Роль мотивации в самореализации личности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,18 Мб
  • Опубликовано:
    2015-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль мотивации в самореализации личности

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Проблема мотивации и самореализации в психологии личности

.1 Анализ понятия «мотивации» в психологии личности

.2 Анализ понятия «самореализации» в психологии личности

.3 Роль мотивации в самореализации личности

Выводы по 1 главе

Глава 2. Экспериментальное исследование роли мотивации в самореализации личности

.1 Организация и методика экспериментального исследования роли мотивации в самореализации личности

.2 Обсуждение результатов экспериментального исследования роли мотивации в самореализации личности

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Гармоничное развитие человека, реализация его личностного потенциала во все возрастающей степени становится необходимым для нормального функционирования и прогресса общества. В то же время ценность общества определяется тем, насколько полно люди, живущие в этом обществе, реализуют свои потребности и возможности в разных сферах жизнедеятельности. На современном этапе развития психологии все большее внимание уделяется проблематике осуществления человеком его фундаментальных рядовых качеств - духовности и креативности; исследованию психологических факторов и механизмов преобразования человеком себя и мира; определению типологических и индивидуальных особенностей формирования способности к реализации своего потенциала во всей его полноте. Одна из «частиц» этого «проблемного поля» - исследование психологических характеристик, определение степени, развития которых обеспечивает успешность самореализации личности [14, c. 113].

Научную и социальную значимость имеет выявление особенностей развития этих характеристик в детском, подростковом и юношеском возрасте как основы становления активного субъекта, творца своей жизни на этапе зрелости. Проблема саморазвития и самореализации личности является одной из центральных проблем психологии, различные ее аспекты представлены во всех современных направлениях психологии личности. При всем многообразии подходов и точек зрения позиции различных исследователей объединяет понимание стремления к самореализации как ведущей движущей силы личности, побуждающей и направляющей ее активность в основных сферах жизнедеятельности [22, c. 56-57].

Способность к самореализации - суть жизни, она присуща всему живому, и само стремление к актуализации своего потенциала - основной источник жизни человека. Осуществляя свой смысл жизни, человек реализует самого себя, свою внешнюю природу. Потребность человека в идентичности и целостности удовлетворяется именно в процессе самореализации. По сути своей, содержанием человеческой истории является стремление людей обрести самих себя и удовлетворить потребности на основе своих возможностей. Каждый человек способен стать тем, кем он может быть. В целом самореализация представляет собой процесс опредмечивания сущностных сил человека и возможна лишь на основе способности быть личностью [19, c.105].

Понятие «способность к самореализации» определяется большинством исследователей как интегральная характеристика личности, которая обеспечивает непрерывное саморазвитие духовного и творческого потенциала, максимальное использование всех своих ресурсов, позитивную динамику психологического здоровья людей. Эвристичность понятия «самореализация» и возможность операционализации этого процесса создает основу для проведения эмпирических исследований условий, обстоятельств, механизмов, этапов развития способности к самореализации. Большую роль в становлении самореализации играет мотивация личности. Мотивация достижения личности представляет собой обобщенный устойчивый мотив личности, направленный на адекватно высокое стремление к успеху, потребность видеть конечный (и положительный) результат своей деятельности, стремление к успешному достижению цели, направленность личности к самореализации [12, c.48-49].

Цель исследования: изучить роль мотиваций в самореализации личности.

Задачи исследования:

.        Рассмотреть сущность понятия самореализации личности.

2.      Изучить взаимосвязь самореализации и психологического здоровья личности.

.        Рассмотреть особенности мотивации достижения самореализующейся личности.

.        Провести экспериментальное исследование роли мотиваций в самореализации личности.

Объектом изучения является процесс самореализации личности.

Предмет исследования: роль мотивации в самореализации личности.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у людей с высокой мотивацией достижения и реальной самооценкой наблюдается успешность самореализации личности, у людей с высоким уровнем избегания неудачи и низкой или завышенной самооценкой будет чаще наблюдаться более низкая неуспешная самореализация личности.

В ходе исследования были использованы следующие методики:

Многофакторный личностный опросник FPI.

- Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса.

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

- Методика Дембо-Рубинштейна.

- Самоактуализационный тест Э. Шострома.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, синтез, обобщение, абстрагирование.

Теоретической базой исследования послужили работы Л.C. Выготского, В.Е. Клочко, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Э.В. Галажинского, Б.В. Зейгарника, О.М. Краснорядцевой, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Я.А. Пономарева, В.А. Петровского, О.К. Тихомирова, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейна, Е.Е. Вахромова, Р.С. Вайсмана, И.А. Васильева, В.И. Степанского, М.Ш. Магомед-Эминова, Дж. Аткинсона, Б. Вайнера, X. Хекхаузена, Коростылевой Л.А., Кудинова С.И., Зобова Р.А. и многих других исследователей.

Экспериментальная база исследования. Экспериментальное иссле-дование роли мотиваций в самореализации личности проводилось на базе Московского областного гуманитарного института города Подольска. В исследовании принимали участие студенты 4-го курса, юноши и девушки в возрасте 20-21 лет. Исследуемая выборка составила 30 человек.

Структура работы. Работа написана на 45 листах печатного текста, состоит из введения, 2 глав, включающих параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

.1      Анализ понятия «мотивации» в психологии личности

мотивация самореализация личность

Мотивация выступает как центральная проблема психологической науки. Являясь «ядром» психологии личности, она детерминирует особенности ее поведения, общения и деятельности - основные сферы жизни человека. Недостаточно полная разработанность различных вопросов, относящихся к мотивации, сдерживает решение и других аспектов психологии личности. На особую значимость мотивации указывал А. Н. Леонтьев, который утверждал, что развитие сознания человека находит свое выражение в изменении мотивации деятельности. Деятельность направлена на свой предмет, в качестве которого и выступает мотив. Понимание в качестве мотива предмета или объекта потребности и деятельности у некоторых психологов вызывает возражение. Отмечается, что такое понимание мотива, во-первых, выносится за границу психического; во-вторых, человека окружает множество объектов и предметов потребности, которые мотивами не становятся; в-третьих, объекты и предметы потребности могут оставаться на уровне знания, не вызывая и не становясь побуждениями и, наконец, они могут вызывать множество различных побуждений [13, с. 199].

А. Н. Леонтьев считает, что в основе побуждения деятельности лежит не сама потребность, а предмет потребности, который, в его понимании, не находится за пределами психического. Говоря о предмете как мотиве деятельности, он имеет в виду чувственно воспринимаемый предмет. «В этой отраженной своей форме предмет и выступает в качестве идеального, внутренне побуждающего мотива» [24, с. 78].

В настоящее время имеются различные точки зрения на характер формирования и проявления мотивации как побудительной силы человеческой активности в различных ее формах. Большинство отечественных ученых считает, что в качестве источника активности человека выступают потребности. Некоторые ученые наряду с потребностями указывают и на другие источники (интересы, цели, стремления, идеалы, убеждения, установки, чувства и т. п.) Однако нам представляется наиболее результативным потребностный подход к пониманию мотивов, поскольку названные характеристики имеют тесную связь с потребностями и многие из них отражают специфические потребности. Так, например, имеется понимание интереса не только как эмоционального проявления, но и как потребности. Отмечается, что мотивы могут быть порождены требованиями общества, приказами или просьбами. Однако требования, приказы или просьбы могут стать мотивами при условии их принятия личностью. На это указывают и другие исследователи. Кроме того, они должны проявить себя через потребности личности. Ориентируясь на потребностный характер мотивации, В. Г. Асеев пишет: «Всякое требование, выступающее для человека только как нежелательная необходимость, которую в силу обстоятельств нельзя обойти, выполняется всегда ради какой-либо потребности, выполняется как «наименьшее зло», как наилучший выход из положения» [12, с. 140].

Известно, что потребность - это состояние организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития. Потребности выступают как источники активности. Считается, что активность проявляется в процессе удовлетворения самых различных потребностей. В жизни людей чаще всего складывается такая ситуация, когда предмет потребности не совпадает с предметом деятельности. Это наглядно проявляется в различных видах деятельности, в том числе и учебной. В производственной деятельности это вызвано, прежде всего, общественным разделением труда, в познавательной - особенностями самого субъекта познания, его интересами, возможностями и т. д. [16, с. 171].

Существует большое многообразие потребностей, которые различаются по своему предмету (материальные и духовные) и по происхождению (естественные и культурные). Классифицируют потребности исходя из процессов обмена. Существует энергетический, предметный и информационный обмен. В связи с этим можно говорить и о соответствующих потребностях. Психологическая природа человеческих потребностей выявляется в единстве таких ее характеристик, как предметность, динамичность, побудительность, связанная с формированием мотивирующей функции потребностей. Потребности человека в отличие от остального животного мира имеют общественно-исторический характер, их удовлетворение осуществляется человеческими способами, которые в свою очередь зависят от развития производства, культуры, общественных отношений. Однако деятельность возможна только на определенной ступени человеческого онтогенеза. Считается, что активность организма ребенка можно описать формулой «потребность-активность-потребность», то схема «деятельность-потребность-деятельность» имеет непосредственное отношение к личности человека, активно участвующей в общественной жизни и преобразующей ее [4, с. 109].

Наличие потребности в чем-то, а значит, отсутствие соответствующего блага приводит организм, личность к напряжению, что отражается при помощи эмоции. Такое напряжение есть не что иное, как состояние потенциальной готовности человека к действиям, поступкам. Актуализируются ли действия, поступки - это зависит от внешних и внутренних условий. Одним из внутренних условий является наличие мотива. Считается, что если потребности выступают как сущность, механизм всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности. А. Н. Леонтьев связывает образование мотива с опредмечиванием потребности. «До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функций, т. е. становится мотивом» [14, с. 89].

Потребность у него выступает как условие, предпосылка деятельности. В отраженной форме предмет деятельности (идеально) выступает в качестве мотива. Рассматривая потребностный характер образования мотивов, А. Н. Леонтьев говорит о несостоятельности гедонистической концепции мотива. С. Л. Рубинштейн также писал: «Не стремление к счастью» (к удовольствиям и т. п.) определяет в качестве побуждения (мотива) поведение людей, их деятельность, а соотношение между побуждениями (конкретными) и результатами их деятельности определяет их «счастье, их удовлетворение, которые они получают от жизни» [17, с. 129].

Не заслуживают, на наш взгляд, внимания и гомео статические концепции мотивации, поскольку человек постоянно стремится к активности, ставит перед собой новые задачи, не успокаивается на достигнутом результате. В поведении человека проявляется не только снятие напряжения, но и сознательное нарушение равновесия, которое, выражаясь как противоречие, выступает в качестве источника активности и развития. Активация дезактивированной системы позволяет утверждать то, что генезис, определенную динамику мотивационной системы можно объяснить не с позиции гомеостатической, а с позиции гетеродинамической модели. Конечно, активация не может быть без дезактивации, и наоборот. Единство и борьба данных противоположностей имеет место, как в биологических, так и в биосоциальных системах. Но только активное состояние системы способно повлиять на ее изменение, привести к развитию ее целостности и отдельных составляющих таких, например, как мотивация. Последняя, однако, является не только результатом, конечным продуктом активированной системы, но и в свою очередь способна изменить ее [6, с. 80].

Подобная позиция проявляется у К. Роджерса, который, рассматривая такой динамический конструкт, как тенденция актуализации, относит его к гетеро статической модели. По его мнению, данная тенденция всегда направлена к росту, интенсификации и самореализации человека. Он относил побуждения, которые обычно относились к гомеостатическим вариантам (голод, жажда, компетенция), к гетеростатическим. Полноценно функционирующий человек всегда стремится к движению, расширению, всегда ищет возможности для актуализации своего потенциала [18, с. 55].

Однако с точки зрения морфологии термин «гетеростаз» как антоним гомеостаза не корректен. Вторая часть этого сложного слова - «стаз» (от греч. stasis - неподвижность) означает остановку движения, застой. Если для гомеостаза такая остановка, проявляющаяся в том, что система находится в равновесном состоянии, вполне понятна, то для гетеростазиса, предполагающего движение, изменение - не вполне уместно. На наш взгляд, более обоснованно и уместно использование термина «гетеродинамическая модель мотивации». Считается, что потребностный характер мотивации заключается в том, что потребность в самом начале проявляется как определенное эмоциональное состояние, которое затем, становясь устойчивым, обобщается, осознается, становится мотивом деятельности [11, с. 112-113].

Таким образом, мотивы формируются на основе потребностей, однако было бы неверно сводить мотивы к потребностям, поскольку на основе одних и тех же потребностей у различных людей могут формироваться различные мотивы или, наоборот, на основе различных потребностей у различных людей формируются одинаковые мотивы. Данное обстоятельство говорит о том, что не только потребности человека определяют мотивы поведения. Поведение человека в большей степени определяется внутренней позицией личности или побуждениями, нежели внешними или объективными факторами. Данное обстоятельство ни в коей мере не умаляет роль внешнего, объективного, однако это внешнее, закрепившись в личности человека, играет в дальнейшем ведущую роль. Отсюда те или иные поступки, особенности поведения могут выступать в качестве средств идентификации человеческой личности, что и учитывают, например, в юриспруденции, в следственной практике [7, с. 23].

Известно, что универсальным свойством психики и всех ее проявлений является отражение. Благодаря данному свойству внешние детерминанты могут вызвать активность живых существ, но и сама активность человека способна изменить окружающую действительность. В результате активной деятельности внешние детерминанты как бы запечатлеваются в психике и могут в дальнейшем в результате волевой активности вызывать произвольные действия. В настоящее время выделяют два вида активности. Первый - это непроизвольная активность, которая проявляется благодаря наличию определенной ситуации, второй - произвольная активность, возникающая благодаря тому, что побуждение к деятельности находится в самой личности и внешние обстоятельства не имеют решающего значения [3, с. 67].

Если произвольные действия человека всегда мотивированы, то непроизвольная активность может и не иметь в своей структуре ярко выраженных мотивов. Однако и здесь, на наш взгляд, они присутствуют, но степень их осознанности очень низка, так как при этом в большей мере проявляют себя автоматизмы, стереотипы поведения. Формирование навыков и автоматизмов ранее осуществлялось в большей степени осознанно, и в структуре деятельности присутствовали мотивы, которые в дальнейшем редуцировались. Мотивы формируются не только непосредственно, отражая потребности человека, но и опосредованно. Основным средством при этом выступает воспитание как целенаправленное воздействие на формирование определенных качеств личности, ее потребностей. «Отражая потребности, мотивы не предопределены ими фатально. Мотивы поведения и деятельности человека специфичны и изменчивы. Их развитие происходит под влиянием, как окружающей действительности, так и целенаправленных воспитательных воздействий» [30, с. 168].

В. И. Ковалев, рассматривая мотивы поведения и деятельности, считает, что они несводимы к таким психологическим явлениям, как установка, эмоция, цель, влечение, желания и др. По его мнению, психические состояния также не могут выступать в качестве мотивов, в отличие от которых они более кратковременны. Вызывает сомнение и отождествление мотивов с отношениями, так как они есть следствие мотивированности. Мотив - причина того или иного отношения. В своей работе В. И. Ковалев показывает связь мотивов с различными психическими явлениями, он относит их к свойствам личности, тесно связанными с такими образованиями, как направленность и целеустремленность [10, с. 95].

Мотивы также тесно связаны с интеллектуальной, волевой, эмоциональной сторонами психики. «Интеллектуальное» влияет на содержательную, а «эмоциональное» и волевое в большей степени определяют регуляцию динамической стороны мотивации. Между мотивами и действиями не существует однозначной зависимости. Выявлено, что сильная мотивация может и не вызвать действия, поскольку в их возникновении и регуляции большую роль играют интеллектуальные и эмоционально-волевые компоненты. Поэтому результативность учебно-воспитательного процесса, например, зависит от сформированности ее потребностно-мотивационной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер [2, с. 48].

Мотивы связаны со всеми структурными характеристиками человека: способностями, характером, темпераментом (психологическими свойствами, состояниями, процессами). С одной стороны, связь выражается в том, что мотивы оказывают регулирующее влияние на эти образования, а с другой - сами испытывают на себе их воздействие. Регулирующее влияние поведения человека осуществляется через побуждающую, направляющую и регулирующую функции мотивов. Нам думается, что большое место в мотивации поведения должно уделяться антиципирующей (предвосхищающей) функции, поскольку поведение человека представлено взаимодействием всех трех пространственно-временных характеристик. Кроме того, поведение человека в пространственно-временном континууме предстает перед нами как континуум больших и малых результатов с непременной оценкой каждого из них с помощью обратной афферентации. Особенность антиципации заключается в том, что она может проявляться как в направлении от настоящего к будущему, так и в противоположном направлении. Психическая деятельность при этом, изоморфно отражая пространственно-временной континуум, значительно свернута во времени [1, с. 34-35].

Достаточное внимание сфере мотивации уделяет грузинский психолог Д. Н. Узнадзе. Он обращается к сфере мотивации и рассматривает ее с позиции установки. Д. Н. Узнадзе, исследуя особенности волевого поведения, считает, что в его основе лежит мотивация - период, предшествующий волевому акту. Для понимания определенной активности человека он вводит понятия актуальной и возможной потребностей. В основе реализации актуальной потребности, по его мнению, лежит импульс. Такую реализацию возникшей необходимости он называет обслуживанием, в отличие от удовлетворения возможной потребности, где существенную роль играет трудовая деятельность. Мотивацию он связывает с волевой, произвольной деятельностью. Возникновение мотивации в процессе волевой деятельности может быть значительно отсрочено от времени. Единым как в произвольной, так и непроизвольной деятельности является наличие установки - своего рода пускового механизма той или иной деятельности [26, с. 103].

Основное отличие произвольной деятельности от непроизвольной состоит в том, что первой предшествует значительный период поиска определенной установки, сложившейся у человека. В нем заключается смысл мотивации. При удовлетворении актуальных потребностей, и прежде всего витальных, латентный период очень незначителен в отличие от удовлетворения возможных потребностей (гностических, эстетических, эмоциональных). Это, по-видимому, одно из основных различий между человеком и остальным животным миром. Однако такое упрощение было бы, вероятно, не совсем правильно, поскольку происходят постоянная смена и развитие потребностей, в том числе и витальных, для удовлетворения которых необходима определенная отсроченность. Конечно, в научном плане можно говорить и об относительно снятых видах деятельности (произвольной и непроизвольной) и соответственно подводить под них вышеописанную базу. Однако в реальной жизни таких чистых видов деятельности не существует, и поэтому проблема мотивации и установки приобретает более сложный механизм взаимодействия, что, на наш, взгляд, является проблемой дальнейших научных изысканий [8, с. 70].

Без мотивации нет и волевой активности, Д.М.Узнадзе в своей теории о потребностях как источнике активности, указывает, что мотивация является обязательным условием возникновения волевого поведения Такая активность, направлена на удовлетворение потребностей, Когда удовлетворена потребность, тогда исчезает зависимость от неё. Потребность - это недостаток субъекта в чём-то конкретно, а мотив - обоснованное решение удовлетворить или не удовлетворить потребность в данной объективной и субъективной среде [3, с. 55]. Схема перехода потребности в мотив представлена на рис. 1.

Рис.1. Переход потребности в мотив.

Мотивом становится только осознанная потребность, и только в том случае, если удовлетворение этой конкретной потребности, многократно проходит через этап мотивации и переходите действие. Различные потребности могут существовать и могут находиться в противоречии друг к другу. Одна профессия, может интересовать человека с чисто познавательной точки зрения, другая - с материальной; с позиции престижа - третья. Направленность, устремлённость личности - одна из существенных её сторон, которая характеризует её мотивационную сферу, её инициативное поведение. Под направленностью личности понимают систему доминирующих мотивов. Ведущие мотивы подчиняют себе все другие и характеризуют построение всей мотивационной сферы человека Возникновение иерархической структуры мотивов выступают предусловием стойкости личности. Главные компоненты направленности личности - осознанные мотивы поведения цели, интересы, идеалы, убеждения [17, с. 180].

С учётом доминирующей деятельности и поведения человека, обусловленными мотивацией, различают три вида направленности

. Направленность на взаимодействие, обусловленная стойким интересом к совместной деятельности, хотя её фактический взнос в эту деятельность может быть минимальным.

. Направленность на задание, т.е. интерес к процессу труда, бескорыстное стремление к овладению новыми знаниями и умениями для наиболее продуктивной работы с коллективом

. Направленность на себя характеризуется преобладанием мотивов на достижение личного благополучия, благоустройства, желание утвердить своё первенство и престиж. Такой человек занят собой, своими чувствами, переживаниями мало реагирует на потребности окружающих людей, безразличен к коллегами своим обязанностям [27, с. 124].

Мотивы деятельности человека связаны с желаниями, целями, долгом - могут совпадать или не совпадать. В отличие от целей, далеко не все мотивы осознаются человеком. Рядом из хорошо осознанных интересов, стремлений, убеждений в психической жизни человека имеют место личностные тенденции и установки, которые недостаточно адекватно осознаются, что обуславливает деформацию в мировоззрении и в поведении [29, с. 160].

.2     
Анализ понятия «самореализации» в психологии личности

В современном обществе одной из основных ценностей является самореализация. Развитие личности становится определяющим моментом, который влияет на расстановку приоритетов, постановку целей и выбор задач и методов образования. Самоактуализация у современного подрастающего поколения стала одним из ключевых моментов ценностных ориентации. Становление личности осуществляется на всех этапах жизненного пути человека, и, безусловно, ранние периоды детства уникальны для формирования личности ребенка. Но подростковый, а дальше и юношеский возраст открывают качественно новые возможности для познания себя и других людей, реализации своих потенциалов в обществе [22, с. 162].

Самореализация - понятие, которое в настоящее время все чаще используется в науках о человеке, в т. ч. в психологии и педагогике. Усиление внимания к проблеме самореализации объясняется, все более широким пониманием ее определяющей роли в жизнедеятельности личности. Введение категории «самореализация», определение ее механизмов и уровней, соответствующих детерминант и барьеров, используемых стратегий позволяет заложить основы изучения феномена самореализации в психолого-педагогических науках [9, с. 171-172].

Самореализация - это осуществление человеком возможностей своего развития посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми, социумом и миром в целом. Самореализация пронизывает всю деятельность человека и, прежде всего, рассматривается в ракурсе человека созидающего, человека-творца. Деятельности личности, в процессе которой удовлетворяются потребности в самореализации, является творческой деятельностью. Феномен самореализации имеет явно выраженный сложный междисциплинарный характер. Он представляет интерес как для педагогов, социологов, философов, психологов, социальных работников, медиков, так и для представителей других, не менее важных наук о человеке. Проблема самореализации личности имеет большое значение для психолого-педагогической проблематики исследований, и многие особенности и закономерности самореализации личности могут быть выявлены посредством привлечения междисциплинарных знаний [27, с. 160-161].

В психологии самореализация трактуется как синоним самоактуализации и означает внутренне присущее стремление позитивного и конструктивного роста, как важнейший мотив жизни человека (А. Маслоу, К. Роджерс). Чрезвычайно важными являются представления Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева о самореализации как реализации человеком своего потенциала, характеристиками которого являются отношения человека к внешнему миру и к самому себе. работы А.А. Бодалёва, А.А. Леонтьева, Л.А. Петровской являются теоретической базой для понимания роли гуманистического общения в самореализации, в личностном становлении, в определении субъект - субъектного характера такого общения [21, с. 60].

О педагогическом влиянии самореализации растущей личности на ее воспитание и совершенствование писали К.Н. Вентцель, Г. Гаудинг, П.Ф. Каптерев, А.Н. Острогорский, К.Д. Ушинский. Общетеоретические подходы в раскрытии изучаемой проблемы заложены в трудах А.А. Вербицкого, Б.С. Гершунского, А.В. Мудрика, Н.Е. Щурковой. Определяющее влияние самореализации на другие компоненты саморазвития утверждается в работах С.Г. Вершловского и Ю.Н. Кулюткина. Особое место в исследовании проблем становления, саморазвития и самореализации личности занимают работы ученых Хабаровской научной школы (Е.В. Глухих, Г.П. Звенигородская, А.С. Косогова, Л.Н. Куликова, О.Л. Подлиняев, О.Н. Пушкина и др.). Так, Л.Н. Куликова считает самореализацию процессом, «интегрирующим все иные процессы личностного становления, направленного самовыстраивания; самореализация человека дает самые прочные основания для внутренней самостабилизации личности, ее самоадаптации и самоидентификации, рождая при этом уверенность и опыт социального взаимодействия» [14, с. 135-136].

Рассматривая самореализацию личности как процесс и как результат, следует подчеркнуть, что мы имеем дело со сверхсложной системой - личностью, которая взаимодействует с другими людьми, социумом. Для описания объекта не только требуется привлечение знаний, полученных в теориях систем, необходимо уметь описывать динамику развития этих систем, их организацию и управление ими. Говоря о самореализации, целесообразно вести речь о самопроектировании, самоуправлении, самоорганизации [6, с. 140].

Самореализация личности - целостное образование. Для самореализации важнейшим является понятие открытости системы (наличие определенных пространственных, временных и функциональных отношений с субъектами окружающей действительности), т. е. взаимодействие с другими такими же открытыми системами, осуществление полноценных, взаимообогащающих субъект-субъектных отношений. Следует отметить, что открытость является необходимым, но не достаточным условием для эффективности самореализации, т.к. любая саморазвивающаяся система открыта, но не любая открытая система саморазвивается. Необходимо правильно инициировать тенденции саморазвития и самореализации самой личности как системы [19, с. 156].

Говоря о самоорганизации жизненного пути личности, В.И. Красноперов сосредоточивает внимание «на биографии и выявлении в ней самоорганизации как специфического механизма саморазвертывания жизненного пути личности». Конституирование биографии обусловлено всеми способами существования Я на протяжении жизненного пути индивида. «Самоорганизация... выступает способом саморазвертывания и самореализации меры совершенствования личности. Предопределение есть одна из форм самоорганизации, а сам жизненный путь является самоорганизующейся системой, в которой роль самоорганизующихся центров играют судьбоносные черты. Специфика этой системы в том, что центр ее самоорганизации - человек, он, перемещаясь во времени, сохраняет вместе с тем содержание пройденного жизненного пути в виде жизненного опыта, влияющего и на степень самосовершенствования личности и выступающего как новый судьбоносный фактор, в самореализации личности» [15, с. 145].

Взаимодействуя с социальным окружением, человек на своем жизненном пути в процессе самореализации осуществляет как профессиональный выбор, так и выбор профессионального окружения, в наибольшей степени способствующий продуктивности и удовлетворенности. Отдавая предпочтение тем или иным путям своего развития, субъект основывается на более удачном опыте применения своих способностей в своих личных устремлениях. Самореализация включает в себя самопроектирование, т. е. представление о том, каким человек хочет видеть себя в ближайшем и отдаленном будущем. Посредством самоорганизации и самоуправления субъект осуществляет достижение поставленных целей, саморазвертывание своего жизненного пути. Самореализация тогда приобретает продуктивный характер, когда она направлена на развитие личности и использует адекватные субъективные стратегии [19, с. 157].

В связи с этим проблема способов самореализации личности в профессии приобретает особое значение. Так, например, долгое время проблема самосовершенствования педагога не исследовалась, т. к. в силу существовавшего стереотипа предпочитали видеть педагога непогрешимым и не сомневаться в его совершенстве. В рамках традиционной образовательной парадигмы применительно к педагогу самосовершенствование подменялось повышением квалификации, что нередко носило формальный, схоластический характер [25, с. 90].

Стремительные перемены в социально-экономической жизни нашего общества требуют кардинальных изменений в духовно-психологическом облике людей. Современному человеку необходимо обладать не только развитыми адаптационными способностями, помогающими выживать, но и способностями изменять, радикально перестраивать сами жизненные условия, изменяясь при этом внутриличностно, управляя собственной жизнью и собственным развитием. В этой связи современная личностно-ориентированная педагогика, опираясь на общую идею самодвижения, саморазвития, стремится оперировать понятиями, адекватно отражающими гуманистическую сущность человека и процесс его обучения и воспитания. Она обращается к таким категориям смежных наук, как «субъект - объект», «сознание - самосознание», «развитие - саморазвитие», «самореализация», «самоактуализация», которые подчеркивают не только внешнюю, но и внутреннюю обусловленность процессов взросления и развития. [20, с. 166-167].

На психолого-педагогическом уровне понимание самореализации вытекает из идеи личностного саморазвития, раскрывающей зависимость человека от меры его собственной активности. Явление самореализации осмысливалось еще в 30-е гг. XX в., но функциональное использование термина началось в 50-60-е гг. Понятие «самореализация» является относительно новым, хотя в последние годы используется в педагогических исследованиях довольно часто. Сначала этот термин находился в общем ряду с такими понятиями, как «самораскрытие», «самоутверждение», «самовыражение» [13, с. 130].

Несколько позже категория «самореализация» была выделена из синонимического ряда, что нашло отражение в психологическом словаре. Изначально концепция самоактуализации личности имеет своим источником общефилософскую идею саморазвития. Этимологически слово «самореализация» связано со словом «актуализация», которое трактуется как «переход из состояния возможности в состояние действительности». В самом общем смысле самоактуализация определяется как стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Именно достижение личностью такого качества провозглашается в гуманистической педагогике главной целью образования личности в отличие от формализованной передачи обучаемому знаний и социальных норм в традиционной педагогике [25, с. 101].

.3      Роль мотивации в самореализации личности

Целостное представление о самореализации личности в жизни невозможно без решения вопроса о том, какова роль мотивации деятельности личности в процессе ее саморазвития. Мотивы деятельности, связанные со стремлением личности к успешности становится необходимым условием достижения самореализации. Активность субъекта в самореализации личности обусловлена и его представлениями о побудительных мотивах. Мотивационный блок, по мнению А.М. Павловой, включающий в себя потребности и мотивационные установки субъекта, является его системообразующим признаком, определяет направление, глубину, успешность функционирования личностного потенциала и обеспечивает его поступательное развитие. Причем на разных этапах, как установил С.В. Славнов, исследуя личностные и мотивационные факторы, определяющие успешность субъекта, именно мотивационные компоненты подвергаются наиболее радикальным преобразованиям и оказывают ведущее влияние на успешность личности в жизни, профессии, на перспективу профессионального роста [1, с. 111].

Данная точка зрения подтверждается и исследованиями В.А. Бодрова, по утверждению которого самореализация, активность личности и критерии ее деятельности, в значительной мере определяются особенностями мотивов, той побудительной силой, которая направляет человека на достижение определенной цели. На каждом этапе самореализации личности, в определенных условиях деятельности доминирует та или иная система мотивов, основная функция которых - мобилизация способностей, функциональных возможностей и опыта человека на достижение поставленных целей и результатов. Эти функции, как считает автор, реализуются в том случае, когда устанавливается прямая связь желаемых, ожидаемых целей-результатов с функциональными и профессиональными возможностями человека, с необходимыми приемами, способами реализации и развития этих возможностей [26, с. 131].

В своих исследованиях Н.В. Шураева также показала, что человек, выбирая, реализуя себя, подвергается действию побуждающих мотивов, проецируя свою мотивационную структуру на структуру факторов, связанных со своей деятельностью, чрез которую возможно удовлетворение потребностей. И чем богаче потребности человека, чем более высокие требования предъявляется им к деятельности, тем большую активность он проявляет и одновременно получает большее удовлетворение [5, с. 158].

Ведущую роль мотивационно-личностных показателей в самореализации личности отмечает и С.Ю. Манухина, показавшая в своих исследованиях, что наряду с когнитивными особенностями они составляют два «ядра», обеспечивающих успешность деятельности и что конструкты психических характеристик, полученные в группах более и менее успешных людей, имеют разную структуру, и это отражается на мотивационной направленности их деятельности [14, с. 69].

Т.О. Гордеева, не умаляя значения интеллекта и способностей в самореализации личности, достижении успеха в деятельности, признает, что они являются условием, а мотивация - движущей силой достижения успешного результата. Цитируя Р. Штернберга, исследовательница подчеркивает, что мотивация становится ключевым источником различий в достижении успеха между отдельными людьми, живущими в данной среде. По ее мнению, непосредственное влияние на успешность личности в деятельности оказывают пять факторов, связанные с мотивационной сферой личности:

) специфика мотивов, лежащих в основе деятельности, проявляющаяся в доминировании внутренней познавательной и достиженческой мотивации;

) особенности целеполагания: умение ставить перед собой адекватные цели (ясные, конкретные, реалистичные и в меру трудные) и достигать их (планировать деятельность и браться за нее без лишних колебаний);

) особенности реализации целей: умение концентрироваться на задаче, работать настойчиво, не отвлекаясь и доводя дело до конца;

) особенности представлений о средствах и стратегиях достижения успешного результата: вера в контролируемость условий деятельности и свою способность справиться с ней (самоэффективность);

) адаптивные когнитивные, поведенческие и эмоциональные особенности реагирования на ситуации неудачи, помехи и трудности, возникающие в процессе деятельности (умение преодолевать трудности).

Рассматривая адаптивные (благополучные) варианты развития мотивационного процесса О.Т. Гордеева отмечает, что доминирование внутренней мотивации над внешней, проявляющееся как интерес, любознательность, ощущение компетентности, самодетерминации, позитивно связано с успешностью деятельности, показателями креативности, стремлением к знаниям, предпочтением более трудных задач. Внутренней мотивации присуще не только ощущение собственного выбора, но и удовлетворение и радость от выполняемой деятельности [21, с. 151].

Вместе с тем, как отмечают А.А. Бодалев и Л.А. Рудкевич, мотивация не только является фактором самореализации, творческой деятельности, она сама перестраивается в ходе труда, в зависимости от его характера. Если деятельность однообразна, содержит мало творческих компонентов, наблюдается мотивационный застой, редукция мотивов к творчеству, однако этот спад мало выражен у тех людей, для которых характерно чувство внутренней мотивации [15, с. 199].

Мотивационно-целевой компонент деятельности реализуется через самоактуализацию, предполагающую активную реализацию личностного потенциала и самосовершенствование человека в процессе достижения творческой зрелости личности и профессионального совершенствования. Проблема мотивации деятельности в тесной связи с вопросами целеполагания в последнее время серьезно изучается и в зарубежных психологических исследованиях, где при рассмотрении структурных, процессуальных и содержательных аспектов целей человек определяется как активный, интенциональный и целенаправленный деятель. Цели придают жизни человека чувство смысла, поэтому сложно представить себе, как возможно без целей прожить жизнь, которая была бы осмысленна и полноценна. Это справедливо и для профессиональной жизни человека, стремящегося к личностному развитию и психологическому благополучию, которое можно определить как оцениваемый человеком уровень своей компетентности и своего Я, соотнесенный с его личной иерархией целей [3, с. 171].

С этих позиций представляют интерес исследования Р. Эммонса, показавшего, что личные цели человека связаны с удовлетворенностью жизнью, с мотивационными аспектами личности, ее активностью и психологическим благополучием и что «нет характеристики более фундаментально определяющей человека, чем способность представлять себе возможные будущие результаты действий и разрабатывать средства для их достижения». По мнению Р. Эммонса, мотивация, ориентированная на действия, выступает ключевым аспектом личности, поскольку она придает поведению направление, связанность и характерную структуру. Цели, составляя часть мотивационной системы, выступают в качестве единицы мотивации, а стремления личности, как обобщающий конструкт, объединяют фенотипически различные цели, при этом «каждое данное стремление может быть реализовано различными способами и удовлетворено посредством достижения любого числа конкретных целей». Стремления служат организующими принципами мотивации, придающими согласованность и последовательность каждодневному преследованию целей. Личные стремления могут мыслиться как одна из этих референтных ценностей, используемых для регуляции действий, которые всегда содержат выбор, предполагающий альтернативные возможности. Человек создает свои цели, выбирая среди различных возможностей, и упорядочивает их так, чтобы достичь максимальной осмысленности и удовлетворения в жизни и минимизировать конфликт между ними. Личные стремления, будучи индивидуальными целями, отражают выборы, которые делают люди, направляя свою жизнь к достижению одних последствий и избегая других. Личные стремления составляют важный источник смысла, поскольку жизнь людей строится вокруг того, что они пытаются достичь [30, с. 99-100].

Таким образом, Р. Эммонс разработал подход, в центре которого находится конструкт «личные стремления», отражающие типичные или характерные задачи, которые человек стремится выполнять в своем повседневном поведении. В контексте данного исследования, опора на этот подход позволяет говорить о том, что успешность развития личности может быть определена в соответствии с тем, что она стремится для этого сделать и насколько хорошо у нее это получается. При этом цели выступают как желаемое положение дел, которого следует достичь, а стремления - это внутренние аспекты личности, связанные с самоопределением в профессии и побуждающие к активным действиям по достижению этих целей, поэтому их можно рассматривать как необходимые конструкты для понимания успехов и неудач профессиональной жизни [7, с. 89].

Выводы по 1 главе

. Мотивация выступает как центральная проблема психологической науки. Являясь «ядром» психологии личности, она детерминирует особенности ее поведения, общения и деятельности - основные сферы жизни человека. Недостаточно полная разработанность различных вопросов, относящихся к мотивации, сдерживает решение и других аспектов психологии личности. На особую значимость мотивации указывал А. Н. Леонтьев, который утверждал, что развитие сознания человека находит свое выражение в изменении мотивации деятельности. Деятельность направлена на свой предмет, в качестве которого и выступает мотив. Понимание в качестве мотива предмета или объекта потребности и деятельности у некоторых психологов вызывает возражение. Отмечается, что такое понимание мотива, во-первых, выносится за границу психического; во-вторых, человека окружает множество объектов и предметов потребности, которые мотивами не становятся; в-третьих, объекты и предметы потребности могут оставаться на уровне знания, не вызывая и не становясь побуждениями и, наконец, они могут вызывать множество различных побуждений [13, с. 199].

. Самореализация - это осуществление человеком возможностей своего развития посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми, социумом и миром в целом. Самореализация пронизывает всю деятельность человека и, прежде всего, рассматривается в ракурсе человека созидающего, человека-творца [9, с. 171-172]. В современном обществе одной из основных ценностей является самореализация. Развитие личности становится определяющим моментом, который влияет на расстановку приоритетов, постановку целей и выбор задач и методов образования. Самоактуализация у современного подрастающего поколения стала одним из ключевых моментов ценностных ориентации. Становление личности осуществляется на всех этапах жизненного пути человека, и, безусловно, ранние периоды детства уникальны для формирования личности ребенка. Но подростковый, а дальше и юношеский возраст открывают качественно новые возможности для познания себя и других людей, реализации своих потенциалов в обществе [22, с. 162].

. Целостное представление о самореализации личности в жизни невозможно без решения вопроса о том, какова роль мотивации деятельности личности в процессе ее саморазвития. Мотивы деятельности, связанные со стремлением личности к успешности становится необходимым условием достижения самореализации. Активность субъекта в самореализации личности обусловлена и его представлениями о побудительных мотивах. Мотивационный блок, по мнению А.М. Павловой, включающий в себя потребности и мотивационные установки субъекта, является его системообразующим признаком, определяет направление, глубину, успешность функционирования личностного потенциала и обеспечивает его поступательное развитие. Причем на разных этапах, как установил С.В. Славнов, исследуя личностные и мотивационные факторы, определяющие успешность субъекта, именно мотивационные компоненты подвергаются наиболее радикальным преобразованиям и оказывают ведущее влияние на успешность личности в жизни, профессии, на перспективу профессионального роста [1, с. 111].

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ МОТИВАЦИИ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

.1 Организация и методика экспериментального исследования роли мотивации в самореализации личности

В начале нашего исследования мы выдвинули гипотезу о том, что у у людей с высокой мотивацией достижения и реальной самооценкой наблюдается успешность самореализации личности, у людей с высоким уровнем избегания неудачи и низкой или завышенной самооценкой будет чаще наблюдаться более низкая неуспешная самореализация личности.

Для подтверждения нашей гипотезы мы исследовали роль мотиваций в процессе самореализации личности исследуемых студентов с помощью по следующим методикам (приложение):

- Многофакторный личностный опросник FPI.

- Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса.

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

- Методика Дембо-Рубинштейна.

- Самоактуализационный тест Э. Шострома.

Экспериментальное исследование роли мотиваций в самореализации личности проводилось на базе Московского областного гуманитарного института города Подольска. В исследовании принимали участие студенты 4-го курса, юноши и девушки в возрасте 20-21 лет. Исследуемая выборка составила 30 человек.

2.2 Обсуждение результатов экспериментального исследования роли мотивации в самореализации личности

Для подтверждения нашей гипотезы мы исследовали роль мотиваций в процессе самореализации личности исследуемых студентов.

Для исследования психологических особенностей и свойств личности студентов мы использовали многофакторный личностный опросник FPI. Результаты методики диагностики личности по многофакторному личностному опроснику FPI представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Испытуемые

Наименование шкалы


Невротичность

Спонтанная агрессивность

Депрессивность

Раздражительность

Общительность

Уравновешенность

1. Юля В.

3

5

4

6

9

6

2.Лена Е.

5

5

4

4

6

5

3.Даша В.

5

4

5

4

6

4

4. Гена Б.

7

5

6

5

5

4

5. Тоша В.

7

6

6

6

8

4

6. Лера Ш.

9

6

6

6

6

4

7. Роза М.

2

4

4

4

9

6

8. Саша Г.

5

6

4

5

6

5

9. Инна Р.

6

5

4

4

5

4

10. Вова Д.

5

6

6

5

5

4

11. Рома Ж.

5

5

4

6

4

4

12. Эдик Н.

4

4

4

4

5

4

13. Алла З.

5

4

4

5

6

5

14. Валя Ш.

5

4

4

6

7

5

15. Макс Ч.

6

5

4

5

6

4

16. Алла П.

9

8

6

6

5

4

17. Олег Г.

6

4

4

5

5

4

18. Олег М.

3

4

4

4

8

6

19. Леня А.

3

4

4

4

4

6

20. Валя Л.

8

9

6

6

4

4

21. Макс А.

4

4

4

4

4

5

22. Тина О.

4

4

4

4

8

6

23. Юлия Б.

4

4

4

4

5

4

24. Нина В.

3

4

4

4

9

7

25. Ева Х.

4

4

4

4

5

4

26. Рита М.

6

4

5

6

4

6

27. Катя М.

3

4

4

5

5

6

28. Катя К.

2

4

4

4

9

5

29. Соня Б.

7

6

5

5

5

4

30. Витя В.

8

6

6

6

4

4


Таблица 2

Испытуемые

Наименование шкалы


Реактивная агрессивность

Застенчивость

Открытость

Экстраверсия-Интроверсия

Эмоциональная лабильность

Маскулинизмфеминизм

1. Юля В.

5

4

8

7

5

5

4

4

6

4

4

4

3.Даша В.

4

4

5

5

6

4

4. Гена Б.

5

4

6

5

5

5

5. Тоша В.

6

4

5

5

7

4

6. Лера Ш.

5

4

5

4

7

4

7. Роза М.

4

4

7

8

8

4

8. Саша Г.

6

6

6

7

6

4

9. Инна Р.

4

4

6

4

5

5

10. Вова Д.

4

4

5

5

6

4

11. Рома Ж.

5

4

4

4

5

4

12. Эдик Н.

4

4

4

4

4

5

13. Алла З.

4

4

5

4

5

5

14. Валя Ш.

4

4

5

4

4

5

15. Макс Ч.

4

4

5

4

5

4

16. Алла П.

6

5

4

4

5

4

17. Олег Г.

6

4

5

7

6

4

18. Олег М.

4

4

6

4

5

4

19. Леня А.

4

4

6

4

4

4

20. Валя Л.

5

6

4

4

6

5

21. Макс А.

4

4

3

4

3

4

22. Тина О.

4

5

8

8

8

5

23. Юлия Б.

4

4

4

4

5

4

24. Нина В.

4

4

8

9

8

5

25. Ева Х.

4

4

4

5

3

4

26. Рита М.

6

4

7

7

4

5

27. Катя М.

4

5

3

5

3

4

28. Катя К.

4

4

8

7

7

4

29. Соня Б.

4

4

4

4

5

5

30. Витя В.

5

3

5

4

3

4


Рассмотрим более подробно количественные характеристики по данным шкалам.

По шкале невротичность самые высокие показатели имеют 8 человек (27 %) из 30 исследуемых студентов. Наиболее общими особенностями лиц с высокими оценками по шкале «невротичность» являются высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью. Средний уровень невротичности имеют 15 человек (50%) из 30 исследуемых студентов. Низким уровнем невротичности характеризуются 7 студентов (23 %).

По шкалам депрессивность, спонтанная агрессивность, раздражительность, уравновешенность, реактивная агрессивность, застенчивость и маскулинизм-феминизм все исследуемые 30 студентов имеют средние показатели.

По шкале общительность самые высокие показатели имеют 8 человек (27 %). Для высоких значений фактора «общительность» характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие. Средний уровень общительности имеют 22 человека (73 %). Низким уровнем общительности не характеризуются ни один из исследуемых студентов.

По шкале экстраверсия-интроверсия самые высокие показатели имеют 8 человек (27 %). Высокие оценки по шкале «экстраверсия - интроверсия» характерны для лиц экстравертированных, активных, честолюбивых, стремящихся к общественному признанию, лидерству, не стесняющихся, когда на них обращают внимание, не испытывающих затруднений в общении, в установлении контактов, охотно берущих на себя главенствующие роли во взаимоотношениях с окружающими. Средний уровень по шкале «экстраверсия - интроверсия» имеют 19 человек (63 %) из 30 исследуемых. Низкий уровень по шкале эмоциональная лабильность имеют 3 человека (10 %) из 30 исследуемых студентов.

По шкале эмоциональная лабильность самые высокие показатели имеют 6 человек (20 %). Высокие оценки по фактору «эмоциональная лабильность» свидетельствуют о тонкой духовной организации, чувствительности, ранимости, артистичности, художественном восприятии окружающего. Средний уровень эмоциональной лабильности имеют 24 человека (80 %). Низким уровнем по шкале «экстраверсия - интроверсия» не характеризуются ни один из исследуемых.

По шкале открытость самые высокие показатели имеют 6 человек (20 %) из 30 исследуемых. Средний уровень по шкале открытость имеют 22 человека (73 %). Низкий уровень по шкале открытости - 2 человека (7 %) из 30 исследуемых.

Полученные данные представим в виде диаграммы 1.

Диаграмма 1

Результаты методики диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса для исследуемых студентов представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты диагностики студентов по методике «Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач» Т. Элерса

Испытуемые

Мотивация к избеганию неудач (кол-во набранных баллов)

1. Юля В.

7

2.Лена Е.

8

3.Даша В.

14

4. Гена Б.

18

5. Тоша В.

18

6. Лера Ш.

20

7. Роза М.

8

8. Саша Г.

7

9. Инна Р.

11

10. Вова Д.

9

11. Рома Ж.

14

12. Эдик Н.

6

13. Алла З.

12

14. Валя Ш.

5

15. Макс Ч.

19

16. Алла П.

23

17. Олег Г.

17

18. Олег М.

10

19. Леня А.

16

20. Валя Л.

25

21. Максим А.

14

22. Тина О.

8

23. Юлия Б.

12

24. Нина В.

9

25. Ева Х.

13

26. Рита М.

7

27. Катя М.

14

28. Катя К.

6

29. Соня Б.

19

30. Витя В.

22

Результаты проведения исследования на мотивацию избегания неудач, представим в виде диаграммы 2.

Диаграмма 2

По результатам данной методики нами было выявлено что, 11 студентов из исследуемой группы (37 %) имеют низкий уровень мотивации к избеганию неудач, средний уровень - 10 (33 %) человек из исследуемой группы, 6 человек (20 %) исследуемой группы имеют высокий уровень к избеганию неудач, 3 человека (10 %) имеют слишком высокую мотивацию к избеганию неудач.

Результаты методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса для исследуемых студентов представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты диагностики студентов по методике «Диагностика личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса

Испытуемые

Мотивация к успеху (кол-во набранных баллов)

1. Юля В.

18

2.Лена Е.

15

3.Даша В.

10

4. Гена Б.

9

5. Тоша В.

7

6. Лера Ш.

9

7. Роза М.

19

8. Саша Г.

22

9. Инна Р.

8

10. Вова Д.

16

11. Рома Ж.

6

12. Эдик Н.

14

13. Алла З.

8

14. Валя Ш.

24

15. Макс Ч.

7

16. Алла П.

9

17. Олег Г.

6

18. Олег М.

20

19. Леня А.

9

20. Валя Л.

6

21. Максим А.

7

22. Тина О.

19

23. Юлия Б.

7

24. Нина В.

18

25. Ева Х.

7

26. Рита М.

22

27. Катя М.

8

28. Катя К.

20

29. Соня Б.

8

30. Витя В.

7


Результаты проведения исследования на мотивацию к успеху, представим в виде диаграммы 3.

Диаграмма 3

По результатам данной методики нами было выявлено что, 18 студентов из исследуемой группы (60 %) имеют низкий уровень мотивации к успеху, средний уровень - 3 (10 %) человек из исследуемой группы, 6 человек (20 %) исследуемой группы имеют высокий уровень к успеху, 3 человека (10 %) имеют слишком высокую мотивацию к успеху.


Таблица 5

Результаты диагностики студентов по методике «Самоактуализационный тест» Э. Шострома

Испытуемые

Наименование шкалы


Компетенции времени

Поддержки

Ценност. ориентаций

Гибкости поведения

Сензитив ности к себе

Спонтанности

Самоуважения

1. Юля В.

5

10

5

5

4

2

6

2.Лена Е.

4

3

3

3

4

2

2

3.Даша В.

3

3

4

4

3

3

2

4. Гена Б.

2

2

5

3

2

4

3

5. Тоша В.

2

2

4

2

3

2

3

6. Лера Ш.

3

4

3

3

2

3

2

7. Роза М.

6

9

4

4

7

2

5

8. Саша Г.

7

6

11

7

5

5

4

9. Инна Р.

3

3

2

4

4

3

2

10. Вова Д.

4

2

3

3

2

3

3

11. Рома Ж.

5

5

4

2

3

4

3

12. Эдик Н.

4

4

2

2

2

3

3

13. Алла З.

5

3

3

4

4

5

4

14. Валя Ш.

5

12

6

5

4

6

4

15. Макс Ч.

4

4

3

3

4

2

4

16. Алла П.

3

2

2

3

3

2

4

17. Олег Г.

6

4

4

5

3

3

3

18. Олег М.

6

8

5

5

5

4

6

19. Леня А.

4

4

6

3

4

3

3

20. Валя Л.

2

4

4

3

3

2

3

21. Макс А.

4

3

3

3

2

5

4

22. Тина О.

5

5

4

4

4

3

5

23. Юлия Б.

4

4

4

3

5

3

2

24. Нина В.

6

4

3

6

7

5

5

25. Ева Х.

4

3

4

2

2

3

4

26. Рита М.

5

13

7

6

5

4

4

27. Катя М.

4

3

3

5

2

3

2

28. Катя К.

7

7

5

4

4

4

3

29. Соня Б.

3

4

2

5

3

2

3

30. Витя В.

2

2

4

3

2

3

2


Таблица 6

Результаты диагностики студентов по методике «Самоактуализационный тест» Э. Шострома

Испытуемые

Наименование шкалы


Самориянтия

Предст. о при роде человека

Синергии

Принятия агрессии

Контактности

Познавател. потребностей

Креативности

1. Юля В.

4

6

3

3

5

3

2

2.Лена Е.

4

3

3

4

2

3

4

3.Даша В.

2

3

3

2

4

2

2

4. Гена Б.

3

3

4

2

3

3

2

5. Тоша В.

5

4

3

4

2

2

4

6. Лера Ш.

6

3

4

3

3

3

3

7. Роза М.

3

5

2

3

4

3

3

8. Саша Г.

6

5

5

3

4

6

6

9. Инна Р.

3

4

3

4

4

3

2

10. Вова Д.

5

4

2

4

2

2

2

11. Рома Ж.

2

3

4

4

3

2

2

3

4

3

2

2

3

3

13. Алла З.

3

3

3

3

2

2

3

14. Валя Ш.

6

5

5

4

5

7

7

15. Макс Ч.

5

3

3

3

4

2

3

16. Алла П.

2

2

3

3

3

4

2

17. Олег Г.

3

4

4

4

2

2

2

18. Олег М.

5

3

3

4

4

4

4

19. Леня А.

3

4

3

2

3

3

3

20. Валя Л.

3

3

2

2

2

4

2

21. Макс А.

2

2

3

2

4

3

3

22. Тина О.

4

5

6

3

4

5

3

23. Юлия Б.

3

3

2

4

4

3

3

24. Нина В.

3

4

4

6

4

4

4

25. Ева Х.

2

5

2

3

3

2

3

26. Рита М.

4

7

6

6

5

5

5

27. Катя М.

4

2

2

4

3

5

2

28. Катя К.

5

4

7

6

4

4

5

29. Соня Б.

3

4

4

3

3

2

2

30. Витя В.

3

3

4

2

2

3

2


Усредненные результаты диагностики студентов по методике «Самоактуализационный тест» Э. Шострома представим в таблице 7.

Таблица 7

Усредненные результаты диагностики студентов по методике «Самоактуализационный тест» Э. Шострома

Испытуемые

Уровень самоактуализация (кол-во баллов)

1. Юля В.

62

2.Лена Е.

45

3.Даша В.

40

4. Гена Б.

41

5. Тоша В.

42

6. Лера Ш.

45

7. Роза М.

60

8. Саша Г.

80

9. Инна Р.

44

10. Вова Д.

41

11. Рома Ж.

46

12. Эдик Н.

40

13. Алла З.

47

14. Валя Ш.

81

15. Макс Ч.

47

16. Алла П.

38

17. Олег Г.

49

18. Олег М.

66

19. Леня А.

48

20. Валя Л.

39

21. Макс А.

43

22. Тина О.

60

23. Юлия Б.

47

24. Нина В.

65

25. Ева Х.

42

26. Рита М.

82

27. Катя М.

44

28. Катя К.

69

29. Соня Б.

43

30. Витя В.

37


По результатам данной методики нами было выявлено что, 3 студента из исследуемой группы (10 %) имеют низкий уровень самореализации, средний уровень - 18 (60 %) человек из исследуемой группы, 6 человек (20%) исследуемой группы имеют высокий уровень самореализации, 3 человека (10 %) имеют слишком высокий уровень самореализации (свыше 80 баллов, это псевдосамоактуализация, которая свидетельствует о слишком сильном влиянии на результат обследования фактора социальной желательности или о намерении испытуемых выглядеть в наиболее благоприятном свете.

Результаты проведения исследования студентов по методике «Самоактуализационный тест» Э. Шострома, представим в виде диаграммы 4.

Диаграмма 4

Для исследования уровня самооценки исследуемых студентов мы использовали методику «Диагностика самооценки» Дембо-Рубинштейна. Результаты методики «Самооценка» Дембо-Рубинштейна представлены в таблицах 8 и 9.

Таблица 8

Результаты диагностики самооценки по методике Дембо-Рубинштейна

Испытуемые

Здоровье

Ум

Характер

Счастье

Общая оценка себя

1. Юля В.

63

80

75

68

85

2.Лена Е.

60

68

65

70

77

3.Даша В.

69

66

74

76

72

4. Гена Б.

64

60

75

70

100

5. Тоша В.

75

100

68

70

100

6. Лера Ш.

60

54

55

62

58

7. Роза М.

70

73

80

65

80

8. Саша Г.

90

100

92

90

76

9. Инна Р.

70

74

70

72

75

10. Вова Д.

75

78

69

74

73

11. Рома Ж.

60

75

61

70

71

12. Эдик Н.

79

75

68

60

75

13. Алла З.

70

60

60

65

67

14. Валя Ш.

75

70

72

70

70

15. Макс Ч.

96

80

88

85

95

16. Алла П.

39

45

50

55

59

17. Олег Г.

50

54

65

78

61

18. Олег М.

60

68

75

60

80

19. Леня А.

70

75

71

79

72

20. Валя Л.

59

59

48

59

59

21. Макс А.

72

67

78

75

22. Тина О.

80

70

79

80

80

23. Юлия Б.

66

68

75

70

80

24. Нина В.

60

70

75

75

80

25. Ева Х.

67

78

70

69

70

26. Рита М.

70

74

79

70

70

27. Катя М.

65

76

78

70

81

28. Катя К.

80

65

77

70

86

29. Соня Б.

57

46

50

61

59

30. Витя В.

50

47

34

59

55


Таблица 9

Результаты диагностики самооценки по методике Дембо-Рубинштейна

Испытуемые

Внешность

Успех в деятельности

Удовлть соц. контактами

Уверенность в себе

Пластичность поведения

1. Юля В.

60

69

78

80

74

2.Лена Е.

62

75

77

78

70

3.Даша В.

60

69

72

70

68

4. Гена Б.

88

80

80

85

87

5. Тоша В.

85

88

72

85

80

6. Лера Ш.

70

66

64

69

63

7. Роза М.

65

75

70

75

70

8. Саша Г.

74

79

77

70

76

9. Инна Р.

68

72

69

70

65

10. Вова Д.

75

77

70

72

60

11. Рома Ж.

65

70

72

70

68

12. Эдик Н.

70

76

79

75

70

13. Алла З.

60

69

72

70

68

14. Валя Ш.

78

70

70

75

72

15. Макс Ч.

85

76

84

89

91

16. Алла П.

28

50

49

54

50

17. Олег Г.

60

75

73

70

67

18. Олег М.

60

70

76

78

80

19. Леня А.

61

73

70

71

65

20. Валя Л.

59

55

50

54

46

21. Макс А.

62

74

76

77

63

22. Тина О.

65

75

80

88

85

23. Юлия Б.

76

70

68

60

67

24. Нина В.

80

82

80

78

80

25. Ева Х.

68

70

64

76

65

26. Рита М.

70

77

75

70

73

27. Катя М.

78

60

65

65

67

28. Катя К.

60

86

89

80

82

29. Соня Б.

85

66

65

70

67

30. Витя В.

30

43

56

39

57


Результаты данной методики представим в виде диаграммы 5.

Диаграмма 5

По результатам данной методики, мы выявили, что реалистичный уровень самооценки имеют 24 человека (80 %), студентов с заниженным уровнем самооценки - 3 человека (10 %) и студентов с завышенным уровнем самооценки - 3 человека (10 %).

По результатам всех проведенных методик видно, что студенты, имеющие высокую мотивацию достижения (6 человек или 20% от исследуемой группы - Юля В., Роза М., Олег М., Тина П., Нина В., Катя К.) имеют высокий уровень самореализации личности и реалистичную самооценку. Студенты, имеющие высокую и очень высокую мотивацию к избеганию неудач (9 человек или 30% от исследуемой группы - Гена Б., Тоша В., Максим Ч., Олег Г., Алла П., Валя Л., Соня Б., Витя В., Лера Ш.) характеризуются низким уровнем самореализации личности, низкой или нереальной завышенной самооценкой и меньшей успешностью.

Выводы по 2 главе

По результатам нашего исследования можно сделать выводы:

. 11 студентов из исследуемой группы (37 %) имеют низкий уровень мотивации к избеганию неудач, средний уровень - 10 (33 %) человек из исследуемой группы, 6 человек (20 %) исследуемой группы имеют высокий уровень к избеганию неудач, 3 человека (10 %) имеют слишком высокую мотивацию к избеганию неудач.

. 18 студентов из исследуемой группы (60 %) имеют низкий уровень мотивации к успеху, средний уровень - 3 (10 %) человек из исследуемой группы, 6 человек (20 %) исследуемой группы имеют высокий уровень к успеху, 3 человека (10 %) имеют слишком высокую мотивацию к успеху.

. 3 студента из исследуемой группы (10 %) имеют низкий уровень самореализации, средний уровень - 18 (60 %) человек из исследуемой группы, 6 человек (20%) исследуемой группы имеют высокий уровень самореализации, 3 человека (10 %) имеют слишком высокий уровень самореализации (свыше 80 баллов, это псевдосамоактуализация, которая свидетельствует о слишком сильном влиянии на результат обследования фактора социальной желательности или о намерении испытуемых выглядеть в наиболее благоприятном свете.

4. Реалистичный уровень самооценки имеют 24 человека (80 %), студентов с заниженным уровнем самооценки - 3 человека (10 %) и студентов с завышенным уровнем самооценки - 3 человека (10 %).

По результатам всех проведенных методик видно, что студенты, имеющие высокую мотивацию достижения и реальную самооценку (6 человек или 20% от исследуемой группы - Юля В., Роза М., Олег М., Тина П., Нина В., Катя К.) имеют высокий уровень самореализации личности. Студенты, имеющие высокую и очень высокую мотивацию к избеганию неудач (9 человек или 30% от исследуемой группы - Гена Б., Тоша В., Максим Ч., Олег Г., Алла П., Валя Л., Соня Б., Витя В., Лера Ш.) характеризуются низким уровнем самореализации личности, низкой или нереальной завышенной самооценкой и меньшей успешностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что у людей с высокой мотивацией достижения и реальной самооценкой наблюдается успешность самореализации личности, у людей с высоким уровнем избегания неудачи и низкой или завышенной самооценкой будет чаще наблюдаться более низкая неуспешная самореализация личности подтверждена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Смысл жизни каждого человека состоит в наиболее полной жизненной самореализации, что означает максимально возможную пользу, которую он может принести себе, близким, обществу, в котором он живет. Принести на основе индивидуальных качеств, задатков, способностей, знаний, умений, навыков, нравственных и мировоззренческих ценностей, определяющих масштаб личности [16, с. 43].

Слово «реализовать» - значит сделать реальным, осуществить, провести в жизнь Самореализация определяется различными авторами по-разному. Например, как условие и гарантия свободы личности, непрерывный динамичный процесс развития и совершенствования личности. Или как осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени [8, с. 105].

Уровень самореализации непосредственно связан с развитием личности, поскольку определяет степень адекватности приложения ее собственных усилий по самоосуществлению, выражаемых в деятельности (содеятельности), творчестве (сотворчестве). Уровень развития личности проявляется в уровне ее самореализации. Мотивация достижения представляет собой обобщенный устойчивый мотив личности, направленный на адекватно высокое стремление к успеху, потребность видеть конечный (и положительный) результат своей деятельности, стремление к успешному достижению цели, направленность личности к саморазвитию и самообразованию [10, с. 67].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

.        Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Наука, 2011. - 257 с.

.        Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. - 144 с.

.        Вахромов Е.Е. Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии // Потенциал личности: комплексный подход: Материалы Первой Всерос. Internet-конференции. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. - С. 150-152.

.        Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. - М.: Междунар. педагогическая академия, 2011. - 209 с.

.        Вязина К. Я. Саморазвитие человека (инновационный опыт) /Под ред. Т. Я. Стрешина. - Н. Новгород, 2007. - 140 с.

6.      Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. -1994. - № 3. - С. 43-52.

7.      Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации. - М.: Смысл, 2007. - С. 90-91.

.        Гришина Н.В. Психология конфликта: учебник / Н. В. Гришина. - М.: Наука, 2006. - 300 с.

9.      Зобов Р.А. Самореализация человека: введение в человекознание / Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2008. - 231 с.

.        Кебина Н.А. Философия смысла и самореализации личности / Н.А. Кебина. - М.: Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2009. - С. 107.

.        Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 390 c.

12.    Коростылёва Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Речь, 2008. - 308 с.

.        Кудинов С.И. Функционально-стилевой подход в исследовании самореализации личности // Наука. Образование. Практика: Сб. материалов регион. межвуз. науч.-практ. конф. - Уфа: Восточный университет, 2007. - С. 109-110.

.        Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2010. - 480 с.

15.    Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Современная психология мотивации. - М.: Смысл, 2009. - С. 132-136.

16.    Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. -187 с.

.        Лившиц Р.Л. Духовное самоопределение личности / Р.Л. Лившиц; отв. ред. Н.Н. Целищев // Основания индивидуального бытия / Рос. филос. о-во и др. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2008. - С. 65.

.        Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: Структура и механизмы. - М.: Академия, 2007. - 200 с.

.        Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Речь, 2009. - 276 с.

.        Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Речь, 2006. - 302 с.

.        Орлов А. Б. Онтопсихология: основные идеи, цели, понятия и методы // Вопросы психологии. - 2008. - № 3. - С. 150-155.

22.    Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Г.С. Никифорова, Л.Д. Коростылевой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 232 с.

.        Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2010. - 720 с.

24.    Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 2007. - 305 с.

.        Фромм Э. Душа человека. - М.: ООО «Изд-во АСТ - ЛТД», 2008. - 664 с.

26.    Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. - СПБ.: Речь, 2001. - 278 с.

.        Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 2007. - Т.1 - 480 с.

.        Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 2008. - Т.2 - 398 с.

.        Холл К., Гарднер Л. Теории личности. - М.: Аспект-Пресс, 2009. - 507 с.

.        Чулаков Д.К. Индивидуализация и самореализация в современной социальной реальности : [электрон. ресурс] / Д.К. Чулаков. - http://www.psu.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ

. Методика диагностики личности на «мотивацию к избеганию неудач», предложена Т. Элерсом, методика состоит из списка слов, 30 строк, по 3 слова в каждой строке. Исследуемый выбирает в каждой строке только одно слово, которое наиболее точно характеризует его. Методика является методикой субъективной оценки.

Испытуемый получает по 1 баллу за выборы, приведенные в ключе. Другие варианты ответов испытуемого баллов не получают. Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите. От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

. Методика «мотивации к успеху», автором которой является Т. Элерс состоит из 41 утверждения, где исследуемый выбирает наиболее подходящее утверждение для себя, методика также является, методикой субъективной оценки. Таким образом, определяются уровни выраженности мотивации достижения.

По 1 баллу начисляется за ответы «да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41. Также начисляется по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы: 6, 19, 18, 20, 24, 31, 36, 38,39. Ответы на вопросы 1,11, 12,19, 28, 33, 34, 35,40 не учитываются. Далее подсчитывается сумма набранных баллов.

Выделяют 4 уровня: от 1 до 10 баллов - низкая мотивация к достижению успеха; от 11 до 16 баллов - средний уровень мотивации к достижению успеха; от 17 до 20 баллов - умеренно высокий уровень мотивации к достижению успеха; свыше 21 балла - слишком высокий уровень мотивации к достижению успеха.

. Самоактуализационный тест Э. Шострома, предназначенный для
диагностики личностных особенностей, а также для оценки самоактуализации личности. При помощи опросника измерялись такие параметры личности, как степень ориентированности на «настоящее», способность жить без невротической зависимости от мнения окружающих, ценностные ориентации, ценность для личности принципов самоактуализации, гибкость поведения, экзистенциальность, понимаемая как способность ситуационно реагировать без регидной приверженности принципам, и другие.

При обработке результатов тестирования подсчет баллов, полученных испытуемым, осуществляется с помощью ключей к методике.
Каждый ответ обследованного, совпадающий с вариантом, указанным в ключах, оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым. Пункты теста, оставленные без ответа, или те, в которых отмечены оба варианта, при обработке не учитываются. В случае если количество таких пунктов превысит 10% от их общего числа (13 и более), результаты исследования считаются недействительными.

Интерпретация результатов:

) 40-45 баллов - низкий уровень самореализации (характерны для больных неврозами, различных форм пограничных психических расстройств).

) 45-55 баллов - средний уровень самореализации (составляет психическую и статистическую норму);

) 56-79 баллов - высокий уровень самореализации;

) свыше 80 баллов - псевдосамоактуализация (свидетельствует о слишком сильном влиянии на результат обследования фактора социальной желательности или о намерении испытуемых выглядеть в наиболее благоприятном свете).

. Методика «Диагностика самооценки» Дембо-Рубинштейна. Тест предназначен для психологической диагностики состояния самооценки по следующим параметрам: высота самооценки (фон настроения), устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость), степень реалистичности и/или адекватности самооценки (при ее повышении), степень критичности, требовательности к себе (при понижении самооценки), степень удовлетворенности собой (по прямым и косвенным индикаторам), уровень оптимизма (по прямым и косвенным индикаторам), интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки, противоречивость/непротиворечивость показателей самооценки, зрелость/незрелость отношения к ценностям, наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции», характер и содержание проблем и их компенсаций.

Интерпретация результатов. Количество баллов от 45 до 74 ("средняя" и "высокая" самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.

. Многофакторный личностный опросник FPI. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. Опросник FPI содержит 12 шкал. Общее количество вопросов в опроснике - 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Анализ результатов следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать исследование несостоявшимся. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки.

Интерпретация результатов. К низким относятся оценки в диапазоне 1-3 балла, к средним - 4-6 баллов, к высоким - 7-9 баллов. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки.

Похожие работы на - Роль мотивации в самореализации личности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!