Связь самооценки личности и эмоционального состояния актеров

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    355,65 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Связь самооценки личности и эмоционального состояния актеров

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

(ГОУ ВПО КубГУ)

Кафедра психологии личности и общей психологии




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Связь самооценки личности и эмоционального состояния актеров














Краснодар 2013

ВВЕДЕНИЕ

эмоциональный выгорание самооценка профессиональный

Профессиональная деятельность - важнейшая составляющая жизни личности в целом. В профессии человек реализуется себя, свои цели, ценности и смыслы. Однако, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности, что естественно влияет на мотивацию труда.

Все изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействия с другими участниками трудового процесса Э.Ф. Зеер называет профессиональными деструкциями.

Как одну из тенденций профессиональных деструкций А.К. Маркова выделяет появление деформации личности - синдрома эмоционального сгорания (выгорания). Важно отметить, что для профессий типа «человек-человек» проблема синдрома эмоционального сгорания занимает особое место. Эмоциональное сгорание - это неустойчивое состояние психики, которое приводит к повышенной раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам. С. Маслач - одна из ведущих специалистов по исследованию «эмоционального сгорания» детализирует проявления этого синдрома: чувство эмоционального истощения, изнеможения, дегуманизация, деперсонализация; негативное самовосприятие в профессиональном плане - недостаток чувства профессионального мастерства. Все эти состояния отражаются на мотивации профессиональной деятельности и на чувстве удовлетворенности личностью собственной работой и жизнью.

Отечественные и зарубежные исследователи изучают проблемы эмоционального выгорания представителей различных сфер и профессий - это учителя, врачи, сотрудники правоохранительных органов Это все профессии, которые связаны с высокой эмоциональной вовлеченностью человека в переживание и сопереживание (или, наоборот, повышенный контроль своей эмоциональной сферы) событий жизни других людей.

В ряде исследований отмечаются факторы и условия, регулирующие профилактику синдрома эмоционального выгорания. Лидирующее место здесь занимают те, которые связаны непосредственно с самой личностью - ее мотивацией и самосознанием.

Отметим, что в литературе накоплен большой теоретический и прикладной аппарат по результатам исследований проблемы эмоционального выгорания у педагогов и врачей различных направлений и специализаций. Однако достаточно неизученной является проблема профилактики эмоционального выгорания у представителей такой профессии, как актеры.

Слагаемые успеха актерской карьеры напрямую связаны с личностью актера, но алгоритмизировать "секреты" подготовки профессионала в этой области практически невозможно. Любая система профессиональной подготовки актера (в училище или вузе) все равно иногда похожа на некоторое "чудо раскрытия таланта". И здесь ведущую роль играет способность актера "использовать" природой или воспитанием заложенный потенциал эмоциональной пластичности. Отсюда актер буквально живет эмоциями своего персонажа и часто, проживая неоднократно высокие уровни эмоций, сгорает в своей реальной жизни.

Существует большой практический запрос на изучение проблемы эмоционального выгорания представителей актерской профессии, которые позволили бы в дальнейшем профилактики данного синдрома, способствовали бы продолжению и поддержанию актерского долголетия.

Поэтому актуальным для нас стало исследование таких личностных особенностей, как связь самооценки личности и эмоционального состояния актеров.

Цель нашего исследования - исследовать связь самооценки личности и эмоционального состояния актеров.

Объект: личностные особенности актеров.

Предмет: связь самооценки личности и эмоционального состояния актеров.

Гипотеза исследования: существует связь самооценки личности и эмоционального состояния актеров.

Теоретические задачи:

1. Рассмотреть понятия "профессия", "профессиональное самоопределение и становление", "этапы профессионального становления", "профессиональное самосознание", "профессиональные деформации", "эмоциональное выгорание".

. Описать проблемы профессионального становления личности как изменения Образа Я и самооценки.

. Проанализировать особенности связи профессиональной удовлетворенности и эмоционального состояния личности.

. Определить основные теории эмоций, виды эмоций и эмоциональных состояний.

Эмпирические задачи:

5. Подобрать методы и процедуры диагностики самооценки и эмоционального выгорания актеров.

. Выявить особенности самооценки актеров и преподавателей.

. Выявить особенности эмоционального состояния актеров и преподавателей.

. Определить особенности связи самооценки личности и эмоционального состояния актеров.

Теоретические основы исследования: личностно ориентированный подход к профессиональной деятельности (В. Франкл, Э. Фромм, Э. Эриксон, Э. Берн, Мак-Адамс, Б.А. Ясько, З.И. Рябикина, К.А. Абульханова-Славская); работы о профессиональном самосознании, рассматриваемые в контексте общей теории идентичности (Е.Г. Белинская, Г. Теджфел, О.А. Тихомандрицкая), где различные Образы Я и Других понимаются как взаимосвязанные части общего самосознания и Я-концепции личности; исследования эмоций (С.Л. Рубинштейн, Г. Селье, В. Вундт, Ч. Дарвин, Г. Спенсер, У. Джеймс, Г. Ланге, У. Кенонн, Ф.Бард, Д. Хебб, Л. Фестингер, С. Шехтер, В. Штерн, К. Шнайдер и др.); работы по теме эмоционального выгорания Р. Шваб, С. Маслач, Е. Махер, Х. Кюйнарпуу, К. Кондо, Б. Пелман, Е. Хартман, А. Пайнс, X. Дж. Фрейденберг; исследования психологических особенностей актеров и сценической деятельности (Е.В. Левченко, В.И. Кочнев, Ю.И. Попова, И.А. Чернова, Шестакова К.Н).

Использовались следующие методики: методика диагностики самооценки С.А. Будасси; опросник MBI (опросник адаптирован Н.Е. Водопьяновой); методика «Определение уровня тревожности» Ч.Д.Спилберга, Ю.Л.Ханина.

Выборка: в исследовании приняли участие 50 респондентов: 25 - актеров и 25 - преподавателей средних школ (Геленджик, Краснодар). Из них 15 мужчин и 35 женщин. Возраст респондентов от 21 до 45 лет.

Практическая значимость. полученные результаты могут быть использованы в рамках различных учебных курсов, направленных на формирования представлений о профессиональной деятельности личности. Полученные результаты можно использовать для организации психологической поддержки актеров и педагогов (в процессе подготовки, адаптации к профессии и повышения квалификации).

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

.1 Профессиональная деятельность и профессиональные деформации личности

Известно, что труд положительно влияет на психику человека. Однако применительно к разным видам профессиональной деятельности принято считать, что существует большая группа профессий, выполнение которых приводит к профессиональным заболеваниям разной степени тяжести. Исследователи отмечают также, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности [3; 35].

Наряду с этим существуют виды труда, которые не отнесены к вредным, но условия и характер профессиональной деятельности оказывают травмирующее воздействие на психику.Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деструкций. Деструкция в переводе с латинского означает разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо.

Профессиональные деструкции (или деформации) - это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса [11, с.230].

Профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.

Анализируя причины, препятствующие профессиональному развитию человека, А.К. Маркова указывает на возрастные изменения, связанные со старением, профессиональные деформации, профессиональную усталость, монотонию, длительную психическую напряженность, обусловленную сложными условиями труда, а также кризисы профессионального развития [21].

В психологии труда основательно исследованы проблемы профессионального старения, обеспечения надежности труда, повышения работоспособности, а также виды профессиональной деятельности, связанные с неблагоприятными и экстремальными условиями труда. В меньшей степени исследованы профессиональные деформации личности, несмотря на то что С.Г. Геллерштейн еще в 1930-е гг. писал: «Надо постоянно помнить, что сущность профессиональной работы заключается не только в выполнении работником ряда активных и реактивных действий, но и в приспособлении организма к тем специфическим особенностям профессии, на фоне которых эти действия совершаются. Происходит непрерывное взаимодействие внешних условий и организма работника. При этом очень часто наблюдается деформация не только тела, но и психики работника» [13, с.132].

Далее С.Г. Геллерштейн уточняет, что деформацию следует понимать как изменение, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер (искривление позвоночника и близорукость у конторских служащих, угодливость приказчиков, льстивость кельнера и др).

Отдельные аспекты этой проблемы освещены в работах С.П. Безносова, Р.М. Грановской, Л.Н. Корнеевой. Исследователи отмечают, что деформации развиваются под влиянием условий труда и возраста. Деформации искажают конфигурацию личностного профиля персонала и негативно сказываются на продуктивности труда. В наибольшей степени профессиональным деформациям подвержены профессии типа «человек - человек». Это вызвано, по мнению С.П. Безносова, тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект данного труда [4, c.89-94].

Итак, профессиональная деятельность сопровождается разнонаправленными онтогенетическими изменениями личности. Профессиональное развитие - это приобретения и потери, а значит, становление специалиста, профессионала - не только совершенствование, но и разрушение, деструкция.

Профессиональные деформации - это нарушение уже усвоенных способов деятельности, разрушение сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности. Это также изменения структуры личности при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Профессиональные деструкции возникают и при возрастных изменениях, физическом и нервном истощении, болезнях.

Деформации, которые возникают в процессе многолетнего выполнения одной и той же профессиональной деятельности, негативно влияют на ее продуктивность, порождают профессионально нежелательные качества и изменяют профессиональное поведение человека, и называются профессиональными деформациями.

Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деформации, можно разделить на три группы [11]: объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-нравственной средой; субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений; объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Одна из предпосылок развития профессиональной деформации коренится уже в мотивах выбора профессии. Это как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, - так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению.

Развитию профессиональных деформаций способствует эмоциональная напряженность профессионального труда. Часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния с ростом стажа работы снижают фрустрационную толерантность специалиста, что может привести к развитию профессиональных деформаций.

Эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности приводит к повышенной раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам. Такое неустойчивое состояние психики получило название синдрома «эмоционального сгорания». Остановимся на этом явлении подробнее.

1.2 Эмоциональное выгорание личности и профессиональная деятельность актеров

Термин «burnout (эмоциональное сгорание/выгорание)» введен американским психиатром X. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [12].

Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. К 1982 г. в англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по «эмоциональному сгоранию». Представленные в них исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер.

Первоначально количество профессионалов, относимых к подверженным «эмоциональному сгоранию», было незначительно: сотрудники медицинских учреждений и различных общественных благотворительных организаций [7].

Как отмечает Л.Ф.Колесникова, Р. Шваб расширил группу профессионального риска: это - прежде всего учителя, полицейские, тюремный персонал, политики, юристы, нижнее звено торгового персонала, менеджеры всех уровней [15].

С. Маслач - одна из ведущих специалистов по исследованию «эмоционального сгорания» детализирует проявления этою синдрома: чувство эмоционального истощения, изнеможения (человек чувствует невозможность отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация, деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к клиентам); негативное самовосприятие в профессиональном плане - недостаток чувства профессионального мастерства [12].

С. Маслач еще в 1982 г. выделила в качестве ключевых признаков синдрома «эмоционального сгорания»: 1) индивидуальный предел, «потолок» возможностей нашего эмоционального Я противостоять истощению, противодействовать «сгоранию» самосохраняясь; 2) внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания; 3) негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и/или их негативные последствия.

Далее перечень симптомов «эмоционального сгорания» был обобщен: а) усталость, утомление, истощение, б) психосоматические недомогания, в) бессонница, г) негативное отношение к клиентам, д) негативное отношение к самой работе, е) скудость репертуара рабочих действий, ж) злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками, з) отсутствие аппетита или. наоборот, переедание, и) негативная «Я-концепция», к) агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбужденности, гнев), л) упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности, м) переживание чувства вины. Некоторые симптомы считаются «разрушающими», некоторые - их следствиями [12].

Следует отличать термин «burnout» от психиатрического термина «burn out». Последний связан с остаточными явлениями шизофрении, симптоматика которых проявляется иначе. Описывают три психиатрических типа «burn out» с указанием особенностей симптоматики, упоминая еще один разделительный признак двух понятий: процессуальный характер «эмоционального сгорания» [12]. «Burnout» К. Кондо кратко определяет как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностых отношений. Этому соответствует и данное им образное толкование: «сгоранию» подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом; долгое время помогая другим, они начинают чувствовать разочарование, так как не удается достичь того эффекта, которого ожидали; такая работа сопровождается чрезмерной потерей психологической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональному истощению (исчерпыванию) и как результат - беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышки, желудочно-кишечных расстройств, головных болей, люмбаго, пониженного давления, нарушений сна, а также семейные проблемы. Такое включение стрессогенных (т. е. необязательно характеризующихся тесным контактом с клиентом) факторов в факторы эмоционального сгорания значительно расширил круг соответствующих профессий.

Как отмечают Б. Пелман и Е. Хартман, обобщив многие определения «выгорания», существует три главных компонента: эмоциональное ли физическое истощение, деперсонализация, сниженная рабочая продуктивность [12].

Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе, как раньше.

Деперсонализация связана с возникновением равнодушного, негативного и даже циничного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся обезличенными и формальными; возникающие негативные установки могут по началу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

Сниженная рабочая продуктивность (редуцирование личностных достижений) проявляется в снижении оценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном отношении к себе как к личности. Появляется безразличие к работе.

После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Пишут о трех факторах, играющих существенную роль в «эмоциональном сгорании»: организационном, ролевом и личностном.

Организационный фактор. «Выгорание» связано с тем, что работа может быть: многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки (тренировки), или с тем, что характер руководства со стороны вышестоящих не соответствует содержанию работы. Развитию «сгорания» также способствует неопределенность или недостаток ответственности. Администрация может смягчить развитие «сгорания», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию. Администрация может также четко распределить обязанности, продумав должностные инструкции. Руководство может организовать здоровые взаимоотношения сотрудников.

При анализе уровней «сгорания» в двух группах испытуемых было обнаружено, что работа в ситуации распределенной ответственности, где сильно выражено «коллегиальное начало», ограничивает развитие «burnout» несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше [12].

Личностный фактор. Здесь важными являются индивидуальные особенности. Так выявлена, взаимосвязь индивидуальных различий в толерантности к развитию синдрома «эмоционального сгорания» с типологическими свойствами нервной системы (слабостью, лабильностью, активированностью нервных процессов) [1].

Была изучена связь мотивации и «выгорания». В расчет брались разные мотивы трудовой деятельности: удовлетворенность зарплатой, чувство «значимости» себя на рабочем месте, профессиональное продвижение, автономия и уровень контроля со стороны руководства » т. п. Прямой связи «сгорания» с удовлетворенностью зарплатой не найдено. Если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. Неудовлетворенность профессиональным ростом и установкой на поддержку (благожелательностью) также связан с развитием «выгорания». Испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые») больше подвержены «выгоранию» [14].

В связи с развитием «выгорания», отмечает Дж К. Кондо, наиболее важно понять, что для человек является стрессом, и то, как разрешаются стрессовые ситуации. Наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс по типу «А»: агрессивно, в соперничестве несдержанно, любой ценой; стрессогенный фактор вызывает у них чувства подавленности, уныния из-за неосуществления того, чего хотелось достичь К. Кондо [19] относит к «сгорающим» также «трудоголиков».

X. Дж. Фрейденберг описывает «сгорающих» следующим образом: они - сочувствующие, гуманные, мягкие, увлекающиеся, идеалисты, ориентированные на людей и - одновременно - неустойчивые, интровертированные, одержимые навязчивой идеей (фанатичные), «пламенные» и легко солидаризирующиеся [7].

Е. Махер дополняет этот список «авторитаризмом», «низким уровнем эмпатии». Тем самым в противоречие вступают данные о связи высоких уровней сочувствия и «сгорания» с данными о связи низкого уровня эмпатии с высоким уровнем «сгорания». Это означает сочувствие, сопереживание в житейском понимании, то есть содержит в себе оттенок простоты, доверительности, наивности; «эмпатия» - это, скорее, способность к сочувствию: отразить чувство, понять его, вербализовать, не растворяя его в чувствах другого, то есть понятие имеет больший оттенок интеллектуальности, чем эмоциональности и иную субъектную позиционность ("стоять выше..., но не ставить себя выше") [7].

Среди исследований особенностей эмоционального выгорания находятся представители различных процессий типа «человек-человек»: учителя, врачи, социальные работники, сотрудники силовых ведомств. Отдельно можно выделить в ряду этих профессий деятельность актеров.

Так, Штефан Н.И. изучал количественные и социально-стратификационные характеристики актеров любительских театров. Анализируя организационные особенности деятельности, мотивацию посещения любительских театров, и взаимоотношения в коллективе, исследователь выявил, что занятость в любительском театре оказывает значительное влияние на жизнь и личность актеров [40].

Высокая эмоциональная и личностная вовлеченность ведет к выгоранию актера. Шестакова К.Н. изучая профессиональное выгорание актеров в контексте профессиональных кризисов и увлеченности работой выделила профессионально-ситуационные параметры, которые оказывают влияние на развитие выгорания: ингибиторами (затормаживающими факторами) профессионального выгорания актеров являются энтузиазм, энергичность, привлекательность профессии, профессиональная востребованность; предикторами (признаков, обеспечивающих точный прогноз явления) профессионального выгорания актеров являются поглощенность деятельностью, профессиональные кризисы (кризис нереализованности, опустошенности, бесперспективности), уязвимость к стрессовым ситуациям в профессиональной деятельности [38].

В другом исследовании Поповой Ю.И. выявлено, что специфика Я-концепции актеров по сравнению с Я-концепцией педагогов заключается в многаспектности и богатстве содержания эмоциональной сферы, осознании глубокой личностной вовлеченности в деятельность и комплексе характеристик, отражающих высокое внимание к содержанию своей личности. Автор также обнаружила гендерные различия в содержании Я-концепции актеров и педагогов, проявляющиеся наряду с профессиональными. В содержании Я-концепции женщин чаще встречаются определения эмоциональности и любви, в содержании Я-концепции мужчин чаще встречаются характеристики, описывающие уравновешенность и активность [26].

Пытаясь найти психологические механизмы решения различных аспектов профессиональной адаптации, Кочнев В. И. выделил три наиболее общих условия успешности актерского творчества: наличие специфических механизмов оптимизации (ограничения) уровня активации нервно-психического аппарата актера в процессе переживания роли; наличие специфических механизмов согласования динамических характеристик эмоционального состояния актера как изображаемого лица с динамикой образной «развертки» мысленно воспроизводимых актером обстоятельств «жизни роли»; наличие сверхзадачи достаточно высокого уровня обобщенности, сообщающей существенные энергетические преимущества действиям актера как сценического персонажа. Автор связывает возможность выполнения всех этих условий с процессом саморегуляции актера как целостного процесса, определяющего конкретные формы организации сценического поведения и, в конечном счете, его эффективность [17].

Чернова И.А. и Левченко Е.В. также отмечают высокую значимость эмоций в жизни актера. Исследовали изучали особенности восприятия эмоций (собственных и чужих) представителями профессии «актер». Было установлено, что актеры воспринимают эмоции в другом на уровне категориального восприятия и с двух позиций, а непосредственно воспринимая эмоции другого, осознают их по аналогии с собственными. Полученные результаты авторы объясняют спецификой процесса обучения актерскому мастерству мастерству. Например, упражнения, применяемые при обучении актеров, направлены на развитие таких способностей как зрительная и слуховая наблюдательность и память, способности к саморегуляции, мышечная память и др. Актеров учат работать над собой, учат быть гибкими, быстро входить в роль, наблюдать за своим поведением и чувствами [37].

Таким образом, исследования в области изучения особенностей эмоционального состояния и самооценки актеров имеются, но они редки и часто проводятся в контексте изучения других смежных профессий.

2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТИ

.1 Теории эмоций

Чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих физиологические и другие связанные с ними вопросы, на самом деле не существует, а идеи, взятые из разных областей научных исследований, в теориях эмоций обычно сосуществуют. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат друг для друга объяснением. Кроме того, ряд теоретических вопросов, например вопрос о классификации и основных параметрах эмоциональных состояний, не может быть решен без обращения к физиологическим коррелятам эмоций [23].

В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В 18-19 вв. не было единой точки зрения на природу и сущность эмоций. Одна из наиболее ранних биологических теорий, объясняющих эмоциональные явления, разработана автором эволюционного учения Чарльзом Дарвином. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма [23, с.445].

Развивает эволюционную идею о происхождении эмоций рудиментарная теория эмоций. После публикации работ Чарльза Дарвина ряд психологов (частью Герберт Спенсер <#"868541.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Самооценка у актеров

Примечание: 1 - низкая самооценка, 2 - средняя самооценка, 3 - высокая самооценка

Оказалось, что почти 45% всех актеров имеют среднюю самооценку. Считается, что средняя самооценка чаще всего бывает и адекватной, то есть она предполагает равное признание человеком как своих достоинств, так и недостатков. В основе этой самооценки, выражающейся через положительное свойство личности - уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать. Уверенный человек критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем чтобы не повторить их вновь.

% актеров имеют низкую самооценку. Люди с низкой самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно не обоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного, и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.

Развитию неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т. д. Например, неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс самовоспитания затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспективы и конечный результат.

% актеров имеют высокую самооценку. Люди с высокой или завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обусловливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Незаслуженные похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искаженного представления о собственных возможностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу. Вкупе с не критичностью мышления, недисциплинированностью, отсутствием необходимого самоконтроля это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания.

Результаты сравнительного анализа по группам самооценки представлены в Таблице 1.

Таблица 1 - Общая самооценка актеров (средние показатели)

Уровень самооценки

Актеры (n=25)

Низкая

- 0, 61

Средняя

0, 25

Высокая

0, 75


Оценка статистической достоверности различий по U-критерий Манна-Уитни показала, что различия наблюдаются между группами с высокой и средней самооценками. Критические значения: UКр p≤0.01 = 14 и p≤0.05 =21. Полученное эмпирическое значение Uэмп(18) находится в зоне значимости.

Между другими группами (уровнями) самооценки различий не было выявлено.

Таким образом, в выборке актеров выявлены все виды самооценки: низкая, высокая и средняя самооценки. Большинство актеров - обладатели средней самооценки. Это уверенные в себе люди, умеющие ставить реалистичные цели и их добиваться. Однако среди актеров есть люди и с завышенной самооценкой, которые могут гипертрофированно оценивать свои достоинства, ставить перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Часть актеров имеет также низкий уровень самооценки, что может свидетельствовать о критичном отношении к себе, неуверенности и высокой тревожности в отношениях или при постановке и достижении целей. Статистически различны две группы - актеры с высокой и средней самооценкой.

Опишем полученные результаты самооценки у преподавателей (Рисунок 2).

Рисунок 2- Самооценка у преподавателей

Примечание: 1 - низкая самооценка, 2 - средняя самооценка, 3 - высокая самооценка

Оказалось, что почти 55% всех преподавателей имеют среднюю самооценку, то есть они уверены в себе признают как свои достоинства, так и недостатки, решительны, умеют находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать, критически относятся к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем чтобы не повторить их вновь.

% преподавателей имеют высокую самооценку, то есть они гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям.

% преподавателей имеют низкую самооценку. Люди с низкой самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач.

Результаты сравнительного анализа по группам самооценки представлены в Таблице 2.

Таблица 2 - Общая самооценка преподавателей (средние показатели)

Уровень самооценки

Преподаватели (n=25)

Низкая

- 0, 72

Средняя

0, 48

Высокая

0, 61


Оценка статистической достоверности различий по U-критерий Манна-Уитни показала, что различия между группой преподавателей с высокой и средней самооценкой не наблюдается. Критические значения: UКр p≤0.01 = 14 и p≤0.05 =21. Полученное эмпирическое значение Uэмп(25) находится вне зоны значимости.

Сравнение между группой с низкой самооценкой и другими группами (уровнями) самооценки не проводилось в связи с недостаточностью количества преподавателей с низкой самооценкой (5% - это 2 человека).

Таким образом, в выборке преподавателей выявлены доминирующие виды самооценки: высокая и средняя самооценки. Большинство преподавателей - обладатели средней самооценки. Это уверенные в себе люди, умеющие ставить реалистичные цели и их добиваться. Почти такое же количество преподавателей - это люди с завышенной самооценкой, которые могут гипертрофированно оценивать свои достоинства, ставить перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Статистически значимых различий между группами нет.

Сравнительный анализ уровня самооценок у актеров и преподавателей представлен в таблице 3.

Таблица 3 - Сравнение самооценки актеров и преподавателей

(средние показатели)

Уровень самооценки

Актеры (n=25)

Преподаватели (n=25)

Значения UКр

Низкая

- 0, 61

- 0, 72

Не проводилось

Средняя

0, 25

15

Высокая

0, 75

0, 61

22


Оценка статистической достоверности различий по U-критерий Манна-Уитни показала, что наблюдаются различия между группой преподавателей и актеров со средней самооценкой. Критические значения: UКр p≤0.01 = 14 и p≤0.05 =21. Полученное эмпирическое значение Uэмп(15) находится в зоне значимости.

Между группой преподавателей и актеров с высокой самооценкой различий нет. Критические значения: UКр p≤0.01 = 14 и p≤0.05 =21. Полученное эмпирическое значение Uэмп(22) находится вне зоны значимости.

Таким образом, можно сказать, что отличаются друг от друга актеры и преподаватели только те, у кого средняя самооценка. Отличие заключается в том, что преподаватели имеют чуть более высокую среднюю самооценку, чем актеры.

Сравнительный анализ количества актеров и преподавателей с разной самооценкой представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 - Сравнительный анализ самооценок актеров и преподавателей (в %)

Как видно из рисунка 3 расхождения между количеством актеров и преподавателей с разными самооценками существуют. Среди преподавателей встречается больше людей со средней самооценкой, но фактически нет преподавателей с низкой самооценкой. А у актеров наблюдается более равномерное распределение на группы: более представлена группа со средней самооценкой, но также выражена группа с низкой и высокой самооценкой.

Такой результат может свидетельствовать о том, что самооценка педагогов более умеренная (средняя). Они могут быть более адекватны в оценке своих достижений и межличностных контактах. А среди актеров несколько больше людей, склонных к неадекватной постановке целей и трудностям в межличностном взаимодействии.

Был проведен сравнительный анализ уровня самооценок у мужчин и женщин. Данные представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Сравнение самооценки актеров и преподавателей

(средние показатели)

Уровень самооценки

Женщины (n=35)

Мужчины (n=15)

Значения UКр

Низкая

- 0, 52

- 0, 68

12

Средняя

0, 41

0, 5

24

Высокая

0, 64

0, 85

17


Оценка статистической достоверности различий по U-критерий Манна-Уитни показала, что наблюдаются различия между группой мужчин и женщин с высокой самооценкой. Критические значения: UКр p≤0.01 = 14 и p≤0.05 =21. Полученное эмпирическое значение Uэмп(17) находится в зоне значимости.

Между группой мужчин и женщин с высокой и низкой самооценкой самооценкой различий нет. Критические значения: UКр p≤0.01 = 14 и p≤0.05 =21. Полученное эмпирическое значение Uэмп(12) и Uэмп(24) находятся вне зоны значимости.

Таким образом, можно сказать, что отличаются друг от друга мужчины и женщины только те, у кого высокая самооценка. Отличие заключается в том, что мужчины имеют чуть более высокую среднюю самооценку, чем женщины.

Оценка достоверности различий внутри групп мужчин и женщин показала, что различия существуют только между группой мужчин с низкой и высокой самооценкой. Критические значения: UКр p≤0.01 = 14 и p≤0.05 =21. Полученное эмпирическое значение Uэмп(16) находится в зоне значимости.

Сравнительный анализ количества женщин и мужчин с разной самооценкой представлен на рисунке 4.

Рисунок 4 - Сравнительный анализ самооценок женщин и мужчин (в %)

Как видно из рисунка 4 расхождения между количеством мужчин и женщин с разными самооценками существуют. Среди женщин встречается больше людей со средней самооценкой, но фактически нет женщин с низкой самооценкой. А у мужчин наблюдается более равномерное распределение на группы: более представлена группа со средней самооценкой, но также выражена группа с низкой и высокой самооценкой.

Такой результат может свидетельствовать о том, что самооценка женщин более умеренная (средняя). Они могут быть более адекватны в оценке своих достижений и межличностных контактах. А среди мужчин несколько больше людей, склонных к неадекватной постановке целей и трудностям в межличностном взаимодействии. Здесь отметим, что такое распределение самооценкой среди женщин и мужчин связано очевидно еще и с тем, что в выборке мужчин были преимущественно мужчины - актеры (10 актеров и 5 преподавателей), а среди женщин больше представлены преподаватели (15 - преподавателей и 10 - актрис).

3.3 Эмоциональное выгорание у актеров и преподавателей

Результаты обработки данных, полученных по опроснику MBI, свидетельствуют о том, что всего лишь 10% актеров оказались с высоким уровнем эмоционального выгорания. У 60 % эмоциональное выгорание имеет среднее значение и 30% актеров с низким уровнем эмоционального выгорания (Рисунок 5).

Рисунок 5 - Уровни эмоционального выгорания актеров

Из Рисунка 5 видно, что у обследуемых актеров деформация личности в виде синдрома эмоционального выгорания в процентном соотношении не выявляется, то есть в целом их эмоциональное состояние можно назвать стабильным и благополучным.

Далее был проведен анализ данных, в результате которого выявлено процентное распределение каждого компонента из трехмерной модели опросника MBI. Так выявлено, что показатели чуть выше среднего по редукции личностных достижений наблюдаются у 20% респондентов, деперсонализация - у 25%, эмоциональное истощение - у 25 %. Около 30% респондентов не имеют в показателях доминирующих тенденций по компонентам (Рисунок 6).

Рисунок 6 - Особенности эмоционального выгорания по компонентам трехмерной модели MBI у актеров

Итак, можно сделать вывод о том, что у актеров эмоциональный фон повышен, они не равнодушны к происходящему в их профессиональной деятельности, но отношения с другими людьми не деформированы. Негативизма, циничных установок и чувств по отношению к другим людям (коллегам, родственникам) нет. Актеры позитивно оценивают себя, свои профессиональные достижения и успехи, отсутствует негативизм относительно своей профессиональной реализации.

Диагностика уровня эмоционального выгорания у преподавателей представлена на рисунке 7.

Рисунок 7 - Уровни эмоционального выгорания преподавателей

Первая группа - учителя, данной группы характеризуются низким уровнем эмоциональной напряженности (22%), низким уровнем тревожности, высокой эмоциональной устойчивостью, высоким уровнем удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней.

Вторая группа - (31%) присущи черты личности со средним уровнем выгорания.

Третья группа - имеют низкие значения индекса жизненной удовлетворенности (47%), что свидетельствует о неудовлетворенности своей жизнью, обшей неадаптированности, неприспособленности человека к жизни, психологическом дискомфорте.

Далее был проведен анализ данных, в результате которого выявлено процентное распределение каждого компонента из трехмерной модели опросника MBI (Рисунок 8).

Рисунок 8 - Особенности эмоционального выгорания по компонентам трехмерной модели MBI у преподавателей

Так выявлено, что у преподавателей показатели выше среднего по редукции личностных достижений наблюдаются у 50% респондентов, деперсонализация - у 20%, эмоциональное истощение - у 40 %.

Итак, можно сделать вывод о том, что у преподавателей эмоциональный фон несколько снижен, они могут быть равнодушны к происходящему в их профессиональной деятельности, но отношения с другими людьми не деформированы. Негативизма, циничных установок и чувств по отношению к другим людям (коллегам, ученикам) нет. Но преподаватели склонны негативно оценивать себя, свои профессиональные достижения и успехи, физически истощены.

Оценка различий между группами актеров и преподавателей показала, что достоверных различий нет. Однако анализ гендерных различий показал, что мужчины и женщины отличаются по доминирующим компонентам эмоционального выгорания.

 

Рисунок 9 - Гендерные различия в эмоциональном выгорании

Из Рисунка 9 видно, что у женщин больше, чем у мужчин представлены два компонента эмоционального выгорания: «эмоциональное истощение» и «редукция личных достижений». А у мужчин больше, чем у женщин представлен компонент «деперсонализация». Мы можем предположить, что в данной ситуации проявляются гендерные стереотипы поведения, которые связаны с «культурными образцами», предписывающими мужчинам и женщинам определенные типы реагирования или переживания стресса. В «культурных образцах» заложено, что женщины более эмоционально переживают проблематику отношений, склонны к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, а мужчины склонны противопоставлять свои чувства чувствам других людей (занимать соперничающую, автономную позицию), повышают негативизм, циничность установок и чувств по отношению к окружающим.

Отметим также, что среди мужчин в нашей выборке больше актеров, а среди женщин - преподавателей. Этот факт заставляет предположить, что группа женщин-преподавателей уже представляет некоторую группу риска по формированию синдрома эмоционального выгорания. В то время как эмоционально наполненная профессиональная жизнь мужчины актера оказывается более "долгосрочной".

3.4 Уровень тревожности у актеров и преподавателей

Для определения уровня тревожности молодежи мы применили методику «Определение уровня тревожности» Ч.Д.Спилберга, Ю.Л.Ханина. Полученные результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Уровень тревожности, (%)

Общий уровень тревожности

Преподаватели


Личностная

Ситуативная

Личностная

Ситуативная

Высокий уровень

10

30

60

60

Умеренный уровень

70

50

40

40

Низкий уровень

20

20

0

0


Из полученных данных можно заключить, что преподавателей с высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности больше. Очевидно они обладают склонностью к высоко субъективным переживаниям эмоций, напряжению, беспокойству, нервозности, эмоциональной лабильности, возрастанию общей возбудимости и снижению порога чувствительности.

В то время как у актеров, тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовые ситуации (накануне важных встреч, перед выполнением ответственных заданий, выступлениями), но негативное эмоциональное впечатление от пережитого сохраняет долговременное воздействие на личность. А вот низкий уровень тревожности может говорить об эмоциональной ригидности, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности.

Таким образом, преподавателей с высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности больше, чем актеров с такими состояниями. Преподаватели обладают склонностью к высоко субъективным переживаниям эмоций, напряжению, беспокойству, нервозности, эмоциональной лабильности, возрастанию общей возбудимости и снижению порога чувствительности. В то время как у актеров, тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовые ситуации (накануне важных встреч, перед выполнением ответственных заданий, выступлениями), но негативное эмоциональное впечатление от пережитого сохраняет долговременное воздействие на личность. А вот низкий уровень тревожности может говорить об эмоциональной ригидности, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности.

Анализ гендерных различий представлен в таблице 6.

Таблица 6 - Уровень тревожности, (%)

Общий уровень тревожности

Мужчины

Женщины


Личностная

Ситуативная

Личностная

Ситуативная

Высокий уровень

15

25

70

60

Умеренный уровень

65

55

30

40

Низкий уровень

20

20

0

0


Как видно из таблицы 6, среди женщин наиболее выражен как уровень личностной, так и ситуативной тревожности. Нет женщин с низким уровнем тревожности. Мужчины в большей степени имеют умеренный уровень личностной и ситуативной тревожности. Незначительный процент мужчин имеет высокий и низкий уровень личностной и ситуативной тревожности.

Оценка различий между группами актеров и преподавателей по уровню тревожности показала, что достоверных различий нет. Однако анализ гендерных различий показал, что мужчины и женщины отличаются по уровню тревожности. Оказалось, что мужчины и женщины отличаются друг от друга по уровню личностной тревожности, которая у женщин в среднем выше.

.5 Связь самооценки и эмоционального состояния у актеров и преподавателей

В ходе нашего исследования была сформулирована гипотеза о связи самооценки и эмоционального состояния у актеров и преподавателей. Поэтому мы предприняли попытку проверить нашу гипотезу при помощи корреляционного анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) по результатам выборки актеров и преподавателей.

Нами были "проверены" связи между всеми шкалами по методикам: диагностика самооценки С.А. Будасси; опросник MBI (опросник адаптирован Н.Е. Водопьяновой); методика «Определение уровня тревожности» Ч.Д.Спилберга, Ю.Л.Ханина.

Оказалось, что у актеров выявлена прямая средняя не сильная корреляция между высокой самооценкой и деперсонализацией (Таблица 7).

Таблица 7 - Коэффициенты корреляции между уровнем самооценки и эмоциональным выгоранием у актеров

Эмоциональное  выгорание

Самооценка


высокая

средняя

низкая

Эмоциональное истощение

0.20

0.06

0.13

Деперсонализация

0.55

0.24

0.15

Редукция достижений

0.01

0.11

То есть очевидно, что в ситуации эмоционального напряжения (угрозы эмоционального выгорания) у актеров с высокой самооценкой "срабатывает" механизм психологической защиты - деперсонализация. Они будут склонны сбрасывать накопившееся напряжение через обвинение других, а не себя.

Связи с между другими компонентами самооценки и эмоционального выгорания у актеров выявлено не было.

У преподавателей выявлена прямая средняя не сильная корреляция между средней самооценкой и эмоциональным истощением и между средней самооценкой редукцией достижений (Таблица 7).

Таблица 7 - Коэффициенты корреляции между уровнем самооценки и эмоциональным выгоранием у преподавателей

Эмоциональное  выгорание

Самооценка


высокая

средняя

низкая

Эмоциональное истощение

0.20

0.61

0.13

Деперсонализация

0.15

0.24

0.15

Редукция достижений

0.01

0.58

0.14

То есть очевидно, что в ситуации эмоционального напряжения (угрозы эмоционального выгорания) преподаватели склонны тратить больше энергии, физически и эмоционально вовлекаются во взаимодействие с другими или в решение проблемы, берут на себя ответственность и обвиняют себя в невозможности справиться с ситуацией.

Связи с между другими компонентами самооценки и эмоционального выгорания у преподавателей выявлено не было.

Далее было выявлено, что большинства связей между самооценкой и тревожностью у актеров и преподавателей не наблюдается. Однако выявлена прямая средняя не сильная корреляция между высокой самооценкой и ситуативной тревожностью у актеров (таблица 8) и между средней самооценкой и личностной тревожностью у преподавателей (таблица 9).

Таблица 8 - Коэффициенты корреляции между самооценкой и тревожностью у актеров

Уровень тревожности

Самооценка


высокая

средняя

низкая

Личностная тревожность

0.12

0.31

0.01

Ситуативная тревожность

0.63

0.11

0.11


Таблица 9 - Коэффициенты корреляции между самооценкой и тревожностью у преподавателей

Уровень тревожности

Самооценка


высокая

средняя

низкая

Личностная тревожность

0.23

0.58

-0.1

Ситуативная тревожность

0.11

0.18

0.13


Это значит, что самооценка актеров уже имеющих высокую самооценку в ситуации эмоционального напряжения или конфликта будет удерживаться за счет повышения ситуативной тревожности, которая может дестабилизировать деятельность или поведение актера, но не причинит серьезного вреда его личности.

Связь средней самооценки с личностной тревожностью у преподавателей показывает, что в ситуации эмоционального напряжения или конфликта деятельность или поведение преподавателя может быть деструктивным, "повреждающим" саму личность. Мы видим, что преподаватель со средней самооценкой может дать сильную эмоциональную реакцию, направленную на подавление самой своей личности.

Анализ гендерных различий показал, что существует связь между высокой самооценкой и ситуативной тревожностью только у мужчин. Других гендерных различий между уровнями самооценки и тревожностью выявлено не было.

Таблица 10 - Коэффициенты корреляции между самооценкой и тревожностью у мужчин и женщин

Уровень тревожности

мужчины

женщины


выс

сред

низ

выс

сред

низ

Личностная тревожность

0.23

0.15

-0.1

0.3

0.15

Ситуативная тревожность

0.64

0.18

0.13

0. 12

0.19

0.33


Таким образом, мы видим, что гипотеза подтверждена частично. По большинству параметров самооценки, эмоционального выгорания и тревожности связи не были выявлены, но выявлено пять корреляционных особенностей в различных профессиональных и гендерных группах:

у актеров выявлена связь между высокой самооценкой и деперсонализацией и корреляция между высокой самооценкой и ситуативной тревожностью;

у преподавателей выявлена связь между средней самооценкой и эмоциональным истощением, между средней самооценкой редукцией достижений и между средней самооценкой и личностной тревожностью;

выявлена связь между высокой самооценкой и ситуативной тревожностью только у мужчин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессионал, занятый в сфере профессий типа «человек-человек» и «человек- группа», вовлечен в высокой степени эмоциональное взаимодействие с другими людьми, поэтому обязан уметь управлять своим поведением и поведением другого человека в процессе общения, иметь психологическую подготовку - ориентироваться в типах личности, механизмах саморегуляции и психопрофилактики.

Однако такой высокий уровень личностной эмоциональной включенности не может не сказываться на общем вегетативном и психологическом состоянии человека. Постепенно может накапливаться усталость от общения, возникать различного рода деструкции, среди которых имеет синдром «эмоционального выгорания».

«Эмоциональное выгорание» - это особое психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. «Выгорание» характеризуется чрезмерной потерей психологической энергии, приводит к психосоматической усталости, эмоциональному истощению и как результат - беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка и т.д. Пишут о трех факторах, играющих существенную роль в «эмоциональном выгорании»: организационном, ролевом и личностном.

В этом ряду факторов наибольший интерес представляют личностные, которые и регулируют поведение и профессиональную жизнь человека. Поэтому целью нашего исследования стало изучение особенностей эмоционального состояния - синдром эмоционального выгорания и тревожность с таким важным личностным феноменом, как самооценка, у актеров и преподавателей.

В ходе эмпирического исследования гипотеза подтверждена частично. По большинству параметров самооценки, эмоционального выгорания и тревожности связи не были выявлены, но выявлено пять корреляционных особенностей в различных профессиональных и гендерных группах:

у актеров выявлена связь между высокой самооценкой и деперсонализацией и корреляция между высокой самооценкой и ситуативной тревожностью;

у преподавателей выявлена связь между средней самооценкой и эмоциональным истощением, между средней самооценкой редукцией достижений и между средней самооценкой и личностной тревожностью;

выявлена связь между высокой самооценкой и ситуативной тревожностью только у мужчин.

То есть выявлена некоторая закономерность: у актеров высокая самооценка очевидно регулирует эмоциональное состояние через некоторый негативизм по отношению к другим или ситуации (причем, это скорее, всего мужчины); а у преподавателей со средней самооценкой, имеется склонность к ухудшению их эмоционального состояния через эмоциональное истощение, самообвинение и повышение личностной тревожности, возможно невротизация личности (причем, это скорее, всего женщины).

Уточним полученные результаты.

. В выборке актеров выявлены все виды самооценки: низкая, высокая и средняя самооценки. Большинство актеров - обладатели средней самооценки. Это уверенные в себе люди, умеющие ставить реалистичные цели и их добиваться. Однако среди актеров есть люди и с завышенной самооценкой, которые могут гипертрофированно оценивать свои достоинства, ставить перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Часть актеров имеет также низкий уровень самооценки, что может свидетельствовать о критичном отношении к себе, неуверенности и высокой тревожности в отношениях или при постановке и достижении целей. Статистически различны две группы - актеры с высокой и средней самооценкой.

У преподавателей выявлены доминирующие виды самооценки: высокая и средняя самооценки. Большинство преподавателей - обладатели средней самооценки. Это уверенные в себе люди, умеющие ставить реалистичные цели и их добиваться. Почти такое же количество преподавателей - это люди с завышенной самооценкой, которые могут гипертрофированно оценивать свои достоинства, ставить перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Статистически значимых различий между группами нет.

Актеры и преподаватели различаются между собой только в группе с показателями средней самооценки. Отличие заключается в том, что преподаватели имеют чуть более высокую среднюю самооценку, чем актеры. Также среди преподавателей встречается больше людей со средней самооценкой, но фактически нет преподавателей с низкой самооценкой. А у актеров наблюдается более равномерное распределение на группы: более представлена группа со средней самооценкой, но также выражена группа с низкой и высокой самооценкой. Такой результат может свидетельствовать о том, что самооценка педагогов более умеренная (средняя). Они могут быть более адекватны в оценке своих достижений и межличностных контактах. А среди актеров несколько больше людей, склонных к неадекватной постановке целей и трудностям в межличностном взаимодействии.

. Оказалось, что среди обследуемых именно преподаватели более подвержены синдрому эмоционального выгорания, чем актеры. У актеров эмоциональный фон повышен, они не равнодушны к происходящему в их профессиональной деятельности, но отношения с другими людьми не деформированы. Актеры позитивно оценивают себя, свои профессиональные достижения и успехи, отсутствует негативизм относительно своей профессиональной реализации. А у преподавателей эмоциональный фон несколько снижен, они могут быть равнодушны к происходящему в их профессиональной деятельности, но отношения с другими людьми не деформированы. Негативизма, циничных установок и чувств по отношению к другим людям (коллегам, ученикам) нет, но преподаватели склонны негативно оценивать себя, свои профессиональные достижения и успехи, физически истощены.

3. Оценка различий между группами актеров и преподавателей по уровню тревожности показала, что достоверных различий нет. Однако по количественному распределению, выявлено, что преподавателей с высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности больше, чем актеров с такими состояниями. Преподаватели обладают склонностью к высоко субъективным переживаниям эмоций, напряжению, беспокойству, нервозности, эмоциональной лабильности, возрастанию общей возбудимости и снижению порога чувствительности. В то время как у актеров, тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовые ситуации (накануне важных встреч, перед выполнением ответственных заданий, выступлениями), но негативное эмоциональное впечатление от пережитого сохраняет долговременное воздействие на личность. А вот низкий уровень тревожности может говорить об эмоциональной ригидности, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности.

4. Выявлены различия между мужчинами и женщинами:

по уровню самооценки друг от друга отличаются мужчины и женщины только те, у кого высокая самооценка: мужчины имеют чуть более высокую среднюю самооценку, чем женщины. Среди женщин встречается больше людей со средней самооценкой, но фактически нет женщин с низкой самооценкой. А у мужчин наблюдается более равномерное распределение на группы: более представлена группа со средней самооценкой, но также выражена группа с низкой и высокой самооценкой. Такой результат может свидетельствовать о том, что самооценка женщин более умеренная (средняя). Они могут быть более адекватны в оценке своих достижений и межличностных контактах. А среди мужчин несколько больше людей, склонных к неадекватной постановке целей и трудностям в межличностном взаимодействии. Здесь отметим, что такое распределение самооценкой среди женщин и мужчин связано очевидно еще и с тем, что в выборке мужчин были преимущественно мужчины - актеры, а среди женщин больше представлены преподаватели.

по уровню эмоционального выгорания оценка гендерных различий показала, что мужчины и женщины отличаются по доминирующим компонентам эмоционального выгорания: у женщин больше, чем у мужчин представлены два компонента эмоционального выгорания: «эмоциональное истощение» и «редукция личных достижений». А у мужчин больше, чем у женщин представлен компонент «деперсонализация». Очевидно здесь, проявляются гендерные стереотипы поведения, которые связаны с «культурными образцами», предписывающими мужчинам и женщинам определенные типы реагирования или переживания стресса. В «культурных образцах» заложено, что женщины более эмоционально переживают проблематику отношений, склонны к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, а мужчины склонны противопоставлять свои чувства чувствам других людей (занимать соперничающую, автономную позицию), повышают негативизм, циничность установок и чувств по отношению к окружающим.

по уровню тревожности анализ гендерных различий показал, что мужчины и женщины отличаются: уровень личностной тревожности у женщин в среднем выше. У женщин наиболее выражен как уровень личностной, так и ситуативной тревожности и нет женщин с низким уровнем тревожности. Мужчины в большей степени имеют умеренный уровень личностной и ситуативной тревожности. Незначительный процент мужчин имеет высокий и низкий уровень личностной и ситуативной тревожности.

Полученные результаты по гендерным различиям могут быть объяснены еще и тем, что среди мужчин в нашей выборке больше актеров, а среди женщин - преподавателей. Этот факт заставляет предположить, что группа женщин-преподавателей уже представляет некоторую группу риска по формированию синдрома эмоционального выгорания и повышающемуся уровню личностной тревожности. В то время как эмоционально наполненная профессиональная жизнь мужчины актера оказывается более "долгосрочной". Возможно яркая эмоциональная жизнь актеров и требует от них максимального эмоционального включения, но в силу постоянной эмоциональной тренировки формирует навыки профессиональной саморегуляции. Чего не умеют или чему не обучены преподаватели.

Поэтому полученные данные могут быть использованы в рамках различных учебных курсов, направленных на формирования представлений о профессиональной деятельности личности. Полученные результаты можно использовать для организации психологической поддержки актеров и, как мы выяснили в первую очередь, педагогов - в процессе обучения, адаптации к профессии и повышения квалификации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Аминов Н. А. Типичные варианты профессионального самоопределения у старшеклассников педагогических классов и их физиологические корреляты // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1990. N 1.

2.    Анохин, П. К. Эмоции / П.К. Анохин.- БМЭ, 2-е изд., 1964, т. 35, С. 339.

3.      Артамонова В.Г., Шаталов Н.Н. Профессиональные болезни. - М.: Академия, 1988.

.        Безносов С.П. Профессиональная деформация и воспитание личности // Психологическое обеспечение социального развития человека / А.А. Крылов. - Л., 1989.

5.      Бернс Р. Я-концепциия и воспитание. - М., 1986. - 420c.

6.      Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова. - М., 2009. - 816с.

7.      Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976.

8.      Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. - Собр. соч. в 6т. Т 2. - М., 1982. - 504 с.

9.      Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - М.,1998.

.        Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи. - М.: «Ось-89», 2004. - 400 с.

.        Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.-2-е изд., перераб., доп.- М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

12.  Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. - СПб., 2003. - 464с.

13.    История советской психологии труда: Тексты. - М.: Просвещение, 1984.

14.    Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е, Захаров Д.К., Коновалова В.Г.. Конфликтология: Учебник. М.:ИНФРА, 2007.

.        Колесников Л. Ф. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск, 1985.

16.    Кон И.С. Изд-во: Политиздат, 1978. - С. 368.

17.    Кочнев В.И. К проблеме изучения актерских способностей // Вопросы психологии. - 1982. - № 5, 93. - С. 108-112.

18.    Леонтьев, А. Я. Эмоции / А. Я. Леонтьев, К. Я. Судаков.- БСЭ, т. 30. М., 1978, С. 169.

19.    Любимова Г.Ю., Паутов Л.В, Проскурин С.К. О современных проблемах отечественного профессиоведения // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, психология. 1996. №1.

20.    Маклаков, А. Г. Общая психология /А.Г. Маклаков. - СПб., 2001. - 592с.

21.    Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Наука, 1996.

.        Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М. Издательство Ижица, 2002. - 160 с.

23.    Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. В 3 кн. - 4-е изд. Кн.1. - М., 2003. - 688 с.

24.    Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. - СПб.: Алетейя, 2000. - 224с.

25.    Основы общей и медицинской психологии / В.Н. Мясищев [и др.]. - М., 1968. - 216с.

26.    Попова Ю.И. Перевоплощение как регулятор Я-концепции // автореферат на соискание степени канд. псих. наук. 19.00.01, Краснодар, 2004.

27.    Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.

28.    Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М., 1984. -288 с.

29.    Психофармакология эмоций / Вальдман Л. В. [и др.]. - М., 1976. - 328c.

30.    Рогов Е.И. Общая психология: курс лекций. - М.: «Владос». 1998. - 448 с.

.        Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1995. - 478 с.

32.    Рыбников, О.Н. Психофизиология нервной деятельности / О.Н. Рыбников. - М., 2010. - 320с.

.        Симонов, П. В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. - М., 1981. - 216с.

34.  Узнадзе, Д. Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. -СПб., 2004. - 413 с.

35.    Филиппов А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. - М.: Просвещение, 1990.

37.    Чернова И.А., Левченко Е.В. Восприятие эмоций актерами. Будущее психологии: материалы Всерос. студ. конф. (16 апреля 2008 г.) / под ред. Е.В. Левченко, А.Ю. Бергфельд; Перм. гос. ун-т.- Пермь, 2008. - Вып. 1. - 148 с.

.        Шестакова К.Н. Факторы профессионального выгорания актеров. Психологические исследования, 2012, 5(25), 7. http://psystudy.ru

39.  Шингаров Г. X. Интересное исследование по проблеме эмоций / Г.Х. Шингаров // Журн. высш. нервн. деят. т. 20, вып. 6. 1970, С. 1320.

40.    Штефан Н.И. Актер любительского театра как объект социокультурного исследования. Ярославский педагогический вестник - 2012 - № 4 - Том I (Гуманитарные науки). с. 314-319.

41.    Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М. 1996. - 342 с

Похожие работы на - Связь самооценки личности и эмоционального состояния актеров

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!