Выбор транспортного средства для перевозки груза

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3,72 Мб
  • Опубликовано:
    2016-03-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Выбор транспортного средства для перевозки груза

Введение

В процессе организации международных перевозок важное место занимает выбор транспортного средства для перевозки того или иного груза. Различные грузы перевозятся различными типами подвижного состава: бортовые, фургоны, цистерны и т.д. Для международных перевозок необходимо выбирать транспортные средства, отвечающие международным стандартам.

Кроме того, немаловажное значение имеет правильное размещение груза на транспортном средстве. Также одной из важнейших задач, решаемых при перевозке грузов, является крепление груза в кузове автомобиля. Груз должен быть закреплен таким образом, чтобы обеспечивалась устойчивость и чтобы исключалась возможность падения или опрокидывания груза.

В данной курсовой работе для перевозки 2 грузов предлагается использовать автомобиль МАЗ-533632-321. В ходе курсовой работы необходимо проверить соответствие предложенного подвижного состава международным требованиям. Международные требования к подвижному составу изложены в Правилах ЕЭК ООН. Данные правила содержат следующие требования:

масса и габариты транспортных средств;

требования к системам, обеспечивающим безопасность движения;

требования к экологической безопасности транспортного средства (шум и выбросы);

требования к устройствам, обеспечивающим повышение безопасности и эффективности перевозок и т.д.

Кроме того, в курсовой работе необходимо выбрать оптимальный вариант размещения грузов в кузове автомобиля. Также выбрать способ крепления грузов в кузове автомобиля и рассчитать количество средств крепления, если они необходимы.

. Технические характеристики транспортного средства

Бортовой автомобиль МАЗ 533632 - 321, соответствует требованиям TIR, предназначен для транспортировки различных грузов в системе транзитных перевозок МДП в составе автопоезда Технические характеристики автомобиля приведены в таблице 1.1, общий вид приведен на рисунке 1.1, габаритные размеры указаны на рисунке 1.1.

Таблица 1.1 - Технические характеристики автомобиля МАЗ 533632 - 321

Параметры

Значение

Колёсная формула

4х2

Полная масса автопоезда, кг

36000

Полная масса автомобиля, кг

18200

Распределение полной массы на переднюю ось, кг

6700

Распределение полной массы на заднюю ось, кг

11500

Масса снаряженного автомобиля, кг

8700

Технически допустимая грузоподъемность, кг

9300

Объём платформы, м3

34,5

Площадь платформы, м2

14,76

Модель двигателя

Deutz BF 6M 1013FC

Эколог. норма

Euro-3

Рабочий объём, см. куб.

14860

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

180(245)

Модель коробки передач

ZF 9S75

Тип коробки передач

механическая

Число передач КП

9

Передаточное число ведущего моста

5,49

Тип колес

дисковые

Размер шин

12,00R20

Топливный бак, л

500

Максимальная скорость, км/ч

100

Линейная норма расхода, л/100км

23,3

Основной применяемый прицеп

МАЗ-837300-3012

Тип кабины

большая с 2-я спальными местами

Тормоза

антиблокировочная система привода тормозов (ABS)

Рисунок 1.1 - Общий вид грузового автомобиля МАЗ 533632 - 321

Рисунок 1.2 - Габаритные размеры грузового автомобиля МАЗ 533632 - 321

В соответствии с классификацией по Правилам ЕЭК ООН автомобиль МАЗ-533632 - 321относится к категории N3, так как он имеет две оси, предназначен для перевозки грузов и его полная масса свыше 12 т.

. Проверка соответствия транспортного средства международным требованиям

2.1 Требования к габаритам, массам и осевым нагрузкам

Государства-участники СНГ, стремясь к созданию условий для свободного перемещения товаров автомобильным транспортом и повышению эффективности межгосударственных перевозок по автомобильным дорогам, заключили Соглашение о массах и габаритах транспортных средств.

Максимальные габаритные параметры в соответствии с Соглашением приведены в таблице 2.1, предельные полные массы - в таблице 2.2, предельные осевые массы - в таблице 2.3.

Таблица 2.1 - Допустимые габариты ТС в странах СНГ

Габаритный параметр

Допустимая величина

Максимальная длина автопоезда, м

20

Максимальная ширина всех транспортных средств, м

2,55

Максимальная высота, м

4


Таблица 2.2 - Предельные полные массы ТС в странах СНГ

Наименование вида ТС

Максимальная масса

Сочлененные транспортные средства, т


двухосный тягач с двухосным полуприцепом, при расстоянии между осями полуприцепа, превышающем 1,8 м, т

38


Таблица 2.3 - Предельные осевые массы ТС в странах СНГ

Расстояние между осями

Сумма осевых масс не более, т:

для одиночной оси:

10,0


В странах ЕС для международных автомобильных перевозок установлены ограничения по массе, габаритам и осевым нагрузкам, которые регламентируются Директивой 96/53 ЕС.

Максимальные габаритные параметры в соответствии с Директивой приведены в таблице 2.4, предельные полные массы - в таблице 2.5, предельные осевые массы - в таблице 2.6.

Таблица 2.4 - Допустимые габариты ТС в странах ЕС

Габаритный параметр

Допустимая величина

Максимальная длина автопоезда, м

16,5

Максимальная ширина всех транспортных средств, м

2,55

Максимальная высота, м

4


Таблица 2.5 - Предельные полные массы ТС в странах ЕС

Наименование вида ТС

Максимальная масса

Сочлененные транспортные средства:


Шарнирно-сочлененные АТС (2-осный тягач и 2-осный полуприцеп), т

38


Таблица 2.6 - Предельные осевые массы ТС в странах ЕС

Конструктивная схема

Осевая нагрузка, кН (т)

Одиночная ведущая ось

115,0 (11,7)

Одиночная ведомая ось

100,0 (10,2)


В результате сравнения значений таблиц 2.1-2.6 можно сделать вывод, что в странах ЕС требования по массам, габаритам и осевым нагрузкам аналогичны требованиям в странах СНГ. Поэтому при организации международных перевозок в страны ЕС, следует обратить особое внимание на габаритную длину ТС.

2.2 Рулевое управление

Рулевое управление - совокупность механизмов, служащих для поворота управляемых колес, обеспечивающее движение автомобиля в заданном направлении.

Рулевое управление оказывает существенное влияние на управляемость, маневренность, устойчивость и безопасность движения автомобиля. Поэтому, к нему предъявляется ряд требований:

Минимальный радиус поворота для высокой маневренности автомобиля;

Минимальным радиусом поворота автомобиля называется расстояние от центра поворота до оси колеи переднего наружного управляемого колеса, при максимальном угле поворота колеса, он равен 2... 2,5 базам автомобиля (меньшие значения для автомобилей с большой базой, а большие - для автомобилей с малой базой). Минимальный радиус поворота регламентируется Правилами № 36 ЕЭК ООН.

Легкость управления автомобилем;

С помощью силового передаточного числа рулевого управления можно оценивать легкость управления автомобилем по усилию на рулевом колесе, необходимому для поворота управляемых колес. Усилие на рулевом колесе регламентируется Правилами № 79 ЕЭК ООН. Максимальное усилие должно превышать 120 Н, а минимальное - должно быть не менее 60 Н.

На легкость управления автомобилем оказывает влияние и рулевое колесо. Максимальный угол поворота рулевого колеса от среднего положения до крайнего в каждую сторону в зависимости от типа и назначения автомобиля находится в пределах 540...1080°, что соответствует его 1,5...3 оборотам (меньшие значения для легковых автомобилей, а большие - для грузовых).

Также легкость управления автомобилем во многом зависит и от КПД рулевого механизма. При небольшом значении обратного КПД, вследствие трения в рулевом механизме гасятся толчки и удары, передаваемые на рулевое колесо от неровностей дороги. Однако при низком обратном КПД затрудняется самовозвращение рулевого колеса в исходное положение и, следовательно, ухудшается стабилизация управляемых колес. Значение КПД рулевого привода составляет 0,92...0,95.

Пропорциональность между усилием на рулевом колесе и сопротивлением повороту управляемых колес (силовое следящее действие);

Соответствие между углами поворота рулевого колеса и управляемых колес (кинематическое следящее действие);

Минимальную передачу толчков и ударов на рулевое колесо от дорожных неровностей;

Предотвращение автоколебаний (самовозбуждающихся) управляемых колес вокруг осей поворота;

Для предотвращения виляния управляемых колес необходимо, чтобы зазор в рулевом управлении был минимальным. Допустимый зазор не должен превышать 10...15° свободного поворота рулевого колеса. При увеличении угла поворота рулевого колеса от нейтрального положения к крайним положениям зазор в зацеплении рулевого механизма должен постепенно увеличиваться и в конце составить 25...35° свободного поворота рулевого колеса. Это необходимо для предотвращения заклинивания (заедания) рулевого механизма после регулировки зацепления при изнашивании, которое обычно происходит в зоне, соответствующей небольшим углам поворота рулевого колеса

Минимальное влияние на стабилизацию управляемых колес;

Травмобезопасность, исключающую травмирование водителя при любых столкновениях автомобиля.

Для уменьшения тяжести травм, получаемых водителем при лобовых столкновениях применяют различные конструкции травмобезопасных рулевых механизме. С этой целью кроме рулевого колеса с утопленной ступицей и двумя спицами, позволяющими значительно снизить тяжесть наносимых травм при ударе, в рулевом механизме устанавливают специальное энергопоглощающее устройство, а рулевой вал часто выполняют составным. Все это обеспечивает незначительное перемещение рулевого вала внутрь кузова автомобиля при лобовых столкновениях с препятствиями, автомобилями и другими транспортными средствами.

Рулевое управление автомобилей МАЗ обладает высоким коэффициентом полезного действия и снабжено гидравлическим усилителем (гидроусилителем) и телескопической рулевой колонкой с рулевым колесом. Рулевое управление установлено в передней части автомобиля на левой продольной балке рамы, что обеспечивает хороший доступ к механизмам для их осмотра и обслуживания.

.3 Тормозные системы

Тормозной называется система управления автомобилем, которая служит для уменьшения скорости движения, остановки и удержания автомобиля на месте. Тормозная система обеспечивает безопасность при движении и остановках.

Современные автомобили оборудуются несколькими тормозными системами, имеющими различное назначение. Типы тормозных систем, применяемых на автомобилях.

Рабочая тормозная система предназначена для снижения скорости движения автомобиля вплоть до полной его остановки. Она является наиболее эффективной из всех тормозных систем, действует на все колеса автомобиля и используется для служебного и экстренного (аварийного) торможения автомобиля. Рабочую тормозную систему часто называют ножной, так как она приводится в действие от тормозной педали ногой водителя.

Стояночная тормозная система служит для удержания на месте неподвижного автомобиля. Она воздействует только на задние колеса автомобиля или на вал трансмиссии. Стояночную тормозную систему называют ручной, так как она приводится в действие от рычага рукой водителя.

Запасная тормозная система является резервной, она предназначена для остановки автомобиля при выходе из строя рабочей тормозной системы. При отсутствии на автомобиле отдельной запасной тормозной системы ее функции может выполнять исправная часть рабочей тормозной системы или стояночная тормозная система.

Вспомогательная тормозная система служит для ограничения скорости движения автомобиля на длинных и затяжных спусках. Она выполняется независимой от других тормозных систем и представляет собой тормоз-замедлитель, который обычно действует на вал трансмиссии. Вспомогательную тормозную систему используют для служебного торможения с целью уменьшения изнашивания рабочей тормозной системы и повышения безопасности движения в горных условиях, где при частых торможениях тормозные механизмы колес сильно нагреваются и быстро выходят из строя/

Прицепная тормозная система предназначена для снижения скорости движения, остановки и удержания на месте прицепа, а также автоматической его остановки при отрыве от автомобиля-тягача.

Рабочей, стояночной и запасной тормозными системами оборудуются все автомобили, а вспомогательной тормозной системой - только грузовые автомобили большой грузоподъемности полной массой свыше 12 т и автобусы полной массой более 5 т. Прицепной тормозной системой оборудуются прицепы, работающие в составе автопоездов.

Требования к тормозным системам.

Тормозные системы существенно влияют на безопасность движения автомобиля. Поэтому к тормозным системам предъявляются повышенные специальные требования. В соответствии с этими требованиями тормозные системы должны обеспечивать:

Минимальный тормозной путь или максимальное замедление при торможении;

Необходимыми условиями получения минимального тормозного пути являются минимальное время срабатывания тормозного привода, одновременное торможение всех колес автомобиля, возможность доведения тормозных сил на всех колесах автомобиля до максимального значения по сцеплению и обеспечение необходимого распределения тормозных сил между колесами автомобиля в соответствии с нагрузками на колеса.

Сохранение устойчивости автомобиля при торможении;

Выполнение этого требования повышает эффективность торможения автомобиля на дорогах с малым коэффициентом сцепления (скользкие, обледенелые и т. п.) и способствует повышению безопасности движения.

Стабильность тормозных свойств при неоднократных торможениях;

Стабильность автомобиля может быть обеспечена, если тормозные накладки будут иметь коэффициент трения, равный 0,3...0,35, мало зависящий от скорости скольжения, нагрева и попадания на них воды.

Минимальное время срабатывания при торможении;

Минимальное время срабатывания. Время срабатывания тормозной системы при торможении оказывает существенное влияние на тормозной путь автомобиля и, следовательно, на безопасность его движения. Время срабатывания должно составлять 0,2..0,5 с при гидравлическом приводе, 0,6..0,8 с при пневматическом приводе и 1..2 с для автопоезда с пневматическим тормозным приводом. Выполнение указанного требования обеспечивает значительное повышение безопасности движения автомобиля в различных дорожных условиях.

Пропорциональность между усилием на тормозной педали и тормозными силами на колесах автомобиля;

Указанное требование связано с обеспечением пропорциональности между усилием на тормозной педали и тормозными силами на колесах автомобиля при торможении.

Легкость управления.

Это требование необходимо для облегчения работы водителя, усложняющейся из-за частых торможений автомобиля, особенно в условиях города и в горных условиях. Усилие на тормозной педали при торможении автомобилей должно составлять 500... 700 Н (меньшее значение - для легковых автомобилей). Усилие на рычаге стояночной тормозной системы не должно превышать 400 Н.

В таблицах 2.7 - 2.8 записаны нормы которым должны обладать транспортные средства на проверке соответствия с предъявляемыми требованиям.

Таблица 2.7 - Нормативы эффективности торможения транспортных средств рабочей и аварийной тормозных систем при проверках на стендах

Категория ТС

Усилие на органе управления, Н, не более

Удельная тормозная сила γт, не менее



рабочей тормозной системы

аварийной тормозной системы

N2, N3

700 6002

0,43 0,451

0,19 0,201

О2 (кроме оборудованных рабочими тормозами инерционного типа), О3, О4

-

0,40 0,431

0,20 0,211

1 Получившие официальное утверждение типа после 1988 г. 2 Для ТС с ручным управлением аварийной тормозной системой


Таблица 2.8 - Нормативы эффективности торможения транспортных средств рабочей и аварийной тормозных систем при проверках в дорожных условиях (начальная скорость торможения - 40 км/ч)

Категория ТС

Усилие на органе управления Н, не более

Тормозной путь ТС Sт, м, не более

Установившееся замедление Jуст, м/с2, не менее

Время срабатывания тормозной системы tср, с, не более



рабочей тормозной системы

аварийной тормозной системы

рабочей тормозной системы

аварийной тормозной системы


N1, N2, N3

700 6001

18,3 19,52

33,8 35,02

5,0

2,2

0,6 0,82

1 Для ТС с ручным управлением аварийной тормозной системой 2 ТС с прицепами и полуприцепами


Антиблокировочная система (АБС) - это элемент рабочей тормозной системы, который во время торможения автоматически регулирует степень скольжения одного или нескольких колес транспортного средства в направлении его (их) вращения.

Датчик - элемент, предназначенный для определения и передачи регулятору информации, касающейся условий вращения колеса (колес) или динамических условий движения транспортного средства.

Регулятор - элемент, предназначенный для оценки информации, передаваемой датчиками, и передачи соответствующих сигналов модуляторам. Как правило, регулятор представляет собой электронный блок управления.

Модулятор - элемент, предназначенный для изменения силы торможения в зависимости от сигнала, полученного от регулятора.

Функционально АБС делятся на два типа. Система первого типа вступает в работу при достижении транспортным средством определенной скорости (6...8 км/ч), а второго - практически сразу после начала вращения колес.

В настоящее время требование по оснащению механических транспортных средств категорий М2, М3, N2, N3, имеющих не более четырех осей, а также прицепов категорий О3 и О4 антиблокировочными системами при их производстве является обязательным.

Водитель транспортного средства должен предупреждаться с помощью специального визуального сигнала о любой неисправности системы электропитания или неправильном срабатывании датчика, которые влияют на эксплуатационные или функциональные характеристики системы, включая сбои и неисправности в работе системы электропитания, внешней цепи регулятора, самого регулятора и модуляторов. Для этой цели должен использоваться немигающий желтый предупреждающий сигнал. Предупреждающий сигнал должен быть видимым даже в дневное время, удовлетворительное состояние сигнала должно легко проверяться водителем со своего места. Водитель должен предупреждаться этим сигналом о неисправности или дефекте до приведения в действие соответствующего органа управления тормозом. Сигнал должен оставаться включенным в течение всего времени наличия неисправности при включенном зажигании.

Согласно Правил ЕЭК ООН № 13, современные транспортные средства могут быть оснащены системой визуальной сигнализации, которая в работоспособном состоянии АБС выключается только при движении транспортного средства со скоростью около 6-8 км/ч.

Механические транспортные средства, оснащенные АБС и допущенные к буксировке прицепов, оснащенных такой же системой, за исключением транспортных средств категорий M1 и N1, должны быть оборудованы отдельным визуальным сигнальным устройством для АБС прицепа, которое должно отвечать тем же требованиям, что и предупреждающий сигнал тягача.

Колеса транспортных средств могут иметь непосредственное и косвенное управления АБС. Непосредственно управляемым колесом считается колесо, к которому прикладывается сила торможения, изменяющаяся в зависимости от сигнала, подаваемого установленным на нем же датчиком. Под косвенно управляемым колесом понимается колесо, к которому прикладывается сила торможения, величина которой изменяется в зависимости от сигнала, подаваемого датчиками, установленными на других колесах.

На полуприцепе, оборудованном АБС, по крайней мере два колеса с противоположных сторон транспортного средства должны управляться непосредственно, а все остальные колеса - непосредственно или косвенно. В случае прицепов должны непосредственно управляться по крайней мере два колеса на одной передней оси и два колеса на одной задней оси (при этом каждая из осей должна иметь как минимум один независимый модулятор), а остальные колеса - управляться непосредственно или косвенно.

Бортовой автомобиль МАЗ-533632-321имеет рабочую тормозную систему с пневматическим двухпроводным приводом, стояночный тормоз механического типа, а также аварийную и вспомогательную тормозные системы.

Таким образом, рассматриваемый автомобиль МАЗ-533632-321, соответствует международным требованиям в плане оборудования тормозной системой. Установленная тормозная система в свою очередь также соответствует международным стандартам.

.4 Шины и колеса

Колеса.

Колесами называются устройства, осуществляющие связь автомобиля с дорогой. Колеса служат для подрессоривания автомобиля, обеспечения его движения и изменения направления движения.

На автомобилях большой грузоподъемности применяются бездисковые колеса. По сравнению с дисковыми колесами бездисковые проще по конструкции, имеют меньшую массу (на 10 … 15 %), более низкую стоимость, большую долговечность, удобнее при монтаже и демонтаже, обеспечивают лучшее охлаждение тормозных механизмов и шин. Кроме того, они создают возможность установки на ступице ободьев разной ширины, что позволяет использовать различные шины на одном и том же автомобиле.

Колесо должно быть

Прочным.

Для выдерживания стандартных нагрузок при обычной езде, а также при пиковых нагрузках во время внештатных ситуаций: наезды на препятствия, аварии и т. д.

Маловесным.

Уменьшение их массы крайне благотворно сказывается на работе подвески. Динамическая нагрузка на нее снижается; увеличивается плавность хода и обеспечивается лучший контакт колес с дорогой на неровностях., также уменьшается время затрачиваемое на разгон и торможение.

Точным в исполнении - отсутствие у него радиальных и осевых биений.

Дисбаланс возникает в том случае, когда центр масс колеса смещен относительно его геометрического центра. Действующая на неуравновешенную массу центробежная сила возрастает пропорционально квадрату частоты вращения. Возникающие при этом вибрации ухудшают комфортабельность и устойчивость автомобиля на больших скоростях, а также отрицательно влияют на элементы подвески и систему управления.

Запрещено устанавливать на одну ось разные колеса (размер, рисунок протектора, шипы, камера и т.д.). Запрещено устанавливать на автомобили одновременно шипованные и нешипованные колеса; должен быть один тип колес.

Шины.

Шины оказывают большое влияние на многие эксплуатационные свойства автомобиля: тягово-скоростные, тормозные, топливную экономичность, проходимость, устойчивость, управляемость, поворачиваемость, плавность хода и безопасность движения.

К шинам как наиболее ответственным частям автомобиля предъявляются специальные требования, в соответствии с которыми шины должны иметь:

• минимальное сопротивление качению;

• надежное сцепление с дорогой;

• низкую удельную нагрузку в месте контакта с дорогой;

• максимально возможное сопротивление боковому уводу;

• минимальные массу и момент инерции;

• высокие упругие свойства, способствующие повышению плавности хода;

• высокую герметичность (надежно удерживать сжатый воздух);

• статическую и динамическую уравновешенность;

• минимальное биение, соответствующее допустимым пределам;

• минимально допустимый уровень шума при движении автомобиля;

• рисунок протектора, соответствующий дорожным условиям эксплуатации;

• высокую самоочищаемость протектора на деформируемых дорогах;

• высокую прочность, износостойкость, долговечность и противостояние проколам и другим видам повреждений;

• достаточную ремонтопригодность (в том числе быть удобными при монтаже и демонтаже).

Значения указанных требований неодинаковы для шин автомобилей различных типов и назначения, что объясняется большим разнообразием конструкций и размеров существующих шин.

Обозначение шин содержит информацию о размерах, конструкции шины, индексах скорости и грузоподъемности. В соответствии с действующими стандартами обозначение размеров может быть миллиметровым, дюймовым или смешанным. Расшифровка обозначений автомобильной шины приведена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Расшифровка обозначений автомобильной шины:

Радиальные:

.00R20 146/143

- ширина профиля шины (в дюймах).

- обозначение полнопрофильной шины для грузовых автомобилей.- радиальная.

- монтажный диаметр шины (в дюймах).

/143 - индекс нагрузки. 146 -для одинарного колеса, 143 - для сдвоенных (нагрузка на каждое колесо).

Диагональные:

.15-13/155-13

.15 - ширина профиля шины в дюймах.

- посадочный диаметр шины в дюймах, а также может обозначаться и в миллиметрах (330).

- ширина профиля шины в миллиметрах.

Дополнительные обозначения, применяемые производителями шин&S ( Mud + Snow - грязь плюс снег). Это означает, что данные шины специально сконструированы как зимние или всесезонные.Season - всесезонная шина, предназначенная для круглогодичного использования.- направленная шина, направление вращения которой указано дополнительной стрелкой на боковине шины.и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards) - ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) - внутренней.или Right - означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.- бескамерная шина. Если этой надписи нет, то шина может использоваться только с камерой.Type - шина должна эксплуатироваться с камерой.PRESSURE - максимально допустимое давление в шине, в кПа., WATER, AQUA (или пиктограмма «зонтик») - означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования.

.5 Сцепные устройства

Каждый устройство должно соответствовать техническим требованиям относительно габаритных размеров и прочности. На сцепных устройствах не должно быть никаких трещин, разрывов или любых чрезмерных остаточных деформаций, которые негативно сказывались бы на функционировании устройства или его элементов.

Единообразные предписания, касающиеся механических сцепленных устройств, регламентируются Правилами № 55 ЕЭК ООН:

Все детали механического сцепного устройства или его элементов, повреждение которых может привести к отсоединению буксирующего ТС от прицепа, должны быть изготовлены из стали.

Механические сцепные устройства или их элементы должны быть безопасными в эксплуатации, а сцепка и расцепка должны быть осуществимы одним человеком без использования специальных инструментов. За исключением сцепных устройств класса Т, для сцепки прицепов, максимальная допустимая масса которых превышает 3,5 т, допускаются автоматические сцепные устройства.

Сила сжатия пружины может быть использована только для закрытия механического сцепного устройства и предотвращения воздействия вибрации, приводящей к перемещению элементов устройства в положение, при котором они могут открыться или разблокироваться.

Несрабатывание или отсутствие какой-либо одной пружины не должно приводить к открытию или разблокированию всего механического сцепного устройства.

К любому механическому сцепному устройству или его элементу должны быть приложены инструкции по монтажу и эксплуатации, содержащие достаточную информацию.

Требования к тягово-сцепным устройствам.

На автомобиле МАЗ-533632-321 используется тягово-сцепное устройство, предназначенное для буксировки прицепа (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 - Размеры стандартных соединительных фланцев сцепных тяг

Размеры стандартных соединительных фланцев сцепных тяг приведены в таблице 2.9. Максимальные значения нагрузок для стандартных соединительных фланцев сцепной тяги приведены в таблице 2.10.

Таблица 2.9 - Размеры стандартных соединительных фланцев сцепных тяг

Класс

C50-1

C50-2

C50-3

C50-4

C50-5

C50-6 C50-7

e1

83±0,5

83±0,5

120±0,5

140±0,5

160±0,5

160±0,5

e2

56±0,5

56±0,5

55±0,5

80±0,5

100±0,5

100±0,5

max d1

-

54

74

84

94

94

d2

10,5

10,5

15

17

21

21

f






g

85±3,0

85±3,0

90±3,0

120±3,0

140±3,0

140±3,0

a






b






max c

20

20

24

30

30

30

max h

150

190

265

265

265

265

max l1

-

150

250

300

300

300

max l2

150

300

330

330

330

330

l3

100±20,0

160±20,0

180±20,0

180±20,0

180±20,0

180±20,0

max T

-

20

35

35

35


Таблица 2.10 - Максимальные значения нагрузок для стандартных соединительных фланцев сцепной тяги

Класс

С50-1

С50-2

С50-3

С50-4

С50-5

C50-6

С50-7

D

18

25

70

100

130

190

190

Dc

18

25

50

70

90

120

130

S

200

250

650

900

1 000

1 000

1 000

V

12

10

18

25

35

50

75


.6 Зеркала заднего вида

Одними из важнейших элементов автомобиля являются зеркала заднего вида. Необходимые требования к зеркалам заднего вида оговорены Правилами №46 Европейской экономической комиссии ООН, согласно которому все зеркала подлежат обязательной сертификации. Органы Госстандарта проводят периодическую проверку образцов продукции на соответствие требованиям стандартов по безопасности. В подтверждение этому выдается сертификат соответствия.

Важнейшим элементом зеркала, обеспечивающий передачу водителю информации об обстановке на дороге, является оптический элемент. Под оптическим элементом понимают зеркальное стекло с отражающим покрытием (амальгамой), а также с возможными функциональными покрытиями - противоослепляющим тонированием, пленочным электронагревателем и др.

Критерии оценки зеркал:

Поверхность зеркального элемента должна быть с равномерным радиусом кривизны, без внешних дефектов и покрыта противоосколочной пленкой, чтобы исключить ранение человека осколками при разбивании. В сферическом зеркале отражение прямой линии должно иметь вид дуги равномерной кривизны, волнистая линия будет говорить о переменной кривизне отражающей поверхности, приводящей к искажениям формы предметов.

Правильность передачи цвета объектов при тонировании зеркал. Тонирование зеркал в голубой или желтой гамме защищает глаза водителя от ослепления отраженным светом фар.

Стандартом предусмотрено наличие в наружных зеркалах узла складывания. Узел складывания предотвращает повреждение зеркала при ударе о препятствие.

Механизм регулировки должен работать легко и приводиться в движение пальцами руки. Зеркало при этом должно перемещаться плавно, без рывков и заеданий и точно фиксироваться в заданном положении.

Детали и другие узлы корпуса не должны содержать сколов, трещин, потеков краски и других механических повреждений. Резиновые кожухи и уплотнения должны быть мягкими на ощупь, даже на морозе.

Исключаются острые кромки на корпусе зеркала и кронштейне;

Качественные резиновые детали (кожухи и уплотнения) всегда должны быть мягкими на ощупь, а ободок - плотно облегать корпус;

Торцы оптического элемента должны быть покрыты защитным слоем лака. В противном случае после непродолжительной эксплуатации на краях отражающей поверхности появится коррозия.

Первым признаком сертификации является наличие знака соответствия на корпусе зеркала, на упаковке и сопроводительных документах: Е22, заключенный в кружок (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3- Знак соответствия европейской системы контроля качества

- код страны, выдавшей официальное утверждение; 2- номер официального утверждения.

Одним из основных параметров безопасности, является зона обзора в зеркале. В зависимости от зоны обзора, зеркала принято разделять на классы:класс - внутрисалонное зеркало заднего вида;, III класс - «основное» зеркало заднего вида;класс - «широкоугольное» зеркало заднего вида;класс - зеркало «бокового» обзора;класс - зеркала переднего обзора сферические.

Транспортное средство должно быть укомплектовано обеспечивающими поля обзора зеркалами заднего вида согласно таблице 2.11. При отсутствии возможности обзора через задние стекла легковых автомобилей, необходима установка наружных зеркал заднего вида с обеих сторон.

Таблица 2.11 - Требования к наличию зеркал заднего вида на транспортных средствах.

Категория транспортного средства

Характеристика зеркала

Класс зеркала

Число и расположение зеркал на транспортном средстве

Наличие зеркала

N2(св. 7,5 тонн), N3

Наружное основное

II

Одно справа, одно слева

Обязательно для тс с передним расположением органов управления


Наружное широкоугольное

IV

Одно справа



Наружное бокового обзора

V1

Одно справа



Наружное переднего обзора

VI

Одно спереди



Внутреннее

I

Одно внутри

Допускается


Наружное бокового обзора

V1

Одно слева

Допускается


1 Зеркало должно располагаться на высоте не менее 2 м от уровня опорной поверхности. Зеркало не должно устанавливаться на транспортных средствах, кабина которых располагается на такой высоте, что данное предписание не может быть выполнено.

Рисунок 2.4 - Зеркала заднего вида на МАЗ-533632-321:

- зеркало II класса; 2 - зеркало IV класса; 3 - зеркало V категории.

На рассматриваемом автомобиле МАЗ-533632-321 установлены не все зеркала, которые предусмотрены Правилами ЕЭКООН. Для въезда данного ТС на территорию ЕС необходимо установить зеркало VI класса - наружное переднего обзора.

2.7 Система освещения и световой сигнализации. Светоотражающие устройства

Система освещения и световой сигнализации

В таблице 2.12 приведены требования по наличию внешних световых устройств на различных видах транспорта.

Таблица 2.12 - Требования Правил ЕЭК ООН к наличию внешних световых приборов на автотранспортных средствах

Наименование внешних световых приборов

Цвет излучения

Число приборов

Наличие приборов на АТС

Фара дальнего света

Белый

2 или 4

Обязательно для категорий N. Запрещено для категорий О.

Фара ближнего света

Белый

2


Передняя противотуманная фара

Белый или желтый

2

Рекомендуется для категорий N

Фара заднего хода

Белый

1 или 2

Обязательно для категорий N, О4.

Указатель поворота

Передний

Желтый

2

Обязательно для категорий N. Запрещено для категорий О.


Задний

Желтый

2

Обязательно


Боковой

Желтый

2

Обязательно для категорий N. Запрещено для категорий О.

Фонарь сигнала торможения

Красный

2

Обязательно

Дополнительный сигнал торможения

Красный

1 или 2

Допускается для всех категорий (кроме М1)

Передний габаритный огонь

Белый

2

Обязательно

Задний габаритный огонь

Красный

2

Обязательно

Задний противотуманный фонарь

Красный

1 или 2

Обязательно

Окончание таблицы 2.12

Наименование внешних световых приборов

Цвет излучения

Число приборов

Наличие приборов на АТС

Стояночный огонь (при совмещении с боковыми указателями поворота и боковыми габаритными фонарями)

Передний

Белый

2

Рекомендуется для АТС длиной до 6 м и шириной до 2 м и запрещено на остальных АТС


Задний

Красный

2



Боковой

Желтый

2


Боковой габаритный фонарь

Желтый

Не менее двух  с каждой стороны.

Обязательно на АТС длиной более 6 м, за исключением грузовых автомобилей  без кузова

Контурный огонь

Передний

Белый

2

Обязательно на АТС шириной более 2,1 м.


Задний

Красный

2


Фонарь освещения заднего регистрационного знака

Белый

1  или более

Обязательно

Дневной ходовой огонь

Белый

2

Рекомендуется для категорий N.

Опознавательный знак автопоезда

Желтый

1

Обязательно на автопоездах

Переднее светоотражающее устройство (нетреугольной формы)

Белый

2

Обязательно для категорий О

Боковое светоотражающее устройство нетреугольной  формы

Передний

Желтый

Не менее двух  с каждой стороны

Обязательно на АТС длиной более 6 м.


Боковой

Желтый или красный



Заднее  светоотражающее  устройство

нетреугольной  формы

Красный

2

Обязательно для категорий N, О при группировании с другими задними приборами световой сигнализации


треугольной  формы

Красный

2

Обязательно для категорий О.

Фонарь боковой

Белый

2

Рекомендуется

Контурная  маркировка

Боковая

Белая или желтая

Один или  несколько  элементов

Рекомендуется для категорий N.


Задняя

Красная или  желтая




Передние и боковые световые приборы МАЗ-533632-321 приведены на рисунке 2.5

Рисунок 2.5 - Передние и боковые световые приборы МАЗ-533632-321:

- передние габаритные огни, фары ближнего и дальнего света; 2 - передние противотуманные фонари; 3 - передний указатель поворотов; 4 - боковой указатель поворотов; 5 - боковые габаритные огни.

Задние световые приборы МАЗ-533632-321 приведены на рисунке 2.6

Рисунок 2.6 - Задние световые приборы МАЗ-533632-321:

- контурные огни; 2 - сигнал заднего хода; 3 - светоотражающие элементы; 4 - габаритные огни; 5 - стоп-сигналы; 6 - указатель поворотов; 7 - противотуманные фонари.

Светоотражающие устройства

Опознавательные знаки транспортных средств это предупредительные устройства и обозначения изготавливаются согласно международному соглашению.

Опознавательные знаки должны быть чистыми, чтобы другие участники дорожного движения могли их своевременно заметить.

На транспортные средства запрещается прикреплять любую другую информацию или знаки, в которых использованы формы, цветовые комбинации и символика, установленные Государственным стандартом для дорожных знаков и которые могут ввести в заблуждение других участников дорожного движения.

На прицепах (полуприцепах), длина которых, включая сцепное устройство, превышает 8 м, а также на прицепах (полуприцепах), полная масса которых превышает 10 т, сзади должен быть прикреплен опознавательный знак «Транспортное средство большой длины» (рисунок 2.7) - прямоугольник, изготовленный из светоотражающего материала желтого цвета с флюоресцирующей каймой красного цвета (длина стороны прямоугольника от 195 до 230 мм, ширина каймы 40 мм). Количество, размещение и общая длина опознавательных знаков должны соответствовать требованиям.

Рисунок 2.7 - Опознавательный знак «Транспортное средство большой длины»

Если ТС предназначено в эксплуатации в составе автопоезда, оно должно обозначается знаком «Автопоезд» (рисунок 2.8).

Рисунок 2.8 - Опознавательный знак «Автопоезд»

Тяжеловесные ТС и ТС большой грузоподъемности должны обазначаться знаком «Транспортное средство большой грузоподъемности» (рисунок 2.9).

Рисунок 2.9 - Опознавательный знак «Транспортное средство большой грузоподъемности»

Требования к светоотражающей маркировке:

Светоотражающие маркировочные материалы должны быть изготовлены таким образом, чтобы в нормальных условиях эксплуатации обеспечивалось их удовлетворительное функционирование и сохранялись их характеристики. Кроме того, они не должны иметь каких-либо конструктивных или производственных дефектов, препятствующих их эффективному функционированию или сохранности.

Маркировочные материалы или их элементы должны быть устроены таким образом, чтобы их нельзя было легко разобрать.

Средства крепления маркировочных материалов должны быть прочными и надежными.

Внешняя поверхность маркировочных материалов должна легко чиститься, она не должна быть шероховатой, и любые выпуклости, которые могут быть на ней, не должны препятствовать чистке.

Повреждения и отслоения светоотражающей маркировки не допускаются.

Схемы контурной маркировки, обклейки грузового автотранспорта приведены на рисунке 2.10.

Рисунок 2.10 - Схемы контурной маркировки грузового автотранспорта

Автомобиль МАЗ-533632-321 соответствует всем европейским требованиям и требованиям стран СНГ по системе освещения и световой сишнализации, светоотражающим устройствам.

.8 Устройства измерения и ограничения скорости. Контрольные устройства. Тахографы

Требования к устройствам измерения и ограничения скорости регламентируются Правилами ЕЭК ООН № 39, №68, и №89:

Средства измерения скорости (спидометры) и пройденного пути должны быть работоспособны.

Дисплей спидометра должен быть расположен непосредственно в поле зрения водителя, и его показания должны быть четко различимы как в дневное, так и в ночное время. Диапазон показываемых скоростей должен быть достаточно большим для того, чтобы включать максимальную скорость для данного типа транспортного средства, указанную заводом-изготовителем.

Спидометры, предназначенные для транспортных средств категории N, должны иметь цену делений 1, 2, 5 или 10 км/ч.

Приборная панель с устройствами измерения скорости приведена на рисунке 2.11.

Рисунок 2.11 - Приборная панель МАЗ-533632-321

Автотранспортные средства (транспортные средства на жесткой раме и тягачи для полуприцепов) максимальной массой более 12 т должны быть оборудованы устройством ограничения скорости в соответствии с техническими требованиями Правил № 89 ЕЭКООН с поправками. Это устройство должно быть отрегулировано таким образом, чтобы скорость не могла превышать 90 км/ч, с учетом технического допуска устройства.

«Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки» в директиве № 3821/85 гласит:

Тахограф - это контрольное устройство, обеспечивающее выполнение требований соглашения ЕСТР по осуществлению постоянного, автономного и объективного контроля параметров, оговоренных в документах ЕСТР, таким образом, чтобы обеспечить принципы неотвратимости наказания за нарушения требований соглашения ЕСТР и равноправия всех сторон, участвующих в соглашении ЕСТР.

Определяющими факторами в понятии тахографа являются принципы контроля: постоянный, автономный, объективный и, самое главное, обеспечивающий неотвратимость наказания. Особое внимание уделяется именно двум последним принципам: - объективности и неотвратимости наказания.

Поскольку тахографы используются при международных перевозках и контролируются на территории различных стран, а эксплуатируются водителями различных национальностей, то прибор имеет наднациональный интерфейс общения: - в тахографе используются пиктограммы, а не национальный язык того или иного государства. Пиктограммы - это графические изображения режимов работы, событий и команд, которые позволяют пользователю управлять прибором, даже не зная языка общения, установленного в данном приборе ранее.

Тахографы, аналоговые (рисунок 2.12) и цифровые (рисунок 2.13), применяемые в автомобиле МАЗ-533632-321.

Рисунок 2.12 - Аналоговый тахограф

Рисунок 2.13 - Цифоровой тахограф

Применение тахографов решает следующие задачи:

исключает несанкционированные поездки, т.к. весь маршрут (скорость-пробег-время) непосредственно записывается на диске;

повышает безопасность движения;

увеличивает ресурс двигателя, шин, тормозных механизмов и автомобиля в целом, благодаря соблюдению предписанных режимов движения;

обеспечивает социальную и правовую защиту водителей, что достигается документированием на диаграммных дисках всего объема выполненных работ;

оптимизирует маршруты перевозок и графиков движения, по результатам сравнительного анализа записей режимов движения;

введение на своем автопредприятии объективной системы подсчета заработной платы по фактическому объему выполненных работ;

объективный расчет с заказчиком за фактически выполненную работу по перевозке грузов и простои по различным причинам;

беспрепятственное участие в перевозочных процессах как по территории России, так и Европейского Сообщества;

помогает производить объективную оценку профессиональных качеств водителей.

Чем кривая ровнее, тем меньше водитель разгоняется и тормозит, реже переключает передачи, т.е. едет равномерно, меньше расходует топлива и экономит ресурс автомобиля.

Автомоблиь МАЗ-533632-321 соответствует всем требования по устройствам измерения и ограничения скорости, контрольным устройствам и тахогрофам., поэтому может беспрепятственно выезжать в страны ЕС.

.9 Защитные устройства. Брызговики

2.9.1 Ремни и подушки безопасности

Сиденья транспортных средств категории N, за исключением откидных сидений и сидений, предназначенных для использования исключительно в неподвижном транспортном средстве, должны быть оснащены ремнями безопасности. В таблице 2.13 приведены минимальные требования, предъявляемые к ремням безопасности.

Таблица 2.13 - Минимальные требования к типам ремней безопасности

Категория транспортного средства

Сиденья, расположенные по направлению движения

Сиденья, расположенные против направления движения


Боковые

Центральные



Передние

Прочие

Передние

Прочие


N2 и N3

A или B*

B

A или B*

B

B

А ремень (поясной и диагональный) с креплением в трех точках.  B ремень (поясной) с креплением в двух точках.  * допускается.


Установленные на транспортных средствах ремни безопасности не должны иметь следующих дефектов:

Надрыв на лямке, видимый невооруженным глазом;

Замок не фиксирует "язык" лямки или не выбрасывает его после нажатия на кнопку замыкающего устройства;

Лямка не вытягивается или не втягивается во втягивающее устройство (катушку);

При резком вытягивании лямки ремня не обеспечивается прекращение (блокирование) ее вытягивания из втягивающего устройства (катушки).

С ремнями безопасности не допускается использование втягивающих устройств:

.1. Которые не имеют регулятора длины вытянутой лямки;

.2. Которые требуют приведения в действие вручную приспособления для получения желаемой длины лямки и которые автоматически запираются после достижения пользователем желаемой длины.

Ремни безопасности должны быть установлены таким образом, чтобы:

.1.Практически отсутствовала возможность соскальзывания с плеча правильно надетого ремня в результате смещения водителя или пассажира вперед;

.2.Практически отсутствовала возможность повреждения лямки ремня при соприкосновении с острыми твердыми элементами конструкции транспортного средства.

Конструкция и установка ремней безопасности должны позволять пристегнуться ими в любое время.

Для безопасной защиты водителя и пассажиров авто в случае столкновения подушками безопасности необходимо соблюдение следующих правил:

во-первых, водитель и пассажир должны быть пристегнуты ремнями безопасности;

во-вторых, пассажир должен сидеть в кресле, занимая в нем центральное положение;

в-третьих, пассажир должен находился в сидячем положении, а ни в коем случае полулежа;

в-четвертых, руки водителя должны быть на руле сбоку, а не сверху или по диагонали.

время срабатывания подушки безопасности должно быть не белее - 30-50 миллисекунд

подушка безопасности должна сохранять на долгое время свою работоспособность, независимо от условий эксплуатации автомобиля.

Установка подушек безопасности, не предусмотренных эксплуатационной документацией транспортного средства, не допускается.

.9.2 Сидения

Из-за трения тела о сиденье при движении транспортного средства между телом человека и сиденьем возникает неблагоприятная среда. Одежда становится влажной, создается ощущение дискомфорта. Важнейшим свойством обивки и непосредственно прилегающего к ней изнутри материала сиденья является паропроницаемость. Наилучшей паропроницаемостью обладают ткани из натуральных волокон. Однако для сидений большинства транспортных средств они применяются ограниченно, потому что часто не обладают необходимой износостойкостью, сравнительно легко загрязняются и с трудом чистятся.

Полностью синтетические ткани успешно используются на автомобилях малых и средних классов. Очень часто используются различные материалы под общим названием «искусственная кожа». Обычно это ткань с покрытием из синтетического материала. Для обеспечения необходимой паропроницаемости искусственная кожа делается перфорированной.

Необходимо, чтобы обивка сиденья имела определенные фрикционные свойства, шероховатость. Это препятствует нежелательному перемещению человека при горизонтальных ускорениях. В то же время поверхность материала обивки не должна быть излишне грубой, потому что это будет способствовать изнашиванию одежды.

Для повышения комфортабельности транспортного средства, особенно в холодное время года, на многих автомобилях устанавливается система подогрева сидений.

Сиденья автомобилей должны снабжаться подголовниками. Они играют важную роль в системе пассивной безопасности, и требования к ним оговариваются стандартами (Правило № 25 ЕЭК ООН). Минимальная высота подголовника над точкой при измерении под углом 25° должна составлять 700 мм. Ширина подголовника не должна превышать 170 мм, и он не должен смещаться назад под действием статической нагрузки 890 Н более чем на 102 мм. Кроме этого, к подголовнику предъявляются определенные требования по энергопоглощающим свойствам.

.9.3 Противоподкатные защитные устройства (ПЗУ)

Требования к передним противоподкатным защитным устройствам (ППЗУ).

Устанавливается Правилами ЕЭКООН №93. Распространяется это правило для категория N2, N3, предназначенных для междугородних, межднународних перевозок.

Цель ППЗУ обеспечивать защиту ТС M1, N1 от их попадания по N2, N3 в случае лобового столкновения. Обычно состоит из поперечного элемента и крепиться к раме или другому элементу конструкции.

Функцию могут выполнять отдельные элементы кузова, рамы или другие части автомобиля.

Высота поперечного устройства для категории N2 составляет 100мм, для N3 - 120 мм. Концы не должны загибаться вперед и иметь острых краев. Радиус закругления всех граней не менее 2,5 мм. Внешняя поверхность должны быть гладкой или иметь безопасный рельеф. Устанавливается таким образом, чтобы расстояние от наиболее выступающей части спереди располагалось на высоте менее 2 метро и не превышало 400 мм. Это расстояние может быть уменьшено на величину деформации после испытания на удар.

Ширина ППЗУ не должна превышать ширину кабины по передним брызговикам и быть короче, чем на 100 мм от наружной поверхности шин.

Требования к задним противоподкатным защитным устройствам (ЗПЗУ).

Цель недопускать попадания M1, N1 под N2, N3, O3, O4, кроме седельных тягачей N2, N3 и прицепов для длинномерных грузов. Регламентируется Правилом №58 ЕЭКООН.

Ширина ЗПЗУ не должна быть длиннее задней оси и не короче 100 мм от наружной поверхности шин. Концы не должны загибаться назад и иметь острых граней. Дорожный просвет должен быть не менее 500 мм. Располагаться должен как можно ближе к задней части ТС, не более 400 мм от самой крайней задней точки, даже после испытания на удар.

Требования к боковым противоподкатным защитным устройствам (БПЗУ).

Представляют собой специально сконструированную ограждение или элемент оборудования, установленный на шасси вдоль борта.

Регламентируется Правилом №73 ЕЭКООН. Должны устанавливаться на N2, N3, O3, O4. Исключение седельных тягачи N2, N3 и прицепов для длинномерных грузов. БПЗУ не должны увеличивать габаритную ширину ТС, а основная его часть не должна быть далее чем на 120 мм от наружного края.

Основная поверхность должна быть гладкой, шапки болтов и заклепки не должны выступать более чем на 10 мм. Состоит из одной или нескольких вертикальных и горизонтальных полос. Ширина полос 50 мм , для N2, O3, и 100 мм, для N3, O4. Передний край должен располагаться до 300 мм от каждой оси для N2, N3, 500 мм от передней и 300 мм от задней для O3, O4.

Прочность должна быть достаточной, чтобы противостоять нагрузкам 1 кН по всей длине, причем деформация не должна превышать 150 мм.

Некоторые компоненты ТС (ящики для АКБ, запасное колесо и т.д.) могут быть вмонтированы в БПЗУ и выполнять их функцию, если они удовлетворяют вышеперечисленным требованиям.

БПЗУ не должны использоваться для крепления приводов тормозной системы, гидроприводов, пневноприводов и других систем.

Установленные противоподкатные защитные устройства на МАЗ-533632-321 приведены на рисунке 2.14.

Рисунок 2.14 - Противоподкатные защитные устройства автомобиля МАЗ-533632-321:



2.9.4 Кабина и кузов автомобиля

К кабине (салону) автомобиля предъявляются следующие требования:

Ветровые и боковые стекла не должны иметь трещин и затемнений, затрудняющих видимость;

Боковые стекла должны плавно передвигаться от руки или стеклоподъемными механизмами;

На сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы, сиденья и спинка должны иметь исправную регулировку, обеспечивающую удобную посадку водителя;

Концентрация вредных веществ в кабине грузового автомобиля не должна превышать установленной санитарной нормы (в мг/м3: окись углерода - 20; акролеин - 0,2; окислы азота - 5; пары бензина - 100; бутан - 300);

Замки всех дверей должны быть исправными, исключающими возможность их самопроизвольного открывания во время движения;

Отопительные устройства кабины транспортного средства и пассажирского салона в холодное время года должны быть исправны. Применение отработанных газов для отопления не допускается; - пол кабины (салона) и кузова легкового автомобиля должен застилаться ковриком, не имеющим случайных отверстий и прочих повреждений.

Кузов автомобиля.

Кузов автомобиля предназначен для размещения водителя, пассажиров и различных грузов, а также для защиты их от внешних воздействий. Кроме того, несущий кузов служит для крепления всех агрегатов и механизмов автомобиля. Несущий кузов воспринимает все нагрузки и усилия, которые действуют на автомобиль при движении.

Кузов обеспечивает безопасность, обтекаемость, комфортабельность, от него зависит внешний вид автомобиля. Конструкция кузова и его параметры оказывают серьезное влияние на эксплуатационные свойства, обеспечивающие движение автомобиля (тягово-скоростные, топливную экономичность, маневренность, устойчивость, плавность хода, проходимость), и на эксплуатационные свойства, не связанные с движением автомобиля (вместимость, прочность, долговечность, ремонтопригодность, приспособленность к погрузке и выгрузке).

К кузову как наиболее важной, ответственной, материалоемкой и дорогостоящей части автомобиля, кроме общих требований к конструкции автомобиля, предъявляются специальные требования, в соответствии с которыми конструкция кузова должна обеспечивать:

• высокую активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность;

• хорошую комфортабельность, удобство посадки и высадки пассажиров, а также погрузки и выгрузки перевозимых грузов;

• малое сопротивление воздуха и хорошую обтекаемость при движении автомобиля;

• улучшение эксплуатационных свойств автомобиля, связанных и не связанных с его движением;

• долговечность, соответствующую сроку службы автомобиля;

• необходимые прочность и надежность при эксплуатации при собственной минимальной массе;

• высокую технологичность при производстве и ремонте.

Кузов грузового бортового автомобиля, прицепа и полуприцепа не должен иметь поломанных брусьев и досок; техническое состояние бортов должно исключать возможность выпадения груза при движении АТС.

Борта кузова должны свободно открываться (откидываться), иметь исправные петли и запоры.

.9.5 Брызговики

Применение брызговиков рекомендовано в соответствии с Декларацией 92/226 ЕС. Распространяется на N2, N3, O3, O4. Бываю задние и боковые, предназначенные для предотвращения вылета из-под колес грязи и водяной пыли. Брызговики должны проходить сверху от шины, так, чтобы частично перекрывать её верхний край более 100 мм.

Задние защитные устройства должны находиться от задней поверхности шины на расстоянии не более 300 мм. Дополнительный брызговик на задней оси устанавливается, если расстояние между сдвоенными колесами более 250 мм. Ширина брызговика должна полностью перекрывать поверхность шин. Расстояние от поверхности земли до брызговика не должно превышать 200 мм для N2, N3, и 300 мм для O3, O4.

Передние и задние брызговики на автомобиле МАЗ-533632-321 приведены на рисунке 2.15

Рисунок 2.15 - Брызговики на автомобиле МАЗ-533632-321:

- передние; 2 - задние.

МАЗ-533632-321 оборудован необходимым количеством ремней и подушек безопасности, в соответствии с Правилами ЕЭК ООН. Установленные сиденья и подголовник соответствуют требованиям Правил ЕЭК ООН. Как видно на рисунках 2.14 на автомобиле МАЗ-533632-321 установлены требуемые Правилами ЕЭК ООН противоподкатные защитные устройства. Данные устройства соответствуют международным требованиям. Кабина и кузов автомобиля отвечает требованиям Правил ЕЭК ООН.

2.10 Стекла

Требования предъявляемые к стеклам регламентируются Правилом № 43 ЕЭК ООН "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения безопасных стекол и стекловых материалов"

Стекла автомобиля должны обладать требованиям:

Безопасность для человека

Все материалы для остекления, включая материалы для производства лобовых стекол, должны изготавливаться таким образом, чтобы в случае столкновения, опасность телесных повреждений была минимальна. Материалы для остекления должны быть достаточно устойчивы к происшествиям, возникающим при нормальном движении автомобиля, к атмосферным и температурным условиям, химическому воздействию, воспламенению и износу поверхности.

Прозрачность

Безопасные стекломатериалы, кроме того, должны быть достаточно прозрачными, не должны давать заметных искажений предметов, видимых через лобовое стекло, и не должны искажать цвет используемых дорожных знаков и сигналов. В случае раздробления лобового стекла, водитель все равно должен четко видеть дорогу, чтобы суметь благополучно затормозить и остановить транспортное средство.

Светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя, должно быть не менее:

% - для ветровых стекол;

% - для стекол, не являющихся ветровым, определяющее переднюю обзорность: стекол дверей и передних боковых.

Ветровые стекла, окрашенные в массе и тонированные, не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов.

Не допускается наличие трещин на ветровых стеклах АТС в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенных со стороны водителя.

Не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего, деталей стеклоочистителей, наружных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживание и осушения ветрового стекла).

В верхней части ветрового стекла допускается крепление полосы прозрачной, цветной пленки шириной не более 140 мм, а на АТС категорий М3, N2, N3 - шириной, не превышающей минимального расстояния между верхним краем ветрового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем.

В соответствии с Правилом № 43 ЕЭК ООН все стекла подразделяются на классы (таблица 2.14).

Таблица 2.14 - Классы стекол

Тип

Класс

Характеристика

Ветровое

I

Упрочненное стекло


II

Обычное многослойной безосколочное стекло


III

Обработанное многослойное безосколочное стекло


IV

Стекло из стеклопластика

-

V

Стекло с постоянным коэффициентом пропускания света менее 70%


VI

Двойное стекло, со степенью менее 70%


VII

Упрочненое стекло для ТС, которые не могут развивать скорость более 40 км/ч


VIII

Жесткое, пластиковое стекло, где вероятность удара головой исключена


IX

Гибкое пластиковое стекло


X

Жесткое двойное пластиковое стекло


Стекла установленные на МАЗ-533632-321 соответствуют международным стандартам.

2.10 Требования к экологической безопасности

В нашей стране существует ГОСТ на дымность и ОСТ на токсичность по дизельным двигателям, который датирован 1981 годом и не менялся до настоящего времени. Сравнение фактических данных по выбросам автомобилей МАЗ с нормами Правила ЕЭКООН №49 приведены в таблице 2.15.

Таблица 2.15 - Выброс загрязняющих веществ транспортными средствами с дизельными двигателями

Стандарт, программа

Уровень выбросов, г/КвтЧч


CO

HC

NOX

твердые частицы

Фактические выбросы «МАЗ»

3,5-9

2-4

13-18

0,5-1

ОСТ 37.001.234.-81

9,5

3,4

18,35

0,8

Правило ЕЭКООН №49

С 01.07.1992 Серийный

4,9

1,23

9,0

0,4

ЕВРО-1 с 01.10.1993

4,5

1,1

8,0

0,36

ЕВРО-2 с 01.10.1996

4,0

1,1

7,0

0,15

ЕВРО-3 с 01.10.2000

2,1

0,66

5,0

0,1

ЕВРО-4 с 2005 года

1,5

0,46

3,5

0,08

ЕВРО-5 с 2008 года

1,0

0,46

2,0

0,05


Автомобиль должен соответствовать тем требованиям, которые действуют на момент его производства. Следовательно, если автомобиль выпущен в 1990 году, он должен удовлетворять требованиям, вступившим в силу в 1988 году, т.к. именно они действовали в тот момент. Если фирма приобретает новый автомобиль в 2001 году, то он должен соответствовать требованиям ЕВРО-3.

Правило №51 содержит ограничения шумности автомобилей общей массой более 3,5 тонн в зависимости от категории автотранспортного средства по мощности двигателя (таблица 2.16).

Таблица 2.16 - Ограничения по шуму для грузовых автомобилей общей массой более 3,5 тонн

Категория АТС по мощности двигателя

Для автомобилей выпуска (в дБА)


До 1991 года

После 1991 года

С 01.10.1996

менее 75 кВт

86

81

77

от 75 до 150 кВт

86

83

79

свыше 150 кВт

88

84

80

Для грузовых автомобилей по ГОСТ 24736-87 (в дБА)

свыше 150 кВт

84


Из таблицы 2.16 видно, что начиная с 1996 года ужесточились требования по шумности, которые составляют 80 дБА для автомобилей, мощность двигателся которых превышают 150 кВт. В нашей стране существует ГОСТ на шумность внутри кабины автомобиля выпуска до и после 01.01.1991. Для кабины со спальным местом выпуска после 01.01.1991 ограничения составляет 80 дБА.

Большинство стран ввели дополнительную квоту разрешений с 1998 года для «зеленых и безопасных грузовиков».

«Зеленый и безопасный грузовик» - автомобили и прицепы, которые удовлетворяют следующим требованиям:

автомобиль соответствует ЕВРО-2;

автомобиль соответствует требованиям по внешнему шуму, вступившим в действие с 01.10.96;

автомобили и их прицепы должны иметь минимальную глубину протектора 2 миллиметра, боковое защитное устройство, световые указатели поворотов, предупреждающий аварийный треугольник красного цвета;

автомобили должен быть оборудован тахографом;

автомобили должен иметь ограничители скорости;

автомобили большой грузоподъёмности и длинны, должны иметь световозвращающие задние опознавательные знаки;

автомобили должен быть оборудован антиблокировачной системой (ABS);

автомобили должен иметь рулевое управление в соответствии с принятыми Правилами;

автомобили должны выполнять требования теста, проводимого на пригодность к эксплуатации, в особенности по дымности и по работе тормозов. Этот тест должен проводиться раз в год и подтверждаться соответствующим сертификатом.

Если грузовик соответствует тем или иным экологическим правилам и нормам, то на его кабине или на бампере вешаются круглые знаки: латинская буква на зеленом фоне.

С 1 декабря 1989 года грузовик движущийся ночью ( с 2200 до 500 ) по территории Австрии, должен соответствовать следующим нормам (таблица 2.17).

Таблица 2.17 - Нормы шума для грузовиков движущихся ночью по территории Австрии

Мощность двигателя, кВт

Уровень шума, дБА


При ускорении

При торможении двигателем

При работе пневмооборудования

до 150

78

78

72

свыше 150

80

80

72


Для автомобилей с низким уровнем шума, значения уровня шума ниже, чем приведены в таблице 2.17, заполняется сертефикат, который всегда должен находиться в кабине. Для упрощения и ускорения процедуры пересечения границы на бампере такого грузовика крепиться табличка с буквой L (рисунок 2.16 а) «Larman Kraftfahrzeuge» (тягач с низким уровнем шума) - Австрия.

При движении в особо охраняемых экологических зонах Германии тяжелый грузовик должен иметь спереди знак с буквой G (рисунок 2.16 б). При этом необходимо оформление сертификата. «Gerauscharm Kraftfahzeuge» (тягач с низким уровнем шума) - Германия.

Понятие «Green Lorry» включает в себя следующие требования: нормы выхлопа «ЕВРО-1»; нормы шума 78-80 дБА. На такой грузовик заполняется сертификат соответствия и устанавливаются табличка с буквой U (рисунок 2.16 в) или G (U - Umwelt - природа, G - Green Lorry - зеленый грузовик).

В мае 1996 года было введено новое определение - «Greener and Safe Lorry», которое утверждено в январе 1997 года. Такой грузовик должен соответствовать следующим нормам: по выхлопу - «ЕВРО-2»; по шуму - 78-80 дБА. Знак, подтверждающий соответствие грузовика этим нормам, был недавно разработан и представляет собой букву S (рисунок 2.16 г) ( S - Supergum - «очень зелёный»), «Greener and Safe Lorry» ( более зеленый и безопасный грузовик).

С 2001 года было введено новое определение автотранспортного средства - «ЕВРО-3 безопасный», которое утверждено с 2002 года. Такой грузовик дожжен соответствовать по выхлопу нормам «ЕВРО-3», а по шуму - 78-80 дБА. Знак зеленого цвета с белой окантовкой и цифрой 3 (рисунок 2.16 д) белого цвета: «ЕВРО-3».

Для автомобилей, соответствующих ограничениям выброса загрязняющих веществ «ЕВРО-4» и «ЕВРО-5», введено обозначение знаками зеленого цвета с белой окантовкой и цифрами 4 и 5.








а) б) в) г) д)

Рисунок 2.16 - Образцы опознавательных знаков транспортных средств, имеющих действующий сертификат дорогосоответствия

На автомобиле установлен двигатель Deutz BF 6M 1013FC мощностью 180 кВт. Заводом изготовителем установлена экологическая норма «ЕВРО-3». Из этого следует, что при въезде в страны ЕС, с целью упрощения и ускорения процедуры пересечения границы, необходимо спереди закрепить знаки L и 3.

3. Выбор варианта размещения грузов в кузове транспортного средства

.1 Выбор устойчивого варианта размещения грузив

транспортный перевозка груз

Рисунок 3.1 - Силы, действующие на груз

Во время разгона, торможения и во время поворотов транспортного средства на незакрепленный груз действуют силы, стремящие этот груз опрокинуть. Для того чтобы определить, является ли этот груз устойчивым при движении автомобиля, необходимо, чтобы соблюдались все условия устойчивости. Силы, которые действуют на груз во время движения, представлены на рисунке 3.1.

Условие устойчивости груза при торможении автомобиля определяется из следующего соотношения:

, (3.1)

где - вертикальная сила, которая представляет сумму сил, включающую силу тяжести груза и силу инерции, которая действует на груз вследствие движения ТС в направлении вертикальной оси, кН;

- продольная сила, действующая на груз при торможении автомобиля, кН;- расстояние от центра тяжести до ребра опрокидывания, м;

, (3.2)

Д - длина груза, м;- высота центра тяжести груза, м;

, (3.3)

В - высота груза, м.

Условие устойчивости груза при разгоне автомобиля определяется из следующего соотношения:

, (3.4)

где - продольная сила, действующая на груз при разгоне автомобиля, кН.

Условие устойчивости груза при поворотах автомобиля налево и направо  определяется из следующего соотношения

, (3.5)

где - поперечная сила, действующая на груз при поворотах автомобиля, кН;- расстояние от ребра опрокидывания до центра тяжести, м;

, (3.6)

Ш - ширина груза.

Вертикальная сила определяется по формуле

, (3.7)

где - коэффициент вертикального ускорения, ;- масса груза;- ускорение свободного падения.

Поперечная сила, действующая на груз при торможении автомобиля, определяется по формуле

, (3.8)

где - коэффициент продольного ускорения при торможении, .

Поперечная сила, действующая на груз при разгоне автомобиля, определяется по следующей формуле

, (3.9)

где - коэффициент продольного ускорения при разгоне, .

Поперечная сила, действующая на груз при повороте автомобиля, определяется по формуле

, (3.10)

где - коэффициент поперечного ускорения при повороте, .

После определения условия устойчивости находим разность между моментами (∆), если , то это называется запасом устойчивости, если , то это опрокидывающий момент, который необходимо компенсировать (например средствами крепления).

После нахождения всех условий устойчивости выбираем положение размещения груза с учетом следующих требований:

все , в этом случае принимается вариант с максимальным значением ∆;

в одном случае все , а в другом хотя-бы одно , то принимаем вариант, где все ;

в обоих случаях есть хотя-бы одно , то выбираем вариант, где сумма  имеет наибольшее значение.

Выполним расчеты для груза №1 с размерами 1,66×1,84×2,15 и массой 4,04т.

м;

м.

м;

Принимаем продольное размещение груза в кузове автомобиля, которое представлено на рисунке 3.2.

Рисунок 3.2 - Продольное размещение груза №1

Проверим условие устойчивости при торможении:

 кН;

 кН;

;

;

 кН.

Проверим условие устойчивости при разгоне:

кН;

;

;

 кН.

Определим выполнение условия устойчивости груза при поворотах автомобиля:

кН;

;

;

 кН.

Повернем груз №1 на 90˚. Расположение груза в этом случае представлено на рисунке 3.3.

Рисунок 3.3 - Поперечное размещение груза №1

м;

м.

Проверим условие устойчивости при торможении:

 кН;

 кН;

;

;

 кН.

Проверим условие устойчивости при разгоне:

кН;

;

;

 кН.

Определим выполнение условия устойчивости груза при поворотах автомобиля:

кН;

;

;


Принимаем первый вариант размещения груза, представленный на рисунке 3.2, т.к. он имеет максимальное значение запаса устойчивости.

Выполним расчеты для груза № 2 с размерами 1,35×1,64×1,79 и массой 2,88 т.

Принимаем продольное размещение груза в кузове автомобиля, которое представлено на рисунке 3.4.

Рисунок 3.4 - Продольное размещение груза №2

м;

м.

м;

Проверим условие устойчивости при торможении:

кН;

кН;

;

;


Проверим условие устойчивости при разгоне:

кН;

;

;

 кН.

Определим выполнение условия устойчивости груза при поворотах автомобиля:

кН;

;

;


Повернем груз №2 на 90˚. Расположение груза в этом случае представлено на рисунке 3.5.

Рисунок 3.5 - Поперечное размещение груза №2

м;

м.

Проверим условие устойчивости при торможении:

кН;

кН;

;

;


Проверим условие устойчивости при разгоне:

кН;

;

;

 кН.

Определим выполнение условия устойчивости груза при поворотах автомобиля:

кН;

;

;


Принимаем первый вариант размещения груза, представленный на рисунке 3.4, т.к. он имеет максимальное значение запаса устойчивости.

Выбор варианта расположения груза с учетом допустимых нагрузок на ось

Для определения части нагрузки приходящейся на переднюю () и заднюю () оси составим уравнения моментов относительно точек А и Б в соответствии с рисунком 3.6.

Рисунок 3.6 - Схема для определения нагрузок на переднюю и заднюю оси

Составим уравнения моментов:

; (3.11)

, (3.12)

где  - грузоподъемность автомобиля, т;  т;

 - длина автомобиля, м;  м;

 - длина кузова автомобиля, м;  м;

 - база автомобиля, м;  м;

 - передний свес, м;  м;

 - задний свес, м;  м.

Из формул (3.11) и (3.12) найдем значения  и :

 т;

 т.

Найдем оптимальное размещение суммарного центра тяжести от двух грузов с учетом допустимых нагрузок на ось. Для этого в соответствии с рисунком 3.7 составим уравнения моментов относительно передней и задней осей.

Рисунок 3.7 - Схема для определения размещения суммарного центра тяжести

Составим уравнения моментов:

; (3.13)

, (3.14)

где  - масса центра тяжести, т;  т.

Из формул (3.13) и (3.14) найдем значение  и :

 м;

 м.

Расстояние до центра тяжести определяется по формуле:

; (3.15)

 м.

Для определения наиболее оптимального расположения грузов для равномерной нагрузки на платформу автомобиля, необходимо рассмотреть два варианта расположения груза:

При первом варианте два груза располагаются вместе (вплотную) (рисунок 3.8).

Рисунок 3.8 - Схема для определения расположения грузов, когда они располагаются в плотную

Для определения расстояний от суммарного центра масс до центра масс каждого из грузов ( с от центра масс первого груза, d - от второго) составим систему уравнений:

(3.16)

где ,  - соответственно ширина первого и второго грузов, м;  м,  м.


;

;

;

;

 м;

 м.

При втором варианте расположения груза один груз располагается над центром задней оси, а другой груз расположен на некотором расстоянии от него (рисунок 3.9).

Рисунок 3.9 - Схема для определения расположения грузов, когда один располагается над центром задней оси

Для определения расстояния d воспользуемся формулой:

. (3.17)

 м;

 м.

Для того чтобы выбрать оптимальный вариант расположения груза необходимо рассчитать суммарный изгибающий момент действующий на раму автомобиля.

Суммарный изгибающий момент определяется по формуле:

, (3.18)

где ,  - изгибающие моменты от первого и второго грузов соответственно.

; (3.19)

. (3.20)

Для 1 варианта:

 кН·м;

 кН·м.

Данный вариант не рассматриваем для дальнейших расчетов, так ка изгибающий момент от второго груза выгибает раму, что не предусмотрено конструкцией автомобиля.

Для 2 варианта:

 кН·м;

;

 кН·м.

Грузы в кузове располагаем по второму варианту (приложение А).

. Расчет крепления грузов в кузове транспортного средства

Крепления груза методом блокировки при помощи борта представлено на рисунке 4.1.

Рисунок 4.1- Крепление груза при помощи борта

Равновесие сил в продольном и поперечном направлении определяется из неравенства:

, (4.1)

где - сила блокировки;

, (4.2)

- сила трения:

, (4.3)

где - кинематический коэффициент трения материалов; Для первого груза , для второго груза .

Следовательно,

,(4.4)

Груз может крепиться данным способом, если выполняются следующие условия:

; (4.5)

; (4.6)

, (4.7)

где , ,  - сила блокировки груза соответственно к переднему, заднему и боковому борту.

Произведем расчеты по формулам (4.5)-(4.7) для первого груза:

;

;

.

Проверим, выполняются ли условия равновесия для первого груза по формуле (4.4):

для переднего борта:

;

- для заднего борта:

;

для боковых бортов:

.

Первый груз удовлетворяет всем условиям, поэтому для его крепления используем способ блокировки.

Проверим, выполняются ли условия равновесия для второго груза по формуле (4.4):

для переднего борта:

;

для заднего борта:

;

для боковых бортов:

.

Передний борт нагрузку не выдерживает, значит 2 груз необходимо закрепить с помощью крепежных ремней. Метод крепления груза при помощи ремней представлен на рисунке 4.2.

Рисунок 4.2 - Крепление груза при помощи ремней

Необходимое количество ремней находится по формуле

, (4.8)

где- сила предварительного натяжения ремня, даН.- коэффициент передачи, k = 1,5.

Из того, что м; м; м, определим угол :

;

.

Для крепления груза будем использовать стяжные ремни компании «ГрузоПодъёмСерВис», который состоит из короткой части оснащенным двойным крюком и храповым механизмом и длинной части с двойным крюком на одном конце. Технические характеристики стяжного ремня приведены в таблице 4.1.

Таблица 4.1 - Технические характеристики стяжного ремня

Ширина ленты, мм

Разрушающая нагрузка, кг

Плотность тенты LC, daN

Длина ремня, м

75

10000

5000

10


В соответствии с формулой (4.8) произведем расчет количества ремней:

ремня.

Для закрепления 2 груза принимаем 2 ремня.

Схема размещения и крепления грузов внутри платформы грузового автомобиля согласно выбранным вариантам представлена в Приложении А в масштабе 1:50.

Заключение

В ходе курсовой работе было выявлено, что автомобильное транспортное средство МАЗ-533632-321 соответствует экологическому стандарту Евро3, а на территории стран СНГ применяется стандарт Евро3, Евро4 и Евро5. Стоит отметить, что предписание этих стандартов относится на новые автомобильные транспортные средства, поступившие в эксплуатацию после 1999 года. Анализируя вышеизложенное можно сделать вывод, что данный автомобиль можно использовать в международных перевозках, но это крайне не желательно т.к. он наносит большой вред окружающей среде из-за повышенной токсичности выбросов отработавших газов.

Также было определенно, что наиболее оптимальное размещение груза в кузове автомобиля МАЗ-533632-321 соответствует рисунку 3.9. Изгибающий момент при этом варианте расположения грузов равен 127,22 кНм. Для крепления первого груза, массой 4,04 т, используют метод блокировки, груз блокируется бортами кузова автомобиля. Для крепления второго груза в кузове автомобиля, массой 5,16 т, используют метод прижатия, для его закрепления необходимо 2 стяжных ремня с силой предварительного натяжения 5000 даН.

Список литературы

Бойкачев М. А. и др. Оформление курсовых и дипломных работ.- Гомель: УО ''БелГУТ'', 2005.

Прокофьев М. В. Автомобильные транспортные средства. Международные требования к конструкции и эксплуатации. - М.: Триада ЛТД, 2005. - 991с.

Конвенция о дорожном движении. - Вена, 1968.

Правела ЕЭК ООН.

СТБ 1280-2004. Дорожные транспортные средств. Требование безопасности к техническому состоянию и методы проверки. - МН.: БелГИСС, 2004. - 25с.

СТБ 1641-2006. Транспорт дорожный. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности. Метод проверки. - Мн.: БелГИСС, 2006. - 39с.

Похожие работы на - Выбор транспортного средства для перевозки груза

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!