Тема: Сетка вещания и другие элементы программирования на "Минской волне"

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    18,99 Кб
Сетка вещания и другие элементы программирования на "Минской волне"
Сетка вещания и другие элементы программирования на "Минской волне"
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Введение

Ежедневно в эфире определённой радиостанции выходят программы, журналисты приходят на работу и точно знают, о чём у них сегодня будет звучать материал, на какую тему ведущий будет разговаривать с гостем и получать комментарии от слушателей. Каждый точно знает, во сколько будет запущена программа и на какую тему. Но чтобы работала слаженная система, этот процесс должен кто-то контролировать. Подобная гармония достигается благодаря программированию.

Актуальность. Выбранная мною тема актуальна. Причём, была, есть и будет. Каждый сезон в эфире радиостанций появляются новые проекты, запускаются новые программы, меняются ведущие. Вместе с этими изменениями, вещание на определённой волне становиться иным. И главная задача программирования - не сбиться с назначенного пути, не упустить занятую нишу в системе радиостанций.

Цель данной работы: проанализировать сетку вещания информационно-музыкальной радиостанции «Минская волна» и определить, соответствует ли позиционирование радиостанции и действительность

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

) Дать определение и раскрыть содержание понятий: «программирование» , «формат»;

) определить роль программного директора на радиостанции;

) проанализировать сетку вещания радиостанции «Минская волна»

Объект данного исследования - сетка вещания и другие элементы программирования на «МВ».

Предмет исследования: особенности программ, которые выходят на «Минской волне».

Методами исследования послужили изучение и анализ учебной и специальной литературы по журналистике; анализ программ и других элементов программирования на «Минской волне»

Степень разработанности темы: тема разработана слабо, литературы мало. Анализом своих радиостанций занимаются программные директоры. Таким образом, тема постоянно рассматривается локально.

При работе над материалом были использованы труды российских авторов - исследователей радиожурналистики:

История программирования: от всеохватности до узкой специализации

информационный музыкальный радиостанция формат

В 1920-1940-х годах радио стремилось быть «всем для всех». Именно в это время появился термин «широковещание», означавший вездесущность радио (доступность радио везде) и его всеохватность (широта охвата территории радиосигналом).

Главными функциями радио того времени были информационная и культурно-просветительская. Первые программы состояли из трансляций живых симфонических концертов, поэтических чтений, радиоспектаклей, всевозможных развлекательных передач и освещения основных новостей в прямом эфире (сегодня эти передачи составляют значительную часть программной сетки телевидения).

Стратегию планирования такого вещания теоретики радио назвали горизонтальной.

В основе горизонтального программирования лежит принцип всеохватности. Радиостанция, программируя сетку вещания, закрывает все жанрово-тематические ниши, пытаясь удовлетворить потребности всей потенциальной аудитории, живущей в данной местности, не разбивая ее на целевые группы. В рамках этой стратегии сетка вещания ориентирована на аудиторию с разными социальными, демографическими, половозрастными характеристиками. В течение одного вещательного дня в эфир одной и той же станции могут выходить передачи для детей, пенсионеров, выпуски новостей, ток-шоу для домохозяек, передачи для спортивных болельщиков .

Так как процесс производства передач был очень трудоемким и дорогим, а радиостанций насчитывалось немного, тратить деньги на производство передач только для определенной аудитории было невыгодно. Поэтому горизонтальный принцип программирования был оправдан.

В 50-е годы с появлением телевидения радио стало терять свою популярность. Телепрограммы обеспечивали аудиторию и театром, и другими просветительскими и развлекательными передачами, присущими радио в его лучшие дни. К тому же развитие электроники освободило радио от громоздкого стационарного оборудования. Приемником стали пользоваться на пляже, в машине, просто на улице. Но такое слушание, разумеется, требовало и другого материала, и другого ритма, отличных от традиционных передач, предназначенных главным образом для спокойного домашнего восприятия.

Все вместе, и, прежде всего необходимость выживать в условиях обостряющейся конкуренции с телевидением, заставило вещателей в США, Англии и других странах сменить роль «ментора» на статус «компаньона».

Большинство коммерческих радиостанций постепенно перешло на узкое, или специализированное, вещание, что в свою очередь породило стратегию вертикального программирования, при котором роль компаньона подразумевает полное соответствие стилю жизни определенного слоя населения. Такая радиостанция не может быть всеохватной, она должна выбрать аудиторию и заниматься только ее информационными, эстетическими, культурными и другими потребностями. Стратегию вертикального программирования многие теоретики радио связывают с понятием «формат».

Формат. История возникновения понятия и его развитие

Формат - это концепция радиостанции, включающая в себя содержание, ритмы вещания, эстетические нормы программирования, манеру работы ведущих и другие специфические особенности организации передач, а также структурирование программных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории.

Понятие «формат» появилось в Соединенных Штатах Америки в начале 50-х годов. Первоначально оно обозначало лишь набор музыкальных направлений, звучащих на волнах радиостанции, а в середине 70-х с появлением форматов «News» и «Talk» стало обозначать принципы программирования всей станции.

Борясь с конкуренцией телевидения, в США большинство станций вначале сконцентрировалось на музыке и коротких выпусках новостей (новости спорта и сводки погоды вообще стали «фирменным блюдом» радио). Передаваемая в эфире музыка не ограничивалась одним направлением. В середине 50-х годов этим станциям, построенным по принципу «все для всех», был брошен вызов.

По легенде, новый формат был придуман двумя сотрудниками небольшой радиостанции в городе Омаха (США, штат Небраска) - Тодом Сторзом и Биллом Стюартом. Как-то, отдыхая в баре, они размышляли над тем, как привлечь слушателей. Наблюдая за посетителями, они заметили, что в баре звучат одни и те же мелодии, - посетители заказывали в музыкальном автомате одно и то же. Сторз и Стюарт сделали вывод: если люди готовы платить деньги за возможность много раз услышать любимые композиции, то они будут слушать станцию, работающую по этому же принципу. Их система программирования получила известность как формат «Тор-40».

По мере развития новых музыкальных направлений появлялись и новые форматы: в начале 60-х - «Beautiful music» («Красивая музыка») и «All-News» («Только новости»); в середине 60-х - «Soft Rock» («Мягкий рок») и «Acid and Psychedelic hard rock» («Психоделический рок»); к концу 70-х - началу 80-х относится взлет и падение формата «Disco», который со временем трансформировался в «Urban Contemporary» («Современный городской»). Формат «Soft Rock» («Мягкий рок») постепенно был заменен на суженный формат «Тор-40», который назвали «Contemporary Hit» («Современный хит»).

Было проведено много исследований и приложено немало усилий, чтобы определить типы программирования, которые привлекают различную аудиторию. Результатом этих трудов стало создание множества форматов.

По существу, формат - это подбор и расположение программных элементов (часто музыкальных записей) в последовательности, способной привлечь и удержать тот сегмент аудитории, в котором заинтересована станция. Если разумно сочетать программные элементы и музыкальные записи, то станция привлечет именно данную возрастную или социальную группу. Чем больший процент целевой аудитории слушает станцию, тем больше станция может запросить с рекламодателей, желающих использовать радио для получения коммерческой реакции этой целевой группы.

Сейчас в мире насчитывается более сотни форматных разновидностей. Условно их можно поделить на:

музыкальные форматы - основной упор делается на музыку;

разговорные форматы - большинство передач относится к разговорным жанрам (станции, специализирующиеся на коммерческой, религиозной, спортивной тематике);

новостные форматы, где главное новости.

Что касается традиционных принципов программирования вешания, то один из самых главных - тематическое планирование - по-прежнему остается в практике современного радио, но, конечно, не в столь всеобъемлющем виде.

Принцип организации FM- радиостанции

Принцип можно определить тремя словами: «целесообразность», «окупаемость», «мобильность». Здесь обычно нет лишних людей. Коллектив работает как одна команда, и каждый в случае необходимости может подстраховать другого. В организационной структуре радиостанций хорошо развиты горизонтальные связи - отделы тесно взаимодействуют друг с другом: например, ведущие эфира могут озвучивать рекламу, программный директор сам пишет тексты для джинглов и рекламных заставок и т.д.Радиостанции, расположенные в крупных городах, сталкиваются с определенной конкуренцией, и в этих условиях профессионализм и специализация работника ценятся больше всего. На этих станциях работают обычно от 30 человек: увеличивается количество ди-джеев (ведущих), рекламных агентов, появляются такие должности, как музыкальный директор, директор по связям с общественностью и др. Вот примерная «иерархическая лестница» (исключая высшее руководство) такой информационно-музыкальной радиостанции:

программный директор;

заместитель программного директора (должность существует не всегда);

пресс-атташе (менеджер по связям с общественностью);

директор музыкальных программ;

заведующий фонотекой радиостанции;

маркетинг-менеджер;

При определении формата станции и программировании необходимо учитывать следующие факторы:

половозрастные и социальные характеристики населения, проживающего в данной местности (уровень дохода, уровень образования и пр. - нет смысла создавать молодежную радиостанцию в районе, где проживают в основном пенсионеры);

специфику образа жизни населения той местности, в которой работает радиостанция (если основная масса работающего населения просыпается, например, в 8 часов утра, не стоит начинать утреннее шоу в 6.00);

ситуацию на радиорынке в данной местности.

Организационные структуры информационно-музыкальных радиостанций и принципы их программирования

Планирование сетки вещания зависит от формата радиостанции:

музыкальные форматы - основной упор делается на музыку;

разговорные форматы - большинство передач относится к разговорным жанрам (станции, специализирующиеся на коммерческой, религиозной, спортивной тематике);

новостные форматы, где главное новости.

Рассмотрим особенности информационно-музыкальной радиостанции.

Основы структурной организации информационно-музыкальных радиостанций, принципы подбора персонала и сетки вещания определяются множеством разнообразных факторов, среди которых стоит выделить следующие:

Количество потенциальной аудитории, т.е. социальный и демографический состав населения, на которое ориентирована работа радиостанции. Важнейшим здесь является вопрос, интересует ли станцию все население региона или какая-то его часть.

Выбранный тип вещания - многопрофильный, подразумевающий подготовку и выпуск в эфир передач разных направлений: информационных, просветительских, общественно-политических, образовательных, развлекательных, - или локальный, когда четко определен один вид вещания для одной группы слушателей, например музыка для пенсионеров или танцевальная музыка для молодежи. Если радиостанция работает как музыкальная в режиме «music non stop», то ей не нужен, скажем, информационный отдел, зато музыкальных редакторов может быть несколько. И наоборот, если для станции приоритетным является информационное вещание, то в ее штат войдут корреспонденты, комментаторы, репортеры, а музыкальное программирование будет скорее всего вестись с помощью компьютера.

Объем рекламы и ее место в общем объеме вещания радиостанции.

- Постоянное обновление радиотехники и средств связи стало причиной столь же постоянной эволюции организационных структур вещательных организаций.

С развитием техники и появлением компьютеров некоторые специальности устарели, и в практике многих станций упразднены целые отделы, без которых раньше работа была немыслима. Длительное время существовали такие должности, как «разбобышечник» - человек, который размагничивает пленку после ее использования, или «сейфовик» - человек, отвечающий за хранение особо важных пленок и документов и др. С появлением компьютера процесс подготовки к эфиру значительно упростился.

Многие станции стали работать на цифровом оборудовании, которое позволяет избавиться от громоздкой аппаратуры и дает возможность ведущему самому ставить в эфир музыку, микшировать музыкальные и текстовые отрезки, включать записи и пр.

Программирование на радио: элементы и их характеристики

Планирование информационных выпусков. Оперативная новостная информация стала насущной потребностью современного мира и одной из основных услуг, которую может предоставить радио своим слушателям.

Существует два способа построения выпусков новостей:

принцип «перевернутой пирамиды», когда новости в блоке выстраиваются по значимости - от более важных к менее важным и актуальным;

принцип «рубленой строки», или, как говорили еще в 30-е годы, а затем в период становления «Маяка», принцип «лапши», когда новости в блоке выстраиваются произвольно: сначала может пойти рассказ о событиях второстепенной важности, затем о самых значительных и т.д.

Количество выпусков новостей в течение часа (суток) и принципы их программирования в сетке дня зависят от направленности станции: музыкальной, информационной и т.д. На станциях с горизонтальным программированием продолжительность выпуска «Последних известий» может доходить до 15-30 минут.

Хронометраж выпусков жестко регламентирован двумя-тремя минутами, чтобы вписываться в систему дробного программирования, которой придерживается большая часть музыкальных развлекательных станций. И время, и периодичность выхода в эфир новостей варьируются в зависимости от времени суток и прайм-тайма. В утреннем прайм-тайме звучит больше выпусков новостей, чем, скажем, в течение всего дня. В ночное время музыкальные станции часто вообще не дают блоков новостей.

Программирование музыки. Музыка на современном радио подбирается по двум принципам: или на основе выбранного музыкального направления, или произвольно, по принципу «свободного музыкального эфира». В нашей стране действует правило «75%», согласно которому в эфире звучит 75% белорусской музыке.

Прежде чем композиция выходит в эфир, она проходит отбор. В первую очередь определяется ее принадлежность к тому или иному направлению. Если программный директор решит, что музыкальная композиция подходит формату станции, она проходит сортировку и тестирование.

Ротация, или частота звучания песни в эфире, обычно соотносится с ее популярностью и положением в общенациональном или местном хит-параде продаж.

Программирование музыки во многом зависит и от времени суток. Эфир может быть спланирован так, чтобы определенные типы песен звучали в соответствующие промежутки вещательного дня, потому что в эти конкретные часы у станции есть аудитория, интересующаяся именно такими сочинениями. Музыка может варьироваться, переходя от одного временного отрезка к другому. Обычно такое программирование нацелено на привлечение разных возрастных групп общей целевой аудитории.

После составления плей-лист редактируется музыкальным или программным директором, и затем на основе этого листа библиотекарь или ди-джей подбирает из фонотеки материал для эфира.

Звукозаписывающие фирмы или их дистрибьюторы присылают станциям промо-версии новых альбомов исполнителей. Поступившие диски с новым материалом прослушиваются музыкальным директором.

Музыкальному директору необходимо иметь врожденное чутье на потенциальные хиты.

Роль рекламы в программировании. Рекламные услуги оказывают практически все станции. Это социальная и коммерческая реклама, объявления общественных организаций, анонсы разных событий, информационными спонсорами которых может выступать любая станция, даже религиозная.

Реклама на радио существует в виде репортажей и заказных передач, а также в виде роликов - самой распространенной формы подачи рекламы.

Существует нескольких типов роликов:

простой информационный (рекламный текст читается в один голос и накладывается на музыку);

игровой (рекламный текст раскладывается по ролям и накладывается на музыку);

музыкальный, или джингл (сочиняется песенка, рекламирующая товар; мелодия к ней или подбирается уже известная, или пишется специально);

объявление (когда ведущий сам зачитывает в эфир рекламу клиента).

Время и периодичность выхода рекламных блоков в эфир определяется многими факторами. Учитываются аудитория, на которую рассчитан рекламируемый продукт или услуга, время, в которое именно эта часть аудитории слушает станцию. Конечно, самое выгодное и дорогое время для рекламы - это прайм-тайм. Собственно, определение границ прайм-тайма продиктовано лишь желанием руководства станции как можно дороже продать это время рекламодателю.

Элементы «оформления» эфира в программировании. Заставки к передачам, звуковые послания редакции своим слушателям, анонсы, позывные, слоганы, даже сигналы точного времени - все эти небольшие по продолжительности (не более одной минуты) элементы программирования играют очень важную роль в создании неповторимого лица станции.

Во-первых, в совокупности они формируют в сознании аудитории устойчивый имидж радиостанции, обусловливают ее стиль и манеру общения, «рассказывают» слушателю о ведущих, о программах и событиях, которые происходят при участии станции. Если представить, что эфирная программа радиостанции - это товар, то элементы оформления эфира - его упаковка.

Во-вторых, элементы «оформления» эфира выступают в качестве структурирующих и темпообразующих элементов сетки вещания. Например, с помощью позывных можно ускорять или замедлять ритм вещания. Если «отбивать» каждую песню позывными, а после каждой третьей давать сигналы точного времени, то вещательный час разбивается на еще более мелкие отрезки - создается впечатление, что станция работает в «ускоренном режиме». Если же «отбивать» позывными только каждую пятую песню и при этом сигналы точного времени давать один раз в час - у слушателей будет складываться впечатление, что станция работает в замедленном темпе, но дает больше музыки.

Стиль ведущего как элемент программирования. Манера ведения эфира, тембр голоса ведущего и продолжительность его включений в музыкально-информационный поток, скорость речи - важнейшие интонационно-стилевые характеристики станции. Ведущий - ее лицо, поэтому он должен быть «органичной частью» формата.

Программный директор - ядро радиостанции

Программирование осуществляется с учетом множества факторов. Ведущая фигура на радиостанции в этом смысле - программный директор. В США и Европе программный директор обычно, прежде чем занять этот ответственный пост, проходит на радиостанции путь от ди-джея и ведущего новостей до пресс-атташе и маркетинг-менеджера (т.е. «вращается» в радиобизнесе от 20 до 25 лет). У нас часто бывает, что эту должность занимают молодые люди.

Ситуация на радио как в мире, так и в нашей стране с годами меняется. Если раньше программный директор должен был быть специалистом высокого класса в области музыкального бизнеса, то сегодня он, прежде всего маркетолог, отлично разбирающийся в особенностях радиорынка, на котором работает радиостанция, и знающий его законы. Радиорынок стал весьма сложным механизмом, включающим в себя массу аспектов, и программный директор должен уметь адаптироваться в сложившейся ситуации (например, если станция не приносит прежнего дохода, он обязан найти способ сделать ее прибыльным предприятием: заменить ди-джеев, записать новые джинглы, наконец, полностью поменять формат).

Программный директор разрабатывает сетку вещания, или programming wheel («колесо вещания»), подбирает подходящее время эфира для каждого из ди-джеев, рассчитывает бюджет, планирует вместе с рекламным отделом рекламные и промоушн-компании (акции, способствующие продвижению станции на рынке, или мероприятия, в которых она задействована с целью увеличения числа слушателей), отслеживает аудиторию и изучает конкурентов. Он следит также за наполнением новостных выпусков событиями местного масштаба и спортивными событиями, хотя все это входит в обязанности директора службы информации.

Конечно же, программному директору приходится также учитывать условия той местности, в которой работает станция: ее аудиторию, распорядок дня жителей, их вкусы, привычки и т.д.

Среди факторов, влияющих на программирование радиостанции, также можно выделить:

уровень технической оснащенности станции;

размеры финансирования.

В процесс программирования входит определение темпа вещания, составление сетки вещания, разработка манеры поведения ведущих у микрофона и многое другое.

Сетка вещания информационно-музыкальной станции

Она состоит из следующих элементов:

передач/выпусков новостей;

музыки;

рекламы;

элементов «оформления» эфира: анонсов передач, заставок, рекламы ведущих станции и пр.

Для того чтобы программирование радиостанции было эффективным, в практике форматного радио с дробным построением используется «программное колесо» (его еще называют «вещательное колесо», или «звуковой час», или «клок»).

«Программное колесо» тщательно продумывается и формируется так, чтобы в нем были наиболее эффективно представлены все программные элементы. Чаще всего час разбивается на 15-минутные отрезки, т.е. каждые 15 минут в эфире звучат, например, позывные станции.На информационно-музыкальных станциях основой эфира является музыка, то остальные элементы подчиняются этому факту: все рекламные ролики, джинглы, промо должны соответствовать музыкальному формату станции, скажем, на динамичной молодежной «хитовой» станции вряд ли уместен рекламный ролик или анонс, где музыкальной подложкой является мелодия в ритме вальса или марша, если только это не самая модная композиция.

Коммерческие информационно-музыкальные радиостанции, несмотря на разные форматы, планируют свой эфирный день примерно следующим образом.

С 6.00 до 10.00 утра - наиболее горячее утреннее время (утренний прайм-тайм), когда люди встают и собираются начать новый трудовой или учебный день. В это время к приемникам «приникает» максимальное число слушателей, поэтому этот сегмент отдается Hard DJs - самым ярким, остроумным и интересным радиоперсонажам, которым есть чем поделиться со слушателем. Обязательно должен звучать бодрый, «пионерский» голос ведущего (иногда утром работают пары ди-джеев - мужчина и женщина), заряжающий энергией и излучающий уверенность и оптимизм. Этот отрезок эфира заполняется большим количеством рекламы, новостей, анонсов, обзоров прессы, прогнозами погоды и гороскопами, информацией о наличии автомобильных пробок (в это время людям некогда просматривать прессу, а часто - и смотреть телевизор). Музыкальный материал также программируется соответствующим образом, способствуя пробуждению и хорошему настроению на грядущий трудовой день.

С 10.00 утра до 15.00 (16.00) вечера - время, когда люди находятся на работе, поэтому музыка, а соответственно и голоса, и манера вести эфир ди-джеев должны быть спокойными, не раздражающими аудиторию. Радио в данной ситуации воспринимается как фон, создавая приятную атмосферу. На некоторых радиостанциях в это же время (где-то с 13.00 до 14.00 или с 14.00 до 15.00) звучат первые концерты по заявкам радиослушателей.

С 15.00 (16.00) до 20.00 - вечерний прайм-тайм. После рабочего дня люди возвращаются домой. В эфире в эти часы может звучать разная по темпу музыка (и хорошо знакомые хиты прошлых лет, и самые «горячие» песни). В это время в эфире появляются новые ведущие категории Hard DJs, которые не только настраивают слушателей на мажорный лад, но с помощью комментариев и эмоционального общения напоминают, что трудовой день завершен. Увеличиваются часы общения с аудиторией (комментарии к музыкальному материалу), в эфире много розыгрышей, викторин, новостей, различных по тематике программ (спортивные, музыкальные, светские новости, кино- и видеообзоры по 15-30 минут).

С 20.00 до 00.00 - время танцевальной музыки, ремиксов (как правило, это танцевальные версии известных хитов), появления в студии новых ди-джеев (Medium DJs). Их задача - только слегка «оттенять» композиции своими комментариями, в основном развлекая слушателей с помощью музыки. В это время в эфир выходят программы по заявкам, а также авторские программы популярных ведущих, имеющие высокий слушательский рейтинг (как правило, они длятся от получаса до 1,5-2 часов).

С 00.00 до 6.00 утра - ночное время, в эфире звучит спокойная музыка. Радиостанцию в эти часы слушает минимальное (по сравнению с другими сегментами эфира) число людей. Ночной эфир, как правило, «возглавляют» совсем молодые ведущие или новый эфирный персонал (Light DJs), для которых это время максимально подходит для того, чтобы научиться работать в прямом эфире, прежде чем выйти в «большое плавание» - в другие, более рейтинговые временные отрезки.

Тематическое планирование на радиостанции «Минская волна»

Это соответствие содержания передач дня, недели, месяца календарю исторических событий и пропагандистско-рекламных мероприятий. Достигается оно следующим образом.

Сначала формируется сетка вещания, т.е. расписание передач на день, неделю, месяц, реже на квартал. В ней обозначены часы и дни определенных жанрово-тематических рубрик. Например (пример программирования на радиостанции «Минская волна»):

.00 - «МВ-Новости»

.30 - «МВ-новости». Время местное

.45 - Региональная программа

.00 - «МВ-новости»

.05 - «Утро-Плюс». Музыкально-развлекательное шоу

.30 - Прогноз погоды

.30 - «МВ-новости». Коротко

.00 - «МВ-новости»

.05 - «Утро-Плюс». Музыкально-развлекательное шоу

.15 - Новости спорта

.30 - Прогноз погоды

.30 - «МВ-новости». Коротко

.00 - «МВ-новости»

.05 - «Утро-Плюс». Музыкально-развлекательное шоу

.15 - Новости спорта

.30 - Прогноз погоды

.30 - «МВ-новости». Время местное

.45 - «Байнет». Обзор белорусского интернета (пятница)

.00 - «МВ-новости»

.05 - «Fresh-hit!». Музыкальные новинки

.15 - Новости спорта

.30 - Тематический музыкальный блок

.45 - Региональная программа

.00 - «МВ-новости»

.15 - «Ваше право» (вторник)

.15 - «Открытая студия» (среда). Информационно-аналитическая программа

.45 - «Звездная пыль». Обзор событий шоу-бизнеса (кроме среды)

и так далее

Эта рубрикация стабильна и постоянна. Она вырабатывается на каждый день или на определенный период достаточно тщательно для того, чтобы учесть интересы всех структурных подразделений вещательной организации и, насколько это возможно, интересы аудитории.

После того как сетка вещания разработана, начинается ее заполнение. В зависимости от концепции всей деятельности станции ее руководство утверждает список событий, которые должны быть отмечены в передачах сразу всех направлений или по отдельности - силами информационных, общественно-политических или художественных редакций.

Прежде всего сюда попадают юбилеи общенационального характера - День Конституции, День защитника Отечества, Международный женский день и т.д., затем важнейшие общественно-политические мероприятия, например выборы. Затем, и это самый длинный список, юбилеи выдающихся деятелей прошлого и современности - очередное «-летие» Пушкина, Моцарта, Наполеона, Солженицына, создателя атомной бомбы и т.д. по вкусу начальства. И только после этого приведенная выше сетка вещания приобретает жанровое тематическое наполнение. и выглядит примерно следующим образом:

.15 - «Открытая студия» (среда). Информационно-аналитическая программа. 21 марта на вопросы программы «Открытая студия» ответили начальник главного управления учебной и научно-методической работы Белорусского Государственного Университета Л.М.Хухлындина и секретарь приемной комиссии, декан факультета доуниверситетского образования В.М.Молофеев. (радиостанция «Минская волна»)

...19.30. Трансляция симфонического концерта (к открытию Международного конкурса имени П.И. Чайковского) (случайный пример).

На первый взгляд такое планирование весьма логично, оно позволяет предусмотреть все мало-мальски значимые события и ситуации общественной жизни. Однако пользоваться этим принципом нужно очень осторожно, потому что на практике он приводит к анекдотическим нелепостям: освобождает большинство программистов и от ответственности, и от инициативы, которая часто бывает наказуема. Вот как выглядело тематическое планирование в последние годы существования Всесоюзного радио.

Однако тематическое планирование опасно не только непредсказуемостью жизни, которая гораздо чаще, чем это кажется, делает нереальными многие радужные перспективы. Стремление «на всех уровнях» и во всех видах вещания отметиться по поводу общенациональных юбилеев и праздников неизбежно приводило и продолжает приводить к дублированию материалов.

Во многих научных трудах и пособиях по радиожурналистике в качестве анекдотического приводится пример неразумности вещателей в связи с празднованием Дня Советской Армии и Военно-Морского Флота 23 февраля. Вот что обрушивалось на рядового слушателя, живущего, скажем, в небольшом поселке X:

...7.10. Выступление по поселковому радиоузлу ветерана войны, в течение 10 минут излагавшего текст передовой статьи газеты «Правда» за 23 февраля прошлого года...

Минская волна: определение формата радиостанции и принципа программирования

Структура таких станций включает аппарат генерального директора, куда входит его секретариат, в том числе и пресс-секретарь, а на самых крупных станциях - целый отдел по связям с общественностью и четыре дирекции:

административная дирекция - управление техническими службами, материально-техническим обеспечением, обслуживающим персоналом;

программная дирекция, куда входят музыкальный и информационный директоры, продюсеры, ведущие программ, корреспонденты, обозреватели;

коммерческая дирекция - отдел рекламы, группа рекламных агентов, консультанты по рекламе и др.;

финансовая дирекция, объединяющая экономистов, бухгалтеров и других специалистов этого профиля.

При определении формата станции и программировании необходимо учитывать следующие факторы:

половозрастные и социальные характеристики населения, проживающего в данной местности (уровень дохода, уровень образования и пр. - нет смысла создавать молодежную радиостанцию в районе, где проживают в основном пенсионеры);

специфику образа жизни населения той местности, в которой работает радиостанция (если основная масса работающего населения просыпается, например, в 8 часов утра, не стоит начинать утреннее шоу в 6.00);

ситуацию на радиорынке в данной местности.

Выводы

Если говорит о типе программирования, то, на мой взгляд, «Минская волна» - это смешанный тип. На такие мысли меня подтолкнуло то, что радиостанция подходит и к горизонтальному, ни к вертикальному типу.

К горизонтальному типу. «Минская волна» - FM-радиостанция и позиционируется как горизонтальный тип вещания. Но коммерческой её не назовёшь - учредитель Минский облисполком. Аудитория «МВ» - Минск и Минская область. Но практически - её слушают люди разных возрастов и профессий, что заставляет журналистов делать программы, ориентированные на всех. Радиостанция пытается удовлетворить потребности всей потенциальной аудитории, живущей в данной местности, не разбивая ее на целевые группы. В рамках этой стратегии сетка вещания ориентирована на аудиторию с разными социальными, демографическими, половозрастными характеристиками.

Список литературы

1. Любосветов Д.И. По законам эфира. О специфике творчества радиожурналиста. М., 1979.

. Гаспарян В.В. Работа радиожурналиста. Технология творчества. М., 2000.

. Маккой К. Вещание без помех/Пер. с англ. М., 2000.

. Смирнов В.В. Радиожурналистика, М. 1999.

Приложение

Приложение 1

.00 - «МВ-Новости»

.30 - «МВ-новости». Время местное

.45 - Региональная программа

.00 - «МВ-новости»

.05 - «Утро-Плюс». Музыкально-развлекательное шоу

.30 - Прогноз погоды

.30 - «МВ-новости». Коротко

.00 - «МВ-новости»

.05 - «Утро-Плюс». Музыкально-развлекательное шоу

.15 - Новости спорта

.30 - Прогноз погоды

.30 - «МВ-новости». Коротко

.00 - «МВ-новости»

.05 - «Утро-Плюс». Музыкально-развлекательное шоу

.15 - Новости спорта

.30 - Прогноз погоды

.30 - «МВ-новости». Время местное

.45 - «Байнет». Обзор белорусского интернета (пятница)

.00 - «МВ-новости»

.05 - «Fresh-hit!». Музыкальные новинки

.15 - Новости спорта

.30 - Тематический музыкальный блок

.45 - Региональная программа

.00 - «МВ-новости»

.15 - «Ваше право» (вторник)

.15 - «Открытая студия» (среда). Информационно-аналитическая программа

.45 - «Звездная пыль». Обзор событий шоу-бизнеса (кроме среды)

.00 - «МВ-новости»

.05 - «Время есть!». Офисная игра буднего дня

.30 - Прогноз погоды

.45 - «Бизнес-ревю»

.00 - «МВ-новости»

.05 - «Привет в обед». Программа приветов и поздравлений

.15 - «Эрудит-шоу» (пятница, с октября 2011 г.)

.30 - Прогноз погоды

.00 - «МВ-новости»

.05 - «Привет в обед». Программа приветов и поздравлений

.30 - Прогноз погоды

.30 - «МВ-новости». Время местное

.00 - «МВ-новости»

.15 - «Мобилизация». Новинки цифровой техники

.30 - Тематический музыкальный блок Latina-mix

.45 - Региональная программа

.00 - «МВ-новости»

.15 - «Лондон 2012» (по последним понедельникам месяца в 2011 г.)

.15 - «Вне игры» (пятница)

.15 - Экофакт (2-й и 4-й четверг)

.15 - «Стартуй в дело вместе с профсоюзом. Площадь Свободы 23» (3-й четверг месяца)

.30 - «МВ-новости». Время местное

.30 - Тематический музыкальный блок. Rock Energy

.45 - «Формула безопасности» (понедельник)

.00 - «МВ-новости»

.05 - «Радиодрайв». Вечернее автошоу

.30 - Прогноз погоды

.00 - «МВ-новости»

.05 - «Радиодрайв». Вечернее автошоу

.30 - Прогноз погоды

.00 - «Кстати». Итоговая новостная программа

.15 - «Киномания» (понедельник и четверг)

.30 - Тематический музыкальный блок. R`n`B

.45 - Региональная программа

.00 - «Радости жизни». Программа приветов и поздравлений

.30 - Прогноз погоды

.30 - «МВ-новости». Время местное

.00 - «Радости жизни». Программа приветов и поздравлений

.30 - Прогноз погоды

.00 - «Кстати». Итоговая новостная программа (повтор)

.30 - Тематический музыкальный блок. Romantic collection

.00 - Позывной. Время

.30 - DubStep mix (пятница)

.00 - «Nite lite mix»

00.30 - Прогноз погоды

.00 - «Nite lite mix»

.30 - Прогноз погоды

.00 - «Nite lite mix»

.30 - Прогноз погоды

.00 - «Nite lite mix»

.30 - Прогноз погоды

.00 - «Nite lite mix»

.30 - Прогноз погоды

.00 - «Nite lite mix»

.30 - Прогноз погоды

Приложение 2

Суббота - воскресенье

.00 - «МВ-новости». Время местное (воскресенье)

.45 - Региональная программа

.45 - Региональная программа

.15 - «Киномания» (суббота)

.45 - Регион (суббота)

.00 - «МВ-навiны»

.15 - «DEEP отношения» (воскресенье)

.45 - Регион

.15 - «Стильный дом». Программа об интерьере

.45 - «Трансформеры». Вторая жизнь известных хитов.

.00 - «Fresh-Hit+». Хит-парад музыкальных новинок недели (суббота)

.00 - «Бульба-хит!» Хит-парад белорусской музыки (воскресенье)

.30 - Прогноз погоды

.00 - «МВ-навiны»

.05 - «Привет в обед». Программа приветов и поздравлений

.30 - Прогноз погоды

.05 - «Привет в обед» Программа приветов и поздравлений

.30 - Прогноз погоды

.45 - Региональная программа (суббота)

.00 - Позывной. Время

.05 - «Привет в обед» Программа приветов и поздравлений

.30 - Прогноз погоды

.45 - Региональная программа

.00 - «МВ-навiны»

.15 - «DEEP отношения» (суббота)

.30 - Прогноз погоды

.00 - «МВ-хит Топ 20». Хит-парад МВ-радио (суббота)

.00 - «Мировые чарты» Национальный хит-парад (воскресенье)

.45 - Региональная программа (суббота)

.00 - «МВ-новости». Время местное (воскресенье)

.15 - «Стильный дом». Программа об интерьере

.45 - Региональная программа

.00 - Позывной. Время

.30 - Прогноз погоды

.00 - Позывной. Время

.30 - Прогноз погоды

.00 - «МВ-новости». Время местное (воскресенье)

.30 - Прогноз погоды

.30 - Прогноз погоды

.00 - «Nite lite mix»

.30 - Прогноз погоды

.00 - «Nite lite mix»

.30 - Прогноз погоды

.00 - «Nite lite mix»

.30 - Прогноз погоды

.00 - «Nite lite mix»

.30 - Прогноз погоды

.00 - «Nite lite mix»

.30 - Прогноз погоды

.00 - «Nite lite mix»

.30 - Прогноз погоды

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!