

6

5

5

8

8

9

6

4

32

12

10

5

4

3

6

5

7

5

6

33

11

12

5

7

4

6

7

6

5

4

34

15

9

5

5

6

4

6

8

7

4

35

16

15

6

5

7

10

6

8

8

4

36

18

9

4

5

6

4

6

8

10

5

37

12

7

5

4

3

3

7

7

5

3

38

19

7

5

4

4

3

6

9

10

4

39

15

9

7

5

6

4

7

8

7

5

40

12

8

5

5

7

3

6

6

6

4

41

13

7

4

4

6

3

6

7

6

4

42

13

9

6

6

3

3

5

7

6

4

43

10

8

5

3

4

5

5

6

4

4

44

12

9

5

4

5

5

5

7

5

4

45

20

11

4

5

8

6

5

10

10

4

46

20

10

5

5

6

5

6

10

10

4

47

12

5

4

7

5

6

6

6

5

48

18

9

7

4

5

5

7

10

8

4

49

17

15

7

10

5

5

7

9

8

5

50

20

9

5

4

8

5

6

10

10

4

51

19

12

6

6

8

6

5

9

10

5

52

16

8

7

5

5

3

5

9

7

6

53

15

9

6

4

5

5

6

5

10

4

54

12

8

4

3

6

5

6

5

7

6

55

10

8

5

4

6

4

6

4

6

5

56

14

9

5

4

4

5

5

7

7

4

57

12

9

5

5

7

4

5

7

5

4

58

15

9

7

3

4

6

7

7

8

7

59

11

9

5

5

5

4

6

6

5

4

60

19

9

5

5

8

4

5

9

10

4

61

13

8

6

4

5

4

6

8

5

4

62

18

7

8

4

5

3

9

10

8

8

63

16

9

4

5

5

4

6

9

7

5

64

19

9

5

5

7

4

7

9

10

5

65

18

10

7

5

4

5

7

9

9

4

66

16

11

8

6

5

5

7

9

7

5

67

15

9

6

4

6

5

5

8

7

4

68

14

9

7

4

4

5

7

6

8

3

69

10

7

7

4

6

3

8

5

5

5

70

18

10

5

5

6

5

6

9

9

4

71

15

10

5

4

5

6

6

7

8

4

72

13

9

5

5

2

4

5

8

5

4

73

18

10

5

5

5

5

6

10

8

6

74

11

9

6

4

4

5

5

5

6

5

75

13

9

7

4

5

5

7

7

5

6

76

17

9

7

6

3

3

7

7

10

4

77

14

10

6

5

5

5

5

7

7

4

78

13

8

5

5

6

3

6

6

7

4

79

8

4

4

5

4

6

7

5

8

80

19

11

4

7

5

4

5

10

9

5

81

13

6

4

3

4

3

6

7

6

6

82

19

9

6

5

6

4

6

9

10

5

83

13

9

7

5

5

4

7

7

6

5

84

12

9

5

5

5

4

4

6

6

4

85

13

8

4

5

4

3

6

5

8

4

86

14

9

6

5

4

4

5

7

7

4

87

15

9

5

4

5

5

7

7

8

4

88

14

9

6

6

7

3

7

6

8

5

89

16

10

9

6

5

4

7

9

7

6

90

12

8

5

4

5

4

6

7

5

2

91

10

9

8

5

6

4

7

9

9

3

92

18

9

5

4

5

5

6

10

9

5

93

19

9

6

4

8

5

6

10

9

5

Таблица Результаты изучения стиля отношения к ребенку по методике диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) по выборке у родителей

№ п/п

Принятие - отвержение

Кооперация

Симбиоз

Автор. гиперсоциализация

Маленький неудачник







1

6

7

2

2

2

2

8

5

5

3

1

3

7

6

3

3

2

4

10

7

5

5

2

5

14

7

6

3

3

6

8

7

3

2

1

7

9

8

4

4

1

8

4

8

6

4

4

9

10

6

5

3

2

10

14

7

7

3

1

11

14

6

6

3

1

12

15

6

6

3

1

13

9

5

6

3

1

14

9

8

7

4

2

15

13

8

4

5

2

16

9

5

4

3

3

17

7

8

3

2

2

18

9

7

6

3

1

19

8

6

5

3

1

20

6

5

2

5

2

21

8

6

5

3

2

22

14

7

5

3

1

23

11

8

4

4

1

24

8

6

3

2

1

25

9

8

7

2

2

26

5

5

6

1

3

27

6

6

5

2

1

28

9

5

5

3

2

29

6

3

2

2

1

30

8

5

5

3

2

7

6

3

2

2

32

10

7

5

5

1

33

14

5

6

3

1

34

8

7

3

4

1

35

13

8

2

4

1

36

4

8

2

4

3

37

10

6

5

3

3

38

5

5

7

5

2

39

10

8

4

3

2

40

8

5

3

4

4

41

8

8

5

2

1

42

8

6

4

3

1

43

12

7

5

4

1

44

17

8

6

3

1

45

3

6

5

4

5

46

4

8

6

4

2

47

15

7

4

4

1

48

5

6

5

3

1

49

9

7

4

4

2

50

8

5

1

6

3

51

6

2

2

6

4

52

8

7

2

3

2

53

8

6

5

3

1

54

6

4

3

2

2

55

10

7

5

5

2

56

14

8

6

3

3

57

8

7

4

4

1

58

10

8

5

5

1

59

14

7

6

3

1

60

6

5

3

1

2

61

9

7

3

4

1

62

6

8

6

4

2

63

10

6

5

2

1

64

5

5

4

6

4

65

10

8

4

3

1

66

9

5

3

4

1

67

8

8

5

2

1

68

9

6

4

3

2

69

12

7

5

2

2

70

7

6

3

6

1

71

7

6

5

3

2

72

6

5

3

5

3

73

7

7

3

2

2

74

8

5

7

3

1

75

9

6

4

2

1

76

10

8

5

5

1

77

8

7

6

3

3

78

8

5

3

1

1

79

9

8

3

4

1

80

4

8

6

6

3

81

10

6

5

3

1

82

7

6

3

6

1

83

8

5

2

2

2

84

8

5

5

2

1

85

9

6

3

2

2

86

10

7

5

5

2

87

14

7

6

3

3

88

6

4

5

3

4

89

11

5

3

1

90

9

5

4

2

2

91

8

5

3

6

3

92

9

8

5

4

1

93

8

3

1

5

2


Таблица Данные об испытуемых, имеющих низкий и средний индекс агрессивности по методике Басса - Дарки

№ п/п

Данные по методике Басса - Дарки

Данные по методике диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)


агрессия

Принятие - отвержение

Кооперация

Симбиоз

Автор. гиперсоциализация

Маленький неудачник








2

17

8

5

5

3

1

3

15

7

6

3

3

2

4

19

10

7

5

5

2

5

18

14

7

6

3

3

6

19

8

7

3

2

1

7

16

9

8

4

4

1

9

16

10

6

5

3

2

10

13

14

7

7

3

1

11

14

14

6

6

3

1

12

13

15

6

6

3

1

13

16

9

5

6

3

1

14

18

9

8

7

4

2

15

15

13

8

4

5

2

16

16

9

5

4

3

3

17

20

7

8

3

2

2

18

19

9

7

6

3

1

19

17

8

6

5

3

1

20

20

6

5

2

5

2

21

19

8

6

5

3

2

22

15

14

7

5

3

1

23

14

11

8

4

4

1

24

17

8

6

3

2

1

25

13

9

8

7

2

2

27

15

6

6

5

2

1

28

9

9

5

5

3

2

30

15

8

5

5

3

2

31

19

7

6

3

2

2

32

19

10

7

5

5

1

33

12

14

5

6

3

1

34

17

8

7

3

4

1

35

21

13

8

2

4

1

37

15

10

6

5

3

3

39

17

10

8

4

3

2

40

14

8

5

3

4

4

41

16

8

8

5

2

1

42

15

8

6

4

3

1

43

10

12

7

5

4

1

44

14

17

8

6

3

1

47

15

15

7

4

4

1

48

20

5

6

5

3

1

49

20

9

7

4

4

2

52

18

8

7

2

3

2

53

17

8

6

5

3

1

54

14

6

4

3

2

2

55

11

10

7

5

5

56

16

14

8

6

3

3

57

16

8

7

4

4

1

58

20

10

8

5

5

1

59

13

14

7

6

3

1

61

16

9

7

3

4

1

62

20

6

8

6

4

2

63

18

10

6

5

2

1

65

20

10

8

4

3

1

66

21

9

5

3

4

1

67

18

8

8

5

2

1

68

19

9

6

4

3

2

69

15

12

7

5

2

2

71

19

7

6

5

3

2

72

17

6

5

3

5

3

73

20

7

7

3

2

2

74

14

8

5

7

3

1

75

15

9

6

4

2

1

76

20

10

8

5

5

1

77

17

8

7

6

3

3

78

15

8

5

3

1

1

79

18

9

8

3

4

1

81

15

10

6

5

3

1

83

20

8

5

2

2

2

84

16

8

5

5

2

1

85

15

9

6

3

2

2

86

18

10

7

5

5

2

87

20

14

7

6

3

3

89

19

11

5

4

3

1

90

16

9

5

4

2

2

91

20

8

5

3

6

3


Таблица Результаты изучения характерных черт взаимодействия и отношений родителей с подростками глазами подростков по методики ВРР (опросник «Взаимодействие родитель - ребенок») подростковый вариант


1. нетребовательность - требовательность

2. мягкость - строгость

3. автономность - контроль

4. эмоциональная дистанция - эмоциональная близость

5. отвержение - принятие

6. отсутствие сотрудничества - сотрудничество

7. несогласие - согласие

8. непоследовательность - последовательность

9. авторитетность родителя

10. удовлетворенность отношениями

№ п/п






















1

5

6

13

8

14

17

11

14

7

5

2

7

13

14,5

13

16

16

14

13

8

5

3

11

14

13

10

15,5

17

13

10

8

5

4

9

21

14

8

20

16

15

9

9

6

5

10

12

15,5

17

20

18

14

12

8

6

6

5

11

12

15

16

16

11

13

8

5

7

7

17

13,5

11

17

19

13

10

17

6

8

9

16

15

11

12

18

9

13

9

5

9

6

13

10

3

17,5

16

11

12

8

6

10

10

15

17

20

19

21

15

13

7

7

11

7

13

13

18

20

22

13

7

13

8

12

5

13

12

19

21,5

20

12

15

11

13

5

16

14,5

20

14,5

16

13

11

9

7

14

6

20

16

21

17

20

14

7

8

6

15

5

25

18

14

17,5

19

13

18

13

9

16

10

10

12

13

14,5

23

10

10

6

5

17

5

13

13,5

10

11

19

15

13

7

5

18

7

12

15

10

12,5

18

14

14

5

5

19

8

12

15

9

14,5

16

13

12

6

5

20

5

25

16

6

15

16

9

13

5

7

21

10

14

14

7

15,5

16

13

12

8

11

22

9

16

13

10

20

19

14

13

7

10

23

9

19

15

11

19,5

21

12

7

10

5

24

11

11

13,5

7

18

17

8

12

8

9

25

17

13

20

19

17

21

13

11

5

5

26

6

13

13

17

12,5

15

13

12

6

9

27

10

14

14

11

13

17

10

13

10

7

28

5

12

16

12

15

16

9

11

8

5

29

6

15

13,5

6

13,5

13

10

13

9

5

30

10

10

16,5

15

13,5

16

11

10

8

6

31

10

13

14

7

15

17

13

11

7

5

32

20

19

17,5

15

16

22

13

12

5

6

33

15

15

15

19

18

16

15

11

5

9

34

15

17

16,5

10

17

21

9

10

6

8

35

15

19

15,5

7

21

19

9

11

6

11

36

17

20

19

5

14

16

14

13

16

5

37

9

13

12

13

18

16

12

15

6

7

38

21

19

19

21

15,5

13

12

12

5

6

39

15

13

13

15

19

19

13

13

6

9

40

17

13

14

8

18

14

10

12

7

7

41

8

10

15

19

16

20

13

11

7

5

42

10

14

14

10

16

19

13

13

6

6

43

19

15

14,5

20

18

21

13

14

8

7

44

18

13

15

21

21

12

12

19

8

45

15

14

14,5

7

11

15

13

14

6

7

46

10

13

19

17

12,5

19

12

10

8

6

47

5

16

15

8

21

19

13

13

7

8

48

8

15

14

13

15

19

13

12

7

6

49

7

17

17

11

18

15

13

11

6

5

50

20

21

21

5

18

12

9

10

8

5

51

22

25

19,5

9

16

10

13

9

17

5

52

15

13

15

8

21

16

12

13

6

5

53

6

20

10

12

16

16

12

13

8

6

54

10

13

14,5

9

15

12

14

13

6

6

55

8

18

17

14

19

18

9

14

5

8

56

8

13

14

18

20

18

13

10

9

9

57

6

10

12,5

13

18

16

10

13

5

6

58

17

14

15

15

18

20

12

12

10

10

59

6

13

14

18

21,5

24

15

13

12

6

60

5

15

16

10

12,5

14

13

10

6

5

61

21

13

16

9

18

16

11

12

7

7

62

7

10

13

14

15,5

19

14

11

6

9

63

5

13

15

17

18

18

12

13

8

8

64

19

23

20

13

12

15

13

9

9

6

65

10

15

15,5

16

19,5

24

13

13

16

9

66

19

14

14

9

18

16

13

12

13

5

67

8

13

14

17

19

20

15

11

8

5

68

5

13

14

12

21

17

12

12

5

8

69

13

14

15,5

17

21,5

21

13

12

13

7

70

19

21

11

8

19

17

10

13

8

6

71

10

15

16,5

17

16

16

14

11

5

8

72

11

17

12

9

15

16

13

10

6

5

73

13

16

13

7

15

17

15

10

5

5

74

12

15

17

19

16

15

11

12

5

6

75

15

12

13,5

13

17

17

13

13

8

7

76

19

13

14

20

24

14

11

7

9

77

14

11

15

15

17

24

10

12

5

5

78

15

15

13

11

18

16

9

10

10

5

79

10

10

12

8

18

18

13

14

5

6

80

20

22

11

18

13,5

16

9

10

5

5

81

15

15

12

18

19

17

13

13

7

5

82

19

20

12

9

13

17

10

14

5

5

83

14

14,5

13

7

14,5

17

13

13

7

7

84

16

14

14

13

18

16

12

13

5

5

85

15

15

14,5

11

15

19

13

10

6

6

86

18

19

15

12

18

20

14

13

5

8

87

13

14

14

20

21

22

12

12

15

8

88

11

15

14

18

13,5

13

11

13

8

6

89

15

13

11

15

19,5

18

13

10

8

9

90

14

16

15

14

15

16

13

9

8

7

91

18

15,5

12

19

15

16

13

12

6

6

92

12

16

14

18

15,5

20

12

11

10

7

93

17

15

13

6

13,5

12

10

14

5

5


Таблица № 12 Сравнительные данные подростков с низкими и средними показателями агрессивности при норме, выявленные у подростков с родительскими отношениями по методики ВРР


Данные по методике Басса - Дарки

Результаты изучения характерных черт взаимодействия и отношений родителей с подростками глазами подростков по методике ВРР (опросник «Взаимодействие родитель - ребенок») подростковый вариант.

№ п/п

агрессия

1. нетребовательность - требовательность

2. мягкость - строгость

3. автономность - контроль по отношению к ребенку;

4. эмоциональная дистанция - эмоциональная близость

5. отвержение - принятие

6. отсутствие сотрудничества - сотрудничество

7. несогласие - согласие

8. непоследовательность - последовательность родителя

9. авторитетность родителя

10. удовлетворенность отношениями

























2

17

7

13

14,5

13

16

16

14

13

8

5

3

15

11

14

13

10

15,5

17

13

10

8

5

4

19

9

21

14

8

20

16

15

9

9

6

5

18

10

12

15,5

17

20

18

14

12

8

6

6

19

5

11

12

15

16

16

11

13

8

5

7

16

7

17

13,5

11

17

19

13

10

17

6

9

16

6

13

10

3

17,5

16

11

12

8

6

10

13

10

15

17

20

19

21

15

13

7

7

11

14

7

13

13

18

20

22

13

7

13

8

12

13

5

13

12

19

21,5

20

12

12

15

11

13

16

5

16

14,5

20

14,5

16

13

11

9

7

14

18

6

20

16

21

17

20

14

7

8

15

15

5

25

18

14

17,5

19

13

18

13

9

16

16

10

10

12

13

14,5

23

10

10

6

5

17

20

5

13

13,5

10

11

19

15

13

7

5

18

19

7

12

15

10

12,5

18

14

14

5

5

19

17

8

12

15

9

14,5

16

13

12

6

5

20

20

5

25

16

6

15

16

9

13

5

7

21

19

10

14

14

7

15,5

16

13

12

8

11

22

15

9

16

13

10

20

19

14

13

7

10

23

14

9

19

15

11

19,5

21

12

7

10

5

24

17

11

11

13,5

7

18

17

8

12

8

9

25

13

17

13

20

19

17

21

13

11

5

5

27

15

10

14

14

11

13

17

10

13

10

7

28

9

5

12

16

12

15

16

9

11

8

5

30

15

10

10

16,5

15

13,5

16

11

10

8

6

31

19

10

13

14

7

15

17

13

11

7

5

32

19

20

19

17,5

15

16

22

13

12

5

6

33

12

15

15

15

19

18

16

15

11

5

9

34

17

15

17

16,5

10

17

21

9

10

6

8

35

21

15

19

15,5

7

21

19

9

11

6

11

37

15

9

13

12

13

18

16

12

15

6

7

39

17

15

13

13

15

19

19

13

13

6

9

40

14

17

13

14

8

18

14

10

12

7

7

41

16

8

10

15

19

16

20

13

11

7

5

42

15

10

14

14

10

16

19

13

13

6

6

43

10

19

15

14,5

20

18

21

13

14

8

7

44

14

18

13

15

21

21

24

12

12

19

8

47

15

5

16

15

8

21

19

13

13

7

8

48

20

8

15

14

13

15

19

13

12

7

6

49

20

7

17

17

11

18

15

13

11

6

5

52

18

13

15

8

21

16

12

13

6

5

53

17

6

20

10

12

16

16

12

13

8

6

54

14

10

13

14,5

9

15

12

14

13

6

6

55

11

8

18

17

14

19

18

9

14

5

8

56

16

8

13

14

18

20

18

13

10

9

9

57

16

6

10

12,5

13

18

16

10

13

5

6

58

20

17

14

15

15

18

20

12

12

10

10

59

13

6

13

14

18

21,5

24

15

13

12

6

61

16

21

13

16

9

18

16

11

12

7

7

62

20

7

10

13

14

15,5

19

14

11

6

9

63

18

5

13

15

17

18

18

12

13

8

8

65

20

10

15

15,5

16

19,5

24

13

13

16

9

66

21

19

14

14

9

18

16

13

12

13

5

67

18

8

13

14

17

19

20

15

11

8

5

68

19

5

13

14

12

21

17

12

12

5

8

69

15

13

14

15,5

17

21,5

21

13

12

13

7

71

19

10

15

16,5

17

16

16

14

11

5

8

72

17

11

17

12

9

15

16

13

10

6

5

73

20

13

16

13

7

15

17

15

10

5

5

74

14

12

15

17

19

16

15

11

12

5

6

75

15

15

12

13,5

13

17

17

13

13

8

7

76

20

19

13

14

20

19

24

14

11

7

9

77

17

14

11

15

15

17

24

10

12

5

5

78

15

15

15

13

11

18

16

9

10

10

5

79

18

10

10

12

8

18

18

13

14

5

6

81

15

15

15

12

18

19

17

13

13

7

5

83

20

14

14,5

13

7

14,5

17

13

13

7

7

84

16

16

14

14

13

18

16

12

13

5

5

85

15

15

15

14,5

11

15

19

13

10

6

6

86

18

18

19

15

18

20

14

13

5

8

87

20

13

14

14

20

21

22

12

12

15

8

89

19

15

13

11

15

19,5

18

13

10

8

9

90

16

14

16

15

14

15

16

13

9

8

7

91

20

18

15,5

12

19

15

16

13

12

6

6



Таблица Корреляционного анализа состояние агрессии по методике «Басса - Дарки» и методика оценки личностной агрессивности и конфликтности (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), где x - данные детей по методике «Басса - Дарки» шкала «агрессия» , а y - данные детей по методике Е.П. Ильин, П.А. Ковалев шкала «негативная агрессивность субъекта»

"Варга - Столина"

"Е.П. Ильин, П.А. Ковалев"


X

Y

1

24

18

2

17

16

3

15

12

4

19

16

5

18

15

6

19

16

7

16

13

8

25

20

9

16

12

10

13

10

11

14

13

12

13

13

13

16

13

14

18

14

15

15

12

16

16

14

17

20

16

18

19

16

19

17

10

20

20

17

21

19

12

22

15

13

23

14

13

24

17

13

25

13

10

26

25

17

27

15

13

28

9

12

29

24

19

30

15

13

31

19

15

32

19

12

33

12

11

34

17

15

35

21

16

36

27

18

37

15

12

38

23

19

39

17

15

40

14

12

41

16

13

42

15

13

43

10

10

44

14

12

45

28

20

46

23

20

47

15

12

48

20

18

49

20

17

50

26

20

51

28

19

52

18

16

53

17

15

54

14

12

55

11

10

56

16

14

57

16

12

58

20

15

59

13

11

60

22

19

61

16

13

62

20

18

63

18

16

64

27

19

65

20

18

66

21

16

67

18

15

68

19

14

69

15

10

70

21

17

71

19

15

72

17

13

73

20

18

74

14

11

75

15

13

76

20

17

77

17

14

78

15

13

79

18

12

80

27

19

81

15

13

82

28

19

83

20

13

84

16

12

85

15

13

86

18

14

87

20

15

88

23

14

89

19

16

90

16

12

91

20

10

92

22

18

93

26

19

1697

1353


Таблица Корреляционного анализа детско - родительских отношений по методике «Варга - Столина» по шкале 1 - «принятие - отвержение» и методике ВРР по шкале 5 - «отвержение - принятие», где x - данные родителей по методике «Варга - Столина», а y - данные детей по методике ВРР

"Варга - Столина"

ВРР


X

Y

1

6

2

8

16

3

7

15,5

4

10

20

5

14

20

6

8

16

7

9

17

8

4

12

9

10

17,5

10

14

19

11

14

20

12

15

21,5

13

9

14,5

14

9

17

15

13

17,5

16

9

14,5

17

7

11

18

9

12,5

19

8

14,5

20

6

15

21

8

15,5

22

14

20

23

11

19,5

24

8

18

25

9

17

26

5

12,5

27

6

13

28

9

15

29

6

13,5

30

8

13,5

31

7

15

32

10

16

33

14

18

34

8

17

35

13

21

36

4

14

37

10

18

38

5

15,5

39

10

19

40

8

18

41

8

16

42

8

16

43

12

18

44

17

21

45

3

11

46

4

12,5

47

15

21

48

5

15

49

9

18

50

8

18

51

6

16

52

8

21

53

8

16

54

6

15

55

10

19

56

14

20

57

8

18

58

10

18

59

14

21,5

60

6

12,5

61

9

18

62

6

15,5

63

10

18

64

5

12

65

10

19,5

66

9

18

67

8

19

68

9

21

69

12

21,5

70

7

19

71

7

16

72

6

15

73

7

15

74

8

16

75

9

17

76

10

19

77

8

17

78

8

18

79

9

18

80

4

13,5

81

10

19

82

7

13

83

8

14,5

84

8

18

85

9

15

86

10

18

87

14

21

88

6

13,5

89

11

19,5

90

9

15

91

8

15

92

9

15,5

93

8

13,5


Таблица Корреляционного анализа детско - родительских отношений по методике «Варга - Столина» по шкале 2 - «кооперация» и методике ВРР по шкале 6 - «отсутствие сотрудничества - сотрудничество»., где x - данные родителей по методике «Варга - Столина», а y - данные детей по методике ВРР

"Варга - Столина"

ВРР


X

Y

1

7

17

2

5

16

3

6

17

4

7

16

5

7

18

6

7

16

7

8

19

8

8

18

9

6

16

10

7

21

11

6

22

12

6

20

13

5

16

14

8

20

15

8

19

16

5

23

17

8

19

18

7

18

19

6

16

20

5

16

21

6

16

22

7

19

23

8

24

6

17

25

8

21

26

5

15

27

6

17

28

5

16

29

3

13

30

5

16

31

6

17

32

7

22

33

5

16

34

7

21

35

8

19

36

8

16

37

6

16

38

5

13

39

8

19

40

5

14

41

8

20

42

6

19

43

7

21

44

8

24

45

6

15

46

8

19

47

7

19

48

6

19

49

7

15

50

5

12

51

2

10

52

7

16

53

6

16

54

4

12

55

7

18

56

8

18

57

7

16

58

8

20

59

7

24

60

5

14

61

7

16

62

8

19

63

6

18

64

5

15

65

8

24

66

5

16

67

8

20

68

6

17

69

7

21

70

6

17

71

6

16

72

5

16

73

7

17

74

5

15

75

6

17

76

8

24

77

7

24

78

5

16

79

8

18

80

8

16

81

6

17

82

6

17

83

5

17

84

5

16

85

6

19

86

7

20

87

7

22

88

4

13

89

5

18

90

5

16

91

5

16

92

8

20

93

3

12


Таблица Корреляционного анализа детско - родительских отношений по методике «Варга - Столина» по шкале 3 - «симбиоз» и методике ВРР по шкале 4 - «эмоциональная дистанция - эмоциональная близость», где x - данные родителей по методике «Варга - Столина», а y - данные детей по методике ВРР

"Варга - Столина"

ВРР


X

Y

1

2

8

2

5

13

3

3

10

4

5

8

5

6

17

6

3

15

7

4

11

8

6

11

9

5

3

10

7

20

11

6

18

12

6

19

13

6

20

14

7

21

15

4

14

16

4

13

17

3

10

18

6

10

19

5

9

20

2

6

21

5

7

22

5

10

23

4

11

24

3

7

25

7

19

26

6

17

27

5

11

28

5

12

29

2

6

30

5

15

31

3

7

32

5

15

33

6

19

34

3

10

35

2

7

36

2

5

37

5

13

38

7

21

39

4

15

40

3

8

41

5

19

42

4

10

43

5

20

44

6

21

45

5

46

6

17

47

4

8

48

5

13

49

4

11

50

1

5

51

2

9

52

2

8

53

5

12

54

3

9

55

5

14

56

6

18

57

4

13

58

5

15

59

6

18

60

3

10

61

3

9

62

6

14

63

5

17

64

4

13

65

4

16

66

3

9

67

5

17

68

4

12

69

5

17

70

3

8

71

5

17

72

3

9

73

3

7

74

7

19

75

4

13

76

5

20

77

6

15

78

3

11

79

3

8

80

6

18

81

5

18

82

3

9

83

2

7

84

5

13

85

3

11

86

5

12

87

6

20

88

5

18

89

4

15

90

4

14

91

3

19

92

5

18

93

1

6


Таблица Корреляционного анализа детско - родительских отношений по методике «Варга - Столина» по шкале 4 - «Автор. Гиперсоциализация» и методике ВРР по шкале 1 - «нетребовательность - требовательность», 2 - «мягкость - строгость», 3 - «автономность - контроль по отношению к ребенку», где x - данные родителей по методике «Варга - Столина», а y - данные детей по методике ВРР

Автор. Гиперсоциализация "Варга - Столина"

1.нетребовательность - требовательность ВРР

2. мягкость - строгость ВРР

3.автономность - контроль по отношению к ребенку ВРР












X

Y

Y

Y

1

2

5

6

13

2

3

7

13

14,5

3

3

11

14

13

4

5

9

21

14

5

3

10

12

15,5

6

2

5

11

12

7

4

7

17

13,5

8

4

9

16

15

9

3

6

13

10

10

3

10

15

17

11

3

7

13

13

12

3

5

13

12

13

3

5

16

14,5

14

4

6

20

16

15

5

5

25

18

16

3

10

10

12

17

2

5

13

13,5

18

3

7

12

15

19

3

8

12

15

20

5

5

25

16

21

3

10

14

14

22

3

9

16

13

23

4

9

19

15

24

2

11

11

13,5

25

2

17

13

20

26

1

6

13

13

27

2

10

14

14

28

3

5

12

16

29

2

6

15

13,5

30

3

10

10

16,5

31

2

10

13

14

32

5

20

19

17,5

33

3

15

15

15

34

4

15

17

16,5

35

4

15

19

15,5

36

4

17

20

19

37

3

9

13

12

38

5

21

19

19

39

3

15

13

13

40

17

13

14

41

2

8

10

15

42

3

10

14

14

43

4

19

15

14,5

44

3

18

13

15

45

4

15

14

14,5

46

4

10

13

19

47

4

5

16

15

48

3

8

15

14

49

4

7

17

17

50

6

20

21

21

51

6

22

25

19,5

52

3

15

13

15

53

3

6

20

10

54

2

10

13

14,5

55

5

8

18

17

56

3

8

13

14

57

4

6

10

12,5

58

5

17

14

15

59

3

6

13

14

60

1

5

15

16

61

4

21

13

16

62

4

7

10

13

63

2

5

13

15

64

6

19

23

20

65

3

10

15

15,5

66

4

19

14

14

67

2

8

13

14

68

3

5

13

14

69

2

13

14

15,5

70

6

19

21

11

71

3

10

15

16,5

72

5

11

17

12

73

2

13

16

13

74

3

12

15

17

75

2

15

12

13,5

76

5

19

13

14

77

3

14

11

15

78

1

15

15

13

79

4

10

10

12

80

6

20

22

11

81

3

15

15

12

82

6

19

20

12

83

2

14

14,5

13

84

2

16

14

14

85

2

15

15

14,5

86

5

18

19

15

87

3

13

14

14

88

3

11

15

14

89

3

15

13

11

90

2

14

16

15

91

6

18

15,5

12

92

4

12

16

14

93

5

17

15

13


Похожие работы на - Влияние особенностей детско-родительских отношений на проявление агрессивности у подростков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!