Взаимосвязь образа любимого персонажа детства и личностных особенностей у лиц в период ранней взрослости

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,11 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Взаимосвязь образа любимого персонажа детства и личностных особенностей у лиц в период ранней взрослости

Министерство образования и науки РФ

ФБГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

Факультет психологии









Взаимосвязь образа любимого персонажа детства и личностных особенностей у лиц в период ранней взрослости


Курсовая работа

студентки 5 курса

группы ППС-031з

Высочиной С.В.





Омск - 2015

Оглавление

Введение

Глава 1. Сказка как объект комплексного исследования

1.1 Понятие сказки в психологии

1.2 Содержание и структура сказки

.3 Этапы становления психологии сказки

1.4 Психологические направления изучения сказки

.5 Место психологии сказки в настоящем времени

Глава 2. Значение сказки для изучения личности

2.1 Определение личности

2.2 Роль сказки в развитии ребенка

Выводы по теоретической части

Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи между образом сказочного персонажа детства и личностными особенностями в период ранней взрослости

3.1 Организация и методы исследования

3.1.1 Рабочая концепция исследования

3.1.2 Объект и предмет, цель, задачи, гипотезы исследования

3.1.3 Описание выборки исследования

3.1.4 Описание методов и методик исследования

3.1.5 Описание методов статистической обработки данных

3.2 Личностные особенности лиц в период ранней взрослости: результаты исследования и их обсуждения

3.3 Образ любимого сказочного персонажа детства у лиц в период ранней взрослости: результаты исследования и их обсуждения

3.4 Взаимосвязь показателей личностных особенностей с любимым сказочным персонажем у лиц в период ранней взрослости: результаты исследования и их обсуждения

Выводы по эмпирической части

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Истоки исследования научно - психологических ресурсов сказки относятся еще к началу 19 века и интерес к данной области знания со временем не утерян, а скорее наоборот именно в наши дни психология сказки находится на вершине своего развития. Актуальность данной проблематики объясняется тем, что растет индустриализация общества: год за годом повышается количество стрессоров, а, следовательно, повышается вероятность возникновения неврозов у людей. В связи с этим обращение к сказке, герои которой представляют собой модели гармоничного функционирования Эго, является как нельзя более кстати.

С иной стороны разработка данного вопроса представляет интерес ввиду того, что изменилась сама форма общения со сказкой. Дети в наше время имеют дело не с тем, что рассказывают бабушки и мамы в доверительной обстановке, и даже не с книгами, чтение которых предполагает воображение, а с мультфильмами, в которых все волшебство и таинство сказочного мира детальны и имеют реалистически-прагматический образ. В связи с чем, определенно, возникает вопрос: "А сохранила ли сказка за собой те функции, которые она благополучно реализовывала, будучи столь опытной и метафоричной?" [7].

Сам факт, что сказки берут свое начало в недрах бессознательного и производят впечатление универсальности звучания, вовсе не значит, что они просты для понимания. Символичность образов сказки заставляет ученых вновь и вновь обращаться к ней. Так в прошлом и настоящем вопросами психологии сказки занимались Ш. Бюлер, Б. Беттельхайм, К. Юнг, Э. Берн, М.-Л. фон Франц, Д. Соколов, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева, А.М. Михайлов и многие другие.

Не менее значимым из существующих ныне вопросов в психологии является вопрос о природе самого человека. Среди 6 миллиардов людей на Земле не встретишь двух в точности похожих друг на друга. На сегодняшний день большинство серьезных проблем человечества - высокий темп роста численности населения, глобальное потепление, наркомания, терроризм, расовые предрассудки, нищета - являются результатом поведения людей. Вполне может оказаться, что качество жизни в будущем, да и само существование цивилизации зависят от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других [21].

Вероятно, решение данного вопроса должно тесно взаимодействовать с пониманием тайн сказки. Так как именно в сказке отражены осознанные и неосознанные проблемы человека на протяжение всей его жизни. а также показан процесс разрешения этих проблем [15]. Потому именно она просвещает детей относительно самих себя, поощряет развитие их индивидуальности и косвенно обеспечивает моральное обучение [5].

Именно поэтому в своей работе мы рассмотрим ряд взглядов разных авторов, относящихся к данной проблематики, и попытаемся выявить факт наличия либо отсутствия взаимосвязи между личностными особенностями индивида и сказкой.

Глава 1. Сказка как объект комплексного исследования

1.1Понятие сказки в психологии

Необходимо отметить, что, встав на путь специфики сказки, мы непременно попадаем в вихрь идей самого различного смысла. Каждый пытается определить для себя суть сказки, начиная от неопределенно восторга и заканчивая однозначно оптимистичными мыслями. Вроде мысли Б. Беттельхайма о том, что "это литературное произведение, которое должно завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, стимулировать его воображение, развить интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции и в целом обогатить жизнь" [5].

При этом принципиальное противоречие во взглядах на сказку относятся либо с преимущество установки на вымысел как основы этого жанра, либо со стремлением отразить действительность с помощью вымысла. Так, Э.К. Померанцева считает, что сказка - это "художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел". А такой автор как В.И. Аникин делает акцент на том, что "не установка на вымысел является главной чертой сказки, а установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или принижающего реальность условно-поэтического вымысла" [3].

Таким образом, какого-нибудь устойчивого и общепринятого определения сказки нет, а разнородность персонажей и мотивов, бесчисленное количество методов решения конфликта делают задачу жанрового определения сказки весьма трудной.

Когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек зрения, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. Имея свой национальный характер, отражая уклад, труд и быт, сказка несет в себе полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения [10]. Немудрено, что в рамках проблемно тематического подхода выделены следующие типы сказок:

·О животных, возникновение которых относят к истории доклассового общества, а в частности к практике тотемизма;

·О социально-бытовых вопросах, которые, рассказывая о превратностях семейной жизни, способах разрешения конфликтных ситуаций, тем самым формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам;

·О приключениях;

·Сатирические сказки;

·Докучные сказки.

Говоря о типологии сказок, хотелось бы остановиться на пяти видах сказок, выделяемых Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой: художественные (авторские и народные), дидактические, психокоррекционные, псохотерапевтические и медитативные сказки. Активно практикуя в рамках сказкотерапии, автор предлагает вышеозначенную типологию с целью расширения границ понимания и применения сказки.

Например, сказки, созданные многовековой мудростью народа несут такие важные в воспитательном смысле идеи, как:

1.Окружающий нас мир - живой. В любой момент все может заговорить с нами. (Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает.)

2.Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно. (Это положение имеет значение для формирования чувства принятия другого.)

.Разделение добра и зла, победа добра. (Эта мысль необходима для поддержания духа и развития стремления к лучшему.)

.Самое ценное достается через испытание, а то, что дано даром, может быстро уйти. (Эта идея важна для формирования механизма терпения, формирования целей.)

.Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь, если мы не можем справиться сами. (Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающим.)

Более образные и трепетные творения - авторские сказки - также несут глубокий философский смысл и могут помочь читателю осознать свои внутренние переживания. При этом влияние сказки на читателя гораздо более ощутимо, если главный герой схож с ребенком по полу, возрасту, характеру, течению его жизни и имеющихся у него аналогичных проблем.

Однако необходимо заметить, что такое совпадение можно преднамеренно организовать, и в этом случае мы будем иметь дело с психокоррекционной или психотерапевтической сказкой, созданной для мягкого влияния на поведение клиента и раскрывающей глубинный смысл происходящего.

Большую популярность имеют дидактические сказки, созданные для упаковки учебного материала. Абстрактные символы (цифры, буквы, арифметические действия и пр.) одушевляются и представляются жителями сказочной страны. В таких историях решение примера - это прохождение испытания, а ряд решений может означать победу героя.

И, наконец, еще об одном виде сказок. В системе сказкотерапии, по мнению Т.Д. Зинкевич, особое место занимают медитативные сказки. Созданные для "сообщения нашему бессознательному позитивных "идеальных" моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми", они исключают всякое присутствие конфликтов и злых героев [9,10].

Таким образом, мы ознакомились с различными видами сказок. Конечно, этим типология сказки не ограничивается. Но в данном случае перед нами стоит цель - формирование обобщенного представления о сказке, поэтому изложенные классификации кажутся мне достаточными.

1.2 Содержание и структура сказки

Идея о существовании определенной структуры сказки принадлежит В.А. Проппу. Именно он в книге Морфология сказки (1928) рассматривает сказку как некоторую структуру с множеством внутренних взаимосвязей. Автор приходит к выводу о том, что, несмотря на великое множество сказочных персонажей, черт характеров героев, на сложность фабулических интриг, заговоров и всей динамики сказочного действия, во всех сказках присутствуют одни и те же функции, то есть одни и те же типы действий, которые совершают сказочные жители.

Всего В.А. Пропп выделяет 21 сказочную функцию. Конечно, не все они присутствуют в каждой сказке, но взаимоотношения между ними постоянно. Таким образом, структура разворачивается "пошагово", определяя всю динамику повествования.

Итак, героям сказок, согласно автору, рано или поздно приходится:

üСтолкнуться с атмосферой напряжения или ощущение будущего несчастья

üПолучить запрет, наказ или просьбу что-либо не делать

üНарушить запрет

üСтолкнуться со злодеем

üУстоять от соблазнов злодея

üСтать невольным соучастником злодея, так как последний обманом добивается своего

üСтолкнуться с несчастьем

üВмешаться в несчастье

üПройти все испытания дарителей

üПолучить магический дар

üДостичь места, где должно совершится главное действие

üУчаствовать в сражении

üТрансформироваться, так как получено ранение в сражении

üОдержать победу над врагом, устранив тем самым первоначальную беду

üВернуться домой

üСтолкнуться с непризнанием домашних

üСовершить ряд новых поступков, доказывая свою значимость

üПовергнуть члена семьи - ложного героя

üПреобразиться, получив новый статус и признание

üСыграть свадьбу и воцариться на троне [18].

И на самом деле, почти всем персонажам приходится пройти этот путь (за исключением героев медитативных сказок), поэтому хотелось бы поподробнее остановиться на таком феномене как трансформация героя. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, рассматривая этот вопрос, говорит об оборотничестве как обратимой трансформации и о метаморфозе как необратимой трансформации.

Слово "оборотничество" может ассоциироваться с негативным явлением. В современных фильмах ужасов оборотень - это страшный персонаж. Обычно, сначала он прикидывается человеком, но при определенных обстоятельствах проявляется его звериная сущность. Но можно посмотреть на это и с другой стороны: оборотничество - значит обернуться кем-то, что-то сделать и вернуться к изначальному виду. Никаких ужасов, просто доброе волшебство. Исходя из этого, припомним наиболее известных сказочных оборотней - Царевна-лягушка, Иванушка-козленочек, царевич-Гвидон. Еще идея оборотничества важна тем, что, во-первых, она отражает всем нам известную смену социальных ролей-масок. Мы имеем в своем запасе большое количество масок, и чем больше их у нас, тем шире наш диапазон реагирования, тем чаще мы можем услышать о себе: " Хорошо приспособлен к жизни". А во-вторых, сказочные оборотни на своем примере учат нас, что "иметь большой гардероб личин - не так уж плохо, но главное - за ними не потерять свое истинное лицо".

Под метаморфозой следует понимать необратимые положительные духовные изменения. Более известна в этом смысле Русалочка Андерсена, которая по ходу сказки сначала превратилась в девушку, а из нее - в одну из бестелесных дочерей воздуха, в конце же героиня встала на путь третьей метаморфозы, в результате которой она станет существом, имеющим бессмертную душу. Таким образом, идея метаморфозы предполагает возможность чудесных, но подготовленных и осмысленных изменений, и тем самым подкрепляет нашу веру в успех, в свои собственные ресурсы [9].

Возвращаясь к структурному анализу сказки, следует сказать и об особой пространственно-временной структуре этого жанра. "Путь сказки - это путь от "жили-были", то есть от вечно длящегося времени, к "жить-поживать", то есть опять же к этому времени, - писал Д.С. Лихачев. - Поэтому время в сказке - это вечное время". Именно благодаря неопределенности, благодаря тому, что сказка не прикреплена ни к одной из исторических эпох, она оказывается современной во все эти эпохи. Более того, существуя в таком времени по отношению к реальному миру, она приобретает черты глобальности, становится универсальной моделью всего сущего. В этом смысле кажется неслучайной мысль о связи или некотором подобии сказки и вселенной, настойчиво повторяющаяся у разных авторов:

ü"Сказочная страна - это место, законов которого мы не знаем. То же самое можно сказать о вселенной" (Г. Честортон).

ü"В некотором отношении материальная вселенная кажется уходящей подобно уже рассказанной сказке". (Дж. Джинс)

Можно сказать, что в отношении сказочного пространства все это справедливо. О какой определенности можно вести речь, если место действия сказка обозначает "в некотором царстве, в некотором государстве" или "близко, далеко ли…" И даже знакомая нам идея четкого разделения добра и зла теряет свою однозначность в этом вопросе. Вспомним хотя бы Бабу-Ягу и ее избушку, которая выступает то проклятым местом, то единственным укрытием, островком добра в стране темных сил [11].

Таким образом, особая пространственно-временная структура предоставляет нам для осмысления еще одно важное положение: как среди "хороших", так и среди "плохих" бывают исключения, потому в восприятии друг друга следует быть гибким, а прибегая к стереотипам помнить, что мы, возможно, лишаем себя хорошего и открываем себя для плохого.

.3 Этапы становления психологии сказки

Корни сказки уходят в далекое прошлое человечества, и нам остается верить, что их история началась "давным-давно, в некотором царстве, в некотором государстве, когда животные еще умели разговаривать". В общем как бы то ни было, но есть волшебные сказки отображенные на древних египетских папирусах и каменных стелах, о них можно прочитать в диалогах Платона. А сказка античного философа Анулея Амур и Психея свидетельствует о том, что, по крайней мере, две тысячи лет, причем практически в неизмененном виде существует всем нам известный сюжет о красавице и чудовище.

Однако до 17-18 веков для большинства людей сказка не является тем, что требует к себе внимательного отношения и тем более не заслуживает научного интереса. И лишь идеи И.И. Винкельмана, И.Г. Гердера, И.Г. Гамана, а позднее фольклорные сборники братьев Гримм и Ш. Перро произвели надлежащий эффект. Все были потрясены огромным количеством повторяющихся тем, мотивов сказок. Поскольку в то время гипотезы о коллективном бессознательном еще не существовало, то появилось желание установить место миграции волшебных сказок. Теодор Бенфей считал прародительницей Индию, Йенсен, Винклер и Штукен придерживались вавилонского происхождения. В результате проводимых исследований был создан фольклорный центр, так называемая финская школа, первыми представителями которой были Каарле Крон и Антти Аарне. Они утверждали, что невозможно указать какую-либо одну страну, откуда вели бы свое происхождение все волшебные сказки. А что касается вариантов мотивов, то следует разделить их по типам: например, если из всех сказок о красавице и чудовище выбрать самую лучшую и подробную версию, наиболее поэтичную и понятную, то именно она будет первичной, а остальные будут производными от нее. Однако эта гипотеза является спорной, так как передаваемая из уст в уста сказка не обязательно становится хуже, она с тем же успехом может улучшаться.

Но уже в 19 веке некоторые ученые продвигались совсем в другом направлении. Людвиг Лейстнер в книге Загадка сфинкса выдвигает гипотезу о том, что основные сказочные и фольклорные мотивы возникают из снов. При этом наиболее пристальное внимание автор уделяет ночным кошмарам. В то же самое время этнолог Карл фон дер Штейнен в заключительной части своей книги Путешествие в Центральную Бразилию, не связанной напрямую с проблемой фольклора, пытался объяснить, почему большая часть магических представлений первобытных людей происходит из сновидений. По мнению Штейнена, типичным поведением первобытных людей является то, что сны рассматриваются как реальное поведение. Например, увидев себя во сне разговаривающим с орлом на небесах, человек мог рассказать об этом на следующее утро не как о приснившемся, а как о реальном событии.

Также вызывает интерес гипотеза Адольфа Бастиана о том, что человечество обладает запасом элементарных мыслей, которые не передаются от одного человека к другому, а являются врожденными для каждого индивида. Следовательно, увеличивается вероятность того, что одинаковые элементарные идеи, но в разных вариациях могут возникнуть в Индии, в Вавилонии, в Европе [20].

Таким образом, сказка постепенно стала предметом изучения многих подходов: философского, этнографического, филологического, антропологического, исторического, воспитательно-образовательного и психологического.

1.4 Психологические направления изучения сказки

Психологический ракурс в отношении сказок подразумевает внимание к тому типу людей, чье воображение породило их. Истории наших предков - не плод сознательного умопостроения, а результат спонтанного проявления и последующей обработки (приведения к современному виду) путем бессчисленного количества устных пересказов самыми разными сказителями. Так что сами темы сказок носят, прежде всего, универсальный характер и требуют немалых усилий для их осмысления [5].

Один из самых простых подходов - поведенческий или бихевиоральный - велит относиться к сказкам как к описанию возможных форм поведения. Чисто прагматически сказки могут объяснять ребенку Что будет, если.... Так из Репки мы извлекаем следующий посыл - если не получается, то пробуй еще раз, привлекая любые доступные ресурсы. А сказка про Емелю - это на самом деле описание поведенческого паттерна мыслителя: Емеля не делает ненужных движений, не суетится, лежит себе на печи, но когда чувствует свой шанс, становится активным в его удержании [19].

Трансактный анализ обращает основное внимание на ролевые взаимодействия в сказках. Другими словами, каждый персонаж может описывать реального отдельного человека, точнее - определенную роль, которую человек может играть или даже брать в основу своего жизненного сценария. При этом процесс рассказывания сказок, отмечает Эрик Берн, сам по себе более реален и захватывающ, чем уже рассказанная сказка. Именно в эти моменты жизненный план обретает плоть, а прочитанная история дает ему "скелет". В него входят как части:

  1. герой, на которого ребенок хочет быть похож
  2. злодей, который может стать примером, если ребенок подыщет ему соответствующее оправдание
  3. тип человека, воплощающий в себе образец
  4. сюжет-модель событий, дающая возможность переключения с одной фигуры на другую
  5. перечень персонажей, мотивирующих переключение
  6. набор этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, когда чувствовать себя виноватым или торжествовать

Поэтому отмечает автор так "важно знать любимую сказку или историю из далекого детства пациента, ибо она может составлять сюжет его сценария со всеми недостижимыми иллюзиями и будто бы неизбежными трагедиями этого человека" [4].

Очень плодотворным считается юнгианский аналитический подход, согласно которому герои сказки репрезентируют различные аспекты Самости. Мария-Луиза фон Франц так комментирует эту идею: "Герой в сказках бесстрашен и никогда не теряет присутствия духа, продолжает сражаться до тех пор, пока не одолеет врага. Героиня безропотно идет на мучения и проходит множество испытаний на своем пути, пока не достигнет цели. Но нам ничего не сообщается о чисто человеческих реакциях, которые столь естественны в их положении. Герои сказок не являются людьми в полном смысле слова. Это происходит потому, что они представляют собой не просто типы человеческих существ, а архетипы".

В рамках этого подхода допускается также, что герой и героиня представляют собой модели гармоничного функционирования Эго. Именно поэтому, читая сказку, нас не покидает ощущение, что все идет правильно, что только потому что герой поступает именно так, а не по другому, он и достигает своей цели, тогда как его соперники оказываются в неловком невыгодном положении. Таким образом, способ достижения правильной перспективы в развитии событий есть нечто гораздо более изначальное, чем правильная в интеллектуальном отношении, разумная установка, ибо он поднимается из сокровенных глубин личности и находится в согласии с Самостью.

Итак, человек обладает гораздо большими способностями к адаптации, чем животные, но за это он платит высокую цену. Благодаря способности поступать наперекор своим животным инстинктам, он может подавить их до такой степени, что становится невротиком, у которого нарушается нормальное целостное функционирование личности. В связи с чем для человеческого сознания так важно иметь в памяти определенную модель такого эго-комплекса, который не вносит разлад в общую структуру личности [20].

Эмоциональный анализ сказок также представляет благодатную почву. Действительно, возможности "изживания эмоций" с помощью сказки в полной мере могут быть реализованы, ибо ребенку необходимо, чтобы его страхи были персонализованны, а многочисленные драконы и ведьмы этому способствуют.

Однако сказка может не только предлагать, но и внушать. Именно на эту особенность обращает внимание гипнотическая школа. Сама атмосфера прослушивания сказки схожа с наведением транса: ребенок засыпает, слушая сказку, рассказанную человеком, которому он доверяет, речь, которого ритмична и содержит много непонятных формул (присказки) [19].

Таким образом, сказка - не просто описание некоторых событий, а достаточно активное, хотя и не директивное, внушение. Внушение всего чего угодно: моделей поведения, ценностей, убеждений, жизненных сценариев. И это не стоит упускать из виду, обращаясь к сказке.

.5 Место психологии сказки в настоящем времени

Психологические истоки привязанности человека к сказке в некоторой степени ясны и хорошо описаны многими учеными (Ш. Бюлер, Б. Бетельхейм, К. Юнг, Э. Берн, М.-Л. фон Франц, Д. Соколов, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева). Однако остается открытым вопрос, в какой форме должна быть предоставлена сказка, каким образом использовать этот инструмент воспитания.

В период "молодежного бунта" шестидесятых годов можно было услышать, что сказка выступает средством развития ложного сознания. Так, например О.Р. Гмелин в книге "Зло приходит из детских книг. Упущения возможности воспитания детского сознания" говорит о том, что дети должны быть в курсе реальных событий, новейших открытий науки и техники, а не сидеть за кулисами жизни.

В 1980-1981 годах на двух международных симпозиумах по изучению книжной продукции при университете имени И.В. Гете велась дискуссия о том, снимать ли сказку с пьедестала (это притом, что она занимает традиционно примерно 45% печатной продукции для детей). Р. Шенда предлагает рассматривать любую сказку в историческом аспекте и это "ощущение историчности" передавать детям. Поэтому, по мнению автора, детям нужны сказочные тексты, снабженные не только красочными картинками, но и большим количеством всевозможных комментариев, предисловий, введений и ссылок на исторические факты.

Изменилась и сама форма общения со сказкой. Теперь современному ребенку бабушку или маму заменила техника (радио, телевидение, интернет, а также видео и аудиодиски). Шествие сказки по СМИ также сопровождается многочисленными дискуссиями, при этом аргументы скептиков сводятся к следующему:

1.просмотр киносказок не носит интимного, доверительного характера, как это имеет место при непосредственной коммуникации

2.текст сказки предполагает дальнейшее образное дополнение, а фильм детализирует волшебство, сказочные образы

.сказочное волшебство в кино приобретает реалистически-прагматический вид: зритель задается вопросами, как это сделано и сколько денег на это ушло, нежели пытается вынести урок из рассказанной истории

В поддержку выше сказанного остается добавить такой интересный факт: именно в США, которые в последнее время являются основным производителем киносказок ("Гринч - похититель Рождества", "Куринный побег", "История игрушек", "Гарри Поттер", "Властелин колец" и другие), в колледжах, обучающих будущих библиотекарей, организованы курсы рассказчиков сказки [7].

Итак, место для сказки в настоящем обязательно найдется. Вот только отдельные сказочные образы и элементы все чаще выпадают из привычного контекста и начинают свою самостоятельную жизнь, появляясь в комиксах, рекламе и "новых" видеофантазиях.

сказка психология персонаж личность

Глава 2. Значение сказки для изучения личности

.1 Определение личности

Слово личность (personality) в английском языке происходит от латинского persona. Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие личность был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли - некая личина, общественное лицо, обращенное к окружающим. Эта точка зрения совпадает с мнением современного непрофессионала, который обыкновенно оценивает личность по критериям обаяния, умения вести себя в обществе, популярности, физической привлекательности и других социально желательных характеристик. К сожалению, при таком популярном использовании термина упускается из виду возможность того, что человек может быть или раскованным, или робким в зависимости от конкретной обстановки. К тому же термин личность в понимании большинства персонологов не предполагает оценки характера человека или его социальных навыков (то есть они не делят личности на хорошие и плохие).

Чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области. Например, К. Роджерс описывает личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. Г. Олпорт определяет личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле - внутреннее нечто, детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. А в понимании Э. Эриксона индивидуум в течении жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризисов. Д. Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концепцию предложил Рэймонд Кэттелл, по мнению которого, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами. А. Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации [21].

Л.С. Выготский считает, что личность является особой формой организации взаимной активности данного индивида и других индивидов, где реальное бытие индивида органично связано с идеальным бытием других индивидов в нем (аспект индивидуальности) и где в то же время индивид идеально представлен в реальном бытии других людей (аспект персонализации). А.В. Петровский, предлагая концепцию развивающейся личности, отмечает, что ею можно назвать человека, проходящего фазы адаптации, индивидуализации и интеграции в социальной среде (в референтных группах). В трудах А.Н. Леонтьева личность предстает как система смысловых образований, куда входят мотивы, побуждающие человека к деятельности, реализуемые отношения человека к действительности, приобретшей для него ценность (ценностные ориентации), система представлений индивида о самом себе (Я-Образ), на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе как к другому. Б.Г. Ананьев рассматривает личность как систему отношений к другим людям, к самому себе и к окружающему миру вообще [16].

Столь явная несхожесть приведенных концепций недвусмысленно показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальной концепции внешнего социального образа. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значение общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов. Однако в последнее десятилетие усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиции разных подходов и теорий [12]. Сегодня большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:

·подчеркивается значение индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей;

·личность предстает как некая гипотетическая структура, абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за человеком;

·личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды;

·личность представляется через те характеристики, которые отвечают за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке [12, 21, 22].

.2 Роль сказки в развитии ребенка

Венский психолог Ш. Бюлер впервые на научной основе доказала, что сказка во многом способствует развитию воображения, представлений и фантазии ребенка. В своей работе "Сказка и фантазия ребенка" она вводит в научный оборот, бытующий и поныне термин - "возраст сказки", уточнив границы этого возраста - 4-8 лет - для детей, живущих в благоприятных условиях, и 12-13 лет для детей, лишенных таких условий.

По мнению автора, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их немногочисленные характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, повсеместная храбрость, не проходящая злость. Что, в конечном счете, помогает ребенку в определении симпатий, разграничении добра и зла, упорядочивании сложных собственных амбивалентных чувств [15].

Таким образом, воспринимая сказку, ребенок начинает содействовать герою, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Притом, что это соучастие может выражаться, как отмечал А.В. Запорожец, во внешних действиях. Например, пятилетняя девочка, увидев на картине прикованного Прометея, пытается выскрести пальцами цепи, чтобы освободить героя [7].

В книге Бруно Бетельхейма Польза и значение волшебной сказки можно найти объяснение тому, почему сказка оказывает такое большое и положительное влияние на развитие ребенка. Будучи детским психологом и психиатром он работал с детьми, которые имели глубокие нарушения в поведении и общении, и он считал, что причина этих нарушений - потеря смысла жизни. Чтобы этот смысл найти, ребёнок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он внесет большой вклад в окружающий мир. Обрести чувство уверенности в себе и в своем будущем, обрести чувство удовлетворенности от принятия и понимания самого себя - во всем этом может помочь сказка [15].

Если сравнивать сказку с другими литературными произведениями, то становятся более очевидны ее преимущества. Так, сравнивая сказку с мифом, Бетельхейм указывает, что миф, несмотря на то, что он также сгусток человеческого опыта и говорит с нами на языке образов, пессимистичен, не утешителен, не способствует восстановлению чувства справедливости. Например, миф об Эдипе завершается гибелью двух главных героев, а миф о Ниобе кончается смертью семерых ни в чем не повинных детей.

Если сравнить сказку с басней, то она тоже меньше подходит ребёнку. Она несёт мораль скорее для взрослого. Так, например, сравнивая басню Стрекоза и муравей и сказку Три поросёнка, Б. Бетельхейм подчёркивает несомненное преимущество сказки перед басней. В басне Стрекоза страдает потому, что она наслаждалась жизнью, когда можно было это делать. Отсюда следует, что ребёнок должен усвоить, что этого делать нельзя, а почему, ему понять ещё трудно. В сказке же ясна причина, по которой не следует руководствоваться принципом удовольствия, это - Волк. Кроме того, Муравей из басни, с которым ребёнок должен отождествлять себя, совсем не похож на положительный, добрый, умеющий сострадать и готовый прийти на помощь персонаж.

Если сравнить сказку с фантазией, то в пользу сказки можно сказать, что она, во-первых, имеет последовательную структуру с определённым сюжетом, который развивается в направлении благополучного конца. Во-вторых, создавая и интерпретируя сказку, человек может найти выход всем своим желаниям, даже самым неблаговидным.

Не может сравниться со сказкой и рассказ. Б. Беттельхайм приходит к парадоксальному выводу: реалистический рассказ, особенно если в нем есть причинно-следственные объяснения, психологически неправдоподобен для ребёнка, потому что он их не понимает. "Реалистические рассказы скорее информируют ребёнка, но не обогащают его так, как это делают сказки" - приходит к заключению автор [15].

Подводя итог рассуждениям о роли сказки в развитии ребенка, хочется обратиться к мысли нашего современника Дмитрия Соколова о том, что в любом случае " представляют ли они (сказки) собой десакрализованные мифы, зашифрованные ритуалы, исторические хроники или младенческий бред - они (сказки) производят какое-то психологическое действие на современного ребенка" [19].

Выводы по теоретической части

Являясь объектом изучения, личность представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия.

С мыслью о том, что личность не рождаются, а становятся, соглашается сейчас большинство психологов. При этом идея развития личности может быть представлена для анализа как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду; с другой стороны, как процесс активного воспроизводства индивидом этой системы социальных связей в своей деятельности [2].

Если исходить из данного тезиса и конкретизировать его, ограничиваясь рамками наших интересов, то мы получим следующую логическую цепочку:

1.Сказка - произведение искусства, отражающее опыт человечества; сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов отдельного человека и общества в целом [10].

2.Сказочный герой - носитель определенной системы социальных связей (национальный характер, основные потребности и мотивы поведения, наиболее предпочитаемые средства достижения цели, нравственные и мировоззренческие установки).

.Люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт (система базисных черт), возникающих примерно к началу обучения в школе в и составляющих своеобразие каждого отдельного человека [21].

.При этом на ранних этапах развития личности немаловажная роль отводится характеру взаимоотношений ребенка с различными социальными институтами (семья, детсад, школа, внешкольные учреждения, СМИ).

.Процесс собственно личностного развития под влиянием этих взаимоотношений можно представить следующим образом: в доступных для ребенка видах деятельности образуются соответствующие формы общения, в которых им усваиваются правила и нормы человеческих взаимоотношений, развиваются потребности, формируются интересы и мотивы и т.д [13].

.Сказки не только наиболее любимы детьми (от 4 до 8 лет - это "возраст сказки"), но и активно ими воспроизводимы [15].

.Сказки могут быть фактором, который способствует формированию ряда личностных черт.

Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи между образом любимого сказочного персонажа детства и личностными особенностями в период ранней взрослости

.1 Организация и методы исследования

.1.1 Рабочая концепция исследования

Сказка может оказывать влияние, как на сознательные, так и на бессознательные стороны личности, формируя определённые образцы поведения. В связи с чем, нам представляется значимым разработка проблемы влияния сказки на развитие личности. Однако, учитывая тот факт, что личность обладает лишь определенной степенью устойчивости. В частности личность взрослого человека может быть подвержена некоторой деформации в процессе профессионализации, я решила ограничить область исследования изучением вопроса о наличии взаимосвязи между образом любимого сказочного персонажа детства и личностными особенностями в период ранней взрослости.

Являясь объектом изучения, личность представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Формирование личности - процесс, который начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь человека.

На этот процесс оказывают влияние различные внешние и внутренние факторы. К внутренним факторам формирования личности можно отнести: наследственность, темперамент, различные особенности протекания психических процессов, чувства, интересы, различного рода потребности (творческие, познавательные, в общении, самосовершенствовании).

Воспитание, детский сад, учебные учреждения, среда общения, средства массовой информации являются внешними факторами формирования личности. А также немаловажным внешним факторам является культура.

Культура это совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, составляющих культурные традиции. Культурные традиции это социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению. Уникальность отдельно взятого народа заключается именно в его культурных особенностях, которые присущи только ему.

Культурные традиции передаются от поколения к поколению и воспроизводятся в определенных обществах и социальных группах в течении длительного времени. Примерами культурных традиций являются, приготовление пищи, традиционные народные игры, ритуалы торжественных событий, а также сказки.

Отдельно хочется выделить роль сказки. Сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации о культуре. Детство - важный период в нравственном становлении личности. Обогащение личного, культурного опыта ребенка происходит в результате расширения представлений о культурно - этническом многообразии окружающего мира, развитие эмоциональной сферы включает умение регулировать чувства, настроения, переживания при взаимодействии с красотой мира, искусства, обычаями и традициями своего народа. Как много народов имеют свои собственные и не повторяющиеся сказки. И сколько родителей читают своим деткам хорошо известные сказки в несколько разных вариантах, отражающие традиции своего народа. При всем при этом, необходимо заметить, что все эти чудесные истории объединяет не только любовь детей к ним, а и то, что любая из сказок является неотъемлемой частью культуры, инструментом, который оказывает огромное влияние на жизнь и мировосприятие малыша.

Главные идеи, основные проблемы, сюжеты и переломные моменты и - главное - расстановка сил в сказочных историях, которые будут осуществлять добро и зло, зачастую, идентичны в культуре любого народа.

Сказка может оказывать влияние, как на сознательные, так и на бессознательные стороны личности, формируя определённые образцы поведения. В связи с чем, нам представляется значимым разработка проблемы влияния сказки на развитие личности.

Таким образом, идеей нашего исследования является изучение влияния сказки, в ее взаимосвязи образа любимого сказочного персонажа детства личностных особенностей в период ранней взрослости.

.1.2 Объект и предмет, цель, задачи, гипотезы исследования

Объект - формирование личности под влиянием культуры.

Предмет - образ любимого сказочного персонажа детства и личностные особенности у лиц в период ранней взрослости.

Цель исследования - выявить взаимосвязь между образом любимого сказочного детского персонажа и личностными особенностями, у лиц в период ранней взрослости.

Задачи исследования:

1)Выявить личностные особенности у лиц в период ранней взрослости.

)Изучить образ любимого сказочного персонажа детства у лиц в период ранней взрослости.

)Определить взаимосвязь личностных особенностей с любимым сказочным персонажем у лиц в период ранней взрослости.

В соответствии с поставленными задачами были выявлены следующие гипотезы:

Теоретическая гипотеза: существует взаимосвязь между любимым сказочным персонажем детства и личностными особенностями человека у лиц в период ранней взрослости.

Эмпирические гипотезы:

1.По фактору «Оценка» между образом любимого детского сказочного персонажа и личностью в период ранней взрослости существует взаимосвязь.

2.По фактору «Сила» между образом любимого детского сказочного персонажа и личностью в период ранней взрослости взаимосвязи не существует.

.По фактору «Активность» между образом любимого детского сказочного персонажа и личностью в период ранней взрослости существует взаимосвязь.

.1.3 Описание выборки исследования

В исследовании принимали участие 30 человек в возрасте от 19 до 36 лет ,28 женщин и 2 мужчины. Все респонденты имеют неоконченное высшее психологическое образование. Сбор данных проводился в декабре 2015 года в городе Омске. Исследование было проведено в два этапа. На первом этапе испытуемым предлагалось оценить образ их любимого сказочного персонажа. На втором этапе испытуемыми производилась оценка личных свойств. Временной промежуток между этапами составил 7 дней.

.1.4 Описание методов и методик исследования

Для реализации исследовательских задач эмпирического исследования, представленного в данной работе, применялся метод тестирования. Были использованы следующие методики:

1.Методика «Личностный дифференциал».

Методика использовалась нами для изучения личностных особенностей в период ранней взрослости у испытуемых (приложение 1).

)Цель методики: выявить свойства и особенности личности.

Цель: выявление свойств личности.

Необходимый экспериментальный материал:

  • бланк для ответов

Процедура выполнения:

Испытуемый получает бланк для ответов. Затем ему зачитывается следующая инструкция:

«В предложенном бланке представлены наиболее распространенные качества человека. Положительные значения этих качеств обозначены знаком «+», а отрицательные - «-». Их степень оценивается по семибалльной шкале. Порядок работы с методикой очень прост и заключается в следующем:

·выбор знака того или иного качества;

·определение степени его проявления по баллам:

·3 - проявляется очень сильно и очень часто;

·2 - выражено достаточно заметно и часто встречается;

·1 - проявляется иногда и слабо;

·0 - трудно сказать, есть и то, и другое.

На основе выбранных знаков и степени выраженности качества обведите соответствующую цифру в таблице. Помните, что положительные и отрицательные качества людей, приведенные в таблице, постоянно меняются местами. Поэтому будьте внимательны в своих оценках».

Обработка результатов:

Производится с помощью ключа - бланка. Подсчитываются значения О (оценки), С (силы), А (активности) (приложение 2). Их максимальные значения могут колебаться от +21 до -21. По нашей версии их количественные уровни могут иметь следующие значения:

·17-21 - высокий уровень;

·8-16 - средний уровень;

·7 и менее - низкий уровень.

При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) свидетельствуют об уровне самоуважения. «Высокие значения» этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя носителем позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой. «Низкие значения» фактора (О) указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор (О) интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) - его отвержению.

Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его «высокие значения» говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. «Низкие значения» свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования - подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.

) Для определения образа любимого сказочного персонажа и его личностных свойств нами была использована также методика «Личностный дифференциал», но с использованием иной инструкции (приложение 3)

Цель: определение образа сказочного персонажа и выявление его личностных свойств.

Инструкция:

«В предложенном бланке представлены наиболее распространенные качества человека. Положительные значения этих качеств обозначены знаком «+», а отрицательные - «-». Их степень оценивается по семибалльной шкале. Порядок работы с методикой очень прост и заключается в следующем:

выбор знака того или иного качества;

определение степени его проявления по баллам:

- проявляется очень сильно и очень часто;

- выражено достаточно заметно и часто встречается;

- проявляется иногда и слабо;

- трудно сказать, есть и то, и другое.

На основе выбранных знаков и степени выраженности качества обведите соответствующую цифру в таблице, выражающих наиболее точно, по Вашему личному мнению, особенности характера Вашего любимого сказочного персонажа. Помните, что положительные и отрицательные качества людей, приведенные в таблице, постоянно меняются местами. Поэтому будьте внимательны в своих оценках».

Обработка результатов:

Производится с помощью ключа - бланка. Подсчитываются значения О (оценки), С (силы), А (активности) (приложение 4).

.1.5 Описание методов и методик исследования

Для обработки полученных данных нами были использованы программы вычисления MS Excel, SPSS (версия 17). Были применены следующие математические методы:

1.Методы первичной описательной статистики (среднее значение и стандартное отклонение). Эти методы использовались нами для описания структурных составляющих исследуемого нами феномена взаимосвязи между образом любимого сказочного персонажа детства и личностными особенностями у лиц в период ранней взрослости.

2.Критерий Колмогорова-Смирнова. Этот критерий применялся для выявления нормальности распределения данных по выборке.

.Ранговый коэффициент корреляции Спирмена (rs) - позволяет нам определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между образом любимого сказочного персонажа детства и личностными особенностями у лиц в период ранней взрослости

.2 Личностные особенности лиц в период ранней взрослости: резульаты исследования и их обсуждения

Задачей нашего исследования являлось изучение личностных особенностей и их структурных составляющих у группы испытуемых. Для этой цели была использовала методика «Личностный дифференциал». Полученные результаты в целом по выборке представлены в таблицу 1.

Таблица 1 Результаты диагностики личностных особенностей (общие показатели)

Шкалы Среднее значение 1 Обаятельный (+) -Непривлекательный (-)2,22 Слабый(-) - Сильный(+)2,033 Разговорчивый (+) - Молчаливый(-)1,774 Безответственный(-) - Добросовестный(+)1,935 Упрямый(+) - Уступчивый(-)1,936Замкнутый(-)- Открытый (+)1,637 Добрый (+) - Эгоистичный(-)1,38 Зависимый(-) - Независимый1,9 Деятельный (+) -Пассивный(-)1,910 Черствый(-) -Отзывчивый (+)1.911 Решительный (+) -Нерешительный(-)1,8312 Вялый(-) -Энергичный(+)2,213 Справедливый (+) -Несправедливый(-)2,2314 Расслабленный(-) - Напряженный(+)-0,1715Суетливый (+) -Спокойный(-)0,516 Враждебный(-) -Дружелюбный (+)1,9317 Уверенный (+)-Неуверенный(-)1,8318 Нелюдимый(-) -Общительный(+)2,1719 Честный (+) -Неискренний(-)2,2720 Несамостоятельный(-)- Самостоятельный(+)1,9721Раздражительный (+)- Невозмутимый(-)0,2Примечание: максимальные значения могут колебаться от +3 до -3

Согласно выявленным данным испытуемые наиболее высоко оценили такие положительные качества как честность и справедливость

Честность - это моральное качество, которое отражает одно из важнейших требований нравственности. Совместная деятельность людей обуславливает потребность в честности при взаимодействии, т. к. честность является человеческим качеством, которое составляет основу любого информационного процесса, протекающего в обществе.

Справедливость в содержательном плане шкала с положительным значением объединяется с честностью. Рассматривая такое личностное качество, как справедливость мы находим в нем идею честности.

Таким образом, из представленных данных таблицы 1 видно: честность и справедливость у испытуемых находятся в близи максимальных значений, честность (2,27%) и справедливость (2,23%), что может говорить о стремлении к благородству души и чистой совести исследуемых и о внутреннем нравственном достоинстве, которое является руководством своего поведения.

Далее вблизи максимального значения, находятся такие показатели по шкалам, как энергичный (2,2%), самостоятельный (1,97%), деятельный и отзывчивый (1,9) находятся на одном уровне также как решительный и уверенный с преобладающим значением (1,83%), дружелюбный (1,93%), независимый (1%), суетливый (0,5%), раздражительный (0,2%) и расслабленный (-0,17) который выступает в качестве отрицательного качества.

Итак, мы рассмотрели составляющие компоненты или черты личности, которые существуют в культуре и развиваются у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности». Далее мы подробнее рассмотрим ЛД, в качестве информации о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или другим людям. Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 Результаты диагностики личностных особенностей по ЛД (общие показатели)

Шкалы Среднее значение Стандартное отклонение1 Оценка13,55,512 Сила10,84,613 Активность106,79

Согласно полученным данным, которые представлены в таблице 2, мы можем наблюдать, что в данной группе испытуемых наблюдается средние значения по всем факторам методики.

Таблица 3 Результаты диагностики личностных особенностей по количеству человек (%) с разным значением

ШкалыПоложительные значенияОтрицательные значенияВысокие значенияСредние значенияНизкие значенияНизкие значенияСредние значенияВысокие значенияОценка36,6753.336.673,37--Сила16,6763,3320---Активность13,3363,3313,336,673,37-

Преобладающим фактором по ЛД и его выраженности в группе является фактор Оценки. Из представленных данных таблицы 2 видно: фактор Оценки испытуемых имеет средний показатель (13,5%), что может говорить о стремлении к гармоничности внутреннего мира исследуемых, так как фактор Оценки свидетельствует об уровне самоуважения, в значении исследования самооценок. Самоуважение в свою очередь, объединяет в себе утверждения, которые касаются «самопонимания», «самоуверенности», «внутренней последовательности». А также это тот аспект, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, также входит понимание самого себя, самопоследовательность и контроль на собственной жизнью. Все вышеперечисленные характеристики по среднему значению соответствуют показателям 53,33% большинства опрошенных лиц.

Самоуважение - объективная оценка человеком себя как внутренне положительного до какой-то степени, включает в себя как мнение о себе, так и связанные с этим эмоции. Оно также отражается на поведении.

,67% опрошенных респондентов расположились в высоко выраженных границах значения, это люди с выраженным чувством собственного достоинства. Такие люди словно снял защиты и открыты к диалогу. Они просты в общении, знают свои достоинства и недостатки. Уважают других людей, кто бы это ни был, невозможно уважать других людей, не уважая себя, таким образом, проявляют чувство симпатии. Внутреннее, глубинное самоуважение характеризуется внешним равновесием, доброжелательностью и открытостью миру. Самоуважение побуждает к действиям и, как правило, растет удовлетворенность от жизни, потому что внутри себя мы знаем, что расстояние между «Я»-идеальным и «Я»-реальным постепенно уменьшается, появляется благодарность к самому себе. Таким образом, такие люди считаю себя способными, значительными, преуспевающими. Стоит отметить, что высокое самоуважение не синоним зазнайства, высокомерия или не самокритичности. Человек с высоким самоуважением просто верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки.

Чувство как самоуважение не испытывает 6.67% опрошенных, т.е. они не испытывают удовлетворенности собой, и не осознают собственного достоинства. Заниженный уровень самоуважения может свидетельствовать касательно искаженного представления о самом себе, когда самоуважение - это лишь фарс и демонстрация, тогда часто цели и реальные возможности не совпадают. Данная категория людей испытывает чувство неполноценности, недостойности, ущербности, что оказывает отрицательное воздействие на психическое самочувствие и поведение личности. Они ранимы и чувствительны ко всему, что затрагивает их самооценку. Они полагают, что события их жизни плохо предсказуемы и определяются в основном внешними обстоятельствами. Это связано с отсутствием веры в свои силы.

Довольно низкие значения у 3,37% опрошенных респондентов этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблем, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

Фактор Силы в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Согласно фактору Силы (10,8%), в данной группе испытуемых, а это 63,33% опрошенных, в привычных для себя ситуациях сохраняют работоспособность, уверенность в себе, ориентацию на успех в своих начинаниях. При неожиданном появлении трудностей уверенность в себе снижается, нарастает тревога, беспокойство.

У 16,67% респондентов высокий значения по фактору Сила, и они говорят о высоком уровне самоуверенности, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях, что позволяет судить об этих людях, как испытывающих выраженную самоуверенность, ощущение силы собственного «Я», высокую смелость в общении. Часто у таких людей доминирует мотив успеха. Эти люди уважают себя, довольны собой, своими начинаниями и достижениями, ощущают свою компетентность и способность решать многие жизненные вопросы. Препятствия на пути к достижению цели воспринимаются ими как преодолимые. Проблемы затрагивают неглубоко, переживаются недолго.

Низкие значения у 20% испытуемых свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Такие люди испытывают не уважение к себе, связанное с неуверенностью в своих возможностях и сомнением в своих способностях. Такой человек не доверяет своим решениям, часто сомневается в своей способности преодолевать трудности и препятствия, достигать намеченных целей. Возможно избегание контактов с людьми и глубокое погружение в собственные проблемы, внутренняя напряженность.

Особо низких значений у данной группы испытуемых не выявлено. В целом по фактору Сила респонденты уважают себя, ощущают свою способность решать многие жизненные вопросы.

Фактор Активности в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Активность (10%), в содержательном плане фактор на позитивном полюсе объединяет высокую активность, общительность, импульсивность. Данный показатель соответствует 63,33% опрошенных с таким значением фактора активности. У 13,33% показатели находятся в высоких и низких значениях по степени их выраженности экстравертированности.

Отрицательные значения с низким значением у 6,67%, средние значения у 3,37%, указывают на степень выраженности интровертированности, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции.

Полученные данные согласно показателям среднего отклонения (от 4,61% до 6,79%) свидетельствуют об относительной равномерности по значению признаков, особых колебаний не наблюдается, все полученные данные находятся в границах среднего значения. Однако, данные таблицы 3 распределенные по количеству человек распределенные с по количеству человек с разными значениями, свидетельствуют о том, что полученные нами значения разнообразны.

.3 Образ любимого сказочного персонажа детства у лиц в период ранней взрослости: результаты исследования и их обсуждения

В рамках еще одной поставленной задачи нашей исследовательской работы, которая состояла в изучении образа любимого сказочного персонажа детства. Для этой цели была использовала методика «Личностный дифференциал». Полученные результаты в целом по выборке представлены в таблицу 4.

Таблица 4 Результаты диагностики образа любимого сказочного персонажа (общие показатели)

Шкалы Среднее значение 1 Обаятельный (+) -Непривлекательный (-)2,602 Слабый(-) - Сильный(+)1,603 Разговорчивый (+) - Молчаливый(-)1,734 Безответственный(-) - Добросовестный(+)1,005 Упрямый(+) - Уступчивый(-)0,736Замкнутый(-)- Открытый (+)1,837 Добрый (+) - Эгоистичный(-)2,178 Зависимый(-) - Независимый0,239 Деятельный (+) -Пассивный(-)2,1310 Черствый(-) -Отзывчивый (+)1,9011 Решительный (+) -Нерешительный(-)1,6012 Вялый(-) -Энергичный(+)2,1013 Справедливый (+) -Несправедливый(-)2,2314 Расслабленный(-) - Напряженный(+)-1,0015Суетливый (+) -Спокойный(-)0,1016 Враждебный(-) -Дружелюбный (+)2,2317 Уверенный (+)-Неуверенный(-)1,6318 Нелюдимый(-) -Общительный(+)1,9719 Честный (+) -Неискренний(-)2,0720 Несамостоятельный(-)- Самостоятельный(+)1,0721Раздражительный (+)- Невозмутимый(-)-0,70Примечание: -максимальные значения могут колебаться от +3 до -3

Исходя из данных таблицы, мы видим, что наиболее высокое значение по шкале обаятельность. Т.е. испытуемые считают в первую очередь любимых сказочных персонажей обаятельными. Что же такое обаяние? Многие считают, что секрет обаяния кроется в привлекательной внешности, но это ошибочно. Иногда обаятельными мы находим отнюдь не красавиц и красавцев. Иногда бывает и так, что писаные красавцы не вызывают у нас никакого эмоционального отклика или даже вызывают отрицательный отклик. Тогда как не имеет значение женское или мужское обаяние. Обаятельные личности более успешны и счастливы в жизни. На мой взгляд, обаяние это совокупность чувства юмора, самооценки, жизнерадостности, умения себя подать и прочих качеств, которые притягательны для окружающих.

Возможно именно потому, что любимые сказочные персонажи столь обаятельны для испытуемых, такие качества как дружелюбие, справедливость ,доброта тоже высоко ими оцениваются. Т.е. можно даже сказать, что обаятельный герой - это герой дружелюбный, добрый и справедливый. А вот по шкалам суетливость - спокойность, зависимость - независимость, уступчивость - неуступчивость наблюдается как нечто промежуточное.

Т. е. это связано с тем, что например такой персонаж как «Золушка» был довольно уступчивым. 13% респондентов указали именно Золушку в качестве любимого сказочного персонажа, на рисунке 1 наглядно представлены полученные данные. Русалочка Ариэль характеризуется как подвижный персонаж, но периоды суетливости, подвижности сменяются периодами спокойствия.

Рис. 1 Процентное соотношение выбора любимого сказочного персонажа у лиц в период ранней взрослости.

Данный персонаж в качестве любимого сказочного персонажа указали 20% респондентов. И отрицательное значение имеется по шкале расслабленность напряженность, это означает, что в представлении респондентов любимый персонаж расслаблен. Можно предположить, что при этом принимались во внимание их сдержанность, спокойность.

При изучении выбранных персонажей видно, что более 80% их взяты не из сказки, а из мультфильмов. Данное явление может быть вследствие того, что изменилась форма общения со сказкой. Теперь современному ребенку бабушку или маму заменили СМИ. При этом можно еще и отметить влияние западной культуры, т.к. 42% выбранных персонажей являются героями зарубежных мультфильмов. Либо данное явление можно объяснить поверхностным отношение к исследованию.

Таблица 5 Результаты диагностики образа любимого персонажа по ЛД (общие показатели)

Шкалы Среднее значение Стандартное отклонение1 Оценка14,27,582 Сила6,736,723 Активность10,636,55

Можно отметить, что у 56% респондентов любимый сказочный персонаж женского рода, т. е. у большинства. Это можно объяснить тем, что выборка на 93% состоит из женщин.

Согласно полученным данным, которые представлены в таблице 5, мы можем наблюдать, что фактор «Оценка» имеет среднее положительное значение. Так как значения положительные, то это говорит о предпочтении, которое оказывается выбранному персонажу. Что и не удивительно, ведь респонденты оценивали любимого персонажа. Средние значения могут свидетельствовать о том, что уровень привлекательности героя и симпатии в восприятии его также находится на среднем уровне. Что может быть обусловлено тем, что некоторые персонажи являлись отрицательными и соответственно, их отрицательные значения повлияли на среднюю оценку. Что можно сказать и о двух других факторах «Сила» и «Активность». Причем по фактору «Активность» также выявлен средний уровень положительных значений, т. е. герой активен, общителен , импульсивен. Только в разной мере. Т.о. любимый сказочный персонаж, точнее его личностные особенности воспринимают по-разному. Что в итоге и дало средний уровень значений в целом по выборке.

По фактору «Сила» низкий уровень положительных значений. Низкий уровень свидетельствует о том, что персонажи обладают недостаточным самоконтролем, зависят от внешних обстоятельств.

Полученные данные согласно показателям среднего отклонения (от 6,55% до 7,58%) свидетельствуют об относительной равномерности по значению признаков, особых колебаний не наблюдается, все полученные данные находятся в границах среднего значения.

Для окончательного ответа требуется дальнейшее исследование.

.4 Взаимосвязь показателей личностных особенностей с любимым сказочным персонажем у лиц в период ранней взрослости: результаты исследования и их обсуждения

С целью выяснения взаимосвязи между образом сказочного героя и личностными особенностями по факторам «Оценка», «Сила», «Активность» нами был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена (Rs). Были получены следующие данные.

По фактору «Оценка» была выявлена значимая положительная корреляционная взаимосвязь (rs=0,363, р≤0,05). Что может свидетельствовать о уважении испытуемых к своему любимому сказочному персонажу.

По фактору «Сила» корреляционная взаимосвязь отсутствует. По фактору «Активность» корреляционная взаимосвязь отсутствует.

К фактору «Оценка» относятся такие личные качества:

·обаятельный - непривлекательный

·безответственный - добросовестный

·добрый - эгоистичный

·справедливый - несправедливый

·враждебный - дружелюбный

·честный - неискренний

По данным опроса нами было отмечено, что образ любимого сказочного персонажа у преобладающего большинства положительный. А у положительного персонажа ярко выражены такие качества ,относящиеся к фактору «Оценка», как:

üдоброта (добро всегда побеждает зло)

üобаятельность (даже если изначально персонаж не был обаятелен, то по ходу действия сказки это меняется)

üотзывчивость (помощь другим)

üсправедливость (не обижать других, не обделять)

üчестность

üдобросовестность

Т.е. данные качества помогаю герою справляться с различными трудностями, заводить новых друзей (которые часто впоследствии оказывают различную помощь и содействие), достигать целей и т. д. Таким образом, служат примером для подражания, каким нужно быть, чтобы ты был успешен. Тогда как отрицательные персонажи с их черствостью, враждебностью и прочими негативными качествами отнюдь не остаются победителями, а скорее наоборот. И если вдруг он меняется в лучшую сторону (ведь в сказках бывает и такое), то и отношение окружающих и сама окружающая действительность меняется также вместе с ним.

К фактору «Сила» относятся такие качества, как:

·слабый - сильный

·упрямый - уступчивый

·зависимый - независимый

·решительный - нерешительный

·расслабленный - напряженный

·уверенный - неуверенный

·несамостоятельный - самостоятельный

Данные качества, на мой взгляд, неоднозначны. Некоторые из них можно, в зависимости от ситуации, можно рассматривать как с положительной стороны, так и с отрицательной. Возможно именно поэтому гипотеза о наличии корреляционной взаимосвязи по фактору «Сила» не подтвердилась.

К фактору «Активность» относятся такие качества, как:

·разговорчивый - молчаливый

·замкнутый - открытый

·деятельный - пассивный

·вялый - энергичный

·суетливый - спокойный

·нелюдимый - общительный

·раздражительный - невозмутимый

Эти качества личности, на наш взгляд, относятся к темпераменту. Темперамент, как мы знаем, зависит от врожденных, психофизиологических свойств человека. И влияние образа любимого сказочного персонажа если и может как то проявляться, то в очень малой степени. И гипотеза об отсутствии корреляционной взаимосвязи по фактору «Активность» подтвердилась.

Выводы по эмпирической части

В ходе нашего исследования были получены следующие результаты:

  1. Обнаружена значимая связь (критерий Спирмена) между личностными качествами и основными характеристиками сказочного персонажа, что подтверждает нашу гипотезу о том, что существует взаимосвязь между образом любимого сказочного персонажа в детстве и личностными особенностями в период ранней взрослости;
  2. По фактору «Оценка» между образом любимого детского сказочного персонажа и личностью выявлена значимая корреляционная взаимосвязь.
  3. Гипотеза о том, что по фактору «Сила» между образом любимого детского сказочного персонажа и личностью о наличии взаимосвязи, не подтвердилась.
  4. По фактору «Активность» между образом любимого детского сказочного персонажа и личностью не выявлена взаимосвязь.

Заключение

Психология личности равно как и психология сказки - еще очень молодые области исследований и, тем не менее, они уже утвердили себя как плодотворный диапазон научных изысканий. Изучение феномена личности, а также движущих сил ее развития похоже на сборку сложной головоломки, части которой имеются, но хранятся в сундуках различных психологических направлений. Например, герои сказки - это субличности одного человека (юнгианская школа), сказочные герои - персонифицированные эмоции (эмоциональный анализ), персонаж сказочной истории - это описание определенной социальной роли в совокупности всех правил, по которым она должна быть реализована (трансактный анализ) или же сказка - описание возможных форм поведения (бихевиоризм) [19].

Однако значение существующих подходов зависит от того, в какой степени они стимулируют новые исследования, а значит - в какой степени имеющиеся в них данные отражают актуальную ситуацию развития данной проблематики. В нашей стране с каждым годом растет количество интересных и критических исследований в области психологии сказки, углубляется и обогащается наше понимание природы человеческой личности в таких вопросах, как механизмы становления самооценки, особенности уровня притязаний, специфика выбора жизненных стратегий и других. Все чаще в работах делается акцент на гендерных отличиях и это как нельзя более кстати, так как в экспериментальном плане существует большой массив противоречивых данных.

Понимание сказочных смыслов важно не только для специалистов, но и для простого обывателя - родителя. Какие сказки выбрать для чтения или просмотра с ребенком? Что на самом деле они несут? Ведь всю информацию, хранящуюся в сказке, впитывает не только детское сознание, но и бессознательное. Например, А. Андреев считает, что на символическом уровне в сказке Семь Симеонов содержится знание об энергетических центрах человека, называемых в индийской традиции чакрами [9].

Таким образом, подводя итог хочется обратиться к мысли Марии-Луизы фон Франц, которая, являясь актуальной и сегодня, наиболее четко отражает настроение ученых умов, интересующихся вопросом взаимосвязи сказки и личности: Я пришла к заключению, что все сказки пытаются описать один и тот же психологический феномен, который настолько сложен и труден для нашего понимания, что его постижение возможно лишь в отдаленном будущем [20].

Список использованной литературы

1.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 томах. Т.1 - М.: Педагогика, 1980. - 232с.

2.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 376с.

.Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: очерки. - М., 1988.-176с.

.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб.: Лениздат, 1992. - 400с.

.Зеленский Валерий. Сказка ложь да в ней намек. Статья в интернет - ресурсах.

.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 528с.

.Воспитание сказкой: методические рекомендации по работе с литературной сказкой в школе и библиотеке/ Под ред. Э.И. Иванова.-М., 1987.-150с.

.Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: "Питер", 2000.-560с.

.Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - СПб.: "Речь", "ТЦ Сфера", 2001.-400с.

.Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2001. - 310с.

.Неелов Е.М. Натурфилософия русской волшебной сказки.- Петрозаводск, 1989.-88с.

.Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. заведений: В 3 кн.- М.: ВЛАДОС, 1999.- Кн. 1: Основы общей психологии. - 688с.

.Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. заведений: В 3 кн.- М.: ВЛАДОС, 1999.- Кн. 2: Психология образования. - 608с.

.Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. заведений: В 3 кн.- М.: ВЛАДОС, 1999.- Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 632с.

.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Триволта, 1995. - 360с.

.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1996. Том 2. - 416с.

.Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 376с.

.Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Наука, 1969. - 168с.

.Соколов Д.Д. Сказки и сказкотерапия, -М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 304с.

.Франц М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке.- СПБ.: Б.С.К., 1998. - 360с.

.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2000. - 608с.

.Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1998. - 544с.

Приложение 1

Результаты исследования личностных особенностей по методике «ЛД»

Данные полученные с помощью методики «Личностный дифференциал» - личностные качестваИспыт.Шк. 1Шк. 2Шк. 3Шк. 4Шк. 5Шк. 6Шк. 7Шк. 8Шк. 9Шк. 10Шк. 11Шк. 12Шк. 13Шк. 14Шк. 15Шк. 16Шк. 17Шк. 18Шк. 19Шк. 20Шк. 21122321211232330022321122233233233332-3-1333320301-111-2-3311121-1-212-112142223133232132-2022323-153232132122333-2-121331-2612-2-2-1-10-110212210-1-1131712112-111211221-121222-181-1-11-1-11-12310022201130931122221233221023333-110313333330333200333330111122223-1222221122222112222200202-12230023121213122323221312213313331143322223322232-2333323-2152333330-102-213122122221633332332323322033333317223223-1122333-2222222-21833-133-10-1233133-1323332192220-112211013-3-332222-120333-133-1332333-3-33333-1-3211221110122022-1201221-2222323321331331-11-122231233233-321-3132321122322-2243331233223232-1132333-2253323133232333-21233230263122-112-112012113-12310273223033233033033033032822-223-2-320-32-11-2-3-22-222229323233333233313233222303333330333333331332-13Ср. знач2,202,031,771,931,931,631,31,1,91,91,832,202,23-0,170,51,931,832,172,271,970,2отк0.870.871.521.231.521.681.711.60.941.321.261.040.761.751.781.231.151.310.621.131.72

Приложение 2

Измерение факторов Оценка-Сила-Активность по личностным особенностям методики «ЛД»

Номер испытуемыхДанные полученные с помощью методики «Личностный дифференциал» -личностные качестваоценкасила активность1159122191114329-3416913515711628071010489339151491020161211149121211891317121514171811151471316181818171210131818165191310-1201211921859229161423169112418131225170826181715272142028-311-92917172030151721сред. Значение13,510,810

Приложение 3

Результаты исследования образа любимого сказочного персонажа детства по методике «ЛД»

Испыт- е123456789101112131415161718192021222324252627282930Ср.значШкала 13323311333233323332323333332312,60Шкала 22-122123-1132222221-23302-223222331,60Шкала 323223-111332033-1333-333-2133-232331,73Шкала 43133-233213-123-21-3-133-1-1333-331-11-31,00Шкала 5-331130-1-1233323-2-221-332-3-3-31-133230,73Шкала 633231110233033-2333-3102333230331,83Шкала 73323-33323321333233332333333-33-32,17Шкала 80020-2230-30203-2-23-2-1-23-1-1-32011-2330,23Шкала 93332-1231233223-1223232-1232332332,13Шк. 103332-3322332-113333332-1323332-22-11,90Шк. 111231233-11321-13-3232-232123-1232331,60Шк. 123332-3321333223-23310302233333332,10Шк. 1333213331331132233123232333233-32,23Шк. 140-2-10-1110-10-20-2-3-1-2-3-20-3-1-1-1-3-1003-2-3-1,00Шк. 15-22-21-22-202-32-1-231-23-2-2-23-3-212-233130,10Шк. 163333333233-1033333333-1333333-23-32,23Шк. 17-1231-223-1332323-2323-332223-2232331,63Шк. 183312-322-13322332333-3202333331331,97Шк. 193323-3332330223233322222333222-32,07Шк. 203133-3232-231233-22132-1-3-132-122-2-231,07Шк. 21-200030-1-3-1-322-1-31-2-1-1-2-30-3-2-30-1132-3-0,70

Приложение 4

Измерение факторов Оценка-Сила-Активность образа любимого сказочного персонажа детства по методике «ЛД»

Похожие работы на - Взаимосвязь образа любимого персонажа детства и личностных особенностей у лиц в период ранней взрослости

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!