Тема: Современное состояние информационного рынка в России и Казахстане

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    24,52 Кб
Современное состояние информационного рынка в России и Казахстане
Современное состояние информационного рынка в России и Казахстане
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие в Казахстане, России и других странах СНГ активно проводятся исследования политической коммуникации в информационном обществе и формируются научные школы в этом направлении. Изучение теоретико-методологических и практических основ политической коммуникации евразийских стран, в т. ч. с учетом особенностей политического строя Казахстана, является по своей сути значимым и своевременным шагом для проектирования и прогнозирования дальнейшего развития своего региона. Изменения, происходящие в обществе в последнее десятилетие, требуют переосмысления сфер деятельности, неразрывно связанных с общественным сознанием.

Актуальность темы

На данный момент, ситуация вокруг пограничного сотрудничества России и Казахстана, складывается достаточно благоприятно. Стоит напомнить, что во время своего последнего визита в Москву президент Назарбаев говорил о том, что из внешнеторгового оборота России и Казахстана именно на приграничное сотрудничество приходится порядка 70-75% от всего товарооборота наших стран, а это весьма показательная цифра. Президент Казахстана считает, что необходимо расширять сотрудничество в этом направлении дальше, в том числе проводить более сбалансированную политику, вместе с тем, не понижая статуса связей приграничных областей и регионов, подтягивать до них и общефедеральные показатели.

В целом, у приграничных отношений России и Казахстана присутствуют позитивные тенденции к дальнейшему развитию. Особенно, если привести в пример экономические отношения России с другими странам СНГ. В частности, российско-украинский товарообмен развит намного меньше, чем российско-казахстанский. Более того, 7,5 тысяч километров российско-казахстанской границы - сами по себе достаточно серьезный повод для строительства качественных взаимоотношений, которые имеют паритетный интерес двух государств.

Недавно президенты России и Казахстана подписали Договор о сотрудничестве по пограничным вопросам. Подписанный договор "имеет большое практическое значение", считают в ЦОС ФСБ России. По мнению специалистов, высказанному в беседе с корр. ИТАР-ТАСС, договор позволит структурам обеих стран, связанным с охраной границы, взаимодействовать в полном объеме. "Это касается и проведения совместных операций против наркокурьеров, контрабандистов и нелегальных мигрантов, и согласования действий, и обмена оперативной информацией", - отметили в ФСБ. Под действия силовиков по охране границы подведена четкая правовая база.

Президенты России и Казахстана Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев в январе 2004 года в Астане провели переговоры в формате один на один. Еще в аэропорту они обменялись мнениями по итогам развития российско-казахстанских отношений в прошлом году и интеграционных процессов на пространстве СНГ.

Президенты двух стран также подписали договор о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам. Документ предусматривает сотрудничество и взаимодействие в охране российско-казахстанской государственной границы, выявление и пресечение противоправной деятельности, борьбу с терроризмом и контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных материалов и наркотических средств, незаконной миграцией. Сотрудничество между Пограничной службой ФСБ России и Погранслужбой Казахстана предусматривает обмен информацией и опытом охраны и защиты государственной границы.

В итоговом совместном заявлении подтверждено стремление поднять межгосударственные отношения на качественно новый уровень путем совершенствования многопланового сотрудничества в области политических, экономических, военных, научных и культурно-гуманитарных отношений.

После переговоров президенты открыли в Астане Год России в Казахстане. Торжественная церемония прошла в столичном Конгресс-холле в рамках визита главы российского государства в Казахстан. Владимир Путин, выступая на церемонии, заявил, что Казахстан для России - "ключевой союзник и партнер". "Мы дорожим добрым соседством с Казахстаном. Для нас ваша страна - ближайший друг", - заявил президент России. Глава российского государства сказал, что Год Казахстана в России "передает эстафету Году России в Казахстане". "Мы заинтересованы друг в друге", - сказал Путин.

Степень изученности темы

Особенности функционирования тематического единства СМИ Казахстана и России практически не были предметом специального научного исследования. Наличие в советское время исключительно идеологизированных подходов к изучению темы, связанной с формированием и развитием отечественной журналистики, не вызывало серьезного интереса к ее анализу. Исследование общности российских и казахстанских масс-медиа вбирает в себя широкий спектр направлений, касающихся политических, экономических и социальных отношений между двумя странами, а также их пограничного сотрудничества.

Предмет исследования: приемы и формы деятельности российских и казахстанских СМИ в освещении социально-политических событий.

Объектом исследования выступают современные печатные издания Казахстана и России, а так же сайты и телеканалы с политической тематикой.

Целью работы является обзор современного состояния информационного рынка в Республике Казахстан и России.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

изучить формирование и развитие отечественной журналистики в советском пространстве во второй половине 50-х - середине 80-х гг.;

рассмотреть понятие конкуренции в информационном пространстве Республики Казахстан и России;

отразить тенденции в массово политическом информировании двух стран;

показать роль желтой прессы.

В данной работе проанализированы особенности новостного контента российских и казахстанских печатных изданий и интернет СМИ на социально-политическую тематику.

Структура курсовой работы

Работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава I. История развития СМИ в Казахстане и России

.1 Формирование и развитие отечественной журналистики в советском пространстве во второй половине 50-х - середине 80-х гг

ХХ съезд КПСС как переход от эпохи культа личности к эпохе свободного строительства коммунизма. В 1956 г. состоялся ХХ съезд КПСС, на котором Н.С.Хрущев в своем докладе разоблачил культ личности Сталина, осудил репрессии и другие перегибы в партийной политике сталинских времен. Это повлекло за собой изменения в политической жизни и в работе СМИ. Печать, радио, телевидение во второй половине 50-х гг. начинают более достоверно освещать реальное положение в стране, хотя по-прежнему они остаются под диктатом административно-командного управления. Журналистика стремится освободиться от прежних стереотипов, шаблонов, штампов, но создает новые. Она, как и раньше, приукрашивает действительность, затушевывает факты, невыгодно характеризующие жизнь и политику партии в нашей стране, продолжает манипулировать сознанием народа. Она фактически остается в плену волюнтаризма и рецидивов культа личности. Первые лица партии и государства показываются как верные ленинцы, преданные делу партии, образцы для подражания. А курс партии, ее решения - как единственно правильные. Кроме того, советская пресса работает в условиях противостояния Востока и Запада, в постоянном негласном соперничестве, в состоянии холодной войны. Это диктует и особый отбор материалов, прессы работает не просто с оглядкой на то, что скажет Запад, но и адресует свои материалы нередко не столько своей аудитории, сколько зарубежной. Такими были многие кампании в прессе в поддержку или в осуждение каких-то явлений в США: против вылазок расистской организации Ку-клукс-клан, против проявлений фашизма в Германии и деятельности неофашистов, в поддержку инакомыслящих в капиталистических странах. Но в целом происходит изменение характера выступлений в прессе. В ней можно найти более глубокий и реалистический анализ общественно-политической и хозяйственной жизни. Происходят изменения и в структуре СМИ. Возникают новые центральные общественно-политические и литературные журналы: Вопросы истории КПСС, Партийная жизнь, Агитатор, Молодая гвардия, Москва, Ленинград, Нева. В 1960 году в СССР издается 4 тысячи журналов, но подписка на многие особенно интересные остается ограниченной. Газет тогда же выходило около 3 тысяч общим тиражом 20 тысяч экземпляров, подписка на них была неограниченной и даже обязательной. В 60-70-е гг. количество газет и журналов постоянно росло. Увеличивались и тиражи. Периодика издавалась на 57 языках народов СССР и мира. Все это давало основание говорить, что наша страна - самая читающая в мире. Но тиражи и уровень подписки скорее свидетельствовали о дисциплинированности членов КПСС, чем об их интересе к чтению газет и журналов. Кстати, были журналы, которые выписывались многими по разнарядке. Но их даже не раскрывали. В начале 60-х гг. партия объявляет курс на ускоренное строительство коммунизма. На съезде партии разрабатывается подробная программа, выделяются три этапа его строительства, формулируется моральный кодекс строителя коммунизма. Прессе отводится важнейшая роль в реализации всех этих замыслов. Теперь ее задача освещать все события под этим углом зрения, искать положительные примеры коммунистического, то есть инициативного и бескорыстного, отношения к труду, пропагандировать новую мораль, когда общественные интересы ставятся выше личных. Социалистическое соревнование, повышенные социалистические обязательства передовиков производства на пятилетку, досрочное выполнение планов - эти и другие темы заполняют страницы газет и журналов, звучат в радио и телевизионных передачах, этому посвящаются художественные произведения в области литературы и кинематографии.

Журналистика периода хрущевской оттепели. Разоблачение культа личности Сталина породило в нашей журналистике особый период, который называется оттепелью шестидесятых, а его участников - шестидесятниками. СМИ этого периода, особенно журналы, стали более терпимыми, человечными, тематика их публикаций приблизилась к реальной жизни. Стало возможным высказывать ранее не поощрявшиеся идеи. Публиковать произведения, показывающие не упрощенную идеологизированную схему жизни, а рисующие сложности и противоречия бытия, поднимающие проблемы нравственного выбора. Среди газет наиболее заметно эти тенденции прослеживаются в газетах Правда и Известия. Большую роль в этом процессе сыграли толстые журналы - прежде всего Новый мир во главе с А.Твардовским. В нем были напечатаны знаковые для эпохи произведения А.Солженицына, В.Дудинцева, А.Твардовского и других писателей. Их читали с большим интересом. Но эпоха относительного свободомыслия продолжалась недолго. Она была несовместима с волюнтаристскими реформаторскими идеями строительства коммунизма к 1980 г., ускоренными непродуманными экономическими преобразованиями в деревне, приведшими к продовольственному кризису в стране, другими спорными новациями. Еще при Хрущеве в прессе началась кампания критики новых литературных и художественных направления. После отстранения Хрущева от власти тенденции по сворачиванию вольностей в прессе усилились. А введение советских войск в Чехословакию для подавления антисоветских выступления привело к новому витку ужесточения контроля за СМИ.

Журналистика эпохи развитого социализма. Партийное руководство СМИ. По мере приближения к 1980 г. становилось ясно. Что коммунизм к этому сроку построен быть не может. Но сказать это народу прямо никто не хотел. Поэтому пришедший к власти новый генеральный секретарь КПСС Л.И.Брежнев объявил на рубеже 70-х и 80-х, что в СССР в основном построена материально-техническая база коммунизма и общество вступило в стадию развитого социализма. Пропаганде и обслуживанию этой идеи и была посвящена деятельность СМИ. Предполагалось, что идеи социализма активно завоевывают мир и рано или поздно должны восторжествовать. В этом ключе шло освещение международной и общественно-политической жизни страны в ведущих изданиях СССР и на радио и телевидении. Особое место в прессе начинают занимать материалы, освещающие энтузиазм молодых, строящих новое будущее, в частности, они рассказывали о буднях комсомольских строек - производственных объектов, строящихся в отдаленных необжитых местностях Сибири, Севера или Дальнего Востока.

Партийное руководство СМИ. Партийное руководство прессой не ослабевает. Газеты рассматриваются как форма контроля и инструмент проведения политики партии в народном хозяйстве. Они отслеживают ход выполнения пятилетних планов как отдельными предприятиями, так и по стране в целом. Особое место занимает сельскохозяйственная тема. Переустройство жизни на новый лад, внедрение новых систем земледелия, новых технологий выращивания скота, иногда недостаточно продуманных и научно обоснованных, - таковы установки, которые даются колхозам и совхозам со страниц газет. Их было необходимо выполнять. Идеологическая установка на строительство коммунизма к 1980 г. полностью не снимается с повестки дня, а лишь отодвигается во времени. Классовый подход и партийность журналистики остаются главными требованиями к печати и к журналистам. Более того, партийность журналистов трактуется буквально. Большинство из них должны обязательно быть членами партии, подчиняться партийной дисциплине, проводить линию партии в своих материалах. В своей работе все издания должны опираться на руководящие материалы партии по руководству печатью, радио и телевидением. Журналистов объявляют передовым отрядом партии. Особый статус придают корреспондентам центральных газет Правда, Известия, Труд, Советская Россия и других. Журналисты - подручные партии. Этот тезис по-прежнему справедлив и действенен.

Журналистика начала 80-х гг. - брежневской эпохи застоя. Особенно ярко все перечисленные явления стали проявляться в 80-е гг. - так называемые годы застоя. Это название они получили уже в годы перестройки. Активизируется политическая установка противопоставления двух систем, показа преимуществ советского образа жизни, достоинств советского человека по сравнению с западным. Особо значимой темой становится борьба за мир, показ исключительного миролюбия советской политики и агрессивности устремлений и милитаристских действиях капиталистических стран Запада. Прежней остается политика замалчивания неугодной информации - международной, внутриполитической, любой другой, идущей в разрез с линией партии. В прессе из пропагандистских соображений организуются кампании в поддержку западных оппозиционных политических деятелей и народных движений, всенародного осуждения различных политических событий в зарубежных странах. Собираются многочисленные митинги на предприятиях в поддержку Анжелы Дэвис, деятеля американской компартии, арестованной по неполитическому обвинению. Многие месяцы эта тема не сходит со страниц прессы, звучит по радио и телевидению. Значительное место занимает в прессе и политика разрядки международной напряженности, эта тема подается как результат односторонних усилий СССР. Стремление показать преимущества системы социализма рождает в прессе кампанию по показу положительного героя. Юбилеи Победы в Великой Отечественной войне используются как массовые пропагандистские кампании. В их русле проходят всенародные обсуждения произведений Генерального секретаря КПСС Л.И.Брежнева о Великой Отечественной войне, удостоенные Ленинской премии. Набирает обороты новый культ в прессе личности первого лица в партии. Но уже не столь успешный. В стране есть люди, думающие по-другому. Прежде всего среди интеллигенции. Ведется активная борьба с инакомыслием. Для устрашения используются аресты, заключение в психушки, ссылки и высылка за границу. Но тем не менее официальная пресса дополняется Самиздатом. Размноженные на машинках запрещенные произведения писателей становятся известны читающей публике. Наказуемым является не только распространение, но и чтение таких изданий. Развитие беспроводного радио, появление портативных радиоприемников позволяет многим слушать передачи иностранных радиостанций. Это, в том числе так называемые подрывные радиостанции Свобода, Свободная Европа и другие. Степень объективности их информации велика, хотя они тоже тенденциозно подбирают сообщения с целью дискредитировать действия и идеологию партии и государства. Но эти передачи активно глушатся специальными помехообразующими устройствами. Телевидение этого времени по тематике выступлений ничем не отличается от газет. Даже развлекательные и художественные передачи несут на себе идеологический отпечаток. Главная их задача - воспитание нового человека. И телевидение ее свято выполняет.

Горбачевская перестройка и гласность в журналистике. Новая эпоха в истории государства и журналистики СССР наступает с приходом к власти М.С.Горбачева. Назревшие политические и экономические проблемы страны, явные противоречия между декларируемыми ценностями и образом жизни и реальными процессами в партии и обществе, привело к необходимости смены курса, в том числе и в пропаганде. Журналистика, естественно, является главным звеном этой перестройки. Она начинает освещать различные негативные процессы и явления, которые по понятным причинам замалчивались местными партийными органами. Получают огласку многие судебные дела. В том числе и те, где действующими лицами оказываются видные партийные, хозяйственные или государственные деятели. Кампания по пропаганде социализма с человеческим лицом становится важнейшей в СМИ. Более достоверно начинают они информировать читателей и о международных событиях. На экранах ТВ появляются западные политики. Например, Маргарет Тэтчер. По-иному начинает освещаться война в Афганистане. СМИ способствуют тому, что общественное мнение склоняется в пользу ее окончания. М.С.Горбачев и его политика перестройки, социализма с человеческим лицом оказали важное влияние на развитие СМИ. Они стали все смелее писать о реальности, ее противоречиях и сложностях, о злоупотреблениях и преступлениях должностных лиц. Начали по-новому осмысливать историю, в том числе и историю партии. Публикуются когда запрещенные произведения Солженицына, Булгакова, Пастернака, других писателей. СМИ способствуют перестройке экономики и политики на новый лад. Главной их задачей становится перестройка мышления и это ведет к изменению характера журналистики. Она становится более информационной. Среди идущих в авангарде перестройки - газеты Известия, Комсомольская правда, журнал Огонек. Многие толстые журналы - Новый мир, Знамя и другие тоже выступают как форпосты перестройки. На рубеже 80-х и 90-х гг. на волне идеи суверенизации России происходит рождение Радио России, как альтернативного демократического СМИ. Создается принципиально новая служба новостей - ТСН. Она давала первые достоверные новости на советском телевидении. Тогда же происходит создание Российского телевидения. Особую проверку на достоверность, на демократичность, приверженность новым веяниям прошли СМИ в периоды массовых волнений в Грузии, в Прибалтике, а также в периоды путчей 1991 и 1993 гг. Именно тогда отчетливо проявилась их самостоятельность, неподчинение партийному диктату. Именно тогда и родилась современная демократическая журналистика России.

.2 Средства массовой информации в постсоветский период

На пороге XXI века журналистика постсоветских республик демонстрирует отчетливые черты национальной специфичности. Однако в первые годы после провозглашения независимости республики бывшего СССР - и системы СМИ этих стран - пережили некоторые во многом сходные трансформации, связанные с разрушением прежней партийно-государственной системы и формированием новых правящих элит, со становлением конституционных и правовых основ государственности, рыночными экономическими реформами, а также с определением своего места и роли в кардинально изменившейся геополитической обстановке и поиском новых партнеров в международных отношениях. Перемены начала 1990-х гг. происходившие под лозунгами демократии и рыночных реформ, вызвали существенные изменения в печатной и электронной прессе постсоветских республик. Издательская и вещательная деятельность перестала быть партийно-государственной монополией и начала осуществляться в условиях рыночной среды. Полный государственный контроль над СМИ сохранился только в Туркменистане.

В 1990-е годы в республиках СНГ отмечалась нестабильность газетно-журнального рынка, связанная с недолговечностью многих изданий, резкими колебаниями экономической конъюнктуры, неадекватными мерами органов государственного управления в сфере экономики - например, высоким уровнем налогообложения медийных организаций. Немаловажной причиной сложного положения печатной и электронной прессы в новых независимых государствах является узость рекламного рынка, не позволяющая многим СМИ перейти в режим рыночного самофинансирования и добиться экономической независимости. Вследствие этого в Украине прибыльны лишь рекламные и эротические издания, а все общественно-политические издания выхолят под контролем различных политических и экономических группировок, поскольку их независимый выпуск заведомо убыточен. Более благоприятные условия для выпуска экономически независимых изданий существуют в странах Балтии. Так, в Эстонии к концу 1990-х годов все ведущие газеты имели негосударственный статус и не зависели от госубсидий.

В связи с уменьшением значения периодики и с неослабевающим стремлением властей сохранить правительственный контроль над массовыми коммуникациями, крупнейшие вещательные организации с максимальным охватом аудитории остались в собственности государства, под контролем госбюрократии. Украинское правительство контролирует деятельность двух государственных телеканалов и нескольких общенациональных радиосетей с почти стопроцентным охватом территории страны. В балтийских республиках бывшие государственные вещательные организации преобразуются в общественные. В конце 1990-х годов в Эстонии общественное ТВ имело наивысшие рейтинги по сравнению с двумя коммерческими телеканалами, в Литве общественные вещательные организации охватывали не более трети рынка, а в Латвии наибольшую аудиторию привлекал частный канал.

Вследствие правительственного контроля над вещанием оппозиция не имеет полноценного доступа на государственные телеканалы и радиостанции, что особенно важно в период предвыборных кампаний. Принятые в постсоветский период законы о СМИ и действующие правоохранительные системы не создали гарантий для независимой и безопасной деятельности журналистов и СМИ, для использования прессы в целях обеспечения равноправного политического и гражданского диалога. Более того, развитие СМИ в постсоветских республиках в 1990-е годы нередко отражало стремление высших представителей исполнительной власти контролировать печатную и электронную прессу, выходя при этом за пределы конституционного поля и законодательства. Например, в Узбекистане, где существует законодательный запрет цензуры, она все же практикуется, поскольку действует фактический запрет на критику в адрес президента страны. Такой же, только еще более строгий запрет существует и в Туркменистане. Ограничены возможности независимой издательской деятельности в Таджикистане, где в конце 1990-х существовала всего одна оппозиционная газета. Организации, осуществляющие мониторинг противоправных действий против работников прессы и медийных организаций, постоянно отмечали нелегитимные акции властей, направленные против журналистов и СМИ: преследования и убийства работников прессы неоднократно приводили к громким политическим скандалам в Армении, Белоруссии, Грузии, Украине и других постсоветских республиках.

Но эти и другие меры, имеющие целью активизацию информационных контактов в рамках СНГ, не привели к существенному улучшению взаимного информирования в рамках Содружества. Недостаточная эффективность международных информационных обменов иллюстрируется содержанием публикаций в СМИ стран Содружества: в них отражаются преимущественно события, происходящие в конфликтных регионах Средней Азии и Закавказья, хотя пристального внимания заслуживают многие другие стороны жизни постсоветских государств. Некоторые республики СНГ предъявляют претензии России в связи с несбалансированностью информационных обменов: так, министр информации Белоруссии заявил, что у российских телеканалов в этом государстве должно быть не больше эфира, чем имеют белорусские каналы в России.

1.3 История становления информационного рынка в Казахстане

В истории развития информационного рынка Республики Казахстан, начиная с момента приобретения независимости, можно выделить несколько условных этапов.

Первый этап - постсоветский, до 1992 года, характеризующийся преимущественной государственной монополией на средства массовой информации, когда практически не существовало независимых СМИ.

Второй этап - становления и роста - 1992-1996 годы, характеризующийся постепенным уменьшением влияния государства на СМИ и доминирования на информационном пространстве, а также бурным развитием негосударственных СМИ, сокращением доли государственных СМИ.

Третий этап - либеральный, характеризующийся качественными и количественными изменениями на рынке масс-медиа, массовой приватизацией и разгосударствлением бывших государственных СМИ, полиграфических предприятий, переходом от государственного финансирования и дотирования средств массовой информации к государственному заказу на проведение государственной информационной политики. Этот этап развития отечественного информационного пространства начался с 1996-1997 годов.

На данном этапе информационный рынок вступил в период стабильного роста, чему способствовали экономическая поддержка СМИ и принятие мер по повышению конкурентоспособности отечественного медиа-рынка. С 2001 по 2004 годы периодические издания были освобождены от НДС, для теле- и радиокомпаний действовала «нулевая ставка» НДС на собственную продукцию. С 2002 года годовые платы за использование радиочастот были отменены, для компании-лицензиаров предусмотрен сбор только при первоначальной выдаче разрешения на номинал РЧС. С целью обеспечения прозрачности процесса получения частот для теле-, радиовещания, в конкурсную комиссию по предоставлению права использования радиочастот включены депутаты Парламента, представители неправительственных организаций.

Четвертый этап - «холдингирование» или «политизация» информационного рынка. С 2008 года на информационном рынке Казахстана по инициативе отдельных крупных финансово-промышленных и политических групп начался процесс слияния различных медийных компаний. Следует отметить, что данный процесс способствовал вытеснению с рынка слабых СМИ и формированию ряда достаточно крепких и конкурентоспособных медиа-холдингов. Создание подобных медиа-корпораций является одним из значительных достижений проводимых в Казахстане социально-экономических и демократических реформ.

В заключение первой главы стоит отметить, что советская журналистика развивалась неоднородно. С одной стороны, работники СМИ всесторонне стремились показать жизнь общества (наука, сельское хозяйство, промышленность, культура, политика) в общих положительных аспектах, с другой стороны, СМИ испытывали давление со стороны вышестоящего государственного сектора, который задавал рамки творческой деятельности журналиста, ограничивая ее цензурой и пропагандой политико-идеологических веяний того времени. Что касается нынешнего функционирования масс-медиа, то оно направлено на привлечение аудитории к непосредственному участию в развитии информационного рынка страны. Читательская аудитория - это неотделимый и значимый механизм в глобальном информационном бизнесе, ведь именно потребители дают оценку качеству товара. Поэтому масс-медиа на современном этапе развития - это сложный симбиоз взаимодействия читательской аудитории и представителей СМИ.

Глава II. Социально-политическое единство российских и казахстанских СМИ

.1 Концепция развития конкурентоспособности информационного пространства Республики Казахстан

Важнейшей характеристикой современного информационного рынка является конкуренция, уровень которой различается для разных типов рыночных структур. Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория.

Конкурентоспособность информационного продукта (услуги) - комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик информационного продукта (услуги), определяющих его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Конкурентоспособность товара (услуги) можно определить только в сравнении с аналогичными товарами (услугами).

Рынок локальный, представляющий собой рынок одного населенного пункта (главным образом, города) и прилегающих районов:

В Казахстане на этом рынке представлены областные, городские и районные СМИ: газеты "Алматы ақшамы", "Вечерний Алматы" и другие, телеканалы "Телевидение города Астаны", "Эра ТВ" и другие.

Рынок внутренний региональный, он представлен СМИ, распространяющими информацию для зрительской аудитории прилегающих и близких друг к другу (по составу населения, историческому прошлому, мировоззрению) территорий:

На этом рынке в Казахстане представлены такие СМИ, как телеканалы "КТК", "31 канал", "Рахат ТВ", "Телевидение города Астаны" и другие.

Рынок общенациональный, представленный СМИ, распространяющими информацию для общенациональной аудитории:

На этом рынке в Казахстане представлены такие СМИ, как газеты "Казахстанская правда", "Егемен Қазақстан", "Панорама", журналы "Континент", "Мысль", телеканалы "Казахстан", "Хабар", "Ел арна", МТРК "Мир" и другие.

Рынок внешний региональный представлен СМИ, распространяющими информацию для аудиторий сопредельных территорий двух и более государств:

На этом рынке частично функционируют такие отечественные СМИ, как телеканалы "Казахстан", "Хабар", "Ел арна" , более 10 лет по созданию положительного имиджа Республики Казахстан успешно работает МТРК "Мир".

Рынок континентальный представлен СМИ, распространяющими информацию на уровне нескольких сопредельных регионов:

Казахстан на этом рынке представлен пока единственным спутниковым каналом "Caspionet" .

Рынок глобальный представлен СМИ, распространяющими информацию для глобальной аудитории, в основном элитной, носящую, соответственно, элитный характер:

На глобальном рынке отечественные СМИ не представлены.

Конкурентоспособность в информационной сфере (информационная конкурентоспособность) связана с национальной конкурентоспособностью в целом и определяется ею.

Новыми ключевыми факторами, оказывающими непосредственное влияние на конкурентоспособность в информационном пространстве государств в целом и профессиональных участников информационного рынка в частности, в современных условиях ускоренной глобализации и формирования информационного общества являются:

увеличение количества доступной информации, превышающего все разумные пределы и биологические возможности осмысления человеком. Это определяет тенденции фрагментации информационного массива, максимально возможного упрощения и детализации информации с целью, с одной стороны, охвата широчайших масс, а с другой стороны, создания для людей возможности быстро и эффективно сортировать информационный поток, т.е. очень конкретно реализовывается право личности на осознанный (и неосознанный) выбор;

расширение неограниченного доступа масс к любой информации за счет трансграничности информационных потоков, удешевления информационно-телекоммуникационных технологий и услуг, предлагающих все более совершенные каналы для мгновенной и качественной передачи информации;

постепенная сегментация внутреннего (национального) информационного пространства на две параллельно существующие части - массовое (доступно исключительно местное аналоговое и, иногда, кабельное телевидение; локальные печатные СМИ) и элитное (глобальное спутниковое телевидение, информационные агентства, печатные издания). Уже сейчас во всех без исключения странах мира очевидно наличие в обществе двух принципиально разных мировоззрений и моделей поведения - массового и элитарного;

перевод содержательной части информации (контента) в удобный для восприятия массами формат развлекательного шоу, в том числе новостного, политического, социального, культурного. В то же время усиливается интеллектуальный заряд контента развлекательного формата (юмор, ток-шоу, познавательные программы), который имеет тенденцию политизироваться;

закрепление англо-американского (англосаксонского) формата в качестве базового и доминирующего формата глобального и национального информационного пространства как в смысле языка, мышления и стереотипов, так и используемых регламентации, механизмов и инструментов.

Эти факторы определяют появление новых угроз и вызовов, а также обусловливают обострение конкуренции на всех уровнях глобального информационного пространства.

В этой связи необходимо обратить внимание на следующие моменты:

развитие идеологии мультикультурализма и многообразия, которая стирает границы принципов национальной идентичности;

ослабление возможностей основных субъектов информационного пространства по контролю и регулированию информационного рынка;

вовлечение ведущих "мировых игроков" в агрессивную информационно-пропагандистскую деятельность в региональном и глобальном информационном пространстве с целью продвижения собственных интересов;

активное внедрение на информационный рынок глобальных транснациональных компаний (отраслевых, в том числе энергетических, и синдикативных) путем заказа и финансирования отдельных проектов и программ, создания собственных информационных подразделений, установления контроля за действующими профессиональными участниками информационного рынка с целью воздействия на правительства и международные структуры в собственных интересах.

2.2 Современное состояние информационного рынка в России и Казахстане

Российский рынок информационных услуг, ориентированный на новые экономические условия, находится на начальной стадии формирования. Он характеризуется следующими особенностями.

.Рынок биржевой и финансовой информации в России уже в первые годы перестройки получил наибольшее развитие в связи с имевшимся высоким спросом на данный вид информации.

.Рынок информации о фирмах, предприятиях и организациях в наименьшей степени удовлетворяет нуждам российских и зарубежных потребителей.

Можно указать следующие недостатки в обеспечении потребителей информацией о фирмах и организациях:

число фирм, по которым ведутся регистры предприятий, ограничено и не превышает 200 тыс.;

частота обновления информации, как правило, не превышает одного раза в год;

перечень признаков, по которым накапливаются сведения, крайне ограничен и не удовлетворяет в значительной степени потребностям пользователей;

в интересах экономической безопасности предприятия нуждаются в регистрационных данных предполагаемых партнеров и других участников рынков, на которых они работают (сведения о выданных лицензиях, адресах, учредителях, руководителях, имеющих право подписи на финансовых документах, и ряд других сведений). В России практически отсутствует единый банк регистрационных данных фирм и организаций. Эти сведения в полном объеме имеются лишь в региональных регистрационных палатах, и доступ к ним рядового потребителя крайне затруднен;

важнейшие для потребителя сведения о финансовом состоянии предприятий-партнеров, предполагаемых партнеров, конкурентов, заемщиков денежных средств практически отсутствуют, что существенно повышает уровень рисков в кредитной деятельности банков и предпринимательской деятельности предприятий и фирм.

.Важнейшим элементом информационного обеспечения государственного управления и предпринимательской деятельности являются отраслевые информационные ресурсы. В период реформ создававшаяся в течение многих лет отечественная система отраслевой информации была разрушена. Предпринимаемые в последние годы действия государства по решению этой проблемы пока носят формальный характер.

.Трудности финансового характера, возникшие в период реформ, нанесли тяжелый урон системе научно-технической информации. Имеются серьезные проблемы и в получении государственной системой статистики достоверной экономической информации в сфере услуг, в первую очередь в торговле, системе малого бизнеса, фермерства и крестьянских хозяйств. Объемы товаров, ввозимых «челноками», практически невозможно проконтролировать.

.Если раньше информация для предприятий и граждан считалась бесплатной, то в настоящее время мы бросились в другую крайность ─ вся информация, кроме библиотечного обслуживания, предоставляется на платной основе. Сложилась порочная ситуация с получением информации из государственных ресурсов, например из баз данных научно-технической информации. Пользователь уже оплатил из своих налогов содержание соответствующей государственной структуры, но, обратившись туда с запросом, заплатит вторично в соответствии с Положением о системе научно-технической информации, утвержденным Правительством РФ. Высокая стоимость деловой информации ограничивает к ней доступ в первую очередь предприятий среднего и малого бизнеса.

Что касается Казахстана, то сегодня в стране сформированы основные, существенные элементы информационного рынка. Так, если до 1990 года в республике издавались всего 10 республиканских государственных газет и журналов, выходил в эфир 21 теле- и радиоканал, то по состоянию на 1 июня 2006 года в Республике Казахстан зарегистрировано 7281 средство массовой информации. Доля негосударственных СМИ составляет около 78 процентов. Из общего числа зарегистрированных СМИ на постоянной основе функционируют 2479 СМИ.

Около 90 процентов от общего числа наименований иностранных СМИ распространяется в республике на русском языке, 5 процентов - на английском, 5 процентов - на других языках мира.

Крупнейшими сетями распространения иностранных СМИ на территории Республики Казахстан являются акционерное общество (далее - АО) "Казпочта", товарищество с ограниченной ответственностью (далее - ТОО) "Совместное предприятие "АиФ-Казахстан", АО "Евразия-пресс", АО "Алма-ТВ", ТОО "Секател", "Казцентр-ТВ", "Кателко +". Совокупный объем распространяемых этими структурами масс-медиа составляет 70 процентов от общего объема.

В Казахстане чрезмерно большое внимание уделяется общенациональному "эшелону", зачастую в ущерб всем другим, в первую очередь локальному. Подобный подход обусловливает неразвитость местного и регионального информационного рынков и СМИ, отсутствие системной работы на внешнем информационном рынке.

В Республике Казахстан отработаны некоторые механизмы государственной финансовой поддержки СМИ, включая функционирование системы государственного заказа на освещение социально значимых и важнейших для общества тем.

Национальный (казахстанский) информационный рынок по своей нынешней природе можно определить как неконкурентный, так как на нем не действуют в чистом виде и полном объеме принципы рыночной экономики.

В этой связи на информационном рынке наблюдается ряд явлений негативного характера:

отсутствие достаточного количества специалистов-профессионалов, соответствующих требованиям современного информационного рынка, - менеджеров, творческих работников, журналистов, аналитиков, телеведущих, стрингеров, технологов, юристов и других;

субъекты информационного рынка, в первую очередь СМИ, функционируют с крайне низкой рентабельностью, во многих случаях находятся в прямой финансовой зависимости от государства и/или финансово-промышленных групп и в своей деятельности зачастую отражают интересы последних;

неразвитость локальной, региональной и общенациональной телекоммуникационной инфраструктуры и инфраструктуры передачи и распространения информации, что вызвано, в том числе, состоянием на рынках передачи и распространения информации, близким к монопольному.

Особо выделяется вопрос своевременного совершенствования законодательной базы по дальнейшему формированию внутреннего информационного рынка в соответствии с достигнутым уровнем развития.

Эти стратегические проблемы надо последовательно решать, создавая условия для дальнейшей либерализации и развития отечественного медиа-рынка.

2.3 Тенденции в массовом политическом информировании

В настоящее время наметилось две тенденции в массовом политическом информировании.

Одна из них выражается в передаче большого количества разнообразных сообщений, излагаемых без четко прослеживаемой системы. Человек теряет социальную ориентацию, что в конечном итоге оборачивается аполитичностью значительной части общества. В газетах публикуется громадное количество сообщений, освещение фактов происходит по системе единого потока. Метод дробления преследует вполне определенные политические цели. Он помогает формировать сознание человека, казалось бы, информированного, но, в сущности, слабо разбирающегося в политике.

Подведя итоги роль казахстанских СМИ по развитию политической коммуникации, политических технологии и формированию общественного сознания можно выделить следующие тенденции: увеличение изданий аналитической периодической печати и организации аналитических интерактивных передач; появление партийных и оппозиционных изданий; повышение профессионализма международной журналистики, освещающих политических новостей, использование грязных PR-технологий в предвыборных информационных кампаниях, увеличение политических электронных изданий и т.д.

В качестве негативных тенденций развития казахстанских СМИ можно определить: монополизацию СМИ; практику заказных публикаций; слабое понимание современных PR-технологий всеми участниками рынка; отсталую экономическую модель деятельности СМИ; коррупцию и непрозрачность; достаточно высокую политизированность бизнеса.

2.4 Желтая пресса в Республике Казахстан

Возникновение желтой прессы является естественным процессом в информационном рынке в Казахстане и других постсоветских странах. Массовые издания «желтой прессы» и появление «электронных желтых газет» определяют дифференциацию СМИ в политической жизни. «Навигатор» - среди веб-изданий отличается своей смелостью и критикой разного рода «необоснованных» и «необъективных» материалов по отношению к власти. Республиканская газета «Караван» (на русском языке) и региональная газета «Замана» (на казахском языке) и многие другие приложения этого периодического издания ограничивается светскими новостями, дайджест-материалами и рассказами развлекательного характера, не вызывают серьезного опасения государственно-правительственных органов. Наоборот увеличения количеств и повышения тиража «желтой прессы» на рынке СМИ как раз свидетельствует жизнеспособности метода «дробления информации». Периодические издания оппозиционного характера «Эпоха», газета партии ДВК «Ак жол»-Казахстан» и близких к ним «Время», «Жас Алаш», «Ассанди таймс», «Соз», «Азат», «Казахстан» в современном информационном пространстве имеют свою определенную аудиторию, особенно в больших городах республики. Среди периодических изданий страны «Exclusive», «Мир Евразии», «Kazakhstan» и др. есть хорошо иллюстрированные республиканские и корпоративные издания. Они относится к категории «качественных изданий».

Итак, из второй главы следует, что современное состояние рынка СМИ в России и Казахстане характеризуется: возникновением крупных медиа-холдингов; практикой приплачиваемых статей; самоцензурой; государственными заказами на размещение в СМИ платных материалов. В будущем развитие политической коммуникации связано с грамотным проведением процесса политических выборов, политической активностью граждан, использования новых моделей информационных технологий в политическом процессе, цивилизованным соблюдением норм поведения и этической морали, профессиональных убеждений политических игроков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стоит отметить, что советская журналистика развивалась неоднородно. С одной стороны, работники СМИ всесторонне стремились показать жизнь общества (наука, сельское хозяйство, промышленность, культура, политика) в общих положительных аспектах, с другой стороны, СМИ испытывали давление со стороны вышестоящего государственного сектора, который задавал рамки творческой деятельности журналиста, ограничивая ее цензурой и пропагандой политико-идеологических веяний того времени. Что касается нынешнего функционирования масс-медиа, то оно направлено на привлечение аудитории к непосредственному участию в развитии информационного рынка страны. Читательская аудитория - это неотделимый и значимый механизм в глобальном информационном бизнесе, ведь именно потребители дают оценку качеству товара. Поэтому масс-медиа на современном этапе развития - это сложный симбиоз взаимодействия читательской аудитории и представителей СМИ.

Российский рынок информационных услуг, ориентированный на новые экономические условия, находится на начальной стадии формирования. Если раньше информация для предприятий и граждан считалась бесплатной, то в настоящее время мы бросились в другую крайность ─ вся информация, кроме библиотечного обслуживания, предоставляется на платной основе. Сложилась порочная ситуация с получением информации из государственных ресурсов, например из баз данных научно-технической информации. Пользователь уже оплатил из своих налогов содержание соответствующей государственной структуры, но, обратившись туда с запросом, заплатит вторично в соответствии с Положением о системе научно-технической информации, утвержденным Правительством РФ. Высокая стоимость деловой информации ограничивает к ней доступ в первую очередь предприятий среднего и малого бизнеса.

В Казахстане чрезмерно большое внимание уделяется общенациональному "эшелону", зачастую в ущерб всем другим, в первую очередь локальному. Подобный подход обусловливает неразвитость местного и регионального информационного рынков и СМИ, отсутствие системной работы на внешнем информационном рынке.

В Республике Казахстан отработаны некоторые механизмы государственной финансовой поддержки СМИ, включая функционирование системы государственного заказа на освещение социально значимых и важнейших для общества тем.

Национальный (казахстанский) информационный рынок по своей нынешней природе можно определить как неконкурентный, так как на нем не действуют в чистом виде и полном объеме принципы рыночной экономики.

В этих условиях информационное пространство Республики Казахстан стоит перед альтернативами потери информационного суверенитета, что может означать прямую угрозу государственности и независимости, либо развития до такой степени (законодательно, материально-технически, технологически, содержательно), чтобы создать иммунитет к внешним рисковым факторам и даже предлагать миру свой конкурентоспособный продукт. Третьего - создания жестких искусственных барьеров по типу "железного занавеса" - в современных условиях глобализации не дано.

Современное состояние рынка СМИ в России и Казахстане характеризуется: возникновением крупных медиа-холдингов; практикой приплачиваемых статей; самоцензурой; государственными заказами на размещение в СМИ платных материалов. В будущем развитие политической коммуникации связано с грамотным проведением процесса политических выборов, политической активностью граждан, использования новых моделей информационных технологий в политическом процессе, цивилизованным соблюдением норм поведения и этической морали, профессиональных убеждений политических игроков.

пресса политический российский казахстанский

Список использованной литературы и источников

1. Барманкулов М. «Казахстан: Страницы радиолетописи»: Учеб. Пособие - Алма-Ата, Казастан, 2010.

. Войтик Е.А. «Спортивная журналистика»: Учеб. Пособие - Томск, 2008.

. Ким М.Н. «Основы создания журналистского произведения»: Учеб. Пособие - СПб.: 2008.

. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2009.

. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2008.

. Муратов С. Нравственные принципы тележурналистики. М., 2008.

. Реснянская Л. Двусторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога. М., 2010.

. Рэндалл Д. Универсальный журналист. М., 2010.

. Свитич Л.Г. «Введение в специальность: профессия журналист»: Учеб. Пособие - М.: Аспект Пресс, 2008.

. Тертычный А. Расследовательская журналистика. М., 2009.

. Фихмелиус Э. Десять заповедей журналистики. Стокгольм, 2008.

. Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. М., 2010.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!