Бихевиористические теории исследования личности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,3 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бихевиористические теории исследования личности

Введение

Актуальность. По всей сути, каждый индивид представляет собой чистый лист бумаги, а его поведение есть результат позитивного либо негативного подкрепления. А поскольку за поведением человека можно наблюдать, исследователи имеют возможность собирать данные и анализировать их с применением количественных методик. Сторонники бихевиоризма верят в то, что природа человека пассивна, что он просто реагирует на раздражители внешней среды научением (как классическим, так и оперантным). В середине прошлого века бихевиоризм ("наука о поведении", от англ. behaviour - поведение) пришел на смену эмпирической психологии, который стал новой концепцией в психологии, стремившееся очистить психологию о чрезмерного идеализма и построить ее на материалистической основе. Сторонники данного направления утверждали, что предметом исследования в психологии должно стать поведение личности, т.е. ее поступки, действия и реакции, которые доступны внешнему наблюдению. Конечно, в наши дни бихевиоризм не столь широко популярен, как в середине прошлого столетия, однако его влияние по-прежнему заметно в методах родительского воспитания, педагогических методиках и коррекции асоциального или неадаптивного поведения.

Тема курсовой работы: «Бихевиористические теории исследования личности».

Цель исследования заключается в рассмотрении роли и значения бихевиоризма как одного из направлений в психологии, а также исследовании представлений о личности в работах известнейших представителей бихевиоризма.

Задачи исследования:

дать характеристику бихевиоризму, как одному из значимых направлений в развитии психологической науки;

изучить методологические подходы бихевиоризма для исследования поведения человека;

рассмотреть основные течения в бихевиоризме: классическое, оперантное и когнитивное;

раскрыть основные идеи и положения известнейших представителей данных течений в бихевиоризме и их теориях личности;

осветить вопросы практического применения идей и разработок бихевиоризма.

Объект исследования - это бихевиористское направление в психологической науке.

Предмет исследования составят поведенческие аспекты в исследовании личности.

Методологическая и информационная база исследования. При написании курсовой работы будут применяться общие и частные теоретические методы исследования: метод теоретического анализа научной и учебной литературы по данной проблематике; анализ и сравнение, синтез и обобщение изученного материала, ретроспективный анализ и другие методы. Информационную базу для исследования составят труды отечественных и зарубежных авторов, научные публикации и статьи, учебные и методические пособия, отчеты психологической практики, материалы тематических Интернет-ресурсов.

Основная часть курсовой работы состоит из двух глав. В первой главе будет рассмотрена сущность и основные теоретические положения бихевиоризма, его основные представители и история возникновения и развития данного направления в психологии. Вторая глава посвящена более подробному исследованию основных бихевиористических теорий исследования личности, а также их значение для современной психологической науки и различных областей практической деятельности.

1. Бихевиоризм в психологии

.1 Сущность бихевиоризма и предпосылки его возникновения

Согласно определению Большого энциклопедического словаря: «БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour - поведение), ведущее направление американской психологии первой половины прошлого века, которое считало предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды». Большой медицинский словарь дополняет данное определение тем, что бихевиоризм «в своей классической форме игнорирует такие понятия, как сознание, мышление, воля, а также социальную природу психического». Психологическая энциклопедия, при этом, поясняет, что бихевиоризм «отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагает считать таковым поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти».Так или иначе, но бихевиоризм являет собой одно из значимых течений психологической науки, который стал определяющим направлением в американской психологии в середине прошлого века, и радикально преобразовал в то время всю систему представлений о психике человека.

Следует отметить, что ключевые идеи поведенческой психологии изначально были представлены науке в качестве альтернативы провалам в классической ассоциативной психологии. Используемый последней в изучении психики человека - интроспективный метод перестал соответствовать необходимым научным критериям, поскольку стал все больше и больше приводить к не повторяемым и нестабильным результатам. Именно в силу данного факта сторонники бихевиоризма решили совсем игнорировать такие категории классической психологии, как сознание, мышление, воля, чувство и прочее, по причине невозможности проверить их научными методами. Рассматривать же следует исключительно такие проявления психики человека, которые представляется возможным пронаблюдать, надежно зафиксировать и много раз повторить экспериментально в лабораторных или полевых условиях. Речь идет здесь о таком «видимом» внешнем проявлении психики как - поведение человека. В противоположность сознанию, мышлению, чувствам, функционирующим где-то внутри каждого индивида и открывающимся лишь посредством субъективного метода - самонаблюдения, поведение объективно, проявляется во внешнем мире и его можно исследовать посредством внешнего наблюдения.

Бихевиоризм зародился в Соединенных Штатах и являл собой довольно жесткую реакцию на структурализм В. Вундта и Э. Титченера и на американский функционализм. Подлинный смысл событий, имеющих отношение к зарождению и стремительному развитию бихевиоризма заключается в изменении понятия о психике. В то же время в качестве основных предпосылок возникновения бихевиоризма можно назвать следующие:

несостоятельность классической ассоциативной психологии с ее интроспективным методом, не способным решать практические задачи;

философия позитивизма и прагматизма, хорошо прижившаяся на американском континенте в то время;

научные опыты по исследованию поведения животных В. Макдугалла, Э. Торндайка и других;

психологические и физиологические исследования русских ученых И.П. Павлова и В. М. Бехтерева.

В первую очередь следует отметить в качестве предпосылки развития бихевиоризма - теоретические и экспериментальные исследования американских и европейских ученых. В частности это относится к исследованиям поведения и инстинктов английским ученым Вильяма Макдугаллом. Одной из главных идей Макдугалла - человек рождается со многими изначально присущими ему формами поведения, направленными на осуществление определенной цели. Эти формы поведения, или инстинкты, являются врожденными психологическими предрасположенностями, состоящими из когнитивного, эмоционального и экспрессивного компонентов. Эта предрасположенность проявляется в инстинктивном поведении человека, или в моторных реакциях, а сами моторные реакции, или инстинкты модифицируются в результате приобретаемого опыта и обучения. Также он предположил, что между инстинктами и эмоциями человека есть вполне определенная взаимосвязь: инстинкту борьбы соответствует чувство гнева, инстинкту бегства соответствует чувство страха, инстинкту родительской заботы соответствуют чувства нежности и любви, сексуальный инстинкт проявляется в страсти. При этом инстинкты, являясь врожденными, заменили у Макдугалла понятие мотивы, а личность представлялась им как сочетание инстинктов и проявляющихся в результате отношений в целом, исследования Макдугалла были посвящены решению проблемы природы инстинктов - либо они являются врожденными, либо формируются в опыте и в ходе научения.

В самом начале прошлого века русский ученый И.П. Павлов провел серию экспериментальных исследований на собаках, показав научному миру механизм условного рефлекса. Он во время кормления голодной собаки, у которой начиналось слюновыделение при виде еды, звонил в звонок. В итоге один лишь звук этого звонка начал вызывать выделение слюны у собаки, поскольку она была приучена соотносить звонок с появлением пищи. При этом выделение слюны при виде пищи - безусловный рефлекс, а выделение слюны по звонку - условный рефлекс, приобретенный в процессе научения. Открытие нашего ученого, которое было названо - классическим обусловливанием, приобрело настолько весомое значение в психологии, что к научению чуть ли не приравняли условный рефлекс. Павлов обнаружил также, что некоторые условные рефлексы могут распространяться на смежные области; с другой стороны, можно выработать способность тонко различать сходные стимулы. Открытие ориентировочного рефлекса, или рефлекса «что такое?» - также заслуга Павлова.

Другой предпосылкой зарождения бихевиоризма можно считать исследования животных в рамках этологии (науке о поведении животных) первой половины прошлого века, проведенные Конрадом Лоренцом и Николасом Тинбергеном. Эти ученые проводили исследования животных в рамках реализации идеи немецкого ученого Оскара Хейнрота, что «при составлении классификации животных кроме анатомической и физиологической классификации необходимо описать поведение животных». При этом они предположили, что различным видам животных присущи типичные, характерные формы поведения, что является основой различий между разными видами животных, а животное является «вместилищем» многих инстинктов, которые должны стать для науки предметом изучения. При этом наиболее важной для идей бихевиоризма была идея о том, что инстинкты, во-первых, являются устойчивыми формами поведения, во-вторых, движения, составляющие поведение, вызываются конкретными, вполне определенными стимулами.

1.2 Теория связей и научения Торндайка

Наверное справедливо также, что одной из главных предпосылок возникновения бихевиоризма в области исследования поведения были исследования поведения животных Эдварда Ли Торндайка. Хотя по мнению ряда европейских и американских ученых исследования Торндайка явились не прямой предпосылкой возникновения бихевиоризма, а были связующим звеном между американской психологией 18-19 века и бихевиоризмом. Основоположник теории научения Э. Торндайк рассматривал сознание как систему связей, объединяющую идеи по ассоциации. Чем выше интеллект, тем большее число связей он может установить. Торндайком в результате изучения поведения животных был описан метод научения «проб и ошибок», а также два закона - «Закон эффекта» и «Закон упражнения». Это было результатом экспериментов с животными, проводимыми в «Проблемном ящике Торндайка» (лабораторный аппарат, специально разработанный для изучения оперантного поведения животных).

Большинство своих экспериментов Торндайк проводил на голубях и белых крысах. Торндайк ввёл понятия оперантного поведения, формирование которого осуществляется посредством «проб и ошибок». Метод проб и ошибок Торндайка основывался на следующих положениях:

движения животного в экспериментальной ситуации являются случайными;

процесс научения, являясь результатом решения экспериментальной задачи, является результатом действия метода «проб и ошибок»;

действия животного, которые не приводили к положительному эффекту, исключались из поведения животного, а те, которые давали положительный эффект, получали дальнейшее развитие.

Его «Закон эффекта» описывал механизм научения у животных, которое происходит в результате возникающей ассоциативной связи, когда совершаемые им действия приводят к возникновению удовлетворения от ситуации. При этом ситуации, как результат поведения животного, которые не привели к возникновению удовлетворения, животное стремится не повторить вновь, а повторяет в поведении те действия, которые привели к удовлетворению. «Закон упражнения» Торндайка гласил, что чем больший период времени требуется для возникновения ответной реакции, тем меньше вероятность ее повторения в подобной ситуации вообще.

Согласно положениям Торндайка, упомянутый уже принцип «проб, ошибок и случайного успеха» обуславливает приобретение животными и людьми в том числе новых форм поведения на всех уровнях развития. Данный принцип обладает ярко выраженным преимуществом по сравнению с традиционной (механической) рефлекторной схемой. Сам рефлекс, до появления исследований русского физиолога И.М. Сеченова, понимался как фиксированное действие, определяемое в нервной системе такими же фиксированными способами. При этом не представлялось возможным обосновать данным понятием адаптивность реакций организма и его обучаемость.

Эдвард Торндайк рассматривал в качестве исходного момента двигательного акта проблемную ситуацию. Проблемная ситуация - это те внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой двигательной реакции, и которая заставляет его выстраивать двигательную реакцию своими усилиями, исключая при этом внешний импульс, запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования. На фоне механистического понимания рефлекса, взаимосвязь «ситуация - реакция» характеризовалась Торндайком следующими признаками:

исходный пункт - проблемная ситуация;

организм противостоит ей как целое;

он активно действует в поисках выбора и выучивается методом упражнения.

Эдвард Торндайк, называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (англ. connection - связь). Вся прогрессивность его подхода по сравнению с подходами других ученых того времени довольно очевидна. Многие другие исследователи рассматривали сознательное стремление к цели не как феномен, нуждающийся в обосновании, а как причинное начало. Однако Торндайк, игнорируя сознательное стремление к цели, сохранил идею об активных действиях организма, обусловленных решением проблемы с целью адаптации к среде.

Невзирая на специфическую терминологию в бихевиоризме и то, что отрицается даже традиционное понятие «личность», тем не менее, работа исследователей человеческого поведения принесла любопытные плоды. Именно поэтому данное направление психологических исследований было включено в число научных направлений исследования личности и ее проявлений. Бихевиоризм стал одним из наиболее значимых исследовательских направлений в психологии, социальной психологии, социологии и некоторых других областях знаний.

1.3 Джон Уотсон и его «маленький Альберт»

Полноправным основателем и родоначальником бихевиоризма многими авторами считается американский психолог - Джон Уотсон. Он родился 9 января 1878 года в Южной Калифорнии. Когда мальчику было тринадцать лет, отец ушел из семьи, и в дальнейшем детство Джона проходило на ферме - в бедности и одиночестве. Позже Уотсон вспоминал, что плохо учился и был неуправляемым ребенком и все окружающие считали, что ему уготована судьба его отца, который вел безалаберную и разгульную жизнь. Однако в шестнадцать лет он поступил в Университет Фурмана, а по окончании университета молодой Уотсон поступил в Чикагский университет, выбрав в качестве специализации философию и психологию. К 1903 году Джон, окончательно забросив философию, защитил докторскую диссертацию в области психологии, а в 1908-м начал преподавать экспериментальную и сравнительную психологию в Университете Джона Хопкинса.

К этому времени в голове Уотсона уже сформировались идеи, позже ставшие основой для принципиально новой психологической теории - теории бихевиоризма. Вдохновленный деятельностью Ивана Павлова, Уотсон начал изучать физиологию и биологию, а также поведение животных и детей. Он считал, что поведение детей базируется на тех же принципах, что и поведение животных, просто как человеческие существа они более сложные. В итоге ученый пришел к выводу, что каждое животное представляет собой сложный механизм, реагирующий на разные ситуации, исходя из определенной «схемы» - комбинации нервных путей и связей, сформировавшихся вследствие полученного опыта. В 1913 году Уотсон прочел в Колумбийском университете свою знаменитую лекцию под названием «Психология с точки зрения бихевиориста». В ней ученый призывал полностью пересмотреть исследовательские методы, применяемые в психологии, в частности отказаться от самонаблюдения и самоанализа и начать оценивать поведение отдельно от сознания.

По мнению Уотсона, психологи не должны делать различия между поведением человека и животного. Для того чтобы психология была действительно объективной естественной наукой, она должна разрабатывать принципы не только прогнозирования поведения живых существ, но и управления им. Кроме того, Уотсон в своей речи опроверг теорию, что наследственность является важным фактором поведения, и выразил несогласие с идеей структурной модели личности Зигмунда Фрейда. Позднее в том же году лекция психолога была опубликована в журнале Psychological Review и с тех пор считается манифестом бихевиоризма.

Уотсон работал в Университете Джона Хопкинса вплоть до 1920 года, пока его не попросили добровольно подать в отставку из-за скандала, вызванного его романом с аспиранткой. В 1924 году ученый, накопивший огромные знания и опыт в области человеческого поведения и психологии, начал работать в рекламной индустрии и стал вице-президентом одного из крупнейших американских рекламных агентств - агентства Джеймса Уолтера Томпсона. Последние пять лет жизни Джон Уотсон вел жизнь отшельника на ферме в Коннектикуте, и за этот период его и без того крайне сложные отношения с детьми испортились окончательно. Незадолго до смерти психолог сжег многие свои письма и рукописи неопубликованных работ.

Джона Уотсона чрезвычайно заинтересовали опыты Павлова с собаками, и он решил пойти в этом направлении на шаг дальше, классически обусловив эмоциональные реакции не животных, а людей. Участником его эксперимента стал девятимесячный младенец, которого Уотсон называет Альбертом Б.; но малыш вошел в историю психологии как «маленький Альберт». Уотсон и его аспирантка Розали Рейнер (та самая, с которой у ученого был роман) поочередно показывали ребенку белую крысу, кролика, обезьяну, маски и горящие газеты и регистрировали реакции малыша. Первоначально мальчик не проявлял ни малейшего страха ни перед одним из стимулов. Когда же Альберту показали крысу в следующий раз, Уотсон одновременно ударил молотком по металлической трубе. Ребенок испугался громкого звука и расплакался. Ученый повторил то же действие несколько раз - и довольно скоро мальчик начинал плакать, когда ему показывали белую крысу, даже если это не сопровождалось громким и резким звуком.

Нейтральный раздражитель - белая крыса.

Безусловный раздражитель - громкий звук от удара молотком по металлической трубе.

Безусловная реакция - страх.

Условный раздражитель - белая крыса.

Условный рефлекс - страх.

Так же, как Иван Павлов, Уотсон продемонстрировал возможность выработки условного рефлекса на нейтральный раздражитель, но на этот раз условный рефлекс вырабатывался у человека, а не у животного, и реакция была не чисто физиологической, но и эмоциональной. Более того, со временем Уотсон выявил у маленького Альберта новую реакцию - страх перед всеми объектами белого цвета. Например, в результате эксперимента маленький Альберт стал пугаться не только белой крысы, но и других предметов этого цвета, скажем белой бороды Санта-Клауса. Этот психологический феномен получил название генерализация раздражителя. Генерализация раздражителя - это когда испытуемый реагирует на раздражители, похожие на условные, но не идентичные им.

Эксперимент с малышом Альбертом стал одним из важнейших исследований в области бихевиористской психологии, но совсем не безосновательно подвергся резкой критике. Уотсон и Рейнер не могли объективно оценивать реакции младенца и вынуждены были полагаться исключительно на собственные субъективные трактовки и интерпретации. Кроме того, опыт вызвал множество претензий этического характера. Если бы кто-нибудь решил провести подобное исследование сегодня, то его действия многие сочли бы неэтичными, так как в ходе эксперимента у испытуемого человека намеренно вызывают чувство страха. Такое исследование считалось бы соответствующим критериям морали только в том случае, если бы испытуемый дал свое согласие на участие, будучи заранее предупрежденным, что его будут намеренно пугать.

И все же надо признать, что психологи-бихевиористы почерпнули у Уотсона множество новых идей, а результаты его исследований во многом определили дальнейшее развитие этого направления психологии.

1.4 Оперантный бихевиоризм Скиннера

Американский психолог, изобретатель и писатель Беррес Фредерик Скиннер внес существенный вклад в развитие и популяризацию бихевиоризма. Наверное наибольшую известность ему принесла его теория оперантного научения, хотя написал он и множество не столь широкоизвестных художественных и публицистических литературных рукописей, где он активно продвигал идеи широкого использования разрабатываемых в бихевиоризме техник изменения поведения для улучшения общества и всеобщего счастья человечества, как форму социальной инженерии.

Пытаясь переделать классический бихевиоризм, Скиннер отталкивался в первую очередь от необходимости систематического подхода к пониманию поведения человека. При этом, по его мнению, необходимо было в процессе исследования игнорировать все фикции, к которым прибегают психологи для объяснения вещей, причин которых они не знают. В число таких фикций он относил многие категории психологии личности (автономии, свободы, творчества). Скиннер считал, что нельзя говорить о реальной свободе человека, так как он никогда сам не управляет своим поведением, которое определяется исключительно внешней средой. При этом продолжая развивать идеи Торндайка, Скиннер полагал, что поведение в большинстве случаев определяется и формируется результатами совершенных действий, т.е. его последствиями, утверждая роли его в построении "обратной связи".

Данное положение его теории впервые ознаменовало отход от "линейного" представления о поведении. При этом человек будет повторять свои действия, избегать их или же просто игнорировать - в зависимости от того, были ли они в прошлом приятны ему, неприятны или безразличны. Позитивный стимул вызывает в человеке желаемое поведение, а негативный исключает или уменьшает эту реакцию. В качестве первичных стимулов рассматриваются простые физические вознаграждения, а вторичные - нейтральные стимулы, которые ассоциируются с первичными (например, деньги).

В своей теории Скиннер отталкиваясь от положения, что не только умения, но и знания являются вариациями поведения, он вводит понятие «оперантное поведение». При этом в качестве стимула поведенческой реакции у Скиннера рассматривается результат этого поведения, выступающий как-бы в качестве «подкрепителя». Оперантное поведение воздействует на внешнюю среду, которая производит определенные последствия, влияющие в свою очередь и изменяющие поведение индивида. В качестве подкрепителя может рассматриваться любой стимул увеличивающий вероятность определенной реакции. Скиннер и его последователи экспериментально доказали, что позитивное подкрепление изменяет поведение человека намного эффективнее, чем негативное, а среди последнего более эффективно лишение поощрений, чем применение наказаний при обучении.

В своих исследованиях Скиннер рассматривал психику человека как набор множества рефлексов разного рода и разной степени сложности. При этом немаловажным является то, что обучение при оперантном обусловливании является более простым и быстрым, поскольку сам исследователь может наблюдать не только за конечным результатом поведения исследуемого объекта, но также непосредственно за самим процессом совершения им действий, разложенных на составляющие и в определенной последовательности. Фактически происходит экстериоризация, «вынесение вовне» не только исполнения, но и ориентировки и контроля за действием. Особая важность данного подхода заключается в его возможности при научении не только каким-либо навыкам, но и знаниям.

Даже сегодня в американская психологическая наука считает Скиннера одним из самых влиятельных и авторитетных исследователей, который по количеству цитирования и сторонников превзошел даже самого Фрейда. В качестве одной из заслуг Скиннера можно назвать то, что он стоял у истоков программированного обучения. Разработанный им метод позволял существенно оптимизировать учебный процесс. Были разработаны специальные программы коррекции для неуспевающих и детей с задержкой в интеллектуальном развитии, которые были более эффективны нежели традиционные программы обучения, поскольку давали возможность педагогу контролировать и, если потребуется, исправлять процесс решения задачи, мгновенно замечая ошибку ученика. Поэтому теория оперантного поведения Скиннера значительно повлияла на практическую сферу, позволяя пересмотреть процесс научения и разработать новые подходы к обучению и новые программы.

Следует отметить, что в своей научной работе Скиннер во многом опирался на результаты научных исследований И.П. Павлова. Павлов собственно и стал первым называть «подкреплением» стимулы, усиливающие поведенческие реакции, а результат модификации поведения «обуславливанием». При этом он первым провел огромное число экспериментов по обуславливанию рефлекторного поведения. Он экспериментально доказал, что врожденные рефлексы можно вызывать различными стимулами, даже совершенно отличающимися от их специфического раздражителя. При этом Павлов считал, что с помощью ассоциативного обуславливания обосновывается большое число приобретенных форм поведения. При этом не сложно привить даже человеку ассоциативное обуславливание, как и не сложно его исключить. Так например, даже сегодня это можно наблюдать на примере рекламы. Согласно Скиннеру также считал, что оперантное обусловливание можно с успехом использовать не только для контроля поведения других людей, но и для самоконтроля, которого можно достичь создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление (Приложение Б).

Где-то в середине прошлого века непоколебимость идей бихевиоризма заметно пошатнулась. Стало очевидно, что необходимо все-таки учитывать в регуляции поведения не только роль внешней, социальной среды, но и отношение к ней индивида: его мотивы, настроения и установки. Один из создателей учения о мотивации - американский ученый Роберт Вудворт образно говорил, что представляется вполне возможным управлять движениями людей, только управляя их желаниями. Тем самым он совершенствует рассмотренную бихевиористами схему "стимул-реакция " введением в нее промежуточного (медиаторного) звена, т.е. побудительных и познавательных факторов. Это послужило началом процессу реформирования бихевиоризма, который возглавили Эдуард Толмен и Кларк Халл, а новое направление получило название "необихевиоризм". С 70-х годов необихевиоризм начинает представлять свои концепции в соответствии с теорией "социального научения" Альберта Бандуры. Об этом и пойдет речь в следующей главе.

2. Необихевиоризм и теории «социального научения»

.1 Когнитивный необихевиоризм Э. Толмена

Пытаясь усовершенствовать бихевиоризм, появились исследователи утверждающие, что наряду с факторами научения поведение человека обусловлено его реакцией на свои внутренние побуждения (потребности), цели и внешние воздействия. Так американский психолог Эдвард Чейс Толмен, один из виднейших представителей необихевиоризма, почувствовав неудовлетворенность бихевиоризмом Уотсона, начал разрабатывать свой собственный подход. Находясь под влиянием современной ему гештальтпсихологии и в противовес элементаристскому подходу к поведению Уотсона, Толмен начал разрабатывать идеи целостного («молярного») подхода к анализу поведения животных и человека.

Ключевые идеи его учения нашли отражение в его работе «Целенаправленное поведение у животных и человека». Целенаправленный бихевиоризм представлял собой систему, сочетающую в себе объективное исследование поведения с учетом целенаправленности или ориентации на достижение определенной цели. Согласно Толмену, всякое поведение устремлено на достижение конкретной цели. Поэтому целенаправленность поведения можно определить в терминах объективного бихевиоризма, без ссылок на интроспекцию или предположений о том, что организм «чувствует» в связи с тем или иным переживанием. Какие-либо внутренние переживания, связанные с целенаправленным поведением, если они даже и имеют место, не оказывают никакого влияния на поведенческие реакции организма.

Согласно теории Толмена, в качестве единицы поведения рассматривается целостный акт, обусловленный неким мотивом, устремленный на цель и опосредованный так называемыми когнитивными картами, которые представляют собой образы ситуации, формирующиеся у животного или человека в собственном опыте, включая и опыт при выполнении данного акта. В своих многочисленных экспериментах Толмен достаточно убедительно продемонстрировал всю несостоятельность механистической модели поведения Уотсона (схемы «стимул-реакция») даже на опытах с животными. Руководствуясь бихевиористской традицией, Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Основной же вывод из этих опытов свелся к тому, что, опираясь на строго контролируемое экспериментатором и объективно им наблюдаемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы. Другими словами, даже его подопытные крысы строили «гипотезы», следовали сформировавшимися у них в процессе научения «когнитивными картами», показывали способности к выбору (селективность поведения) и «латентному научению», т. е. научению даже в отсутствие подкрепления. При этом когнитивные карты животное или человек выстраивают сами. Крысу они ориентируют его в лабиринте. По ним оно, будучи запущено в лабиринт, узнает, «что ведет к чему». Утверждение, что психические образы служат регулятором действия, было обосновано гештальтпсихологией, которая и была учтена Толменом, разработавшим свою собственную теорию, названную когнитивным бихевиоризмом.

Итак, согласно учению Толмена, поведение человека или животного является функцией пяти переменных, которая может быть выражена математическим уравнением. Причины поведения представлены промежуточными переменными, которыми являются ненаблюдаемые и предполагаемые факторы организма, фактически являющиеся детерминантой поведения, а именно:

стимулы окружающей среды,

предшествующее обучение,

наследственность,

возраст.

В концепции Толмена формула бихевиоризма приобрела вид: S - О - R. В качестве промежуточных переменных можно рассматривать все, что связано с О, то есть с организмом, и формирует данную поведенческую реакцию на данное раздражение. При этом между стимулом и реакцией возникли ненаблюдаемые факторы О - внутренние состояния личности. Классическим примером промежуточной переменной является голод. При этом трудность заключена в необъятности того объема данных, которые надо получить для описания хотя бы одного состояния личности. В теории промежуточные переменные оказались весьма полезной конструкцией. Однако практическое воплощение такого подхода потребовало такой громадной работы, что Толмен в конце концов оставил всякую надежду составить полное описание хотя бы одной промежуточной переменной.

Вместе с тем, Толмен отклонял закон эффекта Торндайка, полагая, что вознаграждение или поощрение лишь очень незначительно воздействует на научение. Взамен этого Толмен предложил когнитивную теорию научения, предполагая, что повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает создаваемые связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма. Таким путем организм познает окружающий его мир. Толмен называл эти создаваемые научением связи гештальт-знаками, которые вырабатываются в ходе многократного выполнения какого-либо действия. Помимо этого, он проводил эксперименты по изучению латентного научения, которое нельзя наблюдать в то время, когда оно фактически осуществляется.

Некоторые авторы, занимающиеся изучением истории науки, высказывают смелое предположение, что отец бихевиоризма Д. Уотсон страдал специфическим расстройством - анидеизмом (утратой способности произвольно вызывать мысленные образы). Другими словами он был начисто лишен воображения, что заставляло его все наблюдаемые феномены трактовать сугубо буквально. Так или иначе, в отличие от него, Толмена нельзя упрекнуть в отсутствии творческого воображения, однако и он свои теоретические рассуждения строил на объективно наблюдаемых феноменах.

2.2 Теория научения К. Халла

Еще одним представителем необихевиоризма являлся профессор Йельского университета Кларк Халл (1886-1952) и его школе. Делая упор в основном на учение И. П. Павлова об условных рефлексах, он полагал, что центральную роль при использовании данного понятия принадлежит силе навыка, для проявления которой, необходимы определенные физиологические потребности. Халл ввел в формулу «стимул - реакция» другое среднее звено, а именно - потребность организма (пищевую, сексуальную, потребность во сне и др.). Именно определенная потребность может придавать поведению энергию, создает незримый потенциал реакции, который разряжается при подкреплении, тогда и происходит фиксация рекции и организм чему-то научается. Поэтому формула Халла приобрела следующий вид: стимул - организм - реакция. Организм означает отдельные внутренние, а значит невидимые процессы. Инициация поведения происходит под воздействием стимулов из внешнего мира или из состояния потребности и заканчивается реакцией.

Халл выпустил множество научных статей об условных рефлексах, где он отстаивал положение, что всякие формы поведения, включая самые сложные, могут быть описаны в рефлекторных терминах. В противовес ранним бихевиористам, Халл не отвергал самого понятия сознания, и даже вполне допускал его использование в определенных случаях. Он, как вполне здравомыслящий ученый-психолог, считал очевидным, что поведение невозможно исчерпывающе описать лишь с использованием понятий стимул и реакция, поскольку между ними существуют некие опосредующие факторы, которые он предпочитал называть независимыми переменными, не вдаваясь в их подробное описание. Данный факт собственно и послужил одной из причин последующей критики бихевиоризма, который фактически уподобил психику «черному ящику».

Халлом были сформулированы законы поведения - теоретические постулаты. Основной детерминантой поведения Халл считал потребность. Потребность вызывает активность организма, его поведение. От силы потребности зависит сила реакции (потенциал реакции). Потребность определяет характер поведения, различного в ответ на разные потребности. Халл подчеркивает решающую роль подкрепления в образовании новых связей. Итогом его работ стали вышедшая в 1943 г. монография «Принципы поведения». Халл неоднократно пересматривал свои взгляды с учетом новых исследований, которые подвергали опытной проверке ранние версии его теории, и опубликовал в конце жизни книга «Системы поведения» которая стала итогом его научной работы.

Халл полагал, что можно строго научно объяснить поведение организма без обращения к психическим образам, понятиям и другим интеллектуальным компонентам. По его мнению, для различения объектов достаточно такого образования как потребность. Если в одном из коридоров лабиринта животное может найти пищу, а в другом - воду, то характер его движений однозначно определяется только потребностью и больше ничем.

К. Халл первым поставил вопрос о возможности моделирования условнорефлекторной деятельности, высказав предположение о том, что если бы удалось сконструировать из неорганического материала устройство, способное воспроизвести все существенные функции условного рефлекса, то, организовав из таких устройств системы, можно было бы продемонстрировать настоящее научение методом «проб и ошибок». Тем самым предвосхищались будущие кибернетические модели саморегуляции поведения. Учёный создал большую школу, стимулировавшую разработку применительно к теории поведения физико-математических методов, использования аппарата математической логики и построения моделей, на которых проверялись гипотезы о различных способах приобретения навыков.

Халл описал четыре метода, которые он считал полезными для науки. Три из них уже были в употреблении: простое наблюдение, систематически контролируемое наблюдение и экспериментальная проверка гипотез. Халл предложил четвертый метод - гипотетико-дедуктивный, который использует дедукцию на основании набора постулатов, определяемых априори. Дедуктивно выводимое заключение должно подвергаться экспериментальной проверке. Если же оно не подтверждается результатами экспериментов, то должно быть пересмотрено; если подтверждается, то может быть включено в систему научных понятий. Халл полагал, что если психология когда-либо станет объективной наукой, подобно прочим естественным наукам (что и являлось основной частью программы бихевиоризма), то ее единственным адекватным методом станет именно гипотетико-дедуктивный.

бихевиоризм научение теория скиннер

2.3 Социальный бихевиоризм Д. Мида

Другим не менее ярким представителем необихевиоризма был американский психолог, философ и социолог Джордж Мид, который считается основоположником символического интеракционизма в социальной психологии. Хотя сам ученый, никогда не употреблял понятие «символический интеракционизм», определяя свои социально-психологические идеи как «социальный бихевиоризм».

Свой социальный бихевиоризм Мид противопоставил классическому бихевиоризму Уотсона - своего друга и университетского коллеги. Главная идея концепции социального бихевиоризма, роднящая Мида с прочими адептами «понимающей социологии», заключается в том, что человеческое поведение, поскольку оно является осмысленным, не может быть адекватно описано с помощью схемы «стимул-реакция». Категорически не приемля старую бихевиористскую схему «стимул-реакция», Мид продолжает оставаться в рамках общей прагматистской системы координат, основополагающей для поведенческого подхода в психологии: это система координат «организм-среда».

Данная область исследований основывается на рассмотрении «опыта», взаимодействия живого объекта с внешней средой, в которой, помимо всего прочего, присутствуют другие живые объекты. Процесс жизнедеятельности «организма» (или «живой формы») есть процесс непрерывного взаимодействия со средой, в ходе которого он непрерывно приспосабливается и переприспосабливается к этой среде. При этом понимание поведения соотносится со взаимодействием, и интерпретируется как первичное по отношению к субъективным состояниям, включая разум, сознание, идеи и т.д. При этом сознание понимается только как аспект или фаза поведения, который можно интерпретировать только в контексте поведения в целом, включающего также и другие аспекты.

Мид предложил использовать вместо термина «поведение», в его классическом бихевиористском значении, понятие акта, подразумевая в первую очередь рефлексивное, осмысленное поведение. Данный термин является одним из стержневых в научных работах Мида и употребляется им не только в социологических и социально-психологических целях. Наряду с этим данное понятие можно считать центральным для его социально-психологической концепции: схема «акта» заменяет схему «стимул-реакция» как схема, устанавливающая специфичность осмысленного человеческого поведения по сравнению с неосмысленным реагированием животного на свою среду.

Итак, ключевыми положениями социального бихевиоризма Мида являются:

психическое следует объяснять в терминах объективно наблюдаемого поведения;

действия индивида в группе представляют собой «значимый жест» или символ. Значительное движение у одного индивида, будучи обращено к другому человеку с целью вызвать у него желаемую реакцию, вызывает в скрытой форме аналогичную производимой реакцию;

индивиды истолковывают или определяют действия друг друга, а не просто реагируют на них. Взаимодействие индивидов опосредуется использованием символов, их интерпретацией. Это опосредование эквивалентно включению процесса интерпретации между стимулом и реакцией: S - I - R;

индивид имеет свое личностное «Я», поэтому может являться объектом для своих собственных действий;

все, что индивид осознает, он обозначает для себя, поэтому и взаимодействует с внешним миром с помощью механизма формирования значений. Именно этот механизм включен в интерпретацию действий других;

формирование значений представляет собой развивающийся коммуникативный процесс, где человек замечает предмет, оценивает его, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения;

формирование значений по целому ряду причин имеет первостепенную важность;

процесс формирования значений всегда происходит в социальном контексте;

групповое действие принимает форму приспособления друг к другу индивидуальных линий поведения, и происходит посредством принятия человеком роли другого лица, либо роли группы;

любое социальное изменение опосредуется действующими индивидами, интерпретирующими ситуации, с которыми они сталкиваются;

«Я» человека является продуктом социального взаимодействия с другими индивидами. Высшей стадией социализации индивида является формирование социального рефлексивного «Я», отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. При этом внешний социальный контроль «врастает» в личность изнутри и приобретает форму внутреннего самоконтроля.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, социальный бихевиоризм Мида вводит новые объяснительные моменты в схему S - I - R, которые демонстрируют социальную детерминацию поведения индивида: значения, символы, интерпретации, роли. При этом надо отметить, что понятия «социальное взаимодействие» и «социальный процесс» толковались Мидом довольно ограниченно, поскольку многие социальные отношения, в принципе свелись только к социально-психологическим, межличностным отношениям.

2.4 Теория социального научения А. Бандуры

Канадский психолог А. Бандура разработал собственную теорию личности, которая называется теорией социального обучения и относится к бихевиоральным теориям, но при этом учитывает и достижения когнитивной психологии. В данном смысле его концепция относится к теориям более высокого уровня по сравнению с классическим бихевиоризмом. Бандура в своих работах говорил, что психологи, исследующие детское развитие, стараются обусловить особенности поведения ребенка внутренними факторами, т.е. побудительными силами, потребностями и мотивами. Данный подход, на его взгляд, может разъяснить поведение ребенка в известных пределах, поскольку имеет ограничения, связанные с трудностью делать прогнозы.

После исследований бихевиористов многим психологам стало понятно, что поведение ребенка определяется особенностями внешней среды. В итоге поведение стало рассматриваться как результат действия внешних (средовых) и внутренних (мотивационных) факторов. С точки зрения теории социального научения поведение человека не просто зависит от личностных особенностей человека или условий среды, а само выступает одним из факторов детского развития. Другими словами, люди выполняют то или иное действие не только на основе внутренних сил или внешних стимулов, а часто само выполняемое действие становится причиной изменения последующего поведения. Более того, многие феномены научения основаны не на мотивации или подкреплении, а на наблюдении за поведением других.

Альберт Бандура рассматривал психическую активность детей как деятельность, направленную на получение знаний из различных источников, окружающих ребенка. Он полагал, что дети не только приобретают информацию, но и могут строить планы на будущее, представлять возможные последствия собственных действий. Классические бихевиористы рассматривали появление новых форм поведения как результат поощрения желаемых действий со стороны взрослых. Позиция социального познания предполагает, что новые формы поведения возникают из активного подражания или моделирования того, что дети видят вокруг себя. С точки зрения А. Бандуры, новое поведение возникает не столько за счет научения по типу проб и ошибок, сколько за счет научения через наблюдение за выполнением различных действий другими людьми. Например, в развитии речевого поведения научению через подражание отводится решающая роль. Действительно, дети рождаются с ограниченным набором звуковой активности, которая со временем преображается, что позволяет строить весьма сложные речевые конструкции. Вряд ли ребенок сам изобретает новые речевые формы, которые потом подкрепляются или нет окружающими. Очевидно, что он воспроизводит их за счет подражания.

Психолог не отрицает роли подкрепления при выполнении различных действий. Он отмечает, что человек после выполнения действия довольно скоро начинает понимать, приводит ли оно его к успеху или нет. Благодаря последствиям, к которым приводит поведение, репертуар действий дифференцируется, а его неэффективные формы отбрасываются. Последствия выполнения действий реализуют несколько функций. Прежде всего они информируют субъекта об эффективности поведения. В ходе наблюдения за выполнением действия ребенок не только замечает произведенный им эффект, но и строит гипотезы о том, какие реакции в данной ситуации оказываются более предпочтительными. Эффективные действия в дальнейшем входят в поведенческий репертуар ребенка. Однако изменение поведения происходит только в том случае, если ребенок понимает, что конкретно оказывается эффективным в данной ситуации. Поскольку понимание является когнитивным процессом, оно во многом определяет научение через последствия действий. Если когнитивная сфера ребенка оказывается недостаточно развитой, то ребенок не сможет получить адекватную информацию, а значит, и оценить эффективность действий, и изменения поведения не произойдет.

Помимо информационной, последствия выполнения действий выполняют мотивационную функцию. Если ребенок представляет последствия, к которым приведет его то или иное действие, то предвосхищение результатов будет стимулировать или, наоборот, тормозить его поведение. Альберт Бандура подчеркивал, что дети хотят воспроизводить увиденное, при этом они часто делают это правильно с первой попытки. В некоторых случаях для достижения верного результата требуется много попыток. Однако ребенок всегда, по мнению Бандуры, хочет «сделать так же», а не постепенно приближаться к своему идеалу.

Для многих педагогов сам факт того, что дети стараются подражать кому-то, является достаточно очевидным. Для А. Бандуры подражание выступает как основная форма научения. В данном случае сам наблюдающий за поведением другого не получает подкрепления, поэтому такое научение получило название научение без подкрепления. При этом дети подражают не только социально одобряемым образцам, но и формам поведения, которые непосредственно не удовлетворяют никакой потребности. Бандура и другие сторонники позиции социального познания специально проводили эксперименты, в которых дети могли подражать различным действиям. Например, детям показывали фильм со сценами агрессивного поведения. Оказалось, что после просмотра такого фильма количество агрессивных действий у детей увеличивалось. Полученные данные свидетельствуют о том, что хотя перед детьми специально не ставили задачу научиться действовать в соответствии с предъявленными образцами, произошло так называемое побочное научение.

Ученый отмечал, что дети наблюдают самые разные модели поведения и могут воспроизводить различные их сочетания. Чаще всего они обращаются к ранее увиденным моделям поведения в новых сложных ситуациях, опыта действия в которых у них просто нет. По мнению А. Бандуры, с развитием видеотехнологий расширилось количество моделей, которым могут подражать дети. У них появилась возможность выходить за пределы своей культуры. Например, дошкольники могут подражать образцам поведения, которые предлагаются в компьютерных играх или демонстрируются героями художественных фильмов. Таким образом, поведение ребенка является результатом сложного совмещения образцов, с которыми он сталкивается в повседневной жизни и которые транслируются средствами массовой информации.

Подводя итоги можно заключить, в середине прошлого века различные школа необихевиоризма сыграла главную роль в американской академической психологии, притязая даже на звание единственного объективного научного направления и противостоя в этом качестве все более набирающей силу психоаналитической традиции. Однако впоследствии для всех стало очевидным существенная ограниченность бихевиоризма в целом. Множество полученных научных данных стало указывать на то, что многие из описанных с позиций бихевиоризма механизмов поведения и научения находят подтверждение лишь в искусственной среде эксперимента и, в принципе, представляют собой лишь вырабатываемый у лабораторных животных условный рефлекс. Ну а в природной, естественной для животных среде их поведение подчиняется уже совершенно иным, очевидно, более сложным механизмам. И уже подавно не представляется возможным распространять действие механизмов научения на человека.

Заключение

Итак, подводя итоги проведенного исследования можно заключить, что необихевиоризм в социальной психологии являет собой некую экстраполяцию положений и принципов, выдвинутых в традиционном бихевиоризме и необихевиоризме, на новый круг объектов - объекты социально-психологического знания. При этом, сторонники бихевиоризма считали, что психологические научные исследования должны использовать исключительно объективные методы при изучении своего предмета. Другими словами те методы, которые основаны не на каких-то внутренних субъективных переживаниях, а на наблюдениях за внешними реакциями и проявлениями, т.е. посредством объективного эксперимента и объективного наблюдения за изучаемым предметом. Тем самым они исключали различные психические процессы из предмета психологии, которые не поддаются объективному наблюдению, посредством внешних органов чувств. Человек в в понимании бихевиористов предстает прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, которое программируется на те или иные реакции, действия, поведение. Они утверждали, что в качестве предмета изучения в психологии должно стать только человеческое поведение, под которым понимаются поступки и действия, открытые внешнему наблюдению (мимика, жесты, действия, поступки, реакции).

Бихевиоризм пытался построить психологию на исключительно материалистических началах, а поведение человека определять не протекающими в его психике внутренними процессами, а механическими воздействиями внешней среды по принципу «стимул - реакция». Поскольку между последними имеется определенная взаимосвязь, то, по мнению сторонников бихевиоризма, изучив эту взаимосвязь и зная, что вызывает в человеке определенные реакции, то можно безошибочно добиться от него нужного поведения, абсолютно игнорируя его внутренние психические переживания. При этом процессы, протекающие в психике человека, они считали лишь добавочными явлениями, которые находятся вне причинных связей, существующих между действительными явлениями.

Бихевиоризм как поведенческое направление исследований стал началом появления и развития не только многих психологических и психотерапевтических школ (необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая психотерапия, рационально-эмоционально-поведенческая терапия), но также и сегодня встречается много практических приложений данной теории в смежных и далеких от психологии сферах. В частности большое значение ему отводится в сфере педагогики. Особенно это заметно в американской образовательной системе где и сегодня сохраняют свою популярность бихевиористские подходы, применяемые как для улучшения успеваемости, дисциплины, посещаемости у школьников, так и для интеграции детей-инвалидов и детей с проблемами с социализацией в общеобразовательные классы. При этом особенно тщательно разрабатывалась сфера прикладного анализа поведения - как технологическая реализация функционального анализа поведения: методы анализа и изменения условий направленные на коррекцию поведения. Кроме этого множество поведенческих исследований сегодня проводится в области поведения животных - этология, которая применяет свои методики придавая гораздо большее значение врожденному поведению, нежели рефлексам.

Подобно всем предшествующим направлениям, бихевиоризм не смог разрешить задачи построения действительно научной психологии. Строясь на материалистических началах, бихевиоризм приходит к отрицанию всякого объективного значения за психическими процессами и исключает их из области исследования. Следствием этого явилось то, что в практической деятельности это привело к грубым извращениям в области использования психологии в педагогической работе, социальной психологии и других сферах жизни. Конечно, никак нельзя согласиться с бихевиористами, отрицающими роль сознания в человеческом поведении и исключающими из рассмотрения психические процессы, протекающие внутри него, поскольку именно мысли, чувства во много могут определять поведение человека, т.к. являются побудителями к действиям.

В процессе воспитания или в педагогической работе, мы всегда имеем дело с сознанием ребенка, пытаемся воздействовать на него, вызвать у него определенные мысли, понятия, возбудить у него известные желания, культивировать определенные чувства и привычки. Все это имеет значение и в хозяйственной деятельности, когда мы хотим улучшить качество работы или поднять производительность труда. Однако, невзирая на определенную несостоятельность многих положений бихевиоризма, его влияние и значение по-прежнему сохраняется в методах родительского воспитания, педагогических методиках, коррекции асоциального или неадаптивного поведения и многих других областях.

Глоссарий

№ п/пПонятиеОпределение1Бихевиоризмведущее направление американской психологии первой половины прошлого века, которое считало предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды.2Взаимодействиепроцесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.3Влияниепроцесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и прочего в ходе взаимодействия с ним.4Волясторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это надобно.5Гештальтпсихологиянаправление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. Выдвинула программу изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам.6Девиантное поведениеэто поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития.7Действиепроизвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Главная структурная единица деятельности. Определяется как процесс, направленный на достижение цели.8Необихевиоризмнаправление американской психологии, возникшее в 30-е годы XX века в ответ на неспособность классического бихевиоризма объяснить целостность поведения животных и людей.9Оперантное поведениеэто активные действия, акции, которые направлены на достижение желаемой цели.10Поведениеприсущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью, внешние проявления деятельности психической.11Подкрепительраздражитель безусловный, вызывающий биологически значимую реакцию, при сочетании коей с предваряющим ее действием индифферентного стимула вырабатывается классический рефлекс условный.12Проблемный ящик Торндайкаэкспериментальные устройства различной степени сложности, в которое помещаются подопытные, животные с целью изучения характерна из двигательных реакций, направленных на то, чтобы выйти из ящика и получить подкрепление рефлекса.13Раздражительлюбой материальный агент, внешний или внутренний, осознаваемый или неосознаваемый, выступающий как условие последующих изменений состояния организма; всякий фактор, воздействующий на организм и способный вызвать некую ответную реакцию.14Реакциялюбой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде, от биохимической реакции отдельной клетки до рефлекса условного.15Рефлексреакция на возбуждение рецепторов - опосредованная системой нервной закономерная ответная реакция организма на раздражитель.16Рефлекс безусловныйнаследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды организма.17Рефлекс условныйрефлекс, образуемый при сближении во времени любого первоначально безразличного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего рефлекс безусловный.18Стимулвоздействие, обусловливающее динамику состояний психических индивида (реакцию) и относящееся к ней как причина к следствию.

Список использованных источников

1.Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 363 с.

.Библиотека психолога. Интернет-ресурс. URL: #"justify">.Галустова О.В. История психологии в вопросах и ответах: учебное пособие. - М.: Проспект, 2005.

.Дессуар М. Очерки истории психологии. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2008. - 256 с.

.Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. -М.: Академический проект: Мир. 2007. - 576 с.

.Копец Л.В. Классические эксперименты в психологии - Киев, 2010.

.Лихи Т. История современной психологии. - СПб.: Питер, 2003 -448 с.

.Марцинковская Т.Д. История психологии. - М.: Академия, 2004.

.Морозов А.В. Социальная психология: учебник /А.В. Морозов.- М.: Академический Проект; Трикста, 2005.-336с.

.Никандров В.В. Экспериментальная психология.- Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Речь», 2007. - 517 с.

.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: Инфра-М, 1998. - 525 с.

.Саугстад П. История психологии. От истоков до наших дней. - Самара: Бахрах-М, 2008.

.Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов: учеб. пособие / В.Б. Шапарь.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- 448с.

.Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб.: Издательство «Евразия». 2002. - 528 с.

.Экспериментальная психология / Е. С. Романовой. - СПб.: Издательство «Питер», 2007. - 496 с.

.Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. - СПб.: Речь, 2002.

.«Большой медицинский словарь». Интернет-ресурс. URL: #"justify">18.«Большой энциклопедический словарь». Интернет-ресурс. URL: http://www.endic.ru/enc_big/Biheviorizm-6882.html

Похожие работы на - Бихевиористические теории исследования личности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!