Роль ощущений в жизнедеятельности человека

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    204,11 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль ощущений в жизнедеятельности человека

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1.ОЩУЩЕНИЕ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

.1 Понятие об ощущении. Физиологическая основа ощущений

.2 Классификация ощущений

.3 Отличия ощущения от восприятия

РАЗДЕЛ 2. РОЛЬ ОЩУЩЕНИЙ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

.1 Влияние ощущений на познавательные процессы

.2 Роль ощущений в психологическом развитии и становлении личности

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ

ощущение познавательный восприятие

ВВЕДЕНИЕ

Ощущением называют отражение свойств объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.Хотя данный психический процесс в большей своей степени уже изучен, он не перестает терять актуальность и по сей день.

Познание мира было и остается одним и основных занятий со временем появления первого живого организма на Земле, так как является ключевым в вопросе выживания. Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития.

Известны факты, говорящие о том, что человек, лишенный постоянного притока информации, впадает в сонное состояние. Такие случаи имеют место, когда человек внезапно лишается зрения, слуха, обоняния и когда осязательные ощущения его ограничиваются каким-либо патологическим процессом. Близкий к этому результат достигается, когда человека на некоторое время помещают в свето- и звуконепроницаемую камеру, изолирующую его от внешних воздействий, и он сохраняет некоторое время одно и то же (лежачее) положение. Такое состояние сначала вызывало сон, а затем становилось трудно переносимым для испытуемых.

Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического развития. Если детей, рожденных слепо-глухими или лишенных слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их нормальное психическое развитие станет невозможным, и они не смогут самостоятельно развиваться.

Человек, как неотъемлемая часть живой природы, просто невозможен без постоянного обмена информацией. Способность ощущения - это единственное явление организма, под средством которого внешний мир проникает в человеческое сознание. При всей необходимости и значимости ощущения, дает возможность ориентации в окружающем мире.Поэтому, совершенно естественно, что люди переживают потерю любого из каналов связи с окружающей средой как величайшую трагедию.С потерей органа чувств не просто выпадает какая-либо часть из спектра переживаний, перестраивается вся личность, все ее жизненные отношения к окружающим людям.

Актуальность данной работы сложно недооценить, так как наша жизнь протекает в постоянно изменяющейся среде и именно ощущения, являясь началом познавательной деятельности человека, помогают нам приспособиться к таким условиям.

Цель исследования:показать роль ощущений в жизни человека

Объект исследования: ощущение как познавательный процесс

Предмет исследования: роль ощущений в жизни человека

Задачи исследования:

)Раскрыть понятие «ощущение» и рассмотреть его физиологическую природу;

)Проанализировать классификацию и виды ощущений

)Определить роль ощущений в жизни человека

Структура работы:

Общий объем текста - 26 страниц, работа содержит 2 раздела, 1 рисунок. Список использованных первоисточников составляет 17


РАЗДЕЛ 1. ОЩУЩЕНИЕ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

.1Понятие об ощущении. Физиологическая основа ощущений

Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Таким образом, посмотрев на какой-либо предмет, человек может определить его размеры, цвет, форму; по средствам тактильного контакта - понять твердый он или мягкий, горячий или холодный, гладкий или шершавый.

Все это отдельные качества всего лишь одного предмета, а каждую секунду человек воспринимает десятки подобных ему, и все это благодаря ощущениям.

Весь наш организм является трудом тысячелетней эволюции. Именно благодаря ей наши органы чувств специализированы к отражению определенных видов энергии, определенных свойств предметов и явлений действительности, которые являются адекватнымираздражителями для конкретных органов чувств. Таким образом глаза адекватно реагируют на свет, кожа на прикосновения, уши на звук и т.д.

Выделяют так же чувственный или эмоциональный тон ощущений. Некоторые цвета, звуки и запахи в независимости от их значения вызывают у нас положительные или отрицательные ощущения. Таким образом цвет алого заката может ассоциироваться у нас со знаком «+», а болотно-коричневый цвет со знаком «-». Роль этих простейших эмоциональных переживаний невелика в повседневной жизни, однако весьма значительна в формировании и развитии эмоций.

Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий этот огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за регуляцию температуры тела, работу органов пищеварения, органов движения, желез внутренней секреции, за настройку самих органов чувств и т.п. И вся эта чрезвычайно сложная работа, состоящая из многих тысяч операций в секунду, совершается непрерывно.

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами.

Анализатор -- нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.

Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором -воспринимающая часть анализатора; 2) проводящих путей - афферентные, по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается к вышележащим центрам нервной системы, и эфферентные, по которым импульсы из вышележащих центров передаются к нижним уровням анализатора; 3) корковых отделов анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами), в которых происходит переработка нервных импульсов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию органа чувств в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если травмировать или разрушить любую из его частей, возникновение соответствующих ощущений становится заторможенным или вовсе невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий.

Таким образом, мы видим, что ощущением называют отражение свойств окружающего мира и внутренней среды организма, а его физиологической основой является действие анализатора.

.2 Классификация ощущений

Существует несколько различных классификаций. Одна из них по модальностям:

Обоняние

Вкус

Осязание

Зрение

Слух

Однако мы с вами детальней рассмотрим наиболее используемую систематизацию, предложенную английским физиологом Ч. Шеррингтоном (<#"867616.files/image001.gif">

Рисунок 1

«Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства.»(Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. - Москва: Издательский центр «Ака¬демия», 1996. - 496 с.)

Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не является просто суммой мгновенных ощущений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта.Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми.

«Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека - не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия»(Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В2т. Т1. М. 1989.)

Таким образом, мы видим, что ощущения и восприятия неразрывно связаны друг с другом. Однако самой отличительной их чертой является то, что ощущения является не осознаваемым процессом,оно первично и существует как-бы само по себе, в то время как восприятие невозможно без участия самого человека, его мышления, памяти, внимания.

В этом отношении показательны результаты развивающихся в последние годы исследований по ограничению сенсорной информации. Эти исследования связаны с проблемами космической биологии и медицины. В тех случаях, когда испытуемых помещали в специальные камеры, обеспечивающие почти полную сенсорную изоляцию (постоянный монотонный звук, матовые очки, пропускающие лишь слабый свет, на руках и ногах - цилиндры, снимающие тактильную чувствительность, и т.п.), через несколько часов испытуемые приходили в состояние тревоги и настойчиво просили прекратить эксперимент.

В литературе описывается эксперимент, проведенный в 1956 году в университете Мак-Гилла группой психологов. Исследователи предлагали добровольцам пробыть как можно дольше в специальной камере, где они были максимально ограждены от всех внешних раздражителей. Все, что требовалось от испытуемых - лежать на кровати. Руки испытуемого помещались в длинные картонные трубы (чтобы было как можно меньше осязательных стимулов). Благодаря использованию специальных очков их глаза воспринимали только рассеянный свет. Слуховые раздражители “маскировались” шумом непрерывно работающих кондиционера и вентилятора.

Испытуемых кормили, поили, в случае необходимости они могли заниматься своим туалетом, но в остальное время должны были оставаться максимально неподвижными.

Ученых поразил тот факт, что большинство испытуемых оказались неспособными выдержать такие условия больше 2-3 дней. Что же происходило с ними за это время? Сначала большинство из испытуемых старались сконцентрироваться на личных проблемах, но вскоре испытуемые стали замечать, что их разум “уходит” от этого. Очень скоро они потеряли представление о времени, затем наступил период, когда они вообще потеряли способность мыслить. Чтобы избавиться от монотонности, испытуемые с удовольствием соглашались слушать детские рассказы и даже начинали требовать, чтобы им давали возможность их слушать еще и еще.

Более 80% испытуемых утверждали, что они были жертвами зрительных галлюцинаций: стены ходили ходуном, пол вращался, углы округлялись, предметы становились такими яркими, что на них невозможно было смотреть. Многие испытуемые после этого эксперимента в течение долгого времени не могли делать простые умозаключения и решать легкие математические задачи, а у многих наблюдались расстройства памяти.

Опыты по частичной сенсорной изоляции, например, изоляции от внешних воздействий отдельных участков поверхности тела показали, что в последнем случае наблюдаются нарушения тактильной, болевой и температурной чувствительности в этих местах. У испытуемых, длительное время подвергавшихся воздействию монохроматического света, также появлялись зрительные галлюцинации.

Эти и многие другие факты свидетельствуют о том, насколько сильна у человека потребность получать впечатления об окружающем мире в виде ощущений.(

Таким образом, мы видим, что ощущение это простейший психический процесс, который заключается в отражении окружающего нас мира и внутренней среды человека и является единственным каналом, через который информация поступает в сознание человека.

Ощущения разделяются на 3 основные группы: проприоцептивные, экстероцептивные и интероцептивные, которые в свою очередь отвечают за информацию о положении тела, информацию из внешнего мира и сигналы из внутренней среды организма.

От восприятия ощущение отличатся тем, что оно отражает отдельные свойства предмета, а не весь объект в целом.


РАЗДЕЛ 2. РОЛЬ ОЩУЩЕНИЙ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

.1 Влияние ощущений на познавательные процессы в жизни людей

Ощущения - это единственный канал, по которым информация от внешнего мира поступает в человеческое сознание. Без них человек просто бы переставал жить.

Известный русский врач С.П. Боткин (1832-1889) описал редкий в истории медицины случай, когда больная потеряла все виды чувствительности (видеть мог только один глаз и сохранялось осязание на небольшом участке руки). Когда больная закрывала видящий глаз и никто не прикасался к ее руке, она засыпала.

Обмен информацией является одним из основных отличий живого от неживого. Именно поэтому человек нуждается в постоянном обмене данными с внешним миром - так называемый информационный баланс. Ему в свою очередь противостоят информационная перегрузка и информационная недогрузка (сенсорная изоляция)

В этом отношении заслуживают внимания результаты развивающихся в последние годы исследований по ограничению сенсорной информации. Испытуемых помещали в специальные камеры, обеспечивающие почти полную сенсорную изоляцию (постоянный монотонный звук, матовые очки, пропускающие лишь слабый свет, на руках и ногах - цилиндры, снимающие тактильную чувствительность, и т.п.), и через несколько часов испытуемые приходили в состояние тревоги и настойчиво просили прекратить эксперимент.

Сенсорная изоляция во всех случаях, в большей или меньшей степени приводила к различным психическим отклонениям и расстройствам.

И чтобы лучше понять важность ощущений для остальных познавательных процессов, и на каком уровне происходит их взаимодействие, мы рассмотрим каждый из них более детально. Перечислим их все:

ощущение

восприятие

представление

память

воображение

мышление

речь

внимание

Ощущение не зря занимает первый, а соответственно начальный пункт в познавательных процессах. И мы с вами в этом сейчас убедимся. Зависимость одно из них, восприятия, мы уже рассматривали в предыдущем пункте. Далее мы детальнее рассмотрим остальные.

Представление

Представления -- образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения. В отличие от восприятия, представления могут носить обобщенный характер. Если восприятие относится только к настоящему, то представление относится к прошлому и возможно будущему. Представления отличаются от восприятия значительно меньшей степенью отчетливости. Тем не менее, чувственно-предметный характер позволяет классифицировать их по модальности (зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др.)

Так, представляя предмет, мелодию, любимый напиток или же кулинарное блюдо, мы ранее должны были отобразить их свойства, чтобы позже их образы могли возникнуть в нашем сознании.

Память

Память -- процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшим познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

А прошлый опыт невозможен без информации, которая в свою очередь, как уже было сказано выше, поступает через органы чувств.

Воображение

Воображение -- психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. «Основная тенденция воображения - преобразование представлений памяти, обеспечивающие в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, - преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся.»

Это сложный процесс,который протекает в мышление под воздействием той информации, которая поступает в мозг из внешней среды через органы чувств и обрабатывается через восприятие, а также под воздействием тех образов, которые находятся в памяти человека.

Мышление

Мышление -- высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира.

«Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятии - сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность.»

Речь

Речь -- один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Так как «Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка…», и является своеобразным отражением сознания, то она напрямую связанна с мышлением, а значит и с ощущениями.

Внимание

Внимание -- сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.)

Так, чтобы сосредоточится на каком-либореальном или идеальном объекте субъект должен его увидеть, услышать, почувствовать и т.д., следовательно отразить и воспринять.

Таким образом, мы имеем сеть познавательных процессов, неразрывно связанных между собой, каждый из которых не может существовать без ощущений.

.2 Роль ощущений в психологическом развитии и становлении личности

Психология личности активно изучалась и изучается учеными. И вряд ли кто-нибудь из них смог предположить бы существование личности как таковой без ощущений.

Хотя у данного понятия множество различных определений, в общих чертах оно выглядит примерно так:

Личностью в психологии называют системное качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.

Выделяют следующие составляющие личности:

темперамент - энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Общераспространённо деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.Психофизиологическая оценка темперамента включает в себя четыре компонента: выносливость, пластичность, скорость и эмоциональность(чувствительность).

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Так как способность к тем или иным действием познается путем приобретения опыта, закрепления своих умений и знаний путем получения информаций из всех органов чувств, то ощущения играют здесь решающую роль.

характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. «Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера

воля - «сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели; созданные субъектом дополнительные побуждения к внешним или внутренним действиям, обладающим недостаточной мотивацией.» (Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Перовского, М.Г. Ярошевского. -- М.: Политиздат, 1985.--431 с.). В таком сложном процессе ощущения играют значительную роль, так как вначале субъект получает и обрабатывает информацию, поступающую снаружи либо изнутри, а уже после, на основе их, создает дополнительные побуждения к внешним или внутренним действиям.

направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

К этому списку так же можно отнести опыт - это влияющие на сегодняшнее поведение моменты увиденного и пережитого, отложившиеся в процессе жизни и деятельности впечатления, убеждения, знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни, его привычки и автоматизмы.

Опыт может быть чужой и собственный, прошлый и непосредственный, позитивный и негативный, обработанный и нет, жизненный и профессиональный.

Мы видим, что у человека складывается и развивается определенная линия психического поведения под воздействием той информации, которая поступает из внешней среды к индивиду через познавательные процессы. Таким образом ощущения играют весомую роль в формировании и становлении личности.

Выводы

Говоря о роли ощущений в жизни человека, мы хотели бы выделить следующие моменты.

Ощущение - психический процесс, заключающийся в отражении окружающего мира и внутреннего состояния организма. Его физиологические основы таковы, что ощущение является единственным связывающим звеном между человеком и внешним миром и базовым в его познании.

Отличие ощущений от восприятия заключается в том, что ощущения является его начальным этапом и неосознаваемым процессом, в то время как восприятие неразрывно связанно с мышлением человека, его памятью и вниманием.

Говоря об ощущении, как о составляющем звене всех познавательных процессов, мы можем сказать, что оно является начальной точкой для восприятия, представления, памяти, воображения, мышления, речи и внимания. Все эти познавательные процессы неразрывно связанны друг с другом и невозможны без ощущений.

В психологическом развитии и становлении личности ощущения так же играют ведущую роль. Так как человек существо социальное и его развитие невозможно без общества и обмена информацией, который в свою очередь, как уже было сказано выше, обеспечивает ощущения.

Список литературы

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.М.: Педагогическое общество России, 2004 - 276 с

Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. - М.: Издательский центр «Академия» 2007.- 416с.

Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов.- М.: Аспект Пресс, 2001

Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М., 1986.

Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Перовского, М.Г. Ярошевского. -- М.: Политиздат, 1985.--431 с.

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. - М., 1974.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии.СПб.: Питер, 2006 - 320 с.

Маклаков А.Г.М15 Общая психология - СПб: Питер, 2001 - 592 с: ил - (Серия «Учебник нового века»)

Марцинковская Т .Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр "Академия", 2001

Немов Р. С. Психология. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1. Общие основы психологии

Нуркова В.В. Общая психология. В 7т. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Б.С.Братуся.- Т.3. Паямть / В.В. Нуркова.- М. : Издательский центр «Академия», 2006.- 320с.

Петровский А.В. Введение в психологию.- Москва: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.)

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В2т. Т1. М. 1989.

Рубинштейн С.Л. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ СПб: Издательство "Питер", 200

Похожие работы на - Роль ощущений в жизнедеятельности человека

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!