Тема: Сериал как коммуникация

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    120,75 Кб
Сериал как коммуникация
Сериал как коммуникация
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Кафедра журналистики








Сериал как коммуникация

Курсовая работа по направлению 42.03.02 «Журналистика»

Студентки гр. 3421

____ Е.М.Павловой

Научный руководитель

____ Т.Л. Каминская





Великий Новгород

Оглавление

Введение

Глава 1. Коммуникация как способ влияния на аудиторию

.1 Понятие и виды коммуникаций

.2 Сериал: концепция создания

.3 Коммуникации в сериале

Глава 2. коммуникация в сериалах: «Доктор Хаус» и «Шерлок»

.1 Принципы и особенности взаимодействия сериалов с аудиторией

.2 Реакция публики на популярные сериалы

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

С каждым годом в культурной сфере современного общества возрастает потребность и, соответственно, ценность художественного телевизионного жанра как сериал. Если рассматривать данный вид художественных произведений как своеобразное зеркало, в котором отражается дух эпохи, то можно сделать вывод, что в это зеркало смотрится очень много людей. Создатели сериалов используют большое количество коммуникативных приёмов и методик для передачи заложенных в сериал смыслов. Сейчас данный вид телепродукции очень востребован аудиторией из самых различных слоев населения - это даёт повод предположить, что сериалы уже стали в какой-то мере предметом для национальной или другой идентификации личности, частью культурного кода. То есть, взял на себя ту роль, которую играла большая литература до массового пользования телевидением.

Есть несколько видов сериалов - исторические, документальные, юмористические, драматические, криминальные и т.д. Хотя на сегодняшний день сериалы, как и кинематограф, тяготеют к симбиозу жанров и своеобразному смешиванию характерных черт нескольких видов. Поэтому, встретить новый сериал совершенно «чистого» вида, будь то юмористический или драматический, вряд ли удастся. Создатели сериалов добиваются подобного скрещивания путём совмещения коммуникативных характеристик и ключевых тактик определённого вида или жанра. Так, например, в комедийных сериалах часто и довольно уверенно просматриваются драматические нотки и наоборот.

В основе каждого сериала, как и в любом художественном произведении на литературной основе, лежат интересно воссозданные характеры персонажей, которые, как правило, отображают какой-то социальный слой общества, особенности нравов или ментальность. Часто, повествование строится на основе центрального персонажа с сильными личностными качествами, интеллектуальными или физическими способностями. При создании таких сериалов сценаристы используют множество своеобразных коммуникационных приёмов, раскрывающих характер персонажа - детали костюма, характерная речь, загадочный пробел в биографии. Также, довольно часто используются различные визуальные эффекты для подчёркивания характера героя или особенность ситуации, в которую он попал.

В данной работе я проанализирую все эти и другие способы коммуникации в сериалах, а также исследую насколько сильно их влияние на нашу повседневную жизнь.

Сериал как коммуникация - это влияние на массовую аудиторию с помощью любимых героев и похожих жизненных ситуаций на экране. И по всему вышеперечисленному можно сделать вывод, что тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.

Целью данной курсовой работы является установление степени влияния телесериалов на аудиторию.

Объектом исследования данной курсовой работы являются сериалы «Доктор Хаус» и «Шерлок», а предметом - влияние сериала на аудиторию.

Для того чтобы добиться выше поставленной цели, необходимо выполнить следующий алгоритм действий:

  1. Изучить, что подразумевается под понятием «коммуникация», и какие виды коммуникаций используются в сериалах.
  2. Рассмотреть, какие концепции существуют для создания сериалов.
  3. Продемонстрировать, какие существуют разновидности сериалов.
  4. Исследовать способы влияния сериалов на аудиторию по комментариям зрителей на сайте otzovik.com.

В основу исследования теоретической части легли труды Почепцова Г. Г. и других. В практической части данной курсовой работы будет проводиться исследование на примере двух конкретных сериалов «Доктор Хаус» и «Шерлок».

В состав курсовой работы входит: введение, теоретическая часть (состоит из трех параграфов) - «Коммуникация как способ влияния на аудиторию», практическая часть - «Коммуникация в сериалах: «Доктор Хаус» и «Шерлок» (состоит из двух параграфов); заключение, список литературы и приложение.

Глава 1. Коммуникация как способ влияния на аудиторию

.1 Понятие и виды коммуникаций

«Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. То есть для коммуникации существенен переход от говорения Одного к действиям Другого». Этот «переход» означает передачу информации. Коммуникация от латинского слова «communicatio» сообщение, передача и от «communicare» - делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать. Это принятый и часто встречающийся термин в исследованиях, научных работах и т.д.

Коммуникация - это процесс, позволяющий обмениваться информацией разными способами. Цель этого процесса донести информацию до адресата понятным и доступным ему способом.

Коммуникация позволяет налаживать, строить отношения в социуме и воздействовать с помощью информации на отдельного индивида или целую группу людей. Коммуникация важный аспект социальной жизни, без которого невозможно существования людей.

Для более широкого понимания «коммуникации» мы рассмотрим виды коммуникации, которые предложены в книге Почепцова Г.Г. «Теория коммуникации».

Виды коммуникации:

  1. Вербальная коммуникация - это письменные и устные сообщения. Главным вербальным коммуникативным средством является язык, также к ним могут относиться различные символы и знаки. Этот тип коммуникации самый распространенный и универсальный способ для передачи информации.
  2. Невербальная коммуникация происходит с помощью жестов, мимики, движений и пр. Для средств невербальной коммуникации может использоваться особенная одежда. Например: если человек одет в военную форму, это нам говорит о том, что он военный. Люди, конечно же, отдают свое предпочтение вербальной коммуникации. Но довольно часто прибегают и к невербальной коммуникации, которая позволяет намного больше узнать о человеке, его мыслях в данный момент и его характере.
  3. Перформансная коммуникация чаще всего основана на ритуалах. Ритуалы и в наши дни пользуются интересом и несут в себе коммуникативные сообщения. Ритуалы напоминают театральные представления. К современным ритуалам можно отнести флешмобы, презентации, фестивали, парады, свадьбы и т.д. Конечно, ритуалы появились намного раньше и относились к ним более серьезно, чем сейчас. Цель данного вида коммуникации - произвести определенное впечатление или донести до зрителя определенный посыл, заложенный в одном из видов ритуала.
  4. Мифологическая коммуникация - это вид коммуникации, где сам миф выступает в роли средства влияния на аудиторию или индивида. Мифы играют важную роль в нашей жизни. Все чаще появляются новые мифы, они несут в себе определенную цель, сообщение и это позволяет изменять современную культуру. Мифические герои оказывают влияние на сознание людей, особенно молодых. Так же мифы и герои являются образцами поведения как позитивного, так и негативного. Сегодня мифы мы можем встретить в телевизионных рекламах, сериалах или кинофильмах.
  5. Художественная коммуникация выступает посредником между искусством и обществом. В общении людей с помощью искусства формируются художественные и культурные ценности. По словам Почепцова Г.Г. «художественная коммуникация рассматривается обществом как субъективная». «Художественная коммуникация реинтерпретирует действительность, вероятно, в более романтическом модусе. И достаточно часто именно она становится путеводителем массового сознания по истории».

Какие виды коммуникации применяются в телесериалах, и какими методами они достигаются, рассмотрим в третьем параграфе теоретической части курсовой работы.

В теории коммуникации есть термин «коммуникативная личность». Коммуникативной личностью называют получателя информации и отправителя. «Само слово «личность» понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности». Человек не может стать социальной (коммуникативной) личностью, если не принимал участия в общении с окружающими его людьми. «Коммуникативная личность - это деятельный человек, обладающий коммуникативной компетенцией, умеющий формировать индивидуальные коммуникативные стратегии и тактики, обладающий когнитивными, семиотическими и мотивационными ориентирами». Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что человек без коммуникации, не является полноценной личностью, а просто существует в роли биологической особи. Чтобы быть личностью, надо, в первую очередь, быть коммуникативным. Ведь коммуникация главная составляющая личности и занимает много места в жизни человека.

1.2 Сериал: концепция создания

коммуникация сериал аудитория влияние

Сериал, как и любая система, имеет свою концепцию, определенную структуру строения. Рассмотрим сначала само значение слова «концепция». Концепция (от лат. conceptio - понимание, система) - определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения.

Сериал - многосерийный фильм с несколькими сюжетными линиями.

В наше время уже устарел стереотип, что сериалы смотрят только домохозяйки и пенсионеры. Все больше и больше сериалы набирают популярность у молодых людей. Чтобы узнать, в чем причина такой популярности сериалов, обратимся к статье Кушнаревой И. «Как нас приучили к сериалам».

  1. Сериал - это способ убежать от действительности. В этом случае эффект на зрителя равен, например, тому, что происходит, когда человек играет в компьютерные игры.
  2. Погружаясь в созданную сериалом реальность, человек чувствует себя в безопасности, находясь где-то в другом мире, но при этом оставаясь наблюдателем.
  3. У молодых людей наблюдается появление эмоциональных связей с героями, вплоть до влюбленности или же, наоборот, ненависти. Особенно актуально для тех людей, у которых проблемы с социальной сферой жизни, т.е. с общением.
  4. Зритель может искать ответ на свои вопросы или же, наоборот, сериал помогает социализироваться в обществе. Герои сериалов так же могут помочь с выбором профессии, с семейными отношениями, с поиском самого себя и т.д.

Конечно, на сегодняшний день представлено множество сериальных жанров, даже для самого изысканного вкуса найдется что-то подходящее. Поэтому, даже неудивительно, что сериалы набирают популярность, они могут конкурировать даже с полнометражными кинофильмами.

Существую несколько видов сериалов, делимых согласно способу интегрирования сюжета:

  1. Вертикально - интегрированный. В вертикально - интегрированном типе внимание уделяется сюжетной линии, а персонажи представляются сквозными.
  2. Горизонтально - интегрированный. В данном типе объектом внимания становится изменения личностных и социальных установок героев.
  3. Драмеди. Такого типа сериалы создаются как лирическая комедия, в которой постоянно место действия, а конструкция сюжета, включая в себя персонажей, подвержена изменениям.

Какова концепция успешного сериала? Единого мнения нет, все источники пишут по-разному. Прочитав много разных книг и просмотрев интернет ресурсы, все-таки выделила некоторые ключевые моменты.

Первый этап и самый главный это идея сериала. В большинстве случаев сюжет берется из литературного произведения или, если же это биографический сериал, то берется за основу этапы жизни человека. Естественно, в биографическом сериале многое остается за кадром, а что-то приукрашивается. Иногда, сценарий придумывается группой сценаристов и режиссеров.

Второй этап - финансовая сторона. Без финансирования нельзя представить ни один сериал. Финансирование - важная составляющая сериала. Если же спонсору или заказчику что-то не нравится, то приходиться все изменять, а это тоже немало усилий и времени, особенно, если дата выхода уже назначена. Но есть и мировые корпорации, которые сами и являются спонсорами, например, BBC, Sony Pictures, 20th Century Fox Film Corporation и др. Через некоторое время, если сериал становится успешным, то начинают выпускать коммерческую продукцию с героями или символами сериалов. Это может быть что угодно: книги об актерах, о сериале; тетради, плакаты, ручки и т.д.

Третий этап ввод в сериал новых лиц. В самом сериале самое сложное это сохранить гармонию между новизной и повторением. Зрителю не интересно смотреть все одно и то же, на одних и тех же героев, но так же и не интересно смотреть все время на новых, неизвестно откуда появляющихся персонажей. Поэтому здесь следует быть осторожным. Что и делают сценаристы и кинорежиссеры. Перед тем, как ввести в уже полюбившийся зрителям сериал, новых персонажей, рассказывается предыстория, связанная с этим самым героем.

Четвертый этап - рейтинг. Иногда сериал заканчивается раньше запланированного срока, это случается, когда рейтинг падает. В таком случае создателям приходиться резко обрывать сюжетную линию. Такие же действия совершаются и в обратную сторону, когда рейтинг высокий, а запланированных серий не так уж и много, тогда растягивают сериал ради прибыли, что в большинстве случаев приводит к резкому понижению рейтинга.

Пятый этап и очень важный в жизни сериала «слот» - время трансляции сериала. Телеканалы транслируют разные сериалы в разное время. Зрители привыкают к определенному времени, когда на экранах показывают их любимый сериал. Если в это время не будет транслироваться очередная серия, то рейтинг сериала существенно пострадает, да и телеканала тоже. Но чтобы уложиться в эфирное время телеканала, надо, что бы формат сериала был не более чем 45 минут. Редко, но встречаются сериалы, в которых одна серия длится по времени как полнометражный художественный фильм («Sherlock»), тогда уже руководство телеканала решает, в какое время ставить в эфир, но обычно это позднее время.

Вышеприведенные выводы по тому, как строиться сериал и что играет важную роль в создании сериала для зрителя.

Классический пример отдельной серии:

  1. Заставка
  2. Краткое содержание предыдущей серии (может отсутствовать)
  3. Первая часть серии
  4. Перерыв на внутреннюю рекламу
  5. Вторая часть серии
  6. Перерыв на внутреннюю рекламу
  7. Третья часть серии
  8. Перерыв на внутреннюю рекламу
  9. Концовка
  10. Реклама следующей серии (может отсутствовать)

Подробнее рассмотреть этапы создания сериала представлены в схеме см. Приложение 1.

.3 Коммуникации в сериале

«Современная эпоха - синтез «человека слушающего» и «человека смотрящего» (стадия постнеокультуры). Характерная особенность современных коммуникационных средств в том, что они оказывают воздействие не на отдельные органы чувств, а на всю нервную систему человека».

К современным коммуникационным средствам можно отнести сериал. Сериал оказывает сильное влияние на нашу нервную систему, доказательство тому в статье Кушнаревой И. «Как нас приучили к сериалам», к которой мы обращались раннее, там говорилось, что молодые люди подвержены эмоциональной связи с героями, вплоть до влюбленности.

В сериале, как и в любом художественном произведении, важна идея и мысль, которую режиссер и сценарист хотят донести до аудитории. Сценарист или группа сценаристов пишут сценарий, режиссер же должен донести главную мысль до зрителя иными способами. Но самое главное это понимание режиссера: что он делает? для кого? как делает и с помощью, каких средств он покажет зрителю замысел, идею?

Понимание идеи сериала зависит от многих факторов: декорации, костюмы, спецэффекты, телодвижения актеров, реплики, озвучение. Над созданием одной серией сериала работает целая группа людей: режиссер, сценарист, художник по костюмам, актеры и т.д.

Сериал должен представлять собой слаженный организм. Здесь нет главных ролей, кто важен, а кто нет. У всех своя определенная роль. Актеры должны вживаться в роль, чтобы быть убедительными и правильно раскрыть персонажа. Режиссер должен связать все в единую цепь, должен представить полноценную картину зрителю. Иногда, актер вносит свой вклад в сценарий, помогая сценаристу или режиссеру, такая практика встречается довольно часто и называется она - сотворчество. Анатолий Максимов комментирует это так: - «Кошмарный сон - команда сценаристов, команда режиссеров на одном проекте… И они должны договориться все между собой, выполнять обязательства». Сотворчество помогает достичь гармонии в коллективе, что приводит к положительному результату и продуктивной работе.

Коммуникативные отношения в сериале достигаются в процессе просмотра серии между героями и зрителем, зрителя с самим собой или зрителя друг с другом.

Актеры, играющие определенные роли, общаются с аудиторией и между тем передают цель, поставленную перед ними режиссером и сценаристом. Связь и взаимопонимание происходит только тогда, когда актеры играют профессионально, слаженно, а зритель готов воспринимать информацию, как на эмоциональном, так и на физическом уровне. Если зритель не готов к восприятию информации или актер не подготовился к роли, то взаимопонимание не будет достигнуто, и естественно, коммуникативная связь не установится.

В процессе просмотра сериала коммуникативная личность делает собственные, индивидуальные выводы, ставит субъективную оценку происходящему. Следуя за развитием событий, соглашается или спорит с героями, принимает чью - то сторону, открывает для себя что-то новое.

На коммуникативную личность влияют и виды коммуникации, которые были рассмотрены в первом параграфе теоретической части. Почепцов в своей работе «Теория коммуникации», выделил пять видов коммуникации. В сериале, несомненно, важную роль играет вербальный вид коммуникации. Он и является основной составляющий, ведь слова и музыка составляют 80 % любого сериала. Без языковой речи не передать полностью замысел зрителю. Понимания не произойдет. Мифология так же лежит в основе сериала. Мифы всегда были востребованы и люди в них верят. Миф о счастливом конце, что всегда в сериалах все заканчивается хорошо, живет давно и существует по сей день. Люди верят в это, и у них появляется надежда, что в жизни все будет, так же как и на экране, что золушка встретит своего принца, что мужа ждет дома на столе приготовленный ужин любимой женой, что справедливость восторжествует и все получат по заслугам и т.д. Это самые важные и распространенные виды коммуникации, применяемые в телесериалах.

По всему сказанному можно сделать вывод, что коммуникация в сериале зависит от многих факторов, не только от создателей сериалов, но и от зрителя. Зритель должен быть готов к принятию информации, должен быть соучастником происходящего на экране, но при этом, оставаясь наблюдателем, делать свои выводы. Коммуникацию в сериале можно считать состоявшейся, если зритель готов поделиться своими впечатлениями о сериале, оставив комментарий или отзыв на интернет сайте или поделиться с кем-то своими впечатлениями.


.1 Принципы и особенности взаимодействия сериалов с аудиторией

Читательской, зрительской, слушательской аудиторией называют тех людей, которые читают книги, смотрят телевидение и слушают радио.

Для каждого сериала существует своя целевая аудитория. Целевая аудитория - часть аудитории, объединенная общими демографическими характеристиками и культурными вкусами, на которую рассчитывают создатели товаров и услуг. В данном случае, товар представлен в виде сериала.

Сериалы по жанрам бывают:

  1. Биографические
  2. Телесериалы в жанре вестерна
  3. Детективные
  4. Детские
  5. Документальные драматические
  6. Исторические
  7. Комедийные
  8. Криминальные
  9. Мистические
  10. Мыльные оперы
  11. Приключенческие
  12. Семейные
  13. Теленовеллы
  14. Телесериалы ужаса
  15. Фантастические
  16. Экшн-телесериалы

Каждый жанр ориентирован на свою целевую аудиторию. Часто встречается, что один сериал смешивает в себе несколько жанров. Это позволяет расширить зрительскую аудиторию и привлечь новых, потенциальных зрителей. Разберем один из таких сериалов на примере «Доктора Хауса» или (House M.D.).

Данный сериал сочетает в себе жанр медицинской драмы с элементами детектива. Первая серия вышла на экраны 16 октября 2004 года. Всего в сериале 8 сезонов и 177 серий. «Доктор Хаус» быстро покорил зрителей по всему миру, сериал посмотрели более 80 млн. зрителей, благодаря чему он попал в «Книгу рекордов Гинесса», так же сериал отмечен наградами «Пибоди» ( премия Джорджа Фостера Пибоди - ежегодная международная премия за выдающийся вклад в радио и телевидение) и премией «Эмми» («Эмми» - американская телевизионная премия, считается телевизионным эквивалентом «Оскара» для кино). Этот телесериал по праву можно считать мировым. Чем же он так покорил зрителей? Чтобы разобраться в этом, надо немного рассказать о содержании.

Принстон-Плейнсборо это вымышленная клиническая больница в городе Принстоне штат Нью-Джерси, где и происходят основные события в сериале. Главный герой Грегори Хаус (Хью Лори) является инвалидом и ходит с тростью после перенесенной сложной операции на ноге, так же он работает в Принстон - Плейнсборо диагностом. Помимо всего этого, он является мизантропом, ненавидит любые проявления слабостей людей, высмеивает их и никому не доверяет, кроме своего единственного друга Джеймса Уилсона (Роберт Шон Леонард), потому что он уверен, что все люди лгут. Эта фраза стала ключевой в сериале и его символом «Everybody Lie» или все лгут.

Хаус - вымышленный персонаж. Но у него есть прототип в настоящей жизни, это Жан-Поль Сартр - французский философ, писатель, драматург и педагог. Сартр известен своим циничным мировоззрением на человеческие отношения, которые изложены в его научных трудах. Он утверждает, что наши отношения с другими людьми порождают тревогу и подавляют личную свободу. Но он все же не отрицает, что эти отношения - необходимая часть нашего бытия. Сартр говорит, что мы социальные существа, но другие часто раздражают и мешают нам, и утверждает, что основой человеческих взаимоотношений является конфликт. Он объясняет двойственность чувств тремя причинами:

.Первая причина в том, что другие представляют потенциальную опасность. Без вмешательства других люди погружены в себя. Вторжение другого вырывает их из этого состояния и оказывается не просто неожиданностью, но и угрозой. В отличие от инертных объектов, люди могут бросать вызов индивиду, отказывая ему в доступе к ресурсам, препятствуя его деятельности, или открыто нападая на него.

В сериале это наглядно и неоднократно представлено. Хаус сам является таковой угрозой. Он постоянно унижает свою команду, орет на них, зло шутит, что подрывает самоуважении команды и их веру в себя. Ведь Хаус является в роли их наставника, который постоянно оскорбляет и сомневается в их профессионализме.

.Второй причиной, по которой другие вызывают отрицательные эмоции, связано с тем, что они нас «объективириют», превращают в объект. Любой индивид есть единство разума и тела, но, по мнению Сартра, людям свойственно идентифицировать себя в большей степени с разумом. Мы склонны представлять себя скорее субъектами действия, чем его объектами, а другие служат болезненным напоминанием о том, что человек - всего лишь тело с набором свойств.

Этот принцип, превращать людей в объекты, ярко выражен в сериале. Для Грегори Хауса пациенты - объекты, в особенности амбулаторные. Эти пациенты, пришедшие на прием в клинику, не представляют интереса для диагноста, в них нет загадки, а загадочный диагноз для Хауса это как конфетка для ребенка. Поэтому, он от них пытается любыми средствами избавиться и отправиться в свой кабинет, где его ждут пациенты с ребусами. В одной из серий Хаус обычным пациентам пытался предложить вместо осмотра - деньги.

.Третья причина враждебности к другим состоит в том, что они лишают индивида ощущения собственного превосходства и контроля над ситуацией.

Хаус постоянно всех раздражает и выводит из себя, лишая спокойствия других. Он противостоит системе, в роли которой выступает заведующая больницей и главный врач - Лиза Кадди (Лиза Эдельштейн). Он переступает все границы этических и профессиональных норм.

На основе вышеперечисленного можно сделать вывод, что основная проблема сериала заключается в том, что Грегори Хаус не может приспособиться к жизни с другими людьми, ему комфортнее одному, он трудно идет на компромиссы, если же люди к нему тянуться, он старается оттолкнуть их от себя своей жестокостью. «Хаус - личность асоциальная, он настроен против всех. Его язвительная и грубая честность не просто граничит с жестокостью - в большинстве случаев она действительно жестока».

Причина успеха может и есть в том, что аудитории нравятся такие сильные своевольные личности, которые не соблюдают моральные и эстетические правила, бунтуют против системы и отстаивают свои права.

Так как жанр сериала медицинская драма, в нем используется много медицинских научных терминов, что является его характерной чертой. Растолкование терминов в сериале не дается, подразумевается, что зритель сам должен искать их значение или уже знает. Мы видим, что происходит коммуникация между зрителем и сериалом. Нас втягивают в картину событий все больше и больше, но до конца она не раскрывается, так как мы не понимаем то, о чем говорят герои, поэтому мы ищем значения определений, чтобы понимать суть, чтобы понимать героев и говорить с ними на одном языке. Поэтому, можно сказать, что сериал рассчитан на аудиторию думающую, образованную и интеллигентную. «Доктор Хаус» как художественное произведение, носит функцию не только развлекательную, но также образовательную.

Общение в сериале со зрителем происходит не только с помощью научных слов. Сериал заставляет зрителя вместе с Хаусом разгадывать головоломки, тренировать свою интуицию и мышление. Это, своя рода игра со зрителем, только ответ будет известен в конце серии. Конечно, в сериале общение со зрителем не может происходить напрямую, но присутствие зрителя как бы предусматривается. Когда Грегори Хаус рассказывает пациенту что с ним, на экранах перед зрителями появляются процессы, происходящие в организме у человека, которые способствовали его болезни. Такие подробные картины рассчитаны на зрительское восприятие, что человек лучше поймет, если ему показывать и рассказывать одновременно. То есть, сериал построен по принципу общения со зрителем. Он показывает, что присутствие зрителя является важной частью.

Еще одной особенностью сериала являются сами герои. В них нет явных выявленных «отрицательных» или «положительных» признаков, т.е. нельзя сказать кто из них плохой, а кто хороший. В каждом герое, как и в реальной жизни, есть и отрицательные качества и положительные, их поведение определяется ситуацией, в которой они находятся и действуют так, как от них требуют обстоятельства.

Так же в сериале прослеживаются нотки детектива. Хаус предстает перед зрителями в роли детектива тогда, когда лечит пациента и ставит диагноз. Он влезает в дома пациентов или посылает свою команду, чтобы найти какую-нибудь подсказку или инфекционный источник болезни. Хаус в роли Шерлока Холмса. И в сериале «Доктор Хаус» прослеживается отсылка к известному детективу. Даже сама фамилия Хаус созвучна Холмсу. Так же у Шерлока есть единственный друг и помощник - Ватсон, у Хауса же такой друг - Уилсон. Конечно, это два абсолютно разных человека, но у них много общего.

Телесериал «Шерлок» (Sherlock) - британский телесериал, снятый для BBC. Сюжет снят по произведениям Артура Конан Дойля про детектива Шерлока Холмса, но действия происходят в наши дни. Пилотная серия стартовала на экранах в июле 2010 года. В 2011 году сериал стал обладателем телевизионной премии BAFTA в категории «Лучший драматический сериал».

Шерлок Холмс в наше время стало именем нарицательным. Смотря очередной детектив, подсознание нам уже выдает имя Шерлока. Более того, по телеканалу МУЗ-ТВ проводили опрос среди москвичей - считают ли они Шерлока Холмса реальным персонажем или вымышленным. Более 60 % опрошенных людей ответили, что Холмс реальный персонаж. Может это от того, что они плохо знакомы с литературными произведениями, а может просто от того, что вокруг этого детектива столько шума, что и взрослый, образованный человек засомневается в данном вопросе. Ведь действительно, про Шерлока снято довольно много полнометражных фильмов.

Но людям в наше время не хватает такого сыщика, как Шерлок Холмс и его друга - Ватсона. Создатели сериала дали возможность ощутить присутствие героя среди нас, в нашем мире. Несмотря на все технические возможности и цифровые устройства, Шерлок, как и все предшественники до него, как и Хаус, использует свою наблюдательность, ум, дедукцию и мышление. Особенностью сериала является подача. Одна серия длится 90 минут, в среднем это целый полнометражный художественный фильм. Всего снято на данный момент 3 сезона, в каждом по три серии. Создатели сериала шли на огромный риск. Выше говорилось о том, что зритель должен быть готов морально и физически для просмотра сериала, чтобы он мог воспринимать информацию, наблюдать за событиями, но в тоже время находиться в гуще событий. Это основные требования к зрителю и зрительской аудитории. Сериал стартовал на первом канале в 22:45. Многие в это время ложатся спать, так как утром рано вставать на работу. Пожилые люди, как правило, иностранные фильмы и сериалы воспринимают не очень хорошо, они лучше будут смотреть очередной второсортный романчик, которые показывают по телеканалу «Русский Роман». Остаются школьники и студенты, которые поздно ложатся спать. Для них и создали нового Шерлока Холмса. Ведь молодому поколению не интересны советские фильмы про «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», в них нет экшна, нет спецэффектов, не используется никаких современных технологий. Итак, целевая аудитория для сериала «Шерлок» это студенты и школьники. Но есть и современные полнометражные фильмы про Шерлока Холмса, где главную роль исполняет популярный американский актер Роберт Дауни Младший. Первый фильм вышел в 2009 году под названием «Шерлок Холмс», второй фильм вышел в 2011 году «Шерлок Холмс: игра теней», все с тем же Робертом Дауни Младшим. Кассовые сборы у фильмов неплохие, да и отзывы зрителей тоже хорошие. Но опять же, он про старого Холмса, который живет в 18 веке в Лондоне и не имеет никакого отношения к современности.

Наконец - то нам показывают нового, современного, Шерлока. Он одет по современной моде, у него есть Blackberry (фирма, которая производит смартфоны и др. устройства), по которому он общается по sms. Первая серия британского сериала просто взорвала социальные сети, после 90 минут просмотра началось бурное обсуждение уже давно появившегося на свет героя, но показанного с новой точки зрения, можно сказать, что Холмс начал жить в другом мире сам по себе. Журналистка Times Кейтлин Моран (англ.) в своей статье «Мой роман с Шерлоком» рассказала о реакции создателей сериала на успех первой серии:

«В вечер показа дебютной серии, «Этюд в розовых тонах», главные актеры и создатели собрались ее посмотреть в доме Моффата в Кью. «Час спустя я вышел посидеть в саду, - говорит Моффат, - и заглянул в Твиттер. Я увидел, что Бенедикт был в трендах по всему миру, Мартин был в трендах по всему миру, сам Шерлок был в трендах по всему миру. И люди говорили о сериале с такой…страстью. Так, как будто они были поклонниками всю свою жизнь - хотя они, конечно, еще ничего не знали о нем 90 минут назад. Все изменилось за 90 минут».

«Шерлок» и его создатели сделали свое дело, они повлияли на аудиторию, их Шерлока стали обсуждать, а это уже половина успеха сериала. В России премьеру встретили тоже бурно. Арина Бородина (обозреватель газеты Комерсантъ) в своей радиопередачи «программное обеспечение» на радио «Эхо Москвы» рассказала о том, какой рейтинг у сериала в стране и кто его смотрит:

« И, судя по рейтингам, был очень неплохо принят российскими телезрителями. В особенности теми, кто живет вне Москвы. Жители столицы, если следовать логике показателей, смотрели английскую телепремьеру менее активно - в среднем 13-15% аудитории. Но для полуночи и это весьма неплохой показатель.

А вот в остальных городах страны доля телезрителей «Шерлока Холмса» превысила уже 17%. Но это количество телезрителей старшего возраста. А у молодежи, живущей в провинции, этот сериал вызвал настоящий фурор! Особенно у молодых женщин от 18 до 30 лет. В этой возрастной категории только у последней серии «Шерлока Холмса» доля составила аж 30%! Огромный показатель внимания к сериалу».

Сериал покорил зрителей, его стали бурно обсуждать. Особенным периодом для сериала стала последняя серия во втором сезоне «Рейхенбахский водопад», в конце Шерлок Холмс умирает. Но все телезрители знают, что он выжил. Зрители стали создавать специальные форумы, группы в социальных сетях, обсуждения и т.д., всех волновал один вопрос - «Как выжил Шерлок?» - зрители поменялись ролями с известным детективом и начали включать свою интуицию и строить предположения, догадки, создавать теории, миллионы людей по всему миру в олайне разгадывали эту загадку. Напряженным телезрителям пришлось ждать два года, чтобы наконец-то узнать ответ на интригующий всех вопрос. То есть в «Шерлоке», как и в «Докторе Хаусе» тоже происходит игра со зрителем, только здесь отличие в том, что ответа на загадку в конце серии может и не быть и приходиться самим додумываться, с помощью своих умственных способностей и с помощью метода дедукции.

Дедукция - метод мышления, при котором частное положение выводиться логическим путем из общего. Т.е. выводим частное из общего.

Дедуктивный метод Шерлока Холмса:

.Замечать мелочи

Шерлок собирает всевозможные улики и информацию. Рассматривает все варианты, существующие и несуществующие, и выбирает наиболее вероятный.

.Уметь сконцентрироваться

Когда Холмсу надо на чем-то сосредоточиться, он становиться нелюдим. Он не разговаривает, не отвлекается на посторонние дела, а полностью погружается в работу.

.Самосовершенствоваться

Шерлок много знает. Он разбирается практически во всем и владеет многими навыками, такими, как игра на скрипке, рукопашный бой, бокс и т.д.

.Построить свой «Дворец памяти»

В «Шерлоке» есть такое понятие как «чертоги разума», где он хранил всю информацию в своей памяти и размещал ее по полочкам.

.Доверять интуиции

Шерлок доверяет своим предчувствиям и идет по тем следам или выбирает тот путь, который ему подсказывает «шестое чувство».

.Постоянно практиковаться

Шерлок никогда не бездельничает. Если нет нового дела, то он развлекает себя и свой ум, логику и интуицию, решая головоломки или задачи.

Как можно увидеть, что Шерлок это не супергерой, а самый обычный человек, который постоянно совершенствует свои навыки для решения сложных задач. Но сам Шерлок Холмс как человек асоциален. Он не заводит себе новых друзей и не стремиться к этому. У него не было девушки, он живет со своим другом Ватсоном. Многие считали, что они пара влюбленных, т.е. гомосексуалисты. Данное мнение развеялось тогда, когда Ватсон женился. Шерлока люди не любят, так как он необщителен, грубый и говорит все, как есть. Такой же, как и Грегори Хаус. Но если у Хауса есть на то причины, потому что он калека и испытывает постоянную невыносимую физическую боль в ноге, то у Шерлока ее нет. Шерлок профессионал в своем деле, но кроме того, что он детектив, достижений у него нет, не в личной жизни и не в социуме.

2.2 Реакция публики на популярные сериалы

Популярными сериалами можно назвать те сериалы, которые пользуются большим спросом у широкой аудитории. Соответственно, у таких сериалов должен быть высокий рейтинг. В наши дни сложился такой стереотип, что вся популярная массовая культура делается ради коммерческих целей, что не важен смысл и идея, которые вложены в ту или иную область культуры, главное это прибыль. Да и массовый потребитель считается не очень привередливым в поглощении массового продукта.

К основным массовым продуктам относят:

.Информационную индустрию - прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д.

.Индустрию досуга - фильмы, развлекательную литературу, поп-музыку и сериалы

.Центром формирования массового потребления являются реклама и мода

Успешный сериал определенно должен быть популярным, а значит, массовым. Ведь главная цель сериала - привлечение аудитории и чем она больше, тем лучше для создателей этого произведения.

Сериалы имеют огромное влияние на аудиторию, особенно западные.

Во-первых, герои сериала влияют в большей степени на юношеские умы и девичьи сердца. Молодые юноши и девушки, так как для них это более характерно, могут копировать манеру одеваться у героев. Черное пальто, в котором ходит Шерлок, пришелся по нраву многим, что британская сеть магазинов «Debenhams» выпустила в продажу это пальто. Так же большим спросом пользуются браслеты, которые носил в сериале «Californication» Хэнк Муди (Дэвид Духовны). Здесь происходит двухсторонний обмен. Люди, как им кажется, становятся ближе к своим любимым героям, а создатели сериалов на этом уже делают деньги. Все честно, никто никого не обманывает.

Во-вторых, влияние происходит и в отношении с людьми. Помимо одежды, подростки могут копировать и тип поведения, который, весьма часто оказывается, к жизни не приспособлен. Возьмем в качестве примера того же «Доктора Хауса», где Хаус отличный врач, но в общении с людьми он просто невыносим. У него отсутствуют хорошие манеры. На экране выглядит все весело, и мы можем даже симпатизировать ему. Но если в реальной жизни мы будем иметь дело с таким человеком, то весело не будет никому, и более того, за таким поведением может скрываться психический больной человек. Ведь Хауса его поведение до добра не довело, после того, как у него случился эмоциональный взрыв и в состоянии аффекта он въехал в дом на машине к своей любимой женщине, его отправили в психическую клинику. Но подросткам кажется такая личность и такой тип поведения правильным. Ведь они сами в душе бунтовщики.

В-третьих, мы уже раннее об этом говорили, но все же это важный фактор. На нас и наше восприятие к жизни влияют мифы и стандарты. В сериалах все девушки, как правило, стройные, одеваются в красивые и дорогие вещи, мужчины носят дорогие костюмы. Все живут в отдельных квартирах или особняках. Строят карьеру, при этом успевая воспитывать детей и заниматься домашней работой. У молодых людей обязательно должен быть личный транспорт. Мы не замечаем, но нас это сильно влияет. Девушки ходят в фитнес - центры, в салоны красоты, солярий, на массаж, садятся на диеты и т.д. Если человек не подходит под стандарты, которые нам навязывают не только в сериалах, но и в ежедневной рекламе, у него начинают возникать комплексы, постепенно переходящие в депрессию и отстранение от социальной действительности, вплоть переходящее до самоубийства.

Сериалы могут не только негативно влиять, но и положительно. Например, при просмотре «Шерлока» возникает желание развивать свои навыки, научиться чему-либо новому, овладеть новыми знаниями. Ведь он нас учит мыслить нестандартно и показывает, что все в наших руках, главное это желание. Такая же тенденция к саморазвитию прослеживается и в «Докторе Хаусе», несмотря на свой эгоизм и отвратительный характер, он все же является профессионалом своего дела и является лучшим врачом - диагностом в больнице. Смотря на него, человек стремиться развивать свои профессиональные качества и быть специалистов в какой-либо сфере.

Теперь рассмотрим комментарии относительно этих двух сериалов.

Минусом сериала «Шерлок», по мнению зрителей, является то, что очень большие перерывы между сезонами. Первый сезон вышел 25 июля 2010 года, второй сезон вышел в 2012 году, третий - в 2014. Дата выхода четвертого сезона назначена в 2017 году. Конечно, коммуникация между зрителем и сериалом не прерывается. Во время перерывов между сезонами выкладывают на сайтах фотографии со съемок, интервью актеров, тем самым подогревая интерес публики и интригуя ее. А между зрителями происходит бурное обсуждение о том, как изменился сам актер - Бенедикт Камбербэтч, как развернется сюжет в дальнейшем и т.д. На сайте otzovik.com девушка прокомментировала данный сериал, рассмотрим часть комментария:

«Недостатки:

нового сезона так долго ждать

Естественно, я до этого момента как то весьма в общих чертах представляла, что такое социопатия. Но тут стала интересно, почитала и как то даже задумалась. Социопаты есть активные, которые не скрывают своего отношения к миру, а есть пассивные, маскирующиеся под обычного человека. И еще не понять, что хуже - тот, кто открыто говорит "я в любой момент могу стать обезьяной с гранатой". Или тот, кто совершенно неожиданно для всех ею становится и выдергивает чеку.

Хочу отметить, что от сезона к сезону серии становятся все интересней. Вообще, сериал такой - не привычный. Серий мало - всего по 3 за 1 сезон. И каждая по 1,5 часа. И каждая смотрится отдельным фильмом, воспринимается почти как самостоятельное кинопроизведение. Само построение каждой серии, качество съемки - все на высоте. Правда, не всегда успеваешь сообразить, про что идет речь. Ведь, как правило, в каждой серии кроме одного основного расследования, бывают еще и несколько так сказать "побочных".

Игра всех актеров на весьма хорошем уровне. Тут даже не знаешь, кого выделить - даже второстепенные роли удается подать ярко. В каждой новой серии совершенно не знаешь, куда вдруг повернет сюжет.

И это все как раз оставляет зрителя в состоянии такого хорошего "голода". Ведь когда в сезоне 10 серий - как то уже и смотреть утомляешься, особенно, если это уже какой-нибудь 3,4 и так далее сезон. Я "Остаться в живых" из-за этого не смогла полностью посмотреть. Перегорела уже после второго сезона. Тут же совсем иное дело - я даже не уверена, что такой сериал может надоесть».

В этом комментарии есть все то, о чем мы говорили раннее. Зритель этого комментария посмотрел не только значение слова «социопатия», но и посмотрел, какой она бывает, то есть зритель узнает новое для себя, развивается. Про формат сериала мы тоже говорили, он необычен для зрителя, так как в нем мало эпизодов и каждая серия смотрится, как отдельное художественное произведение. Но зрителям, судя по комментариям, это нравится, ведь он не надоедает, а наоборот, только разогревает аппетит. Рейтинг сериала «Шерлок» на сайте КиноПоиск - 9.485 из 10. Рейтинг кинокритиков в России на том же сайте 100%. Это нам показывает, что публика в восторге не только на западе, но и в России. Более того, «Шерлок» на 3месте самых лучших сериалов по версии КиноПоиска.

На том же сайте otzovik.com зрители активно комментируют и сериал «Доктор Хаус». Вот один из комментариев, оставленной зрительницей сериала:

«Достоинства:

отличный метод работы, который может служить наглядным пособием;

Недостатки:

иллюзия, редко встречающаяся в реальной жизни;

Ведь действительно, организм человека такая сложная штука, что даже при очевидной симптоматике ни один врач не может быть уверен, что стандартное лечение подойдет, и поэтому он просто ОБЯЗАН всегда держать свою голову в форме, и всегда ДУМАТЬ, и при постановке диагноза, и в процессе лечения. И отслеживать этот процесс, и корректировать его, если результаты не удовлетворительны. А не назначил и забыл! Мозг врача всегда должен быть в ТОНУСЕ.

С другой стороны и пациенты (особенно у нас в стране), должны понимать, что их организм УНИКАЛЕН, и никто не может со 100% уверенностью предсказать, какие именно процессы происходят в организме, и как именно они будут развиваться. Поэтому если ваш врач не отслеживает, как именно проходит лечение, то вы должны сами контролировать результат и тормошить врача, если что-то вас не устраивает, не пытаясь при этом (если конечно вы не имеете достаточной информации) скорректировать свое лечение по своему усмотрению, не поставив врача в известность.

Это касается даже банальных простуд. Медицина сейчас на таком уровне, что постоянные простуды, и у детей в том числе, это не нормально! Это значит, что где-то, когда-то, кто-то неверно либо выбрал тактику лечения, либо не отследил результаты.

И наконец, сам Хаус! На мой взгляд - идеальный врач! В меру абстрагированный от пациентов, но при этом все же переживающий за их судьбу. Несколько слишком жесткий, но это с лихвой окупается его мозговой деятельностью. Врач, который максимально интересуется пациентом до тех пор, пока не поймет, что сделал для него все что мог!

Не знаю как вы, а я была бы счастлива, если бы хотя бы половина врачей была заточена так, как Хаус.

Что касается минусов - минус только один, не всегда в жизни даже врачи с острым умом могут найти решение задачи, которую подбрасывает им пациент. Это все же только кино».

Мы говорили, что в сериале используется много медицинских терминов, что не всегда понятно зрителю. Но все же его смотрят люди, отдаленные от медицинской темы, и это дает им возможность лучше разобраться в ней. Ведь современные реалии таковы, не каждый врач как Грегори Хаус. Когда мы идем на прием к врачу с какой-то проблемой, нас лечит вместо одного, десять врачей, и редко когда, нам ставят верный диагноз с первого раза. Так же в сериале показывается, что каждый человек особенный и для каждого нужны разные методы лечения. В России же к врачам относятся, как к мифическим существам. Пока что-то сильно не заболит, никто никуда не пойдет, а будет заниматься самолечением. В сериале хорошо показаны примеры самолечения и их результаты, к чему оно приводит. Еще раз скажем, что Грэгори Хаус профессионал, да, он относится к пациентам как к подопытным кроликам, но, в конце концов, он действительно их лечит. К сожалению, это лишь сериал, миф, в реальной жизни во всем мире таких врачей лишь единицы. Но зрители любят мифы, и поэтому Хаус покорил всех во всем мире, благодаря чему попал в «Книгу рекордов Гиннеса». Рейтинг сериала «Доктор Хаус» на КиноПоиске составляет 8.822 из 10. Это чуть ниже, чем у «Шерлока». Так же «Доктор Хаус» занимает 7 место среди лучших сериалов по версии КиноПоиска. Все-таки здесь важен формат. В «Докторе Хаусе» 8 сезонов, к седьмому сезону рейтинг сериала стал падать. Так происходит, практически со всеми сериалами, в которых от четырех сезонов и более. Видимо, создатели теряют хватку, или, же сериал просто не развивается. То есть, есть определенная схема, по ней и создают все серии. Но ведь зрителя нужно удивлять, зачем ему смотреть одно и то же, если он наперед знает, что произойдет. Пропадает интерес публики, и она уходит к другому сериалу. Вывод: надо постоянно держать зрительскую публику в напряжении, захватывать ее в гущу событий, интриговать, иначе ей станет скучно.

Заключение

В ходе данного исследования было доказано, что сериал - это особый вид коммуникации.

Коммуникативный процесс между людьми существовал во все эпохи. В наше же время, он лишь изменился. Связано это с технологическими возможностями. Коммуникация между людьми упростилась. Сейчас есть множество средств для ее реализации.

Сериал, на первый взгляд, носит лишь развлекательную функцию и не может серьезно влиять на наше восприятие. Но, как выяснилось, он оказывает огромное влияние на личность, и на практически все сферы социума. Это обуславливается тем, что данный вид искусства приближен к реальности. Аудитория или отдельная личность, при просмотре узнает себя, отождествляет себя с героями, наблюдает за происходящим на экране и одновременно является участником событий.

Коммуникация в сериале зависит от множества причин, не только со стороны актеров и создателей, но и от зрителя.

Актеры должны играть профессионально, готовиться к роли тщательно, что бы при просмотре у зрителя возникало чувство доверия, что бы чувствовалась искренность в игре, а не наигранность. Что бы зритель сопереживал ему, и ставил себя на его место.

Режиссеры и сценаристы должны понимать, что они делают, для кого и зачем. Должны знать свою целевую аудиторию и подстраиваться под нее. Четко должны выработать себе план или схему и прорабатывать все до конца, не изменяя своего выбранного направления. Ведь зритель плохо переносит изменения, они его пугают, так же, как и в жизни. Человек всю свою жизнь стремиться к стабильности во всем, и пугается перемен, пусть они даже и в лучшую сторону.

Сам же зритель должен быть вовлечен в процесс коммуникации, должен быть охвачен происходящими событиями, но при этом делать для себя выводы со стороны. Так же должен быть готов к просмотру, не отвлекаясь ни на что со стороны.

Так же мы рассмотрели, какие виды коммуникации по Почепцову Г.Г., применяются в сериале и сделали вывод, что в сериале самый часто встречающийся и применяющийся это вербальный. За ним следует невербальный вид. Невербальный вид коммуникации помогает глубже раскрыть характер персонажа и ход его мыслей, с помощью мимики, жестов и одежды. В сериале отдается далеко не последнее место и мифологическому виду. Мифы - это то, во что верят люди всех возрастов и всех социальных слоев общества.

В практической части курсовой работы, мы рассмотрели сериалы «Шерлок» и «Доктор Хаус», а так же, проанализировав комментарии по этим двум сериалам, изучили реакцию публики.

Выяснили, что зрителя привлекают нестандартные герои, каковыми и являются Грэгори Хаус и Шерлок Холмс в данных сериалах. Они оба асоциальные, грубые личности, трудно идут на общения с людьми. Но вместо отвращения и презрения, они вызывают восхищение у публики. Они не являются злодеями или отрицательными персонажами, они просто такие, какие есть. Самый верный показатель реакции публики на телесериал - рейтинг. Эти два сериала вошли в список 20 самых лучших сериалов по версии КиноПоиска. А «Доктор Хаус» попал в «книгу рекордов Гинесса», его посмотрели более 80 млн. зрителей по всему миру.

В заключении можно сказать, что сериал является важным феноменом в современной жизни и несет в себе коммуникативную функцию. Он моделирует аудиторию, формирует ее сознание, задает жизненные ориентиры, так же обогащает ее духовно.

Список литературы

  1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994 .
  2. Адорно Т. Может ли публика хотеть? Сорок мнений о телевидении. - М.: Искусство, 1989.
  3. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М.: РИП-холдинг, 2003.
  4. Бориснев С.В. Социология коммуникации. - М.: ЮНИТИ, 2003.
  5. Галушко Р. И. Западное телевидение и массовая культура. - М.: МГУ, 1991.
  6. Загадка доктора Хауса человека и сериала/под ред. Л. Уилсона. - Спб.: издательство «Питер», 2010.
  7. Козлов Е. В. Развлечение сериалом // Развлечение и искусство. - Спб.: Алетейя, 2008.
  8. Козлов Е.В.Серийность в паралитературе// Массовая культура на рубеже XX-XXI веков: Человек и его дискурс/ Сб. науч. трудов. - М.: Азбуковник, 2003.
  9. Михайлова. Г.В. Многосерийный телефильм: истоки, практика, перспективы. - М.: Институт истории искусства Министерства культуры СССР, 1976.
  10. Основы теории коммуникации/ под ред. М.А.Засилика. - М.: издательство ЮНИТИ, 2003.
  11. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М.: издательство «Рефи-бук», 2001.

Сеансу отвечают: Сериалы. Средний уровень: тогда и теперь. URL: <#"justify">Соколов А. Теория социальной коммуникации. - Спб.: издательство Михайлова В.А., 2002.

  1. Усов Ю.Н. О схемах типологии кинозрителей // Творческий процесс и художественное восприятие. - М.: издательство «Искусство», 1998.
  2. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - Спб.: Издательский дом «Нева», 2002.

2. Источники

Комментарий по сериалу «Шерлок». URL: <#"justify">Приложение 1

Этапы создания сериала

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!