Финансовый менеджмент в страховой компании

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,83 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовый менеджмент в страховой компании

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

1.1 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

1.2 ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

1.3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ В ПЕРИОД ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

Глава 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ОАО «РОСГОССТРАХ»

2.1 ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «РОСГОССТРАХ»

Глава 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ОАО «РОСГОСТРАХ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Необходимость обезопасить себя при наступлении неблагоприятного случая создает потребность в страховании, а возможность покрытия ущерба инициирует страховой интерес у лица, стремящегося к страховой защите. Так появляется потребность в страховой услуге, которую может оказать страховая организация, имеющая свой интерес - доходы от страховой деятельности.

Страхование с позиций рынка менеджмента означает процесс, при котором физические и юридические лица вкладывают определенные средства (страховые взносы) в страховые компании, а в случае непредвиденных потерь (ущерба их имущественным интересам) получают определенную договором страхования компенсацию в виде страховых выплат.

Согласно действующему законодательству, страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Такое определение страхования позволяет сделать вывод, что страхование - это отношения, в которых участвуют как минимум две стороны. В страховых отношениях может участвовать и большее число сторон, если это оговаривается в договоре страхования.

Кроме того, предоставление страховой защиты - вид финансовых услуг, которые производят и продают страховые предприятия. Занимаясь этим специфическим производством, страховые компании должны сверять свою деятельность с потребностями клиентов, с требованиями динамично развивающегося рынка.

Актуальность темы обоснована тем, что в условиях рыночных отношений и мирового экономического кризиса страхование занимает не последнюю роль, как в экономической жизни населения, так и в повседневной. Именно поэтому ему необходимо уделять больше внимания, понять его сущность и необходимость в современной жизни.

Объектом исследования моей курсовой работы является страховая компания ОАО «Росгосстрах».

Исходя из выявленной актуальности темы, целью написания курсовой работы является разработка мероприятий по повышению эффективности управления финансами страховой компании.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. рассмотреть теоретические основы и значение страхования;

. изучить особенности финансового менеджмента в страховой организации;

. дать общую характеристику и провести анализ финансовой деятельности страховой компании ОАО «Росгосстрах»;

. проанализировать проблемы и рассмотреть перспективы совершенствования управления в ОАО «Росгосстрах».

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Страхование представляет собой отношения по защите интересов физических и юридических лиц РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.1

Экономическая сущность финансов страховой организации обусловлена прежде всего основными задачами данного вида организаций, среди которых выделяют:

оказание страховых услуг предприятиям, учреждениям и населению в индивидуальном и групповом порядке;

обеспечение своевременных гарантированных выплат страхового возмещения;

осуществление страховой деятельности на принципах финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций.

Все вышеперечисленные задачи подчиняются, в свою очередь, главной цели страхования как экономической категории, имеющей своим конечным назначением удовлетворение потребностей человека через систему страховой защиты от случайных опасностей.

Одним из необходимых условий для успешного существования организации является наличие эффективного контроля за финансовыми средствами. Именно решению данной задачи посвящена система управления финансами, которая позволяет спланировать, проконтролировать доходы и расходы предприятия, максимально эффективно использовать как свои собственные оборотные средства, так и привлеченные со стороны инвестиции, что не может не сказаться положительно на рентабельности всего предприятия. При этом процесс управления финансами не однозначный, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.

В системе управления финансами можно выделить следующие конкретные методы:

финансовое планирование;

финансовый контроль;

финансовое прогнозирование.

1.1 стратегическое планирование и контроль финансовой деятельности страховой компании

Финансы страховой организации - система денежных отношений, возникающих в процессе формирования фондов денежных средств, их распределения и использования, обеспечивающих ее деятельность по оказанию страховой защиты, иных видов деятельности, а также финансированию затрат по организации страхового дела.

Финансовые ресурсы страховой организации - это денежные средства в форме доходов и внешних поступлений, необходимых для обеспечения ее страховой и иной деятельности.

Финансы любого хозяйствующего субъекта реализуются в рамках определенных организационных принципов, свойственных именно этой организационно-правовой форме страховых организаций (а именно: ООО; ОАО; ЗАО) и этой отрасли предпринимательской деятельности.

Учитывая, специфические стороны страхового бизнеса и опираясь, на основы современной финансовой теории, можно выделить следующие принципы организации финансов страховой организации .

Реализация принципа плановости достигается путем текущего и стратегического финансового планирования в страховой организации. Принцип необходим для страховой деятельности, так как расчеты страховых тарифов (формирование цены на страховую услугу) или актуарные расчеты представляют собой планирование расходов, убыточности и прибыльности страховой организации.

Диверсификация в финансовой деятельности - это, во-первых, распределение финансового риска, что в полной мере осуществляется при планировании и формировании инвестиционного портфеля страховой организации; во-вторых, формирование устойчивого страхового портфеля основано на диверсификации технического риска страховщика.

Соблюдение принципа финансовой устойчивости и безопасности особенно актуально. Государство предъявляет повышенные требования к обеспечению финансовой устойчивости страховых организаций, что подтверждается приказами Министерства финансов Российской Федерации. Требование безопасности выполняется страховой организацией при реализации инвестиционной политики.

Принцип рациональности должен быть учтен при планировании и осуществлении различных расходов, осуществляемых страховыми организациями. Принцип оптимизации предполагает применение различных экономико-математических методов в управлении финансовыми ресурсами страхового предприятия.

Взаимосвязь и взаимообусловленность выполняется при воздействии на любую составляющую совокупных финансовых ресурсов страховой организации. Основные финансовые показатели страховой организации представляют собой единую систему, изменения в каком-либо отдельном составном элементе вызывает адекватные изменения в других.

Оперативность финансовой деятельности предполагает в случае негативной ситуации сложившейся в страховой организации своевременно проводить корректировки финансовой политики организации, принятия конструктивных решений и осуществления соответствующих действий с целью ликвидации угрожающего положения.

Гибкость организации финансов страховщика означает маневренность в управлении ресурсами страховой организации, проведение гибкой политики, подвижность статей доходов и расходов, состава и структуры инвестиций, тарифов и т.д.

Специфика финансовых отношений страховой организации обусловлена особенностями организации денежного оборота. Так предприятия, занимающиеся производством продукции, реализацией товаров, вначале осуществляют затраты, а затем их возмещают, страховщик вначале привлекает денежные ресурсы, а затем выполняет обязательства перед страхователем, вследствие чего денежный страховой оборот организации сложнее, чем у предприятий других отраслей народного хозяйства.

Целесообразно рассмотреть наиболее принципиальные особенности функционирования страховых организаций как объективных предпосылок этих проблем:

· страховые организации относятся к предприятиям отраслей сферы нематериального производства, следовательно, в процессе кругооборота капитала отсутствует стадия производства, и капитал на протяжении всего кругооборота имеет только денежную форму;

· страховая деятельность направлена на предоставление финансовой защиты от последствий наступления тех или иных конкретных событий индивидуальным институциональным единицам, подверженных определенным факторам риска;

· финансовая защита имущественных интересов осуществляется путем выплаты страхового возмещения, соответствующего реальной стоимости ущерба, произошедшего в результате страхового случая и подлежащего компенсации;

· формирование интереса у участников страховых отношений, обусловленных наличием рисков;

· страховым отношениям присуща замкнутая раскладка и выравнивание ущерба во времени и пространстве;

· для страхования характерна возвратность аккумулированных в страховой фонд страховых премий через систему выплат за тарифный период;

· страхование предусматривает эквивалентность отношений страхователя и страховщика и в то же время прибыльность страховой деятельности;

· страховая услуга, предоставляемая страхователю, платная, страховая премия играет роль цены страхового продукта;

· из совокупности взносов организация формирует страховой фонд, из которого происходит возмещение ущерба страхователям;

· страховые взносы подлежат уплате авансом в начале каждого периода, охваченного полисом, а выплата происходит в течение какого-то времени после наступления страхового случая, в связи, с чем страховые предприятия имеют временно свободные денежные средства;

· наличие обязательного государственного надзора за страховой деятельностью в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков;

· в соответствии с требованиями государственного надзора инвестиционная деятельность страховых организаций основана на принципах диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности и др.

Финансы страховой организации представляют собой регулируемые государством денежные отношения, возникающие в процессе формирования и использования собственных, привлеченных и заемных финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы страховой организации - это денежные средства в форме доходов и внешних поступлений, необходимые для обеспечения жизнедеятельности страховой организации.

В экономической литературе в основном сложился единый подход к вопросу о классификации финансового капитала страховых организаций: принято считать, что он состоит из собственного, привлеченного и заемного капитала.

От того, как страховые организации распоряжаются данными средствами (правильно ли осуществляют страховые и перестраховочные операции, формируют страховые резервы и размещают их и т.д.), зависит их способность своевременно выполнять свои обязательства перед страхователями.

Специфика деятельности страховщиков состоит в том, что она направлена на предварительный сбор средств (страховых премий), чтобы в дальнейшем при наступлении определенных событий (страховых случаев) произвести гарантированные выплаты страховых возмещений и обеспечений.

Финансовые ресурсы страховой организации постоянно находятся в движении и во временном аспекте представляют собой финансовые потоки.

Финансовые ресурсы страховщика обеспечивают его деятельность по оказанию страховой защиты. Страховщик формирует и использует средства страхового фонда, покрывая ущерб страхователя и финансируя собственные затраты по организации страхового дела. Кроме того, в условиях рынка страховщик, как правило, занимается инвестиционной деятельностью, используя часть средств страхового фонда и собственные средства.

Денежный оборот страховой организации включает в себя два относительно самостоятельных денежных потока:

· оборот, обеспечивающий страховую защиту страхователям.

Последний проходит два этапа: на первом - формируется и распределяется страховой фонд, на втором - часть средств страхового фонда инвестируется с целью получения прибыли. Каждый из выделенных элементов денежного оборота средств страховой организации имеет свое социально-экономическое значение, в связи, с чем движение средств на каждом этапе проходит под воздействием различных экономических и юридических факторов.

Возможное несоответствие между ожидаемым и фактическим ущербом предъявляет определенные требования, прежде всего к структуре тарифа: в его основную часть (нетто-ставку) включается рисковая надбавка, отражающая возможную вероятность отклонения величины фактического ущерба от ожидаемого.

Выполняя свои финансовые обязательства, страховщик расходует полученные платежи, т.е. распределяет их по разным целевым направлениям, заложенным в тарифе. На этом этапе движения средств несовпадение расчетного (ожидаемого) ущерба с фактическим, возможно как во времени, так и в пространстве. Из принципа замкнутой раскладки ущерба вытекает возможность оказывать помощь пострадавшим страхователям в данном году за счет остальных участников страхования - территориальная раскладка ущерба. Временная раскладка требует формирования за счет неиспользованной части совокупной нетто-ставки в благополучные годы запасных фондов, которые будут расходоваться в годы с повышенной убыточностью.

Особенности временной раскладки ущерба в рисковом страховании (как правило, краткосрочном) и накопления страховой суммы в долгосрочных видах страхования жизни и дополнительной пенсии породили два типа запасных фондов: по рисковым видам страхования и резервы взносов по страхованию жизни. В тех видах страхования, где ущерб может достигать катастрофических размеров, могут формироваться также запасные фонды перестраховочного характера.

Такие фонды в свою очередь могут формироваться по всем видам и отраслям страхования в совокупности, по каждому виду страхования в отдельности пли по группам - как сочтет необходимым или более удобным страховщик. Первый вариант позволяет шире перераспределять средства, второй отвечает требованиям соблюдения эквивалентности взаимоотношений страховщика и страхователя (исключает возможность перераспределения средств между страхователями по конкретным видам страхования).

Чем выше вероятность того, что созданный страховщиком фонд окажется достаточным для выполнения им своих обязательств (возмещения ущерба), тем выше финансовая устойчивость страховщика. Следовательно, движение средств, связанное с формированием и использованием запасных фондов, вызвано непосредственно рисковым характером денежного оборота.

Потребность в повышении финансовой устойчивости страховых операций в условиях рискового характера кругооборота средств породила перестрахование, основанное на расширении раскладки ущерба.

Деятельность страховой организации в условиях рынка предполагает не только возмещение своих издержек, но и получение прибыли. Страховая организация не должна стремиться к получению большой прибыли от страховых операций (этим нарушается принцип эквивалентности взаимоотношений страховщика и страхователя). Более того, в страховании термин «прибыль» применяется условно, поскольку страховые организации не создают национального дохода, а лишь участвуют в его перераспределении. Под прибылью от страховых операций понимается такой положительный финансовый результат, при котором достигается превышение доходов над расходами по обеспечению страховой защиты. Тем не менее, страховые операции могут приносить иногда довольно значительную прибыль, но ее получение не становится ориентиром для страховой организации. Общественная эффективность деятельности страховщика может быть оценена весьма высоко и при незначительной прибыли от страховых операций, а в определенных ситуациях - и при ее отсутствии.

Основной источник получения прибыли для страховой организации - инвестиционная деятельность, проводимая путем использования части средств страхового фонда в коммерческих целях. Несмотря на то, что целью страховой деятельности служит оказание услуг, имеющих большое социальное значение, а целью инвестиционной деятельности - получение прибыли, они органически связаны. С одной стороны, источник финансирования инвестиционной деятельности - страховой фонд, с другой стороны, прибыль от инвестиционной деятельности может быть направлена на финансирование страховых операций.

Например: При долгосрочном страховании жизни (5,10 и более лет) ожидаемая прибыль от использования средств резерва взносов в инвестиционной деятельности учитывается заранее при определении тарифа и тем самым способствует его снижению, влияя на величину страхового фонда.

Рисковый характер движения страхового фонда влияет и на инвестиционную деятельность, предъявляя серьезные требования к ликвидности вложенных средств.

В отличие от имеющего рисковой характер оборота средств по оказанию страховой защиты оборот средств, связанный с организацией страхового дела, регулируется действующим законодательством - Федеральным законом 4015-1ФЗ от 27.11.1992г «Об организации страхового дела в Российской Федерации», организационно-правовой формой страховой организации и другими экономическими обстоятельствами. Эти обстоятельства определяют, например, порядок распределения прибыли, взаимоотношения с бюджетом и т.д.

Финансовый контроль, как и планирование, является важнейшим показателем управления финансами. Он является проявлением контрольной функции финансов и представляет собой практическую деятельность специальных органов или специалистов по проверке законности совершения финансовых операций.

Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает:

установление стандартов;

измерение достигнутых результатов;

сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей.

Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля. Так, финансовый контроль в страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские организации.

Основными функциями Федеральной службы страхового надзора являются:

.принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;

.выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

.ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

.осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

.осуществление контроля за представлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

.получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

.выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

.обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

.обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

Также немаловажную роль в финансовом контроле играют аудиторские организации. В ходе аудита у страховых компаний проверяются как общие вопросы, свойственные деятельности юридических лиц многих отраслей хозяйства, так и специфические операции, характерные только для страховых организаций. К общим вопросам относятся проверка операций с основными фондами, товарно-материальными ценностями и нематериальными активами, соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда, расчетно-платежных и кассовых операций, расчетов с дебиторами и кредиторами и ряда других.

Учитывая особые требования, предъявляемые к страховой компании (необходимость получения лицензии, запрет на занятие производственной, торгово-посреднической и банковской деятельностью), в первую очередь необходимо проверять наличие и соответствие законодательству документов, подтверждающих его право на осуществление страховой деятельности: устава, учредительного договора, свидетельства о государственной регистрации, лицензии на осуществление страховой деятельности. Кроме того, проверкой должны быть установлены соответствие осуществляемой деятельности требованиям законодательства, соответствие проводимых и разрешенных лицензией видов страхования.

Большое внимание в ходе аудита следует уделить контролю за правильностью составления, юридического оформления и учета договоров страхования, а также за правильностью осуществления и учета операций по страхованию, сострахованию и перестрахованию.

Аудиторская проверка деятельности страховой компании проводится минимум 4 раза в год на предмет обеспечения выплат по страховым случаям. По-простому, у страховой компании каждую минуту должен быть финансовый запас, чтобы обеспечить выплаты клиентам. Даже, если все клиенты одновременно захотят вернуть свои деньги. Для любого банка такие требования клиентов - крах, для страховой компании - это норма. И если страховая компания не может этого обеспечить - она лишается лицензии.

Планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе компания должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий). Весь процесс планирования можно разделить на две основные стадии:

разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование);

определение тактики реализации выбранной стратегии (оперативное планирование). Для страховой организации объективность и необходимость планирования очевидна, как для любого хозяйствующего субъекта. С другой стороны, оно характеризуется некоторыми особенностями, обуславливающимися спецификой страховой деятельности: трудно буквально разграничить понятия стратегического и тактического планирования; велико влияние вероятностных факторов в прогнозировании результатов деятельности; ограничена возможность прямого воздействия на факторы, влияющие на финансовые результаты страховой организации.

Финансовое планирование в страховой организации представляет собой комплекс мероприятий по анализу, оценке, прогнозу результатов деятельности по прямому страхованию, перестрахованию; деятельности, связанной с операциями по управлению временно свободными средствами страховых резервов; прочей деятельности, не запрещенной законодательством. Именно оперативное финансовое планирование в страховой организации экономическая стратегия является одним из методов реализации.

Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Стратегическое планирование задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.

Формирование стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством компании. Руководители среднего и высшего звена участвуют в этой работе, предоставляя соответствующую информацию и обеспечивая обратную связь. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире страхового бизнеса, компания должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах. Также немаловажным является и то, что стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.

Существуют следующие виды стратегического планирования:

долгосрочное (перспективное) планирование. Перспективные планы отражают долгосрочные цели и генеральную стратегию действий. Разрабатываются на срок от 5 до 10 лет и больше.

среднесрочное планирование. В их основе лежит реальный спрос на продукцию организации, изменение ее характеристик в ближайшем будущем, перестройка технологии производства, финансовые ограничения, конъюнктура, риск потери партнера и др. Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 3 до 5 лет.

краткосрочное планирование. Такое планирование, которое охватывает период в несколько недель или месяцев. Оно нацелено на регулирование текущего использования ресурсов и реализуется через составление календарных программ производства и контроля за ним, управления материальными запасами.

При стратегическом финансовом планировании страховой организации составляют прогноз развития на 3 года, с ежегодными коррективами плана. В этом плане должны быть указаны следующие показатели:

размер собственных денежных средств;

количество договоров (по личному страхованию - количества застрахованных);

средний страховой тариф

сумма страховых взносов;

сумма страховых выплат;

размер образуемых страховых резервов;

расходы на проведение страховой деятельности, в том числе комиссионные -вознаграждения агентам и за перестрахование;

размер ожидаемой прибыли, в том числе размер свободных резервов и чистая прибыль.

страховой планирование контроль компания

.2 ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

В погоне за сиюминутной выгодой многие компании не уделяют должного внимания системе управленческого учета и ограничиваются лишь отслеживанием обязательных нормативов. Но использование лишь финансовых показателей не позволяет руководству составить комплексное представление об эффективности управления компанией. В статье рассматриваются общепризнанные подходы к оценке эффективности управления, которые целесообразно применить к страховой компании, а также на практическом опыте демонстрируется возможность применения собственного методического подхода, апробированного в практике страховой компании.

Неотъемлемым условием успешного развития любой компании является непрерывное повышение эффективности управления. Данная работа требует априорного определения компанией целей своей деятельности и показателей, характеризующих степень их достижения. Будучи финансовым институтом, выполняющим достаточно важную социально-экономическую функцию, страховая компания находится под надзором государственных контролирующих органов, требующих соблюдения целого ряда нормативов финансового характера. Российский страховой бизнес растет, вместе с масштабом увеличивается и сложность управления, перед компаниями встают все новые задачи. В этой ситуации топ-менеджерам важно сосредоточиться на ограниченном числе действительно важных для бизнеса вопросов.

Это практически невозможно сделать при отсутствии в компании формализованной системы, отслеживающей основные показатели деятельности и позволяющей на базе этой информации влиять на происходящее в компании.

Разумеется, подобная работа требует априорного определения и формализации компанией целей своей деятельности. Между тем перечень целей и задач, на которые ориентируются менеджеры, осуществляя управление финансово-хозяйственной деятельностью компании, чрезвычайно широк.

При этом существует проблема выбора комплексного критерия оценки степени достижения поставленных целей.

Методические основы оценки деятельности компании

На протяжении многих лет методические основы оценки деятельности компании эволюционировали. Но данная проблема по мере развития теории организации и управления бизнесом всегда решалась, по сути, за счет выделения той или иной приоритетной цели и, соответственно, показателя, характеризующего степень ее достижения. Наиболее полно такой подход проработан в рамках концепции управления стоимостью (value based management, VBM). Принципы и методы управления стоимостью компании стали широко распространенными подходами в менеджменте в течение 1990-х и начале 2000-х гг. Из всего множества альтернативных целевых функций в рамках концепции VBM выбирается максимизация рыночной стоимости компании.

В рамках данного направления наряду с классической моделью дисконтированного денежного потока сегодня существует достаточно широкий спектр "новаторских", построенных на основе специально сконструированного экономического показателя, изменение которого и служит мерой успеха. EP, SVA, EVA, REVA, CVA, CFROI, MVA, TSR, TBR и это не полный перечень популярных акронимов.

Эффективность управления в страховом бизнесе все в большей степени зависит от качества и достоверности финансового анализа, методов оценки и обработки информации, технологии выбора управленческих решений.

Для эффективного руководства страховой компанией важно создать систему, структуру управления компанией. Структурное управление легче анализировать и оптимизировать, что в результате приводит к более эффективной деятельности страховой компании и увеличению прибыли. Организация структурного управления страховой компанией - это не самый простой способ организации управления, но в то же время на сегодняшний день это самый эффективный и доступный способ управления компанией. Кроме того, структурное управление - это наилучший вариант для разработки и воплощения в жизнь решений, нацеленных на осуществление стратегических задач страховой компании. Структурное управление лучше других способов управления может помочь страховой компании адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним факторам.

Основными методами организации структурного управления страховой компанией являются:

.Организация новых и ликвидация старых подразделений;

.Внесение изменений в обязанности и полномочия подразделений;

.Изменение способов получения, обработки, хранения и передачи информации;

.Качественное улучшение состава персонала;

Система показателей должна учитывать все многообразие факторов, должна быть полной (охватывать все важные аспекты проблемы), неизбыточной (показатели не должны дублировать друг друга), действенной (могла быть с пользой применена в анализе) и минимальной (размерность системы показателей не должна выходить за пределы возможностей ее оценивания). Желательна измеримость показателей, т. е. получение количественных оценок.

Как один из возможных вариантов оценки можно использовать методику оценки финансового положения страховой компании, соответствия страховой компании требованиям, установленным в Положении ЦБ № 254-П. (см. таблицу 1)

Таблица 1- Показатели финансового положения страховой компании

ПоказателиКоэффициентыПлатежеспособность-коэффициент надежности -коэффициент финансового потенциалаЛиквидность-коэффициент риска -коэффициент дебиторской задолженностиФинансовая эффективность-коэффициент уровня выплат -коэффициент накладных расходов -коэффициент финансового результата -коэффициент сбалансированности страхового портфеляДеловая активность-коэффициент рентабельности -коэффициент инвестирования

Значительный интерес вызывает предложенная Р. Глейзером3 система показателей деятельности страховой организации. Эта система представлена тремя группами аналитических показателей:

общие показатели, характеризующие положение компании на страховом рынке: структуру страхового портфеля, показатели темпов роста страховой премии и выплат, показатели уровня выплат, убыточности и т.д.;

показатели надежности, характеризующие платежеспособность, финансовую устойчивость и структуру капитала компании, ликвидность активов, состояние страховых резервов, уровень перестраховочной защиты, качество инвестиционной деятельности;

показатели эффективности деятельности, отражающие результаты деятельности (показатели рентабельности страховых операций, капитала).

Рассматриваемая система показателей должна быть дополнена собственной системой аналитических показателей из предложенного множества показателей с учетом специфики деятельности конкретной страховой организации. Как правило, выбор системы показателей осуществляет финансовый менеджер.

Эффективность функционирования страховой компании представляет собой комплексное отражение конечных результатов использования всех ее ресурсов за определенный промежуток времени. Оценка эффективности производится путем сопоставления результатов производства с затратами.

.3 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ В ПЕРИОД ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

У каждой страховой компании уже появилось понимание собственных возможностей по поиску путей выхода из кризисной ситуации. Причем не все страховые компании выбрали стратегию выживания, есть и подлинные энтузиасты, собирающиеся увеличить долю на рынке или выйти на новые рынки. И что отрадно, не только за счет перехвата клиентуры уходящих с рынка страховщиков, но и за счет разработки новых предложений для страхователей, направленных на удовлетворение антикризисных интересов последних.

Для уменьшения влияния кризиса существует несколько направлений. В первую очередь это, конечно же, сокращение издержек и части персонала, не связанной с получением дохода. Во-вторых, внутренняя реструктуризация для сокращения административных затрат. В-третьих, компании оптимизируют бизнес, пересматривают свой страховой портфель, отказываются от неприбыльных видов страхования, оптимизируют выплаты, борются со страховым мошенничеством, предпринимаются и другие меры.

К конкретным мерам по улучшению финансового состояния страховой компании можно отнести:

уменьшение страховой суммы по каким-то договорам, что повлечет уменьшение сумм страховых взносов - например, торговый оборот, соответственно уменьшился объем застрахованных складских запасов или выведено из производства часть оборудования, которое можно не страховать или проведена переоценка имущества, в результате которой его стоимость уменьшилась и т.п.;

предвидя снижение покупательной способности клиентов, страховщики начали думать о том, чтобы предложить рынку дополнительные программы, которые могут оказаться дешевле стандартных, а также планируют экономить за счет использования франшизы;

целый ряд компаний всерьёз пересматривает свою стратегию и делает ставку на развитие «direct insurance», то есть страхование без посредников;

страховые компании рассматривают такие меры, как отказ от дальнейшего увеличения количества точек продаж, от прироста персонала, возможна даже оптимизация уже имеющихся штатов. В первую очередь под сокращение в страховых компаниях попадают специалисты сферы страхования недвижимости. Также попадают под увольнение специалисты в сфере страхования жизни, поскольку это дорогой вид страхования и сейчас его себе позволить может небольшая часть населения;

экономят страховые компании и на доходах своих служащих. Понимая сложную ситуацию на рынке труда, многие сотрудники соглашаются на частичное сокращение заработной платы, лишь бы не лишиться места работы. Комиссионные страховых агентов сократились втрое: если раньше это было 15-40% от суммы премии, то сейчас 5-15%.

Глава 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ОАО «РОСГОССТРАХ»

Открытое акционерное общество «Российская государственная страховая компания» (ОАО «Росгосстрах») создано в феврале 1992 года, на базе Правления государственного страхования РФ при бывшем Министерстве финансов РСФСР. Компания образована в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.02.92 г. № 76 «О создании Российской государственной страховой компании».

Общество является правопреемником имущественных прав и обязанностей, включая ответственность перед страхователями, Правление государственного страхования РФ при Министерстве Финансов РСФСР.

Учредителем Общества выступил Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом. По состоянию на 31.12.2009г. 25 % плюс 4 акции от общего количества голосующих акций Общества находилось в федеральной собственности (управление пакетом акций осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, 75 % минус 4 акции - в собственности Общества с ограниченной ответственностью «Тройка инвест»).

Основной целью создания и деятельности ОАО "Росгосстрах" является развитие страхования для обеспечения защиты имущественных интересов юридических лиц, предприятий и организаций различных форм собственности, граждан РФ, иностранных юридических лиц и граждан на договорной основе, как на территории РФ, так и за границей в различных сферах их деятельности, посредством аккумулирования страховых платежей и выплат сумм по страховым обязательствам, а также получение прибыли на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц, объединяющих свои средства путем выпуска акций.

Статьей 2 Устава Общества определены следующие основные виды деятельности Общества:

Страхование

Перестрахование

Инвестирование и иное размещение средств Общества, включая страховые резервы;

Защита государственной тайны

По состоянию на 31.12. 2013 года: Общество составляет 649066560 рублей. Разделен на 16 226 664 000 обыкновенных именных бездокументарных акций, номинальной стоимостью 4 копейки каждая

По состоянию на 31.12.2013 года: Общество включало 78 филиалов Общества - Управления Росгострах в регионах РФ из которых 71 осуществляет страховую деятельность по единой лицензии и имеет баланс с законченным финансовым результатом. Обществом было занято 659 штатных работников.

По данным Федеральной службы страхового надзора, доля общества на российском страховом рынке составила 0,42%, в том числе по добровольному страхованию (за исключением операций по страхованию жизни) - 0,21%.

Приоритетным направлением деятельности общества остается обслуживание массового сегмента физических лиц, в первую очередь в области страхования: недвижимости (квартир и строений), домашнего имущества, от несчастных случаев и болезней, добровольного автострахования.

Таким образом, ОАО «Росгострах» работает на рынке страхования более 15 лет. За этот долгий срок компания позиционировала себя как стабильная и надежная компания, которая ценит своих клиентов. За период своей деятельности на рынке страхования компания предложила страхователям в общей сложности более 60 оригинальных страховых продуктов. Причем каждый страховой продукт отличается новизной и оригинальностью. Финансовое состояние за отчетный год можно рассматривать, как стабильное и перспективное. Аналитике компании проводят обязательный контроль за финансовым состоянием страховой компании как за отчетный год, так и на перспективу.

2.1 ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «РОСГОССТРАХ»

Показатель чистой прибыли в 2013 г. достиг 444 978 тыс. руб., что является максимальным значением за последние 4 года (см. таб.2). Высокие финансово-экономические показатели достигнуты обществом в первую очередь за счет правильно проводимой тарифной политики и реализации плана оздоровления финансового положения за 2013г.

Таблица 2 - Финансовые показатели тыс.руб.

Показатели2012г.2013г.ИзмененияФинансовый результат-444 978444 978Величина непокрытых убытков402 158--402 158Страховые резервы6 247 6704 369 685-1 877 985Сумма чистых активов604 9361 300 069695 133Уставной капитал649 067649 067-Резервный капитал26 09526 095-

Цель анализа финансовой отчетности состоит в том, что бы наглядно представлять изменения, произошедшие в основных статьях баланса, отчета о прибыли и отчета о денежных средствах и помочь менеджером компании принять решения в отношении того, каким образом продолжать свою деятельность.

Рассмотрим перечень и определения основных понятий, которые служат основой для составления финансовых отчетов в страховых организациях.

Активы организации- это его ресурсы, которые должны принести организации выгоды в будущем. Активы должны принадлежать ему( а не быть, на пример, арендованными) и должны быть ранее приобретенными( а не находящимися в стадии приобретения).

Собственный капитал предприятия рассматривается как остаток активов после вычета из них суммы всех обязательств. Иногда собственный капитал называют чистым ( т.е. освобожденными от долгов) активами. Собственный капитал складывается из инвестиций владельцев предприятия и величина прибыли, получаемой в результате хозяйственной деятельности и оставленной (реинвестированной) предприятию.

Доходы представляют собой увеличение активов предприятия, обусловленных главным образом производством и поставкой товаров и услуг в рамках основной деятельности предприятия. Предприятие может получать доходы также от инвестиционной деятельности как результат владения и продаж активов.

Затраты (издержки расходы) представляют собой уменьшение активов или увеличение обязательств (пассивов) или сочетания того и другого в связи с производством и поставкой товаров и услуг в рамках деятельности предприятия.

Прибыль предприятия за период времени - это разность между доходами за данный период и его издержками, вызвавшими получениями этих доходов.

Приведенными выше определения являются ключевыми для формирования баланса и отчета прибыли. Баланс-это финансовый отчет, отражающий состояние средств, обязательств и капитала на определенный момент времени в денежном выражении. Баланс состоит из двух частей -актива и пассива. Актив показывает экономические ресурсы предприятия, которые должны принести прибыль в результате хозяйственной деятельности. Пассив баланса отражает право собственности на эти экономические ресурсы и состоит из капитала и обязательств, которые предприятия имеет перед кредиторами.

Анализ баланса проводится с целью мониторинга изменения состава и структуры отдельных статей баланса. С помощь анализа можно выявить и определить положительные и отрицательные тенденции в развитии организации. Основным источником информации для анализа финансового состояния служит бухгалтерский баланс организации (форма №1 годовой и квартальной отчетности). Его значение настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Источником данных для анализа финансовых результатов является отчет о финансовых результатов и их использовании (форма№2 годовая и квартальная отчетность).

Проанализировав структуру баланса компании, мы видим, что за отчетный год произошли изменения.

Активы на начало года составляли 10 992 553 рублей, на конец года активы в общей сумме сократились на 339 264 рублей. Снижение произошли в следствии снижения статей баланса: доли перестраховщиков в страховых резервов уменьшились на конец года на 11,7 % или на 1 326 600 рублей, отложенные активы сократились на 58 789 рублей., денежные средства уменьшились на 123 626 рублей наибольшее увеличение наблюдается по статьям баланса: нематериальные активы увеличились на 14 318 рублей, инвестиции на 697 480 рублей, НДС по приобретенным ценностям-1436 рублей.

Сокращение пассивов баланса произошло в следствие снижения страховых резервов на 1 900 878 руб. или на 16%, долгосрочных кредитов и займов на 83 722 руб. Однако происходит увеличение таких статей как, капитал и резервы возросли на 444 руб. и составили на конец года 1 049 914 руб. краткосрочные кредиты и займы увеличились на 1 083 953 руб. и составили 1 713 594 руб. целыми изменениями, произошедшими за отчетный год положительно сказались на структуре баланса организации возросла доля инвестиций, нематериальных активов, увеличился капитал и резервы компании, уменьшилась доля долгосрочных кредитов и займов.

Просмотрим отдельную динамику структуры активов и пассивов ОАО «РОСГОСТРАХ».

По итогам 2013года валюта баланса уменьшилась по сравнению с началом года на 339 264 тыс. руб. и составила 10 653 289 тыс. руб. (см. таблицу 3).

В таблице 3 представлена структура активов баланса ОАО «РОСГОСТРАХ» по состоянию на 31.12.2013 и ее динамика по сравнению с началом года. В большей степени уменьшение валюты баланса обусловлено уменьшением доли перестраховщика в страховых резервах, что связано с прекращением действующих на начало года договоров переданных перестрахованию.

Так и на конец 2012 года, основную долю в активе баланса на конец 2012 года составляют инвестиции, доля перестраховщиков в страховых резервах, дебиторская задолженность и денежные средства.

Таблица 3-Динамика структур и активов ОАО «РОСГОССТРАХ»

На 31.12.2012 гНа 31.12.2013Изменение за отчетный периодНематериальные активы24971681514318Инвестиции53396156037 095697480Доли перестраховщиков страховых резервов285435815277581326600Дебиторская задолженность16074712049710442239Основные средства22886240451159Незавершенное строительство10071115108Отложенные налоговые активы61 5482768-58780Запасы16 7342973613 002НДС по приобретенным ценностям619076261436Денежные средства1080192956566123 626Иные активы5555-Итоги года10 992 55310653289339264

В таблице 4 представлена структура пассивов баланса ОАО «РОСГОСТРАХ» о состоянии на 31. 12. 2013 год и ее динамика по сравнению с началом года. Изменения по сравнению с началом года претерпели, практически все статьи, однако лучшее влияние на величину пассивов оказали страховые резервы стороны ее уменьшения и краткосрочные займы и кредиты стороны ее увеличения.

Уменьшение страховых резервов на конец учетного года произошел , в первую очередь, за счет высвобождения резерва и заработанной премии и резервов убытков .Высвобождение резерва незаработанной премии связано с прекращением действующих на начало года договоров страхования и перестрахования .Высвобождение резервов убытков связано с улучшением статистики выплат, что положительно влияет на текущий убыточные страховые операции, в связи с чем надобностью в имеющемся на начало года объеме резерва сокращается.

Таблица 4- Динамика структуры пассивов ОАО «РОСГОССТРАХ»

На 31.12.2012На 31.12.2013Изменения за отчетный периодКапитал и резервы6049361049914444 978Страховые резервы6 2476704346792-1900878Долгосрочные займы и кредиты169 35385631-83 722Краткосрочные займы и кредиты67464117135941 038 953Кредиторская задолженность32609493 421 007160 058Резервы предупредительных мероприятий---

Также произведем анализ ликвидности баланса. Ликвидность - одна из важнейших характеристик финансового состояния организации, определявшая возможность организации своевременно оплачивать счета и фактически является одним из показателем банкротства.

Для комплексной оценки ликвидности баланса рассчитаем и проанализируем коэффициенты ликвидности баланса: коэффициент текущей ликвидности, который рассчитывается по формуле

Ктл=ОбС/КО,(1)

где, ОбС-оборотные средства, тыс. руб.

КО- краткосрочные обязательства, тыс. руб.

Этот коэффициент представляет собой характеристики обеспеченности страховой компании оборотными средствами для покрытия краткосрочных обязательств. Рекомендуемое значение Ктл>1,5; коэффициент абсолютной ликвидности, который рассчитывается по формуле

Кал=(ДС+КВ)/КО, (2)

где, ДС денежные средства, тыс. руб.:

КВ-краткосрочные вложения, тыс.руб,:

КО-краткосрочные обязательства, тыс.руб,:


Ксл=ДС/КО. (3)

Где ДС-денежные средства, тыс. руб.:

КО-краткосрочные обязательства, тыс. руб.

Этот коэффициент показывает, какую часть краткосрочных обязательств компания покрывает денежными средствами. Рекомендуемое значение Кал>0,2.

Способность организации вовремя и без задержки платить по своим краткосрочным обязательствам называется ликвидностью. Ликвидность организации - это способность организации своевременно исполнять обязательства по всем видам платежам. Иначе говоря, организация считается ликвидной, если она в состояние выполнять свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы. Основные средства (если только они не приобретаются с целью дальнейшей перепродажи), как правило, не являются источниками погашения текущей задолженности организации в силу своей специфической роли в процессе производства и, как правило, из-за затруднительных условий их срочной реализации.

Таблица 5 -Анализ финансовых коэффициентов страховой организации

КоэффициентНа начало периодаНа конец периодаИзменения1234 (3-2)Ктл=ОбС/КО6,87,20,4Кал=(ДС+КВ)/КО0,80,90,1Ксл=ДС/КО0,50,90,4

Таким образом, из таблицы 5 видим, что коэффициент текущей ликвидности увеличился и составил на конец года 7,2. По нормативом он должен быть больше 1,5, показатель текущей ликвидности удовлетворяет нормативу.

Коэффициент абсолютной ликвидности должен быть больше 0,7, наш показатель также выше норматива и на конец года наблюдается на уровне 0,9, что также удовлетворяет нормативу.

Коэффициенты ликвидности страховой компании ОАО «РОСГОССТРАХ» выше нормативов, что свидетельствует о способности организации отвечать по своим обязательствам.

Глава 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ОАО «РОСГОСТРАХ»

Деятельность Госстраха всегда была ориентирована в первую очередь на решение социальных вопросов. При этом как то забывали, что страхование-это все таки бизнес, что предполагает получение прибыли. В результате ОАО «РОСГОССТРАХ» не только не смог развивать бизнес наравне с коммерческими компаниями, но и понес большие потери.

Во-первых, нужно повысить управляемость компании. Для этого необходимо вести новую систему управленческого учета, реализовать сквозное бюджетное планировании, также продолжить работы над проектом создания единой информационной системы, то есть те действия, которые должны повысить эффективность функционирования системы.

Во-вторых ОАО «РОСГОССТРАХ» должен приспосабливаться к новым целям, как этого требуют быстрые изменения условий окружения: компания должна иметь в штате специальных сотрудников, которые бы занимались подготовкой условий для изменений . их усилия должны направляться - при поддержки высшего руководства - на планомерное проведение изменений организации в рамках подразделений страховой компании с целью повышения эффективности работы страховой компании в целом.

В-третьих, в организации страховой компании должны быть благоприятные возможности для роста и самоусовершенствования (самоактуализация) ее членов, для которых характерно свободное общение (открытые коммуникации) и высокое взаимное доверие сотрудников, благодаря этому противоречия будут разрешаться конструктивно.

В-четвертых, это формирование системы мотивации. Задача достаточно сложная, потому что это потребует вложения средств. Но без сильной мотивации бизнес эффективным не бывает.

Также необходимо расширение страхового бизнеса. Для этого разрабатывается ряд проектов развития приоритетных для нас видов страхования.

В целях привлечения большего объема клиентуры должен быть расширен список нетрадиционных видов услуг (например, страхование кредитных, инвестиционных рисков), осуществление разработки более привлекательных условий страхования, принятие мер по снижению тарифных ставок, сокращение времени возмещение ущерба, осваивание перестрахования, повышение культуры обслуживания.

При современной структуре Росгостраха полностью контролировать деятельность всех дочерних обществ невозможно, поэтому совет директоров принял решение о консолидации системы, т.е. часть дочерних обществ будет преобразована в территориальные управления. В территориальных управлениях механизм регулирования активов будет более жестким, потому что это одно и то же юридическое лицо. Необходимо централизованным образом принимать решения и оценивать эффективность инвестиции.

Весьма актуальна проблема продвижения информационных потоков между подразделениями Росгостраха и различными уровнями управления. Невозможно обеспечить качественное управление компанией, не обладая полной текущей информацией о деятельности всех подразделений. Для обеспечения информационной прозрачности необходимо инвестировать значительные средства в развитие информационных технологий, создать корпоративную информационную систему.

Но, несмотря на наличие многих нерешенных проблем Росгоосстрах остается крупнейшей российской компанией в сфере личного страхования. Это компания с большими потенциальными возможностями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем итоги проведенного нами исследования. Страхование в любом современном обществе играет большую роль в функционировании экономики и поддержке жизненного уровня населения. Страхование является одним из институтов экономического развития общества, независимо от его политического устройства.

С переходом к рыночным отношениям появились большие потребности в страховых услугах. Радикальные преобразования страхового дела в стране направлены на формирования страхового рынка, твердой правой основы его функционировании, создания условий для всенародного расширения сферы и качества страховых услуг.

Хорошая работа страховой компании возможно только тогда, когда продуманно и уравновешенно управление компанией - эффективное планирование, организация, мотивация и, конечно же, контроль. Эти аспекты мы и рассмотрели в первой главе моей работы.

Во второй главе была проанализирована деятельность исследуемой страховой компании ОАО «РОСГОССТРАХ».

«РОСГОССТРАХ» - крупнейшая в России страховая компания, представляющая широкий спектр страховых услуг частным лицам и компаниям для защиты от самых разнообразных рисков. Развитие российского рынка страховых услуг в значительной мере определялось деятельностью Госстраха, а затем «Росгосстраха». Сейчас компания оказывает существенное влияние на формирования страхового рынка России.

Исходя из материала в третьем разделе моей работы, можно сделать вывод, что компании необходимо инвестировать значительные средства в развитие информационных технологий, повышать управляемость компании и разрабатывать контроль за дочерними обществами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовая база

.Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 08.03.2015) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (27 ноября 1992 г.)
<#"justify">Учебные пособия
.Бабаев, Ю. В. Теория бухгалтерского учета: учебник/ Бабаев, Ю. В.-М 2008,-240 с;
.Воблый, К. Г. Основы экономики страхования/ Репринтное издание.-М.: Издательский центр «Анкил», 1995-232 с.;

.Володин А.А. Управление финансами. Финансы предприятий./ Володин А.А.-М.; ИНФА, 2004-504 с.;

.Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учеб. пособие. - М: Финансы и статистика, 2004. - 352 с.;

.Жеребко А.Е. Совершенствование финансового менеджмента рисковых видов страхования А. Е. Жеребко.-М «Анкил». 2003.-128 с.;

.Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Страхование: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 462 с.;

9.Ефимов С.Л. Организация работы страховой компании: теория, практика, зарубежный опыт. М., 2007-247 с.;

.Слепухина Ю.Э. Экономическая природа финансовой устойчивости страховщика //Экономика региона. 2007. №1 (9).-1,25 п.л.;

.Словарь страховых терминов / Под ред. Е.В. Коломина, В.В. Шахова. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 367 с.;

.Сплетухов Ю. А., Дюжиков Е. Ф. Страхование. - М.: «ИНФРА-М», 2007. - 312 с.;

.Тулинов В. В., Горин В. С. Страхование и управление риском. - М.: 2008.-180 с.;

.Финансы: учеб. / Под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 634с.;

.Формирование страховых резервов. Бухгалтерский учет, налогообложение. М., 2007.-216с.;

.Чернова Г. В. Страхование. - М.: «Проспект», 2007. - 425 с.;

.Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2007.-252с.;

Документация предприятия

18.Годовой отчет ОАО «РОСГОССТРАХ» за 2013 год. www.rgs.ru <http://www.rgs.ru>;

.Пояснительная записка к бухгалтерскому отчету ОАО «РОСГОССТРАХ» за 2013 год. www.rgs.ru <http://www.rgs.ru>

.Бухгалтерский баланс ОАО «РОСГОССТРАХ» за 2013 год. www.rgs.ru <http://www.rgs.ru>

Похожие работы на - Финансовый менеджмент в страховой компании

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!