Изготовление ювелирного кулона

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    206,97 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изготовление ювелирного кулона

Введение

кулон технологический ювелирный

Ни для кого не секрет, что первый кулон-подвеска были магическими амулетами, которые защищали владельца от злах чар и недобрых мыслей. Такие изделия, как правило, были выполнены из недорогих металлов и служили рамкой для защитных камней. Но первобытные люди быстро поняли, что большую силу своим защитным талисманам они могут придать благодаря серебру.

Один из самых первых кулонов из серебра были изготовлены в Древнем Египте. Стеклянные и деревянные оправы были заменены на сплав серебра и железа, с дальнейшим полным вытеснением железа из украшений. Теперь кулоны стали проносит удачу во всех начинаниях. Главный символом, которого чаще всего изображалиимволом, которого чаще всего изображали на серебряных кулонах, был скарабей - жук, который единственный рождался из песков пустыни и служил посланником богов Солнца. Не менее популярными формами среди серебряных изделий были изображения различных божеств и символов власти.


Традиция ношения кулона на груди, перенятая из культуры наших предков, была также видоизменена во времена становления Древнего Египта. Считалось, что такое украшение должно носиться максимально близко к сердцу, чтобы защищать человека. Сегодня археологи все чаще находят подвески в могилах фараонов, и они имеют свою, особую форму, служат монетой для оплаты прохода в мир духов. Чаще всего серебряные кулоны были украшены лазуритом - насыщенным синим камнем, дарующим особый успех и божественную защиту. С появлением и распространением нашейных кулонов появились и другие украшения, которые носились не только на цепочке, но и на лентах, крепились к браслетам - это медальоны. Так в Греции изготовляли особые кулоны из пластины серебра с украшениями в виде гравированных изображений известных личностей. Такие рисунки дополнялись различными небольшими камнями: изумруд, жемчуг, гранат, аметист.

Но самыми оригинальными считаются ювелирные украшения из Италии до нашей эры, где кулон играл роль не только декоративную и эстетическую, но и был хранителем элегантного парфюма дамы. Благодаря особой технологии изготовления выпуклых кулонов, женщина могла поместить в него любой аромат, который ей приходился по вкусу. Как правило, форма кулона повторяла изысканные изгибы амфоры тех времен. Украшался такой миниатюрный сосуд стеклянными камушкам и различными узорами из камней.

Впервые в Древней Руси появились кулоны, привезенные из восточных стран, только на рассвете Киевской Руси. Они были очень дорогими, поэтому доступными только для высших слоев общества. Из серебра, чаще всего, изготовляли специальные обереги в форме полумесяца, которые назывались лунницами. Такие украшения олицетворяли женскую красоту и загадочность, но позволено их было носить только замужним женщинам.

С приходом эпохи романтизма и активным ростом уровня жизни европейцев, кулоны стали выпускать все больше мастеров из Франции, Италии, Англии и Америки. Появились первые громкие бренды ювелирного изделия, началось настоящее соперничество в вычурности продукции каждой компании и отдельных мастеров. Но, чем ближе подходил период классицизма, тем больше кулоны становились частью женского туалета и уходили от представителей сильной половины человечества. Несколько суеверные люди тогда использовали серебряные украшения, как обереги. Те из них, кто действительно имел опыт исследования свойств серебра, знали о его лечебных свойствах и тоже предпочитали одевать кулоны и носить их максимально близко к важным органам.

Тенденция кулона-хранителя обрела свои новые грани уже через много лет, когда появились первые фотографии. Круглые, овальные или в форме сердца с особенной гравированной текстурой кулоны-медальоны начали использовать европейские женщины для того, чтобы всегда носить под сердцем любимого человека: своего мужа или возлюбленного. Такие кулоны имели особенную систему защелки и не пропускали воду и пыль внутрь.

Первые послевоенные кулоны были незамысловатыми и имели небольшой вес. Исключительно женские украшения изготавливались в это время, но были они совсем незамысловатые и повторяли простые кольцевидные формы. Но предпочтение отдавали, особенно в СССР тяжелым изделием, так как это был один из хороших способов вложения денег.


Сегодня, как и несколько десятков лет назад, история развития серебряных кулонов обрела свое логическое продолжение. Все чаще женщины и мужчины предпочитают выбирать замысловатые, сложные по технике создания изделия, которые богато выглядят, придают особого статуса своим владельцам. Но вера в то, что серебро - защитный металл, не покидает ни одно поколение. Благодаря особенным формам и фигуркам, которые изображены на кулонах, можно не только украсить собственный образ, но и достигнуть духовной гармонии с украшением, что непременно повысит ваше настроение.

2. Ювелирные технологии, применяемые при изготовлении кулона «Грация»

Разметка. Инструментом для выполнения разметки служит: чертилка, циркуль, масштабная линейка (металлическая), кернеры. Разметку мелких пластин выполняют на разметочных плитах. Чертилка применяется для нанесения рисок на размечаемой поверхности как по линейке, угольнику, шаблону, так и от руки. Самым применяемым инструментом является штангенциркуль.

Вальцовка


Технологическая операция деформирования листового материала (например, жести) вдоль некоторого направления или радиального деформирования трубы. Часто, особенно в промышленных масштабах, вальцовка листов осуществляется в ковочных вальцах, а труб - с помощью специального инструмента - вальцовки, откуда и произошло название данной операции. Обработке подвергаются любые пластичные металлы, резиновые смеси, пластмассы

Выпиловка


Выпиливание лобзиком - одна из самых сложных и ответственных операций индивидуального изготовления ювелирных изделий. Сущность выпиливания лобзиком заключается в удалении фоновых частей (фона), детали или рисунка, после чего остается сложная конструкция или ажурный орнамент. Лобзик представляет собой небольшого размера станок (типа ножовочного) для натяжения режущей пилки. Конструкция лобзика позволяет регулировать и фиксировать его размеры по длине, что дает возможность закреплять сломанные пилки и использовать их с максимальной экономичностью. Зажимные щечки лобзика имеют зубчатую рабочую поверхность для надежного захвата концов пилки и удержания ее в натяжении. Зажатие пилки производится с помощью болта (барашка).

Пайка. Пайкой называют технологический процесс получения неразъемных соединений с помощью более легкоплавких металлических сплавов (припоев). Неразъемное соединение (спай) получается в результате взаимодействия расплавленного припоя с кромками основного металла. При этом припой внедряется между зернами основного металла и образует промежуточный слой (сплав припоя и основного металла). В результате диффузии (проникновения одного металла в другой) припоя с основным металлом припой может изменять свои свойства: цвет, пластичность, твердость. Диффузионное проникновение металлов зависит от режима пайки (температуры и времени нагрева). Из всех видов пайки в ювелирном производстве применяют в основном газопламенную. В зависимости от условий пайку ведут газовыми или бензиновыми паяльными аппаратами.

Подача газа и давление воздуха регулируются кранами узлового штуцера (который соединен с горелкой резиновыми шлангами), тонкая регулировка пламени - кранами самой горелки. (Пример ювелирной газовой горелки на рисунке)

Из всех видов пайки в ювелирном производстве применяют в основном газопламенную. В зависимости от условий пайку ведут газовыми и бензиновыми паяльными аппаратами.

Опиливание. Опиливанием называется обработка поверхности металла режущим инструментом - напильником (рис. 3) и надфилем (рис. 4), с помощью которого снимается слой металла. Опиливание - одна из основных операции, которая применяется на протяжении всего процесса изготовления ювелирных изделий.

Полуфабрикаты и ювелирные изделия опиливают для придания формы, выравнивания поверхности Выпиливания рельефа, для чистовой обработки форм и т.д. Опиливанием называется обработка поверхности металла режущим инструментом - напильником, с помощью которого снимается слой металла. Опиливание - одна из основных операции, которая применяется на протяжении всего процесса изготовления ювелирных изделий. Полуфабрикаты и ювелирные изделия опиливают для придания формы, выравнивания поверхности. Выпиливания рельефа, для чистовой обработки форм и т.д.

 

Рис. 3                                                        Рис. 4

Все виды ювелирного опиливания выполняют напильниками и надфилями. Изготовляют их из инструментальных сталей.

Шабрение. Шабрением называется обработка поверхности изделия путем соскабливания тонкого слоя металла режущим инструментом - шабером. Шабрение ювелирных изделий производят с целью удаления Для всех видов ювелирного шабрения используют шаберы одной конструкции - трехгранные, изготовленные из инструментальных сталей марок У10…У12. Шаберы разного назначения отличаются друг от друга только размерами сечения и углом заточки. рисок, образованных в процессе опиливания, для подготовки изделия к полированию. Это одна из отделочных операций. Шабрят внутренние и наружные поверхности. Шабер состоит из стержня с рабочей частью и ручки. Рабочая часть - это ребра, образованные трехгранной конической заточкой. Таким образом, рабочая часть шабера имеет три лезвия. Угол при вершине, образованный гранями, называется углом заточки шабера

Полирование

Сущность процесса полирования заключается в удалении с поверхности металла микронеровностей, чем достигается высокий класс чистоты и зеркальность поверхности. Полирование - один из отделочных процессов обработки изделий, но не всегда последний. Ювелирные изделия могут подвергаться полированию перед оксидированием, перед покрытием слоем другого металла. Если изделия после сборки нельзя отполировать целиком, некоторые детали их полируются в процессе монтировки. В основном применяется механическое полирование. Механическим называют поштучное полирование изделий с абразивными пастами Механическое полирование. Механическое абразивное полирование проводят на полировальных станках с помощью полировальных кругов и щеток с абразивными пастами, а безабразивное - вручную, специальными полировками. Для абразивного полирования ювелирных изделий применяют одношпиндельные и двухшпиндельные станки, оснащенные насадками для крепления полировального инструмента и вытяжными устройствами со сборниками отходов для последующего извлечения драгоценных металлов. Мощность электродвигателей станков может быть в пределах 0,5…1,1 кВт. Скорость вращения вала 3000 об/мин. Инструментом для механического полирования служат эластичные круги и щетки. Материалы кругов должны хорошо удерживать на поверхности абразивные пасты и быть прочными в эксплуатации.

Закрепка камней

Это завершающий этап в изготовлении ювелирного изделия (процесс окончательной полировки я опускаю). От качества закрепки камней зависит окончательный вид изделия, его художественная ценность. Закрепкой в ювелирной технике называют процесс закрепления камней в оправу или гнездо готового изделия. Сущность закрепки заключается в том, чтобы подготовить (обработать) гнездо по форме и размерам камня, надежно закрепить камень в изделии и обработать оправу или гнездо так, чтобы изделие было не только красиво, но и удобно в эксплуатации. Квалифицированно и качественно закрепленное изделие помогает увидеть камень и все изделие с наилучшей стороны.

Существуют три основных вида закрепки камней - крапановая, глухая и корнеровая. Крапановая - камень в оправе держится с помощью крапанов (рис. 5). Глухая - камень в оправе держится за счет обжатия пояском по всему периметру он как бы завальцован (рис. 6). Корнеровая - камень держится в отверстии за счет корнеров, выделенных из металла штихелем. Каждый из видов закрепки имеет свои разновидности: в крапановых кастах крапаны могут быть высокими и низкими, широкими и узкими, сдвоенными и разрезными (рис. 7). Крапановая закрепка придает изделию легкость и ажурность. Наиболее открытый со всех сторон камень не только сохраняет без искажения для просмотра свою форму и огранку, но и усиливает игру благодаря поступлению большего количества света.

  

Рис. 5                        Рис. 6                                       Рис. 7

Каждый вид закрепки насчитывает по нескольку операций и требует разного к ним подхода в зависимости от формы и количества камней, поэтому набор инструмента и приспособлений очень разнообразен. Инструмент для закрепки камней включает более десятка наименований. Это штихели, ручные деревянные тиски, киттштоки. обжимки, давчик, корновёртки, надфили, полировники, ювелирная дрель, сверла и др.

3. Материалы, используемые при изготовлении гарнитура «Екатерина»

3.1 Металлы (Латунь. Маркировка, характеристика сплавов)

Латунь выплавляли еще до н.э., причем до конца IXX в. ее получали плавкой меди с цинковой рудой, смешанной с древесным углем. В IIXX в. этот способ был повсеместно вытеснен прямым сплавлением меди с цинком.

Сплавы меди с цинком обладают высокими механическими и технологическими характеристиками. Главная отличительная особенность латуни от чистой меди - повышенная механическая прочность при достаточно высоком удлинении перед разрывом, т.е. Zn повышает прочность и пластичность сплава. Простые латуни - сплавы меди только с цинком, содержащие до 10% Zn, называют томпаками, а от 10 до 20% Zn - полутомпаками. Эти сплавы, отличающиеся хорошей коррозионной стойкостью и повышенной пластичностью, используют для изготовления радиаторных и конденсаторных труб, листов и ленты для плакирования стали. Латунь, содержащую около 30% Zn и способную к глубокой вытяжке, называют патронной и широко применяют для изготовления изделий холодной штамповкой, а также прессованием и волочением. При повышении концентрации Zn до 45% увеличивается механическая прочность. Максимальная пластичность наблюдается при содержании Zn около 37%. Маркируют латуни буквой Л и цифрой, указывающей процентное содержание меди.

Для улучшения структуры латуни в расплав вводят добавки, образующие тугоплавкие соединения, являющиеся центрами кристаллизации. Для модифицирования латуней используют ванадий, ванадий и бор, титан и бор. В некоторые марки латуней для улучшения того или иного свойства вводят в небольшом количестве один или несколько химических элементов. Железо повышает механические и технологические характеристики латунных сплавов, свинец ухудшает пластичность. Сурьма и сера способствуют разрушению сплавов при механической обработке, введение фосфора повышает твердость и снижает пластичность.

Легирование латуней позволяет управлять эксплуатационными характеристиками сплавов. Например, обрабатываемость резанием и антифрикционные свойства латуней улучшаются при легировании их свинцом.

Латуни различают в зависимости от основного легирующего компонента. При этом алюминиевым латуням свойственны повышенные механические свойства и корррозионная стойкость. Латунь, содержащая около 15% Zn и 0,5% Al, имеет красивый золотистый цвет и повышенную стойкость против атмосферной коррозии; такой сплав используют как заменитель золота для знаков отличия и художественных изделий. Марганцевые латуни также обладают высокими механическими свойствами, обрабатываются давлением, стойки к коррозии в морской воде, хлоридах и перегретом паре. Латуни с добавкой до 1,5% Sn (т. н. морские латуни) имеют повышенную стойкость против коррозии в морской воде. Оловянные латуни хорошо обрабатываются, имеют повышенные антифрикционные свойства, широко применяются в судостроении. Свинцовым латуням свойственны повышенные антифрикционные свойства и обрабатываемость резанием. Они применяются в автомобильной и часовой промышленности (т. н. часовые латуни).

Латунь легко поддается пластической деформации, и поэтому из латуней преимущественно изготавливают катаный полуфабрикат. Латуни перерабатываются в изделия обработкой давлением, резанием, литьем, лучше, чем бронзы обрабатываются штамповкой, глубокой вытяжкой и т.п.

Латуни используются в общем машиностроении, приборостроении, теплотехнике и многих других отраслях промышленности. Благодаря хорошей обрабатываемости давлением, широкому диапазону свойств, красивому цвету и сравнительной дешевизне латунь - наиболее распространенный медный сплав.

.2 Вспомогательные материалы (кислоты: борная, лимонная. Соли: бура. Огнеупоры: шамот, каолин, огнеупорная глина)

Кислоты. Борная кислота Н3ВО4 - белое кристаллическое вещество; необходима для приготовления флюса при пайке драгоценных металлов.

Щелочи и соли. Бура Na2B4O7•10H2O2 - натриевая соль тетраборной кислоты; используется как флюс и как основа флюсов при пайке драгоценных и недрагоценных металлов. Хлористый натрий NCl, или поваренная соль, применяется для очистки изделий и отдельных деталей от всевозможных загрязнений и как компонент состава растворов химического пассивирования ювелирных украшений.

Пасты. Паста китт. Необходима для фиксации ювелирных украшений в строго определенном положении в процессе закрепки вставок; состоит из канифоли с мелом, канифоли с зубным порошком, канифоли с мелом и мукой; смесь готовят, расплавляя канифоль на огне, одновременно добавляя другой компонент и постоянно помешивая; когда смесь примет сметанообразную консистенцию, ее разливают в любые удобные формы и охлаждают в естественных условиях. Пасту китт можно приготовить также, используя следующие компоненты: 1 часть шеллака плюс 2 части кирпичной муки или 1 часть черного пека (дегтя) плюс чистый болюс (натуральная, минеральная краска) до получения нужной густоты, или 1 часть белого пека плюс 1 часть канифоли плюс 1/4 часть кирпичной муки, плюс 1/2 часть флотированного мела, или 4 части флотированного мела плюс 2 части канифоли, плюс 1/2 часть белого пека, а также немного воска, или 8 частей канифоли плюс 3 части желтой смолы, плюс 12 частей болюса, или 2 части пека плюс 2 части канифоли, плюс 2 части болюса, плюс 2 части флотированного мела. Смоляная смесь и специальная мастика для чеканки. В состав смоляной смеси входят: искусственные или естественные смолы, сухая земля (просеянная) или зола, воск и канифоль. Смесь готовят путем подогрева на огне, постоянно и тщательно размешивая. Затем ее разливают в неглубокие деревянные чашки. Состав и способ приготовления специальной мастики следующий: три части смолы расплавляют в фарфоровой чашке, затем добавляют в расплав две части мелко измельченного красного кирпича или гипсовой муки и совсем немного талька - для пластичности. Расплавленный и хорошо размешанный раствор вливают затем в чеканочный шар - китткугель или специальный плоский ящик.

Огнеупоры. Асбест - волокнистый материал, держит температуру 600-800°С, асбестовый картон применяется в качестве изоляционного материала при пайке. Кварцевое стекло, и фарфор применяют для изготовления ванночек, используемых при проведении процессов отбеливания. Монтировочная масса - смесь, состоящая из 30-40 мас. частей каолина, 70-60 мас. частей молотого асбеста, замешанная на воде до густоты сметаны; используется при сборке (пайке) сложных деталей ювелирных украшений. Каолин - белый порошок, состоящий из Аl3O3, SiO2, SiO3, P2O5; используется как составная часть монтировочной массы

Клеи. Наиболее известны смоляные клеи - мастика и шеллак. При пользовании клеями следует помнить: если клей применяют теплым, то и склеиваемые предметы необходимо подогреть; стыки склеиваемых частей должны быть хорошо подогнаны и прочно прижаты - чем плотнее стыки, тем прочнее и надежнее склеены части; очень важно, чтобы клей был однородным по массе, без зерен и комков; клей должен быть тщательно перемешан; смолу подогреть до жидкого состояния.

Клеи для наклеивания камней можно получить следующим образом: 1 часть шеллака, 1 часть мастики растворить в спирте и добавить глюкозы до образования густой кашицы или 1 часть шеллака растворить в спирте и смешать с 1 частью хорошо размолотой и просеянной пемзы, или 2 части полиагаробиоза (японского рыбьего клея) и 1 часть мастики растворить в спирте, или 3 части сандарака (смолы для производства лаков) и 3 части терпентина (живицы) растворить в 25 частях спирта, или глицериновое масло перемешать со свинцом глетом (свинцовой охрой) до густоты кашицы, или 2 части полиагаробиоза и 1 часть сахара размешать в 3 частях воды. Для закрепления вставок из стекла, янтаря, жемчуга, кости, кораллов и декоративных пластмасс в основном применяется клей «Циакрин-ЭО» (С6Н2NO2), основой которого является эфир альфа-циакриловой кислоты. Применяются также клеи следующих составов: 10 частей сырной массы плюс 5 частей воды, плюс 2 части порошкообразной гашеной извести, или 1 часть сырной массы плюс 6 частей силиката натрия, или 12 частей сырной массы плюс 10 частей порошкообразной массы, плюс 30 частей цемента, или сырная масса и свежегашеная известь, смешанные до образования тягучей массы, или сырная масса кипятится в воде до образования липкой кашицы, а затем осторожно смешивается с примерно 1/4 массовой частью гашеной извести, или теплое молоко смешивается с винным уксусом для удаления воды, а затем полученная масса смешивается с яичным белком с добавлением малого количества свежегашеной извести, или 1 часть белка смешивается с 1 частью воды, или 1 часть белка, 3 части обожженного гипса смешиваются с 3 частями воды, или 4 части полиагаробиоза растворяются на слабом огне в спирте и смешиваются затем с 2 частями резиновой мастики и 1 частью аммиачной резины, предварительно растворенной в небольшом количестве спирта, или 2 части полиагаробиоза растворяются в спирте, смешиваются затем с 1 частью мастики, растворенной в 2 частях спирта, затем в полученную массу добавляется 1 часть мелко раскрошенной и увлажненной аммиачной резины - вся смесь кипятится до необходимого загустения.

Обезжиривающие средства. К ним относятся (кроме уже упоминавшихся выше), во-первых, хорошо всем известные бензин и спирт. Правда, необходимо отметить, что оба эти вещества - очень огнеопасные, а потому применять их следует с особой осторожностью. Практически полностью можно очистить изделия от любых масел, жиров, смол с помощью таких средств, как трихлорэтилен и перхлорэтилен, которые к тому же - не горючие и не растворяются в воде. Однако и при использовании этих веществ требуется неукоснительно соблюдать правила техники безопасности, так как и трихлорэтилен, и перхлорэтилен далеко не безвредны для здоровья человека.

Воск. Широко применяется при моделировании (создании) новых образцов ювелирных изделий, а также при изготовлении восковых моделей при центробежном литье. Воск бывает и предлагается в продаже - мягкий (легкоплавкий) и твердый, то есть плавящийся при более высокой температуре, причем твердый воск можно подвергать механической обработке: сверлить, опилить, шлифовать, резать, распиливать. Поставляется воск в виде различной формы пластин, брусков, стержней, проволоки и т.д. Используя высокую пластичность воска, модели из него можно формовать вручную (только пальцами) или вырезать прямо из восковой пластины, бруска, стержня, слегка подогревая (при необходимости) последние; вырезы, различного рода утолщения, текстуры и рисунки наносят (выполняют) с помощью хорошо известных инструментов (ножа, шпателя, пинцета, лобзика, рашпиля, шабера и т.д.); всевозможные каркасы и пространственные модели можно изготовить из восковой проволоки, соответствующим образом согнув ее, то есть из воска можно делать практически любые композиции, в том числе, разумеется, модели любых ювелирных изделий. Например, из твердого воска (в виде стержня или бруска), используя для этого лобзик, напильник, дрель, шабер, наждачную бумагу, циркуль, можно легко изготовить модель кольца любой сложности, что, впрочем, проще и выгоднее, чем выпиливать подобное кольцо из металлической заготовки или делать предварительно соответствующий шаблон.

3.3 Ювелирные камни (фианит)

Фианит - это искусственный камень (не путать с синтетическим), полученный в лабораторных условиях. Слово «ФИАНИТ» - это аббревиатура от названия Физического института Академии наук СССР (ФИАН), где он впервые был создан. Разнообразие окраски, большая твёрдость и игра света делают его ценным для ювелирной промышленности. Окраска фианита и его плотность определяются химическим составом. По цветовой гамме фианит может соперничать с аметистом, гранатом и цирконом.


Высокий показатель преломления фианитов, близкий к показателю алмаза, и большая дисперсия создают особую игру света при различных условиях освещения. Эти свойства в сочетании с разнообразной окраской позволяют имитировать природные драгоценные камни, а также создавать новые, оригинальные по окраске. В ультра-фиолетовых лучах фианит в зависимости от примесей может люминесцировать голубым, желтым, фиолетовым и другим цветом.

Искусственные фианиты начали выпускать в СССР с 1972 г. Он сразу завоевал всеобщее признание как в технике, так и в ювелирной промышленности. Из него изготавливают высококачественные линзы для оптических приборов и очков, так как благодаря большому

ФИАНИТ - описание и свойства целебного камня

показателю преломления почти плоские линзы обеспечивают высокую степень увеличения, а также оптические устройства для квантовых генераторов.

Перспективен этот материал и для химической промышленности, так как фианит химически стоек в агрессивных средах, тугоплавок, не окисляется и не испаряется при температурах более 2500°С. Он является изолятором, но при нагревании до температуры более 300°С становится проводником.

Обрабатывать фианит можно только в определенных направлениях кристалла. Он довольно сложен в обработке, легко растрескивается и крошится. При огранке высота нижней части камня должна быть более глубокой, что улучшает его «игру», а «площадка» - более плоской. Грани фианитов слегка закруглены, что служит дополнительным отличием этих камней от бриллиантов.

Подобный фианиту материал для имитации драгоценных камней выпускают за рубежом. В США фирма «Серез Корпорейшен» синтезирует материал «диамонеск», очень похожий по своим свойствам на фианит, в Швейцарии фирма «Гранд Лдевахирджан СА» производит «джевалит», а в Австрии фирма «Д. Сваровски энд К°» выпускает «цирконий» (так называют фианит в Австрии) по российской лицензии.

В астрологии фианиты, из-за своего искусственного происхождения, ценности не представляют.

4. Технологическая карта изготовления кулона «Грация»

Операция

1

Подготовить рабочее место. Выполнить эскиз с указанием необходимых размеров. Выполнить необходимые расчеты и чертеж.

Верстак, бумага, карандаш, ручка, калькулятор.

2

а) взять пластину, б) рассчитать лигатуру, отвесить ее и сплавить в слиток.

Горелка, тигель, щипцы для тигля, леткал, весы, изложница.

3

Сделать заготовки нужной толщины. Производим промежуточные отжиги.

Гладкие вальцы, горелка, пинцет, леткал, емкость с водой.

4

Выровнять.

Гладкие вальцы, деревянный молоток, шперак, и плитка для правки.

5

Сделать чертеж шаблона для накладок. Подготовить и разметить шаблон.

Карандаш, линейка. Штангенциркуль, чертилка, линейка, разметочный циркуль.

6

Накернить и просверлить, выпилить шаблон, опилить.

Керн, молоток, шперак, дрель, сверло, лобзик, надфиль, финагель.

7

По шаблону расчертить накладки. Выпилить накладки.

Чертилка. Лобзик, финагель.

8

Отжечь заготовки.

Оборудование для отжига.

9

Рассчитать заготовки под касты. Расчертить и выпилить.

Чертилка, линейка. Лобзик, финагель.

10

Сфуговать и спаять царги.

Ригель, киянка. Горелка, титановая палочка, леткал.

11

Расколотить царги на конус.

Шперак, молоток.

12

Готовую царгу опилить. Распилить на две части. Посадить на жилки и спаять.

Напильник. Лобзик, финагель. Горелка, леткал, титановая палочка.

13

Выполнение эскиза. Перенос рисунка на металл. Выпиловка рисунка.

Бумага, карандаш, клей, лобзик, штангенциркуль.

14

Согнуть прокат, сфуговать, нанести припой, спаять.

Пассатижи, шперак, деревянная киянка, ригель, оборудование для пайки.

15

Отбелить заготовку кольца.

Оборудование для отбеливания.

16

Припасовать каст и накладки к шинке. Спаять.

Надфиля. Горелка, леткал, титановая палочка.

17

Соблюсти плоскости, выровнять, шлифовать, полировать.

Надфиля, бормашина, набор шлифовальных и полировальных резинок, паста Гойя.

18

Разметить посадочные места.

Чертилка, керн, бормашина, сверла, посадочные боры, штихеля.

19

Сверление, разенкование, подгонка, закрепить камни и произвести финишную полировку.

Давчик, финагель, штихеля, корновёртка, оборудование для полировки.

20

Разметить и выпилить основание серьги.

Чертежно-разметочный инструмент, лобзик, оборудование для отжига.

21

Припаять заранее приготовленные касты и накладки к основанию.

Лобзик, надфиля, леткал, горелка, титановая палочка, флюс, отбел.

22

Согнуть и опилить швензу.

Корцанги, флацанки. Надфиля.

23

Опилить изделие, шлифовать, полировать.

Надфиля, бормашина, финагель, набор резинок, паста Гойя.

24

Чертилка, керн, бормашина, сверла, посадочные боры, штихеля.

25

Закрепить камни и произвести финишную полировку.

Давчик, финагель, штихеля, корновёртка, оборудование для полировки.



5. Техника безопасности при изготовлении кулона «Грация»

В процессе изготовления ювелирных украшений исполнитель должен помнить о следующих требованиях. Одежда работающего должна быть чистой и аккуратно заправленной; рабочее место должно содержаться в чистоте. Работать следует только исправным инструментом. Все инструменты с заостренными концами должны иметь ручки. При разметке, гибке, правке, опиливании, шабрении, штифтовке, чеканке, гравировании, закрепке необходимо проявлять особую аккуратность и осторожность в обращении с чертилкой, циркулем, напильниками, надфилями, шаберами, кусачками, фрезами, чеканами, штихелями; не допускать нахождения указанных инструментов на краю или близко к краю стола; не применять их в качестве приспособлений для открывания ящиков и палочек для размешивания; не касаться руками острых и режущих частей инструмента; по окончании соответствующих работ убрать инструменты в ящики верстака. Во время выпиливания лобзиком необходимо быть предельно внимательным; не прилагать излишних усилий на пилку в целях ускорения процесса выпиливания, не пытаться высвобождать силой заклинившуюся пилку, не направлять ее пальцами на линию пропила. Выполняя операцию сверления, нельзя поправлять сверло на ходу. При полировании изделия держать его острыми гранями по ходу вращения круга. Полируемые поверхности изделия располагать относительно круга так, чтобы изделие не подхватывалось кругом. Не допускать сильного нагрева изделия во избежание ожога рук. При заточке инструмента пользоваться защитным экраном или очками. Не затачивать инструмент боковой (торцовой) поверхностью круга. Не мыть руки в масле, эмульсии, керосине и не вытирать их матерчатыми обрезками, загрязненными стружкой. При проведении паяльных работ особое внимание необходимо обратить на то, чтобы исключить возможность взрыва газов, возникновения пожаров и получения ожогов; при утечке газа запрещается: зажигать горелку, включать и выключать электроприборы; на верстаке не должны находиться легко воспламеняющиеся предметы; изделия должны остывать на подставках из огнеупорных материалов; переносить их следует пинцетом. При отбеливании нельзя допускать загрязнения отбелов и попадания в них инородных металлов; не допускать попадания отбеливающих растворов на руки и одежду; не опускать в отбел полностью не остывшие детали и изделия, чтобы избежать появления брызг; при погружении изделий в отбел и извлечении их из него пользоваться специальным кислотостойким сетчатым ковшом или медными пинцетами. В случае необходимости работу выполнять в спецодежде (халате, рукавицах) и с применением средств индивидуальной защиты (очков, линз). Тару с кислотами держать закрытой; при попадании (во время пользования) кислот на тело смыть водой и обратиться к врачу. После окончания работ (особенно перед приемом пищи) необходимо тщательно вымыть руки; принимать пищу и курить во время работы нельзя.

Хранение химикатов. Известно, что все используемые ювелирами химикаты в той или иной степени - токсичны и вредны для здоровья человека, а поэтому они (химикаты) должны храниться в плотно закрытых емкостях с соответствующими четко различимыми сопроводительными надписями: наименованием химиката и словом «Яд». Емкости с химикатами должны храниться в специальных помещениях, куда доступ посторонним лицам запрещается. Учетом, хранением, выдачей химикатов должен ведать специальный работник, прошедший соответствующею подготовку.

Производственная санитария. это система практических мероприятий, разрабатываемых службами гигиены труда предприятий и направленных на предупреждение нежелательного воздействия производственных факторов на работоспособность и здоровье человека. Профессиональные вредности. Вредные вещества попадают в организм работающего через органы дыхания (в виде паров, газов, пыли), желудочно-кишечный тракт (загрязненные микрочастицы), кожу (органические химические вещества). Наиболее опасны яды и пыль, проникающие через дыхательные пути. Вызывая трахеит и бронхит, они могут привести, в конечном счете, к заболеванию легких. Значительно реже вредные вещества попадают в организм человека через желудочно-кишечный тракт. Избежать этого можно, если соблюдать простое правило: чаще мыть руки, а тем более перед едой. Внимательность, осторожность, аккуратность в обращении со щелочными и кислотными растворами позволят предотвратить попадание ядов на кожу вследствие случайного соприкосновения с ними. Постоянное изучение природы профессиональных вредностей помогает службам гигиены труда проводить своевременную профилактическую работу по предупреждению заболеваний. Профессиональные заболевания. Заболевания, обусловленные воздействием вредного производственного фактора, называют профессиональными. В их возникновении, течении и исходе немаловажную роль играют индивидуальные особенности человеческого организма. Профессиональные заболевания делятся на острые и хронические. При острых заболеваниях симптомы болезни проявляются резко, сразу после контакта с вредными веществами, а при хронических патологические изменения развиваются медленно. В условиях ювелирной промышленности (при операциях шлифования, полирования, опиливания, заточки, огранки) постоянное вдыхание производственной пыли может стать причиной заболевания бронхитом или пневмокониозом (болезнь легких). Длительное воздействие интенсивного шума (при резке, штамповке) ведет к стойкому понижению чувствительности слухового аппарата. Повышенный уровень шума вызывает также другие нежелательные явления: замедление скорости реакции нервной системы, понижение работоспособности, ритма дыхания, пульса, кровяного давления.

Гигиена труда. В процессе трудовой деятельности человек затрачивает определенное количество энергии (умственной или физической). Труд, являясь категорией социальной, определяемой социально-производственными отношениями общества, подчиняется вместе с тем законам природы. К. Маркс, рассматривая трудовой процесс, отмечал, что «с физиологической стороны это - функции человеческого организма и каждая такая функция, каково бы ни было ее содержание и ее форма, по существу есть трата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т.д.» (К. Маркс, Капитал, т. 1., М., Политиздат, с. 81). Другими словами, плодотворность деятельности человека во многом зависит от его работоспособности, т.е. от возможности в течение длительного времени (рабочего дня) выполнять работу производительно и качественно. Известно, что на работоспособность человека оказывают влияние многочисленные факторы, главными из которых можно считать следующие: степень приспособленности физиологических функций к условиям трудовой деятельности, тренированность, утомляемость, эмоциональное состояние, производственные условия, возраст и профессиональный стаж работающего.

Работоспособность человека в течение рабочего дня можно разделить на три периода: начальный (нарастающий), высокий и затухающий. В начальном периоде производительность постепенно и неуклонно увеличивается. Для высокого периода присущи постоянно высокие показатели работоспособности, производительности и качества труда. Напротив, в затухающий период наступает утомление, работоспособность заметно падает, соответственно снижаются и объемы вырабатываемой продукции. В процессе трудовой деятельности, особенно при несоблюдении санитарно-гигиенических и санитарно-технических требований к организации производства в целом и рабочего места в частности, организм человека подвергается воздействию химических, физических и психологических производственных факторов, одни из которых являются опасными, чреватыми травмами или потерей работоспособности, а другие вредными, приводящими к заболеваниям, понижению уровня работоспособности. В условиях организации производства на предприятиях ювелирной промышленности к химическим производственным факторам относится воздействие на организм токсических веществ (возможных оксидов сернистого и хромового ангидрида, паров цианистого калия, оксида углерода и т.д.). Физическими производственными факторами являются повышенные или пониженные температура и влажность воздуха в цехах, сквозняк, шум, вибрация и ультразвук, тепловые, ионизирующие и электромагнитные излучения. Психофизиологические производственные факторы - это длительные и однотипные рабочие операции, неудобное положение тела, напряжение слуха, зрения, повышенные физические нагрузки. В работе ювелиров подобными факторами являются постоянно повышенное напряжение зрения и ограниченных мышечных групп пальцев и кистей рук.

Нормирование и хранение драгоценных металлов. При работе с драгоценными металлами, естественно, необходимо постоянно вести скрупулезный их учет и осуществлять надлежащее хранение. Только при строгой, четкой, то есть научно обоснованной системе организации нормирования, учета и хранения драгоценных металлов можно обеспечить их правильное и рациональное расходование. Драгоценные металлы в процессе движения по производственному цеху, в частности по цеху монтировки ювелирных изделий, проходят (последовательно) через кладовую драгоценных металлов цеха, участники монтировки, межоперационные кладовые, помещение технического контроля, кладовую готовой продукции, изоляторы брака. В кладовой цеха драгоценные металлы хранятся в виде заготовок (литье, штамповка) ювелирных изделий и их деталей, а также в виде проволоки, лент, полос. В межоперационных кладовых хранятся изделия после или до очередной технологической операции (монтировки, закрепки, полирования, клеймения). В кладовой готовой продукции сосредотачиваются готовые изделия, а в изоляторе брака - забракованные. Расход драгоценных металлов на предприятиях ювелирной промышленности нормируется согласно требованиям соответствующего стандарта. Нормы расхода являются абсолютными показателями и устанавливают расход драгоценных металлов на выпуск изделий, отходы и потери при изготовлении изделий. Нормы расхода на каждое изделие разрабатывают на основании утвержденной технологической документации. При разработке норм расхода драгоценных металлов необходимо учитывать применение производителем передовых методов труда и мер по повышению коэффициента полезного использования драгоценных металлов и максимальному сокращения их потерь. Нормы расхода делятся на сводные, групповые средневзвешенные и пооперационные. Сводные нормы расхода предусмотрены при изготовлении изделия из однородных материалов (золота, серебра и т.д.). Групповые нормы расхода - это нормы расхода по группам планирования (изделия с корундом, с драгоценными камнями, с бриллиантами, без камней). Пооперационные нормы расхода распространяются на отдельные операции (литье, штамповка, монтировка и т.д.). Одновременно с нормами расхода драгоценных металлов разрабатываются нормативы их съемов, отходов и потерь, которые подразделяются на пооперационные, поиздельные и групповые средневзвешенные. Пооперационные нормативы устанавливаются в виде нормативов съема и потерь, поиздельные - в виде нормативов возвратных отходов и потерь, а групповые средневзвешенные - в виде планового задания на снижение нормативов потерь по группам.

6. Организация рабочего места при выполнении заданного процесса

Организация рабочего места - одно из важнейших условий качественного труда, сокращение потерь драгоценных металлов и снижения утомляемости. Рабочим местом ювелира является верстак. Ювелирные верстаки бывают разных конструкций: на деревянной основе или металлической, однотумбовые и двухтумбовые, одноместные и многоместные. Это во многом определяют условия цеха или мастерской. Но в любом случае есть обязательные требования к каждому ювелирному месту. Сам верстак должен занимать устойчивое положение, чтобы в процессе работы не иметь продольных и поперечных колебаний. Столешница верстака (верхняя плита) должна быть массивной и иметь сегментный вырез (рабочую ячейку) с местом крепления Для финагеля (файнагеля). Финагель может крепиться тугой посадкой хвостовика в отверстие торца центра рабочей ячейки пли иметь винтовое крепление, позволяющее его удерживать без люфта. Финагель изготавливается из твердых пород Дерева (как правило, дуба) и служит упором при работе ювелира За верстаком.

Для сборки отходов в процессе обработки изделий служит выдвижной металлический короб или кожаный фартук под рабочей ячейкой верстака. Короб для сбора отходов устанавливается на такой высоте, чтобы не касаться локтя ювелира при выпиливании лобзиком на финагеле и не упираться в колени при нормальной посадке ювелира на стуле. Короб также должен иметь сегментный вырез на лицевой стороне, чтобы в выдвинутом положении уменьшить потери отходов драгметалла. Короб глубиной 50…70 мм изготавливается из огнеупорных, нержавеющих и немагнитных материалов, как правило, из нержавеющей стали. Столешница верстака должна быть покрыта огнеупорным материалом (как правило, пластиком), обеспечивающим ровную i: гладкую поверхность. Контур верстака должен иметь бортик Лицевая сторона верстака отделывается бортиком высотой 4…5 мм с разрывом в зоне финагеля (для сбора отходов), остальная часть периметра верстака может иметь бортик произвольной высоты, в зависимости от условий работы (как правило, 150 мм). Поверхность столешницы должна исключать наличие щелей и трещин, с этой целью контур соединения бортика и столешницы зашпаклеван. Подвер-стальные тумбы служат для хранения инструмента и приспособлений. Емкость их и количество выдвижных ящи ков должны обеспечивать хранение всех личных инструментов. Комплектный стул должен быть устойчив н удобен по высоте, при наличии винтового устройства, регулирующего высоту стула, должны быть исключены люфтовые колебания.

Гибкий шланг или подвижной кронштейн светильника должен обеспечивать вертикальное и угловое перемещение света в зоне финагеля, а также нормальное освещение всей поверхности верстака. При условии подводки центральной газовой магистрали ювелирный верстак обеспечивается двухканальным трубопроводом с регулировочными кранами для подключения к газопроводу и каналу сжатого воздуха, обеспечивающего давление. При отсутствии газовой магистрали используются индивидуальные газовые или бензиновые аппараты.


Для хранения изделий, полуфабрикатов и отходов каждый ювелир имеет металлический ящичек (гофт) с закрывающейся крышкой и опломбировывающийся личной печатью перед сдачей его на хранение. Для сбора и хранения отходов (опилок, стружки, обрезков и т.д.) должна быть баночка с плотно закрывающейся (завинчивающейся) крышкой и по размерам свободно размещающаяся в гофте. Условием эффективной работы ювелира является размещение инструмента на рабочем месте. Во время работы на верстаке должен находиться только тот инструмент, который необходим для данной операции. Верстак не должен быть захламлен инструментами. Инструменты могут располагаться по обе стороны рабочей ячейки, а центральная часть верстака (в зоне финагеля) должна быть свободна для размещения деталей изделия. На верстаке под рукой всегда должна быть щетка для обметания инструмента и рук от опилок. Инструмент и руки обметают после каждой операции в короб для сбора отходов. Уборка рабочего места по окончании работы производится в следующем порядке. Изделия и детали из драгметаллов обметают щеткой и убирают в коробку для изделий.

Заключение

Благодаря своей дипломной работе я улучшил мастерство нескольких ювелирных технологий, которые я использовал во время изготовления данного гарнитура. Например, интересно было выполнить такие как: выпиловка, сборка готового изделия. В своих умениях я смог улучшить мастерство закрепки камней, узнал много нового о пайке и других мелочах ювелирного дела. После изготовлении данного гарнитура я понял что фантазия в ювелирном деле может быть безграничной и знание ювелирных технологий позволяет выполнить более сложные изделия.

Список литературы

1.      ГОСТ 12.0.002-80Системы стандартов безопасности труда. Термины и определения.

2.      ГОСТ 12.1. - 5-88. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

3.      СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение.

4.      ГОСТ Р2.2.755-99 2.2. Гигиена труда. Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.

5.      Анастейша Янг. Ювелирные техники - пер. с англ. - М., издательство

6.      «АРТ - РОДНИК», 2009 г.

7.      Карл Кодина. Ювелирное дело. Учебное пособие. пер. с испанского - Омск,

8.      «Дедал - Пресс», 2012 г.

9.      Новиков В.П., Павлов В.С. Ручное изготовление ювелирных украшений.

10.    Практическое Пособие - СПБ., «Политехника», 2011 г.

11.    Марченков В.И. Ювелирное дело. Практическое Пособие 3-е изд., перераб. и доп., М., «Высшая школа», 2014 г.

12.    Эрхард Бреполь. Теория и практика ювелирного дела - СПБ., «Соло», 2010 г.

13.    Дополнительная литература:

14.    Дронова Н.Д. Ювелирные изделия / Справочник - энциклопедия.

15.    Иванов В.Н., Карпенко В.М. Художественное литьё.

16.    Лихонян А.С. Ковка и чеканка.

17.    Постникова - Лосева М.М. Русское ювелирное искусство. Его центры и мастера

Похожие работы на - Изготовление ювелирного кулона

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!