Правовой статус межнациональных отношений в РК

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,52 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовой статус межнациональных отношений в РК

Костанайский социально-технический университет им. акад. Зулкарнай Алдамжар

Педагогический факультет

Кафедра гуманитарных наук









Курсовая работа

ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РК


Карапетян Артем Михайлович








Костанай 2010

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты изучения конституционно-правовых основ межэтнического единства и согласия в Республике Казахстан

.1 Межконфессиональное согласие - залог стабильности государства

1.2 Закономерности развития этнических процессов в обществе переходного периода в Казахстане

.3 Н.А. Назарбаев - создатель и гарант межэтнического и межконфессионального согласия в Республике Казахстан

2. Социологический мониторинг как инструмент исследования актуальных проблем межэтнического взаимодействия в Казахстане

.1 Основные индикаторы взаимодействия этносов и актуальные проблемы межэтнических отношений в Республике Казахстане

.2 Казахстанская модель межэтнического согласия: опыт и рекомендации

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность курсовой работы. Постсоветский период развития политического и социального пространства бывшего СССР характеризуется резким возрастанием этнической составляющей в процессе образования новых государств, фрагментацией об их территорий, установлением политических отношений, социальной структуры, культурного взаимодействия. Этнополитические, этносоциальные, этнопсихологические феномены стали всеобщим элементом сознания и поведения постсоветского человека и существенным фактором, определяющим развитие социально-политических процессов.

В полиэтническом Казахстане сложилась следующая структура населения: доминирующие по численности этносы - казахи и русские, остальные в значительном меньшем количестве. Это привело к тому, что на многих участках поля межэтнического взаимодействия отношения между группами казахов и русских приобрели характер доминирующих и партнерских отношений. Эти отношения, активно влияют на протекание особенных для республики общественных процессов, позволяют в определенной степени регулировать развитие и взаимодействие остальных групп этносов.

Несмотря на то, что тема межэтнических отношений достаточно активно разрабатывается как отечественными, так и зарубежными учеными различных направлений, более пристального внимания требует выявление и изучение актуальных закономерностей взаимодействия этноса в современной этнополитической и этнокультурной действительности Казахстана, продуктом которого становится возникновение и проявление действий разного рода конфликтогенных факторов.

Говоря о подходах в решении задач регуляции межэтнических отношений Н.А. Назарбаев в выступлении на первой сессии Ассамблеи народов Казахстана сказал, что «… Некоторые страны проводят политику «выдавливания» инонационального населения, что никогда не было присуще казахскому народу… Второй - вообще не придавать значение национальному вопросу и надеяться, что все проблемы отпадут сами по себе. Но это не выход. Нам остается только третий, верный единственный путь, по которому мы идем, требующий трудоемкой и кропотливой работы. Это поиск точек соприкосновения, расширение зон согласия, доверия между народами» [1,С.41].

Поэтому актуальность данного исследования обуславливается рядом дополнительных обстоятельств:

-при рассмотрении национальных процессов в Казахстане возникает потребность отбросить многие мифологические наслоения. Господство ценностно-морализаторского подхода привело к поверхностному пониманию сути межэтнических отношений, отсутствие рационального осмысления процессов и появлению иллюзорного, романтического целеполагания;

-недостаточно изучается влияние национальных элитных групп, в значительной степени определяющих межнациональные отношения и национальную политику;

толерантность, высокий уровень зрелости национального менталитета основных групп народов Казахстана, ставшие фактором сдерживания в экстремистском разрешении противоречий, в последнее время стали подвергаться эрозии из-за упущений. Этот процесс целенаправленно не изучается.

В современной науке, изучающей национальные процессы, все еще мало используются данные эмпирических исследований, проведенных по более совершенной, апробированной методике с привлечением тонких способов снятия информации политико-психологического плана.

Историография курсовой работы. В научной литературе советского периода сложился большой пласт исследований, посвященный истории наций, состоянию национальных отношений самым различным аспектам развития национальных культур, языка, обычаев и традиций. В то же время разные исследователи, будучи представителями определенных направлений общественных наук, как правило, концентрировали свое внимание на тех вопросах, которые больше относились к области их интересов [2,С.448].

Экономисты в основном анализировали материально-техническую базу, развития производительных сил национальных республик.

В работах историков Ю.В. Бромлей, М.А. Губогло, Ю.А, Кахк, В.И. Козлова, К.В. Чистова рассматривались этапы решения национального вопроса, опыт осуществления национальной политики в различных регионах страны. Ряд исследований были связаны с описанием этнографических проблем жизни тех или иных наций, народов и народностей [3, 30-38 с.].

В работах философов Э.А. Баграмова, А.М. Егизарян чаще всего рассматривались проблемы социально-классовой структуры, социальные проблемы развития культуры, языка, образования и быта [4, 11-20 с.].

За последнее десятилетие проведено немало исследований межэтнических отношений. Новый выход на теоретический уровень изучения получили такие проблемы как национализм, соотношение национализма и демократии, эффективность решения этнонациональных проблем в многосоставных обществах, приоритетность прав человека и прав народа, поиск причин старых и новых фобий. Решение этих проблем требует специальных исследований, поскольку они возникают на перекрестке областей социологии, истории, права, этнологии, политологии.

В работах многих казахстанских ученых Р.Б. Абсаттарова, Л.А. Байдельдинова, Н.Ж. Байтенова, К. Утешова раскрывается суть национальной политики, научного управления национальными отношениями, дается теоретическое обоснование этнополитики, рассматривается межэтническая интеграция как длительный и противоречивый процесс, обсуждаются дискуссионные проблемы языка, потенциальные возможности конфликтов, особенности трансформации политической культуры народов бывшего Советского Союза, межнациональных отношений и межнационального общения [7,С.440].

Эмпирической базой являются результаты социологических исследований, приведенные разными исследовательскими организациями и отдельными авторами по данной проблеме, а также собственные республиканские социологические исследования соискателя: «Устойчивость межэтнического взаимодействия» (2001г.), «Конфликтный потенциал межэтнического взаимодействия» (2001г.), «Электоральное поведение населения Казахстана» (2002г.), «Межнациональные отношения в Республике Казахстан» (2002г.), проведенные совместно с Министерством культуры, информации и общественного согласия, с Информационно- аналитическим центром Парламента и с Аналитическим центром Совета безопасности Администрации Президента Республики Казахстана [8,С.62].

Таким образом, все перечисленные концепции и подходы стали той концептуальной и методологической основой, которая позволяет с достаточной степенью полноты раскрыть тему дипломной работы, связанную с анализом этнического взаимодействия в Казахстане.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы методами социологического анализа изучить конституционно-правовые основы гарантирования межэтнической стабильности в суверенном государстве Республике Казахстан, развитие и взаимодействие этносов в Казахстане и на этой основе обозначить новые методологические подходы для создания современной концепции регулирования межнациональных отношений в республике в условиях трансформации общества.

Исходя из этого, определены следующие конкретные задачи курсовой работы:

-определить общие закономерности этнического развития в прогрессии от естественно-природного состояния к общественно- исторической детерминированности;

определить степень и характер, влияния социально-стратификационных процессов на этнические отношения;

-выявить роль современного государства и общественных институтов в Казахстане как субъектов регуляции межэтнического взаимодействия;

определить цели, задачи и критерии эффективности национальной политики в Казахстане с учетом реалий сегодняшнего дня, изменившегося национального менталитета и характера общественных процессов;

Объект курсовой работы. В него входят политические и правовые институты, этнические группы, другие субъекты политических и национальных отношений, активно влияющие на развитие многонационального государства и общества, образующие каналы этнического взаимодействия и взаимопроникновения.

Предметом исследования являются этносоциальные, этнополитические, правовые процессы, происходящие в Республике Казахстан, а также совокупность факторов, оказывающих регулирующие воздействие на развитие полиэтнического общества, характер и направленность этнического взаимодействия.

Методологическую и теоретическую основу курсовой работы составляют теоретические концепции отечественных и зарубежных ученых.

Хронологические рамки исследования сосредоточены на изучении самых последних явлений национальной действительности в сроках, позволяющих репрезентировать динамику и направленность процессов, а также проявляться определенным тенденциям.

Практическая значимость работы состоит в том, что выводы работы имеют большое значение в практике регуляции межэтнических отношений, снятия остроты возникающих проблем, как метод выявления истоков и причин возникновения напряженности и конфликтов. Материалы могут служить пособием в преподавании соответствующих тем в курсах социологии, философии, политологии, основ права, спецкурсов по национальной политике и этнологии в высших и средних специальных учебных заведениях.

Научная новизна. В работе показаны новые характерные черты взаимодействия этносов в Казахстане, обусловленные очередным этапом развития государственности и изменениями в экономической, политической, социальной и культурной сферах, где происходит регуляция этнических межличностных и групповых отношений.

Структура курсовой работы: структура курсовой работы обусловлена целями и характером исследования для оптимального изложения полученных результатов. Курсовая работа включает в себя введение, 2 главы, объединяющие 6 подразделов, заключение и список использованных источников.

межконфессиональный согласие этнос

1. Теоретические аспекты изучения конституционно - правовых основ межэтнического единства и согласия в Республике Казахстан

.1 Межконфессиональное согласие - залог стабильности государства

Казахстан интенсивно идет по пути экономических, социально-политических, демократических преобразований и сегодня он по праву считается одной из самых энергично развивающихся стран не только на постсоветском пространстве, но и в мире. Это не пришло само собой, а во многом стало возможным благодаря правильно выбранному курсу на сохранение гражданского мира и внутриполитической стабильности в обществе, разработке и осуществлению эффективных механизмов регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений [9,С.368].

В смутные кризисные времена одной только неосторожной искры национального размежевания было достаточно для того, чтобы страна погрузилась в трясину затяжного, кровавого конфликта. Это подтверждает история многих государств, в которых межэтнические конфликты длятся десятилетиями, не позволяя обществу вернуться в созидательное русло.

В период распада Советского Союза удалось совершить невозможное. Теоретически многонациональный Казахстан был самой уязвимой, наиболее подверженной рискам глубинных межэтнических размежеваний республикой среди других субъектов Союза.

Однако коллизий не произошло. И в этом, прежде колоссальная заслуга лидера нашего государства, который не допустил возможности подобных катаклизмов. Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев выбрал политику созидания, выступил Символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина [10,74-84 с.].

Глава государства - человек интернациональных убеждений. Во многом благодаря его личным качествам, его мировоззрению люди разных этнических групп поверили ему в самый сложный период нашей истории и приняли провозглашенные им принципы построения суверенного государства как единственно возможный путь развития государственности на исконно казахской земле, осознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия. Об этом пишут руководители культурных национальных объединений, ученые, религиозные и общественные деятели, члены Ассамблеи народов Казахстана.

На первом форуме народов Казахстана в 1992 году Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым была озвучена идея о переводе форума на постоянную основу. 1 марта 1995 года на общественно-политической арене республики появился новый субъект регулирования в области национальной политики - Ассамблея народов Казахстана. Были созданы механизмы предупреждения и разрешения вопросов межэтнического единства и согласия. За тринадцать лет Ассамблея переросла в феноменальный институт дружбы народов, институт цивилизации, который в настоящее время признан мировым сообществом как величайшее достижение XXI века в опыте человечества. Обладая статусом совещательно консультативного органа при Президенте, Ассамблея народов Казахстана стала масштабной диалоговой площадкой, трибуной народного парламентаризма, истинно демократическим регулятором межэтнических отношений, соблюдения прав национальных меньшинств, свободного развития культур и языков в богатой полиэтнической мозаике Казахстана [10,С.82].

В Республике Казахстан национальное согласие определено главным, безапелляционным приоритетом внутриполитических реформ и закреплено в нормах всенародно утвержденной Конституции. В ней нашли отражение чаяния всего народа Казахстана, независимо от этнической или религиозной принадлежности.

В главном документе страны - Конституции выражено непримиримое отношение к любым действиям, направленным на разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной или родовой розни, и признаны неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие в нашей стране.

Многие западные политологи считали, что полиэтничный и многоконфессиональный Казахстан ожидает кровавый аналогичный распад. Однако история рассудила по-другому. Казахстан продемонстрировал всему миру уникальный опыт возможности межэтнического и межконфессионального согласия и сотрудничества. Несмотря на все сложности трансформации общества в процессе становления независимого демократического Казахстана в республике не произошло каких-либо серьезных конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подчеркивает: "... за годы независимости в многонациональном Казахстане, где проживают представители около 130 этносов и свыше 40 конфессий, прочно установились отношения мира, согласия и взаимного уважения. Благодаря этому мы планомерно выстроили казахстанскую модель развития и добились впечатляющих успехов в модернизации экономики" [13,С.31].

Мирное развитие Казахстана обусловлено многими причинами. Главной из них является исторически присущая казахскому народу толерантность. Н.А.Назарбаев, выступая на открытии совещания ОБСЕ "Межкультурное, межрелигиозное и межэтническое понимание" (Алматы, 12-13 июня 2006 г.), подчеркнул, что "именно толерантность стала решающим фактором обеспечения мира, стабильности и экономического прогресса Казахстана, который продолжает удивлять мир. Для нас принцип толерантности является не только нормой политической культуры, но и одним из ключевых принципов государства, который мы самым решительным образом поддерживаем и укрепляем... Для многовековой культуры казахского народа толерантность является поведенческой нормой, совершенно естественным жизненным принципом людей. Именно поэтому все, кто родился в Казахстане, считают его своей Родиной" [14,С.26].

При этом необходимо подчеркнуть, что толерантность базируется на общечеловеческой морали и нравственности, поэтому она не распространяется на отношение к аморальным поступкам и тем более к преступлениям.

Мир и согласие в обществе - это хрупкая драгоценность, о сохранении которой необходимо проявлять постоянную заботу. В связи с этим государственные органы республики и неправительственные организации стремятся всячески укреплять толерантность и согласие в межконфессиональных и межнациональных отношениях, не допускать распространения религиозного экстремизма. Не случайно в Программе "Казахстан - 2030" подчеркивается необходимость укреплять взаимоуважение, терпимость и доверительные отношения между различными конфессиями.

Государственная политика в данной сфере основывается на законодательном и институциональном обеспечении свободы совести и вероисповедания. Правовой основой деятельности религиозных объединений в республике является Конституция Республики Казахстан и Закон Республики Казахстан от 15 января 1992 года "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях".

Граждане Республики Казахстан равны перед законом во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни независимо от отношения к религии. Конституция, данный закон, как и ратифицированные республикой международные правовые акты о правах человека являются юридической основой межконфессионального согласия в республике.

В первые годы независимости в Казахстане был ликвидирован Совет по делам религий, имевший функции надзорного органа, а в мае 2000 г. был создан в качестве консультативно-совещательного органа Совет по связям с религиозными объединениями при Правительстве Республики Казахстан. В его состав входят чиновники, ученые, митрополит Русской Православной Церкви и Верховный муфтий, Председатель Духовного управления мусульман Казахстана. Деятельность данного Совета и Советов по связям с религиозными объединениями областных, городских и районных акиматах помогает более оперативно решать проблемы взаимоотношений религиозных объединений с органами власти и проблемы межконфессиональных отношений на местах.

В Казахстане созданы равные и благоприятные условия для реализации всеми конфессиями своих функций. Отношение нашего государства к религиозным объединениям строится на принципе признания мировоззренческого плюрализма, при этом защищаются интересы не только верующей части общества, но и неверующей.

В результате демократизации за годы независимости республики резко увеличилось количество религиозных общин. Так, если на 1 января 1989 г. в республике было около 700 религиозных объединений, принадлежавших к 30 конфессиям, то на 1 января 2007 г. действует уже около 5 тыс. общин, принадлежащих к 46 конфессиям. Ведущей религией многонационального и полирелигиозного Казахстана является Ислам - его исповедует примерно 70 процентов верующих. В тоже время в республике широко распространены и различные христианские конфессии, охватывающие около 29 процентов верующих. Особо хотелось бы подчеркнуть, что в нашей республике строятся не только мечети и христианские церкви, но также синагоги и построен буддийский храм.

Большое внимание государство уделяет правовому обеспечению борьбы с религиозным экстремизмом, который может дестабилизировать межнациональные и межконфессиональные отношения. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев пишет: " Религиозный экстремизм в Казахстане - явление, которое у нас масштабно не проявилось, но в то же время существует определенная опасность, что процесс конфессиональной дестабилизации, в конце концов, может произойти и у нас. Если, конечно, вовремя не осознать и не предотвратить эту угрозу [15,С.29].

Вопросы межконфессиональных отношений регулярно обсуждаются на заседаниях республиканской Ассамблеи народов Казахстана и малых Ассамблей в областях. С 2004 г. в работе республиканской Ассамблеи наряду с духовенством Ислама и Православия принимают участие и представители Протестантизма. Главным лейтмотивом двенадцатой сессии Ассамблеи народов Казахстана 24 октября 2006 г. был - "Межэтническое и межконфессиональное согласие - главное условие динамичного развития Казахстана и вхождения его в число наиболее конкурентно способных стран мира". Глубоко символично и то, что данная сессия прошла в Астане во Дворце Мира и Согласия.

Большое значение имеет конструктивное взаимодействие двух ведущих конфессий республики - Ислама и Православия. Владыка Алексий, бывший архиепископ Алматинский и Семипалатинский, выступая на IV сессии Ассамблеи народов Казахстана, подчеркнул: «Ислам и православие в Казахстане, взаимодействуя два с половиной века, создали условия для взаимоуважительного их бытия и наложили свой отпечаток на формирование всех сторон культурной жизни общества и этим тоже необходимо дорожить. Суд истории и божье наказание постигнет тех, кто сознательно будет разрушать это духовное достояние" [15,С.112].

Важную роль в формировании межрелигиозной толерантности играют ежегодно проводимые под руководством акиматов Дни духовного согласия, когда за "круглыми столами" собираются представители различных религий и общественность городов и районов.

Поистине огромное значение в укреплении межконфессионального согласия имеет деятельность Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. по налаживанию межрелигиозного диалога. Так, по его приглашению 22-25 сентября 2001 г., т.е. менее чем через две недели после трагических событий 11 сентября, состоялся государственный визит Папы Римского Иоанна Павла II в республику, что наложило на его поездку особую ауру противостояния попыткам разделения христианской и исламской цивилизаций. Этим визитом Иоанн Павел II еще раз подтвердил вселенский характер католической церкви, ее стремление к сотрудничеству, как с верующими других религий, так и с атеистами и свободомыслящими в отстаивании мира на планете, в защите прав человека. Итоги визита укрепили авторитет Казахстана на международной арене, дали импульс к участию республики в международном межконфессиональном диалоге [15,С.115].

Так, в феврале 2003 г. в Алматы состоялась Международная конференция мира и согласия. В ее работе приняли участие Президенты Казахстана Н.А.Назарбаев, Таджикистана Э.Рахмонов, государственный министр Турции Мехмет Айдын, советник Президента Афганистана Яхия Маруфи, министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев, ведущие религиозные деятели Ислама, Православия, Иудаизма Казахстана, а также религиозные деятели Иудаизма из США, Австралии, Новой Зеландии. Тем самым было положено начало проведению диалога между Иудаизмом и Исламом на территории Казахстана [16,С.313].

Межконфессиональное и межнациональное согласие в Казахстане получило высокую оценку многих религиозных зарубежных и политических деятелей. Так, в частности, Генеральный директор ЮНЕСКО Кончиро Мансура отмечает: "Господин Президент создал модель для мирного существования, и это служит напоминанием миру о том, что люди различных религий могут жить вместе, в гармонии" [17,С.55].

Вносят свой вклад в укрепление толерантности в межконфессиональных отношениях и общественные организации республики.

С 1999 г. в республике действует Ассоциация религиозных объединений Казахстана, которая в настоящее время объединяет около 230 общин. В ее состав входят некоторые баптистские церкви, пятидесятнические, пресвитерианские, методистские; в отдельных мероприятиях принимает участие Римско-католическая церковь [20,С.249].

В соответствии с зарегистрированным уставом этой организации главной ее задачей является защита интересов и прав религиозных объединений. Входящие в состав данной организации церкви разных деноминаций осуществляют совместную деятельность в сфере благотворительности, в духовно-нравственной работе, в проведении конференций, правовых семинаров в церквях, издательской деятельности, а также в других проектах. АРОК провозглашает защиту конституционных прав членов этой организации.

В 2003 г. создана Казахстанская Ассоциация религиозной свободы, которая, несомненно, оказывает большое влияние на распространение в обществе правовых взглядов на проблемы свободы совести и идей толерантности.

Важную роль в укреплении межрелигиозного согласия имеют средства массовой информации республики. Религиозные деятели, ученые и политики систематически выступают с разъяснениями сущности вероучений ведущих конфессий в газетах, в передачах радио и телевидения. По инициативе Президента Республики Казахстан с 2007 года на одном из главных республиканских телеканалов будет вестись "религиозный час", что даст возможность для религиозных лидеров обратиться напрямую ко многим миллионам людей с проповедью добра и веротерпимости [21,С.127].

Таковы некоторые аспекты деятельности государственных органов и неправительственных организаций по сохранению и укреплению межрелигиозного согласия. Во многом именно благодаря этой деятельности, а также успехам Казахстана в решении многих социальных проблем, в республике за годы независимости не допущено серьезных межконфессиональных и межнациональных конфликтов.

Учитывая, что каждая конфессия отстаивает истинность только своей веры, разногласия между ними в вопросах вероучения будут оставаться всегда. Поэтому проблема укрепления межконфессиональной толерантности и межнационального согласия, недопущения проявлений религиозного экстремизма требует постоянного внимания.

Как неоднократно отмечалось Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, религиозная стабильность, достигнутая в казахстанском обществе, есть бесценное общее достояние. "По казахской земле прошли все мировые религии, поэтому нам чужды нетерпимость или религиозный фанатизм. Эта духовная традиция, эта открытость Божьему слову в любом обрамлении - одна из важнейших основ межконфессионального согласия в Казахстане. Мы известны миру своей толерантностью, межэтническим, межконфессиональным согласием и диалогом. Растущий миротворческий потенциал нашей страны должен и дальше бережно сохраняться и развиваться" [22,С.42].

1.2 Закономерности развития этнических процессов в обществе переходного периода в Казахстане

Мысль о том, что любой народ в своем историческом развитии должен руководствоваться, прежде всего, национальными интересами, не требует особого обоснования. Бесспорно и то, что они должны иметь цивилизованный характер, соотноситься с интересами других народов, ибо только при таком условии возможно равноправное развитие государств в мировом политическом пространстве.

Однако, сегодня, в конце XX в., приходится признать, что прогресс, достигнутый человечеством в различных областях жизнедеятельности, не привел к взаимопониманию между людьми. Стремление к господству, уничтожению независимости, индивидуальности остается по-прежнему сильным и проявляется не только в повседневном общении между людьми. Наиболее зримы его масштабы и разрушительные последствия на уровне межнациональном, где, обрекая людей на непонимание, обиды, разделение на своих и чужих, оно порождает новые очаги межэтнических и религиозных конфликтов.

Проблема межнациональных отношений в социальной практике остается одной из самых болезненных. И в социальной философии, и в этносоциологии нет до сих пор однозначного определения ни нации, ни признаков, дающих возможность отличить ее от других этносоциальных образований. Дискуссионным пока остается и содержание таких оппозиций, как "национализм - интернационализм", "патриотизм - космополитизм". Вместе с тем нельзя не признать, что национально-этническая дифференциация является социальной реальностью, которая сегодня все настойчивее заявляет о себе [23,С.117].

Современное человечество, разделенное на государства со строго определенными границами и режимами, меньше всего соответствует некогда широко распространенному представлению о Земле как общем доме. К тому же процесс модернизации, связанный с идеей прогресса и направленный на постоянное совершенствование и обновление средств человеческой деятельности, сопровождается разрушением традиционных связей между людьми, ослаблением социальной значимости даже родственных отношений, атомизацией общества. Если к этим обстоятельствам добавить распад прежней государственности, системный кризис общества, потерю прежних идеологических и культурных ориентиров, то угроза полной утраты условий идентификации становится вполне реальной.

В этих условиях особую эмоциональную притягательность имеет национально-этническая идентичность. Именно национальное чувство, удовлетворяя острую потребность индивидов в идентификации, сплачивает их. Единство внутриэтнической общности обеспечивается, прежде всего, этнонимом, который для ее членов является своеобразной формой выражения их "родства". Освоение же символов и ценностей, воплощенных в обычаях и традициях этноса, дает индивиду ощущение своей связи с прошлым, с корнями.

В условиях кризисного социума этнические обычаи, мифы, символы и ценности становятся главным ресурсом не только для обретения общей идентичности, но и для политической организации этнической группы. Этничность используется лицом или группой лиц, принадлежащих к данному этносу и стремящихся к лидерству, как мотивация для политического размежевания, как средство для достижения определенных политических целей. Словом, возникает феномен, получивший название "этнополитическая мобилизация" и являющийся началом национализма как политического движения [24,С.219].

Апеллируя к "духу предков", к образу "матери-земли", к мифологии "почвы и крови", к идее народа, нации как "одной большой семьи", национализм проецирует внутрисемейные отношения на всю национально-этническую общность, стараясь, таким образом, эмоционально воздействовать на сознание и поведение членов данного этноса. С этой же целью изыскиваются "глубокие" исторические корни этноса, воскрешается в памяти героическое и трагическое прошлое народа, создается галерея образов "народных героев" [25,С.163].

Конечно, этностереотипы, т.е. так или иначе окрашенные образы других этносов, наций, всегда существуют в массовом сознании народов. Причем, проецируясь на восприятие собственной общности, эти образы "других", как правило, оказывают существенное позитивное влияние на формирование национального самосознания. Вместе с тем, когда образ "другого" используется спекулятивно, в политических целях, например, власть имущими для отвлечения от себя недовольства масс, в массовом сознании он неизбежно превращается в образ врага, что заставляет людей забыть о внутренних распрях, недовольстве властью и даже сплачивает их вокруг нее.

Для национализма образ врага является эффективным инструментом политической мобилизации этноса. Идентификация оппонента как врага, представляющего опасность для самосохранения этноса, приводя к выводу о неприменимости к нему общепринятых моральных норм, провоцирует социальное напряжение, становится, по сути, препятствием на пути обретения этносом утраченной идентичности. В этой связи Г.В. Малинин отмечает: "Не будет преувеличением утверждение о том, что один из самых глубоких корней всех кризисных явлений современности таится в сфере духовных ориентации субъектов человеческих отношений, в их характере и содержании. В условиях, когда отсутствуют или существенно ослаблены нравственные регуляторы, на поверхность нашего сознания всплывают и начинают проявляться в процессе общения, в поведении так называемые демоны, тени, представляющие собой архетипы бессознательного ... Враждебность, зародившаяся в конкретной ситуации и блуждающая в нашем сознании, "выключает" чужого из зоны действия принятых моральных норм и катализирует проявление социального зла" [28,С.74].

Проявление этнической активности на современном этапе мирового развития, особенно в условиях запаздывающей модернизации, связано со стремлением этносов преодолеть отставание в социально-экономическом и цивилизационно-культурном развитии, с попытками остановить процессы культурной ассимиляции - этого тяжелого наследия тоталитарного прошлого.

Для Казахстана, с его полиэтническим населением, национально-этнический аспект проблемы реформирования общества имеет особую актуальность. Процесс модернизации, сопряженный со сменой политического режима и экономической системы, осложняется еще и тем обстоятельством, что в советский период, "благодаря" целенаправленной политике партии, сферы деятельности, связанные с научно - производственно-техническим творчеством, были фактически недоступны подавляющему большинству коренного этноса. Его уделом был тяжелый, рутинный, бесперспективный, в плане творческой самореализации, труд в аграрном секторе и проживание в сельской местности с минимумом благ цивилизации.

Социально-экономические и политические реалии последних лет обострили многие проблемы казахстанцев. Безработица, все более ухудшающиеся условия жизни, снижение уровня доверия властям, сепаратистские настроения в некоторых регионах, беспокойство казахов за состояние и судьбу своей культуры и, прежде всего, языка, недовольство остальной части населения этнократическими, на их взгляд, проявлениями в отдельных сферах и другие проблемы могут стать источником обострения межнациональных отношений. По мнению К.Е. Кушербаева, "одним из факторов, усиливающих остроту конфликтов, является отсутствие в переходном обществе институтов и опыта регулирования этнических отношений... Энергия мобилизованной этничности при отсутствии механизмов сублимации в позитивные цели становится разрушительной" [30,С.51].

Бесспорно, низкий уровень жизни в значительной степени повышает социальную напряженность. Вместе с тем опыт последних лет показывает, что на характер межнациональных отношений влияют не только экономические факторы, материальные условия жизни, но и уровень национального самочувствия. Так, по данным Информационно-аналитического центра Парламента, представители славянских народов, немцы проявляют полный пессимизм в оценке своего будущего. Это более чем в два раза превышает аналогичный показатель у респондентов-казахов. Определенное влияние на развитие процесса межэтнических отношений оказывают и различные политические партии и движения радикального толка. Не имея у большей части населения поддержки, они все же вносят некоторый разлад в настроения этносов.

Есть еще одна проблема, которая в этническом плане делает сегодня невозможной гражданскую консолидацию - основу формирования единой казахстанской нации. Это - невысокая популярность культуры и языка титульной нации даже в среде самих казахов и, как следствие, доминирование на всех уровнях общения языка негосударственного.

И все же, думается, корень многих сегодняшних проблем, в том числе и в сфере межнациональных отношений, заключается в том, что в обществе по-прежнему сильны патерналистские настроения, упования на государство при решении возникающих перед людьми задач. Общество попросту не готово к демократизации, так необходимой для реализации целей модернизации.

Тем не менее, анализ процессов в различных сферах казахстанского общества дает основание утверждать, что наметились определенные позитивные сдвиги на пути к межэтнической интеграции. Если первые годы обретения суверенитета характеризовались резким ростом этнического самосознания, усилением националистических и имперских настроений, повлекших за собой обострение межэтнических отношений, то сегодня наблюдается отрадное изменение интересов этнических групп. Стремление приспособиться к изменившимся социально-экономическим и, главное, психологическим условиям свидетельствует о поиске этносами своего места в будущей модели казахстанского общества. У людей появилась надежда на стабильность и необратимость начатых преобразований, что подтверждается переходом интересов большинства населения в сферу повседневных забот.

Сохраняющаяся стабильность этнополитической ситуации в Казахстане в немалой степени объясняется традиционной терпимостью автохтонного населения к социально-экономическим условиям собственного существования, его свойством не навязывать ценности и стандарты своей жизни, доброжелательностью. Эти качества менталитета казахов зачастую воспринимаются другими этносами как фатальность мироощущения, покорность, комплиментарность [31,С.23].

Дальнейшее социально-политическое развитие Казахстана как демократического государства, бесспорно, зависит не только от степени реализации прав и свобод отдельной личности, но и от создания необходимых условий для самореализации этнических интересов в рамках единого государства. Решающее значение при этом будет иметь желание каждой личности идентифицировать себя с народом Казахстана.

.3 Н.А. Назарбаев - создатель и гарант межэтнического и межконфессионального согласия в Республике Казахстан

Актуальность темы гармонизации межэтнических отношений особо подчеркивается в Послании Президента Н. Назарбаева народу страны 2007 года. «Мы должны укрепить основы свободного и терпимого общества, где каждый казахстанец, какой бы нации и вероисповедания он ни был, мог быть свободен в выборе обычаев, культуры и религии», - подчеркнул Глава государства [32,С.111].

Президентом было заявлено, что дальнейшие усилия должны быть сосредоточены на последовательном формировании гражданского общества, обеспечении прав и свобод, развитии духовных ценностей казахского народа, всех этносов, проживающих в республике.

Для того чтобы перейти к решению этих задач, нужно было создать прочный фундамент, организационную и идейную основы, потому как одна из главных проблем XXI века состоит в том, что человечество еще не выработало универсальной формулы межнационального согласия.

Эта проблема несет в себе огромный разрушительный потенциал, лежит в основе многих глобальных угроз и вызовов миру. В строительство такого фундамента огромный вклад внесла и вносит Ассамблея народов Казахстана, созданная по инициативе Главы государства Н.А. Назарбаева.

Ассамблея народов Казахстана - это детище Н. Назарбаева, главное направление деятельности которой заключается в том, что проблемы всех народов в республике решаются бесконфликтно, сообща, с учетом многонациональных интересов. Опыт сохранения межэтнического согласия на протяжении существования независимой республики способствовал росту международного авторитета, престижа нашей страны за рубежом [33,С.216].

В жизни страны она все более утверждается как орган, эффективно способствующий укреплению дружбы между представителями разных наций, развитию языков, сохранению традиций народов многонациональной республики.

И что очень важно, как показывает опыт, межнациональное спокойствие, государственная стабильность способствуют развитию экономики, науки и культуры в стране. Дружба народов нашей страны, берущая начало из глубины веков, неоднократно держала экзамен на прочность в годы сталинских репрессий, когда к нам депортировались целые народы, в лихолетье Великой Отечественной, во время преодоления разрушительных последствий войны, в период освоения целины и т.д.

После обретения суверенитета наступило новое испытание. Состояние экономики и политическая ситуация в начале 90-х годов были очень сложными, стал нарастать поток людей, стремящихся покинуть пределы страны, многие пребывали в растерянности, появились ощущение социального дискомфорта, неуверенность в своем будущем и будущем детей.

Тогда перед населением Н. Назарбаев сформулировал задачи, которые с пониманием были встречены Казахстанцами. Главные из них создание основ для продвижения к рыночной экономике, политической стабильности, развитие демократии.

В качестве консультативно-совещательного органа тогда, в 1995 году, Указом Президента была создана Ассамблея народов Казахстана [34,С.183].

Находясь под пристальным вниманием Президента, Ассамблея за это время действительно сплотила все народы. Поэтому национальные диаспоры поддерживают политику Президента. Казахстанская модель развития межэтнических отношений может служить примером для других стран, считают многие государственные и общественные деятели. Поэтому участники международной конференции «Казахстанская модель межэтнического согласия: опыт и рекомендации» предложили изучать и распространять положительный опыт формирования культуры межнациональных отношений Казахстана, углублять в этой части сотрудничество с ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО и другими международными и региональными организациями, образовать подразделения по работе с малочисленными народами [35,С.200].

Казахстанская модель развития межэтнических отношений признана участниками конференции - ведущими политологами и обществоведами - как уникальная, требующая всестороннего распространения и всемерной популяризации.

«Я выбрал Казахстан в качестве первой страны для посещения после моего избрания, и я выражаю мое уважение Президенту Н. Назарбаеву за то, что он возглавил мировой межконфессиональной диалог», - заявил главный раввин Израиля Иона Мецгер [38,С.120].

Главный раввин назвал инициативу Президента Казахстана Н. Назарбаева «благословенной». По мнению Й. Мецгера, «любовь и терпение, желание жить в мире, царящие вокруг этого стола переговоров, будут воплощаться в жизнь». Раввин выразил надежду, что этот диалог в дальнейшем не прервется. Религиозные лидеры стоят на грани разжигания огня вражды и ненависти, но в их власти - погасить этот огонь. Примером мирного сосуществования различных наций и религий может служить Казахстан, сказал он [39,С.41].

Идея проведения межрелигиозного форума была также одобрена Папой Римским Иоанном Павлом II. Секретарь Ватикана Анджело Содано посетил Астану и обсудил с Президентом Н. Назарбаевым детали планирующегося мероприятия. Напомним, что на открытии съезда традиционных и мировых религий прозвучали приветствия глав различных государств. Приветствия в адрес руководства Казахстана направили главы Франции, Королевства Саудовской Аравии, Российской Федерации, Арабской Республики Египет, Италии, Польши, Германии и др.

В них отмечалось, что съезд, несомненно, будет способствовать идее мира на всей земле, что Казахстан, созвав этот съезд, совершает благословенное дело. В послании Организации Объединенных наций было сказано о том, что Казахстан может стать примером межрелигиозного договора и тем самым внесет достойный вклад в миссию Организации Объединенных Наций. Как известно, на съезде мировых и традиционных религий председателем был избран Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Кандидатуру Н. Назарбаева предложил руководитель одной из передовых групп экспертов Верховный имам Аль-Азхара Шейх Мухаммед Аль-Тантауи. Он выразил признательность Н. Назарбаеву за проведение этого съезда, который направлен на то, чтобы религии призывали всех людей земли к миру и согласию [39,С.43].

Комментируя итоги I съезда мировых и традиционных религий, Н. Назарбаев назвал их большим вкладом в дело мира и стабильности. Вы видели, подчеркнул Нурсултан Абишевич, что сегодня за одним столом сидели представители христианства, ислама, буддизма, иудаизма. А ведь до недавнего времени невозможно было даже представить себе, чтобы те же лидеры ислама и иудаизма жили в одной гостинице, сидели за одним столом и вели диалог о насущных проблемах. Но это случилось в Казахстане - государстве, где большинство населения исповедует ислам суннитского толка [40,С.125].

Таким образом, Казахстан стал центром движения к миру и гармонии. Создание условий для формирования межнационального согласия, продолжения межконфессионального диалога - это стратегический курс нашего государства и его Президента Нурсултана Назарбаева. Он прилагает все усилия к тому, чтобы доверие и сотрудничество между народами и религиями укреплялись, и эта работа дает зримые результаты.

2. Социологический мониторинг как инструмент исследования актуальных проблем межэтнического взаимодействия в Казахстане

.1 Основные индикаторы взаимодействия этносов и актуальные проблемы межэтнических отношений в Республике Казахстан

На исторической земле казахов накоплен богатый и уникальный опыт мирного сосуществования народов, цивилизаций, культур и различных вероисповеданий в одном государстве. Это наследие определяет корни нашего единства и помогает яснее увидеть свое будущее.

Внутриполитическая обстановка в Казахстане на сегодняшний день характеризуется в целом как стабильная. Различные этнические группы оценивают межэтнические отношения в регионах их проживания как положительные и доброжелательные.

Как и само казахстанское общество, межэтническое взаимодействие в стране за последние годы претерпело значительные изменения. В ходе проведения экономических и политических реформ сформированы новые социальные группы, в обществе утверждаются свободомыслие и толерантность. Демократизация общества обеспечила условия для возрождения и развития культуры и языков народов Казахстана. Это развитие происходит на основе гражданской общности всех казахстанских этносов, что способствует гармонизации межэтнических отношений [41,С.72].

Вместе с тем имеется ряд объективных факторов, отрицательно влияющих на состояние межэтнических отношений: невысокий уровень жизни, безработица и наличие преступности, недостаточная правовая культура, проявление тенденции этнической самоизоляции.

В современном мире идет противоречивый процесс взаимного общения народов, расширяются контакты между ними. Вместе с тем в отдельных регионах мира имеет место неприятие иных культурных и цивилизационных критериев. Ни один прогрессивно настроенный и стремящийся к справедливости человек не может быть удовлетворен таким положением.

В последнее время появились и такие новые внешние факторы, влияющие на состояние межэтнических отношений, как:

·вероятность геополитического раскола по этноконфессиональному признаку, а также снижение толерантности массового сознания;

·возникновение угрозы военно-политической дестабилизации в регионе, возможности гуманитарных катастроф и появление неконтролируемого потока беженцев;

·противоправная деятельность экстремистских, террористических и радикальных групп под прикрытием религиозных идей;

·распространение массовой культуры и чуждых казахстанскому менталитету нравов через зарубежные средства массовой информации, религиозные объединения, не соблюдающие законодательство страны;

·рост транснациональной преступности;

·политизация конфессий и этноориентированных организаций.

Указанные факторы могут оказать дестабилизирующее влияние на состояние межэтнических отношений. Поэтому государственным органам, Ассамблее народов Казахстана необходимо проводить целенаправленную и работу по следующим задачам:

·формированию и укреплению казахстанской идентичности на основе гражданской общности, казахстанского патриотизма, духовно-культурного взаимодействия и гармонизации межэтнических отношений;

·вовлечению и активизации всех слоев общества в процесс поэтапной и последовательной демократизации, становления и развития гражданского общества;

Задачи, которые ставились перед Ассамблеей народов Казахстана в период ее создания, на сегодняшний день в целом выполнены. В стране обеспечено равенство всех этносов, возрождение и развитие их языков и культуры. В основном завершены рыночные реформы в экономической сфере, проведена демократизация политической системы [42,С.379].

В настоящее время необходим новый взгляд на место и роль Ассамблеи народов Казахстана в обществе и государстве, на решение тех задач, которые являются результатом, как нашего внутреннего развития, так и воздействия внешних факторов.

Разрешение любых вопросов государственного масштаба и значения требует особого упорства и настойчивости с учетом предвидения перспектив геополитического развития, исторической важности и научной обоснованности в интересах независимого пути развития государства.

Определяя свои приоритетные направления, Ассамблея народов Казахстана ставит перед собой ответственные цели и задачи:

·укрепление возрожденной государственности;

·защиту прав и свобод человека, интересов народа и государства;

·переход на качественно новый уровень развития, отвечающий требованиям цивилизованного мирового сообщества;

Решение этих вопросов должно носить системный и превентивный характер. С учетом вышеуказанных факторов и важности своей роли в обществе Ассамблея должна активно участвовать в реализации государственной национальной политики. При этом новые цели и задачи Ассамблеи определяются в соответствии со стратегическими приоритетами государства в области внутренней и внешней политики и возлагают большую ответственность на каждого члена Ассамблеи. Данный подход лежит в русле общей стратегии государства по всемерному укреплению гражданского общества и постепенному вовлечению его членов в процесс государственной политики [43,С.177].

Настоящая стратегия Ассамблеи народов Казахстана представляет собой систематизированную совокупность базовых и руководящих ориентиров ее деятельности в сфере межэтнических отношений на ближайшую перспективу и построена на следующих принципах:

·верховенства закона и равенства прав и свобод человека и гражданина, независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам;

·общественной стабильности как основы справедливого решения национального вопроса, предотвращения и предупреждения действий, выступлений и высказываний, способных дискредитировать Республику Казахстан, а также препятствующих нормальному функционированию Ассамблеи народов Казахстана;

·всестороннего развития национальных культур, языков и традиций казахстанского народа;

·предупреждения деятельности, направленной на подрыв национальной безопасности государства, разжигание социальной, национальной, родовой и религиозной розни, ненависти или вражды;

·поддержки соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в вопросах сохранения и развития родного языка, культуры и национальных традиций, укрепления их связей с исторической Родиной, содействия в защите прав и интересов граждан Казахстана за ее пределами;

·расширения интеграционных отношений с международными организациями и институтами гражданского общества зарубежных стран [44,С.31].

Целью настоящей стратегии является повышение роли Ассамблеи народов Казахстана в реализации задач Стратегии «Казахстан-2030», укреплении стабильности и согласия в обществе и процессе формирования казахстанского народа, его сильной государственности, открытого гражданского общества. Задачами стратегии являются:

·формирование казахстанской идентичности путем консолидации этносов Казахстана на основе гражданской и духовно-культурной общности при стержневой роли государственного языка и культуры казахского народа;

·обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений;

·интеграция усилий этнокультурных объединений в обеспечении гармоничных межэтнических отношений в Казахстане;

·формирование системы упреждающих механизмов по профилактике негативных тенденций в области межэтнических отношений и нейтрализации возможных угроз, недопущение политизации этнического фактора;

·совершенствование деятельности Ассамблеи народов Казахстана по реализации государственной политики в области межэтнических отношений и повышение ее роли в демократизации политической системы, решении актуальных задач общественного развития [45,С.74].

Решение данных задач необходимо реализовать путем корректировки основных направлений деятельности Ассамблеи народов Казахстана в соответствии с потребностями общества и государства на новом этапе развития. При этом необходимо объединение организационных, интеллектуальных и иных ресурсов общества и государства в целях реализации государственной политики в области межэтнических отношений.

Исходя из этого, основные усилия будут направлены на кардинальное улучшение работы существующих и создание новых структур Ассамблеи народов Казахстана.

.2 Казахстанская модель межэтнического согласия: опыт и рекомендации

Республика Казахстан подтверждает свою приверженность соблюдению международных стандартов в области прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств, Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих национальным меньшинствам и других международно-правовых актах о правах человека; утверждает и развивает основные права и свободы граждан, закрепленные в Конституции Республики Казахстан, учитывает исторически сложившееся этническое, культурное и языковое разнообразие казахстанского народа; подтверждает свою приверженность демократии, свободе и справедливости; исходит из международно-правовых принципов и норм, в соответствии с которыми защита этнических меньшинств, их прав и свобод является неотъемлемой частью защиты прав человека [46,С.44].

Мировой опыт решения национальных проблем ориентирован на две основные модели. Первая государственная модель - государственное регулирование вопросов этнического развития и межэтнических отношений большинство стран мира. В зависимости от развитости механизмов и структур такого регулирования можно выделить:

·страны с устоявшимися технологиями межэтнического регулирования и развернутыми структурами национального представительства, учета и интересов, защиты прав национальных меньшинств Италия, Нидерланды, Швейцария. В этих странах, как правило, существуют специальные государственные органы, занимающиеся вопросами этнических групп населения и межэтническими отношениями;

·страны с преобладанием моноэтнической ориентации и жесткой регламентацией специфически выделенных прав национальных меньшинств Германия, США;

·страны, национальная политика которых состоит в унифицированном подходе к этническим группам и принципиальном отсутствии какой-либо специальной политики по отношению к национальным меньшинствам Япония, страны Латинской Америки;

Вторая модель - отсутствие на государственном уровне системного регулирования этнических проблем и межэтнических отношений. Они возникают и разрешаются в спонтанном порядке, как прецеденты, для каждого из которых создаются те или иные общественные структуры [47,С.9].

Межэтнические отношения в полиэтническом государстве, каким является Республика Казахстан, представляют собой весомый фактор стабильного и демократического развития страны. Они позитивно выступают необходимым компонентом общественного согласия, объективной предпосылкой территориальной целостности страны, а также базовой основой внешнеполитической деятельности государства, как в аспекте выполнения им международно-правовых актов, так и в налаживании отношений с теми странами, которые являются этнической родиной имеющихся в Казахстане диаспор.

Для эффективного регулирования межэтнических процессов, Президент Казахстана Н.А. Назарбаев на I Форуме народов Казахстана в 1992 году высказал идею создания Ассамблеи народов Казахстана, которая дала возможность «повседневно слышать голос человека, голос каждого народа, любой национальности». Именно поэтому работа форума была переведена на постоянную основу и создан общественный институт - Ассамблея народов Казахстана [48,С.135].

В Стратегии Ассамблеи народов Казахстана отмечено: «Задачи, которые ставились перед Ассамблеей народов Казахстана в период ее создания, на сегодняшний день в целом выполнены. В стране обеспечено равенство всех этносов, возрождение и развитие их языков и культуры. В настоящее время необходим новый взгляд на место и роль Ассамблеи народов Казахстана в обществе и государстве». Определяя свои приоритеты и направления, Ассамблея народов Казахстана ставит перед собой ответственные цели и задачи: укрепление возрожденной государственности, защиту прав и свобод человека, интересов народов и государства, переход на качественно новый уровень развития, отвечающий требованиям цивилизованного мирового сообщества [48,С.137].

Для реализации этих целей Стратегии необходимы формирование казахстанской идентичности путем:

·консолидации этносов Казахстана на основе гражданской и духовно-культурной общности при стержневой роли государственного языка и культуры казахского народа;

·обеспечением эффективного взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений;

·интеграции усилий этнокультурных объединений в обеспечении гармоничных межэтнических отношений в Казахстане;

·превращение государственного языка в неотъемлемый элемент внутренней культуры представителя каждого казахстанского этноса.

Ассамблея народов Казахстана как социальный институт создала прецедент принципиально нового подхода к формированию механизмов и технологий регулирования межэтнических отношений. Новизна этого подхода заключается в создании уникального института Ассамблеи народов Казахстана в целях осуществления сбалансированной национальной политики за счет гармоничного синтеза политики государства и общественных организаций в Деле укрепления межэтнического согласия. Это, своего общественно-государственное партнерство, конкретные примеры которого возникают во многих странах мира как компьюнити, нацеленные на решение разнообразных насущных проблем современности. Такой тип корпоративности государства и гражданского общества, возникший в Казахстане именно в сфере межэтнических отношений, является уникальным в мировой практике [49,С.28].

Выступая на встрече с членами Совета Ассамблеи народов Казахстана, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан особо подчеркнул роль этого консультативно-совещательного органа при Президенте Казахстана в социально-политической жизни страны. «Благодаря Вашей работе разнообразные этнические, культурные религиозные группы, составляющие великую нацию, могут участвовать в процессе принятия важных решений, влияющих на их жизнь», - отметил он, обращаясь к представителям Ассамблеи. По выражению Кофи Аннана, залогом экономической стабильности и развития любой страны является сбалансированная политика в сфере межэтнических и межконфессиальных отношений. Именно это помогло Казахстану преодолеть все экономические трудности и вызовы нового века. Как убежденный борец с любыми формами расовой дискриминации, К. Аннан считает, что пример нашей республики, может научить народы других стран тому, что «национальное многообразие нужно рассматривать не как недостаток, а как благословение свыше» [50,С.98].

Социальное поле деятельности Ассамблеи народа Казахстана определено как всемирное содействие укреплению межэтнического согласия, гражданского мира и единства народа Казахстана, реализации интересов этнических меньшинств, образующих вместе с казахами народ Казахстана, согласованию их с интересами казахов - этнического большинства населения Казахстана, сближению всех этносов, приобщению их к общечеловеческим гуманистическим ценностям, предупреждение конфликтных ситуаций, препятствование проявлению конфронтационности и экстремизма в межэтнических отношениях.

В этих целях Ассамблея народов Казахстана:

·содействует на основе соответствующих демократических процедур и международных стандартов осуществлению права этнических меньшинств на участие в общественной и государственной жизни, особенно в решении вопросов, касающихся защиты их интересов во всех сферах их жизнедеятельности;

·способствует формированию в общественном сознании понимания общности исторических судеб и долговременных интересов этносов, образующих народ Казахстана;

·обеспечивает организацию и контроль выполнения решений, принятых на сессиях Ассамблеи;

·координирует деятельность государственных органов в рамках совместных межведомственных и межрегиональных планов работы по развитию и укреплению межэтнических отношений, согласия и стабильности;

·участвует в разработке концептуальных основ государственной политики, в сфере межэтнических отношений; реализаций концепций и программных документов Ассамблеи, программ возрождения и сохранения языков, культуры, исторических традиций и обычаев народов Казахстана;

Казахстанская модель межэтнического согласия включает:

1.гарантии соблюдения прав и свобод этнических меньшинств;

2.применение системы адекватных измерителей для определения состояния и динамики этнического развития и его тенденций;

.систему государственных мер по обеспечению выравнивания социально-экономического, культурного развития этносов;

.государственной поддержки развития национальных культур и языков;

5.принятие во внимание многообразных специфических национальных потребностей и интересов различных этнических групп.

Стабильность межэтнических отношений в Казахстане обеспечивается системой мер, к числу которых можно отнести:

·систематический мониторинг с целью развития гармоничных демократических межэтнических отношений;

·формирование организационных механизмов для раннего выявления и снятия этнической напряженности;

·поддержка активности национально-культурных объединений;

·государственная поддержка этнообразовательных программ, национальных СМИ и т.д.

Состояние межэтнических отношений и проблемы этнического развития в Казахстане постоянно отслеживаются государственными органами через исследовательские, научные и неправительственные организации. Государство обеспечивает совершенствование законодательства в области прав и свобод этнических меньшинств, проживающих в республике. В совокупности оно должно обеспечить формирование общественно-государственной системы поддержки этнического развития и межэтнического согласия [51,С.49].

Осуществляемая государством устойчивая национальная политика в сочетании с демократизацией и информационной прозрачностью являются залогом стабильности и будут в значительной мере способствовать достижению целей Стратегии Ассамблеи народов Казахстана до 2007 года.

Главными результатами действующей казахстанской модели межэтнического согласия являются:

·Сохранение и упрочение позитивной ситуации межэтнического согласия в результате проведения Республикой Казахстан эффективной национальной политики;

·Формирование в сознании населения установок на толерантность, межкультурный диалог и межэтническое согласие как необходимых условий развития гармоничных этнических отношений в Республике Казахстан;

Институционализация общественной самоорганизации граждан, относящих себя к определенным этническим общностям в рамках действующего законодательства.

«Казахстанская модель межэтнического согласия» рекомендуют:

В государственно-правовой сфере:

·изучать и распространять положительный опыт меж этнических отношений в Республике Казахстан. Углублять сотрудничество с ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО и другими международными и региональными организациями с целью обмена опытом в сфере межэтнических отношений;

·совершенствовать механизм и институты демократии с целью обеспечения участия в органах государственной власти и местного самоуправления представителей различных национальных групп;

·при утверждении представительными местными органами планов и программ социально-экономического развития соответствующих территорий, по возможности включать в них вопросы защиты и соблюдения прав этнических меньшинств;

·при решении вопросов административно-территориального устройства, определении границ местного самоуправления, отнесенных к компетенции представительных местных органов, учитывать национальный состав административных единиц и компактное проживание этнических меньшинств;

·в полномочия исполнительных местных органов включать функцию обеспечения ими прав и законных интересов лиц, принадлежащих к этническим меньшинствам;

·в состав исполнительных местных органов в местах компактного проживания этнических меньшинств включить их представителей;

·в компетенцию органов местного самоуправления включать полномочия по защите прав и законных интересов представителей этнических меньшинств, проживающих на территории местного сообщества, а также функции по поддержке и оказанию содействия национально-культурным объединениям [52,С.441].

За период развития суверенного Казахстана, ориентированного на строительство демократического правового государства с рыночной экономикой, не было ни одного случая межэтнических конфликтов, кровавых столкновений и войн.

Все этносы, проживающие в Казахстане на основе действующей Конституции, имеют равные права на равный доступ к сферам образования и труда, на возрождение и развитие родного языка, культуры, традиций, на приобретение жилья и защиту своей собственности. Эти фундаментальные положения по защите прав человека и гражданина, записанные в Конституции Республики Казахстан, будут и дальше воплощаться в жизнь, реализуясь в реальных социальных показателях каждого казахстанского этноса и его конкретных представителей.

Заключение

В Казахстане проявляют себя особым образом все социальные отношения, так как, имея общую основу, которая свойственна большинству государств СНГ, они окрашены интенсивным этническим взаимодействием, более сложным и многоуровневым, чем в любой другой республике СНГ. Уникальность ситуации заключается в том, что при непростых условиях в стране не произошло ни одного значимого межнационального или этнического конфликта. Национальный мир и согласие - это главное достижение республики за годы независимости.

Долгая время казахстанская этнология и социология, характеризуя национальные отношения и взаимодействия, акцент больше делала на изучении процессов, свидетельствующих о расцвете национальных культур, сближении образа жизни различных наций. При этом практически не говорилось о том, какие противоречия могли бы столкнуть страну с пути бесконфликтного развития. Этносоциология пережила некоторый период апологетики этноцетризма, связанного с суверенизацией казахского этноса, отголоски которого и сейчас встречаются в некоторых научных интерпретациях. В настоящее время отечественная этносоциология выходит на новую степень, которая характеризуется более взвешенным подходом, высоким теоретическим, научным и методологическим уровнем, интегрированностью с мировой наукой [39,С.195].

Основное содержание современного процесса взаимодействия этносов в Казахстане - это развитие двух противоречивых и взаимосвязанных процессов - национально-государственной интеграции и в тоже время этнической дифференциации, при которой происходит как консолидация людей на культурно- этнической основе, так и разделение в отстаивании своих специфических социально- статусных интересов. Эту тенденцию нельзя игнорировать при определении основных направлений этнополитики.

В условиях Казахстана, по нашему мнению, в этнополитике должна воплощаться идея гражданского общества, которая сочетает в себе два начала: национальное и демократическое, права нации и права человека, обеспечивает соблюдение правового равенства людей разных национальностей, демократических принципов и норм человеческого общежития. К основным идеологическим концептам можно отнести идеи независимости, демократического, правового государства, казахстанского патриотизма, консолидации и интеграционализма. Долговременные стратегии и некоторые срочные меры должны стать основой и инструментом воплощения целей политики налаживания межэтнического согласия, сотрудничества и в тоже время этнического возрождения [40,С.144].

Путь к гармонизации этнонациональных отношений лежит через стабилизацию экономической ситуации, улучшение социально-экономических показателей жизни всех национальных групп, населяющих территорию республики, а также социальной справедливости, свойственной правовому государству. Поэтому немаловажно в интеграционной этнополитике учитывать фактор крена во властных отношениях и государственном управлении в сторону этнократизма. Несовпадение стратегических интересов различных этнических групп и неверие в возможности власти по соблюдению этих интересов, может стать причиной борьбы за власть между этническими сообществами и привести к возникновению конфликтных ситуаций.

Концепция национальной политики Казахстана должна основываться на идее сохранения, защиты и приумножения потенциала страны, достигнутого за годы независимости. Казахстан стал на деле территорией межнационального и межконфессионального мира и согласия. Сочетание и синтез качеств государственной структуры - консультативно - совещательного органа при Президенте страны - Ассамблеи народов Казахстана, и общественных организаций - национально- культурных центров стали эффективным инструментом межнационального взаимодействия, получили признание, как народов республики, так и международных институтов. Республика в настоящее время берет на вооружение идею политического консерватизма и учета традиций для национальной модели развития политической культуры, как наиболее способствующей социальному и экономическому расцвету страны. У Казахстана складывается свой исторический путь модернизации общества.

Казахстан, как уникальное поле социального взаимодействия этносов, обусловленное действием историко-культурных специфических и политико-правовых факторов, изучается впервые во всей полноте этой проблеме. В дипломной работе для научного обоснования актуальных проблем и их аргументации использованы ретроспективные классические работы ряда исследовательских структур и труды современных ученых этнологов, социологов, политологов, данные различных государственных органов Республики Казахстан по статистике, документы Ассамблеи народов Казахстана [45,С.128].

Приведен анализ данных социологических исследований различных организаций, опубликованных в государственных и частных печатных изданиях, а также результаты социологических исследований отечественных и зарубежных авторов. Основные и наиболее важные выводы и результаты получены в основном на основе самостоятельно проведенных социологических исследований. Характеристики процесса социального взаимодействия рассматриваются в анализе и интерпретации результатов самых последних социологических исследований и с применением более совершенных методик.

Работа представляет собой единую, логически связанную конструкцию. Сделанные выводы имеют большое значение в практике регуляции межэтнических отношений, снятия остроты возникающих проблем, как метод выявления истоков и причин возникновения напряжения и конфликтов.

При подготовке концепции национальной политики, следует провести профессиональный, научный анализ ситуации с привлечением широкого актива исследователей и научных структур, вовлечь их в творческую разработку механизмов воздействия государства и общества на межэтнические отношения и разрушения межнациональных конфликтов.

Список использованных источников

1.Назарбаев Н.А. Доклад на первой сессии Ассамблеи народов Казахстана. // За мир и согласие в общем доме: Материалы первой сессии Ассамблеи народов Казахстана. - Алматы: Казахстан,1995

2.Лурье С.В. Историческая этнология //Учебное пособие для вузов.- М.: Аспект Пресс, 1997

.Тишков В.А. О нации и национализме //Свободная мысль.-1996. №3

.Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциология: пройденное и новые горизонты // Социс. -2000. №4

.Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999

.Знаменский А.А. Этносоциализм: основные концепции современной американской социологии // Социс .1992. №3

.Байтенова Н.Ж. Межэтнические отношения в условиях трансформации общества // Казахстанское общество и социология: новые реалии и новые идеи: Материалы первого Конгресса социологов Казахстана, Алматы,2002

.Кушербаев К.Е. Основы этнополитологии. - Алматы: Институт развития Казахстана, 1996

.Сыроежкин К.Л. Государственность и этничность: проблемы и приоритеты переходных обществ // Казахстан на пути к устойчивому развитию. - Алматы: Гылым.-1996

.Сейдуманов С.Т. Этнополитические процессы в СНГ и Казахстане // Проблемы социальной стабильности в полиэтническом обществе: Сборник материалов международной научно-практической конференции.- Алматы, 2001

11.Назарбаев Н. Еуразия жүрегінде. Алматы: Атамұра, 2005

.Комоцкая В.Д. Фактор политической культуры в межэтнических конфликтах на территории бывшего СССР. - М, 2000

.Назарбаев Н.А. Эпицентр мира.Астана,2001

.Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. Алма-Ата,1992

15.Ж.Ә. Әлиев. Н.Назарбаев - этносаралық және конфессияаралық келісімнің Қазақстандық үлгісінің негізін қалаушысы Алматы,2006

16.Н. Назарбаев. Казахстан - 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана. Алматы, 1998

17.Н. Назарбаев. За мир и согласие в нашем общем доме: Доклад на Сессии Ассамблеи народов Казахстана, 24 марта 1995 г. Алматы. 1995

18.Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии. - Алматы: Казахстан,1971

.Джунусов М.С. Общественный прогресс и национальные отношения. Алматы: Казахстан,1976

.Исмагулов О. Этническая антропология Казахстана. Алматы: Наука,1982

.Сарсенбаев Т. Проблемы интернационального воспитания личности. Алматы: Наука,1973

.Сужиков М., Сапаргалиев Г. Некоторые философско-правовые проблемы совершенствования культуры межнациональных отношений. Алматы: Наука,1989

.Сабитов Р. Я и мы. Национальная идея в массовом политическом сознании //Мысль.-2002.№6

.Касымова Р. Компоненты национального сознания //Мысль.-2002.№3

.Калмырзаев А. Национальный менталитет и национальный дух // Мысль.-2000 №8-9

.Байдельдинов Л.А.Этнический фактор в политике и жизни //Саясат.-1999.№9

.Касымбеков М. Межнациональное согласие как стратегическое направление нашей политике // Мысль.-2001. №12

.Кушербаев К.Е. Этнополитика Казахстана: состояние и перспективы.

Алматы: Институт развития Казахстана, 1996

.Нысанбаев А., Романова Н. Межэтнические отношения как важнейший элемент политического бытия современного Казахстана //Саясат.-2001.№10

30.Романова Н. Этнополитическая динамика // Мысль.-2001.№8

.Молдабеков Ж.Ж., Касымова Р.Ш. Национальная политика как проблема //Сасяат.-2000.№ 6-7

.Байтенова Н. Межэтническая интеграция в Казахстане: состояние и перспективы //Современный Казахстан: экономика, политика, общество. Алматы: Институт развития Казахстана, 1997

.Ашимбаев М.С. К вопросу о факторах и особенностях политического развития Казахстана //Саясат. -2001.№3

.Марданов К. Межэтнические конфликты: природа, прогнозы //Саясат.-1997. №2

.Татимов М.Б. Влияние демографических и миграционных процессов на внутриполитическую стабильность Республики Казахстана // Современный Казахстан: экономика, политика, общество. - Алматы,1997

.Есенгалиева А.К. Этнический фактор социально-политического развития Казахстана // Саясат,1998. №7

.Малинин Г.В. Межнациональное согласие в Казахстане: проблемы, противоречия, перспективы // Институт философии МН АН Республики Казахстан. Алматы, 1997

.Лукпанов А.И. Социологические аспекты межэтнических отношений в Республике Казахстан // Казахстанское общество и социология: новые реалии и новые идеи: Материалы первого Конгресса социологов Казахстана, Алматы,2002

.Трофимов Я.Т. Проблемы межконфессионального и межнационального согласия в Казахстане // Пути достижения межконфессионального согласия: Материалы республиканской научно-практической конференции. - Астана, 1999

Похожие работы на - Правовой статус межнациональных отношений в РК

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!