Феминизм как политическая идеология

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,79 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Феминизм как политическая идеология

Министерство образования и науки

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра философии, социологии и политологии

Дисциплина: Политология





Реферат

Феминизм как политическая идеология



Студентка группы 1-РРАН-2

Фомичёва Д.И.

Принял: доцент, канд. ист. наук

Никитин В.Ю.







Санкт-Петербург 2014

Оглавление

Введение

Цель и движение

Теория феминизма

Право

Заключение

Введение

Важным элементом политического сознания является политическая идеология. В ней фиксируются те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки активного решения и его последовательного воплощения, оформляются и социальные идеалы как стратегические устремления того или иного слоя.

Так, идеология - это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений.

В данном реферате взяты за основу размышления В.П. Макаренко в своей книге - "Главные идеологии современности" (Изд. "Феникс". 2000 гг. Ростов-на-Дону). Макаренко выделяет феминизм, как набирающие силу движение, и рассуждает о причинах его происхождения и дальнейшей его судьбе. Так, в данном реферате отражены основные идеи Макаренко относительно этой юной идеологии.

Цель и движение

Феминизм - идеология юная, возникшая во второй половине XX в. Феминизм является не систематической теорией, а определенной политической позицией. Это движение, в рамках которого сформулированы исходные идеи осуществляются попытки их пропаганды и воплощения. Его идеи вытекают из непосредственного жизненного опыта и стремится к изменению мира, таким образом, мысль неразрывно связана с действием.

Главные свойства феминизма:

.Приписывание опыту особого значения. Феминистки стремятся определить смысл мира, в котором они живут. Поэтому опыт каждой женщины квалифицируется как важная часть движения.

2.Бессистемность. Опыт и способы его восприятия индивидуализированы. На этом основании невозможно построить завершенную теорию или сложить все элементы индивидуального опыта в единое целое

3.Приписывание личной жизни политического значения. Женский опыт подчинения разрушает все границы, отделяющие публичную жизнь от частной. Для их объяснения необходима политическая теория, соединяющая интерпретацию личной и публичной жизни.

Несходство суждений теоретиков феминизма вытекает из различий опыта и его интерпретации. На протяжении 1980-1990-х гг. в США и других странах Запада возник ряд классификаций феминизма: либеральный, радикальный, марксистский, социалистический, культурный, психоаналитический и черный феминизм. Во всех случаях речь идет о линиях интеллектуальных и политических разделов.

Белый феминизм первоначально возник в США. Его инициаторы, лидеры и представительницы приписывали собственному опыту универсальность. Однако спустя непродолжительное время оказалось, что личный опыт белых женщин не имеет никакого отношения к опыту женщин с другим цветом кожи. Поэтому сегодня в США наряду с белым существует черный и желтый феминизм.

Сторонники традиционного феминизма продолжают настаивать на сходстве женского опыта и необходимости выработки универсального понимания прав и справедливости. Однако идеология феминизма так и не выработала общей концепции и политики, поскольку многие факторы способствует расхождению мнений и тактики движения. В мусульманских странах раскол усугубляется, поскольку Коран категорически отвергает саму идею равенства женщин и мужчин.

В странах Латинской Америки возникла и реализуется инициатива движения женщин-матерей против военных ведомств и министерств, влияния военных на политическую жизнь и любых профессий, прямо или косвенно связанных с милитаризмом. Латиноамериканские женщины сформулировали также идею о том, что женщины-матери могут способствовать "чистоте" политической жизни, поскольку мужская политика была и остается грязным делом.

В развивающихся странах продолжается дискуссия о стратегических и непосредственных интересах женщин. Сторонники первых стремятся к принципиальному изменению отношений между полами. Предлагают создавать женские комиссариаты полиции и особые суды. Их главный предмет деятельности - ведение всех вопросов, связанных с мужским насилием над женщинами.

Адепты непосредственных интересов женщин не отвергают традиционное отношение между полами. Зато требуют правовой регламентации собственности женщин на все без исключения предметы семейного пользования. Во многих странах современного мира продолжается господство военных и полицейских. В этих обстоятельствах женщины выдвигают идею принципиального отказа от сотрудничества с государством для достижения целей феминистского движения. Тем самым авторитаризм способствует распространению анархизма среди последовательных борцов за права женщин.

Таким образом, в отношении современного феминизма традиционные экономические, социальные, этнические, политические, религиозные и культурно-цивилизационные различия сохраняются и усиливаются. В результате в каждом политическом движении усиливается тенденция деления на секты. Они начинают вести между собой ожесточенную борьбу. В феминистском движении тенденция к сектантству пока только формируется. Можно указать лишь несколько специфических свойств феминизма:

.Превращение феминизма в своеобразную интеллектуальную и политическую моду. Пионером этой тенденции выступают США, в которых идентификация с феминизмом (как женщин, так и мужчин) стала неписаным правилом хорошего тона.

2.Интеллектуальная неопределенность феминизма. Как ранее было показано, в его составе можно указать наличие всех политических идеологий - от либерализма до социализма.

.Преобладание риторики над строгим следованием правилам доказательства и вывода. В феминизме личный опыт занимает центральное место. А большинство женщин стремятся просто выговориться, а не строго сформулировать и отстаивать собственную позицию. Тем самым различие личного опыта теряет ранг стимула для мышления.

Единственный пункт определенности феминизма - провозглашение равенства мужчин и женщин. А поскольку концепции и практика воплощения равенства - изобретение мужского ума, то и это определение может быть отвергнуто. Стремление к ниспровержению авторитета мужчин во всех сферах деятельности - наиболее значимая тенденция феминизма.

Теория феминизма

Главная задача феминистской идеологии - выявление и анализ философско-мировоззренческих оснований, мужского господства. Дело в том, что почти во всех цивилизациях, государствах и нациях женщины до сих пор исключены из участия в политике. Причем такое исключение сохраняет видимость правового действия. История формировалась мужчинами. И это наложило сильнейший отпечаток на человеческие отношения, политику и философию.

правящей династии получали доступ к власти. Но такие ситуации были

исключением из общего правила и потому ничего не доказывают. А общее

правило состоит в универсальном исключении женщин из мира политики.

Политическая мысль возникала как составная часть философской рефлексии. Аристотель считал греческий полис наиболее совершенной формой социального и политического Устройства. Эта форма способствует достижению достойной жизни как высшего блага индивида и общества.

В результате политика начала рассматриваться как кульминация человеческих способностей. Одновременно из сферы политической женщины исключались. Политика и высшее благо определялись путем противопоставления домашнему хозяйству и женщинам. Эти идеи способствовали не только исключению женщин из политической жизни, но и из политической мысли. Целые тысячелетия оказались потраченными на то, чтобы опровергнуть мысль, содержащуюся в текстах Аристотеля: женщины по природе низшие существа по сравнению с мужчинами. И нельзя утверждать, что она целиком отвергается в современной социальной, политической, производственной и всякой иной практике, выходящей за пределы семьи и домашнего хозяйства.

Таким образом, теоретики феминизма отвергают коллективистский и индивидуалистический варианты либерализма, а также марксистскую концепцию производства. Все они базируются на дихотомии между домашним хозяйством и публичной сферой. А поскольку данная дихотомия восходит к Аристотелю, а затем бесконечно повторяется вплоть до настоящего времени, то и весь канон социально-политической мысли ставится под сомнение. Ведь публичная сфера до сих пор была занятием мужчин, определяя мораль и течение социально-политических событий.

Следовательно, указанная дихотомия теоретически бесплодна и политически опасна не только для женщин, но и для общества в целом. Опыт в человеческой жизни превалирует над понятиями. Политика должна учитывать обе константы человеческой деятельности. Следовательно, всякое абстрагирование и недооценка личной и семейной сфер не отражают реальную сложность человеческой жизни.

Отбрасывание традиционной дихотомии не означает, что феминистки полностью отрицают любые различия между частной и политической сферами. Наоборот, в феминизме провозглашается лозунг: " Личная жизнь - это политика". И этот призыв с энтузиазмом был встречен миллионами женщин разных континентов, цветов кожи и национальностей. До недавних пор женщины считали свою личную жизнь индивидуальной, домашней и частной проблемой. Теперь она стала универсальной, структурной и политической проблемой. Такое преобразование осуществлено в феминизме.

Критика дихотомии личной и публичной жизни не значит, что феминизм отрицает разное значение данных феноменов и понятий. Ценность личной жизни тоже не ставится под сомнение. Зато отвергается любое унифицированное подчинение общества государству.

Короче говоря, отрицание дихотомии личного и политического означает, что любое действие квалифицируется как потенциально политическое. До сих пор большая часть политики конституировалась силой. Эта сила выражает отношения господства между людьми и присуща им с момента рождения. Она включает вербальные и невербальные формы поведения. Социальные убеждения и политические рассуждения и аргументы никогда не могут целиком освободиться от телесных, эмоциональных и языковых коннотаций. А последние образуются в сфере личных отношений между людьми. Отсюда вытекает, что личные, глубоко интимные и семейные проблемы не являются пустыми и тривиальными. Эти проблемы должны учитываться в публичных и политических дискуссиях. Отношения между мужчиной и женщиной дома в значительной степени определяют сферу политических и исторических событий.

Зависимость между личной и политической сферами является двусторонней:

.Существование, сфера и границы личной жизни определяются комплексом социальных решений. Они принимаются формально и неформально в законодательных, судебных и исполнительных органах власти и выражаются письменно и устно. Тем самым сфера публичных решений создает неравенство сил в семье и дома.

2.Политические предпочтения и вкусы людей первоначально формируются дома и в семье. В семейно-бытовой сфере существует домашнее разделение труда. В его рамках забота о детях квалифицируется как обязанность женщин. Этот предрассудок образует основание целого комплекса социальных неравенств. Они характеризуются господством мужчин над женщинами.

Стало быть, феминизм стремится взломать традиционные барьеры политики. Правда, это стремление не является целиком оригинальным. Феминисты находят союзников в среде анархо-синдикалистов и сторонников производственной демократии. В данном направлении социально-политической мысли политическими считаются те решения, которые принимаются в рамках промышленных предприятий и других сообществ людей. Кроме того, феминизм пользуется результатами научных исследований в сфере сравнительной политики. Эта сфера опирается на такое понимание политического, при котором имеются в виду акты неформального сопротивления существующей власти. Наконец, в марксизме содержится идея о том, что граница между политической и частной сферой намного полезнее для развития капитала, нежели для трудящихся классов. Существующая система права регулярно укрепляет существование данной границы. К этому положению теоретики феминизма добавляют постулат: данная граница и система права ставят мужчин в привилегированное положение.

Право

В отношении женщин к праву можно отметить специфическую амбивалентность. С одной стороны, никто не отвергает успехов женского движения. На протяжении XX в. удалось ликвидировать правовые ограничения, не допускающие женщин к политике и определенным видам труда. Было введено формальное равенство женщин и мужчин. Происходило усовершенствование гражданского и уголовного кодексов за счет включения в него статей, регламентирующих семейные отношения.

С другой стороны, существует и усиливается неравенство между мужчинами и женщинами в сферах занятости, материального благосостояния и доступа к политической власти. Оказалось, что с помощью права это неравенство устранить невозможно. Насилие в семье дополняется дискриминацией по месту работы. Это питает скептицизм женщин в отношении к роли и значению права в современном обществе.

Более того совокупность таких юридических процедур лишает женщин правомочности:

феминизм политическая идеология

1. Право декларирует, что половые отношения не регламентируются правом. Тем самым возникает иллюзия о нейтральности права в отношении такого явления, как проституция, связанного с эксплуатацией женщин.

. Правовая аргументация формулируется в категориях случаев-прецедентов. Апелляция к прецедентам способствует воспроизводству типично мужских предубеждений относительно женщин. Причем это мотивируется защитой интересов женщин, которые являются объектами судопроизводства.

В результате юрист оказывается перед альтернативой: быть профессионалом или становиться на феминистскую позицию. Все это приводит к тому, что женщины крайне подозрительно относятся к праву.

Феминистки выдвигают требование радикальной реформы права для ликвидации эпистемологических источников мужского господства. Иначе говоря, требуется новое определение границ между публичной и приватной сферами.

Такая трактовка права непосредственно связана с либерализмом. Капитализм исключает женщин из публичной сферы. Это объясняется правом договора, который выражает авторитет мужчины и исключает женщин из торгово-промышленной деятельности. Теоретики феминизма несогласны с этой тенденцией. Они ставят под сомнение мужскую парадигму власти права, а не само право. Предлагают отбросить абстрактные правовые универсалии и сосредоточиться на фиксации наблюдаемых подобий, разных классах лиц и типов поведения. Правовые абстракции мало что дают для устранения конкретных видов социального неравенства.

Например, в большинстве развитых стран существует закон, запрещающий дискриминацию женщин, имеющих детей дошкольного возраста. Одновременно существует множество профессий и должностных инструкций, исключающих прием на работу таких женщин. Тем самым формальное равенство укрепляет фактическое неравенство. Все аналогичные вида неравенства должны быть интегрированы в систему социальных фактов. На ее основе возможно систематизировать моральные аспекты правовых дискуссий и обнаружить недостаточность правовых абстракций. Это необходимо для элиминации социального унижения женщин с помощью права.

Женский подход к праву отбрасывает все разновидности правового позитивизма. Судьи должны принимать решения на основе обобщения и типологии видов социального неравенства. Так возникает альтернативное право. Его идея состоит в сравнительном анализе всех правовых систем с точки зрения того, насколько каждая из них способствует злоупотреблениям господствующих социальных групп. Опыт показал, что системой правовых абстракций можно манипулировать без особого труда ради достижения политических целей. В этом случае законы и подзаконные акты формально признают, а на деле исключают интересы подчиненных групп. Социальное неравенство неизбежно ведет к тому, что правовые системы фактически легализуют насилие.

Таким образом, в современном феминизме отвергается длительная традиция либерального права и правового государства. Данная традиция не способствует устранению социального неравенства. Наоборот, она укрепляет индивидуализм и абстрактность нрава. Феминизм развивает идеи социалистической критики либерального капитализма и его права. Женский подход к праву демаскирует идеологическую роль современного права, которое в сущности лишь транслирует и пропагандирует либеральный индивидуализм. Феминизм стремится подорвать господствующую парадигму права, предлагая взамен альтернативную теорию государства. На пути к созданию феминистской теории государства нужно не только реагировать на существующее зло. Требуется систематическое перевоспитание женщин.

Современные тендерные исследования не решают эту задачу, поскольку они фиксируют опыт большинства женщин, которые получают удовольствие от подчинения. Этот опыт не является репрезентативным для выражения аутентичной женской точки зрения на проблему мужского насилия. Феминистская теория должна способствовать устранению мужского господства и связанного с ним видения мира

Таким образом, феминистская теория права и государства подтверждается многочисленным эмпирическим материалом. Существующие правовые процедуры отражают господство мужчин и не дают возможности изменить отношение к женщинам как подчиненным существам. Поэтому требуется пересмотр всей системы правового правления и государства. Его либеральные стандарты не дают возможности осуществить систематическое описание всех недостатков и поражений права как социального института.

Заключение

Таким образом, в заключении, можно дать общую характеристику феминизма как борьбы с мужским господством, которое пронизывает все социальные отношения современного общества. Этим определяются политические приоритеты феминизма сегодня и в ближайшем будущем:

борьба со всеми формами насилия над женщинами;

проблемы здравоохранения, болезни и смерти. Во многих современных обществах женщины по настоянию мужчин вынуждены делать аборты зародышей женского пола. А в странах "третьего мира" женщины голодают и умирают значительно чаще мужчин;

борьба со всеми формами традиционного домостроя, который укрепляется современными правовыми и бюрократическими процедурами. Данные процедуры до сих пор рассматривают домашнее хозяйство как единицу, интересы которой выражает мужчина - глава семьи;

борьба с неравными экономическими шансами и социальной дискриминацией женщин в сфере образования и во всей совокупности существующих профессий;

создание такой системы права, которая смогла бы устранить реальное неравенство женщин;

борьба с неравенством в доступе к политической власти и политическим дискуссиям

Нетрудно убедиться, что в современном феминизме на первый план выдвигается устранение разнообразных форм насилия над женщинами, начиная от сексуального и заканчивая политическим. С ним связано расширение права женщин на контроль собственной деторождаемости. Социальная политика должна быть направлена на разрыв феномена, который в феминизме квалифицируется как "замкнутый круг унижений и оскорблений". Он определяется тем, что женщины по-прежнему вынуждены выполнять самую черную и неблагодарную работу дома, включая заботу о детях, больных и престарелых членах семьи. Вовлеченность в выполнение этой обязанности вызывает непосредственную и опосредованную дискриминацию женщин по месту работы. А трудовое и профессиональное неравенство с мужчинами ведет к тому, что влияние женщин уменьшается даже в семье. Ни одно правительство мира пока не смогло разорвать этот круг. Но главная проблема состоит в том, что даже реализация всего комплекса политических приоритетов будет действовать в пользу одних и во вред другим женщинам. Так что его воплощение в жизнь повлечет за собой множество противоречий. Единой панацеи для их разрешения нет. И не существует политической уверенности в том, что каждый отдельный шаг и реформа породят однозначно положительные следствия для всех женщин.

Похожие работы на - Феминизм как политическая идеология

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!