Трэвел-журналистика в телевизионных украинских СМИ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,04 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Трэвел-журналистика в телевизионных украинских СМИ















Курсовая работа

трэвел-журналистика в телевизионных украинских сми

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СОВРЕМЕННЫХ СМИ

.1Жанры трэвел-журналистики

.2Цели и тематический пласт трэвел-журналистики

.3Характеристика перспективного трэвел-журналиста

РАЗДЕЛ 2. ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА В ТЕЛЕВИЗИОННЫХ УКРАИНСКИХ СМИ

.1 Трэвел-шоу «Мир наизнанку»

.1.1 Личность ведущего и ее роль в проекте «Мир наизнанку»

.1.2 Процесс съемки проекта «Мир наизнанку»

.1.3 Связь с соотечественниками

.1.4 Интересные факты, связанные с телепередачей «Мир наизнанку»

.1.5 Факторы, обусловливающие успех проекта

.2 «Орел и Решка» - украинский познавательно-развлекательный проект

.2.1 Исследуемые территории

.2.2 Секреты успеха и особенности телепередачи «Орел и Решка»

.3 Сравнительный анализ трэвел-шоу «Мир наизнанку» и «Орел и Решка»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Чтобы рассматривать различные аспекты исследуемого направления и говорить о трэвел-журналистике в целом, нужно, прежде всего, дать определение этому понятию. Итак, трэвел-журналистика (от англ. travel journalism) - особое направление в масс-медиа, предоставляющее информацию о путешествиях в контексте разработки таких тем, как география, туризм, история, культура и другие. Это синтетическое направление, которое базируется на специальном предмете рассмотрения, описания, анализа и, как следствие, целевую аудиторию, соответственно заинтересованную в той или иной тематике.

Вообще, разные исследователи и путешественники дают свои определения того, что такое путевая журналистика.

Например, автор известного блога «Жизнь в дороге» Григорий Кубатьян трэвел-журналистикой называет «гибрид путевых заметок и популярного страноведения»[12]. Хотя он признает, что данный термин ему не нравится. В своей публикации «Моя трэвел-журналистика» путешественник называет это определение «неудобоваримым американизмом» [13].

Мария Желиховская - трэвел-журналист с многолетним стажем предлагает рассматривать путевую журналистику как широкую специализацию, в которую входят история, искусство, гастрономия, этнография и многое другое.

Трэвел-журналистика прошла долгий путь развития и становления. Уже несколько веков назад общество осознало потребность не только в коммуникации внутри своей социальной среды и государства, но также в открытии новых стран, народов, связи и сотрудничестве с ними, ведении внешней политики. Об этом свидетельствует эпоха Великих географических открытий - периода в мировой истории, продолжавшегося с 15 по 17 век, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты.

Поэтому потребность аудитории в таком направлении как трэвел-журналистика очевидна. На современном этапе развития общества эта потребность обусловлена двумя факторами: стремительным развитием туристического бизнеса и, как следствие, необходимостью в получении нужной информации о той или иной стране. В отличие от туристических путеводителей и гидов, журналистские материалы могут не только познакомить заинтересованную аудиторию с внешней стороной жизни и быта той или иной страны, но также показать мир «изнутри».

По прогнозам ВТО (Всемирной торговой организации), в 21 веке ожидается туристический «бум» (который, кстати, мы уже можем наблюдать). Число путешествующих в мире к 2020 году возрастет до 1,6 млрд. человек в год. Таким образом, тенденции развития трэвел-индустрии носят позитивный характер. Следовательно, интерес общества к трэвел-журналистике растет и будет расти с каждым годом. В этом, на наш взгляд, и заключается актуальность нашего исследования.

Цель работы - прежде всего, изучить современное состояние украинской телевизионной трэвел-журналистики и перспективы ее развития.

Рассматривая путевую журналистику и ее воплощение в современных украинских телевизионных СМИ, мы также видим цель нашего исследования в необходимости подчеркнуть и доказать общественную важность данного направления медиа, его актуальность и уникальность.

Задачи работы: изучение истории и жанрового пласта трэвел-журналистики; контент-анализ украинских телепередач «Мир наизнанку» и «Орел и Решка»; сравнение этих телепрограмм.

Объектом исследования является украинская трэвел-журналистика, причины повышенного интереса массовой аудитории к телепередачам, связанным с этой отраслью медиа.

Предметом исследования выступают украинские средства массовой информации и две основные телепрограммы, непосредственно связанные с трэвел-журналистикой: «Мир наизнанку» и «Орел и Решка».

В работе используются такие методы: описательный метод, работа с интернет-ресурсами, методы сравнения и обобщения, также применяется методика контент-анализа телевизионных СМИ.

Теоретической базой исследования являются учебные пособия по журналистике и ее жанрам. Эмпирической базой для изучения интересующих вопросов являются материалы средств массовой информации (блоги трэвел-журналистов, интервью, сайты телевизионных СМИ, энциклопедии, научные работы) и, собственно, выпуски телепрограмм «Мир наизнанку» и «Орел и Решка».

Несмотря на рост интереса к этому медийному направлению, научно-исследовательских работ на данную тематику немного. Мы полагаем, это связано с тем, что у трэвел-журналистов просто нет необходимости и времени описывать аспекты своей деятельности. Они создают уже готовый продукт. Поэтому научная новизна нашей работы заключается именно в специфичности и немногочисленности исследований путевой журналистики.

В первом разделе курсовой работы излагаются теоретические вопросы, касающиеся трэвел-журналистики как неотъемлемой части современной журналистской деятельности. Также определяются ее основные жанры и тематический пласт; дается характеристика «перспективного трэвел-журналиста»[18], которую выдвигает знаменитый путешественник Р. Поттс.

Во втором разделе проанализированы собственно украинские телевизионные СМИ и упомянутые выше телепередачи «Мир наизнанку» и «Орел и Решка». Мы исследовали причины повышенного интереса массовой аудитории и секреты успеха таких программ.

РАЗДЕЛ 1. ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СОВРЕМЕННЫХ СМИ

1.1 Жанры трэвел-журналистики

Понятие «трэвел-журналистика» - относительно новое. Однако эта форма деятельности существует уже очень давно. Примеры тому - труды Геродота, «Книга» Марко Поло, «Путевые записки» А.С. Грибоедова, «Фрегат Паллада» И.А. Гончарова, «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» А.С. Пушкина, «Остров Сахалин» А.П. Чехова, «Одноэтажная Америка» Ильфа и Петрова и другие.

Я вот подумал, что «Илиада» и «Одиссея» Гомера тоже содержат в себе черты трэвел-журналистики.

Путевая журналистика в силу своей специфики может себе позволить разнообразие жанрообразующих форм. Как правило, трэвел-журналисты самостоятельно выбирают привычный и удобный для себя жанр, так как их род деятельности достаточно сложен и многообразен. Зачастую это:

. Путевой очерк - художественно-публицистический жанр журналистики, представляющий собой описание важных и интересных событий, явлений, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия.

«Путевой очерк, как и некоторые другие журналистские жанры (например, заметка, отчет, корреспонденция, обозрение), относится к наиболее ранним формам текстов, ознаменовавших становление журналистики. Очевидно, это объясняется тем, что подобная путевому очерку форма отображения действительности была чуть ли не первой в художественной литературе. А поэтому являлась хорошо освоенной, что и помогло ей быстро закрепиться на страницах периодической печати, как только та возникла»[1, c.35].

. Путевую заметку как разновидность путевого очерка отличает отсутствие крупных вставных кусков, а также личностного характера повествования. В публикациях такого жанра нет глубокого анализа; подчиненность одной теме не носит обязательного характера. Путевые заметки обычно включают в себя повествования о дорожных происшествиях, впечатлениях и наблюдениях. До середины XIX века форма путевых заметок активно использовалась в научных произведениях.

. Репортаж характеризует «развернутое» применение метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов. Термин происходит от французского «reportage» и английского «report»: общий корень - латинский («reporto» - передавать). Репортажи обычно подразделяются на телевизионные и газетные, хотя на самом деле могут прозвучать по радио, быть опубликованы в журналах и/или интернет-изданиях.

Задача любого репортера заключается именно в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое глазами очевидца (репортера). То есть, он должен создать для читателя/зрителя/слушателя «эффект присутствия».

. Обозрение. Этот жанр характеризуется наглядностью освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации. Предмет обозрения составляют общие вопросы политики, экономики, характерные социальные явления и тенденции их развития, вопросы образа жизни и межчеловеческих отношений и многое другое. В рамках трэвел-журналистики предметами обозрения могут выступать внутренняя и внешняя политика, экономика, культура, межличностные отношения и тенденции развития общества в том или ином государстве. Основная цель трэвел-обозрения заключается в том, чтобы с помощью глубокого рассмотрения определенной совокупности фактов, объединенных временем и пространством, познакомить аудиторию с происходящими в обществе процессами, сложившимися ситуациями, возникшими проблемами.

. Рекомендация - применительно к трэвел-журналистике аналитический материал, основным содержанием которого является предписываемая программная информация. Как правило, это различные путеводители, «гиды-помощники», реклама и прочее.

1.2 Цели и тематический пласт трэвел-журналистики

трэвел журналистика проект ведущий

Трэвел-журналистика может преследовать самые разные цели. Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных странах, городах и районах, через которые он проезжает, решается какая-то проблема (например, как государство заботится об инвалидах). Он может рассказать о том, как сохраняются памятники культуры на определенной территории. Он может поставить перед собой и цель иного плана. Например, исследовать, как население разных городов проводит свободное от работы время, какое хобби предпочитает, как ведет домашнее хозяйство, как питается. Трэвел-журналист может встретиться в других странах, на других континентах с соотечественниками (как, например, это делает Дмитрий Комаров в своей передаче «Мир наизнанку») и рассказать аудитории, как сложилась их жизнь вдали от родины, в чужой стране. Таких целей существует бесконечное множество. В результате их реализации могут появиться самые разные по содержанию и по жанрам журналистские работы. В любом случае, журналист должен уметь использовать те преимущества, которые предоставляет ему путевая журналистика. Прежде всего - сам факт перемещения «во времени и пространстве», с тем, чтобы позволить читателю почувствовать все напряжение и «прелести» путешествия и сделать его «соучастником» своей командировки, поиска.

Таким образом, трэвел-журналистику характеризует показательная вариативность спектров освещения основной темы - путешествий, например:

·в соответствии с гендерной принадлежностью аудитории (обозрение спа-курортов либо путевой очерк с охоты в лесах Скандинавии);

·относительно специфических увлечений, хобби, интересов аудитории и автора (рекомендации коллекционерам экзотических насекомых, либо "путеводитель" по клубному Лондону);

·в зависимости от возраста и семейного положения потребителя информации (журналистский опыт семейного отдыха, особенности семейного быта в разных странах мира, обозрение достойных маршрутов для пожилых людей);

·бизнес-направление (особенности зарубежной архитектуры, медицины, экономики и другое);

·решение остроактуальных проблем сферы путешествий (развитие волонтёрства, разрешение международных конфликтов, особенности визовых режимов и так далее).

1.3 Характеристика перспективного трэвел-журналиста

Характеристику перспективного трэвел-журналиста выдвигает Р. Поттс - знаменитый путешественник и известный публицист:

·много путешествуйте (англ. <#"justify">Как нельзя лучше всю суть деятельности трэвел-журналиста в нескольких предложениях описал Р. Коллинз:

«Будьте готовы к тяжелой работе, дэдлайнам, плохому Интернету, к тому, что пресс-секретарь заставит вас писать о гольфе (потому что гольф-клуб - спонсор путешествия), и что ваш недалекий редактор добавит: «800 слов о музеях, отелях и ресторанах, куда можно пойти с детьми» [17]

РАЗДЕЛ 2. ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА В ТЕЛЕВИЗИОННЫХ УКРАИНСКИХ СМИ

В украинском медийном пространстве существует много проектов, посвященных путешествиям. Это и различные специализированные периодические издания (журналы), и путеводители, и блоги, и фотовыставки. Пожалуй, самыми яркими проектами телевизионных СМИ Украины являются передачи «Мир наизнанку» и «Орел и решка».

2.1 Трэвел-шоу «Мир наизнанку»

«Мир наизнанку» - программа о путешествиях на телеканале «1+1». Это авторский проект журналиста, специального корреспондента газеты «Известия в Украине» Дмитрия Комарова. В эфире с 11 декабря 2010 года.

2.1.1 Личность ведущего и ее роль в проекте «Мир наизнанку»

Несколько слов о ведущем. Как уже было сказано, Комаров Дмитрий Константинович - украинский журналист, фотограф, автор и ведущий программы «Мир наизнанку». Родился 17 июня 1983 года в городе Киеве.

По первому образованию - инженер (Национальный транспортный университет <#"justify">СезонСтранаКоличество серий1Камбоджа72Индия163Африка154Вьетнам195Индонезия и о. Новая ГвинеяОсень 2013

2.1.3 Связь с соотечественниками

Почти во всех выпусках своей программы Дмитрий Комаров встречается с соотечественниками. Часто это жены иностранцев, которые уехали с ними заграницу. Или же эмигранты, поехавшие на заработки. В любом случае, ведущий старается узнать как можно больше о «новой» жизни за пределами родины. Почти всем землякам ведущий задает один и тот же вопрос: «Если бы вы могли вернуть время назад, прожили бы вы эту жизнь так же, или же остались бы в Украине?». В разных странах на этот вопрос отвечают абсолютно по-разному. Например, в Индии большинство украинцев не жалеют, что покинули родину. В Африке же дело обстоит несколько иначе. «Почти в каждой программе мы встречаемся с земляками. Где-то 80% - это жены африканцев. Также встречаются неординарные личности, дауншифтеры. Естественно, работают там наши врачи, моряки, летчики. Я часто в конце разговора с ними спрашиваю, если бы вернуть время назад, они бы согласились на переезд в Африку? И почти все отвечают: "Никогда! Нужно жить там, где твоя родина". Это запоздалое понимание реалий жизни их и объединяет. Многие хотят вернуться, но если уже там сформировалась семья, выросли дети, получили образование, то очень сложно переехать обратно в Украину», - говорит Дмитрий Комаров после экспедиции в Африку [14].

2.1.4 Интересные факты, связанные с телепередачей «Мир наизнанку»

Ниже приведены несколько интересных фактов, связанных со съемками телепередачи.

·Путешествие Комарова по Индии <#"justify">2.1.5 Факторы, обуславливающие успех проекта

Успех «Мира наизнанку» обусловлен несколькими факторами.

Один из самых важных - это интерес и симпатия к личности телеведущего Дмитрия Комарова. Комментарии зрителей на официальном сайте телеканала «1+1» и программы «Мир наизнанку» являются тому подтверждением. Как говорилось выше, в 2012 году украинские телезрители признали Дмитрия Комарова лучшим тележурналистом года.

Возникает вопрос: в чем заключается успех Дмитрия Комарова как телеведущего?

По мнению П.С. Гуревича, зрителю интересна «личность, нестандартный человек, индивид, захваченный идеей, человек, обладающий даром общения».

Итак, телевидение обладает особым характером общения, главная роль в котором отводится ведущему. Он должен быть наделён даром коммуникабельности: создавать контакт со зрителями, вызывать у них ощущение того, что он видит аудиторию, умеет улавливать её настроение и ожидания.

Ещё одно важное качество телеведущего: он должен быть обязательно заинтересован в том, что делает. Очевидно, что Дмитрий Комаров заинтересован в своей работе. В интервью для «Телекритики» журналист утверждал, что идея «Мира наизнанку» принадлежит ему.

Большую роль также играет и обратная связь с телезрителями и читателями. У Дмитрия есть страница в соцсети «Facebook», где он во время своих экспедиций публикует все самые свежие новости, фотографии и рассказы. Любой пользователь может подписаться на эту страницу и получать информацию «из первых рук». О наличии обширной обратной связи также свидетельствуют многочисленные интервью Комарова «вопрос-ответ».

Секрет успеха самого проекта «Мир наизнанку» заключается, во-первых, в его уникальности. Дмитрий Комаров показывает телезрителям «обратную сторону», «изнанку» жизни других стран и континентов. Он целенаправленно избегает туристических мест. Как правило, туристы не могут видеть реальное и объективное положение в таких местах. Например, в сезоне «Мира наизнанку» про Индию был выпуск о самом известном и посещаемом туристическом объекте в Индии - дворце Тадж-Махале, символе страны. Каждый день десятки тысяч туристов посещают этот роскошный дворец, не зная, что буквально в километре располагается беднейшая индийская деревня, жители которой просто ненавидят этот «символ». Более того, многие обитатели этой деревни ни разу не видели Тадж-Махал вблизи. Огромное километровое ограждение, которое построено по периметру достопримечательности, перегородило путь к главной дороге, поэтому людям очень проблематично доставать продукты питания. Дмитрий Комаров справедливо назвал Тадж-Махал «жемчужиной в навозе».

Телезрителям не интересно получать уже известную и не актуальную информацию о туристических объектах, которую они могут легко прочитать в путеводителях или буклетах.

Дмитрий Комаров использует в своей работе «метод маски». Если он рассказывает о какой-то профессии, то на один день старается овладеть этой работой, чтобы понять все плюсы и минусы того или иного способа заработать.

Телеведущий пробует местную пищу, участвует в обрядах, старается вникнуть в традиции и быт, ведет обширную коммуникацию со всеми слоями населения: от беднейших жителей далеких деревень до депутатов.

В сезоне про Африку съемочная группа несколько дней жила с племенем мурси, которое считается самым необычным и самым опасным на всем континенте. Как сообщает сайт bigpicture.ru <#"justify">·эксклюзивные кадры;

·экзотичность материала;

·показ «обратной стороны» жизни, нетуристических мест;

·динамичность;

·познавательность;

·знакомство с соотечественниками

·харизма телеведущего.

2.2 «Орел и Решка» - украинский познавательно-развлекательный проект

«Орёл & Ре́шка» (далее - «Орел и Решка») - украинская познавательная телепрограмма <#"justify">·в соответствии с гендерной принадлежностью аудитории;

·относительно специфических увлечений, хобби, интересов аудитории и автора;

·в зависимости от возраста и семейного положения потребителя информации;

·бизнес-направление: особенности зарубежной архитектуры, медицины, экономики и другое;

·решение остроактуальных проблем сферы путешествий: развитие волонтёрства, разрешение международных конфликтов, особенности визовых режимов и так далее.

В украинском медийном пространстве существует много проектов, посвященных путешествиям.

В телевизионных СМИ можно выделить две наиболее ярких и рейтинговых телепередачи. Это «Мир наизнанку» и «Орел и Решка». В практической части работы мы изучили эти программы. Кроме того, мы проанализировали факторы, влияющие на популярность данных шоу.

Несомненно, обе эти телепередачи полезны аудитории как в познавательном, так и в развлекательном плане.

«Мир наизнанку» - программа о путешествиях на телеканале «1+1». Это авторский проект журналиста, спецкора газеты «Известия в Украине» Дмитрия Комарова. В эфире с 11 декабря 2010 года.

Успех данной программы обусловлен следующими факторами:

·эксклюзивные кадры;

·экзотичность материала;

·показ «обратной стороны» жизни, нетуристических мест;

·динамичность;

·познавательность;

·географическое приближение и приближение интересов (знакомство с соотечественниками);

·харизма телеведущего.

«Орёл & Ре́шка» - украинская познавательная телепрограмма <#"justify">1. Тертычный А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. - М., 2000. - 312 с.

. Журбина Е. Теория и практика художественно-публицистических жанров. - М., 1969. - 399 с.

. Ким М. Жанры современной журналистики. - СПб, 2004. - 336 с.

. Панцерев К. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра. - СПб, 2004. - 207 с.

. Черепахов М. Работа над очерком. - М.,1996. - 95 с.

. Рэндалл Д. Универсальный журналист. Алматы, 1996. - 120 с.

. Сенкевич М. Культура телевизионной и радиоречи. Учебное пособие. - М., 1996. - 205 с.

. Ганапольский М. Кисло-сладкая журналистика. - М., 2009. - 416 с.

. Ворошилов В. Журналистика: Учебник. - СПб, 2002. - 655 с.

10. Шепель В. Имиджелогия. Как нравится людям. - М., 2002. - 163 с.

11. Википедия, свободная энциклопедия. Интернет-ресурс.

12. Григорий Кубатьян. Блог «Жизнь в дороге» (kubatyan.blogspot.com/).

. Григорий Кубатьян. Моя трэвел-журналистика. Интернет-ресурс.

14. Официальный сайт телеканала «1+1» (www.1plus1.ua).

15. Дмитрий Комаров: «Сколько им добра ни сделай, все равно всё упрется в деньги!» - интервью для интернет-издания «Телекритика».

. Интернет-издание «Телекритика» (www.telekritika.ua).

. Коллинз Р. Как писать путевые очерки. (<http://www.journalism.co.uk/news-freelance/how-to-get-travel-writing-commissions/s12/a53048/>).

. Поттс Р. Советы для трэвел-журналистов (www.transitionsabroad.com/publications/magazine/0407/rolf_potts_travel_writing_tips.shtml).

. Электронный ресурс (bigpicture.ru).

. Официальная страница телепередачи «Орел и Решка» (http://orel-reshka.net/).

. Официальный сайт телеканала «Интер» (http://inter.ua/ru/video/program/orel_reshka).

. Дмитрий Комаров: «В Африке приключения из разряда экстрима будут сами вас находить» - интервью. Сайт телеканала «1+1» (http://travel.1plus1.ua/smi_o_nas/dmitriy-komarov-v-afrike-priklyucheniya-iz-razryada-ekstrima-budut-sami-vas-nahodit-intervyu.html).

Образец переделки этого и других интернет-источников:

Комаров Д. В Африке приключения из разряда экстрима будут сами вас находить [Электронный ресурс] / Д. Комаров. - Сайт телеканала «1+1». - Режим доступа: http://travel.1plus1.ua/smi_o_nas/dmitriy-komarov-v-afrike-priklyucheniya-iz-razryada-ekstrima-budut-sami-vas-nahodit-intervyu.html

Это же касается Поттса, Коллинза и др.

. Украинские зрители признали Дмитрия Комарова лучшим тележурналистом года. Сайт телеканала «1+1» (http://travel.1plus1.ua/smi_o_nas/ukrayinski-glyadachi-viznali-dmitra-komarova-kraschim-telezhurnalistom-roku-1.html).

. Дмитрий Комаров. О том, что нужно знать тем, кто собирается в Африку. Сайт телеканала 1+1(http://travel.1plus1.ua/smi_o_nas/dmitriy-komarov-o-tom-chto-nuzhno-znat-tem-kto-sobiraetsya-v-afriku.html).

. Выпуски телепрограммы «Мир наизнанку».

Похожие работы на - Трэвел-журналистика в телевизионных украинских СМИ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!