Принципы и технологии медиаобразования в условиях молодежной организации 'Юнпресс-Чайковский'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,15 Мб
  • Опубликовано:
    2015-08-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Принципы и технологии медиаобразования в условиях молодежной организации 'Юнпресс-Чайковский'

Оглавление

Введение

Глава 1. Молодёжь и медиаобразование

.1 Информационная эпоха: проблемы социализации молодежи

.2 Модели медиаобразования

Глава 2. Медиаобразование в Пермском крае

.1 Автономная некоммерческая организация «Юнпресс-Пермь»: основные направления деятельности

.2 «Медиаобразование в Чайковском»: социологическое исследование

Глава 3. Молодёжное объединение начинающих журналистов

«Юнпресс-Чайковский»

.1 «Юнпресс-Чайковский»: принципы медиаобразования

.2 Технологии медиаобразования в молодежном объединении

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Актуальность и общественная значимость темы. Информационная эпоха вынуждает человека с юных лет выживать в потоках информации, льющейся с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов, из радиоэфира и социальных сетей. В этой лавине сообщений встречаются низкопробные, откровенно манипулятивные, агрессивные, социально деструктивные материалы. Общество давно встало перед необходимостью защищать юное поколение от разрушающего воздействия такой информации. Главный инструмент защиты - медиаобразование. Термин этот активно используется в нашей стране с конца 80-х годов прошлого века. «Педагогический энциклопедический словарь» определяет медиаобразование как «направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации».

Самый лучший вариант медиаобразования - обучение в действии. Если удается создать интересный собственный информационный проект, вовлечь ребят в процесс создания информации, то появляется возможность привить молодежи элементы новой для них информационной культуры, научить ориентироваться в современных СМИ, критически избирательно относиться к медиапродуктам.

Личный интерес. При выборе именно этой темы для выпускной работы мы руководствовались, конечно, и личным интересом: Последние несколько лет автор ВКР работает с молодежью, в частности с юнкорами. Для работы с начинающими журналистами была создана собственная образовательная программа. Дипломное исследование дает реальную возможность изучить опыт организации подобных нам коллективов, проанализировать собственную практику, подвести итоги.

Степень научной разработанности темы. В последнее десятилетие очевиден интерес к проблемам медиаобразования представителей разных научных направлений, защищено несколько диссертаций. В своем изыскании мы опирались на труды Фатеевой И.А. (Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации. - Челябинск, 2007), Фёдорова А.В. и Челышевой И.В. (Медиаобразование в России: краткая история развития. Таганрог. 2002), Жилавской И.В. (Медиаобразование молодёжной аудитории. Томск, 2009), Цимбаленко С.Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования М.: НИИ школьных технологий, 2010), Поповой М. Ф. Принципы и технологии довузовского журналистского образования // Профессиональная культура журналиста: актуальные проблемы образования: межвуз. сб. ст. и материалов к 75-летию журналистского образования на Урале / Под ред. проф. В. Ф. Олешко. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011), Лебедевой С.В. (Школьные издания как фактор развития медиаобразования в современной России. Дисс. на соискание уч. степени кандидата филол. наук. г.Екатеринбург, 2014), Горшкова М.К. (Молодежь России: социологический портрет. М., 2010), Кулагиной, И. Ю. (Возрастная психология (Полный жизненный цикл развития человека), коллективный сборник «Медиаобразование в Перми: опыт работы ювенильных СМИ» и другие.

Новизна предпринятого изыскания заключается, в попытке обобщить и систематизировать материалы по теме медиаобразования в региональном информационном пространстве и в создании на основе полученных результатов собственной программы обучения начинающих журналистов в молодежной организации «Юнпресс-Чайковский».

Цель выпускной работы - показать на примере деятельности молодёжной организации «Юнпресс-Чайковский», как могут реализоваться принципы и технологии медиаобразования в провинциальном городе.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

.​ Изучить научно-методическую литературу по заявленной теме.

.​ Выявить, как информационная эпоха влияет на социализацию молодежи.

.​ Обобщить опыт осуществления медиаобразования на примере автономной некоммерческой организации «Юнпресс-Пермь».

.​ Провести социологическое исследование «Медиаобразование в Чайковском».

.​ Разработать собственную программу медиаобразования.

.​ Рассмотреть практику работы с начинающими журналистами в молодежной организации «Юнпресс-Чайковский».

Предмет: принципы и технологии медиаобразования.

Объект: организация начинающих журналистов «Юнпресс-Чайковский»

Эмпирическая база: материалы социологического исследования, программы и методические разработки АНО «Юнпресс-Пермь и «Юнпресс-Чайковский, творческие работы начинающих журналистов.

Методы работы: эмпирические - общение, в том числе в ходе социологического исследования и в учебном процессе, анкетирование, продолжительное включенное наблюдение, работа с документами); теоретические - описательный, сравнительного анализа, типологический, конструирования.

Структура выпускной квалификационной работы обусловлена ее задачами. Работа состоит из трех глав, шести параграфов. Первая глава «Молодёжь и медиаобразование» - теоретико-методологическая она посвящена медиообразованию, социальному развитию молодежи в условиях информационного общества.

Вторая глава «Медиаобразование в Пермском крае» - исследовательская. Она обращена к практическому опыту автономной некоммерческой организации «Юнпресс-Пермь», а также обобщает результаты проведенного автором социологического исследования молодежной аудитории СМИ в городе Чайковском.

Третья глава «Молодёжное объединение начинающих журналистов «Юнпресс-Чайковский» - практическая. Она посвящена принципам и технологиям работы коллектива «Юнпресс-Чайковский». Здесь дается краткое описание структуры, хроника развития организации, представлены программа деятельности объединения и личные достижения юнкоров.

В заключении представлены выводы о проделанной работе.

В приложении представлены рабочие материалы социологического исследования молодежи г. Чайковский как аудитории СМИ, образцы информационных продуктов, которые готовят начинающие журналисты, тексты юных корреспондентов. Все это дает представление о деятельности объединения «Юнпресс-Чайковский».

Список литературы включает 51 источник.

Глава 1. Молодёжь и медиаобразование

Перед тем, как мы приступим к изучению проблемы медиаобразования, хотелось бы рассмотреть социо-психологические особенности молодёжи.

В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане от 14 до 30 лет . Таким образом, под молодёжью мы понимаем: подростков, учащихся, людей, уже окончивших школу, студентов, молодых специалистов.

Что может быть в голове у поколения новых технологий, которое уже с колыбели знает, что такое онлайн-игры, компьютер, интернет и гаджет? «Каким оно будет их будущее? Жестоким, эгоцентричным, неуважительным и антисоциальным, как уже сегодня утверждают некоторые? Станет ли оно «поколением попрыгунчиков», неспособных концентрировать внимание больше нескольких минут, забывших значение слов «настойчивость» или «усилие»? - задаются вопросами авторы книги «Дети процессора».

Мы понимаем, что в молодом возрасте, как отметил Л. Выготский, открывается целый новый мир внутренних переживаний, побуждений, влечений; внутренняя жизнь молодого человека бесконечно усложняется по сравнению с более ранним возрастом.

Сегодня молодежь должна иметь представление не только о внешних сторонах той или иной профессии, но и понимать какие есть в ней подводные камни. И это достаточно сложно, так как для этого необходимо личное погружение в профессию и время. Но зачастую, у молодежи нет ни того ни другого. Ребятам приходится ориентироваться в профессии на основе чужого, не личного опыта. Особенно сложно в данном случае приходится начинающим юнкорам, так как зачастую у профессиональных журналистов уже предвзятое отношение к профессии, есть шаблоны и лекала - как и что должно быть. В связи с этим возникает закономерный вопрос: на что должна ориентироваться молодёжь сегодня? «Такие ценности, как творчество, познание, «интересная работа», не свойственны большинству современных старшеклассников» (данные С.В. Кривицкой). В этом вопросе мы можем согласиться с ней отчасти, так как важно, есть ли перед глазами лидер, который сможет передать личный позитивный опыт. И если в окружении есть хорошие примеры людей с правильными ценностными ориентирами, то молодой человек начинает видеть для себя высшие ценности. При этом хорошо если молодой человек, сам делает определенные шаги на пути в профессию.

Важный аспект в молодом возрасте - это размывание представлений о самом себе, кажущаяся невозможность разобраться в своих желаниях и возможностях. Интересно, что у многих в это время проявляется интерес к творчеству, и переживания отражаются в разных художественных формах.

По замечанию французского психолога Б. Заззо, в юности прослеживается необходимость полного и безоглядного самораскрытия. Молодой человек страдает от того, что не может выразить свой внутренний мир, потому что образ его «Я» еще незавершен и неясен.

Но не смотря на это, именно в этом возрасте молодёжь имеет уникальную возможность утвердится в выбранной профессии, обрести свое ремесло, понять к какому виду деятельности имеются склонности. А.В. Толстых подчёркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности.

При удачном выборе жизненного пути уже в молодости человек достигает в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания.

1.1 Информационная эпоха: проблемы социализации молодёжи

Глобальная информатизация и интернетизация, как инструмент массовой потребительской культуры, в сегодняшнем обществе очень остро влияет на социализацию молодёжи. Российская молодёжь, так же как и молодёжь других стран, будучи вовлечена в эту систему теряет возможность ориентироваться в потоках информации, вторгающейся в их жизнь со страниц газет и журналов, из радио и телевизионного эфира и, в особенности, из социальных сетей.

Процесс социального развития молодёжи в 2010-х гг. проходит совместно с ростом социальной значимости Интернета. Сегодня информационные технологии активно проникают в общественную жизнь молодого поколения и серьёзным образом меняет процесс её социального развития. Интернет и СМИ сегодня играют огромную роль в социальном развитии человека. Именно поэтому возникают риски в социализации молодёжи. Они связанны со становлением глобальной информационно-коммуникационной среды и интеграцией информационно-компьютерных технологий в общественную жизнь.

По мнению М.М. Гридчина, «для молодёжи Интернет становится стандартом потребления и воплощает в себе жизненный комфорт. Возможность анонимного участия в сетевом общении нередко формирует у молодых людей представление о вседозволенности и ненаказуемости любых проявлений в сетевой среде». Исследователь утверждает, что «анонимность и отсутствие запретов освобождают скрытые комплексы (в первую очередь связанные с тягой к насилию и сексуальности). В результате трансформируется стиль поведения личности, который в дальнейшем определяется как девиантный. В сети легко обнаружить сайты, где упор делается на такие явления, как сатанизм, наркомания, педофилия и другие виды сексуальных извращений».

Сегодня, для того, чтобы молодой человек был успешным невозможно его представить без эффективного вхождения в глобальное информационное пространство. Среди молодёжи меняется характер межличностной и групповой идентификации. Набирает обороты онлайн-общение, которое позволяет молодому человеку не говорить правды о себе, выбирать и поддерживать любой образ. Очень ярко это проявляется в социальных («ВКонтакте», «Твиттер», «Facebook»). Приукрашая информацию о себе, молодежь тем самым пытается повысить свой статус и получить одобрение как можно больших людей, найти новых друзей. В связи с этим возникает другая сторона вопроса: раскрепощённость, ненормативность, где-то возможно безответственное даже деструктивное общение между участниками общения. Помимо этого, когда молодые люди, не видят того с кем общаются в лицо, они формируют своё мнение об адресате, исходя из собственной манеры общения в Интернете. Иногда человек в сети представляется не таким, как в реальной жизни. Через это молодые люди получают возможность стать в виртуальном мире тем, кем они никогда не были в реальной жизни, они проигрывают социальные нормы, в том числе и ненормативного поведения.

Все свое свободное время, а зачастую рабочее и учебное молодые люди проводят в сети Интернет: они получают важную для них информацию, общение, отдыхают. Условия постоянного влияния информации на молодёжь сказываются на искажении прежних социальных и культурных основ общества и таким образом формируют новые социальные отношения. Основаны они зачастую на стремительно прогрессирующих информационно-компьютерных технологиях.

М.Н. Извекова характеризует условия внешней, социально-коммуникативной сферы общества в начале XXI века, следующими факторами:

-       Роль онлайн среды и медиа увеличивается сегодня в геометрической прогрессии. Создание новых моделей гаджетов и устройств поддерживающих мобильную связь влияет на взаимоотношения молодёжи. Этот фактор отображается на всем и изменяет устоявшиеся общественные процессы, создает совершенно другое поле для общения;

-       Прогресс в медасреде оказывает огромное влияние на сознание молодых людей, отчасти даже манипулирует и оказывает активное воздействие на поступки и мнение молодого поколения по тому или иному вопросу;

-       Уравнивание отношений между всеми слоями населения возникает в процессе осознания информационной доступности для каждого пользователя сети. Это позволяет молодёжи чувствовать себя важным в собственных глазах;

-       Очень активное, быстрое, не полноценное общение, а также частичное удовлетворение других потребностей через сеть Интернет оказывает огромное влияние на молодое поколение.

Как отмечают М.К. Горшков и Ф.Э Шереги, роль массовой коммуникации в социальном взрослении молодёжи, в формировании её мировоззрения неоспорима, особенно в век всеобщей информатизации.

Во всем мире СМИ и медиа либо созидают общество либо разрушают его. Таким образом, сознание людей становится либо позитивно настроенным, либо негативно настроенным. Исходя из этого заключения можно сделать вывод, что СМИ дает установки и формирует молодёжь во всем мире. Россия не является исключением из этого правила. В последнее время прогресс в сфере медиатехнологий не только меняет традиционные СМИ но и создает новый тип мышления у молодёжи таким образом что:

Глобальная информатизация экспансирует за счет появления новых технологий. Сегодня почти у каждого молодого человека имеются информационные носители поддерживающие не только мобильную связь, но и подключение к Интернет сети;

-       СМИ директивно определяют направление и форму той информации,которую потребляет молодежь сегодня. Общение сегодня зависит не только от автора коммуникации, но в равной степени от адресата, который является потребителем медиапродукта. Таким образом медиа, формируется за счет молодежного запроса на ту или иную информацию;

-       для молодёжи сегодня теряют свою значимость общественные институты, которые ранее формировали ценностные установки и ориентиры поколений. Сформированная интерактивная среда в последнее время является самым главным источником связи и доступом к необходимым материалам для всех слоев населения повсеместно. Стремительный прогресс информационной среды меняет все вокруг общественные процессы, в том числе и в среде молодёжи. «Информационные технологии выступают в качестве фактора, формирующего информационно-коммуникативное пространство, как новую социокультурную среду. Благодаря данным технологиям молодой человек современного общества может находиться в любой «ячейке» культурного пространства. Он может полноценно жить своей собственной жизнью, не оглядываясь на общепринятые стереотипы».

Молодое поколение в России вовлечено сегодня в новые общественные модели поведения. В обществе явно видны разногласия среди «диктуемых официальной властью критериями успешного социального развития молодёжи и фактически принятыми на вооружение критериями «успешности» современного россиянина».Данные разногласия являются двумя разными сторонами одной медали, под названием медиаобразование. «Если государство заинтересовано в некоем патриотизме, идеологическом и морально-нравственном воспитании молодёжи, то массовая культура посредством глобальных механизмов насаждает культ физической силы и внешней привлекательности, установки агрессии, цинизма, жажду наживы, успеха, гламура и «вычурности» во всём».

В связи с этим возникает ряд новых требований к молодому поколению. Специально для них необходимо формировать совершенно новые подходы к получению и анализу информации. Необходимо формулировать и реализовывать новые принципы и технологии работы с молодёжью. При этом необходимо учитывать городская это молодёжь или провинциальная. Какой уровень образовательных учреждений в той или иной местности, какие реальные возможности реализации есть у молодого поколения данной территории. В столичных городах России, как и было ранее, молодёжь явно отличается от провинциальной и это также влияет на принципы и технологии формирования грамотного информационного потребителя и медиатворца в перспективе. Молодёжь больших городов уже несколько лет находится в созданной специалистами-профессионалами медиаобразовательной среде, чего нельзя сказать от их сверстников, живущих в глубинках родины. Таким образом, у одного поколения страны - не равные возможности в успешном социальном старте и развитии. В связи с этим вопрос успешного развития молодёжи в России на основе овладения или не овладения информационными и медийными технологиями приводит к актуальности вопроса внедрения повсеместного медиаобразования.

1.2 Модели медиаобразования

Развивая начатую тему, нельзя упустить из виду такое понятие, как «социализация личности». Социализация шире традиционных понятий «образование» и «воспитание». Социализация включает в себя и образование, и воспитание, и сверх того, всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы. Разумеется, главными институтами социализации были и остаются семья, детский сад и школа, где ребёнку закладывают базовые ценности, где он делает свои первые успехи (в учёбе, в спорте, в творчестве), где молодой человек получает аттестат зрелости. Но в современных реалиях не стоит приуменьшать роль, которую играют средства массовой информации в социализации молодёжи.

«Далеко не всё, что предлагают СМИ, благотворно влияет на подрастающее поколение. Коммерциализация средств массовой информации вытеснила молодёжную аудиторию с её интересами на периферию медиарынка. СМИ в значительной степени утратили свою воспитательную функцию, сменив её на функции развлечения и удовлетворения потребительских интересов». Соответственно, молодое поколение нуждается в программах медиаобразования удовлетворяющих просветительскую и воспитательную потребность.

Футуролог Э. Тоффлер пишет: «Ни одна мысленная модель окружающего мира не является чисто личным произведением. Хотя некоторые из мысленных образов строятся на основе личных наблюдений, всё большая их часть основывается на информации, поставляемой средствами коммуникации и окружающими людьми».

Таким образом, мы должны иметь возможность воспитать грамотных читателей, зрителей, интернет пользователей - одним словом грамотных медиапотребителей. «Несмотря на то, что термин «медиаобразование» впервые был озвучен ещё в 1973 году на совместном совещании сектора информации ЮНЕСКО и Международного совета по кино и телевидению, до сих пор учёные возвращаются к определению этого сложного междисциплинарного явления.

Согласно подходам ЮНЕСКО, «Под медиаобразованием (media education) следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, pассматpиваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике». Другими словами медиаобразование имеет свои корни в теории и практике образования, а также медиасфере.

«Педагогический энциклопедический словарь» (далее - «ПЭС») определяет медиаобразование как «направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации». Это определение расширяет медаобразование до формата коммуникационной структуры.

Задачи медиаобразования, опираясь на «ПЭС» можно обозначить так: подготовить подрастающее поколение к жизни в современных информационных условиях, научить молодёжь воспринимать, понимать и осознавать последствия разной информации, помочь новому поколению овладеть эффективными способами взаимодействия в рамках массовой коммуникации.

«Медиаобразование» - это научно-образовательная область, предметом которой являются средства массовой информации и коммуникации в педагогическом аспекте их многообразных связей с миром, обществом и человеком. В теоретическом отношении эта область лежит на пересечении педагогики и комплексной науки о медиа, а в практическом подразумевает совместную деятельность обучающих и обучаемых по подготовке населения к жизни в медиатизированном мире».

По мнению доктора педагогических наук А.В. Фёдорова «Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаграмотность помогает молодёжи активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, а также помогает ей лучше понять язык экранных искусств». Действительно, на сегодняшний момент молодёжь очень активно вовлечена в систему коммуникаций через медиатехнологии. Благодаря этому, молодое поколение практически не имеет границ в возможностях самореализации и развитии творческого потенциала в данной сфере.

Еще одну формулировку предлагает Б.Н. Лозовский. Он определяет медиаобразование, как «процесс, означающий распространение знаний о деятельности СМИ и журналистов среди тех, кто профессионально не занят в информационной сфере, среди широких кругов населения, посредством специальных программ, семинаров и т.п.»

Таким образом, получение медиаобразования может быть доступно каждому желающему.

Можно привести ещё целый ряд формулировок, отражённых в работах разных авторов и исследователей медиаобразования, мы же остановимся на том, что медиаобразование - это в первую очередь образование в сфере медиа, а каждое из указанных выше определений, так или иначе, дополняет друг друга и позволяет понять, что медиаобразование - это ещё и сложный процесс, требующий особого, научного, журналистского, педагогического и психологического подхода.

Сегодняшний мир медиапотребления выглядит следующим образом: дети четырех - пяти лет с гаджетами в общественном транспорте, в парках, не говоря уже о домашней обстановке. Современный ребенок рождается и живет, осваивая мир с помощью цифровых технологий. Как ни странно, это происходит в более раннем возрасте, чем освоение письменности и чтения. Для молодого поколения сегодня это одна из первых дверей на пути к познанию этого мира и взаимодействия с ним. Так происходит культурное и социальное становление личности, а также развитие юного человека, и это вызывает необходимость новых подходов к медиаобразованию как повсеместному и непрерывному процессу, в котором огромная роль отводится не только классическим социальным институтам, таким как школа, семья, но и структурам дополнительного образования.

Особенность современного поколения в том, что молодые люди не просто пользуются интернетом, они живут в нем. Интернет сегодня является продолжением и усилением группового социального пространства. Еще одной особенностью является постоянное расширение информационного и жизненного пространства юных россиян. Новое поколение имеет неограниченные возможности получения и переработки информации. У современных детей имеется возможность в отличие от прошлых поколений, быть не зависимыми от взрослых в получении сведений, которые их интересуют. Но, не смотря на это, они имеют потребность консультироваться со старшим поколением по важным для них вопросам.

Таким образом, медиаобразование должно помогать формировать социальную культуру молодежи.

Ни для кого не секрет, что современный молодой человек имеет клиповое мышление и живет в постоянном информационном хаосе. А это значит, что есть необходимость в обучении грамотного поиска информации, ее переработки - системному усвоению, а также усвоению правил и норм жизни в медиапространстве. Новое медийное время стимулирует современную молодежь на создание собственных информационных ресурсов.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что медиаобразование в современном сверхинформационном мире является необходимостью и неотъемлемой частью социализации молодёжи.

На сегодняшний момент существуют различные модели медиаобразования.

Известный ученый в области медиаобразования А.В. Фёдоров в своей книге «Медиаобразование: вчера и сегодня» предлагает условную систему классификации данных моделей, которые были разработаны российскими учёными в 1960 - 2008 годах:

«практико-утилитарные модели (они изучают и применяют медиатехники в качестве технических средств обучения и/или создают медиатексты разных видов и жанров)»,

эстетические модели (они ориентированы, прежде всего, на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиакультуры),

воспитательно-этические модели (они рассматривают моральные, психологические, идеологические, религиозные, философские проблемы в медиа),

социокультурные, культурологические модели (социокультурное, культурологическое развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров и т.д.

образовательно-информационные модели (изучение теории и истории медиа и медиаобразования, языка медиакультуры и т.д.)».

Весьма интересной и полной является классификация медиаобразования, представленная И.А. Фатеевой в монографии «Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации». Ирина Анатольевна классифицирует медиаобразование по следующим основаниям.

«По целям выделяются профессиональное и непрофессиональное (синоним - массовое) медиаобразование. Профессиональное предназначено для работников разных видов средств массовой коммуникации. Непрофессиональное образование обращено к массовой аудитории и готовит компетентных потребителей медиа.

По степени организованности можно выделить формальное, внеформальное и неформальное медиаобразование.

Формальное образование предполагает организацию обучения в специальных учебных заведениях, где обучают специально подготовленные преподаватели и итогом пройденного обучения является документ об образовании и пр.

Внеформальное образование - это медиаобразование, организованное не в учебных заведениях, а, например, в редакциях (профессиональное), клубах и кружках (непрофессиональное).

Неформальное медиаобразование - это стихийное приобретение знаний, навыков и умений, относящихся к медийной тематике. К сожалению, большая часть взрослого населения нашей страны имеет, в основном, таким образом приобретенный опыт обращения со средствами массовой информации и коммуникации.

По видам образовательных учреждений, в которых оно реализуется, медиаобразование можно разделить на основное (в учреждениях формального образования, то есть, традиционного школьного и университетского, если оно предполагается основными образовательными программами) и дополнительное (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в домах и центрах детского творчества и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии).

По наличию видовой интеграции выделим интегрированное (на материале нескольких видов медиа и нацелено на приобретение неких универсальных знаний и навыков, применимых во всех средствах массовой информации) и специальное (специализированное) медиаобразование.

По формам реализации различаются активное, пассивное и смешанное медиаобразование.

Образование в области массмедиа именуется активным, если направлено на приобретение учащимся навыков активного коммуникатора и реализуется через его участие в разработке и реализации того или иного медиаобразовательного проекта. Пассивное же медиаобразование ограничено формированием пользовательских знаний, навыков и умений; в этом случае обучающийся осваивает роль реципиента массово-коммуникационных процессов. Учитывая некоторые обстоятельства, например усиливающуюся интерактивность современных медиа, целесообразно повсеместно вводить в реальную педагогическую практику хотя бы элементы активного обучения (смешанное медиаобразование).

Е.Л. Вартанова в Сборнике программ преподавания дисциплин предлагает для рассмотрения британскую и российскую модели медиаобразования. В частности, модель медиаобразования, предложенная Британским институтом кино в 1989 г. и 1991 г., была впоследствии признана на международном уровне.

Британская модель медиаобразования предполагает изучение нескольких аспектов, в частности: агенты СМИ (кто действует в процессе коммуникации, что передаётся и почему?), категория СМИ (каковы типы содержания СМИ?), технологии СМИ (как производится СМИ?), язык СМИ (как мы узнаём, что означает содержание СМИ?), аудитории СМИ (кто получает содержание СМИ и каковы результаты этого?), репрезентация действительности в СМИ (как СМИ представляют свои субъекты?).

«По мнению Е.Л. Вартановой, центральная задача данного подхода заключается в формировании теоретических рамок, которые могут быть применены ко всему спектру современных СМИ. Однако перечисленные ключевые аспекты - не обязательный набор тем для преподавания, изолированных друг от друга. Они просто должны помочь организовать представления о методике медиаобразования, которое в конкретных национальных условиях может принимать специфические формы. Кроме того, этот список ключевых аспектов не включает никаких форм обучения практической журналистской деятельности. Однако они также являются неотъемлемой частью медиаобразования».

В противовес английской, Е.Л. Вартанова предлагает российскую модель медиаобразования, работа, по созданию которой началась в 2001 году на кафедре ЮНЕСКО факультета журналистики МГУ. «Созданный российский модуль представляет собой комплекс программ, рассчитанный на разные уровни овладения знаниями о СМИ и навыками пользования ими. В связи с этим предлагается четыре уровня российского медиаобразования, представленные следующими самостоятельными программами:

Программа 1. Знакомство со СМИ и формирование первичных навыков осознанного пользования ими.

Программа 2. Развитие понимания СМИ и обучение навыкам постоянного пользования.

Программа 3. Осознанное участие в СМИ.

Программа 4. Развитие медиатворчества (включая умение  самостоятельно создавать СМИ)».

Сам российский модуль медиаобразования представляет собой небольшую систему, состоящую из пяти моделей: непрерывное образование, школьное образование в средних специальных учебных заведениях, высшее образование, образование для неблагополучных групп населения, образование для воспитателей. Каждая из перечисленных моделей предполагает определённую целевую аудиторию и набор программ (из числа тех, что указаны выше).

Т.е. модель медиаобразования в упрощённой форме представляется в виде схемы: «Медиаобразование = защита от СМИ + подготовка к анализу СМИ = понимание сущности функций СМИ + осознанное участие в медиакультуре» (эта модель была разработана совместно с Я.Н. Засурским).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что молодое поколение сегодня имеет возможность реализовывать собственный творческий потенциал через многообразие форм и различные технологии медиаобразования. Вовлеченность молодёжной аудитории в медиа может осуществляться без посредников, но через прямые контакты профессиональных журналистов и желающих получить профессиональные компетенции в области журналистики, а также реализовать себя в собственных творческих медиапроектах. Помимо начинающих журналистов в данной деятельности могут принимать участие молодёжные издания, организации и пресс-центры.

Техналогии медиаобразования в подобных взаимодействиях разнообразны, начиная от сотрудничества юнкоров в качестве внештатных корреспондентов с редакциями заканчивая внередакционным общением профессионалов с молодыми журналистами. При этом выигрывают обе стороны, так как молодые журналисты при этом получают необходимые для дальнейшего медиатворчества компетенции и знания, а обучающая сторона формирует грамотных медиапользователей. Также важным является процесс сотворчества, в процессе которого на свет появляются прекрасные медиапродукты: периодические молодежные издания и телепрограммы, проводятся мероприятия и реализуются проекты. Подробнее об этом в следующих главах.

Глава 2. Медиаобразование в Пермском крае

 

«Марина, сегодня я ездил в Пермь, где проходил фестиваль "Мы едины", и там со мной поработали журналисты. Взяли интервью, сняли, как я играю на балалайке, крупным планом. Представились, сказали, что они из Ростка. Там организация такая, которая занимается журналистским творчеством. Так вот, к чему я клоню. Сейчас нашел этих журналистов, а точнее их руководителя. Оказывается, ты ее знаешь. Я удивлен тем фактом, что связи у журналистов есть везде. С такой сетью знакомых можно и в президенты пробраться».

Илья Бурнышев, учащийся 11 класса

Медиаобразование в Пермском крае это огромное количество неравнодушных к жизни молодого поколения людей, а также действующие по всему Пермскому краю молодёжные юнкоровские объединения и пресс-центры. В рамках медиаобразования на территории Пермского края можно выделить следующие организации и объединения:

-       Молодёжная школа журналистики Регионального института непрерывного образования Пермского государственного национально-исследовательского университета. Она предназначена для тех, кто намеревается получить высшее профессиональное образование по специальности «Журналистика».

-       Автономная некоммерческая организация «Юнпресс-Пермь», предназначенная для молодых, креативных, неравнодушных людей, развивающих информационное пространство Пермского края.

-       Объединение «Дворовый вестник», для детей 7-17 лет, планирующих получить опыт и знания в сфере журналистики и медиатворчества соответственно своему возрасту.

-       Объединение «Арт-журналистика» в Ростке, предназначенное для подростков 14-18 лет, желающих познакомиться со спецификой работы журналиста в сфере искусства и культуры, художественной критикой и основными методами и понятиями журналистского творчества.

-       Студия журналистики ДД(Ю)Т, для подростков 12-16 лет, интересующихся журналистикой и желающих изучить её основы.

-       Специализация «Практическая журналистика» на филологическом факультете Пермского гуманитарно-педагогического университета для студентов, желающих освоить курсы «Арт-критика», «Творческое письмо», «Тележурналистика»

А также молодёжные пресс-центры, молодёжные информационные агентства которых на сегодняшний момент по всей территории Пермского края насчитывается более 120.

Мы же хотим обратить особое внимание на основные направления деятельности Автономной некоммерческой организации «Юнпресс-Пермь»

2.1.Автономная некоммерческая организации «Юнпресс-Пермь»: основные направления деятельности

Автономная некоммерческая организация «Юнпресс-Пермь» не прекращает традиции Пермского регионального отделения Общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов» и работает над расширением и совершенствованием молодёжных медиаточек Пермского края. "Юнпресс-Пермь" способствует формированию у подрастающего поколения активной гражданской позиции, а также предоставляет молодежи возможность реализации творческого потенциала в сфере журналистики.

«Система мероприятий АНО «Юнпресс-Пермь» строится по уровням в соответствии с потребностями начинающих журналистов и предполагает переход от ознакомительного уровня на уровень мастерства и творчества». В качестве наиболее удачных практик и проектов можно выделить следующие, получившие популярность и ставшие традиционными.

Форум детских и молодёжных СМИ «Точка отрыва». Эта площадка создана с целью обмена опытом и навыками среди юных корреспондентов. В данном форуме принимает участие около 150-300 человек из 25-30 детских и молодёжных редакций Перми, Пермского края, Приволжского федерального округа, Российской федерации. Мероприятие проводится на одной из территорий Пермского края. Это помогает развиваться молодёжному медиапространству выбранного района. На протяжении трёх суток с участниками работают журналисты-теоретики и практические специалисты. Они занимаются проведением мастер-классов, лекций и просто творческих встреч. Участники занимаются освоением новых медиатехнологий, а также медиатворчеством. Итогом являются: печатные издания, видео- и радио- сюжеты. Немаловажен обмен опытом по итогам деятельности детских и молодёжных редакций, где выпускаются рекомендации по методической работе.

Следующий проект - конкурс начинающих журналистов «Взлётная полоса». Редакциям и молодым корреспондентам Пермского края предлагается показать свои журналистские навыки, посоревноваться с другими участниками. Также "Взлетную полосу" предоставляют заявки масс-медиа Пермского края, направленные молодую аудиторию: бумажные СМИ, блоги, вебсайты, телестудии, страницы в социальных сетях, радио. На личное первенство в конкурсе имеют право подать заявки авторы, возраст которых не достиг 25 лет. "Взлетная полоса" проходит в два этапа: заочный и очный. На очный этап выходят победители заочного тура. Призёры и лауреаты конкурса имеют возможность претендовать на Гран-при - это главная награда в данном конкурсе. На конкурс можно представить «материалы, опубликованные в течение текущего года, очный тур совпадает по времени проведения с первым днём форума молодёжных СМИ «Точка отрыва». Для оценивания работ в жюри приглашаются ведущие специалисты в области СМИ и журналисты-практики».

Научно-образовательный проект «Окно в журналистику» проводится с целью профессионального самоопределения школьников. Для этого разработана комплексная научно-образовательная программа «Окно в журналистику». Она предоставляет возможность 10 наилучшим адептам подростковых, молодёжных СМИ Перми и Пермского края практически на неделю окунуться в медиапространство иного города, ознакомиться с новаторскими мыслями в сфере журналистики. К участию приглашается молодёжь (14 - 17 лет). Ребята должны иметь опыт деятельности в каких-либо СМИ. В программу включается посещение мероприятий одного из ведущих университетов страны, имеющего факультет журналистики; встречи с преподавателями и журналистами молодёжных, детских и подростковых СМИ; экскурсии в культурные места города; ежедневный выпуск продуктов медиатворчества (газеты, радио- или телесюжета). Программа «Окно в журналистику Санкт-Петербург» проводится по традиции в марте, «Окно в журналистику. Москва» - в апреле.

Медиаквест «Миссия: Кунгур»- это трёхдневный квест, в рамках которого все участники имеют возможность создавать собственные медиапродукты, выполняя миссии. Таким образом, они знакомятся с традицией и историей одной из территорий Пермского края. В медиаквесте может принять участие молодежь старших классов. «Юные журналисты отрабатывают умение находить информационные поводы и оперативно создавать журналистские материалы, в то же время, территория, где проводится медиаквест, получает дополнительный стимул для развития молодежного медиапространства. Например медиаквест «Миссия: Кунгур» проходит в дни Международного фестиваля воздухоплавателей «Небесная ярмарка Урала». Участники, наиболее ярко проявившие себя в ходе игры, получают возможность подняться в небо не тепловом аэростате. Абсолютный победитель награждается путёвкой в ВДЦ «Орлёнок».
Молодёжные пресс-центры - это освещение молодёжных мероприятий города Перми в режиме реального времени. Для каждого мероприятия создаётся группа начинающих журналистов, которая постоянно находится в гуще событий, её участники берут интервью, проводят опросы, снимают видеосюжеты, которые сразу же публикуются на сайте информационного агентства «Юнпресс-Пермь», а также на других информационных порталах г. Перми и Пермского края.

Мастер-классы. Для желающих создать собственное детское или молодёжное СМИ проводятся мастер-классы специалистов «Юнпресс-Пермь» - как на базе учебного заведения или территории, выступившей с данной инициативой, так и на базе организации. Темы мастер-классов, время, продолжительность, состав лекторов формируются в зависимости от потребностей и пожеланий начинающих редакций.

Телепроект «Будка гласности». В рамках крупных городских мероприятий, таких как День города, Дни молодёжи, День знаний и т. д., устанавливается специальная «Будка гласности», где юные журналисты предлагают всем желающим поразмышлять перед камерой на актуальные темы сегодняшнего дня. После этого попробовавший работать в кадре получает яблоко - символ организации - и визитку с контактными данными».

Пресс-отряд в ВДЦ «Орлёнок» (г. Туапсе). Лучшие юные журналисты Пермского края удостаиваются по квоте ООДО «Лига юных журналистов» бесплатными путёвками во Всероссийский детский центр «Орлёнок» на Чёрное море. Здесь они имеют возможность не только отдохнуть, но и поработать в пресс-центре всероссийской детской газеты «Салют, «Орлёнок». Путёвки дарятся победителям медиа-квестов, конкурса начинающих журналистов «Взлётная полоса», выделяются на молодежные редакции, наиболее активно проявившие себя в текущем году.

Кроме того, помимо традиционных проектов, ведётся постоянная «деятельность молодёжного информационного агентства «Юнпресс-Пермь», официально зарегистрированного в реестре средств массовой информации. Юным журналистам предлагается публиковать материалы об актуальных событиях и проблемах, на которые у молодых людей есть личный взгляд». Также каждый начинающий журналист имеет возможность публиковаться на краевом информационном ресурсе и создать собственный медиацентр («медиаточку») в учебном заведении или территории, пригласить туда своих коллег - юных журналистов, которые будут регулярно присылать материалы.

В качестве результатов деятельности организации необходимо отметить, что на сегодняшний день в Пермском крае насчитывается 378 детских и молодёжных СМИ. Из них 334 являются печатными, 15 - электронными (радио и телевидение), 29 - цифровыми (новые медиа, интернет-издания). Данные показатели являются одними из самых высоких в Российской Федерации и превышают в 9 раз среднее количество детских и молодёжных СМИ на субъект федерации (по статистике, предоставленной кафедрой журналистики и медиаобразования МГГУ им. М. А. Шолохова).
«АНО «Юнпресс-Пермь» представляет город Пермь и Пермский край на крупных межрегиональных и международных мероприятиях и конференциях (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Казань, Минск, Киев, Берлин). В 2012 г. АНО «Юнпресс-Пермь» выступила соорганизатором Международной молодёжной программы «TC Energy» (Франкфурт на Одере, Германия). Три представителя организации прошли стажировку в Германии. Результаты практической деятельности организации систематизируются и транслируются на разных уровнях. Создано более 20 научно-методических разработок; отлажена аналитическая работа, направленная на совершенствование деятельности организации. Выпущен сборник информационно-методических материалов «Точки отрыва», который представляет собой набор инструкций по основным направлениям журналистики: печатные СМИ, радио, телевидение, интернет-СМИ; рекомендации для руководителей детских и молодёжных пресс-центров; советы по организации внутренней деятельности редакции. Уникальной особенностью издания является то, что авторы инструкций - не столько взрослые специалисты в области массмедиа-технологий, сколько начинающие журналисты, которые работали по тематическим направлениям в рамках Межрегионального форума молодёжных СМИ «Точка отрыва» и затем обобщили свой практический опыт.» Материалы организации используются для написания дипломных работ, магистерских и кандидатских диссертаций в области журналистики, педагогики, политологии, менеджмента в Пермском государственном национальном исследовательском университете и Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университетах.

«Руководители организации и координаторы проектов АНО «Юнпресс-Пермь» становятся дипломантами, золотыми и серебряными призёрами Дельфийских игр России (2011, 2012, 2013)», Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы государственной молодёжной политики (2011, 2012), Всероссийского конкурса лидеров молодёжных общественных объединений «Лидер XXI века» (2013).
Таким образом, можно говорить о положительной динамике развития молодёжного информационного пространства Пермского края, что свидетельствует об успешности деятельности организации «Юнпресс-Пермь», которая является крупнейшей в этом сегменте на данной территории.


Город Чайковский Пермского края является уникальным сосредоточением огромного количества разнонаправленных средств массовой информации (17 СМИ). Это сравнительно молодой город, основанный в 1955 году и имеющий численность населения более 83 000 человек. А также по своим демографическим показателям это город, в котором численность молодёжи в возрасте от 14 до 30 лет составляет 29 703 человека. Своеобразие города состоит в том, что это самый южный город Пермского края, окруженный с трех сторон рекой Камой. На территории Чайковского района существует Федеральный центр по подготовке к зимним видам спорта «Снежинка». Здесь проходят соревнования не только Российского, но и международного масштаба.

«В Чайковском имеется 11 муниципальных общеобразовательных средних школ, вечерняя школа, лицей <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%86%D0%B5%D0%B9> и гимназия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F>. В Чайковском действуют четыре профессионально-технических училища. Чайковский располагает пятью средними специальными учебными заведениями: музыкальным и медицинским училищами, промышленно-гуманитарным колледжем, политехникумом лёгкой промышленности и Чайковским техникумом экономики и сервиса. Также имеются высшие учебные заведения: Чайковский государственный институт физической культуры <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A7%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82_%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B&action=edit&redlink=1>, филиалы Пермского <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82> и Ижевского <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82> технических университетов, а также Пермского государственного педагогического университета <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82>».

В целом, город Чайковский является привлекательным для молодежи.

На основании этих факторов организация для начинающих журналистов в феврале 2015 года решила провести анкетирование молодёжи (от 16 до 25 лет) с целью изучения медиасреды города Чайковского. А также возможности и пути развития информационно-образовательного пространства, способствующего повышению медиакультуры молодежи.

Перед нами встали следующие задачи:

.        Выявить через какие источники молодёжь получает информацию.

.        Изучить влияние интернета на информационно-коммуникативные предпочтения молодежи.

.        Попытаться спрогнозировать развитие молодежной медиасреды в городе Чайковском.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является молодежь города Чайковского, Пермский край, в возрасте от 16 до 25 лет.

Предметом исследования является система информационно-коммуникативных взаимодействий, каналы получения и распространения социально значимой информации в ситуации перехода медиапотребления в сети Интернет.

Основание выборочной совокупности.

Участниками анкетирования стали 120 молодых людей и девушек, проживающих на территории г. Чайковского Пермский край. Для этого были отобраны школы, среднее и высшее учебное заведение, в которых респонденты представляли собой группу учащихся, а также анкетирование было проведено в общественной организации «Совет работающей молодежи» для того, чтобы не исключать работающую молодежь из предметного поля исследования.

Методика исследования.

Исследование было проведено с помощью анкетирования и его анализа. Помимо закрытых вопросов, в анкете были открытые вопросы, которые позволили молодёжи быть сотворцами развития медиасферы города. Также мы поставили перед собой следующую прикладную задачу:

определить основные коммуникационные каналы, которые позволяют эффективно доносить до молодежи города информационно-образовательную информацию, важную для полноценного развития личности.

Современные общественные процессы характеризуются высокой динамикой и индивидуализацией личности. Общестатистический портрет молодежи отдельно взятого города невозможно изучить без качественного изучения и детального описания предпочтений выбора в медиапространстве.

Тем более, это становится актуальным при необходимости изменения медиаобразования в лучшую сторону и её усовершенствования.

Основные результаты анкетирования.

Исследование при помощи анкетирования показало, что в поисках информации молодежь использует различные коммуникационные источники, каналы и механизмы, образующие активную медиасреду.

Огромную роль в структуре коммуникаций играют каналы, связанные с общением и межличностным отношением, в том числе виртуальным. Можно отметить, что на сегодняшний момент молодежь города Чайковского, наравне со всей страной, вступила в этап массового интернет пользования. Об этом мы говорили в главе о Социальном развитии молодежи в условиях глобальной информатизации. Данное исследование показало, что 93 % опрошенных используют интернет для получения необходимой информации каждый день. А также влияют на ту молодежь, которая оказалась от интернета в стороне.

Отчетливо видна тенденция к активной самоиндефикации молодежи и желанию самостоятельно выбирать информационные каналы и формы получения сведений. Благодаря безграничным информационным возможностям интернета, молодежь стала практически независимой от старшего поколения в получении интересующих ее сведений. Но при этом молодежь испытывает потребность в диалоге с ним по поводу получаемых знаний.

Анкетирование показало, что у молодежи освоение социального опыта и медиаобразование носит спонтанный характер. Это проявляется в выборочном потреблении информации посредством современных медиатехнологий: смартфоны, планшеты, переносные партитивные компьютеры.

В свободное время молодежь усваивает информацию через привлекательные для неё коммуникационные каналы. Для того, чтобы установить ясные формы информационного влияния, в перечень ответов на вопрос о свободном время препровождении были внесены варианты ответов, связанных с видами коммуникаций. Таким образом, в городе Чайковском формы досуга молодежи распределились следующим образом:

.        68% - проводят время с друзьями

.        55% - смотрят телевизор

.        41% - играют в компьютерные игры

.        87% - обмениваются информацией по компьютерной сети

.        40% - общаются по телефону

.        34% - слушают музыку

.        61% - читают книги

.        35% - общаются в секциях, клубах и объединениях

.        30% - ходят в кино

.        25% - проводят время с родителями или другими взрослыми

.        55% - встречаются с парнем, девушкой

.        20% - читают газеты и журналы

.        15% - слушают радио

.        13% - ходят в театры, на концерты, в музеи


На первое место со значительным опережением выходит обмен информацией в компьютерной сети - 87%, потеснив телевидение - 55%, которое ещё несколько лет назад занимало лидирующие позиции. Также на лидирующих позициях оказались чтение книг и проведение времени с друзьями и своими вторыми половинками.

Тенденция углубления молодёжи в интернетпотребление нашла свое отражение в ответах анкетируемых, и, как следствие, наблюдается рост значимости форм досуга, связанных с «новыми медиа» - компьютерной техникой и интернетом. Также мы сталкиваемся с такой тенденцией, как хаотичный поиск чего-то интересного в сети. Это становится развлечением. Но данный факт мы не изучали детально, так как он требует еще более обстоятельных вопросов.

Необходимо обратить внимание на то, что, говоря о просмотре телевизора как о предпочтительной форме проведения досуга, молодёжь подразумевает преимущественно индивидуальные просмотры, когда она может смотреть то, что хочет, а не то, что выбирают другие члены семьи. Интересен тот факт, что молодые люди и девушки, которые отмечают, что не пользуются интернетом - 4, 2%, называют его значимым источником информации. Это означает, что ответом «нет» значительная часть ребят выражает свое отношение к интернету. Их можно отнести к протестной группе против увлечения интернетом.

При анализе медиапотребления в городе Чайковском необходимо помнить, что на сегодняшний день молодежь может пользоваться интернетом не только дома, но и у друзей, у родственников, на учебе, в кафе с вай-фай-сетью, через мобильный телефон.

Также анкетирование позволило определить основные информационные источники: динамика развития информационного пространства современной молодежи обнаруживает, что межличностный канал информации (друзья, родители, преподаватели) потеснили средства массовой информации. На вопрос «Как ты выбираешь, какую газету или журнал купить (взять почитать), какой телевизионный канал посмотреть, какую радиопрограмму послушать?» - 69 % опрошенных ответили, что сами покупают издания (выбирают каналы и программы) , 15% - читают (смотрят, слушают) то, что есть дома и только 10% - потребляют ту информацию, которую им предлагают родители.

Таким образом, данное анкетирование показало, что в городе Чайковском, Пермский край как и во всем мире все больше и больше возрастает роль получения информации через сеть Интернет. Молодежь зачастую спонтанно выбирает каналы медиапотребления, и этот выбор носит больше развлекательный, нежели информационно-образовательный характер.

Для того, чтобы направить современную молодёжь в русло грамотного и полезного медиапотребления, на наш взгляд, необходимо вводить учебные программы, позволяющие молодёжи актуализировать себя в информационном пространстве и уметь фильтровать тот информационный поток, который они перерабатывают сегодня в огромном объеме.

Глава 3. Молодёжное объединение для начинающих журналистов «Юнпресс-Чайковский»

В Чайковском районе насчитывается 7 радиостанций, 4 телекомпании, 4 информационно-аналитические газеты, а так же несколько Чайковских информационных сайтов, и все они нуждаются в журналистах и корреспондентах. Кроме того, средства массовой информации постоянно развиваются. Как ранее показало анкетирование, молодёжь активно откликается на всё, что связано с новыми технологиями и возможностями, она готова вовлекаться в новые формы деятельности, поэтому сегодня весьма популярным и эффективным средством информирования стали социальные сети. медиаобразование молодежный информационный

Штрихи к портрету. Организация по работе с начинающими журналистами «Юнпресс-Чайковский» была создана 20 сентября 2013 года. Решение о создании подобной организации было принято на круглом столе «Медиаобразование в Пермском крае», прошедшем в городе Чайковский. На круглый стол были приглашены представители всех СМИ города, а также сотрудники образовательных учреждений города и руководители Автономной некоммерческой организации «Юнпресс-Пермь». Таким образом, Чайковский Юнпресс стал дочерней организацией «Юнпресс-Пермь».

На данный момент организация «Юнпресс-Чайковский» существует на базе МБУ «Молодёжный информационно-ресурсный центр» и является веткой в структуре Комитета по молодёжной политике физической культуры и спорту Чайковского муниципального района. В организацию входит более 30 молодых человек, основным, активно работающим составом являются 12 ребят.

3.1 «Юнпресс-Чайковский»: принципы медиаобразования

«Принципы - это основные положения, на которых базируется та или иная деятельность. Когда говорят о принципах образования, как правило, имеют в виду основные требования, которым должна соответствовать система образования на национальном или любом другом уровне. Обычно к принципам образования относят гуманистический характер, общедоступность, адаптивность, единство федерального культурного и образовательного пространства, светский характер, демократизм, открытость системы образования и т.д.

В данном случае нас интересует применимость принципов медиаобразования в организации для начинающих журналистов «Юнпресс-Чайковский».

Основные принципы, которые мы выделяем в деятельности участников объединения:

-       Принцип самоорганизации. Практическая реализация программы начинается с общего собрания молодых людей, которые проявили заинтересованность в обучении журналистике. Все участники объединения принимают активное участие в выборе тем для разработки материалов и форм реализации идей. Распределение обязанностей, личная ответственность и т. д.

-       Принцип сотрудничества. Для эффективной работы не только объединения, но и всех его участников, очень важно осознавать значение индивидуальной работы и коллективного взаимодействия. Действие этого принципа связано с тем, что эффективность работы объединения напрямую зависит от понимания личного вклада каждого в общее дело, объединения усилий всех участников и налаживания между ними делового сотрудничества.

-       Принцип самодеятельности. Эффективность обучения участников объединения и качество разработанных ими материалов зависят от того, насколько они самостоятельны в выполнении всех заданий и проявлении инициативы.

-       Принцип свободы и ответственности. Необходимо обеспечить максимум свободы выбора всем участникам объединения в создании материалов.

-       Принцип профессионализма. Особенностью реализации данного принципа является постоянный рост сложности выполняемых заданий, расширение круга изучаемых форм, способов и методов работы журналиста, обмен опытом.

-       Принцип преемственности. Когда деятельность объединения начинает восприниматься как традиция и члены организации принимают участие в подготовке нового поколения - проект уже не нуждается во внешней поддержке. Поэтому деятельность объединения строится с перспективой привлечения новых ребят, расширением возможностей реализации их способностей.

-       Принцип доступности. Участником объединения может стать любой желающий.

За время деятельности организации «Юнпресс-Чайковский» были пройдены следующие этапы реализации данных принципов:

1.      Разработана программа деятельности организации «Юнпресс-Чайковский».

Программа по подготовке молодых журналистов в городе Чайковском особенно актуальна по нескольким причинам. Во-первых, медиаобразование сегодня набирает обороты не только в нашем городе, но и во всем мире. Во-вторых, в нашем городе наблюдается высокий интерес молодёжи к освоению инструментов журналистики. В-третьих, программа решает задачу профориентации молодёжи и частичного трудоустройства участников объединения. В данном направлении срабатывает принцип профессионализма, так как целью программы является содействие разностороннему личностному и профессиональному развитию молодых людей через журналистскую деятельность.

Данная программа помогает (посредством освоения журналистской деятельности) развивать у молодых людей такие качества, как:

-       активная жизненная позиция;

-       умение вести беседу, как с большой аудиторией, так и в диалоге, совершенствуя навыки эмоционального контакта;

-       гуманистическое, демократическое, логическое мышление;

-       лидерские, творческие, эстетические, психологические умения и навыки;

-       умение определять, выражать и бесконфликтно отстаивать собственную позицию по отношению к окружающей реальности.

Медиаобразование направлено на получение молодыми людьми как классических знаний о журналистике, так и на овладение практическими технологиями работы в СМИ.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по два часа, для молодёжи от 14

до 35 лет.

Социальными партнёрами программы являются следующие организации и СМИ:

АНО «Юнпресс-Пермь»

Телеканал «Чайковский ТВ»

Еженедельная газета «Частный интерес»

Чайковская информационно-развлекательная сеть «Чайкнет.ру»

Радиостанция «Европа +» и др.

Для реализации образовательной программы используются методические материалы по журналистике, кабинет для проведения мероприятий. В качестве оборудования: компьютер с графическими программами и выходом в интернет, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, диктофон, принтер, сканер, копировальный аппарат, ноутбук, проектор, экран, флипчарт.

Задачи:

Обучающие:

Сформировать профессиональные компетенции журналиста.

Повысить интеллектуальный уровень занимающихся.

Научить основам создания журналистских материалов (текстов, видео-сюжетов, фоторепортажей), работе с фото- и художественными материалами, работе с оргтехникой.

Развивающие:

Развивать организаторские способности молодежи

Формировать и совершенствовать навыки самостоятельного суждения, аргументирования и бесконфликтного отстаивания своей позиции

Развивать навыки самовыражения, самореализации, общения, саморазвития, сотрудничества, работы в команде.

Воспитательные:

Формировать базовые этические нормы, влияющие на восприятие, анализ и оценку событий окружающей жизни.

Сформировать активную жизненную позицию.

Стимулировать стремление молодых людей к саморазвитию.

2.      Создана личная страница в социальных сетях.

https://vk.com/public60072271 (см. Приложение 2). Заполнением данной страницы в контакте занимаются участники объединения и руководитель. В этом сообществе публикуются проекты, в которых начинающие журналисты могут принять участие. Публикуются новости, пресс-релизы и пост-релизы мероприятий. Участники группы публикуют собственные продукты журналистской деятельности. Это прекрасная площадка для обсуждения новых проектов и рабочих моментов деятельности организации. Ребята делятся своими находками в сфере журналистской деятельности, интересными материалами, новациями в сфере медиатехналогий. Таким образом, данная страница предназначена для внутренней работы начинающих журналистов, для освоения навыков журналистской деятельности в неформальном медиаобразовании (см. подробнее в главе 1.3). В данной деятельности реализуется принцип самоорганизации молодёжи в процессе медиаобразования.

3.      Шесть участников организации побывали на форуме «Медиафакультет» (г. Анапа)

Главным результатом участия в данном форуме стали приобретенные практические и теоретические знания в области медиатехнологий. Ребята учились создавать он-лайн пресс-центры мероприятий. Овладевали новыми технологиями медиа. В данной деятельности реализуется принцип преемственности, так как молодые журналисты перенимают опыт у профессионалов своего дела. По окончанию форума нашей организации был выдан Диплом об участии в мероприятии. (см. Приложение 12).

4.      Был организован пресс-центр на Форуме аниматоров (г.Чайковский).

Это был первый опыт организации пресс-центра на мероприятии. Ребята создавали собственные журналистские материалы в социальных сетях. По окончанию мероприятия был написан пост-релиз на чайковский городской портал «Чайкнет.ру» (см. Приложение 7). В данной работе был реализован принцип самодеятельности, а также принцип профессионализма начинающих журналистов. Ребята сами изъявляли желание участвовать в работе пресс-центра, при этом росли профессионально, осваивая для себя новые формы деятельности.

5.      Был создан молодёжный Киноклуб.

Его необходимость возникла в связи с тем, что у участников объединения возникло желание научиться писать рецензии на фильмы, освоить данный жанр журналистики. После каждого киноклуба начинающие журналисты пытались писать рецензии. По прошествии года некоторые участники объединения начали работать в данном жанре на Чайковском городском портале «Чайкнет. ру» (см. Приложение 11). Принцип самоорганизации и профессионализма лежал в основе данной деятельности.

6.      Была проведена социальная акция «Я за позитив!».

Данная акция была направлена на улучшение климата в социальных сетях. В связи с тем, что информационный поток, выливаемый через интернет, сегодня наполнен негативом. Участники объединения выкладывали на своих страницах фотографии с девизом «Я за позитив!». Эта акция дала возможность ребятам массово заявить о своем доброжелательном отношении к миру. В акции реализовывался принцип свободы и ответственности начинающих журналистов.

7.      Пять участников организации приняли участие в краевом конкурсе начинающих журналистов «Взлётная полоса» (г. Пермь).

Руководителем организации Мариной Близнецовой было завоевано первое место в номинации «начинающий журналист» от 18 до 25 лет. Екатериной Щиновой участницей организации было завоевано второе место в номинации начинающий журналист от 16 до 18 лет. (см. Приложение 3). Хочется заметить, что Екатерина Щинова на сегодняшний момент является студенткой 1 курса факультета журналистики УрФУ. Участие в подобных конкурсах помогает реализовывать принцип профессионализма участников, дает им возможность оценить свои достижения и вырасти как профессионал.

8.      Участниками «Юнпресс-Чайковский» было создано 10 ТВ программ «Голос улицы». (см. Приложение диск «Голос улицы»).

В данном проекте начинающие журналисты пробовали себя в качестве интервьюеров и ведущих программы. Самостоятельно писали подводки к темам. Далее участники объединения монтировали и запускали проект на телеканале «Чайковский ТВ». Самым главным социальным эффектом медиаобразования в данной деятельности можно считать то, что ребята самостоятельно учились видеть проблемы в обществе, задавать правильные вопросы жителям города и самостоятельно делали выводы. В этом реализовывался принцип самодеятельности и самоорганизации. На основании этого формировалось критическое отношение к продуктам телевизионного творчества. После выпуска каждой программы происходил разбор полётов, на котором ребята наглядно могли рассмотреть все достоинства и недостатки медиапродукта. Следовательно, извлекая уроки, получали возможность развиваться как медиатворцы. Многие ребята впервые увидев себя в качестве ведущих программы, поверили в собственные силы и приняли решение не оставлять журналистскую деятельность, а поступать в дальнейшем на факультеты журналистики.

9.      Было принято участие в открытом форуме молодёжных СМИ «Точка отрыва» (п. Гамово, Пермский край).

На нем участниками объединения был создан собственный документальный фильм (см. Приложение диск «Документальный фильм»). Работа по направлению документалистики - особенное направление в медиатворчестве. Здесь ребята получили возможность реализовать принцип профессионализма, обучаясь новым формам деятельности, реализуя свой творческий потенциал.

.        Создан дискуссионный клуб «ТЁРКИ».

У всех активных участников мероприятия были сформированы навыки самостоятельного суждения, аргументирования и бесконфликтного выражения своего мнения. Эти навыки просто необходимы журналисту в его каждодневной профессиональной деятельности. В этом направлении деятельности организации выражался принцип свободы и ответственности начинающих журналистов, а также принцип профессионализма. По окончанию года в дискуссионном клубе были озвучены победители - те ребята, которые проявляли наибольшую активность. Они получили грамоты за активное участие в работе клуба.

11.    Проведен форум начинающих журналистов «Во весь голос - 2014» (г. Чайковский). (см. Приложение 4 + Диск «Во весь голос»).

Целью форума было содействие повышению профессионализма начинающих журналистов. Задачи, реализованные на форуме:

-       Создать условия для получения молодыми журналистами знаний и навыков интервьюирования и создания медиапродукта.

-       Создать площадку для освоения особенностей спортивной журналистики.

-       Содействовать созданию общего информационного пространства журналистов.

Инициатором Форума являлась организация для начинающих журналистов «Юнпресс-Чайковский» при поддержке Комитета по молодёжной политике, физической культуре и спорту администрации Чайковского муниципального района. Партнерами стали: АНО «Юнпресс-Пермь», телеканал «Чайковский ТВ», Федеральный центр подготовки по зимним видам спорта «Снежинка».

Мероприятие проводилось в Чайковском муниципальном районе, п. Прикамский. К участию в форуме приглашались начинающие журналисты в возрасте от 15 до 25 лет, а также специалисты по работе с молодёжью в области журналистики. Всем участникам по окончанию мероприятия были выданы сертификаты. На форуме были реализованы все принципы работы организации для начинающих журналистов «Юнпресс-Чайковский»: Самоорганизации, сотрудничества, самодеятельности, свободы и ответственности, профессионализма, принцип преемственности, а также доступности.

12.    Была организована скайп-конференция с топ-блогером России Денисом Ермаковым «Новые технологии в журналистике».

На конференции начинающие журналисты получили информацию о новых технологиях медиасферы. Смогли задать свои вопросы о том, как реализовать свои проекты в сети Интернет и как развивать собственные медиапродукты. В данной деятельности реализовался принцип профессионализма и преемственности опыта.

13.    Участие трех юнпрессовцев в научно-образовательной программе «Окно в журналистику» г. Москва

Данный проект проводится под руководством АНО «Юнпресс-Пермь» несколько лет подряд. Молодым журналистам организации «Юнпресс-Чайковский» довелось побывать в редакциях самых актуальных СМИ страны. Они имели возможность общаться с известными журналистами, узнать их профессиональные секреты. Двое ребят по окончанию научно-образовательной программы приняли решение поступать в МГУ на факультет журналистики и сделали это. Сегодня они являются студентами этого ВУЗа. В данном мероприятии был реализован принцип профессионализма начинающих журналистов. Они не только повысили свой интерес к профессии, но и получили практическую возможность увидеть и пощупать возможности профессиональной журналистики Российского масштаба.

.        Шесть активистов объединения приняли участие в Краевой заочной школе по журналистике (г.Пермь).

Целью данной школы являлось содействие развитию творческой, социальной и познавательной активной личности в условиях деятельности подростковой мультимедийной редакции, освещающей события культуры и искусства.

Участникам было предложено принять участие в трех сессиях: «Текст» (май 2014), «Фото. Графика» (сентябрь 2014), «Аудио. Видео» (ноябрь 2014). Каждая сессия длилась три дня, на протяжении которых начинающим журналистам предоставлялась возможность послушать мастер-классы от практикующих журналистов и ведущих теоретиков и исследователей СМИ, посетить музеи, театры, выставки г. Перми, поработать в режиме нон-стоп над созданием своего мультимедиа продукта. Также начинающим журналистам была предложена межсессионная работа, которая включала в себя выполнение творческих заданий по направлениям журналистики.

Школа проводилась при поддержке АНО «Юнпресс-Пермь» с привлечением специалистов кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ.

По окончании школы всем ребятам были выданы сертификаты об участии.

15.    Была организована молодёжная редакция на Чайковском городском портале #"868332.files/image003.jpg">

Приложение 3

Работы Екатерины Щиновой, участницы объединения Юнпресс- Чайковский

#"868332.files/image004.jpg"> 

 

Приложение 5

Рецензия на мультфильм «Три богатыря: «Ход конем»

Рецензия на мультфильм «Город героев»


Приложение 6

Новостная заметка про форум начинающих журналистов «Во весь голос -2015»

#"868332.files/image014.jpg">

Приложение 7

#"868332.files/image017.jpg">

Приложение 8

#"868332.files/image018.jpg">


Приложение 9

Материалы пресс-центра на VII Всероссийских зимних сельских спортивных играх

Страница в контакте: https://vk.com/sportgames2015

Приложение 10

Сайт организации «Юнпресс-Чайковский»

#"868332.files/image022.jpg">

Приложение 11

Работы участников объединения «Юнпресс-Чайковский»

Алина Ахмадишина

Елизавета Габдулханева

Эссе: «Журналист на войне»

Интервью с Артемом Котовым

Приложение 12

Похожие работы на - Принципы и технологии медиаобразования в условиях молодежной организации 'Юнпресс-Чайковский'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!