Роль интуиции и эмпатии в понимании других людей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    74,59 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль интуиции и эмпатии в понимании других людей

Введение


Проблематика. В нашей жизни, культуре и науке проблемы взаимопонимания зародились, возможно, еще вместе с появлением «человека разумного». И с дальнейшим развитием человека в социуме, с дальнейшим ускорением темпа его жизни, постоянно росло на него влияние способности быстрого "нахождения языка" друг с другом. При этом некоторые авторы говорят о том, что следует различать понятия - «межличностное понимание» и «взаимопонимание». Взаимопонимание представляется им как понимание человека человеком по каким-то конкретным вопросам, оно весьма ситуативное и обусловленное; оно в меньшей степени связано с пониманием другого человека. Так или иначе, межличностное взаимодействие является необходимым условием жизни нормального общества и присутствует в ней всегда и повсеместно, оно важно и неизбежно во всех сферах жизнедеятельности человека. Проблема понимания рассматривается и исследуется многими социально-гуманитарными науками, но в социальной психологии, наверное, ключевую роль в создании чувства понимания и понимания вообще, играют такие важнейшие составляющие межличностного взаимодействия как интуиция и эмпатия. От того, как люди понимают друг друга, во многом зависит и качество нашей жизни, и наш успех, и наше здоровье, и счастье отдельного человека.

Тема работы: «Роль интуиции и эмпатии в понимании других людей».

Актуальность. Проблема понимания других людей - одна из самых острых в современном обществе. По-возможности более полное исследование всех аспектов межличностного общения и взаимодействия человек-человек, в направлении возможности достижения в нем наибольшего взаимопонимания, позволит нам понять и объяснить многие социальные проблемы общества, проблемы социальных групп, семьи и личности. Если человек способен понять другого человека, он начинает к нему относиться с большим терпением и уважением, которое порождает ответное уважение. Когда человек стремиться понять другого, он начинает к нему относиться с большим терпением и уважением, которое всегда рождает ответное уважение и понимание. Именно здесь и выходят на первый план понятия эмпатии и интуиции. Краткий анализ научной литературы позволяет утверждать, что проблема эмпатии и интуиции до сих пор еще недостаточно изучена.

Цель исследования заключается в определении психологической природы категорий «эмпатия» и «интуиции», их роли в человеческом общении и понимании других людей. Исходя из намеченной цели, перед автором курсовой работы ставятся следующие задачи:

-     определить понятия «эмпатия» и «интуиция»;

-       рассмотреть отдельные их виды;

-       исследовать психологическую природу и взаимосвязь данных понятий;

-       охарактеризовать их роль в общении и понимании других людей;

-       исследовать проблемы понимания человека человеком;

-       наметить возможные пути решения данных проблем в обществе;

-       сделать выводы.

Методологию исследования в процессе написания работы, как инструментарий для поиска необходимого фактического материала сотавит: изучение и анализ научной и учебной литературы, публикаций и статей, материалов интернет-сайтов по данной тематике, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, моделирование, сравнение, анализ и синтез.

 

1. Эмпатия и ее значение

эмпатия интуиция межличностный

1.1 Сущность эмпатии и ее природа

В процессе общения и взаимодействия между людьми, происходит восприятие одним человеком другого как личности; и это восприятие является непременной составляющей общения и называется в социальной психологии - перцепцией. Изначально по внешней стороне поведения мы как бы читаем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. При этом наблюдается некоторое сопоставление себя с другим, которое происходит со стороны обоих партнеров одновременно, где каждый «уподобляет себя другому» (идентификация). Это есть один из наиболее простых способов понимания других людей, и конечно не единственный. Однако в жизненных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким образцом, когда мнение о внутреннем состоянии другого человека формируется на основе попытки поставить себя на место партнера. Исследования показывают, что имеет место взаимосвязь между идентификацией и другим по содержанию весьма близким явлением - эмпатией.

Эмпатия - есть осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Эмпатия представляет собой способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир принять его со всеми его мыслями и чувствами. Эмпатия является ядром такого важнейшего социально-психического явления как взаимопонимание, которое понимается как глубокое взаимное проникновение людей в духовный мир друг друга. Другими словами это особы способ восприятия других людей, обусловленный не рациональным осмыслением их проблем, а желание эмоционально откликнуться на их проблемы. Основу эмпатии составляет эмоциональная отзывчивость и интуиция, но при этом значительную роль играет разум, рациональное восприятие одушевленных объектов. При этом способность к эмпатии у всех людей различна, но принято, в общем, выделять три уровня развития способности к эмоциональному отражению:

-     низкий уровень - общаясь с партнером, индивид показывает своеобразную слепоту к чужим проблемам, переживаниям, намерениям;

-       средний уровень - в процессе общения у индивида появляются отрывочные представления о переживаниях партнера;

-       высокий уровень - характеризуется умением быстро войти в состояние другого индивида как в отдельных моментах, так и на протяжении всего процесса взаимодействия.

Проблема взаимопонимания и эмпатии по отношению к другому человеку нашел довольно большое отражение в работах многих авторитетных психологов, социологов и ученых, исследующих проблемы взаимоотношения людей. При этом, подавляющая часть исследователей определяют «эмпатию» как некий особый способ понимания другого человека, как способность индивида поставить себя другого, понимать и учитывать чужую точку зрения. В процессе взаимодействия индивидов друг с другом важно обрести взаимопонимание и научиться считаться друг с другом, ибо без этого нельзя наладить нормальную совместную деятельность.

Так, например, известный немецкий философ и психолог Вильгельм Дильтей полагал, что объектом изучения психологии является - «понимание». Он обозначил понятие «чужая психология» основанное на наблюдениях за своим собственным внутренним миром. В соответствии с распространенным в те времена воззрениям, понимать чужие чувства и намерения способен лишь тот, кто некогда сам испытывал на себе нечто подобное. Поэтому «понимание» в те времена трактовалось и как процесс переживания. Данный подход базировался на том суждении, что психику другого человека можно постичь лишь посредством сравнения и идентификации.

Однако нам, как психологам, будет более интересен взгляд на природу эмпатии обозначенный советским и российским социальным психологом и социологом, доктором философских наук Галиной Михайловной Андреевой. Андреева полагает, что эмпатия это «не рациональное постижение проблем другого индивида, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Она должна быть противопоставлена пониманию в строгом смысле этого слова; слово «понимание» употребляется в данном случае только как метафора: эмпатия есть эффектное «понимание». Из данного определения становится очевидным, что автор делает акцент на эмоциональном аспекте эмпатии; сопоставляя механизмы идентификации и эмпатии, она отмечает не только их сходство, но и различия. Различие, по мнению Андреевой, выражено в том, что «взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения, не обязательно означает отождествлять себя с этим человеком». Идентификация определена ей как один из самых простых способов понимания другого человека через употребление себя другому. Ну а сходство этих механизмов проявляется в том, что в обоих случаях «присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения».

Если более конкретно пояснить проявление этих двух механизмов, то Андреева пишет: «Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же проявляю к нему эмпатию, я просто сочувственно принимаю во внимание линию его поведения, но свою собственную могу строить по-иному». Таким образом, исследуя механизмы взаимопонимания, в процессе общения, автор пытается развести близкие по содержанию понятия: идентификация и эмпатия. «И в том, и в другом случае налицо будет «принятие в расчет» поведения другого человека. Однако, результат наших совместных действий будет различным: одно дело понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, другое дело - понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей, но действуя по-своему». Получается, что здесь речь с одной стороны идет об эмпатии как сочувствии, а с другой стороны об эмпатии, где элементы сопереживания и сочувствия могут попросту отсутствовать. Таким образом, соучастие и сопереживание - не смысл и не функция эмпатии, а всего лишь эмоциональные средства достижения некой иной цели.

Как бы там ни было, но способность человека к эмпатии представляет собой обязательное условие понимания, познания и взаимодействия между общающимися людьми в их совместной деятельности.

.2 Классификация и характеристика видов эмпатии

Не смотря на то, что проблема эмпатии в последние годы становится все более актуальной, довольно долго большинство авторов не попытались классифицировать различные виды этого явления, а первые шаги были предприняты относительно недавно. Если рассмотреть особенности психологической природы эмпатии, то можно предложить классификацию по различным признакам.

В качестве одного из классификационных признаков можно предложить - глубину протекания. Производить оценку намерений и поступков другого индивида с позиции своего собственного «Я» представляет собой элементарный случай эмпатии, а следовательно - первый уровень. Всего таких уровней - три. Однако при включении в сюда оценку другого человека, то происходит и увеличение уровня глубины протекания. Здесь наблюдается уже не только знание или понимание другого человека, а постижение и того, как этот человек, в свою очередь понимает его самого. Если человек характеризуется вторым или третьим уровнем эмпатии, то это говорит о развитости его способности к эмпатии.

В соответствии с тем, какая затронута сторона психики другого индивида, можно выделить следующие виды эмпатии:

-     эмоциональная;

-       оценочная;

-       когнитивная.

Эмоциональную эмпатию можно также разделить на эмпатию сочувствия и эмпатию сопереживания. Сочувствие - это переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого человека. Сопереживание - это переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним. Эмпатия сочувствия начинает интенсивно развиваться лишь в подростковом возрасте. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называют помогающим). В этом разрезе эмпатия была подробно исследована нашим психологом, кандидатом психологических наук Татьяной Павловной Гавриловой, она провела очень серьезный анализ развития эмоциональных составляющих эмпатии, и признана в отечественной и зарубежной психологии.

Оценочная эмпатия характеризуется способностью человека к оценке своих намерений, действий и личностных качеств с позиции другого человека. Данная форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека. Оценочная эмпатия, в отличие от эмоциональной, относится к разновидности «понимающей» эмпатии, хотя и обладает больше этическим оттенком.

Когнитивная эмпатия представляет собой способность индивида предвидеть замысел другого. В основе иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия, проявляющаяся в виде понимания индивидом психического состояния другого человека без изменения своего собственного состояния. Когнитивная эмпатия заключается в готовности одного человека принять точку зрения другого человека, тогда как эмоциональная эмпатия связана с готовностью откликнуться на чисто эмоциональном уровне. Иногда когнитивную эмпатию характеризуют как эмпатию познавательную. Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости.

В качестве следующего классифицирующего признака можно обозначить - длительность протекания. Здесь эмпатия может быть:

-     кратковременной;

-       долговременной.

Кратковременная или ситуативная эмпатия ориентирована на ограниченное взаимодействие с другими людьми в общении, в процессе которого индивид ставит себя в положение другого человека, пытается понять его позицию. Долговременная или длительная эмпатия проходит на протяжении относительно длительного периода времени и ее проведение может потребовать от индивида долгого обдумывания всех «за» и «против». Длительная эмпатия может состоять иногда из множества действий, которые подчинены одной цели.

Особенности различных видов деятельности индивида, включая профессиональную деятельность, придают некоторую специфику человеческим взаимоотношениям, формируя при этом характерные виды эмпатии. Деятельность индивида при этом формируется из различных ситуаций, в которые включен индивид. В частности, деятельность юриста, менеджера, учителя и прочие, когда можно судить о профессиональной способности к эмпатии.

Значительная часть управленцев, например, могут выступать не только как руководители, но и как воспитатели и педагоги, разбирающиеся в душах своих сотрудников, готовые придти на помощь своим подчиненным. Не вызывает сомнения тот факт, что способность руководителя «поставить себя на место» своего подчиненного, понять и иметь в виду точку его зрения, позволит эффективно применять его знания и навыки, что повысит успешность служебного общения и взаимодействия между ними. Поэтому особенность эмпатии руководителя связана с учетом позиции, состояния и интересов его подчиненных для регулирования их деятельностью и мобилизации на выполнение задач стоящих перед организацией.

Определенные профессиональные действия юриста, например, следователя, несколько похожи на случай с руководителем, тем не менее особенность эмпатии следователя заключается в том, что он прежде чем сделать конкретные выводы относительно характера содеянного, обязан понять замысел подозреваемого, мотивы его поступка, в данном случае эмпатия следователя сориентирована на установление истины и представляет собой сложный мыслительный акт.

Специфическая эмпатия педагога заключается в том, что его деятельность связана с воздействием на воспитанника с целью формирования его личности. Эффективность и действенность этого воздействия зависит не только от предыдущих взаимодействий с ним, от характера этих взаимодействий, но и от так называемых «внутренних условий». «Внутренние условия» определил советский психолог С.Л. Рубинштейн. Он говорил, что при объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (педагогические и т. д.). Педагог строит свои отношения с воспитанником, заблаговременно предвидя его точку зрения, считаясь с его внутренней позицией.

В этих и других областях деятельности эмпатия обладает своей спецификой, своим как бы оттенком. Наиболее существенное различие эмпатии в сложных формах деятельности индивида заключается в ситуативности ее проявления, т.е. зависит от определенной ситуации. Получается, что способы классификации разных видов эмпатии их характеристика не счерпываются перечисленными классификациями, их может быть довольно много.

Способность к эмпатии отчасти социально обусловленная, отчасти генетически предопределенная черта личности. Для ее измерения используется опросник А. Меграбяна, состоящий из 83 вопросов (Приложение А). Степень согласия с каждым вопросом-утверждением оценивается испытуемым в регистрационном бланке по 9-балльной шкале (от -4 до +4 с шагом в 1 балл).

Опросник позволяет измерить следующие компоненты эмпатии:

1)  эмпатическую тенденцию, способность к сопереживанию, впечатлительность;

2)      тенденцию к присоединению, способность к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки;

)        сенситивность к отвержению, соответственно способность к возникновению адекватного чувства вины, восприимчивость к критике в свой адрес.

.3 Эмпатия как механизм межличностных отношений

Механизм эмпатии был рассмотрен в работе как механизм межличностного познания, однако следует добавить, что механизм эмпатии, как правило, рассматривают и как основной защитный механизм, а также механизм развития человеческих отношений. Поэтому одной из главных ее функций является функция развития межличностных отношений. В отношении процесса развития эмпатии психологи не в состоянии определенно сказать в каком возрасте эта способность приобретается. Частично это происходит из-за недостатка эмпирических исследований. Но даже при отсутствии однозначных ответов большинство исследователей придерживаются мнения о том, что дети с малых лет способны к эмпатии и что их эмпатийные навыки развиваются с возрастом.

Согласно результатам множества проведенных исследований, одной из центральных форм проявления эмпатии является симпатия. Симпатия характеризуется принципом подобия некоторых биологически-социальных особенностей взаимодействующих индивидов. В случае отсутствия проявления принципа подобия, мы можем наблюдать так называемую индифферентность чувств. Ну а если же возникает выраженное несоответствие или даже противоречие, то это приводит к появлению дисгармонии в когнитивных структурах взаимодействующих субъектов и влечет за собой появление односторонней или взаимной антипатии.

Возникновение чувства симпатии в межличностном общении индивидов способно форсировать переход с одного этапа отношений людей к другому, а кроме этого расширять и усиливать их отношения. Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. И симпатия, и антипатия, могут характеризоваться как одной направленностью (без взаимности), так и вполне обоюдной, т.е. взаимной. Эмпатия может быть в разной мере осознанной, и наблюдаться у одного или обоих общающихся партнеров. В реальной жизни можно наблюдать также межличностные отношения, обусловленные не принципом подобия, а принципом дополнительности, который находит свое выражение в выборе друзей, мужа, жены и т.д. В какой-то степени осознанно или неосознанно индивиды выбирают себе таких партнеров, позволяющих в дальнейшем удовлетворять разного рода взаимные потребности.

Самые разнообразные виды эмпатии основываются на чувствительности индивида к собственному миру и миру других людей. В процессе эволюции человеческой эмпатии как качества личности, вырабатывается эмоциональная отзывчивость и способность предсказывать эмоциональное состояние партнеров по общению.

Схематично это можно представить так:


Люди, наделенные высоким уровнем эмпатии, демонстрируют интерес к другому человеку, они оптимистичны, эмоциональны и пластичны. Ну а те личности, у которых наблюдается довольно низкий уровень эмпатии, характеризуются постоянными трудностями в налаживании контактов, они - интроверты, они эгоцентричные и ригидные. Главным недостатком, уменьшающий эффективность эмпатийного восприятия другого человека является отчужденность, безразличие к людям вообще. Сегодня к сожалению, отчужденность уже является социальной нормой поведения, где всякий стремится к независимости, уединению, отстраненности, экономии физических и психических ресурсов. При этом другой человек зачастую нас начинает интересовать только когда нам от него что-то нужно, когда мы от него зависим или когда он является препятствием для наших интересов и потребностей. В этом наблюдается негативный функционально-оценочный подход к личности, и это, конечно же, неправильный подход. Здесь слишком много предвзятости, какого-то личного интереса, меркантилизма - другими словами всего того, что «загрязняет» эмпатию, из-за чего она становится обрывочной и поверхностной.

Те жизненные условия, в которых возникают и развиваются межличностные отношения, также могут оказывать существенное влияние на них и определять их глубину и влиять на динамику этих отношений. Так, например, жизнь в городе имеет более высокий темп, по сравнению с деревней. В городе гораздо выше степень общественного контроля, частая смена условий, работы, жилья и т.д.; и как результат межличностные контакты в городе характеризуются кратковременностью, множественностью и функционально-ролевой природой общения. Получается, что налаживание и поддержание близких отношений между людьми в городских условиях обусловлено психическими перегрузками, большой потерей личного времени, материальностью этих отношений и т. д. Роль временного фактора в межличностных отношениях зависит и от того, в какой конкретной социокультурной среде они развиваются. Ключевую роль в развитии межличностных отношений играют определенные ситуации, в которых люди общаются и взаимодействуют. В первую очередь это характеризуется видами совместной деятельности, в ходе которой формируются межличностные контакты, с этнической средой, характером ситуации, материальными ресурсами и т. д. Не секрет, что зачастую отношения между людьми начинают быстро развиваться в некоторых местах (в частности, в больнице, общественном транспорте и других). Это явление объясняется высокой зависимостью людей от внешних факторов, непродолжительной совместной жизнедеятельностью и пространственной теснотой.

Эмпатийное восприятие другого человека зачастую блокируются эгоистической ориентацией индивида, когда индивида заботит только своя собственная персона, а другие мало волнуют. Эмпатии в отношениях между людьми также мешает и психологический дискомфорт внутри человека. Если индивид агрессивен, чем-то обеспокоен, впал в депрессию, озабочен насущными проблемами, то ему просто не до сопереживания и сочувствий к другим. При этом, эмпатическое постижение индивидуальности партнера подменяется стереотипными выводами о поведении среднестатистической личности. Т.е. он лишается тех необходимых для проявления эмпатии «степеней свободы», его психика и голова загружена своими проблемами. Поэтому для такого индивида восприятие причин и результатов внутреннего состояния другого человека становится весьма поверхностным; и как следствие - неправильные советы, поспешные выводы, несправедливые требования к партнеру.

Зачастую попытки эмпатийного восприятия партнера выдает нам извращенную картину его внутреннего мира. Это может происходить по причине того, что мы начинаем безосновательно проецировать на людей свои собственные черты - привычки, пороки, эмоциональные переживания в прошлом или начинаем использовать сомнительные мерила, эталоны при оценке другого человека. В частности, это могут быть отжившие принципы, обывательские «мудрости» или необъективные суждения.

Хорошим условием для успешного формирования межличностных отношений является взаимная информированность общающихся людей друг о друге, которая появляется в результате межличностного познания. Но в данном случае многое определяется субъективными особенностями субъектов общения. Такими субъективными особенностями являются возраст, национальная или половая принадлежность, свойства характера, профессия, состояние здоровья, опыт общения с людьми и отдельные характеристики личности партнеров.

Способность человека к эмпатии напрямую зависит от его эмоциональных возможностей, и в первую очередь от эмоциональной реактивности и активности. Эмпатия будет иметь низкий уровень при малейших интеллектуальных нарушениях у индивида. Ничего хорошего нельзя ожидать от эмпатии, если у индивида весьма ограниченный объем восприятия, если он не наблюдателен, мыслит стереотипно и делает примитивные выводы.

 

2. Психологическая природа интуиции


.1 Понятие и интуиции и ее особенности

Само слово «интуиция» происходит от латинского - intueor, что в переводе означает «пристально смотреть». Интуиция представляет собой некий способ, посредством которого мы общаемся с нашим сознанием, это способность человека постигать истину без помощи доказательств. Ее еще называют шестым чувством. На протяжении всей истории различные мыслители и философы видели в ней единственно достоверное средство познания мира.

В конце 19-го века феномен интуиции начинает проникать в область интересов психологов, и, в соответствии с общим направлением развития психологии в этот период, в их подходе к интуиции просматривается стремление найти пути её экспериментального моделирования и изучения. Вместе с тем конкретно-психологические исследования интуиции весьма малочисленны, в первой половине 20-го века проводятся эпизодически, более оживляются после 60-х годов, на рубеже 20-го и 21-го веков становятся заметными на фоне общей психологической проблематики. Однако и в настоящее время число психологических исследований, посвященных интуиции, значительно уступает числу философских трудов на данную тему.

Зачастую, когда речь заходит об интуиции, многие подразумевают бытовую повседневную интуицию. Сегодня с определенной долей уверенности можно утверждать, что основу интуиции составляет накопленный жизненный опыт. Именно жизненный опыт оказывает нам помощь в принятии некоторых решений, а также подсказывает, как поступить в конкретной ситуации. Иногда интуицию еще называют «здравым смыслом». Поэтому на бытовом уровне ее можно попробовать определить, как особое чутье, некую проницательность человека. Такая повседневная интуиция появляется аналогично вспышке молнии при появлении какой-то опасности, или способна обнаруживаться в безопасной ситуации.

Психологи же рассматривают интуицию как особую характерную способность, которая представляет собой частью механизма творческой деятельности личности. Опыт показывает, что творческая идея возникает в тот момент, когда индивид увлечен абсолютно иным делом. Интуицию тесно связывают с бессознательными психическими процессами - памятью, волей, воображением, логическим мышлением. Вместе с тем, интуиция есть производная от сознания, и обнаруживается в познавательных и созидающих функциях. Именно этим она и отличается от неосознанных психических процессов животных, которые называются «инстинктами».

Считается, что интуиция помещается в правом полушарии мозга и связана с работой лобных долей, в которых и обрабатывается вся полученная человеком информация. Посредством интуиции задействуются еще малоизученные интеллектуальные механизмы, множеству которых даже нет в науке до сих пор названия и определения. Наша цивилизация пошла технократическим путём развития. Это предполагает доминантное развитие левополушарной активности (логическое мышление, разделение объекта изучения на части (анализ), словесно-вербальные способности). На процесс активной тренировки левого полушария направлено более 90% усилий современной школы. Интуиция не отключается никогда и постоянно подает нам какую-то информацию. Интуитивными способностями обладает каждый человек, просто не все умеют ими пользоваться. Ее проявление связывают с накопленным неоформленным человеческим сознанием запасом впечатлений. Психологи сходятся на том, что у детей подсознательная переработка информации и, как следствие интуиция более выражена, чем у взрослых. И то, что присуще детям от рождения, а именно полифоническое восприятие мира в ощущениях, красках, непосредственных эмоциях, видение прекрасного целого, других более тонких пространств и миров постепенно утрачивается.

В психологической концепции К. Юнга интуиция рассматривается как одна из возможных ведущих функций личности, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно важных решений.

Первая попытка научного объяснения интуиции появилась именно благодаря К.Г. Юнгу. Именно Юнг выдвинул теорию о коллективном бессознательном, как о вместилище бесформенных идей. К. Г. Юнг говорит о существовании универсального мышления, которое происходит повсеместно, и которое получило название коллективное бессознательное. Из этого следует, что каждый человек располагает громадным потенциалом знаний и опыта. Интуиция обеспечивает прямую связь между сознанием и коллективным бессознательным, что позволяет осмысленно интерпретировать опыт и в нужный момент безошибочно направлять духовную активность.

Интересно отметить, что интуиция полностью игнорируется в некоторых книгах по психологии, нередко написанных выдающимися специалистами в этой области. Интуицию не признают. Мы определили бы её как прямое восприятие истины независимо от способности к логическому мышлению и интеллектуальных процессов. Логика интуиции похожа структурно на алгоритмическое сознательное мышление. Точно так же все формы интуитивной чувственности сохраняют структурное сходство (но в сокращенном виде) с формами сознания. Это появление в сознании некой истины или восприятия красоты, которые ранее никогда не ощущались. Они не возникают из подсознания, или хранилищ памяти, индивидуальной или расовой, а попадают в ум непосредственно из сверхсознания, из всеведущей души.

В процессе решения задачи интеллект человека и его интуиция образуют единое целое, так что противопоставление интуиции логике является не совсем верным. В интуиции важную роль играют обобщения, т.е. необходимо всестороннее ориентирование и компетентность человека в области решения конкретных задач, а также и наличие определенного опыта. Развитие интуиции тесно связано с особенностями личности: с ее эмоциональными установками, непредвзятостью решений, способностью к независимости мышления.

Люди, интуиция которых находится на достаточно высоком уровне, способны чувствовать эмоциональное состояние близких людей. Это особенно характерно для дружных, сплоченных групп, а также является ценным качеством лидеров. Близкие и родные люди используют свою интуицию для того, чтобы лучше понимать друг друга. Иногда они могут, например, закончить предложение, начатое близким человеком, или почувствовать опасность, грозящую ему. Развивая социальную интуицию, можно перейти на следующий, более высокий ее уровень.

2.2 Типы интуиции

Интуицию также как и эмпатию можно классифицировать на несколько типов в зависимости от основных человеческих характеристик (европейская классификация), способов отображения полученной информации и по иным признакам (Приложение Б). Согласно европейской классификации выделяют четыре типа интуиции:

-     эмоциональная интуиция - основывается на эмоциональном состоянии (при этом большую роль играет воспитание человека и национальные особенности). Эмоциональная интуиция обращается к нашим чувствам, и с помощью, например ”необъяснимой” тревоги, беспокойства или страха сигнализирует нам: ”что-то тут не так”. Эмоции (гнев, страх) испокон веков служили нам для быстрой классификации степени опасности складывающейся ситуации (думать некогда!), поэтому этот вид интуиции не дает четких ответов, но пытается предупредить нас, с помощью ощущения первобытного страха, об угрожающей нашей жизни или здоровью опасности.;

-       физическая (телесная) интуиция - опирается на ощущения человека (усталость, стресс, апатия и др.), по которым он судит об успешности того или иного мероприятия. Люди, у которых развит этот вид интуиции, получают интуитивные подсказки через действительные физические ощущения - боль или удовольствие, апатию или прилив сил. Такие люди находятся в контакте с ощущениями своего тела и делают выводы относительно своего потенциального успеха в том или ином событии на основании своего самочувствия;

-       интеллектуальная интуиция - синтезирует в себе профессиональный опыт и логическое мышление (этот тип интуиции наиболее характерен для творческих людей с развитой эрудицией). Этот вид интуиции работает несколько медленнее, чем остальные. Интеллектуальная интуиция служит нам в качестве источника новых творческих и научных открытий. Интеллектуальная интуиция, в свою очередь, распадается на следующие подвиды (мало чем отличающиеся): профессиональная, научная и творческая;

-       мистическая интуиция - наиболее малоизученный тип интуиции, так как до сих пор не удалось обнаружить его движущие факторы.

У любого человека ярко выражен какой-то один из обозначенный типов интуиции, дающий возможность ему принять верное решение в сложной ситуации: кто-то прислушивается к своим эмоциям, кто-то «сканирует» предстоящее событие, используя эрудицию, а кто-то отмечает свое физическое состояние.

Известный психолог, профессор психологии Бристольского университета - Г. Клэкстон выделил следующие виды интуиции:

-     экспертиза - нерефлексивное выполнение сложных, высококвалифицированных действий;

-       имплицитное научение - способ приобретения знания с помощью неосознанных, неконцептуальных средств;

-       суждение - принятие точного решения и осуществление категоризации при невозможности объяснить или доказать их;

-       чувствительность - повышенная внимательность, как сознательная, так и неосознаваемая, к деталям ситуации;

-       инкубирование как фаза креативности - решение проблемы, когда сознательная, намеренная деятельность по нахождению решения приостанавливается и человек занимается делами, не связанными с проблемой;

-       размышление - процесс «пережевывания» опыта вновь и вновь для того, чтобы извлечь из него значения.

Интуиция также классифицируется на типы в зависимости от того, в какой области деятельности человека она выражается. В соответствии с данной классификацией выделяется научная, профессиональная и творческая интуиция.

Научная интуиция. Чаще всего она проявляется при решении серьезных познавательных задач, требующих огромных интеллектуальных, моральных и физических сил человека. Когда ученый или изобретатель сосредоточен на конкретной проблеме, научная интуиция помогает логически обосновать собранную информацию. Этот вид интуиции проявляется у деятелей науки, особенно в те моменты, когда процесс познания застопоривается. Такие моменты требуют от ученого громадного напряжения всех моральных, интеллектуальных и физических сил организма.

Профессиональная интуиция. Этот тип проявляется у человека, занимающегося конкретной профессией, под воздействием накопленного профессионального опыта, знаний и навыков. При решении поставленной задачи такая интуиция позволяет экономить время и использовать оптимальные приемы выражения ответов. Это вид интуитивного подсознательного познания развивается у людей, которые долгое время заняты в определенной профессии, например медицине, политике, бизнесе, спорте. Он опирается на накопление и целостное осмысление собственного профессионального опыта. Таким образом, накопленный подсознанием опыт помогает профессионалам принимать ”нестандартные” решения в своей области.

Творческая интуиция. Этот тип интуиции включается в тот момент, когда напряжение всех сил человека (интеллектуальных, физических и др.) достигает предела, и ситуация кажется безвыходной. Основой творческой интуиции является прозрение, благодаря которому появляются истинные шедевры искусства. Такую интуицию считают наивысшей формой интуитивного знания. Ее обычно приписывают деятелям искусств, хотя нередко объединяют и с научной интуицией.

Интуицию также классифицируют по возрастному и половому признаку: принято считать, что наиболее развита она у женщин и детей.

Кроме этого можно выделить как минимум три уровня развития интуиции:

Первый уровень - проявляется, когда на нужный вопрос индивид получает ответ в виде некоторого образа, ощущения, чувства, которое он затем интерпретирует уже логическим путем. Иными словами на данной стадии индивид использует свой ум. Такой метод может быть небезопасным, так как граница между интуицией и иллюзией довольно зыбка, а значит и применять интуицию на данном уровне следует чрезвычайно осторожно. Изначально надо научиться отделять правду ото лжи, научиться отличать шестое чувство от фантазий. Вообще, выработать в себе способность получать информацию на этом уровне - сравнительно несложно. Ключевой проблемой будет её верная интерпретация.

Второй уровень представляет собой самопроизвольно правильные действия человека. А именно при возникновении некоторой ситуации, индивид самопроизвольно совершает какое-либо действие. При этом он не в состоянии сразу определить, правильное оно или нет. Однако по прошествии некоторого времени, человек осознает, что совершенное действие на тот момент было единственно верным. Наиболее короткий путь к развитию интуиции данного уровня - это применение боли. Если индивид получает наказание за каждую ошибку, то у него очень быстро формируется рефлекс мгновенно избегать неправильных решений.

Третий уровень - проявляется, когда индивид получает информацию и при этом каждой клеточкой своего организма осознает, что эта информация точна. Индивид впадает в такое состояние сознания, когда абсолютно уверен, какой вариант является верным, а следовательно данную информацию уже нет необходимости интерпретировать - она конечна. На этом уровне информация и уверенность в её достоверности приходят одновременно.

2.3 Роль интуиции в межличностных отношениях

Любой психологический феномен находит свое отражение в социальных отношениях. Естественно, что интуиция является чрезвычайно важной во всех сферах социальных отношений. Личностная природа интуиции очень четко просматривается в таком ее проявлении как эмпатия, вживание, отождествление. В таких интуитивных актах «Я» человека бессознательно идентифицирует себя с другой личностью, с другим Я. Собственно в этом-то и заключается существенная роль интуиции в понимании другого человека. Одной из причин, по которой к интуиции относятся с некоторым недоверием, является то, что люди ошибочно понимают ее сигналы. Интуитивные выводы обычно предшествуют рациональным мыслям, но это не значит, что все, возникающее прежде рациональных мыслей, является интуицией. Очень важно в процессе изучения интуиции методично соблюдать системный поход.

Поскольку интуиция поставляет нам неоценимую информацию, которую невозможно получить из других источников, она может помочь людям в общении, в поисках и установлении нужных контактов. Интуиция стоит на страже наших интересов в очень важных делах, а именно:

4)  Интуиция поможет вам разобраться в спорных вопросах, что благотворно скажется во взаимоотношениях и укажет пути разрешения возникших проблем.

5)      Интуиция помогает сразу составить правильное представление и дать оценку партнеру по общению.

)        Интуиция помогает выявить склонности и пристрастия человека и подсказывает, как лучше всего реализовать их.

)        Интуиция подает сигналы, когда мы встречаем свою судьбу. С ее помощью можно понять, какой именно спутник может составить ваше счастье. Она ведет нас к потенциальным партнерам и подсказывает, где их искать.

)        Интуиция мгновенно определяет, какую из ваших сильных сторон стоит проявить, чтобы привлечь внимание конкретного человека и найти с ним общий язык.

Так как человеческая личность предполагает не только работу мозга (физиология) и души (психология), а также и работу духа, есть основание постулировать наряду с чувственной и интеллектуальной интуицией, существование духовной интуиции. Бессознательное постижение, переживание, понимание духовного (мировоззренческого) родства с другой личностью как раз и составляет ядро актов эмпатии.

Еще одно значение интуиции в общении и понимании других людей состоит в возможности принятия интуитивного поведенческого решения, необходимого в конкретной ситуации общения. В социуме существуют некие правила и модели поведения: с друзьями, подчиненными, любимыми, начальством, новыми знакомыми и т.д., но никто и нигде не изучает эти модели, при этом все их соблюдают в той или иной степени. Психологи могут трактовать символику невербального поведения, однако люди других профессий так же, хотя и неосознанно, могут подстроится к собеседнику, почувствовать какую именно модель поведения следует избрать в данный момент.

Как правило, на первых этапах знакомства люди говорят на общие темы о чем-то, при этом состояние собеседника улавливается периферией сознания. При этом жесты и мимика не интерпретируются сознанием, а переходят непосредственно в интуитивный опыт. При общении и восприятии собеседника правое полушарие принимает активное участие, так как составляет образ собеседника. Такие особенности сознания объясняют, почему многие интеллектуально одаренные люди не могут адаптироваться в обществе, и в целом имеют меньше социальных контактов, они пытаются использовать интеллект и найти логические связи в ситуациях, где нужно накапливать интуитивный опыт и идти за чувствами, а не за готовыми моделями (стереотипами поведения).

Интуиция непосредственно связана с личностными свойствами. Взаимосвязь прогностической компетентности со свойствами личности, обеспечивающими успешность адаптации (уравновешенность, общительность) являются прямыми, а со свойствами личности, обуславливающими нестабильность психической сферы (невротичность, депрессивность, реактивная агрессивность, эмоциональная лабильность) являются обратными. Таким образом, неразвитая интуиция указывает на возможные нарушения в системе психической адаптации личности.

В ситуации неопределенности общения интуиция характеризуется как знание: возникает в неопределенной ситуации, субъективно воспринимается как догадка, предчувствие, внутреннее чутье; наличие этого знания осознается, однако процесс его возникновения не осознается; причины получения или доказательства правильности интуитивного знания неверифицируемы путем логического рассуждения.

Интуиция вносит позитивный вклад в преодоление субъективной неопределенности при принятии решения, позволяя приходить к более точным и эффективным прогнозам как суждениям о будущих событиях, которые выступают информационной основой выбора субъекта. Общепсихологический анализ проблемы принятия решения приводит к необходимости рассматривать порождение интуитивных предвосхищений, опора на которые опосредствует выбор, с одной стороны, в аспекте процессуальной регуляции выбора, а с другой - в аспекте когнитивных и мотивационно-личностных особенностей субъекта, которые включаются в регуляцию прогнозирования, определяя его течение, свойства и результаты.

Рассуждать о значимости и важности интуиции можно наверное бесконечно, отыскивая для этого все новые и новые аргументы. Однако все эти доводы сводятся к следующему выводу: хотя о самом механизме работы известно не так много, ее влияние на жизнь человека не вызывает сомнений. Поверить в себя, отказаться от стереотипов общества - самое страшное и сложное, но если же личности это все же удается, интуиция становится верным спутником и помощником во всех сферах жизни. Если овладеть практическими навыками интуитивного общения, то это позволит: во-первых, понимать других людей буквально с первых слов; во-вторых, это позволит практически всегда принимать верные решения, которые устраивают обе стороны; и, в-третьих, позволит просто жить в гармонии с самим собой и своими близкими.

Заключение


Наверное, все-таки ключевой предпосылкой эффективного взаимодействия и общения между людьми, как впрочем, и всякой индивидуальной деятельности, непосредственно связанной с другими людьми, будет адекватное отражение друг друга субъектами этого взаимодействия. Иначе говоря, если человек верно воспринимает и понимает индивидуальную специфику личности и психологического состояния своего партнера в общении, то только тогда и становится возможным успешное и эффективное взаимодействие. А если это еще и взаимно (без враждебных противоречий в их интересах и действиях), то вероятность обоюдного успеха во много раз возрастает. С другой стороны, ошибочное отражение других людей нередко не только приводит к «пробуксовке» общения и деятельности с его участием, но иной раз влечет серьезный ущерб (моральный, финансовый, психологический, а порой и физический) для отдельных или всех участников взаимодействия. Данная проблема достаточно широко освящена в работах многих наших ученых и авторов, таких например как: Богомолова Н. Н., Андреева Г. М., Петровская Л. А., Бодалев А. А., В. А. Лабунская, и других.

В психологии интуиция рассматривается как особый вид знания, как специфическая способность, как механизм творческой деятельности. Значение интуиции в понимании другого человека состоит в возможности принятия интуитивного поведенческого решения, необходимого в конкретной ситуации общения. Интуиция, если она действительно развита у человека, в общении позволит не только «читать между строк» и обходить острые углы, но при желании поворачивать любую ситуацию в выгодное для себя русло. Кроме этого важное значение интуиции в общении и понимании других людей состоит в таком ее проявлении как эмпатия, вживание, отождествление себя с другим. В подобных интуитивных актах «Я» человека неосознанно идентифицирует себя с другой личностью, с другим Я.

Эмпатия представляет собой способность личности понимать мир переживаний другого человека, либо как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого, разделяя его переживания. Интуиция связана с эмпатией, но разграничение между ними проводится не всегда верно. Эмпатия обычно предполагает общие эмоциональные переживания, в то время как интуиция соотносится с индивидуальными мыслями и идеями, которые могут и не сообщаться кому-либо в момент их появления. Эмпатические реакции являются информацией, но основе которой часто возникает интуитивное понимание. Также эмпатию называют эмоциональной интуицией.

Конечно, внутренний мир человека не поддается какому-либо логическому анализу, а зачастую индивид намеренно маскирует свою индивидуальность или бессознательно передает о себе неверную информацию. Поэтому нередко бывает так, что ни какие профессиональные навыки и знания, ни какая формальная логика, ни жизненный опыт не позволяют постигнуть и предсказать индивидуальность отдельной личности. Вот тогда в ход и идет эмпатия - старое, опробованное средство рационально-эмоционально-интуитивного воспроизведения «Я» другого человека.

Люди, у которых наблюдается довольно низкий уровень эмпатии, характеризуются постоянными трудностями в налаживании контактов, они - интроверты, они эгоцентричные и ригидные. Главным недостатком, уменьшающим эффективность эмпатийного восприятия другого человека, является отчужденность, безразличие к людям вообще. Сегодня, к сожалению, подобное явление уже является общественной нормой поведения, где всякий хочет самостоятельности, уединения, отстраненности, экономии физических и психических ресурсов. При этом другой человек зачастую нас начинает интересовать только когда нам от него что-то нужно, когда мы от него зависим или когда он является препятствием для наших интересов и потребностей. В этом наблюдается негативный функционально-оценочный подход к личности, и это, конечно же, неправильный подход. Здесь чрезмерно много пристрастности, какого-то персонального интереса, меркантилизма - другими словами всего того, что «загрязняет» эмпатию, из-за чего она становится обрывочной и поверхностной.

Можно с уверенностью сказать, что интуиция и эмпатия существуют и активно участвует во всех сферах жизни личности, применить их возможно, только если довериться им. Поверить в себя - самое страшное и сложное, отказаться от стереотипов общества, но если человеку это все же удается, интуиция и эмпатия становятся верным спутником и помощником во всех сферах жизни. Таким образом, фраза «познаешь себя, познаешь и других» приобретает практический смысл.

 

Список использованных источников


1   Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 363 с.

     Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / А. Г. Басова // Молодой ученый. - 2012.

3   Бойко В.В. Психоэнергетика. СПб.: Питер; 2008. - 417 с.

     Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1975.

     Гераськина, М.Г. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин; Под ред. А.Н. Сухов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 615 с.

     Дильтей, В. Собрание сочинений: В 6 т. Под ред. A. B. Михайлова и Н. С. Плотникова. Т. 3. Построение исторического мира в науках о духе / Пер. с нем. под ред. В. А. Куренного. - М.: Три квадрата, 2004. -413 с.

     Ефимова, Н.С. Социальная психология: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 с.

     Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции: интуиция и разум. М.: «Наука», 1978. - 192 с.

     Кармин А.С.: Интуиция. - СПб.: Наука, 2011.

     Клэкстон Г., Лукас Б. Креатив и интуиция в бизнесе. Правят умники с улицы. - Рипол Классик. - 2010. - 264 с.

     Майерс Д.: Интуиция. Возможности и опасности. - СПб.: Питер, 2010.

     Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс; Пер. с англ. З.С. Замчук. - СПб.: Питер, 2013. - 800 c.

     Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. - М.: Инфра-М, 1998. - 525 с.

     Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Издательство: «Питер» Серия: Мастера психологии. - 2009. - 592 с.

     Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с.

     Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - Ростов н/Д., 2008. - 544 с.

Похожие работы на - Роль интуиции и эмпатии в понимании других людей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!