Теоретические основы таможенного права

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,64 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теоретические основы таможенного права

Содержание

Введение

. Теоретические основы таможенного права

.1 Понятие и сущность таможенного права

.2 Нормы, предмет и метод таможенного права

. Принципы таможенного права и его соотношение с другими отраслями права

.1 Принципы таможенного права

.2 Соотношение таможенного права с другими отраслями права в российской правовой системе

Заключение

Список использованных источников

Введение

Рыночные преобразования в России дали возможность многим предпринимателям заниматься коммерческой деятельностью не только внутри страны, но и за рубежом. Десятки миллионов тонн различных грузов ежегодно перемещаются через таможенную границу нашей страны. Миллионы граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств регулярно пересекают таможенную границу. В этих условиях чрезвычайную актуальность имеет исследование таможенного права с позиций его преобразования в самостоятельную и комплексную отрасль.

Известно, что каждая отрасль права имеет свой предмет и метод регулирования. Поскольку таможенное право - явление сравнительно новое и малоисследованное в правовой науке, выявление особенностей его предмета и метода регулирования представляет собой достаточно сложную, но в то же время актуальную задачу.

До настоящего времени не разрешен спор между учеными, как рассматривать таможенное право.

Некоторые считают, что речь может идти только о таможенном законодательстве.

Другие специалисты полагают, что можно говорить о таможенном праве как об отрасли (подотрасли либо даже одном из институтов) административного права, его своеобразной отдельной ветви.

Цель данной работы рассмотреть таможенное право в качестве отрасли российского законодательства, его понятие, предмет и методы.

Постановка цели определила следующие основные задачи:

раскрыть понятие и сущность таможенного права;

рассмотреть нормы таможенного права;

- изучить таможенное право как формирующуюся юридическую науку и учебную дисциплину;

выявить предмет, методы таможенного права;

- раскрыть принципы таможенного права;

соотнести таможенное право с другими отраслями российского законодательства.

1. Теоретические основы таможенного права

.1 Понятие и сущность таможенного права

таможенный право дисциплина законодательство

Прежде чем утверждать, что таможенное право является юридической наукой (формирующейся или состоявшейся), необходимо подробнее обосновать наличие в нем своего объекта и предмета исследования, так как без этих двух составляющих нет и не может быть науки таможенного права вообще. Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, которые тесно переплетаются, но полностью не совпадают. Понятие объекта "шире, им охватываются явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздействие людей. Предмет же - это часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемый данной наукой".

Таможенное право как формирующаяся юридическая наука, тоже имеет свой объект и предмет. Объектом ее изучения являются такие важные и многоплановые компоненты общества, как государство и право (с точки зрения таможенного дела), государственно-правовые явления и процессы. Однако государство и право представляют собой объект изучения не только таможенного права, но и других юридических дисциплин и всего правоведения. Таможенное право отличается от других юридических наук своим предметом, обусловливающим его содержание, назначение и специфику подхода к изучению проблем таможенного дела. В опубликованных книгах, учебниках, учебных пособиях по таможенному праву основное внимание уделяется таможенному праву как отрасли права, а также правовому регулированию различных аспектов деятельности таможенных органов. Характеризуется система таможенного законодательства и его применение на практике.

Поэтому выяснение вопроса о понятии и сущности предмета таможенного права неразрывно связано с выяснением его характерных черт, особенностей и места в системе всей юриспруденции.

Анализ юридической литературы по таможенной проблематике и изучение современного таможенного законодательства показывают, что в настоящее время среди ученых-юристов и практиков нет единого подхода к определению предмета таможенного права. Например, одни авторы (Игнатюк А.З.) представляют таможенное право как "совокупность правовых норм, регулирующих широкий круг разнообразных общественных отношений в таможенной сфере. Новизна, сложность и обширность регулируемых отношений требуют их расчленения на части и разъяснения отдельных элементов, образующих в своей совокупности предмет таможенного права". Другие исследователи (Козырин А.Н.) рассматривают таможенное право как отрасль современного законодательства, то есть "как совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих таможенно-правовые отношения и содержащих юридические предписания, которые касаются таможенной деятельности как таковой". Третьи (Воробьев Ю.А.) определяют таможенное право как новую комплексную отрасль современного права в рамках всей системы правовых наук. При этом отмечают, что предметом регулирования таможенного права являются общественные отношения, возникающие между таможенными органами и лицами, по поводу перемещения последними товаров и транспортных средств через таможенную границу и производства при этом в соответствии с законом таможенных отношений, контроля и платежей. Четвертые (Габричидзе Б.Н. и др.) утверждают, что таможенное право - это совокупность юридических институтов и норм, регулирующих отношения в сфере таможенного дела. Эти авторы к предмету правового регулирования в таможенной области относят характер и содержание таможенного дела как такового, основы таможенной политики, статус и функции таможенных органов, порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, таможенные режимы, таможенные платежи, таможенное оформление и таможенный контроль; отношения, возникающие в связи с совершением контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела, а также в связи с нарушениями таможенных правил и ответственностью за них; производство по делам о нарушениях таможенных правил. Пятые (Ноздрачев А.Ф. и др.) характеризуют таможенное право как систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которая устанавливается (санкционируется) государством и предназначена для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики страны.

С нашей точки зрения более точно было бы определить таможенное право как совокупность законов и иных нормативных актов, направленных на правовое регулирование общественных отношений в области перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного и валютного контроля и борьбы с таможенными правонарушениями. Одновременно таможенное право можно рассматривать как формирующуюся отрасль права и юридическую науку.

Несмотря на некоторый кажущийся разнобой в определениях понятия таможенного права, в приведенных выше подходах есть много общего.

Во-первых, большинство названных авторов признают, прежде всего, необходимость формирования новой научной отрасли "таможенное право", которая в рамках всего общества исследует механизм правового регулирования таможенных отношений.

Во-вторых, они выделяют специфические нормы права, юридические институты, механизмы таможенных правоотношений и др. как исходные понятия новой отрасли правовых знаний. При этом данные нормы, институты, механизмы и отношения касаются организации таможенного дела в целом, перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, таможенных режимов и других явлений и процессов.

В-третьих, все авторы говорят об актуальности комплексного юридического анализа норм таможенного права и всего массива таможенного законодательства, субъектов таможенных правоотношений и процессов правового воздействия на всю совокупность отношений в таможенной области.

И, в-четвертых, многие исследователи и специалисты характеризуют понятие таможенного права в связи с решением таможенными органами конкретных задач по предотвращению действий, влекущих за собой нарушения положений таможенного законодательства.

Профессор А.Н. Козырин, как уже отмечалось выше, признает таможенное право новой областью научных правовых знаний. При этом он отмечает, что таможенное право как наука представляет собой совокупность знаний о таможенно-правовых отношениях, о разновидности таможенных режимов, таможенно-правовой ответственности и др. Он характеризует также таможенное право как комплексную отрасль законодательства, причем эта отрасль законодательства рассматривается ученым двояко: во-первых, как совокупность нормативных правовых актов, регулирующих таможенные отношения, то есть регулятор различных по видовому содержанию общественных отношений, составляющих относительно самостоятельную сферу общественной жизни, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу; во-вторых, рассматриваемая комплексная отрасль законодательства характеризуется в этом случае относительно узким, специфическим предметом правового регулирования "таможенного дело", обширным нормативным правовым материалом и заинтересованностью государства в развитии и совершенствовании законодательства в данной сфере. Козырин А.Н. не отрицает наличие таможенного права как самостоятельной отрасли права, но обоснование её самостоятельности требует, по его мнению, дополнительных исследований и анализа, и поэтому данная отрасль характеризуется им на этом этапе как отрасль законодательства; комплексный подход автора, тем не менее позволяет говорить о наличии в определении ученого признаков новой области научных правовых знаний и специальной отрасли права.

В этом контексте нельзя согласится с высказанными в юридической литературе мнениями К.К. Сандровского и Л.Л. Маркова, что таможенное право не является самостоятельной отраслью права и комплексной отраслью законодательства, а представляет собой лишь подотрасль административного права, а также с точкой зрения Д.Н. Бахраха о том, что таможенное право - это лишь институт административного права.

В этом смысле правы В.Г. Драганов и М.М. Рассолов, авторы книги "Таможенное право. Общая и особенная части", говоря о том, что в настоящее время, в условиях формирования рыночных отношений, "государство серьезно заинтересовано в создании таможенного права как самостоятельной отрасли права. Его интерес заключается в системном, стабильном определении правовых, экономических и организационных основ таможенного дела. Без создания всеобъемлющей системы таможенного регулирования всего комплекса таможенных отношений невозможно обеспечить защиту таможенного суверенитета и экономической безопасности страны, активизацию связей экономики с мировых хозяйством, защиту прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, а также соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Таможенное право должно быть выделено в самостоятельную отрасль права и потому, что имеет самостоятельный специфический предмет регулирования - широкий круг общественных отношений в таможенной сфере".

Отталкиваясь от совокупности приведенных выше определений и подходов авторов можно утверждать, что таможенное право - это формирующаяся отраслевая юридическая наука, которая изучает совокупность норм права (законов и иных правовых актов), регулирующих таможенные отношения в современном обществе и содержащих предписания, относящиеся ко всем направлениям таможенной деятельности. Причем данные правовые нормы устанавливают правовое положение таможенных органов и лиц, регламентирующих перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, взимание таможенных платежей, организацию таможенного и валютного контроля, а также производство при этом на основе юридических предписаний и норм таможенного оформления, правоохранительной деятельности таможенных органов и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил. В этом и состоит сущность таможенного права как формирующейся отрасли правовых знаний.

При определении содержания таможенного права необходимо прежде всего определить совокупность юридических норм, регулирующих таможенные отношения в современном обществе. Одновременно здесь важно учитывать и современные тенденции правового регулирования социально-экономических отношений в условиях глобализации и информатизации.

В ходе исследования предмета и особенностей таможенного права на современном этапе указанные тенденции не всегда учитываются, а от этого порой страдает таможенное дело. Так, например, в процессе изучения организационной и управленческой деятельности ряда таможен установлено, что в настоящее время сотруднику таможни приходится использовать в своей повседневной работе около двух с половиной тысяч законов и иных нормативных юридических актов, помимо всяких руководящих и второстепенных документов. Используемая в повседневной работе совокупность правовых норм представляет собой еще плохо систематизированный порядок юридических предписаний, положений, статей, пунктов и т.д. в области таможенного дела, а отсюда естественно, возникают проблемы со знанием и использованием такого огромного количества норм и правил. При этом, данные нормы охватывают своим регулирующим воздействием разнообразные аспекты общественных отношений, в соответствии с которыми и может строится вся система норм таможенного права и те отрасли права и разделы законодательства, с которыми связаны участники таможенных правоотношений. В этой связи не случайно в Государственном таможенном комитете Республики Беларусь (далее - ГТК) создана специальная группа, которая проводит большую работу по систематизации и кодификации таможенного законодательства, объединению разрозненных норм в универсальные и типовые документы, что в дальнейшем позволит создать и вести электронную базу данных правовой информации в области таможенного дела, значительно облегчающую работу как сотрудников таможни, так и их клиентов. При этом, для оценки и прогнозирования последствий принимаемых законов, нормативных актов и документов создан общественный совет при ГТК, состоящий из представителей научных и учебных заведений, союза промышленников, предпринимателей и практиков. И этот совет уже сегодня помогает устранять указанные выше недостатки.

Нормы таможенного права, действующие на территории Беларуси, выступают не всегда в чистом виде. Многие из них связанны с конкретными отраслями права: административного, уголовного, гражданского, финансового, гражданско-процессуального и других. Эта связь необходима, прочна и играет существенную роль в правовом регулировании таможенных отношений. Например, Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее - УК) устанавливает следующие составы таможенных преступлений: контрабанда (ст. 228); незаконный экспорт объектов экспортного контроля (ст. 229); невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст. 230); уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 231). Прослеживается эта связь с нормами гражданского и гражданско-процессуального права, а также положениями административного, налогового и финансового права Республики Беларусь, которые касаются деятельности таможенных органов.

Как правильно заметил Ю.А. Воробьев, в этом и заключается особенность таможенного права, состоящая прежде всего в её комплексности: никогда до этого таможенное право не вбирало в себя столько частных нормативных механизмов из других отраслей права.

Одновременно с этим рассматриваемая отрасль права включает и такие положения и понятия, которые присущи только этой, а ни какой-либо иной отрасли. К числу таких положений и понятий относятся, в частности: понятие таможенного органа, категория физического лица, положения о товарах, таможенной границе, перемещении транспортных средств через таможенную границу, валютном контроле и др. Эти понятия и положения в рамках предмета таможенного права должны быть четко определены и разложены на составные части и компоненты. Согласно Таможенному кодексу Республики Беларусь (далее - ТК), таможенные органы, непосредственно осуществляющие таможенные функции на территории Республики Беларусь, являются правоохранительными органами и составляют единую систему, в которую входят ГТК и таможни Республики Беларусь. Лицами в таможенном праве являются юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты Республики Беларусь. Товары - любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии. Определено и понятие отечественных товаров, в которые включаются товары, произведенные в Республике Беларусь, либо товары, выпущенные в свободное обращение на территории Республики Беларусь. Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Республики Беларусь в целях обеспечения соблюдения законодательства и международных договоров Республики Беларусь, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы страны. Таможенный режим по закону - это совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, для таможенных целей; таможенные платежи - это таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые таможенными органами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Содержание и сущность таможенного права характеризует и специфическая таможенная деятельность (работа сотрудников таможенных органов). Эта деятельность с правовой точки зрения является совокупностью и организационных, документальных или оперативных действий, совершаемых определенными субъектами и требуемых таможенным законодательством. У этих действий есть конкретная юридическая цель, без констатации которой они теряют своё содержание. На практике таможенная деятельность связана с таможенным досмотром, проверкой таможенными органами документов, учетом товаров и транспортных средств, с проверкой таможенных платежей, с дознанием по таможенным правонарушениям и т.д. В процессе этой деятельности решаются поставленные задачи правового регулирования и принимаются к субъектам меры в случае нарушения ими таможенного законодательства. Таможенная деятельность здесь направлена на обеспечение реальных условий для развития и защиты всех форм собственности на товары, транспортные средства, создание и совершенствование форм и методов работы сотрудников таможенных системы, служб, органов; совершенствование таможенного законодательства и предупреждение преступлений и других негативных явлений в таможенной сфере.

Можно выделить специфические виды таможенных отношений, реализуемых на территории государства, которые присущи только таможенному праву как области юридических знаний (хотя они и связаны с другими правовыми науками):

отношения, связанные с регулированием таможенных режимов при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, которые возникают между таможенными органами и физическими лицами;

отношения, связанные с уведомлением таможенных органов о пересечении таможенной границы или о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории Беларуси;

отношения, связанные с уплатой таможенных платежей при таможенном оформлении;

отношения, возникающие в ходе таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу;

отношения, связанные с совершением уголовных преступлений и административных правонарушений в сфере таможенного дела;

отношения, имеющие место при консультировании и информировании населения;

отношения, связанные с обжалованием неправомерных действий или бездействия должностных лиц указанных таможенных органов;

отношения, происходящие в процессе ведения таможенной статистики, товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а также при осуществлении валютного контроля;

отношения, имеющие место в международно-правовом сотрудничестве и регулировании таможенного дела в рамках СНГ и со странами дальнего зарубежья.

Наряду с этим можно выделить и ряд сущностных особенностей предмета правового регулирования таможенных отношений:

во-первых, данный вид правового регулирования основан на достаточно новых понятиях, таких как: "оформление товара", "таможенный контроль", "таможенная пошлина", "перемещение товаров и транспортных средств", "таможенное правоотношение" и другие, без которых ни один таможенный работник, ни один таможенный орган не может осуществлять свои функции. Однако эти понятия могут использоваться и в других отраслях права, например, пошлина как вид налога - в финансовом праве, оформление товаров и контроль - в административном праве и т.д.;

во-вторых, поскольку указанные понятия обладают специфическими качествами и характеристиками, они могут быть объектом государственного воздействия с целью осуществления интересов государства;

в-третьих, сами товары, транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, могут находиться в частной собственности и облагаться в установленном порядке пошлинами и налогами; работники таможенных органов не могут быть одновременно собственниками товаров, транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, и не вправе заниматься предпринимательской деятельностью;

в-четвертых, нарушения, допускаемые при перемещении названных товаров, предметов и т.д. через таможенную границу, должны немедленно пресекаться и по ним должны приниматься меры административного, финансового, налогового, уголовного и иного порядка;

в-пятых, таможенные отношения включают в себя те отношения, которые не урегулированы законом, хотя в этом есть острая необходимость. Например, для экономической безопасности Беларуси большое значение имеет контроль за вывозом за пределы государства новых технологий. Национальные интересы и международные обязательства требуют эффективной защиты интеллектуальной собственности. Для этого, через принятие нужных законов необходимо исключить возможность утраты прав разработчиков на созданные ими современные технологии. При экспорте разработок следует применять принцип взаимности: любая сделка может состоятся лишь в том случае, если страна-импортер готова поставлять свои национальные технологии на аналогичных условиях. Возможно, придется создать специальные структурные подразделения в таможнях, контролирующие ввоз и вывоз технологий. В целях избегания несанкционированного вывоза товаров, технологий и разработок военного и двойного назначения необходимо пересмотреть списки товаров и технологий, подпадающих под режим экспортного контроля, а также практически отладить саму процедуру экспортного контроля.

Происходящее обновление всех сфер общественной жизни, развивающиеся рыночные отношения в экономике страны требуют также создания более гибких систем таможенного оформления, контроля, управления, обмена информацией и т.д. Сюда же, органически должна влиться вся таможенная деятельность, включая структуры таможенных органов, их повседневную работу, массивы таможенного законодательства, документов, таможенные информационно-поисковые системы и многое другое. Все это и предопределяет важность дальнейшего исследования предмета, методов и системы таможенного права.

В рамках предмета таможенного права можно выделить три класса задач, непосредственно связанных с правовым регулированием таможенных отношений в обществе.

Первый класс - это в значительной степени общие, теоретические задачи: разработка и уточнение предмета, методов и принципов таможенного права; изучение истории правового регулирования таможенных отношений в Белоруссии и в странах СНГ; анализ таможенно-правовых отношений; исследование теоретических проблем перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; теоретическое исследование проблем таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля, льгот и т.д.

Второй класс - это в значительной степени конкретные, специальные задачи по анализу определенных актов таможенного законодательства и практике применения последнего. К ним в первую очередь можно отнести практические задачи по освещению порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, по конкретному анализу таможенных режимов, платежей, таможенного и валютного контроля, таможенных льгот для отдельных категорий иностранных лиц; по анализу ведения таможенной статистики преступлений в сфере таможенного дела и ответственности за их совершение и другие.

Третий класс - это международно-правовые аспекты деятельности таможенных органов. К ним, прежде всего, можно отнести цели и задачи указанных органов по развитию и укреплению международно-экономической интеграции Беларуси с другими государствами, а также проблема по созданию зон свободной торговли и заключению специальных соглашений по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права.

В этом контексте с точки зрения предмета таможенного права внешнеэкономическую деятельность можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, это изучение всей совокупности правовых норм, которые предусматривают определенные запреты и ограничения на ввоз, вывоз и распоряжение товарами, помещенными под какой-либо таможенный режим. И, во-вторых, это анализ всех норм диспозитивного характера, реализация которых базируется на волеизъявлении участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). По этой причине считаем необходимым в рамках предмета таможенного права сочетать изучение возможностей, предусмотренных таможенным законодательством для участников ВЭД, с раскрытием при этом общих и специальных требований таможенного оформления, налогообложения и контроля.

.2 Нормы, предмет и метод таможенного права

В качестве основных методов правового регулирования в теории права выделяют (а) предписывающий (императивный) метод и (б) дозволительный (диспозитивный) метод. Основным для таможенного права является императивный метод, т.е. метод властных предписаний: лицо при осуществлении внешнеэкономической деятельности обязательно вступает в определенные отношения с государственными (таможенными) органами, которые диктуют ему правила поведения в данной области.

Пределы диспозитивного метода существенно ограничены. В области таможенного дела он используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регламентируется гражданско-правовыми нормами.

Норма таможенного права представляет собой правило поведения участников таможенно-правовых отношений, которое регулирует их поведение, указывая на необходимые условия, вызывающие возникновение правового отношения, определяя субъектный состав, устанавливая права и обязанности, а также санкции за ненадлежащее исполнение такого правила. Признаком таможенно-правовых норм, как и всех правовых норм, является их охрана возможностью принуждения со стороны государства.

В системе таможенного законодательства норма права находит свое выражение в нормативном предписании, т. е. в самом тексте статей, пунктов или других частей конкретных нормативных актов.

Таможенное право содержит в основном регулятивные нормы, определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия их возникновения и действия. Правоохранительные нормы, т.е. нормы, определяющие условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер, занимают в таможенном праве значительно меньшее место.

В соответствии с методами правового регулирования общественных отношений, к которым относятся дозволения, предписания, запреты, нормы таможенного права можно подразделить:

а) на управомочивающие;

б) обязывающие;

в) запрещающие.

Управомочивающими нормами выступают нормы, наделяющие участников таможенно-правовых отношений определенными правами, использование которых зависит от усмотрения таких участников (например, декларант вправе подать таможенную декларацию любому таможенному органу, правомочному принимать декларации; декларант вправе произвести декларирование товаров самостоятельно или поручить его проведение таможенному брокеру).

Обязывающими являются нормы, предусматривающие в соответствующих условиях определенный вид поведения (так, при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить таможенному органу необходимые документы и сведения; по требованию таможенного органа он должен предъявить декларируемые товары; уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату).

К запрещающим нормам относятся нормы, устанавливающие в виде прямого запрета обязанность воздержаться от совершения определенных действий (в частности, товары, выпуск которых осуществлен таможенными органами без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз установлены в связи с проверкой качества товаров или безопасности их потребления, запрещены к их использованию в любой форме).

В структуре нормы таможенного права содержатся такие элементы, как гипотеза, определяющая круг лиц, которым адресована норма, а также обстоятельства ее реализации; диспозиция, содержащая само правило поведения, выраженное в виде обязанностей и прав участников правоотношения; санкция, указывающая на меры государственного принуждения за нарушение диспозиции. Статьи ТК содержат в основной массе развернутую регламентацию прав и обязанностей участников правоотношений и условий, при которых они действуют, т. е. диспозиции и гипотезы соответствующих норм. Санкции к этим нормам обычно выделены в отдельные статьи ТК или других актов. При рассмотрении норм таможенного права с точки зрения детальности правовой регламентации регулируемых отношений, выбора вариантов поведения в таможенном праве преобладают императивные нормы, т.е. нормы, не допускающие отступлений от правил, содержащихся в них. Такого рода нормы характерны для норм публично-правового регулирования, в том числе таможенного права, где стороны находятся в неравном в правовом смысле положении. Большинство норм ТК выражено в категорических предписаниях, они содержат четкую определенность прав и обязанностей участников правоотношений с исключением возможности выбора вариантов поведения.

Преобладание императивных норм не исключает наличие в таможенном праве норм, предоставляющих участникам правоотношения возможность определить или конкретизировать права и обязанности так называемых диспозитивных норм. В частности, лицо вправе в любое время выбрать таможенный режим, установленный ТК, или изменить его на другой. В качестве диспозитивной нормы можно рассматривать и норму, в соответствии с которой после прибытия товаров и представления таможенному органу документов на товары последние могут быть разгружены или перегружены, помещены на склад временного хранения, заявлены к определенному таможенному режиму либо под процедуру внутреннего таможенного транзита. В этом случае лицо, перемещающее товары, само определяет свои действия.

По степени определенности в таможенном праве преобладают абсолютно-определенные нормы. Относительно-определенные нормы в силу публично-правового характера таможенного права практически не используются в регулировании правоотношений. Бланкетные нормы, т.е. нормы прямо не содержащие конкретного правила поведения, в таможенном праве не находят такого широкого распространения, как, например, в уголовном или административном праве. Тем не менее они используются для регулирования определенных правоотношений, предусматривая наличие других норм, содержащихся в иных нормативных правовых актах. В частности, ТК содержит нормы о соблюдении запретов и ограничений при перемещении товаров через границу.

Система таможенного законодательства представляет собой совокупность нормативных правовых актов (законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и др.), содержащих нормы права, регулирующие отношения при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и соответственно порядок осуществления таможенного контроля. Таким образом, таможенное законодательство служит внешней формой существования правовых норм, имея свою внутреннюю организацию. В основе системы таможенного законодательства находится нормативный акт или его часть, возможно статья. ТК рассматривает систему таможенного законодательства в зависимости от юридической силы нормативных правовых актов различной формы и места издающего их органа среди нормотворческих органов. Таможенный кодекс и другие федеральные законы образуют таможенное законодательство. Иные нормативные акты, содержащие нормы таможенного права, образуют самостоятельную группу нормативных правовых актов, нормы которых могут регулировать таможенные отношения. В круг таких нормативных правовых актов могут входить указы Президента РФ, которые не должны противоречить ТК и иным законам. На основании и во исполнение норм ТК и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы таможенного права.

2. Принципы таможенного права и его соотношение с другими отраслями права

.1 Принципы таможенного права

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ в части прохождения обязательных формальностей обусловлено различными факторами, среди которых могут быть:

а) категории перемещаемых товаров (подакцизные товары, энергия, продовольствие, вооружение);

б) вид транспортного средства (морской и речной транспорт, воздушный транспорт, железнодорожный и автомобильный);

в) избираемый таможенный режим перемещения и др.

Вместе с тем существуют общие, или исходные, положения, которые проявляют себя постоянно вне зависимости от возможных вариантов перемещения товаров. Это общие принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, несоблюдение которых делает перемещение невозможным и(или) приводит к совершению таможенных правонарушений.

Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Большая часть принципов выделена законодателем в отдельные статьи ТК. В частности, гл. 2 ТК содержит основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

. Принцип свободы и равенства прав лиц на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу (п. 1 ст. 12 ТК).

. Принцип обязательности соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу (ст. 13 ТК). Запреты и ограничения могут быть предусмотрены как в соответствии с международными договорами Российской Федерации, так и в соответствии с внутренним законодательством России. Действие данного принципа распространяется равным образом на всех лиц, перемещающих товары через границу, при этом конкретные запреты и ограничения устанавливаются только в отношении отдельных видов товаров, в том числе товаров, происходящих из определенных стран (подп. 2, 3 п. 2 ст. 38 ТК).

Последствием несоблюдения данного принципа может быть привлечение лица к административной ответственности в соответствии со ст. 16.3 КоАП.

. Принцип обязательности прибытия товаров (транспортных средств) на таможенную территорию Российской Федерации или убытия товаров (транспортных средств) с таможенной территории Российской Федерации в установленных для этого местах и во время работы таможенных органов. При этом согласно норме п. 3 ст. 69 ТК таможенные органы обязаны представлять в общедоступной форме информацию о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов. Несоблюдение порядка прибытия (убытия) товаров на таможенную территорию Российской Федерации (за ее пределы) может повлечь привлечение лица к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 16.1 КоАП.

. Принцип обязательности таможенного оформления и контроля перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств (ст. 14 ТК). Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных ТК. Несоблюдение данного принципа может повлечь уголовную ответственность (по ст. 188 УК "Контрабанда") либо административную ответственность (по ст. 16.1 КоАП "Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации", ст. 16.2 КоАП "Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств").

. Принцип ограничения прав пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем (ст. 15, ст. 360 ТК). Данный принцип затрагивает несколько основных таможенно-правовых институтов, а именно: таможенное оформление и таможенный контроль товаров.

Институциональные принципы таможенного права. Кроме общих принципов перемещения товаров (транспортных средств) через таможенную границу РФ можно выделить отдельные группы принципов, относящихся к конкретным таможенно-правовым институтам, т.е. институциональные принципы таможенного права. К ним относятся, в частности, принцип обязательности нахождения прибывших на таможенную территорию Российской Федерации товаров на временном хранении (п. 2 ст. 77 ТК), принцип обязательности таможенного декларирования товаров (ст. 123 ТК РФ). Применение конкретных таможенных режимов основано на принципе свободы выбора режима, равно как и принципе свободы изменения действующего таможенного режима на иной таможенный режим (п. 2 ст. 156 ТК). Проведение таможенного контроля основано на принципе его выборочности (пункт 1 ст. 358 ТК РФ). Выбор необходимых форм таможенного контроля проистекает из использования системы управления рисками (вероятности несоблюдения таможенного законодательства).

Принципы осуществления таможенными органами таможенного дела. Отдельного внимания заслуживают принципы осуществления таможенными органами таможенного дела. В их числе можно выделить следующие принципы.

. Принцип законности деятельности таможенных органов. Решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц должны соответствовать требованиям актов таможенного законодательства, иных правовых актов, а также нормативных правовых актов федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела.

. Принцип невмешательства в деятельность таможенных органов. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций (п. 2 ст. 401 ТК).

. Принцип должностной индивидуализации. Данный принцип заключается в том, что любые юридически значимые решения могут приниматься только конкретными уполномоченными должностными лицами таможенных органов.

Решения таможенных органов (должностных лиц) о предоставлении или непредоставлении заинтересованным лицам соответствующих прав носят разрешительный характер и принимаются в виде разрешений, отказов, запретов.

. Принцип обязательности решений таможенных органов.

. Принцип обязательности требований таможенного органа. В соответствии с данным принципом требования таможенного органа обязательны для исполнения лицами, к которым они направлены.

Принципиальные основы таможенного права находятся в неразрывной связи с институтом участников или субъектов таможенно-правовых отношений.

.2 Соотношение таможенного права с другими отраслями права в российской правовой системе

Определяя таможенное право как комплексную правовую отрасль, представляющую собой систему предназначенных для регулирования общественных отношений в сфере таможенного дела правовых норм различной право-отраслевой принадлежности, необходимо рассмотреть вопрос о соотношении таможенного права с другими отраслями российского права. Прежде всего, необходимо уяснить соотношение таможенного права с базовыми, профилирующими отраслями: конституционным, гражданским, уголовным и административным. Лишь только после этого можно четко определить место таможенного права как комплексной отрасли в российской правовой системе.

Нормы конституционного права, закрепляя основы экономической и политической организации российского общества, являются основополагающими для всех других отраслей права, в том числе и для таможенного.

В Конституции РФ имеется пять статей, прямо относящихся к таможенному делу и определяющих некоторые основополагающие аспекты его осуществления в России. Это, прежде всего, статья 71 (пп. "ж", "з" и "л"), где четко обозначено, что в ведении Российской Федерации находятся таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы (к которым относятся таможенные пошлины и иные таможенные платежи), а также внешнеэкономические отношения. Иными словами, невозможно установление субъектами федерации иного, чем это предусмотрено нормами федеральных законов, порядка таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, исчисления таможенных пошлин и иных таможенных платежей, их последующие сборы и перечисление в местные бюджеты.

Далее, по смыслу части 1 ст. 78 Конституции РФ следует, что федеральные органы исполнительной власти (к каковым и Государственный таможенный комитет РФ) могут для осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы (в частности, региональные таможенные управления, таможни либо таможенные посты) и назначать соответствующих должностных лиц. Это коррелирует с нормой п. "т" ст. 71 Конституции РФ о том, в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба, разновидностью которой является таможенная служба. В статьях 8 и 74 Конституции РФ говорится о едином таможенном пространстве, о недопустимости установления на территории России таможенных границ, таможенных пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Статья 106 Конституции РФ предписывает обязательное рассмотрение в Совете Федерации принятых Государственной Думой федеральные законы по вопросам, в частности, затрагивающим таможенное регулирование.

Таким образом, конституционные нормы закрепляют основные отраслевые принципы таможенного права, а в целом конституционное право имеет основополагающее значение как для таможенного права, так и для других правовых отраслей, поскольку упомянутые выше принцип законности, принцип уважения прав и основных свобод человека и ряд иных общеправовых принципов имеют под собой конституционную основу.

Связь гражданского и таможенного права проявляется в случаях, когда действие норм гражданского права вступает в противоречие с нормами таможенного права. Например, закрепленное гражданско-правовыми нормами право свободного владения, пользования и распоряжения имуществом на территории России ограничивается в ряде случаев таможенно-правовыми нормами: в случае условного выпуска товаров (имущества), в случае нахождения такого имущества под таможенным контролем и др.

Тесная связь гражданского и таможенного права проявляется также и в том, что некоторые разделы особенной части гражданского права имеют свои прямые аналоги в таможенном праве. Например, гражданско-правовой договор перевозки - аналог "Таможенный перевозчик" (глава 25 ТК РФ), договор хранения - аналог "Временное хранение" (глава 23 ТК РФ) и др.

Соотношение таможенного и уголовного права проявляется при регулировании общественных отношений, возникающих в связи с совершением контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела. С одной стороны, будучи комплексным по характеру и структуре, таможенное право как бы вбирает в себя нормы уголовного права, относящиеся к неправомерному перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств, влекущему за собой уголовную ответственность. С другой стороны, если исходить из характеристики уголовного права как одной из самостоятельных (базовых) отраслей права, то тогда следует вывод, что уголовное право служит исходным началом для части таможенного права, касающейся вопросов неправомерного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России. В любом случае, тесная взаимосвязь этих отраслей налицо.

Наиболее явно и многогранно проявляется соотношение таможенного и административного права. Рядом ученых таможенное право рассматривается как подотрасль административного права. Основной упор при этом делается на то, что нормами административного права регулируется большинство правоотношений в сфере таможенного дела. Однако поскольку административное право является базовой, профилирующей отраслью, в его нормах, как и в нормах других базовых отраслей, содержатся исходные начала финансового, трудового, природоохранного (экологического) и многих других отраслей. В то же время эти отрасли являются относительно самостоятельными отраслями (так как имеют свой предмет и метод правового регулирования), а не входят в административное право в качестве его подотраслей, хотя и тесно с ним связаны.

Таким образом обстоит дело и с таможенным правом. Преобладающая часть общественных отношений, регулируемых нормами таможенного законодательства в узком смысле (и прежде всего, Таможенным кодексом РФ и Законом РФ "О таможенном тарифе"), действительно относится к сфере регулирования административного и административно-процессуального права, поскольку:

) деятельность таможенных органов, являющихся основными субъектами таможенно-правовых отношений, в основном представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти, государственно-властные полномочия которых реализуются в строгом соответствии с закрепленной за ними компетенцией;

) отношения, регулируемые таможенно-правовыми нормами, нередко возникают против воли одной из сторон;

) к сторонам таможенно-правовых отношений за нарушение ими своих обязанностей применяются, в большинстве своем, меры административной или дисциплинарной ответственности;

) споры между сторонами - участниками таможенных правоотношений зачастую решаются в административном порядке.

Однако это вовсе не означает, что таможенное право поглощается административным правом, поскольку оно, как уже сказано, имеет свой самостоятельный предмет и метод правового регулирования. Более того, развиваясь самостоятельно, таможенное право во многом дополняет и развивает административное право. Так, например, были впервые введены нормами Таможенного кодекса РФ 1993 г., а уж потом перенесены в Кодекс об административных правонарушениях такие понятия, как административная ответственность юридического лица, двусубъектность ответственности и ряд других.

Помимо тесной взаимосвязи с базовыми отраслями российского права, таможенное право соприкасается также и с финансовым правом, налоговым, уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, трудовым, земельным, международным и другими отраслями права.

Так, с финансовым правом таможенное право соприкасается в части контроля за соблюдением валютного законодательства страны; с налоговым правом - в части, затрагивающей пополнение федерального бюджета за счет налогов и сборов, взимаемых таможенными органами; с уголовно-процессуальное - в вопросе выполнения таможенными органами возложенных на них функций органов дознания; с гражданско-процессуальным правом - в случаях, например, взыскания таможенными органами по суду штрафов за нарушения таможенных правил и иных подлежащих уплате денежных сумм.

Связь таможенного и трудового права проявляется в урегулировании служебных отношений в процессе прохождения гражданами Российской Федерации службы в таможенных органах и организациях таможенной службы. Земельное право переплетается с таможенным правом в вопросах использования таможенными органами земельных участков для таможенных целей.

Наиболее тесная взаимосвязь таможенного права, помимо базовых правовых отраслей, проявляется, пожалуй, с международным правом. Здесь и участие России в международных организациях по вопросам таможенного дела (Всемирной таможенной организации и др.), и использование эмбарго либо принципа наибольшего благоприятствования, и многое другое.

Таким образом, будучи в основном административно-правовыми по своему характеру, таможенные правоотношения в каждом отдельном случае в таможенной практике и в зависимости от конкретной обстановки тесно переплетаются в самых различных сочетаниях с уголовно-правовыми, гражданско-правовыми, финансовыми, международно-правовыми и иными отношениями, что еще раз подчеркивает комплексный характер таможенного права как отрасли права.

Заключение

В результате изучения предложенной темы в рамках данной курсовой работы сделаны следующие выводы.

Значение таможенного права в современной системе российского права общеизвестно. Оно является основой механизма государственного регулирования внешнеторговых отношений. Его влияние на международную интеграцию российской экономики в международное экономическое пространство, освоение выгодных рынков в странах Запада и Востока, либерализацию внешнеэкономической деятельности постоянно усиливается.

Таможенное право в России развиваются в направлении сближения с общепринятыми международными нормами и практикой.

Предметом таможенного права являются общественные отношения в сфере таможенного дела. Это довольно сложный комплекс отношений, имеющий собственную структуру и продолжающий динамично развиваться.

Метод таможенного права представляет собой совокупность приемов, способов и средств осуществления таможенной политики, реализации норм таможенного законодательства. В рамках таможенного регулирования применяются два метода правового воздействия - императивный и диспозитивный.

В системе отраслей права таможенное право тесно связано с другими отраслями, но, в то же время, отграничивается от них в связи со спецификой предмета правового регулирования.

Список использованных источников

1.Бакаева О.Ю. Таможенное право как формирующаяся юридическая наука и учебная дисциплина // Финансовое право. - М.: Юрист, 2009. №2.

.Богомолова А.А. Таможенное право: конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2009.

.Граве А.В. Таможенное право: Учебный курс (учебно-методический комплекс). - М.: Центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП, 2010. [Электронный ресурс]. URL: #"justify">.Кисловский Ю.Г. Правовые основы таможенного дела в России. Основы российского таможенного права. [Электронный ресурс]. URL: #"justify">6.Таможенное право: учеб. для вузов / под ред. Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2010.

.Таможенное право: учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по специальностям "Юриспруденция" и "Таможенное дело" / под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. - 5-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

.Таможенное право: Учебник / отв. ред А.Ф. Ноздрачев. - М.: Волтерс Клувер, 2010.

.Тимошенко И.В. Таможенное право России: Учебник. - СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2006.

.Чухвичев Д.В. Таможенное право: учебное пособие для студентов ВУЗов обучающихся по специальности "Юриспруденция". - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.

Похожие работы на - Теоретические основы таможенного права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!