А. Запесоцкий отмечает, что вместо просветительской работы и повышения уровня сознательности общества, молодежная периодика ориентирует молодежь к переосмыслению своих этических норм, к игнорированию общечеловеческих ценностей. Влияние средств массовой информации на стиль жизни и образ мышления своей аудитории проявляется в пропагандируемых нормах и правилах поведения, которые индивидуально формирует определенное периодическое издание, им же и старается соответствовать.
Кузина С.В. подчеркивает, что дети, подростки наиболее внушаемы, неопытны, имеют недостаточный уровень знаний, неустойчивость психики, несформированность жизненных идеалов и целей, а потому более чем другие слои общества подвержены сильному влиянию нездоровой пропаганды СМИ. Структура психики подростка как цензура или своеобразный барьер критичности на пути информации, поступающей из внешнего мира, еще до конца не сформирована. Подросток воспринимает преподносимые прессой сведения как достоверные, неоспоримые и доказательные.
На начальном этапе жизни ребенок не только активно формируется, познает окружающую действительность, но и вырабатывает к ней соответствующее отношение, в соответствии с которым в будущем и будет строить своё поведение.
В связи с этим вызывает тревогу возросшее влияние средств массовой информации на процесс формирования мировоззрения подрастающего поколения. Это связано с тем, что в условиях сложных социально-экономических процессов, происходящих в обществе в последние 15 - 20 лет, заметно уменьшились воспитательные функции семьи и школы, общение с детьми уходит у родителей на второй план. Т. Малых отмечает тенденцию резкого увеличения доли информации, получаемой из информационных источников, нежели из непосредственного опыта и личного общения.
В подростковом возрасте ребенок начинает соотносить свою личность с системой оценок окружающего мира. Поскольку школа, утратив педагогическую функцию, не фиксирует внимание подростка на положительных примерах, а семья нередко не дает жизненных установок, подросток начинает искать ориентиры для самоопределения в обществе своих сверстников и в молодежной прессе. Из СМИ ребенок черпает информацию, создающую стереотипы и модели его поведения, жизненные ценности и приоритеты.
К. Сандалова указывает список тем, которые обязательно освещаются досуговой молодежной прессой и выдвигаются по значимости для читателя на первый план, формируя у него ложные ценности:
музыка, кино, шоу-бизнес, жизнь звезд;
компьютерные игры, Интернет; технические новинки;
молодежная мода, аксессуары;
культивирование образа «крутого парня» или «стильной девчонки»;
отношение к материнству (отцовству);
взаимоотношения с родителями;
отношения полов, секс
Молодежные СМИ часто, незаметно для подростка, формируют негативное отношение к родителям, создают отрицательный образ отца и матери, различными способами систематически дискредитируя и подрывая их авторитет. Родители представляются как агрессоры, стремящиеся подавить естественную волю ребенка.
Таким образом, у подростков девальвируются понятия «умный взрослый», «любящий родитель», и подросток начинает противопоставлять себя «чуждому и враждебному» родительскому крову, агрессивно отстаивая свои желания и интересы. Подросткам даются подробные советы, как обманывать своих родителей, пресекать вторжения в свою личную жизнь.
Впрочем, негативное отношение прививается не только к родителям, но и к тем взрослым, которые напрямую связаны с воспитанием детей, особенно к учителям, которые описываются презрительно-саркастическим тоном (как придирающиеся, неуравновешенные, перегруженные эмоциями) и становятся предметом насмешек. Тем самым нарушается иерархия «взрослый-ребенок».
Относительно большой удельный вес в молодежной прессе имеют материалы, затрагивающие сексуальные темы. Интимные темы вызывают наибольший интерес подростка, поскольку важнейшей особенностью данного возраста является пробуждение полового чувства, кроме того, в пубертатный период формируются стереотипы общения с противоположным полом. На страницах журналов активно обсуждаются проблемы свободного секса, толерантность к сексуальным девиациям.
В журналах для подростков часто на откровенные вопросы читателей отвечает доктор-сексолог, которому можно написать в редакцию. При этом основной контингент читателей подобных изданий - школьники от 11 до 16 лет. Происходит ранняя сексуализация детей, что провоцирует расторможенное поведение, которое может привести к серьезным психическим сдвигам. Упраздняются понятия "стыд", "нравственность", "мораль", что, по мнению С. В. Кузиной, разрушительно влияет на психику, нравственное и духовное здоровье подрастающего поколения, неизбежно ведет к искажению личности подростка.
Все это противоречит традиционному воспитанию, которое позволяло задействовать, прежде всего, развитие интеллектуальных и духовно-нравственных сторон личности ребенка. Возможность сексуально «растормозить» психику ребенка всегда осознавалась как опасность, чреватая глубокой последующей деформацией личности ребенка.
Притом, что происходит преждевременное сексуальное развитие, семейные ценности признаются «устаревшими». Супружество становится старомодной формой сосуществования мужчины и женщины, и в качестве альтернативы подростку предлагается сексуальное партнерство, основанное не на принципах брака, а на идеях свободы от привязанностей и обязанностей.
Молодого читателя ориентируют, прежде всего, на удовлетворение собственных желаний и удовольствий, что невозможно при наличии семьи и особенно детей, пропагандируется секс вне связи с браком и семьей. Дети называются «обузой», которую не стоит торопиться на себя взваливать, поскольку отношения супругов и так скучны и монотонны. Подрастающему поколению навязывается новая идеология, новое мировоззрение, в котором дети - тяжкое бремя,
В радикальных преобразованиях, происходящих в мире под воздействием СМИ, изменилось и понимание ценностей. Уменьшилось значение духовных аспектов жизни человека, внешность и внешние формы стали одним из главных параметров оценки людей, особенного молодого поколения. Идеалы, которые культивируются подростковыми журналами - это телесная красота и сексуальность.
Как известно, эмоционально значимым фактором в жизни подростков является их внешность. Они переживают из-за отличия их внешности от социально-формируемых СМИ стандартов мужской и женской красоты, носителями которых являются кинозвезды, шоумены, спортсмены, фотомодели. Подобные идеалы формируются у девочек-подростков при регулярном просмотре глянцевых журналов, на страницах которых мелькают героини - модели и другие ухоженные представительницы шоу-бизнеса.
Как отмечает Ю. Кузнецова, сследования в США показали, что почти половина девочек-подростков и треть мальчиков готовы пойти на крайние меры, чтобы достичь образа идеального, по их мнению, тела и идеального веса - наконец приблизить себя к глянцевому идеалу.
Этот же исследователь отмечает, что в первую очередь детей вводят в заблуждение изображения в журналах, которые перед публикацией обрабатываются в программе Photoshop и других аналогичных программах.
Дети не отдают себе отчет, что в большинстве случаев они хотят соответствовать нереальным стандартам.
Основным содержанием большинства подростковых журналов (например, «Ровесник», «Bravo International», «Все звёзды») являются материалы, посвященные кумирам. Кумиры, как компоненты подростковой и молодежной субкультуры, эмоционально притягательны для читателей. Они косвенно могут создавать представления об Идеальном Взрослом. Идеалы сегодняшних подростков - создаваемые и тиражируемые средствами массовой информации: кино-, поп-, рок- звезды, топ-модели и т.п.. Кумир принадлежат к числу «избранных», противопоставляет унылому, рутинному существованию яркую, насыщенную событиями и впечатлениями жизнь.
По точному замечанию К. В. Рубчевского часто подростковая пресса внедряет в сознание юных читателей образы людей, страдающих психическими патологиями, которые становятся примерами для подражания.
Рассказы о личной жизни и внешнем виде звезд не приучают размышлять, тонко чувствовать, пробуждают примитивное, разрушительное восприятие у подростка. Молодежные СМИ мощно влияют на смысложизненные ориентации старших подростков, задают и продвигают стандарты красивой жизни.
Молодежные иллюстрированные журналы претендуют на формирование стиля жизни своих юных читателей, пользуются потребностью подростков модно и привлекательно выглядеть и навязывают свои стандарты потребления различного рода дорогостоящей продукции, питания, одежды и т.д. А. Базанов считает, что реклама в российских СМИ превысила все допустимые или признанные во всех странах мира нормы.
Не обходят СМИ стороной и актуальную тему наркотического бизнеса.
Пропаганда наркотиков, по словам руководителя научно-практического центра «Барьер» Института социально-экономических проблем народонаселения, старшего научного сотрудника ИСЭПН РАН Н.Е. Марковой, ведется не только прямо, но и косвенно через рекламу поп-звезд, сведения об их гонорарах, поклонниках, описания успеха, богатства, любовных приключений, сообщения о девиантных поступках кумиров: преступлениях и подтвержденности наркомании. В таких статьях наркотики нередко являются неотъемлемой частью образа рок- или кино- звезды, создают ореол загадочности и «крутости», а подростки стремятся подражать не только внешнему облику кумира, но и его стилю поведения.
Такие сведения, по мнению Н.Е. Марковой, могут убедить несовершеннолетнюю читательскую аудиторию в безопасности «легких» наркотиков и возможности избежать наркозависимости даже при употреблении некоторых видов «тяжелых» наркотиков. Также в юношеское сознание внедряется миф о возможности полного избавления от наркотической зависимости
Подобными публикациями, по мнению эксперта, журналисты разрушают у детей естественную преграду страха, пробуждают интерес к наркотическим веществам и тем самым провоцируют на потребление наркотических и психотропных средств.
Молодежные издания стараются позиционировать себя как партнеров по общению, тем самым завлекая подростковую аудиторию. Усиливают привлекательность издания различные приемы присоединения к читателю-подростку, в основном - особый язык:
С. В. Кузина отмечает следующие приемы:
Используется подростковый сленг: «перец», «раша», «жесть», «предки» и т.п.;
Подвергается культурной эрозии русский язык, путем усечения словоформ конструируется «новояз», создающий у использующих его подростков определенное эмоциональное состояние: «чел», «инфа», «туса», «препод», «МЧ» и т.д.:
Употребляется нецензурная лексики, прозрачно завуалированная изъятием одной буквы из легко индентифицируемого слова: …опа, и др.: или слегка видоизмененная: пипец и др.
Авторами используется способ обращения от Я к ТЫ;
Существует доступность обратной связи: публикация почтовых и электронных адресов не только редакций, но и авторов текстов.
По мнению С. В. Кузиной, подобные приемы и приобщение детей к нецензурным словам способствуют росту безграмотности и растормаживают психику подростка, поскольку матерная брань всегда была табуированной в русской культуре.
Часто подростковые СМИ путем пропаганды красивой жизни, умением героев «зарабатывать, но не работать» формируют в подростках установку на потребительство как жизненную позицию. А. Запесоцкий предупреждает, что одним из таких последствий может стать формирование антисоциальной направленности личности, под которой понимается устойчивое стремление личности к удовлетворению своих потребностей за счет общества без трудового участия.
Да и Волков отмечает, что идеал честного труженика за последние два десятилетия перестал быть привлекательным. Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще.
Подводя итог, можно сказать, что подростковые и молодежные СМИ формируют определенную субкультуру. Это не просто культура музыки, моды и свободных отношений. Это культура отрицания традиционных ценностей, ориентация на девиантное, порой преступное поведение, которое преподносится как норма.
Сегодня средства массовой информации стали преимущественно женскими, в большей мере сориентированы на девушек и девочек, и, как следствие, они не воспитывают будущих настоящих мужчин - защитников и отцов.
Анализ молодежных СМИ позволяет утверждать, что сегодняшняя молодежная пресса формирует определенные стереотипы общения, отношение к старшему поколению, к основополагающим вопросам свободы, вероисповедания, культуры, семье, ценности Родины, целомудрию и т.д. Задаются характерные для современной массовой культуры идеальные личностные образцы и нормы поведения, которые проецируются на молодежную субкультуру и тем самым присваиваются подростками, формируя их ценностные ориентации и реальное поведение.
Глава II. Подросток и современный рынок журналов для детей
§ 2.1 Современное состояние рынка журналов для подростков
Для того, чтобы осмыслить современное состояние рынка журналов для подростков, мы просмотрели каталог «Пресса России» за текущий, 2012 год (рубрика «Детские и молодежные издания») и выявили в нем 71 издание (представлены в приложении), рассчитанных подростковую аудиторию. Их тираж колеблется от 998 экз. (православный литературно-художественный журнал «Кораблик») до 250 000 экз. (молодежный журнал «Все звезды»). Примечательно, что региональные издания православной и литературно-художественной направленности имеют тираж значительно ниже, чем популярные молодежные развлекательные журналы, посвященные звездам шоу-бизнеса.
Исследователь А. Базанов объясняет значительное превышение тиражей подростковой досуговой прессы высокой прибыльностью изданий подобного типа. По его мнению, их популярность среди подростков объясняется тем, что «подобные сугубо коммерческие журналы сориентированы, прежде всего, на развлечение молодежи».
Целевое назначение современной детской и юношеской журнальной периодики во многом определяется ее учредителями, издателями, редакциями. Сегодня ее выпуском периодики занимаются государственные и общественные структуры, информационные агентства и издательские дома, коммерческие организации, редакционные коллективы газет и журналов.
Издательствами «Юный техник», «Ровесник», «Эгмонт Россия», РИЦ «Кассея», «Росчерк» в каталоге представлены по три журнала, издательством «Комикс» - четыре. Это факт говорит о наметившейся сегодня тенденция к концентрации нескольких изданий в рамках одной издательской структуры.
Также нами было отмечено, что сегодня большинство изданий для детей и юношества в условиях рынка стремясь привлечь внимание более широкой аудитории, все чаще обращается сразу к нескольким возрастным группам: младшим школьникам и младшим подросткам (альманах «Клепа», журналы «Свирель», «GEOлёнок», «Миша» и др.), младшим подросткам и старшеклассникам (журналы «Bravo International», «Бумеранг», «Маруся», «Джульетта» и др.), старшеклассникам и молодежи («Наша молодежь», «Студенческий меридиан», «ELLE Girl», «Oops!», «Yes!»).
Знание возрастных особенностей помогает редакциям учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, определяются его содержание, структура, форма и объем. В ходе формирования детских изданий учитываются и социально-психологические характеристики читателей.
В каталоге «Пресса России» наибольшее количество журналов рассчитано на младших подростков (11- 14 лет) - 44, для старших подростков - (15-17 лет) журналов в два раза меньше - 22. Вместе с тем можно выделить 6 журналов, рассчитанных на довольно широкую детско-юношескую аудиторию. Их 6: научно-популярный журнал об окружающем мире для детей и подростков «Детская энциклопедия АиФ», журнал комиксов «Команда супергероев (MARVEL)», компьютерный журнал для начинающих «Компьютер - Mouse», литературно-художественный журнал экологической направленности «Лазурь», ежемесячное приложение к журналу "Юный техник" «Левша», научно-популярное техническое издание «Мир техники для детей».
) Досуговый (развлекательный) общей направленности
На сегодняшний день это самый популярный тип журнала, ориентированный в основном на подростков от 10 до 17 лет. О себе эти журналы заявляют как о журналах, освещающих проблемы и события, интересные и актуальные для подростков.
Тематика этих журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием; их основные рубрики схожи со взрослой бульварной прессой: кино, музыка, мода, новости шоу-бизнеса, информация о личной жизни «звезд», секс, гороскоп, тесты, анекдоты. Журнал «Bravo International» выходит под лозунгом «BRAVO - с нами ты в теме!» и позиционирует себя как журнал, отвечающий на вопросы, «которые ты не можешь задать родителям». В таких журналах часто используется молодежный сленг. К такому типу можно отнести журналы «Bravo International», «Бумеранг», «Ровесник».
Универсальные досуговые издания - фактически единственные подобного типа журналы, включающие в свою аудиторию мальчиков-подростков. Журнальной периодики, ориентированной исключительно на воспитание юноши, практически нет.
Большая часть досуговой подростковой прессы ориентирована на аудиторию девочек-подростков. Это - журналы для девочек «Bravo international for GiRL!», «Girl», «Все звёзды», «Маруся», «Джульетта», «Девчонки» и др. Эти журналы часто культивируют образ «стильной девчонки», уделяют большое внимание девичьим интересам, стилю жизни: в них даются практические рекомендации психологов, сексологов, визажистов, дизайнеров, кулинаров, стилистов и модельеров. Реклама дорогих моделей одежды известных фирм в них соседствует с рубриками, в которых рассказывается о том, как обновить гардероб, построить отношения с любимым, а также «звездным» новостям, психологическим тестам, гороскопам. Часто «девчачьи журналы» ведут активный диалог с подростками по интимным проблемам (вопросы - ответы), пытаются оказать психологическую помощь. В журнале «Маруся» много рубрик, анализирующих психологические, моральные и нравственные проблемы. По аналогии со взрослой прессой в юношеской журналистике недавно появился журнал о любви и отношениях («Мне 15», «Ромео и Джульетта»). Эти журналы пользуются большой популярностью у девочек-подростков.
Ориентированы на подростковую аудиторию и популярны среди старших подростков молодежные женские глянцевые русифицированные версии западных изданий, журналы нового типа - «lifestyle» («стиль жизни»).
Зарубежные глянцевые издания легко смогли завоевать интерес российских потребителей, так как не было конкурентов среди отечественных изданий. Е. В. Шабалина успех глянцевых журналов объясняет тем, что их созданием и распространением занимаются издательские медиа-холдинги, выпускающие глянцевые журналы в России: «Yes!» издает Independent Media, «Oops!» - Burda, «Elle Girl» - Hachette Filipacchi Shkulev.
Издатели глянцевых журналов видят своей целью формирование и поддержание у читателя представлений о модном образе жизни. К таким журналам «о моде и стиле для девушек», формирующим образ девушки, для которой первостепенное значение имеет модная внешность и позиционирующим себя как «твой первый глянцевый журнал», можно отнести журналы «Oops», «Yes!», «Elle Girl».
В таких журналах отражены типичные женские интересы: личная жизнь, здоровый образ жизни, стиль, макияж (как образец - внешность и стиль западных звезд), работа, учеба, развлечения, психологические аспекты жизни современной «идеальной» женщины. Много места в таких журналах уделено дорогостоящей рекламе брэндовой одежды и косметики, статьям о звездах шоу-бизнеса и fation-индустрии.
) Научно-популярный журнал
К этому типу мы отнесли издания, популяризирующие науку, технику, искусство, расширяющие кругозор («Детская энциклопедия АиФ» журналы «А почему?», «Левша» «GEOлёнок», «Юный натуралист», «Юный техник», «Эскиз»). Также к научно-популярным относятся учебные и учебно-методические издания, носящие методический характер, предназначенные для оказания помощи в образовании подростков и старшеклассников, поскольку и они выполняют функцию распространения знаний - в нашем случае это журнал для изучающих английский язык "SPEAK OUT".
) Литературно-художественный журнал
К этому типу мы отнесли художественные издания, участвующие в эстетическом воспитании (альманах «Лазурь», журнал «Сибирячок», имеющие экологическую направленность, «Свирель», альманах для семейного чтения «Доброе слово» и др.).
В большинстве таких журналов наряду с литературными произведениями публикуются материалы, популяризирующие литературу, искусство, историю.
) Информационно-публицистический журнал (для старших подростков)
Цель информационно-публицистических изданий состоит в том, чтобы сообщать об окружающем мире, освещать социально-экономические проблемы молодежи, влиять на сознательный выбор средств их решения. В рассматриваемом нами каталоге таких изданий представлено неоправданно мало - всего 2 - «Наша молодежь» и «Студенческий меридиан».
) Детский познавательно-развлекательный журнал (детская доусговая пресса)
В основном детские познавательно-развлекатльные журналы ориентированы как на младших школьников, так и на младших подростков. К этому типу мы отнесли журналы «Апельсинка» (Челябинская область), «Веселый затейник», «Классный журнал», «Клепа», «Мурзилка», «Сказочный мир» и др.
Для детской досуговой периодики характерны публикации произведений русских, советских и зарубежных классиков. Печатаются малые литературные жанры, т.е. стихи, рассказы, юморески, повести
Большинство детских изданий занимательны. Они создаются по принципу "развлекая - поучать". Всегда используются игровые элементы, даются развивающее-обучающие задания (загадки, раскраски, настольные игры, самоделки и т.д.).
Чтобы привлечь детей и удержать их внимание во время прочтения, используются такие раздражители, как цвет, контраст, иллюстрации, особенности верстки и композиции, наличие дополнительных стимулов: вклеек, вкладышей, призов, поделок. Все познавательно-развлекательные журналы многоцветны и красочны.
) Специализированный журнал
К такому условному типу журналов мы отнесли издания, посвященные определенной тематике, вызывающей интерес у узкого круга читателей. В нашем случае - для младших подростков - журналы, посвященные прикладному творчеству: журналы «Мастерилка», «Коллекция идей», «Девчонки - мальчишки. Школа ремесел» и приложение к нему «Радость творчества» и др.; - журнал, посвященный изобразительному искусству (для профессионально занимающихся детей) «Юный художник»,
для старших подростков - журнал, посвящены борьбе с наркотиками «Нарконет».
) Журнал комиксов
Традиционно этот тип изданий популярен у читателей младшего школьного возраста, особенно у мальчиков, однако сами журналы заявляют своей аудиторией возраст до 12 лет, т.е. включают и младших подростков. А журнал «Команда супергероев (MARVEL)» ориентируется на младших и старших подростков.
В комиксах предусмотрено деление по гендерному признаку
В нашем случае - для девочек - «Totally Spies / Девочки-Супершпионки»,
для мальчиков «Приключения Скуби-Ду», «Команда супергероев (MARVEL)», но так же часто встречаются и универсальные, без деления на половую принадлежность, такие, как «Комиксы журнала "Развлекательный каламбур".
) Компьютерный журнал
К журналам о компьютерах и компьютерных играх мы относим «Игроманию», «Страну игр», «Хакер», «Компьютер - Mouse» и др.
) Православные журналы
По чуткому замечанию исследователя А. Базанова, большинство православных детских журналов «добрые, милые». Издаются православные журналы «энтузиастами, пытающимися в меру своих сил и возможностей поддержать народ в столь критические времена».
К этому типу изданий мы отнесли «Кораблик», «Православная радуга» (г. Самара), «Наследник», «Саша и Даша».
) Кроссворды. Сканворды
Этот тип изданий ориентирован на младших подростков. В каталоге представлены два журнала этого типа: «Золотая антилопа», «Кроссвордленд».
Таким образом, по целевому назначения современные подростковые журналы можно поделить на 10 типов.
Количество журналов в каждом типе следующее:
Досуговые издания - 17 (из них - 7 журналов универсальные, 6 - для девочек-подростков и 4 - глянцевые издания для девушек);
Научно-популярные издания - 12 (из них: 10 - для младших подростков, 2 - для старших подростков);
Литературно-художественные издания - 11 (их них: 8 - для младших подростков, 3 - для старших подростков);
Детские познавательно-развлекательные журналы - 6;
Журналы комиксов - 6 (из них: для девочек - 2, для мальчиков - 2, универсальных также 2 журнала);
Специализированные журналы - 6 (из них - 4 посвященных прикладному творчеству, 1 - технике изобразительного искусства, 1 - пропагандирующий борьбу с наркотиками, журнал «Нарконет»);
Компьютерные журналы - 5 (из них: 1 - для младших подростков, 4 - для старших подростков);
Православные журналы - 4 (из них: 3 ориентированы на младших подростков, 1 - на старших подростков);
Кроссворды - 2 (для младших подростков);
Иформационно-публицистические журналы - 2 (для старших подростков).
К сожалению, уже при типологическом анализе журналов мы можем прийти к неутешительному выводу: современная российская подростковая пресса несоизмеримо больше представлена развлекательными (досуговыми) журналами, уводящими формирующуюся личность от жизненных реалий, приучает подростка к облегченной информации, которая не требует размышлений. Серьезные, информационно-публицистические издания по количеству предлагаемых на рынке стали в один ряд с кроссвордами. Современный рынок журналов для детей постоянно растет, появляются все новые издания, усиливается конкурентная борьба.
§ 2.2 Журналы для подростков в детских библиотеках г. Челябинска
Журналы имеют два вида распространения: через подписку и через розничную продажу. Большинство из представленных в каталоге журналов распространяются через подписку.
К сожалению, у современных подростков нет возможности оформить подписку, кроме того, такой вид приобретения журнала не пользуется популярностью в нынешнее время.
Однако хорошо знакомы с подписными изданиями детские библиотеки, цель которых - знакомить читателей с новой качественной прессой, расширять их кругозор, стимулировать интерес детей к чтению.
Для того, чтобы определить доступность качественных и разнообразных подростковых изданий в челябинских библиотеках, мы проанализировали имеющуюся в библиотеке журнальную прессу, сравнили ее с периодикой, представленной в каталоге.
С этой целью мы посетили 8 библиотек г. Челябинска: Челябинскую областную детскую библиотека, Центральную детскую библиотеку им. А.М. Горького и другие районные детские библиотеки города: №2, №3, №6, № 10, №13, №15.
Проанализировав собранные данные, мы пришли к выводу о том, что
из 71 журнала, представленных в каталоге, читателям предлагаются только
издания (из них: 18 - для младших подростков, 14 - для старших подростков).
Младшим подросткам в библиотеке предлагались следующие типы современных журналов:
Научно-популярные журналы в количестве 9 изданий: «GEOленок», «А почему?» «Мир техники для детей», «Тошка и компания», «Филя», «Чудеса и приключения детям», «Эскиз», «Юный техник», «Юный эрудит».
Познавательно-развлекательные издания были представлены 3мя журналами: «Веселый затейник», «Классный журнал», «Клепа».
Литературно-художественные издания были представлены также 3мя журналами: журнал: «Миша», «Пионер», «Свирель».
Из 2х специализированных журналов - 1 посвящен прикладному творчеству («Коллекция идей»), 1 - секретам изобразительного мастерства («Юный художник»).
журнал комиксов: «Приключения Скуби-Ду».
Из перечисленных в каталоге в библиотеке имелись следующие типы изданий для старших подростков:
Лидируют досуговые издания - их 9. Из них - 6 универсальных журналов: «Bravo International», «Бумеранг», «Все звезды», «Мне 15», «Ровесник», «Ромео и Джульетта», для девочек-подростков - 2: «Girl», «Маруся», 1 журнал о моде и стиле жизни для девушек «Oops!»;
В каталоге равное количество компьютерных журналов («Игромания» и «Страна игр») и информационно-публицистических («Наша молодежь», «Студенческий меридиан») - по 2;
специализированный журнал «Нарконет».
Чаще всего в библиотеке встречались журналы: досуговое издание для девочек «Маруся», научно-популярные - «GEOленок» (для младших подростков) и «Мир техники для детей» (для младших и старших подростков), познавательно-развлекательный журнал для младших подростков «Классный журнал».
Православные журналы и журналы кроссвордов, имеющиеся в подписном каталоге, не представлены ни одной библиотекой. Также удручает отсутствие разнообразия в выборе периодики для старших подростков.
наименований научно-популярных журналов:
«GEOленок», «Мир техники для детей», «Тошка и компания», «Юный эрудит», «Юный техник», «Эскиз»;
познавательно-развлекательный журнал «Классный журнал»;
литературно-художественный журнал «Миша»;
специализированный журнал, посвященный прикладному творчеству, «Коллекция идей».
У старших подростков пользуются спросом 6 изданий из двух тематических групп:
подростковых досуговых издания.
Из них - универсальных - 3: «Бумеранг», «Мне 15», «Ромео и Джульетта», для девочек-подростков - «Маруся».
компьютерных журнала: «Игромания», «Страна игр».
В выборе периодики сказалась разница между чтением мальчиков и девочек.
Мальчики среднего школьного возраста отдали предпочтение техническим журналам: «Мир техники для детей», «Юный техник», «Юный эрудит», их ровесницы - «Тошка и компания», «Коллекция идей», «Эскиз». И мальчикам, и девочкам полюбились журналы «GEOленок», «Классный журнал».
В старшем подростковом возрасте интерес к чтению в основном проявляют девочки. Для них наиболее привлекательны журналы «Маруся», «Мне 15» и «Ромео и Джульетта». Иногда забредающим в библиотеку юношам интересы компьютерные журналы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок молодежной прессы сейчас находится в активной фазе развития. С каждым годом увеличивается поток изданий, адресованных юношеству.
Проанализировав подростковые журналы, представленные в подписном каталоге и журналы, существующие в библиотеке г. Челябинска, мы пришли к следующим выводам.
СМИ в условиях рынка утратили свои некогда важнейшие функции воспитания человека, формирования личности, просвещения. Сегодняшние СМИ - это бизнес, главная цель которого, извлечение прибыли. На пути к достижению этой цели используются все средства, позволяющие привлечь массовую аудиторию. «Не поднимать человека в его лучших проявлениях, а удовлетворять его сиюминутные запросы, не гражданский институт, а сфера услуг - таким образом, сместился центр тяжести».
Информация, публикуемая в досуговой подростковой прессе, часто оказывается антисоциальной или просто «пустой». Она беспрепятственно поступает к своему читателю, который в силу возраста оказывается к ней наиболее восприимчив. Это негативно сказывается на уровне культуры и морально-нравственного воспитания детско-юношеской аудитории, и в особенности подрастающего поколения.
На современном российском рынке детско-юношеской периодики доминирует развлекательная пресса западного образца, пропагандирующая идеалы массовой поп-культуры, проповедующая распущенность и вседозволенность. Сегодня реальность такова, что подростковое чтение все чаще становится источником развлечения.
Исследователям хорошо известны негативные влияния на формирование личности подростков таких журналов. Речь идет о ранней сексуализации, проводимой через освещение интимных тем рядом типичных подростковых изданий, ориентации на нетрадиционные межпоколенческие отношения, снятии системы запретов, объявлении стыда рудиментом, установке на потребительство как жизненную позицию, подачу девиации как нормы, пропаганда сексуальных отношений вне брака, обсуждение темы наркотиков, чрезмерное употребление молодежного слэнга и прозрачно завуалированной ненормативной лексики и т.д. Такого рода ценностно-смысловое поле, предлагаемое читателю в качестве единственно нормативного, в перспективе способно не просто еще больше исказить ценностные ориентации подростка, но и помешать целостному нравственному становлению личности.
Также нами было отмечено, что сегодня большинство изданий для детей и юношества в условиях рынка стремясь привлечь внимание более широкой аудитории, все чаще обращается сразу к нескольким возрастным группам. В каталоге «Пресса России» наибольшее количество журналов рассчитано на младших подростков (11- 14 лет) - 44, для старших подростков - (15-17 лет) журналов в два раза меньше - 22. Вместе с тем можно выделить 6 журналов, рассчитанных на довольно широкую детско-юношескую аудиторию.
В каталоге «Пресса России» лидирует по количеству изданий досуговая пресса для подростков - 17 наименований из 71, освещающая такие незамысловатые темы, как музыка, мода, кино, развлечения, отношения с противоположным полом. К сожалению, как уже говорилось ранее, такие издания имеют значительно больший тираж, а потому продаются в розницу, в отличие от ряда региональных изданий православной и литературно-художественной направленности. Это уже говорит о том, что рынок формирует интересы подрастающего поколения, качественная пресса остается в тени, в то время как популяризируется пресса развлекательного характера. Информационные потребности и тематические интересы молодежи зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально - психологических факторов: таких, как популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц и явлений.
По полу прессу для подростков и молодежи издатели разделяют таким образом: универсальные журналы: «Bravo International», «Бумеранг», «Ровесник»; для девочек-подростков: «Bravo international for GiRL!», «Girl», «Все звёзды», «Маруся», «Джульетта»; для девочек постарше - «Oops», «Elle Girl», «Yes!».
Сегодня журнальная периодика стала преимущественно женской, в большей мере сориентирована на девушек и девочек, и, как следствие, она не воспитывают будущих настоящих мужчин - защитников и отцов.
К подсегменту подростковых/ молодежных журналов относятся - глянцевые журналы «о моде и стиле» для современных девушек «Oops!», «Elle Girl», «Yes!», рассчитанные на аудиторию как подростков, так и молодежи.
Не может не радовать тот факт, что наряду с преобладанием досуговых изданий, развивающей, качественной прессы, обеспечивающей полноценное, культурное, духовно-нравственное развитие подростков в каталоге - почти половина от общего количества наименований: из 71 наименования - 12 научно-популярных изданий, 11 литературно-художественных, 6 специализированных (посвященных специфической тематике или определенным интересам ребенка), 3 православных журнала, 2 информационно-публицистических. Эти группы журналов ориентированы не только на младших, но и на старших подростков.
Кроме того, в каталоге присутствуют такие типы журналов, как: детские познавательно-развлекательные (6), компьютерные (5), комиксы (6), кроссворды (2).
К сожалению, большинство этих изданий распространяется по подписке.
Таким можно образом, можно говорить о том, что на российском рынке представлено достаточное количество качественных журналов для детей, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка, однако они недоступны для читателя.
Но и библиотеки, задача которых - научить подрастающее поколение культуре чтения, далеко не всегда обеспечивают подростков недоступной им прессой. Согласно проведенному нами исследованию, в библиотеках г. Челябинска основная доля изданий для старших подростков - досуговые (9 из 17, представленных в каталоге: «Bravo International», «Бумеранг», «Все звезды», «Мне 15», «Ровесник», «Ромео и Джульетта», «Girl», «Маруся», «Oops!») и компьютерные издания (соответственно 2 из 4: «Игромания», «Страна игр»). Таким образом, библиотекой популяризируется среди старших подростков чтение журналов развлекательного характера, облегченных для восприятия и понимания, чтение для отдыха и развлечения. Также в библиотеке имеются 2 информационно-публицистических издания, не пользующихся спросом у подростков ((«Наша молодежь», «Студенческий меридиан»), 1 журнал носит специализированный характер, посвящен борьбе с наркотиками «Нарконет». Православных изданий, научно-популярных, литературно-художественных изданий, рассчитанных на подростковую аудиторию (при наличии этого типа изданий в подписном каталоге), нет.
Такое однообразие выбора изданий приводит к формированию низкой культуры чтения и узости интересов у подростка, что доказывают исследования журнальных предпочтений старших подростков.
На практике дело обстоит еще худшим образом: старшеклассники выбирают для чтения исключительно досуговые (развлекательные) журналы. Также популярны компьютерные издания. Старшие подростки совсем не проявляют интереса к изданиям более интеллектуального содержания, даже к тем, что есть в наличии (информационно-публицистические издания). Они не только не учатся нормам морали, нравственности, не знакомятся с литературой, культурой, историей своей страны, но даже не проявляют общественной заинтересованности; заинтересованность у них вызывает только та литература, над которой не надо думать.
С разнообразием журналов для младших подростков дела обстоят значительно лучше, даже в процентном соотношении в библиотеке их чуть больше тех, что ориентированы на старших подростков (56 % против 44%).
Половина изданий для младших подростков из тех, что представлены в библиотеке - научно-популярные (9 из представленных в каталоге 10: «GEOленок», «А почему?» «Мир техники для детей», «Тошка и компания», «Филя», «Чудеса и приключения детям», «Эскиз», «Юный техник», «Юный эрудит»), познавательно-развлекательные (3 из 6 существующих: «Веселый затейник», «Классный журнал», «Клепа») и непростительно мало литературно-художественных изданий при сегодняшней острой проблеме качества детского чтения (всего лишь 3 из 8: «Миша», «Пионер», «Свирель»). К сожалению, библиотекари, постоянно обсуждая эту проблему, тем не менее, не способствуют ее решению, в частности, путем увеличения количества подписных литературно-художественных изданий.
Хорошо то, что в библиотеке имеются издания, способствующие развитию интересов ребенка, так называемые специализированные журналы - журналы, посвященные прикладному творчеству «Коллекция идей» и изобразительному искусству «Эскиз».
К сожалению, ни в одной библиотеке нет православных изданий, которые могли бы способствовать формированию нравственному развитию личности подростков (сознательности, милосердия, человеколюбия и других нравственных проявлений).
Наибольшее предпочтение младшие подростки отдают научно-популярным журналам, выбирают их в 5 раз чаще по сравнению с другими типами изданий (5 из 8 обычно предпочитаемых ими изданий), что свидетельствует об их хорошем познавательном интересе. Это также подтверждает и тот факт, что дети наряду с познавательно-развлекательными изданиями выбирают литературно-художественные и посвященные прикладному творчеству издания. Исходя из этого, можно сделать вывод о хорошей, правильно сформированной читательской культуре этой возрастной категории.
Однако не факт, что эта культура чтения сохранится через несколько лет у этих детей, когда они станут старшими подростками. Немало этому будет способствовать однобокий выбор журналов для старшеклассников в детских библиотеках, ориентированность на пустую развлекательную прессу, что мы можем наблюдать сейчас.
К сожалению, это происходит притом, что качественная пресса для старших подростков существует, что и показывают данные каталога. Таким образом, гипотеза о том, что только часть качественной подростковой прессы, издаваемой в России, доходит до своего читателя, подтверждена.
Также мы смогли проанализировать различия в предпочтениях мальчиков и девочек. Наиболее интересными в младшем подростничестве для мальчиков являются научно-популярные издания, издания связанные с играми и техникой, для девочек - познавательно-развлекательные, посвященные природе, животным, искусству и прикладному творчеству.
В старшем подростковом возрасте основные читатели библиотеки - девушки. Они выбирают досуговые издания для девочек, описывающие моду и жизнь звезд шоу-бизнеса. Для юношей представляют интерес компьютерные журналы.
Знание интересов и потребностей молодых читателей, мотивов их обращения к периодике очень важно для библиотеки, как наиболее популярного и доступного хранилища информации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдулова, Т.П. Возрастная психология учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Под ред. Марциковской // М.: Академия, 2011 - 319 С.
. Базанов, А. Катастрофа. Детские журналы сегодня [Текст] / А. Базанов // Москва 2006 - № 3 С. 168-173
. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] // Л. И. Божович Вопросы психологии. - 1979. - № 4; С. 55-59
. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. Б.Мещеряков, В. Зинченко // М.: Олма- пресс, 2004.- 448 С.
. Волков, Б. С. Возрастная психология. В 2 ч. Ч.2.От младшего школьного возраста до юношества: учеб.пособие для вузов [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова // М.: Владос, 2005 - 306 С.
. Ворошилов, В.В. Журналистика: учебник для вузов [Текст] / В. В. Ворошилов // СПб, 1999. - 485 С.
. Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте [Текст] / Т.В. Драгунова // Психология подростка: Хрестоматия. Сост. Ю. И. Фролов. - М.: 1997. - С. 17 - 28
. Запекина, Н.М. Современная доусговая периодика для детей: тематико-типологические черты [Текст] / Н.М. Запекина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2006. - №2- С. 10-14
. Запесоцкий, А. Влияние СМИ на молодёжь как проблема отечественной педагогики [Текст] / А. Запесоцкий // Педагогика - 2010. - № 2 - С.3 - 16
. Кузина, С. В. Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи [Текст] /С.В.Кузина // Власть. - 2007. - № 8 С. 86-89
. Кузнецова, Ю. Подростковые периодические издания: на зеркало нечего пенять? [Текст] / Ю. Кузнецова // Народное образование - 2004 № 8 - С.228 -234
. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология [Текст] Развитие ребенка от рождения до 17 лет: учеб. пособие для вузов / И.Ю. Кулагина // Ун-т Рос. Академии образования - М.: Изд-во УРАО, 1999 - 176 С.
. Малых, Т. Педагогические аспекты информационной безопасности [Текст] / Т. Малых // Народное образование, 2007 - № 5 - С.118-123
. Маркова, Н. Е. Глобальные экономические интересы и СМИ / Н.Е. Маркова // «Школьные технологии» № 4/2008 - с.28 - 32
. Психология подростка: пол. рук. для психологов, пед., родителей [Текст] / Под ред. А. А. Реан. // СПб: Прайм-Еврознак; 2003 - 590 С.
. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов [Текст] / Л.Ф. Обухова // Высшее образование, МГППУ, 2007 - 194 С.
. ОСТ 29.127-2002. Издания книжные и журнальные для детей и подростков. Общие технические условия [Текст] // Стандарты по издательскому делу. - М., 2004. - C. 483.
. Райс, Ф. / Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс, К. Должин, пер. Е.Н. Николаева // СПб, Питер, 2010 - 812 С.
26. Рубчевский, К.В. СМИ и проблема развития личности [Текст] / К. Б. Рубчевский // Философия и общество. - 2006. - № 1. - С. 117-131.
27. Русак, З.В. Журнальная периодика как фактор активизации читательской деятельности молодёжи [Текст] / З.В. Русак // Библиотечный Челябинск. Образ современной библиотеки в городском сообществе: сб. науч.-практ. материалов. Вып. 3 /МУК ЦБС, ЧГАКИ. - Челябинск, 2008. С. 28-31
. Сандалова, К. Воспитание «Хулигана» «Молотком». Чему учат молодежные журналы? [Текст] / К. Сандалова // Москва, 2006 - № 3 С. 160- 168
. Сафонов, В.Н. Средства массовой информации на пороге реформации [Текст] / В.Н.. Сафонов / Вестник Московского университета - 2012 - № 2 С. 196 - 201
. Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания [Текст] / Под ред. А.Я. Варли, 2006
. Средства массовой информации России: Учеб. пособие для студентов вузов / М. А. Алексеева, Л. Д. Болотова, Л. Е. Вартанова и др.; под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2006 - 380 С.
. Шабалина, Е.В. «Глянцевые» журналы: манипуляция чтением [Текст] / Е.В. Шабалина, М.В. Шабалина // Национальная программа продвижения чтения: уральский вариант: материалы Уральской библиотечной ассамблеи / ЧГАКИ; сост. Т.Д. Рубанова. - Челябинск, 2007 - 37 - 39
ПРИЛОЖЕНИЕ
Объединенный каталог «Пресса России» 2012
Рубрика: Детские и молодежные издания
Название журналаВозрастная целевая аудиторияТематическая направленность журналаТиражИздательство1. Bravo International11 - 17 летДосуговый, общей направленности журнал200 000 экз.ИД Bauer Media2. Bravo international for GiRL!Девочки 11 - 18 летДосуговый, для девочек-подростков200 000 экз.ИД Bauer Media3. ELLE GirlДевушки 14 - 21 годДосуговый журнал о моде и стиле жизни для девушек210 000 экз.HFS4. GirlДевушки 13 - 17Досуговый журнал для девочек-подростков180 000 экз.ИД Burda5. Oops!Девушки 17 - 20 летДосуговый журнал для девушек235 000 экз.ИД Burda6. Totally Spies / Девочки-СупершпионкиДевочки 5-12 летКомиксы, созданные на основе мультсериала «Totally Spies!»10 000 экз.«Комикс» 7. Yes!Девушки 16-24 летДосуговый журнал для девушек160 000 экз.ИД Independent Media8. А почему? Ежемесячное приложение к журналу «Юный техник»9-13 летНаучно-популярный исторический журнал64 800 экз. ООО «Юный техник»9. Апельсинка5-12 летПознавательно-развлекательный (единственный детский журнал в Челябинской области)1 600 экз.Учредитель: газета Сосновского района Челябинской обл. "Сосновская нива"10. Библиотека "Мир школьника"Литературно-художественное издание"Труд и Отдых"Библиотека для детейЛитературно-художественное издание"Труд и Отдых"11. Библиотека школьника и студентаЛитературно-художественное изданиеИИД «Профиздат»12. БумерангДля старшеклассниковДосуговый журнал о кино, музыке, знаменитостях5 000 экз.ИД «Бумеранг»13. Весёлые картинки о природе Журнал для детей "Филя"6-12 летНаучно-популярный журнал о природе и экологии48 500 экз. (из них - 33900 экз. - по подписке)ИД «Веселые картинки»14. Весёлый затейник7-14 летПознавательно- развлекательный журнал для детей20 000 экз.ИД «Звонница-МГ»15. Все звёзды12-20 летДосуговый журнал о знаменитостях для подростков250 000 экз.ИД «Ровесник»16. GEOлёнок6-12 летНаучно-популярный, о природе и животных 70 000 экз. ООО «Грунер+Яр Магазинз».17. ДевчонкиДевочки 13 - 17 летДосуговый журнал для девочек-подростков18. Девчонки - мальчишки. Школа ремеселдля детей и подростковСпециализированный журнал, посвященный прикладному творчеству13 200 экз. (из них 7000 по подписке)Русская школьная библиотечная ассоциация19. Детская энциклопедия АиФ9-18 летНаучно-популярный журнал об окружающем мире для детей и подростков180 000 экз.ИД «Аргументы и Факты»20. Детский киноклуб6-12 летНаучно-популярный журнал, посвященный кинематографу70 000 экз.«Эгмонт Россия»21. ДжульеттаДевушки 11-20 летДосуговый журнал для девушек10 000 экз.РИЦ "Кассея"22. Доброе слово. Альманах для семейного чтения«детям разного возраста - от малышей до подростков»Литературно-художественный альманах для семейного чтения10 000 экз.Учредитель: Телерадиокомпания «Мироздание»23. Журнал для изучающих английский язык "SPEAK OUT"Средний и старший школьный возрастНаучно-популярный, учебно-методический журнал для изучающих английский язык20 000 экз."ГЛОССА-ПРЕСС"24. Зажигай с нами! Marvel9-12 летКомиксы15 000 экз.«Комикс» 25. Золотая антилопа для детей7-12 лет Кроссворды. Сканворды90 000 экз.000 «Логос-Медиа»26. Игромания с DVDОсновная возрастная группа: мужчины от 15 до 25 летКомпьютерный журнал237 200 экз. ООО "ТехноМир"27. Классный журналдети 5 -12 летПознавательно-развлекательный детский журнал95 000 экз."Открытые системы"28. Клёпадети 7-12 летПознавательно-развлекательный детский журнал25 000 экз. Издательско-продюсерский центр «Клепа»29. Книжная детская литературная серия "НАСТЯ и НИКИТА" Приложение к журналу «Фома»от 5 до 12 летЛитературно-художественный журнал5 000 экз.ООО Издательский дом "Фома"30. Когда ты один дома8-16 летДосуговый журнал об Интернете и компьютерных играх45 000 экз.ООО "Росчерк" 31. Коллекция идей7-13 летСпециализированный журнал, посвященный прикладному творчествуЭДИПРЕСС-КОНЛИГА32. Команда супергероев (MARVEL)мальчики и юноши от 12 до 18 летКомиксы о приключениях популярных персонажей Вселенной Marvel30 000 экз.Издательства "Комикс"33. Комиксы журнала "Развлекательный каламбур"7-13 летКомиксы22 000 экз.ООО "Росчерк 34. Компьютер - MouseКомпьютерный журнал15000 экз."Агентство Информ-Планета"35. Кораблик. Детский журнал Рождества Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастырядля детей 10-14 лет.Православный литературно-художественный журнал998 экз.МАП-Центр36. Кроссвордленддля школьниковКроссворды, сканворды50 000 экз.Издательский дом «НАПИ-М»37. ЛазурьДля школьников и молодежиЛитературно-художественный журнал экологической направленности3500 экз. (из них на подписку - 2000 экз.)"Лазурь" 38. Левша (ежемесячное приложение к журналу "Юный техник")для читателя среднего и старшего возраста.Научно-популярное техническое издание 3000 экз. (из них на подписку - 3000 экз.)OOO "Объединенная редакция журнала "Юный техник", ОАО "Молодая гвардия"39. МарусяДевочки-подростки 11-15 летДосуговый журнал для девочек-подростков45 000 экз.ИД «Бумеранг»40. Мастерилка5-11 лет Специализированный журнал, посвященный прикладному творчествуИД «Карапуз»41. Мир техники для детейдля детей среднего и старшего школьного возраста.Научно-популярный журнал, посвященный военной технике3 000 экз.«Аквариум» 42. Миша7 до 12 летЛитературно-художественный, познавательно-развлекательный детский журнал30 000 экз.ООО ИИА "Евразия +"43. Мне 1514 - 17 лет.Досуговый журнал для подростков о любви и отношениях20 000 экз.ООО «Рекламно-Издательский центр «КАССЕЯ»44. Мои секреты. Журнал для девочекДля девочек-подростковДосуговый журнал для девочек-подростков45. Мурзилка6 -12 летПознавательно-развлекательный, литературно-художественный,75 000 экз. Редакция журнала "Мурзилка" 46. Нарконет Россия без наркотиковПредполагаемая аудитория: молодежь, родители, медики, учителяСпециализированный журнал, посвященный теме борьбы с наркотиками15 000 экз. ИД «Нарконет»47. Наша молодёжь14 - 30 лет.Информационно-публицистический, литературно-художественный, журнал40 000 экз.«Наша молодежь»48. Пионер10-15 летЛитературно-художественный, информационно-публицистический300 000 экз.«Правда» 49. Православная радуга (г. Самара)6-14 лет Православный журналУчредитель - Приход во имя преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы.50. "НаследЪник"Молодежь от 13 до 30 лет;Православный молодежный журнал10 000 экз.Учредитель - Новоспасский Ставропигиальный мужской монастырь г.Москвы51. Приключения Скуби-Ду7-14 летКомиксы80 000 экз.ИД "Ровесник"52. Радость творчества. Приложение к журналу "Девчонки-мальчишки. Школа ремесел"Целевая аудитория - методисты, учителя и ученики школ и лицеев.Специализированный журнал, посвященный прикладному творчеству5000 экз.Издательско- полиграфический центр «Формат-М» -53. Развлекательный каламбур9 до 13 летПознавательно-развлекательный детский журнал81 880 экз.ОО «Росчерк» 54. Ровесникот 14 до 23 летДосуговый журнал для подростков, посвященный зарубежной и русской рок-музыке, шоу-бизнесу, новинкам кино, видео, отдыхе, спорту и развлечениях.100 000 экз.ИД "Ровесник" 55. Ромео и ДжульеттаПодростки 11-20 летДосуговый журнал для подростков о любви и отношениях20 000 экземпляровРИЦ "Кассея"56. Саша и Даша8-13 летПравославный журнал6 760 экз.журнал Нижегородской епархии57. Свирель7-14 летЛитературно-художественный9 500 экз."Лазурь"58. Сибирячок5 -12 летЛитературно-художественный журнал экологической направленности5000 экз.Восточно-Сибирское книжное издательство59. Сказочный мир5-12 летПознавательно-развлекательный детский журнал25 000 экз.ООО «ДОМ ПРЕССЫ» (Смоленск)60. Стиль жизни для молодыхДевушки 17 - 20 летДосуговый журнал о моде и стиле жизни для девушек61. Страна игргеймеры 16 - 30 летКомпьютерный журнал80 000 экз.Издательский дом "Гейм Лэнд"62. Студенческий меридианАбитуриенты, студенты, педагоги, методистыИнформационно-публицистический, научно-популярный и литературно-художественный журнал для учащейся молодежи12 000 экз.ООО "Студенческий меридиан»63 Техника - молодежи. Общедоступный выпуск14-28 летНаучно-популярный и литературно-художественный журнал70 000 экз.«Техника-молодежи»64 Тошка и компания6-12 летНаучно-популярный журнал о животных85 000 экз.«Эгмонт Россия» 65. Хакер + DVDКомпьютерный журнал«Гейм Лэнд»66. Чудеса и приключения детям - ЧИП7-14 летНаучно-популярный литературно-познавательный журнал,18 450 экз. ИД «Журналист»67. Winx Школа волшебниц6-12 летКомиксы на основе одноименного итальянского мультсериала«Комикс» 68. Эскиз6-12 летНаучно-популярный журнал, посвященный искусству7 000 экз. ИД «Веселые картинки»69. Юный техник10-15 летНаучно-популярный журнал, посвященный технике45 000 экз.ООО «Юный техник»70. Юный художник10-14 летСпециализированный журнал, посвященный изобразительному искусству5 000 экз.«Наша молодежь» 71. Юный эрудит9-14 летНаучно-популярный журнал о науке и техникеСредний тираж 40 000 экз.«Эгмонт Россия»