Центральный Банк России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,07 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Центральный Банк России















Центральный Банк России

Содержание

 

Введение

. Центральный Банк России

.1 Структура органов управления

.2 Цели и задачи Центрального Банка

.3 Функции банка

. Проблемы ЦБ

.1 Высокий уровень инфляции

.2 Низкая эффективность банковского надзора

. Сравнение ЦБ РФ и ФРС США

Заключение

Список использованных источников

 

Введение


Особые место и роль центрального банка в финансовой системе современного государства определяются уровнем и характером развития рыночных отношений.

Создание в стране центрального банка обусловливается необходимостью осуществления целенаправленного воздействия и контроля отношений в сфере распоряжения частными финансовыми средствами и означает формирование двухуровневой банковской системы.

Центральный банк выступает в качестве регулятора денежных и кредитных потоков в государстве, осуществляя такое регулирование через банки.

Правовой статус Центрального банка в большинстве случаев закрепляется в конституции страны и раскрывается в специальном законе. В настоящий момент можно даже отметить определенную тенденцию закрепления в конституциях основ правового статуса центрального банка. При этом конституционно-правовой статус Банка России включает следующие элементы: цели создания, основные задачи и функции, порядок формирования руководящих органов центрального банка, отдельные основополагающие предметы ведения и полномочия, основы взаимоотношения центрального банка с другими органами государства.

Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Достаточно сказать, что Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики. Это обуславливает актуальность данной темы работы.

В настоящее время деятельность ЦБ РФ приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Целью данного работы является изучение организационной и функциональной структуры Центрального Банка РФ, а также основных направлений его деятельности.

В соответствии с поставленной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

· рассмотрение целей и задач деятельности Центрального Банка.

·        рассмотрение функции ЦБ РФ,

·        рассмотрение основных проблем, стоящих перед ЦБ РФ, среди которых высокий уровень инфляции и низкая эффективность банковского надзора,

·        провести сравнение ЦБ РФ и ФРС США.

Объектом исследования является Центральный банк РФ.

Предмет - принципы функционирования Центрального Банка России.

1. Центральный Банк России

 

.1 Структура органов управления

центральный банк россия финансовый

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Статус Центрального банка обусловлен особенностями возложенных на него его функций. В Российской Федерации сформирована двухуровневая банковская система, в рамках которой Центральный банк РФ играет роль банка для других кредитных организаций [12].

В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно-кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ, его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.

Высшим органом банка России является Совет директоров, который определяет основные направления его деятельности и осуществляет руководство и управление Банком России. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов, которые работают на постоянной основе. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Кандидатура на должность Председателя ЦБ РФ представляется для рассмотрения и утверждения в Государственную Думу Президентом Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает вопрос и об освобождении Председателя Банка России. В случае отклонения предложенной кандидатуры Президент РФ в течение двух недель вносит на рассмотрение в Думу новую кандидатуру. Занимать должность Председателя Банка России одному и тому же лицу разрешается не более трех сроков подряд. Члены совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Заседания Совета директоров проходят не реже одного раза в месяц.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления (рис. 1) [9, с. 46].

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.

Рисунок 1 - Организационная структура управления ЦБ РФ

Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

Совет директоров выполняет следующие функции [9, с. 48]:

) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;

) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

Понятие «банка банков» означает, что все кассовые резервы концентрируются в ЦБ и их поступление в хозяйственный оборот происходит посредством пополнения кассы коммерческих банков через учреждения ЦБ. Все банки осуществляют безналичные расчеты через посредство ЦБ, а в случае необходимости - получают кредиты ЦБ. В итоге и наличный, и безналичные обороты денежных средств концентрируются в ЦБ и его учреждениях.

1.2 Цели и задачи Центрального Банка


Основными целями деятельности Банка России являются [7, с. 54]:

· защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

·        развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

·        обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Главной задачей Центрального Банка России можно назвать обеспечение устойчивости кредитно-денежной системы, а также стабильного функционирования отдельных звеньев (коммерческих банков). То есть данное финансовое учреждение выступает в роли главного регулирующего и координирующего органа страны, который занимает обособленное место в кредитно-денежной системе.

Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России [7, с. 56].

Центральный Банк России ориентирует свою кредитно-денежную политику на поддержание финансовой стабильности в стране и формирование предпосылок, которые обеспечивают устойчивость экономического роста. К тому же данный государственный орган способен гибко реагировать на изменение реального спроса на деньги, а еще он способствует поддержанию растущей экономики, снижению уровня процентных ставок, темпов инфляции и инфляционных ожиданий. То есть он способствует укреплению реального валютного курса рубля, и как следствие стабильности финансовых рынков страны.

В настоящее время благодаря взвешенной денежно-кредитной политике, проводимой ЦБ можно наблюдать значительное увеличение золотых резервов страны, а так же отсутствие резких колебаний обменного курса.

1.3 Функции банка


Центральный банк РФ играет роль банка для других кредитных организаций. Помимо этого, он осуществляет функции по реализации денежно-кредитной политики и совмещает [3, с. 104]:

− функции регулятора банковского рынка (издание нормативных актов по вопросам банковского регулирования, установление нормативов ликвидности, лицензирование деятельности кредитных организаций и т.д.);

− функции участника банковского рынка (осуществление операций на открытом рынке, валютных интервенций и т.д.);

− функции надзорной инстанции (контроль над деятельностью кредитных организаций, лицензирование кредитных организаций, участие в процессе финансового оздоровления и банкротства кредитных организаций и т.д.).

Таким образом, ЦБ РФ сочетает признаки органа государственной власти (ОГВ), которые нужны ему для выполнения функций регулятора рынка и надзорной инстанции, а также функции кредитной (коммерческой) организации, которые нужны ему для осуществления операций на банковском рынке.

Центральный Банк Российской Федерации является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью. При этом, конечно же, следует помнить, что определенными контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций располагают и другие органы - например, министерство РФ по антимонопольной политике в части соблюдения положений антимонопольного законодательства при реорганизации кредитных организаций, приобретении акций (долей участия) кредитных организаций, государственной регистрации кредитных организаций; Комитет по финансовому мониторингу России в части деятельности, направленной на предотвращение отмывания денег. Однако функции этих органов не являются собственно «банковско-надзорными» - в рамках своей компетенции они осуществляют эти функции по отношению ко всем организациям, в том числе и кредитным.

Функции ЦБ РФ перечислены в ст. 4 ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О Центральном банке». К ним относятся [1]:

·        во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162752/?frame=6>;

·        во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

·        монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162752/?frame=5>;

·        утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

·        является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162752/?frame=6>;

·        устанавливает правила <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162752/> осуществления расчетов в Российской Федерации;

·        осуществляет надзор <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162752/> и наблюдение <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162752/> в национальной платежной системе;

·        устанавливает правила проведения банковских операций <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158443/?dst=100027>;

·        осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148998/?dst=2312>, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

·        осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

·        принимает решение о государственной регистрации <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162752/> кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

·        принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;

·        осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162752/?frame=10>);

·        осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

·        осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

·        осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

·        осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

·        осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

·        организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162657/?dst=100058> Российской Федерации;

·        определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

·        утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157267/?dst=100030> бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157267/?dst=101668> его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;

·        устанавливает и публикует <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59758/> официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

·        принимает участие в разработке <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4227/> прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

·        принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

·        самостоятельно формирует статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж, перечень респондентов, утверждает порядок предоставления ими первичных статистических данных о прямых инвестициях, включая формы федерального статистического наблюдения;

·        проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

·        осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133292/>;

·        является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133569/?dst=100065> Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

·        осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

·        осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

·        осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Из всего объема функций очень важной является функция банковского надзора. Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора обязан обеспечивать поддержание стабильности банковской системы РФ и защиту интересов вкладчиков и кредиторов - это является главной целью банковского регулирования и надзора. При этом регулирование и надзор имеют установленные законодательством пределы - согласно ст.56 Закона о ЦБ РФ, Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банковский надзор - это надзор, осуществляемый уполномоченными государством организациями за соблюдением банками и другими кредитными организациями определенных правил устройства и функционирования банковской системы. Говоря точнее - это надзор со стороны Банка России за соблюдением кредитными организациями в своей деятельности федеральных законов и нормативных актов ЦБ РФ [6, с. 115].

2. Проблемы ЦБ

 

.1 Высокий уровень инфляции


Среди проблем, стоящими перед Центральным Банком Российской Федерации, важными являются: высокий уровень инфляции; низкая эффективность банковского надзора; технически несовершенная система проведения платежей; слабость национальной валюты.

Высокий уровень инфляции является одной из основных проблем Центрального банка.

Под инфляцией понимается повышение общего уровня цен. Рост цен - характерный инфляционный признак в современной рыночной экономике. Уровень инфляции измеряют разными способами, но всегда показатели отражают, насколько повысились цены [5, с. 86].

Суть инфляции более точно можно понять, связывая ее с нарушениями закона денежного обращения и прежде всего несовпадением динамики денежной массы и номинального ВНП. Примерно такой же точки зрения придерживался и известный экономист М. Фридман. При этом при опережающих темпах роста денежной массы по сравнению с увеличением номинального ВНП возникают инфляционные процессы, а при обратном соотношении рассматриваемых показателей - дефляция. Хотя последняя - это более редкое явление, все же она иногда встречается.

Следует отличать инфляцию и дефляцию, которые носят макроэкономический характер, вызваны общеэкономическими причинами и затрагивают практически все товары и услуги, хотя и в разной степени, от изменения цен по отдельным продуктам, возникающих в результате воздействия локальных факторов. К ним, в частности, можно отнести сезонное снижение цен на овощи и фрукты из-за резкого увеличения их предложения, повышение цен на туристические путевки в сезон массовых отпусков и т.д. Эти микропроцессы связаны, конечно, и с общим характером изменения цен в стране, но не они являются основной причиной инфляционных и инфляционных процессов.

При опережении темпов роста денежной массы темпов роста реального ВНП, например за счет чрезмерной эмиссии денег, последствия будут следующие.

В административной системе образуется дефицит товаров. Относительный избыток денег при фиксированных ценах ведет в соответствии с законом денежного обращения к их обесценению. На ту же сумму можно приобрести меньшее количество товаров. Потребители же, исходящие из номинальной стоимости денег, стремятся приобрести большее количество товаров, чем это можно сделать при имеющихся ценах.

В рыночной экономике нарушение соответствия спроса и предложения на рынке продуктов и услуг приведет к компенсирующему росту цен при том же предложении денег.

Применительно к рыночной экономике выделяют две основные формы инфляции - спроса и предложения.

Суть инфляции спроса можно выразить достаточно образно: слишком много денег «охотится» за малым количеством товара, т.е. совокупный спрос заметно превосходит совокупное предложение.

Инфляция издержек означает, что совокупный спрос практически не растет, а, может быть, даже уменьшается, а издержки и цены повышаются.

В реальной экономике инфляция спроса и издержек тесно взаимосвязаны, эти формы могут переходить одна в другую или действовать в разных секторах экономики [5, с. 88].

В то же время между двумя формами инфляции имеется существенное отличие. У инфляции спроса нет естественного ограничителя. Инфляция издержек ограничивает сама себя, поскольку из-за роста последних уменьшаются предложение товаров, объем производства и занятости, а это ведет к стабилизации цен и издержек. Но если нет факторов, которые способствуют росту деловой активности, то инфляция издержек может перейти в стагфляцию, при которой объем производства практически не растет, а цены медленно поднимаются.

Считается, что состояние финансов и денежного обращения в стране более или менее нормальное, если выполняются два условия [2, с. 126]:

. Доходы владельцев ресурсов увеличиваются с небольшим отставанием от темпа цен (при постоянном объеме производства, а также отсутствии сдвигов в производительности труда и структуре капитала).

. Скорость обращения денег приблизительно постоянна.

Нарушение хотя бы одного из этих условий может оказаться достаточным для перехода в гиперинфляционный режим.

2.2 Низкая эффективность банковского надзора


С переходом Российской Федерации на рыночную экономику банковская система России претерпела существенные изменения, т.е. от многобанковской структуры перешла к двухуровневой системе с Центральным банком РФ на верхнем уровне и всеми видами кредитных организаций на втором уровне.

Двухуровневая банковская система имеет как несомненные достоинства, так и определенные недостатки. Положительными моментами является то, что ЦБ РФ обладает реальными возможностями координации и регулирования деятельности банков и кредитных организаций, может поддерживать с ними не только прямую, но и обратную связь. Двухуровневая система предполагает многообразие банковских организаций, их функций, разнообразие осуществляемых ими операций. Однако банковская система имеет и недостатки. Так, укрупнение банковской системы затрудняет контроль за денежной массой. Ошибки в политике ЦБ РФ при его огромной власти могут сказаться как на банковской системе, так и на экономике государства в целом [11, с. 208].

Согласно ст. 56 Федерального закона «О Центральном банке РФ» Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, в частности, установленных ими обязательных экономических нормативов. Главные цели банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов [1].

Основной целью проведения ЦБ РФ проверок кредитных организаций (их филиалов) является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе [6, с. 28]:

оценка соблюдения законодательства РФ и нормативных актов ЦБ РФ; оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала);

определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов кредитной организации (ее филиала), величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации;

оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации (ее филиала), финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации;

выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации.

Проверки кредитных организаций (их филиалов), проводимые ЦБ РФ, не выполняют задач проверок, проводимых аудиторскими органами, и документальных ревизий.

Проверки кредитных организаций могут осуществляться [2, с. 214]:

без предварительного уведомления кредитной организации (ее филиала);

с предварительным уведомлением кредитной организации (ее филиала).

Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) ЦБ РФ в порядке, установленном советом директоров, или по поручению совета директоров аудиторскими организациями. Уполномоченные представители (служащие) ЦБ РФ имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций (их филиалов), при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки. Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется советом директоров .

При осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора ЦБ РФ не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. При этом проверкой может быть охвачено только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующих году проведения проверки.

Проведение ЦБ РФ повторной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала) за уже проверенный период разрешается по следующим основаниям [6, с. 32]:

если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;

в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения ЦБ РФ, проводившего проверку. Повторная проверка кредитной организации (ее филиала) в порядке указанного контроля проводится ЦБ РФ на основании мотивированного решения совета директоров;

по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Элементом банковского надзора является работа по выявлению проблемных банков в рамках системы раннего реагирования, которая позволит определять проблемные банки на ранней стадии, а не тогда, когда финансовые трудности приобретут необратимый характер и единственной мерой останется только отзыв лицензии у банка. Проблемный банк - это банк, в деятельности которого содержится потенциальная или реальная угроза интересам его кредиторов. О реальной угрозе могут говорить такие показатели, как наличие неоплаченных документов клиентов в связи с недостаточностью или отсутствием средств на корреспондентском счете кредитной организации, систематическое несоблюдение обязательных экономических нормативов и т.д. Потенциальную угрозу представляют действия кредитной организации, направленные на принятие дополнительных рисков банком.

При выявлении проблемных банков надзорный орган должен определить уровень проблемности кредитной организации и применение к ней мер воздействия в зависимости от выявленной проблемы. В практике развитых стран такая система воплотилась в механизме регулярной (как правило, по результатам отчетного периода) классификации банков по группам проблемности. Цель такой классификации не только в статистическом обобщении, но и в выработке мер воздействия в зависимости от группы проблемности, в которой оказалась кредитная организация

Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» значительно укрепил нормативную базу работы с проблемными банками.

3. Сравнение ЦБ РФ и ФРС США


Формально Федеральная резервная система США (ФРС США) независима от государства, и принятие ею решений не требует одобрения правительства, однако в саму структуру ФРС заложена подотчетность правительству и населению. Совет управляющих ФРС представляет интересы государства, а федеральные резервные банки, из которых состоит ФРС, - частные интересы, поскольку их президенты назначаются из представителей местного бизнес-сообщества. В то же время для обеспечения большей независимости от государства ФРС функционирует на принципах самофинансирования, т.е. расходы ФРС финансируются из ее собственной прибыли, которую она получает, кредитуя коммерческие банки и вкладывая средства в ценные бумаги [10, с. 26].

Заметим, что технически ФРС может профинансировать свои расходы, просто напечатав деньги, однако в современных развитых экономиках такие действия считаются неприемлемыми.

Структура ФРС США включает следующие основные элементы [10, с. 28]:

− совет управляющих (правление);

− федеральные резервные банки;

− банки-члены ФРС;

− комитет по операциям на открытом рынке

В ФРС США входит 12 федеральных резервных банков (ФРБ), филиалы которых расположены в 25 городах страны. Каждый резервный банк имеет свой собственный совет, состоящий из 9 директоров, не являющихся служащими данного банка. Банки - члены федеральной резервной системы США выбирают директоров так называемых классов «А» и «В», совет управляющих ФРС - директоров класса «С». Три директора класса «А» представляют интересы банков, остальные - интересы местного бизнес-сообщества, потребителей, некоммерческих организаций. Директора каждого резервного банка осуществляют контроль над операциями своего банка (при окончательном контроле совета управляющих ФРС).

ФРБ получают доход, используемый для покрытия собственных расходов, от инвестиций в ценные бумаги и валюту, а также от процентов по ссудам банкам. Ежегодно финансовые отчеты ФРБ проверяются общественным аудитором, а прибыль за вычетом утвержденных расходов перечисляется в бюджет США.

Обладая такими ресурсами, которыми не в состоянии обладать ни один коммерческий банк, центральные банки выполняют большое количество разнообразных функций. Так, Центральный банк России выполняет следующие основные функции [10, с. 36]:

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

является для коммерческих банков кредитором последней инстанции. Они получают от него кредиты в тех случаях, когда исчерпали свои ресурсы или не имеют возможности пополнить их из других источников;

от имени правительства управляет государственным долгом, то есть размещает, погашает и проводит другие операции с государственными ценными бумагами, эмитированными правительством;

наряду с коммерческими банками осуществляет кассовое обслуживание бюджета, ведет счета внебюджетных фондов, обслуживает представительные и исполнительные органы власти, выдает краткосрочные ссуды правительству и местным властям;

является банком банков. Он ведет счета коммерческих банков, связанные с межбанковскими операциями и хранением резервов.

При этом важнейшей из функций Центрального банка России являются разработка и осуществление совместно с правительством России единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Федеральная резервная система США выполняет следующие основные функции [10, с. 30]:

хранит вклады банков и сберегательных учреждений, которые называются резервами;

обеспечивает механизм инкассации чеков;

выступает в роли фискального агента федерального правительства;

наряду с Федеральной корпорацией по страхованию депозитов и Контролером денежного обращения осуществляет надзор за деятельностью входящих в нее банков;

несет ответственность в конечном счете за контроль над предложением денег.

При этом самой главной считают последнюю функцию.

Однако, несомненно, между функциями центральных банков двух разных государств могут существовать и значительные различия. Поэтому ЦБ РФ не выступает в роли фискального агента федерального правительства а, например, в связи с тем, что на данный момент в России чеки не получили такого распространения, как в США, функция обеспечения механизма инкассации чеков может не входить в число основных функций ЦБ РФ.

Но основной функцией и ФРС США и ЦБ РФ является регулирование денежного обращения в соответствии с потребностями экономики, т.е. осуществление кредитно-денежной политики. Неудивительным поэтому является совпадение основных методов кредитно-денежной политики. Ими являются [10, с. 36]:

изменение учетной ставки;

операции на открытом рынке;

изменение нормы резервирования.

При осуществлении этих операций центральный банк не только реализует свою кредитно-денежную политику, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, то есть способности своевременно выполнить свои обязательства перед клиентами - как юридическими, так и физическими лицами.

Заключение


По мере развития экономических отношений и совершенствования политической структуры общества существенно трансформируются функции Центрального Банка. За годы реформ значительные изменения произошли в деятельности Центрального банка российской Федерации. Занимая особое место в системе властных структур, Банк России остается независимым органом денежно-кредитного регулирования.

Банк России, являясь высшим звеном двухуровневой банковской системы страны, оказывает большое влияние на характер экономических процессов. Темпы экономического развития, само существование суверенного государства, авторитет ее национальной валюты напрямую зависят от эффективности работы Центрального банка Российской Федерации.

Важнейшей стратегической целью, определенной руководством Российской Федерации, является переход на инновационный путь развития, создание экономики, интенсивно преобразующей результаты научных исследований и технических разработок в качественно новые продукты и технологические процессы. В ходе ее достижения должны быть обеспечены конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, устойчивые темпы экономического развития, повышение жизненного уровня населения и многократное повышение производительности труда.

Фактор финансового обеспечения будет иметь ключевое значение для построения основ инновационной экономики, поскольку под его воздействием формируются и перераспределяются необходимые ресурсные потоки. Внедрение финансового механизма, активизирующего экономические и социальные преобразования, безусловно, потребует приложения значительных усилий банковским сектором.

Список использованных источников


1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2014). [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162752/?frame=10#p726>

. Банки и банковское дело / Под ред. Балабанова И. Т. - СПб.: Питер, 2012.

. Банковское дело: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. О.И. Лаврушина - М.: Финансы и статистика, 2011.

. Белоглазова Г.Н., Кроливецкой Л.П. Банковское дело. - М., 2012.

. Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки. - М. 2012.

. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. - М.: Спарк, 2011.

. Голубев С.А. Роль Центрального банка Российской Федерации в регулировании банковской системы страны. - М.: Юстицинформ, 2012.

. Моисеев С.Р. Открытость и транспарентность денежно-кредитной политики // Банковское дело. - №5. - 2011.

. Смышляев В.К. Центральный Банк Российской Федерации. - Спб, 2011.

. Трунин П.В. Анализ независимости центральных банков РФ, стран СНГ и Восточной Европы / Трунин П.В., Князев Д.А., Сатдаров А.М.. - М.: ИЭПП, 2012. - 76 с.

. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода. - М.: Инфра-М, 2012.

. Центральный банк РФ. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cbr.ru <http://www.cbr.ru>

Похожие работы на - Центральный Банк России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!