Адаптированная образовательная программа по математике во 2–ом Б классе для учащегося с легкой степенью умственной отсталости

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    72,4 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Адаптированная образовательная программа по математике во 2–ом Б классе для учащегося с легкой степенью умственной отсталости

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»









ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Адаптированная образовательная программа по математике во 2 -ом Б классе для учащегося с легкой степенью умственной отсталости

по программе повышения квалификации для педагогов, учителей предметников, классных руководителей образовательных организаций, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной

программы «Доступная среда»






год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Особенности становления интегрированного и инклюзивного образования в России

1.1 Сложности реализации интегративного обучения в нашей стране

.2 Формирование единого коррекционного пространства в образовательном процессе при помощи инклюзивных Ресурсных центров

1.3 Оценка профессиональной компетентности педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС

.4. ПМПК - центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ

.5. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

.6. Теоретические аспекты психологических особенностей детей с умственной отсталостью

Глава 2. Практические аспекты деятельности педагогических кадров

2.1 Опыт психологического сопровождения детей с умственной отсталостью в Крыму

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность работы:

В настоящее время совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике. В нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики[18]. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи, с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, ст.2 ).

Согласно закону, «инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [17].

причин для инклюзивного образования: интегративное образование относится к базовым правам человека, представляет собой качественное обучение и является важным социальным механизмом воспитания человека; права человека: все дети имеют право учиться вместе; дети не могут быть недооценены или изолированы на основании их инвалидности или особых образовательных потребностей; взрослые инвалиды, воспитавшиеся в специальных образовательных учреждениях, требуют положить конец сегрегации; не существует законных причин для разделения детей в системе их образования; никто не имеет права защищать одних детей исключением других, качество образования: исследования показывают, что дети добиваются лучших результатов -и академических, и социальных - в инклюзивных условиях; не существует таких коррекционных и реабилитационных практик из специального образования, которые не могли бы быть применены в массовой школе; при условии заинтересованности и квалификационной поддержки инклюзивное образование представляет собой наиболее эффективное использование образовательных ресурсов, социальное значение: сегрегация питает страх, невежество и рост предубеждений; все дети нуждаются в том образовании, которое способствует развитию социальных отношений и подготавливает их к жизни в обычной среде; только включение имеет потенциал для снижения страха, построения дружбы, формирования уважения и понимания многообразия.

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [4].

Основные преимущества инклюзии: 1.Возможность активного и постоянного участия детей с ОВЗ во всех мероприятиях общеобразовательного и воспитательного процессов. 2.Адаптация в детском коллективе навязчива и не способствует выработке отрицательных стереотипов. 3.Коррекционна и индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ребенка от общего коллектива детей. 4. У детей с ОВЗ появляются возможности для обобщения и передачи коммуникативных и других необходимых для жизни навыков. 5.Педагоги общего и специального образования делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков занятий. 6.Используются технологии оценки эффективности инклюзивного образования[10].

Отечественные ученые (С. Д. Забрамная, В. П. Кащенко и др.) отмечали, что, хотя возможности развития интеллекта при умственной недостаточности ограничены, все же, в условиях коррекционного обучения, возможно, их поступательное развитие [3]. При этом учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого ребенка.

Обучение вместе со здоровыми сверстниками детей с легкой степенью умственной отсталости не только повышает их умственные способности, но и помогает их социализации, которая невозможна при общении только со взрослыми. Такие дети школьного возраста формируют отношение к миру через предметно-игровую и сюжетно-ролевую деятельность, пусть при помощи взрослых, но с ориентацией на сверстников[2]. Именно усвоение норм поведения имеет большое значение для развития умственно отсталых детей. Занимаясь по индивидуальной программе обучения, имея собственное расписание занятий, получая образование в малых группах и на индивидуальных уроках, они постепенно учатся работать со сверстниками, что в будущем повышает их возможности адаптации во взрослом коллективе. Учитывая то, что новые педагогические технологии в работе с детьми с нарушениями интеллекта направлены на личностно-ориентированное общение, крайне важно педагогу, работающему с данной категорией детей профессионально и грамотно подойти к воспитанию такого ребенка, создать адекватную образовательную программу индивидуального сопровождения каждого конкретного включенного ребенка.

В работе были поставлены следующие цели: теоретически осмыслить аспекты интегрированного обучения как комплексного общеобразовательного процесса; проанализировать практические стороны деятельности педагогических кадров в стране в целом и в регионе в частности в условиях инклюзивного обучения; 3) создать адаптированную образовательную программу по математике для учащегося с легкой степенью умственной отсталости.

В связи с поставленными целями в работе решаются следующие задачи: 1) систематизация и углубление теоретических знаний в области интегрированного обучения; 2) изучение практического опыта педагогических кадров в этой области общеобразовательного процесса как в стране, так и в регионе; 3) описание адаптированной образовательной программы по математике для учащегося с легкой степенью умственной отсталости, созданной на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сакская средняя школа №2» города Саки.

Методы:1) методы теоретического исследования (абстракция и конкретизация, индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение); 2) исторический метод для выделения разных подходов к решению проблемы; 3) метод сравнительного анализа и обобщения данных; 4) беседы; 5) анализ продуктивной деятельности; 6) тесты;7) опросы;8) анкетирование педагогов.

Практическая значимость проделанной работы:

Теоретическое осмысление концепции инклюзивной реорганизации школьной системы дало возможность более полно осуществить коррекционную работу в рамках общеобразовательной школы, что имеет огромное практическое значение. Очень важно предоставить комплексную социально-психолого-педагогическую помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, произвести коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающегося, осуществить его социальную адаптацию и интеграцию в общество. При этом учитывается «личная ситуация» конкретного ребёнка, то есть создание индивидуальной программы сопровождения носит личностно-ориентированный характер, что немаловажно.

Таким образом решается проблема выхода детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества; происходит реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями; осуществляется получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями; реализация себя в обществе; повышается их качество жизни; улучшается социально-экономическое положение семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


.1 Сложности реализации интегративного обучения в нашей стране

О современных элементах интегрированного обучении в России можно говорить с 60-х годов прошлого столетия. Отечественные исследователи довольно осторожно высказывались о возможности реализации интегрированного обучения у нас в стране, предупреждая, что это процесс длительный, который займет много времени, и потребует соблюдения целого ряда условий социального, общественного, политического, правового, юридического характера (Бгажнокова И.М., 2008; Малофеев Н.Н., 1996[7]). Предлагались обобщенные рекомендации по реализации интегрированного обучения. Сама интеграция называлась эволютивной и предполагала сохранение традиционных формам оказания помощи всем категориям «особенных» детей, к которым добавлялись различные варианты интеграции. Анализируя существовавшую социальную и образовательную ситуацию, а также возможные последствия реализации интегрированного обучения, исследователи (Малофеев Н.Н., 1996) делали вывод о нецелесообразности его внедрения на государственном уровне в нашей стране по нескольким причинам: невозможность прямого копирования западной модели интеграции (различия в типах общественного устройства); сложности в подготовке законодательной базы; сложности финансирования; неготовность общества - педагогов, родителей, детей. Внедрение инклюзивного образования в России сталкивается с рядом трудностей. Не разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. Существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Кроме того, в случае необходимости к нему прикрепляется тьютор (специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения). Трудно и медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых. Отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебном заведении, отсутствует автотранспорт для учеников с ОВЗ, который позволял бы им добираться до места учебы и домой[9].Слабо работает законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов, не эффективны программы по трудоустройству выпускников с ограниченнымивозможностями. Несмотря на существующие сложности , инклюзивные тенденции закрепились в отечественном образовании и приобрели статус официальной государственной политики.

1.2 Формирование единого коррекционного пространства в образовательном процессе при помощи инклюзивных Ресурсных центров

интегративный обучение умственный отсталость

Ресурсный центр - шаг в интегрированное образование.

Для ресурсного обеспечения образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику <#"867808.files/image001.gif">

Диаграмма1. Диаграмма заметных позитивных сдвигов в развитии ребенка с легкой степенью умственной отсталости.

Похожие работы на - Адаптированная образовательная программа по математике во 2–ом Б классе для учащегося с легкой степенью умственной отсталости

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!