Социальная политика государства: цели и инструменты

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    727,03 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная политика государства: цели и инструменты

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ



РЕФЕРАТ

ПО Экономической теории

на тему

Социальная политика государства: цели и инструменты











Санкт-Петербург 2013

Введение

Внутренняя политика государства подразделяется на различные сферы общественных отношений, на которую направлена деятельность государственного вмешательства. Общепринято обозначают политику экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую. Таким образом, социальная политика является одной из важнейших сфер внутренней политики страны, и которая выражается в осуществлении целого комплекса мероприятий и программ, регулирующих социально-экономические отношения в обществе.

Любое социальное государство, каким в частности является и Российская Федерация, стремится проводить действенную, спланированную политику, направленную на поддержку всех социальных групп населения страны. Социальная политика любого государства в современном мире призвана действовать в интересах всего общества и должна поддерживаться большинством населения. Приоритетами социальной политики, соответственно, являются повышение качества уровня жизни (в общем смысле) населения страны и обеспечение социально-политической стабильности.

Государства активно пытаются в настоящее время улучшить жизнь своих граждан, преодолевая целый ряд специфичных для каждой страны проблем. Актуальность данной работы обуславливается высокой социальной значимостью социальной политики в современном мире, что обуславливает необходимость изучения ее сущности, основных компонентов и механизмов реализации. Можно смело утверждать, что тема социальной политики государства, с акцентуацией на инструментах ее проведения и конечных целях, актуальна с момента создания социального государства и до сегодняшнего дня. С самого рождения человек оказывается косвенно объектом социальной политики, а позже непосредственно ее субъектом. Поэтому последствия проведения социальной политики касаются каждого, ибо она формирует все наше существование в социально-экономической среде.

Целями нашей работы являются:

Анализ основных направлений социальной политики, ее целей в разрезе Российской Федерации и инструментов ее осуществления;

Рассмотрение практического применения социальной политики на основе статистических данных.

Задачами нашей работы являются:

Теоретическое освещение сущности макроэкономической социальной политики при нормативном подходе;

Проведение расчетов с целью выявить закономерности и тенденции развития показателей социальной сферы в Российской Федерации;

Проведение анализа степени реализации социальной политики.

Теоретическая часть

Теоретическое рассмотрение сущности макроэкономической социальной политики, ее целей инструментов

Социальная политика - это совокупность идеологических представлений общества и государства о целях социального развития и деятельность по достижению социальных показателей, отвечающих этим целям.

Социальная политика реализуется в социальной сфере жизнедеятельности общества, но ее объектами также являются политика, микро- и макроэкономика, культура, т.к. все общественные отношения прямо или косвенно связаны с положением возможностями развития различных социальных общностей и групп.

Макроэкономическая политика является формой вмешательства государства в экономику, которая направлена на достижение полной занятости, устойчивых темпов экономического роста, стабилизацию уровня цен и внешнего равновесия посредством применения инструментов, корректирующих и дополняющих рыночный механизм. Решения, принятые правительством и определяющие экономическую политику, оказывают значительное влияние на жизнь и благосостояние граждан в рамках национальной экономики, которая непосредственно влияет на степень позитивной или негативной реализации социальной политики.

Нормативная теория экономической политики призвана определить, как следует действовать политикам для достижения желаемых результатов. Конечной целью социальной макроэкономической политики обозначена максимизация общественного благосостояния и минимизация социальных потерь.

Субъекты и объекты социальной политики

Объектами социальной политики являются практически все жители страны и, в первую очередь, граждане, нуждающиеся в социальной поддержке, а также малообеспеченные категории населения, находящиеся в жизненной трудной ситуации.

Субъектами социальной политики являются:

государство (органы государственного управления, государственные ведомства и учреждения)

гражданское общество (органы местного самоуправления, внебюджетные фонды, общественные, религиозные, благотворительные объединения)

коммерческие структуры и бизнес

профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики

добровольцы

граждане (гражданские инициативы, организация групп самопомощи)

Министерством труда и социального развития Российской федерации в 1995 году был утвержден перечень категорий населения, которые нуждаются в социальном обслуживании. Они являются основными объектами социальной политики и социальной защиты. Отражение реализацию адресной социальной политики можно увидеть в Приложении, таб. 2:

Граждане (взрослые и дети), являющиеся инвалидами;

Участники ВОВ и приравненные к ним лица. Труженики тыла во время ВОВ;

Одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и др. основаниях);

Вдовы и матери военнослужащих, погибших в ВОВ и мирное время;

Бывшие несовершеннолетние узники фашизма;

Люди, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные;

Зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;

Лица, подвергнувшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов, ядерных испытаний;

Лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специального учебно-специального места жительства;

Семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики;

Семьи, имеющие детей-инвалидов до 16 лет;

Семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Семьи с низким уровнем дохода;

Многодетные семьи;

Неполные семьи;

Семьи несовершеннолетних родителей;

Молодые, в том числе студенческие семьи;

Матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

Беременные женщины и кормящие матери;

Самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости);

Дети, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей;

Безнадзорные дети и подростки;

Дети и подростки с девиантным поведением;

Дети, испытавшее жестокое обращение и насилие в семье, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию;

Разводящиеся семьи;

Семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей.

Граждане (взрослые и дети), имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным поступкам.

Принципы социальной политики

Социальная политика как одна из важнейших составляющих деятельности государства осуществляется посредством определенных принципов. Особое место среди них занимает принцип социальной справедливости. Социальная справедливость является общепризнанной ценностью современной демократического общественного сознания, закрепленной в основополагающих документах мирового сообщества, наряду со свободой и миром. Данный принцип сочетает в себе факторы, с одной стороны, обеспечивающие условия для развития человеческой личности, с другой - наиболее естественную связь между мерой участия в трудовом процессе и мерой потребления.

Принцип социальной справедливости реализуется в форме координации и распределения труда и его результатов, регулирования трудовых и социальных процессов в соответствии с законодательством. Его выполнение требует, чтобы нижний уровень благосостояния соответствовал требованиям человека, а образование раскрывало бы способности каждого. Верхний уровень не должен ограничиваться каким-либо пределом доходов и т.д. Тогда и потенциал каждого гражданина, его способности повышаются, нижний уровень становится выше, чем при ограничивающем инициативы и мотивации социальном равенстве. Поэтому такую концепцию социальной справедливости следует признать оптимальной как для развития, так и для социальной безопасности.

Другим важным принципом социальной политики является принцип индивидуальной социальной ответственности, обосновывающий необходимость приложения усилий со стороны индивидов, семей или домохозяйств для обеспечения собственной экономической стабильности.

Принцип социального партнерства, включающий равноправие и равную ответственность сторон за выполнение принятых обязательств;

Основная цель социального партнерства - это взаимодействие субъектов социальной политики по сохранению, изменению социального положения населения и отдельных составляющих его частей, по решению проблем в социальной сфере, влияющих на социальное положение населения в целом, а также его отдельных групп.

Принцип социальной солидарности, заключающийся в распределении социальной состоятельности от более сильных к менее сильным социальным субъектам. Реализацию функции социального партнерства берет на себя, соответственно, государство;

Принцип социальной компенсации, призванный обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом (например, защита прав многодетных семей или инвалидов). Он предполагает создание доступной сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания;

Принцип социальных гарантий, предусматривающий предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и трудоустройству. В рамках социальной политики осуществляются действия, гарантирующие нижний порог материального обеспечения (минимальная заработная плата, минимальная пенсия) или предусматривающие дополнительную помощь материально менее обеспеченным лицам (стипендии, компенсации, пособия, доплаты, натуральная помощь). Государство также обеспечивает оказание гражданам элементарных услуг вне зависимости от получаемых доходов (например, медицинская помощь). Этот принцип предусматривает сбалансированность целей и возможностей социальной политики.

Принцип социальной поддержки, обеспечивающий оказания предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики.

Данные принципы тесно связаны между собой и образуют органическое единство, при котором выполнение каждого из принципов является условием к практической реализации остальных.

Социальная безопасность и социальная защита населения

Социальная безопасность представляет собой способность государства обеспечить эффективное функционирование социальной сферы, предотвращение деструктивных явлений и процессов, сохранение и развитие условий, средств и способов социализации человека, его благосостояния, неотъемлемых прав и свобод, духовно-нравственных ценностей.

В целом социальная политика и социальная безопасность представляют собой взаимосвязанные понятия, связанные с функционированием социальной сферы и направленные на всесторонний расцвет личности и нормальное функционирование государства и общества. Осознание потребности в социальной безопасности находит все более широкое выражение в законодательно-нормативных актах.

В современных условиях к основным компонентам социальной безопасности, выделенным в Концепции национальной безопасности (2000 год) относятся:

Оптимальная стратификация общества по уровню социально-экономического благосостояния и половозрастным группам;

Наличие многочисленного «среднего класса», необходимое для обеспечения устойчивого социального развития;

Оптимальная трудовая занятость населения;

Высокая рождаемость и средняя продолжительность жизни в стране, обеспечивающие прирост населения;

Квалифицированные трудовые ресурсы, имеющие мотивацию к производительной деятельности;

Высокий духовный, нравственный и творческий потенциал населения.

Главная цель социальной безопасности - создание условий для обеспечения гражданского мира.

Социальная защита населения является подсистемой социальной политики и представляет собой основное направление социальной безопасности. В рамках одного государства социальная защита - это система мер, обеспечивающая социальную защищенность преимущественно социально уязвимых слоев нетрудоспособного населения, т.е. система мер, дифференцируемых, в первую очередь, по своей адресной направленности (например, материальная и моральная поддержка населения, правовая, психологическая, информационно-консультативная, бытовая помощь).

Важнейшим направлением в процессе формирования и реализации социальной защиты являются программы социальной защиты населения. Многое зависит не только от значимости программ, но и от выработки приоритетов при разработке программ. Система социального обслуживания населения формируется в рамках Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации» от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ.

Формой социальной защиты в условиях постоянной инфляции является индексация доходов. Государственная индексация доходов - это система мер, компенсирующая потерю доходов в результате роста стоимости жизни. Оценка изменения стоимости жизни осуществляется из расчета индекса цен и тарифов фиксированного набора товаров и услуг, составляющих потребительскую корзину.

Цели и инструменты социальной политики

Интегрируя все вышеперечисленное теперь можно четко обозначить цели и инструменты социальной политики в современном мире и, в частности, в РФ. Главными целями справедливой социальной политики, описанными на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития 5-12 марта 1995 г., являются:

Максимальное сохранение физического, интеллектуального, духовно-этического потенциала страны;

Формирование прочного пласта трудовой мотивации, отвечающего требованиям легального рынка, ориентированного на позитивное расширенное воспроизводство «человеческого капитала» России;

Создание институциональных и социально-экономических предпосылок для реализации гражданами, различными общественными слоями и группами населения своих потребностей и интересов, проявления своей активности и раскрытия личности, т.к. без этого не будет предпосылок гражданского общества, личной свободы, реальной демократии.

В рамках макроэкономической социальной политики последний пункт имеет собственную классификацию основных целей, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Цели макроэкономической политики

Стратегические (конечные) - параметры, входящие в целевую функцию благосостояния

Тактические (промежуточные) - параметры, не входящие в функцию благосостояния

Устойчивый экономический рост; Полная занятость; Стабильный уровень цен; Равновесие платежного баланса.

Сбалансированность государственного бюджета; Сглаживание циклических колебаний; Контроль над денежной массой и ставкой процента и т.д.


К инструментам социальной политики в рамках макроэкономики относятся:

Инструменты фискальной политики (объем государственных закупок и чистые налоги)

Инструменты денежно-кредитной политики (денежная масса и номинальная ставка процента)

Конкретный набор инструментов фискальной и денежно-кредитной

политики или их сочетание зависит от экономической ситуации в стране, институциональной среды, приоритета выбранных целей и целого ряда других факторов.

Инструменты социальной политики:

Система минимальных социальных гарантий (законодательное установление минимальной заработной платы и прожиточного минимума);

Индексация доходов;

Компенсация расходов

Пассивные формы оказания социальной помощи - пособия, стипендии, льготы, компенсации, доплаты

Активные формы оказания социальной помощи - создание новых рабочих мест, переобучение, переподготовка, социальные и социально-экономических мероприятий, программы трудоустройства, обучения, размещения, помощь в направлении упрочнения социального статуса личности и т.д.

Теоретическое исследование социальной политики позволяет выявить определенные закономерности обеспечения их оптимальности в современных условиях осуществления рыночных реформ. К числу таких общих закономерностей следует отнести: объективную востребованность и высокую значимость создания института социальной политики, взаимосвязь и взаимосвязанность интересов личности, общества и государства по обеспечению своей социальной безопасности, их системный характер, соотнесение необходимого уровня социальной политики с реальными возможностями по ее обеспечению.

Практическая часть

Практическая часть направлена на изучение степени реализации социальной политики в РФ и других, выбранных нами странах, анализ динамики социальных расходов некоторых областей применения социальной политики.

Статьями расходов социального обеспечения и социальной помощи населения являются: пособия, стипендии, пенсии (Таблица 3. Общий объем социальных выплат 2006-2011 гг.)

Расходы на выплату пособий и социальную помощь см. легенду Рисунка 1. Расходы на выплату пособий в % от общего числа расходов на выплату пособий и объема социальной помощи в 2011 г.:

Таблица 2. ВВП РФ 2006-2013 (январь-сентябрь) гг.

ВВП РФ (в ценах 2008 г.) млрд. руб.

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013 (январь-сентябрь)

36134,5

39218,6

41276,8

38048,6

39762,2

41468,4

47312,3

49032,0


Таблица 3. Общий объем социальных выплат 2006-2011 гг.

Общий объем социальных выплат 2006-2011 гг., млрд. руб.


2006

2007

2008

2009

2010

2011

пособия

467,5

639,5

830,0

1167,9

1522,6

1831,1

пенсии

1438,3

1669,7

2282,3

2825,8

3987,2

4415,5

стипендии

11,3

26,4

35,7

39,8

47,0

51,6

В % от ВВП

7,7

7,5

8,1

10,9

12,8

11,9


Таблица 4. Расходы на выплату пособий и социальную помощь в 2006-2011 гг.

Расходы на выплату пособий и социальную помощь, млн. руб.

2006

2007

2008

2009

2010

2011

467523

639498

829995

1167913

1522560

1831125

В % к ВВП

1,29

1,63

2,01

3,06

3,8

4,4


Рисунок 1. Расходы на выплату пособий в % от общего числа расходов на выплату пособий и объема социальной помощи в 2011 г..

Одним из важнейших показателей со

К статьям поступления средств ПФР относят налоги и страховые взносы из них:

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование для финансирования трудовой пенсии;

Страховые взносы в виде фиксированного платежа для финансирования трудовой пенсии;

Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии;

Взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Безвозмездные поступления из федерального бюджета;

К статьям расходования средств ПФР относят см. легенду Рисунка 2. Расходование средств в % от общего числа расходов ПФР в 2011 г.:

Рисунок 2. Расходование средств в % от общего числа расходов ПФР в 2011 г.

Таблица 5. Поступление и расходование пенсионного фонда РФ, млн. руб. 2007-2011 гг.

Поступление и расходование средств пенсионного фонда РФ, млн. руб. 2007-2011гг.


2007

2008

2009

2010

2011

поступления

1946817

2730172

3222649

4610084

5255643

расходование

1786457

2357793

3008660

4249235

4922109

В % от ВВП

поступления

4,9

6,6

8,4

11,5

12,6

расходование

4,5

5,7

7,9

10,6

11,8


Таблица 6. Расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных граждан по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований

Расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных граждан по обязательствам  субъектов РФ и муниципальных образований, млн. руб., 2008-2011 гг.

2008

2009

2010

2011

2012

296562

376974

437127

522459

576830

% от ВВП

0,71

0,99

1,09

1,25

1,34

социальная политика защита

Рисунок 3. Статьи расходов на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований 2012 г.

Реализация плановых государственных программ РФ,

Наименование программы

Годы реализации

Ответственный исполнитель

Документ утверждения

Финансирование 2013 г.





Бюджет программы млн руб.

% от ВВП

Развитие здравоохранения

2013-2020

Минздрав России

распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 №2511-р

3054997

0,623

Развитие образования

2013-2020

Минобрнауки России

распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 №792-р

57336,8

0,116

Социальная поддержка граждан

2013-2020

Минтруд России

распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 №2553-р

968384,8

1,97

Доступная среда на 2011-2015 годы

2011-2015

Минтруд России

постановление Правительства РФ от 17.03.11. № 175

160343,5

0,32

Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ

2012-2020

Минрегион России

распоряжение Правительства РФ от 30.11.2012 №2227-р

2451238,9

4,9

Развитие пенсионной системы

-

Минтруд России

проект

3083461,9

6,28

Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности

-

МВД России

распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 №2149-р

972716,7

1,9

Развитие культуры и туризма

2013-2020

Минкультуры России

распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 №2567-р

100428,2

0,2

Развитие физической культуры и спорта

-

Минспорт России

распоряжение Правительства РФ от 20.03.2013 №402-р

203326,5

0,4

Развитие науки и технологий

2013-2020

Минобрнауки России

распоряжение Правительства РФ от 20.12.2012 №2433-р

145115,3

0,2

Содействие занятости населения

2013-2020

Минтруд России

Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 №2149-р

67459,1

0,13


Общий объем бюджетных ассигнований государственных программ, реализуемых Российской Федерацией в 2013 году (ВВП РФ 2013 г. сентябрь-январь) составил 11264808,7 млн. руб., что составляет около 22,9% от ВВП 2013 года. Так как мы не брали в рассмотрение другие государственные и федеральные программы, которые также оказывают косвенное влияние на развитие социальной политики РФ, совокупный объем бюджетных ассигнований должен быть выше указанного.

Расчет процентной доли показателей расходов на выплату пособий делался на основе данных Росстата за 2011 гг.

При общих затратах на выплату социальных пособий (4,4% от ВВП), наиболее субсидируемыми являлись семейные и материнские пособия, выплаты отдельным категориям граждан, субсидии и льготы на оплату ЖКХ, а также другие виды пособий и социальной помощи. Сравнивая процентные доли финансирования расходов на выплату пособий в ретроспективе 2006-2011 гг., можно наблюдать устойчивую тенденцию повышения как общего объема выплат в рамках социальной политики, так и, в частности, размер выплат социальных пособий. Учитывая планомерный рост ВВП, можно предположить, что идет стабильный рост данной тенденции.

Также наблюдается увеличение объема финансирования пенсионой системы. В в 2011 г. объем финансирования ПФР составил 11,8% от ВВП 2011 г. Также в рамках госпрограммы «Развитие пенсионной системы» было выделено на 2013 г. порядка 3083461,9 млн. руб., рассматриваются подпрограммы по улучшению действия пенсионной системы и улучшения качества жизни категорий граждан, являющихся адресатами пенсионной политики государства.

Заключение

Проблема выбора курса эффективной социальной политики сейчас особенно актуальна. Правительство пытается создать условия для роста благосостояния домохозяйств и граждан, создать стабильную социальную среду, защитить особо уязвимые слои населения и поддержать трудоспособное население. Исходя из официальных данных Росстата, можно увидеть, что государство повышает расходы на социальную сферу за счет увеличения ВВП: увеличивает размер МРОТ, размер пособий особым категориям граждан, увеличивает финансирование здравохранения, культурной сферы, науки и т.д.

«В последние годы расходы бюджетной системы на социальную сферу составляют более половины в общих бюджетных расходах. Только за последние четыре года они выросли в абсолютном выражении в 1,5 раза - а в доле ВВП с 21 процента до 27 процентов. Ни одна из социальных гарантий не была поколеблена в условиях кризиса 2008-2009 годов. Более того, даже в этот период росла зарплата работников бюджетного сектора, увеличивались пенсии и другие социальные выплаты. Но наши граждане отнюдь не удовлетворены существующим положением, и их неудовлетворенность справедлива» В.В.Путин

Несмотря на позитивные изменения в сфере социальной политики, в российской экономической политике по-прежнему остро стоят проблемы бедности населения, высокой дифференциации доходов, а также слабое государственное регулирование перераспределения доходов. Государственное регулирование экономики направлено на повшение эффективности общественного производства, обеспечение социальной справедливости и стабильности. В области социальной стратегии и реализующей ее социальной политики сферой государственного регулирования становятся доходы, цены, занятость, трудовые отношения, охрана труда, качество товаров и услуг. Этим преследуется смягчение социального неравенства, поддержание баланса интересов, достижение общего консенсуса, стимулирование экономической активности различных групп населения. Можно утверждать, что РФ только находится в поисках таких форм перераспределения, которые минимизировали бы отрицательное влияние перераспределительных процессов на эффективность , одновременно максимизировав позитивный результат в форме сокращения уровня бедности населения. Выбор концептуальных основ социальной политики государства зависит от политического процесса. Однако, если экономика страны не способна «правильно» распределить доходы, это не дает основания считать, что настоящий политический процесс способен найти оптимальное решение.

В настоящее время в мире, и в России в частности, все более приорететными направлениями становятся не только повышение размеров доходов и улучшение экономического состояния отдельных категорий граждан, но и такие общечеловеческие ценности, как охрана окружающей среды, укрепление здоровья и развитие творческого потенциала, политическая и социальная стабильность отдельных стран и человеческой цивилизации в целом. Развивая системы государственного образования и медицинского обслуживания, повышая уровень социальной помощи, принимая законы, охраняющие права человека, ограничивающие дискриминацию по полу, возрасту или этническим признакам, борясь с коррупцией, государство может качественно способствовать повышению уровня индивидуального и общественного благосостояния.

Список литературы

Д.Ю. Миропольский, И.В. Тер-Мартиросян. Теория макроэкономической политики, учебное пособие. СПбГУЭФ, 2008 г.

К.Ю. Оганян, Я.А. Маргулян, С.Е. Ожаровская. Социальная политика государства, учебное пособие. СПб, 2004 г.

Е.И. Холостова. Социальная политика и социальная работа, учебное пособие. Москва, 2007 г.

О. Хеффе. Политика. Право, Справедливость. Основоположения критической философии права и государства. Москва, 1994 г.

В.М. Капицын. Социальная политика и право: сущность и взаимосвязанности. Российский журнал социальной работы, 1998. №8.


Приложение

Численность получателей ежемесячных денежных выплат и их средний размер по Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2013 года)


Численность получателей ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), человек

из них получают более одной ЕДВ, человек

Средний размер назначенных ежемесячных денежных выплат на человека, рублей

Всего

16455031

284969

27406894,2

1666

  в том числе: инвалиды войны

426209

13313

1559187,5

3658

ветераны Великой Отечественной войны - всего

245014

7047

568718,2

2321

  в том числе: участники Великой Отечественной войны - всего

125053

6550

332534,3

2659

  в том числе: участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории граждан, за исключением военнослужащих, проходивших военную службу вне действующей армии

114888

6360

322372,2

2806

военнослужащие, проходившие военную службу вне действующей армии

10165

190

10162,1

1000

лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"

119689

496

235910,2

1971

лица, работавшие в период Великой Отечественной Войны на оборонительных объектах, на строительстве оборонительных и военных объектов

272

1

273,7

1006

ветераны боевых действий

1274903

18502

2606599,8

2045

члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий

435946

8074

470490,0

1079

Инвалиды - всего

11888506

228565

20165399,6

1696

  в том числе: инвалиды I группы

1656690

23281

4075930,1

2460

инвалиды II группы

6227080

120040

10785433,1

1732

инвалиды III группы

4004736

85244

5304036,4

1324

дети-инвалиды

571502

6052

912401,1

1596

родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте

37468

697

103145,7

2753

лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан - всего

1570884

-

851792,2

542

  в том числе: инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы

558

-

1064,7

1908

граждане, принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы

77495

-

146195,4

1887

граждане, получившие и перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы

967

-

1447,9

1497

граждане, принимавшие в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы

16071

-

24439,1

1521

граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения вследствие чернобыльской катастрофы

12812

-

19355,9

1511

дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, а также дети первого и последующих поколений граждан, родившихся после радиактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей

70085

-

66966,5

956

граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение

107543

-

40893,0

380

граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом

932101

-

352651,5

378

граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы

49273

-

18621,4

378

дети и подростки в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом

258099

-

148358,9

575

граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

9772

-

14846,3

1519

граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв(бэр), вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

36100

-

16948,4

469

дети в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающие заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

8

-

3,4

420

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы и члены их семей

2750

2021

106094,0

38580

из них члены семей Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы

2063

1587

73871,4

35808

Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы

1849

698

63066,1

34108


Похожие работы на - Социальная политика государства: цели и инструменты

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!