Тема: Сообщение как способ творческой деятельности журналиста (на примере новостных программ севастопольского телевидения)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    19,47 Кб
Сообщение как способ творческой деятельности журналиста (на примере новостных программ севастопольского телевидения)
Сообщение как способ творческой деятельности журналиста (на примере новостных программ севастопольского телевидения)
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова

Историко-филологический факультет

Кафедра журналистики










Курсовая работа

СООБЩЕНИЕ КАК СПОСОБ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА (НА ПРИМЕРЕ НОВОСТНЫХ ПРОГРАММ СЕВАСТОПОЛЬСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ)








Севастополь 2015

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты понятия "сообщение"

.1 Сообщение на ТВ: жанры

.2 Креативность и шаблонность при создании сообщения

Глава 2. Сообщение в новостных программах на Севастопольском телевидении

.1 Новостные программы Севастопольских телеканалов: виды и формы сообщений

.2 Творческий подход к созданию сообщения в новостных программах севастопольских телеканалов

Заключение

Список литературы

Ведение

Актуальность данного исследования состоит в том, что новости на современном этапе переживают весьма непростой этап в плане творческого развития. Телевизионные новости превращаются в весьма консервативный способ передачи информации. Чтобы выжить в этой конкурентной среде и удержать зрителя, им необходимо искать новые формы работы с материалом, новые формы подачи информации. На севастопольском телевидении новостные программы используют новостные тексты, строящиеся по давно известным шаблонам, авторы которых не пытаются искать оригинальные способы подачи информации. Уже это позволяет говорить о несомненной актуальности исследования сообщения в контексте творческой деятельности журналиста.

Объектом данного исследования является новостные сообщения на севастопольских телеканалах.

Предметом данного исследования являются выпуски новостей (в частности программа «Регион» Народный канал) в контексте творческого подхода к их созданию.

Цели исследования: анализ телевизионных новостей как медийного продукта, нуждающегося в инновационном подходе к созданию контента, возможность творческого решения в жанре новостей. Определение специфики создания информационных сообщений на современном севастопольском телевидении и ее соответствие понятию творческой деятельности журналиста.

В данной работе я буду рассматривать жанровую структуру информационный сообщений в новостных программах на севастопольском телевидении на наличие в них творческих элементов. Определение жанра в разных источниках формулируется по-разному. Так, по мнению М.Н. Кима, журналистские жанры - это «устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. В учебнике «Телевизионная журналистика» жанр рассматривается как «исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий рядом относительно устойчивых признаков». С.Н. Ильченко называет журналистские жанры «формой организации того или иного материала для решения конкретной творческой задачи».

Формулировки, как можно видеть, разные, но их суть одна: жанр в журналистике - особая форма организации жизненного материала, представляющая собой совокупность специфических содержательных и структурно-композиционных признаков.

В данной работе я буду анализировать информационные сообщения ежедневных выпусков программ «Севниформбюро» на НТС и «Регион» на Народном канале. Рассмотрю основные жанры телевизионных сообщений и способ творческой подачи информации.

сообщение телевидение журналистский

Глава 1. Теоретические аспекты понятия "сообщение"

.1 Сообщение на ТВ: жанры

Каждый род журналистики (телевидение, радио, пресса) использует свои способы отображения процессов протекающих в обществе, свои способы воздействия на аудиторию, но есть такие журналистские жанры, которые могут быть использованы в каждом из них. Один из таких жанров - заметка. На телевидении такой жанр называют хроникальным сообщением. Это краткое сообщение о факте, часто одно-два предложение. Его делят на два типа: устное сообщение и видеозаметка.

Устное сообщение не сопровождается видеорядом. В основном такого рода сообщения зачитывает диктор в студии и их использование обуславливается особой оперативностью передачи, в случае если новость представляет особый интерес, но видеоряд еще не получен или не может быть предоставлен.

Видеосюжет может быть традиционным по форме событий и авторским. Забегая вперед можно сказать, что творческий подход наиболее заметен в видеосюжетах второго типа. Если первый тип представляет собой сообщения в основном об официальных мероприятиях и нуждается в стандартных точках съемки и планах, то авторский сюжет требует особого творческого подхода. Здесь журналист должен выбрать достойный экрана факт и составить его изобразительное решение. От того, как журналист подойдет к созданию сценария и съемке будет зависеть на сколько креативным, интересным или шаблонным будет его сюжет в итоге.

Следующий жанр телевизионной информации - отчет. В отличие от информационной заметки отчет представляет собой полное и точное освещение социально значимого события. В этом жанре практически нет места журналистскому творчеству, часто в нем даже не присутствуют комментарии журналиста, так как специфика этого жанра требует отстраненного, не персонифицированного изложения фактов. Обычно в отчете освещается официальное событие значительного социального значения. Этим и объясняется необходимость детального, подробного и довольно длительного показа.

Выступление в кадре обычно представляет собой обращение журналиста к аудитории с экрана. Этот вид телевизионной информации скорее метод донесения информации до зрителя, чем телевизионный жанр. Такой вид информационного сообщения можно увидеть в любом телевизионном жанре: от краткого информационного сообщения до документального фильма. Таким образом, можно сказать, что элемент видеообращения в кадре универсален и важен для эффективности воздействия на аудиторию.

Важнейшим элементом эффективного выступления является мастерское владение навыками ораторского искусства. Существуют три плана построения речи, выведенные еще Аристотелем в его труде «Риторика»: личные свойства и способности, необходимые оратору; принципы построения речи; техника, способы, приемы, используемые в ораторской речи. Первый план подразумевает потребность в журналисте-личности, который для многих будет представлять неоспоримый интерес. Поводом для появления на телеэкране служит яркая и харизматичная личность журналиста, его умение анализировать ситуацию и точно передавать эмоциональный окрас события, глубоко и всесторонне раскрыть суть известного явления, делать неожиданные и верные выводы. Ведущий ведет своеобразный диалог со зрителем, поэтому он должен заранее обдумать, предположить возможные вопросы, которые могут возникнуть у зрителей и выстраивать свою речь таким образом, чтобы ответить на эти предполагаемые вопросы.

Для того, чтобы в полной мере охватить весь спектр возможностей влияния на аудиторию посредством монолога в кадре, необходимо вывести основные принципы построения речи. Важнейшим организующим элементом формы является композиция - элемент, придающий сообщению единство и целостность. Композиция позволяет логично выстроить взаимодействующие между собой смысловые компоненты. Построение композиции осуществляется следующим образом: сперва определяется тема, зрителя необходимо ввести суть сообщения и познакомить с основными фактами и в заключении сделать краткие и четкие выводы. Важно учитывать, что части должны быть соразмерными. Это очень важно, так как затянутое вступление, к примеру, продолжительнее, чем главная смысловая часть, то может возникнуть ощущение недостаточной аргументированности. Затянутые выводы могут сделать речь ведущего неубедительной.

А.Ф. Кони считал, что «привлечь внимание зрителей - первый ответственный момент и самое трудное дело». Тут мы и дошли до третьего элемента - техника, способы, приемы, используемые в ораторской речи. Внимание людей можно привлечь, излагая близкие зрителю понятия, стоит говорить о том, что, скорее всего, точно переживал каждый. Таким образом важно правильно структурировать первую фразу, иначе, чтобы с первых слов зацепить внимание телезрителя. Таких зацепок существует очень много: неожиданный вопрос, история из жизни, какой-нибудь парадокс. Это во многом очень творческая работа, так как здесь необходимо обдумать и взвесить основные понятия будущей речи и вывести наиболее интересный тезис, чтобы поставить его на первое место.

Не менее важным фактором, чем текст, является внешний образ журналиста. Психологи считают, что до сорока процентов информации может нести интонация. Помимо этого журналист должен уметь правильно использовать мимику и жесты, дикцию, логические интонации и ударения.

Существуют три основные формы выступления на экране:

·текстовое выступление, которое пишет сам журналист;

·тезисное выступление, где заранее обозначена тема, основной ход мысли, кратко прокомментированы центральные вопросы, которые намеревается затронуть выступающий. Таким образом, тезисы - это своеобразный сценарный план, определяющий содержание выступления и характер сопутствующего показа (фотографии, карты, схемы, макеты и пр.);

·импровизированное выступление, где предварительно обозначены лишь тема и продолжительность (хронометраж) выступления.

Телевизионное выступление подразумевает диалог со зрителем и этот диалог «представляет собой одну из основ телевидения как социальной системы, впрямую соответствуя природе экрана». Интервью тоже представляет собой диалог, но соответствует другим целям и задачам, нежели выступление на экране. Для журналиста интервью - это беседа с социально-значимой личностью, которая помогает ему получить нужную информацию от знающего собеседника посредством системы вопросов, логически и последовательно раскрывающих заданную тему. С точки зрения творчества жанр интервью еще сложнее предыдущих жанров, так как здесь он имеет дело с живым человеком, которого следует раскрыть и настроить на нужный журналисту разговор. Ему, журналисту, необходимо докопаться до глубинных чувств собеседника и как бы перенять на себя его душевный настрой. Тут журналист должен обладать большим мастерством и творчеством, он должен структурировать вопросы как бы предвосхищая то, что хотели бы знать телезрители, и в то же время раскрывать собеседника, направляя его в правильное русло. Для этого существует ряд правил формулирования вопросов. Например, задавая вопрос, следует избегать многозначных понятий, формулировать вопрос кратко и лаконично, чтобы собеседник не запутался и к концу вопроса не забыл его начала, задавать вопрос нужно так, чтобы у интервьюируемого не было возможности ответить однозначно, ограничиваясь одним из вариантов ответа. Интервьюируемых традиционно разделяют на 3 категории: люди, обладающие особыми знаниями в определенной области, обычно это политические деятели или специалисты в какой-нибудь области; знаменитости, подробности жизни которых представляют широкий общественный интерес; простые люди у которых берут интервью, чтобы узнать информацию о каком-нибудь событии.

Тип интервью может меняться в зависимости от задач, которые ставит перед собой журналист. В связи с этим меняется и способ его проведения. Существуют несколько типов интервью. Протокольное интервью берется у официальных лиц и направлено на получение информации о политики государства. В такого рода беседе не может быть места творчеству в отличии от интервью-портрета. Этот вид интервью один из самых сложных, так как в нем поставлена задача всесторонне раскрыть собеседника. Этот тип интервью выходит за рамки информационности и дает больше возможности для творчества. Такое интервью можно увидеть чаще всего в экранных очерках. Проблемное интервью можно назвать дискуссией. Его основной задачей является выявление различных точек зрения и возможности решения общественно значимой проблемы. А вот для получения определенных сведений используется информационное интервью. Обычно оно входит в состав информационно-публицистических программ и представляет разговор со специалистом в какой-либо области. Последним типом интервью является анкета. Благодаря ей журналист выясняет различные мнения по определенному вопросу у людей не контактирующих друг с другом. Такого рода интервью обычно проводится за пределами студии и представляет собой серию стандартизированных вопросов по одному и тому же поводу.

Интервью является непременным элементом многих телевизионных форм и занимает особое место на телеэкране. Сложно представить себе выпуск новостей, в котором не было бы интервью с участником события, политическим деятелем или экспертом в определенном вопросе или мнения окружающий о тех или иных важных событиях.

Практически все вышеперечисленные типы информационных сообщений можно встретить в репортаже - ведущем жанре тележурналистики. Этот жанр журналистики призван оперативно сообщать о каком-либо событии, очевидцем которого является корреспондент. Именно благодаря этому факту репортаж несет в себе личностное восприятия события, но это не отражается на объективности этого жанра информации.

Таким образом, мы видим, что на телеэкране можно наблюдать множество жанров и форм телевизионной информации. И все виды телевизионных сообщений в той или иной степени являются обширной площадкой для творческой деятельности. Жанровые рамки - лишь границы, в которых следует проявлять это творчество, а не оковы, которые сковывают полет творческой мыли.

.2 Креативность и шаблонность при создании сообщения

Телевизионные жанры обеспечивают оптимальный характер деятельности журналиста и соответствие полученных результатов общественным требованиям. Они выражают общие закономерности журналистской деятельности, которые регулируют конкретные акты журналистского творчества. Но не стоит забывать, что эти жанровые нормы и правила имеют вариативный характер, и когда исчезает понимание гибкости этих норм и правил, продукт журналистской деятельности отождествляется с шаблонами, исчезает и творческий характер профессии. И зачастую креативность или шаблонность журналистских произведений зависит не от выбранного жанра, а от самого журналиста и его умения пользоваться жанровыми нормами и желания или не желания их усовершенствовать.

Творчество - это «деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью».

Подлинно творческое поведение журналиста предполагает знание существующих норм и правил, умение ими пользоваться в соответствующих обстоятельствах и умение превзойти их или создать новые, когда это необходимо. Профессор СПбГУ Т.М. Виноградова утверждает, что «профессиональная культура-это не только хранилище стандартов, стереотипов, «памяти» журналистского сообщества, но и творческое своеобразие, индивидуальность мастера, умение ломать привычные нормы и создавать новое». Как пишет в своей работе «Структура и сущность категории «творческого решения» в журналистике» А.Л. Дмитровский: «проблема взаимодействия в сознании журналиста шаблонности и креативности и определяется его профессиональной культурой».

Под творчеством понимается «духовная деятельность, результатом которой являются созидание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной культуры».

В своей статье «Современные концепции творческой составляющей телевизионного журналиста» бывший директор ГТРК «Томск» Оксана Евгеньевна Макеева выделяет пять основных критериев журналистского творчества. Первый из них - это имидж журналиста. Его творческий образ на экране основывается на совершенствовании знаний и умений телевизионного журналиста, его творческих навыков и профессиональных качеств. Все эти параметры и природные качества и способности журналиста являются основными критериями формирования его творческого «Я» и личностной позиции журналиста. Журналистская индивидуальность помогает осуществлять профессиональные и социальные функции, более ярко передает мысли, чувства и убеждения, заложенные в журналистском произведении.

Как уже было сказано выше, одним из основных черт проявления творчества в телевизионном сообщении является новшество или, иначе, инновации. Конечно, уже трудно удивить современного избалованного телезрителя, но «каждый журналист знает, что только новым взглядом можно пролить новый свет на старую, набившую оскомину проблему, добавив интересные детали, скрытые от всеобщего обозрения». Особенно сложно привнести новизну в новостной сюжет, имеющий жесткие жанровые рамки. Но и здесь можно составить яркий телевизионный материал мастерски владея словом. Таким образом, третьим критерием журналистского творчества является телевизионное слово. Телевизионное слово должно строиться по законам «живой» речи. Сделать свою речь более экспрессивной и выразительной можно при помощи импровизации, ритма, темпа, интонации и пауз. Разговорность является необходимым качеством телевизионной речи. Она делает журналиста ближе своему зрителю, позволяет сделать информацию доступнее и не утомляет аудиторию.

Чтобы удержать внимание телезрителя на журналистском материале от начала и до конца, необходимо следовать закону «начала и финала». Он подразумевает захватить внимание с первой фразы текста. Лид должен быть выстроен так, чтобы сразу установить контакт со зрительской аудиторией. Основная его функция - быстрее и эффективнее захватить внимание зрителя на сюжете, заинтересовать его в вопросе можно или следует в том же содержании лида.

Существует множество примеров вступления: точное название даты, ссылка на известный источник, указание на собственную личность и т.д. В общем есть масса вариантов начать свой монолог нешаблонно. Хорошее впечатление в самом начале будет способствовать восприятию текста. Но и сам текст должен быть хорошо проработан, выстроен логически. В нем должны присутствовать такие риторические операции, как соотношение текста с его смыслом, редукция (сведение сложного к простому), членимость речи и т.д. Более живым сделают текст стилистические обороты, направленные на усиление речи. Такие особые приемы, как метафора, метонимия, синекдоха, синонимия, гиперболизация, эвфемизм и прочие повысят убедительность, красочность и силу воздействия на слушателя.

Основой любого телевизионного сообщения от короткого выступления в кадре до целого выпуска новостей является текст. Даже если жанровые рамки и смысловое наполнение сообщения настолько негибкие, что, на первый взгляд, невозможно сделать даже намека на креатив, творческая обработка журналистского текста сделает любое сообщение живым и интересным. Он всегда должен быть кратким, лаконичным и отвечать на все возможные вопросы телезрителей, должен как бы предвосхищать их. Даже официальные и «сухие» материалы можно оживить, самое главное не употреблять канцеляризмов, профессионализмов и научной терминологии. Как уже было написано выше, обязательным элементом творчества в тексте станут риторические фигуры.

При правильном их использовании сухой и стандартный текст можно подать так, что зритель просто не сможет недослушать информацию до конца. В репортажах важно, чтобы закадровый текст не дублировал видеоряд. И если мы можем спокойно воспринимать журналистский текст без нужды смотреть на экран и наблюдать за сопутствующими видеоматериалами, едва ли такой репортаж можно назвать талантливым и творчески сконструированным. Только в целостности картинки, текста, голоса и внешности ведущего и творческого подхода автора рождается по-настоящему талантливый продукт. Тут мы и возвращаемся к категории коллективного творчества, которая подразумевает невозможность создания хорошего материала в одиночку.

И, конечно, необходимым условием создания качественного, оригинального журналистского произведения является работа в творческой группе. Ни один, даже самый талантливый, журналист не сделает качественного продукта, работая в одиночку. Всегда за созданием талантливого материала стоит не только ведущий, но и режиссер, сценарист, оператор, монтажер. И каждый из них является звеном в цепочке создания интересного телевизионного сообщения.

Основная задача журналиста - привести в действие общественное мнение, дать людям знание и направить их на правильный путь осмысления этого знания, а для этого зритель дожнет доверять журналисту. Чтобы добиться доверия аудитории к себе, журналист должен обладать основными навыками телевизионного журналиста, он должен мастерски употреблять красоту логики, убедительность аргументов. Журналистика творческая профессия, а сухая подача информации и пренебрежение креативными элементами - преступление против самой ее сущности. Ведь ее основа - создание информационного продукта в процессе творческой деятельности.

Глава 2. Сообщение в новостных программах на Севастопольском телевидении

.1 Новостные программы Севастопольских телеканалов: виды и формы сообщений

Жанровую структуру вещания телеканала «НТС» составляют информационные и информационно-аналитические программы собственного производства, телепублицистика, телефильмы, художественные и документальные киноленты. На сайте телеканала значится, что его визитная карточка - информационные выпуски «СЕВИНФОРМБЮРО». Слоган новостей - «Говорит и показывает Город - герой!». Новостная программа «СЕВИНФОРМБЮРО» представляет собой информационные выпуски длиной в 30-40 минут и выпускается ежедневно. Каждый выпуск содержит от трех до шести сюжетов, они разбавляются информационными заметками, которые читает диктор в студии. Ведущих у этой программы два: Лолита Юнеева и Антон Пархоменко, однако, в кадре чаще всего появляется ведущая. В данной программе присутствуют такие виды информационных сообщений, как заметка, выступление в кадре (стендапы корреспондентов в сюжетах или выступление ведущего в дикторской студии), используется информационное интервью.

На Народном канале можно выделить две программы исключительно информационного характера - это программы «Специальный репортаж» и «Регион». Информационные выпуски программы «Регион» транслируются каждый день, кроме понедельника. Темы новостей разные: политика, экономика, происшествия, новости культуры, актуальные для Севастополя события. Кроме того в конце каждого выпуска выходит спортивный блок, который называется «Регион-спорт». Как и у «Севинформбюро» у «Региона» классическая подача новостей. Информация доводится до аудитории в строгой форме, ведущие выглядят довольно официально. Студии обеих программ сделаны в стиле минимализма, обе - в бело-сине-красных цветах.

Программа «Специальный репортаж» относительно новая - пока, на момент 16 апреля, вышло только четыре выпуска. Каждая программа по хронометражу занимает около десяти минут. В пространстве новостных программ севастопольского телевидения программа «Специальный репортаж» выделяется очень ярко. На качестве программы сказывается творческий авторский подход журналистов. Каждый выпуск - развернутый репортаж о социально-значимом событии таком, как, например, перепись населения, субботник, проблемы сельских клубов. В репортажах присутствуют интервью с участниками событий и экспертами, каждый раз корреспондент выступая в кадре, старается подойти к вопросу творчески. Так, например, журналист Екатерина Вяткина в репортаже о переписи населения надела на себя костюм переписчика и показала зрителям, как именно он должен выглядеть, и призвала зрителей быть бдительными. Этот же выпуск окрасил такой, до сих пор не наблюдавшийся в новостных сообщениях севастопольских каналов, прием, как инфографика. Благодаря этому приему журналист дополняет свой закадровый текст графическими символами и изображениями, что позволяет быстро и четко преподнести сложную информацию.

Первая задача, которую реализуют корреспонденты телеканалов - привлечь внимание аудитории к социально-значимым вопросам. Для достижения своей цели журналисты используют два взаимосвязанных приема. Во-первых, они стараются воссоздать атмосферу значимости и актуальности вокруг освещаемой проблемы, во-вторых, пробуждают интерес аудитории к поставленной проблеме. Это достигается за счет качественных лидов в начале каждого нового сюжета, а закрепляют внимание аудитории, подкрепляя поставленную в сюжете проблему потребностями и интересами аудитории, включая в сюжеты, например, интервью с обычными людьми, которые выражают свои подлинные эмоции и чувства по данной проблеме.

Таким образом, видно, что на двух каналах севастопольского телевидения представлены практически схожие новостные программы. Тематика новостей, способ подачи информации и даже цвета студии мало что отличает их друг от друга. Как же в такой ситуации одна из этих программ может заставить аудиторию обратить свое внимание именно на себя? Тут дело остается за творчеством и креативностью мышления создателей и журналистов, работающих над этими программами.

.2 Творческий подход к созданию сообщения в новостных программах севастопольских телеканалов

Понятно, что большая доля креативности приходится на жанровую специфику телевизионной информации. Конечно, сложно встретить творческие изыски в новостных программах. Анализируя программу «Регион» Народного канала телерадиокомпании «Севастополь» и программу «Севинформбюро» телеканала НТС становится ясно, что в новостных сюжетах журналисты используют стандартный монтажный лист, который включает в себя несколько общих планов, крупный план, панораму. Таков визуальный материал практически всех новостных сюжетов данных программ.

Говоря об имидже ведущих программы «Регион», можно отметить их внешний облик и особенности речи. В качестве диктора в студии каждый выпуск чередуются две молодые девушки с приятной внешностью и голосом. Можно сказать, что обе ведущие - Анна Волченко и Ирина Басалаева - смотрятся довольно органично в выполнении роли ведущих. Просматривая их новостные программы, чувствуется индивидуальный подход к созданию материала. И хотя обеих ведущих мы можем увидеть как за работой в студии, так и в корреспондентской деятельности, творческий подход в текстах устных сообщений наиболее чувствуется у Анны Волченко, в то время как тексты Ирины Басалаевой становятся живее и зрительнее в работе над сюжетами. Зрительный образ и игру на контрасте мы можем увидеть на примере лида Анны Волченко. Свою подводку к сюжету о застройках в городе Севастополе, нарушающих эстетический облик города, она начала так: «Незаконные стройки, неухоженные скверы, безвкусные фасады - былое величие героического города Севастополь мучительно исчезает. Город покрывается следами лени и равнодушия». В одном предложении она поставила рядом слова отрицательного характера, описывающие город в настоящем времени и здесь же ставит такие возвышенные слова, как «величие» и «героический», которые описывают нам время прошлое. Такое сопоставление сразу заставляет задуматься и играет на чувствах севастопольцев - людей, которые чтят и бережно хранят свою историю. Таким образом зритель с первых слов заинтересован в том, каким же образом разрешится эта проблема к концу сюжета. В репортаже на подобную тематику Ирина Басалаева говорит в своем закадровом тексте: «В 21 веке лицо города покрылось морщинами, царапинами и небрежной щетиной». Эти слова тоже как-то не стыкуются в нашем сознании. Всегда 21 век ассоциируется у нас с началом новой эры, высокими технологиями, но никак не с ветхостью и стариной, которую подразумевают слова «морщины», «царапины», «щетина». Такой подход как сочетание несочетаемого и персонификация неживого объекта не может не заинтересовать.

Но вот ситуация с блоком «Регион-спорт» обстоит куда хуже. С первых секунд программы резко бросается в глаза то, насколько ведущий Анатолий Дытюк не органично смотрится в официальной и аккуратной студии. Зачастую он ведет эфиры в повседневной одежде не соответствующей формату программы. Немного даже удивляет тот факт, что будучи человеком возрасте Анатолий не обладает поставленным голосом и дикцией, которые являются очень важным фактором в изложении качественного телевизионного сообщения. Зато текст сообщений написан живо и интересно, в нем преобладает множество риторических фигур и тропов. К сожалению, добраться до смысла текста мешает образ журналиста, бегающие за суфлером глаза и голос, пренебрегающий интонациями.

Ведущие «Севинформбюро» на канале НТС - это Лолита Юнеева и Антон Пархоменко. Так же как и в программе «Регион», каждый выпуск «Севинформбюро» начинается с анонсов. Не многие из них вызывают интерес у зрителя, так как банальность и шаблонность сообщений не располагают к тому, чтобы информация сразу «зацепила» внимание аудитории. Но к некоторым анонсам журналисты подходят творчески.

Например, сюжет о неправомерной работе ресторана «Бастион» на Малаховом кургане Лолита Юнеева анонсирует так: «Неприступный бастион - сотрудники правоохранительных органов не в силах остановить работу питейного заведения, расположенного на территории музейного комплекса «Малахов курган». Руководство и коллектив ресторана упорно держат оборону». Здесь мы слышим очень явную иронию. В данном сообщении проводится параллель между руководством ресторана и участниками первой обороны Севастополя, а название ресторана «Бастион» ведущая употребляет в устойчивом выражении «неприступный бастион», тем самым как бы сравнивая его с оборонительным укреплением. Использование такой риторической фигуры как сравнение дает зрителю четко понять неуместность ресторана на территории музейного комплекса. Усиливает попытку журналиста вселить в зрителя негативное отношение в данному месту использование ярлыка «питейное заведение». Если бы журналист назвал его, к примеру, рестораном, у зрителя бы не возникло столь негативного отношения, но этот ярлык несет в себе отрицательный характер и не дает ни малейшего повода сомневаться в том, что ресторан на Малаховом кургане - это неуместное на территории исторического памятника заведение.

А вот в выпусках, которые ведет Антон Пархоменко творческий подход к созданию сообщений практически отсутствует. Все выпуски формализованы. Хотя с точки зрения подачи информации сделаны они качественно, творчества в них как такового не наблюдается.

К сожалению, далеко не все новостные сообщения являются образцами творческого полета мысли. В основном выпуски программы «Регион» и «Севинформбюро» однотипны. Конечно, невозможно всегда креативно освещать политические события города, пленарные заседания, конференции - подобные темы встречаются почти в каждом выпуске новостей. Но в репортажах на менее официальные темы нужно отходить от шаблонов.

Заключение

Основываясь на теоретической части понятия творческой деятельности и телевизионного сообщения, на анализе выпусков новостной программы «Регион» и «Севинформюбюро», можно сделать такие выводы: севастопольскому журналисту следует отходить от шаблонности подачи сообщений и пытаться освещать злободневные проблемы новым, свежим взглядом; в новостных программах не хватает четкого понимания того, чего хочет зритель. Конечно, у севастопольских каналов есть своя аудитория, но чтобы ее удержать, а еще лучше привлечь новую необходимо искать инновационные подходы и способы творческого оформления контента. Тележурналистика проявляется в создании информационного продукта в процессе творчества - «деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда не бывшее» [34, с.17].

В деятельности новостной программы главным критерием является профессиональное мастерство журналистов. Оно подразумевает использование полученных журналистских навыков, раскрытие творческого потенциала, готовность к совершенствованию способов телевизионного творчества и формированию новых методов. Степень заинтересованности аудитории напрямую зависит не только от содержания, но и от качества подачи информации - эти два фактора так же составляют уровень журналистского мастерства.

Исходя из проделанного исследования можно сделать вывод, что современный журналист новостной программы на севастопольском телеканале для улучшения качества и способов подачи информационного сообщения должен, во-первых, обладать собственным стилем и быть легко узнаваемой и внушающей доверие личностью. Во-вторых, обладать базовыми журналистскими навыками и постоянно их совершенствовать. Уметь правильно и красиво говорить, грамотно используя при этом интонации, жестикуляцию, акценты. Хороший журналист, понимая жанровые особенности и рамки и основываясь на стандартном сценарии новостных программ, должен умело использовать телевизионное слово. Журналистский текст является одной из основных составляющих качественного материала, а сухой и шаблонный текст не сможет заставить аудиторию проникнуться освещаемой проблемой. Для этого журналисту необходим свежий и творческий подход к созданию и изложению журналистского материала. И, конечно же талантливого журналиста определяет способность внести что-то новое в создание сообщений, независимо от выбранного им жанра. Возможность впустить новое дыхание в шаблонные и формализованные способы подачи сообщений, творческий подход к их созданию делает журналиста профессионалом своего дела.

Список литературы

1.Аристотель. Риторика. Перевод Н. Платоновой (Античные риторики. М., 1978.)

.Виноградова Т.М. Слагаемые журналистской профессии // Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика» / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. - С. 7.

.Кирия К.Д. Новостной телевизионный текст: структура, стратегия, экспрессивность: дис, кандидат филологических наук: 10.01.10 / Моск.

5.Колесникова Т.В. Стандарт и экспрессия как специфические черти новостного телевизионного текста (на материале программы «Вести» телеканала «Россия» // Вестник Челябинского государственного университета <http://cyberleninka.ru/journal/n/vestnik-chelyabinskogo-gosudarstvennogo-universiteta> № 33 /2011.

6.Мкеева О.У. Современные концепции творческой составляющей телевизионного журналиста // Журналистский ежегодник №1/2012.

7.Спиркин А.Г. О творческой силе человеческого разума. Послесловие. - М.: Прогресс, 1979. - 143 с.

8. .М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростовн/Д, 1997. С. 229.

9.Цвик Валерий Леонидович. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / В. Л. Цвик. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 218 с.

10.Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е изд. / Под ред. Г. В. Кузнецова. В.Л. Цвика, А.Я. Юровского. М.: Изд-во МГУ; Высшая школа, 2002. (с. 172)

11.Методика телевизионной журналистики: Учебное пособие для студентов вузов / Л.П. Шестеркина, Т.Д. Николаева. - М.: Аспект Пресс, 2012.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!