Социальная политика Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    92,5 Кб
  • Опубликовано:
    2016-07-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная политика Республики Беларусь

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 31с., 2 рис., 14 источников.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, РАВЕНСТВО, БЕДНОСТЬ, БЕЗРАБОТИЦА, ДОХОДЫ, УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ, РОЖДАЕМОСТЬ, РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА.

Объект исследования: социальная политика Республики Беларусь.

Предмет исследования: социальная политика государства на современном этапе.

Цель работы: изучить опыт зарубежных стран по построению эффективной социальной политики и проблемы характерные для Республики Беларусь.

Методы исследования: при выполнении работы использовались общенаучные методы, методы анализа и синтеза, метод сравнения, умозаключения, системный и диалектический подходы.

Исследования и разработки: социальная политика Республики Беларусь столкнулась с рядом сложностей связанных с экономическим кризисом. В курсовой работе приведены рекомендации по улучшению эффективности социальной политики в РБ.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Сущность, цели и направления социальной политики

. Основные показатели результативности социальной политики

.1 Уровень жизни, качество жизни

.2 Потребительская корзина и потребительский бюджет

. Проблемы социальной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Экономика неразрывно связана с людьми, с человеком. Без человека она невозможна и бессмысленна, так как именно человек - главный фактор и конечная цель экономики. Однако связи и зависимости экономики и человека оказались достаточно завуалированными и запутанными историей их развития. Они опосредованы целым рядом явлений и процессов, это привело к ставшему традиционным утверждению: максимизация производимой товарной массы и максимизация прибыли - это ведущая цель общества.

Однако изменившиеся реалии современной жизни, глобальные обострения ряда жизненных проблем - экологических, социальных, проблем внешней и внутренней безопасности - требуют более взвешенного, более современного подхода к таким выводам. Все яснее становится, что одной из доминантных целей социально-экономического развития должна стать социальная устойчивость. Без неё в современном мире не может быть устойчивости экономической системы и общества в целом.

Задачи обеспечения и соблюдения условий социальной устойчивости призвана решать социальная политика государства. А при социальной ориентации экономической системы именно эта политика становится особенно важной и ответственной. Именно поэтому тема данной курсовой работы актуальна на сегодняшний день как в Беларуси, так и в других странах с переходной экономикой.

Таким образом, можно сказать, что основной целью моей работы является характеристика социальной политики государства в условиях перехода от командно-административной к рыночной экономике на примерах Республики Беларусь и опыта других стран.

1. Сущность, цели и направления социальной политики

Социальная политика - это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе [3, с.275].

Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями [2, с.10].

Субъекты социальной политики - те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляет действия по ее реализации. К ним относятся государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы [2, c.24].

В любом обществе большинство людей способны самостоятельно обеспечить себе приемлемые условия для жизни. Цель социальной политики в этом случае состоит в создании благоприятной обстановки для их трудовой и предпринимательской деятельности. Отсюда вытекает важнейшая функция социальной политики - стимулирующая, которая заключается в содействии процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствованию отношений занятости. Это предполагает стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой мотивации работников к высокоэффективному труду, учет доли каждого работающего в созданном продукте.

Однако существуют и социально уязвимые слои населения. К ним относятся граждане, в силу объективных причин не имеющие возможности удовлетворять свои потребности путем приложения собственных усилий. Социальная политика в этом случае должна обеспечить помощь и поддержку таким категориям лиц. Это достигается на основе реализации стабилизирующей функции социальной политики, предполагающей перераспределение доходов, развитие системы социальной защиты и социальных гарантий как для населения в целом, так и каждой из его социальных групп. Упор при этом делается на выплату пенсий и пособий нетрудоспособным, малообеспеченным, безработным, на обеспечение определенного уровня образования и медицинского обслуживания для всех слоев населения [3, с.276].

Взаимодействие указанных функций предполагает необходимость постоянного поддержания их баланса. Ослабление стимулирующей функции ведет к снижению ресурсного обеспечения социальной политики, уменьшению возможностей для финансирования социальных программ. Нарушение стабилизирующей функции обусловливает неоправданное нарастание социальной дифференциации и напряженности в обществе.

Социальная политика осуществляется на разных уровнях:

• микроуровень - социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников;

• макроуровень - региональная и государственная социальная политика в отношении регионов;

• интеруровень - межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран[4, с.87].

С точки зрения субъектов социальной политики выделяют государственный, региональный и муниципальный ее уровни.

Государственная социальная политика характеризуется единым законодательным пространством, социальной инфраструктурой, единым кадровым и информационным обеспечением для всего населения. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: утверждаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране, устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры, разрабатываются целевые социальные программы.

Региональная социальная политика учитывает особенности этнического, культурного и исторического характера региона потребности его жителей. На этом уровне здесь разрабатываются и реализуются региональные законы, различные социальные программы. Вместе с тем данный уровень социальной политики не всегда может учитывать запросы и нужды отдельных людей, для этого нужны специальные меры и технологии, которые присущи муниципальной социальной политике. Деятельность ее субъектов направлена на решение конкретных проблем населения. Именно на данном уровне легче оценить реальные потребности и возможности человека, проверить степень эффективности оказываемых социальных услуг. Муниципальный уровень реализации социальной политики находится ближе к потребителю, а, следовательно, более экономичен, хотя его субъекты редко участвуют в разработке региональных и общегосударственных социальных программ.

Социальная политика базируется на ряде принципов - основных исходных положений, на которых строится деятельность государства в социальной области - важнейшим из которых является принцип социальной справедливости.

Проблема справедливости издавна волновала человечество умы, еще Аристотель заметил двойственность и противоречивость этого понятия. С одной стороны - это вознаграждение за личный труд и успех. Это распределительный тип справедливости (обоснованное неравенство). С другой стороны обеспечение всем членам общества одинаковых возможностей независимо от их индивидуальных и социальных различий. Это уравнительный тип справедливости (обоснованное равенство) [5, с.166].

Реализация первого типа, дифференциация населения по заслугам, является важнейшим условием прогрессивного формирования общества, стимулом для развития личности, ее потребностей и приоритетов. Она обусловливает повышение экономической эффективности, что, однако, уменьшает шансы тех, кто по независящим от них причинам не может осуществлять активную деятельность. Кроме того, крайняя степень дифференциации и неравенства может привести к деградации производительных сил, нестабильности и социальным конфликтам. Данный принцип социальной политики, таким образом, содержит оба типа справедливости и означает, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой - сохраняющееся неравенство. По этой причине государство при проведении социальной политики должно стремиться обеспечить всем гражданам равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших духовных потребностей. Вместе с тем наиболее активные, способные и работоспособные члены общества должны иметь возможность получать за свой труд больший объем благ и услуг.

Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами. Соблюдение принципа солидарности предполагает, что общество должно решать возникающие проблемы как единая система, внутри которой через механизм налогов и трансфертов осуществляется перераспределение финансовых ресурсов от более сильных и обеспеченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности за счет трудовой деятельности извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных потребностей.

Реализация принципа социальной компенсации обеспечивает правовую и социальную защищенность граждан, которая выражается в получении ими льгот и социального обслуживания[6, с.99].

Соблюдение принципа социальных гарантий предполагает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.

Осуществление социальной политики основано на реализации принципа всеобщности, предполагающего, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества, с учетом дифференцированного к ним подхода.

Принципы социальной политики могут реализоваться на практике только при наличии ресурсного обеспечения. Эту проблему можно рассматривать с двух сторон: во-первых, должны быть созданы условия для развития общественного производства, в процессе которого создаются ресурсы, обеспечивающие осуществление социальной политики. Вместе с тем, ресурсная база зависит от уровня развития производительных сил и, в первую очередь, его главной производительной силы - человека. Следовательно, во-вторых, необходимо проводить комплекс мер, обеспечивающих развитие работников через систему образования, здравоохранения, повышение квалификации при обеспечении социальной стабильности общества [6, с. 278].

Выделяют два основных типа социальной политики - бисмарковский (по имени ее родоначальника Бисмарка) и бевериджский.

Первый в большей степени реализует распределительный тип социальной справедливости, так как в нем делается упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Работники в течение трудовой жизни уплачивают страховые взносы, размер которых определяется при заключении коллективных договоров нанимателей и наемных работников. Страховые фонды управляются на паритетных началах и не субсидируются из бюджета. Малообеспеченные семьи получают помощь по муниципальной линии.

Бевериджский тип социальной политики основан на принципе национальной солидарности. Он предполагает, что любой человек, независимо от степени его участия в общественном производстве, имеет право на минимальную защиту от социальных рисков (болезнь, старость, травма и т.п.), а средства социальной защиты формируются в значительной степени из государственного бюджета. В странах, выбравших такой тип социальной политики, отсутствует резкая дифференциация населения по уровню жизни. Здесь реализован уравнительный принцип социальной справедливости или обоснованное равенство. Следует отметить, что в современных условиях происходит сближение двух типов социальной политики в направлении развития основополагающих характеристик социального государства[6, с. 279].

По типу субъекта социальной ответственности различают либеральную, корпоративную и общественную модели. Они отличаются одна от другой ролью и степенью участия в реализации социальной политики основных субъектов экономики (государство, корпорация, личности) и других институтов гражданского общества.

Либеральная модель предполагает принцип личной ответственности каждого члена общества за судьбу своей семьи. В данном случае роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована. Ее основными субъектами являются личность и различные негосударственные организации - социально-страховые фонды и ассоциации. Финансовую основу реализации социальных программ при данной модели составляют частные сбережения и частное страхование. При либеральной модели социальной политики реализуется принцип эквивалентности, возмездности, предполагающий прямую зависимость между размерами взносов и объемом социальных услуг, получаемых в системе социального страхования. Данная модель присуща США, Англии, Ирландии и др.

Корпоративная модель предполагает принцип корпоративной ответственности, т.е. максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение. Представителями этой модели являются Япония, Германия.

В основе общественной модели лежит принцип солидарности, т.е. ответственности всего общества за судьбу его членов. Эту модель называют перераспределительной, при которой богатый платит за бедного, здоровый - за больного, молодой - за старого. Осуществляет это перераспределение государство. Именно оно берет на себя ответственность за социальное благополучие своих граждан. Примером такой модели являются Швеция, Швейцария, Дания [7, с.20].

Социальное государство - одно из определений качественно новой ступени в развитии конституционного демократического государства, обусловленное высоким уровнем развития экономики и активной социальной политикой государства в интересах широких слоев населения. Идея построения социального государства возникла в древности, а практика социальной государственности имела место еще в Древнем Риме, где народу было обещано бесплатное предоставление «хлеба и зрелищ». Религиозные заповеди и идеи Просвещения также стимулировали развитие идей социальной государственности [7, с. 28].

Общие характеристики целей, задач и функций социального государства определяются в ряде документов, признанных мировым сообществом: Всеобщей Декларации прав человека ООН (1948г.), конвенции и рекомендации МОТ, декларации и программе действий, принятых на Копенгагенском социальном саммите (1995г.) и др.

Социальная политика, проводимая различными странами, многообразна. В ее рамках можно выделить ряд основных направлений: политика доходов населения; политика в сфере труда и трудовых отношений; социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан; развитие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры, социальная защита отдельных групп населения; экологическая, демографическая и миграционная политика. Все вышеперечисленные направления связаны между собой, что вызывает необходимость проведения сбалансированной социальной политики.

2. Основные показатели результативности социальной политики

.1 Уровень жизни, качество жизни

социальный политика потребительский корзина

Уровень жизни - это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей[8, с. 8].

Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан[8, с. 9].

Социальные гарантии - система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению важнейших потребностей. Государство, давая гарантии, объявляет, что общество берет на себя обязательство по созданию условий каждому члену общества для реализации его экономической активности и получения дохода.

Социальная защита - система мер, осуществляемых обществом по обеспечению необходимого материального и социального положения граждан.

Эти компоненты характеризуются количественными показателями, индикаторами и индексами и оформляются в систему показателя уровня жизни.

Конкретный анализ уровня жизни определяется содержанием таких величин как: потребительская корзина и прожиточный минимум. В общем виде уровень жизни определяется по средней продолжительности жизни населения, величине безработицы, структурных личных потребительских расходов и потребления основных продуктов питания в калориях. Принимается во внимание уровень квалификации работников, численность студентов и учащихся на 1000 человек и т.д., а так же уровень развития социальной инфраструктуры (например, число больничных коек на 1000 человек, наличие школ, объектов культуры и спорта, жилья и т.д.)

Уровень жизни необходимо рассматривать во взаимосвязи с общеэкономическими показателями - доходами населения, потребительским спросом, торговлей, ценами, госбюджетом, кредитом. Так, например, доходы населения являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни.

От уровня жизни зависит продуктивность работников, цена рабочей силы, а так же её реализация в труде, то есть производство потребительских благ.

Во многих странах для оценки уровня жизни используют показатель «благосостояния общества», который символизирует минимальный уровень потребления и является показателем черты бедности.

Уровень жизни неразрывно связан с качеством жизни. Под качеством жизни понимается совокупность условий, отражающих материальное физическое, социальное и культурное благополучие человека [9, с.188].

Существуют интегральный и частный подходы к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает поведение двух типов оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного рода опросах общественного мнения и т. п.) и субъективный (на основе мнения населения).

И. В. Бестужев-Лада ориентирует категорию «качество жизни» на такую оценку степени удовлетворения материальных потребностей, которая не поддаётся прямому количественному измерению, а требует сложных приёмов косвенной квалификации по различным шкалам. Поэтому должна даваться оценка содержательности труда и досуга и удовлетворённости ими, уровня комфорта в труде и быту, качества и модности одежды, качества питания, жилья, жилой и окружающей среды, функционирования социальных институтов, качества уровня удовлетворения потребности в общении, знания, творчестве и других потребностей, направленных не только на самосохранение, но и на самоудовлетворение и самоорганизации личности.

Проанализировав имеющиеся подходы к познанию сущности понятия «качество жизни» населения, авторы пришли к выводу, что целостную картину качества жизни можно создать на основе объединения в целое двух групп критериев[10, с.74].

Первую группу составляют оценки, основанные на статистической информации. С определённой долей условности эти критерии можно назвать объективными.

Вторая группа полностью состоит из оценок, основанных на социологических опросах населения, при которых респондентов просят высказать своё отношение к тем или иным сторонам их жизни, поэтому достаточно обоснованным представляется их отнесение к субъективным.

В последнее время весьма популярными являются методика измерения индекса развития человеческого потенциала, активно используемая в исследованиях качества жизни в разных странах мира. Эти исследования проводятся под эгидой ООН и основаны на трех основных показателям, характеризующих реальный уровень качества жизни: ожидаемая продолжительность жизни, валовой внутренний продукт на душу населения, уровень образования населения.


.2 Потребительская корзина и потребительский бюджет

Прожиточный минимум - это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе[10, с.188].

Бюджет прожиточного минимума - стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он рассчитывается для конкретных потребительских единиц, в качестве которых приняты различные социально-демографические группы населения. Минимальным потребительским бюджетом в среднем на душу населения считается среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двоих взрослых и двоих детей.

Основой натурально-вещественной структуры минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин. Потребительская корзина - это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющий конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. В данное понятие включены блага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не рейсе одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала [10,с. 257].

Дифференциация населения на основании бюджета прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

• бедные семьи, душевой доход которых меньше бюджета прожиточного минимума ему или равен;

• малообеспеченные семьи, душевой доход которых больше прожиточного минимума, но меньше минимального потребительского бюджета;

•        обеспеченные семьи, душевой доход которых находится в интервале между минимальным и рациональным потребительскими бюджетами;

• богатые семьи, в которых душевой доход выше рационального потребительского бюджета.

Крайним проявлением бедности является нищета. Семьи (индивида, домохозяйства) признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80 % минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80 % их совокупных доходов.

Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето, согласно которому, между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80 % созданного ВВП присваивается 20 % населения, а оставшиеся 20 % распределяются между 80 % населения, причем соотношение: 80/20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий.

Как было сказано выше, на величину доходов оказывает влияние множество разнообразных факторов, зачастую имеющих разнонаправленный характер воздействия. Среди них выделяют социально-политические, определяющие силу действия и направленность других факторов формирования доходов; демографические, рассматривающие зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости и интеллектуальных способностей; профессиональные, исследующие уровень образования, квалификацию и стаж работы; статусные, детерминирующие размеры доходов в зависимости от места человека в обществе и должностной иерархии; социально-экономические, к которым, в частности, относят род и вид деятельности, варианты занятости, вид производства, форму собственности на средства производства, условия труда.

В странах, на чьих территориях имеют место различные климатические условия, существенное значение приобретают географические факторы, поскольку стоимость жизненно необходимых товаров и услуг существенно варьируется в зависимости от региона, и соответственно предполагает различные уровни доходов[11, с.77].

Для Беларуси можно выделить и экологический фактор, связанный с последствиями аварии на ЧАЭС и необходимостью дополнительных средств существования для жителей пострадавших районов.

Говоря о дифференциации доходов, следует учитывать и такие важные аспекты, как врожденные способности людей, которые могут различаться в довольно значительной степени. Не обделенные в этом плане природой индивиды, обладая более высокой производительностью, получают и более высокие доходы. Кроме того, некоторые из них обладают уникальными способностями, что дает им возможность извлекать «интеллектуальную ренту». Не последнее значение при этом имеет и работоспособность человека, его стремление добиться значительных результатов в своей деятельности.

Известно, что величина доходов зависит от различий во владении собственностью, однако последняя может достаться индивидам по наследство, вследствие чего неравенство доходов воспроизводится, способствуя данной категории лиц в получении лучшего образования и более высокооплачиваемой работы. При рассмотрении неравенства в получении доходов нельзя также исключить и благоприятное стечение обстоятельств.

Степень социального расслоения определяется посредством расчета ряда коэффициентов.

Коэффициент дифференциации доходов, или коэффициент фондов, (Кд) - это соотношение между средними доходами 10 % наиболее богатого населения и 10 % наименее обеспеченного.

Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах, выше степень дифференциации населения.

Различают также децильный, квинтильный и квартильный коэффициенты, которые определяются отношением минимальных доходов соответственно 10, 20, и 25 % самого богатого населения к максимальным доходам 10, 20, и 25 % самого бедного.

Более наглядно оценить степень неравномерности распределения доходов между гражданами (семьями) можно, построив кривую распределения доходов, названной по имени американского экономиста М. Лоренца. На графике по оси абсцисс откладывают кумулятивную долю семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат - кумулятивную долю совокупного дохода, начиная с наименьшей, приходящей на наименее обеспеченную часть семей.

Рисунок 2.1 - Кривая Лоренца

Примечание - Источник: [12]

Если бы доходы у всех людей были одинаковы, т.е. 1 % населения располагал 1 % доходов, 15 % населения - 15 % доходов, то кривая Лоренца совпала бы с пунктирной прямой абсолютного равенства ОЕ, имеющей угол наклона к оси абсцисс 45° и превратилась в прямую.

Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем неравномернее распределяются доходы в обществе. Так, штрихпунктирная кривая характеризует большую неравномерность распределения дохода, чем сплошная кривая распределения. Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ и кривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентом Джини, который назван по имени итальянского экономиста и статистика К. Джини. Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с прямой ОЕ и доходы в обществе распределяются абсолютно равномерно. При значении коэффициента 1 кривая Лоренца будет представлена катетами треугольника ОАЕ, что свидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов. Практически коэффициент Джини никогда не достигает ни нуля, ни единицы, однако считается, что его значение, большее 0,4 (40), отражает высокую степень расслоения общества [12, с.42].

В современном мире наименьшая дифференциация доходов в мире наблюдается в Норвегии, где 10 % самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джини составляет 0,258. На другом «полюсе» находится Бразилия, в которой соотношение доходов последней и первой децильных групп составляет 65,8, коэффициент Джини - 0,607. Для Республики Беларусь данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,304.

С проблемой неравномерного распределения доходов связана проблема бедности. Согласно концепции ООН, она квалифицируется как состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но и ограничение возможностей человека, которое вызвано отсутствием высокооплачиваемой работы, комфортабельного жилья, доступа к качественному образованию и здравоохранению.

Вопрос борьбы с бедностью связан с проблемой перераспределения доходов и обеспечения социальной справедливости. Неоправданная дифференциация доходов вызывает сокращение численности среднего класса, который является основным предъявителем спроса на товары и услуги, и тем самым ослабляет его стимулирующее воздействие на экономическое развитие. Бедность и нищета ведут к росту социальных болезней, профессиональной деградации и ухудшению качества человеческого капитала. Высокая дифференциация доходов провоцирует социальную напряженность в обществе и усиливает предпринимательские и инвестиционные риски. Следовательно, чем больше неравенство в обществе, тем ниже экономическое благосостояние. Чтобы его повысить, необходимо перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения.

Перераспределением называется процесс изменения существующего в обществе модели распределения доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Однако стремление к равенству на определенном этапе приводит к снижению производительности: возникает дилемма эффективности и справедливости как выражение противоречия между стабилизирующей и стимулирующей функциями социальной политики. Передача доходов от более состоятельных членов общества к менее состоятельным может повлечь снижение стимулов к активной экономической деятельности у тех и других и общему уменьшению благосостояния общества[12, с.49].

Кроме того, издержки, связанные с реализацией перераспределительных программ, могут превысить выгоду от их осуществления. Передача доходов от богатых бедным осуществляется, по выражению известного экономиста А. Оукена, в «дырявом ведре», ухудшая положение богатых и не улучшая при этом положения бедных. Утечка из «дырявого ведра» такова: из каждых 350 дол, взятых у состоятельных людей, 250 теряются в процессе передачи бедным. В результате подобной перераспределительной политики люди могут менять свое рыночное поведение. Возникает проблема искажений: в результате борьбы с бедностью количество бедных возрастает, поскольку выгодно быть таковыми и, не работая, получать пособие. В свою очередь, более состоятельные люди начинают уклоняться от уплаты налогов, в результате чего государству не поступают средства, необходимые для помощи бедным [12, с.93].

Итак, неоправданное неравенство подрывает социальную стабильность, однако чрезмерные перераспределительные процессы снижают эффективность экономической системы и могут уменьшить общественное благосостояние.

3. Проблемы социальной политики и особенности ее реализации в Республики Беларусь

Прежде всего, хотелось бы отметить, что при осуществлении социальной политики государства в Республике Беларусь, как и в других странах, выявляется и подлежит решению целый ряд социальных проблем. Это традиционные, давно отслеживаемые в сфере занятости и безработицы, а также проблемы, связанные с новыми направлениями в социально-экономической политике государства.

Численность населения Республики Беларусь на 1 июля 2013 года составила 9 459,8 тыс. человек и по сравнению с началом текущего года сократилась на 4 тыс. человек.

В I полугодии 2013 года в республике родилось 56 184 ребенка, что на 2 029 больше, чем в соответствующем периоде 2012 года, умерло - 64 842 человека, или на 950 человек больше. Естественная убыль населения составила 8 658 человек.

В I полугодии 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года количество зарегистрированных браков увеличилось на 26%, количество разводов уменьшилось на 13,8%. В I полугодии 2013 года на 1 000 браков приходилось 498 разводов, в I полугодии 2012 года - 728 разводов. Миграционный прирост в I полугодии 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года увеличился на 34,2% и составил 4 606 человек. Положительное сальдо миграции уменьшило естественную убыль населения на 53,2% (в I полугодии 2012 года - на 35,2%).

В результате продолжающегося процесса урбанизации за 2011 год численность городского населения увеличилась на 53 тысячи человек и составила 7 миллионов 175 тысяч человек. Три четверти населения Беларуси - горожане.

Наибольший рост численности жителей отмечен в городе Минске, население которого за этот период увеличилось на 21 тыс. человек. Прирост населения был отмечен также в областных центрах и практически во всех городах областного подчинения.

Около 70% городского населения сосредоточено в крупных городах с численностью населения 100 тысяч и более. Это город Минск, все областные центры, а также такие города, как Барановичи, Бобруйск, Борисов, Пинск, Орша, Мозырь, Солигорск и Новополоцк, который добавился к горо-дам-стотысячникам в 2011 году.

В то же время, сельчане - это только четверть всего населения республики. За 2012 год их численность уменьшилась на 45 тысяч человек, в том числе естественная убыль составила 23 тысяч человек, миграционная убыль - 35 тысяч. На начало 2013 года численность сельского населения Беларуси составила 2 миллиона 229 тысяч человек 53% жителей страны - женщины, при этом на 1000 мужчин приходится 1152 женщины. В городской местности данное соотношение составило 1165 женщин, в сельской местности - 1113 женщин на 1000 мужчин.

Рисунок 3.1- Соотношение мужского и женского населения

Примечание - Источник:БелСтат.

Доля населения в трудоспособном возрасте по-прежнему достаточно велика. На начало 2013 года численность этой возрастной группы населения составила 5,8 миллиона человек, или чуть более 60% от общей численности населения, и за год уменьшилась на 55 тысяч человек. Тенденция уменьшения численности трудоспособного населения сохранится, поскольку в данный возраст будут вступать малочисленные группы населения рождения начала 90-х годов, характеризующихся низким уровнем рождаемости. Вместе с тем, из этой возрастной категории постепенно выходят поколения родившихся в послевоенные годы, для которых был характерен рост рождаемости.

Численность населения моложе трудоспособного возраста (0-15 лет) составила 1,5 миллиона человек, или 16% от общей численности населения, и за год увеличилась на 9 тысяч человек. Данное увеличение связано со вступлением в детородный возраст женщин 80-х годов рождения, когда был достаточно высокий уровень рождаемости.

Численность населения старше трудоспособного возраста составила более 2 миллионов человек и за 2012 год увеличилась почти на 10 тысяч. Доля лиц этой возрастной категории приобрела устойчивую тенденцию к увеличению на ближайшую перспективу.

Эти факторы оказывают влияние на изменение структуры нагрузки на трудоспособное население, в которой нагрузка лицами моложе трудоспособного возраста с 2000 года уменьшилась с 356 до 265 человек на 1000 человек в трудоспособных возрастах. За этот же период демографическая нагрузка лицами старше трудоспособного возраста возросла с 370 до 382 человек.

Доля стареющего населения в республике продолжает увеличиваться. В соответствии с классификацией ООН население считается старым, если доля лиц в возрасте старше 65 лет в нем составляет 7%. Еще в 50-е годы XX века данный показатель в Беларуси превысил этот барьер и к началу 2014 года приблизился к 15%. На фоне низкого уровня рождаемости и увеличения средней продолжительности жизни население Беларуси будет продолжать стареть.

Средний возраст мужчин составляет 37 лет, для женщин этот показатель находится на уровне 42 лет.

Самым «молодым» регионом является город Минск, средний возраст населения которого составил 38 лет, самым «старым» - Витебская область (41,1 год).

Рост рождаемости объясняется увеличением в последние годы как численности женщин активного детородного возраста (20-34 года), так и повторных рождений. В 2012 году почти половина рождений связана с рождением женщиной второго, третьего и последующих детей. Среди регионов республики по рождению третьего и последующих детей лидирует Брестская область. А вторые дети чаще рождаются в городе Минске.

Согласно докладу ЮНИСЕФ «Положение детей в мире 2012» Республика Беларусь возглавляет список из 11 государств с самым низким коэффициентом преждевременных родов (4,1%) и находится в числе 7 стран, которые сократили этот показатель вдвое за последние 10 лет.

ЮНИСЕФ также сообщает, что Беларусь (наряду с Украиной и Туркменистаном) имеет самый низкий показатель в СНГ по доле детей с низким весом среди новорожденных и превосходит по этому критерию Венгрию, Данию, Израиль, Польшу, Португалию, США.

В 2012 году отмечено продолжающееся снижение числа абортов. Если в 2000 году число абортов, приходящихся на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет, составило 46,2 случая, то за последние 12 лет величина данного показателя существенно снизилась и в 2011 году составила 13,2.

Вместе с тем, существующий уровень рождаемости недостаточен даже для простого воспроизводства населения и обеспечивает замещение поколений только на 70%. «Об этом свидетельствуют и данные переписи населения. Среднее число детей, рожденных женщинами в возрасте 15 лет и старше, заметно растет по мере увеличения возраста женщин. Каждая женщина довоенных и первых послевоенных годов рождения родила в среднем 2,2 ребенка, 60-х годов рождения - 1,7 ребенка. Этот показатель для женщин из поколения 80-х годов рождения в настоящее время едва превышает 0,6 ребенка».

В 2012 году общий коэффициент смертности уменьшился по сравнению с предыдущим годом и составил 14,1 умерших на 1000 человек населения (в 2010 году 14,4 умерших на 1000 человек населения). На протяжении последних лет более половины людей умирает от болезней системы кровообращения, 13% - от новообразований, от причин, не связанных с заболеваемостью, умирает 10%.

Вместе с тем более 30 тыс. человек, или каждый четвертый из всех умерших - это лица в трудоспособном возрасте, при этом более 80% из них - мужчины. Среди умерших в этом возрасте - треть умирает от болезней системы кровообращения и почти столько же от внешних причин, не связанных с заболеваемостью.

Ожидаемая продолжительность жизни в 2012 году составила 70,6 лет и по сравнению с 2010 годом увеличилась на 0,2 года. В Беларуси наблюдается высокая разница в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами, составившая в 2012 году 12 лет. Ожидаемая продолжительность жизни у белорусских мужчин - 64,7, у белорусских женщин - 76,7 года. Вероятность умереть у мужчин во всех возрастах выше, чем у женщин, но особенно велика эта разница в трудоспособных возрастах.

Согласно докладу ЮНИСЕФ «Положение детей в мире 2012», Беларусь достигла самого низкого уровня детской смертности в возрасте до 5 лет в СНГ. В 2012 году он составил 3,9 умерших на 1000 родившихся живыми против 4 в 2010 году. По этому показателю Беларусь вплотную приблизилась к таким странам как Канада, Новая Зеландия, Польша и превосходит Латвию, Литву, Словакию, США.

По данным доклада Беларусь имеет самый низкий показатель в СНГ по уровню младенческой смертности (дети в возрасте до 1 года), равный показателям таких развитых государств как Австралия, Австрия, Бельгия, Испания, Нидерланды, Швейцария, и опережает Великобританию, Венгрию, Канаду, Новую Зеландию, Польшу, Словакию, США.

Как свидетельствуют данные статистики, демографическое развитие Республики Беларусь осложняется вследствие сохранения относительно высокого уровня смертности, прежде всего, среди лиц трудоспособного возраста, отказа части семей от рождения детей, что приводит к сокращению рождаемости до уровня, не обеспечивающего простого замещения родительских поколений, деформации возрастной структуры городского и сельского населения. Перечисленные факторы усиливают демографическое старение населения.

Для решения демографических проблем утверждена и реализуется «Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы».

Она состоит из 3 подпрограмм, которые посвящены ключевым направлениям обеспечения демографической безопасности.

.        Социальная поддержка рождаемости.

Социальная поддержка семей при рождении и воспитании детей - это одно из важнейших направлений государственной политики. Приоритетом в сфере стимулирования рождаемости является поддержка двух- и трехдетной семьи.

В рамках социальных программ государство оказывает финансовую помощь многодетным и молодым семьям при строительстве жилья, развивается система бесплатного обеспечения продуктами питания и медикаментами детей в возрасте до двух лет, оказывается адресная социальная помощь.

Системой государственных пособий охвачено 448,8 тыс. детей (25% от общего количества), из них до трех лет - 309,6 тыс. (99% детей данного возраста).

В рамках социальной поддержки семьи и детства предусматривается комплекс мероприятий: совершенствование жилищной, налоговой и кредитной политики в интересах семей с детьми, разработка инновационных технологий и методического обеспечения для детских интернатных учреждений, осуществляющих подготовку и комплексное сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот, пропаганда, особенно в молодежной среде, семейного образа жизни и благополучной, успешной семьи с двумя и более детьми в качестве социальной нормы.

. Укрепление здоровья населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни.

Основная цель в этой сфере - комплексное развитие и совершенствование системы доступной и качественной медицинской помощи для сохранения и укрепления здоровья граждан. За последние годы в стране проведены реконструкция и переоснащение организаций здравоохранения, созданы республиканские научно-практические центры, внедрены современные медицинские технологии, подготовлены высококвалифицированные медицинские кадры.

В сфере здравоохранения планируется реализовать комплекс мероприятий, предусматривающих развитие системы сохранения репродуктивного здоровья, добрачного консультирования, внедрение новых методов диагностики и лечения женского и мужского бесплодия, вспомогательных репродуктивных технологий, профилактику абортов, основанную на сотрудничестве государства, религиозных конфессий, общественных организаций и средств массовой информации, а также проведение диспансеризации населения, реализация профилактических мероприятий и оказание необходимой медицинской помощи, открытие в регионах больниц медицинской реабилитации, оснащение отделений медицинской реабилитации современным медицинским оборудованием, внедрение новых реабилитационных технологий и многое другое.

В рамках мероприятий по внешней миграции планируется обеспечивать финансовую поддержку иностранным семьям и специалистам при переезде в Беларусь и в период обустройства. Кроме этого, предполагается организовать рациональное расселение иммигрантов исходя из интересов развития регионов, разработать меры адаптации и интеграции иммигрантов в белорусское общество, использовать возможности дипломатических миссий, диаспор и землячеств за границей и в Республике Беларусь для привлечения иммигрантов.

В Беларуси на 1 августа 2013 года зарегистрированная безработица сохранилась на уровне 0,5 процента к численности экономически активного населения (на 1 августа прошлого года - 0,7 процента).

С февраля 2012 года на протяжении всего года зарегистрированная безработица составляла в Беларуси 0,7-0,5%.

По оперативным статистическим данным, за 2012 год безработица сократилась на 0,1 процентного пункта в Могилевской области до 0,7%, снизилась на 0,1 процентного пункта в Брестской и Гомельской - до 0,8%, в Витебской - до 0,7%. В Гродненской области данный показатель сохранился на уровне 0,7%, в Минской области - 0,4%, в Минске - 0,2%.

Численность зарегистрированных безработных в целом по республике уменьшилась на 0,6 тыс. человек и составила на 1 августа менее 27,3 тыс. человек. Кстати, если проанализировать ситуацию, сложившуюся на рынке труда страны за последние пять лет, то самая высокая численность безработных была на эту дату в 2007 году - почти 40,7 тыс. человек. На 1 июля 2013 года на учете по безработице в органах по труду, занятости и соцзащите состояли 26,9 тыс. человек, численность зарегистрированных безработных уменьшилась за июнь текущего года на 1,8 тыс. человек, за май - на 0,9 тыс. человек, за апрель - на 0,4 тыс.

Постановлением Совета Министров утверждена Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год. В результате реализации мероприятий госпрограммы к концу текущего года уровень регистрируемой безработицы не превысит 1% к численности экономически активного населения. Среди основных задач - сохранение стабильной ситуации в сфере занятости; интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в соцподдержке; совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями развития экономики; информационное, профориентационное, методическое обеспечение занятости населения. Достижение этих задач будет осуществляться не только традиционными мерами, оправдавшими себя на практике (содействие нанимателям в создании рабочих мест, помощь безработным в самостоятельной занятости, профобучение безработных, адаптация инвалидов к трудовой деятельности, переселение на новое место работы и жительства), но и с учетом новых подходов. В числе приоритетов программы - совершенствование мониторинга состояния рынка труда, содействие нанимателям в структурной перестройке экономики.

Финансирование программы осуществляется за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, в том числе в виде субвенций, передаваемых в бюджеты областей и Минска. На выполнение мероприятий государственной программы в 2012 году предусмотрено направить почти Br226 млрд.

Среди основных задач - сохранение стабильной ситуации в сфере занятости; интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в соцподдержке; совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями развития экономики; информационное, профориентационное, методическое обеспечение занятости населения. Причем достижение этих задач будет осуществляться не только традиционными мерами, оправдавшими себя на практике (содействие нанимателям в создании рабочих мест, содействие безработным в самостоятельной занятости, профобучение безработных, адаптация инвалидов к трудовой деятельности, переселение на новое место работы и жительства), но и с учетом новых подходов. В числе приоритетов программы - совершенствование мониторинга состояния рынка труда, содействие нанимателям в структурной перестройке экономики.

Уровень жизни и доходы населения

Основная цель социальной политики в предстоящем пятилетии - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями её достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики [12, с.27].

Белорусские учёные предлагают при исследовании качества жизни опираться на следующие характеристики, дополняющие количественные показатели уровня жизни: состояние здоровья, качество питания, состояние образования и культуры, качество жилья, условия и характер труда, качество свободного времени и условия отдыха, благополучие семейной жизни. Целевыми ориентирами политики доходов населения в прогнозируемом периоде, обеспечивающими достижение этой цели, будут: рост реальных денежных доходов населения - 149-156 процентов; повышение уровня реальной заработной платы как основного источника формирования доходов населения и важного стимула трудовой активности работников - 152-158 процентов; поэтапное повышение уровня заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета, размеров социальных пособий - до величины бюджета прожиточного минимума; предотвращение необоснованной дифференциации населения по уровню доходов (не более 1:6); социальная поддержка малообеспеченных категорий населения, дальнейшее совершенствование государственной адресной социальной помощи; совершенствование системы пенсионного обеспечения (повышение реального значения пенсии по возрасту в 1,52 раза); дальнейшее совершенствование системы поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей [12, c.28].

Повышение реальных денежных доходов населения будет осуществляться путём приоритетной поддержки экономически активных групп населения, создания условий для усиления трудовой мотивации работников, содействии развитию малого предпринимательства. Важным направлением будет обеспечение существенного роста доходов сельского населения на основе повышения размеров оплаты их труда.

Основной целью государственной политики в области оплаты труда является превращение заработной платы в надёжный источник доходов и повышение её роли как стимула трудовой активности работников.

Важнейшей функцией государства остаётся обеспечение государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы. Для этого необходимо обеспечить: создание экономических предпосылок для роста заработной платы, легализации всех трудовых доходов; опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы; поэтапное повышение размера минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета; предотвращение необоснованной дифференциации по уровню заработной платы в разных сферах деятельности и на региональном уровне; развитие рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы.

В целях недопущения необоснованной межотраслевой дифференциации в оплате труда необходимо сохранить государственное регулирование заработной платы при решении вопросов дифференциации тарифной части заработной платы работников организаций всех отраслей экономики на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь; определить размеры выплат стимулирующего характера при включении их в затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), учитываемых при ценообразовании и налогообложении; а также установить ограничения в повышении оплаты труда работников при наличии задолженности по платежам в бюджет, заработной плате, получении налоговых льгот и иных преференций[12, с.33].

Предусматривается восстановление воспроизводственной и стимулирующей функций заработной платы, повышение реальной заработной платы в 1,52-1,58 раза. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата к концу 2010 года должна составить в долларовом эквиваленте около 500 долларов США.

Система социальной защиты в Республике Беларусь

За последние годы ситуация в сфере социального обслуживания населения претерпела значительные изменения. Взамен действовавшей ранее системы социального обеспечения создана принципиально новая система социальной защиты населения, включающая в себя учреждения социальной защиты семьи и детей, территориальные центры социального обслуживания населения, отделения социальной помощи на дому и службы срочной социальной помощи. Вводятся в действие новые стационарные учреждения для престарелых и инвалидов. Учреждения социального обслуживания оказывают помощь не только пожилым людям, инвалидам, семье и детям, но и активно работают над решением проблем детской безнадзорности, социальной помощи лицам без определенного места жительства.

Вместе с тем остаются недостаточными материально-техническая база и финансирование отрасли, имеющиеся возможности не обеспечивают потребности населения, нуждающегося в социальном обслуживании.

В основу модернизации системы социальной защиты граждан должны быть положены следующие принципы.

Принцип государственной ответственности - постоянная деятельность по созданию условий для надежной социальной защиты населения соответственно происходящим в обществе изменениям; по улучшению их социального положения путем достаточного материально-технического, кадрового и организационного обеспечения соответствующих институциональных структур; выполнение обязательств по предупреждению бедности и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Принцип соединения правового и этического регулирования - соблюдение прав человека, норм законодательства, эффективное использование правовых механизмов реализации политических решений в отношении всех граждан в сочетании с обеспечением условий для справедливого обращения с нуждающимся[12, с.39].

Принцип социального участия - стимулирование деятельности нуждающихся категорий граждан по самообеспечению, получению дополнительных благ за счет затрат собственных усилий, а также содействие им в повышении собственными силами качества жизни, достижении экономической независимости, добровольном проявлении инициативы и активности, интеллектуальном развитии и творчестве в течение всей жизни.

Принцип социального партнерства - взаимодействие государства и граждан в осуществлении мероприятий, имеющих целью достижение благосостояние и социального благополучия нуждающихся категорий людей, постоянное сотрудничество с общественными объединениями, религиозными, благотворительными организациями и другими социальными партнерами, занятыми предоставлением помощи и услуг.

Принцип преемственности мер государственной социальной политики в отношении нуждающихся категорий граждан - сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки населения и поступательное развитие деятельности в их интересах.

Принцип социальной эффективности - позитивные результаты мер, направленных на повышение благосостояния и социального благополучия населения, на поддержание их высокого социального статуса, укрепление социальных связей и удовлетворение культурных запросов.

Для решения поставленных задач по развитию социальной защиты населения необходимо:

улучшение порядка взаимодействия в области социальной политики между республиканскими органами исполнительной власти, областными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями различных форм собственности;

повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;

развитие негосударственного сектора в социальной защите населения;

совершенствование кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение социальной защищенности социальных работников;

использование международного опыта для адаптации системы социальной защиты населения к реалиям рыночной экономики (Швеция, Германия и т.д.);

обеспечение максимальной реализации принятых республиканских и областных программ социальной защиты населения, а также повышение минимального размера оплаты труда, максимальное приближение его к величине прожиточного минимума трудоспособного человека [12, с.43].

Основным содержанием процессов развития в системе социальной защиты населения является усиление адресности социальной поддержки, развитие самопомощи, концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказание помощи социально уязвимым группам населения. В связи с этим необходимо принять меры по упорядочению системы действующих и не всегда достаточно обоснованных льгот, чтобы увеличить размеры помощи реально нуждающимся гражданам.

Остро стоит проблема подготовки в ВУЗах специалистов по социальной работе, которая не имеет сложившихся традиций, длительной истории. Подготовка специалистов в таком многостороннем, сложном по содержанию и формам реализации виде деятельности как социальная защита не может сразу сложиться и начать функционировать как целостная система, тем более в тех условиях социально-экономических преобразований, в которых находится сейчас Республика Беларусь. Для социальной работы требуется новая полная развернутая структура процесса подготовки, начиная от изучения социального заказа до программ индивидуального продолжения обучения в процессе непрерывного образования.

Кроме того, следует сказать о необходимости реформировать сложившиеся структуры Центров социального обслуживания населения: минимальное число сотрудников за мизерную заработную плату пытаются оказать весь перечень предусмотренных законодательством услуг. Функции некоторых отделов подменяются при выполнении других отделений своих обязанностей. Все это говорит о необходимости увеличения вместе с перечнем предоставляемых услуг числа отделений, которые будут обеспечивать их предоставление.

Важным направлением реформирования оказания социальной поддержки населения является изменение принципов социальной защиты различных категорий нуждающихся:

В целях улучшения положения детей хотелось бы внести предложения следующего порядка:

обеспечение дополнительных гарантий в социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-сирот, детей-инвалидов;

расширение государственной поддержки и развития новых форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения (попечительские семьи, фостерные (приемные) семьи);

создание эффективной системы профилактики безнадзорности, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая социально дезадаптированных детей и детей с ограниченными возможностями.

срок реабилитации ребенка в учреждении должен быть обоснован его индивидуальными проблемами.

на новый уровень должна быть поставлена работа по организации оздоровительного отдыха детей, нуждающихся в особой заботе государства. Необходимо продолжить практику создания лагерей дневного пребывания при центрах социального обслуживания, обеспечив условия для полноценного отдыха и реабилитации детей. Особое внимание должно быть уделено их трудовому воспитанию, приобщению к общественно полезному труду.

В сфере социальной защиты граждан пожилого возраста

Для более эффективной реализации социальной политики в отношении граждан пожилого возраста необходимо введение новых дифференцированных подходов к социальной защите и обслуживанию граждан старшего поколения в зависимости от их индивидуальных потребностей и материальной обеспеченности. Приоритетным направлением должно стать социальное обслуживание в нестационарных учреждениях, предполагающее дальнейшее развитие сети учреждений различных видов (центры комплексного социального обслуживания, специализированные отделения социальной помощи на дому) [13, с.95].

В развитии системы социального обслуживания одиноких престарелых необходимо сделать акцент на более активное оказание спектра предоставляемых услуг, повышения их качества, более полного учета индивидуальных потребностей человека, но при этом заключать договоры на передачу имущества в пользу государства. Также необходима разработка и внедрение в практику социального обслуживания новых более эффективных технологий социальной работы, например, создание института приемной семьи, готовой взять на обслуживание пожилого человека.

Основная задача работников, занятых социальным обслуживанием граждан пожилого возраста, - не просто предоставить им требуемую помощь и услуги, но и сделать процесс перехода к новому жизненному этапу более благоприятным, снизив до минимума негативные последствия утраты прежнего «социального лица».

На первый план логично выдвигается задача содействия пожилым людям в снижении степени социально-экономической зависимости от государства, общества, семьи. Решением могут стать работающие пенсионеры, которые в определенной мере способствуют восстановлению ресурсов, затрачиваемых на нужды граждан старшего поколения. По этой причине актуально формирование общественной атмосферы в пользу предоставления пожилым людям возможности трудиться, но не перекрывать дорогу молодому поколению, т.е. занимать те рабочие места где нет большого конкурса среди молодых и высоко квалифицированных специалистов.

Комплексность при организации надежной социальной защиты пожилых людей в непростых современных условиях требует нового социального партнерства с участием государственных и негосударственных структур, общественности, семьи и самих пожилых граждан. Такой подход является наиболее перспективным, так как позволяет видеть и решать проблемы пожилого населения Белоруссии в их широком диапазоне.

На основе вышесказанного целесообразно следующее:

формирование комплексных выездных бригад для социального обслуживания пенсионеров и инвалидов, проживающих в отдаленных населенных пунктах во всех сельских центрах, такие бригады существуют, но их очень мало;

организацию мастерских, подсобных хозяйств и других форм предпринимательской деятельности для привлечения дополнительных внебюджетных средств и обеспечение работой пожилых людей и инвалидов;

рекламу и пропаганду, направленные на формирование благоприятного образа старости и положительного общественного мнения по проблемам пожилого возраста и инвалидов;

изучение возможностей формирования приемных семей для пожилых людей, а также детей, оставшихся без родителей[14, с.51].

В целом изменения должны идти, прежде всего, в направлении изменения взаимодействия органов государственного и муниципального управления с некоммерческими и общественными организациями, использование опыта зарубежных стран в плане развития социального партнерства.

Данные предложения и рекомендации помогут решить многие проблемы незащищенных слоев населения, положение которых плачевно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная политика - это система мероприятий и взаимоотношений между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.

Социально-трудовая сфера отражает объект и предмет социальной политики, характеризует степень социального развития, вполне обоснованно отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений.

Субъекты социальной политики - это самостоятельные и фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры, а также представляющие их интересы организационные структуры, государство.

Типы социальной политики:

1)  бисмарковский

2)      бевериджский

Идея социального государства заключается в политическом и правовом упорядочении жизни общества на принципах гуманизма, выполнении комплекса социально-защитных функций, создании условий для развития гражданского общества.

Высшая цель и смысл существования государства - создание условий для мира и согласия в обществе, развитие институтов социального партнёрства, гарантированное упорядочение всего пространства защиты от социальных и непрофессиональных рисков.

Таким образом, социальная политика, направленная на обеспечение социальной устойчивости, является важнейшим направлением политики любого государства.

Ориентирами социальной политики в условиях перехода к рыночной экономике должны быть:

·        в сфере занятости населения и рынка труда: стимулирование эффективного использования имеющихся и создания новых рабочих мест; повышение производительности труда на основе усиления его мотивации; содействие перераспределению рабочей силы в социальной отрасли экономики; повышение эффективности системы содействия трудоустройству незанятого населения; стимулирование безработных к активному поиску работы;

·  в сфере доходов и оплаты труда, социальной защиты населения: обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения уровня и качества жизни (темпы роста денежных доходов должны быть близки к темпам роста ВВП); постепенное приближение минимальных и других фиксированных доходов к минимальному потребительскому бюджету; повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и стимула трудящихся к активной работе; постепенное сокращение имущественного расслоения и дифференциации населения по доходам на основе совершенствования системы налогообложения граждан; повышение реального содержания пенсионных выплат, усиление дифференциации пенсий в зависимости от страхового стажа и заработка, объема уплачиваемых страховых взносов; усиление адресности социальной защиты посредством четкой ориентации социальных программ на определенные группы населения и увязки социальной помощи с материальным положением получателей; совершенствование системы предоставления льгот и пособий населению;

·        в отраслях социальной сферы: обеспечение прав граждан в области образования, охраны здоровья, культуры, физической культуры и спорта; совершенствование системы подготовки кадров; создание специальных программ, способствующих оздоровлению населения; решение проблем финансирования отраслей социальной сферы путем сохранения ведущей роли бюджетного финансирования, стимулирование привлечения внебюджетных средств и инвестиций, развитие платных услуг;

·        в повышении уровня и качества жизни населения: существенное расширение использования предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения; полное удовлетворение спроса в потреблении товаров, обеспечивающих повышение интеллекта, укрепление физического и духовного здоровья человека; гарантированное удовлетворение основных потребностей малообеспеченных слоев населения и регулирование чрезмерных потребностей богатой части населения.

Все направления социальной политики государства должны быть направлены на обеспечение достойных условий жизни и благосостояния граждан.

В заключении также хочется отметить ряд проблем Беларуси при проведении эффективной социально политики. К основным недостаткам субъектов социальной политики в Республике Беларусь относятся: отсутствие целостности управления, разнонаправленность действий министерств и других республиканских органов государственного управления при проведении социальной политики, слабость межведомственной координации, дублирование некоторых функций и обусловленное этим нерациональное использование финансовых ресурсов, а в итоге - неполная удовлетворённость населения социальной политикой, проводимой в республике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1       Бондарь, Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: Учеб. пособие / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. - Мн.: БГЭУ, 2009. - 146 с.

         Дубовец, Д. Охрана труда: государственная политика и государственное управление/Д.Дубовец//Человек и труда. - 2012. №9. - С.63-67.

         Зайченко, Н.П. и др. Основные положения национальной стратегии социально-экономического устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г./ Н.П.Зайченко //Белорусский экономический журнал. - 2009. №3.

         Зарецкий, А. Социальная политика и человеческий капитал, пути взаимодействия//Человек и труд, 2010.- №12.-С.35-37.

         Люблинский, В.Особенности трансформации социальной политики в начале ХХI в.: опыт развитых стран и проблемы России//Человек и труд.-2010.№11; 2011.-№2.С.17-22.

         Макроэкономика : учебное пособие для студ. экон. спец. вузов / [А.В. Бондарь и др.] . - Минск : БГЭУ, 2007. - 415 с. - Библиогр. в конце глав. - В кн. авт.: А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и др.

         Михалев, И. К вопросу о формировании концепции социального государства/И.К. Михалев //Человек и труд. - 2009. - №6.

          Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь ; [редкол.: Я.М. Александрович и др.] . - Минск: Юнипак, 2012. - 202 с.

         Национальная экономика Беларуси: учебник для студ. экон. спец. вузов / [В.Н. Шимов и др.] ; под ред. В.Н. Шимова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: БГЭУ, 2008. - 751 с.

         Ракоти, В.Наемный труд - стоимость, цена, прибавочная стоимость/В.Ракоти//Человек и труд. - 2013 - №4. - С.35-43.

         Ракоти, В.О. О социальном бюджете и значении точных цифр/Человек и труд. - 2011., №8. С.17-19.

         Ржаницына, Л. Экспертиза социальных расходов бюджета на 2013-2015 гг.//Человек и труд.-2012.-№2.-С.12-17.

         Родионова, Н. Взаимосвязи между экономической политикой и макроэкономическими переменными на примере качества жизни/Н.Родионова//Человек и труд. - 2013. - №5,6. - С.34-41.

         Экономическая теория: курс лекций. В 3 ч. Ч.3: Макроэкономика / [Э.А. Лутохина и др.]. - Минск : Академия управления при Президенте РБ, 2008. - 327 с.

Похожие работы на - Социальная политика Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!