Реферативный анализ литературы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,16 Кб
  • Опубликовано:
    2016-08-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Реферативный анализ литературы

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия»

ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ








РЕФЕРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ


Форма аттестации: дифференцированный зачёт

Выполнил: Лопатинский Д.В.








Уфа, 2015

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования социально-психологических детерминант зависти как характеристики межличностных отношений обусловлена, прежде всего, тем, что в настоящее время усиливается влияние на жизнь людей тех социально-экономических процессов, которые приводят к увеличению неравенства в российском обществе. Это актуализирует, по мнению многих авторов философских, психологических и психоаналитических работ, завистливое отношение как к отдельному человеку, так и к группам.

В работах философов зависть рассматривается как глобальное, универсальное, общечеловеческое явление, акцентируется внимание на её деструктивных функциях, на представленности в различных сферах общения в виде «невыносимого» восхищения достоинствами другого человека, в стремлении обладать тем, что принадлежит другому и является предметом зависти, либо в желании отобрать, присвоить достижения другого.

Социально-философское звучание проблема зависти приобретает лишь в XIX столетии, в философии Ф. Ницше. Для обозначения глубинного комплекса отрицательных эмоций, среди которых одно из центральных мест занимает зависть, мыслитель предложил понятие ressentiment. Рассмотрение концепта зависти в рамках экзистенциальной традиции было продолжено М. Шелером, С.Кьеркегором, Н.А. Бердяевым, JI. Шестовым и др.

В контексте проблем психологии личности феномен зависти исследовали О. Арнольд, Н.Я. Грод, Р. Нисберг, Ю.Л. Мизес, 3. Фрейд, П. Куттер, А. Адлер, К. Хорни, М. Кляйн, JI.A. Дьяченко, М.И. Кандыбович, К.К. Платонов, Е.Е. Соколова, А.Н. Леонтьев, Е.В. Ступенькова, К. Муздыбаев, Н.Б. Персианова. В проекции психологических вопросов в корреляции с ревностью, ненавистью, состраданием, соревнованием рассматривали феномен зависти Аристотель, Р.Декарт, Б. Спиноза, Ф. де Ларошфуко, Ж. Дескюре, Т. Гоббс, Дж. Ролз, П. Куттер, К. Муздыбаев, Н. Бондер, С.Д. Соммер, М. Кляйн, А.Ю. Согомонов.

В работах данных и целого ряда других исследователей - как зарубежных, так и отечественных - сформулированы основные положения, касающиеся зависти как социально-психологического феномена. Вместе с тем, в научной психологической литературе, посвященной данному феномену, до сих пор нет исследований, представляющих собой комплексный анализ зависти. Актуальность темы диссертационного исследования детерминирована теоретической неразработанностью, а также практической значимостью проблемы зависти.

Гипотеза исследования: зависть, рассматриваемая как характеристика межличностных отношений, детерминирована индивидуально-психологическими свойствами личности, а также рядом социально-психологических факторов.

Объектом исследования является зависть как психологический феномен.

Предмет исследования: социально-психологические детерминанты зависти как характеристика межличностных отношений.

РЕФЕРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

Проблема зависти в социально-психологической литературе не является новой. Упоминания о зависти встречаются ещё в античной философии в текстах таких мыслителей как Гесиод, Демокрит, Аристотель, Ксенофонт. По мере развития философской и психологической науки размышления о зависти можно встретить у Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, В. Франкла, И. Ильина, В. Бибихина, и.т.д.

Вместе с тем, проблематику зависти можно отнести к числу недавно вошедших в предметное поле науки психология. Так, первую попытку её изучения в отечественной психологии - как в теоретическом, так и в эмпирическом планах предпринял в 1997 г. К.Муздыбаев. В последнее время можно отметить явное повышение интереса к зависти как к социально-психологическому феномену.

Опосредованно проблема зависти рассматривается в трудах огромного числа учёных - как отечественных, так и зарубежных, - в фокусе исследований которых находятся межличностные отношения. Наиболее значимые для установления сущности зависти как психологического феномена, её особенностей, факторов формирования и развития положения сформулировали Л.С. Архангельская, О.Р. Бондаренко, Н.В. Дмитриева, И.Б. Котова, В.А. Лабунская, и т.д.

Однако, следует отметить, что доминирующий подход в изучении зависти в настоящее время отличается умозрительностью, фрагментарностью, «мозаичностью». Ощущается недостаток комплексных эмпирических исследований.

Самой логикой исследования такого сложного социально-психологического феномена как зависть продиктована необходимость перейти на более глобальный теоретический уровень его разработки. При этом наибольшей продуктивности можно достичь при помощи системного подхода, способствующего трансформации фрагментарных фактов в знание в строгом значении этого понятия, отличающееся системностью и наличием необходимых признаков концептуальной завершенности [7, с. 60].

Зависть - неотъемлемый элемент межличностных отношений, один из их сильнейших регуляторов. В социально-психологической литературе имеется достаточно большое число исследований, - как теоретических, так и эмпирических, - посвящённых изучению внешних детерминант зависти. Внутренние же детерминанты данного феномена исследованы фрагментарно и недостаточно, что не позволяет делать какие-либо выводы об индивидуально-психологических свойствах людей, склонных к зависти [45, с. 122].

Зависть является эмоцией эгоистической и злонамеренной по своей сути. Она нацелена на другого человека, обладающего тем, чего желает завистник, подразумевая неприязнь к нему и желание причинить ему ущерб. Основа зависти как феномена образована эгоистической жадностью и неприязнью. Важными компонентами зависти являются также осознание собственной неполноценности в сравнении с объектом зависти и чувство раздражения от этого.

Завидующий воспринимает объект зависти как обладающий преимуществом, радуясь, если предмет зависти не приносит ему полного удовлетворения. Чувство ещё большей радости возникает, если предмет зависти приводит своего обладателя к неудовлетворению и боли, поскольку это уменьшает в глазах завидующего его превосходство, способствуя, таким образом, повышению его самооценки [8, с. 103].

Т.к. зависть обостряет фрустрацию в завидующем, указывая на его несостоятельность и беспомощность, в том смысле, что у него нет ощущения власти, которое могло бы дать обладание предметом зависти, она является крайне болезненной эмоцией [13, с. 64].

Зависть является великим регулятором межличностных отношений: страхом вызвать её сдерживается и модифицируется огромное количество действий [12, с. 111].

Поскольку зависть, порождая чувство неудовлетворённости и в определённом смысле расставляя приоритеты, определяя направленность личности, является своеобразным стимулом к самосовершенствованию, самореализации, как указывает Е.Е. Соколова, можно говорить о конструктивном влиянии зависти. В житейской психологии это совпадает с понятием «белой» зависти, отождествляемой некоторыми авторами с проявлением радости и восхищения, а другими - с появлением мотивации достижения личности, когда при признании успеха другого человека появляется мощный стимул творческой активности и здоровое стремление к состязательности, то есть, здесь уместно говорить о личностном росте [41, с. 73].

Следует отметить, что в понимании зависти разными психологами нет единства мнений однозначно. В понимании К.К. Платонова, структура зависти как чувства включает компоненты соревнования, страдания от мысли, что другой обладает желанным предметом, а также вызванной этим ненависти [цит. по 17, с. 60].

Л.А. Дьяченко и М. И. Кандыбовичем зависть рассматривается как социально-психологическая черта личности, проявляющаяся как недовольство, недоброжелательство в отношению к другому человеку, которому сопутствует удача, который достиг благополучия. Указанными авторами зависть рассматривается как проявление ограниченного ума и мелочного характера. То есть, здесь уместно говорить не о зависти как о психологическом феномене, а о завистливости индивидуально-личностном свойстве [цит. по 21, с. 109].

Е. Аболина рассматривает зависть как одно из проявлений мотивации достижения, при которой реальные или воображаемые преимущества кого-либо в той или иной сфере (социальные блага материальные ценности, успеха, статус, личные качества) воспринимаются человеком в качестве угрозы ценности собственного «Я», сопровождаясь аффективными переживаниями и действиями. Вместе с тем, как отмечает автор, эмоцию зависти можно рассматривать только в случае её ситуативных появлений. В том же случае, когда зависть становится устойчивой в отношении какого-то объекта, она становится эмоциональной установкой, чувством [16, с. 60].

Л.В. Куликов рассматривает зависть, изучая проблему удовлетворённости жизнью. Л.В. Куликов отмечает, что удовлетворенностью или неудовлетворенностью жизнью определяются очень многие поступки субъекта, различные виды его деятельности и поведения: бытового, экономического, политического. Эти переживания выступают значимым фактором состояния индивидуального и общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений в обществе [25, с. 78].

Несколькими исследованиями выявлена взаимосвязь между удовлетворенностью жизнью и такими психологическими особенностями как психологическая реактивность, уровень самооценки, религиозность, высокая интернальность. Помимо этого, выявлена обратная взаимосвязь между уровнем жизни и уровнем депрессии [23, с. 111-113].

Удовлетворённость жизнью создаются удовлетворяющие межличностные отношения, возможность общаться и получать от этого положительные эмоции, способность к удовлетворению потребности в эмоциональном тепле. Социальной изоляцией (депривацией), напряженностью в значимых межличностных отношениях, напротив, благополучие, напротив, разрушается [24, с. 73-75].

Удовлетворенность жизнью в целом или ее отдельными сферами можно измерить с помощью самоотчетов. Исследования показывают: большинство людей считает, что их уровень счастья превышает средние показатели - 70% от максимально возможного, а не 50%. Нет ясности в том, отдельные сферы ли воздействуют на общую удовлетворенность или наоборот, хотя в большинстве областей были обнаружены оба направления причинной связи.

Установлено, что важнейшими источниками удовлетворенности являются такие объективные факторы: доход, состояние здоровья, занятость и работа, социальные отношения, досуг, жилищные условия и образование.

Сравнения по принципу «сверху вниз» приводят к усилению удовлетворенности, а по принципу «снизу вверх» - к ее снижению. Однако обычно объекты для сравнения не навязываются извне, за исключением заработной платы и академических стандартов. Индивиды сами выбирают, с кем себя сравнивать, и люди, для которых характерна высокая удовлетворенность, могут получать ее из сравнений «снизу вверх».

К позитивным и негативным событиям можно адаптироваться, однако некоторым людям так никогда и не удается привыкнуть к неблагоприятным происшествиям. Кроме того, удовлетворение, получаемое от привычных источников, со временем не ослабевает [31, с. 100].

На общую удовлетворенность влияет эмоциональное состояние, которое можно трактовать как источник информации, и когнитивные факторы, например атрибуция и ощущение контроля, а также то, как люди думают о событиях прошлого.

Существуют позитивные иллюзии, благодаря которым удовлетворенные жизнью люди оценивают себя, своих друзей и партнеров выше среднего. Такой оптимистичный взгляд мотивирует поведение, хотя иногда полезны и реалистичные рассуждения [31, с. 110].

Несмотря на то что существуют определенные проблемы в методологической проработанности этого понятия, необходимо признать, что в последние годы активизировались усилия социальных психологов в изучении данного феномена, подтверждением чему служат работы В.А. Лабунской, К. Муздыбаева, Е. Соколовой, Л. С. Архангельской, У. Лукан, О. Р. Бондаренко. Основное внимание при изучении зависти уделяется выявлению её внешних детерминант, реже - внутренних. Вместе с тем изучение социально-демографической структуры зависти было проведено лишь одним исследователем - К. Муздыбаевым.

Т.В. Бескова, указывая на сложности, связанные с психологической диагностикой завистливости как черты личности, объясняет это отсутствием единого подхода к пониманию зависти как социально-психологического явления, связывая это с различными подходами авторов к данному феномену. Так, одними авторами (Ю.Д. Богданов, С.Л. Бочаров), признающими деструктивный характер зависти, отмечается наличие в ней и конструктивного звена, другими (Т.Я. Плешко, З.Г. Зызин, А.Л. Емельянов) стимулирующий характер зависти отрицается. При этом указанные авторы, подчеркивают, её разрушительное воздействие как на свою собственную, так и на чужую жизнь.

Помимо этого, зависть в общественном сознании имеет негативную коннотацию и воспринимается как социально нежелательное человеческое чувство, что ведет к ее подавлению, отрицанию, маскировке, существенно осложняя диагностику [9, с. 52].

В работах К. Муздыбаева, посвященных анализу межличностных отношений, рассматриваются факторы, влияющие на формирование зависти.

К. Муздыбаев, анализируя детерминанты зависти, приходит к выводу, что возникновение данного психологического феномена в немалой степени сопряжено с некоторыми чертами характера личности.

Исследования, проведённые К. Муздыбаевым, свидетельствуют о том, что в немалой степени зависть - её возникновение, особенности - детерминирована полом. Автор указывает также на наличие гендерной специфики внутренних детерминант зависти.

Новые социально-экономические условия в значительной степени обострили проблему межличностных отношений субъектов. Перемены, произошедшие в обществе за последние десятилетия, привели к значительному социальному неравенству и расслоению, а образ успеха, воспринимаемый обычно в виде материального благополучия или, по меньшей мере, в тесной взаимосвязи с ним, активно навязывают СМИ, делая его частью современной массовой культуры. Стремление к соответствию идеалам общества потребления, как следствие, порождает зависть [34, с. 71].

Анализ современных философских, социологических и психологических трудов по данной проблематике показал, что до сих пор в научной литературе не существует единого подхода к определению понятия «зависть». В зависимости от позиций исследователей она может трактоваться как «чувство», «состояние», «неприязненное, враждебное отношение», «порок», «проявление мотивации достижения», «личностная характеристика» и др.

Вместе с тем с явным преимуществом лидируют определения зависти, в которых она интерпретируется как эмоциональное состояние, эмоция, чувство. Так, в качестве универсального определения можно принять дефиницию зависти как чувства, возникающего, у человека, который видит предмет (речь может идти также об успехе, достижениях, качестве), которым он желал бы обладать, у другого человека. [44, с. 211].

В статье «Завистливость личности» К. Муздыбаев предпринимает попытку определить, какие социальные группы в большей мере предрасположены к завистливости, а какие в меньшей (в зависимости от возраста, пола, социального статуса).

Однако одного исследования для определения социально-демографической структуры зависти, на наш взгляд, явно недостаточно. Кроме того, влияние на завистливость личности социально-демографических характеристик следует рассматривать во всех их совокупности (гендер, возраст, семейный, образовательный и профессиональный статусы, материальный достаток, место проживания (село, город) и др.). В настоящей статье выявляются особенности завистливости в зависимости от гендера, возраста и семейного статуса респондентов.

В обыденном сознании существует достаточно устойчивый стереотип о большей склонности к зависти женщин, нежели мужчин, То есть завистливость женщин в представлениях респондентов значительно выше мужской. Если же в рассматриваемом исследовании изучались лишь представления о гендерных особенностях склонности к зависти (т.е. производилась субъективная оценка), то в работах К. Муздыбаева и Р. Векчио были предприняты попытки сравнения уровня склонности к зависти у мужчин и женщин при помощи оригинальных тестовых методик (т.е. целью было выявление объективно существующих гендерных различий в склонности к зависти). Однако результаты, полученные названными авторами, весьма противоречивыми. Так, К. Муздыбаев, применяя разработанную им шкалу диспозиционной завистливости, отрицает наличие подобных различий: «Завистливость скорее всего не зависит от пола респондентов. По крайней мере, не существует надежных данных, чтобы можно было уверенно говорить, кто более завистлив - мужчины или женщины» [34, с. 43-44].

Результаты, полученные эмпирическим путем Р. Векчио на небольшой выборке работающих людей (n =111), напротив, показывают большую склонность к завистливости мужчин, нежели женщин. Он объясняет это тем, что по сравнению с женщинами мужчины больше настроены на соперничество, на занятие определенного положения на работе [44, с. 219].

Отсутствие искомой возрастной точки, а также детальный анализ корреляций в различных по гендеру и семейному статусу выборках убедительно показывают, что отрицательная взаимосвязь возраста с завистливостью детерминирована именно семейным положением мужчины. В связи с этим возникает ряд вопросов: «Почему именно у женатых мужчин, а не у мужчин с другим семейным статусом с возрастом зависть нивелируется?», «Почему у женщин, находящихся в браке, такая акономерность не наблюдается?».

Первый вопрос подразумевает анализ изменений в структуре личностных качеств мужчины в процессе семейной жизни. Исходя из результатов эмпирического исследования в рамках данной проблематики, Т.В. Андреева делает вывод о том, что женатым мужчинам более свойственны оптимизм, реалистичность, тревожность, а менее - фрустрированность, вальяжность.

Неженатые мужчины реже берут на себя ответственность, у них присутствует некий элемент социальной незрелости. На наш взгляд, с возрастом динамика этих характеристик лишь усиливается. Данное предположение подтверждает тот факт, что мужчины, состоящие в браке, как правило, более успешны в профессиональной сфере и достигают больших вершин, о чем свидетельствует многочисленные примеры известных политиков, дипломатов, бизнесменов и т.д. Все перечисленное, а также учет одних из условий возникновения зависти - фрустрации потребностей в значимых сферах и в большей степени фрустрации потребности в позитивном самоосуществлении - объясняют причины снижения зависти в процессе семейной жизни у мужчин.

Второй вопрос наиболее сложен и, прежде всего, предполагает поиск ответа по двум основным направлениям: а) анализ гендерных особенностей зависти во всей совокупности ее взаимосвязей с личностными и субъектными характеристиками человека; б) анализ особенностей реализации потребности в самоосуществлении в браке в зависимости от гендерной принадлежности человека.

Прежде было установлено, что у мужчин отсутствуют статистически значимые связи между самоотношением и уровнем зависти; тогда как в группе женщин уровень зависти отрицательно коррелирует с когнитивной составляющей позитивного отношения к себе (положительным результатом сопоставления себя с другими). Помимо этого, у женщин выявлена прямая взаимосвязь между уровнем зависти и эмоциональным компонентом негативного самоотношения (отрицательный результат сравнения себя «реального» с требованиями, предъявляемыми человеком самому себе) [2, с. 25].

Таким образом, зависть у мужчин может быть представлена упрощенной схемой: «увидел - позавидовал - забыл» (ситуативная зависть), тогда как женская зависть, негативно сказывающаяся на отношении к себе, вполне может перерастать из ситуативной в навязчивую. Иначе говоря, долговременная и глобальная социальная установка женщины по отношению к другим из частного отношения «зависть» может трансформироваться в долговременную мотивационно-характерологическую личностную черту - завистливость.

Также доказано, что у мужчин зависть является следствием рассогласования ценностных ориентаций, тогда как у женщин рассогласование ценностей никаким образом не влияет на уровень их зависти [4, с. 217]. То есть, у мужчин возникновение зависти является следствием фрустрации потребностей в тех или иных значимых сферах («хочу, но не имею»). У женщин же проявление зависти возможно и в других ситуациях: «Имею, но хочу иметь больше» или «Не надо, но все равно хочу».

Кроме того, по мнению А.Р. Тиводар, в условиях социокультурного транзита современного общества, сопровождающегося гендерными трансформациями, женщина и мужчина по-разному позиционированы как субъекты брачного события, им свойственны различия в ориентированности на предпочитаемые виды активности в брачных отношениях. Изменившаяся позиция женщины в обществе приводит к тому, что она изначально рассматривает брак как способ самоосуществления посредством него. Так, женщины, вступая в брак, ориентированы на «проект» с неспецифическими ценностями, который не реализуется, но и не подвергается пересмотру [10, с. 30]. С возрастом у семейных женщин вновь появляются условия для самореализации в значимых для нее сферах (семейный быт налажен, дети выросли), что приводит к переориентации их ценностей: с семьи на профессиональную деятельность и общение.

По мнению того же автора, у мужчин в «проекте» брачного со-бытия происходит лишь частичная переориентация ценностей и можно говорить об адекватизации «проекта» в соответствии с изменившимися в процессе длящегося со-бытия обстоятельствами.

Изложенные результаты исследований вполне объясняют наличие отрицательной взаимосвязи завистливости с возрастом у мужчин, состоящих в браке, и отсутствие таковой у женщин [5 с. 160] .

Наличие деструктивного компонента в зависти неоспоримо. Об этом говорится в работах К. Изарда, Е. Ильина. Если рассматривать зависть как деструктивное по своей сути отношение, то правомерно определение зависти как враждебного отношения к другому человеку, детерминированного его превосходством в той или иной сфере, которая является значимой для личности, которое неизбежно вызывает негативные эмоции, отличающееся двунаправленным характером (на другого и на самого себя) и проявляющееся в желании устранить болезненно воспринимаемое превосходство другого [19, с. 123], [20, с. 144].

При рассмотрении зависти с позиции межличностных отношений необходимо обратиться к концепции отношений личности, разработанной в трудах В.Н. Мясищева и А.Ф. Лазурского, состоящей в том, что характер переживаний личности определяется особенностями, модальностью системы отношений. Именно особенностями отношения человека к миру и другому человеку определяется и характер взаимоотношений с окружающими, и особенности восприятия действительности, и восприятие человеком самого себя, и поведенческие реакции на внешние воздействия [15, с. 60].

Таким образом, по результатам проведенного исследования представляется возможным сформулировать следующие выводы: различия в завистливости личности по гендерному, возрастному признаку, а также в зависимости от семейного статуса выявлены лишь по отдельным предметным областям зависти, что не позволяет говорить о большей или меньшей её выраженности в анализируемых группах.

Б.Ф. Ломов определяет детерминацию, как систему причин, образованную такими элементами как следствия и предпосылки, факторы, условия, опосредствующие звенья, непосредственно не вызывающих эффектов, но оказывающих влияние на них, ускоряющих или замедляющих их возникновение, усиливающих или ослабляющих, изменяющих их в том или ином направлении.

По мнению исследователя, формирование зависти происходит под воздействием целого ряда действующих вместе, взаимопроникающих и усиливающих друг друга психологических механизмов при наличии соответствующих предпосылок, факторов, условий (благоприятных особенностей как внешней (макро- и микро-), так и внутренней среды). Указанные факторы определяют специфику её протекания.

Генетически исходный механизм формирования зависти - интериоризация. Важную роль в формировании зависти принадлежит механизму социального сравнения. Данную мысль, которую впервые высказал Ф.Бэкон, поддерживают все без исключения исследователи данной проблемы. По мысли С.Л. Рубинштейна, анализ, осуществляемый посредством синтеза приводит к обобщению и новому синтезу. Это означает, что сравнение, которое начинается с синтетического акта соотнесения объектов или феноменов, приводит к вычленению в них общего и различного (анализу), а выделенное общее вновь обобщает (синтезирует) объекты и феномены.

В социально-психологической литературе, анализируя механизм социального сравнения при формировании зависти, прежде всего, имеет место сравнение в диаде «Я - Другой», осуществляемое субъектом как непроизвольно, так и произвольно. В первом случае возникновение социального сравнения автоматическое, бессознательное, представляя собой «почти неизбежный элемент социального взаимодействия. Во втором случае подразумевается совершение субъектом определенных целенаправленных усилий.

Сравнение себя с самим собой, осуществляемое в системе «Я-реальное - Я-идеальное», во многом совпадает с сопоставлением «Я могу - Я хочу» (соотнесением своих возможностей, результатов своей деятельности со своими же потребностями) и выявляет отсутствие или наличие разрыва между ними. При несоответствии «Я могу» с «Я хочу» первоначально субъект проводит «ревизию» своих внутренних и внешних ресурсов, необходимых для достижения уравновешенного состояния между сравниваемыми «Я». Осознание недостаточности ресурсов и несогласие субъекта на роль в соответствии со своими возможностями может приводить к формированию зависти,

При анализе социального сравнения как механизма формирования завистливого отношения необходимо принимать во внимание, что как противоречие, возникшее при негативном результате сравнения в системе «Я - Я» может являться первичным и усиливаться посредством сравнения в системах «Я - Другой» («Я не удовлетворяю потребность, а Другой удовлетворяет») или «Другой - Другой», так и наоборот (человек может завидовать Другому, обладающему определенной вещью, хотя прежде никогда не испытывал потребности в ней и даже не думал о ней ).

Негативный для субъекта результат социального сравнения, полученный в разных системах координат, способен привести к многообразным, порой противоположным социально-психологическим эффектам, одним из которых является зависть.

Психологический механизм социального сравнения тесно связан с механизмом категоризации, играющим в формировании зависти также значительную роль, ведь «люди сравнивают себя не с кем попало, а только с определенными индивидами», что предполагает их первичное упорядочивание в терминах категорий, то есть через группировку людей, объектов и событий так, как если бы они были подобны или эквивалентны одно другому в их отношении к индивиду [29, с. 113]. Посредством механизма категоризации происходит отнесение объектов социального взаимодействия в различные группы на основании ряда критериев:

а) похожести или непохожести на самого субъекта по ряду признаков, выбор которых субъект производит самостоятельно;

б) размера социальной и психологической дистанций между субъектом и объектами. Кроме категоризации социального окружения субъект зависти прибегает к категоризации предметов (качеств, достижений) Другого, основным критерием которой является критерий их значимости или не значимости для него.

В формировании отношения зависти принимает участие и механизм каузального заблуждения, психологическая сущность которого заключается в том, что превосходящий человек воспринимается как причина собственных неудач и униженного положения. Достижения Другого, объективно не меняя положения субъекта на оси координат, субъективно переносят его в отрицательную зону относительно объекта превосходства [726, с. 114].

Структура детерминант зависти отличается сложноорганизованным строением, включающим в себя ряд детерминант разного типа, соотношение между которыми носит нестатичный и неоднозначный характер. Данное соотношение является динамичным и изменяется в зависимости от конкретных обстоятельств. На разных этапах онтогенетического развития и на различных стадиях социализации личности возможно изменение детерминант (условия внутренней или внешней среды могут стать основными факторами, тогда как универсальные факторы способны приобрести качества условий).

Детерминанты зависти имеют следующую структуру:

зависть социальный психологический детерминанта

1) предпосылки - осознаваемые проявления неравенства людей (социального, физического, психологического, профессионального, материального, и.т.д.), существующие в качестве объективной реальности.

) универсальные факторы: фрустрированные потребности личности, важное значение среди которых принадлежит фрустрации потребности в позитивном самоосуществлении, утверждении своей личности, потребности в признании;

) субъективно воспринимаемое превосходство Другого, подчас возникающее там, где оно объективно отсутствует, и наоборот. При этом «интегративное поле» представляется значимыми Другими, достижения и приобретения которых субъект воспринимает как успех целого, частью которого осознает себя.

) внешние условия:

а) макросоциальные условия: культурно-исторические, образованные особенностями культуры, национальным характера, общественным сознанием; социально-экономические и политические; доминирующие в обществе уравнительные тенденции и представления о справедливости; общественные отношения, основу которых составляет принцип потребления.

б) микросоциальные условия (условия социализации в малых группах): условия семейного воспитания (негативное отношение родителей к более успешным другим; негативные высказывания родителей по отношению к своему ребенку, сопровождаемые восхвалением Другого; оценка результатов деятельности ребенка в зависимости от результатов других; завышенные ожидания близкого социального окружения; доминирующий воспитательный стиль потворствования); условия социализации во вторичных малых группах (доминирующий в них конкурентный характер деятельности (игровой, учебной, трудовой)).

) внутренние условия: уровень онтогенетического развития (зависть как ситуативная реакция появляется в онтогенезе достаточно поздно, лишь тогда, когда ребенок способен адекватно оценить социальные отношения со сверстниками и свое реальное место в этих отношениях); характеристики когнитивной, аффективной, мотивационной, рефлексивной и нравственной сфер личности.

Индивидуально-психологические качества, которые стали устойчивыми интегральными образованиями, впоследствии сами способны к созданию благоприятных условий для возникновения зависти и определению качественных особенностей её протекания; низкий уровень субъектности личности (неконструктивные способы преобразования бытия и совладания со сложными жизненными ситуациями; трудности в саморегуляции негативных психических состояний; экстернальность, низкий уровень инициативности, настойчивости, энергичности, выдержки и решительности); структура представлений, установок и ценностей личности (ценности индивидуализма, прагматизма, потребительства, власти; установки на «уравнивание» и сохранения существующей шкалы ценностей; представления о нелояльности социального окружения и справедливости как равенстве) [29, с. 116-118].

К. Муздыбаевым выделяются следующие составляющие зависти:

. Социальное сравнение - первичное проявление зависти, возникающее вследствие социальных мотивов. Поскольку достижения и провалы того или иного человека обсуждаются другими, в случае неудачи распространённой является мысль «что скажут люди…». Следует отметить, что в качестве предмета зависти чаще всего выступает материальный успех, который можно продемонстрировать в обществе.

. Восприятие превосходства другого человека, возникающее в случае, когда субъект и объект зависти близки (то есть, к примеру, исходные возможности одинаковы, сфера интересов одна и та же). При этом осознание внутреннего превосходства одного человека одновременно воспринимается как унижение другого.

. Переживание досады, огорчения и унижения по этому поводу, являющихся эмоциональной реакцией на превосходство соперника.

. Неприязнь, ненависть к превосходящему, выступающие в качестве защитных механизмов, маскирующих чувство собственной неполноценности рационализацией. При этом в объекте зависти усматривают огромное число недостатков, чем снимается часть эмоционального напряжения за счёт эмоционального отреагирования и снижения значимость объекта зависти, чем также уменьшается напряжение.

. Желание или реальное причинение превосходящему вреда;

. Желание или реальное лишение превосходящего предмета превосходства.

У зависти, рассматриваемой в качестве психологического феномена, регулятора поведения и межличностных отношений, есть несколько отличительных свойств. Прежде всего, зависть не может входить в объяснение мотивов своего собственного поведения, даже будучи единственным мотивом

В качестве ещё одного отличительного аспекта зависти можно обозначить формирование и действие этого чувства исключительно в социальных ситуациях: зависть неизменно имеет свой объект и предмет, то есть, человек всегда завидует кому-то или чему-то. Можно также отметить то, что она чаще всего заметна всем, кроме самого завидующего, поскольку появление зависти обычно сопровождается действием психических защит.

Прежде всего, это механизм рационализации «он не достоин этого …», «это произошло только лишь из-за …» или механизм проекции «это они завидуют…», «жизнь жестока и несправедлива, поэтому всё так…», - оправданий находится масса, и все они нацелены только на то, чтобы спасти свою самооценку [34, с. 176].

Такое большое количество используемых механизмов психологической защиты объясняется тем, что признание, осознание зависти, по сути, равняется признанию в собственной несостоятельности. Вместе с тем, как отмечает М.С. Мириманова, зависть несет не только ярко негативную окраску, но может также быть и благотворным импульсом. Не будь зависти, человек не стремился бы к превосходству и не совершал бы открытий.

Зависть также включает компонент соперничества, хотя и скрытого, можно сказать, неверно направленного: желая победить, человек соперничает как бы внутри себя, ведёт счет, когда его воображаемый соперник об этом не подозревает.

Всем знакомы ситуации, когда долгое время чего-то очень сильно хотелось, а от того, что этим чем-то кто-то уже обладает, желание было еще сильнее. И многим так же знакомо чувство разочарования, когда желаемое осуществляется, а с ним приходит осознание, что оно уже не нужно, а желание было всего лишь инерцией, которая подкреплялась неосуществленностью и тем, что кто-то обладал этим объектом [33, с. 127].

Зависть может выступать как в качестве эмоции, так и - более глубоко, длительно и интенсивно - в качестве чувства. «Зависть», с одной стороны может проявляться в качестве эмоции, т.е. быть ситуативной, проявляясь в тот или иной момент, как, к примеру, в случае проигрыша возникает зависть к победителю («ему всего лишь повезло…»), вскоре уже угасая и не влияя на отношения.

Если же зависть, будучи устойчивым и болезненным переживанием успешности другого или печалью, страданием от невозможности достичь желаемого, становится установкой, глубоким чувством, влияя как на характер межличностных отношений, так и на личность в целом.

Зависть проявляется на трех уровнях, влияя на самооценку и поведение личности:

На уровне сознания осознание своей более низкой позиции в сравнении с более успешным человеком может быть воспринято как данность, не причиняя сильного дискомфорта.

На уровне эмоционального переживания может появляться чувство досады, раздражения или злобы вследствие такого положения. Возможно возникновение аутоагрессии, чувства неполноценности, ущемленного самолюбия, и т.д.;

На уровне реального поведения зависть может сопровождаться стремлением к разрушению, устранению предмета зависти. Агрессия при этом может быть выражена как к предмету зависти, так и к её объекту, которого завидующий обвиняет в создании проблем. На данном уровне зависть начинает выступать в качестве ведущего мотива поведения.

Зависть в одно и то же время - это и мотивация, и ограничение для личности завидующего. С одной стороны, чувство зависти, заставляет человека стремится к тому же, чем обладает другой человек или даже превзойти его в чём-либо. С другой стороны, зависть является неким ограничителем мотивации достижения цели, уже достигнутой кем-то, что, в свою очередь, является причиной рассеивания внимания и искажения ситуации. Такого рода ограничение мотивации способно сузить мышление до потребности успеха другого человека, что, в свою очередь, грозит утратой идентификации и появлением стремления к достижению чужих целей, то есть, настоящим личностным провалом [15, с. 89]

В зависимости от степени эмоционального влияния на личность, глубины и интенсивности переживаний, выделяется несколько типов зависти, а также типов влияния зависти на жизнедеятельность личности. У зависти есть несколько сторон, хотя, чаще всего, говорится только о негативной стороне данного феномена.

В психологическом плане выделяются следующие такие формы зависти:

Черная зависть - данный тип зависти характеризуется возникновением желания уничтожить объект зависти или, по меньшей мере, причинить ему страдания, соизмеримые с теми, которые испытывает сам завидующий. В качестве одной из причин данного типа зависти выступает феномен «каузального заблуждения», т.е. восприятия лица, обладающего превосходством, как причины своих провалов и более низкого положения. При этом завидующим полностью снимается с себя ответственность за что происходящее в его жизни.

Чёрная зависть является крайне непродуктивной и оказывает влияние на завистника: его страдания от зависти являются большими, в сравнении с ущербом, наносимым человеку, являющимся объектом зависти.

В соответствии с результатами проведенных исследований, зависть сопровождается проявлением соматических симптомов. У человека, испытывающего чувство зависти, возникает целый ряд физиологических симптомов: Петером Куттером было замечено, что человек бледнеет от зависти вследствие сужения кровеносных сосудов, происходит повышение артериального давления; в качестве второго типа соматического проявления зависти выступает желтизна покровов вследствие насыщения крови желчью. Помимо этого, такие люди мнительны, живут в постоянном ожидании провала других вместо достижения своего успеха.

В белой зависти есть положительные аспекты как для завидующего, так и для всего общества, в целом. Объект белой зависти выступает в роли некоего эталона и предмета восхищения.

Завистник в данном случае - это человек, восхищающийся способностями, качествами или достижениями другого человека. Такого рода завистник стремится ко всяческому подражанию объекту зависти, надеясь когда-нибудь стать таким же.

Каким будет зависть у того или иного человека, определяется характером механизмов сравнения и структурой «Я-концепции».

Так, человек, начинающий своё дело, полный надежд, может с восхищением смотреть на человека, достигшего высокого положения, мечтая, что в свое время достичь его.

Если же в такого рода положении оказываются два человека одного возраста с потенциально одинаковыми возможностями, один из которых добился многого, а другой - нет, то зависть будет «чёрной». Это является своего рода защитным механизмом, поскольку кроме своих способностей винить больше некого, а признание своей несостоятельности оказывается губительным для самооценки. В этом случае при помощи агрессии и унижения конкурента хотя бы в собственных глазах, осуществляется защита психики [18, с. 68].

Помимо этого, выделяются:

Незлобная зависть, проявляющаяся в желании человека обладать тем же, чем обладает и объект зависти, и стремлении к этому, враждебные чувства, однако, при этом не возникает.

Злобная зависть проявляется в стремлении человека не столько к получению того же, сколько в стремлении лишить объект зависти превосходства. Появление такого рода зависти является следствием чувства собственной неспособности к достижению того же уровня.

Причиной возникновения депрессивной зависти является тоже чувство униженного положения, однако, для нее характерно наличие чувства несправедливости и обреченности [14, с. 109].

Согласно авторской концепции Т.В. Бесковой, структурную организацию зависти как системного образования, метасистему которой составляет личность, можно рассматривать в качестве совокупности субсистем отношений к превосходящим объектам, предметам их превосходства, самому себе и отражающих их внутренний конструкт компонентов (когнитивный, аффективный, потребностный, поведенческий и нравственно-ценностный), которые представлены компонентным составом.

Даная структура отношений зависти позволяет учитывая все грани исследуемого феномена, дать его сущностное дефиницию. Зависть - это отношение к достижениям (успехам) другого человека, образованное отношением к объекту, предмету превосходства, а также к самому себе, и сопровождающееся комплексом негативных эмоций (прежде всего, негативных), осознанием своего более низкого положения и желанием прямо или косвенно нейтрализовать данное превосходство и восстановить субъективно воспринимаемое равенство [10, с. 71].

Таким образом, формирование зависти в рамках социальной жизни субъекта обусловлено рядом совместно действующих психологических механизмов, которые, усиливают друг друга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аладьин А.А., Пергаменщик Л.А., Фурманов И.А. Методика исследования самоотношения (МИС) Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. Мн., 1992. - 422 с.

.Алексеева О. Н. Социальная психология. - М.: Академия, 2013. - 418 с.

.Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я.,. Дубовская Е.М. Социально - психологические методы исследования межличностных отношений. - М.: Изд-во Моск. Унив-та, 2012. - С. 78 - 90.

.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов - М.:Юнити, 2011. - 552 с.

.Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл. - СПб.: Питер, 2008. - 270 с.

.Архангельская Л.С. Психология взаимоотношений. - М.: Академия, 2012. - 396 с.

.Бескова Т.В. Методика исследования завистливости личности - Вопросы психологии [Текст] /Т.В. Бескова - Москва, 2013. - №2. 127 - 139с.

.Бескова Т.В. Особенности проявления зависти в межличностном взаимодействии субъектов [Текст] / Т.В. Бескова - Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 12. № 5 (37). 2012. - С. 103-109.

.Бескова Т.В. Завистливость как психологическое свойство личности - Изд-во Самарского ун-та, 2013. - 139с.

.Бескова Т.В. Зависть - Изд-во Самарского ун-та, 2012. - 99с.

.Бибихин В.В. Человек в мире. - М.: Слово, 2012. - 488 с.

.Бондаренко О.Р. Межличностный конфликт. - СПб.: Речь, 2012. - 372 с.

.Бондаренко О.Р., Лукан У., Социология. Психология. Философия. [Текст] / О.Р.Бондаренко, У.Лукан - Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012. № 2

.Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие [Текст] / Е.В. Буртовая - М.: ЮНИТИ, 2003. - 512 с.

.Дмитриева Н.В. Зависть. - М.: Изд-во МГУ, 2013. - 212 с.

.Драгунова Т. В. Социальная психология. М.: Просвещение, 2013. - 394 с.

.Игнатова Е.Н., Розанова М.А. Социальные и социально-психологические аспекты стрессоустойчивости личности //Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 2. Ч.2 /Под ред. А.А.Крылова. СПб., 2010. - 328 с.

.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер,2009. - 624 с.

.Изард К.Е. Эмоции человека. - СПб.: Питер, 2011. - 422 с.

.Котова И.Б. Психология взаимоотношений. - М.: Академия, 2013. - 196 с.

.Которва И.Б. Межличностные взаимоотношения. - М.: Изд-во МГУ, 2013. - 312 с.

.Куликов Л.В. Удовлетворенность жизнью. - СПб.: Речь, 2013. - 322 с.

.Куликов Л.В. Психологическая структура настроения //Психология: итоги и перспективы: Тез. научно-практ. конф. 28-31 октября 2013. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - С. 78-84.

.Куликов Л.В. Психология настроения.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. - 298 с.

.Лабунская В.А. - Межличностные отношения. - СПб.: Питер, 2011. - 389 с.

.Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)2-е изд/ Д.А. Леонтьев //М.,Смысл -2006.- С.18

.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев // М.,Политиздат - 1990. - 412 с.

.Ломов Б.Ф. Межличностные отношения. - СПб.: Питер, 2012. - 366 с.

.Мартынцова Н.В. Представление о счастье в зависимости от типа удовлетворенности жизнью // Смысловые пространства современного человека. - СПб., 2005. - С. 109-115.

.Мартынцова Н.В. Удовлетворенность жизнью как интегративная характеристика отношения к ней // Психология человека: интегративный подход в психологии. - СПб., 2008. - C. 98-102.

.Минигалиева М.Р. Личностные типы и социальные контакты людей зрелого возраста / М.Р. Минигалиева // М., 2013-№ 2.

.Мириманова, М.С. Конфликтология [Текст] / М.С. Мириманова - М.: Академия, 2013.-320с.

.Муздыбаев К. Завистливость личности [Текст] / К. Муздыбаев - Психологический журнал - М.: 2012. Т. 23, №6. -С.39-48.

.Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. / А. Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2009 - 392 с.

.Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е, Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2009. - 694 с.

.Сидоренко Е.В. Экспериментальная групповая психология. /Е.В. Сидоренко// СПб.-Изд-во СПбГУ- 2012.

.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии/ Е.В. Сидоренко // СПб.,Речь -2010 - С.350.

.Сизанов А.Н. Познай себя: Тесты, задания, тренинги, консультации. - Минск, 2001.- С. 46-47

.Собчик Л.Н. Исследование индивидуальности Люшера. Практическое руководство / Л.Н. Собчик // СПб.,Речь- 2013. - С.128

.Соколова Е.Е. Межличностные конфликты. - СПб.: Питер, 2012. - 396 с.

.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально- психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во ин-та Психотерапии, 2008. - 564 с.

.Франкл В. Человек в поисках смысла/ В. Франкл// М., Прогресс - 1990. - 324 с.

.Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений. - Ростов н/Д., 2013. - 244 с.

.Шёк Г. Зависть: теория социального поведения [Текст] / Г. Шёк - пер. с англ. В. Кошкина под ред. Ю. Кузнецова. - М.: ИРИСЭН, 2012. - 544с.

.Шустова Н.Е. Качество жизни как социально-психологический показатель. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2013. - 412 с.

Похожие работы на - Реферативный анализ литературы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!