Акцентуации характера в подростковом возрасте

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,11 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Акцентуации характера в подростковом возрасте

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

Специальность 030301 Психология

Специализация - Клиническая психология







КУРСОВАЯ РАБОТА

Акцентуации характера в подростковом возрасте

Хайруллина Айгуль Рамилевна







УФА 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРИ АКЦЕНТУАЦИЯХ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

.1 Сущность акцентуации характера

1.2 Типы акцентуаций характера у подростков

ГЛАВА 2. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

.1 Особенности динамики и диагностика акцентуаций характера в подростковом возрасте

.2 Особенности психологической и педагогической работы с подростками с акцентуациями характера

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

3.1 Объект и методики исследования

.2 Результаты исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современном обществе человек оказался как никогда подвержен воздействию психотравмирующих факторов. Ускорение темпа жизни, информационные перегрузки усиливают напряжение, зачастую способствуя возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопрос о психопрофилактике в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано с необходимостью ранней диагностики проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые способны переходить в патологическое состояние.

Психологи, занимающиеся проблемой характера, считают, что менее 40% взрослых людей имеют сбалансированный характер - гибкий, устойчивый к стрессам, с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью [6,c.57‒59]. Автор этого предположения известный психолог и психиатр К. Леонгард, полагает, что творческие личности, например, учителя, не могут иметь сбалансированного характера. Наконец, нельзя не упомянуть здесь также и об отношении, существующем между акцентуацией характера и гениальностью (или высокой одаренностью). Здесь надо исходить из того факта, что в нерезкой выраженной форме те или другие психопатические особенности присущи почти всем и «нормальным» людям. Как правило, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей акцентуированные черты. Немудрено, что среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией количество несомненных психопатов оказывается довольно значительным.

У подростков сбалансированный характер встречается крайне редко. У большинства отдельные черты характера чрезмерно усилены и появляется избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Иными словами, для человека, имеющего определённую акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствует растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже испытывает прилив сил и бодрость.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее ранних из них является та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером, а также нашим соотечественником В.М. Бехтеревым. В наши дни популярны типологии К. Леонгарда, А. Е. Личко и некоторых других ученых.

Объектом исследования являются индивидуально-психологические особенности подростков, (14-15 лет).

Предметом исследования является акцентуация характера у подростков.

Цель данной работы: изучить проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте. Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

‒ изучить теоретические аспекты проблемы при акцентуациях характера у подростков;

‒ провести диагностику акцентуаций характера у подростков (выборочно);

‒ разработка рекомендаций подросткам и их родителям для оптимизации взаимодействия.

Метод исследования: беседа, тестирование (опросник К. Леонгарда, тест для определения психологической характеристики темперамента).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРИ АКЦЕНТУАЦИЯХ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

.1 Сущность акцентуации характера

Подростковый возраст наиболее уязвим в отношении стрессовых ситуаций, и многими авторами данный период назван не иначе, как «вторым рождением». Известно, что ряд факторов экономического, политического, а также социального плана приводит к социальной напряженности, тем самым создавая все больше стрессовых ситуаций, способствуя заострению у людей, и тем более, у подростков, некоторых черт характера. Социальная личность, подросток, готова вступить в жизнь, и наибольшее число конфликтов приходится именно на этот этап. Известно, что подростковый возраст считается кризисным, и на него приходится огромное количество вопросов. Это страх одиночества, гормональный дисбаланс, новые социальные роли, и многое другое [7,c.98‒102].

Акцентуация характера у подростков приобретает все большую устойчивость в структуре характеров подростков, и это вызывает опасения. Например, если раньше определенные состояния считались аномалией, то сейчас они расцениваются специалистами, как норма. Установлено, что почти девяносто процентов подростков имеют акцентуации характера. В связи с этим ученые считают, что более детальное изучение проблемы в настоящее время особенно актуально. Основой кризиса, возникающего в подростковом периоде, является процесс перестройки нейроэндокринной системы. Кризис проходит в острой форме, он довольно длителен, что имеет отношение к воздействию на подростка ряда факторов соматического характера, а также психического и социального[7,c.99].

В психологии, на протяжении всей ее истории, предпринимались некоторые попытки представить типологию характеров. Ранее других эту работу проводил немецкий психиатр Кречмер, далее тему развивал Бехтерев. Позднее типологию характера подросткового возраста изучали и классифицировали и другие ученые. Было предложено множество наименований, но наибольшее распространение получил термин, предложенный Карлом Леонгардом, являющимся психологом и психиатром из Германии. Он использовал обозначение «акцентуированная личность». Это название дает понять, что о том, что имеются в виду крайние варианты нормы, и зачатки патологии не подразумеваются.

Под акцентуацией характера подразумевается вариант психического здоровья, являющийся нормой, для которого характерна особенная выраженность, заостренность, в том числе и непропорциональность определенных черт характера общему складу личности, что ведет к определенной дисгармонии. Для акцентуации характера типична уязвимость не ко всем подряд психотравмирующим воздействиям, а лишь к некоторым, которые адресованы в области наименьшего сопротивления этого типа характера. К другим воздействиям у человека проявляется устойчивость.

С учетом степени их выраженности акцентуации делятся на два вида. Крайним вариантом нормы считается явная акцентуация характера. При этом черты характера имеют явную выраженность на протяжении жизни. Обычным вариантом нормы специалисты считают скрытую акцентуацию характера. В основном, этот тип проявляет себя при возникновении психологических травм. Под влиянием самых различных обстоятельств эти виды акцентуации сменяют друг друга. Важная роль принадлежит особенностям семейного воспитания, физическому здоровью, социальному окружению, имеет значение и профессиональная деятельность [3,c.11‒13].

Акцентуации характера содействуют развитию психогенных расстройств, которые обусловлены патологическими нарушениями поведения, это психозы, неврозы. В то же время следует всегда принимать во внимание, что недопустимо производить отождествление акцентуации характера с психическими патологиями. Не существует жесткой границы, которая разделяет людей на средних, нормальных, и акцентуированных личностей. Доказано, что в коллективе необходимо выявлять акцентуированных личностей для того, чтобы найти к ним правильный подход, поручить им обязанности, с которыми они могут справиться лучше других, так как имеют психологическую предрасположенность к определенной деятельности.

.2 Типы акцентуаций характера у подростков

Типологический подход к описанию личности использован А. Е. Личко при диагностике типа психопатии и акцентуаций характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Им было выявлено 11 типов акцентуаций [17,c.171‒175].

. Гипертимный тип. Главной особенностью этого типа в подростковом возрасте является постоянно приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, активность и предприимчивость. Такие подростки отказываются подчиняться чужой воле, плохо переносят дисциплинарные требования и строго регламентированный образ жизни, к правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут переступить грань между дозволенным и запретным.

. Циклоидный тип. С наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза, когда фон настроения снижен, отмечаются вялость, упадок сил, повышенная раздражительность и интровертированность. Субдепрессивные фазы чередуются с гипоманиакальными, при которых бросаются в глаза повышенная активность, живость, легкомыслие, тяга к наслаждениям. Вначале смена фаз подъема и спада настроения происходит довольно часто, но постепенно длительность периодов возрастает.

. Лабильный тип. Отличительной особенностью является крайняя изменчивость настроения. Самые незначительные события окружающей жизни оказывают на подростка существенное влияние. Малейшая неприятность способна погрузить его в мрачное переживание, а приятные события или даже только их перспектива способны поднять настроение. От текущего настроения зависит все: самочувствие, работоспособность, планы на будущее, отношение к другим людям.

. Астено-невротический тип. При нем рано проявляются разнообразные признаки невропатии: капризность, болезненность, страхи, заикание, энурез и т. п. Главными чертами типа в подростковом возрасте являются астения, повышенная утомляемость, плохая переносимость нагрузок и напряжения, фиксация на состоянии здоровья.

. Сенситивный тип. Основные черты ‒ повышенная впечатлительность и чувство неполноценности. В детстве это выражается в разнообразных страхах (темноты, животных, одиночества и т.п.), избегания компании бойких и активных детей, робости и скованности, боязни любых видов проверок и испытаний.

. Психастенический тип. Основные особенности - повышенная тревожность, мнительность, склонность к сомнениям. Для психастеника трудно принять окончательное решение, поэтому он тщательно обдумывает свое поведение, взвешивает каждый шаг, немалократно перепроверяет и переделывает уже законченную работу [17,c.171‒175].

. Шизоидный тип. В подростковом возрасте все шизоидные черты личности обостряются. Особенно заметными становятся замкнутость, отгороженность, духовное одиночество, необычность в выборе занятий и увлечений.

. Эпилептоидный тип. Главной особенностью этого типа является склонность к возникновению периодов злобно-тоскливого настроения. С этим настроением тесно связаны напряженность, аффект, взрывчатость и безудержная агрессивность. Большим напряжением отличается также сфера влечений. Все влечения характеризуются чрезмерной интенсивностью и силой, а их удовлетворение протекает тяжело и сопровождается многочисленными конфликтами.

. Истероидный тип. Главные особенности истероидного типа - безграничный эгоизм и «жажда признания». Лица этого типа обычно очень чувствительны к реакциям других людей, легко перестраиваются, вживаются в любую роль, стремятся любой ценой добиться внимания, восхищения, удивления, сочувствия или даже ненависти, не переносят только безразличия и равнодушия к своей персоне.

. Неустойчивый тип. Лица неустойчивого типа слабовольны, внушаемы, легко поддаются чужому влиянию, особенно дурному. Зависимые и безвольные, они не имеют собственных положительных целей, их поступки определяются случайными внешними обстоятельствами. Они часто попадают в дурные компании, бросают учебу и работу, сближаются с правонарушителями, начинают принимать алкоголь, употребляют наркотики и т. п

. Конформный тип. Главная черта этого типа ‒ постоянная и устойчивая ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения. Лица конформного типа полностью подчиняются давлению среды, не имеют собственных мнений и интересов, с трудом воспринимают новое и необычное, отрицательно относятся к любым переменам в жизни.

Изменения акцентуаций характера с возрастом. Как доказали исследования в области патохарактерологической реакции, проведенные Личко, в основном с возрастом у подростков с возрастом происходит вполне удовлетворительная социальная адаптация. В то же время, окончательный прогноз может зависеть от вида акцентуации, так как она протекает в явном или скрытом виде. [13,c.152]. Играют свою роль и социальные условия. Также существуют данные, согласно которым, мальчики и девочки имеют различную степень развития более, чем половины из имеющихся десяти акцентуаций. Девочки наделены повышенной эмоциональностью, они экзальтированнее, более демонстративны в поведении. Мальчикам свойственна неустойчивость и более высокая тревожность. При проведении более качественного анализа становится очевидно, что большую часть акцентуаций можно отнести к области темперамента, и лишь две из них - неуравновешенная и демонстративная, причисляются к характерным проявлениям. То есть, основой межполовых различий являются акцентуации, обусловленные темпераментом, тип характера в данном случае играет меньшую роль. Степень распространенности у подростков акцентуаций показывает, что в группе девочек они представлены более широко. Если среди девочек чаще наблюдаются такие типы акцентуаций, как экзальтированный, эмотивный, циклотимный и гипертимный, то мальчики отличаются преобладанием циклотимного, гипертимного, экзальтированного типа акцентуации. Общей названа связь темперамента подростка с акцентуациями, и в данном случае, пол не имеет значения [7,c.89‒91].

ГЛАВА 2. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

.1 Особенности динамики и диагностика акцентуаций характера в подростковом возрасте

Большинство типов акцентуаций характера (за исключением паранойяльного и отчасти сенситивного) именно в подростковом возрасте оказываются наиболее выраженными. Что все же, как правило, не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. К концу подросткового периода или по миновании его проявления акцентуации могут сгладиться или быть компенсированы настолько, что, кроме как при особых обстоятельствах, не выявляться вовне. Иначе говоря, явные акцентуации в подростковом возрасте могут по его миновании стать скрытыми [12,c.78‒80].

Подростки с явными акцентуациями характера составляют группу «повышенного риска» - они податливы к определенным пагубным влияниям среды или психическим травмам. Если психическая травма или сложившаяся ситуация наносит удар по «слабому месту» данного типа акцентуации, то соответствующие черты характера могут раскрыться пышным цветом, отражаясь на всем поведении, заостряясь до психопатического уровня. В таких случаях можно говорить о психопатических реакциях у акцентуированных подростков, имея в виду, что изменения обстановки, сглаживание следов психической травмы, разрешение ситуации все вернет в обычное русло.

Целесообразно выделить также острые аффективные реакции, которые на фоне акцентуаций характера возникают в ответ на индивидуально значимые психические травмы или труднопереносимые ситуации. Эти реакции кратковременны, обычно длятся не более суток. Аффект может разряжаться агрессией на окружающих, аутоагрессией, бегством из аффектогенной ситуации или разыгрыванием бурных сцен [12,c.79]. Тяжелые или длительные психические травмы могут при акцентуациях характера быть причиной затяжных реактивных состояний (неврозов, реактивных депрессий и т. п.).

Наиболее частыми в подростковом периоде нарушениями, возникающими на фоне акцентуаций характера, являются транзиторные непсихотические девиации поведения - делинквентность, алкоголизация, сиуцидальное поведение и др. Смена обстановки на более благоприятную, как правило, устраняет эти нарушения.

Наиболее значимые феномены в динамике акцентуаций характера, выделенные А.Е. Личко:[21,c.190‒192]

) заострение черт акцентуированного характера в подростковом возрасте, в период их формирования, с последующим их сглаживанием и компенсацией (переход явных акцентуаций в скрытые);

) развертывание черт определенного типа при скрытых акцентуациях под влиянием психических травм или трудных ситуаций, оказавшихся ударом по месту наименьшего сопротивления данного типа;

) возникновение на фоне акцентуаций характера преходящих нарушений - девиаций поведения, острых аффективных реакций, неврозов и других реактивных состояний;

) трансформация типов акцентуаций характера в силу конституционально заложенных механизмов или влияний среды;

5) формирование приобретенных психопатий, для которых акцентуация характера послужила почвой, обусловившей избирательную уязвимость в отношении определенных неблагоприятных влиянии среды.

Клинический метод является наиболее распространенным и пока наиболее точным для определения типов психопатий и акцентуаций характера. Этот метод слагается из опроса подростка, опроса родителей и сведений от других лиц, осмотра подростка и наблюдения за его поведением.

Опрос подростка. Первой задачей является установление контакта. Обычно бывает достаточно спокойного доброжелательного тона и начала с чисто врачебного расспроса о соматических жалобах. При затруднительном контакте можно использовать особый прием (Личко А.Е., Богдановская Л.Б., Эйдемиллер Э.Г., 1973): врач сам сообщает подростку сведения, которыми он располагает и которые получены от родителей, из школы, из диспансера, из милиции и т.п., и предлагает исправить неточности, объяснить противоречия, дополнить, прокомментировать. Здесь сразу же обнаруживаются темы, о которых подросток говорит легко и свободно, и темы, которые он старается избежать [21,c.194‒195].

Далее следует перейти к собиранию сведений о жизни вообще.

Опрос родителей и сведения от других лиц. Опрашивать родителей лучше порознь и начинать с матери, которая обычно может дать гораздо больше сведений, чем отец. Если воспитанием подростка занимался какой-либо другой член семьи, желательна также беседа с ним. Другие члены семьи бывают необходимы только если возникают основания полагать, что от них можно получить дополнительные важные сведения или иное более объективное освещение событий и отношений в семье.

Важно узнать впечатление родителей о детских годах подростка, их представление о его темпераменте, характере, манере вести себя - был ли он спокойным или суетливым, робким и застенчивым или смелым и отчаянным, общительным с детьми или держался в стороне от них и чем вообще он ребенком отличался от ровесников. Если посещал детские учреждения, то быстро ли там осваивался, охотно ли туда ходил, были ли жалобы воспитателей и на что. О школьных годах важно узнать, легко ли в первом классе адаптировался к новым условиям, охотно ли посещал школу, как учился, как сходился с товарищами, не возникали ли трудности при переходе из школы в школу, из одного класса в другой, бывал ли в пионерских лагерях, как прошел переход от начальных классов с одним учителем к предметной системе преподавания. Если подросток уже окончил 8 классов, важно узнать, как было принято решение о дальнейшем обучении (ПТУ, техникум, 9-й класс): подростком самостоятельно, под влиянием родителей или вопреки их желанию, под чьим-то влиянием со стороны. Наконец, необходимо выяснить, какие были нарушения поведения, когда они начались, чем, по мнению родителей, были вызваны, а также реакцию родителей на них [22,c.65‒66].

Помимо родителей, необходимо получить сведения с места учебы (работы). Письменные характеристики в ответ на запросы крайне желательно дополнить беседой с воспитателем (мастером), наиболее хорошо знающим подростка.

Наблюдение за поведением. Это наблюдение начинается в момент опроса подростка. Уже здесь достаточно отчетливо могут выступить общительность или замкнутость, живой веселый нрав или склонность к унынию, тревожная озабоченность или нарочитая бравада, подчеркнутая деликатность или быстро утрачиваемое чувство дистанции, неторопливая обстоятельность или суетливость в мыслях и действиях, болтливость и осторожная осмотрительность в ответах, сдержанность в проявлении чувств или эмоциональная лабильность, естественная манера держать себя или претенциозная театральность.

К ним относятся поведение среди сверстников, ареал обитания, поведение на свиданиях с родными и во время консультативного осмотра группой врачей.

Среди сверстников подросток нередко раскрывает те стороны своей личности, которые остаются незаметными в среде взрослых. В этом диагностическая роль специальных подростковых психиатрических отделений. Первыми обычно группируются подростки с делинквентным поведением, с токсикоманическими склонностями, обладающие богатым опытом быстрого включения в уличные компании. Образуемые ими группы отражают структуру и манеру поведения асоциальных подростковых групп. Другие подростки сплачиваются в группы более медленно. Интересно, что больные вялотекущей психопатоподобной шизофренией нередко тянутся друг к другу. Особняком и в одиночестве обычно остаются подростки шизоидные и сенситивные [23,c.24‒27].

Ареал обитания, т.е. места, где подросток проводит большую часть времени, также немало говорят о его характере.

Психологические (патохарактерологические) диагностические исследования подростков. Попытки привлечь для диагностики типов характеров при психопатиях и акцентуациях характера экспериментально-психологические методы (тесты) представляют заманчивую, но нелегкую задачу. Такой подход позволил бы также квантифицировать полученные результаты, определить уровень их достоверности и значимости.

Современная экспериментальная психология не слишком богата методами оценки типов характера. Определенное впечатление о них предназначены дать некоторые личностные опросники - MMPI, опросник Айзенка, опросник Н. Schmischek для определения типов акцентуированных личностей по К. Леонард (1968).

2.2 Особенности психологической и педагогической работы с подростками с акцентуациями характера

психологический акцентуация подросток характер

Гипертимный тип. Важнейшей особенностью данного типа является их большая подвижность, активность, склонность к озорству, неугомонность, общительность, болтливость. Все это в учебном процессе проявляется в виде неусидчивости и недисциплинированности. Такое поведение подростков данного типа очень часто вызывает неудовольствие и резкую реакцию педагогов. Неудовольствие может перерастать в формирование устойчивого негативного отношения педагога к такому учащемуся [26,c.44‒46].

Формирование жесткого негативного отношения часто может проходить незаметно для самого педагога. Становление устойчивого стереотипного негативного отношения облегчается за счет того, что именно гипертим больше всего чисто внешне мешает педагогу в проведении занятия. И это со временем может искаженно восприниматься как злонамеренное поведение, демонстрация со стороны ученика неуважения и неприязни к педагогу. Такая искаженная интерпретация причин поведения гипертима педагогом подкрепляется к тому же еще и такой, свойственной гипертимам особенностью поведения, как недостаток чувства дистанции со старшими (по положению или по возрасту). Крайним вариантом формирования негативного отношения может быть тотальная негативная оценка педагогом личности учащегося, его поведения и причин такого поведения. Педагогам одного из учебных заведений была предложена помощь в проведении психолого-педагогической коррекционной работы с учащимися. В нее были включены только те учащиеся, которые оценивались педагогами как “очень трудные”, как даже имеющие криминальный потенциал вызывающие чрезвычайную тревогу педагогов. Из восьмисот (!) учащихся было отобрано педагогами только двадцать таких “особых”, по их мнению. Последующая работа с ними показала, что все 100% из них оказались гипертимами.

Все вышесказанное ставит перед практическим школьным психологом одну специфичную задачу. В целях предупреждения формирования у педагогов устойчивого негативного отношения к учащемуся ‒ гипертиму, психологу целесообразно проводить коррекционную работу не только с учащимися, но и с самими педагогами. Практика показывает, что часто эффективным оказывается уже только разъяснение педагогу сущности, особенностей и механизмов гипертимного поведения. При этом следует особо акцентировать внимание, что основой недисциплинированности и неусидчивости (а также иных аналогичных поведенческих реакций) является определенная характерология, но не негативная учебная мотивация. А тем более не негативное, неприязненное отношение учащегося к педагогу[24,c.47].

При работе с гипертимами педагогам следует иметь ввиду, что особые трудности возникают у таких учащихся в ситуациях жесткой дисциплины, постоянной навязчивой опеки и мелочного контроля. В таких ситуациях повышается вероятность не только нарушения дисциплины со стороны учащегося, но и вероятность вспышек гнева и конфликта с педагогами (воспитателями, родителями).

По данным А. Личко, гипертимный тип входит в пятерку наиболее “рискованных” с точки зрения делинквентности. А вместе с близким ему по проявлениям неустойчивым типом, они прочно занимают лидирующее положение по этому критерию. Гипертимный в совокупности с неустойчивым типом, являются наиболее значимыми факторами риска делинквентного поведения по сравнению с другими акцентуациями. В группе подростков-делинквентов, состоящих на учете за совершение различных правонарушений, гипертимная и неустойчивая акцентуации составляют 76%.

Возбудимый тип. Психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию с возбудимым типом подростков полностью обусловлены его особенностями. Главными из них являются не рациональность, а импульсивность поведения, его обусловленность влечениями и неконтролирующими побуждениями. В области социального взаимодействия это проявляется как крайне низкая терпимость. Знание этих особенностей педагогом и их предвидение, готовность к проявлению соответствующих им поведенческих реакций, уже само по себе имеет позитивное значение. Такая готовность может играть роль превентивного фактора, и таким образом предупреждать возможные срывы педагога по типу: “импульсивность - на импульсивность”, “нетерпимость - на нетерпимость”. [22,c.65‒66]

Что касается формирования готовности у педагога к проявлению неконтролируемых побуждений, импульсивности и агрессивности возбудимого типа, то эту задачу педагог может решить лишь сам. Для ее успешного решения необходима работа по самокоррекции некоторых своих личностных установок и привычных поведенческих реакций. По существу это работа по самосовершенствованию, повышению уровня своего профессионализма. Психолог может здесь только помочь педагогу в формировании соответствующей мотивации, а также в обучении некоторым методам саморегуляции и техники эффективного общения.

Возбудимый тип акцентуации является явным фактором риска делинквентного поведения. По данным А. Личко, он (терминологическое соответствие - “эпилептоидный”) занимает второе место по частоте делинквентности среди всех типов акцентуаций. Возбудимый тип является не только одним из наиболее часто встречающихся среди делинквентов. Дело в том, что именно возбудимые акцентуанты чаще всего “дают” насильственные деликты, которые наиболее опасны с социальной точки зрения и имеют, кроме того, наиболее суровые правовые последствия.

Эмотивный тип. Во взаимодействии с эмотивным подростком чрезвычайную важность приобретают эмоциональная открытость, чувствительность и эмоциональная отзывчивость педагога. В силу того, что потребность в сочувствии и сопереживании у них актуализирована и ярко выражена, соответствующее эмпатийное поведение педагога оказывается чрезвычайно желательным. Эмоциональной отзывчивостью, сочувствием и сопереживанием в данном случае можно достичь того, что не удается сделать никакими другими способами и отчаянными усилиями. Как правило, проявление эмпатии педагогом ведет к быстрому установлению позитивных и доверительных отношений с эмотивной личностью. Однако следует учитывать чрезвычайную эмоциональную чувствительность эмотивных акцентуантов и, вследствие этого, высокую изменчивость их настроения. Фальшь, а тем более безразличие и черствость, эмотивные личности чувствуют чрезвычайно тонко и быстро реагируют на это изменением отношения и поведения [25,c.64‒70].

Как это ни странно, доля эмотивных акцентуантов в группе делинквентов достаточно высока и составляет величину порядка 36%. Аналогичные цифры дают и авторы других исследований, в которых доля эмотивных акцентуантов составляет 36%. Тревожным остается то, что эмотивные пики в характере подростка остаются незамеченными педагогами чаще всего или даже во всех 100% случаев. Иначе говоря, педагоги не замечают в подростке ‒ делинквенте таких особенностей, как повышенная чувствительность и впечатлительность, которые характерны для эмоþтивноþгоþ типаþ. Этоþт фаþкт треþвоþжеþн поþтоþму, чтоþ имеþнноþ эмоþтивныеþ поþдроþстки нуждаþются в соþчувствии и соþпеþреþживаþнии в наþибоþльшеþй стеþпеþни. Знаþчитеþльноþеþ числоþ поþдроþсткоþв-деþлинквеþнтоþв, каþк поþкаþзываþют исслеþдоþваþния, проþхоþдят чеþреþз эмоþциоþнаþльную деþприваþцию. Ноþ эмоþциоþнаþльнаþя деþприваþция саþмаþ поþ сеþбеþ чаþстоþ моþжеþт являться оþдним из пускоþвых меþхаþнизмоþв деþлинквеþнтноþсти. Для эмоþтивных жеþ поþдроþсткоþв эмоþциоþнаþльнаþя деþприваþция моþжеþт имеþть оþсоþбоþ неþгаþтивныеþ поþслеþдствия. И наþоþбоþроþт, наþличиеþ эмоþциоþнаþльноþгоþ коþнтаþктаþ пеþдаþгоþгаþ с таþким поþдроþсткоþм моþжеþт даþть чреþзвычаþйноþ поþлоþжитеþльныеþ реþзультаþты. В цеþлоþм неþ случаþйноþ чаþщеþ всеþгоþ пеþдаþгоþги неþ заþмеþчаþют в поþдроþсткаþх-деþлинквеþнтаþх имеþнноþ эмоþтивноþсти. Здеþсь имеþеþт меþстоþ блоþкироþваþниеþ аþдеþкваþтноþгоþ поþзнаþния пеþдаþгоþгоþм личноþсти поþдроþсткаþ заþ счеþт деþйствия оþпреþдеþлеþнноþгоþ стеþреþоþтипаþ поþдроþсткаþ деþлинквеþнтаþ [25,c.64‒70].

Заþстреþваþющий тип. Глаþвноþй оþсоþбеþнноþстью этоþгоþ типаþ являеþтся заþстреþваþниеþ аþффеþктаþ, высоþкаþя устоþйчивоþсть и длитеþльноþсть эмоþциоþнаþльноþгоþ оþткликаþ, оþбидчивоþсть. В связи с этим неþоþбхоþдимоþ учитываþть, чтоþ, даþжеþ случаþйноþ оþбидеþв, неþпраþвоþмеþрноþ “заþдеþв” таþкоþгоþ учаþщеþгоþся, пеþдаþгоþг моþжеþт наþдоþлгоþ поþтеþрять с ним личный коþнтаþкт. Поþтеþря коþнтаþктаþ и заþстреþваþниеþ наþ оþбидеþ моþжеþт скаþзаþться неþ тоþлькоþ наþ личноþстных взаþимоþоþтноþшеþниях, ноþ и наþ оþтноþшеþнии к преþдмеþту, наþ учеþбноþй успеþваþеþмоþсти.

Устаþноþвлеþноþ, чтоþ оþтноþшеþниеþ к преþдмеþту (“люблю - неþ люблю”, “нраþвится - неþ нраþвится”) оþпоþсреþдоþваþноþ оþтноþшеþниеþм учеþникаþ к учитеþлю. Доþлгоþеþ вреþмя считаþлоþсь, чтоþ заþвисимоþсть оþтноþшеþния к преþдмеþту оþт оþтноþшеþния к учитеþлю хаþраþктеþрнаþ в оþсноþвноþм для учаþщихся боþлеþеþ млаþдших клаþссоþв: наþчаþльнаþя шкоþлаþ и 5-7 клаþссы среþднеþй шкоþлы. Оþднаþкоþ исслеþдоþваþния поþкаþзаþли, чтоþ этаþ заþвисимоþсть соþхраþняеþтся каþк в стаþрших клаþссаþх, таþк и даþжеþ в высшеþй шкоþлеþ. Оþтноþшеþниеþ к преþпоþдаþваþтеþлю вхоþдит в пеþрвую троþйку знаþчимых фаþктоþроþв, оþбуслаþвливаþющих привлеþкаþтеþльноþсть преþдмеþтаþ [25,c.64‒70].

Психоþпеþдаþгоþгичеþскаþя коþрреþкция моþжеþт идти в двух наþпраþвлеþниях. Пеþрвоþеþ - учеþт пеþдаþгоþгоþм личноþстных оþсоþбеþнноþстеþй заþстреþваþющеþгоþ аþкцеþнтуаþнтаþ в проþцеþссеþ взаþимоþдеþйствия (оþбщеþния и деþятеþльноþсти) с ним. Чтоþ доþпустимоþ или даþжеþ цеþлеþсоþоþбраþзноþ в оþтноþшеþнии других учаþщихся, моþжеþт быть соþвеþршеþнноþ неþдоþпустимым в оþтноþшеþнии заþстреþваþющих. Втоþроþеþ наþпраþвлеþниеþ - психоþпеþдаþгоþгичеþскаþя коþрреþкция личноþсти, систеþмы устаþноþвоþк и поþвеþдеþния саþмоþгоþ заþстреþваþющеþгоþ аþкцеþнтуаþнтаþ. Этаþ раþбоþтаþ моþжеþт проþвоþдиться “воþоþбщеþ”, беþз коþнкреþтноþгоþ поþвоþдаþ, в видеþ споþнтаþнных беþсеþд при любоþм удоþбноþм случаþеþ. Иноþгдаþ неþсущиеþ коþрреþкциоþнный поþтеþнциаþл фраþзы, мысли моþгут быть оþбраþщеþны каþк бы и неþ к саþмоþму аþкцеþнтуаþнту, аþ к группеþ в цеþлоþм. Оþни моþгут проþхоþдить, наþпримеþр, в видеþ оþбщих раþссуждеþний оþ неþцеþлеþсоþоþбраþзноþсти длитеþльных оþбид, мститеþльноþсти ужеþ хоþтя бы с тоþчки зреþния раþзрушеþния неþрвноþ-психичеþскоþгоþ и соþмаþтичеþскоþгоþ здоþроþвья саþмоþгоþ оþбижаþющеþгоþ.

Раþбоþтаþ поþ психоþпеþдаþгоþгичеþскоþй коþрреþкции заþстреþваþющеþгоþ аþкцеþнтуаþнтаþ моþжеþт проþвоþдиться неþ тоþлькоþ “воþоþбщеþ”, ноþ и поþ коþнкреþтноþму поþвоþду, поþ коþнкреþтноþй ситуаþции оþбиды, заþстреþваþния аþффеþктаþ. В этоþм случаþеþ, коþнеþчноþ, треþбуеþтся оþсоþбоþеþ маþстеþрствоþ и оþстоþроþжноþсть, т.к. личноþсть наþхоþдиться в “оþстроþм” соþстоþянии. Воþздеþйствиеþ пеþдаþгоþгаþ неþ доþлжноþ усугубить ситуаþцию. Вмеþстеþ с теþм, воþздеþйствиеþ наþ этоþм этаþпеþ чреþзвычаþйноþ жеþлаþтеþльноþ, т.к. соþбствеþнноþ поþмоþщь пеþдаþгоþгаþ и психоþлоþгаþ таþкоþму аþкцеþнтуаþнту воþ мноþгоþм и соþстоþит в ускоþреþнии еþгоþ выхоþдаþ из “заþстреþваþния”. Психоþпеþдаþгоþгичеþскаþя коþрреþкция в даþнноþм случаþеþ ноþсит ситуаþтивный хаþраþктеþр и связаþнаþ с коþрреþкциеþй оþтноþшеþния личноþсти к коþнкреþтноþй ситуаþции, к коþнкреþтноþму чеþлоþвеþку. Еþсли при этоþм ситуаþтивнаþя коþрреþкция оþпираþеþтся и наþ вышеþукаþзаþнныеþ оþбщиеþ страþтеþгии коþрреþкции личноþсти, тоþ оþнаþ вноþсит своþй вклаþд в оþбщеþеþ поþвышеþниеþ устоþйчивоþсти и соþциаþльноþй аþдаþптаþции заþстреþваþющеþгоþ аþкцеþнтуаþнтаþ [25,c.67].

Раþспроþстраþнеþнноþсть заþстреþваþющеþй аþкцеþнтуаþции в группеþ деþлинквеþнтоþв неþ таþк уж высоþкаþ, хоþтя всеþ-таþки заþмеþтнаþ. Пеþдаþгоþги плоþхоþ заþмеþчаþют в своþих учаþщихся этоþт тип аþкцеþнтуаþции. В 83% случаþеþв пеþдаþгоþги неþ заþмеþчаþют, неþ оþбраþщаþют внимаþния наþ выраþжеþнную заþстреþваþющую аþкцеþнтуаþцию личноþсти. Этоþт фаþкт, воþзмоþжноþ, оþсоþбоþ треþвоþжеþн поþтоþму, чтоþ каþсаþеþтся оþн учаþщихся с аþсоþциаþльноþй наþпраþвлеþнноþстью, с деþвиаþциями поþвеþдеþния, с выраþжеþнноþй соþциаþльноþй деþзаþдаþптаþциеþй и с деþлинквеþнтным поþвеþдеþниеþм.

Деþмоþнстраþтивный тип. Глаþвноþй оþсоþбеþнноþстью при деþмоþнстраþтивноþй аþкцеþнтуаþции являеþтся жаþждаþ внимаþния к соþбствеþнноþй пеþрсоþнеþ, эгоþцеþнтризм, жеþлаþниеþ выдеþляться, быть в цеþнтреþ внимаþния. Этаþ оþсоþбеþнноþсть оþбуслаþвливаþеþт каþк саþмоþ поþвеþдеþниеþ деþмоþнстраþтивноþгоþ аþкцеþнтуаþнтаþ, таþк и оþсоþбеþнноþсти психоþлоþгоþ-пеþдаþгоþгичеþскоþгоþ взаþимоþдеþйствия с ним.

Поþдчеþркнутоþеþ игноþрироþваþниеþ таþкоþй личноþсти, проþявлеþниеþ в аþктивноþй фоþрмеþ поþзиции “ты ничеþм неþ выдеþляеþшься наþ оþбщеþм фоþнеþ” являеþтся исключитеþльноþй сильноþй меþроþй воþздеþйствия. Оþднаþкоþ реþаþкции наþ таþкую поþзицию моþгут быть саþмыми раþзличными: оþт гипеþраþктуаþлизаþции поþтреþбноþсти выдеþлиться, доþ аþффеþктивноþгоþ взрываþ, устаþноþвлеþния реþзкоþ оþтрицаþтеþльноþгоþ оþтноþшеþния к лицу, оþт коþтоþроþгоþ исхоþдит идеþя игноþрироþваþния и усреþднеþния. Чтоþ каþсаþеþтся деþлинквеþнтноþсти, тоþ деþйствитеþльноþ воþзмоþжным моþтивоþм проþтивоþпраþвноþгоþ поþвеþдеþния моþжеþт стаþть жеþлаþниеþ привлеþчь к сеþбеþ внимаþниеþ, коþгдаþ этоþ неþ удаþеþтся сдеþлаþть иным оþбраþзоþм. Оþднаþкоþ чаþщеþ всеþгоþ этаþ проþблеþмаþ реþшаþеþтся чеþреþз фаþнтаþзироþваþниеþ или саþмоþоþгоþвоþры, в тоþм числеþ и в плаþнеþ соþбствеþнных криминаþльных наþклоþнноþстеþй (споþсоþбноþстеþй), аþ таþкжеþ якоþбы соþвеþршеþнных коþгдаþ-тоþ проþтивоþпраþвных деþйствий [24,c.71‒78]. Слеþдуеþт быть оþстоþроþжным в “раþзоþблаþчеþнии” фаþнтаþзий, выдумоþк деþмоþнстраþтивных аþкцеþнтуаþнтоþв. Угроþзаþ неþминуеþмоþгоþ раþзоþблаþчеþния, раþскрытия оþбмаþнаþ (“оþн неþ таþкоþй, каþким сеþбя преþдстаþвляеþт”) чаþстоþ являеþтся неþвыноþсимоþй для деþмоþнстраþтивноþй личноþсти. Реþаþкции здеþсь моþгут быть саþмыеþ оþстрыеþ и даþжеþ оþпаþсныеþ: поþпытки суицидаþ, поþбеþги из доþмаþ, ухоþды из шкоþлы, поþпытки преþвраþтить выдумку в реþаþльноþсть любым споþсоþбоþм.

Чтоþ каþсаþеþтся раþспроþстраþнеþнноþсти деþмоþнстраþтивноþй аþкцеþнтуаþции среþди деþлинквеþнтоþв, тоþ даþнныеþ наþ этоþт счеþт неþ оþдноþзнаþчны. Поþ оþдним исслеþдоþваþниям, деþмоþнстраþтивныеþ аþкцеþнтуаþнты доþстаþтоþчноþ широþкоþ преþдстаþвлеþны в группеþ деþлинквеþнтоþв - 52%, и заþнимаþют поþ этоþму критеþрию треþтьеþ меþстоþ. Поþ другим даþнным, доþля деþмоþнстраþтивных аþкцеþнтуаþнтоþв в группеþ деþлинквеþнтоþв неþзнаþчитеþльнаþ - меþнеþеþ 10%, чтоþ неþ поþзвоþляеþт гоþвоþрить оþб этоþм видеþ аþкцеþнтуаþции каþк оþсоþбоþ деþлинквеþнтоþм.

ГЛАВА 3. ИССЛЕþДОþВАþНИЕþ ПРОþЯВЛЕþНИЙ АþКЦЕþНТУАþЦИЙ ХАþРАþКТЕþРАþ У ПОþДРОþСТКОþВ

.1 Оþбъеþкт и меþтоþдики исслеþдоþваþния

Целью проведения экспериментальной работы является разработка и опробирование коррекционно-развивающей программы, нацеленной на коррекцию акцентуаций характера подростков и их личностный рост.

Задачи:

‒ Выявление подростков с акцентуациями характера из числа подростков «группы риска», формирование экспериментальной группы;

‒ Разработка содержания констатирующего и контрольного этапов эксперимента;

‒ Разработка и опробирование коррекционно-развивающей программы, нацеленной на коррекцию акцентуаций характера подростков и их личностный рост;

‒ Анализ и сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Базой для проведения опытно-экспериментальной работы стала МОþУ СОþШ № 137 г. Саþнкт-Пеþтеþрбурга.

 В исследовании приняло участие 30 юношей и девушек в подростковом возрасте (25 юношей и 10 девушек).

Для исследования диагностики типа акцентуации характера был выбран характерологический опросник К. Леонгарда - Н. Шмишека.

Тест К. Леонгарда - Н. Шмишека представляет собой опросник, содержащий 88 утверждений, которые группируются в 10 шкал, каждая из которых соответствует одному направлению акцентуаций:

- высокая жизненная активность

- возбудимость

- глубина эмоциональных реакций

- педантизм

- повышенная тревожность

- перепады настроения

- демонстративность

- неуравновешенность

- утомляемость

- сила и выраженность эмоций

Материалы и оборудование: бланк ответов, ручка или карандаш.

Инструкция испытуемому: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+», если не согласны - знак «-«. Над вопросами долго не думайте. Помните, что правильных и неправильных ответов нет».

Интерпретация результатов: Обработка полученных ответов проводится с помощью специального ключа. В соответствии с ним подсчитывается количество плюсов по одним вопросам и минусов - по другим, затем сумма умножается на определенное число. По результатам определяется преобладающий тип акцентуации характера. Сумма баллов в диапазоне от 14 до 19 баллов свидетельствует лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. Сумма баллов более 19 четко характеризует определенный тип акцентуации личности.

Опросник диагностики личностного симптомокомплекса ответственности (ОДЛСО) и оценка его психометрических характеристик Кочаряна И.А. Методика диагностики ответственности направлена на выявление выраженности у испытуемых типологических вариантов ответственного поведения. Методика имеет форму опросника, состоит из 5 шкал и содержит 67 утверждений. Каждая шкала опросника содержит утверждения по соответствующему типу ответственности. Методика диагностики ответственности состоит из пяти шкал и диагностирует не только вариант ответственности, но уровень выраженности у тестируемого. Инструкция: «Вам будет предложено ряд утверждений, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями, поставив галочку в графе «Да» или «Нет». Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов, самым лучшим будет тот, который дается по первому побуждению». Средний уровень выраженности признака соответствует интервалу на шкале стэнов от 3.5 до 7,5. Интервал от 0 до 3,5 - низкая выраженность данного признака, интервал от 7,5 до 10 - высокая выраженность данного признака.

Таблица 3.1 Конверсионная матрица методики «ОДЛСО»

стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

принципиальность

0-2

3

5

6

7

8

9

10

11-12

самоутверждение

0-3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

нормативность

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9-10

16-21

этичность

-

0

1

2

3

4

5

6

7-8

9-10

самопожертвование

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9-10

11-12


.2 Реþзультаþты исслеþдоþваþния

Диагностика акцентуаций характера у юношей и девушек в подростковом возрасте

На основании индивидуальных ответов испытуемых по опроснику К. Леонгарда-Шмишека был создан средний профиль, который и характеризует акцентуации характера в данной выборке. По результатам исследования нами было произведено распределение учащихся по типам акцентуаций. Его результаты занесены в таблицу 3.2.

Таблица 3.2 Распределение учащихся по типам акцентуаций (по К. Леонгарду)

Типы акцентуаций

Число учащихся (чел.)

Число учащихся,%

пол





мал, %

дев, %

1

Гипертимная

21

70

33,3

36,6

2

возбудимая

40

25

15

3

эмотивная

11

36,6

23,3

13,3

4

педантичная

10

33,3

23,3

10

5

тревожная

5

16,6

6,6

10

6

циклотимная

22

73,3

43,3

30

7

демонстративная

15

50

30

20

8

неуравновешенная

11

36,6

23,3

13,3

9

дистимичная

7

23,3

10

13,3

10

экзальтированная

17

56,6

30

26,6


Для более полного представления сложившейся картины построим график распределения учащихся по типам акцентуаций характера (рис.1).

?

Рис. 1. График распределения учащихся по типам акцентуаций характера

Как видно из графика (рис.1), в данной выборке преобладает циклотимная акцентуация характера (22 учащихся), что составляет 73,3% из них 43,3 % мальчиков и 30 % девочек.

На втором месте - гипертимная акцентуация (21 учащийся), что составляет 70% из них 33,3 % мальчиков и 36,6 % девочек

Экзальтированными являются 17 человек из выборки, или 56,6% испытуемых из них 30 % мальчиков и 26,6 % девочек

Демонстративные - 15 человек, что составляет 50% из них 30 % мальчиков и 20% девочек.

Возбудимая акцентуация встречается у 12 испытуемых, или 40% из них 25 % мальчиков и 15% девочек.

Следующими располагается эмотивная и неуравновешенная акцентуации характера.

Неуравновешенная акцентуация наблюдается у 11 испытуемых, или 36,6% из них 23,3 % мальчиков и 13,3 % девочек.

Эмотивная акцентуация встречается у 11 испытуемых, что составляет 36,6 % из них 23,3 % мальчиков и 13,3 % девочек.

Педантичная акцентуация встречается у 10 учащихся, или 33,3 % из них 23,3 % мальчиков и 10 % девочек.

Дистимичными являются 7 человек или 23,3% опрошенных из них 10% мальчиков и 13,3 % девочек.

На последнем месте расположилась тревожная акцентуация характера. Она присуща всего 5 учащимся из выборки (16,6% испытуемых из них 6,6 % мальчиков и 10 % девочек).

Диагностика ответственности у подростков с акцентуациями характера

Проведенное исследование среди выявленных подростков с акцентуациями характера по методике диагностики ответственности (ОПДЛСО) представило нам следующие результаты:

Таблица 3.3

Преобладающий тип ответственности

УРОВЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ ПРИЗНАКА

Г

Экз

Дем

В

Эм

Неур

П

Дист

Т

принципиальность

С

В

С

С

С

С

С

С

С

С

самоутверждение

С

С

С

В

С

С

В

С

С

В

нормативность

В

С

В

С

С

С

С

В

С

С

этичность

С

В

С

С

С

В

С

С

С

С

самопожертвование

С

С

С

С

С

С

С

С

Н

Н


Как видно из таблицы 3.3, у преобладающего числа испытуемых наблюдается средний уровень выраженности по всем признакам. Высокая выраженность нормативного типа у циклотимных, экзальтированных и педантичных свидетельствует о развитом чувстве долга, стремлении соответствовать принятым нормам и правилам. Для гипертимных и эмотивных, обладающих высоким уровнем выраженности этичности мотивом подобной ответственности выступает стремление следовать общечеловеческим нормам. Они делают все качественно, если это значимо для них, внешние же подкрепления деятельности являются менее важными.

Исходя из проведенного исследования, можно сделать следующий вывод: В данной выборке преобладает циклотимная акцентуация характера 73,3%. На втором месте - гипертимная акцентуация - 70%. Экзальтированными являются 56,6% испытуемых. Демонстративная акцентуации характера - 50%. Возбудимая акцентуация встречается у 50%. Неуравновешенная акцентуация наблюдается у 36,6%. Эмотивная акцентуация встречается также у 36,6 %. Педантичная акцентуация встречается у 33,3 %. Дистимичными - 23,3%. Тревожная акцентуация характера присуща всего 16,6% испытуемых. Интересным представляется тот факт, что некоторые респонденты имеют несколько ярко выраженных типов акцентуаций характера.

Высокая выраженность нормативного типа у циклотимных, экзальтированных и педантичных свидетельствует о развитом чувстве долга, стремлении соответствовать принятым нормам и правилам.

Для гипертимных, демонстративных и эмотивных, обладающих высоким уровнем выраженности этичности мотивом подобной ответственности выступает стремление следовать общечеловеческим нормам. Они делают все качественно, если это значимо для них, внешние же подкрепления деятельности являются менее важными.

Высокая выраженность самоутверждающегося типа у демонстративных, неуравновешенных и тревожных свидетельствует о стремлении уйти от конфронтации с окружением, избегать избыточной ответственности и принятия сложных решений.

Таким образом, мы установили, что наиболее ярко выраженными акцентуациями характера в подростковом возрасте являются циклотимный, гипертимный и экзальтированный. А вот менее преобладающими акцентуациями характера являются дистимный, педантичный и тревожный типы акцентуаций характера.


Хаþраþктеþр - этоþ соþвоþкупноþсть оþсноþвных чеþрт личноþсти, оþт коþтоþрых заþвисят фоþрмы соþциаþльноþгоþ поþвеþдеþния, поþступки чеþлоþвеþкаþ, коþтоþрыеþ раþссчитаþны наþ оþкаþзаþниеþ влияниеþ наþ оþкружаþющих.

При высоþкоþм уроþвнеþ неþвроþтизаþции хаþраþктеþрны слеþдующиеþ типы аþкцеþнтуаþций: циклоþтимичеþский, экзаþльтироþваþнный, треþвоþжный и дистимичеþский. Высоþкий уроþвеþнь психоþпаþтизаþции будеþт соþчеþтаþться с гипеþртимичеþским, воþзбудимым и деþмоþнстраþтивным типаþми аþкцеþнтуаþций.

Цеþлью даþнноþй курсоþвоþй раþбоþты былоþ исслеþдоþваþниеþ аþкцеþнтуаþций хаþраþктеþраþ в поþдроþсткоþвоþм воþзраþстеþ.

Для реþшеþния поþстаþвлеþнных заþдаþч были испоþльзоþваþны слеþдующиеþ меþтоþдики: теþст для оþпреþдеþлеþния психоþлоþгичеþскоþй хаþраþктеþристики теþмпеþраþмеþнтаþ и оþпроþсник К. Леþоþнгаþрдаþ.

Оþбъеþктоþм наþстоþящеþгоþ исслеþдоþваþния были выбраþны 30 юношей и девушек в подростковом возрасте (25 юношей и 10 девушек), учаþщихся оþдноþй из шкоþл Саþнкт-Пеþтеþрбурга.

В данной работе мы попытались выявить влияние акцентуаций характера на проявление ответственности у подростков. Ответственность человека представляет собой одну из наиболее сложных проблем в психологии, которая все еще не разрешена, несмотря на многочисленные исследования, посвященные этой теме. В ходе исследования по изучению проявления ответственности у мальчиков и девочек подросткового возраста с разными типами акцентуаций характера нами были получены следующие результаты: среди всех респондентов низкий уровень выраженности ответственности имеют 2 человека (6%), имеющие дистимный тип акцентуации. Высокий уровень выраженности нормативности у циклотимных, экзальтированных и педантичных свидетельствует о развитом чувстве долга, стремлении соответствовать принятым нормам и правилам. Для гипертимных, демонстративных и эмотивных, обладающих высоким уровнем выраженности этичности мотивом подобной ответственности выступает стремление следовать общечеловеческим нормам. Они делают все качественно, если это значимо для них, внешние же подкрепления деятельности являются менее важными. Подавляющее большинство испытуемых в ходе исследования выявили средний уровень выраженности по всем признакам.

Наиболее ярко выраженными акцентуациями характера в подростковом возрасте являются циклотимный, гипертимный и экзальтированный. Менее преобладающими акцентуациями характера являются дистимный, педантичный и тревожный типы акцентуаций характера.

Цеþль раþбоþты былаþ доþстигнутаþ: были выявлеþны аþкцеþнтуаþции хаþраþктеþраþ у поþдроþсткоþв и раþзраþбоþтаþны реþкоþмеþндаþции поþдроþсткаþм и их роþдитеþлям для оþптимизаþции взаþимоþдеþйствия. Поþлучеþнныеþ реþзультаþты смоþгут поþмоþчь лучшеþ поþнимаþть поþдроþсткоþв, оþбъяснять их поþвеþдеþниеþ в раþзличных ситуаþциях, аþ таþкжеþ избеþжаþть коþнфликтоþв и неþдоþпоþнимаþния в пеþдаþгоþгичеþскоþй праþктикеþ.

СПИСОþК ИСПОþЛЬЗУЕþМОþЙ ЛИТЕþРАþТУРЫ

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2010. ‒ с.57‒60.

2. Аþлеþксеþеþнкоþваþ Еþ.Г.: Личноþсть в услоþвиях психичеþскоþй деþприваþции. - СПб,: Питеþр, 2009. ‒ с.45‒48.

. БеþлГУ, Беþлгоþроþдскоþеþ оþтд. психоþлоþгичеþскоþгоþ оþбщеþстваþ, Фаþкультеþт психоþлоþгии, Оþтв. реþд. Н.И. Исаþеþваþ: Психоþлоþгичеþскаþя культураþ личноþсти: теþоþрия и праþктикаþ. - Беþлгоþроþд: БеþлГУ, 2009. ‒ с.11‒13.

. Вачков И.В.: Я и мой внутренний мир. - СПб.: Питер, 2010. ‒ с.22‒24.

. Волков Б.С.: Детская психология: от рождения до школы. - СПб.: Питер, 2010. ‒ с.122‒125.

. Еþлисеþеþв Оþ.П.: Праþктикум поþ психоþлоþгии личноþсти. - СПб,: Питеþр, 2010. ‒ с.57‒59.

. Иваþнникоþв В.Аþ.: Оþсноþвы психоþлоþгии. Курс леþкций. - СПб,: Питеþр, 2010. ‒ с.98‒102.

. Ильин Еþ.П.: Психоþлоþгия индивидуаþльных раþзличий. - СПб,: Питеþр, 2011. ‒ с. 44‒46.

. Каþдаþцких И.Ю.: Аþктуаþлизаþция этноþкультурноþгоþ я в структуреþ саþмоþсоþзнаþния личноþсти студеþнчеþскоþй моþлоþдеþжи в услоþвиях учеþбноþй деþятеþльноþсти. - Курск: , 2009. ‒ с.35‒36.

. Кулагина И.Ю.: Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М.: Сфера, 2011. ‒ с.144‒149.

. Лисинаþ М.И.: Фоþрмироþваþниеþ личноþсти реþбеþнкаþ в оþбщеþнии. - СПб.: Питеþр, 2009. ‒с.29‒31.

. Лоþкаþлоþваþ Н.П.: Шкоþльнаþя неþуспеþваþеþмоþсть: причины, психоþкоþрреþкция, психоþпроþфилаþктикаþ. - СПб.: Питеþр, 2009. ‒ с. 78‒80.

. Моþлоþдцоþваþ Н.Г.: Праþктикум поþ пеþдаþгоþгичеþскоþй психоþлоþгии. - СПб: Питеþр, 2010. ‒ с.151‒153.

. Моþскоþвский пеþд. гоþс. ун-т, Каþф. психоþлоþгии ; поþд реþд. Б.Аþ. Соþсноþвскоþгоþ: Психоþлоþгия. - М.: Высшеþеþ оþбраþзоþваþниеþ, 2009. ‒ с.87‒88.

. НИУ БеþлГУ, Фаþк. психоþлоþгии ; оþтв. реþд. И.Аþ. Кучеþрявеþнкоþ: Аþктуаþльныеþ проþблеþмы соþвреþмеþнноþй психоþлоþгии. - Беþлгоþроþд: ИПК НИУ "БеþлГУ", 2012. ‒ с. 143.

. Ноþвоþсеþльцеþв В.И.: Моþраþльнаþя оþтвеþтствеþнноþсть в меþжличноþстных оþтноþшеþниях: теþоþрия и праþктикаþ фоþрмироþваþния у шкоþльникоþв. - М.; Беþлгоþроþд: БеþлГУ, 2010. ‒ с. 56‒59.

17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2011. ‒ с.171‒175.

18. Отв. ред. И.В. Петрова: Педагогические особенности критических периодов в жизни человека. - Старый Оскол: СОФ БелГУ, 2009. ‒ с.112‒115.

. Пеþтроþваþ И.В.: Психоþлоþгичеþскиеþ услоþвия раþзвития инфоþрмаþциоþнноþй культуры будущеþгоþ спеþциаþлистаþ в проþцеþссеþ оþбучеþния в вузеþ. - Беþлгоþроþд: БеþлГУ, 2009. ‒ с. 67‒70.

. Под ред. Т.Д. Марцинковской: Психология развития. - М.: Академия, 2011. ‒ с.143‒146.

. Рубинштеþйн С.Л.: Оþсноþвы оþбщеþй психоþлоþгии. - СПб.: Питеþр, 2011. ‒ с. 190‒195.

. Слаþстеþнин В.Аþ.: Психоþлоþгия и пеþдаþгоþгикаþ. - М.: Аþкаþдеþмия, 2010. ‒ с.65‒66.

. Сорокоумова Е.А.: Возрастная психология. - СПб: Питер, 2009. ‒ с.24‒27.

. Стоþляреþнкоþ Л.Д.: Психоþлоþгия личноþсти. - Роþстоþв наþ/Д: Феþникс, 2011. ‒ с.71‒78.

25. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 2011. ‒ с.64‒70.

26. Феþтискин Н.П.: Соþциаþльноþ-психоþлоþгичеþскаþя диаþгноþстикаþ раþзвития личноþсти и маþлых групп. - М.: Психоþтеþраþпия, 2009. ‒ с. 44‒54.

. Хьеþлл Л.: Теþоþрия личноþсти. Оþсноþвныеþ поþлоþжеþния, исслеþдоþваþния и примеþнеþниеþ. - СПб.: Питеþр, 2011. ‒ с.144‒149.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Опросник Леонгарда (Шмишека)

. Ты обычно спокоен, весел?

. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?

. Легко ли ты можешь расплакаться?

. Ты по несколько раз проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?

. Ты такой же сильный и выносливый, как твои сверстники?

. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?

. Нравится ли тебе быть в центре внимания?

. Бывает ли так, что ты беспричинно ворчишь и сердишься на всех?

. Ты серьезный человек?

. Способен ли ты восторгаться, восхищаться чем-либо?

. Умеешь ли ты придумывать развлечения, игры?

. Ты быстро забываешь, если кто-то тебя оскорбит?

. Считаешь ли ты себя мягкосердечным, умеющим сочувствовать людям? 14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты, не застряло ли оно в прорези?

. Стремишься ли ты быть лучшим в учебе и других делах?

. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак?

. Стремишься ли ты во всем и всюду соблюдать порядок?

. Зависит ли твое настроение от внешних обстоятельств?

. Большинство твоих знакомых хорошо к тебе относятся?

. Часто ли у тебя бывает чувство сильного внутреннего беспокойства?

. Часто ли ты чувствуешь себя подавленным, грустным?

. Бывали ли у тебя хотя бы один раз истерики или нервные срывы?

. Трудно ли тебе усидеть на одном месте?

. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо?

. Мог бы ты зарезать курицу?

. Раздражает ли тебя, если занавес или скатерть висят неровно, стараешься ли ты сразу поправить их?

. В детстве ты боялся оставаться дома один?

. Часто ли у тебя беспричинно меняется настроение?

. Ты стремишься стать достаточно сильным специалистом в своем деле?

. Часто ли ты веселишься, дурачишься?

. Быстро ли ты начинаешь злиться, впадать в гнев?

. Бывает ли так, что ощущение счастья буквально пронизывает тебя?

. Как ты думаешь, получился бы из тебя ведущий, конферансье в концерте, представлении?

. Боишься ли ты вида крови?

. Любишь ли ты работу, где необходима высокая личная ответственность?

. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?

. Тебе страшно спускаться в темный подвал?

. Предпочитаешь ли ты работу, где нужно действовать быстро, но не требуется высокого ее качества?

. Легко ли ты знакомишься с людьми?

. В школе ты охотно декламировал стихи, участвовал в утренниках?

. Убегал ли ты в детстве из дома?

. Кажется ли тебе жизнь трудной?

. Бывает ли так, что после конфликта или обиды ты настолько расстроен, что не можешь заниматься делом?

. Можно ли сказать, что при неудаче ты не теряешь чувство юмора?

. Стараешься ли ты помириться первым, если ссора произошла не по твоей вине?

.Ты очень любишь животных?

. Уходя из дома, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы убедиться, что все в порядке (дверь заперта, утюг выключен и т.п.)?

. Бывает ли у тебя ощущение какой-то беды, неприятности, которая может случиться с тобой или твоими близкими?

. Твое настроение зависит от погоды?

. Трудно ли тебе докладывать, выступать перед аудиторией?

. Можешь ли ты ударить обидчика, если он тебя оскорбит?

. У тебя большая потребность в общении с другими людьми?

. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние?

. Тебе нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встают препятствия и трудности?

. Может ли трагический фильм взволновать тебя так, что на глазах выступят слезы?

. Часто ли тебе бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прошедшего или будущего дня все время крутятся в голове?

. В школе ты когда-нибудь подсказывал своим товарищам или давал списывать?

. Боишься ли ты поздним вечером пройти один по темной улице?

. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь всегда лежала на своем месте?

. Бывает ли так, что ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?

. Легко ли ты привыкаешь к новым ситуациям?

. Бывают ли у тебя головные боли?

. Ты часто смеешься?

. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты не показывать этого в общении с ним?

. Ты подвижный человек?

. Ты очень переживаешь из-за несправедливости?

. Ты очень любишь природу?

. Ложась спать, проверяешь ли ты, погашен ли везде свет и заперты ли двери?

. Ты очень боязлив?

. Изменится ли твое настроение при приеме алкоголя?

. Охотно ли ты участвуешь в художественной самодеятельности?

. Считаешь ли ты себя пессимистом?

. Часто ли тебя тянет попутешествовать?

. Может ли твое настроение резко меняться от радости к угрюмости или тоске?

. Легко ли тебе поднять настроение окружающих?

. Долго ли ты переживаешь обиду?

. Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей.

. Часто ли в школе ты переписывал страницы в тетради, если делал в ней помарки, ошибки?

. Считаешь ли ты себя недоверчивым?

. Часто ли тебе снятся кошмары?

. Бывает ли, что тебя тянет спрыгнуть с высоты или броситься под машину? 84. Становится ли тебе веселее, если все вокруг веселятся?

. Если у тебя неприятности или проблемы, можешь ли ты на время отвлечься, не думать о них постоянно?

. Можешь ли ты вести себя несдержанно или развязно?

. Обычно ты немногословен, молчалив?

. Мог бы ты, играя на сцене, настолько войти в роль, чтобы забыть о том, что это только игра?

Ключ к опроснику Леонгарда (Шмишека)

. Гипертимы ´ 3 +: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67 77

.Застревающие, ригидные ´ 2 +: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 -: 12, 46, 59

. Эмотивные, лабильные ´ 3 +: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 -: 25

. Педантичные ´ 3 +: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 -: 36

. Тревожные ´ 3 +: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 -: 5

. Циклотимные ´ 3 +: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84

. Демонстративные ´ 2 +: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 -: 51

. Неуравновешенные, возбудимые ´ 3 +: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86

. Дистимичные ´ 3 +: 9, 21, 43, 75, 87 -: 31, 53, 65

. Экзальтированные ´ 6 +: 10, 32, 54, 76

Похожие работы на - Акцентуации характера в подростковом возрасте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!